Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
Лечу, парю — и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.
Анализ стихотворения «Лебедь» Державина
Произведение, написанное Державиным в 1804 году, завершает второй сборник стихотворений, опубликованный четыре года спустя после его написания. Это время характеризуется тем, что императрица перевела неуступчивого поэта в Сенат, лишив государственной деятельности. Г.Р.Державин вынужден уйти в отставку, занялся литературой.
Тема, идея
Стихотворение, состоящее из десяти строф, относится к гражданской поэзии и поднимает тему поэта. Оно отличается стройностью композиции. В первой строфе, которая начинается державинским «я», создан образ поэта, метафорически воплощенного в лебедя. Употребление в первой — второй строфах эпитетов «тленна», «нетленный» создает контраст между конечностью жизни и вечностью поэзии.
Мысль о независимости поэта раскрывается сознательно «приземленно» — через использование конкретных существительных, указывающих на земной характер жизни человека: «над завистью превознесенный», «оставлю блеск царств». Автобиографичность ярко выражена в третьей строфе: «родом не славен», «любимец муз», «другим вельможам не равен». Сравнение лирического героя со свирелью («цевница») подводит читателя к идее вечности творчества поэта.
Необычность сюжета
Во второй половине стиха показан процесс – превращение лирического героя в лебедя. Г.Р.Державин решил две проблемы: создал сюжетное единство лирического произведения, показал свою аудиторию и географически ее охват: «С Курильских островов до Буга, от Белых до Каспийских вод». Использованные в стихотворении старославянизмы: «днесь», «россы», «брань», «рекут», — создают атмосферу торжественности происходящего.
Высокое и низкое
Если в первой части стиха автор использовал высокий стиль: «врата», «нетленный», «мытарства», то во второй половине — общеупотребительная, разговорная лексика: «супруга», «вой», «мертвец». В последней строфе использованы риторические обращения. Это составляющая высокого стиля, что является признаком подлинной поэзии.
Предпоследняя строфа произведения – это своеобразное обозначение средства языка поэта и его основной задачи: «язык сердца», «проповедуя мир миру». Читатель догадывается, что первое – это разум, правда. Второе – мир, достигающийся за счет миролюбивых правил третейского совестного суда, которые так и не были приняты императором Александром при жизни самого поэта.
Финал произведения – обращение к друзьям, жене, музе. Державин утверждает мысль, что созданное им сохранится на века.
- Следующий стих → Гавриил Державин — Лето
- Предыдущий стих → Гавриил Державин — Купидон
Читать стих поэта Гавриил Державин — Лебедь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Лебедь (Державин)
Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Лебедь
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
4Как лебедь, в воздух поднимусь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств[1];
Над завистью превознесенный,
8Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен
12И самой смертью предпочтусь.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах[2];
Но, будто некая цевница,
16С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
20Лебяжьей лоснюсь белизной.
Лечу, парю — и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
24Чтобы услышать богу песнь[3].
С Курильских островов до Буга[4],
От Белых до Каспийских, вод
Народы, света с полукруга,
28Составившие россов род,
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь[5], —
И все, что бранью днесь пылают,
32Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
36Себя всех счастьем веселил»[6]. —
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
40Над мнимым мертвецом не вой.
1804
Примечания
«Подражание Горацию, оде 20 книги II, писано в Петербурге 1804, напечатано 1808» (Объяснения на Сочинения Державина относительно темных мест, в них находящихся, собственных имен, иносказаний и двусмысленных речений, которых подлинная мысль автору токмо известна; также изъяснение картин, при них находящихся, и анекдоты, во время их сотворения случившиеся. — ИРЛИ. Αрх. Державина, ф. 91, № 16. (ОД)).
- ↑ Не задержусь в вратах мытарств… — «Как у католиков признается чистилище, — в греко-российской церкви мытарства или заставы, из духов состоящие, где умершие души должны дать отчет в злых и добрых своих делах и злым духам по имеющимся у них записным тетрадям. «В двояком образе нетленный», т. е. по бессмертной душе и по сочинениям» (ОД).
- ↑ Средь звезд не превращусь я в прах… — «Средь звезд и орденов совсем не сгнию так, как другие» (ОД).
- ↑ Чтобы услышать богу песнь. — «Здесь автор разумеет оду „Бог“, им написанную» (ОД).
- ↑ С Курильских островов до Буга… — «Сими пограничными живыми урочищами, т. е. рекою Бугом, Курильскими островами, Белым и Каспийским морем, означается ширина и длина Российской империи» (ОД).
- ↑ Славяне, гунны, скифы, чудь… — «Древние народы, из коих русский народ составился» (ОД).
- ↑ И, проповедуя мир миру, Себя всех счастьем веселил… — «Сими двумя стихами означает автор, что он сочинил миролюбивые правила третейского суда, которые, хотя императором Александром были благосклонно приняты во время его отправления должности министра юстиции, но чрез пронырство его завистников в свет не вышли» (ОД).
«Лебедь» Державина – подражание оде Горация «К Меценату» (кн. II, ода 20). Лебедь – символ поэзии и света. Державин писал об этом стихотворении: «Непростительно бы было так самохвальствовать; но как Гораций и прочие древние поэты присвоили себе сие преимущество, то и автор тем пользуется, не думая быть осужденным за то своими соотечественниками, тем паче что поэзия его – истинная картина натуры».
Державин. Лебедь. Анализ стихотворения. Слушать аудиокнигу
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств [1];
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен
И самой смертью предпочтусь.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах;
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
Лечу, парю – и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь [2].
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод,
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род,
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом – и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил,
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил» [3].
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.
1804
[1] Не задержусь в вратах мытарств. – «Как у католиков признается чистилище, – в греко-российской церкви мытарства, или заставы, из духов состоящие, где умершие души должны дать отчет в злых и добрых своих делах добрым и злым духам по имеющимся у них записным тетрадям».
[3] И, проповедуя мир миру, себя всех счастьем веселил. «Сими двумя стихами означает автор, что он сочинил миролюбивые правила третейского совестного суда, которые хотя императором Александром благосклонно приняты во время его отправления должности министра юстиции, но чрез пронырство его завистников в свет не вышли».
Другие материалы о жизни и творчестве Г. Р. Державина – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»