День сказки когда отмечается

Сегодня, 7 июня, отмечается Всемирный день сказок. Сказки – это удивительный, волшебный, наполненный многовековой мудростью мир.

Есть ли на свете человек, который хотя бы раз в жизни не путешествовал по стране сказок? Наверное, нет. В детстве многие мечтают познакомиться с добрыми феями, гномами или волшебниками. Или иметь волшебную палочку, богатырскую силу, сказочную красоту. А знаете ли вы, откуда к нам пришли сказки? Ответ нам дает Юрий Энтин:

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без нее нельзя нам
.

В древней африканской притче говорится о том, что когда-то давно Мышка, которая могла проскользнуть куда угодно, захотела сплести себе сказки из всего, что видела на своем веку. Каждую сказку она одевала в платье – черное, красное, белое… Сказки заменили ей детей. Но однажды неосторожная Овца выбила двери мышиного домика. Сказки выбежали и разбежались по всей земле.

«Байки», или «басени», от слова «бать», «рассказывать», создавались с глубокой древности. В рукописях, которым четыре тысячи лет, ученые нашли сюжет истории о работящей сестре, злой мачехе и двух ее завистливых лентяйках-сестрах.

Сказки – это не просто веселый, необычный, интересный мир, в котором действуют неординарные герои. Они полны смысла, важного для становления личности человека. В древние времена сказки, притчи рассказывали мудрецы или глубокие старцы. Через волшебные аллегории они объясняли законы мироустройства и давали советы молодым.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа», – так считал Алексей Толстой.

Александр Пушкин советовал молодым писателям читать сказки, чтобы видеть свойства нашего русского языка.

Мы привыкли считать сказку неотъемлемой частью нашего детства. И думаем, что дальше влияние ее на нашу жизнь не распространяется. Но не все так просто. Сказки могут вести нас, как путеводная нить. Исследования показывают, что достаточно узнать, какие сказки любил в детстве человек, чтобы понять, как он будет поступать в определенных ситуациях. Это касается и семейной жизни, и любви, и работы, и денег.

Альберт Эйнштейн говорил: «Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки». А вы знаете, как надо читать сказки? Об этом нам поведал Сергей Островой:

Сказки надо рассказывать ночью,
Под лохматые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочью.
Тут и лешего схватишь за хвост.

Сказки надо рассказывать ярко.
Околдовывать речью цветной.
От беды, от вороньего карка
Уходила б судьба стороной.

Сказки надо рассказывать с толком.
Чтобы даль расступалась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.

Сказки надо рассказывать с чувством.
С потаенной лукавой игрой.
Жил бы вымысел в чуде изустном
Рядом с правдою – старшей сестрой.

Сказки надо рассказывать тихо.
С расстановкой. Ничуть не спеша.
Чтобы в добрый конец, а не в лихо –
Успевала поверить душа…

Дорогие читатели, вас и ваших деток ждут в библиотеках города, где вы можете погрузиться в волшебный мир сказок.

Текст подготовила Татьяна Исанбаева
Центральная городская библиотека Ангарска

7 июня 2021 0:00


// События

1.jpgЧто может быть добрее и мудрее сказки? Всемирный день сказки должен напомнить, что она как жанр не утратила своего значения в современном мире, сказки живут, их любят дети.


Сказки – это богатое культурное наследие. Они складывались веками в культуре каждого народа. Это средство познания окружающего мира, отражение человеческой души. Сказка – жанр устного народного творчества, в котором невероятным образом переплетается реальность и вымысел. Сказки – кладезь народной мудрости, они учат простым человеческим ценностям: доброте, взаимопониманию, справедливости.



А. Н. Афанасьев был первым русским учёным, который упорядочил огромный народный сказочный материал (сказки о животных, волшебные, былинные сказки, исторические сказания, былички (о ведьмах, леших и др.), народные анекдоты, прибаутки, докучные сказки). Первое издание сказок А. Н. Афанасьева вышло в 1855 году, второе издание – в 1873 году.



Сказка – это мир, в котором живут дети. «Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах». Эти слова принадлежат великому сказочнику Х. К. Андерсену, выходцу из самых бедных слоёв датского народа (отец его был башмачником, а мать – прачкой). Андерсен не выдумывал сюжеты для своих сказок, он в доходчивой и образной форме описывал окружающий мир.

2.jpg«Сказки сами приходят ко мне, – говорил Ханс Кристиан. – Их нашёптывают деревья, они врываются с ветром… У меня масса материала. Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».


Литературная сказка тесно связана с народной сказкой, но в отличие от народной, она принадлежит конкретному автору: А. С. Пушкин, П. П. Ершов, В. И. Даль, В. Ф. Одоевский, А. А. Перовский (А. Погорельский), М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, В. Короленко, А. Горький и др. Родоначальником жанра литературной сказки является А. С. Пушкин, для которого чудом и радостью были сказки, рассказанные его няней Ариной Родионовной.



Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.


«…без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребёнка… Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге» (В. А. Сухомлинский).



