История создания
Произведение было написано в 1898 году после довольно длительного творческого кризиса Чехова, ставшего для него периодом осознаний и размышлений. В 1899 году оно было впервые опубликовано в журнале «Русская мысль».
Идея рассказа возникла у писателя ещё в 1896 году. В своей записной книжке он оставлял план и наброски сюжета. В те годы он уже был неизлечимо болен туберкулёзом, поэтому приводил в порядок своё собрание сочинений и занимался театральными постановками собственных пьес. Это не позволяло ему сразу приступить к реализации своей задумки, поэтому работа над текстом затянулась на два года.
Однако в 1898 году, после поездки в Ялту, писатель познакомился с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер, которая стала его женой. Встреча с ней, а также возможность наблюдать в Ялте жизнь отдыхающих и вдохновили его на написание колоритного рассказа с темой курортного романа.
Его сочинение «Дама с собачкой» было высоко оценено литературными критиками. В частности, В. В. Набоков называл его одним из величайших произведений в истории, а Б. С. Мейлах сравнивал главных героев с Вронским и Анной Карениной из романа Л. Н. Толстого.
Также свои мнения о рассказе оставляли сам Л. Н. Толстой в личном дневнике и А. М. Горький в письме к Чехову.
Краткое содержание
Москвич Дмитрий Дмитрич Гуров вот уже две недели проводит в Ялте на отдыхе. Он интересуется новым лицом здесь — молодой дамой, невысокой блондинкой в берете, которая неизменно гуляет со своим белым шпицем, за что её и прозвали «дама с собачкой». Поняв, что она здесь одна, он решает, что неплохо было бы познакомиться с ней. Выясняется, что её зовут Анна Сергеевна фон Дидериц.
Между ней и Гуровым начинается курортный роман. Они оба несчастливы в браке: у мужчины в Москве жена старше его, на которой его рано женили, и трое детей, а у Анны Сергеевны — муж, которого она не любит и в сердцах называет «лакеем».
В Ялте влюблённые счастливы, хотя Анна Сергеевна постоянно задумывается над тем, правильно ли она поступает и заслуживает ли она уважения после своего грехопадения. Они много гуляют, любуются местной природой, но приходит пора уезжать в Москву, расставаясь навсегда и возвращаясь к привычным жизням.
За осенью приходит зима. Гуров думает, что через пару месяцев забудет Анну Сергеевну, как своих предыдущих пассий, но она не забывается. Он всерьёз тоскует и даже решает приехать в её город С. Видя атмосферу захолустья, в котором ей приходится жить, серый забор, которым обнесён её дом, он понимает, почему она так стремилась убежать от своей жизни. Видит он и её мужа, в фигуре и лысине которого действительно есть что-то лакейское.
Гуров подходит к Анне Сергеевне в местном театре, где они понимают, что оба не могут жить друг без друга. Они договариваются о встречах: она будет приезжать к нему в Москву и останавливаться в гостинице «Славянский базар», где у них будут происходить редкие свидания. Мужу она будет говорить, что ездит на консультации к врачу.
Так и начинаются их встречи. Теперь у каждого из них — две жизни: явная и тайная, но именно в тайной жизни они могут быть настоящими, живыми, любящими. Гуров задумывается над тем, что только сейчас, когда он уже не слишком молод, он впервые по-настоящему полюбил. Словно он и она были птицами, которых поймали и насильно рассадили по разным клеткам. Теперь они друг для друга — самые близкие люди, как муж и жена, как нежные друзья, а их настоящие супруги и та самая явная жизнь — всё это глупо, неправильно и бессмысленно.
Однако они не могут ничего изменить и вынуждены скрываться, жить в тайне, лгать, не видеться подолгу, но им уже никак не разорвать этих тяжёлых пут.
Образ Гурова
Дмитрий Дмитрич Гуров — мужчина, которому нет ещё сорока лет, по образованию он филолог, но работает в банке, живёт в Москве, где у него есть два дома, когда-то пытался петь в частной опере, но бросил. Его женили рано, когда он ещё был студентом-второкурсником, и теперь супруга казалась намного старше его. Также у него были двенадцатилетняя дочь и два сына-гимназиста.
