2018-03-13 10:48:55
0
22828
На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.
История русской деревянной игрушки
Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.
Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.
Исторические центры производства деревянной игрушки в России
Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.
Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.
Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.
Деревянная игрушка в современном мире
С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.
Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.
Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.
Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.
Русская народная игрушка из глины и дерева
Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.
Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).
Абашевская русская народная игрушка
Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.
Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин. Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.
Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.
При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.
Дымковская русская народная игрушка
Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.
В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины. В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.
Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.
Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки:
- Индюк — красочный, словно павлин.
- Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
- Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
- Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
- Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
- Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.
Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.
Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.
Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.
Каргопольская русская народная игрушка
По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.
По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.
Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.
Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.
Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.
Плешковская русская народная игрушка
Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2–3 полоски вдоль фигурки.
Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).
Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки — женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.
В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.
Филимоновская русская народная игрушка
Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.
К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.
Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.
В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.
Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.
Русская народная игрушка из дерева. Богородская игрушка
Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие.
Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны — это герои сказок и басен.
Мазыкская русская народная игрушка
Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.
Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.
Матрешка
Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.
В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.
Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:
- Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
- Мериновские (крупные цветы);
- Семеновские (строгая симметричная роспись);
- Полховские (изображение цветов шиповника);
- Вятские (барышня-северянка).
Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.
Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.
Федосеевская русская народная игрушка
Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.
Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.
Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.
Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.
Птица счастья
Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.
Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:
Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения.
М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:
А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек — вроде как бы Святой Дух.
Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:
Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья.
Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями.
Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.
Русские народные промыслы по изготовлению игрушек из дерева
Токарные и прессованные игрушки, игрушки с росписью
Резные и топорные игрушки
Другие игрушки
О деревянной игрушке
Образцы русской деревянной игрушки археологи находят на территориях древних поселений и в могильниках. Много уже сказано о том, что игрушка сопровождала человека практически всегда.
Поначалу, это были простые куклы, нередко просто рубленые топором. Есть версии, что многие из этих «коников и панок» служили идолами, принимали участие в обрядах, были оберегами. Скорее всего так и было, но спросить уже некого…
Постепенно совершенствовалось ремесло деревообработки, игрушки видоизменялись и усложнялись. На них появился спрос, это уже были не наспех вырезанные в мастерской «коники для сыночка», мастера старались создать нечто новое, своё, а потом несли на базары, где деревянные игрушки с успехом продавались.
Так было в Сергиевом Посаде, где поначалу игрушки вырезали монахи, а затем подмосковный город стал центром производства деревянных игрушек. С образцов этих игрушек взяли начало многие известные ныне направления русской деревянной ремесленной игрушки.
В разделе «Деревянные игрушки» вы сможете прочитать интересные рассказы об истории возникновения, развития, а иной раз и возрождения ремёсел, где главным умением является изготовление игрушек из дерева.
Авторские права
Статья и фото: Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0
Приглашаем приобрести народные игрушки в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Содержание:
- История промысла
- Виды игрушек
- Технология изготовления
- Роспись игрушки
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Виды богородских игрушек
Богородские деревянные игрушки были двух видов:
1. Скульптурная игрушка
2. Подвижная игрушка
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:
Кузнецы, закрепленные на плашках;
Пляшущий мужичок с пружиной внутри;
Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э.
Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.
Исторические центры производства деревянной игрушки в России
Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.
Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.
Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.
Русская деревянная игрушка
Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.
В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.
Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.
Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.
После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.
Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.
В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.
Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?
Символика образа игрушечного мишки
История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.
Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.
Изготовление первых игрушек
Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.
Значимость деревянных игрушек в современном мире
Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.
Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.
Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.
История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.
Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.
Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.
В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-
транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.
Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.
https://educontest.net/ru/1388709/%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8/
Русская народная игрушка — больше, чем просто игрушка. Прежде всего это символ самобытной культуры того или иного российского региона. Не зря из безыскусного предмета детской игры народная игрушка превратилась в музейный экспонат и в объект пристального внимания этнографов, историков и искусствоведов.
