Дать определение крылатым выражениям и а крылова выбрать одно написать по нему рассказ 70

5 и 10 крылатых выражений из басен И.А. Крылова — примеры. Литература, 5 класс. Басни Крылова: выпишите фразеологизмы. Выражения, ставшие крылатыми и вошедшие в пословицы и поговорки.

Крылатые выражения из басен Крылова: 25 примеров

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) — автор самых известных в русской литературе басен. Многие цитаты из его стихотворений стали крылатыми выражениями, вошли в пословицу.

Басня — это нравоучительный аллегорический рассказ. В баснях обычно действуют животные, растения и неодушевленные предметы — автор наделяет их человеческими чертами, высмеивает людские пороки и недостатки.

Первые басни Крылова появились в 1806 году: поэт начинал, переводя с французского языка произведений Лафонтена. Тот, в свою очередь, брал многие сюжеты у древнегреческого баснописца Эзопа — в его честь аллегорию до сих пор называют «эзоповым языком».

Всего Крылов написал 236 басен, которые вошли в девять изданных при его жизни сборников.

Крылатые выражения из басен Крылова: 25 примеров

Названия басен Крылова, ставшие крылатыми выражениями

Названия некоторых басен И.А. Крылова сами по себе вошли в поговорку:

  • «Слон и Моська» — о попытках самоутвердиться за счет нападок на авторитеты.

  • «Мартышка и очки» — о невежественном человеке, ругающем что-то непонятное.

  • «Тришкин кафтан» — о попытке решать старые проблемы, создавая при этом новые.

  • «Свинья под дубом» — о недальновидности и неблагодарности, неумении ценить источник своей удачи.

  • «Лебедь, щука и рак» — о неумении работать вместе, эгоизме.

  • «Демьянова уха» — о назойливости, попытках навязать что-то, что человеку уже не нужно.

5 крылатых выражений из басен Крылова

  1. Да только воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак»)

  2. Из дальних странствий возвратясь («Лжец»)

  3. Мартышка к старости слаба глазами стала («Мартышка и очки»)

  4. Ужимки и прыжки («Зеркало и Обезьяна»)

  5. Уж сколько раз твердили миру («Ворона и Лисица»)

10 крылатых выражений из басен Крылова

  1. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, Щука и Рак»)

  2. Кто в лес, кто по дрова («Музыканты»)

  3. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)

  4. Услужливый дурак опаснее врага («Пустынник и медведь»)

  5. Медвежья услуга («Пустынник и медведь»)

  6. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»)

  7. У сильного всегда бессильный виноват («Волк и Ягненок»)

  8. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)

  9. Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська»)

  10. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)

Еще 10 фразеологизмов из басен Крылова

  1. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют («Вороненок»)

  2. Вертеться как белка в колесе («Белка»)

  3. Мартышкин труд («Обезьяна»)

  4. И под каждым ей кустом был готов и стол, и дом («Стрекоза и Муравей»)

  5. Ты все пела? это дело: так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей»)

  6. А Васька слушает да ест («Кот и повар»)

  7. В семье не без урода («Слон на воеводстве»)

  8. Отколе, умная, бредешь ты голова? («Лисица и Осел»)

  9. А ларчик просто открывался («Ларчик»)

  10. Слона-то я и не приметил («Любопытный»)

Секции «Литературоведение»

Тема работы:

«Крылатые слова  из басен И.А. Крылова в нашей речи»

Подготовил:

Калинин Владимир

ученик 7А класса

МБОУ СОШ п.г.т. Уруша

676020, Амурская область,Сковородинский район,

п.г.т. Уруша, ул. Транспортная, 27.

Руководитель:

Оксана Анатольевна  Никулина,

учитель русского языка и литературы

676020, Амурская область,Сковородинский район,

п.г.т. Уруша, ул. Транспортная, 27.

8-924-683-79-53

nickulina.oxana2011@yandex.ru

Уруша, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. Обоснования актуальности и  выбора темы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

  1. Теоретический анализ исследуемой проблемы
  1. История возникновения басни………………………………………….…4-5                                                                
  2. Басня как литературный жанр ……………………………………………5-6
  3. О дедушке Крылове………………………………………………………..6-7

2. Практическая часть  работы. 

  1. Социологический опрос, анкетирование, результаты.…………………7-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выводы, предложения

БИБЛИОГРАФИЯ.

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

 Богат и могуч русский язык со своей длинной историей. И каждая эпоха привносила в этот язык что-то своё. И до нас дошли многие  выражения, которые абсолютно все знают. Они называются крылатыми словами. Пока я не начал работать над этой темой,  для меня было открытием,  что название «крылатые слова» пришло к нам  из поэм Гомера  «Иллиада» и » Одиссея «. Это словосочетание там встречается очень часто. Что ж,  мы благодарны и признательны Гомеру за такую литературную находку, ибо мы порой не замечаем,  как слетает с языка та или иная крылатая фраза.                                                      «Я тебе всыплю по первое число!» Кто из нас не слышал этой угрозы от рассерженных родителей?! Меня всегда мучает  вопрос: «А почему именно по первое? Почему не по восьмое? Или не по двадцатое?».Оказывается, выражение прижилось со старых времен, когда учеников в школе в воспитательных целях регулярно пороли. Если рука учителя была крепкой, то такой порки хватало как раз до первого числа следующего месяца. Поведение недоросля долго было примерным!

