Урок родной русской литературы в 9 классе
Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»
УМК: Родная русская литература. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф. /. – М.: Просвещение. 2021
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Класс: 9 класс
Цель урока:
— создать условия для эмоционального восприятия произведения учащимися, а также формирования у них целостного представления о понятиях нравственности, духовности, патриотизма.
Задачи урока:
— способствовать развитию у учащихся интеллектуальной компетенции и исследовательских навыков;
— за счет включения в урок музыки как вида искусства содействовать развитию творческого воображения, эмоционального восприятия произведения, а также повышению читательского интереса;
— обучать правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждать к творческому его восприятию;
— развивать коммуникативные навыки (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;
— воспитывать умение видеть красоту человека и окружающего мира, формировать ценностные ориентации учащихся;
— создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса через групповые виды деятельности.
Методы и технологии: «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский; технология развития критического мышления.
Основная форма деятельности — групповая
Оборудование: ноутбук с колонками; запись песни Б. Окуджавы «Музыкант играл на скрипке»; запись полонеза Огинского «Прощание с Родиной»; магнитные файлы с надписями: № 1 «Праведник», № 2 «Скрипка», № 3 «Война» , № 4 «Родина»; текст рассказа «Далекая и близкая сказка» В.П.Астафьева
Планируемые результаты:
Личностные:
— формирование у обучающихся нравственных чувств и правильных форм поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
— приобретение навыков общения, выступления перед аудиторией.
Предметные:
— умение анализировать литературное произведение;
— выявление заложенных вневременных, непреходящих ценностей и осмысление их современного звучания;
— приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
— понимание авторской позиции и умение выражать своё отношение к ней;
— умение характеризовать героев, сопоставлять их.
Метапредметные:
— развитие мотивов и интересов познавательной деятельности обучающихся;
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— смысловое чтение;
— умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Методические пояснения
Работа с текстом на уроке строится в форме беседы с элементами анализа, помогающего осознанию учащимися основных проблем произведения. Эту цель помогают достичь и используемые на уроке аудиозаписи произведений М.К. Огинского «Прощание с Родиной» и Б. Окуджавы «Музыкант играл на скрипке».
Содержание урока
I. Мотивационный этап урока
1. Звучит песня Б. Окуджавы «Музыкант играл на скрипке» (в исполнении Олега Погудина)
2. Учитель читает стихотворение Татьяны Савостьяновой « Что может быть красноречивей рук?»
Что может быть красноречивей рук,
Чувствительнее, мягче и нежнее?
Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
Аккордов бесконечное движенье.
То звуки осторожны и тихи
Или задорны, жалостно-печальны.
Со всех сторон, снаружи, изнутри,
Возникшие нарочно и случайно.
Безумное шептание листвы.
Осенним утром, ветра плач надрывный.
Я слышу дребезжанье темноты,
И шелест волн, и чайки крик унывный.
Все в музыке, природе и во мне
Сливается, расходится кругами…
Я таю…Наяву или во сне…
Как млечная дорога под ногами.
Вопросы для беседы с классом:
? Что вы представляли, когда слушали песню? О чём думает лирический герой, слушая музыку? Что он чувствует? («по небу летел», «музыкант, соорудивший из души моей костер»).
? Как связано прочитанное мною стихотворение Татьяны Савостьяновой с песней Б. Окуджавы?
? Дома вы читали рассказ В.П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка». Почему урок, посвящённый этому произведению, я начала с песни и стихотворения? Как они связаны? (В песне, которую мы слушали, и в стихотворении главными образами являются музыкант, музыка и герой-слушатель, то есть сюжет песни и стихотворения = сюжету рассказа В.П. Астафьева)
II. Постановка проблемы урока. Целеполагание.
? Какие рассказы В. П. Астафьева нами изучались на уроках литературы?
( «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»)
Пояснение учителя
Эти рассказы входят в сборник «Последний поклон», а «Далёкая и близкая сказка» стоит в нём первым. Сам писатель назвал этот сборник « повестью в рассказах».
? Что общего в прочитанных вами рассказах из книги «Последний поклон» ? ( Образ героя – рассказчика, бабушки Катерины Петровны, их деревня и жители, автобиографичность сюжетов)
Слово учителя
В 1968 году повесть «Последний поклон» выходит в Перми отдельной книгой.
Это воспоминания взрослого человека о своем детстве. Произведение состоит из 32 рассказов, разделённых на 3 «книги»: каждое повествование представляет собой отдельное законченное произведение и в то же время «вплетается» в общий сюжетный ряд всего сборника, так как все его элементы объединены общей темой. Это произведение о родине в том значении, в котором понимает её Астафьев. Родина для него — это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это люди — яркие личности; это природа, суровая, необыкновенно красивая — мощный Енисей, тайга, горы. Каждый отдельный рассказ «Поклона» раскрывает конкретную черту этой темы, будь то описание природы в главе «Зорькина песня» или детских игр в главе «Гори, гори ясно».
