Детская игра в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей рассказов сказок

Обновлено: 08.01.2023

46. Данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни, называются:
• L-данными

47. Данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура, называются:
• Т-данными

48. Двигательный тест Н.И. Озерецкого предназначен для лиц в возрасте:
• 4-16 лет

49. Детская игра, в которой ребенок, исполняя различные социальные роли, воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, сказок и рассказов, носит название игры
• сюжетно-ролевой

50. Диагностика, направленная на получение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека, называется:
• личностной

51. Для обозначения качественного своеобразия системы связей ребенка с социальной средой на каждом возрастном этапе его развития Л.С. Выготским было введено понятие:
• социальная ситуация развития

52. Для старших школьников ориентировочная средняя скорость чтения составляет __________________ слов в минуту.
• 250

53. Доведение работы до конца или ее постоянное откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость — все это характеризует .
• проявление целей

54. Долгое время считалось (до начала XX века), что мышление может быть изучено только методом
• самонаблюдения

55. Доступность, ориентированность на восприятие речи адресатом характеризуют такое свойство речи, как:
• ясность

56. Единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов, — это:
• категории анализа

57. Единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач — это исследования:
• организация

58. Задание, требующее от испытуемого быстрых вертикальных стереотипных движений рукой с нанесением точек на бумагу, направлено на выявление такого фактора психомоторики, как:
• скорость движений в лучезапястном суставе

59. Задания, предусматривающие точную и быструю установку в определенное положение органов управления экспериментальной аппаратуры, направлены на выявление и оценку такого фактора психомоторики, как:
• тонкая регуляция движений

60. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, называется развитием
• психическим

Игра-драматизация (игра ролевая) – один из элементов психодрамы – исполнение ее участниками различных ролей значимых для них в реальной жизни.

Игра сюжетно-ролевая – вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Игра предметная – детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению.

Игра с правилами – групповая или парная игра, в которой действие участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих.

Игра режиссерская – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них.

Игра ролевая – совместная групповая игра, в которой участники берут на себя различные социальные роли в специально создаваемых сюжетных условиях. Используется в естественных условиях социального развития детьми, в коррекционном развитии детей, в специальном обучении и пр.

Игра символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.

Игра сюжетная – игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.

Игровое взаимодействие – организованный процесс игровой коммуникации или общения, по крайней мере, двух субъектов или общности, в которых систематически осуществляется воздействие на объект совместной творческой деятельности (игры), имеющее целью вызвать определенные изменения в существующей действительности. Игровое взаимодействие в детских объединениях обычно проводит к становлению новых норм отношений, принципов поведения, ценностных ориентации участников игры, побуждает к самоанализу и рефлексии.

— законы, которые описывают изменения, происходящие в психологии и поведении человека при его переходах из одного возраста в другой, а также причины таких изменений.

Защитные механизмы

— психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я».

— какое-либо условное изображение, представляющее действительность в символической форме (см. символ).

Зона ближайшего (потенциального) развития

— реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.

Игра предметная

— детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Игра ролевая

— совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли (см. роль социальная): матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.

Игра символическая

— вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов (см.), знаков (см.), а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме.

Игра сюжетная

— детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.

Идентификация

— буквально — отождествление. В психологии возрастного развития И. представляет собой процесс или результат уподобления психологии и поведения ребенка другим людям. В итоге И. ребенок перенимает свойства и формы поведения тех людей, с кем он себя отождествляет.

Идентификация полоролевая

— отождествление ребенком себя с человеком определенного пола и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения.

Иконическая (мгновенная) память

— память, рассчитанная на сохранение информации только в момент ее непосредственного восприятия при помощи естественных органов чувств.

Импринтинг

— приобретение или начало функционирования какой-либо формы поведения без специального научения с момента рождения сразу же в практически готовом виде в результате ее прямого включения под влиянием какого-либо стимула, закодированного в генетической программе созревания и функционирования данной формы поведения.

Инсайт

— озарение, догадка. Внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и безуспешно думал, трудился.

Инстинкт

— врожденный вид поведения, передающийся по наследству или возникающий в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной, достаточно жесткой программе и мало изменяющейся под влиянием приобретаемого жизненного опыта.

Интеллект

— совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Интериоризация

— постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутренне психологическое свойство или способность человека.

Интроверсия

— обращенность сознания и интересов человека на самого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. И является одной из базовых черт личности (см.) и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.

Инфантильность

— проявление детскости в психологии и поведении того человека, который уже вышел из детского возраста.

Когнитивная сфера

— часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивное развитие

— процесс формирования и развития когнитивной сферы (см.) человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Комплекс неполноценности

— неприятное длительно существующее чувство человека, система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у него каких-либо ценных психологических или физических свойств и сопровождаемых соответствующими негативными психологическими симптомами: низкая самооценка (см.), заниженный уровень притязаний (см.), повышенная тревожность (см.) и мотив избегания неудачи(см.).

Комплекс оживления

— эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в проявлениях радости и повышении общей двигательной активности.

Кризис возрастного развития

— задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. К. в. р. обычно возникает при переходе из одного физического или психологического возраста (см.) в другой.

Лидер

— член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влиянием и готовыми следовать за ним.

Лидерство

— система социально-психологическихявлений, связанных с выходом человека в лидеры и его поведением в роли лидера. Л.— также приобретение, выполнение или утрата индивидом функций лидера (см.).

Личность

— понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки (см.), поведение среди людей.

Локус контроля

— понятие, субъективно характеризующее место расположения причин, объясняющих поведение человека им самим или наблюдаемые им поступки других людей. Внутренний л. к. представляет собой локализацию причин поведения в самом человеке, а внешний л. к. — помещение их в окружающий мир.

Малая группа

— небольшая по численности группа людей, содержащая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты и сложившиеся взаимоотношения друг с другом.

Метод близнецов

— метод сравнительного изучения психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы (см.)) и различной (гетерозиготные близнецы (см.)) наследственностью. М. б. используется для научного решения вопроса о генотипической или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.