«Детство не делит действительность на жизнь и сказки. В детстве всё – настоящее. И сказки – тоже настоящее, если они помогают жить. Если в них веришь». (Владислав Крапивин). Давайте верить в чудеса! Расскажи сказку – и чудес в мире прибавится.



В детстве мы жили-были,

Сказочно жили-были,


В детстве все звёзды ярче светили,


Были дома большими.



Шли мы легко за днями,


Щедрой была дорога.


Ах, как сияло солнце над нами,


Как его было много!



Как наше сердце билось!


Как нам светло мечталось!


Что-то исчезло, что-то забылось,


Многое в нас осталось.



Солнце по небу катит,


Вновь ему в небе тесно,


Пусть в человеке светят, не гаснут


Добрые сказки детства.


                                                                    Роберт Рождественский




6 апреля отмечается День русской народной сказки — праздник, который чествует одну из самых ярких форм народного творчества. Сказка учит жизни, развивает воображение, является формой коммуникации; она преподаёт урок и помогает понять, как строится рассказ. У неё много задач и целей, но наибольшее влияние она оказывает, конечно же, на детей.

русские сказки

О пользе сказки

Что такое сказка? Это история с фантастическими элементами и моралью. Сказки создаются по определённым правилам — у них есть структура, и именно эта структура оказывает такое фундаментальное влияние на тех, кто её читает или слушает. Сказка может быть народной и авторской.

В старые времена сказка была преимущественно устной. Её легко рассказывать, в том числе детям на ночь, она хорошо воспринимается. С развитием письменности истории начали записываться, собираться в сборники. Многие писатели и поэты или перекладывали народные сказки на свой лад, или создавали собственные — как Пушкин в России, или как братья Гримм в Германии, живо интересовавшиеся немецкой народной культурой.

В чём же польза сказки, почему она так распространилась, и самое главное — почему её рассказывают почти всем детям?

Сказка учит, что добро всегда побеждает зло

Сказочные персонажи просты — это не современные герои с «серой» моралью. У сказочных героев нет цели быть слишком сложными, нет цели учить ребёнка, что не всё в мире так однозначно. Их задача — привить базовые представления о добре и зле, о справедливости, награде или наказании за поступки. История о том, как добрый молодец побеждает страшное чудовище, стара как мир и очень проста, но в этом её плюс: она даёт ребёнку моральный ориентир.

Сказка учит, что у действий есть последствия

Маленький ребёнок не всегда понимает простую вещь: у действий есть последствия Преступление не останется безнаказанным. Если выбросить манную кашу в окно, как в «Денискиных рассказах» Драгунского, в дверь может постучаться испачканный прохожий. С другой стороны, если ты выберешь быть честным, справедливым и добрым, то произойдёт что-то хорошее. Василиса Прекрасная становится королевой не волею судьбы, а потому что сердце её чище и прекраснее, чем у сводных сестёр.

Сказка учит, что любой способен одолеть дракона

Речь идёт, конечно, не о буквальных огнедышащих ящерах, а о проблемах, с которыми по жизни сталкивается каждый человек. Сказка, как говорил в своё время английский писатель Гил Честертон, не рассказывает ребёнку, что драконы существуют, потому что ребёнок и так это знает. Сказка учит, что любого дракона можно победить. И совсем необязательно быть для этого рыцарем или королевичем — с задачей может справиться и Иванушка, если сильно захочет и постарается.

Сказка учит, что каждый день наполнен волшебством

Для ребёнка воображение — основной способ познавать мир. Что видит взрослый в лесу? Деревья, траву, грибы или животных. Что видит ребёнок? Что за каждой кочкой таятся волшебные существа, что в любой момент на полянке может возникнуть избушка на курьих ножках, а из-за кустов выпрыгнуть Серый волк с Иваном-царевичем на спине. Ничто не развивает воображение ребёнка так же хорошо, как это делает сказка, в интересной и волшебной форме обучая ребёнка прописным истинам.

Сказка учит критическому мышлению

Каждая хорошая история этому учит. Народные сказки были придуманы давно, мир с тех пор значительно изменился, и пусть некоторые базовые вещи остались — триумф добра над злом, добрых людей над плохими, справедливости над злодеяниями, — этика современной жизни во многом поменялась. Сказки следует не просто читать ребёнку, но и побуждать его к обсуждению. Возможно, с чем-то ребёнок окажется не согласен, но это даже плюс: в дискуссии рождается истина, и важно с раннего детства приучать человека вести обсуждение аргументированно и грамотно.

Лучшие русские народные сказки

«Иван-царевич и Марья Моревна». Сказки про Марью Моревну показывают уникальный образ женщины-богатырши. Она сумела пленить злодея Кощея Бессмертного, однако по глупости пленника выпускает из темницы её супруг, Иван-Царевич, после чего Кощей похищает Марью. Теперь Ивану предстоит пройти испытания, чтобы победить Кощея и вернуть возлюбленную. По пути он встречает новых друзей, получает помощь, а в финале, конечно, добро снова побеждает зло.

