Декабрьское сочинение преступление и наказание список литературы

Короткие рассказы для итогового сочинения по направлению: «Преступление и наказание- вечная тема»

Автор: ·
Опубликовано 27.09.2021
· Обновлено 29.09.2021

Итоговое сочинение представляет собой работу, которую обязан написать каждый выпускник школы, лицея и гимназии. Данное испытание необходимо, так как оно является допуском к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название: «Преступление и наказание — вечная тема». В рамках данного направления выпускник может поразмышлять над тем, что собой представляет преступление, достоин ли преступник сочувствия и снисхождения? Кроме того, школьник может проанализировать существенные отличия между преступлением и ошибкой. Какие именно поступки порождают чувство вины у человека? Можно ли оправдать преступление? Над этими важными вопросами одиннадцатиклассник может рассуждать в рамках данного направления. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы  для итогового сочинения подходят в данном случае. 

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». Автор показывает, что именно совесть препятствует совершению преступлений и может спасти человека от рокового шага.
  2. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Жители деревни вынуждены воровать торф, чтобы выжить, ведь государство поставило их в такие невыносимые условия.
  3. И.С. Тургенев, «Бирюк». Преступление можно оправдать и простить, если человек совершил его из-за безвыходности. Лесник отпускает крестьянина, потому что он воровал лес лишь из-за необходимости содержать семью, а другого выхода у него не было.
  4. В.П. Астафьев, «Людочка». Насилие над женщиной никак нельзя оправдать, ведь безнаказанность дает преступникам возможность продолжать домогательства и доводить жертву до отчаянного шага. А вот самосуд в данном случае оправдать можно, ведь закон никак не защитил Люду.
  5. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Главный герой убил доносчика, но в данном ситуации он был вправе сделать это, ведь изменник своими действиями угрожал безопасности других пленников.
  6. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Преступные наклонности появляются еще в детстве из-за плохих условий жизни и недостаточного контроля родителей. Поэтому дети в рассказе нарушали закон: играли в азартные игры и даже били товарища.
  7. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Валек стал вором не потому, что был порочным мальчиком, а потому, что жил на улице и не мог прокормить себя и сестру иначе. Его положение — ответ на вопрос, почему люди становятся преступниками.
  8. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Педофилию нельзя оправдать, ее последствия для личности и общества чудовищны. Олю совратил взрослый мужчина, и ее жизнь была разрушена. Она пошла на дурному пути и была убита одним из обманутых обожателей.
  9. И.А. Бунин, «Степа». Не все преступления наказываются, ведь о многих мы просто не знаем. Главный герой совратил невинную девушку и скрылся ответственности, обманув ее.
  10. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Некоторые поступки приобретают статус преступления лишь со временем, когда люди осознают их пагубные последствия. Вот и методы господина наживать деньги на подневольном труде рабочих и рукоприкладстве на производстве сегодня осуждаются, а тогда поощрялись.
  11. Н.В. Гоголь, «Повесть о капитане Копейкине» (из «Мертвых душ»). Главный герой стал преступником только потому, что государство не выплатило ему положенную пенсию и фактически обрекло его на смерть.
  12. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Главный герой смог предотвратить преступление, проявив отзывчивость и милосердие. Вот самое надежное средство от повышения уровня преступности.
  13. С. Моэм, «Дождь». Порой своими гонениями и неприятием мы лишь усугубляем состояние преступника и отрезаем ему дорогу к добродетели. Вот и священник своими преследованиями лишь довел гулящую женщину до отчаяния, хотя она готова была отказаться от своего ремесла, если бы он только пощадил ее.
  14. И.С. Тургенев, «Му-му». Порой человека доводят до преступления те, кто не оставляет ему другого выбора. Герасим топит собаку, потому что барыня вынуждает его сделать это.
  15. А.П. Чехов, «Хамелеон». Нельзя рассчитывать на закон, если его представители одержимы чинопочитанием и алчностью. Очумелов то находит состав преступления, то отменяет свое решение, и эти колебания зависят от того, кому принадлежит нашкодившая собака.
  16. В.П. Астафьев, «Царь-рыба». Преступлением нужно назвать тот поступок, который нарушает права и свободы личности. Например, в молодости Игнатьич изнасиловал девушку в лесу лишь на том основании, что она предпочла другого. Он не получил наказания, но сам чувствовал себя виноватым до конца дней.
  17. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». В обществе, где царит социальное неравенство, всегда будут преступления. Например, Минский по сути похитил Дуню у законного представителя и должен был понести наказание, но закон был на стороне богатых и знатных, и Самсон не смог защитить свои права.
