Демоверсия итоговое сочинение фипи

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

13.08.2022

В августе 2022 года стало известно, что в 2022-2023 учебном году НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ОТМЕНЯЮТСЯ.

Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает более полутора тысяч тем сочинений прошлых лет. 

Что будет дальше?

В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

  • Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
  • Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
  • Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Использовать для подготовки необходимо материалы прошлых лет — направления и темы, которые были по ним. По ссылкам ниже вы найдете информацию по каждому из направлений, материалы для подготовки, РЕАЛЬНЫЕ темы, которые были каждый год по всем волнам.

Образец комплекта тем 2023 года (теперь будет 6 тем, а не 5 как раньше)

Комплект тем итогового сочинения

  • 1223 Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
  • 1434 Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
  • 2345 Семейные ценности и их место в жизни человека.
  • 2456 В чём может проявляться любовь к Отечеству?
  • 3367 Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • 3167 Чему человек может научиться у природы?

Разделы и подразделы 2022-2023 года

1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • 1.3. Познание человеком самого себя.
  • 1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2 Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • 2.2. Человек и общество.
  • 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3 Природа и культура в жизни человека

  • 3.1. Природа и человек.
  • 3.2. Наука и человек.
  • 3.3. Искусство и человек.

Список направлений тем итогового сочинения 2022

  1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  3. «Преступление и наказание — вечная тема»
  4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Список направлений тем итогового сочинения 2021

  • Направление «Забвению не подлежит»
  • Направление «Я и другие»
  • Направление «Время перемен»
  • Направление «Разговор с собой»
  • Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Список направлений тем итогового сочинения 2020

  • Направление «Он и она»
  • Направление «Гордость и смирение»
  • Направление «Добро и зло»
  • Направление «Надежда и отчаяние»
  • Направление «Война и мир»

Список направлений тем итогового сочинения 2019

  1. «Отцы и дети»
  2. «Мечта и реальность»
  3. «Месть и великодушие»
  4. «Искусство и ремесло»
  5. «Доброта и жестокость»

Список направлений тем итогового сочинения 2018

  • «Верность и измена»
  • «Равнодушие и отзывчивость»
  • «Цели и средства»
  • «Смелость и трусость»
  • «Человек и общество»

Список направлений тем итогового сочинения 2017

  • «Разум и чувство»
  • «Честь и бесчестие»
  • «Победа и поражение»
  • «Опыт и ошибки»
  • «Дружба и вражда»

Список направлений тем итогового сочинения 2016

  • Время
  • Путь
  • Любовь
  • Дом
  • Год литературы

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Итоговое сочинение

Подборка тем для итогового сочинения в 2022-2023 учебном году для 11 классов по материалам прошлых лет.

В 2022/23 учебном году темы будут браться только из реальных тем прошлых лет.

Автор:  Суязова Ирина Анатольевна

→ скачать темы

Примеры тем итогового сочинения 2022/23:

