Детали одежды старухи из сказки о рыбаке и рыбке



Скачать материал

«Русский народный костюм в сказках А. С. Пушкина»Исследовательская работа



Скачать материал

  • Сейчас обучается 60 человек из 29 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Русский народный костюм в сказках А. С. Пушкина»Исследовательская работа

    1 слайд

    «Русский народный костюм в сказках А. С. Пушкина»
    Исследовательская работа

  • Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры...

    2 слайд

    Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры.
    В её элементах отразились исторические условия проживания и обычаи русских областей. Все люди с детства любят читать сказки. А нам особенно нравятся сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая его сказки, мы обратили внимание на красочные иллюстрации.
    Нас заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали великие художники.
    Нам стало любопытно, отличалась ли сказочная одежда от русской народной одежды нашего края.

  • Цели и Задачи:Исследовать сказки А. С. Пушкина
Найти описание костюмов
Узнать...

    3 слайд

    Цели и Задачи:
    Исследовать сказки А. С. Пушкина
    Найти описание костюмов
    Узнать как выглядит Романовский костюм
    Сравнить сказочный и Романовский костюмы
    Предмет исследования: сказки А. С. Пушкина.
    Заглянем в них и посмотрим, какие строчки поэт использует для описания костюма.

  • В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки: 
«Лазурный пышный сарафан
Одел...

    4 слайд

    В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:
    «Лазурный пышный сарафан
    Одел Людмилы стройный стан…»

  • Сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое п...

    5 слайд

    Сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами.

  • Пушкин в своих сказках украшает сарафаны героинь очень богато, использует до...

    6 слайд

    Пушкин в своих сказках украшает сарафаны героинь очень богато, использует дорогие материалы и украшения.

  •  	Романовский же сарафан сильно отличался от сказочного

    7 слайд

    Романовский же сарафан сильно отличался от сказочного

  • "Княжне последняя девица
Жемчужный пояс подает".

    9 слайд

    «Княжне последняя девица
    Жемчужный пояс подает».

  • Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда...

    10 слайд

    Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным).

  • Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте. 
Могли содержать слова: "Да...

    11 слайд

    Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте.
    Могли содержать слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог».

  • Пушкин предает этому предмету одежды роскошность, убирает значение обе...

    12 слайд

    Пушкин предает этому предмету одежды роскошность, убирает значение оберега и добавляет его как аксессуар.
    Романовские пояса так же выполняли функцию оберега. Но отличались украшением, чаще всего это были пайетки или узоры характерные для нашего края.

  • Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домоткано...

    14 слайд

    Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка.

  • В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:
«На крыльце стоит его старуха....

    16 слайд

    В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:
    «На крыльце стоит его старуха.
    В дорогой собольей душегрейке,
    парчовая на маковке кичка,
    жемчуга огрузили шею,
    на руках золотые перстни,
    на ногах красные сапожки»

  • 	Душегрейка - тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.

    17 слайд

    Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.

  • Завершал наряд головной убор. Он играл огромную роль в женском костюме....

    19 слайд

    Завершал наряд головной убор. Он играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение.

  • Пушкин в строчках из «Сказка о рыбаке и рыбке» с помощью головного убора пок...

    21 слайд

    Пушкин в строчках из «Сказка о рыбаке и рыбке» с помощью головного убора показывает величие старухи, так как кичка изготовлена из парчи – дорогого материала, который мог себе позволить далеко не каждый.

  • Романовские головные уборы не чуть не уступали сказочным. Голову могли покры...

    22 слайд

    Романовские головные уборы не чуть не уступали сказочным. Голову могли покрывать сороки и кички по будням и кокошники по праздникам. Они так же могли быть дорогими и роскошными или более простыми.

  • В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:
«И между тем она, Руслан, 
Миг...

    23 слайд

    В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:
    «И между тем она, Руслан,
    Мигала томными глазами;
    И между тем за мой кафтан
    Держалась тощими руками; »

  • Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда. Кафтаны появились на Р...

    24 слайд

    Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда. Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.

  • Сказочный костюм обычно отличался особой узорчатостью, а также шиком мат...