Игрушечных промыслов на территории России насчитывается очень много — в основном в тех районах, где были богатые ресурсы древесины и глины. И много умелых резчиков или гончаров. Такие умельцы делали нужные в хозяйстве вещи для своей семьи и на продажу, а из остатков мастерили игрушки для детей. Например, вытесал ремесленник из деревянной заготовки корыто, а из оставшегося не у дел бруска вырезал игрушечную лошадку для сына. Порой эти поделки пользовались даже бóльшим успехом, чем предметы основного производства, — их стали делать специально для продажи на ярмарках. Так постепенно производство игрушек сложилось как отдельный промысел.
Живая глина
Игрушки из глины пользовались в России огромной популярностью. Особенно глиняные свистульки. Ученые считают, что изначально такие свистульки делались не как игрушки, а как защитный оберег — свист отгонял злых духов. Со временем простая свистулька превратилась в полноценный музыкальный инструмент — мастера стали делать игрушки объемными и добавлять отверстия на боках. Поочередно прикрывая пальцами отверстия, можно было исполнять настоящие, хоть и простые, мелодии. Чаще всего свистульки имели узнаваемую форму барашка, журавля, утки, петуха. А иногда — всех сразу. Например, игрушки из Хлуднево — большие притворщики: посмотришь с одного ракурса — птичка, с другого — голова оленя, а с третьего — вообще цветок!
В каждом районе игрушечного глиняного промысла была своя манера лепки и росписи. Оно и понятно, ведь в разных районах глины различались по цвету и текстуре. Например, синяя глина в знаменитой своими игрушками деревне Филимоново трескается при работе. Эти трещины мастера заглаживали влажными пальцами — поэтому даже привычные коровки и лошадки имеют тонкое вытянутое тело с длинной шеей. После обжига синяя глина становится розовато-белой — ее удобно расписывать яркими красками. А в деревне Плешково Орловской области залегает необычная глина с включениями слюды, поэтому традиционная плешковская игрушка после обжига красиво блестит. Чтобы не портить эффект, мастера использовали краски по минимуму. А вот дымковская игрушка, напротив, очень яркая. Ее лепят из красной глины, перемешанной с речным песком, а после обжига белят — сейчас темперными белилами, а раньше — смесью мела и молока. По белому фону игрушку расписывают насыщенным красным, желтым, синим, зеленым. Жизнерадостный дымковский орнамент — часть культурного кода России, не зря его мотивы использовались на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.
Дымковская игрушка
Современная игрушка по-прежнему выполняется мастером от начала до конца. Исследователи замечают, что игрушки того или иного художника даже чем-то напоминают своего творца. Дымковскую игрушку принято делить на массовую и выставочную. Массовая близка к формам XIX века — простые фигурки, расписанные традиционными узорами. Выставочная отражает фантазии автора и допускает эксперименты с формой и цветом.
Деревянная сказка
Россия всегда славилась своими плотниками и резчиками по дереву. Порой их мастерство было настолько поразительно, что сторонние наблюдатели подозревали тут какую-то магию. Например, в Городце говорили: «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться». Каталка — лошадка на колесах. Для ее изготовления городецкие мастера вытачивали больше 30 деталей и просверливали под них отверстия с ювелирной точностью — игрушка делалась без единого гвоздя и клея! Делали в Городце и другие игрушки — барышень, солдат и животных, причем часто все на тех же колесах. Особенность городецкой игрушки — яркая многоцветная роспись с пышными розанами.
Коллеги городецких мастеров из села Богородское, напротив, свои игрушки не раскрашивали. Зато они умели при помощи специального ножа и напильника придавать мягкой липовой древесине сходство с фарфором, а при необходимости передавать в дереве текстуру меха, травы или перьев. Самая знаменитая богородская игрушка — «Кузнецы». Она механическая: дернешь за специальный рычаг-планку — мужик и медведь по очереди колотят по наковальне. Она настолько популярна, что даже украшает собой современный герб поселка Богородское. А игрушкой «Курочки» с балансиром играли еще во времена А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова: одно движение руки — и птички начинают клевать зерна.
