«Ребята и утята» читательский дневник
«Ребята и утята» – добрая и поучительная история о матери-утке, которая переводила через деревню своих крошечных утят к озеру.
Краткое содержание «Ребята и утята» для читательского дневника
ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович
Название: Ребята и утята
Число страниц: 2. Пришвин Михаил Михайлович. «Ребята и утята. Рассказы». Издательство «АСТ». 2017 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1943 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Мать-утка – важная, умная, очень любящая, заботливая и осторожная.
Утята – маленькие и беззащитные, но настойчивые и выносливые птенцы.
Мальчишки – озорные, весёлые, беззаботные ребята.
Рассказчик – умный, строгий, наблюдательный мужчина.
Сюжет
Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила своё гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.
Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперёд свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.
Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их и огляделся в поисках матери-утки: та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей и важно повела их к озеру.
Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они ещё совсем крошки. Ребята последовали его примеру и также пожелали утятам счастливого пути.
План пересказа
- Утка с выводком направляется к озеру.
- Опасная дорога возле кузницы.
- Неприятная встреча с мальчишками.
- Появление рассказчика.
- Утята на свободе.
- Мать-утка и утята продолжают свой путь.
- Прощание с утятами.
Главная мысль
Никогда нельзя обижать слабых и беззащитных.
Чему учит
Рассказ учит любить и беречь природу и никогда не причинять вреда живым существам. Также учит отвечать за свои поступки и помогать тем, кто нуждается в помощи.
Отзыв
Большого уважения заслуживают люди, которые искренне любят природу, заботятся о ней. Нельзя обижать животных, которые не могут дать отпор и защитить себя самостоятельно. Хорошо, что ребята поняли, как были неправы, и исправились.
Пословицы
- У кого детки, у того и заботы.
- Кто матери не послушает – в беду попадет.
- Тише едешь – дальше будешь.
- Жизнь дана на добрые дела.
Что понравилось
Понравилось, какой заботливой, любящей и осторожной оказалась мама-утка. Ей предстояла опасная дорога, но она мужественно отправилась к озеру со своими крошками.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
Творчество русского писателя Михаила Пришвина пропитано безграничной добротой и любовью к природе. Являясь заядлым натуралистом, охотником-любителем и внимательным наблюдателем, он в каждом произведении старался передать, насколько гармонично всё устроено в окружающем нас мире. В 1943 году он написал рассказ «Ребята и утята». В читательский дневник можно занести, что он учит бережному обращению с животными и необходимости защищать беззащитных существ.
Оглавление:
- Главные герои
- Краткое содержание и план
- Основная мысль
- Отзывы для читательского дневника
Главные герои
В произведении «Ребята и утята» Пришвина несколько основных персонажей. Их описание и характеристика:
- Рассказчик — умный, строгий, наблюдательный человек, много знающий о природе и повадках животных. Внимателен к каждому живому существу, милосерден, неравнодушен и готов вмешаться в ситуацию, свидетелем которой он стал.
- Ребята — деревенские мальчишки, весёлые, беззаботные и озорные, обожающие шалости. Быстро понимают свою ошибку и спешат исправиться.
- Мама-утка — чирок-свистунок, осторожная, умная, важная, очень заботливая и любящая для своего выводка, осознающая, что вокруг её подстерегает множество опасностей.
- Утята — маленькие, беззащитные, но выносливые и упорные птенцы.
Повествование ведётся от лица рассказчика: он мастерски создаёт рисунок этого небольшого случая, описывает всех героев и их поступки.
Краткое содержание и план
Краткое содержание позволяет узнать о приключениях мамы-утки и её выводка, которые столкнулись с группой мальчишек. Можно также составить план пересказа «Ребята и утята» для 2 класса:
- Непростой путь к озеру. Маленькая дикая утка ведёт своих утят из болотного леса к воде. Идти приходится долго: весной озеро разливалось и топило всё вокруг, поэтому гнездо умная утка соорудила за три версты от него, в безопасности. А вот теперь пришло время отвести к нему подросших птенцов. На открытых местах, где их могут заметить человек, лисица или ястреб, утка пропускает своих детей вперёд, чтобы не выпускать их из виду. Вот и при переходе через дорогу возле деревенской кузницы она делает так же, вышагивая следом.
- Столкновение с мальчишками. Ребята замечают их и закидывают шапками. Утка бегает между своих детей в страшном волнении.
- Появление рассказчика. Пока маленькие изобретатели придумывают, каким способом поймать утку-мать, мужчина подходит к ним и строго спрашивает, что они собираются делать с пойманными утятами. Те, струсив, говорят, что отпустят. Мужчина стыдит их, после чего оглядывается в поисках утки. Она сидит на небольшом холмике с раскрытым от страха клювом. Рассказчик велит немедленно вернуть ей всех утят.
- Счастливое возвращение. Ребята, как будто обрадовавшись этому приказанию, поспешно выполняют его. Когда дети возвращаются к матери, она гордо продолжает вести их к озеру.
