Дед мороз из морозко фото сказки

Тринадцатый полнометражный фильм режиссёра Александра Роу вышел на экраны в марте 1965 года и сразу стал классикой — не только на родине, но и за рубежом.

Он завоевал Гран-при «Лев святого Марка» конкурса детских фильмов XVII Венецианского кинофестиваля, приз за лучший детский фильм всесоюзного кинофестиваля в Киеве, серебряную медаль детского кинофестиваля в Тегеране. За роль Марфуши посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

В Чехии без «Морозко» до сих пор не обходится ни один новогодний праздник. Традиция была нарушена лишь однажды. После «бархатной революции» 1989 года в Чехословакии власти запретили показ картины — но ненадолго. Возмущённые чехи добились отмены запрета.

А вскоре по мотивам фильма был поставлен мюзикл, выпущено мороженое «Mrazík»(«Морозко» по-чешски) и компьютерная игра с тем же названием.

Сказочную зиму снимали на Кольском полуострове, под Оленегорском. Киношников привлекли красивые лесистые места, солнечная погода и обилие снега.

Съёмочная группа привезла с собой целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Специально для сказочной тройки с Калининского ипподрома были выписаны прекрасные кони. Актёры возвращались после съёмок в городскую гостиницу, там же, «на подворье», обитало киношное зверьё, а медведица квартировала в пристройке у городской бани.

С животными работали дрессировщики. Медвежата действительно умели собирать грибы, пусть и бутафорские.

Для Бабы-Яги, роль которой блестяще исполнил Георгий Милляр, в лесу соорудили деревянную избушку, приводившуюся в движение с помощью специальных рычагов. Вторую, танцующую, сделали из поролона.

Морозко Баба Яга

Из того же материала изготовили и костюмы трухлявых пней, напавших на Иванушку. Оленегорские статисты в костюмах из декорированного поролона весили немало, и Эдуарду Изотову пришлось потрудиться, прежде чем он сумел, как требовалось, выбросить их из избушки на курьих ножках.

Помогли северяне и самой Бабе-Яге. Константин Браславский, являвшийся тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, выполнял за Георгия Францевича некоторые трюки.

Сам Милляр готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Помимо Бабы-Яги, он сыграл небольшую роль разбойника-дьяка, а также озвучил петуха, которого в начале фильма Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок.

Морозко Баба  Яга

Ему пришлось пережить немало трудностей. При 30-градусном морозе актёр бегал в легких лохмотьях Яги. Его гримировали по шесть часов, и однажды сильно обожгли лицо перекисью водорода.

Милляр буквально спас фильм от уничтожения. Об этом позже рассказал второй оператор картины Владимир Окунев. «Как-то мы возвращались со съёмки очередного эпизода… Навстречу местные мальчишки: «Скорее, скорее! Вашу плёнку водой залило!» Спустились в подвал, где хранили коробки с отснятым материалом, а там прорвало трубы. Операцию спасения возглавил Милляр (в тот день он не был задействован в съёмках). В одних трусах, по колено в воде, он передавал коробки с плёнкой костюмерше. Слава Богу, обошлось. Милляр не заболел, и ни один кадр не пострадал.»

«В съемочную группу я попала случайно, — вспоминает Чурикова. — На тот момент я училась в Театральном училище имени Щепкина. У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она-то меня ему и посоветовала. На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил.

Потом, помню, со мной случился казус. Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию».

Морозко - Сказка, Фильм

Главную женскую роль — Настеньку- исполнила 15-летняя Наталья Седых. «На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь (уж очень высокий у меня был голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталья Седых! „Только сделайте с ней что-нибудь, — попросил он гримёров, — чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать лет“».

Морозко - Сказка, Фильм

Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощному грузовику длинным металлическим тросом. Прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку. «Я никак не могла решиться прыгнуть туда. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками. Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее — я сразу плюхнулась в воду.»

Иван в одной из сцен в поисках Настеньки бегал по лесу и постоянно проваливался в снег – буквально по пояс. А ей под ёлку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугробы.

Морозко - Сказка, Фильм

Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи клея.

На съёмочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс.

По словам актрисы Марины Скиляжновой, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка. Актриса рассказывала: «Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне».

Отношения на площадке были спокойными и дружескими. «Милляр все время сыпал шуточками-прибауточками,- говорит Седых.- Инна Чурикова после съёмок отвела меня к своему преподавателю в театральное училище, чтобы поставил мне голос — он у меня был очень тихим.

А в Эдуарда Изотова я и вовсе влюбилась. Правда, никому о своей тайной любви так и не сказала. Эдуарду тогда было 33 года. С ним у меня случился первый поцелуй в моей жизни. И я жутко стеснялась, когда пришлось целоваться перед камерой.»

Главного героя сказки — Морозко — сыграл Александр Хвыля. «Помню, он вечно на всех бурчал. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь. Бас у него был очень сильный», — вспоминает помощник режиссёра.

«А мне Хвыля показался настоящим Дедом Морозом, — говорит Седых. — Он был таким добрым, могучим человеком. И относился ко мне как к внучке».

В эпизоде, когда Настенька дотрагивается до посоха Морозко, режиссёр применил съёмку методом наложения, с двойной экспозицией. Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Хвыля и Изотов.

В фильме Роу неоднократно использует свой любимый приём: обратную перемотку. Иней с деревьев стряхнули — а потом прокрутили плёнку в обратном направлении. Так же, как и в сценах, где пятятся назад кот и собака, взлетают на сосны разбойники, пни выпрыгивают из избы.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

телеграм3

и как обычно в инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
инста3

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

</div>

Мы уже говорили об актерах киносказки «Морозко» (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/24423.html, https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/33574.html, https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/70112.html)

В канун Нового Года впору вспомнить  и самого Морозко Александра Хвылю (1905-1976), ставшего после фильма Роу Дедушкой Морозом Главной Елки страны.

Начинал этот украинский актер в качестве правоверного социального героя, а закончил гротесковыми ролями второго, а то и третьего плана, которые так полюбил зритель. 

В плане социальных ролей статный Хвыля стал в кино официальным исполнителем роли Семена Буденного. Впервые он сыграл главного коногона в фильме «Первая Конная», что едва не обернулось катастрофой, поскольку против фильма выступил… сам Буденный. Не понравился ему, впрочем, не Хвыля в частности, а фильм в целом. Картину на экран не выпустили, а Хвыля реабилитировался ролью Буденного в фильмах «Оборона Царицына» и «Клятва».  

"ПЕРВАЯ КОННАЯ"

«ПЕРВАЯ КОННАЯ»

Популярность актер поимел другой героической ролью. А именно Александра Пархоменко в одноименном фильме. Мощная киношка, казалось мне в детстве, но удивительно, насколько легко затмевали красивого Пархоменко сутулый злодей Махно в исполнении Чиркова, хулиганистый Вася Гайворон, сыгранный Петром Алейниковым и таперша Раневская.

Социальная творческая карьера Хвыли складывалась через пень колоду. Так из мегапопулярной «Молодой гвардии» его роль подпольщика Шульги попросту вырезали.

Но уже в 1945 Хвыля сыграл острохарактерную роль капитана Гуля в блокбастере «Пятнадцатилетний капитан», начав менять амплуа.

В 1952 произошла знаковая встреча с Роу. Хвыля вошел в его обойму, сыграв Голову в экранизации Гоголя «Майская ночь, или утопленница». Дальше последовали Мудрец-молчальник в «Марье-искуснице» (1959)…

 Чуб в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1961)… Королевский обер-повар в «Королевстве Кривых Зеркал» (1963)… 

Слуга Кащея в «Огонь, вода и… медные трубы» (1968)… Герцог де ля Бык в «Варваре-красе, длинной косе» (1969) 

Ветер Ветрович в «Золотых рогах» (1972)

Но главный мессидж Хвыли, конечно, «Морозко» (1964), у того же Роу. После этой сказки руководство страны решило доверить актеру роль Деда Мороза на главной елке страны в Кремле.

