Дети подземелья аргументы для сочинения дружба

Сочинение на тему: Дружба в повести «Дети подземелья».

Все материалы с раздела: Сочинения по повести Короленко «Дети подземелья»

Заказ сочинений

Вариант 1

Дружба имеет большое значение для каждого человека, друзья всегда помогут и поддержат. С настоящим другом можно разделить и горе, и радость, верный друг всегда будет рядом. Для героев повести Короленко «Дети подземелья» дружба также очень важна. Героями этой повести являются мальчик Вася, сын богатого судьи, бедняк Тыбурций и два его ребенка – Валек и Маруся. У Васи рано умерла мать, а отец, который тяжело перенес утрату, перестал обращать внимание на сына. Пытаясь обрести поддержку и понимание, Вася перестал появляться дома и все чаще оставался жить на улице. Однажды он вместе с компанией ребят оказался в старой заброшенной часовне. В той часовне и жили Тыбурций, Валек и Маруся. У них не было собственного дома, а часто они были вынуждены голодать. Маруся была больна, но у них не было денег на лекарства. Дружба с Валеком и Марусей очень сильно повлияла на Васю. Он стал добрее, милосерднее, начал заботиться о нищих. Мальчик пытался хоть как-то облегчить жизнь друзей, приносил им еду. Когда Марусе стало совсем плохо, он принес ей куклу своей сестры, чтобы ее обрадовать. Это помогло, и ей ненадолго стало лучше. Друзья Васи отвечали ему поддержкой, пониманием, ни в чем его не упрекали. Валек обнимал его, «как брата», а у Маруси каждое его появление «вызывает румянец оживления на щеках». Общение с этими людьми помогло Васе наладить свои отношения с отцом, которого раньше он считал холодным и равнодушным человеком. Можно сказать, что дружба в этой повести является одной из ключевых тем. Автор детально раскрывает отношения главных героев, показывает, как меняется характер Васи к концу повести.

Заказ сочинений

Вариант 2
Сочинение на тему: Дружба в повести «Дети подземелья»

Дружба имеет большое значение для каждого человека, друзья всегда помогут и поддержат. С настоящим другом можно разделить и горе, и радость, верный друг всегда будет рядом.

Для героев повести Короленко «Дети подземелья» дружба также очень важна. Героями этой повести являются мальчик Вася, сын богатого судьи, бедняк Тыбурций и два его ребенка – Валек и Маруся. У Васи рано умерла мать, а отец, который тяжело перенес утрату, перестал обращать внимание на сына.

Пытаясь обрести поддержку и понимание, Вася перестал появляться дома и все чаще оставался жить на улице. Однажды он вместе с компанией ребят оказался в старой заброшенной часовне. В той часовне и жили Тыбурций, Валек и Маруся. У них не было собственного дома, а часто они были вынуждены голодать. Маруся была больна, но у них не было денег на лекарства.

Дружба с Валеком и Марусей очень сильно повлияла на Васю. Он стал добрее, милосерднее, начал заботиться о нищих. Мальчик пытался хоть как-то облегчить жизнь друзей, приносил им еду. Когда Марусе стало совсем плохо, он принес ей куклу своей сестры, чтобы ее обрадовать. Это помогло, и ей ненадолго стало лучше.

Друзья Васи отвечали ему поддержкой, пониманием, ни в чем его не упрекали. Валек обнимал его, «как брата», а у Маруси каждое его появление «вызывает румянец оживления на щеках». Общение с этими людьми помогло Васе наладить свои отношения с отцом, которого раньше он считал холодным и равнодушным человеком.

Можно сказать, что дружба в этой повести является одной из ключевых тем. Автор детально раскрывает отношения главных героев, показывает, как меняется характер Васи к концу повести.

Тестсоч.ру — после 2 варианта

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по повести Короленко «Дети подземелья»

Тема дружбы касается каждого из нас, ведь этот род взаимоотношений нужен всем людям без исключения. Товарищи не только выручают нас в беде, но и помогают нам развиваться и самосовершенствоваться, постигая себя и окружающий мир в общении. Многомудрый Литрекон предпочитает раскрывать понятие дружбы через примеры из литературы, необходимые для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку.