В его наружности, характере и всей натуре было что-то неуловимое, что притягивало к нему женщин. Он считал свою строгую, важную, солидную жену недалёкой и неизящной, не любил бывать дома и изменял ей много и часто. Из-за горького опыта в отношениях с женщинами он относился к ним дурно, отзываясь о них: «Низшая раса!» Но при этом без них он не мог провести и двух дней, в их компании он чувствовал себя свободно, легко, знал, о чём говорить с ними и как себя держать, тогда как в компании мужчин был неразговорчив и холоден.
Однако после встречи с Анной Сергеевной он меняется навсегда. Сначала он думает, что она так и останется для него «дамой с собачкой», безымянной фигурой, как и другие девушки, с которыми он крутил романы, а её образ выветрится из его памяти через месяц. Но впоследствии он понимает, что именно эта дама становится для него настоящей любовью. Здесь и начинается его перерождение, он задумывается над многими вопросами жизни. Он больше не относится к женщинам свысока.
По-настоящему образ Гурова раскрывается в приведённом фрагменте:
«…всё, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других, всё же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его „низшая раса“, хождение с женой на юбилеи, — всё это было явно».
Здесь автор сопоставляет тот образ героя, каким он был до встречи с Анной, и тот, кем он стал в финале произведения.
Особый трагизм заключается в том, что Гуров вынужден прятаться за своей прежней оболочкой, поддерживать скучные разговоры, называть женщин «низшей расой», создавать видимость нормальной жизни, хотя на самом деле всё это — уже шелуха, которая скрывает его настоящие, сильные и искренние эмоции и чувства.
Характеристика дамы с собачкой
Анна Сергеевна — молодая женщина, невысокая, блондинка, носит берет, у неё красивые серые глаза. По её причёске, платью и походке сразу видно, что она из порядочного общества. Она выросла в Петербурге, но вышла замуж в городе С., где живёт уже два года. Её муж служит то ли в губернском правлении, то ли в губернской земской управе, чего она и сама не может объяснить — это говорит о том, что ей слишком скучен и сам её супруг, и его дела, которых она даже не понимает. Самого своего мужа она однажды называет «лакеем», так как он готов пресмыкаться перед вышестоящими лицами: она несчастлива в браке.
В её смехе, разговорах, движениях ещё много несмелости и угловатости. Она довольно набожна и после связи с Гуровым сильно раскаивается, испытывает душевные метания и много думает о том, что теперь он может её не уважать. Но всё же она не может устоять перед этим сильным чувством, которое становится для неё первой и настоящей любовью. Уехав в С., она твёрдо принимает решение забыть Гурова, но это ей не удаётся: она только и думает, что о нём.
Образ собачки закреплён за Анной Сергеевной. Это белый шпиц, который может являться символом:
- того, что эта дама — из высшего общества;
- чистоты и непорочности помыслов;
- одиночества Анны, но после её знакомства с Гуровым упоминания о собачке из повествования исчезают.
Жанр, направление и композиция
Жанр произведения — рассказ, хотя некоторые литературоведы относят его к разряду повести. В пользу повести говорит то, что оно имеет деление на главы. Но всё же история рассказывается довольно кратко для повести, да и ограниченное количество основных персонажей говорит о том, что это всё-таки рассказ.
Направление — реализм, к которому относится и всё творчество Чехова.
Автор рассматривает довольно обыденную ситуацию: адюльтер — нередкое явление и для современного мира.
Композиционно произведение состоит из четырёх частей, каждая из которых раскрывает какой-то этап отношений Гурова и Анны Сергеевны:
- в первой части происходит знакомство;
- во второй — непосредственно начинается их курортный роман, тогда же им и приходится расстаться;
- в третьей — описываются внутренние переживания Гурова и тоска по возлюбленной, которая заставляет его ехать к ней в город С.;
- в четвёртой — влюблённые начинают тайные встречи, но оказываются в тупике и не знают, что им делать дальше.