В русском языке множество крылатых слов и выражений. Мы легко и непринуждённо их используем! Интуиция и чувство языка нас почти никогда не подводят! Но вопрос «Почему мы используем в речи крылатые слова?» заставил меня  глубоко задуматься. А так как на уроках литературы мы знакомились с баснями И.А. Крылова, мне и  захотелось  рассмотреть  эту тему: « Использование крылатых слов из басен  И.А. Крылова в нашей речи».

Мною была выбрана тема  в соответствии с её актуальностью. Актуальность данной работы заключается в том, что использование в речи крылатых слов и выражений является показателем уровня образованности человека. Школьная программа предполагает изучение басен Крылова уже с начальной школы, но не предусматривает глубокого изучения крылатых слов и афоризмов, хотя в олимпиадных и конкурсных работах встречаются задания на проверку знаний значений крылатых выражений. В этом-то и есть проблема. Данная тема позволила мне выдвинуть следующую гипотезу: «Если мы будем изучать и употреблять в речи крылатые выражения, то наша речь станет выразительнее, ярче и интереснее?»

Цель исследовательской работы  — определить, какое место в настоящей жизни занимают крылатые выражения из басен И.А.Крылова.  Отсюда и задачи:                                          

  1. Изучить басни И.А.Крылова
  2. Определить,  какие фразы из басен И.А. Крылова стали «крылатыми выражениями»
  3. Составить «Словарь Крылова»
  4. Провести социологический опрос среди учащихся, сотрудников школы, жителей

п.г.т. Уруша, провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов.

  1. Познакомить учащихся 5-11 классов с неизвестными им выражениями

Методы:

  1. Теоретический анализ  литературы по изучаемой проблеме;
  2. Аналитический
  3. Эмпирический (социологический опрос)
  4. Использование сети Интернета.

Пути поиска информации. Реализация плана.

  1. Изучение литературы по интересующей теме
  2. Составление «Словаря» И.А.Крылова
  3. Проведение социологического опроса, выявляющего степень частоты использования в речи крылатых выражений И.А.Крылова
  4. Проведение анкетирования, выявляющего знание значений и происхождения афоризмов, а также определяющего, является ли  знание афоризмов отражением культурного уровня человека

Экспериментальная база исследования: учащиеся   МБОУ СОШ п.г.т. Уруша, учителя, родители, жители посёлка, Интернет

Структура работы: введение, основная часть, заключение; список используемой литературы, приложение.

Основная часть

  1. Теоретический анализ исследуемой проблемы
  1. История возникновения басни

Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня.

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

 Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей. Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие. [1,8]

Много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения. Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков

Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэтXVII в.  Готхолдь Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.» Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания. [6]

Русская литература обратилась к басне в 18 веке.В  России  в  жанре  басни  писали: Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков, Владимир Иванович Майков, Иван Иванович Хемницер, Иван Иванович Дмитриев, Иван Андреевич Крылов. В наши дни известны басни Сергея Михалкова, Леонида Филатова и других писателей. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», — писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях. Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. [5]

1.2   Басня как литературный жанр

Басня представляет собой жанр дидактической литературы. Это короткий рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл.

Басня является не лирическим, а эпическим жанром. Это рассказ о явлениях жизни, о человеческих характерах, отношениях между людьми в аллегорической форме, т.е. в иносказательной: действуют животные, птицы, вещи, а подразумеваются люди. В основе аллегоризма лежит олицетворение —  наделение зверей, насекомых, растений признаками людей. Человеческие отношения переводятся в картины жизни животных. Объясняя, почему именно животные являются преимущественно действующими лицами басен, Л.С.Выготский писал: «…очевидно, животные привлекаются к поэтической басне потому, что они наделены каким-нибудь определенным характером, каждое животное представляет заранее известный способ действия, поступка, в силу свойств своей жизни». [7,5]

Басня имеет следующие характерные особенности:

1.        Басня – это аллегорический, иносказательный рассказ о явлениях жизни, характерах людей, переведенные в картины жизни животных, птиц, вещей (олицетворение).

2.        Басня состоит из двух частей – картины и морали, т.е. рассказа и назидания.

3.        В басне смешное смешано с серьезным. Манеру маскировать серьезное смешным называют эзоповым языком, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, последователями которого стали француз Лафонтен и русский Крылов.

4.        Как правило, в басне присутствует диалог.

5.        Басне присуща афористичность, краткость.

6.        Басенный стих особый – он имеет строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.  

7.        Среди всех персонажей басни особое место занимает автор. Он выступает как мудрый, лукавый и наблюдательный рассказчик. Именно в его уста И.А.Крылов вкладывает мораль басни. Слова автора из басен И.А.Крылова всегда метко и насмешливо называют вещи своими именами, именно эти строки басен превратились в крылатые выражения, разошлись в русском языке в качестве пословиц и поговорок. [6,5]

1.3.О дедушке Крылове

   Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.

   Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке.

   Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора.

   Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени.