Повествование ведётся от первого лица — Вити Потылицына, сироты, живущего с бабушкой. Жизнь мальчика протекала, как у всех остальных деревенских ребят: помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры.
Главная героиня «Поклона» — бабушка Катерина Петровна — именно потому и стала нашей общей русской бабушкой, что собрала в себе во всей полноте все то, что еще осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно русского, что мы про себя каким-то чутьем узнаём, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего писатель в ней не приукрасит, оставил и «грозу» характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой узнать и всем в деревне распоряжаться («одно слово — Генерал»). И бьется, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и слезы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод: «Дети родились — радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер — тоже радость… Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одной рукой жала и косоручкой не сделалась — это ли не радость?» Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, которая при истощении веры также неотвратимо истощается, и человек все чаще предоставляет счет судьбе, меря зло и добро на ненадежных весах «общественного мнения», подсчитывая страдания и ревниво подчеркивая свое милосердие. В «Поклоне» все еще древнерусское, колыбельное, благодарное жизни и этим все вокруг животворящее.
Никто не выбирает своего детства, родителей, родни, соседей. Но уроки в жизни каждый извлекает сам. Быть может, самый важный урок, усвоенный Витькой в бабушкином доме, – умение ценить человека не по дурному, а по лучшему в нем. Поэтому маленький человек, уже столько бед перенесший в жизни, не сломился впоследствии, не запятнал своей биографии ни единым пятнышком во взрослом возрасте. И если Витька выбрался в новой жизни, то благодарить надо бабушку Катерину Петровну, которая молилась за него, постигала сердцем его страдания и тем из дальней дали неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть тем, что успела научить прощению и терпению, умению разглядеть в полной мгле даже малую крупицу добра, и держаться этой крупицы, и благодарить за нее.
Рассказы о детстве писались Астафьевым в течение долгих 20 лет. Автор назвал этот литературный труд «сокровенной», «лучшей книжкой», так как «очень много вложил … самого себя». Представляя юным читателям своё произведение, В.Астафьев утверждал: «Ни над одной из своих книг я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» — книгой о своем детстве».
Работа с учебником «Родная русская литература 9 класс» О.М. Александрова и др.
( Чтение статей об Астафьеве – стр. 118, 119 учебника.)
!!! Методический комментарий
Необходимо обратить внимание учащихся на следующие цитаты, приведённые в статьях; спросить школьников, как они понимают смысл этих высказываний.
- «Детская память, конечно же, колодец, и колодец со светлой водой, в которой отражается не только небо, не только всё самое яркое, но прежде всего поразившее воображение. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…» (В.П. Астафьев )
- «Выражением русской души стало творчество В.П. Астафьева и прежде всего самое сокровенное его создание – повесть в рассказах «Последний поклон». Повесть эта композиционно напоминает коллективную деревенскую фотографию…» (Л.М. Маракова)
- « В.П. Астафьев показывает нерушимость, незыблемость духовных основ бытия, он утверждает: пока есть дом, бабушка, которая любит своих детей и внуков, молится за них, — в жизни есть смысл и счастье». (Л.М. Маракова)
Слово учителя
В Государственном архиве Пермского края в личном фонде В. П. Астафьева хранятся рукописи трех редакций рассказа «Далекая и близкая сказка» из цикла «Страницы детства». Первоначально рассказ назывался «Как в сказке», «Как в далекой сказке», «Полонез Огинского».
Композиция рассказа – несколько частей, объединенных мотивом памяти.
! Определите основные темы этого рассказа
!!! Методический комментарий
В ходе обсуждения учащиеся выделяют 4 основные темы: роль музыки в жизни человека, тема Родины, военная и тема праведничества. На этом основании учитель предлагает ученикам разделиться на 4 группы, проходит жеребьёвка с использованием карточек «Праведник», «Скрипка», «Родина», «Война», в результате которой для каждой группы и определяется тема для анализа рассказа.
III. Организация мини-исследования. Работа в группах
Вводные задания группам:
- Отберите текстовый материал рассказа, соответствующий вашей теме.
- Сформулируйте проблемный вопрос.
- Выберите эпиграф ( предлагаются эпиграфы к темам)
Материал для отбора ( приём осмысления эпиграфов)
- « Назначение человека и писателя – творить на земле добро». В.П. Астафьев
- « В прозе В.П. Астафьева — размышление о нашей жизни, о назначение человека на земле и в обществе и его нравственных устоях…» (А. Макаров)
- «Астафьев пишет только то, чем сам живёт, что есть его день и быт, его любовь и ненависть, его собственное сердце». (Валентин Курбатов)
- « Отчизны голос — голос лучшей музы». (П.Беранже)
- « Чужбина родиной не станет». (И.Гете)
!!! Методический комментарий
В ходе самостоятельной работы обучающихся в группах сложился следующий материал.
После комментирования учащимися выполненного задания им предлагается ответить на вопросы «Поля проблем» и сделать выводы.
