Изнанка сказки: тайны костюмов и декораций
«Щелкунчик» по праву считается одним из самых красивых балетов в мире. Создатель фантастических костюмов и декораций – главный театральный художник СССР, неизменный соавтор Юрия Григоровича, Симон Вирсаладзе. Рассказываем, как рождались идеи гения, и почему «Щелкунчик» считается непревзойденным балетом-сказкой.
Гений места
Один из двух гениев-создателей спектакля «Щелкунчик» в Большом театре — Симон Вирсаладзе. Знаменитый сценограф, академик, Народный художник СССР, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий, кумир театральных художников по сей день. Наряду с хореографом Юрием Григоровичем он – создатель лучших спектаклей Большого театра, вошедших в историю мирового балета: это «Спартак», «Легенды о любви», «Каменный цветок», «Иван Грозный»… И, конечно, «Щелкунчик».
Вирсаладзе называли «чародеем сцены, который одевает танец». Его главные козыри – скупые, но эффектные декорации, непривычные глазу цвета, акценты не на конкретной исторической эпохе, а на создании особой сказочной атмосферы.
Костюмерная сказка
Костюмы к «Щелкунчику» с момента своего создания считаются культовыми – это тончайшие, из невесомого и кипельно-белого тюля платья снежинок, цветастые, как будто народные одеяния русских кукол, по-королевски изысканные, на манер Маркизы де Помпадур — французских, китайские «болванчики», индийские куклы-принцессы, эффектный наряд Мышиного короля, нежное свадебное платье Мари, роботообразный костюм куклы-Щелкунчика с его жутковатым оскалом, и Шелкунчика-Принца в красном плаще с подбоем.
Отдельного упоминания стоит внешний облик Дроссельмейера — чудаковатого человека, «мудрого ворона» — то страшноватую и загадочную гофманскую фигуру, в жутковатой маске, желто-черных гетрах и с тростью, то доброго андерсеновского волшебника в колпаке звездочета.
Красное золото
В «Щелкунчике» главными цветами стали любимые цвета мастера: красный, золотой, черный. Но важно понимать, что это не яркий, бьющий в глаза красный и не лубочно-золотой — Вирсаладзе «состарил» и облагородил цвета. Поэтому «Щелкунчик» и получился таким изысканно-красивым. Даже елка в спектакле не зеленая, Вирсаладзе делает ее то черной (символ детских ночных кошмаров), то серебристо-розовой (метафора радостный сновидений).
Для художника был очень важен «точный» цвет в его «Щелкунчике» — такой, как на его эскизах. Он шел в красильный цех мастерских, где сетка будущей ткани (ее разработал для Большого театра НИИ текстильной промышленности) специально прокрашивалась по его заказу. Потом сетку доставляли в красильни и только тогда красили ткань целиком.
Дерево желаний
Главное в сценографии «Щелкунчика» — гигантская новогодняя елка. Она не просто центральный элемент декорации, она действующее лицо и лейтмотив всего действия. Праздничное чудо, умиляющее детей и побуждающее их воображение. Таинственный дом оживших игрушек. Символ прекрасного далека, которое зовет юных героев за мечтой. Именно в зеленой хвое прячется сказочно-фантастический мир оживших игрушек и девичьих снов Мари.
А какой у спектакля финал! Вы увидите воображаемое свадебное путешествие героев. Расположившись в большой золотой ладье, Мари и Щелкунчик скользят по ветвям нарядной елки, устремляясь все выше и выше — к главной звезде. При этом невероятным образом декорации светятся изнутри и напоминают сказочные миражи.
«Щелкунчик» — сказочно, фантастически красивый спектакль. Ожившая сказка, Новый год, ощущение чуда и исполнения самых заветных желаний из детских снов. После спектакля в Большом все театры мира стали ставить балет с акцентом на визуальную составляющую. И хотя многие старались повторить успех костюмов и декораций Симона Вирсаладзе, до сих пор именно его версия сказки остается эталонной и самой значимой во всем мире.
ВЫИГРАЙТЕ ПРИГЛАШЕНИЕ В ЛОЖУ БОЛЬШОГО ТЕАТРА НА БАЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИК» С MASTERCARD
*Мастеркард
Общий срок проведения акции — с 14 ноября 2016 г. по 3 января 2017 г. Период регистрации для участия в акции — с 14 ноября по 18 декабря 2016 г. Подробности акции, информацию об организаторе акции, правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке их получения смотрите на сайте ru.priceless.com/ballet. Для лиц старше 18 лет.
«Щелкунчик»:
путешествие во времени
Долгая история самого новогоднего балета
Уже больше 125 лет балет «Щелкунчик» живет на театральной сцене — и все это время балетмейстеры продолжают искать новые подходы к музыке Петра Чайковского, а сказка Эрнста Гофмана раз за разом получает новые оригинальные воплощения.
В специальном проекте портала «Культура.РФ» вы узнаете, как рождался самый новогодний русский балет и что скрывал Чайковский от коллег-композиторов, а также услышите легендарную музыку из «Щелкунчика» в редких записях фирмы «Мелодия» и увидите старинные фотографии первых постановок балета, которые сохранились в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
Уже больше 125 лет балет «Щелкунчик» живет на театральной сцене — и все это время балетмейстеры продолжают искать новые подходы к музыке Петра Чайковского, а сказка Эрнста Гофмана раз за разом получает новые оригинальные воплощения.