Иван Андреевич Крылов  начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был  журналистом. Он  издавал журналы «Почта духов»,  «Зритель». В конце 1780 — начале 1790-х годов он стал известен как  сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это — «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной  жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки  можно через их осмеяние. Всё это и определило переход И.А.Крылова  к жанру басня.

   В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и Моська».

   В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня — «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира.» В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. [2 3]

2. Практическая часть  работы.

2.1. Социологический опрос, анкетирование

Я  провёл социологический опрос среди учащихся 5-7 классов. Задавал им следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы следующие выражения и их значения: «А Васька слушает да ест», «а воз и ныне там», «мартышкин труд»?
  2. Кто является автором этих выражений: народ или писатель?
  3. Как вы считаете, актуально ли в современной жизни использование крылатых выражений?
  4. Используете ли вы в разговоре выражения из басен И.А.Крылова?

И  получил следующие результаты: 

  1. Любят читать 80% учащихся
  2. Басни нравятся 74% учащихся
  3. 93% учащихся считают, что фразы из художественных произведений могут стать «крылатыми выражениями»
  4. 26% учащихся используют в своей речи выражения из басен И.А.Крылова

Среди учащихся 5-11 классов было проведено анкетирование, в котором были предложены некоторые афоризмы И.А.Крылова для толкования их значения и определения басни, в которой они употреблялись.

Анкета «Крылатые слова И.А.Крылова»

  1. Определите значение крылатых выражений из басен И.А.Крылова. Определите басню, в которой встречалось это выражение.
  1. А воз и ныне там.
  2. Мартышкин труд.
  3. А Васька слушает, да ест.
  4. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит от Кукушку.
  5. Хоть видит око, да зуб неймет.
  1. Считаете ли вы, что знание значения крылатых выражений и использование этих выражений в речи является отражением культурного уровня человека?

Были получены следующие результаты:

Класс

Определили значение выражений

Определили басни

Отражение культурного уровня

5-е классы

27%

8 %

50%

6-е классы

27%

12%

50%

7-е классы

50%

48%

65%

8-е классы

32%

20%

40%

9-е классы

60%

50%

35%

10 класс

75%

60%

70%

11-е класс

95%

90%

80%

Так же я провёл социологический опрос среди учителей, технического персонала, работников столовой МБОУ СОШ п.г.т. Уруша и среди жителей п.г.т. Уруша.  Были заданы следующие вопросы:

  1. Знакомы ли вы с творчеством И.А.Крылова?
  2. Знаете ли вы «крылатые выражения» И.А.Крылова?
  3. Используете ли вы их в своей повседневной жизни?

На 1 и 2  вопросы были получены 100% положительные ответы. Крылатые фразы из басен И.А.Крылова использует в своем лексиконе 70% сотрудников нашей школы и 52% жителей посёлка.  Однако следует отметить, что не все опрошенные догадываются об авторском происхождении «крылатых выражений». Некоторые приписывают им народное происхождение.

Выводы, предложения

Данное исследование показало, что моя гипотеза подтвердилась частично. Активно используют в своей речи фразы из басен И.А.Крылова представители старшего поколения; школьники практически не используют эти фразы, хотя знают басни Крылова.

Проведенная работа позволяет мне сделать следующие выводы:

  1. Изучив басни И.А.Крылова, я  выявил фразы, ставшие крылатыми выражениями
  2. Составил «словарь» И.А.Крылова
  3. Провёл социологический опрос и выяснили, что активно используют в своей речи фразы из басен И.А.Крылова представители старшего поколения; но не все подозревают, что эти фразы авторские, часто им приписывают народное происхождение; школьники практически не используют эти фразы, хотя знают басни Крылова.
  4. Провёл анкетирование и выяснил, что учащиеся 5,6 и 7 классов практически не знают значения крылатых фраз И.А.Крылова, более половины учащихся 8 и 9 классов знают значения афоризмов     И.А.Крылова и смогли определить басни, в которых эти фразы встречались; учащиеся 10 и 11 классов показали самый высокий результат. Однако ответ на второй вопрос анкеты показал, что достаточно большой процент учащихся не считает знание и использование в речи крылатых выражений отражением культурного уровня человека.

По итогам проделанной работы выдвигаю следующие предложения:

  1. Познакомить учащихся со «Словарем» Ивана Андреевича Крылова.
  2. Продолжить исследование и выяснить, какие фразы в лексиконе школьников пришли на смену крылатым выражениям И.А.Крылова.
  3. Провести диспут среди учащихся «Что определяет культурный уровень человека?»

 Никогда, ни при каких обстоятельствах не теряйте дара речи!

Литература

  1. Гаспаров М.Л., Античная литературная басня. – М.: Наука, 1971.
  2. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературоведческих терминов — Литература в таблицах и схемах. Теория — 6-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 224с. — (Домашний репетитор)
  3. Коровин В.И. Басни Ивана Крылова – М., 1997
  4. Крылов И.А. Басни – М., 1996
  5. Крылов И.А. Басни М.: Детская литература, 1985
  6. Басня // Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.: В 86 томах (82т.И 4 доп.). — СПб.:1890—1907. http://ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедический_словарь_Брокгауза_и_Ефрона
  7. Басни. Википедия – свободная энциклопедия. http:// wikipedia.org. – данные соответствуют 30 апреля 2012
  8.  Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника. 230 басня – Библиотека Кротова Я. — http://krotov.info/lib_sec/26_ae/aezo/p_01.htm#b230 – данные соответствуют 25.05.12

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                      «Словарь» И.А.Крылова

Строки крыловских басен дано уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Мы прочитали много басен, и это позволило нам составить своеобразный «Словарь» крылатых выражений И.А.Крылова.  [2,3,4]

А

  • А Васька слушает да ест – говорят о человеке, который не обращает внимания на просьбы не делать того, чем он занимается в данный момент. Строки из басни «Кот и повар»
  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь – в каждом деле надобно умение, а не поза или умный вид. Строки из басни «Квартет».