Метод проб и ошибок

— один из видов научения (см.), при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.

Морально-психологическая атмосфера малой группы

— понятие, характеризующее социально-психологическое состояние малой группы (см.). М.-п. а. м. г. включает в себя нравственные нормы, лежащие в основе отношений членов группы друг к другу, к делу, психологический настрой и готовность членов группы к совместной деятельности и общению, к выполнению тех задач, которые возложены на группу.

Мотив

— устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.

Мотив достижения успеха

— потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. М. д. у.— устойчивая мотивационная черта личности.

Мотив избегания неудачи

— стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. М. и. н.— черта личности, противоположная мотиву достижения успеха (см.).

Мотивация

— динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Навык

— приобретенное в результате научения (см.) и автоматически осуществляемое движение, неизменно приводящее к вполне определенному результату. Н. не требует сознательного контроля и специальных волевых усилий для его осуществления.

Наглядно-действенное мышление

— совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.

Наглядно-образное мышление

— совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирования образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

Направленность личности

— понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.

Научение

— процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков.

Невербальные средства общения

— жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку средством общения с людьми.

Неформальная (неофициальная) группа

— группа людей, психологически объединенных друг с другом на основе каких-либо личных интересов, но не принадлежащих как группа к какой-либо реально существующей социальной организации.

02 07 6m.jpg

В современном мире сюжетно-ролевые игры применяют в самых разных сферах жизни: моделирование рабочих и боевых ситуаций, корпоративные отдых персонала, воспитание детей.

Сюжетно-ролевая игра — совместная групповая игра, в которой ее участники воспроизводят сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок. При этом участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.п.

Социальная роль — это стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется:

  • названием;
  • социальным статусом индивида;
  • выполняемой функцией в системе социальных отношений;
  • ожиданиями окружающих.

Детская игра — это деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли. Для ребенка игра — это основное средство первичной социализации. Детский лагерь — это та самая среда, в которой под руководством вожатых (зачастую, бессознательным) происходит приобщение к ценностям, нормам и правилам поведения сначала в детском лагере, а позднее в обществе.

Отличие детских ролевых игр от взрослых состоит в том, что в сознании ребенка еще не сформировалась система ценностей, а знание социальных ролей ограничено. В то время как взрослый человек в каждой новой игре реализуют известную ему в деталях социально-культурную роль, ребенок только формирует ее, собирает «по кусочкам» из отдельных фрагментов, увиденных и услышанных им в окружающей его обстановке. Таким образом, в представлении ребенка сформируются такие понятие, как добро и зло, сила и слабость, верность и трусость и т.д.

Отличительными особенностями ролевых игр являются:

  1. Обязательное наличие ведущего. В ролевых играх он является основным действующим лицом, которое отвечает за организацию всего игрового процесса, несет ответственность за развитие игрового сюжета.
  2. Участники игры не соперничают друг с другом, т.к. у них одна общая цель, которую они могут достичь, только объединив свои усилия. Скорее можно сказать, что команда играет против заданного сюжета. Участники вместе придумывают новые способы преодоления трудностей и достижения конкретной цели.
  3. Раскрытие творческого потенциала каждого члена команды. Ролевая игра из всех возможных игр в наибольшей степени заставляет участников раскрыть свой творческий потенциал. Каждый отдельный игрок вживается в выбранный им образ, придумывает себе специфические качества и возможности, таким образом управляет своим поведением, влияет на действия других участников и ход игры.
  4. Отсутствие ограничений по времени и правилам. Как нет границ детского воображения, так нет рамок сюжетов. Если команда несколько раз проиграла один сюжет, она может поменять место действия или героя и идти дальше. Можно отыграть несколько действий, остановится в любой момент и продолжить на следующий день.

Общим в сюжетно-ролевой игре для всех возрастов является то, что она та же реальность, которая позволяет участникам совершать открытия и моделировать жизненные ситуации. При этом вне зависимости от результата кара не будет такой жестокой, как это могла бы быть на самом деле.

Детская ролевая игра у детей дошкольного возраста.

Уже в возрасте 5 лет малыш не просто отображает чужие действия, а играет чужие роли. Он знает, что в игре может стать, кем хочет, а не тем, кто он есть на самом деле. В воображении ребенок рисует конкретный образ и реализует в жизни по всем правилам (так, как они сформированы в его сознании). Например, мальчик становится доктором, который ведет прием больных, проводит обследование, ставит диагноз, «выписывает рецепты». При этом в игре уже задействованы другие участники, с которыми ведется бурное общение, отстаивается точка зрения.

Игры не ограничиваются одним сюжетом. К 5-6 годам накапливается багаж образов увиденных по телевизору (мультики, сказки, детские программы и т.д.), подсмотренных от взрослых (профессиональная деятельность, бытовые ситуации). Тогда ребенок объединяет несколько сюжетов в один и проигрывает «маленькую жизнь». Например, в самой распространенной игре «дочки-матери» девочки (а иногда и мальчики) со своими «детьми» играют в семейную жизнь: примерка одежды, уборка в доме, визит к доктору, поездка в деревню и т.д.

Отличительной особенностью этого периода является появление предмета-заместителя. Дети уже мыслят категориями символов и способны наделять простые бытовые предметы нужными им свойствами: бант превращается в корону, карандаш — в волшебную палочку, подушка — во врага, которого можно поколотить. Таким образом, у ребенка развивается абстрактное мышление, родителям и педагогам становится проще объяснять ему значение тех или иных вещей и, что важнее, абстрактных понятий. Чем раньше в играх детей появляется предмет-заместитель, тем быстрее проходит их психологическое развитие.

Детская ролевая игра у детей школьного возраста.

