Дети блокады сочинение рассуждение воспитанность

Воспитанность — важная черта человека

Правила написания эссе

С самого раннего детства ребенок познает мир. Главными составляющими этого процесса являются воспитание и обучение родителями своего чада. Это формирует в нем необходимые знания и качества, а также творческие способности. В результате чего вырастает полноценная личность.

Составление структуры

Как написать сочинение

Чтобы написать сочинение на тему «Воспитание», нужно знать, как правильно изложить свои мысли, донести их до читателя. Необходимо составить определенную структуру написания текста. В самом начале нужно выделить главную идею сочинения-рассуждения. Далее составить план. Для этого можно составить вопросы, ответы на которые составят само сочинение. Например, следующие:

  1. Что такое духовное и физическое воспитание?
  2. Какое оно оказывает воздействие?
  3. Воспитанный — значит какой?
  4. Какие качества можно отнести к таким людям?
  5. Какие проблемы или сложности могут возникнуть?

После этого нужно разделить текст на части и составить композицию сочинения, которая состоит из следующих пунктов:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Композиция текста

Начать писать сочинение нужно со введения, где описывается основная идея эссе. Растягивать его не нужно, достаточно будет написать несколько предложений, а потом приступить к следующей части композиции.

В основной части необходимо раскрыть тему сочинения, главную мысль. Можно написать, что понимается под воспитанием, воспитанным человеком, привести примеры.

Как начать писать сочинение

В заключении нужно сделать выводы, определить актуальность сочинения «Что такое воспитание».

Повествование должно быть понятно читателю, а мысли изложены грамотно. При возникновении трудностей с написанием работы не стоит терять время. Можно переходить к другой части композиции, а после вернуться и дописать.

Сочинение пишут в черновике. После чего оно проверяется на ошибки и переписывается в чистовик, снова проверяется. Текст должен быть без речевых ошибок.

Примеры сочинений

Воспитанность — умение вести себя тактично с окружающими, воспринимать их спокойно, быть вежливым. Такие люди умеют обходиться без негативной критики.

Воспитанные люди

Воспитанный человек знает, как себя вести в сложных ситуациях, так как он всегда сдержан. Недостаток воспитания может негативно сказаться на личности. Если ребенку с ранних пор не прививают правил этикета, поведения в обществе, то ему будет сложно вписаться в это общество, найти себя.

Личность, которой прививают любовь только к материальной стороне жизни, не развивается в духовном плане. Поэтому необходимо с детства объяснять детям, что важны как материальные качества, так и духовные. Хорошее воспитание открывает перед людьми многие двери.

Внук с бабушкой

Я считаю воспитанным человеком свою бабушку. Она всегда ведет себя спокойно, добра к людям. Чтобы не произошло, бабушка уравновешена, относится ко всему с юмором. Она никогда не кричит на меня, даже если я что-то натворю. Вместо криков от нее можно услышать только слова предосторожности.

Воспитанность предполагает добрый нрав, умение извиниться, высказать свои сожаления. Такие люди говорят тактично, мягко и вежливо. От них никогда не услышишь злобных грубых слов. Даже в плохих ситуациях они держат себя в руках.

К воспитанным людям я бы еще отнесла Анну Каренину. Лев Толстой представил ее в своем произведении как духовно развитую личность, которая стремится к образованию, тянется к культуре. Она умеет вести себя в обществе, чего нельзя сказать о многих других персонажах. По этому произведению можно понять, что человек не всегда становится воспитанным с возрастом.

Воспитанность — это показатель уважения к себе и другим людям, показатель чувства собственного достоинства. Это качество придает уверенность в себе и помогает достичь успеха в жизни.

Воспитание (для ЕГЭ по обществознанию)

Воспитание — жизненно важная черта человека. Она проявляется в мировоззрении людей и является залогом счастливого будущего. Это качество делает богаче внутренний мир.

Сочинение «Что такое истинное воспитание человека» позволит понять, какие качества относятся к этому понятию, что под ним понимается.

Воспитание — жизненно важная черта человека

Считаю, что воспитанные люди обладают следующими качествами: милосердие, доброта, честность, отзывчивость, сила духа. Эти черты закладываются с самого детства. Взрослые должны показывать своим примером, словом, как и в каких ситуациях они проявляются должным образом, а ни в коем случае не ремнем.

Воспитанность отражает образ жизни человека, его мысли и поступки. Даже по внешнему облику можно определить, воспитанная перед тобой личность или нет. Прилежный ученик всегда приятен в общении, заботливо относится к окружающим, имеет опрятный вид (причем и одежды, и школьных принадлежностей). Он никогда не грубит ни своим одноклассникам, ни учителям. Ведет себя достойно. Другое впечатление создают те, кто постоянно опаздывает, выглядит неряшливо.

Всегда намного приятнее общаться с теми, кто обладает приличными манерами поведения, находится в хорошем расположении духа.

На мой взгляд, проблема воспитания актуальна всегда. Она имеет огромное значение в нашей жизни.

9 февраля 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах.

Сочинение 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»

Известный лингвист Б.Н.Головин утверждал, что достоинтства речи связаны с удачно отобранными языковыми единицами, выражающими мысли и чувства. Эти достоинства измеряются критериями точности и образности.

Например, чтобы со всей точностью передать трудности жизни в военном Ленинграде автор в предложении 3 подобрал слова с изумительной точностью: «обходили», «прятались», «пробирались».

А вот ещё одно интересное предложение: «До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей». Тут рисуется и прекрасный довоенный образ Аничкова дворца, и радость счастливого детства, и надежда на скорое возвращение мирной жизни. Этому способствуют удачно отобранные средства выразительности: эпитет «сказочный», метафора «детским царством», олицетворение «ждал гостей».

Как видим, лингвист Б.Н.Головин совершенно прав в своём утверждении.

Сочинение 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моряки знали цену мужеству»

Финал текста заключает основную мысль всего текста: неимоверные испытания выпали на долю ленинградских детей, но они не сдались, выстояли и приобрели несокрушимое мужество.

Разве можно поверить, что голодные и обессиленные дети могут интересоваться искусством? А для них это было важно: «Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе».

