Державин певец величия сочинение

Юные годы

В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще ухудшило материальное положение семьи. Мать вынуждена была идти на все, чтобы обеспечить своих двух сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. Хороших педагогов в провинции, где жила семья, было не так много, приходилось мириться с теми, кого удавалось нанять. Несмотря на трудное положение, плохое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин, благодаря своим способностями и упорству, все же смог получить приличное образование.

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в Преображенский полк, в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.

Творчество Державина и его значение для русской литературы

«В поэзии Державина,- указывал Белинский,- явились впервые яркие вспышки истинной поэзии, местами даже проблески художественности… и вместе с тем, поэзия Державина удержала дидактический и. риторический характер… который был сообщен ей поэзиею Ломоносова» . Отмеченная Пушкиным и Белинским двойственность художественной манеры Державина объясняется тем, что он еще связан с классицизмом и широко пользуется его поэтическими средствами. Но творчество Державина принадлежит позднему классицизму. Он доводит это направление до его вершин и вместе с тем. взрывает изнутри, открывая в литературе новые, неизвестные пути, которые объективно вели к романтизму и реализму. О связи Державина с классицизмом свидетельствуют следующие факты.

Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная, анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип — словам тесно, а мыслям просторно — еще не известен Державину. В его одах наличествует дидактический элемент. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений.

И вместе с тем, не объявляя классицизму войны и даже называя своими учителями лучших его представителей, Державин почти в каждом произведении в большей или меньшей степени нарушает его нормы. Так, например, он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров, изящной и грубой действительности. В его стихотворения, как это было в «Фелице» и «Вельможе», вошли и хвалебные и обличительные начала. Прежний барьер между одой и сатирой оказался разрушенным. Державин предвосхищал одну из черт политической лирики поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, в которой наличествовали и похвала и осуждение. В связи с этим сам термин «ода» теряет у Державина свое прежнее жанровое значение и становится синонимом слова «стихотворение». В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом:

  • «Для возлюбивших правду глаз
  • Лишь добродетели прекрасны,
  • Они,суть смертных похвала» — и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом,
  • Хотя осыпь его звездами…» («Вельможа»).

Живописное начало широко представлено в поэзии Державина. Он великолепно передает цвет и форму изображаемых им явлений средствами поэтической речи. К Державину как нельзя лучше подходит выражение «художник слова». Он любит красочные эпитеты. Так, преодолевая условный, аллегорический язык классицистической поэзии, Державин вышел в своих стихах к реальному миру. Это было огромным завоеванием, открывавшим дорогу к реализму, но это не был еще сам реализм, поскольку речь еще шла лишь о перенесении в поэзию множества отдельных конкретных фактов. Дальнейшие успехи русской поэзии были связаны с мастерством художественного обобщения, с типизацией, которыми овладели другие поэты, в первую очередь Пушкин.

Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII века общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.

К середине XVIII в. процесс централизации и укрепления русского государства был завершен. На очереди стояла демократизация общества: отмена крепостного права, смягчение законов. Решить эти задачи самодержавное правительство было не в силах. Государство все более и более ощущается как начало, враждебное человеку, за права которого стала бороться просветительская литература. В связи с этим государственная тематика теряет былой ореол и уступает место личному началу. Одним из проявлений этой тенденции и была автобиографическая лирика Державина, открывавшая пути к субъективному началу и к романтизму.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин???и,что он взял от Пушкина?

Державин совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Он был смелым экспериментатором в языке и литературе. Державин первый заговорил «забавным русским слогом» — ясным, живым и простым, ввёл в речь лица, сюжеты обороты и выражения народной поэзии, чем внёс неоценимый вклад в развитие русского языка. Державин смешал в торжественной оде общественное с личным, расширив её вневременными философскими обобщениями. Благодаря этим и многим другим моментам творчество Державина стало предвестником новой литературной эпохи. Писатели-современники, восторгались автором «Фелицы» . Державин смело ломает рамки традиционных жанров и стилей, создает новые традиции, предваряя тем «пестрые главы» пушкинского «Евгения Онегина» и другие сложные жанровые образования XIX в. «Первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г Белинский. В XX в. интерес к творчеству Державина не ослабевает: Мандельштам под влиянием державинской «Грифельной оды» написал свою «грифельную оду» , а Бродский создал стихотворение «На смерть Жукова» с прямыми реминисценциями из Державина. Державин начинает с подражания образцовым русским поэтам, в первую очередь М В. Ломоносову и А. П. Сумарокову. Опираясь на русскую поэтическую традицию, Державин обращается с ней весьма вольно, допуская смешение различных жанров, и в результате находит свой путь в поэзии. Настоящая известность приходит к поэту в 1873 г. с появлением знаменитой оды «Фелица» , обращенной к Екатерине. Здесь тонкие похвалы императрице сочетались с острыми сатирическими выпадами против ее «мурз» — фаворитов, придворных. Поэт не побоялся задеть даже всесильного Потемкина. Литературный успех оды был велик: «певец Фелицы» признан крупнейшим поэтом современности. Вместе с тем «Фелица» навлекла на Державина ненависть осмеянных им «мурз» , что вынудило императрицу отправить дерзкого поэта в почетную ссылку. Оды Державина разнообразны по тематике и стилю. Стремление очистить российскую государственность от «сора» побуждало поэта создавать сатирические произведения, обличавшие «злых князей мира» . Такова ода «Вельможа» , резкие выпады которой приближаются к пафосу радищевской «Вольности» . Героика времени нашла выражение в победно-патриотических стихах. Победы Суворова отразились в ряде сочинений-одах «На взятие Измаила» , «На взятие Варшавы» , «На переход Альпийских гор» и др. Суворов у Державина-народный герой, эпический витязь-богатырь, бесстрашный в бою, великодушный к побежденным. В стихах Державина появляются описания реального быта и пейзажа-живописные картины природы представлены, например, в «Осени во время осады Очакова» , быт крестьян и «сельские забавы» -в послании «Евгению. Жизнь Званская» . В духовных и философских одах поэт стремится понять Бога и свое место во Вселенной (ода «Бог» ) , размышляет о смерти («На смерть князя Мещерского» , «Грифельная ода» ) , призывает «высший суд» («Властителям и судьям» ) . Итог своему творчеству Державин подводит в стихотворении «Памятник» — вольном переложении оды Горация: основной своей заслугой поэт считал умение «истину царям с улыбкой говорить» . Поэзия Державина автобиографична: здесь появляется образ автора, возникают детали державинской биографии. Преодолев жанровые ограничения классицизма, создав новый тип лирического стихотворения, поэт «зажег блестящую зарю новой русской поэзии» (Белинский) . Не случайно сам поэт в стихах завещал свою «ветху лиру» молодому поэту-романтику — В. А. Жуковскому.

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Обоснование выбора темы

Осмысление современного мира ка к совокупности культурных достижений человеческого общества является одной из задач культурологического образования, тем более что очевидна необходимость подготовки молодежи к личностной ориентации в культурной среде современного общества, к участию в диалоге культур. Необходимо изучать культуру в ее историческом развитии, как отражение философии времени, как систему знаний, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Это изучение требует опоры на конкретный материал, на исторические факты как в прошлом, так и в настоящем, т ак как многое в понимании исторического процесса позволяет объяснить современную культуру, осознать противоречия в развитии цивилизации. Первоочередной задачей становится овладение навыками эстетического и этического анализа художественных произведений.