1 группа
Праведник
Проблемный вопрос: кого можно назвать праведником?
Эпиграф: « В прозе В.П. Астафьева — размышление о нашей жизни, о назначение человека на земле и в обществе и его нравственных устоях…» (А. Макаров)
Вопросы «Поля проблем»
1. Образ Васи-поляка дан глазами повествователя-мальчика. Найдите описание этого героя. (Работа с текстом).
( «Роста небольшого, хром на одну ногу, и у него были очки». «Рубаха на нем была расстегнута, ноги босы, глаза в темных обводах». «Жил тихо — мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему», «пил чай не по-нашему», «ел стеснительно», «церемонно откланялся»)
2. На что в первую очередь обращается внимание в описании образа Васи – поляка: на его внешность или его внутреннее состояние?
3. Как относились окружающие к Васе? («…пока был жив, относились к нему по-разному: не замечали, поддразнивали, пугали ребятишек, жалели» – «Помер, и селу стало чего-то недоставать»).
4. Помогает ли пейзаж понять образ этого персонажа? (Работа с текстом).
( В начале рассказа: «Над караулкой, высоко на увале, росли лиственницы и сосны. Сзади нее выкуривался из камней синим дымком ключ. Он растекался по подножию увала, обозначая себя густой осокой и цветами таволги в летнюю пору, зимой – тихим парком из-под снега и куржаком по наползавшим с увалов кустарникам».
После смерти Васи: «За одно лето сопрела пустая Васина караулка. ≤…≥ Ушел человек, и жизнь в этом месте остановилась»)
5. Благодаря чему Вася остался в памяти мальчика? (Такие люди, как Вася, приходят в жизнь каждого парнишки, каждой девчонки и остаются в памяти навсегда)
Словарная работа
Прочитайте слова рубрики учебника «Работаем со словом».
? Какие из них можно отнести к диалектной лексике, а какие к просторечным формам слов?
? Подумайте, почему автор использует их в своём произведении?
«Сквозные» темы
Комментируя это задание, школьники говорили о Юшке, герое одноименного рассказа А. Платонова, героине рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Общие выводы, к которым приходят учащиеся
Витька, сравнивая Васю — поляка со своими односельчанами, видит другого человека, который страдает. Все болезни и несчастья его от того, что он живет здесь не по своей воле. Его родители были высланы в Сибирь из Польши. В жуткий мороз на санях их везли к месту назначения. В пути следования у них родился мальчик, прямо в санях, под тулупом. Застудился и всю жизнь был очень болезненным. Станислав или Стася ( Вася, как его звали на селе) жил в караулке, охранял «общэственный фонд», значит, ему доверяли люди, по-доброму относились к нему, но для сельчан Вася был чудаком, непонятным для них человеком.
Оказалось, что в незаметной жизни был Вася-поляк вроде праведника и помогал людям смиренностью, почтительностью, учил их быть лучше, добрее друг к другу.
Из общения с Васей-Станиславом Витя узнал, что этот нелюдимый человек очень тосковал по своей далекой Родине. И в минуты отчаяния он брал самое дорогое, что у него осталось – скрипку.
2 группа
Скрипка
Проблемный вопрос: как музыка воздействует на человека?
Эпиграф: « Отчизны голос — голос лучшей музы». (П.Беранже)
Вопросы «Поля проблем»
1. Образ Васи неотделим от образа музыки. А мальчика-повествователя можно воспринимать отдельно от музыки? ( Нет. Через музыку преломляется всё: восприятие ребенком Васи, его воспоминания, чувства.).
2. Как описана мелодия, которую мальчик услышал впервые? (Работа с текстом) («…пригвоздила меня к стене», «жалуется», «льется», «ключ течет из-под горы», «кто-то припал к воде губами, пьёт и не может напиться»)
3. Какие чувства пробуждает в ребенке музыка? («…только сердце мое, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьется у горла, раненное на всю жизнь музыкой», «хотелось умереть»).
4. О какой силе говорит в этом эпизоде автор? (О силе воздействия музыки на душу человека).
5. Скрипка – неотъемлемая часть образа Васи — поляка. Подтвердите это утверждение примерами из текста. («Загадочный, не из мира сего человек», «таинственный человек», «снова начинал представляться мне чем-то вроде волшебника из далекой сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела», «..на груди Васи покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке», «…перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста — перекидыша»).
Словарная работа
Опираясь на толковый словарь, определите лексическое значение музыкальных терминов: смычок, мелодия, тональность.
«Сквозные» темы
В качестве произведений на тему влияния искусства на душу человека учащиеся приводили произведения А.Куприна «Тапёр», В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Общие выводы, к которым приходят учащиеся
Для сельского ребёнка скрипка – таинственный инструмент, он раньше его никогда не видел, а музыка тоже странная и непонятная.
!!! Методический комментарий
Звучит полонез Огинского
Слово учителя
Это звучал полонез Огинского «Прощание с Родиной». Давайте обратимся к музыкальным терминам. Уже само слово «полонез» звонкое и гордое, настраивает на какой-то особенный, значительно -торжественный лад.
