Деревня санки сугроб смех вьюга печь бабушка прялка сказка жар птица волк сон кто автор

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнёшь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Анализ стихотворения «Детство» Сурикова

Детство в жизни каждого — незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения — показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения — взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик — главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, — бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

  • зимние катания (первые 6 строф);
  • семейный вечер (следующие 8 строф);
  • сладкий сон (с 15 по 22 строфы);
  • возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук [ш], а в 8 — звуки [о] и [а];
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

  • Следующий стих → Арсений Тарковский — Эвридика
  • Предыдущий стих → Иван Суриков — Садко

Читать стих поэта Иван Суриков — Детство на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Детство» и их характеристика

  1. Мальчик, автор в детстве. Беззаботный, счастливый, впечатлительный, озорной.

План пересказа стихотворения «Детство»

  1. Моя деревня
  2. Горка
  3. Падение
  4. Смех ребят
  5. Вечер
  6. На печи
  7. Домашние работы
  8. Сказка бабушки
  9. Иван-царевич
  10. Жар-птица
  11. Поимка
  12. Пробуждение

Главная мысль стихотворения «Детство»
Детство — самое счастливое время в жизни всякого человека.

  • Чему учит стихотворение «Детство»
  • Отзыв на стихотворение «Детство»
  • Анализ стихотворения «Детство»
  • Средства художественной выразительности в стихотворении «Детство»

Стихотворение учит ценить то, что имеешь, учит радоваться жизни, не думать о бедах и горе. Учит любить свой дом, свою семью. Учит фантазировать.

Мне очень нравится это красивое стихотворение, полное искренней детской радости и непосредственности. Мне нравится то беззаботное настроение, которое дарит это стихотворение. Мне симпатичен мальчик-автор, и его отношение к жизни.

Стихотворение было написано Иваном Суриковым в 1866 году.
По жанру это лирика, с элементами бытовой лирики и пейзажной лирики.
Главный лирический герой — сам автор в свои детские годы. Стихотворение переносит нас в безоблачное детство деревенского мальчика, знакомит читателя с нехитрыми забавами и развлечениями, дарит ощущение тепла родного дома.
Настроение стихотворения — радость, веселье и легкая ностальгия.
Стихотворный размер — хорей, рифмовка перекрестная.

Эпитеты: дом родной, горе крутой, весело хохочут, нехотя бредешь, ветхую шубенку, бабушке седой, ветер злой, чудные края, чудный сад, золотая клетка, ярким чудным светом.
Метафоры: сердце мрет, речь журчит, глаза смежит, дрожа от страха, текли года, омрачали горе и беда.
Сравнения: точно жар горит.
Олицетворения: воет вьюга, ветер поет, солнышко глядит.

Пословицы к стихотворению «Детство»

Всякая молодость резвости полна.
Где веселая молодость, там и радость.
Детство — время золотое.
Два раза молоду не бывать.
Малому, да удалому, и радость в руки. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Детство»
Моя деревня — мой родной дом. Мальчик катится в санках с горки, а когда падает в сугроб, друзья смеются надо ним. Мальчику горе, но ребятам — смех.
Садится солнце, поднимается снег, и дети нехотя расходятся по домам.
Дома мальчик скидывает шубку, лезет на печь и слушает рассказы бабушки. За окном воет вьюга, дед плетет лапти, а мать плетет лен. Зимний вечер кажется бесконечным.
Бабушка начинает рассказывать сказку про Ивана-царевича и серого волка. Мальчик засыпает и ему снится, будто он и есть Иван-царевич. Снится чудесный сад и жар-птица в клетке, снится, как его ловят при попытке украсть птицу. И мальчик просыпается в страхе.
В окно уже светит солнце, а перед иконами молится бабушка.
Весело проходят детские года, без бед и горя.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Детство»

Анализ стихотворения Суриков Детство

Читать стихотворение «Детство»

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой. Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех! Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно. Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнешь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредешь. Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой, И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном. В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет. Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца. И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить: Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал. Слушаю я сказку —
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет. Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит. И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я. Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет. Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит; Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает. Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать. Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон. Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я. Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит. Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали

Горе и беда.

Источник: http://coolchtivo.blogspot.com/2019/12/blog-post4.html

Заучивание стихотворения И.З. Сурикова «Детство»

Анализ стихотворения Суриков Детство

Программное содержание:

Закрепить знание детьми признаков зимы в процессе рассматривания иллюстраций; Вызвать эмоциональный отклик на картины зимней природы.Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения.

Иллюстрации о зиме, альбомные листы, цветные карандаши или краски,
музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года. Зима».

Вступительная беседа.

Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации. Вспомните, как пришла зима (дети вспоминают признаки зимы, рассматривают иллюстрации). Ребята, а вы любите кататься на санках? Я прочту вам стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство». Послушайте внимательно.

Рассказывание стихотворения.

Вот моя деревня;Вот мой дом родной;Вот качусь я в санкахПо горе крутой.Вот свернулись санки,И я на бок — хлоп!Кубарем качусяПод гору, в сугроб.И друзья-мальчишки,Стоя надо мной,Весело хохочутНад моей бедой.Всё лицо и рукиЗалепил мне снег…Мне в сугробе горе,А ребятам смех!Но меж тем уж селоСолнышко давно.Поднялася вьюга,На небе темно.

Весь ты перезябнешь,Руки не согнёшьИ домой тихонько,Нехотя бредёшь.Ветхую шубёнкуСкинешь с плеч долой;Заберёшься на печьК бабушке седой.И сидишь, ни слова…Тихо всё кругом.Только слышишь — воетВьюга за окном.В уголке, согнувшись,Лапти дед плетёт.Матушка за прялкойМолча лён прядёт.Избу освещаетОгонёк светца.Зимний вечер длится,Длится без конца…И начну у бабкиСказки я просить.

И начнёт мне бабкаСказки говорить:Как Иван-царевичПтицу-жар поймал.Как ему невестуСерый волк достал.Слушаю я сказку,—Сердце так и мрёт;А в трубе сердитоВетер злой поёт.Я прижмусь к старушке.Тихо речь журчит,И глаза мне крепкоСладкий сон смежит.А во сне мне снятсяЧудные края.И Иван-царевич —Это будто я.Вот передо мноюЧудный сад цветёт;В том саду большоеДерево растёт.

Золотая клеткаНа суке висит;В этой клетке птицаТочно жар горит.Прыгает в той клетке,Весело поёт;Ярким, чудным светомСад весь обдаёт.Вот я к ней подкралсяИ за клетку — хвать!И хотел из садаС птицею бежать.Но не тут-то было!Поднялся шум, звон;Набежала стражаВ сад со всех сторон.Руки мне скрутилиИ ведут меня…И, дрожа от страха,Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,Солнышко глядит;Пред иконой бабкаМолится, стоит.Весело текли вы,Детские года!Вас не омрачалиГоре и беда.

Беседа по содержанию.

