День народного единства рассказ для детей старшей группы

Беседа с детьми старшей группы, посвященная Дню народного единства  «Россия – наша родина».

Программное содержание: Приобщить  детей к истории России. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину, уважение к людям, прославившим Россию

                              Ход беседы
Воспитатель:  Ребята, 4 ноября вся наша страна отмечает  День народного единства
. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.

Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России — россияне! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

А  что такое Родина? (Ответы детей.)

Воспитатель: Родина — значит родная, как мать и отец. Родина-место, где мы родились, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна. Послушайте стихотворение о Родине  «Что мы  Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: 4 ноября вся страна будет отмечать праздник «День народного единства». Значение праздника скрывается в его названии.

 Народ – это мы с вами, люди, живущие в нашей стране, а единство, когда мы все дружим, живем в согласии,  понимании и уважении.   Это праздник нашего народа и нашей Родины.

Воспитатель: День народного единства —  это новый и одновременно старый праздник. В далёкие —  далёкие времена столицу нашей Родины – Москву захватили поляки. На защиту Москвы и всей России поднялся народ. Объединились все сословия, все национальности, деревни, города — это было поистине народное ополчение, а возглавили его Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освободив Москву, Россия показала всему миру героизм, сплоченность всего нашего народа. В честь этой победы 4 ноября объявлен государственным праздником, который по праву называют Днем народного единства.

Воспитатель: А какие народы населяют нашу страну? (Ответы детей)

На земле живёт много разных народов. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше — мы все равны, все особенные. А ещё все государства, существующие на Земле, имеют свои государственные символы — герб, флаг, гимн. Герб России — золотой, двуглавый орёл, могучий и гордый. Он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.

 На его груди — Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьём ужасного дракона.

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Ребята, а флаг России трёхцветный – бело-сине-красный.

Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет — для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага —
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге — верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.
Белый — это чистота,
Благородство, высота.

Воспитатель: У нашей страны также есть главная песня – это гимн. Что такое гимн? Это торжественная песня, восхваляющая свою Родину. Эта песня соединяет и сближает нас. Когда звучит гимн, все присутствующие слушают его стоя – этим выражается уважение к нашей стране.  Его нам включают в момент торжества! Ребята, сейчас послушаем гимн России.

Звучит Гимн (1 куплет).

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране, о ее главных символах, о празднике Дне народного единства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей
старшего дошкольного возраста

Тема: «День народного единства»

Цель: Расширение знаний и
представлений о России, о народах и национальностях России, об истории
возникновения праздника, формирование дружеских отношений в коллективе.

Задачи:
1. Расширять знания и представления детей о
России, о флаге, гербе и гимне, народах и национальностях, знание об истории
возникновения праздника «День народного единства» , формирование дружеских
отношений в детском коллективе.

2. Развитие памяти, логического и творческого
мышления, воображения, речи, развитие мелкой моторики.

3. Воспитание любви к Родине, патриотических
чувств, сплочености детского коллектива.

Ход:

Воспитатель: Дети, есть много добрых и хороших слов в русском языке,
и есть среди них такие слова, которые всегда вызывают у нас чувство гордости и
любви.

«Дом», «Отечество»,
«Россия»

Да «родная сторона»…
Скажет кто, что означают
Эти громкие слова?

Воспитатель: Мы живём самой большой и красивой стране на свете, в
России. 4 ноября в нашей стране отмечается праздник «День народного единства» —
это праздник единства и взаимопомощи всех российских народов.

Игра «Клубочек»

Дети встают в круг.

Воспитатель: У меня сегодня есть клубок ниток, он не простой, а
волшебный он поможет мне понять насколько наша группа дружная. Я передам
клубочек Лере, а Лера передаст клубок тому с кем она дружит, кто ей больше
всего нравится, но сама не выпускает ниточку из рук. Например, Лера передает Вике,
а Вика  – Кириллу и т.д.

Таким образом все дети соединены ниткой в единую
сеть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите мы все объединены одной сетью. Это
нас всех объединила дружба.

Ребята, вам понравилась игра?

Воспитатель: В нашей стране живем мы и другие люди, разных
национальностей и других народов.

Просмотр презентации «Народы России»

Воспитатель: Все народы живут в России. Россия — наш общий
дом. А чтобы в доме уютно было жить, в нем надо жить дружно. Это значит что со
всеми людьми нужно дружить.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним российскую историю.
Давным-давно жили на нашей земле русичи. Жили они честно, трудились, растили
детей. Но вот пришел недобрый день и час, и навалились на нашу землю русскую
беды — несчастья — напали враги. Но, нашелся на земле русской добрый молодец —
Козьма Минин. Стал он собирать силы и средства на освобождение Отечества.
 Понял весь народ, что он крепко- накрепко связан одной  бедой.
Теперь нужно было выбрать воеводу. Чтобы он вел войско  на врага. Выбрали
воеводу — князя Дмитрия Пожарского. Тяжело было русским воинам, но всё же
победила русская рать. Обессилел враг и сдался.

Позже в память о героях – защитниках Руси на
собранные народом средства был поставлен в столице России — Москве памятник
Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.