  1. В книге В. Г. Короленко «Дети подземелья» герой познает ценность дружбы в общении с детьми Тыбурция Драба. Васе очень жаль Марусю и Валю, ведь они живут в нищете. В порыве жалости он приносит лучшую куклу из дома, чтобы облегчить страдания больной девочки. Каждый день он навещает развалины замка и приносит друзьям радость, при нем даже ослабевшая Маруся начинает улыбаться и играть. Именно дружба помогает Васе лучше понять своего отца и наладить с ним отношения.
  2. В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» крестьянские дети сдружились и проводят все время вместе. Они вместе справляются с трудностями, вместе выполняют тяжелую взрослую работу. Благодаря взаимовыручке и духу товарищества ребятишки справляются со всеми поручениями и помогают семьям выживать в тяжелых условиях. Таким образом, дружба дает человеку силы жить.
  3. В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» основой нравственного кодекса казаков является товарищество, объединяющее воинов. Все они повязаны одной идеей, каждый из них стремится помочь другому, и на поле битвы особенно заметно их единство. Весьма показателен эпизод, когда главный герой жертвует собой, чтобы его друзья успели спастись бегством. Этот пример говорит об особой важности дружбы в тяжелые времена, когда одинокому человеку просто не выжить.
  4. В романе А. С. Пушкина «Дубровский» герои дружили всю жизнь. Один неизменно дополнял другого: Андрей Гаврилович был честен и прямодушен, и только он мог осадить Кириллу Петровича или дать ему совет. А Троекуров веселостью и хлебосольством всегда развлекал своего строгого приятеля. Даже когда товарищи стали врагами, каждый из них ощущал нехватку друга. Гордый и упрямый Кирилла Петрович даже приехал извиниться, но опоздал. Этот пример учит читателя вовремя осознавать ценность дружбы.
  5. В произведении Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» показана дружба хозяина и собаки. Щенок стал преданным товарищем писателя, понимал все его команды и даже умел различать настроение по глазам. Иван Иваныч тоже привязался к Биму и охотно заботился о нем. Их отношения – пример бескорыстной и верной дружбы, основанной на взаимопонимании.
  6. В книге Б. Васильева «А зори здесь тихие» герои сдружились на фронте и даже рисковали жизнью, спасая друг друга. Так, Женя вызывает весь огонь на себя, чтобы спасти Риту и старшину Васкова. Девушка пала жертвой врага, но все же попыталась спасти своих товарищей, и Васков выжил, завершив задание. Таким образом, дружба пробуждает в душе человека благородство и великодушие.
  7. В книге А. Гайдара «Тимур и его команда» герои сдружились и образовали целый штаб для помощи нуждающимся жителям деревни. Ребята даже помогают незнакомой девочке – Жене. Тимур спасает ее от собаки, потом возвращает ей потерянные ключи. Героиня становится часть команды и тоже помогает всем людям, загнанным в трудные условия войной. Так, товарищество стало началом и основой большого и полезного дела.
  8. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» герои стали друзьями «от делать нечего». Их близость была обусловлена отсутствием альтернативы. В деревне больше нечего было делать, и молодые люди общались, хоть и были очень разными. Но первое же испытание разлучило приятелей: из-за ревности Ленский вызвал Онегина на дуэль, а тот не извинился и принял вызов. В результате Евгений убил Владимира. К сожалению, не всегда дружба является настоящей, подчас люди обманывают себя и лишь проводят время вместе, не испытывая товарищеских чувств.
  9. В рассказе И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» два крестьянина дружат между собой и дополняют друг друга. Один из них практичный и деловой человек, знающий цену деньгам и преуспевающий в хозяйстве. Другой – мечтатель и выдумщик, более открытый и восторженный. Оба товарища помогают друг другу открывать новые стороны многогранного мира, им всегда интересно вдвоем, хоть они и отличаются друг от друга.
  10. В книге «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского показано исцеляющее влияние дружбы. Коля пришел к умирающему Ильюше и подарил ему игрушки. Он также нашел его пропавшую собаку и научил ее разным трюкам. После представления мальчик повеселел, ему стало лучше и спокойнее на душе, ведь он мучился, думая, что случайно убил собаку, накормив ее хлебом с булавкой. Очевидно, что один маленький дружелюбный жест способен воодушевить и утешить даже смертельно больного человека.

Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 15.3

Читайте также:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Короленко
  • По произведению Дети подземелья

Произведение рассказывает о дружбе мальчика из обеспеченной семьи с бездомными детьми. Вася – сын городского судьи. Его мать умерла, когда мальчику было всего 6 лет. На попечении отца осталась еще маленькая сестрёнка Васи – Соня. Вдовец — уважаемый человек в городе, занимает большой пост, много работает, но своему сыну уделяет очень мало внимания. Мальчику так не хватает после смерти матери любви и понимания от самого близкого человека.

Вася чувствует себя одиноким в этом мире. Он любит бродяжничать с уличными мальчишками, обследовать незнакомые места. Гуляя однажды около старого кладбища, Вася забирается в брошенную часовню и неожиданно обнаруживает там детей, для которых это мрачное место служит домом. Между ними происходит знакомство. Обитатели подземелья — мальчик Валёк и его четырёхлетняя сестрёнка Маруся. С этого времени Вася постоянно навещает своих новых друзей, играет с ними. Его шокируют их ужасающие условия существования. Маруся одного возраста с сестрёнкой Васи, но очень худенькая и бледненькая, плохо одета. Она постоянно испытывает чувство голода. Васе очень жалко этих детей. Он хоть как-то старается облегчить их участь: приносит им яблоки из своего сада и конфеты.

Отцом несчастных детей является предводитель местных бездомных воров пан Тыбурций. Он по-своему заботится о Валеке и Марусе. Дети любят и уважают Тыбурция, с гордостью рассказывают о нём своему новому товарищу.

Вася вынужден ото всех скрывать свою дружбу, иначе бедная семья лишится и этого жуткого крова. С приходом осени Маруся с каждым днём чувствует себя всё хуже и хуже и вскоре уже не может вставать с постели. Мальчики ухаживают за ней, но не знают, как помочь девочке выздороветь. Чтобы хоть как-то поддержать малышку, Вася выпрашивает для неё у своей сестрёнки Сони роскошную куклу. Марусе такой подарок приносит большую радость, даже на время ей становится лучше. Она ни на минуту не расстаётся с куклой, а у Васи начинаются неприятности. Отец подозревает его в краже игрушки у сестры, но мальчик вынужден скрывать правду. Из этого положения Васю спасает пан Тыбурций. Он неожиданно появляется в их доме с пропавшей куклой и открывает пану судье всю правду.

Для отца становится открытием, что его мальчик обладает чутким и добрым сердцем. С этого времени между ними устанавливаются близкие отношения. Пан судья отпускает Васю попрощаться с умершей девочкой и оказывает бедной семье материальную помощь. Пан Тыбуций с Валеком навсегда исчезают из этих мест. Пан судья вместе с повзрослевшими детьми часто приходит на могилку Маруси.

Таким образом, автор показывает разный уровень жизни людей, о котором богатые иногда даже не подозревают. Он призывает общество не оставаться равнодушным, а проявлять милосердие и сострадание к бедным людям, как это сделал небольшой мальчик Вася.

Вариант 3

Короленко написал огромное количество разных произведений. И вот одно из знаменитых и популярных произведений является «Дети подземелья». Здесь главным героем стал молодой и очень красивый парень по имени Вася. Ему всего лишь девять лет. Мать у него умерла еще тогда, когда он был маленьким. А вот отцу было совсем не до них, ведь он сначала ушел в переживания и каждый день напивался, поэтому поводу, а потом начал очень много работать. Он целыми днями разбирался в семье других людей, а вот в своей не хотел ничего менять и разбираться тоже не хотел. Вася старался найти еду не только себе, но и своей родной сестре, о которой ему пришлось заботиться. И ради нее он готов был пожертвовать всем, ведь он очень сильно ее любил.