Произведение имеет открытый финал и тем самым подчёркивает растерянность самих героев.
Многие критики отмечали, что этот рассказ не имеет привычной логической структуры: например, в нём сложно выделить кульминацию или развязку. Это — новаторство Чехова: он демонстрирует не столько рассказ о любви двух людей, сколько саму эту любовь и фрагменты линии их отношений.
Тема, идея и проблематика произведения
В рассказе затрагиваются такие темы и проблемы:
- супружеская верность и измена;
- семейные узы;
- тайная связь;
- вопросы нравственности;
- консервативность общества XIX века.
Ведущей темой в произведении является настоящая любовь. Она заставляет героев меняться, перерождаться и задумываться о глобальных жизненных вопросах. Влюбившись в чистую, светлую и прекрасную женщину, Гуров, называвший женщин «низшей расой», и сам меняется в лучшую сторону, а его глубоко скрытые положительные качества выбираются из «оболочки», распускаются, как цветок.
Также на первом месте в рассказе стоит тема супружеской измены: вокруг неё и закручен сюжет. Традиционно неверность в браке порицается обществом, однако автор показывает, что очень часто на измену людей толкают многие причины, главная из которых — отсутствие любви в браке. Особенно актуально это было для того времени, когда молодые люди вступали в брак против своей воли: их женили на подходящих кандидатурах ради статуса в обществе, лишая их свободы выбора. В таком браке даже появлялись дети, но, разумеется, не было любви.
Каждый из героев жил в своеобразном «футляре», ограждающем их от скучного общества, в котором им приходилось существовать. Гуров редко бывал дома с женой, находя спасение в краткосрочных романах.
Анна же спасалась от одиночества тем, что завела собаку, но однажды ей стало так тошно и плохо, что она решила совершить поездку в Ялту, фактически сбегая от обыденности.
Среди аргументов к сочинению «Дама с собачкой» следует упомянуть основную идею и смысл произведения. Оно рекомендует пересмотреть привычные моральные устои, на которых держится общество. Если в семье нет любви, её вряд ли можно назвать счастливой: супруги лишь лицемерят друг другу, а лицемерие не может стать достойным фундаментом и непременно рано или поздно даст трещину. Иногда не стоит создавать видимость семьи в угоду обществу, скрывая правду и маскируя проблемы: порой лучше развестись во имя настоящей любви и свободы, действуя так, как велит сердце.
А. П. Чехов — излюбленный писатель тех, кто ценит юмор, иронию и простой слог. Несмотря на легкость и непринужденность большинства своих произведений, автор затрагивает вечные темы, которые заставляют читателя задуматься. Анализ произведения Чехова «Дама с собачкой» является обязательной частью современной школьной программы. Содержание, тематика и система образов заслуживают детального рассмотрения со стороны читателя, чтобы оценить глубину рассказа.
Оглавление:
- История создания
- Анализ текста
- Образы героев
История создания
Антон Павлович Чехов написал этот новаторский рассказ, будучи уже совсем не в здравом состоянии. Драматург долгое время находился в творческом кризисе и, стремясь привести в порядок все свои сочинения и труды, в 1898 году завершает давно начатое произведение. Затянулся этот процесс и по ряду других причин: писатель ведет активную деятельность в театре, занимаясь постановкой собственных сочинений.
Многие исследователи выдвигают теорию, что Чехов вновь принялся за рассказ после своей оздоровительной поездки в Ялту, где повстречал Ольгу Книппер. Не исключено, что именно она стала идейной вдохновительницей Чехова.
Анализ текста
Общепринятым считается мнение, что жанром «Дамы с собачкой» является рассказ. Хотя немалая часть литературных критиков настойчиво пытается оспорить этот факт. Проблема заключается в пограничном размере произведения: для рассказа объем текста довольно великоват. Однако количество действующих лиц все же указывает на самый малый литературный жанр.
