Действие рассказа и с тургенева бежин луг происходит

Опубликовано:

18 сентября 2020, 04:05

«Бежин луг»
У костра: YouTube / MyBook

На страницах журнала «Современник» в 1851 году появился рассказ «Бежин луг». Краткое содержание произведения в общих чертах раскроет его сюжетную линию и поможет понять основной смысл, который вложил в него Тургенев. «Бежин луг» изящно сочетает реализм и романтизм, в нем, создавая неповторимый литературный узор, сплетаются природа и легенды.

«Бежин луг»: краткое содержание

С крестьянской жизнью, тяжелой и поэтической одновременно, знакомит нас «Бежин луг». Краткий пересказ раскрывает богатство примет, поверий и сказок народа, знакомит с легендами и небылицами, которые гармонично дополняют картины живописной природы. Из всего этого Тургеневу удалось сплести таинственную мистическую историю.

Ищете краткое содержание? «Бежин луг» познакомит с такими событиями и персонажами:

  • Теплым июльским днем рассказчик приезжает в Чернской уезд в Тульскую губернию и отправляется на охоту. Возвращаясь поздним вечером, он теряет дорогу, идет наугад и внезапно оказывается на огромной равнине с широкой рекой. Это и есть Бежин луг.
  • С радостью замечает он впереди костры и людей и подходит к ним. Это оказывается группа крестьянских ребятишек, которые ночью должны следить за лошадьми.
  • Повествователь остается рядом с ними на ночлег, устраивается у костра и слушает мальчишек.

«Бежин луг»

«Бежин луг»: YouTube / MyBook

Здесь читатель встречается с пятеркой главных героев: Федором, Павлушей, Илюшей, Костей и Ваней. Все они очень разные, каждый интересен по-своему, а их беседа напоминает игру в страшилки. Мальчики думают, что непрошеный гость уснул, и начинают рассказывать свои истории:

  • По словам Илюши, во время одной из ночевок на фабрике он вместе с другими ребятами слышал домового. Всю ночь здание наполнялось стуком и звуками шагов, распахивались двери, но никого не было видно. Было страшно и тревожно.
  • Дальше Костя вспомнил историю слободского плотника Гаврилы. Тот собирал в лесу орехи, заблудился и задремал. Проснулся от зова русалки. Гаврила начал испуганно креститься, за что русалка его прокляла. С тех пор плотник стал печальным и невеселым. После этих слов Кости вдалеке раздалось стенание.
  • Илюша начал беседу о плотине, на которой похоронили утопленника. По словам мальчика, однажды приказчик увидел там барашка и забрал его с собой. Барашек долго странно смотрел на него, а затем заговорил человеческим голосом. В конце этой истории собаки вокруг костра начали лаять, а затем и вовсе бросились прочь. Мальчикам стало еще страшнее, но разговор продолжился.
  • Теперь Илюша поведал о том, где и когда люди видели покойника. А еще рассказал, что если в родительскую субботу посидеть на церковной паперти, то можно увидеть проходящим мимо того, кому суждена смерть. Тут над притихшими ребятишками пролетел белый голубь. Они вспомнили о виденном недавно затмении солнца и связанном с ним поверье о лукавом Тришке, который приходит в наш мир в такое время.
  • Услышав резкие крики цапли, ребята заговорили о лешем, который кричит подобным образом. Пока Павлуша бегал за водой, Илюша рассказал, что это опасно: водяной может утащить на дно. Поговорили об Акулине, которая попалась в лапы водяного, и о мальчике Васе, который недавно утонул. Когда Павлуша вернулся, то добавил, что слышал из-под воды Васин голосок.

«Бежин луг»

Случай с барашком: YouTube / MyBook

В таких разговорах и прошла ночь. Под утро рассказчик уснул, встал он еще до рассвета, попрощался с Павлушей и отправился восвояси. Заканчивается рассказ трагически — упоминанием о том, что в том же году Павлуша умер. Но не водяной забрал его: он упал с лошади и разбился насмерть.

«Бежин луг»: анализ произведения

Знаменитый цикл «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев создал под влиянием литературного критика Виссариона Белинского. Отметим, что писатель любил охотиться, общаться с крестьянами, а потому воссоздать реалистичную картину задуманных рассказов не составляло для него труда.

Вошел в сборник «Записки охотника» «Бежин луг», в котором автор с любовью и теплотой описал обычных крестьян, сделав их главными героями произведения. Вот его краткий анализ:

«Бежин луг»: автор и название

Когда создан «Бежин луг»? Тургенев начал писать рассказ осенью 1850 года и к началу следующего года представил его для печати в популярный журнал «Современник».

Интересно, что особый смысл в название Иван Сергеевич не вкладывал. Он стремился найти нечто звучное, чтобы акцентировать внимание читателя на красоте описанной природы. Более того, ни на одну топографическую карту луг не нанесен. Оказалось, что реальным его прототипом было совсем не поэтичное Рудинское болото.

