Дама с собачкой иллюстрации к рассказу

Под стеклом витрины разложены иллюстрации к произведению Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой», написанном в 1899 году в рабочем кабинете писателя, располагавшемся на втором этаже ялтинского особняка. Антон Павлович перенес в рассказ свои любимые места: ялтинскую набережную, парк в Ореанде, места за городом.

С весны 1899 года и до начала 1901 Чехов пережил, наверное, самые радостные моменты ялтинской жизни. На этот период выпал его переезд в Крым и обустройство собственного дома, вдохновенная работа над новыми произведениями, успех «Чайки» и «Дяди Вани» на сцене МХТ, визит театральной труппы и постановка этих пьес в Ялте специально для автора, почетное членство в Академии наук, личное счастье. Эти радостные события придавали бодрости и скрашивали вынужденный переезд в «теплую Сибирь», как шутливо именовал Чехов Ялту и окрестности. А всерьез упоминал, что Крымский полуостров нравится ему больше, чем побережье Ривьеры.

Знакомая каждому аббревиатура «Кукрыниксы» соединила в себе первые слоги фамилий художников Куприянова и Крылова, а также первые три буквы имени и начальную букву фамилии их товарища и коллеги Николая Соколова. Они иллюстрировали рассказы Чехова в 1940-1941, 1945–1946 годах и в 1953 году. В общей сложности Кукрыниксы создали иллюстрации к более чем сорока юмористическим, лирическим, грустным рассказам писателя («Хирургия», «Налим», «Тоска», «Невеста» и другим).

Сцены из «Дамы с собачкой» написаны художниками акварелью черного цвета. Эти иллюстрации выполнены со вниманием к каждому штриху, каждой мелочи, окружавшей героев рассказа, что делает их образы ярче и многограннее. В период с 1945 по 1946 год Кукрыниксы выполнили столько рисунков к «Даме с собачкой», что получилось самостоятельное произведение в картинках, полностью раскрывающее не только сюжет рассказа, но и психологию любовного романа персонажей. Меняющийся от светлого солнечного до расплывчатого сумеречного фон иллюстраций и мягкие переходы черной акварели по тональной шкале создают иллюзию кинематографичности иллюстраций. Художникам удалось передать графически чеховский юмор, не выходя за рамки точности сюжета и ясности композиции.

В сборнике рассказов «Дама с собачкой» уместилась на 14 страницах, а Кукрыниксы сопроводили произведение более чем 40 рисунками, которые при последовательном просмотре позволяют полностью понять сюжет рассказа, не читая. В иллюстрациях художников «Дама с собачкой» получилась не только историей одной любви, но и рассказом о слабости человека, из которой произрастают его проблемы и пороки.

Через полтора десятилетия, в 60-х годах ХХ века картинки Кукрыниксов «ожили» в кинокартине Иосифа Хейфица. Участники съемочной группы, возможно, бессознательно, повторили крупные планы художников, облик и костюмы персонажей, ракурсы камеры. Но самое удивительное — в кино перенеслись серо-желтые тона рисунков и черные линии акварели, а в некоторых кадрах повторился свет, исходящий откуда-то сзади, будто из прошлого героев.

«Дама с собачкой» А.П. Чехова в иллюстрациях Кукрыниксов

В номере гостиницы

  В номере гостиницы
  Кукрыниксы

В ноябре 2016 года в рамках выставочного проекта «Читаем классику с художником» Новосибирский государственный художественный музей представил посетителям выставку эскизов иллюстраций Кукрыниксов к рассказу Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой». Кукрыниксы — творческое объединение трех российских художников – Михаила Васильевича Куприянова (1903 — 1991), Порфирия Никитича Крылова (1902 — 1990) и Николая Александровича Соколова (1903 — 2000). Наибольшую известность им принесли многочисленные сатирические произведения, особенно политические карикатуры, плакаты и шаржи, созданные в годы Великой Отечественной войны. Однако в творчестве художников значительное место занимают иллюстрации к классическим произведениям мировой литературы.

В 1945 — 1946 годах Кукрыниксы по заказу Государственного издательства художественной литературы много и увлеченно работали над серией иллюстраций к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой» для отдельного его издания. Книга вышла в 1948 году с 36 гравюрами А.Н. Павлова по рисункам Кукрыниксов. Сохранилось множество набросков, эскизов иллюстраций, которые находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях и частных собраниях. В 1958 году 34 акварели из этой серии были переданы Министерством культуры РСФСР в только что созданную Новосибирскую картинную галерею. Это подготовительные листы к иллюстрациям, украсившим книгу, а также – не вошедшим в издание. Многие рисунки закончены и имеют самостоятельное художественное значение.

Кукрыниксы последовательно отображают все узловые моменты внешне незамысловатого рассказа: знакомство Гурова и Анны Сергеевны в курортном ресторане, прогулки, прощание на вокзале, встречу в театре города С., свидания в московской гостинице. От эпизода к эпизоду прослеживается эволюция любви героев: от легкого курортного флирта до серьезного всепоглощающего чувства.

Серия иллюстраций к «Даме с собачкой» ярко демонстрирует умение Кукрыниксов проникнуть в особенности поэтики чеховской прозы. Литературоведы, писатели, театроведы постоянно, со своей точки зрения, подчеркивали неоднозначность творчества Чехова, в котором при предельной точности передачи повседневной жизни всегда присутствует некий художественный подтекст. Традиционный реализм у Чехова соседствует с новаторскими тенденциями. Его художественные приемы чаще всего определяют как проявление импрессионизма, символизма. Основой сюжета становятся не сами события, а изменения, происходящие во внутреннем мире героев. Поэтому описания природы, интерьеров, не теряя своей конкретности, становятся способом передачи тончайших психологических нюансов.