Почему Державин? Восемнадцатый век – переломное время в выборе пути раз вития России, период сильного влияния европейской культуры, осмысления роли и места славянской культуры в мировом процессе. Державин, будучи важным государственным лицом и заботясь о процветании Отечества, является представителем своего времени, и его литературное наследие выявляет логику развития российской культуры, ее самобытность, к тому же дает богатый конкретный материал, характеризующий важные достижения русского общества.

Почему мы выбрали тему русского пира? Воссоздание «образа» культуры 18 ве ка (архетипа) в творчестве Державина, наряду с патриотическим и эстетическим воспитанием читателя, связано с явлением русского хлебосольства, монаршей роскоши и гостеприимства, свойственных 18 веку, эпохе расцвета просветительства и классицизма.

Для понимания данного этапа истории необходимо обратиться к связям с проблемами отечественного культурного развития, показать исторические, культурные корни явления, провести аналогии, проанализировать культурные тенденции в социальной практике России.

Почему «традиция русских пиров», а не «культура русского пира»?

В русской лексике термин «культура» впервые был зафиксирован в 1846 – 1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе живого и литературного языка. Даже у Пушкина оно нигде не встречается. Его нет ни у Добролюбова, ни у Чернышевского. В словаре В. Даля 1865 г. это слово характеризуется через понятия умственного и нравственного образования. И только к концу 19 века оно прочно завоевало права гражданства.

Для раскрытия темы пиров в творчестве Г. Р. Державина нами были исследованы его сочинения: оды, стихотворения разных лет и посвящения — значительная часть поэтического наследия поэта.

Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять то, что создано веками и актуально сегодня, сохранять традиции от поколения к поколению. Культура невозможна без творчества. Отражая культуру своего времени, Державин накладывает отпечаток своей индивидуальности.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

Изображение личности в творчестве Державина

Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:

✓ способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его «безликим» героем, не имеющим своей индивидуальности;

✓ подготовила «рождение человека» в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.

Изображение личности у Державина имело следующие особенности:

✓ открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:

• образах русской природы;

• картинах русского быта;

• описании идеала человека;

• демократизме идеального героя;

• особенностях поэтической речи;

✓ изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;

✓ создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;

✓ неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;

✓ создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества.

АРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ Г. Р. ДЕРЖАВИН

ЗАРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ

ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ

Г. Р. ДЕРЖАВИН

(1 час

)

УРОК 16

О Державине можно сказать, что он — певец величия. Все у него величаво: величав образ Екатерины, величава Россия, созерцающая себя в осьми морях своих…

Н. В. Гоголь

Цели урока:

— продолжение знакомства семиклассников с русской литературой конца ХVIII века;

— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

— воспитание уважительного отношения к культуре своего народа и его прошлому.

Форма урока:
синтетический урок
, включающий в себя слово учителя, сообщения учащихся, чтение произведений и беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Слово учителя

(с презентацией).

Гавриил Романович Державин (1743—1816) — крупнейший русский поэт второй половины ХVIII столетия. В его творчестве наиболее полно и ярко отражено время правления императрицы Екатерины II. «Державин сыграл огромную роль в освобождении русской поэзии от пут классицизма и в подготовке элементов, из которых сложилась реалистическая поэзия ХIХ в. (А. А. Кайев

).

В начале своей литературной деятельности Г. Р. Державин подражал Ломоносову: в 1776 году вышел первый сборник Державина

«
Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае
»; на данный сборник наложило отпечаток самообучение молодого поэта по сочинениям Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского во время его службы в армии. Однако, служа затем в канцелярии Сената, Державин познакомился с писателями В. В. Капни́стом, Н. А. Львовым, И. И. Хемни́цером, которые стремились в своем творчестве придать русской поэзии простоту и народность. Поэт охотно учился у своих образованных друзей, поэтому вскоре в «
Санкт-Петербургском вестнике
» были напечатаны его новые, неподражательные произведения:
«Ключ», «На смерть князя Мещерского», «На рождение порфирородного отрока»
и др.

В 1783 году без ведома автора и без его подписи в журнале «Собеседник

» была опубликована ода «
К Фелице
», в которой Державин прославлял Екатерину II и «с довольною издевкою и с шалостью» говорил о ее ближних. Императрице ода понравилась, и она приблизила поэта ко двору: начался новый виток государственной деятельности Гавриила Державина. Однако параллельно с нею Державин опубликовал оду «
Бог
» (1784), а также яркое «
Видение Мурзы
» (1783), которые никак нельзя назвать верноподданническими и льстивыми. Эти произведения окончательно утвердили славу Державина-поэта.

Свои служебные обязанности Державин исполнял ревностно, но новых хвалебных од в честь Екатерины II не писал, службе же мешал характер поэта; по его словам, он был «горяч и в правде чорт». Чтобы избавиться от неуживчивого правдолюбца, его постоянно переводили с места на место, из города в город.

Державин в своем творчестве откликнулся на все исторические события эпохи Екатерины II, воспевал государственных деятелей конца ХVIII столетия, ратовал за всеобщее просвещение и воспитание народа в духе патриотизма. Именно по причине горячей любви к Отечеству он прославлял не только Суворова и его подвиги, но и полководческие успехи Потемкина и Румянцева. Изображение и прославление подвигов русской армии и русского народа в литературе Державин считал лучшим средством воспитания подрастающих поколений.

В начале ХIХ века совместно с писателем А. С. Шишковым Державин основал литературное общество «Беседа любителей российского слова

» (1811). Здесь объединялись и сторонники классицизма, и молодые поэты, которым стареющий литератор помогал освоиться в мире российской интеллигенции.

В 1815 году, за год до своей смерти, Г. Р. Державин на лицейском экзамене услышал стихи юного Александра Пушкина — «Воспоминания в Царском Селе» — Державин сказал потом Сергею Аксакову: «Мое время прошло… Скоро явится второй Державин — это Пушкин, который и в Лицее перещеголял всех писателей».

2. Чтение произведений Г. Р. Державина.

1) «Признание

» — чтение стихотворения учеником по учебнику (с. 69—70).

2) «Река времен в своём стремленьи

…» — чтение стихотворения учителем по учебнику (с. 70—71).

3. Беседа с классом.

— Понравилось ли вам стихотворение «Признание»? Объясните почему.

— Каково настроение данного стихотворения? Что мы чувствуем во время чтения стихотворения?

— Что вы можете сказать о ритме

стихотворения «Признание»? Как помогает ритм создать определенное настроение?

Ритм (от греч.
rhythmos— стройность, соразмерность)
— периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки или мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах — в музыке, танце и метрическом стихе1.

— Можно ли утверждать, что ритм стихотворения задается его размером? Докажите это, определив стихотворный размер «Признание».

(Хорей.)

— Вспомните, какие стихотворные размеры вы уже изучали в 5—6 классах.

— Докажите, что ритм стихотворения соответствует его содержанию.

Например, стихотворение «Признание» Г. Р. Державина.

