День русских народных сказок


6 апреля отмечается День русской народной сказки — праздник, который чествует одну из самых ярких форм народного творчества. Сказка учит жизни, развивает воображение, является формой коммуникации; она преподаёт урок и помогает понять, как строится рассказ. У неё много задач и целей, но наибольшее влияние она оказывает, конечно же, на детей.

русские сказки

О пользе сказки

Что такое сказка? Это история с фантастическими элементами и моралью. Сказки создаются по определённым правилам — у них есть структура, и именно эта структура оказывает такое фундаментальное влияние на тех, кто её читает или слушает. Сказка может быть народной и авторской.

В старые времена сказка была преимущественно устной. Её легко рассказывать, в том числе детям на ночь, она хорошо воспринимается. С развитием письменности истории начали записываться, собираться в сборники. Многие писатели и поэты или перекладывали народные сказки на свой лад, или создавали собственные — как Пушкин в России, или как братья Гримм в Германии, живо интересовавшиеся немецкой народной культурой.

В чём же польза сказки, почему она так распространилась, и самое главное — почему её рассказывают почти всем детям?

Сказка учит, что добро всегда побеждает зло

Сказочные персонажи просты — это не современные герои с «серой» моралью. У сказочных героев нет цели быть слишком сложными, нет цели учить ребёнка, что не всё в мире так однозначно. Их задача — привить базовые представления о добре и зле, о справедливости, награде или наказании за поступки. История о том, как добрый молодец побеждает страшное чудовище, стара как мир и очень проста, но в этом её плюс: она даёт ребёнку моральный ориентир.

Сказка учит, что у действий есть последствия

Маленький ребёнок не всегда понимает простую вещь: у действий есть последствия Преступление не останется безнаказанным. Если выбросить манную кашу в окно, как в «Денискиных рассказах» Драгунского, в дверь может постучаться испачканный прохожий. С другой стороны, если ты выберешь быть честным, справедливым и добрым, то произойдёт что-то хорошее. Василиса Прекрасная становится королевой не волею судьбы, а потому что сердце её чище и прекраснее, чем у сводных сестёр.

Сказка учит, что любой способен одолеть дракона

Речь идёт, конечно, не о буквальных огнедышащих ящерах, а о проблемах, с которыми по жизни сталкивается каждый человек. Сказка, как говорил в своё время английский писатель Гил Честертон, не рассказывает ребёнку, что драконы существуют, потому что ребёнок и так это знает. Сказка учит, что любого дракона можно победить. И совсем необязательно быть для этого рыцарем или королевичем — с задачей может справиться и Иванушка, если сильно захочет и постарается.

Сказка учит, что каждый день наполнен волшебством

Для ребёнка воображение — основной способ познавать мир. Что видит взрослый в лесу? Деревья, траву, грибы или животных. Что видит ребёнок? Что за каждой кочкой таятся волшебные существа, что в любой момент на полянке может возникнуть избушка на курьих ножках, а из-за кустов выпрыгнуть Серый волк с Иваном-царевичем на спине. Ничто не развивает воображение ребёнка так же хорошо, как это делает сказка, в интересной и волшебной форме обучая ребёнка прописным истинам.

Сказка учит критическому мышлению

Каждая хорошая история этому учит. Народные сказки были придуманы давно, мир с тех пор значительно изменился, и пусть некоторые базовые вещи остались — триумф добра над злом, добрых людей над плохими, справедливости над злодеяниями, — этика современной жизни во многом поменялась. Сказки следует не просто читать ребёнку, но и побуждать его к обсуждению. Возможно, с чем-то ребёнок окажется не согласен, но это даже плюс: в дискуссии рождается истина, и важно с раннего детства приучать человека вести обсуждение аргументированно и грамотно.

Лучшие русские народные сказки

«Иван-царевич и Марья Моревна». Сказки про Марью Моревну показывают уникальный образ женщины-богатырши. Она сумела пленить злодея Кощея Бессмертного, однако по глупости пленника выпускает из темницы её супруг, Иван-Царевич, после чего Кощей похищает Марью. Теперь Ивану предстоит пройти испытания, чтобы победить Кощея и вернуть возлюбленную. По пути он встречает новых друзей, получает помощь, а в финале, конечно, добро снова побеждает зло.

«Норка-зверь». Относится к сказкам о трёх сыновьях: двое обычно умные и красивые, а третий — Иван-дурак, зато с чистой и светлой душой. Когда отец посылает сыновей охотиться за страшной Норкой-зверем, которая ворует из королевского сада яблоки, первые двое сыновей испытывают душевную слабость, и только Ивану-дураку удаётся выполнить задание, за что его в конце щедро вознаграждают. Другой вариант сказки — «Иван-царевич и серый волк».

«Василиса Прекрасная». История о девочке, над которой издевались мачеха и две её дочери, почти как над Золушкой, только вместо бала девочка отправилась в услужение к ведьме Бабе-Яге. Все задания она выполняла старательно, потому что ей помогал подарок от её покойной мамы, но когда Баба-Яга это узнала, она отправила девочку обратно, подарив ей череп со светящимися глазами. Дома череп испепелил мачеху и падчериц, а у Василисы всё сложилось хорошо — как и бывает у хороших честных девочек.