Уникальностью анализируемого текста является его композиция, которую в привычном понимании отследить в произведении трудно. Условно рассказ можно поделить на 4 части, в каждой из которых повествуется о взаимоотношениях Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны.
События развиваются довольно хаотично, без нарочитой ровности и пафоса, как это обычно происходит в реальной жизни.
Особенностью рассказа является его некая незавершенность, открытый финал, который вызывает у читателей и критиков самые противоречивые чувства.
Тематика рассказа
Тематика произведения А. П. Чехова весьма обширна и затрагивает вещи, актуальные для всех времен:
- Центральной в рассказе является тема любви, которая раскрывается путем сравнения настоящего чувства и любви фальшивой, наигранной. Однако искренность чувств главной героини к концу произведения отрезвляет Гурова, и его вранье и фальшь становятся неподдельной, правдивой частью жизни. Светлое любовное чувство в глазах А. П. Чехова способно стать стимулом и мотиватором для переосмысления и изменения к лучшему.
- Важное место в произведении занимает тема судьбы. Сбежав от нежеланного замужества в никуда, героиня получает самую ценную награду за свой поступок — искреннее чувство и отношения. Читателю предоставляется возможность порассуждать, что это: воля случая или подарок судьбы.
- Тема мечты кратко раскрывается в рассказе путем противопоставления главных героев. Мечтательная Анна грезит планами на будущую жизнь, она словно оторвана от реальной жизни, в то время как практичный Гуров привык жить сегодняшним днем и ограничиваться лишь мимолетными стремлениями и желаниями.
- Еще одним важным тематическим направлением в произведении является пейзаж. Автор мастерски подчеркивает эмоциональное состояние героев, подробно описывая погодные условия и окружающую внешнюю обстановку. Солнечная и теплая Ялта символизирует эмоциональный подъем, расцвет чувств, в то время как серая и мрачная Москва усугубляет тоску и печаль Гурова.
Проблематика произведения
Антон Павлович Чехов затрагивает в своем рассказе важные проблемы, которые не теряют своей важности и актуальности вот уже не одно столетие:
- Одной из главных проблем в произведении является тема эгоизма, которая раскрывается в образе Гурова. В поиске новых эмоций он повстречал Анну, не думая при этом о совместном будущем и о чувствах самой девушки. Первоначальной целью он ставил лишь желание поразвлечься. Однако именно искреннее чувство в конечном итоге помогает ему избавиться от отрицательной черты характера.
- Измена в рассказе преподносится автором с непривычной для читателей стороны. Весь сюжет строится вокруг обмана и предательства, однако Чехов заставляет задуматься, имеют ли люди право осуждать других за их поступки. У каждой проблемы всегда 2 стороны медали, и, возможно, дать волю искренней любви лучше и правильнее, чем чахнуть в браке от отсутствия чувств.
- Еще одной важной мыслью, которую автор пытается донести читателям, является проблема равнодушия. Именно по этой причине Гуров спокойно изменял своей супруге. Внутренние метания Дмитрия частично раскрываются в этой проблеме. Главный герой растет в глазах читателей, перестав испытывать презрение по отношению к слабому полу и становясь любящим человеком, который уважает свою избранницу и ее чувства.
Несмотря на небольшой объем текста и малое количество действующих лиц, Чехову удалось раскрыть множество проблем, которые актуальны во все времена. Именно этот факт позволяет использовать это произведение в качестве аргументов к самым разным темам выпускных сочинений.
Образы героев
В рассказе весь основной сюжет строится вокруг курортного романа Дмитрия Дмитриевича Гурова и Анны Сергеевны. Именно на примере этих двух образов раскрывается основная тематика и проблематика рассказа.
Дмитрий — свободолюбивый мужчина, состоящий в браке и оставивший после себя потомство из троих детей. Весьма потребительски относится к женщинам, считая их достойными лишь плотских утех, в чем себе и не отказывает — регулярно заводит интрижки на стороне.
…изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно, и когда в его присутствии говорили о них, то он называл их так: — Низшая раса!