К этому времени Хвыле уже было под 60, и он никак не мог приспособиться к работе с радиомикрофоном. Порой, находясь за кулисами, он начинал костерить организаторов или жаловаться на жизнь, забывая, что голос его разносится по всему Кремлевскому Дворцу Съездов.

ХВЫЛЯ В "СКАЗКАХ РУССКОГО ЛЕСА"

ХВЫЛЯ В «СКАЗКАХ РУССКОГО ЛЕСА»

За это дети и взрослые любили деда Мороза еще больше.

У Хвыли, впрочем, были дублеры, но все они работали под фонограмму его голоса. Только один из дублеров, Роман Филиппов (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/39300.html), добился, чтобы записали и его тоже. 

Следующим дедом Морозом Кремля стал он.

Напоследок отметим другие заметные роли Хвыли. Не только же у Роу он играл.

Священник в «Королеве бензоколонки».

Метродотель в «Бриллиантовой руке».

Хозяин лавки в «12 стульях» того же Гайдая.

Эпизоды по сути, но как сделано…

Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки

Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.

В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.

В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.

Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика

Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».

Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.

Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».

Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.

К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.

Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга

Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».

Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.

На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.

Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.

Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!

В 1964 году на экраны вышел фильм-сказка Александра Роу «Морозко». Действие в нём происходит не только зимой, но и весной, однако именно в зимнее время с героями случаются самые настоящие чудеса. Поэтому сказка пополнила коллекцию новогодних кино-талисманов.

У каждого свой

Кадр из фильма Морозко

Источник фото: Киностудия им. Горького

Сюжет «Морозко» интернационален — у каждого народа есть своя подобная сказка, главными действующими лицами в которой являются мачеха, родная дочь и падчерица, а также добрый волшебник-Мороз. Сценаристы — Михаил Вольпин и Николай Эльдман — добавили в сказку любовную линию, которой не было в народной версии, да приправили реплики героев добрым юмором.

Настоящий Дед Мороз

Кадр из фильма Морозко

Источник фото: Киностудия им. Горького

Роль Морозко сыграл народный артист РСФСР Александр Хвыля. Он так вжился в персонажа, что миллионы маленьких зрителей после выхода сказки на экраны были уверены: он — самый настоящий Дед Мороз! В дальнейшем Александр Леопольдович лишь подкрепил эту уверенность — его приглашали выступать на главной Ёлке в Кремле. Артист появлялся на представлениях в образе бородатого новогоднего волшебника.

Дом из поролона

Кадр из фильма «Морозко»

Источник фото: Киностудия им. Горького

Перед художником фильма стояла непростая задача — нужно было «оживить» избушку на курьих ножках. С этим справились, изготовив дом Бабы-Яги из поролона и надев конструкцию на статиста. Вот и поворачивалась избушка во все стороны — и к лесу задом, и к Яге передом, и наоборот. Аналогичным образом были созданы и костюмы пней, которые в одной из сцен угрожающе надвигались на красавца-Ивана.

Кстати, живые пни из этой сказки производят сильнейшее впечатление на зрителей из англоязычных стран — в одной из рецензий есть предупреждение: «Если вы посмотрите этот фильм, то потеряете рассудок! Здесь грибы разговаривают, пни двигаются, а дом наделён человеческими повадками!». Ох уж эта чрезмерная впечатлительность любителей кино…

Подвиги Бабы-Яги

Кадр из фильма «Морозко»

Источник фото: Киностудия им. Горького

И вновь об уверенности Георгия Милляра в том, что искусство требует жертв. Часть съёмок проходила при 30-градусном морозе. А артист появлялся в кадре в одних лишь тоненьких лохмотьях своей героини. В образе этой злой-доброй ведьмы он представал неоднократно, играя в экранизациях сказок. И в каждой из них Баба-Яга была разной. В «Морозко» она, например, как заправская модница, носит на голове красную косынку.