А сила эта была в том, что дети блокадного Ленинграда стремились помогать другим: «На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина».

Разве это не подвиг? И ведь понятно, отчего на глазах суровых мужчин наворачивались слёзы:«Моряки знали цену мужеству».

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сила духа – это внутреннее ощущение своей значимости. Она проявляется в стремлении отдать что-то другим в любой ситуации, даже в самых тяжёлых жизненных условиях.

В тексте Л.Овчинниковой говорится о силе духа детей блокадного Ленинграда. Они голодали и мёрзли, но находили в себе силы заниматься искусством и выступать перед моряками: «3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда».

О силе духа написано немало произведений, но самым символическим, на мой взгляд, является рассказ А.Платонова «Неизвестный цветок». В неимоверно трудных условиях рос этот цветок, но он был прекрасен: его лепестки светились и радовали баочек и жуков, а своим благоуханием он привлёк девочку, утешив её в разлуке с мамой. Не похожи ли дети блокадного Ленинграда на этот прекрасный цветок?

Сила духа воспитывается преодолением трудностей и проявляется в осознании своей значимости для мира и для других людей.

Все варианты ОГЭ досрочного периода ОГЭ 2020 от ФИПИ: 4ege.ru/gia-in-9/59461-varianty-oge-2020-ot-fipi.html

Война. Пожалуй, никто из современных граждан не может в полной мере представить, сколько в этом слове скрывается страха и горя. Впрочем, это объяснимо. Большая часть населения нашей страны не знает войны. Мы живём в мирное, спокойное и вполне комфортное время. Умеем ли мы ценить этот покой и комфорт? Понимаем ли мы цену этого счастья?

О проблемах войны нужно говорить не только в дни празднования Великой Победы, а гораздо чаще. Чаще показывать по телевидению кинофильмы, чаще проводить различные конкурсы на тему войны, чтобы люди  задумывалась о ценности человеческой жизни и бережного отношения друг к другу. Появляется возможность посмотреть с новых позиций на некоторые проблемы войны.

На уроках литературы и истории, анализируя события и итоги Великой Отечественной войны, много раз отмечалось о той глубокой трагедии, которая коснулась матерей, потерявших сыновей на войне. Люди, на знавшие войну могут понять чувства  тех молодых женщин, чьи мужья не вернулись с войны; понять, что значить — навсегда потерять любимого человека. Потерять всякую надежду на его возвращение.

Сейчас же, хочется бы понять чувства тех детей, которые пережили блокаду Ленинграда. Обычных детей, таких же, как и мы сладкоежек, непосед, фантазёров. Попробуем представить себя на их месте.

Мы, современные люди, можем понять положение детей в годы блокады, только благодаря различным документам – фотографиям и письмам, которые сохранились до наших дней.

Глядя на фотографии детей блокадного Ленинграда становиться не по себе. Сколько трудностей свалилось на плечи юных ленинградцев! Как быстро закончилось их детство, которого толком и не было! Никто не готовил беззаботных и жизнерадостных детей к тем военным трудностям, что так сильно изменили жизни. Их не готовили к этому ужасу. Кажется, что дети той эпохи были на удивительно отважны и именно это качество помогло им пройти это испытание.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставались многие тысячи детей всех возрастов, от грудных младенцев до почти взрослых школьников. Невозможно представить, как дети, которые только вчера смотрели на жизнь сквозь розовые очки беззаботного детства, смогли не только выдержать весь этот ужас, всю ту боль, которая в один момент разрушила всё их мировоззрение, но еще и помогали бороться против захватчиков.

Суровое время … На фотографиях —  рано повзрослевшие детей. С их лиц пропадает радость. Очень мало радости, и это понятно. Дома со стола пропадают привычные сладости, мама реже улыбается, а всё чаще плачет, а ты не знаешь, вернётся ли домой отец. Красивые улицы города превращены в руины. Чаще слышны выстрелы и грохот, вместо привычной городской  суеты и будничных разговоров. Оказывается это, действительно, страшно – нарушение привычного порядка. Это страшно, когда заходя в класс, ты видишь, как уменьшаться численность ребят – твоих одноклассников и друзей, и вместо задачек по математике, слушаешь инструктаж по технике безопасности. Глубокое потрясение вызывает   информация о том, что 39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые дни блокады. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Ребята тянулись к знаниям и учёба продолжалась.

Не смотря на весь ужас войны, ребятишки не теряли надежды и помогали тем, кто нуждается в помощи больше, чем они сами. На фото — дети в госпиталях и помогают  всем, чем могли: пели для раненых, писали письма, и даже принесенная вода уже была огромной помощью. Дети работали наравне с взрослыми: дежурили на улицах, тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на грядках во дворах, ухаживали за беспомощными соседями, воевали в партизанских отрядах.

Когда некому было стоять у станков, начали работать дети. С юных лет им приходилось работать не меньше, чем взрослым. Совершенно невозможно представить как дети 7 — 9 лет, теряя сознание от голода и холода, работали на заводских станках, а на стенах — детские рисунки и лозунги «Не уйдем, пока не выполним норму!», какие совсем не детские рисунки, какие взрослые мысли, мысли которые вызывают уважение.

Тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Главной бедой блокадного Ленинграда был голод. Люди умирали прямо на улицах. Хлеб и остальные продукты выдавали по талонам. Молодым, неокрепшим детским организмам было сложнее всего. Из-за голода было множество разных болезней. Сохранились фотографии, от которых сжимается сердце, от которых становиться действительно страшно.

Нам не понять, каково это, когда мама, отдавая свою порцию еды, падает в голодный обморок. В любой момент она может умереть, а ты останешься один. Такая мысль наводит ещё больший страх. Охватывает страшное чувство одиночества, безысходности и обречённости, когда читаешь записи в дневнике юной ленинградки Тани Савичевой. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы. Эти шесть страничек остались для нас, как напоминание о страшных событиях нашей истории.