После смерти матери мальчику приходилось самому всего добиваться, а также и помогать во всем своей сестре. Иногда ему приходилось гулять по улицам и просить хлеб, хотя дома у них всегда были продукты.

Кроме этого многие его ненавидели только за то, что он постоянно всем говорил только правду, и никогда не обманывал. А ведь это не всем нравится. Но Вася, поэтому поводу никогда не заморачивался, ведь ему было все равно, что про него думают другие люди.

Иногда ему приходилось выслушивать в свой адрес оскорбления или обзывательства, но сильно их не слушал. Ведь что бы ему здесь и сейчас не сказали, он все равно будет делать как нужно ему.

К нему приходило всегда очень много ребят, с которыми он придумывал разные игры и играл с ними и им это очень даже нравилось. Многие были рады, что у их детей есть такой хороший друг. Кроме этого они на сто процентов были уверены, что он никогда никого не сможет обидеть.

Если ему удавалось нарвать в чужом саду яблок, то он всегда поделиться ими со всеми ребятами, которые находятся с ним рядом, а также оставит тем, кто придет попозже.

А вот с отцом Вася никак не мог найти общий язык. Он всегда приходил с работы уставшим и сразу же шел спать. Они никогда не слышали от него ни одного доброго слова. А ведь парню всегда хотелось чтобы отец посадил его к себе на колени и чему-нибудь научил, но такого тоже не было. Иногда он спрашивал у нашего главного героя, а помнит ли он свою мать и парень на это ему ничего не отвечал. Конечно, он помнил свою мать и каждый день втайне от всех плакал по ней и просил бога вернуть ее обратно. Вот только разделить свою боль и утрату ему было не с кем, да и рассказать об этом он никому не мог. Но если плакала его сестра, то он старался успокоить ее и уговорить. Конечно, и раньше Вася никогда не слышал хорошего и доброго слова от отца, ничего не изменилось и сейчас.

Отец всегда считал его несерьезным и избалованным парнем, которого нужно постоянно учить уму – разуму и этого можно добиться только при помощи ругани и битья. Хотя много раз сердце подсказывало ему, что недавно он потерял мать, а это значит, что кроме отца его больше никто не пожалеет. Но ничего с этим поделать не мог, ведь у него в душе не было места для любви к сыну.

Кроме этого он всегда говорил сыну, что воровать нельзя и обманывать тоже. И хотя отец ни разу его не поймал на этом, но все равно был уверен, что сын этим занимается.

Сочинение: История создания рассказа В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Рассказ «Дети подземелья» или «В дурном обществе» — произведение, созданное Владимиром Короленко в ссылке в Якутии в течение трех лет.

Этот рассказ стал знаковым в писательской карьере автора. Данное произведение во многом основано на реальных событиях, например, город, в котором разворачиваются действия, некоторые персонажи, их прототипами послужили реальные люди. История создания рассказа тоже весьма занятная и интересная. Во многом, именно сам процесс создания повлиял на получившееся произведение.

Образ мальчика Васи писатель создал, взяв за основу свое детство и воспоминания о тех местах, где жил до ссылки – южных краях. Отец его был судьей уездного масштаба, за которым закрепилась репутация честного, справедливого и разумного судьи. А сын брал с него пример и гордился тем, каков его отец, стремился быть похожим на него. Сам писатель с юных лет начал заниматься юриспруденцией и деятельностью правозащитника.

Однако, будучи студентом, парень часто принимал участие в различных революционных мероприятиях, конфликтовал с представителями государственной власти, и в результате чего его, как оппозиционера, отправили в Сибирь. Там, в Якутии, он прожил около трех лет, занимаясь художественной деятельностью. Кроме того, поднимал различные острые темы в своих рассказах, потому что ни с кем обсудить он их не мог. По этой причине у произведения «В дурном обществе» имеется направленность, которая носит оппозиционный характер – писатель подвергает критике тех, кто является представителями власти, и которые игнорируют бедственное положение нищих. Кроме того, порой он самолично наблюдает, насколько несправедливо относятся к беднякам. А история полуразрушенного замка с часовней, из которых прогнали нищих, не имевших своего дома, имеет реальную основу, по словам самого писателя.

Прототипом замка, в котором нашли до поры свое пристанище бедняки, стал дворец Любомирских, что в Ровно. Писатель прожил в Ровно свое детство, и стал свидетелем того, как общественность прогнала из этих развалин ютившихся там бедняков. Какое-либо другое место для нищих городские власти не стали искать. Эта история описана в рассказе.

Опубликовали рассказ в 1886 году. Он вошел в сборник очерков и рассказов, после чего его в сокращенном виде стали издавать в детском журнале, однако он был переименован в «Дети подземелья», что вызвало негодование писателя. Короленко считал, что из-за такого сокращения и смены названия читатель не так поймет мысль и смысл произведения. Кроме того, он считал, что детям не следует давать сокращенные варианты произведений, ведь в юности или уже в зрелом возрасте они прочтут исходные варианты.

С той поры произведение неоднократно печаталось в обеих версиях, однако не теряло интереса со стороны читателей. Писатель обнажил людей, которые потеряли все, но не лишились души и чувств – они могут любить и испытывать сострадание. В то время, как люди, у которых в жизни многое благополучно, порой просто проходят мимо нищих, абсолютно равнодушно, не проявляя никаких чувств. Автор был одержим желанием изменить такой уклад и пытался показать, что нищим нужна помощь, абсолютно любая. Его произведение понравилось массам и привлекло к его правозащитной деятельности внимание людей.

Краткий пересказ

Повествование происходит от первого лица, главный герой- мальчик Вася. Свою мать мальчик потерял в раннем детстве, тогда ему было всего 6 лет. Его отец судья. На протяжении длительного времени он не мог отойти от утраты, поэтому воспитание ребенка ушло на второй план. Только иногда он пытался заботиться о младшей дочурке Соне, в большей мере из-за того, что она очень сильно была похожа на свою маму. Мальчик Вася был сам по себе, никакой любви от отца мальчик не чувствовал.