    25 слайд

    Сказочный костюм обычно отличался особой узорчатостью, а также шиком материалов. Могли использоваться золотые нити, замш и многое другое. В основном такие вещи носили бояре или князья.
    Романовский кафтан ничем не отличался от обычного, да и от сказочного мало, только был чуть проще, не расшит золотом и бархатом.

  • Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые...

    26 слайд

    Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».
    Кожаная обувь была очень дорогой.

  • Пушкинские герои носили разную обувь в зависимости от положения. Бедные люди...

    27 слайд

    Пушкинские герои носили разную обувь в зависимости от положения. Бедные люди ходили в лаптях, а попы, бояре и князья расхаживали в красных кожаных сапогах. Обычно сказочные сапоги были, с загнутыми носами это тоже указывало на положение.

  • А для Романовской стороны были характерны лапти, разных размеров, стилей и м...

    28 слайд

    А для Романовской стороны были характерны лапти, разных размеров, стилей и материалов. В основном лапти были из бересты.

  • Входе исследования мы обнаружили , что Пушкинский костюм был более...

    29 слайд

    Входе исследования мы обнаружили , что Пушкинский костюм был более разнообразен чем Романовский. В нем использовались более различные сочетания цветов и орнаментов, а в Романовском присутствовали привычные для народа, повторяющиеся цвета и рисунки, носящие религиозный и языческий характер.

  • Спасибо за внимание!

    30 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 506 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

Тесты с ответами. А.С.Пушкин. «Цыганы»

  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: А. С. Пушкин

Рейтинг:
5 из 5

  • 06.04.2020
  • 30812
  • 780

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 06.04.2020
  • 2355
  • 56

«Литература (в 2 частях)», Сахаров В.И., Зинин С.А.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Русский народный костюм в сказках а.с. пушкина

Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры. В её элементах отразились исторические условия проживания и обычаи русских этнографических областей. Гений русской литературы и поэзии — Александр Сергеевич, упоминал в своих произведениях детали женской и мужской одежды. Знакомство с русским костюмом мы начнем именно со строк Пушкина.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  дом детского творчества  РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА.  Подготовила методист МБОУ ДО ДДТ Рыбалкина Н.А. 2017 год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА.

Подготовила методист

МБОУ ДО ДДТ Рыбалкина Н.А.

2017 год

Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры. В её элементах отразились исторические условия проживания и обычаи русских этнографических областей. Гений русской литературы и поэзии - Александр Сергеевич, упоминал в своих произведениях детали женской и мужской одежды. Знакомство с русским костюмом мы начнем именно со строк Пушкина!

Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры. В её элементах отразились исторические условия проживания и обычаи русских этнографических областей. Гений русской литературы и поэзии — Александр Сергеевич, упоминал в своих произведениях детали женской и мужской одежды. Знакомство с русским костюмом мы начнем именно со строк Пушкина!

Сарафан   В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:  «Лазурный пышный  сарафан  Одел Людмилы стройный стан...» сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами.

Сарафан

  • В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

«Лазурный пышный  сарафан Одел Людмилы стройный стан…»

  • сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами.

Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка.

  • Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка.

Поверх рубахи одевали сарафан. Кроили прямым или в виде конуса. Обязательно с большим расширением к низу. Такой сарафан подчёркивал стройность девушки. В будни женщины носили простые сарафаны, украшенные разноцветными лентами и медными пуговицами.

  • Поверх рубахи одевали сарафан. Кроили прямым или в виде конуса. Обязательно с большим расширением к низу. Такой сарафан подчёркивал стройность девушки.
  • В будни женщины носили простые сарафаны, украшенные разноцветными лентами и медными пуговицами.

Праздничные сарафаны шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Сарафаны с длинными и узкими рукавами назывались летниками.

  • Праздничные сарафаны шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
  • Сарафаны с длинными и узкими рукавами назывались летниками.

Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение:

  • Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным).
  • Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» — защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог».

Основным цветом свадебного костюма был красный. „Красное

  • Основным цветом свадебного костюма был красный. „Красное» сливалось в понятии народа с „прекрасным», что нашло свое отражение в таких определениях, как „красна девица», „красно солнышко», „красный угол». Самая красивая, главная площадь Москвы названа „Красной».
  • Свадебный костюм был самым нарядным и красивым, его расшивали жемчугом и бусами.

