День народных сказок и былин в библиотеке

Викторина «Богатырская наша сила»

Программное содержание

1.
Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих
русских богатырях — защитниках Земли русской. 
2. Оживить представление о былине, о былинных героях

3.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий и русских богатырях.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским
воинам, желание им подражать.

I. (Дети занимают свои места).

Витязи в
строю едином
Всех дружнее и храбрей
И на честный поединок
Мы зовём богатырей!

  Скажите, пожалуйста, а в связи с каким событием мы с вами
собрались сегодня? /ответы детей.   Да, ребята, 1 января – не только первый
день нового года, но и день былинного богатыря.

В
давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли на страже нашей Родины на
заставе(границе) очень сильные люди – богатыри. Без устали разъезжали они на могучих
конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли
топота чужих коней. Герои-богатыри Древней Руси жили 1000 лет назад, а вот
слава об их подвигах,  как о защитниках земли русской и своего Отечества,  из
глубокой старины дошла и до наших дней.

Да, много подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться да
позавидовать!

Вот поэтому, сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня Былинного богатыря
решили мы вспомнить про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль
молодецкую.

II.
Приветствие команд/ знакомство

Давайте
познакомимся с нашими богатырями и их дружиной. /название и слоган

III.
Конкурсы

Я знаю, что вы готовились к
сегодняшней встрече, читали былины. А знаете ли вы, что раньше былины пелись,
как песни. Певцы былин были замечательными людьми с сильным голосом, ведь
микрофонов тогда ещё не было. А ещё былины использовались в походах в качестве
строевых песен – их хором исполняли княжеские дружинники.

Вопросы
командам.

! Как
мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и
прославились своими подвигами им делами? (Из былин, сказаний,
стихотворений, из книг.)


Былина произошла от слова быль, былина. В русском народе из уст в уста, от деда
к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь
русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.

 ! 
Кто слагал былины о богатырях? (Былины слагал сказитель.
Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал на распев похожие на песню
былины о героях-богатырях, об их подвигах.)


Сказитель рассказывал о том, как было, делах и победах богатырей, о том, как
они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость,
смекалку, доброту.

!
Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Русь Великая.)
.

А
давайте проверим, как вы помните наших далёких предков – защитников, т. е.
богатырей. Итак, интеллектуальная викторина.

Сейчас
я каждой дружине буду по очереди задавать вопросы, на которые они должны,
посоветовавшись вместе, ответить. Если одна дружина не сможет ответить на
вопрос, вопрос переходит к другой дружине.

Каких
русских богатырей вы знаете? (ответы детей)

Конкурс:

 «Составьте
щит» (из разрезанных частей нужно собрать щит).

   
         

!  Вопросы
дружинам

1. Какое значение имеет слово «богатырь»?

а) человек очень умный

б) человек очень ловкий

в) человек очень сильный +

г) человек очень богатый

2. Как называются русские народные песни о подвигах богатырей?

а) рассказ

б) летопись

в) былина +

г) повесть

3. Что являлось оружием богатыря?

а) ружье

б) меч +

в) копье

г) пищаль

4. Назовите имя громадного богатыря, которого «даже земля не
держит».

а) Святогор +

б) Илья Муромец

в) Микула Селянинович

г) Алеша Попович

5. От кого спасает землю русскую Илья Муромец?

а) от Святогора

б) от Соловья-разбойника +

в) от Сухана

г) от Тугарина

Русские богатыри

6. У кого был бой с Тугариным?

а) у Ильи Муромца

б) у Вольги Святославовича 

в) у Алеши Поповича +

г) у Добрыни Никитича

7. С кем боролся Добрыня Никитич?

а) с Алешей Поповичем

б) со Змеем Горынычем +

в) с Кощеем Бессмертным

г) с Соловьем-разбойником

8. Кто из героев новгородских былин играл на гуслях и бывал у
морского царя?

а) Василий Буслаев

б) Садко +

в) Святогор

г) Микула Селянинович

9. Кто из богатырей был пахарем?

а) Илья Муромец

б) Святогор

в) Микула Селянинович +

г) Садко

10. Кто из богатырей умел превращаться в различных животных? /Волх
Всеславович/

11. Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? /сын Змея
Горыныча

12. Кем оказался пахарь, соху
которого не смогла выдернуть из земли целая дружина?  /Микула Селянинович

! конкурс 
Самый сильный богатырь /
предлагается
капитанам – богатырям померяться силой. Кто за 1 минуту больше всех поднимет
гирю

!
Одежда и оружие древнерусского воина.

1)Рубящее оружие.( меч)

2) Колющее оружие ( копье)

3) Оружие для поражения на большом расстоянии.( Лук и стрелы)

4) Доспехи из металлических пластин (латы)

5) Богатырский головной убор (шлем)

6) Рубаха из металлических колец (кольчуга)

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?   /Она защищала богатырей от ударов
копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

!
Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его
украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой,
серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

 Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч –
булава.

Конкурс «Составь слово».  У каждой команды на столе лежит  шарик,
в котором вы найдёте буквы. Надо проткнуть шарик и  составить слова из этих
букв.

 Назовите
слова все вместе, которое вы составили. (Русь. Россия. Родина. )

 Родная
земля: она кормит нас хлебами, поит из своих родников. Вот только защитить себя
сама не может. Обязанность защищать родную землю всегда лежала на тех, кто
силён и отважен…

Заключительная
часть.

Вед.: Наши
воины всегда отличаются смелостью, ловкостью, находчивостью и выдержкой. И
недаром, сегодня мы вспомнили с вами былинных героев, от которых по преданию, и
пошла сила русских воинов. Недаром в народе говорят: «Русский боец – всем
молодец».

Завет богатырей
к нам, своим потомкам:

-Защищать свою
Родину, беречь ее.