Семья жила в небольшом городке под названием Княжье-Вено. Неподалеку от города, в очень старом замке жили бродяги и нищие. У замка имелся управляющий – старый Януш, бывший графский служащий. За склоки и разногласия он выгнал некоторую часть жителей из замка. Нищим идти было некуда. Подобравшись к замку поближе, Вася смотрел на всех, кого выгонял из замка Януш и жалел их всей душой.

Среди изгнанных оказался главарь по имени Тыбурций Драб. В его внешности были видны обезьяньи черты, однако, во взгляде можно было разглядеть большой ум и сильную проницательность. Никто не имел представления о том, откуда пришел этот бедняк. Порой с ним можно было заметить двух детишек: семилетнего мальчика и трехлетнюю девочку. По всей видимости, он их отец.

Васе очень хотелось пробраться внутрь часовни, которая находилась около горы, вблизи того полуразрушенного замка. Отправиться туда он решил с дворовыми ребятами. Приятели сразу же разбежались после того, как увидели, что в окне часовни что-то движется. Вася не испугался и все-таки пробрался в часовню. Там он знакомится с Валеком и Марусей. Вскоре они становятся друзьями. Вася узнал, что под часовней жили все изгнанные. Спустя некоторое время он спускается в их подземелье. Туда с трудом проникал солнечный свет.

Вася стал бывать в подземелье очень часто. Это явление Януш называл «бывать в дурном обществе». Мальчик приносил своим новым друзьям садовые яблоки. Он не сразу понял, что дети нищие. Зато он заметил, что Маруся, которая была примерно одногодкой его сестры, выглядела как-то бледно и вяло. Она никогда почти не смеялась, ей не нравилось играть в подвижные игры. Самым ее любимым занятием являлось перебирание цветов. Валек всегда говорил, что серый камень, из которого было сделано подземелье, высасывает из нее жизнь.

В беседе с Вальком о своей жизни, Вася жаловался на то, что отец его не любит. Валек пытался все время переубедить его. Одним из многочисленных аргументов являлось то, что отец Васи очень справедливый судья. К примеру, он легко сможет осудить по закону даже очень состоятельного графа. После подобных аргументов Вася стал задумываться над словами друга и постепенно поменял свое отношение к отцу. Однажды, Тыбурций вернулся раньше обычного в подземелье и застал Васю, который играл с его детьми. Сначала он очень сильно рассердился, но когда понял, что Маруся и Валек к нему очень хорошо относятся, то разрешил Васе приходить сюда.

Спустя некоторое время Вася догадался, что нищие живут благодаря воровству. Сам он, естественно, считал, что воровать неправильно, однако привязанность к новым друзьям после этого факта все ровно не пропала. После прихода осени Марусе становилось хуже с каждым днем. Вася хотел ей помочь, но как не знал. И вот однажды он придумал. Он уговорил Соню отдать Марусе свою самую красивую куклу, на время. Кукла являлась подарком от покойной мамы. Игрушка, можно сказать, совершила чудо! Маруся вновь ожила, начала ходить. Она была очень благодарна Васе.

Няня Сони пропажу обнаружила почти сразу, отец, соответственно, тоже. Васе запретили выходить из дома. Но он все равно тайком убегал к друзьям. Мальчики пытались вернуть куклу. Для этого нужно было просто забрать ее у Маруси. Однако оказалось это совсем непросто. Девочка очень жалобно плакала. Ребята решили, что не будут лишать ее последнего счастья.

Отец-судья обвинил собственного сына в воровстве. Он даже допрашивал его в своем кабинете, заставлял признаться в содеянном. Василий признался только в том, что это он взял куклу, но куда отнес, не сказал. Вася испытывал к нищим сильные чувства, они пригрели его, предавать он их точно не хотел. Как раз, в тот самый момент, за окном проходил Тыбурций. Проходил он с куклой. Куклу вернул, объяснил всю ситуацию и рассказал о том, что Маруся умерла. Отец понял, что его сын вовсе не вор, а очень добросовестный мальчик.

Он почувствовал себя очень виноватым перед ним, поэтому отпустил Васю попрощаться с Марусей. Спустя время, члены, так называемого, «дурного общества» делись кто куда. Тыбурций с Вальком почти сразу пропали из города. Куда они отправились, никто не знает. Та часовня со временем развалилась: опоры крыши прогнили, крыша упала и пробила потолок подземелья. Вася, Соня и отец часто приходили на могилу Маруси, приносили цветы.

Отзыв

Лично мне понравилась повесть «Дети подземелья». Как минимум потому, что она учит многим важным качествам, таким как: понимание, человечность, милосердие и доброта. В данном произведении автор также не забыл упомянуть проблему отцов и детей. Причем важно то, что проблема отцов и детей была показана в обеих семьях. Отец Васи сомневался в честности сына, он не хотел, чтобы он так плохо поступал. Однако, при этом, он не занимался воспитанием сына очень долгое время. Он не дает сыну любви, которая ему так нужна. А вот Тыбурций наоборот, очень сильно любил своих детей. Пытался прокормить их всеми силами. Автор не зря показал его как умного, мудрого человека.

Смысл произведения в том, что, несмотря на все тяготы жизни нужно оставаться людьми. Честными, внимательными и добрыми к окружающим людям. Тягот жизни у Васи было немало: он в раннем возрасте перенес уход матери из жизни, бесчувственное отношение отца. Но истинная дружба помогла ему стать сильнее. Также он открыл для себя новый мир, новый слой общества, если быть точнее. Все время Вася сталкивался с трудностями различного характера.

Отец был так холоден к сыну только из-за смерти жены. Это является своеобразной защитной реакцией. В конкретно той ситуации он не доверял сыну, хотел разобраться во всем этом. Вася попросту считал, что отец его не любит и он ему не нужен.

Понять, как читатель должен относиться к героям, помогли поступки этих самых героев. Например, Валек помог главному герою понять, что его отец хороший, что он его любит.

