Десанка максимович кровавая сказка

Krvava bajka

Bilo je to u nekoj zemlji seljaka

na brdovitom Balkanu,

umrla je mučeničkom smrću

četa đaka

u jednom danu.

Iste su godine

svi bili rođeni,

isto su im tekli školski dani,

na iste svečanosti

zajedno su vođeni,

od istih bolesti svi pelcovani,

i svi umrli u istom danu.

Bilo je to u nekoj zemlji seljaka

na brdovitom Balkanu,

umrla je mučeničkom smrću

četa đaka

u jednom danu.

A pedeset i pet minuti

pre smrtnog trena

sedela je u đačkoj klupi

četa malena

I iste zadatke teške

rešavala:koliko može

putnik ako ide peške…

i tako redom.

Misli su im bile pune

istih brojki,

i po sveskama u školskoj torbi

besmislenih ležalo bezbroj

petica i dvojki.

Pregršt istih snova

i istih tajni

rodoljubivih i ljubavnih

stiskali su u dnu džepova.

I činilo se svakom

da će dugo,

da će vrlo dugo,

trčati ispod svoda plava

dok sve zadatke na svetu

ne posvršava.

Bilo je to u nekoj zemlji seljaka

na brdovitom Balkanu

umrla je junačkom smrću

četa đaka

u istom danu.

Dečaka redovi celi

uzeli se za ruke

i sa školskog poslednjeg časa

na streljanje pošli mirno

kao da smrt nije ništa.

Drugova redovi celi

istog časa se uzneli

do večnog boravišta.


перевод на РусскийРусский

Выровнить абзацы

Кровавая сказка

Было это в каком-то селе

На холмистых Балканах,

В один день умерли мученической смертью

Несколько старшеклассников

Они были рождены

В один год.

И учились в одном классе,

Ходили на одни и те же праздники,

Страдали от одних и тех же болезней

И умерли вместе в тот день.

Было это в каком-то селе

На холмистых Балканах,

В один день умерли мученической смертью

Несколько старшеклассников

А пятьдесят пять минут

До момента смерти,

Сидела за школьной партой

Небольшая компания.

И те же непростые задания

Решала: сколько может

Путник, если идёт пешком…

Ну и так далее.

Их мысли были заняты

Такими же числами,

А в их тетрадях, что лежали портфеле,

Было бессчетное количество

Пятёрок и двоек.

Горсть одинаковых грёз

И одинаковых тайн,

Патриотических и любовных,

Прятали они на дне карманов.

И каждому казалось,

Что это будет длиться долго,

Очень долго,

Что будут они бежать под голубым сводом,

Пока не решатся все задачи,

Что есть на свете.

Было это в каком-то селе

На холмистых Балканах,

В один день умерли мученической смертью

Несколько старшеклассников.

Целые отряды юношей

Взялись за руки

И с последнего урока

Отправились под огонь,

Будто смерть ничего не значит.

Целые отряды товарищей

В тот же час

Отправились в вечность…

Сегодня, 21 октября, в Сербии скорбят по жертвам нацистского преступления, которое произошло в 1941 году в окрестностях города Крагуевац. За три дня оккупанты, по данным разных историков, расстреляли почти три тысячи человек, среди которых было триста гимназистов и их учителей, которых вывели прямо с урока, а также 40 детей от 12 до 15 лет — в основном, цыган, чистильщиков обуви.  

WhatsApp Image 2021 10 21 at 12.10.30

kurir.rs

Казнь была местью за десять убитых сербскими партизанами нацистов и за 26 раненых. Немцы расстреляли сто сербов, евреев и цыган за одного погибшего и пятьдесят — за каждого раненого. 

Выжившие рассказывали, что один из профессоров перед смертью обнял ученика, стоявшего рядом с ним, и сказал: «Стреляйте, я и сейчас веду урок!» 

Расстрелом руководил майор Пауль Кениг, который после войны прожил жизнь свободного гражданина Германии и скончался от старости. 

Этим событиям сербская поэтесса Десанка Максимович посвятила стихотворение «Кровавая сказка», которое начинается словами: «Это случилось в гористой балканской стране… Смертью мучеников погибла рота школьников за один день». 

Каждый год на месте нацистского преступления проводится мемориальное мероприятие, которое получило название «Великий школьный урок», и панихида. Сегодня память погибших почтил сербский лидер Александр Вучич и официальные лица страны.