Городецкая и богородская игрушка — это «парадный» вариант деревянной игрушки. Они всегда делались на продажу. Но красивые интересные игрушки можно было встретить не только на ярмарках. И не только в Центральной России. Например, во многих домах Архангельской губернии в XIX веке ютились птицы счастья, или, как их еще называли, поморские голубки. Так, М.М.Пришвин в книге «За волшебным колобком» пишет: «Я в “чистой” комнате зажиточного помора. Посреди нее свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». Есть легенда, что первым такого голубка из дерева сделал крестьянин, у которого тяжело болел сын. Отец плел корзину и рассказывал мальчику, что скоро наступит лето, расцветут цветы и запоют птицы. За этим рассказом ловкие пальцы мастера сами собой сложили из щепы птицу. Он повесил ее над кроватью сына — и с этого дня ребенок начал выздоравливать. Кстати, не зря персонаж легенды — корзинщик. Именно корзинщики умели мастерски расщеплять древесину на тонкие пластины, из которых потом складывали корпус и крылья птицы, аккуратно расправляя каждое перо. Чем пластины тоньше, тем ажурнее работа.
Матрешка
Первая кукла была сделана художником С.В.Малютиным в 90-х годах XIX века по образцу фигурок японских семи богов счастья, которые вкладывались друг в друга. Малютин тут же загорелся идеей сделать подобную вещь в русском стиле. Первая матрешка была «восьмиместной». А вот в 1970-м году на фабрике «Семеновская роспись» изготовили набор из 72 кукол, каждая со своим уникальным узором. Эта матрешка попала в Книгу рекордов Гиннесса.
Лоскутная подружка
Русскую тряпичную куклу игрушкой можно назвать лишь условно, настолько серьезно к ней относились в российских деревнях. Таких кукол мастерили из лоскутков, набивали соломой, крупой или смесью золы с водой. У традиционных русских кукол белые лица — им не рисовали ни глаз, ни рта. Вдруг линия пойдет криво, и у куклы окажется скверный характер? Никогда лоскутные куклы не делались на продажу — только для своих. Дело в том, что для изготовления кукол брали старую одежду — тут отрез отцовской рубахи, там кусок бабушкиной юбки. И кукла воспринималась как часть рода — как же ее отдашь в чужие руки? Наоборот, выходя замуж, девушка забирала своих кукол с собой. Если вспомнить сюжет русской сказки «Василиса Прекрасная», становится ясно почему. Там кукла — помощник и защитник главной героини против козней злой мачехи. Даже когда все закончилось хорошо, и Василиса вышла замуж за царя она «помощницу-куколку до конца своих дней носила в кармане». Правда, иногда кукол можно было дарить. Например, в Калужской области парень, который безуспешно ухаживал за девушкой, мог на посиделках вручить ей специально сшитую для этого случая тряпочную куклу-перевертыш: сверху красавица, а если вывернуть наизнанку — старуха! Вот такой тонкий намек на то, что нечего женихами бросаться.
Конечно, в эпоху лего и куклы Барби, никто не играет деревянными лошадками и не свистит в глиняные свистульки. Русская народная игрушка потеряла свой практический смысл, но зато превратилась в артефакт, который связывает настоящее с прошлым. Не зря игрушки сегодня экспонируются в этнографических и исторических музеях, причем во многих из них можно попробовать себя в роли мастера: взять в руки глину или кусок дерева и сделать свою игрушку, точно как сто лет назад.
Куклы-неразлучники
Они символизируют единство молодой семьи — не зря одна рука у кукол общая. По традиции неразлучников делают без каких-либо режущих инструментов — мало ли, вдруг семейное счастье отрежешь? Лоскутки ткани от полотна отрывают, а не отрезают, а для связывания используют цельную нить жизнеутверждающего красного цвета. Оберег хранят всю жизнь. Правда, если куколка сломалась, можно изготовить новую. Например, на годовщину свадьбы.
Т.Ю.Борисова
Деревянная игрушка
На Руси игрушку делали повсеместно, сначала между делом, чтобы детей потешить, а со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами.
Основными центрами деревянной игрушки были: Архангельская, Новгородская, Вологодская, Владимирская, Нижегородская, Московская губернии.