Бегут годы, текут столетья, но подвиг их не
забыт.

И в честь этого исторического события был учреждён праздник —
День народного единства.

Физминутка: (воспитатель показывает
движения, дети повторяют).

В нашей стране горы высокие, ( руки вверх на
носочки)

Реки глубокие, ( присели)
Степи широкие, ( развели руки в стороны)
Леса большие, ( руки описывают круг)
А мы ребята вот такие! ( большой палец вверх)

Воспитатель: Каждая страна имеет свои государственные
символы: флаг, герб и гимн.

Какой флаг у России?
Дети: Трёхцветный, он состоит из трёх полосок — белой,
синей, красной.

Воспитатель: Что же они обозначают?
Дети: Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что
наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет — это вера, верность. Народ любит
свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет — цвет силы. Это кровь, пролитая за
Родину.

Проводится дидактическая игра « Собери флаг России».

Воспитатель: Что изображено на гербе России? Что вы видите в
центре?

Дети: Орла.
Воспитатель: Расскажите о нём, какой он?
Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Воспитатель: Почему же на гербе России изображён орёл?
Дети: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что
государство, на гербе которого изображён орёл, сильное и непобедимое.

Воспитатель: Но почему у орла две головы?
Дети: Русское государство очень большое, и головы орла
смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но
единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские.

Воспитатель: А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?
Дети: Да, в центре изображён герб Москвы, так как Москва –
столица нашей Родины.


Проводится дидактическая игра « Собери герб России».

Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Дети: Гимн- это торжественная песня. Его исполняют в
самых торжественных случаях — во время праздников и других важных событий.

При исполнении гимна все обязательно встают, а
мужчины снимают головные уборы.

Воспитатель: Предлагаю всем встать и послушать гимн России.

Слушание гимна России.

Воспитатель: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Крепко любит народ её. Много сложил о ней
пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Дети:
1. Родина любимая, что мать родимая.
2. Если дружба велика, будет Родина крепка.
3. На чужой стороне, что соловей без песни.
4. Жить — Родине служить.
5. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
6. Родина — мать, умей за неё постоять.

Воспитатель: В России люди умеют дружить. В сложную минуту, в
минуту опасности все объединяются и до последнего защищают свою Родину.

Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе?
Ответы детей:
— Друг за друга держаться — ничего не бояться.
— Дружба — великая сила.
— Нет друга не ищи, а нашедши — береги.
— Старый друг — лучше новых двух.
Воспитатель:
Вот такие пословицы и поговорки придумал народ,
понимая, что дружба — это великая сила. Народ всей земли в том числе и России
должны жить дружно, понимать друг друга и не ссориться.

Я предлагаю вам нарисовать своего друга на трафарете,
который вы видите на столе.

Дети рисуют своих друзей. Фоном идет видиоролик
«Песенка о дружбе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите контур
нашей страны. Я предлагаю ваших нарисованных друзей расположить на контуре
нашей страны. ( дети самостоятельно прикрепляют рисунки на доску).

— Посмотрите, как нас много и все мы живем в
России. Мы народ и мы едины, вместе мы непобедимы.

— Что вы сегодня узнали на занятии?
— Что вам понравилось больше всего?
— Как называется наша страна?
— Кто живет в нашей стране?
— Какая символика есть у нашей страны?
— Почему надо дружить всем народам?
Воспитатель: На этом наше занятие закончено, благодарю вас за
активную работу. Вы все были молодцы!

Каталог всероссийских педагогических конкурсов

Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ

Программа Международных педагогических конкурсов

автор: Парфененко Ирина Александровна

воспитатель МАДОУ “Синеглазка”

Конспект НОД по познавательному развитию (в старшей группе) «День народного единства».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «День народного единства».

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи: закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия; закреплять знания о географическом положении страны на карте;

– расширять представление о государственных праздниках, о празднике «День народного единства», значении и истории его возникновения; сообщить элементарные сведения об истории России; формировать знания о многонациональности нашей страны; закреплять знания о флаге, гербе и гимне России; воспитывать уважение к другим народам и культурам; развивать слуховое внимание и память.

Оборудование и материалы: листы бумаги по количеству детей, проектор, ноутбук, магнитная доска, презентация «День народного единства», аудиозапись гимна России, флаг и герб России.

Ход НОД:

Организационный  момент:

Воспитатель:

– Наслаждаться не устану

Песней жавороночка,

Ни на что не променяю

Милую стороночку!

Теплый ветер принесет

Аромат смородины,

Так чего дороже нет? —

Нет дороже… (Родины)

– Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Что же такое Родина?

Родина.

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

(автор Татьяна Бокова)

Воспитатель: – А как называется наша Родина?

Дети: Россия

Основная  часть НОД:

Просмотр презентации «День народного единства».

Воспитатель: – Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне.

– А вы любите свою страну? 

Дети: Да.

Воспитатель: А за что? (дети дают свои варианты ответов, некоторые затрудняются ответить на вопрос).

Воспитатель: – Кто может ответить на этот вопрос? Любовь к родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна.

Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. (Рассматривают карту).

Воспитатель: – Только ли русские живут в России?

