Действующие лица в рассказе и их портреты человек в футляре

«Человек в футляре» главные герои

«Человек в футляре» главные герои

В рассказе “Человек в футляре” герои подобраны автором мастерски, список персонажей включает абсолютно противоположных, несовместимых людей, которые вынуждены сосуществовать, проживая в небольшом городе и работая в гимназии. В произведениях Чехова часто остро встают вопросы морали, совести, личного выбора. Главные герои “Человека в футляре” заставляют читателя задуматься о собственном “футляре”, о том, имеем ли мы настоящую свободу, живя в обществе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Человек в футляре”

Главные герои

Иван Иванович

Пожилой ветеринарный врач.

Высокий, худой старик, носит длинные усы. У него странная двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая, по мнению окружающих, ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал поохотиться и подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Буркин

Рассказчик, бывший сосед Беликова.

Работает в гимназии, невысокий, полный, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин хороший рассказчик, опытный, наблюдательный человек, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить людей, подобных Беликову, сродни удовольствию.

Беликов

Главный герой рассказа, преподаватель греческого языка.

О Беликове рассказывает Буркин своему товарищу по охоте. Этот человек в любую погоду выходил на улицу с зонтом, в калошах, высоко поднимал воротник. Его пугали любые изменения, запреты он воспринимал как норму. Боясь всего нового, необычного, он осуждал всякое отклонение в поведении, даже самое безобидное. Жизнь в футляре — его самое комфортное состояние. Вне своей скорлупы, он постоянно боится “как бы чего не вышло”. К его характеристике можно прибавить тот факт, что, когда он умер, все испытали огромное облегчение.

Михаил Коваленко

Учитель, коллега Беликова и Буркина.

Высокий, крепкий мужчина, разговаривающий громким басом. С первого дня знакомства возненавидел Беликова. Искренне не понимает, почему его все боятся, зачем он ходит в гости, если просто молча сидит и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка — он высказал ему всю правду, отказался от молчаливого терпения, характерного для окружающих. Выгоняя ненавистного гостя из своего дома, он спускает Беликова с лестницы, называет “фискалом”.

Варенька Коваленко

Сестра Михаила 30 лет, пассия Беликова.

Варвара Саввишна — красивая жизнерадостная хохотушка. Она прекрасно поёт, чем очаровала коллег и Беликова. Сестра и брат часто спорят и ссорятся из-за того, что живут под одной крышей и имеют взрывные характеры. По этой причине коллеги целенаправленно сватают Беликову Варвару, решив, что она не против такого жениха.

Второстепенные персонажи

Повар Афанасий

Человек лет шестидесяти, постоянно выпивший, немного не в своём уме. Раньше работал денщиком, едва ли он хорошо готовит. Но взять в дом на эту роль женщину Беликов боится: о нём могут дурно подумать.

Мавра

Жена старосты села, в котором заночевали охотники.

Женщина, имеющая привычку днём находиться дома, а по ночам ходить по деревне. Эта странность на фоне полного здоровья удивляет людей. Всю жизнь она прожила в деревне, никогда не видела города, железной дороги. При этом односельчане считают её неглупой женщиной.

Заключение

Центральный образ — Беликов — нечто немыслимо странное, пустое, ограниченное, для таких людей сама жизнь неестественна и страшна. Всё существование Беликова — гипербола с отрицательным знаком. Важнейшая мысль рассказа: не давайте себе погрязнуть в “чехле” сомнений, страхов, предрассудков, не ставьте ограничений себе и окружающим, живите полноценно, с жаждой, с радостью.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Миллер

    12/12

  • Людмила Скакалкина

    12/12

  • Вероника Гвоздкова

    12/12

  • Андрей Мазаев

    10/12

  • Зинаида Демешкина

    11/12

  • Анна Скетч

    11/12

  • Lol Lol

    11/12

  • Женя Комарова

    12/12

  • Наталья Садовская

    10/12

  • Мехринисо Каландарова

    11/12

 «Человек в футляре» Чехова

История, жанр и герои рассказа

«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова, где повествование ведут между собой 3 героя, рассказывая друг другу истории из жизни. В 1898 г. начало этой трилогии положил ее первый текст — рассказ «Человек в футляре».

Центральным в произведении есть образ учителя Беликова, но все остальные персонажи не менее важны, так как их взаимодействие с «человеком в футляре» полностью раскрывает его образ.

Всего в рассказе 8 действующих лиц:

«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский — врач-ветеринар.
  2. Буркин — учитель гимназии.
  3. Беликов — преподаватель греческого языка, центральный персонаж произведения.
  4. Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии, коллега Беликова.
  5. Варенька — сестра Михаила Коваленко.
  6. Афанасий — старик шестидесяти лет, повар главного героя.
  7. Мавра — жена старосты.
  8. Учителя, коллеги Беликова.

Запоздавшие охотники

Историю о «человеке в футляре» мы узнаем из диалога двух гостей старосты Прокофия, которые остановились у него заночевать: Ивана Иваныча Чимши-Гималайского и Буркина. Эти же персонажи являются основными повествователями и в двух других рассказах «Маленькой трилогии».

Иван Иваныч

Ветеринарный врач со «странной, двойной фамилией», которая совершенно ему «не шла». Чехов описывает Ивана Иваныча как «высокого, худощавого старика с длинными усами», который курил трубку, был охотником и жил на конском заводе вблизи города.

Чимша-Гималайский, как говорит автор, приехал в село Мироносицкое «подышать свежим воздухом» и стал невольным слушателем и собеседником рассказа Буркина.

Рассказчик Буркин

Учитель гимназии, главный повествователь произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Внешность Буркина автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, плотного телосложения, лысый, с длинной черной бородой. Буркин кратко пересказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже умер, а при жизни был настолько замкнутым и нелюдимым, будто окружен от мира невидимым футляром. Кроме того, что Буркин работал в той же гимназии, что и Беликов, он ещё был его соседом, они часто общались и вместе ходили на работу.

Человек в футляре

Человек в футляре

На момент выхода рассказа многие читатели произведения гадали, с кого же срисовал литературный портрет главного героя А. П. Чехов, находя схожие черты во многих знакомых писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения таким параллелям, признав, что образ скорее собирательный, а не точный.

Перебирая персонажей произведения, можно с легкостью определить, кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся, мнительный, обидчивый, ненавидящий всем сердцем действительность и презирающий нарушение любых правил и порядка. Конечно, это главный герой — учитель греческого языка местной гимназии Беликов. Буркин рассказывает Ивану Иванычу, что Беликов любым способом пытался отгородиться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре, внешнем виде.

Это невысокий человек с маленьким бледным лицом и в темных очках, которому уже было давно за 40 лет, 15 из которых он проработал в местной гимназии. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал действительности, скрываясь от нее за темными очками, высоким воротом пальто и зонтиком. Несмотря на свою интровертность и сухость, однажды Беликов, как говорит Буркин, «чуть даже не женился».

Жизнерадостная Варенька одновременно притягивала его своим веселым нравом и ласковым к нему отношением, но пугала и отталкивала неудержимым свободолюбием и желанием нарушать правила, которые были в основе мировоззрения Беликова. Но женитьбе не суждено было случиться.

Неудачная карикатура, в которой Беликова прозвали «влюбленный антропос», прервала не только возможное сватанье, но и жизнь мнительного учителя греческого языка.