Рассказ «Бежин луг»: тема

«Бежин луг»

Страшные истории: YouTube / MyBook

Тургенев известен как непревзойденный мастер описания красот русской природы. В рассказе на великолепном пейзажном фоне он раскрыл взаимосвязь человека с природой, их гармонию. Также в произведении присутствуют такие темы:

  1. Проблема жизнеустройства крестьян. Дети, которые еще не должны быть озабочены жизненными тяготами, работают, как взрослые и так же рассуждают. Но при всей неустроенности и сложности ребятишки не унывают. Напротив, они живут счастливо, ярко и интересно. Вот и во время не по годам тяжелой работы они с удовольствием развлекаются небылицами и легендами.
  2. Отсюда логично следует тема ценности жизни, важности умения радоваться ей и ощущать благодарность за то, что имеешь. Тургенев подчеркивает, что, только став частью природы, прислушиваясь к ней, можно почувствовать ее милость и щедрость.
  3. Также глубоко раскрыта тема народных легенд и сказаний. Пример мальчишек и их историй показывает силу мистицизма обычных необразованных людей. Доказательств тому множество (Гаврила, Акулина). Все зло заключается в невежестве, страхах и верованиях.

Весь этот широкий круг вопросов автору удалось изложить на удивление кратко и емко, но после прочтения, согласитесь, есть о чем задуматься.

«Бежин луг»: кратко о композиции

Композиционно «Бежин луг» построен сложно и многослойно. Выделим такие основные части:

  1. В экспозиции описывается дневной пейзаж.
  2. Завязка связана со скитаниями охотника.
  3. Кульминация — его встреча с ребятишками у костра.
  4. В качестве эпилога приведена информация о судьбе одного из мальчиков — Павлуши.

Автор мастерски использовал и включил в рассказ множество художественных средств. Так, он дает развернутые портреты ярких и самобытных мальчиков, каждому выделяет монолог. Истории уникальны, и повторить их вряд ли кому-то под силу. Между монологами показаны суждения и оценки охотника, который слушает их, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и прекрасные по своей сути.

«Бежин луг»: жанр

Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие характерные черты:

  1. Маленький объем.
  2. Одна сюжетная линия.
  3. Повествовательное содержание.

Литературное направление произведение — синтез реализма и романтизма. К последнему относятся поэтические описания природы, легенды и поверья, которые влились в жизнь главных героев.

Рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого вызывает интерес и желание познакомиться с произведением детальнее, необычный по форме и содержанию. За видимой простотой и незамысловатостью сюжета скрываются глубокие мысли и поистине поэтическая душа автора, которая заслуживает высокой оценки.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1874788-bezin-lug-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

Бежин луг Тургенев И.С. — читательский дневник

Тургенев Иван Сергеевич

1818 — 1883

Для просмотра основного материала по произведениям литературы предлагаем вам изучить читательский дневник к рассказу И. Тургенева «Бежин луг». Данная статья написана в помощь ученикам школ и студентам, изучающим данное произведение.

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои и их характеристика
  3. Краткий пересказ рассказа
  4. Главная мысль, чему учит произведение
  5. Вывод и своё мнение
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Афоризмы, понравившиеся цитаты

1. Время и место действия

Лето и часть осени 1850 года писатель провел в имении матери, где охотился. В этот период он ничего не писал, а лишь наблюдал за происходящим. Приехав в Петербург, Тургенев получил предложение от редакции «Современника». Ему предлагали опубликовать свои рассказы. Писатель приступил к написанию рассказов, которые и были опубликованы в этом же журнале в1851 году.

В рассказе отражены события, происходящие в Тульской губернии, в Чернском уезде – так пишет автор в начале своего произведения «Бежин луг». Скорее всего, в нем он отразил впечатления 1850 года, когда ходил на охоту, проживая в имении Спасское-Лутовиново.

2. Главные герои

Охотник – автор рассказа, человек, заблудившийся в лесу и встретивший ребят, сидящих у костра.
Павел – некрасивый мальчик, бедно одетый. В нем чувствовались ум, сильная и авторитетная личность, которая скрадывала внешнюю непривлекательность паренька. Павлуша мало доверяет приметам, реально воспринимает жизнь.
Федя – светловолосый мальчик с правильными чертами лица. Он – сын обеспеченных родителей, присутствующий здесь не по нужде, а ради развлечения.
Илюша – ответственный, тревожный и суеверный мальчик. Он работает на бумажной фабрике, что является для него предметом гордости.
Костя – ребенок лет десяти, хрупкий и болезненный с виду. Большие и печальные глаза выделяются на заостренном лице. Он – незаметный, отзывчивый, добрый, любит свою младшую сестричку.
Ваня –тихий мальчик с добрыми глазами. За все время он вступал в разговор всего несколько раз.

3. Краткий пересказ рассказа

Писатель заблудился на охоте. Он набрел на костер, возле которого сидели деревенские мальчишки. Мальчики стерегли лошадей, которых летом легче пасти в ночное время — их не жалят слепни и оводы. Автор дает портрет каждому из ребятишек, слушает их «страшные истории», которые так интересны детям. Все произведение пропитано великолепием летней ночи, описанием красоты природы, подмеченной до шороха, звука, до мелких деталей.