Страшно не только детям. А что чувствует мать, когда отправляет ребенка за хлебом, она не знает, вернется ли он. Дети несли домой воду и постоянно садились отдыхать, потому что их изнеможенные тела не могли вынести и малейшей нагрузки. Их тела были истощены. Они ощущали голод и усталость. Они питались, чем могли. Например, супами из листьев и ботвы, которая раньше никогда не использовалась в пищу, а уходила на корм скоту.

Удивительные фотографии привлекают внимание. На одной — девочки лет 14 — 15  пропалывают грядки в центре города, берегу реки, на другой — дети поливают грядки во дворе дома.  Теперь можно понять, почему многие люди не могут выбрасывать продукты. И мы снова убеждаемся, что нужно чаще говорить с нашей нынешней молодёжью о блокадном хлебе. Только так можно объяснить цену человеческой жизни и смысл других, истинных ценностей.      

Ещё одна фотография привлекает внимание — городская библиотека, где дети читают книги. Удивительное зрелище! Когда стоит вопрос о жизни, люди думали о книгах, стремились к знаниям, к прекрасному. У ребят есть хороший повод «отмазаться». Можно не ходить на занятия и быть уверенным, что ни кто не спросит о прогулах. А они идут в школу, идут в библиотеку.  

Блокада — это горе, в которой, — на войне как на войне, — проявлялись смелость и трусость, самоотверженность и малодушие, корысть и сила духа.

Дети блокадного Ленинграда. Каждый день жили со страхом, но были отважнее даже некоторых взрослых. Они надеялись на победу и знали, что однажды весь этот ужас прекратиться и старались изо всех сил пережить мучительное время, какие бы испытания оно не готовило.

Мы можем гордиться нашими предками переживших блокаду. Это великая память о сильных людях. Мы должны брать пример с этих детей и быть сильными, отзывчивыми.

 Рассуждения на тему блокадного Ленинграда дали возможность почти в полной мере понять чувства и мысли тех людей, что находились в те времена в этом закрытом городе, отрезанном от мира. Рассуждения помогли понять некоторые проблемы, которые, порой, мы не понимаем и совершаем глупости. Они абсолютно несравнимы с теми проблемами, что были у детей в страшные годы войны.

Жаль, что не все дети блокады выжили. Мы будем их помнить.

olesavagapova8

+100

Решено

1 год назад

Русский язык

10 — 11 классы

помогите пж 9 класс кто писал сочинение9. 3 Воспитанность по тексту Сухачева​

Смотреть ответ

Ответ

1
(1 оценка)

1

ajgulutegenova319

ajgulutegenova319
1 год назад

Светило науки — 1 ответ — 0 раз оказано помощи

Ответ:

Металдар мен қорытпалардың механикалық қасиеттері жоғары

(1 оценка)

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)следстви.. по этому …

здравствуйте помогите пожалуйста составить 3 плана (в каждом по три пункта)для сочинения описания, рассуждения и повествования учебник 5 класс …

2класс,руский язык упражнение40,стр20

Обособленные обстоятельства. Задание 161) Выпиши номер предложения, в котором встречается обособленное обстоятельство (число без точки в конце) …

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, а также позицию автора(избегайте чрезмерного цитирования). Напишите, согласны или н …

  • Сочинения
  • 9 класс ОГЭ
  • Что значит быть воспитанным человеком?

Сочинение Что значит быть воспитанным человеком?

Воспитанный человек — это культурный человек, которому присвоено чувство такта в общении. Такие люди уважают своего собеседника, умеет вежливо высказывать свои мысли, не задевая другого за живое. Такому человеку гораздо легче находится в обществе.

Воспитание происходит с детства. Его закладывают нам наши родители, которые хотят нами гордится в будущем. Они нас учат правилам этики, как правильно вести себя на улице, за столом, в школе и т.д. Дети учатся на своих ошибках и потом стараются не совершать их снова, у многих это получается, но и есть те кто не справляются с этим. Так вот, таким людям требуется помощь взрослых, либо же другим  более культурнымы личностями. Человек сам выбирает быть ему грубым, либо быть воспитанным и не испытывать трудности в будущем при общении, работе.

Для того чтобы стать воспитанным человеком нужно не только показывать свои поступки словами,но и реальными действиями. Это например может быть: благодарность за помощь, помощь другим людям, приветствовать взрослых людей и т.д. Вежливый человек никогда не будет хамить и оскорблять людей, а попытается высказать более иным способом. В общем воспитанный человек- это тот кто соблюдает правила этикета в разных ситуациях и даже помогает исправляться другим если они их нарушили.

К таким людям можно обращаться за помощью, ведь они будут не против выручить тебя. Он серьезно относится к своим делам и не важно будь оно сложное или лёгкое. Главными чертами воспитанного человека являются: уважение к другим людям, тактичность, способность держать свое слово и многое другое.

Такой человек будет культурно вести себя за столом и соблюдать правила этикета. Сможет придержать дверь на улице, даже если его не попросят это сделать. Он будет внимателен в быту при выполнении каких-либо заданий. Это все говорит об ответственности такого человека.

Воспитанный человек- это сильная личность, которая готова ставить наивысшие цели в жизни. Он соблюдает не только свои интересы, но и интересы других людей, по этому, ему и легче в обществе.

И в заключении, могу сказать чтобы люди стремились быть воспитанными. Если это удастся сделать, то в мире будет соблюдена гармония. Никто не будет ссорится, все будут друг другу приветливы и всегда будут готовы прийти на помощь.

С примерами, аргументами из литературы

По моему мнению, воспитанный человек – это культурный человек, обладающий тактичностью в общении с людьми. Тактичность проявляется в соблюдении общепринятых норм морали и в уважении к окружающим людям. Такой человек обладает хорошими манерами, проявляет вежливость к людям, умеет правильно выразить свои мысли, мнения и при этом не задеть чувства другого человека. Воспитанность человека также проявляется в умении выразить извинение, подобрать правильные слова сожаления в каких-либо печальных ситуациях. Воспитанный человек не только поблагодарит за помощь, но и сам поможет в той ситуации, когда она действительно нужна. Человеку, который обладает таким качеством важно доказать свой статус поступками, а не словами. Часто воспитание человека идет с самого детства, такое качество детям закладывают родители.

Чтобы подтвердить все вышесказанное, я приведу примеры.