Дети: Нет 

Воспитатель: – Какие народы населяют нашу страну?

Дети: русские, украинцы, татары, башкиры, молдаване, лезгины, таджики…(дети называют свою национальность)

Воспитатель: – Да, нашу страну населяют люди разных национальностей – украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие – всего более ста национальностей.

Воспитатель: – Как вы думаете, какая национальность лучше?

Дети: называют свою национальность (национальный состав нашего города  отличается особой пестротой – в нём проживает более 20 национальностей)

Воспитатель: – Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше – мы все равны, все особенные.

Физминутка:

В нашей стране горы высокие, Руки вверх, на носочках
Реки глубокие,  Присели 
Степи широкие Руки в стороны
Леса большие Руками описываем круг
А мы – ребята вот такие!  Поднимаем  большой палец вверх

Воспитатель: – 4 ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства». Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.

  – Ребята, как вы понимаете, что такое – единение?

Дети: Единение – это когда все люди вместе

Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу, затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.

Воспитатель: – А кто такие патриоты? 

Дети: Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту.

Воспитатель: – У праздника День народного единства очень древняя история. Послушайте её. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались поляки. Они напали на нашу страну. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России – Москву и главную крепость – Кремль.

Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны. Вот в честь этого события и празднуется «День Народного Единства».

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций из презентации)

Воспитатель: – Ребята давайте проверим, кто из вас является самым настоящим гражданином нашей страны? (Прослушивание аудиозаписи гимна РФ стоя)

– Скажите, пожалуйста, как называется эта музыка?

Дети: Гимн

Воспитатель: Правильно – это гимн – главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.

– Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. 

Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (

Дети: Орел 

Воспитатель: – Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.

– А это – наш флаг. Ребята, перечислите,  из каких цветов он состоит?

Дети: Белая, синяя и красная

Воспитатель: Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

Итог:

– Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России. Сегодня вы больше узнали о празднике «Дне Народного Единства», о нашей Родине – России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «День народного единства»

Тип занятия: интегрированное занятие

Цель занятия: расширить представление детей о государственном празднике «День народного единства» и истории его возникновения.

Задачи:

— воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;

— повторить современную символику России;

— закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами; кисточкой и клеем;

— воспитывать навыки коллективной работы;

— развивать внимание, память, речь, познавательный интерес.

Планируемые результаты:

— совершенствование уровня знаний детей о своей стране;

— формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину;

— выполнение коллективной аппликации ко «Дню народного единства».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. 

Основные термины, понятия:

народ, единение, подвиги, празднование, Русь, русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты,

Оборудование:

Ватман, на котором изображен земной шар; ножницы; кисточки; клей; салфетки; флаг России; бумажные куклы в народных костюмах для вырезания по количеству детей; магнитная доска; аудиозапись гимна России, «Солнечный круг»; портреты К. Минина и Д. Пожарского; картинка с изображением памятника Минину и Пожарскому; картинка с изображением разных народов России; картинка герба и флага России.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; разучивание с детьми стихотворений о Родине, о символах России; беседы о России, о населяющих её народах, о «Дне народного единства»; рассматривание иллюстраций, кукол из набора «Национальные костюмы».

План занятия:

  1. Вводная часть (1 мин)

1.1.Организационный момент (1 мин).

  1. Основная часть. (22 мин)
    1. Беседа о празднике «Дне народного единства» (1 мин)
    2. Историческое путешествие в прошлое России. (4 мин)
    3. Зрительная гимнастика: (1 мин)
    4. Чтение стихотворения воспитателем: (1 мин)
    5. Беседа о России (2 мин)
    6. Чтение стихотворений детьми о символах России (1 мин)
    7. Слушание отрывка гимна России (1 мин)
    8. Беседа по прослушиванию гимна России (1 мин).
    9. Физкультурная минутка. (1 мин)
    10. Объяснение воспитателя к выполнению аппликации «Хоровод дружбы». (1 мин)
    11. Пальчиковая гимнастика (1 мин)
    12. Выполнение детьми коллективной аппликации. (7 мин)
  2. Заключительная часть (2 мин)

Ход занятия:

1. Организационный момент (1 мин)

Дети входят в группу, где их встречает воспитатель:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети рассаживаются за столы.

2. Основная часть.

Беседа (1 мин)

Воспитатель: Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги и придумывал праздники.

Вот и 4 ноября вся наша страна отмечала праздник, который называется «День Народного Единства». Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.

Воспитатель:

— Дети, а вы хотите узнать, с чего началось празднование «Дня Народного Единства

Дети:

— Да.

Историческое путешествие в прошлое России. (4 мин)

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в историческое путешествие в прошлое нашей России.

Раньше Россия называлась великим словом Русь.

Не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена.

Польские враги хотели завоевать нашу Родину.

Но среди русского народа нашлись два мудрых человека. Они подняли и возглавили войска для победы над врагом. Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, другой князь Дмитрий Пожарский. (на доску вывешиваю портреты К. Минина и Д. Пожарского).

Обратились они ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!».

После долгих, кровопролитных боев победил русский народ лютого, польского врага.