Смотрите более подробный краткий рассказа «Бежин луг» Тургенев И.С.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Человек и природа неразрывно связаны. Общение деревенских мальчишек на фоне прекрасной летней ночи вызывает в них целую бурю эмоций, будоражит фантазию, дает чувство наполненности и интереса к жизни.

5. Вывод

Человек находится в большом контакте с природой. Летняя ночь, костер, табун лошадей, собаки, охраняющие их, крестьянские мальчишки и охотник, прилегший у костра – все это прекрасная картина, которую Тургенев живописал с особым чувством и теплотой. Природу и людей он описывает поочередно, и кажется, что люди вплетены в этот прекрасный вечер и являются тоже частью природы.

Когда читаешь о таком времяпровождении, то появляется радостное чувство. Я, как бы, сама сидела у этого костра рядом с этими мальчишками, вглядывалась в их удивленные, заинтересованные лица, слушала их истории, которые и пугают, и притягивают одновременно. Как будто я, как и охотник, была окружена мистикой ночи, с ее таинственностью и красотой.

Мне очень понравился рассказ, но расстроила гибель самого смелого и независимого Павлуши, взрослого не по годам. Странно, что именно этот мальчик погиб. Казалось бы, что этот человек смог бы добиться многого в жизни. Я бы даже хотела не читать об этом. Именно это событие смазало прекрасное впечатление от рассказа.

6. Система образов произведения

В этом произведении Тургеневу удается соединить образы людей и природы. Он вплетает описание необыкновенной красоты летней ночи, поведение животных, во все моменты своего повествования. Поэтому создается ясное впечатление, что образы охотника, деревенских детей и природы – единое целое.

Я считаю, что образ самой деревенской жизни того времени находится в конфронтации с образами детей. Ребята еще малы, но уже зарабатывают деньги, кое-кто работает на фабрике. Многие из детей бедно одеты. Им страшно выходить в ночь, поэтому они рассказывают друг другу страшилки. Ребятам не хватает родительской любви, сказок, которые бы родители рассказывали бы на ночь самым маленьким из них. У этих детей по сути нет детства, он слабо развиты — голова их забита деревенскими суевериями и страхами.

7. Словарь незнакомых слов

Бучило – большая яма, в которой стоит весенняя вода, образовавшаяся в результате половодья. Она не пересыхает даже в летнее время.
Слободка – селение, расположенное неподалеку от города.
Армяк – (армячок) – толстый суконный кафтан.
Гиканье – громкий и резкий звук, покрикивание, крик.
Ягдташ – сумка, предназначенная для охоты.

8. Цитаты, афоризмы

Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша.

Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи.

Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут.

это такое было? ась?
— В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры,
— заметил Павлуша, — так, может быть, его душа жалобится.

Тришка — эвто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена.

«Бежин луг» читательский дневник

«Бежин луг» читательский дневник

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3852.

Обновлено 4 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3852.

Обновлено 4 Августа, 2021

«Бежин луг» является частью знаменитого цикла рассказов «Записки охотника», в котором автор поделился с читателями пленительной красотой русской природы, а также показал без прикрас жизнь крестьянского сословия.

Краткое содержание «Бежин луг» для читательского дневника

ФИО автора: Тургенев Иван Сергеевич

Название: Бежин луг

Число страниц: 15. Тургенев Иван Сергеевич. «Бежин луг». Издательство «Литера». 2017 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1851 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде. Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.

Главные герои

Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.

Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.

Павлуша – серьёзный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.

Ильюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.

Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.

Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошёл к ним и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны были сторожить их.

Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из зажиточной семьи и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами. Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всём его облике чувствовалась внутренняя сила. Ильюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность. Четвёртый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.

Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Ильюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом. Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов. Мальчишки не выдержали и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.

В свою очередь Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая звала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошёл на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.

Ребята перекусили сваренным в костре картофелем и продолжили свои рассказы. Ильюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласково гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».

Мальчики ещё долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрёл домой.

Вывод и своё мнение

Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений. Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми. Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.

Главная мысль

Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.

Авторские афоризмы

«…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости…»

«…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»

«…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»

Толкование непонятных слов

Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.

Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Гуртовщик – погонщик стада, пастух.

Армяк – верхняя долгополая одежда из грубой шерстяной ткани.

Тятя – отец.

Осинник – осиновый лес или перелесок.

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.

Лощина – низко расположенная долина.

Табун – стадо лошадей.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лиза Гречникова

    12/12

  • Виктория Зеленская

    8/12

  • Милана Ничикова

    10/12

  • Максим Демин

    12/12

  • Мадина Мусаева

    12/12

  • Михаил Евсеев

    12/12

  • Galina Ambrtsumian

    12/12

  • Сева Бобров

    11/12

  • Дарья Хвалей

    10/12

  • Лидия Голикова

    12/12

Рейтинг читательского дневника

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3852.


А какую оценку поставите вы?