И ещё…

Плёнка с отснятым материалом хранилась в подвале четырёхэтажного дома, где жила съёмочная группа. Съёмки шли на протяжении всей зимы. Плёнки с готовыми сценами помещали в пакеты и упаковывали в коробки — для надёжности хранения. Работа над фильмом завершилась к концу февраля. В этот период в один из дней съёмочная группа уехала доснимать какие-то недостающие кадры. Один из членов команды заметил подбегающую к месту съёмок женщину — она кричала: «Ребята, скорее! В дома трубу прорвало, подвал с вашими плёнками затопило!». Создатели фильма поспешили на место происшествия, попутно смиряясь с мыслью о том, что «кина не будет». Однако при подъезде к дому они увидели удивительную картину: на снегу лежат коробки с плёнками, а Георгий Милляр, мокрый до нитки, в чём мать родила, выносит из подвала последнюю коробку. Когда прорвало трубу, он спал. Актёра разбудила хозяйка дома, и он, вскочив с постели, побежал спасать отснятое. Спас.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

3 года назад · 6870 просмотров

Какое Рождество без сказок? Одну из самых любимых снял мастер экранизации волшебства Александр Роу. Как и у других фильмов, у этого тоже есть своя история.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Все началось, как всегда, с распределения ролей. Было изначально понятно, что Бабу Ягу сыграет Милляр. Быстро нашли и Ивана — 33-летнего красавца-богатыря Эдуарда Изотова, а вот воздушную Настеньку, воплощение доброты и невинности, выбирали из сотен претенденток.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

Требовалась хрупкая девочка с искренним лицом. Искали совсем юную, во всех учебных заведениях. Однажды Роу попал на спектакль на льду одного из ленинградских хореографических училищ. «Умирающего лебедя» танцевала Наталья Седых.

Тонкая и нежная, с мягкими чертами и огромными наивными глазами, она сразу понравилась режиссеру и тот пригласил девушку на пробы.

После всех просмотров в качестве кандидаток в «Настеньки» остались только Наташа и Надежда Румянцева. У последней уже был опыт работы в кино, поэтому Наталья мысленно уступила роль актрисе и даже не ждала звонка с кинокомпании. Однако она ошиблась — утвердили именно ее.

Настенька

Настенька

Источник:

На съемки сначала на Кольском полуострове, потом в Звенигороде, ее отпустили только после личного поручительства педагога. Та пообещала, что Наташа сдаст все предметы на пятерки. Сниматься в сказке с ней поехала мама и не зря.

В двадцатиградусный мороз девушке пришлось бродить по лесу в сарафане, проваливаясь в сугробы порой по пояс, очищать с ресниц клей ПВА, который использовали в качестве грима, чтобы создать «замерзшие реснички», и даже прыгать в пруд, спасая Марфушеньку. Рисковала девушка и когда каталась на самоходных санях. Тяжелая конструкция на самом деле была привязана к мощному грузовику, который и тянул сказочный транспорт.

Мама охала, держала наготове горячий термос и кутала дочь между дублями.

А та только после съемок призналась: «Иван» стал ее первой любовью.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

Девичье сердечко так и замирало, когда с красавцем случалось обниматься и целоваться на камеру. Так что влюбленные глаза Настеньки — подлинник.
А вот Эдуард относился к 15-летней партнерше, как к ребенку. К тому моменту у актера уже была жена и дети, и смотреть на подростка, как на женщину он просто не мог.

Слезы Марфушеньки

Слезы Марфушеньки

Источник:

Инне Чуриковой пришлось порыдать. Сначала на роль Марфушеньки утвердили Тамару Носову. Студентку Чурикову в коридоре Мосфильма случайно встретила ассистентка режиссера и потащила показывать находку Роу.

Тот весьма «приукрасил» действительность: нарисовал Марфушеньке рыжие конопушки, зачесал плотные золотистые волосы Чуриковой так, что они казались сущей соломой…

Увидев себя в гриме, молодая актриса рыдала, всерьез полагая, что теперь вся страна будет думать, что она страшная, и замуж ее никто не возьмет.

Во второй раз Чурикова расплакалась на озвучке.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

Увидев себя, изуродованную гримерами, сидящую на фанерке под елкой в двадцатиградусный мороз, она просто не смогла сдержать слез жалости.