Историческая справка
Полонез называли «выставкой блеска, славы, значения», это торжественное музыкальное произведение; бальный танец. Его танцевали в Париже и Версале, Риме и Лондоне, Вене и Петербурге.
Одним из первых обратился к этому музыкальному жанру Михаил Огинский, композитор и пианист, видный государственный деятель.
Далекий 1794 год. Восстание, которым руководит Тадеуш Костюшко. Граф Михал Клеофас Огинский – его горячий сторонник. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб рода Огинских он заменил щитом с девизом «Свобода. Стойкость. Независимость». После поражения восстания Огинский был вынужден покинуть Родину навсегда. Покидая Польшу, он написал знаменитый полонез «Прощание с Родиной».
Вопрос учителя:
? Меняется ли восприятие мальчика, когда он слушает скрипку второй раз? («Та же самая ≤…≥ и в то же время совсем другая. ≤…≥ скрипка уже не стонала, не сочилась ее душа кровью, не бушевал огонь вокруг и не рушились камни»).
3 группа
Война
Проблемный вопрос: как меняется человек на войне?
Эпиграф: «Астафьев пишет только то, чем сам живёт, что есть его день и быт, его любовь и ненависть, его собственное сердце». (Валентин Курбатов)
Вопросы «Поля проблем»
1. Всегда ли одна и та же музыка может вызывать одинаковые эмоции? От чего это зависит?
2. Где и при каких обстоятельствах герой слышит эту музыку еще раз? (Последней военной осенью в небольшом разбитом польском городе).
3. Как звучит музыка? (Работа по тексту) («Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома», «гремела», «глушила разрывы снарядов», «властвовала над оцепенелыми развалинами»).
4. Какие чувства вызывает в герое эта музыка? («…горло сдавило, стиснуло, но нет слез, нет детского восторга и жалости чистой, детской жалости»).
5. Значит ли это, что повествователю разонравилась мелодия? (Нет. Он говорит о такой же силе воздействия, но он повзрослел, видел много горя, смертей, поэтому восприятие становится другим.)
Словарная работа
Найдите в тексте рассказа и выпишите слова «военной» лексики
«Сквозные» темы
Выполняя задание, школьники приводили примеры произведений «военной прозы»: В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда», В.Л. Кондратьев «Сашка», Ю.В. Бондарев « Горячий снег»
Слово учителя
Пройдут годы, много событий произойдет в жизни В.П.Астафьева. Будет жить он во многих города, но через сорок лет вернется в свое родное село, в котором когда-то звучала музыка о неистребимой любви к родине. «Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…»
4 группа
Родина
Проблемный вопрос: что значит родина для человека?
Эпиграф: « Чужбина родиной не станет». (И.Гете)
Вопросы «Поля проблем»
1. Почему рассказчик через много лет возвращается к событиям своей юности? Что побудило В.П.Астафьева создать такое произведение? (Рассказчику дорога земля, на которой он родился; именно за счастье на родной стороне герой пошел воевать; Виктор Петрович не отделяет себя от главного героя, его мысли и дела воплощены в лице
Вити Потылицына, и мальчика и взрослого человека).
2. Что роднит Васю – поляка и героя – рассказчика? ( Любовь к Родине)
3. Как герой относится к тому месту, где родился? (Рассказчик с любовью описывает окраину своего села; уже по этим строкам можно судить, что он не отделяет себя от односельчан; все радости и невзгоды он делит со всеми; это его жизнь и его любовь к родному краю.)
4. Как автор передаёт красоту пейзажа, чувства и настроение героев?
(Он использует в своем произведении средства художественной выразительности, которые играют в произведении важную роль)
5. Определите вид тропа в словосочетаниях ( из текста рассказа): «растроганными слезами», «огрызок луны, висевший теперь над самым кладбищем», «трава, как бы отлитая из металла», «доброте, разлитой слабым небесным светом» (метонимия), «Енисей, не спящий даже ночью», «кузнечик, работающий наперекор осени», «расплодившимся от ключа черемушником», «изгородь, обжаленную огнем».
Словарная работа
Пользуясь словарём, объясните значения слов:
Распадок речки — (длинная долина вдоль реки, балка)
Завозня — (пристройка к амбару, крытое помещение для телег и саней)
Увал — ( пригорок, холм, бугор)
Корчма — ( постоялый двор, трактир на территории Польши, Украины, Белоруссии)
Обоз — (ряд следующих друг за другом повозок с грузом)
«Сквозные» темы
Вспоминая произведения о Родине учащиеся цитировали стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина», С А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная», А.А. Блока «Россия», Н.М. Рубцова «Тихая моя родина…», «Звезда полей». Приводили примеры из сборника очерков Д.С. Лихачёва «Земля родная».
Слово учителя
Чувство родины, конечно, – одно из главных, оно делает жизнь человека осмысленной, наполненной особым содержанием.