- Прощание. Автор снимает шляпу, машет им и желает счастливого пути. Мальчишки смеются, но он строго говорит, что смеяться тут нечего: для слабых птенцов путь к озеру — долгая и нелёгкая дорога.
В финале ребята признают свою ошибку, тоже снимают шапки и машут ими утятам.
Основная мысль
Главная мысль произведения заключается в том, что необходимо любить природу и заботиться о братьях наших меньших. Дети часто не осознают, что животные — не игрушки, забавляются с ними и причиняют им боль. В этой истории герои не понимали, что их игра для них — забава, а для утки — ужас. Это дикая птица, у которой есть главная забота — довести своих детей до озера, и вмешательство человека в этот процесс крайне нежелательно.
Таким образом, рассказ учит не обижать слабых, помогать другим в трудную минуту, учиться на своих ошибках, отвечать за свои поступки.
Отзывы для читательского дневника
Сюжет произведения не оставляет равнодушным никого из читателей. Этот рассказ будет полезно читать и перечитывать и детям, и взрослым.
Я люблю произведения о животных и природе, поэтому с удовольствием погрузилась в чтение творчества Михаила Пришвина. Мне очень понравилась книга «Ребята и утята» с картинками. Было волнительно, когда мама-утка беспокоилась за своих детей, и её чувства совершенно понятны, ведь её утята для неё — самое главное. Каждое животное всегда в первую очередь заботится о своём потомстве. Но я рада, что в итоге у произведения хороший финал, а утята со своей мамой благополучно продолжили путь к озеру.
Мне понравился этот добрый и поучительный рассказ. Поведение мальчишек, конечно, не понравилось: многие ребята совершают необдуманные поступки только ради собственной забавы, не задумываясь о чувствах других. Например, они могут больно потянуть щенка за хвост или забрать у кошки-матери маленького котёнка, заставив её волноваться. Так что в этом рассказе, написанном очень давно, затронуты проблемы, которые актуальны и сейчас. Мальчики накрывают шапками утят — и неизвестно, что бы могло случиться, не появись вовремя рассказчик. Я считаю, что взрослые должны объяснять ребятам, как важно беречь природу.
Оля
Это короткий и ёмкий рассказ, но в нём заложен глубокий смысл, он о многом заставляет задуматься. Для маленькой уточки и для её ещё более слабых и беззащитных птенцов весь мир полон опасностей. Неслучайно в первом предложении говорится, что утка наконец решилась отвести детей к озеру — значит, она долго собиралась, сомневалась, готовилась к этому походу. Путь до озера, который человек может пройти быстро и спокойно, для неё превращается в настоящую полосу препятствий. Но она преодолевает их, что говорит о её смелости.
Очень хорошо, что рассказчик в итоге объясняет это ребятам. В конце они радостно желают птицам счастливого пути. И в сюжете произведения удивительным образом переплетаются дикая природа и мир детства, создавая гармонию, свойственную книгам Михаила Пришвина.
Стас
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация к уроку литературного чтения М.Пришвин Ребята и утята (1 класс) -
2.
М. Пришвин родился в Орловской губернии близ -
3.
Книги М.М.Пришвина -
4.
Наведи порядок! -
5.
Отгадай !Вдоль по речке, по водице Плывет -
6.
гадкаУтка с утятами -
7.
Слайд 7 -
8.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. Чирок-свистунок -
9.
Цель исследования: проверить предположение на основе изучения рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята» -
10.
План работы 1. Прочитай рассказ «Ребята -
11.
Словарная работаВ ОБХОД ДЕРЕВНИ — обходя стороной, -
12.
Физминутка «Танец маленьких утят» -
13.
Составление плана рассказа1. Встреча с ребятами.2. Прощание с утятами.3. Дорога к озеру.Восстанови события -
14.
Слайд 14 -
15.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, -
16.
Люби природу! -
17.
Спасибо за внимание!
М. Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Он
Слайд 1Михаил Пришвин
«Ребята и утята»
Подготовила:
учитель начальных классов МКОУ прогимназия №10 г.Хасавюрт
Гущина
Вера Владимировна
Слайд 2М. Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его
семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Он стал писать о природе.
Слайд 5Отгадай !
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою
их ведет.
Слайд 8Чирок-свистунок – птица семейства утиных.
Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Слайд 9Цель исследования: проверить предположение на основе изучения рассказа М.М. Пришвина «Ребята
и утята»
Слайд 10План работы
1. Прочитай рассказ «Ребята и утята»
2. Узнай значение непонятных
слов
3. Ответь на вопросы
4. Нарисуй рисунок
Слайд 11Словарная работа
В ОБХОД ДЕРЕВНИ — обходя стороной, не заходя в деревню.
ВЕРСТА
– старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
КУЗНИЦА – помещение, где работаю кузнецы.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ
ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
Слайд 12Физминутка
«Танец маленьких утят»
Слайд 13Составление плана рассказа
1. Встреча с ребятами.
2. Прощание с утятами.
3. Дорога к
Слайд 15Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».