(Бодрое утверждение своей жизненной позиции, своего кредо.)

— Подумайте и ответьте: лирический герой этого стихотворения близок самому автору? В чем?

Соотнесите содержание стихотворения с рассказом учителя о жизни и творчестве Г. Р. Державина.

— На кого в своей жизни уповал лирический герой стихотворения? Кому доверял? Кому вверял свою жизнь?

— Какова была цель жизни и лирического героя стихотворения «Признание», и самого Г. Р. Державина? Смогли ли оба ее достичь?

— В чем, на ваш взгляд, заключается сходство и различие поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?

— В чем сходство их жизненных позиций?

— Почему стихотворение Гавриила Романовича Державина «Признание» относят к гражданской лирике

? Как вы понимаете слова
гражданская лирика
?

Можно ли отнести к гражданской лирике стихотворение «Река времен в своем стремленьи

…»? Свою точку зрения подтвердите цитатами из текста.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи

…»
Г. Р. Державин
за несколько дней до своей смерти написал на аспидной доске, откуда оно потом и было переписано в черновики уже умершего поэта.

Стихотворение имеет философский характер — размышления о бренности существования, смысле человеческой жизни. Так как перед нами фактически поэтическое завещание поэта, оно носит пессимистический оттенок, горечь авторского мировосприятия от осознания близкого конца.

4. Итоги урока.

— Давайте сделаем общие выводы. Что вы понимаете под словами гражданская лирика

?

— Как вы считаете, отражает ли лирика идейные и политические воззрения поэта? Всегда ли? Приведите примеры.

ВЫВОД.

«Взяв на себя роль учителя своих читателей, настаивая на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью, Державин прояснил тем самым еще одну важную идею, существенную для дальнейшего развития русской передовой литературы, идею личной ответственности поэта за свои суждения, личной искренности, правдивости до конца в своей идеологической пропаганде

»2.

5. Домашнее задание.

Для всего класса:

— прочитать 1—2 баллады В. А. Жуковского;

— принести сборник стихотворений и баллад поэта на урок.

1 См. подробнее в кн.: Квятковский А. П.

Школьный поэтический словарь. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2000. — С. 286—287; Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 875—876.

2 Гуковский Г. А.

Русская литература ХVIII века: Учеб. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — С. 363.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Литературное творчество

Широкую известность Державину принесла в 1782 г. публикация оды «Фелица», посвящённая императрице. Ранние произведения — ода на бракосочетание Великого Князя Павла Петровича, изданное в 1773 году. Вообще, в творчестве поэта ода занимает одно из главенствующих мест. До нас дошли его оды: «На смерть Бибикова», «На знатных», «На День рождения её Величества» и др. В первых сочинениях чувствуется неприкрытое подражание Ломоносову. Со временем он отошёл от этого и принял, как образец для своих од, произведения Горация. Свои сочинения помещал в основном в «Санкт-Петербургском вестнике». Это: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «На рождение порфирородного отрока» (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу», «Властителям и судьям» (1780).

Возвышенный тон, живые картинки этих сочинений привлекли внимание литераторов. Внимание общества поэт привлёк своей «Одой Фелице», посвящённой царице. Табакерка, усыпанная бриллиантами и 50 червонцев были наградой за оду, благодаря которой он был замечен царицей и публикой. Не меньший успех принесла ему оды «На взятие Измаила» и «Водопад». Встреча и близкое знакомство с Карамзиным привело к сотрудничеству в карамзинском «Московском журнале». Здесь были напечатаны его «Памятник герою», «На смерть графини Румянцевой», «Величество Божие».

Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества. Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.

Главная » Словарный запас » Державин и его вклад в юриспруденцию. Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин?и, что он взял от Пушкина? Метрика и тропы

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Особенности поэзии Державина

Г.Р. Державин творил свои произведения в эпоху расцвета классицизма. Это искусство выделяло «высокое», «среднее» и «низкое» направления. «Высокое» было связано с героическим и патриотическим началом в человеке: гражданское, патриотическое чувство делало человека личностью. Темами «среднего» и «низкого» жанров были исключительно чувства личные. О Державине говорят, что он нарушил систему трёх «штилей», созданную Ломоносовым. Поэт смело соединял высокое, среднее и низкое в один живой образ. Если сравнить некоторые лучшие стихотворения Державина и приведённую в его теоретическом трактате «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде» (1807 — 1816) деление од, то самой близкой самому поэту будет так называемая «смешанная ода», где объединяются элементы высоких, низких и средних жанров. Жанр и стиль оды «Фелица» — лучшее тому подтверждение. «Богоподобная» Фелица показана снижено, обытовлённо («Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая бывает за твоим столом»). Но эти подробности не снижают образ сказочной монархини, а делают его реальным, человечным, из плоти и крови, как будто точно списанным с натуры. И, наоборот, образ «развратного мурзы», обрисованный, казалось бы, ярко сатирически и содержащий в себе намёки на многих екатерининских вельмож, перерастает в образ человека, которому доступны высокие порывы. Он хотел бы научиться добродетели, в его уста вложены высокие слова: Почувствовать добра приятство Такое есть души богатство, Какого Крез не собирал. Итак, метод Державина позволял ему вносить в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных людей, показанных на фоне колоритно изображённой бытовой обстановки. Державин воспевал в своих произведениях военные триумфы, победы, события придворной жизни. Но его всегда беспокоило то, насколько искренно и правдиво то, о чём он пишет: Я любил чистоседечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. «Сердечная простота», «язык сердца», «чистосердечье», «ум и сердце человечье», «забавный русский слог» — во всех этих выражениях чувствуется некая антитеза: правда – ложь; искренность – неискренность; человечность – книжная схема, далёкая от правды жизни. Можно ли сочетать «чистосердечье» и высокий «штиль»? Державин сам признавался, что не умел «выдерживать» великолепного «ломоносовского» парения в одах и потому избрал новый, совсем особый путь. Но и на этом «своём» пути приходилось спотыкаться. Красноречие, не согретое живым чувством, было чем-то противоположным гению поэта. Лгать в стихах Державин не умел, преувеличить мог (гиперболы свойственны высокому стилю), льстить иногда приходилось, но поэт вовсе не считал это своей заслугой: Ты сам когда-нибудь осудишь Меня за мглистый фимиам. За правду чтить меня ты будешь — Она любезна всем векам… Мы до сих пор ценим военные оды поэта, прославляющие силу русского оружия. Это не оды, а целые поэмы, переполненные грандиозными образами и картинами, где словесная живопись спорит с олицетворениями, аллегориями и другими обычными атрибутами торжественных од. Поэт, как всегда, много работал над текстом этих произведений. Но, видимо, всё-таки душа к ним лежала меньше – не трогали они сердце. Державин не раз говорил, что в последние годы своего царствования Екатерина II, вместо того, чтобы заняться внутренними делами России, помогать людям, нуждающимся в защите, всё больше увлекалась победами и триумфами. Она перестала быть Фелицей. Это поэт хорошо знал как её личный секретарь. И громкие оды Державина уже не звучали вполне чистосердечно. Державин чаще стал писать стихи, обращённые уже не к сильным мира сего, а к близким – друзьям, жене. В 1812 году Державин создал стихотворную сказку «Царь-девица», целиком построенную на образах русского фольклора. Вот как она начинается: Царь жила-была девица, Шепчет русска старина, Будто солнце светлолица, Будто тихая весна. Очи светлы голубые Брови чёрные дугой, Огнь уста, власы златые, Грудь как лебедь белизной. Уйдя в отставку, Державин принимается за новые, итоговые издания своих сочинений, спешит закончить автобиографические «Записки», «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», где объясняет читателю свои теоретический метод и стиль. В 1800-1810-е годы были созданы такие шедевры, как «Снигирь», «Лебедь», «Евгению. Жизнь Званская» и последнее знаменитое восьмистишие-акростих, записанное автором за несколько дней до смерти на грифельной доске, — «Река времён». Державин прославился как талантливы поэт и новатор в русской литературе эпохи классицизма. Переняв традиции, заложенные предшественником Ломоносовым, он создал свой неповторимый «смешанный» стиль.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Смена поколений: Державин и Пушкин