Среди игрушек особое место для мальчиков занимали лошадки, вырезанные из дерева. Кони — «коники» подчинялись форме бруска дерева, имели массивные туловища, маленькие головы и нерасчлененные ноги. На Мезени и Печоре ноги коней делали более динамичными. Появились там и кони запряженные в сани. Кони у славян считались главными животными, их вышивали на рубахах и полотенцах. Без коня не было и хлеба.
Для мальчика в каждом доме обязательно делали деревянного коня. Был такой обычай: когда малышу исполнялось 3 года, с его головы состригали прядь волос и сажали на настоящего коня. Это считалось обрядом посвящения в мужчины-воина. Потом живого коня заменил деревянный: конь-каталка на колёсиках, кони-салазки, конёк-скамья или просто палка с верхним концом, оформленным в виде головы коня».
В Кирилловском уезде существовало кустарное производство игрушек, среди них особенно выделяются кони-каталки. Это кони-колоды поставленные на колеса и «каретки»- похожие на двухголовые существа, их шеи переходя в поднятые хвосты, которые являются задними стенками экипажа. По оранжево-красному фону коников, наносят черные штрихи, крестики, круги — символ солнца.
В Поволжье изготовляли пары и тройки лошадей, кукол, карусели, мельницы, погремушки, свистульки, вертушки. В этих игрушках исчезла массивность большого куска дерева, их делают из дошечек, щепочек, круглых палочек. «Щепной товар» или «топорщина» называли эти игрушки.
Игрушки расписывали свободной кистевой росписью, чаще всего простыми незамысловатыми орнаментами в виде точек, линий, цветов.
Кратко о игрушках по материалам сайта «Мир дерева».
Содержание статьи
- История русской народной игрушки
- Из какого материала делали русские народные игрушки?
- Как украшали?
- Образы
- Народные игрушки разных регионов России
- Дымковская
- Филимоновская
- Богородская
- Каргопольская
- Русская народная игрушка своими руками
- Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Пеленашка»
- Мастер-класс «Кукла колокольчик»
- Мастер-класс «Дымковская барышня из бутылки и пластилина»
- Вопросы и ответы
Игрушка – одна из древнейших форм творчества. В ней отражены национальные особенности и своеобразие русской культуры. Многие русские народные игрушки служили не только для игры, но и использовались в обрядах. В основном это были различные свистульки из глины, соломенные и тряпичные куклы.
История русской народной игрушки
Первые игрушки появились задолго до возникновения Руси. Славянские племена использовали для развлечения младенцев погремушками с зерном, для мальчиков постарше изготавливались простые фигурки из дерева и глины. Девочки в древние времена играли куколками из соломы или разноцветных тряпочек от старой одежды. Крестьянские дети часто делали игрушки своими руками. Особенно красивые фигурки продавались на праздничных ярмарках.
Кукла-панка – одна из самых древнейших игрушек. Название происходит от слова «панг», что означает «корень» или «ствол». Ее вытачивали из цельного куска дерева. Фигурки изображали каменную бабу, столбообразного идола, которому поклонялись древние славяне. Она служила символом продолжения рода. Детей приучали обращаться с ней аккуратно. Люди верили: если дети долго и усердно, но при этом бережно играют куклами, то в семье будет достаток.
Интересный факт. Лица древних кукол часто не расписывали, так как верили, что через глаза в фигурку может вселиться нечисть.
С течением лет люди научились делать более совершенные игрушки и куклы из дерева, глины, фарфора. Но в начале ХХ века игрушечный промысел в России оказался на грани вымирания. Ремесло перестало кормить, его забросили и частично позабыли. Только после окончания Великой Отечественной войны мастерицы снова взялись за работу.
Из какого материала делали русские народные игрушки?
Для изготовления игрушек на Руси издавна использовали 4 вида материалов:
- Дерево. Фигурки вырезали из мягких пород: липы, ивы, тополя, ольхи, каштана. Самые простые игрушки представляли собой сучки дерева, только слегка подправленные ножом. Иногда они дополнялись шишками, которые служили руками. Пример такой игрушки – «моховики». Эти фольклорные персонажи дровосеков и старушек с вязанками хвороста произвели фурор среди зарубежной публики на Парижской выставке 1890 года. Из дерева изготавливали коников, птиц, дудочки и символ России – матрешку.