Примером воспитанного человека является Анна Каренина из одноименного произведения Льва Николаевича Толстого. Анна – человек с большой буквы. Она является противоположной к другим героям романа. Анна культурно развивается, стремиться получить образование, обладает хорошими манерами и умеет правильно вести себя в обществе. Это яркий пример того, что воспитанность не является качеством, которое приобретается человеком с возрастом, с жизненным опытом.

Второй пример воспитанного человека представляет Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Отец Петра воспитал в сыне важные качества и принципы, определявшие дальнейшие его поступки. Он учил Петра честно служить своей Родине, исполнять свой гражданский долг, не подхалимничать своему начальству, а быть честным, прежде всего, перед собой и беречь свою честь. Петр принял во внимание наставления своего отца, поэтому всегда оставался верен в любой ситуации. Благодаря воспитанию он не предал свою офицерскую честь даже перед угрозой смерти и не перешел на сторону Пугачева. Что и вызвало у Пугачева уважение к Петру, как к человеку. Это пример того, что воспитание приводит к успеху и душевному равновесию.

В заключении сочинения хочется сказать, что воспитанность – это качество человека, которое объединяет в себе образование, духовную культуру и моральные качества. Это качество человека закладывается с самого рождения, и главное не потерять эти важные качества в жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Что значит быть воспитанным человеком?

Что значит быть воспитанным человеком?

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Налоги и государство

    Для любого учреждения или группы, даже самой маленькой и незначительной, требуются материальные ресурсы, оборудование, штат людей и другие элементы функционирования.

  • Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина? сказок

    Сказки, написанные, М.Е. Салтыковым-Щедриным являются частью его творческого наследия. Для того, чтобы описать процессы, происходящие в обществе, автор обращается к жанру сказки

  • Почему Герда победила Снежную королеву? сочинение

    Есть много смыслов в сказке Снежная королева, но, когда речь идет о противодействии между Гердой и Снежной королевой, то Герда одерживает Победу благодаря своей доброте, чистоте и непорочности.

  • Сочинение Хамелеонство в рассказе и жизни (по рассказу Чехова Хамелеон)

    Понятно, что в комическом рассказе поведение героя высмеивается. Всё-таки в жизни так явно стараются не делать… Но и в жизни полно хамелеонов, которые подстраиваются, мимикрировать под окружающих.

  • Анализ романа Марка Твена Приключения Тома Сойера

    Произведение представляет собой приключенческую историю о двух американских мальчиках, описанных писателем в образах Тома Сойера и Гекльберри Финна и характеризующихся в качестве неутомимых искателей приключений.

изображение Что значит быть воспитанным человеком?

В этой статье описаны все тяготы жизни детей блокадного Ленинграда. Вы узнаете, что они ели, как тяжело работали и что изображали на своих рисунках.

Содержание

  • Что такое блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны — сочинение: объяснение для дошкольников и младших школьников?
  • Что ели, сколько хлеба получали дети в блокадном Ленинграде?
  • Блокадный Ленинград глазами детей, живших в то время: рассказы очевидцев, воспоминания, как выращивали овощи
  • Труд детей в блокадном Ленинграде: тимуровцы, дети на заводах блокадного Ленинграда
  • Дети-герои блокадного Ленинграда и их подвиги
  • Награждали ли детей за оборону Ленинграда?
  • Письма детей из блокадного Ленинграда: дневник Тани Савичевой
  • Сколько детей умерло во время блокады Ленинграда?
  • Название памятника-мемориала погибшим детям в блокадном Ленинграде
  • Интересные факты блокады Ленинграда для детей
  • Женщина, усыновившая 150 детей из блокадного Ленинграда
  • Фотографии детей блокадного Ленинграда
  • Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944: фото
  • Видео: Блокада Ленинграда глазами детей

Когда Германия напала на Советский Союз, правительство СССР понимало, что Ленинград станет одним из ключевых городов, который окажется в эпицентре военных действий. Именно поэтому с наступлением блокады было решено организовать комиссию по эвакуации. Требовалось вывезти как само мирное население, так и военные грузы, а также оборудование предприятий.

В другой статье на нашем сайте вы сможете найти интересное сочинение-рассуждение на тему «Почему война лишает ребенка детства?». В ней описаны аргументы и интересные примеры.

Но ожидал ли кто-либо блокады? Тактика немецкой армии была непредсказуемой. К данному методу гитлеровцы обратились вовсе не с целью вынудить город капитулировать. Блокада для них была отличным средством уничтожения всего имеющегося населения. Тем не менее, жизнь в блокадном Ленинграде превратилась в ежедневные подвиги горожан. Последние в значительной степени повлияли на приближение великой победы. Подробнее читайте ниже.

Что такое блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны — сочинение: объяснение для дошкольников и младших школьников?

Блокада ленинграда во время великой отечественной войны

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны

Город как таковой представлял для Гитлера крайне малый интерес. По его мнению, Ленинград должен был исчезнуть с лица земли, вновь стать болотами. Однако мотивы были скорее психологическими. Посредством тотального уничтожения детища Петра, Гитлер намеревался надавить на советский народ, подкосить его моральный дух. Со слов фюрера М.Борман писал, что на территорию Ленинграда претендуют финны. Если бы у фашистов получилось сравнять его с землей, то они бы просто отдали северному народу эти земли. Так что такое блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны? Вот объяснение для дошкольников и младших школьников:

С географической точки зрения Ленинград находился на окраине страны. Прибалтика уже была захвачена, а западная сторона – закрыта. Финны наступали с Севера. На востоке находилось Ладожское озеро. Кольцо блокады сомкнулось достаточно быстро. Немцам нужно было лишь захватить и удерживать несколько важных точек.

Вдохновленные былыми победами, немцы держали в страхе Ленинград и его жителей. Советские войска воздвигали оборону и готовили эвакуацию. 10 дивизий из неподготовленных местных жителей были готовы насмерть стоять за свои территории и семьи. Активно формировались сухопутные бригады. В целом, в период блокады советская армия приобрела как минимум 80 000 новых бойцов. Сталин был непреклонен. Ленинград фашистам он отдавать не собирался.