Эту знаменитую фразу одного гениального поэта, Александра Сергеевича Пушкина о своём не менее знаменитом предшественнике – Гавриле Романовиче Державине можно считать самым значительным подведением итогов творчества последнего.

Державин – один из наиболее прославленных поэтов второй половины XVIII века. Прошли столетия и в лету забвения канули все передряги непростой жизни правдолюбца Державина. А его новаторская поэзия запомнилась в веках. Поэзия Державина стала предвестницей поэзии золотого века – поэзии Пушкина и Лермонтова.

В том, что тяжеловесная и высокопарная поэзия классицизма превратилась в лёгкие и изящные строки пушкинских стихов есть немалая заслуга Гаврилы Державина – поэта, ещё при жизни ставшего классиком. До сих пор для критиков остаётся загадкой, каким образом Державину в его новаторстве удалось обойти таких столпов того времени, как Сумароков и Ломоносов.

Ведь именно Державин первый отошёл от незыблемых канонов поэзии классицизма, от её торжественного и напыщенного слога. В сочинениях Державина высокопарная риторика сменяется подлинной лирикой. Державин первый заговорил «забавным русским слогом» — ясным, живым и простым, ввёл в речь лица, сюжеты обороты и выражения народной поэзии, чем внёс неоценимый вклад в развитие русского языка. Державин смешал в торжественной оде общественное с личным, расширив её вневременными философскими обобщениями. Благодаря этим и многим другим моментам творчество Державина стало предвестником новой литературной эпохи.

Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый потомок Державина – первый русский писатель мирового значения. Пушкин – создатель русского национального литературного языка. В своём творчестве, в основу которого легли реалистические принципы художественного отражения действительности, Пушкин, как и Державин, опирался на язык народа. Особое новаторство А. С. Пушкина заключается в умении проникать в дух различных эпох и культур. В его творчестве можно найти отображение фольклора самых различных народов мира. Спецификой творчества Пушкина стало также перенесение норм одного жанра в пределы другого. Отсюда ощущение новизны и необычности письма поэта в сравнении с творчеством его современников.

Заслуга Пушкина – в отказе от деления языковых средств на низкие и высокие, синтез языковых стилей. Гражданская поэзия Пушкина создаётся из сочетания высокого пафоса с интимными интонациями, что было также новаторством для его времени («Послание к Чаадаеву»). Начиная с 1820 года – «южного периода» творчества — Пушкин создаёт романтические произведения (южные поэмы). В дальнейшем развитии творчества Пушкин работает в реалистическом направлении, главной чертой которого становится интерес к законам истории. Важнейшим достижением поэта была реабилитация прозы, как элемента искусства. У Пушкина появляются прозаические стихи («Маленькие трагедии» и поэтическая проза («Капитанская дочка», «Повести Белкина»).

Т. о., творчество А. С. Пушкина стало истоком для литературы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского, став важнейшим этапом на пути духовного развития человечества.

Сочинения

Русские писатели — гордость нашей страны, а их вклад в национальную культуру огромен. Благодаря им, русская литература получила свое развитие, а читатели получили возможность познакомиться с прекрасными и жизненными работами. Перечислять писателей и поэтов можно долго, но так как нам нужно сегодня написать похвальное слово Державину, как поэту и гражданину, то именно о Гаврииле Романовиче и пойдет дальше речь.

Похвальное слово Державину

Действительно достойных писателей, что внесли свой вклад в развитие искусства и литературы страны очень много. Среди них Карамзин и Ломоносов, Пушкин и Жуковский, и многие другие. Достойно звания Поэта и Писателя с большой буквы и имя Державина. Ему и посвящаем это творческое задание, подготовив ему похвальное слово.

Здесь ничего не нужно выдумывать, ведь Державин — это человек, который посвятил всю свою жизнь стране и ее культуре. Он создал множество произведений в стихах и прозе. При этом каждая строчка наполнена любовью к стране, ее народу и является отголоском патриотизма. Державин — автор таких од, как Водопад, Бог, На Счастие, и других, где воспевались победы русского оружия. Если сказать просто, то все творчество Гавриила Романовича — это поэзия поэта и гражданина. Как писал Державин, долг писателя, а значит и его долг, это вещание миру правды. Этому правилу он и следовал до последнего дыхания. В его творчестве мы видим прежде всего Поэта, для которого поэзия не была сумасбродством. Для него это дар, который он не продавал. Будучи деятельным писателем, живущим полнотой бытия, Державин был честным и прямолинейным, а его слово было беспощадно бьющим. Державин был наделен даром острой насмешки, что переходила в тонкую иронию, и наше послание к Державину это признание заслуг великого человека.

Жизнь Державина — это служение России, а не отдельным лицам. Это противодействие несправедливости и вечная борьба с сильными мира сего.

Похвальное слово Державину поэту и гражданину сочинение

5 (100%) 2 votes

Когда речь заходит о великом поэте, изменившем мир классической русской литературы, многие даже не знают, какой огромный вклад в ее развитие внес Гавриил Романович Державин. Он направил творчество в другое русло, раскрыв истинный потенциал отечественной лирики.

Державин – человек великого слова и патриотических стихов. Все его произведения пропитаны особенной атмосферой величия. Каждая строка буквально дышит патриотизмом. Гавриил Романович – тот самый человек, на которого равнялись все великие поэты золотого и серебряного веков. А.С. Пушкин посвятил ему стихотворение, при выпуске из Царскосельского лицея, в знак благодарности и почтения.

Державин писал о простом человеке, но богатым и могучим языком. Он будоражил сердца своих читателей, заставляя задуматься об истинном предназначении. Он видел насквозь государственную структуру, поэтому очень часто становился врагом для представителей правительства. Но это не отвернуло от него его главных читателей. Тех, кто ценил его талант управлять словом, не чураясь правительственных косых взглядов, негодующе наблюдающих за его творчеством. Он настоящий герой своего народа. Герой, чье имя навсегда сохранится на страницах учебников и в сердцах почитателей его творчества.

Ода «Бог» — Державин Г.Р.

О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени предвечный, Без лиц, в Трех Лицах Божества!