Данная повесть производит на читателя большое впечатление. В большей степени своей многогранностью. Здесь как нигде показано то, как тяжелые жизненные ситуации могут менять душу человека. Автор своим произведением хотел призвать читателя быть неравнодушным к чужому горю. Это и есть основная мысль текста.

Сочинение Дети подземелья

2.8

(5)

Сюжет повести Короленко «Дети подземелья» В первой главе повести автор знакомит читателей с небольшим городком и семьей, которая в нем проживает. Семья состоит из отца, сына и маленькой сестренки. Также автор показывает бедность городка. В нем много бродяг, и все они жили в замке. Главным среди них был Тыбуций Драб. В городке поговаривали, что он из аристократической семьи, хотя многие в это не верили, так как внешность его совершенно не подходила под этот образ. При его бедности и бродяжестве Тыбуций был очень умен, и этим он зарабатывал себе на жизнь. Он говорил непонятные, но очень пламенные речи в разных кабаках города так, что люди, слушавшие его, плакали и давали деньги. Также в городе жил Януш, старый слута какого-то графа. Он выбил себе должность управляющего и выселил из старого замка бродяг, отобрав среди них «добрых христиан». Когда люди уходят из замка, мы в первый раз видим доброту и жалость маленького мальчика Васи — главного героя повести: «Но главное — я не мог забыть холодной жестокости, с которою торжествующие жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, а при воспомнианни о темных личностях, оставшихся без крова, у меня сжималось сердце». Во второй главе повести автор рассказывает нам о взаимоотношениях отца и сына. Здесь он показывает всю любовь мальчика к семье. Отец не понимает своего сына, верит всему, что про него говорят, так как сын после смерти матери начал бродячую жизнь. Чуть только встает солнце, он уходит из дома, а когда гаснет свет в окнах — приходит обратно. Свою сестренку Соню он горячо любит: «Я любил ее страстно, и она платила мне такой же любовью». Но вскоре он почти перестал видеться со своей сестрой, так как сонная нянька считала, что им нельзя общаться. Иногда отец хотел взяться за воспитание сына и спрашивал, помнит ли мальчик о матери. Конечно, он помнил, но, когда ловил туманный взгляд отца, не мог ничего сказать. Тогда папа отпускал сына. Один раз мальчик видел, как отец плачет. Сын подбежал, почувствовав всю ту боль, которая накопилась в сердце отца, но затем последовало разочарование: отец прогнал его, и обида нахлынула в сердце бедняги. Вася знакомится с новыми друзьями. Ему, как и многим другим мальчишкам, было интересно, что происходит в старой часовне. Собрав команду, он залезает внутрь старого здания и чуть не умирает от страха. Но вдруг увидел детей — своих новых друзей. Он показал свою храбрость в том, что не убежал, как его товарищи. Случилось несчастье: Маруся заболела. Вася так полюбил своих друзей, что решил достать для девочки куклу. Отец заметил пропажу и спросил, куда сын отнес куклу. Тут появился Тыбуций и все объяснил. Он поговорил с отцом, и это помогло мальчику наладить свои отношения с семьей. Вася узнает о смерти девочки и приходит на гору попрощаться. Автор показывaет нам, что хорошие чувства живут в каждом человеке. И не важно, какого он возраста и социального положения. Даже наоборот — в бедных и голодных детях больше сострадания и любви, чем в надменных богачах. Автор очень любит своих маленьких героев и заставляет нас их полюбить.

2.8 / 5. 5

.

Тезисы

  • Истинная дружба — это процесс обмена духовными и нравственными богатствами, который помогает нам совершенствоваться.
  • Проблема дружбы стоит перед каждым из нас, ведь с годами людям все сложнее сохранить крепкие узы с товарищами. Семейная жизнь, быт, работа — все это заставляет нас забыть о друзьях детства.
  • Настоящая дружба измеряется испытаниями, пройденными вместе с товарищем.
  • Проблема истинной дружбы заключается в том, что она требует от человека жертв: необходимо держать слово и доказывать преданность делом.
  • Настоящий друг всегда поддержит в трудных обстоятельствах и найдет слова для сострадания.
  • Друзей необходимо ценить и уважать, ведь именно они помогут нам в трудной ситуации и станут второй семьей.
  • Дружба способствует нашему развитию в самых разных сферах, так как истина познается в беседе с товарищем.

Аргументы

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» затрагиваются многие важные и до сих пор актуальные проблемы. И тема дружбы – не исключение. После убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников захотел поговорить лишь с одним человеком – своим товарищем по учёбе и другом Разумихиным. Именно этот человек был рядом всё время, пока герою было плохо – морально и физически. После всех трудностей рядом с Раскольниковым остались лишь мать, сестра и друг Разумихин. Даже хозяйка квартиры, у которой Родион Романович снимал комнату, заметила, что Разумихин – «преданный молодой человек». И в конце концов, именно Разумихин женился на сестре Раскольникова – Авдотье. Невзирая на сложности, Разумихин не предал и не бросил друга. Это яркий пример настоящей дружбы, в которой люди помогают друг другу пережить неприятности и тяжёлые времена, разделяют и горе, и радость. 

«Дети подземелья» («В дурном обществе») В.Г. Короленко. В рассказе В.Г. Короленко «Дети подземелья» читатель может отыскать пример истинной дружбы – чистой, искренней, доброй. Главный герой произведения – мальчик Вася – встречает бездомных, бедных детей – Валека и Марусю. Они быстро находят общий язык и проводят много времени вместе. Их дружбе не мешает тяжёлое положение ребят. Наоборот – Вася многому научился у «детей подземелья». Мальчик почувствовал, как в его душе зарождаются такие важные и нужные чувства, как сострадание, сочувствие. Этот пример служит доказательством того, что для настоящей дружбы не имеет значения социальный статус людей, их достаток. Дружба – это совпадение интересов, взглядов, это взаимный обмен жизненным опытом. Чистая детская дружба научила Васю помогать, поддерживать, сочувствовать другим людям. Яркий эпизод, когда Вася и его сестра Соня дарят заболевшей Марусе Сонину куклу, чтобы хоть как-то развеселить девочку. Ведь настроение и состояние друга для них гораздо значительнее, чем любые материальные ценности. 