Директор Канцелярии по делам диаспоры и сербов региона МИД Сербии Арно Гуйон также посетил Крагуевац и мемориальный комплекс. 

«Это памятник в виде птицы со сломленными крыльями. Здесь было убито триста учеников гимназии. Их убили те, кто хотел поработить Сербию, те, кто запретил кириллицу, кто считал сербов людьми второго сорта. Они хотели, чтобы в Европе говорили только на немецком языке. И вот я сегодня нахожусь тут, говорю по-сербски потому, что сербы победили это огромное зло, которое обладало силой и ресурсами и которое вела ненависть. Мы не смеем забывать ту жертву, которую сербы принесли во имя победы над злом. Мы должны помнить маленьких героев, отдавших свои жизни и не доживших до 18-летия», — заявил Арно Гуйон. 

До 50-х годов прошлого века в Шумарице было запрещено приезжать официальным лицам из Германии.

Фото: srpskaistorija.com

Подписка на новости

Подпишись, чтобы получать на почту уведомления о новых статьях

МАССОВЫЙ РАССТРЕЛ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В КРАГУЕВЦЕ (СЕРБИЯ) 21 ОКТЯБРЯ 1941 Стихотворение сербской поэтессы Десанки Максимович напоминает нам об одной из самых ужасных страниц сербской истории

Стихотворение сербской поэтессы Десанки Максимович напоминает нам об одной из самых ужасных страниц сербской истории массовом расстреле мирного населения в Крагуевце и близлежащих сёлах 21 октября 1941 года. В тот день фашистами было расстреляно 2796 человек, среди них были и дети.
ДЕСАНКА МАКСИМОВИЧ. КРОВАВАЯ СКАЗКА
Было это в стране крестьянской,
какой неизвестно,
но горной, балканской:
приняли смерть, как небесные воины
дети совсем ещё младшие школьники
Приняли смерть в одночасье.
Все одногодки,
и одинаково
длилось их школьное счастье.
Те же прививки от тех же болезней,
и одинаково
умерли все в одночасье.
Было это в стране крестьянской,
какой неизвестно,
но горной, балканской:
приняли смерть, как небесные воины
дети совсем ещё младшие школьники
Приняли смерть в одночасье.
До мига смертельного,
примерно за час
за школьными партами
класс малышей задачи решал
одинаково:
«Сколько может путник идти,
если идет пешком».
А в школьных портфелях
лежали тетрадки:
в них прятались двойки с пятёрками,
даже не зная, что стали ненужными,
и потому равнозначными.
Тайны и сны (друг на друга похожие)
спали на дне карманов.
Каждому думалось:
долго ещё
Что ещё очень долго
бегать под синими сводами можно.
Так как задачи не все решены
Много ещё их на свете.
Было это в стране крестьянской,
какой неизвестно,
но горной, балканской:
приняли смерть, как небесные воины
дети совсем ещё младшие школьники
Приняли смерть в одночасье.
Последний урок. Дети встали,
Встали в колонну, пошли на расстрел,
каждый в лицо своей смерти смотрел
За руки взялись.
И одинаково
тихо, всем классом
в небо поднялись.
(Перевёл Сергей Щеглов)
16 сентября Гитлер назначает генерала Франца Бёме командующим генералом Сербии. Его задачей было «восстановление строжайшими методами окончательного порядка» в стране. В это время юг страны находился под контролем партизан и четников. В конце сентября Бёме после тяжёлых боёв был вынужден уйти из городов Ужице и Чачак. Он приказал армии осуществлять «карательные экспедиции» в основных областях восстания. После битвы под Тополой Бёме принимает приказ, касающийся всех подразделений, оккупировавших Сербию этот приказ становится в дальнейшем основой для массовых убийств мирных жителей. Вот его содержание:
«Всем уполномоченным командирам и командирам полков: Всех коммунистов, а также всех подозрительных местных жителей мужского пола, а также евреев и всех националистически или демократически настроенных жителей брать в заложники, и в дальнейшем казнить их в соотношении 1:100 за каждого убитого немецкого солдата или «фольксдойча», и 1:50 за каждого раненого. Арестованных в ходе военных действий приговаривать к повешению или расстрелу; деревни, взятые в бою, сжигать, равно как и фермы, из которых производились выстрелы». Бёме завершил свой приказ от 20 октября 1941 года словами: «Вперед, к новым делам» (нем. Vorwärts zu neuen Taten).
После того как в сражении с партизанами немецкие войска потеряли 10 человек убитыми и 26 ранеными, было найдено 2 300 жертв для «искупления». Командир подразделения майор Кёниг самовольно превысил «нормативы», утверждённые приказом Бёме. По его распоряжению 19, 20 и 21 октября 1941 г. в городе Крагуевац и его пригородах было казнено 2859 мужчин, женщин и подростков, включая школьников и их учителей.
Массовое убийство 749-м и 727-м пехотными полками немецкого Вермахта под руководством майора Пауля Кёнига. Это убийство было совершено как акт возмездия: Кёниг распорядился отомстить за каждого раненого сербскими партизанами немецкого солдата расстрелом 50 сербов, а за каждого убитого солдата казнью 100 сербов.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
«На прошлой неделе было совершено трусливое и коварное нападение на немецких солдат, в ходе которого было убито 10 и ранено 26 солдат. Это деяние требует искупления.
Поэтому за каждого убитого немецкого солдата было расстреляно 100, а за каждого раненого 50 местных жителей, и прежде всего коммунистов, бандитов и их сообщников, всего 2300 человек.
И в дальнейшем в каждом сходном случае, любой саботаж вызовет в ответ подобные суровые меры.»
Начальник гарнизона
Так как расстреливали целыми гимназическими классами, и детей, и учителей, в Югославии после войны в память от невинных жертвах 21 октября отмечался «Велики школски час».
Установлены имена 2 794 расстрелянных, из них 415 в окрестных селах, 2 379 в самом Крагуевце. Младшему из расстрелянных было 8 лет.
Людей расстреливали из пулемётов и зарывали в общих могилах. В регионе казни продолжались 10 дней, в течение которых таким образом были убиты минимум от четырёх до пяти тысяч человек. По югославским данным, в окрестностях жертвами расстрелов стали от семи до восьми тысяч человек.
Известна в исполнении Марка Бернеса песня Я. А. Френкеля на слова В. Лифшица «Последний урок».