Стоит знать:

  • Уже спустя неделю после начала войны из Ленинграда вывезли более 15 000 детей.
  • Однако финальной целью была сумма в 390 000.
  • Необходимо отметить, что 170 000 детей впоследствии вернули – потому, что на юг области двигались немецкие формирования.
  • Эвакуировали и взрослых. Однако не все жители были готовы покидать свои дома и отправляться в неизвестность.

Блокадное время началось с систематических обстрелов города. Произошло это всего за несколько дней. Однако после 12 сентября, Гитлер отменил штурм города. Солдаты должны были укрепить позиции и приготовиться к обороне. Кольцо должно было быть крепким. Город регулярно поливался огнем артиллерии.

С первых дней блокады настроение горожан было противоположным: одни свято верили в победу Красной Армии, другие критиковали действия большевиков. Однако массовых беспорядков не было, ибо коммунисты всячески пресекали различного рода пропаганду и смуту.

Голод был объясним. Немцы знали, что запасы продовольствия не безграничны. Взвесив все «за» и «против», гитлеровцы решили, что нехватка пропитания и психологическое давление способны заставить советских граждан сдаться. Однако они ошибались – равно, как и с блицкригом. Перенося страдания, русские не теряли волю к победе.

Интересно: По словам историка Ламагина, любые попытки прорыва из города должны были пресекаться заградительным огнем, направленным на уничтожение. Возраст и социальный статус ленинградцев значения не имели. Некоторые смельчаки пытались спастись поодиночке, но натыкались на немцев, которые выталкивали их обратно. На кону же были не земли, а жизни миллионов людей.

Блокада Ленинграда принесла тысячи смертей. Большинство из них было вовсе не от обстрелов, а от длительного голода. Эта страница истории ужасает куда больше «типичных» военных будней. Артиллерия громила станции водоснабжения и склады, источники подачи электричества, пытаясь лишить горожан элементарных условий для человеческого существования.

Тот факт, что немцы окончательно захватят Ленинград, пугал многих. Наблюдались не только дефицит продуктов и ограничение подачи электричества, но и полный выход из строя водопровода и канализации. Привычный уклад людей был полностью нарушен. Мало того, город постоянно бомбили. Однако трудились жители еще больше, чем в мирное время. И это на фоне хронического недоедания.

В самом начале блокады немцы подожгли Бадаевские склады, где были сахар, масло и мука. Ленинград всегда зависел от привозных продуктов. С наступлением блокады пропитания лишилось около 3 млн. человек.

Что ели, сколько хлеба получали дети в блокадном Ленинграде?

Хлеб в блокадном ленинграде

Хлеб в блокадном Ленинграде

В период блокады Ленинграда действовала система продовольственных карточек. Что ели, сколько хлеба получали дети в блокадном Ленинграде?

  • Нормы хлеба менялись в зависимости от ситуации.
  • Люди выстаивали огромные очереди ради товара первой необходимости.
  • По воспоминаниям блокадников, выживал тот, кто среди войны и голода не сбивался с ритма жизни.
  • Те, кто экономил силы, умирали в собственных жилищах.

Была сформирована таблица норм выдачи хлеба. Дети причислялись к иждивенцам.

            Нормы выдачи хлеба ленинградскому населению во время блокады:

18.07 – 30.09     1941 1.10 – 13.11 1941 20.11 – 25.12 1941 26.12.1941 – 31.01.1942 Февраль   1942
Рабочие 800 граммов 400 граммов 250 граммов 350 граммов 500 граммов
Служащие 600 граммов 200 граммов 125 граммов 200 граммов 400 граммов
Иждивенцы 400 граммов 200 граммов 125 граммов 200 граммов 300 граммов

По карточкам выдавали крупы, мясо и рыбу. Однако порции были настолько скромными, а народ – настолько голодным, что и дети, и взрослые съедали паек, не доходя до дома. Если удавалось получить немного мяса, то его ели сырым. Мало того, еду поглощали сразу же и потому, что по дороге домой посторонние люди могли отобрать ее у детей.

Блокадный хлеб, который ели дети, мало походил на тот, который едят сейчас. В нем была только треть ржаной муки. Остальное – семена масличных растений, мучная пыль с пола и перемолотая хвоя. В особо трудные времена добавлялась кожура от семечек. Последняя резала язык и десны, могла навредить пищеводу. Однако выбора не было. Как правило, мешки с мукой привозились мокрыми. Намокшая мука соскребалась и сушилась, а после перемалывалась.

Ленинградцы варили студень из обойного клея на основе муки. В ход шел и столярный клей. Добавляли лавровый лист, специи и уксус. Что примечательно, несмотря на голод, специй в блокадном Ленинграде было предостаточно. Варили щи из кочерыжек от капусты. Состав был прост: кочерыжки и вода. Те семьи, кому повезло, добавляли морковь. Из моркови делали также чай, в который добавляли чагу (гриб).

Кофе делали из земли. Во время бомбежки немцы уничтожили склады с сахаром и мукой. Люди приходили на пепелище, брали землю с примесью сахара. После размешивания с водой земля уходила на дно. Напиток называли «кофе» из-за темного цвета.

Также кофе делали из корней одуванчика. Однако детей такой напиток интересовал мало. Они больше мечтали о том, чтобы не чувствовать голода. Естественно, о сладостях в то время никто и подумать не мог. Ребенок радовался тому факту, что ему удавалось хотя бы что-то поесть.

Особо ужасающей сегодня кажется похлебка из кожаных ремней. В то время они пропитывались дегтем, поэтому вкус был специфический. Вначале ремни обжигали, потом соскабливали верхний слой, после долго вымачивали в воде и варили. Ели с горчицей.

Также употребляли траву с солью, варили щи из крапивы, делали лепешки и котлеты из травы. Туда также могли добавить кожуру семян и разного рода жмых. Естественно, пользы от такой пищи не было. Она позволяла лишь на время избавиться от надоевшего состояния постоянного голода.