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин. Стоит начать с того, что образ Евгения Онегина – это образ «лишнего человека». Он постоянно одинок, ему опостылела жизнь, даже привычные светские развлечения его не радуют более. При этом он весьма умён и мог бы добиться успеха, если бы захотел этого и приложил усилия. Но он отвергает искренние чувства и не ставит себе целей. И вот этот остывший к жизни человек вдруг встречает Владимира Ленского – юного, свежего, неглупого, со своими мечтами и целями. Но была ли это в самом деле настоящая дружба? Нет. И сам А.С. Пушкин не скрывает этого, автор так пишет о своих героях: «Так люди (первый каюсь я) От делать нечего друзья». И первый же конфликт Евгения и Владимира подтверждает эту мысль: Онегин играет с чувствами друга, желая его унизить и доказать свою правоту. Он флиртует с его невестой у всех на глазах, зная, что Ленский очень вспыльчив и ревнив. Евгений провоцирует дуэль и убивает товарища, не желая извиняться и быть посмешищем в глазах света. Дружба для него ничего не значила. Именно поэтому Онегин остается одиноким и «лишним»: он не способен на искренние чувства.

«Матрёнин двор» А.И. Солженицын. В произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор» можно найти пример фальшивой дружбы. Практически все в деревне пользовались добротой и отзывчивостью Матрёны Васильевны Захаровой. Она серьёзно и ответственно относилась к работе. Женщина помогала всем бескорыстно – в силу своей душевной доброты и чуткости. Окружающие, конечно, знали, что у Матрёны есть свои дела, что их много, что она и без того устаёт. Однако думали они вовсе не об этом, а о собственной выгоде. Безусловно, это вовсе не настоящая дружба. Когда одни пользуются другими, обращаются к «друзьям» только в тех случаях, когда нужна помощь, – это не дружба. При этом никто из деревенских жителей не помогал Матрёне в ответ, не благодарил её. Матрёна даже погибла, помогая другим. Когда мужики с санями застряли на переходе через рельсы одной зимней ночью, женщина бросилась на помощь. Её задавил поезд. Таким образом, истинные друзья всегда помогают друг другу и находятся рядом не только в тяжёлые моменты, но и в радостные, они сочувствуют и сопереживают друг другу во всём и всегда. 

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Григорий Печорин – лишний человек, который не способен на искренние чувства. Во время его службы в крепости он хорошо общался и дружил с офицером царской армии, Максимом Максимычем. Штабс-капитан действительно стремился помогать во всём своему молодому товарищу. Печорин же не относился к этой дружбе всерьёз. И встретившись после долгой разлуки, мужчины по-разному реагируют друг на друга. Максим Максимыч скучал по товарищу, был неподдельно рад встрече. Григорий Александрович и вовсе сначала сделал вид, что не знаком с ним, а потом холодно раскланялся и поспешил удалиться, так и не поговорив с другом по душам. «Нет проку в том, кто старых друзей забывает!», – так говорит об этом Максим Максимыч. И он, несомненно, прав. Печорин крайне одинок и в своём монологе с собой назовёт себя «топором судьбы», который только рубит чужие судьбы. 

«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», – говорит Лисёнок в произведении «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. И это действительно так. Когда люди по-настоящему дружат, они ощущают ответственность друг за друга, вместе проживают и горькие, и радостные моменты. В «Маленьком принце» главный герой встречает Лиса во время своего путешествия по планетам. И хочет подружиться с ним. Тогда Лисёнок объясняет мальчику, что «зорко одно лишь сердце», и необходимы время и усилия, чтобы построить крепкую и настоящую дружбу. Лис и Маленький Принц – это пример истинной, чистой дружбы, когда мальчик и зверёк по-настоящему нужны друг другу, любят друг друга и заботятся друг о друге. 

«Отцы и дети» И.С. Тургенев. Дружба возникает между людьми, у которых есть нечто общее. Безусловно, у них могут быть свои интересы и разные мнения о чём-либо, но должно быть что-то, что их связывает, мировоззрение этих людей должно быть схожим. Более того, настоящие друзья уважают друг друга, стоят на равных в общении. Сначала читателю может показаться, что таковы и отношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова в романе И.С. Тургенев «Отцы и дети». Но это не так. На самом деле, Кирсанов-младший лишь стремится подражать своему товарищу, его нигилистским взглядам. Он восхищается Базаровым, но не верит всерьёз в его идеи. Более того, Евгений понимает, что это не настоящая дружба. Аркадий же осознает это немного позже. Сам автор неоднократно намекает читателю, что Базаров и Кирсанов – не друзья. Он во всём противопоставляет героев друг другу. И в самом начале произведения Аркадий представляет Евгений отцу как своего «доброго приятеля», а не друга. Таким образом, люди без общих взглядов и целей на жизнь вряд ли станут настоящими друзьями. А отношения, где один человек пытается подражать другому, – это не истинная дружба.

«Война и мир» Л.Н. Толстой. Пьер Безухов и Андрей Болконский доказывают, что настоящая дружба существует. Молодым людям действительно интересно друг с другом, ведь их мировоззрения схожи, они придерживаются одинаковых нравственных принципов. Князь Болконский только в Пьере видит живого человека, искреннего во всём фальшивом светском обществе. Это светское общество чуждо обоим мужчинам. Они вместе обсуждают прочитанные книги, политику и всё, что занимает их обоих. Несмотря на всё происходящее в стране и обществе, героям удалось сохранить крепкую и искреннюю дружбу. Они помогали друг другу советами, были опорой и поддержкой. Именно такой и должна быть настоящая дружба – непритворной, бескорыстной, взаимной и объединяющей людей с одинаковыми взглядами и целями на жизнь. 