О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени предвечный, Без лиц, в Трех Лицах Божества! Дух всюду Сущий и Единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все Собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы нарицаем — Бог!

Измерить океан глубокий, Сочесть пески, лучи планет Хотя и мог бы ум высокий, — Тебе числа и меры нет! Не могут духи просвещенны, От света Твоего рожденны, Исследовать судеб Твоих: Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает, В Твоем величьи исчезает, Как в вечности прошедший миг.

Хаоса бытность довременну Из бездн Ты вечности воззвал, А вечность, прежде век рожденну, В Себе Самом Ты основал: Себя Собою составляя, Собою из Себя сияя, Ты Свет, откуда свет истек. Создавый всё единым словом, В твореньи простираясь новом, Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в Себе вмещаешь, Ее содержишь и живишь; Конец с началом сопрягаешь И смертию живот даришь. Как искры сыплются, стремятся, Так солнцы от Тебя родятся; Как в мразный, ясный день зимой Пылинки инея сверкают, Вратятся, зыблются, сияют, Так звезды в безднах под Тобой.

Светил возженных миллионы В неизмеримости текут, Твои они творят законы, Лучи животворящи льют. Но огненны сии лампады, Иль рдяных кристалей громады, Иль волн златых кипящий сонм, Или горящие эфиры, Иль вкупе все светящи миры — Перед Тобой – как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна, Вся твердь перед Тобой сия. Но что мной зримая вселенна? И что перед Тобою я? В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров, – и то, Когда дерзну сравнить с Тобою, Лишь будет точкою одною: А я перед Тобой – ничто.

Ничто! – Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Ничто! – Но жизнь я ощущаю, Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь – конечно, есть и Ты!

Ты есть! – природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть – и я уж не ничто! Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей Ты телесных, Где начал Ты духов небесных И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? – безвестен; А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, Создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ Податель, Душа души моей и Царь! Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! – в бессмертие Твое.

Неизъяснимый, Непостижный! Я знаю, что души моей Воображении бессильны И тени начертать Твоей; Но если славословить должно, То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к Тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться И благодарны слезы лить.

1784

Ода «Бог» – читает Константин Денисов
Библейский сюжет. Гавриил Державин. «Бог»

Сочинение на тему похвальное слово державину поэту и гражданину

Характерен такой случай: в 1796 г., еще при жизни Екатерины II, Державин воспел в оде «На покорение Дербента» поход в Персию русских войск и предводителя их В.А. Зубова, брата фаворита царицы; при этом, впрочем, он давал Зубову суровые уроки добродетели. Вскоре после этого Екатерина умерла, и Зубов оказался опальным. И вот Державина обвинили в лести. Князь С.В. Голицын упрекнул его за «Оду на покорение Дербента» и сказал, что теперь уже Зубов для Державина – «не Александр Македонский» и что «он уже льстить теперь не найдет за выгодное себе»; все это рассказал сам Державин, – и о продолжении дела: Державин ответил Голицыну, «что в рассуждении достоинств он никогда не переменяет мыслей и никому не льстит, а пишет истину, что его сердце чувствует». – «Это неправда, – ответил Голицын, – нынче ему не напишешь». – «Вы увидите», – ответил Державин, поехал домой, и сел за оду «На возвращение гр. Зубова из Персии», в которой воспел опального, бывшего «в совершенном гонении»; ода не могла быть напечатана при Павле, но распространилась в списках. Державин мог быть доволен. Его авторитет как гражданина, как личности, с этих пор слитый с авторитетом поэта в глазах общества, был сохранен. Таким же образом Державин демонстративно воспел в 1796 г. в оде «Афинейскому витязю» А.Г. Орлова, находившегося в опале, и сам в начале этой оды подчеркнул значение независимости и правдивости хвал и осуждений в творчестве поэта, и в частности в его, державинском, творчестве. Белинский отметил эту положительную черту характера Державина. Он пишет: «Когда Суворов, в отставке, перед походом в Италию, проживал в деревне без дела (т.е. в ссылке под надзором. – Гр. Г.), Державин не боялся хвалить его печатно. Ода «На возвращение гр. Зубова из Персии» принадлежит к таким же смелым его поступкам. «Водопад», написанный после смерти Потемкина, есть, без сомнения, столько же благородный, сколько и поэтический подвиг. Судя по могуществу Потемкина, можно было бы предположить, что большая часть стихотворений Державина посвящена его прославлению; но Державин при жизни Потемкина очень мало писал в честь его… Должно сказать правду: за многие дела и самый сатирик не может не чтить Державина. К числу таких дел принадлежит его ода «Памятник Герою», написанная в честь Репнина, который находился в то время под опалою у Потемкина». («Сочинения Державина».) Державин и в самом деле был искренен в своих похвалах и, – что важно, – хотел, чтобы его читательская аудитория верила его искренности. Он воспевал «Фелицу»-Екатерину восторженно. Издалека она представлялась ему такою. Екатерина назначила его своим статс-секретарем. В глазах Державина обаяние Фелицы померкло при более близком знакомстве с нею и с ее политикой; и вот – Державин не мог более писать о ней в хвалебном тоне. Между тем, Екатерине надоело ждать новых прославлений, и она всеми способами показывала Державину свое желание прочитать новую «Фелицу»; Державину стали и прямо говорить и даже писать об этом придворные по наущению Екатерины. А он не мог, – даже пытался было, – и не мог ничего написать похвального, когда он не видел, за что хвалить, «не будучи возбужден каким-либо патриотическим славным подвигом, не мог он воспламенить своего духа, чтоб поддерживать свой высокий идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями»; это слова самого Державина. Он рассказал обо всем этом подробно в своих «Записках». Он сказал здесь, что не мог уже ничего «написать горячим, чистым сердцем в похвалу» Екатерины. Горячее, чистое сердце поэта – это был новый и прекрасный лозунг. Аналогична была история отношения Державина-поэта к Александру I, которого он, разойдясь с ним во взглядах, стал воспевать как красивого и обаятельного юношу в частном быту, – но не как государственного деятеля. Образ Державина запомнился еще поколению декабристов как образ твердого гражданина. Державинская независимость привлекала к нему симпатии радикальной молодежи и заставляла «благонамеренных» слуг правительства видеть в нем «крамольника». Ему приписывались в списках всякие вольнодумные стихотворения – от оды Клушина, безбожника и разночинного бунтаря (ода «Человек»), до оды «Древность», автором которой скорее всего являлся Радищев. Не только слава Державина, но и его влияние на русскую литературу было огромно. При этом важно подчеркнуть, что это влияние было глубоко воспринято не идеалистически настроенными руководителями дворянского сентиментализма, а более демократическими литературными течениями. Ревностными учениками Державина оказались уже в конце XVIII в. молодые поэты-бунтари в журнале «Зритель» – Иван Крылов и Клушин. Их лирика производит иногда впечатление близкого подражания державинским одам. Но то, что было свойственно Державину стихийно – глубокий освобождающий смысл его тяги к реализму, его культ человека, личности, свобода его «простонародной» речи, – все это было идеологически, политически осознано Крыловым и Клушиным и открыто связано в их творчестве с радикальным мировоззрением. Державинский художественный метод они сделали орудием своей антифеодальной пропаганды, потому что этот метод нес в себе глубокие возможности именно в таком направлении. В пору, когда Карамзин и Жуковский совершали свое завоевание читательских умов, одновременно с ними и в противовес им Державин оставался руководителем литературы, тяготевшей к реализму, и литературы гражданской. Не случайно особое внимание к Державину Радищева, испытавшего немалое влияние его в своей художественной практике. Именно Державин был единственным человеком, лично не знакомым Радищеву, которому он переслал экземпляр своего «Путешествия»[207]. В упомянутой уже оде «Древность»[208], вероятно принадлежащей Радищеву, говорится о всепожирающей силе времени и о тех именах великих мужей, которые останутся от XVIII в.; этих имен три:

«Державин о роли поэта и поэзии»

В произведениях Державина сильно выражено лирическое начало. Сам Державин считал свою поэзию «говорящей живописью»: в его одах ча­сто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания историче­ских событий. До Державина оды сочинялись на торжественном офи­циальном языке, не очень понятном даже грамотным людям, то есть оды писались на предметы «высокие» и «высокими» писателями. Державин же сделал значительный шаг вперед в развитии русского литературного языка. О своей оде «Фелица» он писал: «Это такого рода сочинение, которого на нашем языке еще не было». В стихотворении «Памятник» Державин ут­верждает, что сила поэзии могущественнее даже законов природы, и свою заслугу, как поэта, видит сохранении жизни, в поэзии человеческого достоинства и справедливости. До конца своих дней он считал своей обя­занностью помогать молодым литераторам. Услышав в 1815 году на экзамене в лицее стихи юного Пушкина, он обратился к литератору просве­щения с такими словами: «Оставим его поэтом». Он как бы передал свое главное дело жизни — поэзию, в наследство будущему великому поэту.Державин смотрит на поэта как на служителя и поборника истины; в заслугу себе он ставит искренность, душевность: «сердечную простоту» своих стихов и свое гражданское мужество; «забавный русский слог», которым он гордится, — это созданный им новый языковой стиль, позво­ляющий расширить рамки тогдашней поэзии, насытить ее русской речью. Он выражает глубокую веру в силу человеческого слова, в бессмертие поэзии. Задачи поэзии Державин видел не только в том, чтобы «истину царям с улыбкой говорить», но и в проповеди мира, всеобщего счастья. Его творчество явилось связующим звеном между поэзией Ломоносова и поэзией Пушкина.

В творчестве Державина нашла замечательное выражение героика его времени. Подобно Ломоносову, Державин был пылким патриотом; патриотизм, по словам Белинского, был его « господствующим чувством».

Державин стал свидетелем неслыханных дотоле успехов русского оружия: побед Румянцева во время первой турецкой войны при Лагре и Кагуле, морской победы при Чесме, взятия во время второй турецкой войны Суворовым, прославившим себя годом ранее победами при Фокшанах и Рымнике, крепости Измаил, побед Суворова в Польше, позднее — в Италии, небывалого в военной истории по героическому преодолению трудностей перехода русских войск под предводительством Суворова через Альпы.

Героическая мощь, ослепительные военные триумфы России наложили печать на все творчество Державина, подсказали ему звуки и слова, исполненные подобного же величия и силы. И в человеке превыше всего ценил он «великость» духа, величие гражданского и патриотического подвига. «Великость в человеке бог!» — восклицал он в одном из ранних своих стихотворений («Ода на великость»). И это качество проходит через всю его поэзию. Недаром Гоголь склонен был считать его «певцом величия» по преимуществу, — определение меткое и верное, хотя и не выражающее собой всей сложности державинского творчества. «Стоит пробежать его «Водопад», -пишет Гоголь, — где, кажется, как бы целая эпопея слилась в одну, стремящуюся оду. В «Водопаде» перед ним пигмеи — поэты. Природа там прекраснее окружающей нас природы, люди сильнее знакомых людей, а наша обыкновенная жизнь перед той величественной жизнью, «точно муравейник, который где-то далеко копошится вдали». «Все у него величаво, — продолжал Гоголь, — величав образ Катерины, величава Россия, созерцающая себя в осьми морях своих; его полководцы — орлы».

Самого восторженного и вдохновенного барда находят в Державине блестящие победы русского оружия. По поводу одной из победных од Державина — «На взятие

Измаила» — Екатерина ему заметила: «Я не знала по сие время, что труба ваша столь же громка, как и лира приятна». И в своих победных одах Державин действительно откладывает в сторону «гудок» и «лиру» — признанные орудия «русского Горация и Анакреона», как величали его современники, — и вооружается боевой «трубой». В победных одах он в значительной степени возвращается даже к столь решительно в свое время им отвергнутой поэтике «громозвучной» ломоносовской оды (ода «На взятие Измаила» начинается эпиграфом из Ломоносова). Торжественная приподнятость тона, патетика словаря и синтаксиса, грандиозность образов и метафор — таковы основные «ломоносовские» черты победных од Державина. С извержением вулкана, «с черно-багровой бурей», с концом мира — «последним днем природы» — сопоставляет поэт «победу смертных выше сил» — взятие русскими считавшейся неприступной крепости Измаил.

Подобные же образцы грандиозной батальной живописи дает Державин и в других своих победных одах. С огромным воодушевлением, широкой размашистой кистью рисует он мощные и величавые образы замечательных военных деятелей и полководцев эпохи во главе с «вождем бурь полночного народа» — великим, не ведавшим поражений Суворовым. «Кем он когда бывал побеждаем, все ты всегда везде превозмог!» — торжествующе восклицает поэт о Суворове. Длинный ряд державинских стихотворений, посвященных Суворову и упоминающих его: «На взятие Измаила», «На взятие Варшавы», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор», «На пребывание Суворова в Таврическом дворце», «Снегирь» и многие другие, — слагается как бы в целую блистательную поэму — грандиозный поэтический гимн беспримерной воинской славы величайшего из полководцев, того, «кто превосходней всех героев в свете был». С особенной любовью подчеркивает Державин в «князе славы» Суворове черты, роднящие его с народом: непритязательность в быту, простоту в обращении, живую связь взаимного доверия, дружбы и любви между полководцем и идущими за ним на все воинами:

«Друзья! — он говорит:

— Известно, Что россам мужество совместно,

Но нет теперь надежды вам.

Кто вере, чести друг неложно,

Умрем иль победить здесь должно».

«Умрем!» — клик вторит по горам.

В отчаянии, что «львиного сердца, крыльев орлиных нет уже с нами», Державин в стихах, вызванных смертью Суворова, горестно вопрошает:

Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари,

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари,

Тысячи воинств, стен и затворов

С горстью россиян все побеждать?

Художественно подчеркивая глубокую народность Суворова, Державин изображает его в характерном облике эпического «вихря-богатыря» русских народных сказок, при этом постоянно указывая на беспощадность и особую черту русского национального великодушия — милости к «малым сим», к слабым тростинкам.