В специальном проекте портала «Культура.РФ» вы узнаете, как рождался самый новогодний русский балет и что скрывал Чайковский от коллег-композиторов, а также услышите легендарную музыку из «Щелкунчика» в редких записях фирмы «Мелодия» и увидите старинные фотографии первых постановок балета, которые сохранились в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
Уже больше 125 лет балет «Щелкунчик» живет на театральной сцене — и все это время балетмейстеры продолжают искать новые подходы к музыке Петра Чайковского, а сказка Эрнста Гофмана раз за разом получает новые оригинальные воплощения.
В специальном проекте портала «Культура.РФ» вы узнаете, как рождался самый новогодний русский балет и что скрывал Чайковский от коллег-композиторов, а также услышите легендарную музыку из «Щелкунчика» в редких записях фирмы «Мелодия» и увидите старинные фотографии первых постановок балета, которые сохранились в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
Секреты новой постановки «Щелкунчика» в МАМТе
Портал «Культура.РФ» и МАМТ представляют серию коротких видео в VK Клипах о новой постановке балета «Щелкунчик». Пользователи узнают, как создавался спектакль — от задумки до постановки на сцене. Официальный хештег проекта — #СекретыЩелкунчика.
Идея сказочного балета
В 1890 году Петр Чайковский получил от дирекции Императорских театров заказ на одноактную оперу и двухактный балет. Композитор, находившийся тогда на пике популярности после успешных премьер балета «Спящая красавица» и оперы «Пиковая дама», должен был написать музыку для так называемого сборного спектакля: оперу и балет планировали представить в один вечер в декабре 1891 года.
Для оперы Чайковский сам выбрал полюбившийся ему сюжет драмы датского писателя Генрика Герца — «Дочь короля Рене». А создать балет по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» ему предложили директор Императорских театров Иван Всеволожский и знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. У последнего уже был примерный сценарий постановки, который, правда, сильно изменился в процессе работы.
Для оперы Чайковский сам выбрал полюбившийся ему сюжет драмы датского писателя Генрика Герца — «Дочь короля Рене». А создать балет по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» ему предложили директор Императорских театров Иван Всеволожский и знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. У последнего уже был примерный сценарий постановки, который, правда, сильно изменился в процессе работы.
Чайковский согласился, поскольку со сказкой Гофмана был уже знаком. Сохранилось письмо, в котором композитор благодарил музыкального критика Сергея Флёрова, приславшего ему издание «Щелкунчика и Мышиного короля» на русском языке, и отзывался о книге как о «превосходнейшем переводе превосходной сказки».
Петр Чайковский. Балет «Щелкунчик»
Исполняет Государственный симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов
1988 год, запись из архива Фирмы «Мелодия»
«Щелкунчик» и мотивы со всего света
По задумке Мариуса Петипа, новогодняя «пряничная» сказка про волшебный город Конфитюренбург должна была стать совершенно не такой, какой мы ее знаем. На создание либретто балетмейстера вдохновила тема Великой французской революции, столетие которой отмечали в 1889 году. Судя по записям Петипа, во втором акте балета должны были звучать популярные французские революционные песни — «Карманьола» и «Добрый путь, милый дю Молле!». Однако балет на революционную тематику в царской России конца XIX века поставить было невозможно, и многие идеи Петипа остались только на бумаге. Хотя мотив из песни «Добрый путь, милый дю Молле!» Чайковский по просьбе балетмейстера в партитуре сохранил.
Тамара Старженецкая. Эскиз декорации «Занавес» к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». 1978 год
Изображение: tchaikovskyhome.ru
Ирина Старженецкая. Эскиз декорации II акта к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». 1969 год
Изображение: tchaikovskyhome.ru
Тамара Старженецкая. Эскиз декорации «Бой мышей» к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». 1978 год
Изображение: tchaikovskyhome.ru
Ирина Старженецкая. Эскиз декорации I акта к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». 1969 год
Изображение: tchaikovskyhome.ru
Валерий Доррер. Эскиз декорации II акта к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». 1947 год
Изображение: tchaikovskyhome.ru
Музыка к «Щелкунчику» в целом богата на цитаты. Например, арабский танец «Кофе» из второго акта балета основан на традиционной грузинской колыбельной песне. Ее мелодию Чайковский лично слышал в Грузии: его брат Анатолий был вице-губернатором Тбилиси, и композитор несколько раз бывал у него в гостях.
В танце родителей и гостей звучит немецкая мелодия «Grossvater Tanz» («Танец дедушки»), которую до этого использовал в одном из своих произведений Роберт Шуман — один из любимых композиторов Чайковского. Мелодия «Grossvater Tanz» появилась в XVII веке, однако до сих пор доподлинно неизвестно, был ли этот танец народным или принадлежал авторству Карла Готлиба Геринга. На протяжении несколько веков лирический «Grossvater Tanz» исполняли в конце свадебной церемонии.
Петр Чайковский. Балет «Щелкунчик»
Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, дирижер Владимир Федосеев
1986 год, запись из архива Фирмы «Мелодия»
Приключения челесты в России
В партитуре «Щелкунчика» Чайковский использовал новые для русской музыки второй половины XIX века инструменты. Внимание композитора привлекла французская челеста — клавишный металлофон. Ее Чайковский услышал на премьере драмы «Буря» Эрнеста Шоссона и остался очарован сказочным звучанием инструмента. О неожиданной находке он написал в 1891 году музыкальному издателю Петру Юргенсону:
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком… Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Купить его можно только в Париже у господина Мюстэля… Так как инструмент этот нужен будет в Петербурге раньше, чем в Москве, то желательно, чтобы его послали из Парижа к Осипу Ивановичу. Но при этом я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами».
Челеста звучит в знаменитом «Танце феи Драже». Она, как было указано в либретто Мариуса Петипа, подражает «звуку падающих капель».