Представленный вниманию читателей «Бежин луг» краткий пересказ ознакомит с рассказом Ивана Сергеевича Тургенева, посвященным необыкновенной красоте родных пейзажей. Автор также с несомненной симпатией описывает и крестьянских детей-подростков, искренне уважая их трудолюбие и раскрывая внутренний мир этих ребят, их суеверия и затаенные страхи.

Кратко об истории создания «Бежин луг»

Данный очерк Тургенев впервые опубликовал в журнале «Современник» в 1851 году, история входит в известный сборник писателя «Записки охотника». Рассказ относится к категории реалистической прозы, однако включает в себя и элементы романтизма, что касается старинных поверий и ярких, эмоциональных описаний природы.

Место и время действия

События развиваются на территории Чернского уезда, располагающегося в Тульской губернии, в середине 19-го столетия.

Главные герои

  • Мужчина, от лица которого ведется повествование, увлекающийся охотой и случайно присоединившийся к компании юных пастухов.
  • Подросток по имени Павлуша, выглядевший решительным, храбрым и неглупым парнем. Автор считает, что мальчику около 12 лет.
  • Ровесник Павла Ильюша, обладающий носом с горбинкой и знающий немало историй о нечистой силе, вызывающей у него чувство глубокого ужаса.
  • С ребятами находятся и их младшие товарищи Костя и Ваня, а также Федя, который немного старше приятелей и, судя по его одежде, происходит из семьи зажиточных крестьян.

Краткое содержание рассказа «Бежин луг»

Прекрасный день

Рассказчик с удовольствием подчеркивает, насколько спокойны и прекрасны летние дни в средней полосе России. В полдень на небе появляются приятные мелкие облачка, иногда проливается незначительный дождь. К вечеру все облака исчезают, и наступает закат солнца, происходящий столь же неторопливо, как и его восход.

Охотник заблудился

Именно в такой день автор повествования выходит вместе с собакой на охоту на тетеревов. Возвращаясь в вечерние часы домой, мужчина неожиданно замечает, что он заблудился. Он спрашивает у самого себя и у своей собаки Дианки, где он находится, но не может найти ответа на этот вопрос.

У костра в ночном

Но внезапно рассказчик видит с холма солидных размеров равнину, огибаемую широкой местной рекой. Охотник понимает, что он оказался на местности, именуемой в округе Бежиным лугом. Мужчина замечает два горящих костра, возле которых располагаются пятеро крестьянских пареньков, присматривающих за лошадьми. В дневную пору жара и насекомые не позволяют животным полноценно отдыхать, в связи с чем сельские жители пасут коней в ночное время.

Охотнику известно о том, что мальчики из крестьянских семей с огромным удовольствием выгоняют табун лошадей с наступлением вечера и пригоняют обратно на рассвете. Он приближается к кострам, признается ребятам в том, что случайно заблудился и просит у них разрешения переночевать неподалеку.

Устроившись под ближайшим кустиком, автор внимательно слушает разговоры подростков. В то же время ребята, занимаясь варкой картошки, с увлечением пересказывают различные истории о потусторонних существах и нечистой силе.

Ильюша

Автор обращает внимание на Ильюшу, паренька, показавшегося ему подслеповатым и обладающим носом с горбинкой. Охотник также отмечает выражение озабоченности на лице мальчика, который в целом производит на него впечатление не слишком умного человека. В то же время Ильюша, работающий на фабрике по производству бумаги, одет аккуратно, хотя и бедно.

Рассказчик предполагает, что большая семья подростка явно не располагает солидными доходами, поскольку и сам Илья, и его братья с раннего возраста трудятся на местном предприятии. Парень отлично знает все деревенские предания и безоговорочно верит в них.

Домовой

Первоначально Ильюша рассказывает друзьям, как приказчик распорядился, чтобы мальчик и его товарищи остались на ночь на фабрике. По его словам, некое загадочное существо спустилось по лестнице и приблизилось к двери помещения, в котором находились ребята. Но за распахнувшейся самостоятельно дверью никого не оказалось, однако подростки внезапно услышали кашель.

Говорящий барашек

Новая история Ильюши касается прорванной плотины, места, где ранее нашел могилу утопленник. Однажды псарь шел в поздний час через плотину и внезапно увидел белого барашка, сидящего на могиле утопленника. Псарь попытался взять его с собой, и животное не оказывало сопротивления, глядя мужчине прямо в глаза. Но в ответ на ласковое обращение «бяша» барашек, оскалив зубы, ответил тем же словом.

Родительская суббота

Далее Илья повествует об умершем барине, встреченном подростком на той же плотине. Покойник занимался поиском разрыв-трав, сообщив при этом, что могила оказывает на него давление.

Ильюша проявляет уверенность в том, что умерших возможно увидеть всегда и везде. К тому же, как утверждает паренек, в родительскую субботу несложно узнать, кому суждено скончаться в текущем году. По его мнению, достаточно лишь расположиться на паперти и следить за дорогой к церкви, и скорая смерть ожидает того, кто пройдет мимо. Илья замечает, что одна из крестьянок узнала саму себя в женщине, следовавшей по указанному пути.

История о Тришке

Ребята начинают рассуждать о недавнем солнечном затмении. Ильюша не сомневается, что в момент наступления этого явления появится необыкновенный человек по имени Тришка, умеющий освобождаться из любой неволи и не боящейся никаких оков.