Стоит задуматься, как в приведенном фрагменте раскрывается образ Гурова. Автор умышленно подчеркивает отрицательные стороны главного героя в начале произведения, подчеркивая исцеляющую силу любви, которая вразумит Гурова к концу рассказа, хоть и не принесет отношениям с той самой дамой с собачкой, счастья.
Дмитрию противопоставляется его южная избранница Анна — совестливая и честная замужняя женщина. Однако, состоя в браке с нелюбимым мужчиной, героиня только и делает, что мечтает об изменениях в жизни и решается на приключение, соврав мужу о своей болезни. Сбежав от скучной провинциальной жизни и заведя курортный роман, обрести счастье так и не довелось, хотя о концовке произведения читателю предстоит только догадываться. Чехов не уточняет, оставив толику загадочности:
И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается.
Знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» — одно из ярчайших произведений писателя, которое раскрывает суть взаимоотношений двух главных героев. Произведение показывает, как губительны для семьи и общества лицемерие и обман. Проблематика рассказа Чехова «Дама с собачкой» связана с историей романтических отношений. Автор поднял проблемы верности и измены, неудовлетворенности в жизни, бесцельности бытия на примере главных героев — Дмитрия Гурова и Анны Дидериц.
Гуров — немолодой человек, москвич. Это филолог, который работает в банке. Он часто отдыхает один, вдали от семьи. В Москве у него остались жена, которой он часто изменяет, и трое детей. В характере главного персонажа присутствуют положительные черты: снисходительность, интеллигентность, чувство юмора. Однако Гуров не относится к женщинам серьёзно, лишь мимолётные встречи с противоположным полом доставляют ему удовольствие. Несмотря на свои увлечения, Гуров — несчастный человек. Ведь герой женат на нелюбимой женщине, работа не приносит ему радости, он грустит и тоскует в объятиях случайных знакомых. Этим он делает несчастной свою семью, оставляя её в другом городе. Измену герой считает вполне адекватным поведением. Возможно, потому, что он никогда не испытывал настоящей и взаимной любви. На его примере мы видим, как раскрывается проблема предрассудков: считая женщин «низшей расой», Гуров закрывает себе путь к любви, ведь дискредитирует всех девушек по определению. Искреннее чувство разрушило этот напускной цинизм и открыло герою дорогу к счастью.
Главная героиня Анна Дидериц, как и Гуров, не испытывает полноценного счастья в своей жизни. Ей совсем не интересна жизнь мужа, в браке она не чувствует любви и душевной гармонии. Сама героиня из Санкт-Петербурга, однако живёт с супругом в городе С. Несмотря на это, для героини нравственность является очень важной категорией в жизни, измену Анна считает грехом. Однако постепенно героиня понимает, что она испытывает нежные чувства к Гурову, поэтому разлука с ним ей даётся очень тяжело. Анну вполне можно назвать несчастным человеком, совестливой и чувствительной женщиной. Любовное увлечение не приносит ей радости и счастья.
Измена у Гурова и у Анны носит разный характер. Гуров — представитель типичного «охотника», который весьма пренебрежительно относится к представителям прекрасного пола. Однако причиной его поступков является месть нелюбимой жене, которую он боится. Он мстит ей за то, что обязан содержать её и детей, забывая о любимом деле. Из этого можно сделать вывод, что Чехов затрагивает проблему признания, и его важную роль в жизненном пути каждого человека. Также он раскрыл проблему неудовлетворенности жизнью: главный герой порочен, потому что несчастен и пытается найти хоть какую-то отраду в рутине дней. С помощью этого сложного образа Антон Чехов в своём произведении затронул проблему безнравственности. Дмитрий Гуров к женщинам относятся с пренебрежением, не замечая своих безнравственных поступков. Герой нагло обманывает супругу и сбивает с верного пути других женщин. Именно неуважение к прекрасной половине человечества и толкает его на безответственное поведение.