В Москве в честь победы над врагом, за героизм, мужество и отвагу на Красной площади установлен памятник, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». (показываю картинку с изображением памятника Минину и Пожарскому)

Зрительная гимнастика: (1 мин)

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Чтение стихотворения воспитателем (1 мин)

С историей не спорят,

С историей живут.

Она объединяет

На подвиг и на труд.

Единство государства,

Когда един народ.

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой.

И Русь освобождает

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой.

Сегодня «День Единства»

Мы празднуем с тобой. (Н. Майданик)

Беседа. (2 мин)

Воспитатель: Ребята мы не должны забывать, что Россия только тогда сильна, когда она едина. (показываю картинку с изображением разных народов России)

Россия многонациональная страна в ней живут русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты и т. д.

Воспитатель: Россия единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная — протягивает руку дружбы и раскрывает свои объятия всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете название столицы нашей родины?

Дети: Да, это Москва.

Воспитатель: Ребята, а как называется область, в которой мы с вами живем?

Дети: Вологодская область.

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим символику России.

Воспитатель: Посмотрите и назовите символы России. (Дети называют и читают стихи). (картинка герба и флага России)

Чтение стихотворений детьми (1 мин)

Герб

Ребёнок 1:

Герб страны — орёл двуглавый

Гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу,

Он Россию сохранил

Подтверждает герб старинный

Независимость страны

Для народов всей России

Наше символы важны.

Ребёнок 2:

Флаг

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет. (В. Степанов.)

Воспитатель: Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации.

Давайте же и мы послушаем торжественный гимн нашей России!

Слушание отрывка гимна России (1 мин)

Беседа по прослушиванию гимна России (1 мин).

Воспитатель: Ребята, скажите какой характер у гимна?

Дети: величественный, торжественный, который прославляет нашу страну.

Физкультурная минутка. (1 мин)

Поезжай за моря-океаны, («едут»)

Надо всею землей пролети: («летят»)

Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)

Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды, (приседают)

Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)

И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)

И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)

Объяснение воспитателя к выполнению аппликации «Хоровод дружбы». (1 мин)

 Воспитатель: А сейчас, ребята, мы сделаем своими руками хоровод дружбы народов. У вас на столах лежат бумажные куклы в национальных костюмах. Я приготовила ватман, внутри которого изображен наш земной шар. Вам нужно будет вырезать бумажных кукол и расположить их силуэты рядом друг с другом, как будто они крепко держатся за руки. Только сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «Дружные ребята» (1 мин)

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)

Раз, два, три, четыре, пять…

(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

Начинай считать опять.

(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять…

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

Выполнение коллективной аппликации детьми под руководством воспитателя. (7 мин)

3. Заключительная часть (2 мин)

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, посмотрите, какой хоровод дружбы у нас получился. (Рассматривание выполненной работы).

Воспитатель: Ребята, я сейчас предлагаю вам взять в руки флаг России и, передавая его из рук в руки, вспомнить и назвать те моменты, которые вам наиболее всего понравились и запомнились в нашем занятии.

Ответы детей.

Воспитатель: На этом наше с вами занятие окончено. (Играет песня «Солнечный круг»).

Используемые источники:

  1. Интернет ресурс www.maam.ru
  2. Интернет ресурс www.nsportal.ru
  3. Интернет ресурс www.infourok.ru
  4. Интернет ресурс www.multiurok.ru
  5. Интернет ресурс www.wikipedia.org
  6. Интернет ресурс www.fishki.net

Как рассказать ребёнку о Дне народного единства?
02.11.2018

Мы уже привыкли к тому, что в начале ноября есть праздничный выходной — красный день календаря. А что это за праздник? Кто-то до сих пор празднует 7 ноября. Кто-то мешает в один котёл День народного единства и День согласия и примирения. Давайте разберёмся: что за праздник мы отмечаем 4 ноября, и как об этом празднике рассказать своим детям.

Начнём с того, что праздник, который мы отмечаем 4 ноября называется День народного единства. Праздник довольно молод – впервые россияне отметили его 4 ноября 2005 года, — но история возникновения этого торжества уходит вглубь веков.

Что отмечают в День народного единства?

Этот праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Именно этот день исторически связан с окончанием смутного времени в России в XVII веке. Это было время глубокого кризиса Московского государства, который был вызван пресечением царской династии Рюриковичей. А польские войска вошли в Кремль с желанием посадить на престол католического королевича Владислава.

В это тяжёлое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать поляков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Однако первое боевое ополчение распалось. Возглавивший его рязанский воевода Прокопий Ляпунов был убит по ложному обвинению из-за распрей между дворянами и казаками. Так потерпело поражение первое антипольское восстание 19 марта 1611 года.

Уже в сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. Вы помните его речь, которую он произнёс на городской сходке?

«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане сначала добровольно сдавали на создание земского ополчения «третью деньгу», а потом был введён и обязательный сбор «пятой деньги». То есть каждый вносил в казну ополчения пятую часть своих доходов.

На пост воеводы, опять же по предложению Минина, был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился при одном условии, что горожане сами выберут ему помощника и казначея ополчения. Так Минин стал «выборным человеком всею землею».