-Защищать
слабых, бедных, стариков и детей;

— Быть сильным,
храбрым, мужественным;

— Любить свою
родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

 /Вручаются
всем участникам медали «Юный богатырь» и сладкий подарок

Лагерное мероприятие «День русских богатырей»

Игра-путешествие «По заставам богатырским, по Руси былинной»

(для учащихся 3-6 классов)

Цель: познакомить учащихся с русскими богатырями, обычаями Древней Руси.

Задачи:

Образовательные: закрепление и обобщение знаний, полученных о русских былинах и русских богатырях; расширить представление о русских богатырях; формировать основы народной культуры.

Развивающие: развивать образное мышление детей; быстроту, ловкость, смекалку; развивать двигательную активность детей при помощи подвижной игры.

Воспитательные: через былинный слог воспитывать эстетическое отношение к русским былинам; формировать умение взаимодействовать в коллективе; воспитывать чувство взаимовыручки.

Оборудование:

Маршрутные листы для прохождения испытаний (для жюри)

Берестяные грамоты с заданиями

Грамоты для награждения

Предварительная подготовка:

Чтение былин о русских богатырях

Изготовление одежды русских богатырей из подручного материала.

Выставка книг «Русь былинная»

Ход игры:

Ведущий 1

Ой вы гой еси, добры молодцы!

Братья младшие Ильи Муромца!

Ой, вы гой еси, красны девицы!

Раскрасавицы да затейницы!

(Ведущие делают 3 низких поклона в разные стороны)

Нам по нраву ваш характер боевой!

Темперамент ваш весёлый, заводной!

Ведущий 2

Неспроста мы кланяемся вам,

Прибегая к обходительным словам…

Приглашаем в путешествие мы вас,

Рассказать хотим мы быль былинную,

О богатырях русских и заставах богатырских.

А и гой еси, разудалы добры молодцы!

Собирайтесь-ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Ведущий 1

В те давние-давние годы, когда привольны были степи, тенисты белоствольные леса, жемчужны ручьи и речки, хрустальной свежестью наполнены родники, жили-были богатыри святорусские: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали они родную землю от врагов чужеземных. Зорко всматривались они вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней? Много ратных подвигов на их счету богатырском. Есть чему поучиться у них, есть чему позавидовать и нам с вами.

Поэтому сегодня мы проведём игру-путешествие с нашими сегодняшними богатырями. А посмотреть на эту встречу пришли строгие, но справедливые люди нашей лагерной богатырской заставы – это независимое жюри в составе… (Представление жюри) и весь люд людской, лагерный.

Ведущий 2

Отправились наши герои по Руси-матушке, чтобы себя показать да на других посмотреть. Едут они дорогой дальнею, близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, и приехали богатыри в луга бескрайние. А в поле чистом на распутье путей-дорог увидели они мрачный седой камень, поросший мхом, а на нём – зловещая надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь». Вот у этого камня и встретились наши богатыри.

Ведущий 1

Выходите, стройтесь в ряд.

Пусть народ любуется.

Вы теперь – богатыри,

Гордость нашей стороны.

Вот ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

Конкурс 1 «Витязь на распутье»

Обычно перед боем богатыри называли себя, говорили, какого они роду-племени, а изображения на щите давали сопернику определенные представления о том, с кем он имеет дело. Вот и вам предстоит рассказать о себе, силу и мощь богатыря прославить.

Рассказ о «своём» богатыре.

Ведущий 1

Не проложена в степи дорожка прямоезжая, да не помеха то богатырю святорусскому. Но что это за чудо дивное или это лихо лихое? Свет белый помутился?

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай, черным-черно, как чёрна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица чёрный ворон не пролётыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

Куда попали наши богатыри?

Ведущий 2

Правильно, наша остановка у Чернигова-града.

Конкурс 2 «Богатырская застава у Чернигова»

Посмотрим, как вы юные богатыри вооружились, с чем вы со врагом сражаться готовы. (Богатыри демонстрируют свои доспехи и вооружение)

Ведущий 1

Мы видим, что наши богатыри вооружились основательно, доспехи их прочные, и готовы они сразиться с вражьей силой несметною. Да только не всегда победить врага можно силою, иногда и смекалка нужна. Вот и проверим сейчас ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь богатырям могут прийти наши девицы-разумницы.

Конкурс 3 «Былинная разминка» (выносят берестяные грамоты свёрнутые трубочкой)

Нарисуйте (быстро) значение каждого слова.

Шалыга – дубина, палка, кнут, плеть

Шелом – шлем

Рогатина – оружие для охоты

Грош – двухкопеечная монета

Чебурацкий свинец – гиря на ремне

Жуковинья – кольцо, перстень

Булат – меч

Покляпый – наклонившийся, кривой, изогнутый

Ведущий 2

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

Своей смекалкой вы блеснули, молодцы!

Теперь похвастайтесь умом, юнцы!

Вопросы викторины

Что такое старина? ( Былина)

Кого называли ратными людьми? (Богатырей)

Кто такие калики перехожие? (Странники, поющие духовные стихи и былины)

Кого вылечили калики перехожие? (Илью Муромца)

Как называют камень на развилке трёх дорог? (Бел-горюч камень)

Кого на Руси называли крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами)

Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь)

Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

Как звали крёстного отца Ильи Муромца, главного богатыря на заставе Киевской? (Самсон Самойлович)

Какие богатырские доспехи брал с собою Илья Муромец? («Брал с собой доспехи крепки богатырские: …брал палицу булатную, …копьё брал мурзамецкое, а ещё брал саблю свою острую, ещё брал шалыгу подорожную…»)

Кто такой Соловей-разбойник? (Это лесное чудовище, использующее оглушительный свист для нападения на путников)

Назовите отчество Соловья-разбойника. («Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын…»)

Где располагалась лесная застава Соловья-разбойника? (Лесная застава Соловья-разбойника располагалась у реки Смородины)

Эту реку поначалу считали чисто мифической и на карте не искали. А оказалось, что недалеко от Карачева протекает река Смородиновка. А в 13 км от Карачева лежит село с названием Девять Дубов. «…Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено «гнездо Соловья-разбойника». И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-Разбойник».