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь 2 героя контрастируют, а автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей он стороне.

Образ Михаила Коваленко

В противовес замкнутому, неуверенному в себе, угрюмому Беликову автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии, обладающий зычным голосом и суровым характером. Он уверен в себе, прямолинеен, нетерпим ко лжи и лицемерию. Михаил Саввич прибыл на новое место работы из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодралами», а атмосферу в коллективе характеризует как «удушающую».

К Беликову относится с подозрением, видя в нем «фискала» и «мерзкого типа», но в личные отношения сестры не вмешивается, предоставляя возможность ей самой выбрать жениха. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных преподавателей и с нетерпением ждет возвращения на Родину, где он будет рыбачить и учить «хохлят».

Несостоявшаяся женитьба

Как глоток свежего воздуха разбавляет «душную» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она притягивает и увлекает главного героя своим темпераментом, непринужденным поведением и мелодичными песнями.

Беликов и Варенька

Веселая, молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна обладала незаурядной внешностью: была чернобровая, стройная, краснощекая, по словам автора, «не девица, а мармелад». Она любит петь и весело хохотать, кататься на велосипеде, читать книги и горячо спорить. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его притязания, так как не прочь, как пишет Чехов, выйти замуж, обзавестись семьей и съехать от брата.

Второстепенные персонажи

В рассказе есть несколько второстепенных персонажей. Они лишены реплик и возникают в сознании читателя из рассказа Буркина о Беликове. Каждый из этих персонажей несет смысловую нагрузку, подчеркивая и дополняя образ жизни и мыслей последнего:

Мавра — жена старосты

  1. Мавра — жена старосты, у которого остановились на ночь охотники. Именно она побудила Буркина вспомнить о «человеке в футляре», так как и сама являлась замкнутой и нелюдимой. Несмотря на то что женщина она была видная, здоровая и умная, Мавра никогда не покидала пределы родного селения, ничего не видела, а последние 10 лет и вовсе сидела на печи и выходила на улицу только по ночам.
  2. Старик Афанасий — шестидесятилетний повар Беликова, который когда-то служил денщиком, поэтому кое-что умеет «состряпать». В тексте Афанасий упоминается бегло, чтобы подчеркнуть нетерпимое отношение главного действующего лица рассказа к женскому полу и его недоверие и презрение к окружающим.
  3. Учителя — собирательный образ: коллеги Беликова, Коваленко, Буркина. По словам последнего, «народ мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине». На деле же, люди унылые, которые не выносят Беликова, но боятся ему возразить, у которых настолько неинтересное и, как говорит Коваленко, «кислое» общество, что они просто от скуки уцепились за возможность сосватать Вареньку за учителя греческого языка.

Несмотря на малый жанр, произведение полностью раскрывает персонажей через диалоги и описания поступков, мыслей и образа жизни героев. Само название рассказа настолько ёмко и точно охарактеризовало типаж Беликова как сухого, закомплексованного интроверта, что на долгие годы стало нарицательным, как и фамилия главного героя.

Главные герои рассказа «Человек в футляре» тесно связаны воедино. Каждый из них чему-то учит читателя. Что хотел донести, создавая образ Беликова, Чехов? Ответ очевиден: не стоит прятаться от жизни, надо быть открытым и свободным, любить и уметь радоваться, не осуждать, не бояться, не быть мнительным и не прятаться в «футляре» от окружающего мира.

Главные герои «Человек в футляре» характеристика персонажей произведения Чехова

В произведении “Человек в футляре” герои подобраны автором мастерски, список персонажей включает абсолютно противоположных, несовместимых людей, которые вынуждены уживаться, работая в гимназии и проживая в небольшом городе. В произведениях Чехова часто остро встают вопросы морали, совести, личного выбора. Главные герои “Человек в футляре” заставляют читателя задуматься о собственном “футляре”, о том, имеем ли мы настоящую свободу, живя в обществе.

Главные герои «Человек в футляре» характеристика персонажей произведения Чехова

Содержание

  • Характеристика героев “Человек в футляре”
  • Главные герои
    • Иван Иванович
    • Буркин
    • Беликов
    • Михаил Коваленко
    • Варенька Коваленко
  • Второстепенные персонажи
    • Повар Афанасий
    • Мавра
  • Заключение

Характеристика героев “Человек в футляре”

Главные герои

Иван Иванович

Ветеринарный врач, носит длинные усы. Высокий, худой старик. У него странная двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая, по мнению окружающих ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал на охоту, подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Буркин

Работает в гимназии, невысокий, полный, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин хороший рассказчик, опытный, наблюдательный человек, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить людей, подобных Беликову, – сродни удовольствию.

Беликов

Преподаватель греческого языка, про которого рассказывает Буркин своему товарищу по охоте. Этот человек в любую погоду выходил на улицу с зонтом, в калошах, высоко поднимал воротник. Его пугали любые изменения, запреты он воспринимал как норму. Боясь всего нового, необычного, он осуждал всякое отклонение в поведении, даже самое безобидное. Жизнь в футляре – его самое комфортное состояние. Вне своей скорлупы, он постоянно боится, чтобы “чего не произошло”. К его характеристике можно прибавить тот факт, что когда он умер, все испытали огромное облегчение.

Михаил Коваленко

Учитель, коллега Беликова и Буркина. Высокий, крепкий мужчина, разговаривающий громким басом. С первого дня знакомства возненавидел Беликова, искренне не понимает, почему его все бояться, зачем он ходит в гости, если просто молча сидит и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка – он высказал ему всю правду, отказался от молчаливого терпения, характерного для окружающих. Выгоняя ненавистного гостя из своего дома, он спускает Беликова с лестницы, называет “фискалом”.

Варенька Коваленко

Сестра Михаила, возлюбленная Беликова, ей 30 лет. Варвара Саввишна красивая женщина, жизнерадостная хохотушка. Она прекрасно поёт, чем очаровала коллег и Беликова. Портрет Вареньки появляется на столе у главного героя. Сестра и брат часто спорят и ссорятся, из-за того, что проживают вместе. По этой причине коллеги целенаправленно сватают Беликову Варвару, решив, что она не против такого жениха.

Второстепенные персонажи

Повар Афанасий

Человек лет шестидесяти, постоянно выпивший, немного не в своём уме. Раньше работал денщиком, едва ли он хорошо готовит. Но взять в дом на эту роль женщину, Беликов боится, что о нём могут дурно подумать.

Мавра

Жена старосты села, в котором заночевали охотники. Женщина, имеющая привычку днём находиться дома, а по ночам ходить по деревне. Эта странность на фоне полного здоровья удивляет людей. Всю жизнь она прожила в деревне, никогда не видела города, железной дороги. Односельчане считают её не глупой женщиной.