В с началом школьного периода жизни у ребенка происходит вторичная социализация. Педагоги открывают новые ценности, норм поведения и ограничений становится больше. Количество малых групп, в которых общается ребенок, становится значительно больше (класс, спортивная секция, музыкальная школа, соседи по дому и т.д.). Таким образом, поток информации усиливается. Знания по каждому отдельному вопросу становятся глубже, ребенок больше уделяет внимания деталям, отличительным особенностям вещей одного класса. Например, если раньше клубника, малина и ежевика были просто «ягодка», то теперь это отдельные конкретные ягоды, которые различаются по названию, внешнему виду, вкусу. Просто игровая мотивация все больше и больше переходит в учебную мотивацию. Через игру дети быстрее учатся чему-то новому, т.к. они сразу это все пробуют на себе. Именно поэтому особенно в младших отрядах в образовательных целях часто используются ролевые игры. Дети в роли фруктов, животных, цифр, букв и т.д. проникают в суть вещей, и это откладывается у них на бессознательном уровне.

Другой отличительной особенностью возрастного перехода является поведение в играх. Ребенок больше нацелен на результат, на отстаивание своей позиции. В ролевой игре для него также важным становится не просто проигрывание определенного сюжета, но и достижение конкретной позиции. В играх участники борются за достижение командного или личного первенства. В возрасте 6-9 лет ребенок отстраивает себя от других, определяет, чем он отличается, чем он лучше или хуже. Вожатым важно контролировать процесс игры, чтобы все дети всегда были на начальных равных условиях. Желательно также отслеживать игры, в которые играют дети. Если группа играет в одну и ту же игру, и результаты повторяются, то нужно сменить тип игры, чтобы другие участники могли проявить свои возможности.

Вожатым необходимо также играть вместе с детьми

Именно мнение вожатых, их положительная оценка и одобрение являются важными для ребенка. Причем не просто сухое «хорошо» или «молодец», а «как интересно ты играешь, можно с тобой?». И вы поймете, как засветится лицо этого ребенка, ведь он смог заинтересовать не просто взрослых, а своих вожатых. И незамедлительно вы поплывете по волнам игры, такой увлекательной и интересной. Дети раскроют вам самые потаенные уголки этого уникального явления. И вдруг вы почувствуете какую-то грусть, поймете, как быстро вы повзрослели, как рано разучились играть.

Какие роли выбирают дети?

В зависимости от возраста, дети выбирают характерные роли для своих игр, причем для успешного проведения игры необходимы следующие условия: атмосфера, в которой развивается ребенок и наличие определенных психических и физических навыков.

Наиболее значимый период развития ребенка, проходит в возрасте до 10 лет, причем этот период делится на несколько этапов, в зависимости от возраста. Это время, когда у него только формируется сознание и менталитет. Задача вожатых не только знать о существовании этих периодов, но и заметить их появление, а также перетекание одного в другой.

Ниже мы рассмотрим зависимость возраста и сознания ребенка от выбранной им роли.

Начнем с периода в жизни развития ребенка — это 5-7 лет, когда основной момент упирается в необыкновенную любознательность, когда даже взрослые не всегда могут ответить на все 10 000 вопросов ребенка. Причем вся информация никуда не исчезает, она ровно складывается в отдельные стопочки в маленькой голове ребенка. Кроме того, ребенку приносит необычайное удовольствие делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми. Он ощущает себя на одном уровне, когда может объяснить теорию складывания самолетика или кораблика из бумаги.

В более старшем возрасте, ребенку становятся очень интересны межличностные отношения. Он хочет проникнуть во все уголки, узнать как можно больше о том, как следует разговаривать со взрослыми и сверстниками, овладевает элементарными правилами этикета и очень хочет, чтобы с ним общались, как со взрослым. Ребенку в этот период времени более интересны не сверстники, а дети младшего возраста, которым он может много рассказать и чему научить. Здесь ребенок начинает играть в самого себя и делает он это очень успешно. Самым важным для вожатых является понимание того, что данный период есть самый важный в развитии ребенка, так как именно в это время он усваивает объем информации, равный объему, который он усвоит за всю последующую жизнь.

Какие роли выбирают вожатые?

Повторим о том, насколько важна игра для ребенка. Причем, чтобы развиваться, играть ему нужно постоянно, сам он порой не в состоянии ввести себя в эту игру, здесь на помощь приходят вожатые. И рассказывают, а точнее показывают, что играть можно с самого утра, когда ребенок только проснулся.

Здесь основным моментом является осознание вожатыми того, что, будучи непосредственными участниками, они не могут быть руководителями игры, то есть не могут насильно заставлять ребенка что-то делать. В этом случае теряется главное значение игры, а именно свобода творчества. Вместе с тем, играя, вожатый контролирует то, что происходит в ней, и каким образом она развивается. Если вдруг вожатые чувствуют, что игра начинает развиваться в негативную сторону, ребенок нервничает и капризничает, то в этот момент, приняв на себя роль ведущего или главного, корректирует или направляет развитие игры в правильное русло. Главное — не давать ребенку понять, что не он на самом деле руководит игрой, а вы.

Когда встаете и ложитесь спать, когда кушаете или купаетесь.

На улице, когда гуляете, рассказывайте детям об изменениях в природе, погоде, почему люди берут зонт и надевают калоши, когда идет дождь и так далее…

В помещении, когда читаете книжку или рисуете. Придумайте историю про героев картинки и попросите детей ее продолжить, пусть нарисуют ее счастливый конец.

И даже просто, режимные моменты в лагере, обыгрывайте и это. Ведь в чем состоит главная потребность ребенка, да и человека в целом? В познании, в потреблении и использовании информации. Так вот обеспечьте детей всем этим. Уделяйте игре как можно больше времени в течение дня и вы заметите, насколько сблизились со своим малышами, почувствуете, как много вам хочется им рассказать, поймете, как давно вы не играли в детство.

Значение ролевой игры в развитии ребенка

В зависимости от возраста ребенка игра имеет разное значение. В дошкольный период игра является основным средством первичной социализации. Основную информацию о природе вещей и особенностях человеческих отношений ребенок получает через игру. Для родителей игра — это инструмент направления развития ребенка в нужное русло.

Во-первых, своими действиями и поступками вожатые создают модель для подражания, создают первые образы, которые будет на себя примерять ребенок в ходе игры. Так формируются нормы поведения.