О каком времени года пишет поэт? Что вспоминает Суриков? Как поэт пишет про гору? Какая она?Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору в сугроб»? Как вы думаете, какое настроение у Ивана Сурикова в этот период времени?

Послушайте стихотворение еще раз.

Повторное рассказывание стихотворения.

С какой интонацией я рассказывала отрывок, каким голосом?Чтение стихотворения с установкой на запоминание.

После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы.

Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).Я предлагаю вам читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).

А сейчас давайте попробуем разделиться на 2 подгруппы: 1 подгруппа читает первое четверостишье, а 2 — читает второе четверостишье. Потом можно поменяться.Рассказывание стихотворения воспитателем.

Рассказывание стихотворения детьми наизусть.

А теперь давайте нарисуем к этому стихотворению рисунки.Дети с воспитателем обсуждают, что они будут рисовать (деревья, дом, гору снежную, сани).

В процессе рисования звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Зима».

Норкина Н.Е.

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/blog/zauchivanie_stikhotvorenija_i_z_surikova_detstvo/2010-11-12-2

Анализ стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Отличительной чертой творчества Ивана Захаровича Сурикова является лиричность, образность и простота изложения всех его произведений. Не исключением стало и стихотворение «Детство». Предлагаем ознакомиться с кратким анализом стихотворения И. З. Суриков «Детство» по плану, который будет полезен ученикам при подготовке к уроку по литературе.

Отрывок стихотворения И. З. Суриков «Детство»

  • Вот моя деревня;
  • Вот мой дом родной;
  • Вот качусь я в санках
  • По горе крутой;
  • Вот свернулись санки
  • И я на бок — хлоп!
  • Кубарем качуся
  • Под гору, в сугроб.
  • И друзья-мальчишки,
  • Стоя надо мной,
  • Весело хохочут
  • Над моей бедой.

Краткий анализ стиха Сурикова «Детство»

Вариант 1

В жизни каждого человека детство – особая пора, это беззаботная пора со светлыми воспоминаниями. В юном возрасте каждый день для маленького человека – открытие, ведь ежедневно он познает что-то новое, ранее неизвестное для него.

Ни одна мелочь не может спрятаться от пристального взгляда малыша. Это и хотел показать Суриков в своем стихотворении «Детство», которое входит топ лучших стихов о зиме. Он намекает, что только ребенок может по достоинству оценить каждую мелочь, например, шепот травы или звуки лесных обитателей, а также насладиться свежестью утреннего ветра.

Такие воспоминания навсегда въедаются в нашу память, и забыть их невозможно. Строчки стихотворения напоминают нам, что спустя много лет мы вне зависимости от настроения, возвращаемся мыслями в свое детство, черпая из него положительные эмоции.

Начало в стихотворения довольно бодрое и радостное, но через несколько строк начинают прослеживаться оттенки грусти. Несмотря на сложную философскую идею, стихотворение читается легко и непринужденно.

Суриков утверждает, что наступления зимы ждали абсолютно все: животные, растения и люди.

Стихотворение условно можно поделит на несколько частей. К первой части рассказывается о наступлении зимы и ее роли в природе, а во второй части о роли зимы в судьбе человека.

Природа готовиться к зиме, предвкушая скорую свою гибель (но не навсегда, а лишь на определенный период), эти приготовления видны снаружи, а вот приготовления человека снаружи не видны, поэтому Суриков решил описать их, сравнивая со своими переживаниями. Кроме внутренних переживаний у человека можно проследить и подготовку своего жилища к зиме – он его утепляет, заготавливает достаточное количество еды: «Уж давно крестьянин ждал зимы, избу свою укрыв».

Последние сроки посвящены чувствам растений и людей. Вообще Суриков сравнивает растения с людьми и доказывает, что они также чувствуют боль, когда кто-то отрывает у них листочки. Поэт уверен, что луговая трава может запросто стать лучшим другом ребенку, выслушивая его бесконечную болтовню и оберегая его тайны.

Таким образом, Сурикову удалось написать потрясающее стихотворение, где затронуты очень важные темы – внутренние переживания человека в предчувствии надвигающейся зимы и приготовления природы к зиме. Кроме этого, поэт обращает внимание на детство, доказывая, что это удивительное время открытий и незабываемых эмоций.

Вариант 2

У каждого человека в жизни есть как счастливые, так и печальные воспоминания из жизни. Чаще всего у взрослого человека детская пора вызывает самые теплые и незабываемые воспоминания. Некоторые говорят, что у них не было детства, это совсем не так! У каждого, без исключений есть детство, его не может не быть.

Даже у подростка, который большую часть своего времени проводит в школе – детство, самое ясное воспоминание, которое сразу поднимает ему настроение. Еще в совсем юном возрасте, малыш каждый день открывает для себя что-то новое и интересное, в этом ему должны помогать его родные и близкие, ведь этот этап формирует многие качества человека.

В стихотворении «Детство», Суриков хотел передать именно те незабываемые эмоции, пережитые в младенческом возрасте. Смысл стихотворения несет в себе мысль о том, что каждый ребенок по-своему уникален, но в каждом предмете он видит что-то необыкновенное, волшебное.

Автор пытается донести до нас, что рано или поздно мы вспомним о тех минутах, проведенных на печи рядом с бабушкой, о том, как мы резвились и бегали, играя в футбол с друзьями или же о том, как дедушка, сидя на стуле в уголке, плел лапти, а мама пряла лен на прялке. Такие воспоминания навсегда останутся в нашей памяти.

Для того чтобы выделить состояние мальчика, автор использует такие эпитеты к ветру как: злой и сердитый. Это помогает нам понять, что переживает мальчик, когда слушает сказку, которую рассказывает ему бабушка. Ее речь «журчала», как говорится в стихотворении, это о том, что ее речь словно ручеек: плавная, спокойная, тихая и приятная.

Начало в стихотворении довольно-таки радостное, но в самом конце, в последней строфе стихотворения прослеживаться симфония грусти из-за того, что детство так быстро и скоротечно. Оно закончится, и ты даже не успеешь оглянуться, поэтому необходимо проживать детство так, чтобы при воспоминании о нем, на лице появлялась только улыбка.

Жизнь – самое сложное, что есть на всей планете. Порой самые маленькие огорчения для маленького человека кажутся большим горем и бедой, но потом, через некоторое время все забывается и перекрывается позитивными эмоциями.

Детские годы — действительно самые лучшее время, оно проходит рядом с любимыми и родными взрослыми, которые сделают все, чтобы ваши воспоминания о детстве стали незабываемыми и прекрасными.