Заключение

Центральный образ Беликова – нечто немыслимо странное, пустое, ограниченное, для таких людей сама жизнь – неестественна и страшна. Всё существование Беликова – гипербола с отрицательным знаком. Важнейшая мысль рассказа – не погрязнуть в своем “чехле” сомнений, страхов, предрассудков, не ставить ограничений себе и окружающим, жить полноценно, с жаждой, с радостью.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Старуха Изергиль» характеристика персонажей рассказа Горького списком в таблице

Следующая

СочиненияГлавные герои «Алиса в стране чудес» характеристика персонажей сказки

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Главные герои рассказа Человек в футляре

Главные герои рассказа Человек в футляре Чехова

Беликов – преподаватель греческого языка в гимназии. Читатель узнает его историю из уст его приятеля, Буркина, который рассказывает эту историю другому своему приятелю, Ивану Ивановичу Чимше-Гималайскому. Самого Беликова на тот момент, когда Буркин ведет свой рассказ, уже нет в живых. Тем не менее, именно он является главным героем, именно его Буркин описывает как «человека в футляре». 

Буркин рисует портрет человека крайне неприятного. Перед нами предстает маленький, тщедушный человечек, которому уже далеко за сорок, напоминающий какого-то зверька, вроде хорька.

Этот человечек привык тепло одеваться. Он даже летом носит калоши и зонтик, теплое ватное пальто. На глазах – темные очки. В ушах – затычки. Стремится на все надевать чехлы: зонтик у него находится в чехле, часы в чехле, перочинный ножик – тоже. Даже лицо свое он, кажется, прячет в чехол, такое на нем непроницаемое выражение.

Тревожный. Постоянно опасается, как бы чего не случилось. Поскольку характер у Беликова довлеющий, его тревожность передается всем, с кем он общается. Постепенно тревожностью от него заражаются чуть ли не все люди в округе.

Все боятся его, даже директор гимназии. Признает Беликов только то, что пишется в распоряжениях, циркулярах и газетных статьях, в которых что-либо запрещается. 

Беликов ненавидит все новое и любит все старое. Недаром он тяготеет к древним языкам. Даже языки он любит вымершие.

Холост. Незадолго до смерти начинает всерьез задумываться о женитьбе. Однако вместо женитьбы с ним случается такая неприятность, из-за которой Беликов расстраивается, заболевает и помирает.

Коваленко Михаил Саввич – молодой украинец, учитель истории и географии. Высокий, смуглый. Вечно спорит с сестрой, Варенькой. Брат и сестра то ссорятся, то мирятся, но живут вместе и помогают друг другу. Однажды Михаил Саввич с Варенькой отправляется на велосипедную прогулку. Именно эта прогулка и изменила жизнь и планы героев, а Беликов из-за этой прогулки так расстроился, что не смог ее и пережить.

Варенька – сестра Михаила Саввича. Ей примерно тридцать, но она хороша собой: высокая, стройная, чернобровая. Хохотушка. Поет украинские песни. Именно на ней чуть было не женился Беликов. Можно сказать, что Варенькин хохот довел Беликова до могилы.

Иван Иванович Чимша-Гималайский – ветеринарный врач. Заядлый охотник. Это он слушает рассказ Буркина про человека в футляре. Иван Иванович и сам горит желанием что-то рассказать, но Буркин его прерывает.

Иван Иванович переживает о том, что в этом мире людям ради куска хлеба приходится терпеть ложь, не замечать ее, молча сносить обиды и унижения, а часто еще приходится врать и самим.

Буркин – преподает в гимназии. Невысокий, полный, лысый. Носит длинную черную бороду. Именно Буркин рассказывает своему товарищу, Ивану Ивановичу, историю Беликова, «человека в футляре».

Второстепенные герои

Марфа – жена сельского старосты. Не выходит из дома днем – только ночью.

Повар Афанасий – повар Беликова.

2 вариант

В рассказе «Человек в футляре» Чехов сумел изобразить несколько типов человеческих личностей. Пожалуй, наиболее ярко писатель рисует Беликова. Это обыкновенный учитель, преподающий в гимназии греческий язык. Внешне он совершенно непривлекателен. Его бледное маленькое лицо напоминает мордочку хорька. Улыбка у него какая-то кривая, а глаза всегда скрыты за тёмными стёклами очков.

Точный возраст данного героя неизвестен. Автор пишет, что ему «уже за сорок».

Беликов постоянно стремиться защитить и себя, и вещи ему принадлежащие, оболочкой. И ножик перочинный у него в чехле, и зонтик, и даже часы. Да и своё тело он словно прячет в футляр. Например, в любую погоду носит калоши и поднимает воротник верхней одежды.

Чрезвычайно мнителен и осторожен. Не любит, когда окружающие нарушают правила. Хвалит только прошлое. Новшеств остерегается. Ходит в гости к знакомым и коллегам не потому, что ему хочется, а потому, что так положено делать.

М.С. Коваленко — учитель географии и истории — полная противоположность Беликова, которого он называет фискалом и мерзкой рожей. Это молодой, крепкий, красивый, высокий мужчина со смуглой кожей, большими руками и громким басовитым голосом. Носит вышитую сорочку и фуражку. Его длинный чуб спадает аж на лоб. По происхождению он хохол.

Михаил Саввич мыслит прогрессивно, много читает и привык смело высказывать собственное мнение. Ему непонятно, как мог такой никчёмный человечишко запугать целый город. Беликов неприятен Коваленко, однако он не препятствует свиданиям сестры с ним, не вмешивается в их отношения. Спускает же лестницы после того, как тот упрекает его в увлечении книгами, катанием на велосипеде и обещает доложить об их разговоре начальству.

Варенька — родная сестра Коваленко, дочь статского советника. Имеет хутор. Ей уже лет тридцать. Выглядит очаровательно: фигура стройная, брови черные, глаза тёмные, а на щеках румянец играет. Хорошо поёт романсы. Очень эмоциональная и жизнерадостная, потому часто заливисто хохочет. Она поддаётся на уговоры выйти замуж за Беликова и благосклонно к нему относится, поскольку часто спорит и ругается с братом. Да и как любая барышня её возраста, Варвара Саввична уже не раз задумывалась о семье, своем угле.

И.И. Чимша-Гималайский — учитель той же гимназии, что и вышеупомянутые герои. Он высок и худощав. Курит трубку. Живёт вблизи от города. В свободное время выезжает охотиться.

Буркин — тоже педагог. Был соседом Беликова по дому. Отличный рассказчик, наблюдательный, умеет делать философские выводы.

Афанасий — шестидесятилетний полоумный вечно пьяный повар Беликова. Раньше служил денщиком.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои рассказа Человек в футляре

Главные герои рассказа Человек в футляре

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Поход в дельфинарий 4, 6 класс

    Родители на день рождения сделали подарок — билет в дельфинарий. Так родители исполнили мою маленькую заветную мечту. Подарок вызвал у меня чувство радости и благодарности

  • План рассказа Мышонок Пик Бианки

    Дети играли на берегу, они делали маленький кораблик и спускали на воду. В один момент детки увидели мышиную нору. Там находился мышонок, он пытался убежать от ребят, но его поймали. Мальчишка хотел убить мышонка

  • Образ и характеристика князя Игоря в Слове о полку Игореве сочинение

    «Слово о полку Игореве» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно доказывает величие культуры средневековой Руси. Кроме того, это произведение актуально и сейчас.

  • Сочинение Путешествие на поле славы (5 класс Бородино Лермонтова)

    Знаменитое произведение Лермонтова посвящено одному из самых славных сражений в русской истории. Автор ставил целью показать героизм, проявленный русскими на поле битвы.