Что означает название реки Смородина? (Река Забвения – смрадная)

Сколько детей было у Соловья-Разбойника? (3 дочери)

Назовите любимое «ругательное» слово Ильи Муромца? (Собака: «Что ты на корни, собака, спотыкаешься?»)

На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.)

Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Любава, дочь князя Владимира)

Ведущий 1

Узнайте героя по его описанию: «Он сидит злодей на семи дубах, На семи дубах, на сорока суках» (Соловей — разбойник)

Крупнейшие специалисты в области славянского языкознания много лет исследовали образ этого былинного злодея. Они выдвинули гипотезу о внешности Соловья, «замершей» в переходе от птицы к человеку. А каким вы представили этого героя?

Конкурс 4 «Богатырская мастерская» (домашнее задание)

Перед вами стоит дуб сырой, на котором сидел Соловей-разбойник. Вы должны были изготовить соловья-разбойника из различных материалов: пенопласта, перьев, бумаги, пластилина, проволоки и др. Водрузите своих соловьёв на этот дуб, и пусть жюри оценит ваше творчество.

Ведущий 2

Не проложена в степи дорожка прямоезжая,

Да не помеха то богатырю.

Вот преграды на пути!

Их непросто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать!

Конкурс 5 «Проскочи на коне»

Каждый участник получает лошадь (палка с головой лошади). Ему необходимо преодолеть препятствия, которые встречаются на пути: «горы», «деревья» и «кочки».

Горы – спортивная лестница; деревья – канаты, натянутые на разной высоте на расстоянии; кочки – деревяшки на земле. Надо  преодолеть «гору», проскакать между «деревьями», пройти по «кочкам» (на время).

Ведущий 1

Ой, опять стрелочка калёная принесла весточку берестяную. Только теперь она прилетела с моря Корсуньского. И просят ребятки-корабельщики из неволи вызволить, от Маринки, дочь Кайдаловны.

Выразительное чтение отрывка из былины «Глеб Володьевич»:

Уж ты гой, ты князь да Глеб, ты сын Володьевич!

Уж как падала погодушка со синя моря,

Заметало нас под тот же городок под Корсунь же.

А во том же было городе во Корсуни

Ни царя не было, ни царевича,

Ни королято не было и ни королевича,

А ни князя не было, и ни княжевича;

Как княжила Маринка дочь Кайдаловна…

А мы как ведь в гавань заходили — брала с нас ведь пошлины,

А ведь как паруса ронили — брала пошлину,

Якори те бросали – брала пошлину,

Шлюпки на воду спускали – брала пошлину,

Уж мы в шлюпочки садились – брала с нас ведь пошлину,

А как к плоту приставали — плотово брала,

А ведь как по мосту шли — так мостово брала,

А в таможню заходили – не протаможила;

Да взяла она данипошлины сорок тысячей,

Да взяла у нас трои перчаточки;

Везены были тебе, князю, в подареньицо:

А как первы те перчатки во пятьсот рублей,

А вторы те перчатки в целу тысячу,

А третьим перчаткам цены не было.

Ведущий 2

Вызволить этих корабельщиков можно только добравшись до морюшка Корсуньского, отгадав загадки Маринки хитромудрой.

Конкурс 6 «Загадки от Маринки, дочери Кайдаловны»

Маринка

Уж ты гой еси, ты князь да сын Володьевич!

Я отдам тебе три черненых трито корабля;

А да только отганитко три мои загадки хитромудрые,

Я отдам тебето три черненых корабля.

А как перва та у меня загадка хитромудрая.

1) Что в лете бело, да в зимы зелено?

Ответ:

А как в летето бело – Господь хлеб дает,

А в зимыто зелено – да тут ведь ель цветет.

А загану тебе втору загадку хитромудрую.

2) Что без кореньица растет да без лыж катится?

Ответ:

Без кореньица растут белы снеги,

А без лыжто катятся быстры ручьи.

Загану тебе третью загадку хитромудрую:

3) А как есть у вас да в каменной Москве,

В каменной Москве да есть мясна гора;

А на той на мясной горе да кипарис растет,

А на том кипарисе-дереве сокол сидит.

Ответ:

Как мясна та гора – да мой ведь добрый конь,

Кипарис-дерево – мое седелышко,

А как соловей сидит-то – я, удалой добрый молодец».

Ведущий 1

Молодцы богатыри, отгадали все загадки Маринки и отправились дальше в путь, к стольному Киеву-граду.

Ведущий 2

Аи, под славным городом под Киевом,

Стояла-то застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул — Алёша — поповский сын.

Себе славу добывали и родную землю защищали.

Ведущий 1

Ой, вы гой еси, люди добрые!

Терпеливые да задорные!

Ой, вы гой еси, ребята славные!

Неуёмные, безустанные!

Взговорю-ка я да былинным стихом.

Обращаюсь к вам, люди русские,

Не с простым стишком, с благодарственным!

Конкурс 7 «В стольном Киев-граде»

Мы предлагаем вам написать хвалебные стихи былинным стихом своим соперникам.

Заключительное слово

Вот и закончилось наше путешествие.

Наши богатыри возвращаются домой.

Славит их народ честной!

А красавицы девицы

Петь большие мастерицы,

Их встречают у ворот

И заводят хоровод.

(Вокальная группа исполняет русскую народную песню)

Ведущий 1

Мы отдохнули все на славу,

И победители по праву

Похвал достойны и награды,

А мы призы вручить им рады.

(Слово жюри для подведения итогов и награждения).