Рассказ Павлуши

В разговор вступает Павлуша, ровесник Ильи, и рассказчику по-настоящему нравятся его решительность, отвага, стремление объяснить самому себе и другим людям непонятные явления. Всех жителей селения охватила паника после исчезновения солнца, и крестьяне отправились на встречу с таинственным Тришкой. Они действительно увидели человека с необычной головой и в ужасе бросились прочь, но мужчина оказался местным бочаром, надевшим себе на голову новый жбан.

Слова Павлуши заставляют его приятелей от души рассмеяться. Но неожиданно собаки начинают лаять, и Павел торопится за ними, по возвращении он сообщает, что псы почуяли присутствие волка. Подросток без колебаний спешит схватиться с волком, несмотря на то, что у него в руках не имеется даже хворостины. Охотник снова отмечает, что Павлуша действительно является славным парнем, отличающимся настоящей храбростью и несомненным мужеством.

Встреча с русалкой

В беседе решается принять участие и Костя, мальчику не более 10 лет, он одет чрезвычайно бедно, и рассказы Ильюши явно вызывают у него сильнейший страх. Но и этот паренек излагает историю, посвященную заблудившемуся в лесной чаще плотнику. Неожиданно этот человек увидел русалку, расположившуюся на ветке дерева, которая, смеясь, приглашала мужчину к себе.

Но плотник поспешил перекреститься, в результате чего русалка расплакалась и наложила на крестьянина проклятие, сообщив, что отныне он всегда будет страдать. Костя подчеркивает, что плотник с тех пор на самом деле всегда остается печальным и подавленным.

Водяной

Паренек рассказывает и о ребенке, которого похитил водяной, утащив к себе на дно. Несчастная мать мальчика лишилась рассудка из-за постигшего ее горя.

Рассказ Феди

Федя, являющийся старшим среди друзей, кажется автору наследником состоятельного семейства, его наряд выгодно отличается от крайне скромной одежды товарищей. Он относится к другим ребятам несколько покровительственно, но доброжелательно, иногда он шутливо их перебивает.

Федор также рассказывает историю о крестьянке, брошенной возлюбленным. Женщина решила утопиться, но водяной, утащив ее в свои владения, превратил свою жертву в умственно отсталого человека. Деревенскую жительницу вытащили из воды, однако разум к ней не вернулся до сих пор.

Ваня

Младший из мальчиков, носящий имя Ваня, в течение всего разговора погружен в дремоту. Позднее засыпают и остальные ребята, и сам рассказчик. Утром охотник отправляется в путь, но ему удается проститься только с Павлом, проснувшимся в этот момент.

Эпилог

Автор с грустью сообщает, что в этом же году Павлуша погиб, став жертвой падения с коня. Он искренне сожалеет о смелом и неглупом пареньке, не желающем слепо верить в деревенские легенды, в отличие от Ильюши.

Данное изложение «Бежин луг» кратко отражает восхищение писателя русской природой и его расположение к юным крестьянам, которые уже в столь раннем возрасте усердно трудятся. Тургеневу интересны и народные поверья, и рассказанные у костра загадочные истории не оставят равнодушными и читателей.

🔳 Пересказ за 1 минуту

Слушать книгу

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Анализ произведения Бежин луг

«Бежин луг» входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». И.С. Тургенев был любителем охоты, и все лето, предшествующее написанию сборника, провел в деревне, занимаясь любимым увлечением и общаясь с другими охотниками. Красота природы и жизнь простого народа вдохновили его на написание рассказа «Бежин луг». Рассказ основан на реальном случае, произошедшем с Тургеневым на одноименном лугу.

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа –  реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа –  деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика. Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее. Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

2 вариант

История создания:

Рассказ “Бежин луг” входит в сборник И.С.Тургенева “Записки охотника”, в котором нашли отражение жизнь и быт крестьянства. Работа над “Записками охотника” была начата писателем в 1846 году. В 1847-1851 годах рассказы из сборника печатались в журнале “Современник”, под редакцией Н.А.Некрасова. В 1852 году книга впервые вышла отдельным изданием.

Жанр: рассказ

Тема:

Центральной темой произведения является взаимосвязь человека и природы. 

Сюжет:

Заблудившийся охотник, тщетно ищущий дорогу домой, выходит на равнину. Местные жители называют ее Бежиным лугом. Равнину огибает река, на берегу которой мальчики из соседней деревни стерегут табун лошадей.

Охотник сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним. После недолгого разговора, рассказчик лег спать недалеко от костра, который развели ребята. Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

Через некоторое время ребята продолжили прерванный появлением охотника разговор. Мальчики рассказывали друг другу местные побасенки, которые слышали от взрослых.

Проснувшись утром, охотник отправился домой. По пути его обогнал табун, который стерегли ребята. В эпилоге рассказчик сообщает о смерти одного из мальчиков — Кости. Он разбился в том же году, упав с лошади.

Главные герои:

Заблудившийся охотник — рассказчик.