«Детство» Л.Н. Толстой. У главного героя произведения Л.Н. Толстого «Детство» – Николеньки Иртеньева есть друг Серёжа. Но на самом деле, это была вовсе не дружба. Сам Николенька считал, что Серёжа «тиранически употреблял её [власть] в их детских отношениях». Мальчики общались компанией. И все остальные в компании обожали Серёжу, восхищались им, но вместе с тем и побаивались. Николеньке лишь казалось, что Серёжа так силён, умён, хорош во всём, ведь он был старше главного героя. Серёжа же ведёт себя некрасиво по отношению к ребятам. Особенно яркий эпизод – когда мальчик издевается над Иленькой Грапом. В глубине души Николенька понимает, что очень часто Сергей не прав. Однако Николенька признаётся, что «не прошёл ещё через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях». Таким образом, нельзя назвать дружбой общение, в ходе которого один человек ведёт себя, как тиран, злоупотребляет хорошим отношением к себе, при этом не давая ничего взамен – ни поддержки, ни советов, ни искренности, ни радости. Дружба – это взаимность. 

«Дубровский» А.С. Пушкин. Отношения Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский» – это пример дружбы, которая не выдержала испытания и сломалась. Но сломалась не сама по себе, а из-за губительной гордости и мнимых принципов людей. Однажды слуга Троекурова ответил Дубровскому старшему неподобающим образом, тем самым оскорбив его. Кирила Петрович не смог поступиться своим самолюбием и помириться со старым другом. И от злобы, затаённой в душе, начал вредить Андрею Гавриловичу. Можно сделать вывод, что общение Троекурова и Дубровского старшего изначально не было настоящей дружбой. Ведь малейшего конфликта стало достаточно, чтобы разрушить всё, что строилось годами совместной службы. Истинная дружба не приемлет глупой гордости, ненужного упрямства и мнимых принципов, которые мешают быть снисходительными, добрыми, понимающими, чуткими, уметь прощать и просить прощения. 

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2023 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.

Это было на пятый день моего пребывания в доме дяди. 3а обедом выяснилось, что пропал Филька, сова, напугавшая меня в первую ночь в новом доме. Филька жил со дня своего появления (то есть с того дня, как дядя привёз его однажды, возвратившись с пригородной охоты) в большой кладовой.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Неполные предложения являются средством передачи эмоциональности речи».

Неполные предложения – это синтаксические конструкции, в которых отсутствуют необходимые для понимания главные и второстепенные члены. В художественном стиле они могут становится важнейшем средством передачи эмоциональности речи. Докажем высказывание лингвиста И.Б. Голуб с помощью примеров из текста Л.А. Чарской.

Например, 21-23 предложения являются неполными и используются для того, чтобы показать внутреннее состояние главной героини. Её с минуты на минуты должны высечь розгами, и она чувствует несправедливость этого наказания. Благодаря таким синтаксическим конструкциям, мы понимаем, какое негодование и возмущение охватывают сердце девочки.

Однако внезапно у Леночки появляется спаситель, который в дальнейшем станет её настоящим другом. Чтобы создать такой эффект неожиданности, Л.А. Чарская использует неполное предложение: «И вдруг…» (предложение 27). Так, читатель удивляется вместе с героиней произведения и точно так же, как и она, радуется появлению Толи.

Таким образом, неполные предложения в художественных текстах зачастую становятся одним из основных средств передачи выразительности и экспрессивности речи.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье».

Смысл финала текста я понимаю так: дружба помогает человеку справиться даже с самой трудной ситуацией. Именно поэтому главная героиня чувствует себя счастливой, когда обретает настоящего друга. Приведём аргументы из текста Л.А. Чарской, подтверждающие эти мысли.

В семье дяди главная героиня ощущала себя одинокой и лишней. Вовсе не удивительно, что именно её «единодушно» признали виноватой в смерти совы. Однако мальчик Толя решительно и смело выступает вперёд, находя в себе силы заступиться за девочку: «Не смейте сечь Лену! – кричал он вне себя. – Лена не трогала Фильку!» (предложения 34-35). На такой поступок способен только настоящий друг.

Кроме того, мальчик тайно приходит к Лене ночью, потому что беспокоится о ней. Он переживает о том, что подруга осталась совсем голодной и приносит ей кусок ливерной колбасы, о чём говорится в 44-46 предложениях. Друг – этот тот человек, который всегда позаботится о тебе.

Таким образом, можно сделать вывод, что дружба действительно способна делать людей счастливыми в самые тяжёлые жизненные периоды.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Кого можно считать настоящим другом? Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. Однако можно сказать точно: дружба – это союз двух родственных душ, основанный на взаимном доверии и понимании. Приведём примеры из художественной литературы, доказывающие эти мысли.

Так, в предложенном тексте Л.А. Чарской мальчик Толя заступается за Лену, которую несправедливо обвинили в смерти птицы и хотели высечь розгами. В предложении 28 автор подчёркивает, насколько тяжело было герою справиться с волнением: «…прозвенел над моей головой чей-то дрожащий голос». Тем не менее Толя преодолевает страх ради своей подруги, потому что в данной ситуации не может поступить иначе. Лена – это его единомышленница, дорогой сердцу человек, о котором он хочет заботиться.

О ценности дружбы пишет и В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья». Главный герой, сын судьи, втайне от своего отца тесно общается с детьми Тыбурция Драба, у которого в своё время была «крупная ссора» с законом. Между тем мальчик способен разглядеть чистую и светлую душу в Валеке и приносит умирающей Марусе лучшую куклу своей сестры, оставшуюся в память о матери. Только друг способен пожертвовать самым ценным, что у него есть, ради своей родственной души.

Таким образом, дружба – это крепкие и прочные отношения между людьми, включающие в себя искреннюю любовь, заботу и взаимоподдержку.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Короленко
  • По произведению Дети подземелья

Сочинение по произведению Дети подземелья Короленко

Произведение рассказывает о дружбе мальчика из обеспеченной семьи с бездомными детьми. Вася – сын городского судьи. Его мать умерла, когда мальчику было всего 6 лет. На попечении отца осталась еще маленькая сестрёнка Васи – Соня. Вдовец  — уважаемый человек в городе, занимает большой пост, много работает, но своему сыну уделяет очень мало внимания. Мальчику так не хватает после смерти матери любви и понимания от самого близкого человека.