МАССОВЫЙ РАССТРЕЛ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В КРАГУЕВЦЕ (СЕРБИЯ) 21 ОКТЯБРЯ 1941 Стихотворение сербской поэтессы Десанки Максимович напоминает нам об одной из самых ужасных страниц сербской истории

МАССОВЫЙ РАССТРЕЛ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В КРАГУЕВЦЕ (СЕРБИЯ) 21 ОКТЯБРЯ 1941 Стихотворение сербской поэтессы Десанки Максимович напоминает нам об одной из самых ужасных страниц сербской истории

МАССОВЫЙ РАССТРЕЛ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В КРАГУЕВЦЕ (СЕРБИЯ) 21 ОКТЯБРЯ 1941 Стихотворение сербской поэтессы Десанки Максимович напоминает нам об одной из самых ужасных страниц сербской истории

МАССОВЫЙ РАССТРЕЛ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В КРАГУЕВЦЕ (СЕРБИЯ) 21 ОКТЯБРЯ 1941 Стихотворение сербской поэтессы Десанки Максимович напоминает нам об одной из самых ужасных страниц сербской истории

Источник

  • Вход
  • Регистрация

ЛитМир - Электронная Библиотека

ОТВЕТ СОВРЕМЕННИКУ

Все реже о любви пишу стихи я.

Все реже голоса слышны в них молодые.

Да, у моих стихов теперь иные темы,

и заняты они вещами теми,

которые на первый взгляд

поэзии немногое сулят.

Но почему ты этим удивлен?

Осенних песен и весенних песен

напев совсем по-разному чудесен,

и дрозд поет не так, как соловей,

а старый дрозд – не так, как молодой.

Когда слагаю песни о деревне,

стоят крестьяне за любым стихом.

Любой рассвет, изображенный мной,

по-сельски пахнет молоком и сеном.

Я детство провела среди крестьян,

и мне естественно писать о них.

Я потому о них стихи писала,

что радовалась с ними и страдала.

Не по велению политика,

не по указке сельского попа —

по женской, по исконной и по древней

моей безмерной нежности к деревне,

ко всем, кто угнетен и оскорблен.