Следуя за автором новеллы, Кукрыниксы, сохраняя убедительность в изображении реальных предметов и явлений, стремятся запечатлеть подвижность, изменчивость жизни. Особенно это удается им в пейзажах. Несомненно, что выбранная художниками техника акварели превосходно подходит для воплощения импрессионистического видения природы. В основном в работе над серией эскизов художники используют черную акварель. В собрании же нашего музея часть эскизов выполнена с добавлением коричневой акварели. Излюбленные художниками приемы – тончайшие тональные переходы от прозрачного до густого темного цвета, использование поверхности незакрашенной бумаги, разнообразие и динамика мазков, отражающих движение кисти, – отвечают простоте и легкости чеховского стиля.

На набережной Ялты

  На набережной Ялты
  Кукрыниксы

Виртуозное владение техникой позволяет Кукрыниксам передать текучесть форм растворяющихся в световоздушной среде предметов, игру цветовых рефлексов и в южных летних, и в зимних городских пейзажах, каждый раз воспринимаемых сквозь призму переживаний героев. Мощь и сияние чудесной природы Крыма, с отблесками света на поверхности моря, движением волн и облаков, гонимых ветром, воплощенные в рисунках художников, становятся отражением охватившего героев радостного чувства свободы и полноты жизни. Состояние Гурова после его возвращения в Москву, полное воспоминаний и отрешенных раздумий, сопровождают картины зимы, тихой, снежной.

В пейзажах города С. заваливший улочки снег, мокрый, плотный, тяжело легший на крыши и ветви деревьев, в сочетании с хмурым низким небом и почти черным сырым забором возле дома Анны Сергеевны, передавая настроение Гурова, создает картину унылой давящей среды.

В поисках изобразительного языка для иллюстрирования рассказа художники выбрали сложный путь погружения в созданный писателем мир, добиваясь единства пластических и литературных образов. При лаконизме художественных средств Кукрыниксам в серии иллюстраций к «Даме с собачкой» удается создать неповторимую лирическую атмосферу, полную любви, печали, надежды, столь свойственную маленькому шедевру Чехова.

Цикл иллюстраций Кукрыниксов к «Даме с собачкой» был восторженно принят современниками, а с течением времени стал восприниматься как классический.

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

В этом году была издана книга с новыми иллюстрациями профессионального художника, живописца и графика Натальи Муравской. На этот раз она проиллюстрировала мировую классику – рассказ Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой». В нарядной, изящной книге альбомного формата более тридцати чудесных иллюстраций, которые сочетают в себе неповторимый, индивидуальный стиль и узнаваемую манеру исполнения. Художница также разработала дизайн и макет книги.

Наталья Муравская. Фрагмент иллюстрации к рассказу «Дама с собачкой».

Наталья Муравская. Фрагмент иллюстрации к рассказу «Дама с собачкой».

Иллюстрации Натальи Муравской выполнены, на первый взгляд, в очень простой технике: на бумаге рисунок чёрным линером(ручка с пигментными чернилами) с лёгкими заливками акварелью. Но такая классическая техника требует тщательной подготовки и виртуозного мастерства. Стилистика изображения выбрана художником сознательно, она соответствует времени написания рассказа и деликатно раскрывает замысел писателя.

Наталья Муравская. Фрагмент иллюстрации к рассказу «Дама с собачкой».

Наталья Муравская. Фрагмент иллюстрации к рассказу «Дама с собачкой».

Изобразительный ряд иллюстраций создан с помощью отточенного линейного рисунка и нежного цвета, который проявляется только в эмоциональном центре композиции, расцвечивает и оживляет её. Эфемерность акварели в сочетании с тонкой вязью музыкальной линии создают определенный ритм, несут необъяснимое очарование, при этом, такой «дуэт» формирует ясные образы и поэтическую среду.

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

Художница всегда рисует от души, не обращая внимания на сиюминутную моду и преходящие тенденции, продолжая развивать в своём творчестве традиции искусства книги. Изящная и изысканная графика линий, благородный, чуть приглушённый колорит иллюстраций: всё, как – будто, следует за чеховским восприятием гармонии и красоты.

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

Работа над иллюстрациями к «Даме с собачкой» заняла более года, и как говорит сама художница, большая часть времени ушла на изучение стиля эпохи «модерн», архитектуры, интерьеров, костюмов, что бы быть максимально точной в изображениях. Набросков и эскизов получилось так много, что пришлось делать отбор при создании предварительного макета книги.

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

Иллюстрации Натальи Муравской эстетически убедительны и эмоциональны, они легко проникают в область литературной идеи, ещё больше расширяя среду её созерцания, при этом они бережно сохраняют первоисточник словесной формулы. Одухотворённость изобразительных образов, утончённо — интеллектуальная манера графики, благоговение перед литературой,-прекрасные качества творчества художника Натальи Муравской.

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

Наталья Муравская. Иллюстрация к рассказу «Дама с собачкой».

Так же интересным будет обратить внимание на творчество еще одного замечательного украинского художника Владислава Ерко, который в свою очередь обратился к эпохе барокко.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Дама или дамма как пишется
  • Дальше только больше как пишется
  • Дальше то что как пишется
  • Дальше посмотрим как пишется
  • Дальше лучше цитата как пишется