В

  • Ворона в павлиньих перьях – человек, стремящийся казаться лучше, чем он есть, или желающий занять более высокое, несоответствующее ему положение.
  • В сердце льстец всегда отыщет уголок – о способности  льстеца оказывать психологическое  воздействие на человека и о его умении руководить событиями. Строки из басни «Ворона и Лисица».

Д

  • Демьянова уха – это выражение означает столь назойливое гостеприимство, идущее вразрез с желаниями и возможностями гостей, что результат будет отрицательным. Название басни «Демьянова уха».

К

  • Коль выгонят в окно, так я влечу в другое – об упрямстве, навязчивом упорстве. Строки из басни «Муха и пчела».
  • Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку –эти слова употребляются в тех случаях, когда один человек хвалит другого только за то, что тот когда-то похвалил его.   Строки из басни «Кукушка и Петух».

М

  • Мартышкин труд – ненужная работа, бесполезные, ни к чему не приводящие усилия.    Выражение взято из басни «Обезьяна».

Н

  • Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно – эта цитата употребляется, если хотят сказать, что в огромном количестве всякого хлама обнаружилось нечто весьма ценное. Цитата из басни «Петух и жемчужное зерно».

Т

  • Тришкин кафтан – о том, что исправляется лишь внешне, но не приносит пользы для дела. Название басни «Тришкин кафтан»
  • Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать – оправдание сильного в форме обвинения слабого за совершаемое преступление. Строки из басни «Волк и Ягнёнок».

С

  • Слона-то я и не приметил – эта цитата из басни «Любопытный» применяется в значении пройти мимо и не заметить самого основного, главного в данном случае.

У

  • У сильного всегда бессильный виноват – в своих несчастьях сильный винит слабого. Выражение из басни «Волк и Ягнёнок».
  • Услужливый дурак опаснее врага – поступки глупого человека, даже самого преданного, могут испортить всё дело.  Это выражение взято из басни «Пустынник и Медведь».

Х

  • Хоть видит око, да зуб неймёт – выражение из басни «Лисица и виноград» цитируется с сожалением, когда осознают, что вожделенный предмет совершенно недоступен для говорящего по какой-то причине.
  • Ходить на задних лапках – угождать кому-либо ради собственной выгоды, выслуживаться. Строка из басни «Две собаки»

Ч

  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? – эту фразу адресуют тем, кто самозабвенно и взахлёб обличает других и перечисляет их недостатки или проступки, забывая о том, что тоже не без греха. Цитата из басни «Зеркало и Обезьяна».

Щ

  • Щука в карасином пруду – так говорят  о человеке, попавшем в благоприятную среду, туда, где он может безнаказанно творить беззаконие. Строка из басни «Щука».

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС  УЧАЩИХСЯ

  • Знаете ли вы следующие выражения и их значения: «А Васька слушает да ест», «а воз и ныне там», «мартышкин труд»?
  • Кто является автором этих выражений: народ или писатель?
  • Как вы считаете, актуально ли в современной жизни использование крылатых выражений?
  • Используете ли вы в разговоре выражения из басен И.А.Крылова?

Класс

Определили значение выражений

Определили басни

Отражение культурного уровня

5-е классы

27%

8 %

50%

6-е классы

27%

12%

50%

7-е классы

50%

48%

65%

8-е классы

32%

20%

40%

9-е классы

60%

50%

35%

10 класс

75%

60%

70%

11-е класс

95%

90%

80%

ОПРОС РАБОТНИКОВ МБОУ СОШ п.г.т. Уруша и
ЖИТЕЛЕЙ ПОСЁЛКА

  1. Знакомы ли вы с творчеством И.А.Крылова?
  2. Знаете ли вы крылатые выражения И.А.Крылова?
  3. Используете ли вы их в своей повседневной жизни?

1.100% знакомы с баснями

2. Используют в речи 70% сотрудников школы и 52% жителей посёлка

      3.Не все догадываются об авторском происхождении крылатых выражений, приписывают им народный характер.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Крылатые выражения из басен Крылова

Крылатые выражения из басен Крылова и их значение (пословицы)

Басни Ивана Андреевича напоминают нам детство, когда мы любили слушать интересные истории, но мало кто задумывался о посыле этих басен.

«У сильного всегда бессильный виноват». Такова первая строчка «Волка и ягненка». Сюжет басни хрестоматийный и неоригинальный, к нему обращалось множество писателей в разное время, но И.А.Крылов покорил сердца народа с первой фразы. Писатель использовал необычный прием, поместив мораль в начало басни, а не в конец. В том, что это удачное решение, сомневаться не приходится.