- Глина. Одна из наиболее традиционных областей русского народного искусства – глиняная игрушка. Мастера лепили из глины реальные и воображаемые предметы и образы, а затем наносили яркий узор. В разных регионах использовался свой способ лепки, вид глины, цвет красок и орнамент. Многие игрушки были свистульками.
- Ветошь. Износившуюся одежду, мешки и постельное белье в старину не выкидывали, а делали из них куклы-обереги. Самыми охранными считались куколки, сделанные без ножниц и иголки. Ветошь рвали руками, а потом складывали или перевязывали нитками в определенном порядке. Лицо по традиции оставляли белым.
- Солома. Почти на каждый праздник древние славяне изготавливали гигантские соломенные фигуры. Яркий тому пример – чучело Масленицы. Маленьких соломенных куколок плели в основном на потеху детишкам. Пучок соломы перевязывали соломенным жгутом (свяслом) так, чтобы получились голова, руки, ноги и туловище. Часто куколка делалась на ходу, когда шли работы в поле. Детских садов тогда не было, и малые дети всегда были рядом с матерью.
Как украшали?
Русская народная игрушка отличается самобытными узорами и яркими цветами: красным, желтым, зеленым, синим. Ткани для кукол и глиняные фигурки часто белили, чтобы цвета на белом фоне выглядели еще ярче. Побелку готовили из мела и молока, использовали темперные краски, которые замешивались на яйце с квасом. Роспись выполняли палочками и перьями. Также для украшения использовали сусальное золото.
Узоры и цвета русских народных игрушек тесно связаны с народными верованиями и символами природы.
Что они означают:
- белый – чистота;
- зеленый – природа;
- желтый – жизнь;
- красный – сила и здоровье;
- синий – небо;
- волна – влага;
- круг – солнце;
- ромб – плодородие.
Образы
В русских народных игрушках закодированы образы-символы, постоянно живущие в памяти народа. Они отражают национальный колорит и этнические черты. В большинстве своем образы игрушек незамысловатые, простые, но жизнерадостные. Нужно учитывать, что народные умельцы часто не имели художественного образования. Традиционно навыки ремесла передавались от матери к дочери или от отца к сыну. Мастера изображали людей, животных и предметы часто нереалистично, а так, как они им виделись.
Русская народная игрушка всегда была многофункциональной. В одном и том же обличии она могла выполнять разные роли: оберега, музыкального инструмента, куклы-матери и куклы-дочери.
Наиболее часто использовались следующие образы:
- животные: корова, петух, утка, курица, баран, козел, лошадка, кукушка, медведь, олень;
- люди: барыня, скоморох, солдат, мужик, деревенская крестьянка, всадник.
- славянские божества и духи (в основном женского пола).
Народные игрушки разных регионов России
Русские народные игрушки сильно отличались от региона к региону. Так, по берегам Белого моря, в Вологодской и Архангельской губерниях, на Онежском полуострове были распространены деревянные кони, панки, матрешки и другие игрушки из дерева. В Нижегородской губернии использовали тот же материал, но украшали фигурки невиданной тонкой резьбой. Что неудивительно, ведь здесь издавна были развиты корабельная, домовая резьба и ложкарство.
По русской народной игрушке можно легко определить, в каком регионе она сделана.
Там, где были залежи хорошей пластичной глины, создавались глиняные фигурки. В регионах, богатых древесиной, умельцы освоили резьбу. Помимо этого, каждая народность через игрушку передавала свои особенные традиции.
Дымковская
Одна из известнейших русских народных игрушек – «дымка» из Вятки (нынешняя территория Кирова). Дымковская игрушка выставляется по всему миру. Ее название произошло от заречной слободы Дымково, где она впервые появилась. Для изготовления умельцы использовали местную ярко красную глину. Ее перемешивали с коричневым песком, лепили фигурки, обсушивали и обжигали в печи.