Стихотворение «Детство» И. З. Суриков – анализ по плану

Вариант 1

Детство в жизни каждого — незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения — показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения — взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик — главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, — бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

  • зимние катания (первые 6 строф);
  • семейный вечер (следующие 8 строф);
  • сладкий сон (с 15 по 22 строфы);
  • возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук [ш], а в 8 — звуки [о] и [а];
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

Вариант 1

Иван Захарович Суриков (1841 – 1880) – известный русский поэт XIX века. Основным направлением его творчества была так называемая «крестьянская лирика». Его работы были вдохновлены сюжетами из жизни простых русских людей – хлебопашцев, ямщиков, косарей, доярок, словом, всех тех, кому приходилось добывать свой хлеб тяжёлым трудом.

Поэту удивительно тонко удавалось подметить душевное состояние своих героев, тонко выписывать их характеры в своих стихотворениях. Одно из самых знаменитых произведений Сурикова «Зима» и «Детство». В них поэт настолько живых и ярких красках воссоздаёт картины из жизни крестьянского ребёнка, что поневоле проникаешься его настроением, а его радости и горести воспринимаются как собственные.

  1. Речь в стихотворении идёт от лица главного героя – деревенского мальчишки. По-детски кратко он знакомит читателя с окружающим его миром:
  2. Вот моя деревня;
  3. Вот мой дом родной;
  4. Вот качусь я в санках
  5. По горе крутой…

Правдоподобность повествования достигается благодаря междометиям, звукоподражаниям («хлоп!», «хвать!»), ошибкам в словах, выдающим неграмотность маленького героя («качуся», «на печь»). С наивной непосредственностью мальчик оценивает свои злоключения – падение в сугроб для него настоящее горе, хотя остальные ребята смеются над происшествием.

Звонкость и бодрый ритм этому произведению придаёт трёхстопный хорей. Юному читателю будет нетрудно заучить это произведение, так как четверостишия в нём короткие, строки содержат по два-четыре слова, а выражения, как и полагается речи ребёнка, незамысловатые и эмоциональные.

  • Поэт использует рефрены, чтобы рассказ героя звучал реалистичнее:
  • И начну у бабки
  • Сказки я просить;
  • И начнёт мне бабка
  • Сказку говорить:

С помощью ассонансов (повторы гласных «о», «у») оживает не только речь мальчика, но и окружающая природа. Несколько раз упоминается голос стихии («вьюга воет», «трубе», «ветер злой поёт», «за окном»), которая противопоставляется тишине и безопасности в доме. Часто поэт использует слово «тихо», чтобы подчеркнуть спокойствие крестьянского жилища:

  1. И сидишь, ни слова…
  2. Тихо всё кругом…
  3. Я прижмусь к старушке…
  4. Тихо речь журчит…

Противопоставлен этому покою, живо переданный сон мальчика. В отличие от крестьянский будней он яркий и динамичный, наполнен сказочными образами.

  • Лирический герой знакомит читателя не только с собственными приключениями наяву и во сне, но и незаметно раскрывает особенности жизни взрослых людей: прядение льна женщинами, плетение лаптей старшими членами семьи.
  • К финалу читатель понимает, что на самом деле повествование ведётся от лица взрослого, который вспоминает беззаботную детскую пору, но благодаря поэтическому таланту, использованию литературных приёмов оно приобрело черты живого рассказа ребёнка.
  • Вариант 2

Стихотворение «Детство» И. Суриков написал в 1865 г. На тот момент поэту было 24 года, и он только начинал свое восхождение на литературный Олимп. Известно, что детство Иван Захарович провел в деревне. Беззаботная пора навсегда сохранилась в его памяти и в анализируемом стихотворении.

Главная тема произведения – веселое течение детских лет. Она тесно переплетается с зимними мотивами и мотивом семьи.

Автор прославляет детство, ведь в эту пору сердце еще не омрачено бедой, показывает чистую душу ребенка, незапятнанную завистью или ложью. Также И. Суриков демонстрирует красоту зимы.

Поэтому данное стихотворение часто используют ученики, когда пишут сочинение о зиме и детстве в начальным классах.

Рассказ ведется от имени лирического героя. Это мужчина, вспоминающий о своем детстве. Постепенно он полностью сливается с маленьким мальчиком.

В первых строках лирический герой показывает читателю родную деревню и родительский дом. Потом рассказывает о любимой забаве деревенской детворы – катании на санках.

Спуск заканчивает тем, что мальчишка кубарем скатывается в сугроб, но ни на секундочку не огорчается этому.

Ребячье веселье продолжается до наступления темноты. Мальчишка признается, что прозяб, но домой не хочет. Только вьюга заставляет его забежать в теплую избу. А там царит атмосфера уюта и сказок.

Лирический герой вспоминает, как забирался на печи к бабушке и прислушивался к вьюге. С печи было хорошо видно деда, плетущего лапти и матушку, которая прядет лен. Этот эпизод стихотворения И.З.

Сурикова особенно интересен, ведь колоритно воспроизводит крестьянский быт.

С теплотой лирический герой рассказывает, как засыпал под бабушкины сказки. Во сне к нему приходили герои народных сказок: Иван-царевич, жар-птица и серый волк. Таким образом, И.

Суриков вводит в стихотворение фольклорные мотивы. Писатель умело передает фантазии ребенка, рассказывая, как во сне мальчишка бродит по «чудному саду», пытаясь поймать жар-птицу.

Маленького героя ловит стража, и он просыпается от страха.

Утром ребенок замечает бабушку, которая молится перед иконами. Страх, испытанный во сне моментально улетучивается.

Воспоминание о молитве – художественная деталь, показывающая важную черту русских крестьян – непоколебимую веру в Бога. В последней строфе лирический герой возвращается к облику взрослого мужчины.

Он обращается к детским годам, с ностальгией вспоминая об их беззаботности. Обращение риторическое, ведь адресант понимает, что прошлое не вернуть.

Анализируемое произведение по смыслу делится на несколько частей: рассказ о зимних забавах, описание крестьянской семьи, воспроизведение волшебного сна мальчика, обращение к детству. Формально стихотворение делится на катрены с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Сказочный мир детства автор воссоздал при помощи художественных средств. В произведении есть метафоры («воет вьюга за окном», «сердце так и мрет», «в трубе сердито ветер злой поет»), эпитеты («гора крутая», «весело хохочут», «ветхая шубенка») и гипербола («зимний вечер длится, длится без конца»).