Я жать умею и копать умею,

поэтому и право я имею

петь о крестьянах так, как я пою,

Меня крестьяне сызмала учили

и до ботаники мне объяснили

луга, поля и землю всю мою.

Я не стыжусь, когда мои стихи

читают старики и батраки,

когда их дети в сельской школе слышат.

Для избранных пускай другие пишут,

а мне мои читатели близки.

ПЕСНЯ О ПОРАБОЩЕННОМ ХЛЕБЕ

Стучит украдкой жернов,

шуршит мука по ситам.

Зерно тихонько мелют

во тьме, во мраке черном

по деревням несытым.

Тот хлеб посеян в рабстве,

в безвыходной печали,

и убран тоже в рабстве —

глубокими ночами.

Хоть печи жаром пышут,

но хлеб тоскою дышит.

Он вырастал в неволе.

Созрел под наши стоны.

И вот его смололи

на мельнице замшелой,

обросшей паутиной,

слезами орошенной.

Он рос во тьме кромешной

и выпечен ночами —

с опаской и поспешно,

украдкой и в молчанье,

когда никто не слышит,

как хлеб жарою пышет.

Большущими кусками

тот рабский хлеб кусают —

покуда не забрали,

пока никто не знает,

что под полночным небом

сидит крестьянин с хлебом.

КРОВАВАЯ СКАЗКА

Это случилось в одном государстве

балканском

в горном, крестьянском.

Горькое там приключилось злосчастье

с группой ребят —

целым классом пали они в одночасье

смертью героев.

Все они были ровесники;

все – одногодки.

Вместе учились и вместе играли,

хором стихи наизусть повторяли.

Вместе ходили к врачам на прививки.

Все у них общее было:

уроки, болезни, привычки.

Вместе они и погибли.

Это случилось в одном государстве балканском

в горном, крестьянском.

Горькое там приключилось злосчастье

с группой ребят —

целым классом пали они в одночасье

смертью героев.

Ровно за сорок минут до их смертного часа

вот что умы занимало

этого класса:

«Грядки. Их шесть на моем огороде.

Десять арбузов на каждой».

И прочее в этом же роде.

Мысли мальчишек касались домашних заданий,

по выполненью которых

качество ими усвоенных знаний

будет измерено грудой никчемных пятерок,

Детям казалось,

что долго бродить им по белому свету,

Долго решать им задачи —

сначала вот эту,

кто помешает?

Все, что им задано,

перерешают.

Это случилось в одном государстве балканском

в горном, крестьянском.

Горькое там приключилось злосчастье

с группой ребят —

целым классом пали они в одночасье

смертью героев.

За руки взявшись,

пошли они на смерть рядами.

Самые слабые дети и те не рыдали.

После уроков, сложив аккуратно тетрадки,

шли на расстрел они поступью твердой

в полном порядке,

прямо и гордо.

За руки взявшись,

прямо под пули

эти ребята навстречу бессмертью шагнули.

ХЛЕБ МЕСЯТ

Солнце спало, и птицы спали,

спрятав клювы в теплые крылья,

Женщины раньше солнца встали,

двери пекарни они открыли.

Они забыли о скорби вчерашней,

о всей суете желаний мелких.

Словно пахарь, когда он на пашне,

словно мельник, когда он – мельник.

Муку просеивают снова и снова.

Волосы словно в белых цветочках.

Работают, не говоря ни слова,

думая о сыновьях, о дочках.

В море хлебного запаха канув,

они смеются пьяно, счастливо,

словно не тесто мнут руками,

а мнут руками цветущую ниву.

Солнце спит, и птицы не слышат

женщин, тех, что пришли на работу.

Хлебный запах из печи пышет —

это пекарня раскрыла ворота.

Руки на хлебе горячем грея,

женщина думает: «Пусть настанет,

пусть придет благодатное время,

когда всем людям хлеба достанет!

А враг пусть подавится нашим хлебом!

Пусть в горле вражьем он станет комом!»

Женщина смотрит с порога на небо,

внемля птичьим напевам знакомым.

  • Дерюшева сказка про светофорчик
  • Дерижер или дирижер как правильно пишется слово
  • Дерзкий смех чацкого на балу сочинение
  • Держу в курсе как пишется
  • Держишь или держешь как правильно пишется