Вспомнила, что почти полтора часа, кропотливо и профессионально оператор выстраивал свет, требуя, чтобы актриса все это время находилась в кадре. Вдобавок, в корзине не оказалось яблок — их забыли в гостинице. Вместо них Чурикова сочно, с аппетитом, грызет лук!

Однако игра стоила свеч: за Марфушеньку молодая актриса получила первую в своей жизни престижную кинонаграду.

Баба Яга

Баба Яга

Источник:

Легендарный Милляр играл Бабу Ягу в восьмой раз. Но каждый раз для своей героини он придумывал новый образ. К середине 60-х, когда снимался «Морозко», Георгий Франциевич пристрастился к алкоголю и уже не мог себе в нем отказывать.

Чтобы Баба Яга была в форме, Роу запретил продавцам местного магазина в городке под Мурманском, где снимали кино, продавать артисту спиртное и лично проверял, чтобы бутылок не было! Но сердобольные тетеньки, поклонницы Милляра, придумали прятать чекушечку для любимого артиста в ведра с молоком.

Потому Баба Яга в кадре — под хмельком.

Роль Бабы Яги не только самая страшная и смешная, но и самая опасная: большинство трюков выполняет именно она. Заменял Милляра в этих съемках профессиональный каскадер, которому пришлось и в ступе полетать, и в драках поучаствовать.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

Но и Георгий Франциевич отличился. Дело в том, что вся отснятая пленка лежала в пакетах, в подвале дома, где жила съемочная группа. Когда почти весь фильм был отснят, операторы и режиссеры с главными героями с утра уехали в лес — подснять еще кадров с натуры. В это время в подвале дома прорвало трубу.

О том, что произошло, съемочная группа узнала не сразу. Пока до места съемок добежала местная жительница, подвал уже затопило.

Все немедленно вернулись к дому и увидели такую картину: Милляр в двадцатиградусный мороз в одних семейниках, по пояс мокрый бегает из подвала во двор и складывает на снег спасенную пленку.

Когда случился потоп, его разбудили местные и он, в чем был, рванул спасать фильм. Актера тут же растерли водкой и разрешили принять целый стакан внутрь. Обошлось без болезней.

Слава

Слава

Источник:

Едва выйдя в прокат, «Морозко» набрал невероятный рейтинг, а Александр Хвыля, сыгравший Деда Мороза, стал главным Дедом Морозом страны и вел отныне все елки в Кремле. В год премьеры сказку номинировали на одну из главных премий фестиваля детских и юношеских кинофильмов в Венеции.

На просмотр было не попасть: съехалась вся российская иммиграция. Изгнанные репрессиями и новым режимом русские рыдали над весточкой из родной страны, стоя аплодировали Роу и благодарили за русскую зиму, снежные рассветы и настоящие белые березки.

После того, как «Морозко» с аншлагом прокатился по всем союзным республикам, его отсмотрели Голливудские мэтры и дали добро.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Голливуд закупил кино для проката в США. Сам Спилберг восхищался работами Александра Роу, называя их предтечей современных кинофильмов с множеством спецэффектов.

В некоторых странах «Морозко» до сих пор считает одним из главных и обязательных спутников Нового года. Например, в Чехии, Польше и Словакии его показывают в ночь 31 декабря — вроде нашего «С легким паром…».

Однако была у «Морозко» и новая волна популярности.

Как снимали «Морозко». Любовь, рыдания и русская иммиграция

Источник:

В 90-х, в одном из американских телешоу «Морозко» показали, как кино про сюрреалистичную российскую глубинку. Не вдаваясь в подробности русского фольклора, американские журналисты говорили о кинокартине, как о сумасшедшей психоделической фантазии и признали кино одним и сотни худших кинолент всех времен.

Однако мэтры всего мира продолжают считать красочный кинофильм образцом новогодней сказки с блестяще поставленными спецэффектами, удивительной операторской и актерской работой.

Источник:

  • Дед мороз и осень сочинение 2 класс
  • Дед мороз и лето читать сказку
  • Дед мороз и лето сочинение 2 класс
  • Дед май и зайцы сказка
  • Дед мазай и зайцы это сказка или рассказ