Федя — самый старший из мальчиков, стерегущих табун. На вид ему было около четырнадцати лет. В отличие от остальных ребят, Федя был из зажиточной крестьянской семьи. В поле герой выехал не по нужде, а для забавы. Среди мальчиков Феде, как старшему, приходилось быть “запевалой”. Сам же он говорил мало, охотно слушая рассказы Илюши и Кости о домовых, леших, водяных и русалках.

Павлуша — мальчик лет двенадцати. Внешне герой был неказистым, с огромной головой и приземистым, неуклюжем телом. Глядел Павлуша умно, в голосе его звучала сила. Это смелый решительный мальчик. Когда собаки ночью с лаем понеслись в темноту, герой без хворостины поспешил за ними, в то время как остальные мальчики испугано смотрели им вслед.

Илюша — ровесник Павлуши. Мальчик работал на бумажной фабрике лесовщиком. Лицо его, по замечанию автора, было довольно незначительным, оно выражало тупую, болезненную заботливость. Мальчик знал много побасенок. Будучи суеверным, мальчик искренне верит в существование домовых, русалок, леших и других мистических существ.

Костя — мальчик лет десяти. Он был маленького роста, тщедушного телосложения. Одет Костя был довольно бедно, в лице его отражалась задумчивость и печаль. Костя, как и Илюша, знает много побасенок.

Ваня — семилетний мальчик, все ночь проведший под рогожей. Это добрый мечтательный ребенок.

Композиция

Композиция: линейная, произведение написано в прямом хронологическом порядке.

Экспозиция рассказа — описание теплого июльского дня.

Завязка — заблудившийся охотник тщетно пытается найти дорогу домой.

Развитие действия — рассказчик выходит к реке, где деревенские дети стерегут табун. Все ночь мальчики рассказывают побасенки о леших, русалках, водяных и других мистических существах.

Кульминация — признание Павлуши, что он слышал голос утонувшего мальчика, когда черпал воду из реки.

Развязка — проснувшийся охотник отправляется домой, по пути его обгоняет табун, который стерегли крестьянские дети.

В эпилоге автор сообщает читателем о смерти одного из мальчиков — Павлуши.

Композиция рассказа “Бежин луг” также включает в себя авторские отступления (ремарки), пейзажные зарисовки и портретное описание детей. 

Анализ 3

Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки. Так же в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно. Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые. А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами. Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год. Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Так же в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее. Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает.

Анализ Бежина луга с рассуждением

Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева. Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой. Особенно ярко просматривается она в его произведении «Записки охотника»- цикле рассказов, посвященных жизни и быту крестьянской деревни.

Одно их произведений сборника рассказ «Бежин луг». Это первое произведение, в котором И.С.Тургенев обращается к образу крестьянской детворы. Они главные действующие лица повествования. В рассказе из пять. Все они собрались на лугу, в народе прозванном Бежин, и у костра вели беседу. Автор становится очевидцем происходящего.

Каждый мальчик в рассказе — это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде. Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы , выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Рассказ «Бежин луг»- выдержан в жанровой манере рассказа: небольшой по объему, одно сюжетная линия. Композиционно произведение состоит из четырех разделов. Начало рассказа — экспозиция, повествует о летнем дне, красоте окружающей природы. Плавно писатель подводит к завязке — скитание в лесу охотника — рассказчика повествования. Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла. Тему рассказа можно определить как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Бежин луг

Анализ произведения Бежин луг

Популярные сегодня темы

  • Гости Обломова и цель их прихода

    Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване

  • Почему Мертвые души называют поэмой? Определение, особенности и своеобразие жанра Мертвых душ

    На самом деле вопрос о жанровой принадлежности Мертвых душ является вполне однозначным. Произведение является поэмой постольку, поскольку автор отнес свое творение именно к этому жанру.

  • Анализ произведения Журавлиный крик Быкова

    Василь Быков известный белорусский писатель. Большинство его произведений отражают тяжелые военные и послевоенные времена, которые автор сам в молодости испытал на себе

  • Анализ Сказки о жабе и розе Гаршина

    Произведение Гаршина Всеволода Михайловича Сказка о жабе и розе показывает красоту и быстротечность жизни. Каждый раз, когда расцветает роза, она проживает прекрасные мгновения. Так же и с людьми

  • Главное герои повести Собачье сердце Булгакова (характеристика)

    Повесть «Собачье сердце», написанная в жанре научной фантастики, в 1925 году, русским писателем Михаилом Булгаковым, не принимавшим революцию, и не понимавшим понятия «разруха».

­­­«Бежин луг» — анализ произведения — 1 вариант

Краткий анализ:

  • Год написания – 1851 год.
  • История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и особенности крестьянской жизни.
  • Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.
  • Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.
  • Жанр – Рассказ.
  • Направление – Реализм.           


История создания
                       
Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными героями стали крестьянские дети, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В.Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель много свободного времени уделял охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой реалистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, уже в начале 1851 года он был опубликован в популярном журнале «Современник».
Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтичное – «Бежин луг».
   
Тема

Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты.

Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.