Во-вторых, участвуя в игре, вожатые могут контролировать и в случае необходимости поправлять ребенка, передавать ему необходимую и важную информацию. Так ребенок познает окружающий мир.

В-третьих, вожатые могут стимулировать детей «включать» воображение, придумывать новые образы и ситуации, то есть развивать его творческие способности.

С началом школьного периода жизни для ребенка наступает важный момент вторичной социализации. Ему нужно адаптироваться в новых условиях, примерить на себя новую социальную роль (с различной степенью успешности). Значительно расширяется круг общения, познаются новые социальные роли, которые в игре примеряются и таким образом познаются. Вместе с этим для ребенка большое значение приобретает обучающая мотивация. С точки зрения эффективности обучения игра (особенно именно в младших отрядах) наиболее приемлема для передачи новых знаний.

В игровой ситуации разрушается барьер между подопечным и наставником, общение становится более свободным. Тихим, робким детям так проще преодолеть барьер неуверенности, они быстрее и спокойнее вовлекаются в процесс игры. В ролевой игре в лагере практически все время отведено на речевую практику, у них появляется возможность овладеть основными навыками общения (познакомиться, поддержать беседу, отстоять свою точку зрения).

Ролевая игра мотивирует ее участников к развитию познавательных процессов, причем познание и овладение новой информацией неразрывно связано с чувством коллективизма, то есть задор ребят подстегивает еще и наличие ровесников, которых он не только внимательно слушает, но и активно им помогает.

Таким образом, ролевая игра не только помогает развитию потребностей и интересов у детей, но и учитывает их возраст, пол и индивидуальные психологические особенности.

Главное противоречие детской игры.

Большинство психологов, которые в своей жизни хоть раз сталкивались с таким понятием и таким явлением как сюжетно-ролевая игра, приходили к выводу, что за внешней простотой и незатейливостью скрывается большое противоречие.

В чем оно заключается?

С одной стороны, исследования показывают, что именно в игре ребенок может полностью раскрепоститься и абстрагироваться от реальности. В своих играх он может делать то, что ему хочется или то, что подсказывают обстоятельства. Вольный характер игра носит не только потому, что малыш сам выбирает содержание и действующих лиц, но и в том, что порой обычные предметы приобретают новые функции, а действия с ними — новый смысл.

С другой стороны, идея заключается в том, что именно в такой игре, не зависящей от догм и правил, ребенок учится контролировать свое поведение, которое, в конечном итоге, становится нормой. Не отдавая себе в этом отчета, малыш подсознательно решает для себя, что есть хорошо и что плохо.

Как же это происходит?

Для того чтобы игра состоялась, дети сначала выбирают себе персонажа. Это может быть реальный человек или герой мультфильма, или плод их фантазии. После того, как персонаж или участник игры выбран, малыш наделяет его определенными качествами, причем качествами, характерными только для этого конкретного героя. Что интересно, ребенок никогда не выберет себе персонаж, качества и характеристики которого он не знает или не может найти объяснения. Например, ему очень трудно играть самого себя, так как пока он не отдает себе отчета, по каким причинам он делает те или иные вещи. Поэтому, он выбирает роль взрослого, человека из своего окружения или того, на кого бы ему хотелось быть похожим.

Дальнейшие исследования показали, что просто выбрать себе персонажа и наделить его характеристиками для детей недостаточно. Они хотят проиграть все известные ему ситуации, пропустить их через себя, тем самым примерить на себя роль, ситуацию из реальной жизни, которая может произойти с этим персонажем.

Но в то же время, мы не можем говорить о произвольности в полном смысле этого слова, так как все попытки психологов изменить правила игры, например, дать возможность золотым рыбкам не исполнять желания рыбаков, или врачам чинить водопроводные трубы, наталкивались на бурю негодования со стороны детей, так как они отдавали себе полный отчет в том, что и в каком порядке должно происходить в их игре.

Следовательно, недостаточно просто говорить об этом противоречии, важно помочь ребенку не запутаться в этом сложном механизме, под названием игра.

Влияние психологической атмосферы в отряде на развитие ребенка.

Для ребенка очень важно расти физически и, что самое главное, нравственно. Т.е. вожатым необходимо дать возможность ребенку реализовать себя как полноценная личность посредством самовыражения. На всем протяжении нахождения ребенка в детском лагере необходимо присутствие близких ему людей, необходимо, чтобы эмоциональная обстановка в детском отряде была ничем не нарушена. Для ребенка самое главное — осознание того, что его любят, что, каждый раз, просыпаясь утром, он видит любящие лица своих вожатых. Ребенку важно и нужно понимать, что в любой ситуации, пусть даже и не очень приятной, он всегда найдет поддержку у вожатых.

Давайте вместе посмотрим на детей в вашем отряде и подумаем, почему в их играх иногда появляются отрицательные герои? Ребенок — существо легковозбудимое. Его психика находится только в стадии своего зарождения, именно поэтому ни в коем случае нельзя показывать подопечному, что вы раздражены или негодуете. Работайте над собой. Объясните ребенку спокойным тоном, что и почему не нужно делать в лагере. И дайте волю выходу его энергии. В раннем возрасте у детей столько нерастраченных сил, им постоянно хочется открывать для себя все новое и неизведанное. В этот период ребенок не может оперировать такими понятиями, как «из принципа» и «на зло», ему просто интересно, почему стекло звенит, а бумага рвется. Дайте детям свободу действий, не ограничивайте и не одергивайте их по мелочам. Их психика очень уязвима и, наказав или пристыдив их не по делу, вы сами рискуете развить будущие комплексы и фобии в вашем младшем отряде.

Но, вместе с тем, мы не говорим о вседозволенности и попустительстве. Вожатым важно организовать жизнь каждого ребенка.

Сюжетно-ролевая игра ребенка — это зеркало реальной ситуации в детском отряде и показание того, насколько хорошо относятся в нем к ребенку. В глубине души, он все идеализирует и старается сделать лучше.

Так что, возможно, это не мы, вожатые, люди, которые должны заниматься воспитанием, а наоборот.