«Услужливый дурак опаснее врага». Ещё одно меткое изречение, которое затрагивает необычную тему. Если вопрос сильных и слабых стоял всегда и имеет множество вариаций и в фольклорной, и в авторской литературе, то этот афоризм, возможно, уникален, но по ходу событий писатель умело иллюстрирует мысль. Именно поэтому она нашла отклик и стала крылатой.

«А воз и ныне там». Это цитата из басни «Лебедь, щука и рак», которую знает наизусть, наверное, каждый, кто учился в российской школе. Афоризм распространен еще сильнее. Ведь так знакомы и жизненны ситуации, в которой сложно договориться людям, взявшимся за общее дело. Если в коллективе сразу несколько инициативных и деятельных членов, очень часто их потенциал расходуется на ссоры, а не на работу, забытую и отложенную в сторону. Это произведение И.А.Крылова одно и самых коротких, но оно определённо заслуживает места в числе лучших за прославленный афоризм.

«Слона-то я и не приметил». Эта цитата позабавит любого ребенка, а взрослый не останется равнодушным к самой басне «Любопытный», основанной на реальном случае из жизни писателя. В этом произведении мало привычной для жанра морали, но оно влюбляет в себя легкой и светлой иронией.

«Где силой взять нельзя, там надо полукавить». Что этой фразой в басне «Три мужика» хотел сказать Крылов? Лгуны и льстецы легко улаживают все вопросы, даже те, которые силой решить сложно. В чём смысл? Надо уметь «вертеться», иногда приукрашивать и преувеличивать что-то, быть более хитрыми, тогда можно, не тратя лишних усилий добиться желаемого.

«А где пастух дурак, там и собаки дуры», — отрывок из басни «Волк и Волчонок». Ничего не знающих человек ничему не может научить других, а если и сможет, то за качество знаний не отвечает. В современном мире такая ситуация встречается довольно часто. На примере животных, Иван Андреевич рассказывает о людях.

«Из басни сей нам видеть можно, что как бывает жить ни тошно, а умирать ещё тошней», — в басне «Крестьянин и смерть» Крылов говорит о том, что люди жалуются на свои проблемы, на всё плохое, но они живут, когда коса смерти нависнет на ними, им будет не до этого, будет не на что жаловаться, уже не будет ничего. Жаловаться умеют все, но когда человек на смертном одре, он будет молить о пощаде, согласен будет смириться со всем и довольствоваться жизнью, какой бы она не была, ведь жить лучше, чем гнить в могиле.

«Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды», — известная фраза из басни «Свинья под дубом». Часто люди выражают своё недовольство по отношению к технологиям, другим людям, будем говорить честно, эти создания вечно всем недовольны. Но обоснованы ли такие замечания? В большинстве случаев, нет. Сетуя на что-либо, человек пользуется благами, хотя сам не способен ни на что. Но так устроены люди, им просто необходимо найти того, на кого можно обратить своё недовольство.

«А ларчик просто открывался», — со школьной парты нам знакома басня «Ларчик». Часто ответ лежит на поверхности, но люди начинают искать подвох, сложные решения, когда всё куда проще.

Басни Крылова помогают нам посмотреть на себя со стороны и помнить, что « Pulvis et umbra sumus». Иван Андреевич высмеивает людей на примере животных, показывает нашу истинную сущность без прикрас и аффектаций.

Басни И.А.Крылова – это интересные и поучительные истории, прочно вошедшие в народную культуру. Многие строки из них хороши сами по себе. Они получили заслуженное место в русской речи. Некоторые люди даже не знают, откуда взялись их любимые «поговорки». Это печально, но куда важнее то, что афоризмы живы. Они активно используются, и интерес к басням не падает по сей день.

Для большинства русских людей слово «басня» ассоциируется в первую очередь с именем И.А.Крылова. В коротких стихотворных произведениях писатель мастерски умещает мудрые мысли, которые даже в наше время могут по достоинству оценить и взрослые, и дети. Часть строк прижилась в народе настолько, что изречения из басен перешли в разряд афоризмов. Практически в каждой басне есть хоть одна фраза, ставшая крылатой, но некоторые особенно популярны.

Крылатые выражения из басен Крылова

Крылатые выражения из басен Крылова

Несколько интересных сочинений

  • Поэзия родной природы — сочинение

    Творчество многих великих и известных русских поэтов посвящается воспеванию красот и великолепия родной природы, которая является частицей вселенной, символом добра и любви, созданной для человеческой гармоничной жизни

  • Сочинение на тему Компьютер — добро или зло?

    В современном мире мало кто уже может представить свою жизнь без компьютера или интернета. Мы привыкли, что у нас круглосуточно есть доступ в сеть, что мы в любое время сможем получить ответ на свой вопрос, но так было не всегда.

  • Сочинение Анализ произведения Сервантеса Дон Кихот

    В 1605 году вышел в свет необыкновенный роман о приключениях странствующего рыцаря, идальго Алонсо Кехано, переименовавшего себя в дона Кихота

  • Смысл и суть романа Обломов Гончарова сочинение

    И.А. Гончаров в своем произведении «Обломов» изображает довольно непростой социальный процесс, происходящий в российском обществе во второй половине 19 века. Он повествует о деградации лиц

  • Сочинение Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита

    Создавая роман «Мастер и Маргарита», Михаил Афанасьевич Булгаков был абсолютно уверен, что его не опубликуют. Действительно, книга хоть и увидела свет, но произошло это лишь спустя более четверти века после ее написания.