  • План рассказа Елка Зощенко 4 класс

    Рассказ начинается со вступления. Автору исполняется сорок лет, а значит он за свою жизнь сорок раз праздновал Новый год. Первые три года своей жизни он не понимал сути происходящего. Самые первые его воспоминания

Содержание

  1. Иван Иваныч
  2. Буркин
  3. Беликов
  4. Михаил Коваленко
  5. Варенька Коваленко

Произведение «Человек в футляре» А.П. Чехова содержит противоречивых, разных персонажей, которые вынуждены подстраиваться друг под друга. Если кратко, то герои живут в маленьком городке, поэтому они просто не могут не взаимодействовать друг с другом.

Несмотря на то, что эти люди абсолютно несовместимы, они работают в одной гимназии. Автор своим произведением словно спрашивает читателя: «А нет ли у него подобного футляра».

Сегодня мы дадим характеристики главных персонажей рассказа «Человек в футляре», чтобы лучше понимать происходящее, смысл и проблематику рассказа.

Иван Иваныч

«Внешность у персонажа была заметная. Его выделяли длинные усы.

«Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами».

Именно так описывает своего персонажа А.П. Чехов.

«У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его по всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом».

Окружающие посчитали, что такая фамилия не подходит ветеринарному врачу. И люди решили не использовать ее в своей речи. Вместе с Буркиным Иван Иваныч отправились на природу.

Буркин

Портрет Буркина

Фото: ru-shkola.ru

Учитель гимназии. Это был лысый мужчина невысокого роста с длинной бородой. Персонаж был своеобразным философом. Он ясно и понятно излагал свои мысли.

Буркин понимал, что все люди разные.

«Что ж тут удивительного! — сказал Буркин. — Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало».

Но он не мог принять их. По его словам. хоронить людей, подобных Беликову, — сродни удовольствию.

Беликов

Беликов выходит на улицу в своем наряде

Фото: psyh.ru

Беликов выделялся среди остальных жителей небольшого городка.

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

Персонаж хотел абстрагироваться от окружающих. Беликов не принимал никаких изменений. Его это пугало и выбивало из привычной колеи. Учитель греческого языка был сторонником жестких рамок и правил. Для него любые запреты считались нормой.

«Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

Он боялся всего нового, неизведанного. Любое отклонение приводило героя в ужас. Беликов осуждал людей, в поведении которых был смысл и новизна.

«…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».

Беликов выбрал для себя жить в футляре. Только так он мог избегать каких-то проблем, и чувствовал себя в безопасности. Для него это были самые комфортные условия.

Беликов всегда с тревогой покидал свою скорлупу. Делал это он лишь по большой необходимости. И каждый раз переживал, чтобы «чего не произошло». Окружающие не понимали его поступков и поведения. Когда Беликов умер, все вздохнули с облегчением.

Михаил Коваленко

Еще один учитель. Он работал вместе с Беликовым и Буркиным. Персонаж был высокого роста и крепкого телосложения. Разговаривал исключительно громким басом. Герой с неприязнью относится к Беликову. Можно сказать, что он его ненавидит. Он не понимает его поведения.

Коваленко не побоялся высказать в лицо Беликову все, что он о нем думает. Эту правду долгое время скрывали другие коллеги учителя греческого языка. Коваленко не мог безмолвно наблюдать за происходящим. Оставаться в стороне — не в его правилах. Персонаж не смог вытерпеть Беликова у себя в гостях. Он его выгнал, спустив с лестницы.

Коваленко спускает с лестницы Беликова

Фото: m.fishki.net

Варенька Коваленко

Сестра Михаила Коваленко. 30-летняя героиня была возлюбленной учителя греческого языка. Варвара была привлекательна и умна. Веселая девушка радовалась каждому новому дню. У Варвары Саввишны были отличные вокальные способности.

Варенька смеется в разговоре с Беликовым

Фото: m.fishki.net

Этим она и очаровала не только коллег, но и Беликова. Главный персонаж даже поставил портрет жизнерадостной хохотушки на свой стол. Сестра и брат никак не могут найти общий язык. Они постоянно ссорятся. Причина всех их конфликтов — общая жилплощадь.

Поэтому коллеги советуют Варваре присмотреться к Беликову. Они наивно полагают, что героине подойдет такой жених. Но девушка не желает себя ограничивать.

На этом разбор основных действующих лиц рассказа «Человек в футляре» Антона Чехова подошел к концу. Остались вопросы или есть предложения? Мы будем рады вашей активности в комментариях.

На чтение 6 мин. Опубликовано 26.03.2020

Произведение А. П. Чехова «Человек в футляре» было написано в 1898 году. Оно вошло в маленькую трилогию рассказов, куда также входят «Крыжовник» и «О любви». Характеристика главных героев «Человека в футляре» заставляет читателя задуматься о таких вопросах, как совесть, мораль и личный выбор. Писатель про своего персонажа говорит, что «когда тот лежал в гробу, казалось, улыбался: нашёл свой идеал».

Содержание

  1. Анализ рассказа
  2. Сюжет произведения
  3. Действующие лица
  4. Описание персонажей
  5. Характерные черты охотников
  6. Качества Беликова
  7. Семья Коваленко

Анализ рассказа

Считается, что у главного героя был прототип. Согласно Википедии, многие писатели спорили, кто это может быть. Современники предполагали, что это был инспектор таганрогской гимназии Дьяконов, но точно так и не выяснили.

Сюжет произведения

Повествование начинается с описания ночлега 2-х охотников: Ивана Чимша-Гималайского и Буркина. Герои заночевали в сарае председателя села, где беседовали об одиноких людях, которые, словно раки-отшельники или улитки, пытаются уйти в свою скорлупку. Буркин поведал о некоем гражданине Беликове, который недавно умер в его городе. Именно этот персонаж и был «Человеком в футляре».

Беликов носил пальто, галоши и брал с собой зонт

Беликов даже в самый теплый, солнечный и погожий денек носил пальто, галоши и брал с собой зонт. У последнего предмета был свой футляр, как и у ножа, и у часов. Со стороны казалось, что даже голова этого человека была будто в чехле — он все время прятал лицо за воротником. Гражданин хотел создать себе оболочку, за которой смог бы спрятаться от реальности и людей. Любое отклонение от установленных им правил воспринималось с тревогой, волнением.

Беликов был очень мнительным и осторожным. Постоянно вздыхал и ныл, чем угнетал людей, давил на них. У него была плохая привычка — герой ходил по квартирам учителей, сидел и молчал. Он думал, что таким образом налаживает отношения с товарищами.

Однажды в гимназии появился молодой педагог по истории и географии. Он прибыл в город со своей сестрой Варенькой, которая очаровала всех на дне рождения директора. У людей сразу возникло желание поженить девушку с Беликовым. Варенька была не против замужества, но мужчина сомневался, не мог принять решение. Говорил девушке про прекрасную семейную жизнь, а в другой раз о том, что женитьба — очень серьезный шаг.

Молодой педагог сразу возненавидел Беликова, даже придумал ему прозвище — «глитай абож павук», что означает «мироед, или паук». Потом он нарисовал карикатуру «Человека в футляре», где мужчина идет с Варенькой под руку, а снизу подпись — «Влюблённый антропос». Это рисунок был распространен среди всех учителей и чиновников.