  18. А.П. Чехов, «Спать хочется». Героиня совершила ужасное преступление, но как ее винить, если люди своим жестоким обращением сами довели ее до этого поступка?
  19. А. Платонов, «Юшка». Главный герой все время прощал и оправдывал нарушение своих прав и свобод, и в итоге был убит, потому что люди уже привыкли нарушать его личные границы и использовать его в качестве мальчика для битья.
  20. А. Платонов, «Песчаная учительница». Кочевое племя ограбило жителей Хошутово, свело на нет их усилия сделать свою жизнь лучше. Но их можно оправдать, ведь они поставлены в такие условия, где грабеж — единственный путь к выживанию.
  21. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Машинист был осужден за халатность, но его оправдали, когда доказали, что он ослеп на рабочем месте от вспышки молнии. Не стоит спешить с выводами, пока не собраны все доказательства виновности.
  22. А.П. Чехов, «В аптеке». Настоящее преступление — это равнодушие к людям. Провизор, который не отпустил лекарство больному, видя его состояние, должен быть наказан, ведь из-за его безразличия и формализма человек может погибнуть.
  23. А.П. Чехов, «Переполох». Муж украл у жены брошку, потому что она своим контролем вынудила его сделать это. Но из-за его поступка обвинение пало на других людей, и Мария, главная героиня рассказа, не стала терпеть оскорбления и покинула этот дом.
  24. В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой». Преступные наклонности проявляются у людей с детства, но правильное воспитание помогает не допустить того, что ребенок пойдет по кривой дорожке. Это доказала бабушка мальчика, которая сумела пристыдить его за мошенничество.
  25. В.М. Гаршин, «Сигнал». Василий отчаялся решить социальные проблемы мирным путем и решил спровоцировать железнодорожную аварию, чтобы отомстить людям и побудить их задуматься над положением работников ЖД. Однако такой поступок оправдать нельзя, ведь он лишь ухудшит ситуацию в целом и приведет к гибели невиновных людей.
  26. Л. Н. Андреев, «Предстояла кража». Сюжет данного произведения очень прост. Один вор вышел на улицу, чтобы встретиться с товарищем. Герои задумали кражу, и, возможно, даже убийство. Однако  своего подельника вор так и не встретил. Увидев замерзающего беззащитного щенка, преступник забрал его домой. В своём рассказе писатель показал, как доброта и милосердие победили преступные наклонности. Вору до глубины души было жалко маленького щенка. Жалость пробудила в нем самые лучшие человеческие качества. 
  27. О. Генри «Родственные души». В центре повествования изображён вор, который пробирается ночью в особняк. Поднимаясь на третий этаж, он увидел хозяина, который мирно спал. Преступник будит его и приказывает ему поднять две руки. Из-за своего хронического ревматизма хозяин смог поднять только правую руку. Вор говорит в ответ, что тоже страдает ревматизмом. Постепенно разговор переходит в приятную и дружелюбную беседу. Несмотря на то, что главный герой является вором, в финале произведения он проявляет лучшие человеческие качества. В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Всё люди — братья, и в любой непонятной ситуации лучше поговорить и прийти к мирному решению проблем. У нас часто совпадают интересы и проблемы. 
  28. А.П. Чехов, «Злоумышленник«. События разворачиваются в зале суда. Главным героем рассказа является Денис Григорьев, которого обвиняют в порче железной дороги и краже гаек. По мнению следователя, Денис виновен. Из-за него могли погибнуть люди. Главный герой не отрицает своей вины. Однако он заявляет, что его поступок является типичным делом простых мужиков. Они совершают подобное, чтобы заработать себе на жизнь. При этом Денис не признает тот факт, что из-за этого преступления могли погибнуть люди. Ведь они стараются выбирать подходящие места, где можно добыть гайку. Но персонаж попадает в тюрьму. Причина многих преступлений — обыкновенное невежество.
  29. Ричард Мэтисон, «Кнопка, кнопка». В данном рассказе автор показал такие человеческие пороки, как алчность и уверенность в своей полной безнаказанности. В своем произведении писатель заставляет читателя задуматься над многими важными вопросами. Как стоит поступить: оставаться человеком или жить так, как хочется? Ричард в своём рассказе описал очень неординарную ситуацию. Так, если нажать на кнопку, то кто-то в мире умрёт. При этом человек не будет знать, кто именно умер. А в качестве награды он получит 50.000 долларов. В рассказе автор представил силу искушения. 
  30. Эдгар По, «Сердце обличитель». В центре повествования автор показал чудовищный замысел убийства. Писатель продемонстрировал, как навязчивые идеи могут привести к преступлению. К сожалению, такую тенденцию можно проследить и в наши дни. Рассказчик повествует о тщательном расчёте убийства старика. При этом мотив убийства является аморальным. Рассказчику не понравился глаз старика. За совершенное деяние преступник получает наказание. Убийца начинает слышать стук бьющегося сердца мёртвого человека.