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

Размышления о семейных ценностях, о связи поколений

402. Роль родительского наставления в жизни человека. (декабрь 2014)
403. Почему так важно сохранять связь между поколениями? (декабрь 2014)
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? (декабрь 2014)
410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны? (декабрь 2014)
445. Почему «отцы и дети» – вечная тема? (декабрь 2014)
446. Какую роль в становлении личности могут играть старшие? (декабрь 2014)
448. Важно ли человеку получить родительское напутствие? (декабрь 2014)
449. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? (декабрь 2014)
427. Всегда ли ценны заветы отцов? (февраль 2015)
424. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (февраль 2015)
431. Какую роль в становлении личности может играть семья? (февраль 2015)
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность? (декабрь 2015)
201. Что значит в жизни человека родительский дом? (декабрь 2015)
202. Что дом может рассказать о своём хозяине? (декабрь 2015)
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? (декабрь 2015)
209. Может ли человек прожить без Дома? (декабрь 2015)
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью? (декабрь 2015)
213. Что в доме самое главное? (декабрь 2015)
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? (декабрь 2015)
211. В какой дом хочется приходить снова и снова? (декабрь 2015)
221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции? (февраль 2016)
222. Устарело ли понятие «домашнего очага»? (февраль 2016)
223. Что такое чувство дома? (февраль 2016)
224. Когда Дом становится нравственной опорой человека? (февраль 2016)
226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? (февраль 2016)
149. Когда кончается детство? (май 2016)
227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»? (февраль 2016)
228. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой? (февраль 2016)
229. «Мой дом – моя крепость»? (февраль 2016)
230. Когда Дом нуждается в защите? (февраль 2016)
233. Почему так важна связь человека с семьёй и домом? (февраль 2016)
241. Когда дом становится местом встречи поколений? (май 2016)
232. Когда жилище становится Домом? (февраль 2016)
242. Прав ли Александр Дюма, отец, утверждавший: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо…»? (май 2016)
243. Почему человек страшится бездомности? (май 2016)
246. Что такое «добрососедство»? (май 2016)
247. О чём может рассказать старый дом? (май 2016)
248. Дом – это место или состояние души? (май 2016)
249. Дом – это место, куда хочется возвращаться… (май 2016)
250. «Живите в доме – и не рухнет дом» (А. Тарковский) (май 2016)
251. Что входит в понятие «дом»? (май 2016)
252. Что нужно, чтобы построить дом в собственной душе? (май 2016)
404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков? (декабрь 2016)
121. Надо ли хранить верность традициям? (декабрь 2017)
142. Какой должна быть родительская любовь? (май 2019)
144. Какие взгляды и поступки родителей вызывают уважение детей? (май 2019)
145. Чем полезен детям родительский опыт? (май 2019)
146. Чему «отцы» могут поучиться у «детей»? (май 2019)
121. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения? (февраль 2019)
126. Какое влияние семья оказывает на формирование личности? (февраль 2019)
123. Что может стать основой взаимопонимания между людьми разных поколений? (февраль 2019)
150. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодёжи? (май 2019)
132. За что дети могут уважать своих родителей? (февраль 2019)
101. Когда родители могут гордиться детьми? (декабрь 2018)
102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется? (декабрь 2018)
103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»? (декабрь 2018)
110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример? (декабрь 2018)
111. Что такое мудрая родительская любовь? (декабрь 2018)
113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»? (декабрь 2018)
131. Близки ли Вам взгляды автора романа «Война и мир» на семью? (февраль 2019)
506. Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением? (апрель 2020)
507. Можно ли судить о поколении по его кумирам? (апрель 2020)
508. Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён? (апрель 2020)
511. Какие черты моего поколения я считаю положительными? (апрель 2020)
512. С какими вызовами сталкивается современная молодёжь? (апрель 2020)
513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения? (апрель 2020)
523. Согласны ли Вы с тем, что современное молодое поколение прагматично? (апрель 2020)
526. Что объединяет нас в одно поколение? (апрель 2020)
527. Каковы духовные ценности современного поколения? (апрель 2020)
528. О чём спорят мои сверстники? (апрель 2020)
530. Чем молодое поколение похоже на поколение отцов? (апрель 2020)
531. Портрет читателя моего поколения. (апрель 2020)
533. Можно ли назвать моё поколение нигилистическим? (апрель 2020)
545. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению? (май 2020)
546. Кого из современников Вы считаете героем нашего времени и почему? (май 2020)
547. Главное в жизни – это карьера. Вы согласны? (май 2020)
550. Какие правила жизни старших поколений я постараюсь передать своим детям? (май 2020)
228. От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков? (февраль 2022)

Связанные страницы:

На чтение 5 мин Просмотров 47.9к. Опубликовано 05.12.2022

Каждый год российские одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Оно является обязательным этапом на пути к окончанию школы.