Первые дымковские игрушки были все свистульками и изготавливались к празднику Свистунья.
Фигурки белили, покрывали яркими красками и сусальным золотом. Для дымковской игрушки характерна округлая пластика, простые формы и узоры. Она всегда яркая и не повторяется. В фигурках хорошо отражается быт русского народа того времени. Самые часто встречаемые образы: барыня, нянька с детьми, баран с золотыми рогами, водоноска, петух, скоморох.
Филимоновская
По данным археологов, филимоновской игрушке больше 700 лет. Промысел сформировался в деревне Филимоново в Одоевском районе Тульской области. Здесь располагаются залежи особой, очень пластичной синей глины. Из нее лепили фигурки зверей, полые внутри. Считалось, что свист, который они издают, отпугивает злых духов.
Для филимоновской игрушки характерны вытянутые пропорции. Почти у всех животных длинные шеи, а у барынь непышные юбки с тонким телом, плавно перетекающим в голову.
Для росписи использовались в основном 3 цвета: малиновый, зеленый и желтый. Вдоль туловища и шеи животных рисовались разноцветные полосы. Филимоновские игрушки одни из самых пестрых и броских.
Богородская
Родиной богородской игрушки является Московская область, а именно поселок Богородское Сергиево-Посадского района. Традиционно ее вырезали из липы или запаренной осины. Фигурки отличались объемностью и высокой детализацией. Часто они складывались в целые композиции из сказок.
Главная особенность богородской игрушки – подвижные детали.
Кроме того, образ животного в ней часто очеловечен. Распространенные сюжеты: крестьянские трудовые будни и праздники, дровосеки, музыканты, всадники, плясуны.
Каргопольская
Родиной игрушки является район города Каргополя в Архангельской области. Осенью, после уборки урожая, и до самой весны здесь коротали дни за изготовлением глиняной посуды, которую затем продавали. Из остатков глины лепили фигурки медведей, лошадей, крестьян.
Каргопольские игрушки отличаются грубоватостью форм. Плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают каменных баб.
Они не слишком пестрые, но имеют свой оригинальный орнамент. Фото:
Русская народная игрушка своими руками
Многие народные игрушки можно легко сделать самому. Для этого не нужно обладать особыми умениями. Материалы найдутся дома. Предлагаем 3 пошаговых мастер-класса.
Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Пеленашка»
Несмотря на простой вид и несложное изготовление, кукла пеленашка для древних славян имела особое значение и смысл. Куколку делали беременные женщины, ожидая дня родов. Материалом служила ношенная одежда будущей матери, впитавшая ее энергию и любовь. Лоскуток, предназначенный для изготовления тельца, скручивали 7 раз и перевязывали красной ниткой. Узел символизировал пуповину, поэтому его располагали спереди, и нитку не обрезали, а перекусывали. Когда женщина пеленала куклу, то говорила добрые слова и пожелания. Всего делали 7 пеленашек. Они оберегали ребенка с момента появления на свет и все младенчество. Пеленашки были самыми первыми куколками малышей.
Для изготовления куклы-оберега понадобятся:
- прямоугольник ветоши;
- красные нитки;
- белый прямоугольный лоскут ткани;
- яркий лоскуток для косыночки;
- 2 квадрата цветной ткани для пеленки и одеяльца;
- атласная ленточка.
Пошаговый мастер-класс:
- Свернуть трубочкой ветошь.
- Завернуть в белую ткань и перевязать красной нитью в двух местах, зрительно поделив трубочку на три части.
- С одного конца повязать на «голову» младенца лоскут-косыночку.
- Поместить тельце в пеленочку.
- Сформировать из квадратного лоскута-одеяльца конверт.
- Повязать красивой лентой, и завязать на бант.