Но за последние годы произошли большие изменения. Люди очерствели душой, волна равнодушия захлестнула многих. Вот почему умирают деревни, забывают в этих деревнях больных стариков. Утрачивается связь с родной землей, со своими корнями, появляется равнодушие друг к другу, к своим близким, к своей земле, искореженной железом, отравленной химией, всеми забытой и поросшей бурьяном. И стоят заколоченными дома, осыпаются в заросших садах переспелые яблоки, засоряются колодцы, разоряются могилы прародителей. Мы ощущаем, как из нашей жизни исчезают добро, бескорыстие и милосердие. Все меньше остается доброты, любви, копится лишь опыт жестокости и бессердечия. Как раньше при молчаливом согласии людей разрушались храмы, созданные руками наших предков-творцов, так и сейчас порой без всякой нужды и смысла сносятся исторические памятники. Что же с нами происходит? Мы говорим, что любим свою родину, но в то же время зачастую так безучастны к ней.
Спасение памяти начинается с выздоровления собственной души. Ведь у каждого есть отчий дом, где учили жить по совести и чести. Родина всегда была спасительницей, она давала силы на исцеление и возрождение.
IV. Рефлексия
Слово учителя
Рассказ прочитан, книга закрыта, но переключиться на повседневные дела не так-то легко. Мы продолжаем думать… О чем?
! Чему учит нас произведение Астафьева?
Сформулируйте афоризм:
(Возможные ответы учащихся)
- Люби ближнего своего, как самого себя.
- Лучше простить, чем наказать.
- «Почитай отца твоего и мать твою» («Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью»).
- Нужно спешить делать добрые дела.
- Понимая другого человека, мы сами становимся счастливыми.
- Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
- Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.
- Искусство и выражает душу человеческую, и лечит её.
Слово учителя
Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими чувствами, а дома…
V. Домашнее задание
Написать сочинение – рассуждение «О чём заставил меня задуматься рассказ В.П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка»?»
VII. Подведение итогов урока
!!! Методический комментарий
Школьники подводят итоги работы каждого члена группы по «Зачётному листу», обсуждается работа и группы в целом.
Учащимся выставляются оценки за урок.
Зачётный лист работы группы № _________________________
Фамилия, имя учащегося |
Итого |
Оценка |
||||||||
Елена Фильшина
Красноярский край, Ермаковский р-н, 9 класс
Думы о рассказе В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка»
Я прочитала рассказ В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка». В нём рассказывается о человеке, который очень тосковал по своей родине. Вася-поляк жил в караулке. Он был небольшого роста, хромой, в очках, которые вызывали пугливую учтивость. Ребятишки украдкой заглядывали в окна к Васе и, пугаясь чего-то, с воплями убегали. Человек этот был очень трудолюбивый. Вечером после трудов Вася-поляк брал в руки скрипку и играл. Однажды эту прекрасную таинственную музыку услышал мальчик Витя. Она так заворожила его, что Витя не мог двинуться с места. Скрипка плакала, а от этих звуков и на душе у Вити сделалось тяжело, неспокойно. Музыка брала за душу. Поздно вечером он пришёл домой и за столом рассказал бабушке про скрипку и музыку, которая шла из домика Васи-поляка.
Как-то раз Вася пришёл к бабушке, она его посадила пить чай. Бабушка вздыхала и жалостливо смотрела на него. Вася ел стеснительно, а чай пил не по-нашему. Когда бабушка прикрывала за ним дверь, она сказала: «Господи, Господи! Доля ты тяжкая… Слепнет человек». Бабушка рассказала Вите, что Вася — человек без роду, без родины, а жить без родины тяжело. Неистребимая любовь к далёкой родной земле заставляла Васю брать в руки скрипку. И каждый вечер скрипка пела, плакала, а потом угасала. Это плакала Васина душа по родине.
Несколько лет спустя Вася ослеп. Однажды бабушка пришла озабоченная, выставила швейную машину и принялась шить. Витя помчался в караулку, он всё понял. Дверь была распахнута. Подле избушки толпился народ. Люди заходили в неё без шапок и выходили оттуда, вздыхая. Ушёл человек, и жизнь в этом месте остановилась.
Рассказ меня очень взволновал. Тоска по родине — это как болезнь. Я ещё не испытала такой тоски и печали по родине, но даже если на один-два дня отлучишься из дома, сразу снится мне рябина под окном, или наш дом, или мама. Вася свою любовь к родине выражал в музыке, а я выражаю — в рисунках. Для человека и вправду жизнь без родины тяжела. Родина — это твой язык, традиции, культура. И вдруг ничего этого нет. Страшно даже подумать. Наверное, поэтому, когда люди отлучаются надолго из родного дома, то берут с собой фотографии родителей, близких друзей и даже фотографию своего дома, в котором вырос.
Максим Бебешев
Красноярский край, с. Жеблахты, 11 класс
Моя затесь
«Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека; и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город». Так писал Виктор Петрович.