Литература

1. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. — М., Детская литература, 1987

2. Картинки для создания грамот и заданий:

https://img.pravda.com/images/doc/c/e/cea58ad-filonov-1-original.jpg

http://900igr.net/up/datai/152044/0015-010-.jpg

https://kursktv.ru/upload/files/stepan-gilev-6.jpg

https://www.pslava.info/files/PSlava/Personal/Indef/2006/Chernigiv.jpg

https://img2.freepng.ru/20180402/gwe/kisspng-paper-ancient-egypt-cyperus-papyrus-scroll-papyrus-5ac26b76813

25.03.2022 Декада устного народного творчества в библиотеках Ашинского района

В библиотеках ЦБС продолжается реализация мероприятий в рамках фольклорно-этнографической программы «Традиции», посвященной Году культурного наследия народов России. С 15 по 24 марта муниципальные библиотеки приняли участие в  Единой декаде устного  народного творчества.

Фольклор – это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой, он очень богат и разнообразен. На мероприятиях, которые прошли в библиотеках, читатели знакомились с лучшими образцами устного народного творчества: пословицами и поговорками, потешками, загадкам, сказками…

В Центральной районной библиотеке были организованы самые разнообразные мероприятия. На улицах города  прошла фолк-акция «Пословица вовек не сломится». Жителям города было предложено угадать пословицы и поговорки, зашифрованные в картинках, на которых спрятались сюжеты народных изречений. Под каждой цифрой — определенная сценка, оставалось только вспомнить, что рассказывали в школе или, что встречалось в книгах. Всем участникам акции были вручены закладки с пословицами и поговорками о чтении и книгах. В клубе «Забота» состоялось  литературно- познавательное путешествие «В страну былин». Участники мероприятия познакомились с историей создания жанров фольклора: преданий и былин, поучаствовали в викторине. В соцсетях все желающие могли принять участие в онлайн  викторине  «Пословица недаром молвится» и проверить свои знания русских пословиц.

Ашинская юношеская библиотека в рамках Декады подготовила для учащихся МКОУ «СОШ № 4 цикл фолктурниров  «Улетное УНТ».  В ходе мероприятий ребята знакомились с жанрами устного народного творчества, активно участвовали в разгадывании  загадок, проговаривали скороговорки,  с удовольствием участвовали в  конкурсах: «Частушка или потешка», «Слово из пословицы не выкинешь», «Загадки из «глухого телефона». В  заключение мероприятия весело и задорно исполнили «Школьные частушки».

В Ашинской детской библиотеке  прошла фольклорная программа «Карусель». Дети младшего школьного возраста выполняли литературные задания: «Загадки детям про всё на свете», «Пословица недаром молвится», «Веселые скороговорки», «В гостях  у героев русской народной сказки».  Юные читатели на абонементе участвовали в фольклорной акции «Ехал Грека через реку». Дети соревновались в выразительном чтении считалок,  прибауток, потешек, а также отгадывали загадки.

 В Ашинской городской библиотеке №2 были подготовлены красочные выставки «Что за прелесть эти сказки!» и «Как пройти в сказку», по материалам выставок были проведены беседы и обзоры. Для ребят провели фольклорные часы «По следам нечистой силы», где они  познакомились с историей Бабы Яги и Кощея Бессмертного, узнали  о других зловредных и не очень «нежитях», обитающих в быличках, легендах и  русских волшебных сказках. Ребята разгадывали каверзные загадки от Бабы Яги, выполняли задания,  вспоминали приметы,  составляли пословицы.

Сотрудники Миньярской библиотеки семейного чтения в социальной сети предложили подписчикам онлайн викторину «Дорогами былин», где нужно было ответить на вопросы о былинных богатырях и их подвигах. Детский отдел библиотеки провел экскурсию по выставке «Дорогами народных сказок» . Также, для ребят, проведён фольклорный калейдоскоп «А ну-ка, отгадай»,на котором детипознакомились с историей возникновения загадок, узнали, какие бывают загадки, выполнили  творческое задание «Изображение отгадок с помощью рисунка», поучаствовали в конкурсе «Мир животных» и отгадали загадки по песням из мультфильмов.

Громкие чтения «Былинный богатырь — Илья Муромец» по книге А.Н.Нечаева «Русские эпические песни-сказания» были организованы в Миньярской городской библиотеке №2.

Принимая участие в Декаде устного народного творчества, Симская городская библиотека №2провела урок фольклора «Легенды земли Уральской» для учащихся 4 класса МКОУ СОШ №2, в ходе которого  рассказала детям о видах устного народного творчества, а затем, более подробно, о легендах и преданиях земли Уральской. Обзор «Мудрость народную книга хранит» помог пользователям акцентировать свое внимание на книгах,  раскрывающих большой пласт устного народного творчества: сказки, былины, басни, народная поэзия. Познавательная акция «Виды устного народного творчества» познакомила различные группы читателей с информацией о фольклоре и что входит в этот богатейший пласт народного творчества.

Симская детская библиотека познакомила юных читателей с презентацией «Поет русская душа». Дети отгадывали загадки про музыкальные инструменты и жанры песен, придумывали окончание частушек и сами исполняли их.  Мероприятие было дополнено ребусами и играми. Презентация сопровождалась прослушиванием музыкальных произведений. В социальной сети была размещена онлайн экспозиция тематической коллекции открыток «Устное народное творчество в открытках Елизаветы Бём». Экспозиция рассказала о том, что такое устное народное творчество, что такое пословицы и поговорки русского народа, а также представила открытки русской художницы Е. Бём с подробным описанием. Ее открытки очень наглядно иллюстрируют все богатство устной народной речи русского народа.

Симская станционная библиотека     провела для ребят путешествие  в страну  «Русского фольклора». В ходе мероприятия учащиеся вспомнили пословицы и поговорки, которые украшают нашу речь,   произносили скороговорки, отгадывали загадки, читали потешки, считалки, дразнилки. К мероприятию  была подготовлена книжная выставка «В гостях у сказки». Для ребят 1 класса  проведена конкурсно — игровая программа   «Книжные двери в сказку». Выполняя  сложные задания,  ребята   рассеяли злые чары волшебника и  все сказки ожили.