Петр Чайковский. Балет «Щелкунчик»
Оркестр Большого театра СССР, дирижер Геннадий Рождественский
1960 год, запись из архива Фирмы «Мелодия»
«Главное — отделаться от балета»
Вскоре после начала работы над постановкой «Щелкунчика» от нее отказался Мариус Петипа, и балет передали второму балетмейстеру Мариинского театра Льву Иванову, который ранее ставил «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» Александра Бородина и танцы в опере-балете Николая Римского-Корсакова «Млада».
Чайковскому работа над «Щелкунчиком» тоже давалась непросто: он долгое время не понимал, как соединить сложную симфоническую музыку и балет, второй акт которого представлял собой довольно наивный дивертисмент — набор танцев без сквозного сюжета и драматургии. По просьбе композитора премьеру постановки перенесли на год, а директор Императорских театров Всеволожский даже несколько раз извинялся перед Чайковским за то, что привлек его к столь «несерьезному» проекту. В 1891 году композитор писал: «Я работаю изо всей мочи, начинаю примиряться с сюжетом балета». Он мечтал: «Главное — отделаться от балета».
Партитуру балета Чайковский завершил в 1892 году. В премьерной постановке «Щелкунчика» было два акта и три картины. Первая показывала праздник в доме родителей Мари, вторая — сон девочки, в котором Щелкунчик воевал с крысиным войском и в финале превращался в прекрасного принца, а третья — сказочный город, куда попадали Мари и Щелкунчик.
Почему в балете в качестве антагонистов выступали крысы, а не мыши, как в сказке Гофмана, до сих пор остается загадкой. В рабочих материалах Петипа сохранилась лишь запись «Появляются крысы с мышиным царем» без каких-либо пояснений.
-
«Иногда мы безобидно и незаметно для зрителя шутим. Во втором акте есть проходка восьми мышей по заднику. Бывало, если в последней кулисе сидела девочка в роли Снежинки и переодевала пуанты, мыши хватали эту Снежинку на руки и, закрывая ее от зрителя спинами, перебегали по сцене в противоположную кулису. Зритель никогда такого озорства не замечал, ведь артисты работали опытные».
Петр Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик»
Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии,
дирижер Евгений Мравинский
1981 год, запись из архива Фирмы «Мелодия»
«Невообразимая по безвкусию постановка»
В декабре 1892 года «Щелкунчик» предстал перед публикой на сцене Мариинского театра, который входил в состав Императорских театров России. Критика была разгромной. Уровень искусства театральной постановки не соответствовал сложной симфонической музыке Чайковского, да и талант композитора рецензенты подвергли сомнению.
Иван Всеволожский. Эскиз костюмов Клары и ее брата Фрица. 1892 год
Изображение: sorokastore.com
Иван Всеволожский. Эскиз костюмов феи Драже и Принца Коклюша
Изображение: sorokastore.com
Иван Всеволожский. Эскизы костюмов для балета Петра Чайковского «Щелкунчик»
Изображение: sorokastore.com
Иван Всеволожский. Эскиз костюмов Клары и ее брата Фрица. 1892 год
Изображение: sorokastore.com
Иван Всеволожский. Эскиз костюмов феи Драже и Принца Коклюша
Изображение: sorokastore.com
Иван Всеволожский. Эскизы костюмов для балета Петра Чайковского «Щелкунчик»
Изображение: sorokastore.com
«Вообще «Щелкунчик» поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою», — писал Константин Скальковский в «Биржевой газете».
«Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика», — отзывался Николай Безобразов из «Петербургской газете».
Но самый известный критик той эпохи дал балету положительный отзыв. Александр Бенуа писал брату Анатолию о генеральной репетиции «Щелкунчика»: «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка… великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».
Партию Мари исполнила Станислава Белинская, а Щелкунчика — Сергей Легат. Оба танцовщика на тот момент еще учились на балетном отделении Петербургского театрального училища: Легату было 17 лет, а Белинской — всего 12. Критики были беспощадны и к ним.
Но самый известный критик той эпохи дал балету положительный отзыв. Александр Бенуа писал брату Анатолию о генеральной репетиции «Щелкунчика»: «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка… великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».
Партию Мари исполнила Станислава Белинская, а Щелкунчика — Сергей Легат. Оба танцовщика на тот момент еще учились на балетном отделении Петербургского театрального училища: Легату было 17 лет, а Белинской — всего 12. Критики были беспощадны и к ним.
Сам Чайковский в письмах друзьям и родным отмечал, что даже внешне балет выглядел аляповато и безвкусно, вспоминал, что ему было сложно смотреть на сцену.
«После ряда удачных постановок, как «Пиковая дама» и «Спящая красавица», появилась невообразимая по безвкусию постановка балета Чайковского «Щелкунчик», в последней картине которого некоторые балетные артистки были одеты сдобными бриошами из булочной Филиппова», — писал будущий директор Императорских театров Владимир Теляковский.
Балет «Щелкунчик». Дорина в роли
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Дорина в роли. Обратная сторона фотографии
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Ольга Преображенская и Сергей Легат в ролях. 1900 год
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Дорина в роли
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Дорина в роли. Обратная сторона фотографии
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Ольга Преображенская и Сергей Легат в ролях. 1900 год
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Впрочем, несмотря на оглушительный провал, «Щелкунчик» продержался в репертуаре Мариинского театра более 30 лет.
-
«В детстве я ни разу не видел полномасштабный классический балет. Спектакль «Щелкунчик» я увидел, уже будучи учеником МГАХ. С тех пор этот спектакль так устойчиво закрепился в моей артистической жизни, что Новый год для меня ассоциируется именно с «Щелкунчиком».