Метки: 11 классВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеПреступление и наказаниесписок книгсписок литературы

Читайте также:

Произведения литературы к направлению «Преступление и наказание — вечная тема» по итоговому сочинению. Топ-100

  • Примеры итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»
  • Топ-100 тем и цитат итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»
  • Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты

Топ-100 произведений литературы для подготовки к итоговому сочинению по теме «Преступление и наказание — вечная тема».

  1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  2. А. Камю «Посторонний»
  3. А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
  4. А. Островский «Гроза»
  5. А.А. Ахматова «Реквием»
  6. А.А. Блок «Двенадцать»
  7. А.В. Иванов «Тобол»
  8. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  9. А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
  10. А.И. Солженицын «В круге первом»
  11. А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
  12. А.Н. Островский «Гроза»
  13. А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
  14. А.Н. Толстой «Петр I»
  15. А.П. Платонов «Чевенгур»
  16. А.П. Чехов «Злоумышленник»
  17. А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
  18. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  19. А.С. Пушкин «Медный всадник»
  20. А.С. Пушкин «Памятник»
  21. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  22. А.Т. Твардовский «По праву памяти»
  23. А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…»
  24. Б. Акунин «Статский советник»
  25. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»
  26. Б.Л. Васильев «Завтра была война»
  27. Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
  28. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  29. В. Быков «Обелиск».
  30. В. Гюго «Отверженные»
  31. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  32. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
  33. В.А. Каверин «Два капитана»
  34. В.А. Каверин «Открытая книга»
  35. В.А. Чивилихин «Память»
  36. В.В. Быков «Обелиск»
  37. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
  38. В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
  39. В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
  40. В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
  41. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  42. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  43. В.П. Катаев «Трава забвения»
  44. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
  45. В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
  46. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
  47. Ги де Мопассан «Пышка»
  48. Д. Митчелл «Облачный атлас»
  49. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  50. Дж. Клавелл «Гайдзин»
  51. Дж. Клавелл «Король крыс»
  52. Дж. Лондон «Мартин Иден»
  53. Дж. Оруэлл «1984»
  54. И. Стоун «Жажда жизни»
  55. И. Тургенев «Муму»
  56. И.А. Бродский «Посвящается стулу»
  57. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  58. И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
  59. К. Булычев «Город без памяти»
  60. Л. Андреев «Иуда Искариот»