В Кропачёвской поселковой модельной библиотеке, в течение недели, была организована викторина «Русский фольклор».Читатели вспомнили частушки, потешки, прибаутки и скороговорки.  Сотрудники библиотеки вместе с детьми совершили путешествие в народную сказку, участвуя в игровой программе «А у сказки тихий голосок». Ребятам предстояло угадать книгу по иллюстрации на обложки. Это ещё раз поспособствовало тому, чтобы участники вспомнили народные сказки.

В Точильненской сельской библиотеке для детей прошла игра-путешествие «Диво дивное – сказка русская». Прежде чем отправиться в путешествие по сказкам, дети ответили на вопрос: «На чем можно передвигаться в сказках?» и «пересев на печку» все отправились в путь. По пути ребята посетили станции: «Пословицы», «Считалочки», «Загадки», вспоминали и знакомились с новыми скороговорками, загадками, песнями, сказками. Маленькие гости библиотеки остались довольны, получили заряд позитива и хорошего настроения.

Сотрудники Укской сельской библиотеки, совместно с работниками СДК, подготовили для  детей фольклорный праздник “Устное народное творчество”. Школьники познакомились с термином «фольклор», с жанрами фольклора. Ребята участвовали в конкурсе на знание пословиц, проговаривали скороговорки, узнали, что такое потешки и прибаутки, небывальщина и небылица, дразнилка, отгадывали загадки, участвовали в викторине по сказкам. С удовольствием приняли участие в инсценировке сказки «Репка». Вниманию детей была представлена книжная выставка «Пусть длится сказка”.

В Биянской сельской библиотеке проведено мероприятие «Бабушкин сундучок», где были зачитаны сказки, народные пословицы,  поговорки и загадки.

Малоязовская сельская библиотека пригласила жителей села на  познавательную игру «Пословица недаром молвится». Участники мероприятия приняли участие в игровых  заданиях: «Продолжи поговорку», «О чем пословица нам эта молвится», «Предмет — пословица».

Еральская сельская библиотека для дошкольников провела  поэтический час «Топотушки — говорушки». Малыши познакомились с устным народным творчеством.  С большим удовольствием они закликали солнышко, водили хоровод, отгадывали загадки, учили скороговорки, играли в игру «По ровненькой дорожке».

Илекская сельская библиотека представила читателям  викторину на знание пословиц и поговорок  «Пословица недаром молвится».  Для жителей села прошло  мероприятие  «И в песнях, и в стихах поэтов пусть асцветает край родной».  Вспомнили  песни, загадки, скороговорки, не забыли и про небылицы.

Целью всех  мероприятий, поведенных в библиотеках Ашинского района — популяризация красоты и глубины русского языка и родной культуры.

«Наши истоки. Читаем фольклор»

[Версия для печати]

Библиотеки Централизованной библиотечной системы приняли участие во Всероссийской акции «Наши истоки. Читаем фольклор» к Международному дню родного языка и вместе со своими читателями вспомнили жанры народного творчества – сказки, былины, пословицы, поговорки.

Библиотека № 2 «Ровесник» провела познавательную игровую программу «Без пословицы речь не молвится» и литературные часы «А почитать тебе сказку?..» для учащихся школ № 3 и 86. Ребята познакомились с историей праздника Международного дня родного языка, вспомнили пословицы и загадки, вместе с Бабой Ягой почитали сказки с книжной экспозиции «Большая выставка Бабы Яги».

В библиотеке № 5 «Першинская» цикл встреч включал фольклорный праздник «Будем песни распевать, в игры разные играть», фольклорное путешествие «С русским задором по русским просторам», фольклорные посиделки «Мифы, быт и традиции русского народа» для учеников школ № 71 и № 57. Дети познакомились поближе с русским фольклором – читали пословицы, пестушки, скороговорки, угадывали загадки, рассказывали о любимой сказке с выставки «По дорогам сказки», играли в народные игры «Ручеек», «Петушиный бой». В исполнении фольклорного ансамбля «Першинские кумушки» прозвучали песни «Во поле берёзка стояла»; «Во саду ли, в огороде». Завершались встречи посещением музейной экспозиции в библиотеке, где многие впервые увидели лапти, коромысло, веретено и другую домашнюю утварь.

В Международный день родного языка в рамках Всероссийской акции «Наши истоки. Читаем фольклор» в библиотеке № 10 «Радуга» прошло несколько встреч для читателей библиотеки. Ребята из детского сада № 121 на фольклорных играх «Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть» узнали, как придумывались игры, сходства и различия игр разных народов, приняли участия в хороводных играх «Клубок», «Кошка и Мышка», «Заинька, выходи», а также в подвижных играх «У медведя во бору» и «Жмурки». Младшие школьники школы № 14 во время фольклорного часа «Путешествие по страницам фольклора» в игровой форме узнали жанры фольклора, путешествуя и выполняя задания по станциям: «Пословицы», «Считалки», «Игры», «Песни», «Скороговорки», «Загадки» и «Сказки». В библиодартсе «Родной язык – Отечества основа. Читаем фольклор» каждая из четырех команд старшеклассников школы №14 сделала по пять бросков дротика и выполнила задания из каждого блока: пословицы, фольклорные фразеологизмы, скороговорки, загадки и былины. В помощь участникам была оформлена книжная выставка-знакомство «Листая страницы русского фольклора». На выставке «Народное творчество» были представлены вышитые полотенца и ковры, изделия из бересты и дерева, матрешек, расписные деревянные ложки и посуда из глины.

Библиотека № 11 им. Я. Гашека пригласила студентов Южно-Уральского государственного технического колледжа на час интересной информации «Фольклорная мозаика Урала» и через предания и легенды о Земле Уральской рассказали о недавнем прошлом горнозаводского края. С ребятами двора читали сказки и предания земли уральской, рассказанные Ю. Подкорытовым, С. Власовой, П. Бажовым. А студенты Челябинского механико-технологического техникума спели частушки и узнали об истории и традициях частушек.