Совсем другого качества измена Анны. Автор поднимает проблему запретной и желанной любви. Героиня всерьёз влюбилась в Гурова, и была готова пожертвовать всем ради него. Мужа она не любила, а потому ее поступок нельзя считать предательством. Этим Антон Павлович хотел подчеркнуть, что каждый должен, в первую очередь, быть верным себе. Нельзя лишать себя права на любовь.
Основной проблемой в произведении «Дама с собачкой» является, конечно же, проблема человеческого счастья. Два главных героя были несчастны. Однако отдыхая в Ялте, они смогли почувствовать свободу и безмятежность. Они в какой-то степени поверили в возможность счастливой жизни. Но нельзя построить счастье на лжи и лицемерии. Героям предстоит долгий и тернистый путь к нему. И пролегает он только через правду.
Очень ярко в рассказе поставлена также проблема лицемерия. Люди, которые разочаровались в жизни, постоянно обманывают друг друга. В итоге, они попадают в плен собственной лжи и обмана, как и Дмитрий, который живет с нелюбимой женщиной, общается с чуждыми ему людьми и работает на нелюбимой работе.
Авторская позиция в произведении довольно ясна: страх, бездействие, апатия, предрассудки, лицемерие, безнравственность, неумение воплощать свои мечты в реальность являются основными причинами несчастья и недовольства жизнью многих людей. Гуров смог бы жить честно и счастливо, если бы сразу нашёл себе работу по призванию, женился бы по любви или бы просто остался холостым. Анна не способна рассказать всю правду супругу и начать новую жизнь. Героям было намного комфортнее жить на обмане и лжи, но разве комфорт равносилен счастью? Путь к любви и гармонии лежит через правду и отказ от стереотипного мышления, и это дается человеку с трудом. Героям только предстоит его пройти.
Можно утверждать, что основная мысль произведения А.П. Чехова «Дама с собачкой» такова: нужно прокладывать свой жизненный путь, основываясь на честности, любви и верности себе. Любые трудности нужно переносить с достоинством, ведь жить честно всегда сложнее, чем лгать. Сила воли, желание истинного счастья всегда приведут к правильным поступкам и их последствиям. Как говорится, лучше горькая правда, чем сладкий самообман. Это истина, которая необходима каждому человеку.
Предыдущая
СочиненияИтоговое сочинение: Может ли один человек противостоять окружающему обществу? (2 варианта)
Следующая
СочиненияИтоговое сочинение: Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Анализ «Дама с собачкой» Чехов
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 336.
Обновлено 16 Июля, 2021
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 336.
Обновлено 16 Июля, 2021
А. П. Чехов – мастер юмористического рассказа, однако есть в его творческом наследии и серьезные произведения, например «Дама с собачкой». Автор интерпретировал традиционный любовный сюжет, наполнив его философским звучанием. Образы рассказа интересны с точки зрения психологии. В отличие от традиционного сюжетного мотива курортного романа, любовь главных героев рассказа не оканчивается полным расставанием. Изучают произведение в 10 классе. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дама с собачкой.
Год написания – 1898 г.
История создания – Замысел произведения появился в 1897 г. На протяжении года А. П. Чехов собирал материалы для произведения, а написал его в 1898 г. в Ялте. Впервые рассказ был опубликован спустя год после написания
Тема – В произведении можно выделить две центральные темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества.
Композиция – Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определённый этап развития отношений Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения «Дама с собачкой» берёт начало в 1897 году. Тогда А. П. Чехов спланировал его первую редакцию. Изначально он думал назвать рассказ иначе. На протяжении всего года писатель делал заметки, собирал материалы, чтобы реализовать свой замысел. Наконец в 1898 г. Антон Павлович написал «Даму с собачкой». На момент создания рассказа он пребывал в Ялте, где встретил свою любовь. Эти события, видимо, подтолкнули его к воплощению давнего замысла.
Впервые произведение А. Чехова «Дама с собачкой» было опубликовано в 1899 г. в журнале «Русская мысль». Читатели восприняли рассказ с восторгом, ведь произведение ознаменовало возвращение А. П. Чехова к творчеству.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
В анализируемом произведении отразились мотивы, традиционные для мировой литературы. Тем не менее автор сумел подать их по-новому, интерпретировав образы так, чтобы они заставляли читателя задуматься о важных проблемах человеческой жизни.