  61. Л. Андреева «Предстояла кража»
  62. Л. Лоури «Дающий»
  63. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
  64. Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
  65. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  66. М.А. Булгаков «Белая гвардия»
  67. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  68. М.А. Шолохов «Поднятая целина»
  69. М.А. Шолохов «Родинка»
  70. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  71. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  72. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
  73. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
  74. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  75. Н. Островский «Как закалялась сталь»
  76. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  77. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  78. Н.К. Чуковский «Балтийское небо»
  79. Н.Я. Эйдельман «Твой XIX век»
  80. О. Генри «Родственные души»
  81. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  82. О.М. Куваев «Территория»
  83. О.Ф. Берггольц «Памяти защитников»
  84. Р. Матесона «Кнопка, кнопка»
  85. С.Д. Довлатов «Блеск и нищета русской литературы»
  86. С.П. Щипачев «Павшим»
  87. Т. Вулф «Костры амбиций»
  88. Т. Драйзер «Американская трагедия»
  89. Т. Капоте «Хладнокровное убийство»
  90. Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
  91. У. Голдинг «Повелитель мух»
  92. У. Шекспир «Гамлет», «Отелло»
  93. Ф. Кафка «Процесс»
  94. Ф. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
  95. Ф.А. Абрамов «Братья и сестры»
  96. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  97. Х. Ли «Убить пересмешника»
  98. Ч.Т. Айтматов «Плаха»
  99. Э. По «Сердце-обличитель»
  100. Э.-М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

Список литературы

Источники
текстов

1.
Достоевский,
Ф. М.

Преступление и наказание [Текст] / Ф. М.
Достоевский // Бедные люди: Роман.
Преступление и наказание: Роман в 6 ч. с
эпилогом. – М.: Худож. лит., 1992. – С. 125 —
639.

2.
Достоевский,
Ф. М.
Записки
из подполья [Текст] / Ф. М. Достоевский.
– М.: Азбука-Классика, 2006. – 59 с.

3.
Достоевский,
Ф. М.

Петербургские сновидения в стихах и
прозе [Текст] / Ф. М. Достоевский // Собрание
сочинений в 15-ти томах: Т. 3. – Л.: Наука,
1988. – С. 482-501.

Научная
и критическая литература

1.
Анциферов,
Н. П.

«Непостижимый город …» Душа Петербурга.
Петербург Достоевского. Петербург
Пушкина. [Текст] / Н. П. Анциферов. Сост.
М. Б. Вербловская. – СПб.: Лениздат, 1991.
– 335 с.

2.
Андерсон, Р.
О визуальной композиции «Преступления
и наказания» [Текст] / Р. Андерсон //
Достоевский. Материалы и исследования:
Т. 11. – СПб.: Наука, 1994. – С. 89 — 95.

3.
Бахтин, М. М.
Проблемы поэтики Достоевского [Текст]
/ М. М. Бахтин. – М.: Советский писатель,
1963. – 363 с.

4.
Белов, С. В.
Петербург Достоевского. Научное издание
[Текст] / С. В. Белов. – СПб.: Алетейя, 2002.
– 372 с.

5.
Гальперина,
Р. Г.

Петербургские мосты Достоевского
[Текст] / Р. Г. Гальперина // Достоевский.
Материалы и исследования: Т. 13. – СПб.:
Наука, 1996. – С. 222 — 226.

6.
Гранин, Д. А.
Тринадцать
ступенек [Текст] / Д. А. Гранин. — Л.:
Советский писатель, 1984 г. – 304 с.