Сотрудники библиотеки № 12 «Порт» рассказали воспитанникам социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Ленинского района и юным читателям о многонациональности России, что у каждого народа свой родной язык и свой национальный фольклор и прочли ребятам башкирское предание об озере Зюраткуль. Заинтересовал ребят рассказ о народных промыслах России и Урала – каслинском литье, палехской миниатюре, жостовской и хохломской росписи, павлово-посадских платках. Завершилась встреча игрой по топонимике Челябинской области и викториной «Уральский говорок».

К акции присоединилась библиотека № 13 «Собеседник». На книжной экспозиции «Народный календарь» были представлены книги, из которых ребята узнали о народных праздниках февраля, а также о многообразии жанров русского народного фольклора: былины, пословицы, поговорки, загадки, сборники русских народных сказок. На выставке-инсталляции показывали предметы народного творчества, домашнюю утварь. Ребята узнали истоки возникновения фольклора, что легло в его основу, чем отличаются малые жанры русского фольклора. На краеведческих фольклорных посиделках «Сказки и предания Южного Урала» вслух читали «Тютьнарскую старину» С.К.Власовой. С большим успехом прошла литературная игра «Пословица век не сломится», где нужно было ответить на вопрос пословицей, закончить пословицу, самим составить из набора слов пословицу. В ходе игры участники узнали много новых пословиц, поговорок, а также познакомились с пословицами других народов. В течение дня читатели библиотеки читали вслух произведения: «Клинок Уреньги» С. Власовой, «Легенды Южного Урала», Ю.Гребенькова «Сугомак и Есказа», «Пословицы русского народа», «Загадки русского народа».

На пяти встречах в рамках акции «Наши истоки. Читаем фольклор» в библиотеке № 14 им. Н.В.Гоголя побывали и дошкольники, и школьники, и студенты. Ребята из школы-интерната №12 для слабослышащих с удовольствием совершили «Путешествие в ФольклорГрад», где послушали сказки, познакомились с разными жанрами фольклора и выставкой «Преданья старины глубокой», поиграли в игру по пословицам и поговоркам, разгадывали загадки, приняли активное участие в инсценировке «Небылицы в лицах». На фольклорных посиделках «Фольклор – душа народная» студенты Южно-Уральского государственного колледжа читали вслух русские народные сказки, придумывали свою сказку по предложенным картинкам, состязались в мастерстве по произношению скороговорок; разгадывали загадки, участвовали в русских народных играх, водили хоровод и пели русские народные песни. На выставке «Преданья старины глубокой» рядом с книгами ребята из детского сада № 310 увидели предметы народного быта: утюг с «горящими» углями, самовар, лапти, расшитые рушники, прялку, печь, кукол, одетых в русские народные костюмы, прослушали рассказ библиотекаря об этих предметах и выбрали сказки для чтения вслух.

В Международный день родного языка библиотека № 16 «Маяк» пригласила детей для знакомства с фольклорными традициями русского народа. Фольклорный праздник «Веселые посиделки» для воспитанников детского сада № 89 провели сказочные персонажи Хозяйка, Домовенок и Емеля. Хозяйка встретила гостей хлебом и солью, рассказала о русском народном творчестве. Дети отгадывали загадки, слушали сказки, прибаутки и потешки, небылицы и скороговорки. Веселые посиделки закончились плясовой под русскую народную песню «Барыня». В игре-путешествии «Фольклор-град» ученики школы № 43 выполняли задания и участвовали в конкурсах. На пути им встретились загадки, предания, небылицы, пословицы и поговорки. Завершая «путешествие», ребята прочли вслух былину «Илья Муромец» и хором спели песенку «Жили у бабуси…». Так, с шутками и прибаутками вернулись дети из путешествия, обогатив себя знаниями. Фольклорный калейдоскоп «Жаворонок – дуда…» открыло выступление трио ансамбля русской песни «Тритатушки» Центра детского творчества «Орбита». Ребята были удивлены, что известные с детства пословицы, загадки, колыбельные песни и сказки это и есть фольклор — устное народное творчество. В библиотеке «Маяк» организована книжно-художественная выставка народных промыслов, которая будет работать до 10 марта.

В библиотеке № 19 «Локомотивная» в литературно-фольклорное путешествие «Душа русского народа» отправились дошкольники детских садов № 89, 270 и учащиеся школы № 53. На фольклорно-познавательной беседе «Славься, Россия, чудо-мастерами» ребята узнали, что народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью русской культуры. На фольклорной экспозиции народной культуры «Русь мастеровая» экспонировались предметы художественных народных промыслов – это глиняные дымковские игрушки, жостовский поднос, платки, гжельский фарфор, деревянные игрушки, ложки, народные куклы в сарафанах и традиционные куклы-берегини, хохломская роспись и др. В ходе знакомства с выставкой все участники пополнили свои представления о декоративно-прикладном искусстве нашего народа, узнали много интересного об истории и культуре России, о традициях наших предков. Рассказ сопровождался знакомством с книгами о народных промыслах – Е.Осетрова «Краса ненаглядная», Е.Каменевой «Волшебная глина», Н.Бедник «Цветы на подносе» и др. В народно-фольклорной игре «Что предметы старины рассказать тебе должны?» ребята «отгадывали» принадлежность каждого предмета к тому или иному промыслу. На фольклорных чтениях «Народная мудрость гласит» участники акции послушали русские народные сказки о ремесле и труде – «Деревянный орёл», «Работник и клин», «Барин и плотник», «Умный работник», пословицы о труде, ремесле и мастерстве, отгадали все загадки о традиционной домашней утвари и посуде, загадки о труде. В продолжение прозвучали чтения уральских сказов «Мастера изумрудного края» о ремёслах и мастерстве, которые собрали и донесли до нас мудрые авторы – Павел Бажов и Юрий Подкорытов.