Калининградская областьпосмотреть официальные и предварительные темы

г. Москва — посмотреть официальные и предварительные темы
г. Санкт-Петербургпосмотреть официальные и предварительные темы
г. Севастополь посмотреть официальные и предварительные темы
Архангельская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Белгородская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Брянская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Владимирская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Волгоградская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Вологодская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Воронежская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Ивановская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Калужская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Кировская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Костромская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Курская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Ленинградская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Липецкая областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Московская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Мурманская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Нижегородская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Новгородская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Орловская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Пензенская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Псковская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Ростовская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Рязанская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Смоленская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Тамбовская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Тверская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Тульская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Ярославская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Краснодарский крайпосмотреть официальные и предварительные темы
Ставропольский крайпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Адыгея (Адыгея)посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Дагестанпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Ингушетияпосмотреть официальные и предварительные темы
Кабардино-Балкарская Республикапосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Калмыкияпосмотреть официальные и предварительные темы
Карачаево-Черкесская Республикапосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Карелияпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Комипосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Крымпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Марий Элпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Мордовияпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Северная Осетия — Аланияпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Татарстан (Татарстан)посмотреть официальные и предварительные темы
Чеченская Республикапосмотреть официальные и предварительные темы
Чувашская Республика — Чувашияпосмотреть официальные и предварительные темы
Ненецкий автономный округпосмотреть официальные и предварительные темы

Астраханская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Самарская область посмотреть официальные и предварительные темы
Саратовская область посмотреть официальные и предварительные темы
Ульяновская область посмотреть официальные и предварительные темы
Удмуртская Республика
посмотреть официальные и предварительные темы

Курганская область посмотреть официальные и предварительные темы
Оренбургская область посмотреть официальные и предварительные темы
Свердловская область посмотреть официальные и предварительные темы
Тюменская область посмотреть официальные и предварительные темы
Челябинская область посмотреть официальные и предварительные темы
Пермский край посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Башкортостан посмотреть официальные и предварительные темы
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра посмотреть официальные и предварительные темы
Ямало-Ненецкий автономный округ
— посмотреть официальные и предварительные темы

Омская область — посмотреть официальные и предварительные темы

Кемеровская область посмотреть официальные и предварительные темы
Новосибирская область посмотреть официальные и предварительные темы
Томская область посмотреть официальные и предварительные темы
Алтайский край посмотреть официальные и предварительные темы
Красноярский край посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Алтай посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Тывапосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Хакасия
— посмотреть официальные и предварительные темы

Иркутская область посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Бурятия
— посмотреть официальные и предварительные темы

Республика Саха (Якутия) (г. Якутск, Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский улусы (районы) посмотреть официальные и предварительные темы
Амурская область посмотреть официальные и предварительные темы
Забайкальский край
— посмотреть официальные и предварительные темы

Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский улусы (районы) посмотреть официальные и предварительные темы
Приморский край, посмотреть официальные и предварительные темы
Хабаровский крайпосмотреть официальные и предварительные темы
Еврейская автономная область
— посмотреть официальные и предварительные темы

Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский улусы (районы) посмотреть официальные и предварительные темы
Магаданская область посмотреть официальные и предварительные темы
Сахалинская область
— посмотреть официальные и предварительные темы

Камчатский край посмотреть официальные и предварительные темы
Чукотский автономный округ
— посмотреть официальные и предварительные темы

21 октября 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Комплект материалов для проведения пробного итогового сочинения

Подготовка к итоговому сочинению.

→ Комплект тем: 1.doc
→ Комплект бланков: 2.pdf
→ Критерии оценивания: 3.pdf
→ Основные правила заполнения бланков: 4.docx
→ Инструкция для организаторов: 5.docx
→ Информация об итоговом сочинении 2022-2023: 4ege.ru/sochinenie/65672…

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Темы сочинений

1. Почему человек решается идти наперекор судьбе?
2. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
3. Устарело ли понятие «домашнего очага»?
4. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
5. Почему общение с природой важно для человека?
6. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс

C 2014-2015 учебного года в рамках ЕГЭ для учеников 11 классов введено итоговое сочинение (изложение) в качестве допуска к сдаче ЕГЭ.