 Беликов увидел возлюбленную с ее братом, катающихся на велосипедах

Спустя время Беликов увидел возлюбленную с ее братом, катающихся на велосипедах. Он посчитал это неприличным делом. Утром он сказал Коваленко, что неприлично ездить на велосипеде. Только вот встреча закончилась ссорой, Беликова спустили с лестницы. В это время зашла Варенька, увидела мужчину и рассмеялась. Девушка подумала, что он сам упал. Для Беликова в этот момент все рухнуло. Никакого сватовства и жизни.

Если кратко, то герой пришел домой, лег и больше не встал, а спустя месяц умер. На похороны пришли все его знакомые, только вместо сожаления о его уходе они испытали облегчение.

Действующие лица

Автор довольно мастерски подобрал всех персонажей произведения. Он описал совершенно противоположные характеры героев, порой вообще несовместимых. Эти люди должны были уживаться друг с другом, чтобы вместе работать в гимназии и жить в маленьком городке.

В рассказе можно выделить две группы действующих лиц:

  1. Герои из самой трилогии.
  2. Персонажи истории Буркина.

К первой группе относятся ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Именно он рассказывает историю про «Человека в футляре».

Ко второй группе относятся:

  • учитель греческого языка Беликов;
  • повар и одновременно его слуга Афанасий;
  • учитель истории Коваленко;
  • возлюбленная главного героя Варенька.

Описание персонажей

Характеристика героев «Человек в футляре» способствует восприятию рассказа, помогает проникнуться идеей писателя, понять, что он хотел передать читателям. Автор в своем произведении показывает обыденность мещанской жизни, раскрывает никчемную сущность людей.

Характерные черты охотников

Иван Иванович Чимша-Гималайский

Иван Иванович Чимша-Гималайский — ветеринарный врач. Это худой высокий человек с длинными усами, уже в возрасте. Сложная двойная фамилия этого персонажа, по мнению людей, ему не подходит, поэтому к нему обращаются только по имени и отчеству.

Чимша-Гималайский переживает о том, что люди вынуждены терпеть обман из-за куска хлеба, не обращать внимания на ложь и молча сносить унижения, а часто им приходится обманывать самим.

Иван Иванович вместе с Буркиным прибыли на охоту в село Мироносицкое. Его друг работает в гимназии. Буркин — небольшого роста, полного телосложения, лысый и с длинной бородой. Он напоминает философа, так как обладает прекрасными ораторскими навыками. Это опытный и наблюдательный человек. Два героя проживали напротив друг друга, были заядлыми охотниками. Они рассказывают историю Беликова.

Качества Беликова

Беликов — учитель греческого языка. Вот кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся. Именно его называют «человек в футляре».

Его образ представлен как персонаж крайне неприятный. Беликов — маленький человечек, которому за сорок. Внешне он напоминает какого-то зверя наподобие хорька. Герой постоянно тепло одет, носит пальто, галоши, зонтик и очки. У него все в чехлах. Жизнь «в футляре» для него — самое комфортное состояние. Любые изменения он воспринимал с трудом, поощрял запреты и даже принимал их за норму. Его дом — один огромный футляр, где персонаж создал свой мир, в котором и живет.

Герой все время опасается чего-то, переживает, когда разговаривает с людьми. Своей тревожностью он заражает всех вокруг. Его боятся все, даже директор гимназии. Он предпочитает все старое и устоявшееся, а новое ненавидит, мечтает жить в оболочке, которая защитит от всего неизведанного. Беликов тяготеет ко всем древним языкам, обожает вымершие. Он холост, но накануне своей смерти задумался о женитьбе, только из-за случившейся неприятности сватовство расстроилось.

Ему характерны следующие черты:

Беликов — учитель греческого языка

  • тщедушный;
  • робкий;
  • тревожный;
  • раздражительный;
  • осторожный;
  • мнительный.

Люди его боялись, но при этом считали солидным и уважаемым.

Семья Коваленко

В произведении представлены брат с сестрой Коваленко, которые начали работать в гимназии. Михаил — высокий мужчина крупного телосложения. С самого первого дня он невзлюбил Беликова и не понимал, отчего все его боятся, что заставляет его ходить в гости и молчать. Этот персонаж сыграл важную роль в жизни «человека в футляре». Он единственный, кто сказал ему правду, не стал терпеть его выходки.

Варенька — 30-летняя возлюбленная главного героя. Это очень красивая девушка, жизнерадостная. Она веселая, любит петь, чем очаровала всех вокруг. Михаил и Варвара часто ругаются между собой, так как живут вместе. Девушку сватают к Беликову, а она и не сопротивлялась этому.

Портрет Беликова представлен как нечто странное, ограниченное, пустое, а его жизнь выглядит очень страшной. Главная мысль, которую хотел преподнести автор, — не стоит замыкаться, погружаться в свой «чехол» страхов, переживаний и предрассудков. Не нужно устанавливать ограничения себе и окружению, а вместо этого следует жить полноценной жизнью, быть открытой и жизнерадостной личностью.

Характеристики героев

Беликов

Главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка в гимназии. О нём нам рассказал его коллега Буркин, который хорошо его знал. Беликов был очень странный человек, он всегда и от всего старался оградиться оболочкой, футляром. В любую погоду он носил галоши, зонтик, тёплое пальто и даже лицо закрывал воротником. Дома он мог спать, только укрывшись с головой одеялом.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Беликов очень боялся нововведений, открытости, громких звуков и многого другого. Он постоянно осуждал любые начинания, как в гимназии, так и в городе, если его не слушали, начинал жаловаться в вышестоящие инстанции. Из-за этого его все боялись и в городе перестали проводить много различных мероприятий, дел и занятий, лишь бы не стать предметом осуждения Беликова.

Однажды, ему понравилось пение Вареньки, сестры нового учителя в гимназии, и все дружно решили женить его на ней. Она была не против, ему тоже эта мысль понравилась. Беликов поставил её портрет у себя дома, начал за ней, по своему, ухаживать. Все помогали им, приглашали их вместе в театр, в гости. Время шло, но он всё тянул с предложением, сомневался в надобности этого действия. Он часто заходил к Буркину, говорил тому про ответственность, боялся, как бы чего не вышло после свадьбы.

На первое мая все учителя, включая Беликова, пошли в рощу. Вдруг их обогнали на велосипедах Коваленки. Увидев Вареньку, крутящую педали, он потерял дар речи и мгновенно вернулся домой. На следующий день он пошёл им выговаривать, как неприлично учителям и женщинам ездить на велосипедах. Михаил Саввич вспылив от его речей, спихнул Беликова с лестницы. Тот, упав, к своему ужасу, увидел Вареньку, которая, не поняв в чём дело, начала хохотать. В шоке он пошёл домой, убрал её фотографию и слёг. А через месяц Беликов умер. В гробу он лежал, вроде даже как счастливый, ведь он получил такой шикарный футляр.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Буркин

Второстепенный персонаж, учитель гимназии, рассказчик истории про Беликова. Он был его коллегой, да ещё жил в одном с ним доме, поэтому хорошо его знал. Вместе с другим охотником Иваном Иванычем, он заночевал в сарае, где и поведал эту историю.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский

Второстепенный персонаж, ветеринарный врач, слушатель истории про Беликова. Вместе с другим охотником Буркиным, он заночевал в сарае, где и услышал эту историю. После рассказа Буркина он начал приводить примеры, что они сами часто ведут себя как Беликовы и хотел рассказать свою историю про это, но Буркин отказался, сославшись, что поздно, и они заснули.