«Гуси-лебеди». Родители попросили девочку (Алёнушку, Машу, но чаще она остаётся безымянной — сестрицей) присмотреть за младшим братом, а сами отправились на ярмарку. Девочка заигралась и не заметила, как её брата унесли гуси-лебеди. Не пожелав оставить малыша в беде, девочка отправилась за ним в путешествие, пока не нашла его в избушке Бабы-Яги.

«Каша из топора» . Народный сюжет о народной же смекалке. Сказка рассказывает о солдате, который нашёл пристанище в избушке старушки, вот только еды, по словам самой старушки, у неё не было. Тогда солдат предложил сварить кашу из топора — и хитроумным способом заставил хозяйку выдать ему продукты.

Сказки — это истории на все времена. Многие из них были экранизированы, современные авторы постоянно используют сказочные сюжеты в своих произведениях, и не просто так. Нет ничего лучше волшебной сказки для развития воображения, коммуникации с ребёнком, обучения его навыкам чтения, письма, мышления.

А какие ваши любимые русские сказки?

Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими

иконка сердечка

Читайте также

Днём русской народной сказки традиционно считается 6 апреля. На протяжении многих лет взрослые и дети рассказывали друг другу предания. Так они передавались из уст в уста по всей России.

«В сказку верить не забудь – в ней таится жизни суть» – русская народная поговорка. Такие произведения учат людей доброте, мудрости, ответственности и любви к природе. Некоторые родители читают сказки своим детям на ночь. И молодое поколение познаёт из них моральные ценности с юных лет. В наше время фольклорные произведения легче найти, чем раньше, во времена, когда их только слушали и запоминали. Сейчас книги покупают в магазинах или берут в библиотеках. Но когда люди придумали первую сказку?

В начале истории о появлении нового жанра стоят скоморохи. С помощью сказок они веселили царей перед сном. Потом произведения распространились в народе, их рассказывали поначалу мужчины, а потом и женщины. Екатерина II, Всероссийская императрица, даже сама написала две сказки «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее» для своих внуков.

Первый сборник народных сказок создал историк Александр Николаевич Афанасьев в конце 18 века. Его работа включает в себя не только русские, украинские и белорусские, но и мировые произведения. Историк первым собрал такое большое количество фольклорных сказок в один сборник. В него входят такие произведения, как «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Алеша Попович», «Баба Яга», «Лиса и журавль», «Морозко» и другие. В 19 веке народные сказки появились и в школьных учебниках.

Позже сказания стали также авторским достоянием. Они послужили стимулом для развития сказок, как литературного жанра. Например, работы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина тоже считаются сказками. Автор вкладывал в них поучительный смысл. Литературные критики провели аналогию животных из сказок Михаила Евграфовича с человеком нашего времени. Также эксперты уделили внимание народному языку его сказок. Автор подражает русскому фольклору, ведь вкладывает в свои произведения жизненные мудрости, которые актуальны и в наши дни. С помощью них люди, особенно молодое поколение, учатся нравственности, пониманию мира и людей, осознанию своих чувств и эмоций.

В день русской народной сказки, 6 апреля, можно рассказать детям и взрослым о том, с чего всё начиналось, и прочитать малоизвестные произведения. Например, «Белая уточка», «Зайцы и лягушки», «Глиняный парень» и другие.

PLekJFdzzag.jpg?size=1280x865&quality=96&sign=bb2216516e722c1012e11bc89884a579&type=album

Подписывайтесь на наш Telegram-канал — там еще больше важных новостей!

День русской народной сказки отмечается 6 апреля

Не одно поколение детей выросло на русских народных сказках, которые несут в себе порою глубокий смысл, который иногда полностью начинаем понимать только будучи взрослыми. Сказка ложь, да в ней намек…

Сказки являются богатым историческим наследием нашей культуры и очень разнообразны по своему содержанию: здесь и подвиги богатырские, повествования о приключениях Иванов – царевичей или дураков, житие зверья лесного или стариковский быт. С детства мы знаем, что в сказках добро всегда побеждает зло и с волнением следим за приключениями сказочных героев.

Своими мыслями о русских народных сказках делится Светлана Артищева, целитель, психолог, массажист.

Русская народная сказка… При этих словах хочется забраться в кресло с ногами, укрыться пледом и  почитать толстую книгу русских народных сказок. Не те, что в современной обработке, а старые книжки, изданные в советское время.

Чем же мне они так нравятся? Дело в том, что на сказках мы все выросли, и события, происходящие в любимых произведениях, прожитые и пережитые вместе с героями, неоднократно уже стали жизнью нас самих.

Например, моя клиентка, сокрушаясь рассказывает о своих страхах и переживаниях , проживает мощную волну эмоций и выключилась из реальности, уйдя с головой в придуманные тревоги.