Библиотека № 20 «Новосинеглазовская» организовала Фольклорный марафон, в котором приняли участие сразу несколько классов школы № 145.

Во время беседы «Притчи – воплощение мудрости предков» учащиеся 4 класса познакомились с таким жанром фольклора, как притча. Библиотекарь зачитывала притчи и спрашивала ребят о смысле той или иной притчи, чему она учит, какова главная идея притчи и т.д. Ответы ребят были интересными. Например, при прочтении притчи «Все оставляет свой след», ребята отвечали, что притча учит контролировать свои поступки, проявлять терпение, даже выдержку характера. Человек вспыльчивый может оставить своими словами глубокие незаживающие раны в душе другого человека на долгие годы. При прочтении притчи «Падать и подниматься» ребята приводили примеры о людях, которые смогли преодолеть какие-то жизненные трудности, победить себя, достичь тех или иных успехов. Притча «Сам слепи свое счастье» заставила ребят порассуждать на тему о человеке – кузнеце своего счастья. Человек только сам может слепить свое счастье, достичь тех или иных жизненных целей. 

На уроке фольклора «Живой лес» школьники узнали, в кого верили древние славяне, какие свойства им приписывали, какие обычаи при этом существовали. На встрече обсудили почему нельзя здороваться за руку через порог, почему на свадьбе разбивают тарелку и почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота. Вспомнили героев славянской мифологии, среди которых леший, водяной и русалки, полевой, домовой, банник, кикимора и др. В завершении урока ребята сыграли в игру «Домовой».

Второклассникам предложили приняли участие в литературной игре «По страницам устного народного творчества». Команды «Добры молодцы» и «Красны девицы» проверили свои знания в конкурсах: «Сказочный цветок», «Кот в мешке», «Тёмная лошадка», «Заморочки из бочки». Команды активно отвечали на вопросы викторины «Исправь сказочные ошибки», приняли участие в конкурсе «Перестрелка считалок» и «Собери пословицу», вспомнили весёлые потешки и пестушки. Капитаны команд состязались в мастерстве по произношению скороговорок, вспомнили сюжеты русских народных сказок, познакомились с предметами быта, традициями и обычаями наших предков. После игры дети познакомились с обзором книжной выставки «Путешествие по страницам фольклора».

В библиотеке № 22 имени Д.Н. Мамина-Сибиряка для школьников Ленинского района состоялся традиционный круглый стол «Уральские посиделки». Гости узнали, чем отличается фольклор от фольклористики, кто такие собиратели и как они собирают фольклор, познакомились с фольклорными традициями и современном фольклоре Урала. Прозвучали легенды и мифы народов Урала, частушки и песни, пословицы и поговорки, предания и сказы, загадки и сказки.

Вниманию гостей представили книжную экспозицию «Фольклорная копилка» Южного Урала. Трудно представить себе более увлекательное чтение, чем книгу «Легенды Южного Урала». Составитель Ирина Кириллова собрала сказания, лишь малую толику того, что сохранила народная память об истории Земли Уральской. Участники круглого стола познакомились с книгами крупного учёного-фольклориста Александра Лазарева, увидели редкую книгу 1949 года издания «Фольклор Урала», который собрал и составил В.Бирюков и другие не менее интересные издания. 

В библиотеке № 25 у книжной выставки «Наши истоки. Читаем фольклор» состоялись громкие прочтения Уральских сказов и легенд по книге «Легенды Южного Урала» и сказов П.П. Бажова, который всю жизнь собирал и обрабатывал сказы Урала. Легенды читала «Елена Прекрасная» из всем известных русских народных сказок. А для школьников библиотекари провели аукцион загадок. С азартом ребята старались угадать как можно больше загадок.

Старт акции «Наши истоки. Читаем фольклор» в библиотеке № 31 «Притяжение» дал театрализованный час знакомства «Ходит сказка по Земле», который вела знаток русского фольклора – Баба Яга. Учащиеся школы № 68 и детского клуба «Бригантина» Детско-юношеского центра Ленинского района узнали, что такое фольклор, познакомились с видами устного народного творчества, а затем поиграли в литературную игру по русским народным сказкам «Волшебная радуга» и постарались угадать на выставке лего-конструирования «Сказки. Загадки. Небылицы» представленные сюжеты из русских народных сказок. Завершилось мероприятие громким чтением сказки «Зимовье зверей», из которой дети узнали, как звери «от зимы лето искали» и как дружба и сплочённость быка, гуся, барана, свиньи, петуха спасла их от более крупных зверей.

Сотрудники детского отдела «Умка» библиотеки № 32 им. М. Горького отметили праздник День родного языка в гимназии № 48. Школьники совершили лингвистический вояж «Путешествие в страну Слов». Ребята со 2 по 4 класс узнали об истории возникновения праздника, активно участвовали в литературной игре «Грамотеи». Школьники вспомнили русские народные пословицы и поговорки, отгадывали загадки, активно участвовали в конкурсе скороговорок.


Дата публикации: 04 марта, 2019 [09:37]
Дата изменения: 04 марта, 2019 [10:55]

Масловская библиотека

       Сказки любят все дети: волшебство и приключения увлекают, развлекают и учат добру и справедливости. И, конечно же, в дни летних каникул невозможно обойтись без Дня сказок. 7 июня в Международный день сказок в сельскую библиотеку пришли ребята из школьного лагеря Масловской общеобразовательной школы, чтобы вместе с хозяйкой книжного дома Камневой Л.Н. пройти по дороге сказок, познакомиться с новыми и  вспомнить старые сказки, узнать много нового и интересного.  В рамках дня юные читатели совершили литературно-познавательное путешествие по книжной выставке  «Все сказки в гости собрались». Ребята читали сказки  замечательных детских писателей: Александра Пушкина, Петра Ершова, Ганса Христиана  Андерсена, Шарля Перро и,  конечно же, вспомнили русские народные сказки, ведь именно с них начинается первое знакомство ребенка с художественной литературой. Ребята с удовольствием приняли участие  в сказочной викторине «Сказки – наши друзья» и продемонстрировали отличные знания, как русских, так и зарубежных сказок, ведь страна сказок — самая удивительная и чудесная страна из всех. Мероприятие прошло весело и увлекательно. Все участники были награждены сладкими призами.

