ИЗЛОЖЕНИЕ «ДЕРЕВЯННАЯ СКАЗКА»
|
|||||
Изложение с творческим заданием «Деревянная сказка»
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Безрукова Мария Павловна |
Сжатое изложение с творческим заданием разработано и проводилось в рамках обучения навыкам связной речи и подготовки учащихся девятых классов к итоговой аттестации по русскому языку. На уроке отрабатываются навыки выполнения задания части С (С.1- методы компрессии текста). Следует отметить, что успешное выполнение задания на уроке обеспечивают средства ИКТ, создание ситуации успеха, учет возрастных и психических особенностей обучающихся, начальная подготовка и база знаний, имеющихся у выпускников на момент проведения занятия.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 62.5 Kb |
Количество скачиваний: | 52 |
Скачать
Просмотров: 207
Похожие материалы
- Гражданин Земли
- Ролевая игра по роману Ф. Достоевского «преступление и наказание»
- Урок внеклассного чтения в 5 классе «М.В.Ломоносов — родоначальник русской литературы»
- Урок по русскому языку в 5 классе «Суффикс»
- Урок русского языка и литературы в 11 классе на тему «Методы, формы и приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.»
- Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».
- Урок русского языка по теме «Причастие»
- Урок-размышление по повести Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»
- Урок русского языка «По страницам Олимпийских игр»
- Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Наша Родина. Собственные и нарицательные имена существительные.»
Тип 1 № 1
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту текста Е. И. Осетрова.
Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Как вы понимаете слова: «Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою страну»?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи — это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере — ни много ни мало — 1650 островов!
Что такое Кижи?
Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора. Множество, множество куполов, покрытых лемехами — резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.
Кто создал эту лесную и озерную сказку — Преображенский храм?
Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:
— Долго плотники работали. Щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука — работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был — загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть — можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».
Преображенская церковь — памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.
Так что же такое Кижи?
Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою страну.
Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
256 слов
(По Е. И. Осетрову. Живая Древняя Русь)
Спрятать пояснение
Пояснение.
Первая часть работы – изложение.
Микротемы текста:
1. Немногие знают, что представляют собой Кижи на самом деле.
2. Необыкновенные церкви потрясают путешественников.
3. Легенда о плотнике Нестере, работавшем над созданием Преображенской церкви.
4. Преображенская церковь — памятник русской воинской славе.
5. Кижи — завещание потомкам.
Вторая часть работы – сочинение.
Приведём пример сочинения.
Любовь к Родине — показатель нравственности и духовной ценности человека. Если ты не любишь свою страну, если не чтишь место, где родился, если не связан крепкими узами с великим наследием предков, вряд ли сможешь ценить жизнь, делать окружающий тебя мир лучше, добрее, красивее.
Ощутить связь с великим прошлым нашей Родины помогают памятники. Одним из них и являются Кижи. В необыкновенных творениях рук человеческих воплощено поклонение русской воинской славе в честь побед в войне со шведами. До сих пор восхищение вызывает мастерство русских мастеров, создавших деревянную сказку. А когда узнаёшь, что сказка эта создана только с помощью топора, так и вовсе диву даёшься! Как такое возможно? Как смогли древние зодчие спроектировать столь сложный по архитектуре проект? Такому мастерству и желанию прославить Родину современному человеку стоит поучиться у наших предков. Поистине прав был Е. И. Осетров, сказав, что «Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою страну».
В памятниках истории, литературы, архитектуры оживает прошлое нашего народа. Без прожитого не может быть ни настоящего, ни будущего. Надо учиться на уроках прошлого, чтобы самых тяжёлых из них не допустить в будущем, а лучшее, что было, сохранить и умножить. Через памятники транслируется великий опыт. Вот почему они нуждаются в охране и заботе каждого из нас и государства. Вот почему по отношению к памятникам можно судить, как мы любим Родину.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценки сжатого изложения | Баллы |
---|---|---|
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного
текста, но упустил или добавил одну микротему |
1 | |
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения | 0 | |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста | 0 | |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (единый критерий для оценки изложения и творческого задания) | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– допущено не более одной логической ошибки, последовательность изложения не нарушена; – в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 | |
Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1 — ИК3 | 4 | |
КТ1 | Соответствие сочинения формулировке задания | |
Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос | 1 | |
Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос.
* Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов |
0 | |
КТ2 | Отражение собственного мнения экзаменуемого | |
Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме | 1 | |
Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано,
или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу |
0 | |
КТ3 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения | |
Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме, соответствующей теме
изложения, аргументировал его (привёл не менее одного аргумента) |
1 | |
Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение | 0 | |
Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1 — КТ3 | 3 | |
ГK1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибок | 0 | |
ГK2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух
ошибок |
2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ГK3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | |
Допущено две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | 0 | |
ГK4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также
в понимании и употреблении терминов нет |
2 | |
Допущена одна ошибка в изложении материала или
в употреблении терминов |
1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или
в употреблении терминов |
0 | |
Максимальное количество баллов по критериям ГК1 — ГК4, ФК1 | 10 |
Презентацию на тему «Подготовка к изложению Деревянная сказка»
(8 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 15 слайд(ов).
Слайд 1
Анализ художественного текста. Подготовка к изложению « Деревянная сказка»
Слайд 2
ЦЕЛИ УРОКА: Закрепить навыки выразительного чтения, анализа художественного текста, составления цитатного плана; орфографические и пунктуационные навыки; умение работать над изложением. Развивать художественный вкус, расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас. Прививать любовь к родному краю, его культуре, традициям, учить бережному отношению к памятникам старины.
Слайд 3
Солнце падает ниже За темнеющий бор. Мы отправились в Кижи, В край былин и озер. Там, где вольные птицы Славят синий простор, И плетут кружевницы За узором узор. Веял ветер прохладой, Ночь тепла и светла, И поднялись громадой Над водой купола. Заонежские сказы Словно ожили вдруг, Нам послышался даже Топоров перестук. Мы пришли поклониться Незабытым певцам, Мастерам, кружевницам И народным творцам.
Анатолий Иванов
Слайд 4
Какими видим мы Кижи в стихотворении? Что хотел сказать нам автор последней строфой?
Слайд 5
Внимательно рассмотрите Кижский ансамбль , прослушайте текст изложения.
Слайд 6
Автор стремится передать любовь к родной земле, восхищение красотой Кижского ансамбля.
Кижи – деревянная сказка, чудо, которое сотворили плотники-зодчие. Это завещание потомкам, наказ любить свою страну. Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
Беседа по тексту
— Какова основная мысль текста?
Задушевная, ласковая.
— Какова интонация данного текста?
-Что стремится передать автор?
Слайд 7
— Что напомнила автору природа Севера?
Пейзажи Нестерова, Рериха, Писахова.
Нестеров Рерих Писахов
Слайд 8
— Каковы композиционные особенности данного текста?
— Какие поэтические средства речи приводит автор, чтобы рассказать о деревянном чуде? (привести примеры)
— Найдите в тексте пословицу, объясните ее смысл.
Глаз – барин, а рука – работница.
— Зачем она введена в текст?
Легенда написана разговорным стилем. Пословицы – элемент народной разговорной речи.
Диалог, легенда, заключение – ответы на вопросы, поставленные автором.
Слайд 9
1.Кижи – островок среди водных просторов. 2.Зримое подтверждение слов лодочника. 3.Встреча с деревянной сказкой. 4.Что такое Кижи? а)Преображенский собор; б)множество куполов. 5.Кто создал эту лесную и озерную сказку? 6.Легенда о мастере Несторе. 7.Памятник русской воинской славе. 8.Покровская церковь. 9.Кижи – завещание потомкам.
Составление цитатного плана
Слайд 10
Лексическая работа
Дайте толкование слов по словарю: архитектура пейзаж зодчий погост гармония фреска
Слайд 11
Объяснительный словарный диктант : пок…залось отделе…ые бревенч..тые лодоч(?)ник устр..мляет(?)ся построе…а бе..хитрос..ны забл..стели загл..денье впеч..тление заколдова…ый усил..вает
Словарная работа
Слайд 12
Работа над синтаксисом простого и сложного предложения.
Расставьте и объясните знаки препинания: Глядя на ели отраженные в воде на солнце краснеющее в волнах облака проплывающие словно (не)весомые корабли я вспоминал пейзажи Рериха Нестерова Писахова. Те кто (не)бывал на Онеге думают что Кижи это островок случайно зат..рявш..йся в водных просторах.
Слайд 13
Поработаем над изложением
Черновик – ваш помощник! Не забываем проверять написанное! Переписываем аккуратно!
Слайд 14
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Кижи – это завещание потомкам, наказ любить свою страну» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 15
Решетняк Л.А., МБОУ СОШ № 3 г. Костомукша Республика Карелия