Полный текст стихотворения И. З. Суриков «Детство»

  1. Вот моя деревня;
  2. Вот мой дом родной;
  3. Вот качусь я в санках
  4. По горе крутой;
  5. Вот свернулись санки
  6. И я на бок — хлоп!
  7. Кубарем качуся
  8. Под гору, в сугроб.
  9. И друзья-мальчишки,
  10. Стоя надо мной,
  11. Весело хохочут
  12. Над моей бедой.
  13. Всё лицо и руки
  14. Залепил мне снег…
  15. Мне в сугробе горе,
  16. А ребятам смех!
  17. Но меж тем уж село
  18. Солнышко давно;
  19. Поднялася вьюга,
  20. На небе темно.
  21. Весь ты перезябнешь, —
  22. Руки не согнешь, —
  23. И домой тихонько,
  24. Нехотя бредешь.
  25. Ветхую шубенку
  26. Скинешь с плеч долой;
  27. Заберешься на печь
  28. К бабушке седой,
  29. И сидишь, ни слова…
  30. Тихо всё кругом;
  31. Только слышишь: воет
  32. Вьюга за окном.
  33. В уголке согнувшись,
  34. Лапти дед плетет;
  35. Матушка за прялкой
  36. Молча лен прядет.
  37. Избу освещает
  38. Огонек светца;
  39. Зимний вечер длится,
  40. Длится без конца.
  41. И начну у бабки
  42. Сказки я просить;
  43. И начнет мне бабка
  44. Сказку говорить:
  45. Как Иван-царевич
  46. Птицу-жар поймал,
  47. Как ему невесту
  48. Серый волк достал.
  49. Слушаю я сказку —
  50. Сердце так и мрет;
  51. А в трубе сердито
  52. Ветер злой поет.
  53. Я прижмусь к старушке…
  54. Тихо речь журчит,
  55. И глаза мне крепко
  56. Сладкий сон смежит.
  57. И во сне мне снятся
  58. Чудные края.
  59. И Иван-царевич —
  60. Это будто я.
  61. Вот передо мною
  62. Чудный сад цветет;
  63. В том саду большое
  64. Дерево растет.
  65. Золотая клетка
  66. На сучке висит;
  67. В этой клетке птица
  68. Точно жар горит;
  69. Прыгает в той клетке,
  70. Весело поет,
  71. Ярким, чудным светом
  72. Сад весь обдает.
  73. Вот я к ней подкрался
  74. И за клетку — хвать!
  75. И хотел из сада
  76. С птицею бежать.
  77. Но не тут-то было!
  78. Поднялся шум, звон;
  79. Набежала стража
  80. В сад со всех сторон.
  81. Руки мне скрутили
  82. И ведут меня…
  83. И, дрожа от страха,
  84. Просыпаюсь я.
  85. Уж в избу, в окошко,
  86. Солнышко глядит;
  87. Пред иконой бабка
  88. Молится, стоит.
  89. Весело текли вы,
  90. Детские года!
  91. Вас не омрачали
  92. Горе и беда.

Источник: https://litfest.ru/analiz/detstvo.html

Урок 43. И. СУРИКОВ «ДЕТСТВО»

Урок 43. И. Суриков «Детство»(отрывок)

Тип урока: комбинированный
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с творчеством И. Сурикова на примере стихотворения «Детство», мотивировать к изучению других его произведений; содействовать обучению работе с лирическим произведением (деление на смысловые части, выявление главной мысли стихотворного текста, нахождение в тексте изобразительных средств языка (олицетворений, эпитетов, сравнений) и приема повторов), используемых автором), развитию навыка выразительного чтения, выделения голосом логических ударений и пауз, воспитанию любви к чтению, познавательного интереса; способствовать развитию памяти, логического мышления, речи
Планируемые результаты
Предметные: выразительно читают стихи наизусть; передают свое отношение к природе; рассматривают иллюстрации и высказывают свое мнение об увиденном
  • Метапредметные:
  • познавательные: знакомятся со стихотворением; овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют анализ стихотворения; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;
  • регулятивные: осуществляют коррекциюв случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата, с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • коммуникативные: взаимодействуют с окружающими, строят монологические высказывания
Личностные: эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции; имеют представление о ценности и уникальности природного мира
Образовательные ресурсы: книги к разделу «Снежок порхает, кружится…», модель обложки, рисунки по теме урока, карточки с изображением снеговиков

Организационная структура урока

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю-щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Мотивация к учебной деятельности. Общая готовность учащихся к уроку. Концентрация внимания учащихся
  1. Здравствуйте, ребята!
  2. Прозвенел звонок,
  3. Важный, очень важный
  4. Ждет нас всех урок.
  5. Начать его мы поспешим,
  6. Но вначале поглядим,
  7. Как к уроку вы готовы,
  8. Что возьмем мы за основу?
  9. Все на парты посмотрите
  10. И скорей на них найдите:
  11. Дневник, учебник и тетрадку,
  12. А в учебнике закладку.
  13. Ручку и карандаши.

Всё нашли вы? Молодцы.

  • – Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
  • 1. На уроке будь старательным,
  • Будь спокойным и … внимательным.
  • 3. Говорите четко, внятно,
  • Чтобы было все … понятно.
  • 4. Если хочешь отвечать –
  • Надо … руку поднимать
Осуществляют самоконтроль готовности к уроку. Адекватно воспринимают реакцию учителя, акцентируют внимание Осуществляют самоопределение, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Проверка домашнего задания Осуществляет проверку домашнего задания Читают наизусть Владеют навыками выразительного чтения
III. Актуализация знаний – Назовите тему раздела, который мы проходили на уроках литературного чтения. – С какими произведениями из этого раздела мы познакомились? – «Снежок порхает, кружится…». – З. Александрова «Зима», С. Иванов «Каким бывает снег», И. Соколов-Микитов «Зима в лесу», Э. Шим «Всем вам крышка», К. Ушинский «Мороз не страшен», русская народная сказка «Дети Деда Мороза», М. Пришвин «Деревья в лесу» Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме
IV. Сообщение темы, постановка учебных задач – Сегодня мы откроем для себя новое имя в разделе «Стихи русских поэтов»: Иван Захарович Суриков. (См. ресурсный материал.) Внимательно слушают
  1. Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
  2. Ориентируются в своей системе знаний.
  3. Делают выводы в результате работы.
  4. Осуществляют взаимный контроль и оказываютв сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
  5. Формулируют ответы на вопросы
V. Работа по теме урока. 1. Рассказ учи-теля о И. Сурикове Рассказывает о творчестве И. Сурикова Внимательно слушают
2. Прогнозирование содержания произве-дения
  • – Чтобы узнать, о чем пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам:
  • моя деревня
  • мой дом
  • качусь я в санках
  • друзья-мальчишки
  • – Как вы думаете, о чем рассказывается в стихотво-рении?
  • – В каком возрасте мы увлекаемся зимними заба-вами?
– О детях, зимних забавах. – В детстве
3. Первичное восприятие произведения.
  1. – Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство».
  2. – Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве?
  3. – Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве обращались к теме детства, потому что считали детство самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: радости
  4. и сожаления.
  5. – Как думаете, почему?
– Детство – беззаботная пора. – Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернешь Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме
4. Словарнаяработа
  • Кубарем (качуся) – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится, подобно волчку).
  • Ветхий– дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления.
  • Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка.
  • Омрачали – делали мрачным.
  • Смежить – сомкнуть веки, закрыть глаза.
  • (Весь ты) перезябнешь – замерзнешь.
  • (Сердце) так и мрет – замирает.
  • – Каким было детство мальчика?

– С какой целью И. Суриков написал это стихотво-рение?  – Каким предстает поэт в этом стихотворении?