Рыбы в водоемах не было. Она вся глушилась во время бомбежек. Если людям доставалась картошка, очистки не выбрасывались. Из них делались лепешки. Однако многие люди были рады тому, что им удавалось найти хотя бы сами картофельные очистки.

Иногда семьям доставались более ценные продукты. Но происходило это крайне редко. За молоко для детей, многие женщины готовы были отдать фамильные реликвии. У кормящих девушек пропадало молоко. Чтобы младенцы не умерли с голоду, они делали надрезы на сосках и малыши сосали кровь. Однако в роддомах кормили хорошо. Будущие и новоявленные мамы получали хлеб, кашу, супы, молоко.

Обезумевшие от голода люди начали поедать бродячих кошек и собак. Их мясо шло на пирожки, супы, засолку. Из костей варили желе. Однако некоторые, особо смышленые домашние животные воровали еду для хозяев. Большие проблемы были с питьевой водой. Ее доставали отовсюду, откуда только можно. А зимой топили снег.

Блокадный Ленинград глазами детей, живших в то время: рассказы очевидцев, воспоминания, как выращивали овощи

Блокадный ленинград глазами детей, живших в то время

Блокадный Ленинград глазами детей, живших в то время

В настоящее время в Санкт-Петербурге и других городах России живут люди, которые в блокадный Ленинград были еще детьми. Это очевидцы, которые могут рассказать много интересного. Вот воспоминания о блокадном Ленинграде глазами детей, живших в то время:

Михаил Петрович Тихомиров, коренной ленинградец, помнит не только, как с мамой собирал мерзлую картошку и едва уцелел от обстрела. По его воспоминаниям, ввиду голода власти ввели новое правило: каждый блокадник должен был иметь огород. Использовались любые клочки земли – в том числе, и парки, скверы. Огородничеством занялись даже ярые интеллигенты, которые раньше никогда не держали в руках инструмент. Голод вынудил.

Как выращивали овощи? Вот несколько фактов:

  • Огороды были даже на Исаакиевской площади. Сажали там капусту и родители маленького Миши.
  • Не осталось без внимания и Марсово поле. Там выращивался турнепс, капуста и картофель. Турнепсом в то время кормили домашний скот. Чтобы продлить срок жизни людей, гражданам выдавали семена и удобрения.
  • По воспоминаниям блокадников, в 42-43 гг. все засаживалось турнепсом практически полностью.
  • Год спустя уже выращивали картошку из кожуры с глазками. Правда, урожай был довольно скудным. Потом взошла «берлиха» (красная картошка с желтоватой мякотью). Она считалась деликатесом.

Учитывая, что интеллигентов, не знакомых с огородом, в Ленинграде было довольно много, населению выдавались агитплакаты и практические руководства по выращиванию овощей.

Но, как вспоминают ленинградцы Тамара Федоровна и Борис Григорьевич Сухачевы, которые в ту пору были школьниками, участок еще не означал, что семья не будет голодать. Не всякая почва была плодородной. У некоторых людей и вовсе не было урожая. Мало того, бомбежки фашистов запросто могли лишить новоявленных огородников пропитания.

Как вспоминает Валентина Семеновна Быстрова, однажды они с сестрой ничего не смогли найти в своем огороде. Все поели крысы, которых в Ленинграде было огромное количество. Тем не менее, именно благодаря немногочисленным урожаям, тысячи детей спаслись от неминуемой голодной смерти.

Труд детей в блокадном Ленинграде: тимуровцы, дети на заводах блокадного Ленинграда

Труд детей в блокадном ленинграде

Труд детей в блокадном Ленинграде

Детство в военное время не могло быть беззаботным. А в блокадном Ленинграде – тем паче. Поскольку Ленинград являлся одним из крупнейших промышленных центров СССР, работа предприятий не могла быть приостановлена. Как взрослые, так и дети самоотверженно трудились на благо Родины. Были в то время тимуровцы, а также дети трудились на заводах блокадного Ленинграда. Вот описание их труда:

  • Дети стояли у станков на военных заводах, выращивали овощи на полях совхозов.
  • Весной 1942-го года цеха пополнились юными рабочими. Последним было от 12 до 15 лет.
  • Благодаря детям выпускались танки, бронепоезда, оружие.
  • Над рабочими местами мальчишек и девчонок висела надпись: «Не уйду, пока не выполню норму».
  • Но параллельно с тяжелым трудом продолжалась учеба и пионерская деятельность.

Пионеры, совершающие добрые поступки на благо Родины, помогающие военным, пенсионерам и уязвимым слоям населения, назывались «тимуровцами». Движение стало популярным благодаря повести А. Гайдара «Тимур и его команда», а также фильму, вышедшему в 1940-м году.

Дети активно помогали советским гражданам в тылу. Тимуровцы ухаживали за семьями фронтовиков, кололи дрова пенсионерам, собирали куриный помет и золу для парников, ремонтировали дома, пололи огороды, собирали урожай и т.д. Любая посильная помощь обществу очень ценилась.

Много таких детей было в блокадном Ленинграде. Они помогали женам и детям военных, инвалидам и старикам. Убирали квартиры, заготавливали топливо, отоваривали продовольственные карточки. Подвиг советских детей того времени остается равнозначным военным подвигам взрослых.

Дети-герои блокадного Ленинграда и их подвиги

Дети-герои блокадного ленинграда

Дети-герои блокадного Ленинграда

Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней. В то время дети достаточно быстро взрослели. До салюта 1944-го года дожили немногие. Юра Булатов, Лида Положенская, Тамара Немыгина, Миша Тихомиров и другие юные ленинградцы боролись с врагом наравне с взрослыми. Им и еще многим детям того времени сначала выдали медали, и только потом – паспорта. Подробнее про детей-героев блокадного Ленинграда и их подвиги:

Юный ленинградец Миша Тихомиров:

  • Вел дневник, в котором описывал все ужасы жизни ребенка в блокадном городе.
  • После он возглавил противопожарное звено.
  • По сигналу дети занимали свои позиции на крышах и чердаках.
  • Команда внесла большой вклад в оборону будущего Питера.
  • Ребята самоотверженно тушили пожары.
  • По рассказам очевидцев, в результате такой деятельности в возрасте 15-ти лет парень уже был практически седым.
  • А в марте 1942-го года Миша погиб во время очередного артобстрела от попадания осколка снаряда.