Итоговое сочинение проводится для учеников 11-х классов в первую рабочую среду декабря, февраля и мая каждого года.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо итогового сочинения писать итоговое изложение.

Результатами итогового сочинения (изложения) являются оценки «зачет» или «незачет». К сдаче ЕГЭ допускаются только те ученики 11 классов, которые получили за итоговое сочинение (изложение) оценку «зачет».

Оценка «зачет» является необходимым условием допуска к сдаче всех остальных ЕГЭ. Для получения оценки «зачет» за итоговое сочинение школьник должен

  • правильно определить круг проблем, необходимый для раскрытия темы;
  • подобрать подходящий литературный материал;
  • привести убедительную аргументацию для объяснения своей позиции;
  • четко и грамотно изложить свои мысли.

Время, которое отводится для написания сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.

В начале каждого учебного года публикуются 5 направлений тем итогового сочинения. В рамках этих направлений разрабатываются конкретные темы сочинений (тексты изложений), которые сообщаются выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Направления тем итогового сочинения 2021-2022 учебного года

  • «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

    Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

    Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

    Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

  • «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

    – Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

    Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • «Преступление и наказание — вечная тема»

    Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  • «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

    Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

    В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  • «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

    Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

    При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Проверка и критерии оценивания итогового сочинения

Сочинение оценивается по двум требованиям:

  • объем итогового сочинения (рекомендуемое количество слов – от 350);

  • самостоятельность написания итогового сочинения.

и пяти критериям:

  • соответствие теме;

  • аргументация, привлечение литературного материала;

  • композиция и логика рассуждения;

  • качество письменной речи;

  • грамотность.

Изложение оценивается по двум требованиям:

  • объем итогового изложения (рекомендуемое количество слов – 200);

  • самостоятельность написания итогового изложения.

и пяти критериям:

  • содержание изложения;

  • логичность изложения;

  • использование элементов стиля исходного текста;

  • качество письменной речи;

  • грамотность.

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

Сочинение оценивается по пяти критериям:

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям, причем по первым двум критериям в обязательном порядке.

Проверяют сочинения Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном / региональном уровне.

После проверки сочинения направляются в единую базу данных. При поступлении в ВУЗы, которые решат учитывать эту форму экзамена (это заранее объявляется в правилах приема в эти ВУЗы), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Выпускник может по своему желанию представить итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения, в этом случае ВУЗ извлекает из базы данных сочинение выпускника и самостоятельно оценивает это сочинение.

Направления тем итогового сочинения, особенности текстов итогового изложения, критерии оценивания итогового сочинения и итогового изложения

ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Особенности формулировок тем итогового сочинения 2014-2015 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Критерии оценивания итогового сочинения 2014-2015 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Особенности текстов для итогового изложения 2014-2015 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Критерии оценивания итогового изложения 2014-2015 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2015-2016 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2016-2017 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 2016-2017 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации ФИПИ по подготовке к итоговому сочинению (изложению) 2016-2017 учебного года на основе анализа итоговых сочинений 2015-2016 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Раъяснения ФИПИ по оцениванию итогового сочинения 2016-2017 учебного года в части привлечения литературного материала
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2017-2018 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 2017-2018 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению 2017-2018
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению 2017-2018 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Тренировочный сборник для подготовки к итоговому изложению 2017-2018 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2018-2019 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 2018-2019 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2019-2020 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019-20 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 2019-2020 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению 2019-2020 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению 2019-2020 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2020-21 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению 2020-2021 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению 2020-2021 учебного года
ЕГЭ итоговое сочинение изложение направления тем критерии оценивания 11 класс Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению 2021-2022 учебного года

  • Демо зона как пишется
  • Демо запись как пишется
  • Демо зал как пишется
  • Демо день как пишется
  • Демо версия итогового сочинения