«Норка-зверь». Относится к сказкам о трёх сыновьях: двое обычно умные и красивые, а третий — Иван-дурак, зато с чистой и светлой душой. Когда отец посылает сыновей охотиться за страшной Норкой-зверем, которая ворует из королевского сада яблоки, первые двое сыновей испытывают душевную слабость, и только Ивану-дураку удаётся выполнить задание, за что его в конце щедро вознаграждают. Другой вариант сказки — «Иван-царевич и серый волк».

«Василиса Прекрасная». История о девочке, над которой издевались мачеха и две её дочери, почти как над Золушкой, только вместо бала девочка отправилась в услужение к ведьме Бабе-Яге. Все задания она выполняла старательно, потому что ей помогал подарок от её покойной мамы, но когда Баба-Яга это узнала, она отправила девочку обратно, подарив ей череп со светящимися глазами. Дома череп испепелил мачеху и падчериц, а у Василисы всё сложилось хорошо — как и бывает у хороших честных девочек.

«Гуси-лебеди». Родители попросили девочку (Алёнушку, Машу, но чаще она остаётся безымянной — сестрицей) присмотреть за младшим братом, а сами отправились на ярмарку. Девочка заигралась и не заметила, как её брата унесли гуси-лебеди. Не пожелав оставить малыша в беде, девочка отправилась за ним в путешествие, пока не нашла его в избушке Бабы-Яги.

«Каша из топора» . Народный сюжет о народной же смекалке. Сказка рассказывает о солдате, который нашёл пристанище в избушке старушки, вот только еды, по словам самой старушки, у неё не было. Тогда солдат предложил сварить кашу из топора — и хитроумным способом заставил хозяйку выдать ему продукты.

Сказки — это истории на все времена. Многие из них были экранизированы, современные авторы постоянно используют сказочные сюжеты в своих произведениях, и не просто так. Нет ничего лучше волшебной сказки для развития воображения, коммуникации с ребёнком, обучения его навыкам чтения, письма, мышления.

А какие ваши любимые русские сказки?

Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими

иконка сердечка

Читайте также

День рассказывания сказок отмечается во многих странах мира 26 февраля, но особенно актуален праздник в нашей стране. Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Традиции русской народной сказки берегутся и развиваются по сей день. Сказка — один из древнейших жанров традиционного русского фольклора.

Сам термин «сказка» появился в XVII веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в XIX веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.

Первый сборник русских народных сказок появился в XVIII веке, и включал в себя такие произведения, как «Сказка о воре Тимашке», «Сказка о цыгане». Все сказки сборника объединяют особенности повествования и развития сюжета, стилистические особенности.

Владимир Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок. Уже в начале XX века выходит в свет целая плеяда сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества.

Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. 

Сказки являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки — это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.

День сказок

по-настоящему волшебный праздник отмечают в нашей стране ежегодно 21 апреля. Волшебный он потому, что этот праздник – День сказок.

Сказки – это то, что у каждого из нас ассоциируется с детством. Сразу вспоминается приглушенный свет настольной лампы, пушистый плед, любимый плюшевый мишка под боком и ласковый мамин голос, читающий сказку. И все переживания героев становились вашими, и перед глазами разворачивались удивительные картины сказочных стран, населенных говорящими животными, феями и колдунами.

Дети всех времен и народов слушали сказки, когда были маленькими. Некоторые ученые считают, что этот жанр происходит из старинных обрядов, о которых уже никто не помнит. Кто-то пытается найти в сказках тайные знания, которые в них якобы были зашифрованы. Большинство исследователей сходится на том, что таким образом люди обобщали свои знания о мире, чтобы затем, в форме образов передать его потомкам.

Действительно, если подумать, то это похоже на правду. Когда-то давно еще не существовало письменности, а после, когда она появилась, ей владели очень немногие люди, в основном, монахи. Поэтому никакой литературы не было у простого народа, никаких записей они не могли вести. Между тем, обеспечить преемственность поколений было необходимо, а люди жили не долго и передавать знания нужно было детям, когда они еще были совсем маленькими. Как еще это можно было сделать? Только так – придумать увлекательный сюжет, с приключениями, сказочными персонажами и волшебными помощниками, а главное, такими же героями, как и сами рассказчики – пастухами и крестьянами.

Так появились сказки и традиция рассказывать их детям. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, пока авторы совсем не канули в лету. Тогда эти произведения превратились в фольклор. Много позже исследователи пытались найти общий корень всех сказок, этим, в частности, занимались Якоб и Вильгельм Гримм. Они собирали народные сказки, обрабатывали их и записывали, превращая в литературные.

Прошло уже много веков, а мы до сих пор рассказываем своим детям те сказки, которые когда-то услышали от своих родителей, те самые, которые прошли вместе с человечеством огромный путь.

В День сказок стоит вспомнить о том, какое значение они имели когда-то и попробовать взглянуть на них по-новому. А что, если не все описанное в них неправда и чудеса действительно возможны?…

  • День рыцаря в средневековье сочинение
  • День русских народных сказок
  • День рубля сочинение рассуждение
  • День россии как пишется
  • День рождения старой ели сказка