Вообще, в своих победных одах Державин — и это замечательная их особенность — ограничивается воспеванием только великих вождей и полководцев. Вождям соответствуют их геройские рати — «русски храбрые солдаты, в свете первые бойцы», первый тост в застольной воинской песне Державина «Заздравный Орел», написанной, как он сам поясняет, «в честь Румянцева и Суворова,, поэт провозглашает за русских солдат:

О!Исполать, ребяты,

Вам, русские солдаты,

Что вы неустрашимы,

Никем непобедимы:

За здравье ваше пьем!

Больше того, в ряде стихов Державина из-за создаваемых им колоссальных образов полководцев: Репнина, Румянцева, Суворова — как бы выступают еще более безмерно могучие очертания «твердокаменного росса» — всего русского народа. Именно народ, народный дух и народные крепость и сила спасли страну в годины наиболее тяжких исторических испытаний: во времена монгольского ига, кровавых оборонительных войн XVII века.

Вот как, например, рисует Державин свержение монгольского ига, когда русский народ «три века» лежал один, всеми оставленный и покинутый, в страшном, близком к смерти сне:

Лежал он во своей печали,

Как темная в пустыне ночь;

Враги его рукоплескали,

Друзья не мыслили помочь,

Удали ЖЕЛТИЗНУ и НАЛЕТ за полчаса. Отбелите свои зубы дома!

Соседи грабежом алкали,

Князья, бояре в неге спали…

Где есть народ в краях вселенны,

Кто б столько сил в себе имел…

Не «князьям и боярам», а именно «всему русскому народу», как поясняет сам Державин в примечаниях к той же оде «На взятие Измаила», из которой заимствованы только что приведенные строфы, обязана своими величественными победами и современная поэту Россия. Державин не устает славить в своих стихах «великий дух» русского народа, необоримую, тверже скалы, грудь «росса», российскую доблесть и силу, которой «нет преград»:

«Чья Россов тверже добродетель? Где больше духа высоты?» — постоянно спрашивает себя поэт и рисуемыми им живыми картинами и образами русской доблести, исконного русского героизма отвечает: ничья и нигде. Вот русские воины, зная, что «слава тех не умирает, кто за отечество умрет», со спокойной твердостью и с «сияющей душой», молча и непреодолимо движутся на неприступные твердыни Измаила:

Идут в молчании глубоком,

Во мрачной страшной тишине –

Собой пренебрегают, роком.

Зарница только в вышине

По их оружию играет;

И только их душа сияет,

Когда на бой, на смерть идет.

Уж блещут молнии крылами,

Уж осыпаются громами,

Они молчат, — идут вперед.

Вот они же, ведомые Суворовым, победоносно переваливают через Альпийские льды и снега, через непроходимые горные потоки и крутые теснины, заполненные притаившимся смертоносным врагом: «Но Россу где и что преграда?».

Победы России — грозное предупреждение ее недругам. В стихах, посвященных победам 1807 года атамана донских казаков Платова и характерно озаглавленных «Атаману и войску Донскому», Державин, с законной национальной гордостью оглядываясь на славное прошлое русской земли, вопрошает:

Был враг Чипчак — и где Чипчаки?

Был недруг лях — и где те ляхи?

Был сей, был тот: их нет, а Русь?..

Всяк знай мотай себе на ус

Последняя строка явно адресована Наполеону, неизбежное поражение которого, если он отважится вторгнуться в Россию, Державин проницательно предсказал еще за несколько лет до войны 1812 года. Уже в старческих своих стихах, посвященных Отечественной войне 1812 года, «Гимне лироэпическом на прогнание французов из Отечества», слабеющей рукою набрасывает Державин замечательную характеристику «доблественого» русского народа:

О Россодобльственный народ,

Единственный, великодушный,

Великий, сильный, славой звучный,

Изящностью своих доброт!

По мышцам ты неутомимый,

По духу ты непобедимый,

По сердцу прост, по чувству добр,

Ты в счастья тих, в несчастьи бодр…

Еще Ломоносов в своих одах, как мы знаем, проводит резкую грань между войнами хищническими, вызванными стремлением к захвату чужих областей, к порабощению других народов, и войнами законными, оборонительными, являющимися «щитом», т. е. защитой своей страны. Историческую миссию России он видит в том, чтобы нести народам мир — «тишину». Эта же ломоносовская нота настойчиво звучит и у Державина: в оде «На переход Альпийских гор» поэт, обращаясь к народам Европы, проникновенно восклицает: «Воюет Росс за обще благо, за свой, за ваш, за всех покой». Конкретно-политическая наполненность этого и подобных лозунгов и деклараций определена и ограничена условиями исторической действительности, классовой природой поэта, но Державин, как Ломоносов, сумел почувствовать и сформулировать здесь то, что составляет нашу существеннейшую национальную черту: бескорыстие и героическое великодушие нашего народа, не стремящегося к захватам и завоеваниям, но умеющего грудью стать на защиту родины.

Один из величайших поэтов русской литературы Гавриил Романович Державин может по праву назваться «отцом русских поэтов». Его творчество и сейчас является с одной стороны исторически важным, а с другой – поэтически прекрасным. Им восхищались современники, о нем забывали на долгие годы, но возвратиться доступно лишь сильным и именно таким является творчество Державина.

По мнению Белинского, именно в произведениях Державина зарождалась настоящая поэзия, обладающая в некоторой степени художественностью. Однако в его работах оставалось место риторике, что свойственно Ломоносову, одному из примеров для Державина. Гавриил Романович является образцом позднего классицизма. Его произведения наполнены соответствующими этому стилю образами, но в тоже время Державину удалось пошатнуть некоторые принципы, он словно прорывает занавес, отделяющий русскую литературу от романтизма и реализма. Поэт не боролся с классицизмом и его признаками, он менял его, нарушая некоторые правила. Он не делал различий между жанрами и настроениями, он внес в стихотворения похвалу и осуждение и тем самым стер стену, возведенную между одами и сатирическими произведениями. В его стихах появлялись еще неуловимые веяния, которые подхватили поэты декабристы и продолжили хвалить и осуждать одним стихом. И теперь «ода» перестала быть хвалебной песней, гимном, которым была раньше и становится стихотворением.

Державин стал живописцем стихосложения. С помощью поэзии он умел очень точно передавать формы и цвета. Поистине – это был художник. В течение всего своего творческого пути он преодолевал аллегории классицизма и пробивался к реальности стихотворения. Разумеется, он не сделал революции, но это было не к чему. Напротив, резкие перемены сгубили бы его. Постепенно он добавлял в поэзию все новые факты, которые черпал из реального мира. Нужно отдать должное его работе – он стал началом, а такие великие имена, как Пушкин и Лермонтов уже продолжатели.

Еще одно нововведение, которым поэты обязаны Державину – русская поэзия получила новую тему. Первым о роли поэта и о биографических данных автора заговорил именно Державин. Это было новаторством, так как в то время, когда писал Державин, на первом месте была тема общества. На фоне проблемы государства поэт казался мелкой, нелепой фигурой и тот же Ломоносов или Сумароков вообще не говорят о поэтах того времени. В конце XVIII века общественное сдает свои позиции, и поэты постепенно начинают говорить о личном.

Сложно переоценить вклад Державина в русскую литературу. Если бы не его новаторство, произведения Пушкина могли быть совершенного иного уровня. По сути, Державин является «прародителем» романтизма и реализма – огромной составляющей всей русской литературы.