Варенька

Второстепенный персонаж, возлюбленная Беликова, сестра Коваленко. Ей было около тридцати лет, она была высокая и стройная девушка. Варенька была родом из украинского хутора, где у неё осталась мать. Любила петь песни, именно этим она и привлекла Беликова. Она была не против, хотя он был не очень хороший вариант, но лет ей было много, да и с братом она постоянно ссорилась. Варенька стала принимать ухаживания Беликова и всё ждала, когда он сделает ей предложение, но однажды его спустил с лестницы её брат, она рассмеялась и нанесла такой моральный ущерб Беликову, что он слёг и через месяц умер.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Коваленко, Михаил Саввич

Второстепенный персонаж, учитель истории и географии, брат Вареньки. Он был молодой, высокого роста, говорил басом, носил вышитую сорочку, что не нравилось Беликову. Михаилу Саввичу было неприятно, что такой тип, как Беликов хочет выйти замуж за его сестру, и когда подвернулся случай, он спустил того с лестницы.

Директорша

Второстепенный персонаж, директор гимназии. Именно она предложила женить Беликова на Вареньке, а также рассказала Михаилу Саввичу, что неплохо бы было выдать его сестру за Беликова.

Прокофий

Эпизодический персонаж, староста, в сарае у которого ночевали охотники Иван Иваныч и Буркин. Имел странную жену Мавру.

Мавра

Эпизодический персонаж, жена старосты Прокофия. Была нормальной, но странной женщиной, так как боялась выходить на люди и сидела за печкой последние 10 лет. Выходила на улицу только ночью. Нигде не была, кроме своей деревни.

Краткое содержание

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Однажды двое охотников, ветеринарный врач Иван Иванович и учитель гимназии Буркин, заночевали в одиноком сарае местного старосты Прокофия. Ночью им не спалось, и Буркин рассказал Ивану Ивановичу историю про своего странного коллегу, учителя греческого языка, Беликова.

Тот жил, как бы постоянно окружая себя оболочкой — в любую погоду носил галоши, зонтик, пальто, тёмные очки и даже уши затыкал ватой. Практически все вещи у него были в футляре, и он сам, как бы был человек в футляре. Беликову нравились любые запреты, а вот разрешения он не любил, так как боялся, что из-за этого может что-нибудь произойти.

Несмотря на свой неказистый вид, он серьёзно влиял на политику гимназии. Своим нытьём и вздохами он мог добиться даже исключения из гимназии учеников, которые были шумными или ему не нравились. В городе его также побаивались — не устраивали домашних спектаклей, не помогали бедным, боялись знакомиться и читать книги, духовенство боялось играть при нём в карты, так как не хотели с ним связываться.

В один из дней, к ним, из украинского хутора, приехал новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко с сестрой Варенькой. Они были шумные, активные — полная противоположность старым учителям. Варенька умела красиво петь, чем и привлекла к себе Беликова. Он стал странно за ней ухаживать, например, приходил к ним домой и молча сидел. Так как лет ей было много, уже около 30, то она не стала отвергать его. Сам он не торопился делать ей предложение, всё взвешивал за и против, всё боялся после женитьбы попасть в какую-нибудь историю.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Михаил Саввич не любил Беликова, он часто смеялся над ним, а когда ему однажды намекнули, что тот имеет виды на его сестру, то только проворчал, что это не его дело. В один из дней Михаил Саввич отправился на прогулку с сестрой на велосипедах. Беликов, когда увидел их крутящих педали, то его чуть удар не хватил, ведь он был старомодным человеком и считал, что учителям нельзя ездить на велосипедах, а девушкам так и подавно.

Беликов на следующий день пошёл к Михаилу Саввичу и начал его отчитывать за езду на велосипедах. Тот сначала не понимал, что в этом плохого, а потом нагрубил Беликову, после чего тот заявил, что доложит директору об этом. Михаил Саввич, недолго думая, схватил его за шиворот и спустил с лестницы. Когда Беликов поднялся, то увидел хохочущую Вареньку с двумя другими дамами.

Он вернулся домой и слёг от перенесённого позора. Через месяц он умер и получил свой последний футляр — гроб. После смерти Беликова всем жителям города стало как-то легче и радостнее, они вдруг почувствовали какую-то свободу.

Охотники помолчали, и Иван Иванович начал приводить примеры, что они сами часто себя ведут, как этот человек в футляре — терпят ложь, несправедливость, общаются с глупыми людьми, боятся сказать, что они на стороне честных людей и т.д. И делают они всё это ради каких-то денег или чина.

Читайте так же — А. П. Чехов «Человек в футляре»: анализ рассказа

Источник.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

История, жанр и герои рассказа

«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова, где повествование ведут между собой 3 героя, рассказывая друг другу истории из жизни. В 1898 г. начало этой трилогии положил ее первый текст — рассказ «Человек в футляре».

Центральным в произведении есть образ учителя Беликова, но все остальные персонажи не менее важны, так как их взаимодействие с «человеком в футляре» полностью раскрывает его образ.

Всего в рассказе 8 действующих лиц:

«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский — врач-ветеринар.
  2. Буркин — учитель гимназии.
  3. Беликов — преподаватель греческого языка, центральный персонаж произведения.
  4. Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии, коллега Беликова.
  5. Варенька — сестра Михаила Коваленко.
  6. Афанасий — старик шестидесяти лет, повар главного героя.
  7. Мавра — жена старосты.
  8. Учителя, коллеги Беликова.

Вариант 2

Иван Иванович

Герой представлен высоким и худощавым стариком с длинными усами. Его профессия – ветеринар. Окружающие привыкли называть Иван Иванович, поскольку считают двойную фамилию героя странной и не подходящей его персоне. Будучи заядлым охотником, он приезжает в село, где и слышит рассказ о человека в футляре.

Буркин

Данный персонаж представлен лысым и полным мужчиной небольшого роста с длинной бородой. Буркин преподает в гимназии. Этот герой очень наблюдателен, именно он рассказывает историю своего соседа из квартиры напротив, именуемого человеком в футляре.

Беликов

Преподаватель греческого языка, чью историю рассказывает вышеописанный герой своему товарищу. Этот человек постоянно пытается скрыться от окружающего мира, защитить себя. В любую погоду на нем неизменно – теплая закрытая одежда, калоши, а в руках зонт. Каждая его вещь, как и он сам зачехлена: зонт, часы и даже перочинный нож. Глаза скрыты под темными очками, а в ушах затычки. Его скорлупа, его футляр – вот то состояние, в котором ему комфортно. Все люди вызывали в нем тревожность. Беликов боялся любых изменений и любил только все старое и укорененное. Был холост, но незадолго до смерти задумался о женитьбе. Из – за произошедшей с ним неприятности, Беликов заболевает и умирает. Смерть этого героя приносит всем лишь облегчение.

Михаил Коваленко

Как Беликов и Буркин является учителем, его преподает историю и географию. Молодой человек высокого роста и смуглой внешности. Недолюбливал Беликова с самого момента знакомства, не понимал, почему тот всего боится и зачем тогда ходит в гости, если просто сидит и молчит. После претензий Беликова за катание с сестрой на велосипедах, не выдерживает и вышвыривает его из своего дома, высказав ему все. Именно эта ситуация стала роковой в жизни человека в футляре.