Душегрейка   В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:   «На крыльце стоит его старуха.  В дорогой собольей  душегрейке,   парчовая на маковке  кичка,   жемчуга огрузили шею,  на руках золотые перстни,  на ногах красные сапожки»

Душегрейка

  • В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

«На крыльце стоит его старуха.

В дорогой собольей  душегрейке,  парчовая на маковке  кичка,  жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки»

Душегрейка   «Душегрейка - тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади».

Душегрейка

  • «Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади».

Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку - епанечку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине. Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Зимой надевали душегрейку с рукавами, которую затем стали называть – телогрея. В будние дни душегрейку заменяли фартуком. Подвязывали его под мышками или на талии, по длине он был ниже колен.  

  • Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку — епанечку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине.
  • Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Зимой надевали душегрейку с рукавами, которую затем стали называть – телогрея.
  • В будние дни душегрейку заменяли фартуком. Подвязывали его под мышками или на талии, по длине он был ниже колен.  

Головные уборы   Он играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска.

Головные уборы

  • Он играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение.
  • На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска.

Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора.

  • Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора.

Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы – кичку. Кичка представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок - зимой тёплый, а летом из тонкой узорчатой ткани. Спереди их украшали золотой вышивкой, бисером, пушками. В разных областях головной убор называли по-разному: кичка, кика, сорока - рогатая, каблучок. Праздничные кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

  • Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы – кичку.
  • Кичка представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок — зимой тёплый, а летом из тонкой узорчатой ткани.
  • Спереди их украшали золотой вышивкой, бисером, пушками.
  • В разных областях головной убор называли по-разному: кичка, кика, сорока — рогатая, каблучок.
  • Праздничные кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Молодые девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они имели твёрдую основу и нарядный верх.

  • Молодые девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они имели твёрдую основу и нарядный верх.

(Кокошник от слова –«кокошь» - петух, «кичка» - утка.) Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом. Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

  • (Кокошник от слова –«кокошь» — петух, «кичка» — утка.)
  • Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом.
  • Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

Кафтан   В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:  «И между тем она, Руслан,   Мигала томными глазами;  И между тем за мой  кафтан  Держалась тощими руками; » «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда»

Кафтан

  • В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

«И между тем она, Руслан,  Мигала томными глазами; И между тем за мой  кафтан Держалась тощими руками; »

  • «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда»

Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи. Простые мужские кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха.

  • Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.
  • Простые мужские кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха.

На Руси было много видов кафтанов. Богатые люди шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом. Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

  • На Руси было много видов кафтанов.
  • Богатые люди шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом.
  • Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

Обувь   Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».

Обувь

  • Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».

Кожаная обувь была очень дорогой.

  • Кожаная обувь была очень дорогой.

Украшения     Самым любимым женским украшением были серьги - посеребрённые, позолоченные, со вставками из цветного стекла, жемчугом, эмалью, драгоценными камнями. На шею надевали стеклянные красные бусы, серебряные цепи, янтари. Бисером украшали девичьи налобные повязки, изготавливали украшения для кос.

Украшения

  • Самым любимым женским украшением были серьги — посеребрённые, позолоченные, со вставками из цветного стекла, жемчугом, эмалью, драгоценными камнями. На шею надевали стеклянные красные бусы, серебряные цепи, янтари. Бисером украшали девичьи налобные повязки, изготавливали украшения для кос.

Вот, и сказки конец, А кто смотрел, МОЛОДЕЦ!

Вот, и сказки конец,

А кто смотрел, МОЛОДЕЦ!



-80%

Курсы дополнительного образования

Основы косметологии

Продолжительность 72 часа

Документ: Cвидетельство о прохождении курса

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Русский народный костюм в сказках а.с. пушкина (9.55 MB)

Похожие файлы

  • Классный час «Культура моей страны и я»

  • Конспект урока по изобразительному искусству «Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении»

  • Сценарий и презентация для классного часа «Образ русской женщины»

  • Урок литературного чтения «А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»»

  • Презентация для классных руководителей «Формирование УУД во внеурочной деятельности»

Вы смотрели

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

анализ сказки о рыбаке и рыбке

Автор произведения

Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

анализ сказки о рыбаке и рыбке пушкина

История создания

Далее анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича должен затронуть такую тему, как история создания самого произведения.

Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.

Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.

Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.

Сюжет сказки

При написании сказки о Золотой Рыбке Пушкин ставил перед собой задачу: показать народность русской литературы. А потому данное произведение — не только легкое детское чтиво с моралью в конце. Это пример быта, традиций великой России тех времен, демонстрация того, во что же тогда верили простые крестьяне и чем они жили.

анализ литературной сказки о рыбаке и рыбке

Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.

Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.

Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории

Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку. Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.

Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).

Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм

Начинается сказка братьев Гримм почти также, вот только ловит рыбак не Золотую Рыбку, а волшебную камбалу. И именно у нее просит шикарный дом, чудесный замок, после чего сварливая жена (по привычному сценарию) начинает требовать, чтобы рыбка сделала ее королевой, а потом императрицей (в сказке Пушкина — «Владычицей морской»).

До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.

 сказка о рыбаке и рыбке анализ произведения

Принципиальное различие двух сказок

Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.

Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.

Общая концовка и мораль

Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.

Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.

краткий анализ сказки о рыбаке и рыбке

Главные герои

Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:

  • старик;
  • старуха;
  • Золотая Рыбка.

Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.

Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.

художественный анализ сказки о рыбаке и рыбке

Религиозный подтекст сказки

Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря»?

«Ровно тридцать лет и три года». Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?

Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.

Образ старика

Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.

Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.

Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.

Образ старухи

Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.

Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой). Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные. И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.

Торжество плоти над телом

Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух). Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей. И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.

Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.

Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.

Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.

А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.

Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.

литературоведческий анализ сказки о рыбаке и рыбке

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:

  1. Не следует быть жадным.

  2. Важно радоваться тому, что есть.

  3. Благодарить судьбу за ее подарки.

  4. Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.

А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:

  1. Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.

  2. Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.

  3. Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.

Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Словарь. Составлен Наташей Пуше.

Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте.

Белена – ядовитое растение. «Белены объелся» — делает глупость, сумасбродит.

Бунтовать – выражать большое недовольство.

Ветхая – разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Взашеи – грубо выгоняя, выталкивая, толкая в шею.

Взмолиться – начать умолять, упрашивать.

Владычица – повелительница, властелина.

Говорят тебе честью – говорят тебе по-хорошему, без принуждения.

Добро – здесь: хорошо, пусть так.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Забранить – заругать.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.

Землянка – жильё, вырытое в земле.

Изба – деревянный крестьянский дом.

Кликать – звать.

Корысть – выгода, польза.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Молвить – говорить.

На посылках – исполнять чьи-либо мелкие поручения.

Не садись не в свои сани – пословица: не занимай положение, должность, не подходящие тебе.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невод – большая рыболовная сеть.

Огрузить – обременить тяжестью.

Откуп – плата, которой покупают свою свободу.

Очи – глаза.

Парчовая кичка на маковке – кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.

Перечить – говорить кому-то наперекор, не соглашаясь.

Печатный пряник – пряник с выдавленными знаками, узорами.

Помутиться – стать мутным, непрозрачным.

Поперёк – возражать.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

Прясть – скручивая волокна, превращать их в нить.

Прямой – явный, настоящий.

Пуще – сильнее, больше.

Ругать на чём свет стоит – ругать всячески и сильно.

Сварливая – устраивающая ссоры, свары.

Светёлка – светлая комната.

Старче – старик.

Столбовая дворянка – потомственная дворянка.

Терем – дом, особняк в виде башни.

Тесовые вороты – ворота, сделанные из тонких обработанных досок.

Царедворцы – придворные на службе при царе.

Чай – вероятно, по-видимому.

Чёрная крестьянка – простая непривилегированная крестьянка.

Чупрун – чуб.

  • Дети образованы и воспитаны как пишется
  • Дети никогда не запоминают мать молодой красивой сочинение
  • Дети непосредственны как пишется
  • Дети невоспитанны и избалованы как пишется
  • Дети невнимательны и рассеянны как пишется