Читаю рассказы Виктора Петровича, а в памяти — Буйбинский перевал, ручей Горный. Там мы собирали кедровый орех. Я любовался могучими кедрами. И вот, собрав все шишки с одной стороны кедра, я на мгновенье поднял глаза, чтобы посмотреть на другую сторону кедра. И вдруг увидел шагах в десяти от себя зайца.
Он сидел, затаившись, прижав к груди левую лапу, а уши чуть-чуть шевелились и были направлены на меня. Одну секунду мы смотрели друг на друга: он не шевелился, чтобы я его не заметил, а я не шевелился, чтобы он не убежал, чтобы рассмотреть его как можно лучше. Интересно, о чём думал заяц? Я был счастлив встрече с пушистым зверьком, было великое желание погладить его, но стоило мне чуть пошевелиться — и зайца как не бывало. Не поверил косой человеку — убежал.
Как бы так сделать, чтоб люди и животные, встретившись глазами, увидели друг в друге доброту и не навредили бы друг другу? А может, и люди когда-нибудь внимательно посмотрят друг на друга и, улыбнувшись, станут друзьями или хотя бы не принесут друг другу зла.
Владимир Целищев
Красноярский край, Ермаковский р-н, 11 класс
Наш костёр
Мне душевно понравились рассказы Виктора Петровича Астафьева. Читал рассказ «Костёр возле речки», а сам думал о костре на карьере.
Улица наша, Сосновая, расположена у самого бора. Всё моё детство прошло на этой улице и в этом лесу. Здесь мне знаком каждый уголок. В сосновом бору летом нестерпимо пахнет смолой, и каждое дерево будто пышет жаром. В этом же лесу есть ягоды, грибы, белки. Всё для человека, всё рядом с человеком.
Но лес этот всё больше и больше заваливают бутылками из-под пива, пачками из-под сигарет, окурками, полиэтиленовыми пакетами. Бор превращается постепенно в свалку. А кто всё это делает? Мы, люди.
И вот тогда мы с друзьями находим свободное время вечером после школы и собираемся на карьере, который находится за лесом. Неторопливо двигаемся по сосновому бору к карьеру и собираем в полиэтиленовый мешок бумагу, бутылки, фольгу, обрывки газет, рваные обутки и многое другое. Всё это несём на карьер, складываем в широкую яму, поджигаем.
Сидим, разговариваем и ждём, когда загаснет костёр. Наверное, лесу полегчало, как будто умылся, чистым стал. А через неделю снова история повторится.
Юлия Макринова
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Покаяние
Виктор Петрович Астафьев написал о древнем языческом существе. С самого начала рыба показалась главному герою — Игнатьичу — зловещей, «на доисторического ящера походила рыба», «что-то редкостное и первобытное было в её величии».
В своей повести автор показал, что у каждого, пусть неверующего, пусть грешного, человека есть ещё шанс переродиться, стать лучше, правильнее. Для этого в древности юноши проходили обряд инициации, во время которого должны были символически «умереть», а потом — «воскреснуть». Так они становились другими — взрослыми.
Быть проглоченным рыбой и переродиться — один из элементов обряда (подобное происходит и с ветхозаветным Ионой).
У Виктора Петровича Астафьева прослеживается подобная мысль: неверующий Игнатьич, который дома даже иконку не держал, в критический момент взмолился Богу и попросил прощения за грехи. А позже и вовсе просит об искуплении, хочет пострадать за других — всех тех, «кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину». Словно Иисус Христос, страдающий за всё человечество.
«И сомкнулась над человеком ночь…» — Игнатьич словно бы умер.
И снова возродился — отпустила его рыба. А он не забыл обещанное — о покаянии, пожелал рыбе удачной жизни. Игнатьичу от этого стало легче, душа его очистилась.
Видно, и в самом деле стал другим человеком.
Илья Сазонтов
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Бог видит всё!
Виктор Петрович Астафьев хотел нам сказать, что не надо грешить, даже если есть возможность покаяться. Ведь если грешить и долго не каяться, то, в конце концов, тебя заставят покаяться силой. В повести это «заставление» проявляется в виде царь-рыбы. Ведь Бог, я так думаю, сам создал обстоятельства для покаяния Игнатьича.
Очень даже возможно, что Бог подослал именно царь-рыбу, потому что Игнатьич — рыбный браконьер. Я думаю, что если бы Игнатьич убивал лосей, то Бог бы, наверное, подослал ему царя лосей.
А ещё Виктор Петрович Астафьев говорит о том, что Бог видит всё.
Настя Буланова
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Прощение
Я думаю, Виктор Петрович Астафьев хотел сказать нам, что все могут попросить прощения, покаяться. И все могут быть прощены. Однако у автора покаяние происходит через испытание (вспомните Игнатьича, израненного, на крючках вместе с рыбой).