Варенька

Сестра Михаила, хороша собой и обладает задорным характером. Девушка, примерно тридцати лет, живет с братом и постоянно с ним ссорится. Очаровала коллег и Беликова своим пением. Именно на этой героине хотел жениться Беликов.

Повар Афанасий

Прислуга Беликова, любитель выпить, не отличается умением готовить, однако взять в дом женщину на эту должность у Беликова не хватает смелости, поскольку боится, что о нем могут дурно подумать, поэтому он, смерившись, терпит старого денщика.

Мавра

Жена человека, в доме которого остаются на ночлег охотники. Женщина не глупая, но отличающаяся своей странной привычкой: днем сидит дома, а ночью ходит по деревне.

Другие сочинения: ← Смысл названия пьесы Вишнёвый сад↑ Чехов А.П.Образ сада в пьесе Вишневый сад →

Запоздавшие охотники

Историю о «человеке в футляре» мы узнаем из диалога двух гостей старосты Прокофия, которые остановились у него заночевать: Ивана Иваныча Чимши-Гималайского и Буркина. Эти же персонажи являются основными повествователями и в двух других рассказах «Маленькой трилогии».

Иван Иваныч

Ветеринарный врач со «странной, двойной фамилией», которая совершенно ему «не шла». Чехов описывает Ивана Иваныча как «высокого, худощавого старика с длинными усами», который курил трубку, был охотником и жил на конском заводе вблизи города.

Чимша-Гималайский, как говорит автор, приехал в село Мироносицкое «подышать свежим воздухом» и стал невольным слушателем и собеседником рассказа Буркина.

Рассказчик Буркин

Учитель гимназии, главный повествователь произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Внешность Буркина автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, плотного телосложения, лысый, с длинной черной бородой. Буркин кратко пересказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже умер, а при жизни был настолько замкнутым и нелюдимым, будто окружен от мира невидимым футляром. Кроме того, что Буркин работал в той же гимназии, что и Беликов, он ещё был его соседом, они часто общались и вместе ходили на работу.

Главные герои

Иван Иванович

Ветеринарный врач, носит длинные усы. Высокий, худой старик. У него странная двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая, по мнению окружающих ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал на охоту, подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Буркин

Работает в гимназии, невысокий, полный, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин хороший рассказчик, опытный, наблюдательный человек, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить людей, подобных Беликову, – сродни удовольствию.

Беликов

Преподаватель греческого языка, про которого рассказывает Буркин своему товарищу по охоте. Этот человек в любую погоду выходил на улицу с зонтом, в калошах, высоко поднимал воротник. Его пугали любые изменения, запреты он воспринимал как норму. Боясь всего нового, необычного, он осуждал всякое отклонение в поведении, даже самое безобидное. Жизнь в футляре – его самое комфортное состояние. Вне своей скорлупы, он постоянно боится, чтобы “чего не произошло”. К его характеристике можно прибавить тот факт, что когда он умер, все испытали огромное облегчение.

Михаил Коваленко

Учитель, коллега Беликова и Буркина. Высокий, крепкий мужчина, разговаривающий громким басом. С первого дня знакомства возненавидел Беликова, искренне не понимает, почему его все бояться, зачем он ходит в гости, если просто молча сидит и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка – он высказал ему всю правду, отказался от молчаливого терпения, характерного для окружающих. Выгоняя ненавистного гостя из своего дома, он спускает Беликова с лестницы, называет “фискалом”.

Варенька Коваленко

Сестра Михаила, возлюбленная Беликова, ей 30 лет. Варвара Саввишна красивая женщина, жизнерадостная хохотушка. Она прекрасно поёт, чем очаровала коллег и Беликова. Портрет Вареньки появляется на столе у главного героя. Сестра и брат часто спорят и ссорятся, из-за того, что проживают вместе. По этой причине коллеги целенаправленно сватают Беликову Варвару, решив, что она не против такого жениха.

Человек в футляре

Человек в футляре

На момент выхода рассказа многие читатели произведения гадали, с кого же срисовал литературный портрет главного героя А. П. Чехов, находя схожие черты во многих знакомых писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения таким параллелям, признав, что образ скорее собирательный, а не точный.

Перебирая персонажей произведения, можно с легкостью определить, кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся, мнительный, обидчивый, ненавидящий всем сердцем действительность и презирающий нарушение любых правил и порядка. Конечно, это главный герой — учитель греческого языка местной гимназии Беликов. Буркин рассказывает Ивану Иванычу, что Беликов любым способом пытался отгородиться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре, внешнем виде.

Это невысокий человек с маленьким бледным лицом и в темных очках, которому уже было давно за 40 лет, 15 из которых он проработал в местной гимназии. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал действительности, скрываясь от нее за темными очками, высоким воротом пальто и зонтиком. Несмотря на свою интровертность и сухость, однажды Беликов, как говорит Буркин, «чуть даже не женился».

Жизнерадостная Варенька одновременно притягивала его своим веселым нравом и ласковым к нему отношением, но пугала и отталкивала неудержимым свободолюбием и желанием нарушать правила, которые были в основе мировоззрения Беликова. Но женитьбе не суждено было случиться.

Неудачная карикатура, в которой Беликова прозвали «влюбленный антропос», прервала не только возможное сватанье, но и жизнь мнительного учителя греческого языка.

Подробная характеристика

Главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка в гимназии. О нём нам рассказал его коллега Буркин, который хорошо его знал. Беликов был очень странный человек, он всегда и от всего старался оградиться оболочкой, футляром. В любую погоду он носил галоши, зонтик, тёплое пальто и даже лицо закрывал воротником. Дома он мог спать, только укрывшись с головой одеялом.

Беликов очень боялся нововведений, открытости, громких звуков и многого другого. Он постоянно осуждал любые начинания, как в гимназии, так и в городе, если его не слушали, начинал жаловаться в вышестоящие инстанции. Из-за этого его все боялись и в городе перестали проводить много различных мероприятий, дел и занятий, лишь бы не стать предметом осуждения Беликова.

Однажды, ему понравилось пение Вареньки, сестры нового учителя в гимназии, и все дружно решили женить его на ней. Она была не против, ему тоже эта мысль понравилась. Беликов поставил её портрет у себя дома, начал за ней, по своему, ухаживать. Все помогали им, приглашали их вместе в театр, в гости. Время шло, но он всё тянул с предложением, сомневался в надобности этого действия. Он часто заходил к Буркину, говорил тому про ответственность, боялся, как бы чего не вышло после свадьбы.

На первое мая все учителя, включая Беликова, пошли в рощу. Вдруг их обогнали на велосипедах Коваленки. Увидев Вареньку, крутящую педали, он потерял дар речи и мгновенно вернулся домой. На следующий день он пошёл им выговаривать, как неприлично учителям и женщинам ездить на велосипедах. Михаил Саввич вспылив от его речей, спихнул Беликова с лестницы. Тот, упав, к своему ужасу, увидел Вареньку, которая, не поняв в чём дело, начала хохотать. В шоке он пошёл домой, убрал её фотографию и слёг. А через месяц Беликов умер. В гробу он лежал, вроде даже как счастливый, ведь он получил такой шикарный футляр.

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь 2 героя контрастируют, а автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей он стороне.