Юра Булатов:

  • Уроженец Ленинграда. Не покладая рук трудился над рытьем окопов.
  • По своим результатам он порой превосходил совершеннолетних людей.
  • На счету этого мальчика также множество подвигов, которые помогли приблизить великую победу.

Вера Тихонова:

  • Была токарем третьего разряда.
  • Несовершеннолетняя хрупкая девочка умудрялась в день делать полторы взрослые нормы.
  • Подобное кажется нереальным даже современным подросткам, что пышут здоровьем. Что уж говорить о полуголодных детях, силы у которых, без преувеличения, брались «из ниоткуда»?

В первые месяцы войны две девочки, которым было по 10 лет, Лида Положенская и Тамара Немыгина:

  • Стали шефами боевого корабля «Строгий», стоящего на Неве.
  • Каждый день, невзирая на бомбежку ни совершали путь с одного берега на другой.
  • Учениц балетной школы приветствовали сигнальщики.
  • После в кают-компании шел концерт.

Награждали таких детей? Читайте далее.

Награждали ли детей за оборону Ленинграда?

Награждали детей за оборону ленинграда

Награждали детей за оборону Ленинграда

Во времена блокады героев не делили на больших и маленьких. Награждали ли детей за оборону Ленинграда?

  • В целом, медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 млн человек, из которых 15,5 тысяч – дети.

Вполне возможно, что награжденных было бы намного больше, но многие защитники города погибли, не дожив до Великой Победы.

Письма детей из блокадного Ленинграда: дневник Тани Савичевой

Письма детей из блокадного ленинграда

Письма детей из блокадного Ленинграда

Школьница начала вести своеобразный дневник с самого начала блокады. Практически все родные девочки умерли в 1941-1942 гг. В дневнике Тани присутствует краткая, но шокирующая информация. На глазах ребенка умерла вся семья. После блокады остались только ее старшая сестра Нина и брат Михаил, благодаря которому дневник и был обнародован. Что же касается самой Тани Савичевой, она умерла уже во время эвакуации.

Родилась Таня в 1930-м году в большой семье. До блокады Савичевы ни в чем не нуждались: отец владел кинотеатром, булочной и пекарней. Однако после частную собственность стали изымать. А семью Савичевых отослали за 101-й километр. Бедность отец переносил очень тяжело. Он скончался от рака в 1936-м году.

После смерти отца девочка вернулась в Ленинград вместе с братьями, сестрами, мамой и бабушкой. В первые месяцы войны Савичевы активно помогали армии. Они сдавали кровь, рыли окопы, гасили «зажигалки». Начался голод. Однажды сестра Тани, Нина не вернулась домой с работы. В тот день были сильные обстрелы. Девушку посчитали погибшей. На самом же деле, Таня умерла, так и не узнав, что Нина жива. Ее эвакуировали с завода, увезли в тыл. Предупредить семью она просто не успела. Выжил и брат Миша. Несмотря на то, что на фронте он получил тяжелое ранение. Однако девочка этого не знала.

Таня обзавелась телефонной книжкой, в которой оставались пустые страницы, и начала вести свой дневник. Большого количества описаний в нем не было. Девочка просто констатировала страшные факты. Были отмечены имена родственников, время и дата смерти. В самом конце Таня констатировала, что все Савичевы умерли, и осталась одна она.

Саму девочку нашла санитарная команда, которая подбирала людей. Поначалу Таню отправили в детский дом. Однако ребенок еле передвигался, был болен туберкулезом. Врачи не сумели спасти Таню. Ее организм был слишком истощен, чтобы бороться за жизнь. Отправилась в мир иной девочка 1 июля 1944-го.

Человечество узнало про ее жуткий дневник благодаря сестре Нине и брату Мише. Знакомый Нины из Эрмитажа предоставил записи на выставке, посвященной истории блокадного Ленинграда. Записи Тани и сегодня хранятся в Музее в Санкт-Петербурге, а копии разошлись по всему миру.

Вот письма детей из блокадного Ленинграда:

Письма детей из блокадного ленинграда

Письма детей из блокадного Ленинграда
Письма детей из блокадного ленинграда
Письма детей из блокадного Ленинграда
Письма детей из блокадного ленинграда
Письма детей из блокадного Ленинграда

Сколько детей умерло во время блокады Ленинграда?

К 22 июня 1941-го года в Ленинграде проживало около 900 000 детей (учитываются все несовершеннолетние от младенцев до шестнадцатилетних подростков). Однако не все имели официальную прописку. Сколько детей умерло во время блокады Ленинграда?

Количество детей до девяти лет составляло около 500 000, но в детских садах состояло только 47 000. Детей до 16 лет было почти 400 000. В целом, по оценкам историков, во время блокады спасли 903 000 человек. Что же касается потерь, они были действительно огромными.

Историки называют число от 127 000 до 160 000 человек. В данную категорию входят как официально умершие дети, так и те, кого признали пропавшими без вести. Соответственно, погибал каждый седьмой блокадный ребенок.

Большая часть смертей имела место от голода и болезней. Вместе с пропитанием дети недополучали полезных веществ, поэтому их организмы были не в состоянии справляться с различного рода недугами. Однако часть детей погибла и в результате бомбежек.

Название памятника-мемориала погибшим детям в блокадном Ленинграде

Памятник-мемориал погибшим детям в блокадном ленинграде

Памятник-мемориал погибшим детям в блокадном Ленинграде

Памятник «Детям — жертвам блокады Ленинграда» открыт 21 января 2009-го года на Смоленском братском кладбище. Установлен по инициативе А. Евплова на его личные средства. Сам Евплов пережил блокаду в возрасте 6 лет и потерял практически всех близких.

  • Самым скорбным памятником-мемориалом, посвященным жертвам блокадного Ленинграда, является «Цветок жизни».

Он так назван и создан в память о десятках тысяч погибших детей, которые умерли в результате болезней, голода и обстрелов.