В заключение хотелось бы сказать о том, насколько важна ролевая игра для ребенка. На каждом этапе возрастного развития игра несет не только информативно-психологическую, но и деятельностно-отобразительную нагрузку. Причем как первое, так и второе самым активным образом влияет на физическое и моральное развитие ребенка.

В процессе игры дети порой просто забывают об окружающей его реальности и переносят себя и своих героев в увлекательный мир игры. Здесь самое главное для вожатых — почувствовать эту грань и ни в коем случае не «спугнуть» ребенка, а самим принять участие в ней и таким образом помочь ребенку познать окружающий мир.

Кроме того, не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Ни в коем случае нельзя занижать его способности, каждый малыш хочет, чтобы с ним общались, как с равным, как со взрослым, именно тогда он раскроет всю полноту своей личности.

Читайте также:

      

  • S t a l k e r shadow of chernobyl dsh mod прохождение
  •   

  • Space engineers скины как получить
  •   

  • Прохождение майнкрафт 20я часть
  •   

  • Прохождение игры gravely silent house of deadlock
  •   

  • Почему куплинов не проходит the walking dead
Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияПсихолого-педагогический практикумвопросы46-60


46. Данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни, называются:
L-данными

47. Данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура, называются:
Т-данными

48. Двигательный тест Н.И. Озерецкого предназначен для лиц в возрасте:
4-16 лет

49. Детская игра, в которой ребенок, исполняя различные социальные роли, воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, сказок и рассказов, носит название игры
сюжетно-ролевой

50. Диагностика, направленная на получение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека, называется:
личностной

51. Для обозначения качественного своеобразия системы связей ребенка с социальной средой на каждом возрастном этапе его развития Л.С. Выготским было введено понятие:
социальная ситуация развития

52. Для старших школьников ориентировочная средняя скорость чтения составляет __________________ слов в минуту.
250

53. Доведение работы до конца или ее постоянное откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость — все это характеризует …
проявление целей

54. Долгое время считалось (до начала XX века), что мышление может быть изучено только методом
самонаблюдения

55. Доступность, ориентированность на восприятие речи адресатом характеризуют такое свойство речи, как:
ясность

56. Единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов, — это:
категории анализа

57. Единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач — это исследования:
организация

58. Задание, требующее от испытуемого быстрых вертикальных стереотипных движений рукой с нанесением точек на бумагу, направлено на выявление такого фактора психомоторики, как:
скорость движений в лучезапястном суставе

59. Задания, предусматривающие точную и быструю установку в определенное положение органов управления экспериментальной аппаратуры, направлены на выявление и оценку такого фактора психомоторики, как:
тонкая регуляция движений

60. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, называется развитием
психическим


Термин и определение

Игра сюжетно – ролевая

Опубликовано:
rada.zaxarova.97

Предмет:
Теория игр

👍 Проверено Автор24

вид игры, в котором ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.д.

Научные статьи на тему «Игра сюжетно – ролевая»

1.

Сюжетно-ролевые игры в детском саду

Сюжетноролевые игры как разновидность игр детей

Определение 1

Сюжетноролевые игры – это игры
Характеристики сюжетноролевой игры это
• её суверенность (сюжетноролевая игра отличается от всех…
игр, сюжетноролевая игра хоть и имеет ряд правил, но в процессе игры дети могут менять роли, сюжет и…
Содержание и значение сюжетноролевых игр в ДОУ
Содержание сюжетноролевой игры – это игровое взаимодействие…
Возрастные особенности сюжетноролевой игры в ДОУ
Особенности сюжетноролевых игр в ДОУ связаны с возрастными

Статья от экспертов

Автор24

2.

Психологические особенности сюжетно-ролевой игры

В данной статье рассказывается о том, что сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

3.

Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников

Значение руководства сюжетноролевой игрой
Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста…
Сюжетноролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых…
Важным моментом в процессе организации сюжетноролевой игры является руководство игрой….
В детском саду сюжетноролевыми играми дошкольников руководят воспитатели….
Процесс руководства сюжетноролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету

Статья от экспертов

Автор24

4.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ТУВИНСКИХ ДЕТЕЙ «САЙЗАНАК»

Статья посвящена сюжетно-ролевой национальной тувинской игре «Сайзанак». Игра носит подражательный характер, через нее дети овладевают процессами повседневной бытовой и трудовой деятельности в обществе. Коллекция игрушек в фондах Национального музея Республики Тыва может служить основой для самых разнообразных по тематике мероприятий и передвижных выставок.

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  • 📝 Напиши термин
  • ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  • 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных
    карточек

Игра сюжетная

Игра сюжетная
игра, в к-рой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.

Педагогический словарь. — М.: Академия.
.
2005.

Смотреть что такое «Игра сюжетная» в других словарях:

  • игра сюжетная — игра детей, где воспроизводятся сюжеты из событий реальной жизни, сказок и пр. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИГРА — игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека. В онтогенезе животных И. является одной из форм развития специфич. типов поведения. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер), И. возникает у… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • TES3:Morrowind (компьютерная игра) — Это статья о компьютерной игре; о провинции см.: Морровинд. The Elder Scrolls III: Morrowind Разработчик Bethesda Softworks Издатели …   Википедия

  • Twisted Metal (игра, 2012) — Twisted Metal Разработчик Eat Sleep Play Издатель Sony Computer Entertainment …   Википедия

  • Harry Potter and the Chamber of Secrets (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гарри Поттер и тайная комната (значения). Harry Potter and the Chamber of Secrets Гарри Поттер и тайная комната …   Википедия

  • Uplink (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Uplink. Uplink Разработчик Introversion …   Википедия

  • Uplink (компьютерная игра) — Uplink Разработчик Introversion Software Издатели Introversion Software (Windows, GNU/Linux) Ambrosia Software (Mac OS X) Stardock (Windows) Дизайнеры …   Википедия

  • Syndicate (игра, 2012) — У этого термина существуют и другие значения, см. Syndicate. Syndicate Разработчик Starbreeze Studios …   Википедия

  • Mabinogi (игра) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Air (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Air. Air Высь (неоф. рус.) AIR (Английский) Эйр (Киридзи) …   Википедия

Сюжетно-ролевая игра

02 07 6m.jpg

В современном мире сюжетно-ролевые игры применяют в самых разных сферах жизни: моделирование рабочих и боевых ситуаций, корпоративные отдых персонала, воспитание детей.