       На мероприятии присутствовало 15 человек.

Кондратьевская библиотека

 7 июня в Международный день сказок в Кондратьевской сельской библиотеке для участников летней оздоровительной площадки библиотекарь НазаренкоО.Н. провела викторину «Лукоморье русских сказок». Возле выставки «Лукоморье» ребята вспомнили сказки А.С. Пушкина, отправились в сказочное путешествие по турам викторины: «Знатоки сказок», «Подскажи словечко», «Заморочки из бочки», «Зеркало»,  рисовали любимого сказочного героя. Все активно учувствовали  в мероприятии, показали отличное знание сказок, были награждены сладкими призами.

     На мероприятии присутствовало 15 человек.

Марьинская библиотека

7 июня библиотекарь Марьинской сельской библиотеки Алиева Ф. М. посетила детский сад с визитом. Вниманию дошкольников была зачитана интересная сказка Братьев Гримм «Король лягушонок», в которой несправедливое отношение злой ведьмы к молодому принцу привели к тому, что принц превратился в лягушонка. И только любовь, дружба, сострадание прекрасной принцессы смогли расколдовать злые чары и в итоге принц и принцессы поженились и жили долго и счастливо. Ребята с большим интересом следили за сюжетом сказки, а после отвечали на вопросы. Кроме того, дети отгадывали загадки по русским народным сказкам.

На мероприятии присутствовало 20 человек.

Находненская библиотека

7 июня в Находненской библиотеке. Оживлённо прошло мероприятие на тему: «Сказка мудрости богата». Дети с интересом разгадывали загадки, читали увлекательные сказки,узнавали героев различных сказок. Дети показали свои знания сказок. После мероприятия ребята обменивались своими впечатлениями. Многие ребята взяли почитать с собой домой сказки,которые им пришли по душе.

Светловская библиотека

7 июня в Светловской библиотеке прошла литературная игра-викторина «Сказки любим мы читать и героев узнавать» для детей детского сада «Солнышко»,  посвященная  Международному Дню сказок.  В начале мероприятия особое внимание было уделено «имениннику» — книге «Стойкий оловянный солдатик», которой в этом году исполнилось 180 лет. Внимательно  ребята слушали сказку. Они были растроганы печальной, но полной опасных приключений историей жизни солдатика, восхищены его выдержкой и мужеством. В игровой чисти мероприятия самые маленькие читатели оказались большими знатоками сказок. Им легко было отправить героя в нужную сказку, ответить, кому принадлежат вещи из бюро находок, разобрать грибы из лукошка Маши из сказки «Три медведя» на съедобные и ядовитые.  В заключение все дети получили сладкий приз и заверили, что когда подрастут, будут активными читателями библиотеки.

Стальновская библиотека

«Чтоб героев книг узнать- надо книги всем читать». Под таким девизом в Стальновской библиотеке прошел утренник «Карусель сказок «для учащихся 1-4 классов. Ребят встречала хозяйка библиотеки Лукина И.И. которая предложила им совершить путешествие по страницам любимых книг и побывать в гостях у любимых героев. И так в путь. Первая остановка «Сказочная» где ребята угадывали сказочных героев -Сестрицу Аленушку и братца Иванушку, Снегурочку и др. Следующая остановка «Зоопарк» где нужно было разгадать кроссворд по сказкам о животных с которым ребята справились быстро и дружно. «Пушкиниада» так называлась следующая остановка. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал А.С. Пушкин. Ребятам предстояло поучаствовать в викторине по сказкам А.С.Пушкина, а потом они нарисовали героев сказок. Завершился утренник музыкальной паузой, где все участники спели песню о дружбе. Каждый участник получил сладкий приз. В библиотеке была оформлена кн. выставка «В гостях у сказки.» На мероприятии присутствовало 25человек.

Октябрьская библиотека

7 июня в международный день сказок библиотекарь Федорчук В.В. пришла в гости к детям средней группы детского сада «Солнышко» воспитатель В .П.Осипенко. И вместе с ними отправилась в сказочное путешествие в сказку «Сказка под подушкой» Путешествовать отправились на ковре- самолете Прочитав сказку « Рукавичка» – ребята пытались изобразить героев сказки. ,а прочитав сказку «Три поросенка»-поиграли в игру «Найди свой домик». Ребята с удовольствием слушали и отвечали на вопросы по сказкам. На мероприятии присутствовало 18 человек

Ярковская библиотека

Летняя пора полна праздников — 7 июня – международный день сказок, этот день – один из самых любимых праздников детворы. В Ярковской сельской библиотеке для юных читателей в этот день проведено  громкое чтение  «Путешествие по любимым сказкам».  Ребята выбрали для чтения несколько книг: сборник русских народных сказок «Сестрица Берёза и три её брата Сокола», «Добрые сказки»- Лидии Огурцовой, «Приключения Горынёнка и его дружка Хитрёнка» -Ирины Азаровой. В непринужденной обстановке ребята так же отгадывали загадки по сказкам и  не только весело но и  с пользой провели время в библиотеке. В этот день было много улыбок, хорошего настроения и конечно же, много интересных сказок . На мероприятии присутствовали 15 человек.  

  • День народного единства рассказ для детей старшей группы
  • День народного единства рассказ для детей средней группы
  • День народного единства рассказ для детей подготовительной группы
  • День народного единства рассказ детям кратко
  • День народного единства на английском языке с переводом рассказ