Пострадать, пройти испытание, постичь тайный смысл… И рыба — как будто древнее существо — выступает в роли «священника», отпускающего грехи, принимающего искупление. И, жертвуя собой, рыба «прощает» его, сама освобождается от крючков, разорвав своё тело в клочья… Это и её жертва.
Такова женщина… И всё, что окружает героя: луна, ночь, река и даже лодка,— всё женского рода… «Природа — она, брат, тоже женского рода!» — и это уже мысль не только Игнатьича, но и самого Виктора Петровича Астафьева, пронёсшего через всю жизнь трепетное отношение к женщине (рано ушедшей маме, бабушке, сёстрам, жене…).
Получается, и рыба — жертва покаяния, дарующая Игнатьичу возможность войти в новый мир с новой душой, более «взрослой».
Лиза Турова
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Искупление
Повесть В. П. Астафьева «Царь-рыба» наполнена глубоким смыслом. Автор пытается донести до нас такую мысль: люди, никогда не поздно что-то изменить, никогда не поздно раскаяться, сознаться, молить о пощаде, признать все свои грехи, попросить прощения. У каждого есть ещё один шанс, один, только один — используйте его с умом, не скупитесь!
Я считаю так потому, что в этой повести Игнатьич был очень скуп, не веровал в Бога, насмехался над сказаниями деда, но был смелым и трусливым одновременно! Сразу возникает вопрос: как же так? Ситуация довольно странная, непонятная, даже парадоксальная. Трусость проявляется в момент, когда Игнатьич понимает, что ему пришёл конец. И, неверующий, он начинает молиться! Испугался смерти Игнатьич — грехов много совершил, а жить-то хочется, да и с грехами в придачу! А смелость проявляется в том, что — да, Игнатьич неверующий, да, не держит иконки на всякий случай, но смерть близко, вот-вот глаза сомкнутся! Игнатьич решает рискнуть. Он осмеливается взмолиться к Богу, хотя никогда не верил… Не верил… Но всё-таки пытается… Кается… А вдруг Бог поможет?
Смерти боится всякий, а искупить свою вину не каждый может.
Отдав голос за данное произведение, Вы оказываете влияние на его общий рейтинг, а также на рейтинг автора и журнала опубликовавшего этот текст.
Цели урока:
- формировать умение анализировать литературное
произведение; - способствовать развитию у учащихся
интеллектуальной компетенции и
исследовательских навыков; - за счет включения в урок музыки как вида
искусства содействовать развитию творческого
воображения, эмоционального восприятия
произведения, а также повышению читательского
интереса.
Оборудование: компьютер, проектор,
интерактивная доска, полонез Огинского
“Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к
уроку.
Ход урока
I. Мотивационный этап урока. Целеполагание.
Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с
Родиной”. (Приложение 1)
Предварительная учебная задача: попытаться
не только прослушать, а “вжиться” в звучащую
музыку.
А) Вопросы и комментарии после прослушивания.
Обращение к лексическому значению слова
“полонез” (торжественное музыкальное
произведение; бальный танец)
— Какие мысли, чувства возникли при слушании
музыки?
— Всегда ли одна и та же музыка может вызывать
одинаковые эмоции?
От чего это зависит? Приведите примеры из жизни,
литературы?
(Человек при разных обстоятельствах и в разном
возрасте может по-разному воспринимать музыку.
Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая
сказка”)
Учитель:
— Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая
сказка” Открывает произведение писателя
“Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П.
Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон”
чему?
(Детству, бабушке, родным местам)
Презентация (приложение 2)
— Определите каждый для себя цель, которой он
желал бы достичь на уроке.
II. Проверка первичного восприятия рассказа.
Беседа по вопросам.
- От чьего лица в рассказе ведется
повествование? - Кто находится в центре внимания Вити
Потылицына? Почему? Что необыкновенного нашел в
Васе-поляке деревенский мальчишка? И в чем
состоит необычность повествования? - Как рассказчик стремиться передать нам его
восприятие музыки?