Сюжетно-ролевая игра — совместная групповая игра, в которой ее участники воспроизводят сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок. При этом участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.п.

Социальная роль — это стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется:

  • названием;
  • социальным статусом индивида;
  • выполняемой функцией в системе социальных отношений;
  • ожиданиями окружающих.

Детская игра — это деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли. Для ребенка игра — это основное средство первичной социализации. Детский лагерь — это та самая среда, в которой под руководством вожатых (зачастую, бессознательным) происходит приобщение к ценностям, нормам и правилам поведения сначала в детском лагере, а позднее в обществе.

Отличие детских ролевых игр от взрослых состоит в том, что в сознании ребенка еще не сформировалась система ценностей, а знание социальных ролей ограничено. В то время как взрослый человек в каждой новой игре реализуют известную ему в деталях социально-культурную роль, ребенок только формирует ее, собирает «по кусочкам» из отдельных фрагментов, увиденных и услышанных им в окружающей его обстановке. Таким образом, в представлении ребенка сформируются такие понятие, как добро и зло, сила и слабость, верность и трусость и т.д.

Отличительными особенностями ролевых игр являются:

  1. Обязательное наличие ведущего. В ролевых играх он является основным действующим лицом, которое отвечает за организацию всего игрового процесса, несет ответственность за развитие игрового сюжета.
  2. Участники игры не соперничают друг с другом, т.к. у них одна общая цель, которую они могут достичь, только объединив свои усилия. Скорее можно сказать, что команда играет против заданного сюжета. Участники вместе придумывают новые способы преодоления трудностей и достижения конкретной цели.
  3. Раскрытие творческого потенциала каждого члена команды. Ролевая игра из всех возможных игр в наибольшей степени заставляет участников раскрыть свой творческий потенциал. Каждый отдельный игрок вживается в выбранный им образ, придумывает себе специфические качества и возможности, таким образом управляет своим поведением, влияет на действия других участников и ход игры.
  4. Отсутствие ограничений по времени и правилам. Как нет границ детского воображения, так нет рамок сюжетов. Если команда несколько раз проиграла один сюжет, она может поменять место действия или героя и идти дальше. Можно отыграть несколько действий, остановится в любой момент и продолжить на следующий день.

Общим в сюжетно-ролевой игре для всех возрастов является то, что она та же реальность, которая позволяет участникам совершать открытия и моделировать жизненные ситуации. При этом вне зависимости от результата кара не будет такой жестокой, как это могла бы быть на самом деле.

Детская ролевая игра у детей дошкольного возраста.

Уже в возрасте 5 лет малыш не просто отображает чужие действия, а играет чужие роли. Он знает, что в игре может стать, кем хочет, а не тем, кто он есть на самом деле. В воображении ребенок рисует конкретный образ и реализует в жизни по всем правилам (так, как они сформированы в его сознании). Например, мальчик становится доктором, который ведет прием больных, проводит обследование, ставит диагноз, «выписывает рецепты». При этом в игре уже задействованы другие участники, с которыми ведется бурное общение, отстаивается точка зрения.

Игры не ограничиваются одним сюжетом. К 5-6 годам накапливается багаж образов увиденных по телевизору (мультики, сказки, детские программы и т.д.), подсмотренных от взрослых (профессиональная деятельность, бытовые ситуации). Тогда ребенок объединяет несколько сюжетов в один и проигрывает «маленькую жизнь». Например, в самой распространенной игре «дочки-матери» девочки (а иногда и мальчики) со своими «детьми» играют в семейную жизнь: примерка одежды, уборка в доме, визит к доктору, поездка в деревню и т.д.

Отличительной особенностью этого периода является появление предмета-заместителя. Дети уже мыслят категориями символов и способны наделять простые бытовые предметы нужными им свойствами: бант превращается в корону, карандаш — в волшебную палочку, подушка — во врага, которого можно поколотить. Таким образом, у ребенка развивается абстрактное мышление, родителям и педагогам становится проще объяснять ему значение тех или иных вещей и, что важнее, абстрактных понятий. Чем раньше в играх детей появляется предмет-заместитель, тем быстрее проходит их психологическое развитие.


Детская ролевая игра у детей школьного возраста.

В с началом школьного периода жизни у ребенка происходит вторичная социализация. Педагоги открывают новые ценности, норм поведения и ограничений становится больше. Количество малых групп, в которых общается ребенок, становится значительно больше (класс, спортивная секция, музыкальная школа, соседи по дому и т.д.). Таким образом, поток информации усиливается. Знания по каждому отдельному вопросу становятся глубже, ребенок больше уделяет внимания деталям, отличительным особенностям вещей одного класса. Например, если раньше клубника, малина и ежевика были просто «ягодка», то теперь это отдельные конкретные ягоды, которые различаются по названию, внешнему виду, вкусу. Просто игровая мотивация все больше и больше переходит в учебную мотивацию. Через игру дети быстрее учатся чему-то новому, т.к. они сразу это все пробуют на себе. Именно поэтому особенно в младших отрядах в образовательных целях часто используются ролевые игры. Дети в роли фруктов, животных, цифр, букв и т.д. проникают в суть вещей, и это откладывается у них на бессознательном уровне.

Другой отличительной особенностью возрастного перехода является поведение в играх. Ребенок больше нацелен на результат, на отстаивание своей позиции. В ролевой игре для него также важным становится не просто проигрывание определенного сюжета, но и достижение конкретной позиции. В играх участники борются за достижение командного или личного первенства. В возрасте 6-9 лет ребенок отстраивает себя от других, определяет, чем он отличается, чем он лучше или хуже. Вожатым важно контролировать процесс игры, чтобы все дети всегда были на начальных равных условиях. Желательно также отслеживать игры, в которые играют дети. Если группа играет в одну и ту же игру, и результаты повторяются, то нужно сменить тип игры, чтобы другие участники могли проявить свои возможности.