Интересные факты блокады Ленинграда для детей

Интересные факты о блокаде ленинграда для детей

Интересные факты блокады Ленинграда для детей

Ленинград, а теперь и Санкт-Петербург называют непокоренным городом. Все потому, что люди выстояли оборону в течение длительного времени и не сдали свой город фашистам. Вот интересные факты блокады Ленинграда для детей:

  • Какой период можно называть самым тяжелым периодом блокады?

Конечно же, блокада – явление само по себе тяжелое и жестокое. Однако самой сложной очевидцы считали и считают первую зиму осады. Она была очень холодной — температура доходила до -32 °C. Что примечательно, холода держались практически до мая. Подобные морозы плохо переносят даже сытые и хорошо одетые люди. Что уж говорить о голодных юных ленинградцах, для которых 1 кусок хлеба в день уже считался роскошным обедом?

  • Метроном как символ жизни.

Те ребята, кто занимается музыкой, знают, для чего используется метрономОднако в пору блокады ему нашлось иное применение. На улицах Ленинграда установили 1500 громкоговорителей. Отсчет ритма ускорялся, когда приближались вражеские самолеты, и начиналась бомбардировка. Если же ритм замедлялся, значит, опасность миновала.

Радио работало круглые сутки. Жители не имели права отключать его, поскольку в то время оно было единственным источником информации. Как только дикторы завершали передачу, сразу же начинался отсчет метронома. Многие назвали стук биением городского сердца.

  • Сколько людей удалось эвакуировать?

Около 1,5 млн. Однако, это только половина всей численности Ленинграда того времени. 

  • Коты спасли город от грызунов.

Ни для кого не секрет, что лютый голод вынуждал людей поедать домашних животных. Однако в отсутствии кошек расплодились крысы. Последние съедали все продовольственные запасы. Пришлось завозить в Ленинград котов из других регионов. Из Ярославля привезли уйму дымчатых котов — четыре вагона. Считалось, что представители этой окраски – самые лучшие крысоловы. Метод подействовал. От грызунов действительно удалось избавиться.

  • 125 граммов хлеба.

Размер пайка в блокадные годы варьировался. Тем не менее, большее количество хлеба всегда получали взрослые рабочие, чуть меньше – служащие. Что же касается детей, они причислялись к иждивенцам. Поэтому минимальное количество хлеба на одну детскую душу – 125 грамм. Правда, если ребенок был участником пожарной бригады, если он тушил бомбы, либо учился в училище, он мог рассчитывать на большее количество хлеба — 300-500 грамм. Но даже этот факт не спасал от голода. Ведь хлеб был лишь имитацией, в котором жмыха и добавочных ингредиентов было больше, чем муки.

  • Трагедия Ленинградского зоопарка.

Наряду с людьми от голода и холода страдали и животные. Однако даже во время блокады находились те, кто подкармливал зверей в зоопарке. Когда сотрудники все же поняли, что животным грозит гибель, часть перевезли в Белоруссию, а часть – в Казань. Однако некоторая часть зверей все же погибла.

Еще об одном интересном факте читайте далее.

Женщина, усыновившая 150 детей из блокадного Ленинграда

Женщина, усыновившая 150 детей из блокадного ленинграда

Женщина, усыновившая 150 детей из блокадного Ленинграда

Некоторые люди считают, что 2-3 ребенка в семье – это уже перебор. Однако казашка Токтогон Алтыбасарова не растерялась. В годы войны женщина стала матерью для 150-ти детей из блокадного Ленинграда. Что примечательно, ни один ребенок, который добрался до горного села новой мамы, не умер. Шефство над ребятами взяли все жители ее города.

Некоторые дети не помнили, как их зовут. Поэтому параллельно с заботой и кормежкой, им придумывали новые имена и фамилии. Повзрослев, кто-то из этих ребят вернулся в Ленинград, а кто-то остался в Киргизии. Нашлись и те, кто живет в других республиках бывшего СССР. Однако воспитанники до последнего дня отправляли Токтогон благодарные письма за то, что женщина проявила доброту и милосердие и вырастила их. Кстати, помимо усыновленных, Алтыбасарова с мужем благополучно вырастили и 8 своих биологических отпрысков.

Фотографии детей блокадного Ленинграда

Теперь, когда вы знаете столько много фактов блокадного Ленинграда, вам будет интересно взглянуть на лица тех самых малышей, которые выжили в осаде. В их голодном взгляде много грусти, но все они хотели выжить и многие даже помогали взрослым, стоя у станков на заводах и выполняя другие работы. Вот фотографии детей блокадного Ленинграда:

Фотографии детей блокадного ленинграда

Фотографии детей блокадного Ленинграда
Фотографии детей блокадного ленинграда
Фотографии детей блокадного Ленинграда
Фотографии детей блокадного ленинграда
Фотографии детей блокадного Ленинграда
Фотографии детей блокадного ленинграда
Фотографии детей блокадного Ленинграда
Фотографии детей блокадного ленинграда
Фотографии детей блокадного Ленинграда
Фотографии детей, которые трудятся в блокадном ленинграде
Фотографии детей, которые трудятся в блокадном Ленинграде

Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944: фото

Не менее трогательные и рисунки детей блокадного Ленинграда. В них много трагедии, хотя сразу и не понятно. Кто-то рисовал елку в детском саду, другие просмотр кино в бомбоубежище, а третьи мертвецов на санях. Дети изображали то, что видели — их реальность. Вот фото

Рисунки детей блокадного ленинграда 1941-1944

Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного ленинграда 1941-1944
Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944

Видео: Блокада Ленинграда глазами детей

Прочитайте по теме:

  • Великая Отечественная Война 1941-1945 г: участники, итог
  • Холодная война: причины возникновения
  • Гражданская война: причины возникновения
  • Русско-японская война 1904-1905 г: причины, предпосылки
  • Отечественная война 1812 года: причины, итог

  • Дети берегите природу сочинение
  • Дети бегущие от грозы сочинение с причастиями
  • Дети бегущие от грозы сочинение по картине 3 класс с опорными словами
  • Дети бегущие от грозы сочинение по картине 3 класс русский язык
  • Дети бегущие от грозы сочинение по картине 3 класс кратко русскому языку