  1. Объясняют значение слов и выра-жений.
  2. – Детство мальчика было радостным и веселым.
  3. – Чтобы рассказать о своем детстве.
Владеют навыками работы со справочной литературой
Физкультминутка
  • Мы пушистые снежинки,
  • Мы волшебные пушинки.
  • Приодели белый свет,
  • Набросали белый плед.
  • Мы друг с другом подружились,
  • В легком танце покружились
  • И на землю тихо-тихо,
  • Опустились и притихли
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
5. Выборочное чтение – Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта?
  1. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.
  2. Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
  3. Ориентируются в своей системе знаний.
  4. Делают выводы в результате работы.
  5. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
  6. Формулируют ответы на вопросы.
  7. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме
6. Сообщение на тему «Детство Сурикова» См. ресурсный материал Внимательно слушают
7. Анализ стихотворения
  • Читает выразительно стихотворение.
  • – Прочитайте 1-ю часть.
  • – Какую картину вы себе представили?
  • – Где происходили события?
  • – Каким было для мальчика воспоминание о катании с горки?

– Как вы объясните смысл строчки: «И я на бок – хлоп!»?

  1. – Как себя чувствовал мальчик?
  2. – Как автор говорит о душевном состоянии маль-чика?
  3. – Вам доводилось кататься с горки и падать в сугроб?
  4. – Что вы чувствовали?
  5. – Как вы думаете: автор вспоминает об этом с радостью или печалью?
  6. – Значит, мы можем сделать вывод, что мальчик был счастлив?
  7. – Прочитайте 2-ю часть.
  8. – А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и попробуйте представить еще одну картину из детства автора.
  9. – О чем рассказывает автор в этой части?
  10. – Какую сказку бабушка рассказывала внуку?

– Что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. – Как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчку: «А в трубе сердито ветер злой поет»? – Обратите внимание, как автор говорит о сказках бабушки и как она их рассказывает. Прочитайте. – Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. – Автор пишет, что детские годы текли весело. Их не омрачали ни горе, ни беда. О чем это говорит?

  • Отвечают на вопросы.
  • Читают 1-ю часть стихотворения.
  • Читают самостоятельно 2-ю часть стихотворения.
  • – Сказку «Иван-царевич и Серый Волк».

– Ему было страшно: «Сердце так и мрет», «Я прижмусь к старушке…» – и интересно. – «Тихо речь журчит». Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо. Читают последнее четверостишие. – Детство – беззаботная пора

8. Моделирование обложки – Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара должна самостоятельно смоделировать обложку к этому стихотворению. Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок Выполняют задание. Осуществляют проверку Осуществляют логические операции, контроль и оценку учебныхдействий
VI. Итог урока. Рефлексия – Что нового узнали? С каким поэтом познакомились?

  1. – Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
  2. – Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
  3. – Прочитайте строчки, в которых описан зимний вечер в кругу семьи.

– Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

  • – Чему учились? 
  • – Для чего нам это нужно?
  • – Чем необычно стихотворение?

– Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? – Кто доволен своей работой на уроке? – Как вы оцениваете в целом общую работу класса на уроке? Раскрасьте снеговиков в тот цвет, который соответствует вашему настроению на уроке

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. – Выразительному чтению и анализу стихотворного произведения.
  3. – Чтобы научиться выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.
  4. – Частая смена действий, событий.
  5. Осуществляют самооценку учебной деятельности
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала
Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть; выполнить задания в рабочей тетради; выполнить рисунки к стихотворению и подобрать к ним слова из текста Записывают задание на дом, задают вопросы Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом

Ресурсный материал

Сообщение учителя о детстве Сурикова

Счастливое детство поэта Ивана Захаровича Сурикова прошло в деревне Новоселово Ярославской губернии. Семья его принадлежала к оброчным крестьянам графа Шереметева. Отец служил в Москве, где у него была небольшая лавка.Мать и бабушка, ласково опекавшие мальчика, оставили в его душе светлые воспоминания, ввели его в мир народных сказок и песен:

И начну у бабки / Сказки я просить;

И начнет мне бабка / Сказку говорить …

Детские годы, которые «весело текли», закончились, когда Ивану исполнилось 8 лет. После смерти матери мальчика привезли в Москву. С тех пор мальчик был на побегушках сначала у отца, потом у дяди, испытывал постоянный голод и унижения.

Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке, была очень тяжелой. Он сам пробовал писать стихи, много читал, черпая вдохновение у великих поэтов.

Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились.

Скрасило ему жизнь знакомство с двумя богомолками, одна из которых познакомила его с житиями святых, духовными стихами, другими книгами религиозного содержания, а вторая – с песенным творчеством русских поэтов.

Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым, Майковым и другими он наслаждался втайне от отца, который сердито поучал мальчика: «Купцу лишняя книжность дохода не даст…

» Не возражая, не вступая в споры, Ваня продолжал покорно везти ненавистный «торговый воз» и до конца дней торговал железом и углем, разным тряпьем и ломом.

Но была у него и другая, тайная, жизнь: он писал светлые песни и грустные стихотворные истории о тяжёлой бедняцкой доле.

Сурикову исполнился 21 год, когда он познакомился с Плещеевым, которому осмелился показать свои стихи. Плещееву стихи понравились, одно из стихотворений с его помощью было опубликовано. С тех пор Суриков активно печатается в журналах.

Его стихи перекладываются на музыку и становятся песнями, которые поются до сих пор и считаются народными: «Рябина», «Степь да степь кругом», песня о казни Степана Разина …

Первый сборник стихотворений Сурикова (1871) в течение короткого времени переиздается дважды.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. («Рябина», «Степь да степь кругом»).

На слова Сурикова музыку писал сам П. И. Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем.

Умер он от чахотки (туберкулеза) в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Для детей им написаны самые тёплые стихи, в которых оживают сказка и волшебство его детства, и фольклорные образы составляют сердцевину жизни ребенка:

  • И на ум приходят детям
  • Бабушкины сказки: 
  • Вот с метлой несется ведьма
  • На ночные пляски; 
  • Вот над лесом мчится леший
  • С головой косматой, 
  1. А по небу, сыпля искры, 
  2. Змей летит крылатый. 
  3. И какие-то все в белом 

Тени в поле ходят…  Детям боязно – и дети  Огонек разводят.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-43-i-surikov-detstvo.html

Урок 11. и.3. суриков «детство», «зима» — Литературное чтение — 3 класс — Российская электронная школа

  • В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не понятны.
  • Кубарем  – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку).
  • Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка.
  • Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
  • Прялка – приспособление для ручного прядения.
  • В стихотворении есть строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, в ХIХ веке, когда было написано стихотворение, семейные вечера отличались от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д.

Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

Проанализируем стихотворение И.З. Сурикова «Детство».

Событие происходило зимой в деревне на горке. Мальчик вспоминал о катании с горки, и как он свалился в сугроб. Но всё равно он был счастлив.