Под знамёна Минина и Пожарского встало по тем временам огромное войско – больше 10 тысяч служилых, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Во всенародном ополчении в освобождении русской земли от иноземцев участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Таким образом, 4 ноября символизирует не только победу, но и сплочение народа. А ведь именно сплочение народа сделало возможным разгром захватчиков.

Вероятно, вы спросите: а при чём здесь икона Казанской Божьей Матери?


Именно с молитвой перед чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, явленной в 1579 году, и с самой иконой в руках земское ополчение смогло 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным толчком для возрождения российского государства. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Так установилась окончательная победа над Смутой и торжество православия и национального единства.  

А икона с тех пор стала предметом особого почитания. Ведь люди были уверены, что  именно благодаря её силе и заступничеству Божьей Матери удалось освободить Москву. Уверенность в силе иконы Казанской Божьей Матери была так высока, что князь Пожарский на собственные деньги выстроил на краю красной площади Казанский собор.

С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых. По указу царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Этот праздник отмечали вплоть до 1917 года. Когда большевики пришли к власти, то сразу же убрали этот праздник из списка праздничных дней.

Что за День согласия и примирения? И при чём здесь Октябрьская Революция?

На протяжении 80-ти лет в советском государстве отмечали 7 ноября – День Великой Октябрьской Социалистической революции. 

После распада Союза, считали логичным убрать День революции из календаря государственных праздников. Однако, люди, привыкшие к «ноябрьским», продолжали по инерции отмечать утративший актуальность праздник, правда, переименованный в День согласия и примирения.

Что стало поводом для нового праздника?

Инициатором учреждения нового праздника стала Русская Православная Церковь. Патриарх Алексий II выступил на Межрелигиозном совете России с предложением сделать 4 ноября праздничным днём. Oн попросил возродить День народного единства и День памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.

Так в декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник — День народного единства, назначенный на 4 ноября.

Современный День народного единства – не просто приятный выходной в ноябре. Это, прежде всего, повод вспомнить судьбоносное для нашей страны историческое событие. А ещё, День народного единства – это напоминание гражданам нашей многонациональной страны о важности сплочения. Ведь вместе мы непобедимы!

Так что, День народного единства — совсем не «праздничный новодел», а вполне себе возвращение к старой традиции.  А мы, редакция портала «Детский Городок», хотим пожелать вам весёлых праздников и только приятных впечатлений!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №24»

г. Биробиджан

Краткосрочный проект в старшей группе

«День народного единства»

Автор – разработчик:

Кулиненко Ольга Викторовна., воспитатель высшей квалификационной категории

Тема:

«День народного единства».

Цель проекта:

 Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.

Расширение  представлений детей о национальных праздниках.

Задачи проекта:

Дать представление о празднике «День народного единства.

Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

Воспитание  чувства гордости за силу России,  уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать. 

Ожидаемые  результаты:

— Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.

— Повышение уровня знаний родителей.

— Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.

— Проявление  интереса  детей к событиям, происходящим в стране.

Исполнители проекта и основные участники:

воспитатель и дети старшей группы

Продолжительность проекта:

одна неделя

Актуальность: 

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей  является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны — данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему;  эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Содержание проекта:

Работа с родителями

Папка-передвижка для родителей «День народного единства».

Консультация «Что можно рассказать о дне народного единства»

 Подготовительный этап:

— выбор педагогических технологий, обеспечение методической  литературой, пособиями и наглядным материалом,

— планирование работы по реализации проекта;

— разработка методов и приемов работы по теме проекта

— подбор праздничных открыток ко Дню народного единства; материалы для художественно – продуктивной деятельности.

— домашнее задание: рисунок на тему «Моя маленькая Родина»

Практический этап:

— Проведение цикла познавательных занятий;

-Оформление папки-передвижки «О дне народного единства»;

-Консультации для родителей;

-Разучивание стихов о России.

Тема 1: «Наша страна Россия».

 Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Тема 2: «День Народного Единства»

Программное содержание: расширять представления  детей о национальных праздниках, знать исторические    моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства». 

Свободное общение: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».

Беседа «Русские народные промыслы».

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы.

3. Чтение художественной литературы:

Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских:

«Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и чудо — юдо», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь» и т.д. Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна», 
Г. Ладонщиков « Наш дом», З. Александрова «Родина»,
А. Прокофьев «Родимая страна».

4. Изобразительная деятельность детей:

Творчество детей – рисунки на тему «Моя Родина», «Российский флаг», аппликации, конструирование.            

Заключительный этап:

— Выставка детских рисунков «Моя маленькая Родина»

Итог: В процессе реализации проекта дети  рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей нашей страны и узнавали  о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена. 

Приложение 1

Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.

«4 ноября – День Народного Единства»

Задачи:

— расширять представления детей о территории России, народах её населяющих;

— воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку;

— воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;

— знакомство детей со всероссийским праздником — День Народного Единства;

— воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги.

Оборудование: ноутбук

Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы»; разучивание пословиц о дружбе.

Ход занятия:

Сегодня мне бы хотелось отправиться с вами в путешествие по нашей необъятной России. Взгляните на карту (слайд №. 1)

 Как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире.