7.
Карасёв, Л.
В.
О символах
Достоевского [Текст] / Л. В. Карасёв //
Вопросы философии. – 1994. — № 10. – С. 90 —
111.

8.
Касаткина,
Т. А.
Категория
пространства в восприятии личности
трагической мироориентации (Раскольников)
[Текст] / Т. А. Касаткина // Достоевский.
Материалы и исследования: Т. 11. – СПб.:
Наука, 1994. – С. 81 – 88.

9.
Кийко, Е. И.
Белинский
и Достоевский о книге Кюстина «Россия
в 1839» [Текст] / Е. И. Кийко // Достоевский.
Материалы и исследования: Т. 1. – Л.:
Наука, 1974. – С. 189 — 200.

10.
Лотман, Л. М.
Реализм русской литературы 60-х годов
XIX века [Текст] / Л. М. Лотман. – Л.: Наука,
1974. – 349 с.

11.
Лотман, Ю. М.
Символика Петербурга и проблемы семиотики
города [Текст] / Лотман Ю. М. // Избр. статьи:
В 3 т. Т. 2. – Таллин: Александра, 1992. – С.
9 — 21.

12.
Лотман, Ю.М.
Отзвуки
концепции «Москва — третий Рим» в
идеологии Петра Первого (К проблеме
средневековой традиции в культуре
барокко) [Текст] / Лотман Ю.М., Успенский
Б. А. // Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. Таллинн:
Александра, 1993. – С. 201- 212.

13.
Лихачёв, Д.
С.
Достоевский
в поисках реального и достоверного
[электронный ресурс] / Д. С. Лихачёв //
Избранные статьи. –
http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/class_lit/dostoevskiy.htm.

14.
Назиров, Р.
Г.
Петербургская
легенда и литературная традиция [Текст]
/ Р. Г. Назиров // Русская классическая
литература:

сравнительно-исторический
подход. Исследования разных лет:

Сборник
статей. — Уфа: РИО БашГУ, 2005. — С.
58 — 70.

15.
Поддубная,
Р. Н.

Двойничество и самозванство [Текст] /
Р. Н. Подддубная // Достоевский. Материалы
и исследования: Т. 11. – СПб.: Наука, 1994. –
С. 28 — 40.

16.
Проскурина,
В.
Петербургский
миф и политика монументов. Пётр Первый
Екатерине Второй [электронный ресурс]
/ В. Проскурина //
http://magazines.russ.ru/nlo/2005/72/pro6-pr.html

17.
Тихомиров,
Б. Н.
Из
наблюдений над романом «Преступление
и наказание» [Текст] / Б. Н. Тихомиров //
Достоевский. Материалы и исследования:
Т. 13. – СПб.: Наука, 1996. – С. 232 — 246.

18.
Топоров, В.
Н.
Петербург
и «Петербургский текст» русской
литературы [Текст] / В. Н. Топоров.//
Петербургский текст русской литературы:
Избранные труды. – СПб.: Искусство –
СПб, 2003., – С. 5 — 118.

19.
Топоров, В.
Н.
О структуре
романа Достоевского в связи с архаичными
схемами мифологического мышления
(«Преступление и наказание») [Текст] /
В. Н. Топоров // Миф. Ритуал. Символ. Образ:
Исследования в области мифопоэтического:
Избранное. – М.: Изд. Группа «Прогресс»
— «Культура», 1995. – С. 193 — 258.

20.
Ясенский, С.
Ю.
О некоторых
особенностях литературного и
культурологического контекста романа
«Преступление и наказание» [Текст] / С.
Ю. Ясенский // Достоевский. Материалы и
исследования: Т. 15. – СПб.: Наука, 2000. –
С. 372 — 381.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Декабрьское сочинение по русскому структура
  • Декабрьское сочинение гроза островский
  • Декабрьское сочинение по русскому пример
  • Декабрьское сочинение вывод клише
  • Декабрьское сочинение по русскому как писать