                       Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Её непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.
С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной многих зол крестьянства является невежество. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – всё это грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов. Ребята с детских лет воспринимают веру в судьбу, они не смеются над героями своих “страшилок”, а сочувствуют им.

Композиция

Анализируя рассказ «Бежин луг», следует отметить, что для него характерна сложная, многослойная композиция.

  • Экспозиция – описание дневного пейзажа.
  • Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу, зловещие изменения природы.
  • Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра, и проникновение в их мир, полный суеверий.
  • Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологу каждого. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру повествования. В результате все истории приобретают уникальную интонацию, свойственную только мальчику-рассказчику.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения
.
К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Всё происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с её изменениями в течение суток.

Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в строй произведения.

Жанр

«Бежин луг» – рассказ, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объёмом, малым количеством героев, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нём явственно проступают и черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.


«Бежин луг» — анализ произведения — 2 вариант

Жанром является рассказ. Направление рассказа –  реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция
рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа –  деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.

Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа
– это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.

Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.



«Бежин луг» — анализ произведения — 3 вариант


Тематика и проблематика

1. Тема: Единство человека и природы.

Проблема: Единство человека и природы нарушать не стоит. Современному человеку, живущему в городах, не хватает контакта с природой и с людьми.

Читая рассказ о самом обыкновенном разговоре мальчишек, чувствуешь то естественное и настоящее, к чему стремится человек. Наша современная жизнь состоит из общения по телефону и сидения за компьютером. Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.

Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.

2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.

Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.

3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.

Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.

Идея (идейно-эмоциональная оценка)

Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие — сентиментальный пафос произведения.

С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.

Основные герои

Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.

Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, су

Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.

Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.

2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.

Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.

3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.

Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.

Идея (идейно-эмоциональная оценка)

Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие — сентиментальный пафос произведения.

С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.

Основные герои

Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.

Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, суевериями, приметами.

Литературные приёмы

В произведении описан великолепный июльский день, где писатель использует множество эпитетов. Бледно-лиловый цвет небосклона, солнце «не огнистое», которое «мирно всплывает». Вечерняя звезда на небе напоминает свечку, которую несут очень бережно. Охотник поймал много дичи, у него прекрасное настроение, что отражает собой природа, в которой «краски все смягчены». Тургенев передает состояние тишины, безмятежности, покоя, разлитого в наступлении чудесного июльского вечера. Он так описывает природу, что, как будто ощущаешь это состояние, запахи, звуки. Когда читаешь рассказ дальше, представляешь детей у костра, то состояние умиротворения и покоя только усиливается. Даже страшные истории ребят не меняют его.

Конфликт произведения

Все разговоры деревенских мальчишек крутятся вокруг мистических историй. Видно, что дети либо не обучались в школе, либо обучались, но очень мало, поскольку тем других нет. В самих историях мы видим людей с тяжелыми судьбами. Плотник Гаврила находится в мрачном настроении долгие годы, красивая Акулина сходит с ума, баба Ульяна ждет смерти, потому что увидела своего «двойника». И дети, и взрослые живут в невежестве и страхе, где процветают суеверие и приметы. Мальчики сидят у костра и радуются, но у них нелегкая жизнь, полная невежества и предрассудков.

На чтение 7 мин Просмотров 73.5к. Опубликовано 03.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Бежин луг» менее 1 минуты и подробно за 4 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Бежин луг»

Рассказчик, возвращаясь с охоты, сбился с пути. Ночью вышел на костёр, вокруг которого собрались мальчишки, охранявшие табун лошадей. Это место называлось Бежин луг. Охотник напросился переждать ночь у костра и, притворившись спящим, подслушал беседу юных пастухов. Ребята рассказывали друг другу страшные истории: о русалке, утопленнике, домовом и прочей нечистой силе. Рассказчик с удовольствием наблюдал за мальчиками, пока не уснул, а утром отправился домой.

Главные герои и их характеристика:

  •  Рассказчик  – молодой дворянин, обожающий охотиться и наблюдать за природой. С уважением, пониманием и любовью относится к крестьянам.
  •  Федя  – старший из компании мальчишек, стройный, белокурый, красивый парнишка. Хорошо одет, видно, что из обеспеченной семьи. Ночёвка в поле для Феди развлечение, а не обязанность.
  •  Павлуша  – неказистый мальчишка лет 14-ти с всклоченными волосами, бледным и широким лицом, с умным, прямым взглядом серых глаз. Одет очень просто: рубаха, да заплатанные портки. Среди друзей пользуется авторитетом. Понимал в явлениях природы и не верил в глупые приметы. В том же году погиб, упав с лошади.
  •  Ваня  – младший и самый неприметный из детей. Голова у Вани кудрявая, а личико совсем детское.
  •  Костя  – худощавый, маленького роста мальчик лет 10-ти, одет плохо, выглядит болезненно. Лицо у парнишки в веснушках с заострённым носом и большими чёрными глазами. Привлёк рассказчика своим печальным взглядом.
  •  Ильюша  – самый разговорчивый из ребят с озабоченным выражением лица. Горбоносый, подслеповатый, с желтыми волосами. На вид лет 12, одет чисто и опрятно. Суеверный, знает много историй и примет.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Ермила  – псарь, встретивший по дороге с почты на могилке утопленника барашка. Барашек оказался нечистым: заговорил с мужиком человеческим голосом.
  •  Феклиста  – мать мальчика-утопленника, которая никак не могла смириться с потерей.
  •  Вася  – мальчик-утопленник, его голос померещился в ту ночь на берегу реки Павлуше.
  •  Гаврила  – плотник, который по рассказу Кости, встретил в лесу русалку. Нечисть прокляла его, и он потерял способность радоваться жизни.
  •  Акулина  – худая, в лохмотьях, с мутным взором женщина. Когда-то была красавицей, но от несчастной любви бросилась в реку. Женщину спасли, но, говорят, что её водяной «испортил».