Петр Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик»
Государственный симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов
1987 год, запись из архива Фирмы «Мелодия»
«Щелкунчик» в России и за рубежом
-
В 1919 году по-новому интерпретировать «Щелкунчика» решился балетмейстер Александр Горский на сцене московского Большого театра. Постановка, появившаяся в разгар революционных событий, прожила недолго.
1919 год
-
В 1923 году в Петербурге появилась новая версия спектакля от балетмейстера Федора Лопухова. На сцене царил авангард: декорации представляли собой восемь разноцветных щитов на колесиках. Спектакль показали всего девять раз.
1923 год
-
В 1934 году «Щелкунчик» снова предстал на сцене Мариинки. Вернуть его в репертуар поручили балетмейстеру Василию Вайнонену. В целом постановка была похожа на первоначальную версию Петипа — Иванова, но оказалась более удачной. Главные партии на премьере исполнили Галина Уланова и Константин Сергеев. На родной сцене «Щелкунчик» Вайнонена идет до сих пор — уже более 80 лет.
1934 год
-
В 1934 году «Щелкунчика» впервые реконструировали за границей. Свою версию балета в Лондоне представил Николай Сергеев, эмигрировавший после Октябрьской революции.
1934 год
-
Воспитанник Мариинки Джордж Баланчин поставил «Щелкунчика» в Нью-Йорке в 1954 году. Его версия целиком и полностью опиралась на сценарий Петипа, в который постановщик добавил новые танцы и мизансцены. Балет уже больше полувека с постоянным успехом идет каждую зиму на нью-йоркской сцене. В экранизации его постановки 1993 года главную партию танцевал ученик балетной школы Баланчина — Маколей Калкин, тогда уже снявшийся в известном фильме «Один дома».
1954 год
-
В 1967 году в Англию «Щелкунчика» вернул Рудольф Нуреев в 1967 году. Сперва новый балет показали на сцене Королевской шведской оперы в Стокгольме, а потом постановка Нуреева обосновалась в лондонском Ковент-Гардене. Еще через несколько лет балет смогли увидеть зрители миланского театра Ла Скала. Став директором балетной труппы Парижской оперы, Нуреев поставил «Щелкунчика» и там. В его версии сказка стала ближе к оригиналу Гофмана: менее «пряничной» и куда более готичной.
1967 год
-
Свою версию «Щелкунчика» на сцене нью-йоркского Американского театра балета в 1976 году представил Михаил Барышников. Главную партию в балете он исполнил сам. Премьера «Щелкунчика» Барышникова прошла с успехом, но, когда в 1989 году он ушел из Американского театра балета, его постановки убрали из репертуара. Зато видеоверсия спектакля сохранилась до наших дней.
1976 год
-
«Я пересматривал большое количество видеозаписей с артистами старшего поколения и должен признать, что многое почерпнул для своей роли в плане нюансов, манеры, настроений. Однако передо мной не стояла задача подражать кому-то из великих, я пытался создать своего Принца. При этом я не забываю, что моего Принца придумывает в своем воображении Маша, в её голове я идеален. А знаете, как непросто соответствовать ожиданиям опытных прим-балерин Большого?!»
Петр Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик»
Оркестр Ленинградского академического театра им. С. Кирова, дирижер Валерий Гергиев
1988 год, запись из архива Фирмы «Мелодия»
Современная сценография
В 1966 году в Большом театре появилась постановка Юрия Григоровича, которую историки театра считают почти идеальным решением партитуры Чайковского. Взяв за основу сценарий Петипа, Григорович создал сквозной сюжет всего спектакля. Второй акт из дивертисмента превратился в сказочное путешествие героев по елке, которое завершалось венчанием Маши и Щелкунчика.
Балет «Щелкунчик». Екатерина Максимова в роли Маши и Владимир Васильев в роли Принца. Государственный Большой театр оперы и балета, Москва. 1966 год
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Александр Рубашкин, Галина Уланова, Екатерина Максимова в роли Маши и Владимир Васильев в роли Принца на поклонах. Юбилей Галины Улановой. 1980 год
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Галина Уланова в роли Маши. Государственный академический театр оперы и балета, Москва. 1934 год
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Екатерина Максимова в роли Маши и Владимир Васильев в роли Принца. Государственный Большой театр оперы и балета, Москва. 1966 год
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Александр Рубашкин, Галина Уланова, Екатерина Максимова в роли Маши и Владимир Васильев в роли Принца на поклонах. Юбилей Галины Улановой. 1980 год
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Балет «Щелкунчик». Галина Уланова в роли Маши. Государственный академический театр оперы и балета, Москва. 1934 год
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Сам балетмейстер еще во время учебы в Ленинградском хореографическом училище в 1930-х годах танцевал в «Щелкунчике» Вайнонена. «Мы, дети, очень любили этот балет и хорошо знали, что когда закончим танцевать и подойдем к накрытому на сцене праздничному столу, то обязательно найдем на нем приготовленные для нас настоящие сладости», — вспоминал Григорович.
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И. Сац, Москва
Фотография: Елена Лапина / teatr-sats.ru
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Государственный академический Большой театр России, Москва
Фотография: theatrehd.ru
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Государственный академический Большой театр России, Москва
Фотография: theatrehd.ru
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Государственный академический Большой театр России, Москва
Фотография: theatrehd.ru
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
В постановке Григоровича танцевала главная пара советского балета тех лет — Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Именно эта версия «Щелкунчика» идет и в наши дни на сцене Большого театра.