Вожатым необходимо также играть вместе с детьми

Именно мнение вожатых, их положительная оценка и одобрение являются важными для ребенка. Причем не просто сухое «хорошо» или «молодец», а «как интересно ты играешь, можно с тобой?». И вы поймете, как засветится лицо этого ребенка, ведь он смог заинтересовать не просто взрослых, а своих вожатых. И незамедлительно вы поплывете по волнам игры, такой увлекательной и интересной. Дети раскроют вам самые потаенные уголки этого уникального явления. И вдруг вы почувствуете какую-то грусть, поймете, как быстро вы повзрослели, как рано разучились играть.

Какие роли выбирают дети?

В зависимости от возраста, дети выбирают характерные роли для своих игр, причем для успешного проведения игры необходимы следующие условия: атмосфера, в которой развивается ребенок и наличие определенных психических и физических навыков.

Наиболее значимый период развития ребенка, проходит в возрасте до 10 лет, причем этот период делится на несколько этапов, в зависимости от возраста. Это время, когда у него только формируется сознание и менталитет. Задача вожатых не только знать о существовании этих периодов, но и заметить их появление, а также перетекание одного в другой.

Ниже мы рассмотрим зависимость возраста и сознания ребенка от выбранной им роли.

Начнем с периода в жизни развития ребенка — это 5-7 лет, когда основной момент упирается в необыкновенную любознательность, когда даже взрослые не всегда могут ответить на все 10 000 вопросов ребенка. Причем вся информация никуда не исчезает, она ровно складывается в отдельные стопочки в маленькой голове ребенка. Кроме того, ребенку приносит необычайное удовольствие делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми. Он ощущает себя на одном уровне, когда может объяснить теорию складывания самолетика или кораблика из бумаги.

В более старшем возрасте, ребенку становятся очень интересны межличностные отношения. Он хочет проникнуть во все уголки, узнать как можно больше о том, как следует разговаривать со взрослыми и сверстниками, овладевает элементарными правилами этикета и очень хочет, чтобы с ним общались, как со взрослым. Ребенку в этот период времени более интересны не сверстники, а дети младшего возраста, которым он может много рассказать и чему научить. Здесь ребенок начинает играть в самого себя и делает он это очень успешно. Самым важным для вожатых является понимание того, что данный период есть самый важный в развитии ребенка, так как именно в это время он усваивает объем информации, равный объему, который он усвоит за всю последующую жизнь.

Какие роли выбирают вожатые?

Повторим о том, насколько важна игра для ребенка. Причем, чтобы развиваться, играть ему нужно постоянно, сам он порой не в состоянии ввести себя в эту игру, здесь на помощь приходят вожатые. И рассказывают, а точнее показывают, что играть можно с самого утра, когда ребенок только проснулся.

Здесь основным моментом является осознание вожатыми того, что, будучи непосредственными участниками, они не могут быть руководителями игры, то есть не могут насильно заставлять ребенка что-то делать. В этом случае теряется главное значение игры, а именно свобода творчества. Вместе с тем, играя, вожатый контролирует то, что происходит в ней, и каким образом она развивается. Если вдруг вожатые чувствуют, что игра начинает развиваться в негативную сторону, ребенок нервничает и капризничает, то в этот момент, приняв на себя роль ведущего или главного, корректирует или направляет развитие игры в правильное русло. Главное — не давать ребенку понять, что не он на самом деле руководит игрой, а вы.

Играйте везде:

Когда встаете и ложитесь спать, когда кушаете или купаетесь.

На улице, когда гуляете, рассказывайте детям об изменениях в природе, погоде, почему люди берут зонт и надевают калоши, когда идет дождь и так далее…

В помещении, когда читаете книжку или рисуете. Придумайте историю про героев картинки и попросите детей ее продолжить, пусть нарисуют ее счастливый конец.

И даже просто, режимные моменты в лагере, обыгрывайте и это. Ведь в чем состоит главная потребность ребенка, да и человека в целом? В познании, в потреблении и использовании информации. Так вот обеспечьте детей всем этим. Уделяйте игре как можно больше времени в течение дня и вы заметите, насколько сблизились со своим малышами, почувствуете, как много вам хочется им рассказать, поймете, как давно вы не играли в детство.

Значение ролевой игры в развитии ребенка

В зависимости от возраста ребенка игра имеет разное значение. В дошкольный период игра является основным средством первичной социализации. Основную информацию о природе вещей и особенностях человеческих отношений ребенок получает через игру. Для родителей игра — это инструмент направления развития ребенка в нужное русло.

Во-первых, своими действиями и поступками вожатые создают модель для подражания, создают первые образы, которые будет на себя примерять ребенок в ходе игры. Так формируются нормы поведения.

Во-вторых, участвуя в игре, вожатые могут контролировать и в случае необходимости поправлять ребенка, передавать ему необходимую и важную информацию. Так ребенок познает окружающий мир.

В-третьих, вожатые могут стимулировать детей «включать» воображение, придумывать новые образы и ситуации, то есть развивать его творческие способности.

С началом школьного периода жизни для ребенка наступает важный момент вторичной социализации. Ему нужно адаптироваться в новых условиях, примерить на себя новую социальную роль (с различной степенью успешности). Значительно расширяется круг общения, познаются новые социальные роли, которые в игре примеряются и таким образом познаются. Вместе с этим для ребенка большое значение приобретает обучающая мотивация. С точки зрения эффективности обучения игра (особенно именно в младших отрядах) наиболее приемлема для передачи новых знаний.

В игровой ситуации разрушается барьер между подопечным и наставником, общение становится более свободным. Тихим, робким детям так проще преодолеть барьер неуверенности, они быстрее и спокойнее вовлекаются в процесс игры. В ролевой игре в лагере практически все время отведено на речевую практику, у них появляется возможность овладеть основными навыками общения (познакомиться, поддержать беседу, отстоять свою точку зрения).