( Чтение стихотворения В. Степанов «Российская семья»)

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

— Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны?

Ответы детей (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду) .

— Какие национальности, проживающие в России, вы знаете?

Ответы детей (татары, казаки, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)

— А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране?

А знаете ли вы пословицы о дружбе?

Ответы детей (Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл — береги. Дружба — великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга держаться — ничего не бояться.)

— Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить?

А если вдруг поссоритесь? Что сделаете?

Динамическая пауза «Мирилка» (дети в парах берутся мизинчиками)

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось.

Надо просто стать добрей

И мириться поскорей.

-Молодцы. А вы знаете, что длится дружба всех народов России уже много столетий. Даже есть всероссийский праздник — День Единства Народов, который мы будем совсем скоро с вами отмечать (слайд). Хотите узнать, почему народы России так крепки и едины?

— Давным-давно в Русском государстве было тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний – смутное время (слайд) .

— Захватили царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь себе подчинить (слайд)

— И не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков. И тогда люди поняли, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков (слайд)

— Жил в то время в Нижнем Новгороде человек по ремеслу мясник. Звали его Козьма Минин. И взялся он подымать людей на бой с врагами, создавать ополчение (слайд)

— Собрал Козьма Минин на городской площади жителей и держит такую речь (слайд)

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Голоса. Мы все, Козьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!

Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Но нет у нас воеводы: изыщем, братья, честного человека, который поведёт нас к Москве. Кто воеводой будет?

Голоса. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

— А Князь Дмитрий Михайлович Пожарский лечился в то время от ран в Нижнем Новгороде (слайд)

— Прибыли к нему Нижегородские послы и просят стать их воеводой. Принял князь Пожарский их просьбы и стал во главе народного ополчения (слайд)

— Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Люди разных национальностей шли освобождать Родину. А кто не мог воевать помогали деньгами (слайд)

— А во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин (слайд)

— Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение (слайд)

— Два месяца шли бои за освобождение Москвы.

— Тот день остался в памяти у народа. Когда сообща, вместе была одержана великая победа. И в честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на Красной площади стоит памятник героям той битвы гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России (слайд)

— Читаю отрывок стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

— Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Почему появился этот праздник? Кто стал народными героями России?

— Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.

Приложение 2

Тема НОД: «Наша Родина — Россия».

Ведущая образовательная область:«Познавательное развитие».

Цель: познакомить детей с понятием «Родина» и местонахождением ее на карте и глобусе.

Задачи:

Обучающие:

дать детям представление о Родине – России, ее столице («Познавательное развитие»).

Развивающие:

развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, село, в котором живут («Познавательное развитие»).

Воспитательные:

воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну («Познавательное развитие»).

Виды деятельности: чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: слушание рассказа, беседа о Родине, работа по карте и глобусу, сочинение рассказа.

Оборудование: книга Н.Ф.Виноградовой «Что такое Родина?», карта, глобус, текст стихотворения О.Фокиной «Родина».

Ход НОД

-Ребята, как называется наша Родина?

-Да, наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может идти снег, а в другой – светить яркое солнце. Это наша Родина.

-Вы любите свою Родину?

-А хотите посмотреть, как она выглядит на карте, глобусе?

-Представьте, что вам необходимо пройти вдоль всей границы нашей Родины. Что вы увидите на своем пути?

-Давайте найдем на карте столицу нашей Родины – Москву. Как мы можем добраться до Москвы?

-Послушайте стихотворение «Родина» О.Фокиной.

Простые звуки родины моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

Простые краски северных широт:

Румяный клевер, лен голубоватый,

И солнца блеск, немного виноватый,

И – облака, плывущие вразброд.

-Ребята, придумайте рассказ «Что я увидел по дороге в Москву?».

-Назовите вид транспорта, на котором бы вы хотели путешествовать.

-Что можно увидеть, путешествуя на разных видах транспорта?

-Ребята, послушайте стихотворение О.Фокиной «Храни огонь родного очага».

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

-А теперь ответьте мне на такой вопрос: «Как нужно относиться к родине?».

-Ребята, вам понравилась беседа о нашей Родине?

-Что мы с вами сегодня делали?

-Я надеюсь, что вы будете беречь нашу Родину, охранять ее природу.

Приложение 3

Конспект занятия по аппликации в старшей группе

«Государственный флаг России»

Тема: Символы России. Государственный флаг России.

Программное содержание:

Обобщить знания детей о Государственном флаге России;

Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в современной жизни;

Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге;

Закреплять умения работать ножницами; умение работать по шаблонам (обводить, вырезать по контуру); аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности.

Материал: изображение Государственного флага России (фотография) ; запись песни “Моя Россия” Г. Струве; цветная бумага, шаблоны полос, ножницы, клей, кисти для клея.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. Сегодня мы познакомимся с Государственным Флагом России.

Воспитатель показывает детям изображение Государственного флага на доске и спрашивает:

— Кто знает, что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Где вы видели Государственный флаг?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщает ответы детей) : Правильно. В торжественные дни, государственные праздники российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах. А еще Государственный флаг можно увидеть на боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.