Во второй части стихотворения рассказывается, как внук слушал сказку «Иван-царевич и Серый волк», которую ему рассказывала бабушка. Мальчику было страшно, потому что вьюга завывала, как сердитый, злой волк из сказки. Но старушка рассказывала сказки спокойно, плавно, мирно, и мальчишка сразу успокаивался и засыпал. Ему снился сказочный сон…

Душевное состояние лирического героя автор усиливает описанием природы. Тревогу выражает олицетворениями: сердце мрёт, вьюга поёт; эпитетами: ветер злой и сердитый.

Спокойствие героя автор выражает, сравнивая бабушкину речь с ручейком.

Основная мысль стихотворения заключена в последнем четверостишии. В нём говорится о весёлых детских годах без огорчений.

Это стихотворение автобиографичное. Автор вспоминает все радостные события детства. У него были огорчения, но всё уже в прошлом. Автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.

Детские годы – это действительно весёлые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

Продолжаем знакомиться с творчеством И.З. Сурикова

В стихотворении описываются зимние изменения в природе. С приходом зимы природа засыпает, деревья одеваются в белые наряды. Дни становятся короче, солнце  светит мало. Дети играют в снежки, катаются на санках. Взрослые утепляют жилища. Наступают спокойные вечера для рукоделия, песен, чтения сказок и бесед в кругу семьи.

Поэт для создания образов использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты.

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Например, лес – шапка, поле – пелена.

Эпитет – образное, художественное определение. Например, пушистый снег, снеговые горы.

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Например, снег ложится, лес принакрылся, пришли морозцы.

На примере стихотворений И.З. Сурикова можно понаблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), найдем рифмующиеся слова.

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Ритм – равномерное чередование элементов. Например, мало – настала, укрыто – сердитый.

Рифма – созвучие концов стихотворных слов. Например, стужи – снаружи, щели – метели, давно – темно.

В стихотворениях И.З. Сурикова прослеживается любовь к родным местам, отображаясь в строках:

Вот моя, деревня,

Вот мой дом родной.

Поэт в своём творчестве выражает любовь к природе, описывая русскую зиму в широких деревенских просторах. Поэт привлекает внимание читателей на традиции и быт крестьянского народа на Руси. Это и русские забавы, и сказки, и прядение льна, и плетение лаптей. В избе печь, мужская и женская половины. Всё это объединяется в высокое понятие – Родина.

  1. Сравним произведение живописи и произведение литературы.
  2. Обратимся к словарю Ожегова.
  3. Произведение живописи – картина.
  4. Произведение литературы — создание творческой мысли.

На иллюстрациях учебника изображены счастливые крестьянские дети, катающиеся на санках, труженик- крестьянин, который утеплил жилище на зиму и может отдыхать спокойным зимним вечером, бабушка на печи и внук, который просит рассказать сказку. В них отображается любовь автора к деревенской жизни, любовь к родным просторам, детские воспоминания. Эти картины полностью отображают настроение поэта И. Сурикова при написании стихотворных текстов.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5159/main/

Заучивание стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Детство», конспект занятия по ознакомлению с литературой в старшей группе

Автор занятия: Норкина Н. Е.

Программное содержание:

Закрепить знание детьми признаков зимы в процессе рассматривания иллюстраций. Вызвать эмоциональный отклик на картины зимней природы.
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения.

Материал:

Иллюстрации о зиме, альбомные листы, цветные карандаши или краски, музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года. Зима».

Ход занятия:

Вступительная беседа

Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации. Вспомните, как пришла зима (дети вспоминают признаки зимы, рассматривают иллюстрации).
Ребята, а вы любите кататься на санках?

Я прочту вам стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство». Послушайте внимательно.

Рассказывание стихотворения.

Иван Захарович Суриков, стих. «Детство»

  • Вот моя деревня;
    Вот мой дом родной;
    Вот качусь я в санках
  • По горе крутой.
  • Вот свернулись санки,
    И я на бок — хлоп!
    Кубарем качуся
  • Под гору, в сугроб.
  • И друзья-мальчишки,
    Стоя надо мной,
    Весело хохочут
  • Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,

  1. А ребятам смех!
  2. Но меж тем уж село
    Солнышко давно.
    Поднялася вьюга,
  3. На небе темно.
  4. Весь ты перезябнешь,
    Руки не согнёшь
    И домой тихонько,
  5. Нехотя бредёшь.
  6. Ветхую шубёнку
    Скинешь с плеч долой;
    Заберёшься на печь
  7. К бабушке седой.

И сидишь, ни слова… Тихо всё кругом.
Только слышишь — воет

  • Вьюга за окном.
  • В уголке, согнувшись,
    Лапти дед плетёт.
    Матушка за прялкой
  • Молча лён прядёт.
  • Избу освещает
    Огонёк светца.
    Зимний вечер длится,

Длится без конца…

  1. И начну у бабки
    Сказки я просить.
    И начнёт мне бабка
  2. Сказки говорить:
  3. Как Иван-царевич
    Птицу-жар поймал.
    Как ему невесту
  4. Серый волк достал.
  5. Слушаю я сказку,—
    Сердце так и мрёт;
    А в трубе сердито
  6. Ветер злой поёт.
  7. Я прижмусь к старушке.
    Тихо речь журчит,
    И глаза мне крепко
  8. Сладкий сон смежит.
  9. А во сне мне снятся
    Чудные края.
    И Иван-царевич —
  10. Это будто я.
  11. Вот передо мною
    Чудный сад цветёт;
    В том саду большое
  12. Дерево растёт.
  13. Золотая клетка
    На суке висит;
    В этой клетке птица
  14. Точно жар горит.
  15. Прыгает в той клетке,
    Весело поёт;
    Ярким, чудным светом
  16. Сад весь обдаёт.
  17. Вот я к ней подкрался
    И за клетку — хвать!
    И хотел из сада
  18. С птицею бежать.
  19. Но не тут-то было!
    Поднялся шум, звон;
    Набежала стража
  20. В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,

  • Просыпаюсь я.
  • Уж в избу, в окошко,
    Солнышко глядит;
    Пред иконой бабка
  • Молится, стоит.
  • Весело текли вы,
    Детские года!
    Вас не омрачали
  • Горе и беда.
  • Беседа по содержанию.

Вопросы:

О каком времени года пишет поэт?
Что вспоминает Суриков?
Как поэт пишет про гору? Какая она?
Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору в сугроб»?

Как вы думаете, какое настроение у Ивана Сурикова в этот период времени?

Послушайте стихотворение еще раз. (Повторное рассказывание стихотворения).

С какой интонацией я рассказывала отрывок, каким голосом?
Чтение стихотворения с установкой на запоминание.

После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы.

Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
Я предлагаю вам читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).

А сейчас давайте попробуем разделиться на 2 подгруппы:

1 подгруппа читает первое четверостишье, а 2 — читает второе четверостишье. Потом можно поменяться.