Вася чувствует себя одиноким в этом мире.  Он любит бродяжничать с уличными мальчишками, обследовать незнакомые места. Гуляя однажды около старого кладбища, Вася забирается в брошенную часовню и неожиданно обнаруживает там детей, для которых это мрачное место служит домом. Между ними происходит знакомство. Обитатели подземелья — мальчик Валёк и его четырёхлетняя сестрёнка  Маруся. С этого времени Вася постоянно навещает своих новых друзей, играет с ними. Его шокируют  их ужасающие условия существования. Маруся одного возраста с сестрёнкой Васи, но очень худенькая и бледненькая, плохо одета. Она постоянно испытывает чувство голода. Васе очень жалко этих детей. Он хоть как-то старается облегчить их участь: приносит им яблоки из своего сада и конфеты.

Отцом несчастных детей является предводитель местных бездомных воров пан Тыбурций. Он по-своему заботится о Валеке и Марусе. Дети любят и уважают Тыбурция, с гордостью рассказывают о нём своему  новому товарищу.

Вася вынужден ото всех скрывать свою дружбу, иначе бедная семья лишится и этого жуткого крова. С приходом осени Маруся с каждым днём чувствует себя всё хуже и хуже и вскоре уже не может вставать с постели. Мальчики ухаживают за ней, но не знают,  как помочь девочке выздороветь. Чтобы хоть как-то поддержать малышку, Вася выпрашивает для неё у своей сестрёнки Сони роскошную куклу. Марусе такой подарок приносит большую радость, даже на время ей становится лучше. Она ни на минуту не расстаётся с куклой, а у Васи начинаются неприятности. Отец подозревает его в краже игрушки у сестры, но мальчик вынужден скрывать правду. Из этого положения Васю спасает пан Тыбурций. Он неожиданно появляется в их доме с пропавшей куклой и открывает пану судье всю правду.

Для отца становится открытием, что его мальчик обладает чутким и добрым сердцем. С этого времени между ними устанавливаются близкие отношения.  Пан судья отпускает Васю попрощаться с умершей девочкой и оказывает бедной семье материальную помощь. Пан Тыбуций с Валеком навсегда исчезают из этих мест. Пан судья вместе с повзрослевшими детьми часто приходит на могилку Маруси.

Таким образом, автор показывает разный уровень жизни людей, о котором богатые иногда даже не подозревают. Он призывает общество не оставаться равнодушным, а проявлять милосердие и сострадание к бедным людям, как это сделал небольшой мальчик Вася.

2 вариант

Великолепное произведение, написанное гениальным писателем Короленко, поднимает острую социальную проблему, в которой раскрывается ряд невзгод, который приходится переживать некоторым героям произведения. Также, автор показывает свое отношение к происходящему так, что сложившеюся ситуацию способны решить только благие намерения людей, которые будут готовы прийти на помощь в трудные моменты времени, а также честность и труд, которые сопутствуют удаче героев, которые, изначально находясь в невероятно тяжелых условиях, благодаря трудолюбию, смогут изменить свое положение.

В произведении раскрывается острая проблема, связанная с социальными слоями в обществе, которая разделяет людей на условно достойных для проживания в мире, и недостойных. Причем такое решение и ярлыки развешиваются людьми, которые занимают довольно почетное место в обществе, являясь представителями знати и богатейших представителей. Главными героями являются Валёк и Маруська, которые относятся к отвергнутым обществом людям. Будучи еще совсем маленькими, они вынуждены попрошайничать и добывать деньги при помощи воровства. Как-то раз они знакомятся с Василием – мальчиком, который относится к богатым людям. Однако, он несчастлив из-за того, что его матушка умирает, а отец не обращает на него никакого внимания. Их общение и дальнейшая дружба показывает то, что ни один человек не способен оказать влияние на такие понятия, как выбор друзей и круга общения, а также, это доказывает то, что невзирая на разницу в материальном состоянии и положении в обществе, люди могут любить и уважать друг друга.

Василий, находясь в морально подавленном состоянии, благодаря вновь открытым чувствам, которые подарили ему новые друзья, начинает радоваться жизни и не становится злым и закрытым человеком. Василий становится настолько добрым человеком, что против воли собственного отца впускает умирающую подругу Марусю в свой дом для того, чтобы она поиграла его игрушками. Видя такое, даже непоколебимый отец мальчика, становится более добрым и понимающим человеком, который поощряет поступок мальчика.  Он также меняется как личность, и открывает в себе новые чувства и качества. Произведение получилось достаточно ярким, живым и интересным.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Дети подземелья

По произведению Дети подземелья

Популярные сегодня темы

  • Образ Петербурга в повести Шинель Гоголя 8 класс

    В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения

  • Сочинение Петр Гринев и Емельян Пугачев

    Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» затрагивает исторические события, происходящие в России во второй половине 18 века.

  • Сочинение Чему посвящен рассказ Муму против чего направлен для 5 класса

    Произведение «Муму» — одно из лучших Ивана Тургенева. Писатель пишет нам о временах крепостничества, о безжалостных и несправедливых отношениях крепостных и господ, о беззаконии крепостного в жизни.

  • Сочинение по картине Нисского Радуга 7 класс

    Недавно я познакомился с картиной Георгия Григорьевича Нисского «Радуга». Нисский Георгий Григорьевич живописец, из-под кисти которого в эпоху советского искусства вышли такие шедевры как

  • Сочинение Кто такие «маниловы»? Итоговое 11 класс

    Источником понятия фамилии «Манилов» стало известное произведение Николая Гоголя «Мертвые души». Часто называют слово «маниловщина».

  • Дети остроумны и избалованны как пишется
  • Дети были серьезны и сосредоточены как пишется
  • Дети были рассеяны как пишется
  • Дети были несдержанны как пишется
  • Дети блокады сухачев сочинение рассуждение