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Государственный академический Большой театр России, Москва
Фотография: coolconnections.ru
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Государственный академический Большой театр России, Москва
Фотография: theatrehd.ru
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Государственный академический Большой театр России, Москва
Фотография: theatrehd.ru
Сцена из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
В 2001 году на второй сцене Мариинского театра появилась одна из самых необычных вариаций «Щелкунчика». Либретто Мариуса Петипа переработал Михаил Шемякин, значительно «гофманизировав» спектакль. Хореограф добавил в знакомую сказку множество фантасмагорических образов, гротескных персонажей и совсем не детских тем.
Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». Крысенок в головке сыра. 2000 год
Изображение: artchive.ru
Эскиз костюма к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». Крыс-ветеран. 2000 год
Изображение: artchive.ru
Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». Мухолов. 2000 год
Изображение: artchive.ru
Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». Крысенок в головке сыра. 2000 год
Изображение: artchive.ru
Эскиз костюма к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». Крыс-ветеран. 2000 год
Изображение: artchive.ru
Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету Петра Чайковского «Щелкунчик». Мухолов. 2000 год
Изображение: artchive.ru
Шемякин писал, что в центре его балета — история одинокой девочки в чуждом для нее мире, который она не может и не хочет принять. Маша в этой версии «Щелкунчика» предстает нелюбимой дочерью, которую не принимают ни родители, ни сверстники. Поэтому в финале она превращается в сахарную фигурку на торте, чтобы никогда не возвращаться в безрадостный реальный мир.
Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
Валерия Мартынюк в роли Маши и Алексей Недвига в роли Щелкунчика-куклы. Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
Действие первое. Сцена «Панорама». Маша и Щелкунчик отправляются в путешествие в дедушкином башмаке. Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
Действие первое. Сцена вторая. «Рождественский праздник». Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
Действие первое. Сцена третья «Баталия». Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
Вальс цветов. Вальс цветов. Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
Pas de trois пчелок. Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
Анастасия Петушкова в роли Королевы снежинок. Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина. Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург
Фотография: mariinsky.ru
-
«Спектакль «Щелкунчик» Григоровича я впервые увидел, когда уже был приглашен в Большой театр. У меня ни один другой спектакль не пробуждает такие чувства и мысли о волшебстве. Мы, взрослые, которые, как нам кажется, знают эту жизнь с ее цинизмом и неурядицами, вдруг погружаемся в атмосферу, где создается магия. Здесь мы снова превращаемся в детей с их чистыми мечтами и искренней верой в чудеса. Здесь можно загадывать желания, которые исполняются».
Петр Чайковский. Концертная сюита из балета «Щелкунчик»
Переложение для фортепиано Михаила Плетнева
Михаил Плетнев, фортепиано
1978 год, запись из архива Фирмы «Мелодия»
«Щелкунчик» на слух
Слушайте литературно-музыкальную композицию «Щелкунчик» и беседу о балете от фирмы «Мелодия».
Петр Чайковский. Балет «Щелкунчик»
Беседа о музыке для общеобразовательных школ
1968 год, запись из архива Фирмы «Мелодия»
Музыкально-литературная композиция
по балету Петра Чайковского и сказке Эрнста Гофмана
1966 год, запись из архива Фирмы «Мелодия»
Постановки «Щелкунчика» в российских театрах
Смотрите две видеоверсии спектакля в постановке Юрия Григоровича — главные партии в них исполнили Владимир Васильев и Екатерина Максимова. А еще знакомьтесь с другими интерпретациями классического балета. Государственный Московский Театр балета классической хореографии создал на его основе детское представление, а режиссер Петр Базарон из екатеринбургского театра «Щелкунчик» перенес действие спектакля в современность.
-
«Щелкунчик»
Государственный академический Большой театр России
1966 год -
«Щелкунчик»
Государственный академический Большой театр России
1977 год -
«Щелкунчик»
Муниципальный театр балета «Щелкунчик»
2019 год -
«Щелкунчик»
Московский театр балета классической хореографии
2020 год
-
«Щелкунчик»
Государственный академический Большой театр России
1966 год -
«Щелкунчик»
Государственный академический Большой театр России
1977 год -
«Щелкунчик»
Муниципальный театр балета «Щелкунчик»
2019 год -
«Щелкунчик»
Московский театр балета классической хореографии
2020 год
Автор текста: Полина Пендина
Автор проекта: Екатерина Тарасова
Верстка: Кристина Мацевич
Декор интерьера
Оформляем интерьер по мотивам сказки «Щелкунчик и Мышиный король»
На какой цветовой гамме остановиться, в какой мере опираться на классику и как привнести в рождественский декор современные тренды – советы для тех, кто хочет создать идеальный новогодний интерьер
Сказка «Щелкунчик и Мышиный король» – одна из тех классический историй, которая не теряет актуальности и одинаково любима взрослыми и детьми. Почему бы не взять ее за основу вашего новогоднего декора? Рассказываем как.
1. Цветовая гамма
Идеальным вариантом станет классическая рождественская цветовая гамма: красный, зеленый и золотой. Если такое сочетание кажется вам слишком скучным, можно аккуратно добавить белые или серебристые акценты.
2. Настроение
Забудьте про минимализм хотя бы на время. Сказочная атмосфера, пышное убранство, волшебное настроение, множество деталей – вот что должно послужить вам ориентиром при создании новогоднего интерьера в стиле сказки «Щелкунчик и Мышиный король».
3. Классические атрибуты Рождества
Создавая сказочную атмосферу, опирайтесь на классические атрибуты Нового года и Рождества: наряженную елку, рождественские венки и ветви, звезды, гирлянды, фонари и даже канделябры.
Помните, новогодний интерьер по мотивам сказки о Щелкунчике – это обстановка с классически пышным, нарядным, по-настоящему праздничным декором.