Воспитатель: Что изображено на Флаге России?

Ответы детей.

Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это цвет мира и мудрости. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы и мужества. Наша страна сильная. Мы все любим нашу страну и гордимся ею. Давайте послушаем песню о нашей Родине.

Звучит запись песни “Моя Россия” Г. Струве.

Воспитатель: Что же мы узнали сегодня? Мы познакомились с Государственным флагом нашей страны. Мы назвали места, где его можно увидеть. Мы определили, что изображено на флаге и узнали, что означают цвета российского флага.

А теперь пусть каждый из вас сделает себе маленький российский флажок.

Проходите за рабочие места. В своей работе мы будем использовать шаблоны и цветную бумагу.

Рассказ сопровождается показом материалов.

Воспитатель: Какого цвета бумага нам понадобится? Выберите необходимые цвета и положите перед собой. Готовы? Из них нужно вырезать три полосы вот по этому шаблону

Обвести и вырезать. Показ изготовления одной полосы.

Таким способом изготавливаются все полосы.

Воспитатель: Полосу какого цвета мы будем наклеивать первой? А следующая полоса будет какого цвета? А самая нижняя полоса какая? Если вы затрудняетесь, посмотрите на фотографии (показ на доске)

По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.

Приложение 4

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Государственные символы России»

Направление: Познавательно-речевое

Образовательная область: «Познание»

Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: Познакомить детей с государственными символами Российского государства (герб, гимн, флаг, формировать представление об их значении.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

Развивающие: Развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление.

Образовательные: Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент. Закреплять изобразительные навыки.

Планируемый результат: Имеет представление о гербе, гимне, флаге Российской Федерации; отвечает на вопросы взрослого, способен самостоятельно действовать, проявляет любознательность и устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Методы и приемы: Объяснение, вопросы, беседа, художественное слово, игра, физкультминутка, рисование.

Наглядные средства обучения: Глобус, карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственной символики, портрет президента, аудио записи – шум леса, гимн России, карточки с изображением гербов и флагов к д/игре «Найди флаг и герб России» и карточки — настроения.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений, слушание песен о Родине, просмотр фото и видео материала по теме.

Структура НОД

I.Орг. момент (чтение стихотворения, рассматривание глобуса, карты)

II. Беседа о государственных символах

III. Дидактическая игра «Найди флаг и герб России»

IV. Чтение стихотворения «Родина» В. Плятсковского.

V. Физкультминутка «Отдыхаем».

VI. Рисование «Российский флаг»

VII.Итог.

Ход

Организационный момент.

Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране, в которой мы родились и живём. Я предлагаю посмотреть вам на карту мира.

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Посмотрите, какая наша страна большая, самая большая страна в мире.

В ней много морей, рек, гор, лесов, много городов, сёл, деревень.

Беседа о государственных символах

Каждое государство имеет свои символы. У России тоже есть государственные символы и о них мы с вами сегодня поговорим.

У каждой страны есть государственные символы. Государственные символы – официальные знаки отличия страны от других стран, это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами.

— Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (флаг, герб, гимн).

— Посмотрите на герб России.

— Что такое герб? (Герб – это знак).

— Кто изображен на гербе? (Орел, всадник, поражающий дракона копьем дракона).

Орел – символ власти. Двуглавый орел символизирует могущество и единство Российского государства.

Изображение всадника, на груди орла – это символ борьбы добра со злом, света и с тьмой, защиты Отечества. На доске появляется изображение герба.

— Где можно встретить изображение герба? (На монетах, документах, грамотах)

— Еще один из символов нашей Родины это флаг. Посмотрите на флаг России. Какого цвета полосы на флаге? (Белого, синего, красного).

— В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение:

белый цвет – благородство;

синий цвет – верность, честность;

красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь.

Эти цвета русский народ считал самыми красивыми.

Все гордятся российским флагом. Флаг можно увидеть на государственных учреждениях в дни праздников. Флаг можно увидеть на самолетах, космических кораблях, на международных спортивных соревнованиях поднимается государственный флаг, когда наших спортсменов награждают за победу.

Дидактическая игра «Найди флаг и герб России».

Двум командам предлагается как можно быстрее выбрать флаг и герб России из других похожих флагов и гербов стран.

У каждой страны есть свой гимн.

Гимн – это самая главная торжественная песня страны, в которой народ славит свою страну. Гимн России очень красивый и величественный. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, в гимне поется о горячей любви граждан к своей Родине.

— Послушаем гимн нашей страны стоя, проявляя уважение к своей стране.

Слушание гимна в записи.

— Когда вы можете услышать гимн?

— Под звучание гимна самым выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещают защищать ее от врагов. Когда по телевизору демонстрируют важные события в стране; перед началом футбольного матча, в случае победы спортсменов.

— Ребята, а кто управляет такой могучей страной? (Президент и правительство).

На доске появляется изображение президента В. В. Путина.

Президент вместе с правительством решают важные государственные вопросы, утверждают законы, следят за правопорядком, распределяют бюджет России.

— Ответственно и трудно работать в правительстве страны. Ведь главным для президента является приносить пользу нашему Отечеству, нашему государству, нашей Родине.