Рассказывание стихотворения воспитателем.
Рассказывание стихотворения детьми наизусть.

А теперь давайте нарисуем к этому стихотворению рисунки.
Дети с воспитателем обсуждают, что они будут рисовать (деревья, дом, гору снежную, сани).

В процессе рисования звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Зима».

Скачать конспект занятия «Детство»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/detstvo.html

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе — горе,
А ребятам — смех!

Моя история началась в рождественский вечер: в кругу семьи мы вспомнили эти строчки, и возник спор, — кто же их автор? Предположили, что Пушкин, но уверенности ни у кого не было.
Позже я нашла в Интернете имя автора (оказалось, я знаю фамилию поэта только по словосочетанию «суриковский кружок»), а также полный (!) текст стихотворения (приведу его в конце), — он гораздо длиннее знакомых с детства четырёх строф.
Мне очень захотелось поделиться своей находкой.
Я читала знакомым эти четверостишья и расспрашивала: кто, по их мнению, автор? Всего я опросила 12 человек (в их числе было 2 филолога), все мнения разделились практически поровну, называли или Некрасова, или Пушкина. Других вариантов не было. При этом, одна знакомая-филолог не рискнула назвать конкретное имя, но уверенно сказала, что точно не Пушкин, т.к. он не использовал глаголы с такими окончаниями, как в слове качу-СЯ. (Кстати говоря, у Пушкина есть глагольные формы с подобными окончаниями, например, в «Евгении Онегине»: рассыпалаСЯ, осталаСЯ.)
Что ж, итог моего опроса – поэта Ивана Сурикова никто не назвал.
Да и не знал, как оказалось.

Поэтому, к одной из встреч нашего литобъединения я подготовила сообщение об этом поэте. И в дненике решила разместить материал — для тех, кто, как и я, захочет заполнить этот пробел.
Ведь то, что И. Сурикову довелось сделать, «выдохнуть случайно довелось», — мы, оказывается, хорошо знаем и помним.
Осталось запомнить имя автора – ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ.
В 2011 году исполнилось 170 лет со дня его рождения — шестого апреля 1841 года.
Интересная историко-литературная параллель – в том же году, всего через три месяца, на Кавказе будет убит М.Ю. Лермонтов.

Итак, родился Иван Суриков в деревне Новосёловка Ярославской губернии.
С восьми лет он был окружён любовью матери и бабушки, поэтому всегда с теплом вспоминал деревенское детство. Однако, в 1849 году, в возрасте восьми лет, мальчик оказался в Москве, чтобы помогать отцу, который работал в торговой лавке (отец был крепостным графа Шереметева на оброке).
Желая вырастить себе хорошего помощника, отец отдал Ивана обучаться грамоте двум пожилым сестрам из купеческого сословия. Одна из них читала мальчику из Жития Святых, духовные стихи. Другая — стихи поэтов-песенников: И. Дмитриева, Н. Цыганова, А. Мерзлякова. В чувствительной душе будущего поэта открылись творческие способности, и он начал писать стихи (однако, стихи подросткового периода были уничтожены автором).
Мальчик много читал, когда удавалось выкраивать время. Он очень любил поэзию Пушкина, а также М. Лермонтова, А. Кольцова, И. Никитина, Н. Некрасова, А. Майкова, А. А. Фета.
Отец, однако, выражал крайнее недовольство литературными наклонностями Ивана, он поговаривал так: «Книжки нам не рука, в попы, в писаря тебе не идти, наши дела не такие! Купцу лишняя книжность дохода не даст, а в мотовство того и гляди введет».

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ. В возрасте двадцати одного года счастливый случай свёл Ивана Сурикова с А. Н. Плещеевым. Тот отметил в стихах Сурикова «черты самобытности, а главное – задушевность и глубокое чувство». Плещеев старается помогать талантливому молодому автору: так в 1863 году в журнале «Развлечение» появляется первое стихотворение Сурикова.
Однако первый сборник стихов Ивана Сурикова выходит только в 1871 году, когда ему уже тридцать. В журналах также появляются стихи, исторические поэмы.
Важно и приятно отметить, что несомненный талант сочетался в нём с требовательным отношением к своему любимому делу, он много времени посвящает литературному труду.
Большую поддержку в жизни и творчестве он нашёл в лице жены, с которой они обвенчались ещё в девятнадцатилетнем возрасте.

Известность позволила Ивану Сурикову расширить круг литературных знакомств. Желая объединить талантливых народных поэтов из разных концов России, Суриков поддерживает связь с разными авторами и начинает заниматься изданием общего сборника – их сборник «Рассвет» выходит в 1872 году.
В том же году, в Москве, по инициативе Сурикова создаётся объединение — «Суриковский литературно-музыкальный кружок», просуществовавший около 50 лет, — вплоть до Октябрьской революции (по другим данным – даже до 1933 года).

В 1875 году, при поддержке Льва Толстого, Иван Суриков становится членом «Общества любителей российской словесности». Всего у него вышло три сборника стихов – в 1871, 1875 и 1877годах.

РАННЯЯ СМЕРТЬ. Все эти годы Иван Суриков продолжал помогать отцу в лавке, где они торговали углём и железом. Тяжёлая работа, нищенское существование, — всё это негативно сказалось на здоровье. Несмотря на предпринятое лечение шестого мая 1880 года в 39-летнем возрасте Иван Захарович Суриков умирает от туберкулёза.

Сохранилось место захоронения в Москве, на Пятницком кладбище с надписью: «Поэт-крестянин Иван Захарович Суриков». Пятницкое кладбище было выбрано из-за существовавшей в те времена традиции: хоронить выходцев из губерний, скончавшихся в Москве, на кладбищах около дорог в их родную губернию (Пятницкое кладбище располагалось по дороге в Ярославскую губернию).

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. Важно отметить, что мастерство поэта формировалось в период, когда народное творчество проникало в литературу, несомненно обогащая её. Благодаря Ивану Сурикову в русской поэтике второй половины девятнадцатого века появляется литературная форма «городского романса». Известны также новации Сурикова в ритмике стиха.
Таким образом, талант творческой личности Ивана Сурикова проявился не только в самобытности его поэтических произведений и его вкладе в развитие литературы. Не только в чутком понимании требовательного отношения поэта к писательскому ремеслу. Но он также проявил дальновидность и организаторский талант, создав «Суриковский литературно-музыкальный кружок».