3. Текстиль
Текстиль – прекрасный помощник в создании новогодней атмосферы! Всего несколько диванных подушек, плед, небольшой пушистый коврик – и ваша гостиная преобразится, став частью общей сказочной картины.
4. Свечи
Свечи – простой, быстрый и эффективный способ добавить обстановке уюта, классических ноток, а заодно – и дополнительных сценариев освещения. К тому же с ними весьма сложно перестараться.
5. Гирлянды
Гирлянды с мягким, золотистым теплым светом также прекрасно справляются с созданием праздничного освещения и идеально вписываются в мотив сказки «Щелкунчик и Мышиный король».
Как вариант, можно использовать гирлянды с разноцветными огнями. А вот холодного белого света лучше избежать.
6. Праздничные детали
Усилить ощущение приближающихся праздников помогут детали: яркие свертки под елкой, стилизованный мешок с подарками и рождественский венок на двери. Чтобы не повредить покрытие дверного полотна, используйте двусторонний скотч или специальный крючок. От них не остается следов.
7. Золотистые аксессуары и ретромотивы
Не забудьте добавить декору немного золотистого блеска. Помимо елочных игрушек, можно подобрать «драгоценные» подсвечники, повесить золотистый тюль или даже использовать в сервировке столовые приборы с золотым отблеском.
Не обойтись при создании атмосферы старой, доброй сказки и без ретромотивов. Достаньте из «бабушкиного сундучка» елочные игрушки, развесьте на лесной красавице бусы и хлопушки, наведайтесь за вдохновением и интересными находками на ближайший блошиный рынок.
9. Сервировка
Уделите особое внимание сервировке праздничного стола, застолье – важная часть празднества. Можно использовать в оформлении шишки, елочные веточки и игрушки. Помните про свечи и не упустите из вида детали (например, кольца для салфеток): ведь именно из мелочей складывается общее настроение.
10. …и, конечно, Щелкунчик!
Увлекшись созданием сказочной атмосферы, не забудьте про главного героя вашего волшебного интерьера – Щелкунчика.
новый год в стиле ЩЕЛКУНЧИК
59
Pins
3y
Collection by
Lena Nikitina
Similar ideas popular now
Nutcracker
Christmas Ornaments
Christmas Crafts
Arts And Crafts For Kids
Art For Kids
Diy And Crafts
Cardboard Cartons
Merry Christmas
Xmas
New Year Decor
Lets Celebrate
School Projects
Marina Arabchikova
новый год в стиле ЩЕЛКУНЧИК
Kids Ornaments
Christmas Ornament Crafts
Nutcracker Christmas
Holiday Crafts
Drum Lessons For Kids
Drums For Kids
Christmas Hanukkah
Sweet Christmas
Christmas 2019
Twelve Days Of Christmas
Christmas Love
Homemade Christmas
All Things Christmas
Christmas Holidays
Handmade Christmas Ornaments
Christmas Decorations
Music Ornaments
Diy Deco Noel
A Christmas Story
Kids Christmas
Ballet Birthday Party
Birthday Party Games
Party Theme
Carnival Birthday
Spa Party
Christmas Crafts
Christmas Concert
Christmas Deco
Christmas Dinner
Christmas Tree
Christmas Stocking Stuffers
Christmas Stockings
Cute Christmas Ideas
Christmas Display
Christmas Toys
Merry Christmas And Happy New Year
Christmas Decorations To Make
Christmas Signs
Baby Illustration
Christmas Illustration
Nutcracker Sweet
Ballerina Party Theme
Ballerina Nursery Decor
Ballet Birthday
Ballerina Birthday Parties
Birthday Party Tables
Barbie Birthday
Girls Birthday Party
Birthday Party Decorations
Easy Christmas Ornaments
Holiday Treats Christmas
Christmas Cookies Decorated
Christmas Cake
Christmas Baking
Christmas Recipes
Ginger Cookies
Music Party Decorations
Class Decoration
Party Themes
Ballerina Room Decor
Ballerina Project
Ballerina Art
Fun Crafts For Kids
Christmas Wood Crafts
Christmas Projects
Christmas Themes
Christmas Tree Decorations
Novelty Christmas
Clothes Pin Crafts
Ballerina Birthday Cake
Ballerina Cake Topper
Princess Cake Toppers
Ballerina Cakes
Unicorn Cake Topper
Birthday Cake Toppers
Ballerina Centerpiece
Ballerina Party Decorations
Baby Shower Decorations
Ballerina Wall Art
Ballerina Gift
Ballet Gift
Ballerina Doll
Little Ballerina
Birthday Party Gift
Birthday Gifts For Girls
Girl Ballerina Room
Ballerina Kunst
Ballerina Dancing
Birthday Party
Ballerina Decor
Ballet Art
Kids Crafts
Paper Crafts
Ballet Crafts
Dance Crafts
Dress Card
Art Dress
Paper Mache Art
Paper Clay
Art Dolls Handmade
Handmade Paper
Navidad Christmas
Fruit Crafts
Arts And Crafts
American Folk Art
Paper Dolls
Newyear
Novelty Lamp
Christmas
Nutcrackers
Christmas Wood
Bricolage
Handmade Christmas Decorations
New Years Decorations
Christmas House
Christmas Art
Christmas Ornaments
Papier Mache Doll
Kahlo Paintings
Noel Christmas
Christmas Mood
Christmas Photos
Mouse King
Decoration Christmas
Papel Mache
Art Inspo
Holiday Decor
Garden
Paper Envelopes
Happy Christmas
Xmas Decorations
Diy For Kids
Stencils
Baby Shower
Templates
Antique Rocking Horse
Wooden Rocking Horse
Wooden Horse
Rocking Horses
Antique Toys
Vintage Toys
Vintage Inspired Christmas Tree
Vintage Furniture Wedding
Christopher Radko Ornaments
арт. М 02 200 Лошадка -качалка 11/13/4,5
Christmas Village
Christmas Time
Новый год 2018 ручной работы. Заказать Щелкунчик — набор елочных игрушек, книга — шкатулка, декупаж. Екатерина Брилёва. Ярмарка Мастеров.