(Выделение основных эпизодов, подтверждающих
ранее высказанную детьми мысль)
- Как это можно зафиксировать, чтобы всегда
держать во внимании и что облегчило бы нам
работу? (Составление соответствующей теме урока
таблицы на интерактивной доске и в тетрадях)
№ эпизода | Когда и где слушал музыку | “Язык” музыки | Чувства, вызванные музыкой | Образы, вызванные музыкой | К чему побудила музыка |
Первое слушание | Ранней осенью у ворот завозни | “Тихо и одиноко”, “сделалось страшнее”, “жуть такая”, одинокая скрипка не грозится, жалуется”, “нет жуткого”, “смолкла скрипка, выдохнув боль”, “стоном оборвалась в поднебесье” |
“Боялся громко дышать”, “холод под рубахой”, музыка пригвоздила к стене”, “страх сердце отпускает”, “жаль чего-то, самого себя”, “восторг”, “сердце, раненное на всю жизнь музыкой”, “слезы”, “не было сил подняться” |
“Ключ течет”, “кто-то пьет”, “тихий Енисей”, “человек, обоз, что-то размытое тиной, бабушка, рвущая волосья”, “говорит о болезни моей”, “грозный поток”, “громы, молнии” |
“Хотелось умереть всеми заброшенным и забытым”, “пробрался к караулке, сел на порог. “Сыграйте, дяденька, ещё” |
Второе слушание | В караулке у Васи-поляка, ночью | “Мягче, добрее, тревога и боль”, “скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь …не рушились камни” |
“Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли”, чувство благодарности (“спасибо вам, дяденька”), “ничего сейчас не страшно”, “мир добр и одинок” |
Пошел на могилу матери, попросил прощения за забвение, “не хотелось идти домой” |
|
Третье слушание | “Последней военной осенью, в небольшом, разбитом польском городе на посту возле пушек” |
“Разлились звуки органа”, “музыка разворачивала душу…, “все-все обнажилось, со всего сорваны одежды”, “все вывернуто грязной изнанкой”. |
“горло мое сдавило, стиснуло” | Вася-поляк, “музыка, словно вздох родной земли” |
“Звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары…чтобы люди зашли в свой дом…” |
III. Организация мини-исследования. Работа в
группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы
(в тетрадях, представитель от группы — на
интерактивной доске)
IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы
на интерактивной доске.
Каждая группа формулирует вывод о силе
воздействия музыки на рассказчика.
При анализе второго эпизода в дополнение к
содержанию рассказа Васи-поляка приводится
историческая справка. (В марте 1794 года в Речи
Посполитой началось восстание, которым
руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас
Огинский, — горячий его сторонник. Он был избран
в Национальный Совет, на одном из заседаний
которого он заявил: «Отдаю на благо Родины свои
имущество, труд и жизнь”. На свои средства он
сформировал большой вооруженный отряд, которым
сам и командовал. Старинный герб Огинских он
заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость.
Независимость». После поражения восстания
М.Огинский вынужден был бежать в Италию).
Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка”
был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем
В.П. Астафьев открыл нам способность музыки
влиять на человека, формировать его мысли,
чувства.
V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего
задания.
На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью
своего языка волновать, вызывать ответные
чувства. Прослушайте стихотворение современной
поэтессы Татьяны Савостьяновой.
Что может быть красноречивей рук?
Что может быть красноречивей рук
Чувствительнее, мягче и нежнее?
Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
Аккордов бесконечное движенье.
То звуки осторожны и тихи
Или задорны, жалостно-печальны.
Со всех сторон, снаружи, изнутри,
Возникшие нарочно и случайно.
Безумное шептание листвы
Осенним утром, ветра плач надрывный
Я слышу дребезжанье темноты,
И шелест волн, и чайки крик унывный.
Все в музыке, природе и во мне
Сливается, расходится кругами…
Я таю…Наяву или во сне…
Как млечная дорога под ногами.
Вопросы и задания для анализа стихотворения.
- Определите тему и идею стихотворения.
- Почему автор называет руки музыканта
“красноречивыми”? - Найдите строки, подтверждающие это.
- Укажите строки, с помощью которых автор
передает силу воздействия музыки на слушателя.
Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как
вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как
однажды на уроке пения (так тогда называлась
“музыка”) мы классом слушали полонез Огинского
“Прощание с Родиной”.
В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам
было грустно…
Спустя много лет я прочитала “Последний
поклон”, который начинался рассказом “Далекая и
близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне
бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось
стихотворение “Далекая и близкая сказка, или
Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю
стихотворение – авт.)
Тишина над миром и покой,
Только плачет скрипка над рекой,
И поют в ночи тоскливо звуки,
говоря о боли и разлуке.
Изнывает скрипкина душа о стране,
Что очень хороша:
Полонез Огинского играл
Человек, что родины не знал.
В нем Огинский через много лет
Посылал свой Родине привет.
В помощь скрипке вторил Енисей,
О заветном напевая ей.
— Затаившись, слушал я хорал
И душою многое познал.
Я узнал тоску, печаль и боль
О стране далекой и чужой,
Я узнал, что трудные пути
Мне придется по земле пройти.
41-ый. Началась война.
Оборвалась скрипкина струна.
Нежный голос гулом заменен.
Ужас, страх и боль вселяет он.
И уж велено Всевышним мне
Оказаться в той чужой стране.
Через череду прошедших лет
Мне Огинский вновь прислал привет:
Сквозь огонь пожарищ, взрывов ураган
Я услышал, что звучит орган!
Как? Откуда этот звук проник?
Вижу: на стене Святого лик…
А в глазах его прямой укор
За кровавый смерч, войну, разор…
Музыка звучала все сильней!
Гром орудий прорывался в ней!..
Но брала она над страхом власть,
Так сильна была по миру страсть!
Прекратите, люди, смерти пир –
Пусть на свете воцарится мир!
Учитель:
Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча
посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими
чувствами, а дома…
Домашнее задание.
Написать сочинение “ Тронутая музыкой душа…”.