Чтение стихотворения «Родина» В. Плятсковского.

Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!

Слышишь голос соловья – это Родина твоя!

Школа, где твои друзья – это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей,

И в саду смородина – это тоже Родина!

— Почему для нас Россия родная? (ответы детей).

— Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна. Дорогие ребята, любите свою Родину. Старайтесь больше узнать о ней, берегите ее природу.

Физкультминутка «Отдыхаем».

Я предлагаю нам немного отдохнуть. Сядьте удобно и расслабьтесь. Руки очень легкие, опустите вниз.

Воспитатель включает аудио запись со звуками леса.

— Давайте закроем глазки и представим, что мы попали в российский лес, где стоят высокие деревья. У них зеленые верхушки, много веточек и листьев. Ветерок колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят. Из глубины леса доносится пение птиц, а вот где – то зажурчал ручей. А вот внезапно треснула веточка, и кусты зашевелились – это медведь прошел. И стало тихо.

Рисование «Российский флаг! »

— Давайте, нарисуем картины, на которых будет изображен – Российский флаг.

Дети рисуют восковыми карандашами под музыку.

Рассматривание детских работ.

Итог.

Вам, ребята, понравилось наше занятие? Какое у вас настроение? Покажите его с помощью карточки. (Солнышко – радостное; солнышко с тучей — грустное)

Беседа

«Из истории праздника — День народного единства» .

Цель:

1. Познакомить детей с праздником — «День народного единства», историей его возникновения.

Задачи:

1. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.

2. формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой.

3. Закрепить знания о флаге, гербе и гимне.

4. Воспитывать любовь и уважение к Родине, проживающим народам.

5. Формировать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

6. Развивать внимание и память

Ход мероприятия

4 ноября вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов. Ребята, как вы понимаете, что такое единство? (когда все люди вместе).

А кто такие патриоты? (это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту).

У праздника День народного единства очень древняя история.

Послушайте, это очень интересно. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось смутой. В стране не было законного царя, не соблюдались законы. Этим воспользовалась Речь Посполитая. Она напала на нашу страну. Захватчики осадили Москву и главную крепость столицы –Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Собрали они войско, помолились иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России – Москву и главную крепость – Кремль.

Два месяца сражались русские воины и 4 ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть независимой.

За это, через много лет, народ собрал деньги на памятник и поставил его на Красной площади, где была одержана победа.

Вот видите, как помнит народ о своих защитниках Отечества.

Поэтому 4 ноября считают днём народного единства, в честь 1612 года.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.

-А сейчас я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.

-Смелость силе воевода.

-Тот герой кто за Родину горой.

-За край свой насмерть стой.

-Сам погибай, а товарища выручай.

-Жить — Родине служить.

-Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

-Если дружба велика, будет Родина крепка.

— Родина любимая, что мать родимая.

— Если дружба велика, будет Родина крепка.

— На чужой стороне, что соловей без песни.

— Жить- Родине служить.

— Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

— Родина-мать, умей за неё постоять.

— Замечательно! Много пословиц и поговорок мы сегодня услышали. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды.

А сейчас мы поговорим о символах России. Каждая страна имеет свою символику: флаг, герб и гимн.

Показ флага России.

У России флаг трёхцветный, он состоит из трёх полосок-белый, синий, красный. Что же они обозначают?

Белый-это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет-это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет-цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Показ герба России.

Что вы видите в центре? Орла.

Расскажите о нём, какой он?

С двумя головами, с поднятыми крыльями. Почему же на гербе России изображён орёл?

Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл-сильное и непобедимое.

Но почему у орла две головы?

Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские.

А что вы видите ещё? Корону.

А как вы думаете, что она обозначает?

Корона обозначает, что в России главный царь.

А что в лапах у орла?

Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава.

Держава — значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.

А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?

Да, в центре изображён герб Москвы.

У каждого государства обязательно есть свой гимн.

Гимн- это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях- во время праздников и других важных событиях.

Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Слушание гимна России.

Хотя праздник ещё молодой, о нём уже слагают стихи.

Чтение стихотворений «Поезжай за моря, океаны»

Так единым будь народ, всем добра желая.

Мы День единства отмечаем, России праздник молодой.

И всем и каждому желаем стране быть верным всей душой!

Сильна великая держава сынами, дочерьми своими.

России не померкнет слава, пока мы вместе и едины!

День Народного Единства

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет, на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой, он движется вперед.

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, жертвует собой.

Во славу тех героев, живем одной судьбой,

Сегодня День единства, мы празднуем с тобой!

Список используемой литературы:

1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей. — Санкт-Петербург: Детство — пресс, 2010.

2. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 7-10 лет. — Волгоград: Учитель, 2013.

3. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в школе: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии

мероприятий. — Волгоград: Учитель, 2007.

4. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в Дошкольном Образовательном Учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.

  • Деньжищь или деньжищ как пишется
  • Деньги это средство распределения материальных благ по труду сочинение
  • Деньги это добро или зло сочинение
  • Деньги что они значат для меня сочинение
  • Деньги сэкономлены как пишется