СТИХИ ИВАНА СУРИКОВА. Стихи его, как и русская народная речь, отличаются мелодичностью, они напевны и искренни, как народная русская песня. Недаром Суриков считал своими учителями Кольцова и Никитина.
Основные темы его поэзии — неростая жизнь крестьянской и городской бедноты, тяжёлое положение женщины, а также пейзажная лирика, стихи о детях.
Критики писали: «Муза Сурикова «почти всегда печальна, погружена в тоску». Что ж, Иван Суриков прожил нелёгкую жизнь, он сам был той городской беднотой, о которой писал с бесконечной болью, но с мудростью и человечностью.
Привожу здесь замечательное, трогательное стихотворение «Мёртвое дитя», написанное совсем молодым, 26-летним поэтом, что свидетельствует о его тонкой душевной натуре. Никакого состояния тоски, о которой писали критики, на мой взгляд, нет в стихотворении – лишь светлая печаль… И на память сразу прходят строчки А.С. Пушкина, написанные чуть раньше — в 1829 году — «печаль моя светла»…

МЁРТВОЕ ДИТЯ

Ночь, в углу свеча горит,
Никого нет, — жутко;
Пред иконою лежит
В гробике малютка.

И лежит он, точно спит
В том гробочке, птенчик,
И живых цветов лежит
На головке венчик.

Ручки сложены крестом;
Спит дитя с улыбкой,
Точно в гробике он том
Положён ошибкой.

Няня старая дитя
Будто укачала;
Вместо люльки да шутя
В гробик спать уклала.

Хорошо ему лежать —
В гробике уютно.
Горя он не будет знать,
Гость земли минутный.

Не узнает никогда,
Светлый житель рая,
Как слезами залита
Наша жизнь земная.

<1867> или <1868>

Строки стихотворения, повторюсь, — глубоко печальны, но печалью возвышающей.

Уже говорилось о том, что стихи Ивана Сурикова напевны, как народная русская песня. Так тексты его некоторых стихов «ушли» в народное песенное творчество, получив вторую, длинную жизнь, и спустя 140 лет мы помним песни: «Сиротою я росла…», «Доля бедняка», «Малороссийская песня» («Я ли в поле да не травушка была»), «Рябина» (в современном исполнении — «Что стоишь, качаясь»), и другие.

РЯБИНА

«Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?»

— «С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.

Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.

Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.

Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».
<1864>

Присутствие темы смерти в стихах Сурикова не угнетает безнадёжностью, ведь он пишет о душевно стойких людях. Об этом проникновенно писал И. Тургенев: «русские люди умирают удивительно, ибо в час последнего испытания думают не о себе и жалеют других».
В 28 лет Иван Суриков пишет стихотворение «В степи». Помните, герой повествования — ямщик, простой русский человек, — чувствуя, что умирает, не забывает повиниться перед другом; передать поклон родителям; проявляет истинное благородство по отношению к молодой жене, думая о её будущей вдовьей доле.
Стихотворение известно по песне «Степь да степь кругом». Авторский текст в народном исполнении претерпел существенное изменение:

В СТЕПИ

Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет…

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;

Как в последний свой
Передсмертный час
Он товарищу
Отдавал приказ:

«Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, —
Не попомни, друг,
Злых моих обид.

Злых моих обид,
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.

Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.

Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.

Молодой жене
Ты скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой…

Кстати ей еще
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне ее кидать!

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!»

Замолчал ямщик,
Слеза катится…
А в степи глухой
Вьюга плачется.

Голосит она,
В степи стон стоит,
Та же песня в ней
Ямщика звучит:

«Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик».

<1869>, <1877>

Важно сказать, что такие известные композиторы, как А. Бородин, П. Чайковский, А. Гречанинов и А. Даргомыжский писали музыку для романсов на слова Ивана Сурикова (например, «В зареве огнистом» — музыка Гречанинова, «Ласточка» («Идет девочка-сиротка…») – музыка Чайковского).
Иван Суриков писал также произведения на исторические темы: былины, сказания («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена»), поэмы на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и др.).
Николай Андреевич Римский-Корсаков (он, кстати, ровесник И.З. Сурикова — родился в 1844 году) написал оперу на основе былины «Садко».
Наиболее известна историческая поэма, написанная за три года до смерти:

КАЗНЬ СТЕПАНА РАЗИНА

Точно море в час прибоя
Площадь Красная гудит.
Что за говор? Что там против
Места лобного стоит?
Плаха чёрная далеко
От себя бросает тень…
Нет ни облачка на небе…
Блещут главы… Ясен день.
Ярко с неба светит солнце
На кремлёвские зубцы,
И вокруг высокой плахи
В два ряда стоят стрельцы.
Вот толпа заколыхалась, —
Проложил дорогу кнут:
Той дороженькой на площадь
Стеньку Разина ведут.
С головы казацкой сбриты
Кудри, чёрные как смоль;
Но лица не изменили
Казни страх и пытки боль.
Так же мрачно и сурово,
Как и прежде смотрит он, —
Перед ним былое время
Восстает, как яркий сон:
Дона тихого приволье,
Волги-матушки простор,
Где с судов больших и малых
Брал он с вольницей побор;
Как он с силою казацкой
Рыскал вихорем степным
И кичливое боярство
Трепетало перед ним.
Душит злоба удалого,
Жгёт огнём и давит грудь,
Но тяжёлые колодки
С ног не в силах он смахнуть.
С болью тяжкою оставил
В это утро он тюрьму:
Жаль не жизни, а свободы,
Жалко волюшки ему.
Не придется Стеньке кликнуть
Клич казацкой голытьбе
И призвать еёна помощь
С Дона тихого к себе.
Не удастся с этой силой
Силу ратную тряхнуть —
Воевод, бояр московских
В три погибели согнуть.
«Как под городком Симбирском
(Думу думает Степан)
Рать казацкая побита,
Не побит лишь атаман.
Знать, уж долюшка такая,
Что на Дон казак бежал,
На родной своей сторонке
Во поиманье попал.
Не больна мне та обида,
Та истома не горька,
Что московские бояре
Заковали казака,
Что на помосте высоком
Поплачусь я головой
За разгульные потехи
С разудалой голытьбой.
Нет, мне та больна обида,
Мне горька истома та,
Что изменною неправдой
Голова моя взята!
Вот сейчас на смертной плахе
Срубят голову мою,
И казацкой алой кровью
Чёрный помост я полью…
Ой ты, Дон ли мой родимый!
Волга — матушка-река!
Помяните добрым словом
Атамана-казака!..»
Вот и помост перед Стенькой…
Разин бровью не повел.
И наверх он по ступеням
Бодрой поступью взошел.
Поклонился он народу,
Помолился на собор…
И палач в рубахе красной
Высоко взмахнул топор…
«Ты прости, народ крещенный!
Ты прости-прощай, Москва!..»
И скатилась с плеч казацких
Удалая голова.
<1877>

И, напоследок, для самых терпеливых и вдумчивых – два стихотворения в авторском варианте: «Рябина» и «Детство», — со второго началось моё повествование.
Перед тем, как перечитать вместе с вами любимые стихи, я признаюсь в глубоком уважении и благодарности к поэту – Ивану Захаровичу Сурикову…

«ДЕТСТВО»

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.

Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
<1866>

Материал подготовлен Корженевской Л.А.
Источник

  • Деревне русский как пишется
  • Деревенский старожил как пишется
  • Депремирование или депремирование как пишется
  • День тюлень как пишется
  • День рождение в стиле сказки для женщины