Rubiks Cube
Toys
Baby Dolls
Fiestas
Activity Toys
Clearance Toys
Мастер-класс Новый год Щелкунчик Бумага бархатная Картон Тесьма шнур фото 4
Heirloom Gifts
Glitter Houses
Dyi Crafts
Wool Applique
Little People
Beautiful Christmas
Dolls Handmade
Art Dolls
Christmas Cards
Мои игрушки-работы и реставрашки
Grinch Christmas Treats
Delicious Christmas Cookies
Christmas Sugar Cookies
Christmas Crafts For Gifts
Christmas Sweets
Gingerbread Cookies
Имбирные Пряники в Instagram: «#пряники #пряникиодинцово #пряничкиодинцово #имбирныйпряник #имбирныепряники #пряникиназаказ #пряникиназаказмосква #пряникиназаказодинцово…»
-
-
December 25 2014, 15:07
- Театр
- История
- Cancel
«Щелкунчик» в изумительных ретро фотографиях
«Щелкунчик» может быть любимым балетом сегодня, но еще в 1890-х годах, супер-известный балет начал свое восхождение к славе с провала и негативной критики.
Петр Ильич Чайковский. Премьера международно любимого балета «Щелкунчик» прошла в 1892 году в постановке Мариуса Петипа и его помощника Льва Иванова, но зрители в Санкт-Петербурге не остались в восторге.
Балет, как вы знаете, создан по мотивам темной истории Гофмана, «Щелкунчик и мышиный король». Критики наслаждались составом, но обнаружили, что постановка довольно тусклая.
Но вот прошло столетие с четвертью, и «Щелкунчик», в общем и целом — самый любимый балет Новогоднего сезона, исполняется во всем мире как основной ритуал Рождества.
Клара и Дроссельмейер, Щелкунчик-принц и Фея Драже — они стали важнейшими образами зимнего пантеона. Поскольку Щелкунчик сейчас идет практически везде, мне хотелось показать вам коллекцию старинных снимков балета и эскизов к декорациям.
Двенадцатилетняя Сюзанна Cullingford. Лондон 28 декабря 1961 Она и другие члены фестиваль балета прилегли, чтобы вздремнуть между выступлениями Чайковского «Щелкунчик». (Фото Питера Холла / Keystone Особенности / Getty Images)
Рудольф Нуриев с Розеллой Хайтауэр во время репетиции в телевизионной студии BBC, в Лондоне в 1962 году они дали первый концерт на Западе в новой российской хореографии Гранд Па-де-де из балета «Щелкунчик» балета, которая была создана специально для Нуриева. (Фото следует читать AFP / AFP / Getty Images)
Фотографии костюмов для балета «Щелкунчик» украсили стены гостиной в центре О’Киф на открытии ночной вечеринки. На фото Селия-Франка; художественный руководитель Национального балета, Р. Laidlaw. (Фото Фрэнк Леннон / Toronto Star с помощью Getty Images)
Эскиз костюмов к балету «Nutcracke» П. И. Чайковского, 1966. Находится в коллекции Государственного центрального музей А. Бахрушина. (Фото изобразительного искусства Картинки / Heritage Images / Getty Images)
В реальной жизни Щелкунчик-принц (Джереми Blanton) и его Снежная королева (Вероника Теннант) дают автографы детям в день открытия Рождественского сезона. (Фото: Frank Lennon / Toronto Star с помощью Getty Images)
Танцоры Антуанетта Сибли и Энтони Dowell из Королевского балета, «Щелкунчик» 28 февраля 1968 года (Фото: Дэвид Кернс / Экспресс / Getty Images)
Екатерина Максимова, Владимир Левашов и Владимир Васильев (Большой театр в 1990-е годы) в спектакле Большого балета «Щелкунчик». (Фото Эрих Ауэрбах / Getty Images)
Балерина Кукла в «Щелкунчик» производства в 1971 году (фото John G. White / Denver Post помощью Getty Images)
(Фото Рон Bull / Toronto Star с помощью Getty Images)
Надя Поттс в «Щелкунчике» 1972 год (Фото: Reg Innell / Toronto Star с помощью Getty Images)
Вероника Теннант в роли феи Драже в 1972 году (фото Боб Олсен / Toronto Star с помощью Getty Images)
1972 год (фото John Beard / Denver Post помощью Getty Images)
Танцор в гипсе на репетиции «Щелкунчик» в центре О’Киф, 1973 год (Фото Reg Innell / Toronto Star с помощью Getty Images)
«Щелкунчик» в 1975 году (фото Reg Innell / Toronto Star с помощью Getty Images)
Михаил Барышников в главной роли в балете «Щелкунчик», во время репетиции в Нью-Йорке 17 мая 1977 года, также дебютировал как хореограф. (AP Photo / Сюзанна Vlamis)
Михаил Барышников (Принц) борется с мышиным королем во время выступления американского театра балета по версии Барышникова. 1977 год (Фото Джек Vartoogian / Getty Images)
Рудольф Нуриев (1938-1993) и американская балерина Ева Евдокимова (1948-2009) репетируют версию Нуриева «Щелкунчик», Нью-Йорк 18 июля 1980 (Фото Джек Vartoogian / Getty Images)
Рудольф Нуриев. (AP Photo / Эдвин Reichert)
«Щелкунчик» в 1980 году (фото Дуг Гриффин / Toronto Star с помощью Getty Images)
(Фото Тед тупо / Boston Globe с помощью Getty Images)
Спектакль «Щелкунчик» 10 января 1988 года в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Нью-Йорк. (Фото Роном Galella / WireImage)
Тони Коллинз — Джинджер в постановке Бостонского балета «Щелкунчик». 1965 год (AP Photo / Lisa Poole)
Торонто 4 декабря 2002 года (Фото Стива Рассела / Toronto Star с помощью Getty Images)
Декорации Константина Иванова к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892
Эскизы костюмов И. А. Всеволожского к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892
«Щелкунчик» может быть любимым балетом сегодня, но еще в 1890-х годах, супер-известный балет начал свое восхождение к славе с провала и негативной критики.