Афоризмы и крылатые выражения из басен И.А.Крылова

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Земскова  А.К. 1


1МОУ «СОШ №64» г. Магнитогорска

Лавринова  А.И. 1


1МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

На уроках литературы мы познакомились с баснями И.А.Крылова. Мне они понравились тем, что главные герои: мартышки, лисички, вороны и кукушки и многие другие зверушки — помогают нам разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен интересный, лёгкий, хорошо запоминается. И несут люди по жизни то, что узнали из крыловских басен. И все знают, например, что «у сильного всегда бессильный виноват», что «лесть гнусна, вредна», но «в сердце льстец всегда отыщет уголок», что «услужливый дурак опаснее врага». Я решила проанализировать творчество И.А.Крылова, наблюдая за особенностями его языка. Стала больше читать басен и выявила, что таких афоризмов и крылатых выражений в баснях И.А.Крылова очень много.

Мы обогащаем и украшаем свою речь, узнавая и изучая смысл афоризмов и крылатых выражений из басен И.А. Крылова, можем воздействовать на собеседника, используя крылатые слова в повседневной жизни. Нам бы хотелось привлечь внимание учеников пятых классов к вопросу выразительности собственной речи, чтобы мои одноклассники задумались о необходимости обогащать свою устную и письменную речь, поэтому, на наш взгляд, создание сборника «Афоризмов и крылатых выражений из басен И.А. Крылова» очень актуально. Такой сборник можно использовать на уроках развития речи русского языка и литературы в пятых классах.

Таким образом, мы поставили перед собой цель — составить сборник афоризмов и крылатых выражений из басен И.А. Крылова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— раскрыть понятия «афоризмы», «крылатые выражения»;

— найти афоризмы и крылатые выражения в баснях И.А.Крылова, объяснить, что они значат;

— создать иллюстрированную брошюру «Афоризмы и крылатые выражения из басен И.А. Крылова».

Глава 1. Толкование понятий «афоризм» и «крылатое выражение».

Для составления сборника афоризмов и крылатых выражений из басен И.А.Крылова необходимо разобраться в теоретическом материале. В первую очередь нужно посмотреть, что представляет собой каждое из ключевых понятий заявленной темы. Для этого обратимся к толковым словарям под редакцией С.И.Ожегова и Г.П. Князьковой.

Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. «Толковый словарь» С.И. Ожегова (стр. 29, №3)

Крылатые выражения (слова) — меткие, характерные слова, выражения, изречения, цитаты, ставшие широкоупотребительными, ходовыми. «Словарь русского языка» под ред. Г.П.Князьковой (№4)

Название слова «крылатое» исходит от Гомера, который жил в ХII-VIII веках до н.э. В своих поэмах «Илиада» и «Одиссея» он назвал так слова, срывающиеся из уст говорящего и «перелетающие» к слушателю.

( http://www.greatmind.info/articles.php?aid=3)

Применение в качестве литературного термина это слово получило только в конце ХIХ века. В 1864 году вышла в свет книга немецкого учёного Г. Бюхмана «Крылатые слова» .( http://www.greatmind.info/articles.php?aid=3)

В русском языке этот термин стал применяться после издания книги С.В. Максимова « Крылатые слова» в 1980 году, в которой содержались толкования этих слов. (http://www.greatmind.info/articles.php?aid=3)

Крылатые выражения (слова) и афоризмы употреблялись широко с давних- давних времён.

Многие из них имеют евангельское происхождение:

«блудный сын»

«соль земли»

«нищие духом»

«ложь во спасение»

«Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным.»

(Притчи Соломона )

Многие высказаны мудрецами из Древнего Рима и Греции:

«на седьмом небе» (Аристотель)

«авгиевы конюшни» (Сенека)

«хлеба и зрелищ» (Ювенал)

«Благодарность — признак благородства души.» (Эзоп)

Немало крылатых выражений «слетело» со страниц художественной литературы:

«с веком наравне» ( Пушкин)

«как бы чего не вышло» (Чехов)

« звёздный час» ( С. Цвейг)

«а всё-таки впереди огни» (Короленко)

Изречения исторических деятелей:

«Пришёл, увидел, победил» (Юлий Цезарь)

«Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»

(Александр Невский)

Если мы сопоставим весь теоретический материал по рассматриваемым понятиям, то можно всю собранную информацию представить в виде таблицы, которая позволит наглядно увидеть отличие афоризмов от крылатых выражений.

Афоризмы

Крылатые выражения

Имеют завершенные умозаключения

Не имеют завершенные умозаключения

Всегда понятны

Становятся понятны после широкой гласности

Являются литературно-философским жанром

Не являются литературно-философским жанром

Двучленная форма

Половина афоризма

Прямое значение

Нередко переносный смысл

Состоят как минимум из нескольких слов

Могут состоять из одного слова

Запоминаются дольше, чем крылатые выражения

Легко запоминаются, быстро распространяются, меткие, краткие

Поучительный посыл

Эмоциональный посыл

Таким образом, можно сделать вывод, что крылатые выражения не имеют умозаключений, что отличает их от афоризмов. Афоризм- это всегда предложение, с законченным по смыслу суждением.