Образ Михаила Коваленко

В противовес замкнутому, неуверенному в себе, угрюмому Беликову автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии, обладающий зычным голосом и суровым характером. Он уверен в себе, прямолинеен, нетерпим ко лжи и лицемерию. Михаил Саввич прибыл на новое место работы из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодралами», а атмосферу в коллективе характеризует как «удушающую».

К Беликову относится с подозрением, видя в нем «фискала» и «мерзкого типа», но в личные отношения сестры не вмешивается, предоставляя возможность ей самой выбрать жениха. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных преподавателей и с нетерпением ждет возвращения на Родину, где он будет рыбачить и учить «хохлят».

Несостоявшаяся женитьба

Как глоток свежего воздуха разбавляет «душную» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она притягивает и увлекает главного героя своим темпераментом, непринужденным поведением и мелодичными песнями.

Беликов и Варенька

Веселая, молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна обладала незаурядной внешностью: была чернобровая, стройная, краснощекая, по словам автора, «не девица, а мармелад». Она любит петь и весело хохотать, кататься на велосипеде, читать книги и горячо спорить. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его притязания, так как не прочь, как пишет Чехов, выйти замуж, обзавестись семьей и съехать от брата.

Второстепенные персонажи

В рассказе есть несколько второстепенных персонажей. Они лишены реплик и возникают в сознании читателя из рассказа Буркина о Беликове. Каждый из этих персонажей несет смысловую нагрузку, подчеркивая и дополняя образ жизни и мыслей последнего:

Мавра — жена старосты

  1. Мавра — жена старосты, у которого остановились на ночь охотники. Именно она побудила Буркина вспомнить о «человеке в футляре», так как и сама являлась замкнутой и нелюдимой. Несмотря на то что женщина она была видная, здоровая и умная, Мавра никогда не покидала пределы родного селения, ничего не видела, а последние 10 лет и вовсе сидела на печи и выходила на улицу только по ночам.
  2. Старик Афанасий — шестидесятилетний повар Беликова, который когда-то служил денщиком, поэтому кое-что умеет «состряпать». В тексте Афанасий упоминается бегло, чтобы подчеркнуть нетерпимое отношение главного действующего лица рассказа к женскому полу и его недоверие и презрение к окружающим.
  3. Учителя — собирательный образ: коллеги Беликова, Коваленко, Буркина. По словам последнего, «народ мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине». На деле же, люди унылые, которые не выносят Беликова, но боятся ему возразить, у которых настолько неинтересное и, как говорит Коваленко, «кислое» общество, что они просто от скуки уцепились за возможность сосватать Вареньку за учителя греческого языка.

Несмотря на малый жанр, произведение полностью раскрывает персонажей через диалоги и описания поступков, мыслей и образа жизни героев. Само название рассказа настолько ёмко и точно охарактеризовало типаж Беликова как сухого, закомплексованного интроверта, что на долгие годы стало нарицательным, как и фамилия главного героя.

Главные герои рассказа «Человек в футляре» тесно связаны воедино. Каждый из них чему-то учит читателя. Что хотел донести, создавая образ Беликова, Чехов? Ответ очевиден: не стоит прятаться от жизни, надо быть открытым и свободным, любить и уметь радоваться, не осуждать, не бояться, не быть мнительным и не прятаться в «футляре» от окружающего мира.

Сочинение: Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре» (А.П. Чехов)

(515 слов) «Человек в футляре» — знаменитое произведение Антона Павловича Чехова, показывающее, как излишняя закомплексованность может привести к деградации личности. Ярким представителем данного типа людей — закрытых и зацикленных на своих страхах — предстаёт Беликов. Рассмотрим подробнее образ главного героя произведения Чехова «Человек в футляре».

В образе Беликова автор показал основную проблему рассказа «Человек в футляре». Учитель древнегреческого языка всячески старается оградить себя от окружающего мира. Для героя существуют только запреты и рамки. Он пытается быть чрезмерно осторожным во всём. Из-за этой маниакальной осторожности он был известен всем в своём городе. Ведь Беликов отличался странным характером, поведением и привычками, которые угнетали всех, кто был рядом.

Вот уже как 15 лет герой работает учителем греческого языка в гимназии. Его отношения с коллективом нельзя назвать гармоничными, ведь своими опасениями и предостережениями Беликов действует на нервы всем коллегам. Ему никто не может перечить, так как в этом случае прениям и монотонным жалобам не будет конца. Странная власть человека в футляре распространяется и и на учеников. Беликов, например, может выгнать гимназиста, если его поведение и поступки герою не нравятся. Несмотря на своё уникальное поведение, персонаж обладал способностью убеждать людей. Он запросто мог снизить оценку своему ученику, и никто не мог возразить. Своей мнительностью герой часто раздражал коллег, ведь не мог высказаться на заседании педагогического совета. Но никто не мог ничего поделать с этим.

Любимая фраза Беликова — «как бы чего не вышло». Герой постоянно боялся, что что-то пойдет не так, поэтому всегда поддерживал запреты, но никогда не высказывался за одобрение чего-либо. Отличительной чертой героя является навязчивое стремление отгородиться от мира. Беликов все свои предметы хранил в чехле: нож, зонт и даже часы. Глаза герой всегда закрывал очками, а уши затыкал ватой. Даже в хорошую и ясную погоду он ходил в галошах, в пальто и с зонтиком. Казалось, что он и лицо прячет от всех. Ведь Беликова прохожие всегда видели с поднятым воротом. Персонаж хотел поместить себя в некий футляр, оградить себя от внешних воздействий. Любое событие, выпадающее из рутины, наводило на Беликова страх и ужас. Он предпочитал всегда говорить о прошлом, уже о случившихся и проверенных событиях. Даже свои мысли и размышления персонаж поместил в футляр. Герой ненавидел свободомыслие и всячески пресекал вольнодумные инициативы.

Довольно своеобразно выглядит и обстановка в доме Беликова. Его комната настолько маленькая, что напоминает ящик. Герой пугался любого звука, поэтому укрывался с одеялом головой. Ночью Беликов часто видел кошмарные сны. В гостях Беликов вёл себя тоже очень странно. Он всё время приходил, садился и молчал. По его мнению, герой так «поддерживает добрые отношения с товарищами». И вот неожиданно, на удивление, Беликов влюбился в Вареньку — новую учительницу. Незамедлительно коллеги решили его женить. Но именно футляр и помешал создать семью Беликову. Однажды увидев, что Варя катается на велосипеде, герой подумал, что данное занятие весьма неприлично для девушки. Беликов сразу же передумал жениться на Вареньке. Ему было очень тяжело пережить такое событие. Вскоре герой умер.

Беликов — яркий пример человека, который не умеет жить в действительности. Он абсолютно не приспособлен к изменяющимся условиям жизни. Герой боится перемен и из-за этого страдает. Антон Павлович Чехов показывает, что такие замкнутые и закомплексованные люди не способны иметь настоящих друзей, семью, и такой образ жизни ведёт к деградации и смерти.

Автор: Виктория Комарова

  • Действовать в одиночку как пишется
  • Действия незаконны как пишется
  • Действия которые предпринимаются для решения проблемы в сказке ашик кериб
  • Действия и поступки князя гвидона в сказке о царе салтане
  • Действительное путешествие в воронеж сочинение ивана раевича белинский виссарион григорьевич