Петр Ильич Чайковский. Премьера международно любимого балета «Щелкунчик» прошла в 1892 году в постановке Мариуса Петипа и его помощника Льва Иванова, но зрители в Санкт-Петербурге не остались в восторге.
Балет, как вызнаете, создан по мотивам темной истории Гофмана, «Щелкунчик и мышиный король». Критики наслаждались составом, но обнаружили, что постановка довольно тусклая.
Но вот прошло столетие с четвертью, и «Щелкунчик», в общем и целом — самый любимый балет Новогоднего сезона. Она исполняется во всем мире как основной ритуал Рождества.
Клара и Дроссельмейер, Щелкунчик-принц и Фея Драже — они стали важнейшими образами зимнего пантеона. Поскольку Щелкунчик сейчас идет практически везде, мне хотелось показать вам коллекцию старинных снимков балета и эскизов к декорациям.
Двенадцатилетняя Сюзанна Cullingford. Лондон 28 декабря 1961 Она и другие члены фестиваль балетаприлегли, чтобы вздремнуть между выступлениями Чайковского «Щелкунчик». (Фото Питера Холла / Keystone Особенности / Getty Images)
Рудольф Нуреев с Розеллой Хайтауэр во время репетиции в телевизионных студиях BBC в Лондоне в 1962 году они дали первый концерт на Западе новой российской хореографии Гранд Па-де-де из балета «Щелкунчик» балета, который был создан специально для Нуриева. (Фото следует читать AFP / AFP / Getty Images)
Фотографии костюмов для балета «Щелкунчик» украсили стены гостиной в центре О’Киф на открытии ночной вечеринки. На фото Селия-Франка; художественный руководитель Национального балета, Р. Laidlaw. (Фото Фрэнк Леннон / Toronto Star с помощью Getty Images)
Эскиз костюма к балету «Nutcracke» R П. Чайковского, 1966. Находится в коллекции Государственного центрального А. Бахрушина Театральный музей, Москва. (Фото изобразительного искусства Картинки / Heritage Images / Getty Images)
В реальной жизни Щелкунчик-принц (Джереми Blanton) и его Снежная королева (Вероника Теннант) дают автографы для детей в день открытия Рождественского сезона. (Фото: Frank Lennon / Toronto Star с помощью Getty Images)
Танцоры Антуанетта Сибли и Энтони Dowell из Королевского балета, в «Щелкунчике» 28 февраля 1968 года (Фото: Дэвид Кернс / Экспресс / Getty Images)
Екатерина Максимова, Владимир Левашов и Владимир Васильев (Большой театр в 1990-е годы) в спектакле Большого балета «Щелкунчик». (Фото Эрих Ауэрбах / Getty Images)
Балерина Кукла в «Щелкунчик» производства в 1971 году (фото John G. White / Denver Post помощью Getty Images)
(Фото Рон Bull / Toronto Star с помощью Getty Images)
Надя Поттс в «Щелкунчике» 1972 год (Фото: Reg Innell / Toronto Star с помощью Getty Images)
Вероника Теннант в роли феи Драже в 1972 году (фото Боб Олсен / Toronto Star с помощью Getty Images)
1972 год (фото John Beard / Denver Post помощью Getty Images)
Танцор в гипсе на репетиции «Щелкунчик» в центре О’Киф, 1973 год (Фото Reg Innell / Toronto Star с помощью Getty Images)
«Щелкунчик» в 1975 году (фото Reg Innell / Toronto Star с помощью Getty Images)
Михаил Барышников в главной роли в балете «Щелкунчик», во время репетиции в Нью-Йорке 17 мая 1977 года, также дебютировал как хореограф. (AP Photo / Сюзанна Vlamis)
Михаил Барышников (Принц) борется с мышиным королем во время выступления американского театра балета по версии Барышникова. 1977 год (Фото Джек Vartoogian / Getty Images)
Рудольф Нуреев (1938-1993) и американская балерина Ева Евдокимова (1948-2009) репетируют версию Нуреева «Щелкунчик», Нью-Йорк 18 июля 1980 (Фото Джек Vartoogian / Getty Images)
Рудольф Нуриев. (AP Photo / Эдвин Reichert)
«Щелкунчик» в 1980 году (фото Дуг Гриффин / Toronto Star с помощью Getty Images)
(Фото Тед тупо / Boston Globe с помощью Getty Images)
Спектакль «Щелкунчик» 10 января 1988 года в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Нью-Йорк. (Фото Роном Galella / WireImage)
Тони Коллинз — Джинджер в постановке Бостонского балета «Щелкунчик». 1965 год (AP Photo / Lisa Poole)
Торонто 4 декабря 2002 года (Фото Стива Рассела / Toronto Star с помощью Getty Images)
Декорации Константина Иванова к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892
Эскизы костюмов И. А. Всеволожского к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892