Мастер-класс «Кукла колокольчик»
Считается, что кукла колокольчик родилась в Валдае, который славится литыми колоколами. Как и многие другие древние народные русские игрушки, ее использовали, как оберег. Колокольчик дарили тем, кто собирался в дальнюю дорогу. Кроме того, ее называли «куклой добрых вестей». Ямщики, развозившие почту, цепляли куклу к повозке. В доме она располагалась у порога на двери. Внутри куколки прятали колокольчик, который звенел, когда кто-то входил в дом. Считалось, что звон очищает пространство, притягивает радость и хорошие новости. Другой характерной особенностью куклы-оберега было использование 3 юбок. Они символизировали объединение 3 миров: Явь, Правь и Навь.
Для изготовления куклы колокольчик своими руками понадобятся следующие материалы:
- 3 кружочка разноцветной ткани разной расцветки для юбки (диаметр кружков должен отличаться на 5 см, например, 15,20 и 25 см);
- белый квадратный лоскут для лица;
- вата для наполнения головы;
- небольшой колокольчик;
- яркий полукруглый кусок ткани для косынки;
- белые и красные нитки.
Пошаговый мастер-класс:
- Привязать к колокольчику белую нитку, а с другого конца прикрепить к ней ватный шарик.
- Обернуть ватный шарик самым большим кружком. Обвязать ниткой.
- Сверху одеть 2 других кружка ткани, диаметром меньше. Закрепить при помощи нитки.
- На белом квадрате подогнуть два противоположных угла к центру.
- Разместить на голове куклы так, чтобы длинные края уходили в стороны. Это будут руки.
- Завязать красную нить в области шеи и кистей рук.
- Повязать на голову косынку.
Мастер-класс «Дымковская барышня из бутылки и пластилина»
Настоящую дымковскую игрушку сделать своими руками стоит немалого труда и мастерства. Нужна специальная глина, краски и оборудование. Поэтому с детьми для выставки в саду или школе на тему «Русская народная игрушка» чаще всего делают поделку из пластилина. Чтобы сократить расход материала, в качестве основы используют обрезанную пластиковую бутылку.
Материалы для изготовления дымковской барышни:
- пластиковая бутылка;
- канцелярский нож;
- ненужный колпачок от клея ПВА;
- набор цветного пластилина;
- доска для пластилина со стеками.
Пошаговое изготовление игрушки с фото:
- Обрезать верхнюю часть бутылки с крышкой.
- Прозрачный пластик равномерно покрыть белым пластилином.
- Крышку (туловище) облепить красным пластилином.
- Прикрепить к туловищу колпачок от клея ПВА и сформировать вокруг него белый шар – голову.
- На белой юбке навести стеком фартук.
- Скатать из синего пластилина трубочки и украсить юбку, не заходя за линию фартука.
- Из зеленого, красного и желтого пластилина скатать шары разного размера. Сплюснуть. Прилепить на юбку между полосок.
- Слепить из белого пластилина волнистый край фартука. Сделать украшение по центру в виде красного солнца с желтым центром и круглыми лучами.
- Коричневым пластилином покрыть верх головы. Сплести из двух трубочек косу.
- Сделать руки из красного пластилина (трубочки) и ладони из розового.
- Слепить маленькие красные губы, круглый румянец на щеки, черные круглые глаза, жгутики брови. Аккуратно прилепить на лицо барышни.
- Сформировать на доске синего цвета кокошник, украшенный желтыми кружками. Закрепить на голове.
Вопросы и ответы
Как называется русская народная погремушка?
Шаркунок. Игрушка состояла из множества кубиков с горошинками. Делали ее на березовом стержне из щепочек (бересты).
Какое значение русская народная игрушка имеет для современных детей?
В отличие от современных игрушек, русская народная игрушка лаконичная и вместе с тем многозначная, несет определенный смысл и настроение. Она развивает воображение детей, знакомит с обычаями, бытом и религиозными верованиями предков.
Русские народные игрушки многообразны. Это и свистульки из глины, и всевозможные расписные статуэтки, матрешки, куколки из соломы, тряпичные куклы-обереги, резные фигурки из дерева. Особенно интересны древние игрушки предков для детей. Многие из них можно сделать своими руками буквально за один вечер. Работать с натуральными материалами приятно, полезно и увлекательно. Не откажите себе в удовольствии.