Здесь мне вспоминается сказка про глупую Дуню, которую родители оставили на хозяйстве, поехав на ярмарку. Она полезла в подпол, присела на пол и замечталась о том, как выйдет замуж, нарожает деток, те станут бегать по дому, не заметят открытый подпол, упадут, покалечатся и умрут. И заплакала Дуня от горя, так и проплакала до вечера. Вернулись родители домой, а дома не прибрано, печь не топлена, еда не приготовлена. Доченька рыдает сидя на краю подпола о том, чего возможно еще и не будет…

Тут моя клиентка, заслушавшись моим спектаклем одного актера (а рассказываю я очень красочно, с эмоциями) засмеялась и говорит: “Так ведь это я – глупая Дуня”.

Когда работаю при помощи эмоционально-образной терапии, то мы часто используем все волшебные атрибуты сказки: мертвую и живую воду, живую яблоньку и клубочек, который выводит из зачарованного леса. 

В сказке люди допускают волшебное действие таких предметов, а в своей реальности нет. Вот и приходится погружать в волшебный мир тех,  у кого ум с сердцем не в ладу. А что такое сердце, человек забыл давно, потому что не прислушивается к нему, не доверяет.

С детьми проще работать в сказке, потому что они в ней живут, вот и придумываем каждый раз невероятные события, чтобы добрые волшебники без дела не сидели – злодеев победили, а мы посмеялись и порадовались, такая неукротимая у нас фантазия.

А еще я думаю, что чтение народных сказок надо взрослым выписывать, как лекарства. 

Почему? А ты посмотри. Помнишь сказку про курочку Рябу. Вот снесла она старикам золотое яйцо, а они и делать что не знают,  воспринимают его как обычное яйцо.

Зачем бить о стол, ведь если оно обычное, разобьется и из него уже ничего не приготовить. Но они продолжают лупить яйцом по столу. А мышка лишь махнула хвостиком и яйцо разбилось. 

Яйцо – символ мироздания, символ мудрости, которую старики познать не могут. 

Но при всей своей прочности – яйцо ведь из золота, оно настолько хрупкое, что может разбиться от неосторожного действия. 

Сколько смыслов мы здесь можем найти? Великое множество. И о том, как мы своими мыслями на мир влияем, и о том, как небрежно к нему относимся. 

О том, как в жизни многое умом пытаемся понять, а он, как слон в посудной лавке и действие его слишком прямолинейно. 

И о тонкости Души, потому, что она меняется от тончайшего прикосновения и ранить ее можно нечаянно. Да сколько угодно их еще можно найти, к каждому подходящему случаю.

Иногда я чувствую себя Бабой-Ягой в зачарованном лесу. Ко мне приходят люди, которые зашли в свой лес, да и заблудились в нем. 

И тут я беру мертвую воду, излечиваю их раны, затем живой водой возвращаю их к жизни, а потом уж вывожу из зачарованного леса. 

Возвращаются они в свою реальность возрожденными.  И открываю я перед ними дверь со словами: “Двери открываются – сказка начинается!”

А как только человек поверит в свое могущество и в то, что может менять свою реальность, то играть в волшебство ему становится и весело и интересно.

Тут и сказочке конец, как говорится. А кто слушал, да услышал, тот совсем молодец”

06.04.2022 2022 год — Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. 6 апреля – День русской народной сказки.

   

     Днём русской народной сказки традиционно считается 6 апреля. 

     «В сказку верить не забудь – в ней таится жизни суть» – русская народная поговорка. И молодое поколение познаёт из них моральные ценности с юных лет. В наше время фольклорные произведения легче найти, чем раньше, во времена, когда их только слушали и запоминали. Но когда же люди придумали первую сказку?

     В начале истории о появлении нового жанра стоят скоморохи. С помощью сказок они веселили царей перед сном. Потом произведения распространились в народе, их рассказывали поначалу мужчины, а потом и женщины. Екатерина II, Всероссийская императрица, даже сама написала две сказки «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее» для своих внуков.

     Первый сборник народных сказок создал историк Александр Николаевич Афанасьев в конце 18 века. Историк первым собрал такое большое количество фольклорных сказок в один сборник. В него входят такие произведения, как «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Алеша Попович», «Баба Яга», «Лиса и журавль», «Морозко» и другие. В 19 веке народные сказки появились и в школьных учебниках. Позже сказания стали также авторским достоянием. Они послужили стимулом для развития сказок, как литературного жанра. 

     Сказки – это удивительное и уникальное явление в русской литературе, которое несет в себе исключительную поучительность. Ведь именно с помощью народных сказок удается привить детям любовь к собственной культуре, познакомить с неисчерпаемым богатством нашей народной литературы и донести мудрость, дошедшую до наших дней сквозь века.

     Не забывайте свои корни, читайте и рассказывайте сказки!

     Приглашаем всех желающих принять участие в игре «По дорогам волшебства и доброты», которая приурочена ко Дню русской народной сказки. Вопросы помогут вспомнить персонажей любимых русских народных сказок. Желаем удачи.

  • День россии как пишется
  • День рождения старой ели сказка
  • День рождения сказки конек горбунок
  • День рождения с продолжением рассказ
  • День рождения рассказ описание