На чтение 6 мин Просмотров 1.7к. Опубликовано 14 сентября, 2021

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Творчество Державина

Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются. Биография Державина — увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению достиг высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и вместе с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде. Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком. Его стихи — итог длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал писать еще во время прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами, которые могут дать представление о раннем периоде его творчества: в них еще чувствуется влияние общепризнанных поэтов того времени — Тредиаковского и Ломоносова. В дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения “высокую” и “низкую” лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). В нем смешение церковно-славянс-кой и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в “низких” жанрах: басне, эпиграмме, комедии. Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт: ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. “В правде черт”,— говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить “истину… с улыбкой”. Обращаясь в своей оде “Фелица” к Екатерине (Фелица — от пш./ёН.х — счастливая), Державин, по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим… что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине”. Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне. В сознании своей правоты Державин обращался в стихах к Богу, к Высшему Судне. Для Державина Бог— первоначало, не существующее отдельно от природы; “источник жизни”, не только духовной, но и жизни в государстве. В оде “Величество Божке” он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть: Но грешных пламя и язык Да истребит десница строга! Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. Под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, цитируя книгу Давида. В стихотворении “Радость о правосудии” Державин говорит: Да правый суд я покажу. Колеблемы столпы земные Законом Божьим утвержу… Поэт не раз проявляет себя в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец”. Державин стал новатором, вернее, создателем новых философских од, где человек рассматривается в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных сил природы — смерть: “Глотает царства алчна смерть”. В этих.произведениях появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности: Подите счастья прочь возможны. Вы все пременны здесь и ложны: Я в дверях вечности стою. Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разреженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если и удавалось, то строфы стиха были яркими и запоминающимися: “ Я червь — я Бог” было метафорой, рисующей образ самого поэта. Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листабумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде “Бессмертие души”: Как червь, оставя паутину И в бабочке взяв новый вид, В лазурну воздуха равнину На крыльях o.ieuiyuiux летит, В прекрасном веселясь убранстве, С цветов садится на цветы: Так и душа небес в пространстве Не будешь ли бессмертна ты? В 1811 году Державин подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, главной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде”. Поэт так, например, объясняет значение слова “ода”: “В новейших временах… она то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс или даже простая песня”. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет о композиции оды: “… восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Далее Державин рассказывает о “единстве страсти” и “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени и действия. Поэт ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли… живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения творческого наследия автора. Осмыслив все эти моменты творческого наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он «видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.
Свой творческий путь Г. Р. Державин завершил одой “На тленность”. Он написал ее за два дня до своей кончины. Текст оды, написанный на грифельной доске, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства “реки времени”. Но звуки его лиры все еще слышны, по-прежнему величественно и прекрасно, говоря нам о бессмертии души, об истине и Боге.
.

Гавриил Романович Державин был не только известным русским поэтом эпохи Просвещения, но и государственным деятелем Российской империи. Но Гавриил Романович заслужил свою славу, внеся вклад в развитие отечественной литературы, а не политики. Рассмотрим поподробнее его уникальное творчество.

Несомненно, основной заслугой автора является то, что внес новаторство в поэзию и развил литературный язык. До Державина стихотворения отечественных авторов были тяжеловесны и лишены изящества поэзии. Русский язык того времени ще не был адаптирован к силлабо-тонической системе стихосложения. Но такие подвижники, как Державин, Грибоедов, Пушкин, создали уникальные произведения, ставшие эталоном русской поэзии.

Важно отметить и новаторские элементы содержания творчества поэта. Державин сблизил поэзию с реальностью, затронув нетипичные темы в лирике. В творчестве Державина впервые можно увидеть не только картины сельской жизни, но и оценку политических событий и фигур. В его одах есть место социальной проблематике. Столь же необычно, что Державин, используя стихотворную форму, начал говорить о самом себе. На первый план в повествовании вышла личность автора, а не образ выдуманного героя. В поэзию Гавриил Романович внёс принцип личностного начала. Это было весьма смелым шагом. В своих произведениях писатель продемонстрировал естественного человека со всеми его взлетами и падениями. 

Со временем для Гавриила Романовича стали очень тесными границы классицизма. В итоге автор отступил от принципа жанровой иерархии в своих произведениях. В своем творчестве он мастерски объединил высокое и низкое, а также смешное и грустное. 

Благодаря знаменитой оде «Фелица» о Державине стали говорить как о поэте с большой буквы. По мнению известного литературного критика Виссариона Белинского, ода «Фелица» является одним из лучших произведений Державина. Автор сумел соединить полноту чувств и оригинальность формы, где прослеживается русский ум и русская речь. Создавая данное произведение, писатель нарушил привычные каноны классицизма. Ведь здесь Державин соединил оду с сатирой. Автор продемонстрировал частную жизнь русской императрицы, он описал в подробностях конкретные дела Екатерины Великой. В произведении писатель использует приём противопоставления. Так, Державин сравнивает современное правление с предыдущим. 

Не менее известным произведением Гавриила Державина является ода «Бог». Здесь автор показал всю необъятность вселенной, а также множественность миров. Писатель в своей оде рассказывает о невероятной силе человеческой мысли, которая всячески стремится к постижению мира. В произведении автор утверждает, что человек является неотъемлемой частью мироздания. 

Одним из знаменитых произведений Гавриила Романовича является стихотворение «Водопад». Здесь автор поднимает тему скоротечности бытия. В произведении Державин размышляет над таким понятием, как вечность. Писатель пытается разобраться, кто именно имеет право на бессмертие. Известно, что над созданием стихотворения автор трудился на протяжении четырёх лет. Однако, читая произведение, создаётся впечатление, что оно было создано на одном дыхании. 

Поэзии автора присуща многогранность. Особое место в творчестве Державина занимают сатирические оды. Также в творчестве Державина присутствуют стихотворения, отображающие частную жизнь. Произведениям Державина свойственна автобиографичность. Возможно, поэтому Державин стал одним из первых авторов в отечественной литературе, который стал развивать тему творчества и поэзии, а также её значения в жизни человека. Речь идет о таких известных стихотворениях, как «Лебедь», «Ключ», «Памятник». В последние годы жизни поэта интересовали любовная лирика, шуточные стихи, а также дружеские послания. 

Гавриил Романович сыграл важную роль в истории отечественной литературы. Именно на заслуги этого автора обращали внимание поэты начала девятнадцатого столетия. Гавриил Романович сумел изменить язык, он стал более эмоциональным и звучным. Кроме того, автор поменял идейное содержание оды. Державина считают новатором в отечественной литературе, так как в его произведениях впервые стала упоминаться личность поэта, а также появились сведения из его биографии. Как отмечал известный литературовед Александр Западов, благодаря Державину в литературе появился «забавный русский слог». Также Западов отметил невероятную способность писателя объединять сатиру и лирику. Таким образом, Гавриил Державин внёс огромный вклад в развитие отечественной литературы. Писатель положил начало преобразованию литературного языка.

  • Деревянный сарай как пишется
  • Деревянный орел сказка основная мысль
  • Деревянный орел сказка картинки
  • Деревянный орел сказка главная мысль
  • Деревянный конь рассказ слушать