Крылатые выражения всегда ассоциируются с той ситуацией, в которой они возникли — иначе они непонятны. По этой причине сборники этих выражений издаются с соответствующими разъяснениями. В чём не нуждаются афоризмы.

Крылатые выражения не вызывают размышлений, а лишь действуют на сознание в союзе со своей родословной, например: « Обломовщина» (Гончаров)

Афоризмы всегда же понятны, например: « Без труда не может быть честной и радостной жизни» ( А.П. Чехов).

Глава 2. Создание сборника афоризмов и крылатых выражений из басен И.А.Крылова

Крылатые выражения и афоризмы проникли в нашу речь отовсюду, в том числе из произведений И. А. Крылова и используются в ней до сих пор. В результате исследовательской работы я составила сборник «Афоризмы и крылатые выражения из басен И. А. Крылова».

Этапы работы по созданию сборника «Афоризмы и крылатые выражения из басен И. А. Крылова» :

1. Поиск крылатых выражений и афоризмов в баснях И. А. Крылова

2. Разъяснение значений крылатых выражений

3. Подбор иллюстраций

4. Оформление сборника

В начале работы я читала басни Крылова, которые не входят в школьную программу. Пронаблюдала за их содержанием, за героями, за моралью. Выявила, какие выражения являются крылатыми, часто употребляемыми. Свои наблюдения сверила по литературным источникам.

Затем я занялась классификацией материала на две группы: крылатые выражения и афоризмы. С помощью учителя, библиотекаря, родителей, интернет — ресурсов и личного опыта уяснила значения крылатых выражений и афоризмов.

В интернете нашла много иллюстративного материала, который помог мне оформить брошюру «Афоризмы и крылатые выражения из басен И. А. Крылова».

Приведу примеры из сборника «Афоризмы и крылатые выражения из басен И. А. Крылова», составленного мною в результате работы. (Полный сборник см. приложение 1.)

Афоризм

Басня

Толкование

Пример

«А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь…»

«Квартет»

непрофессионализм

Применяется в случаях, когда за дело берутся необученные люди

«Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона…»

«Слон и Моська»

ограниченность, узость мышления

Употребляется, когда кто-то переоценивает свои возможности из-за своей глупости

«Видит око, да зуб неймёт…»

«Лиса и виноград»

Обесценивание недостижимого

Мы применяем в ситуации, когда не можем достичь своей цели

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку…»

«Кукушка и Петух»

Лесть, падкость на лесть

Это выражение употребляется в ситуации неискренности, лести

«У сильного всегда бессильный виноват…»

«Волк и Ягнёнок»

Злоупотребление властью, силой

Употребляется при злоупотреблении властью

«Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?…»

«Зеркало и Обезьяна»

ограниченность, узость мышления

Высмеивается ограниченность, узость мышления

Крылатые выражения

Басня

Толкование

Пример

«А васька слушает да ест…»

«Кот и Повар»

слабоволие, неоправданное благодушие

употребляется, когда хотят сказать, что кто-то один говорит, убеждая, тратя слова, а другой не слушает, не обращает внимания, продолжая делать своё дело.

«В сердце льстец всегда отыщет уголок…»

«Ворона и Лисица»

лесть, падкость на лесть

Применяется в корыстных целях

«Какие пёрышки, какой носок…»

«Ворона и Лисица»

лесть, падкость на лесть

Применяется в ситуации подхалимства

«Мартышка к старости слаба глазами стала…»

«Мартышка и очки»

ограниченность, узость мышления

Говорят, когда кто-то не видит очевидного

«От радости в зобу дыханье сперло…»

«Ворона и Лисица»

лесть, падкость на лесть

Применяется, когда от избытка чувств, захватывает дух и невозможно произнести и слова

«Попрыгунья стрекоза лето красное пропела..»

«Стрекоза и Муравей»

праздность, лень

Употребляются, когда хотят кого-то упрекнуть в праздности и лени

Работа над созданием сборника ещё раз убедила меня, что нам необходимо стремиться к той красоте и меткости языка, которую мы встречаем в произведениях классической литературы. Басни И.А.Крылова написаны на очень важные и серьёзные темы, но написаны таким эмоциональным и ярким языком, что интересны и понятны даже маленьким детям. Смысл и точность поэтического мастерства Крылова во многом способствовали тому, что его фразы из басен превращались в афоризмы и крылатые выражения. Поэтому так легко входили в народ строки и образы крыловских басен, выражавшие ум и смекалку. Басни Крылова — образец словесного мастерства.

Заключение

По результатам проделанной мною работы можно сделать заключение, что знания о крылатых выражениях и афоризмах нужны, они имеют широкое практическое применение в современной жизни. Афоризмы и крылатые выражения из басен И.А.Крылова украшают речь яркими, красочными оборотами, делая её меткой, образной, выразительной.

Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашего народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в том языке, которым написаны басни. В языке крыловских басен ярко проявилась живая народная речь. Именно благодаря басням Крылова она стала осознаваться как один из необходимых источников русского литературного языка. (http://www.kostyor.ru/student/?n=210) Писатель умел создавать необычайно меткие выражения, сочетания слов, которые вошли в состав фразеологии современного русского языка. Современным пятиклассникам полезно узнавать и изучать смысл афоризмов и крылатых выражений, чтобы обогатить и разнообразить свою речь, сделать её выразительнее.

Свою работу я хочу закончить стихами П.А. Вяземского : (http://wiki.iteach.ru/index.php)

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Список использованных источников и литературы

Крылов И.А. Басни – М.: Дет. Лит., 1989. – 112с.

Крылов И.А. Басни – М.: Дет. Лит., 1988. – 190с.

Ожегов С.И. толковый словарь русского языка./ Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. – М.: Аз. Изд. 3-е .1996. – 928с.

Словарь русского языка: в 4т. Т.2 / под ред. Г.П. Князьковой и др./ — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1958.-1015с.

http://www.greatmind.info/articles.php?aid=3 Афоризм и крылатое слово, особенности применения.

http://www.kostyor.ru/student/?n=210 Мастерство Крылова – баснописца

http://wiki.iteach.ru/index.php Ко дню рождения великого баснописца И.А. Крылова

https://books.google.ru/books?id=8AKhAgAAQBAJ&pg=PT69&lpg=PT69&dq=евангельские+афоризмы

Приложение

Афоризм– краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. «Толковый словарь» С.И. Ожегова

«Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона…»

Басня «Слон и Моська»

«У сильного всегда всегда бессильный виноват…»

Басня «Волк и Ягнёнок»

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…»

Басня «Щука и Кот»

«А вы друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь…»

Басня «Квартет»

«Видит око, да зуб неймёт…»

Басня «Лиса и виноград»

«Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят…»

Басня «Две собаки»

«Кукушка хвалит петуха, за то что хвалит он кукушку…»

Басня «Кукушка и Петух»

«Услужливый дурак опаснее врага…»

Басня «Пустынник и Медведь»

«Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?…»

Басня «Зеркало и обезьяна»

«Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться…»

Басня «Орёл и Куры»

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука…»

Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Крылатые выражения (слова) – меткие, характерные слова, выражения, изречения, цитаты, ставшие широкоупотребительными, ходовыми.

«Словарь русского языка» Г.П. Князьковой

«Демьянова уха…»

Басня «Демьянова уха»

«А ларчик просто открывался…»

Басня «Ларчик»

«Ворона в павлиньих перьях…»

Басня «Ворона»

«И я его лягнул…»

Басня «Лисица и Осёл»

«Медвежья услуга…»

Басня «Пустынник и Медведь»

«Как белка в колесе…»

Басня «Белка»

«А Васька слушает, да ест..»

Басня «Кот и Повар»

«Какие пёрышки, какой носок…»

Басня «Ворона и Лисица»

«Мартышка к старости слаба глазами стала…»

Басня «Мартышка и очки»

«Попрыгунья стрекоза…»

Басня «Стрекоза и Муравей»

«Свинья под дубом…»

Басня «Свинья под дубом»

«Великий зверь, на малые дела…»

Басня «Воспитание Льва»

Просмотров работы: 9173

Крылатые выражения из басен Крылова

Крылатые выражения из басен Крылова прочно вошли в повседневную жизнь. Фразы из произведений И. А. Крылова употребляются в речи почти каждого русского человека.

Примеры

Из произведений известного баснописца можно выделить множество афоризмов. Приведем в пример 5 крылатых выражений Крылова.

Известное выражение «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» из басни «Квартет» рассказывает о том, что люди, как бы не пытались, все равно не получат желаемых результатов, если они не умеют делать то, за что взялись.

В басне «Ларчик» Крылов использует следующее выражение: «А ларчик просто открывался». Данную фразу часто используют в повседневной жизни, говоря о чем-то простом, с первого взгляда показавшемся сложным.

Фраза из басни «Любопытный» – «слона и не приметил» – говорит о том, что часто самые важные вещи оказываются незамеченными людьми.

О людях, которые взаимно хвалят друг друга, говорит следующая часто употребляемая фраза из басни «Кукушка и петух»: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

Часто в речи людей используется выражение «Попрыгунья-стрекоза» (из басни «Стрекоза и муравей», изучается во 2 классе), которое употребляется для описания легкомысленного человека.

Роль крылатых выражений

Крылатые выражения Крылова знакомы каждому, потому что многие басни Крылова стали известными во все времена. Словосочетания и предложения из крыловских произведений понятны только тогда, когда знакома басня, из которой взята фраза. У людей, которые услышали афоризм, возникает ассоциация с прочитанной когда-то басней. Фразы из произведений Крылова учат читателей нравственным нормам и ценностям.

Актуальность

Важно отметить, что свои басни Крылов написал в 19 веке, однако выражения из произведений до сих пор остаются актуальными. Те темы и проблемы, которые поднял баснописец, являются вечными и злободневными во все времена.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Крылатые выражения из басен Крылова», рассмотрит примеры афоризмов из произведений известного баснописца, их роль и актуальность в современном обществе.

  • Даты в английском языке как пишутся и читаются
  • Даттебайо на японском как пишется
  • Датская народная сказка что всего дороже
  • Датская народная сказка золотое яблоко
  • Дата рождения как пишется в анкете