В центре произведения две темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества. Вторая тема раскрывается в контексте первой, вносит в рассказ философский смысл. Система образов неразветвлённая. Главную роль играют Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна, второстепенные герои – жена и дети Дмитрия Дмитриевича, муж Анны Сергеевны.
Из первой части читатель узнаёт, что на отдых в Ялту приехал работник банка Дмитрий Дмитриевич Гуров. Он уже успел освоиться, как услышал, что в городе появилась «дама с собачкой». Мужчина решил непременно с ней познакомиться. А. Чехов сразу рассказывает, что Дмитрий Дмитриевич женат, имеет детей. Но женили его рано, поэтому супруга казалась ему старше, к тому же он не находил её интересной. Герою удалось познакомиться с «новой» дамой. Женщина оказалась замужней и гораздо младше него. В Ялте она спасалась от скуки, испытываемой рядом с мужем.
Вторая часть рассказывает о развитии отношений. Дмитрий Дмитриевич красиво ухаживал за Анной Сергеевной, каждый день встречался с ней и вскоре они оказались в её номере. Анна Сергеевна фон Дидериц сначала сожалела о содеянном, ведь боялась, что её посчитают падшей женщиной. Успокоилась она только тогда, когда увидела, что не «потеряла лицо» в глазах возлюбленного. Отпуск приближался к концу, и молодые люди расстались.
Третья часть посвящена Дмитрию Дмитриевичу. Он был уверен, что забудет ялтинскую блондинку, но это оказалось невозможным. Без Анны Сергеевны ему стало неуютно в собственной семье. Страдания усиливались тем, что герой ни с кем не мог поделиться своими переживаниями, ведь он знал: общество не одобрит роман на стороне. Не мог он найти покоя и на работе, поэтому решил ехать в провинциальный городок, где жила Анна. В городе С. влюблённые не могли встречаться, оставаясь незамеченными, поэтому Анна пообещала приезжать в Москву.
О московских встречах рассказано в четвертой части. Герои были обречены прятаться со своей любовью, так как понимали: жестокое общество не поймёт и не одобрит их душевных порывов.
В контексте указанной выше темы сформировалась проблематика рассказа: любовь, брачные узы, ложь, взаимоотношения в семье. Особо выделяются проблемы человека и общества, нравственности, так как они отражены во всех частях.
Идея рассказа – показать, как боязнь общественного осуждения может сковывать человеческие чувства, становиться преградой на пути к счастью.
Основная мысль: принимая любое решение, человек должен подумать, что для него важнее, одобрение окружающих или счастье.
Композиция
Для понимания того, как развивается тема произведения «Дама с собачкой» анализ его следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определённый этап развития отношений Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны.
Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Их нужно выделять не в отдельных частях, а в целом произведении. Экспозиция – рассказ о том, что в Ялту приехала «дама с собачкой», характеристика Дмитрия Дмитриевича. Завязка – знакомство главных героев. Развитие событий – встречи в Ялте, расставание, страдания Дмитрия, встреча в С. , свидания в Петербурге. Кульминация – откровение Анны во время одного из московских свиданий. Развязка – осознание молодыми людьми «того, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается»
.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дамы с собачкой».
Жанр
Жанр произведения – рассказ, о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, одна сюжетная линия – Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны, главных героев всего два. Направление рассказа «Дама с собачкой» – реализм, так как в нём описаны реальные события или события, которые могли происходить в действительности.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Миляуша Мавлютова
10/10
-
Анастасия Костяная
10/10
-
Марина Васильева
10/10
-
Виталичка Севастополь
10/10
-
Радмила Акылбаева
10/10
-
Алиса Ларионова
8/10
-
Надежда Бутырская
10/10
-
Даша Русакова
9/10
-
Ольга Соколова
9/10
-
Лариса Плыс
10/10
Рейтинг анализа
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 336.
А какую оценку поставите вы?