Краткое содержание рассказа «Бежин луг» подробно

В чудесный июльский день рассказчик охотился на тетеревов в Чернском уезде, Тульской губернии. Он так увлёкся, что не заметил, как заплутал. Стало смеркаться, а дороги домой охотник так и не нашёл. Он уже стал поддаваться панике и чуть не сорвался в потёмках с холма, как вдруг заметил внизу два красных дымящихся огонька. Только тогда рассказчик понял, что забрёл на Бежин луг и теперь, в такой тьме, домой ему уже не добраться.

Охотник спустился к костру, его не очень дружелюбно встретили две собаки, которых быстро успокоили подоспевшие мальчишки. У костра сидели юные деревенские пастухи, которые стерегли табун лошадей. Рассказчик сказал мальчишкам, что заблудился и остался с ними до утра.

Всего было пятеро ребят: старший Федя, Павлуша, Илюша, Костя и самый маленький Ваня. Над костром висел котелок, в котором варились «картошки». Когда мальчишки решили, что их случайный гость уснул, они возобновили беседу.

Оказалось, что ребята делились друг с другом страшными историями. Сначала Ильюша рассказал, как ночевал с другими деревенскими ребятами в рольне и слышал настоящего домового. Потом Костя поведал, как услышал от отца историю о Гавриле, который задремал в лесу и видел русалку и с тех пор никогда больше не улыбался. Сварилась картошка, ребята перекусили. Илюша вспомнил ещё один страшный случай о том, как псарь Ермила подобрал ночью на могилке утопленника барашка, а тот с ним человеческим голосом заговорил.

К концу истории вдруг сорвались с места собаки и с лаем унеслись в темноту. Павел бросился за ними, подумав, что это могут быть волки. Мальчишки перепугались, даже маленький Ваня выбрался из-под рогожи. Тревога оказалась ложной.

Потом ребята поговорили о покойниках, о том, что их можно среди живых встретить. А в родительский день, если ночью сесть на паперть церковную, то на дороге покажется тот, кому в течение года умереть суждено.

Павлуша вспомнил о Тришке, а Илья подхватил историю и рассказал, что за чудо этот человек, который может в ковшик с водой нырнуть и сгинуть или, хлопнув в ладоши, цепи с себя скинуть. Его появление – это особое предзнаменование.

Маленький Ваня отвлёк ребят от страшных рассказов, заметив сколько на небе высыпало звёзд. Между делом Федя поинтересовался, как поживает Анечка, сестричка Ванюши.

Паша решил воды набрать и пошёл на берег реки. Пока его не было, ребята вспомнили ещё одного нечистого – водяного. Костя напомнил о судьбе несчастной Акулины, которая пыталась утопиться и с тех пор сильно переменилась: из красавицы превратилась в дурочку, худую, с чёрным лицом. А потом рассказал о мальчике по имени Вася, который утонул. Мать его, Феклиста, так и не смогла смириться с гибелью сыночка.

Вернулся Павлуша и рассказал, что из реки слышал голос Васи-утопленника, он его к себе звал. Мальчишки принялись креститься, ведь это была плохая примета. Больше страшных баек травить ребята не стали, улеглись спать. Забылся сном и рассказчик.

Охотник проснулся ранним утром, мальчишки ещё спали. Только Павел приподнял голову. Рассказчик кивнул ему и отправился домой.

К сожалению, Павлуша погиб в этом же году. Он убился, свалившись с лошади. Словно сбылось то ночное плохое предзнаменование…

Кратко об истории создания произведения

«Бежин луг», хоть и входит в «Записки охотника», был написан несколько позднее всех включённых в сборник рассказов, в 1850-1851 годах. Эти произведения, так композиционно и содержательно по форме близкие к очеркам, поднимают вопросы быта крестьян, родства человека с природой и т.д. Он как будто стоит немного особняком: кроме основной темы, присущей большинству очерков из этого цикла, автор серьёзно поднял тему суеверий и их роль в жизни простого деревенского люда.

  • Действие пугачева в рассказе капитанская дочка
  • Действие некоторых сказок пушкина связано с морем назовите сказочных обитателей этой стихии ответ
  • Действие возбудителя на женщину форум рассказы
  • Действенные меры как пишется
  • Действенность выраженная глаголами в русских народных сказках примеры