Ролевая игра мотивирует ее участников к развитию познавательных процессов, причем познание и овладение новой информацией неразрывно связано с чувством коллективизма, то есть задор ребят подстегивает еще и наличие ровесников, которых он не только внимательно слушает, но и активно им помогает.

Таким образом, ролевая игра не только помогает развитию потребностей и интересов у детей, но и учитывает их возраст, пол и индивидуальные психологические особенности.

Главное противоречие детской игры.

Большинство психологов, которые в своей жизни хоть раз сталкивались с таким понятием и таким явлением как сюжетно-ролевая игра, приходили к выводу, что за внешней простотой и незатейливостью скрывается большое противоречие.

В чем оно заключается?

С одной стороны, исследования показывают, что именно в игре ребенок может полностью раскрепоститься и абстрагироваться от реальности. В своих играх он может делать то, что ему хочется или то, что подсказывают обстоятельства. Вольный характер игра носит не только потому, что малыш сам выбирает содержание и действующих лиц, но и в том, что порой обычные предметы приобретают новые функции, а действия с ними — новый смысл.

С другой стороны, идея заключается в том, что именно в такой игре, не зависящей от догм и правил, ребенок учится контролировать свое поведение, которое, в конечном итоге, становится нормой. Не отдавая себе в этом отчета, малыш подсознательно решает для себя, что есть хорошо и что плохо.

Как же это происходит?

Для того чтобы игра состоялась, дети сначала выбирают себе персонажа. Это может быть реальный человек или герой мультфильма, или плод их фантазии. После того, как персонаж или участник игры выбран, малыш наделяет его определенными качествами, причем качествами, характерными только для этого конкретного героя. Что интересно, ребенок никогда не выберет себе персонаж, качества и характеристики которого он не знает или не может найти объяснения. Например, ему очень трудно играть самого себя, так как пока он не отдает себе отчета, по каким причинам он делает те или иные вещи. Поэтому, он выбирает роль взрослого, человека из своего окружения или того, на кого бы ему хотелось быть похожим.

Дальнейшие исследования показали, что просто выбрать себе персонажа и наделить его характеристиками для детей недостаточно. Они хотят проиграть все известные ему ситуации, пропустить их через себя, тем самым примерить на себя роль, ситуацию из реальной жизни, которая может произойти с этим персонажем.

Но в то же время, мы не можем говорить о произвольности в полном смысле этого слова, так как все попытки психологов изменить правила игры, например, дать возможность золотым рыбкам не исполнять желания рыбаков, или врачам чинить водопроводные трубы, наталкивались на бурю негодования со стороны детей, так как они отдавали себе полный отчет в том, что и в каком порядке должно происходить в их игре.

Следовательно, недостаточно просто говорить об этом противоречии, важно помочь ребенку не запутаться в этом сложном механизме, под названием игра.

Влияние психологической атмосферы в отряде на развитие ребенка.

Для ребенка очень важно расти физически и, что самое главное, нравственно. Т.е. вожатым необходимо дать возможность ребенку реализовать себя как полноценная личность посредством самовыражения. На всем протяжении нахождения ребенка в детском лагере необходимо присутствие близких ему людей, необходимо, чтобы эмоциональная обстановка в детском отряде была ничем не нарушена. Для ребенка самое главное — осознание того, что его любят, что, каждый раз, просыпаясь утром, он видит любящие лица своих вожатых. Ребенку важно и нужно понимать, что в любой ситуации, пусть даже и не очень приятной, он всегда найдет поддержку у вожатых.

Давайте вместе посмотрим на детей в вашем отряде и подумаем, почему в их играх иногда появляются отрицательные герои? Ребенок — существо легковозбудимое. Его психика находится только в стадии своего зарождения, именно поэтому ни в коем случае нельзя показывать подопечному, что вы раздражены или негодуете. Работайте над собой. Объясните ребенку спокойным тоном, что и почему не нужно делать в лагере. И дайте волю выходу его энергии. В раннем возрасте у детей столько нерастраченных сил, им постоянно хочется открывать для себя все новое и неизведанное. В этот период ребенок не может оперировать такими понятиями, как «из принципа» и «на зло», ему просто интересно, почему стекло звенит, а бумага рвется. Дайте детям свободу действий, не ограничивайте и не одергивайте их по мелочам. Их психика очень уязвима и, наказав или пристыдив их не по делу, вы сами рискуете развить будущие комплексы и фобии в вашем младшем отряде.

Но, вместе с тем, мы не говорим о вседозволенности и попустительстве. Вожатым важно организовать жизнь каждого ребенка.

Сюжетно-ролевая игра ребенка — это зеркало реальной ситуации в детском отряде и показание того, насколько хорошо относятся в нем к ребенку. В глубине души, он все идеализирует и старается сделать лучше.

Так что, возможно, это не мы, вожатые, люди, которые должны заниматься воспитанием, а наоборот?..

В заключение хотелось бы сказать о том, насколько важна ролевая игра для ребенка. На каждом этапе возрастного развития игра несет не только информативно-психологическую, но и деятельностно-отобразительную нагрузку. Причем как первое, так и второе самым активным образом влияет на физическое и моральное развитие ребенка.

В процессе игры дети порой просто забывают об окружающей его реальности и переносят себя и своих героев в увлекательный мир игры. Здесь самое главное для вожатых — почувствовать эту грань и ни в коем случае не «спугнуть» ребенка, а самим принять участие в ней и таким образом помочь ребенку познать окружающий мир.

Кроме того, не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Ни в коем случае нельзя занижать его способности, каждый малыш хочет, чтобы с ним общались, как с равным, как со взрослым, именно тогда он раскроет всю полноту своей личности.

Смотреть также…

  • Детские ролевые игры для детей 5-7 лет
  • Детские ролевые игры для детей 7-10 лет
  • Детские ролевые игры для детей старше 10 лет

  • Детская двухъярусная кровать сказка
  • Детская волшебная сказка собственного сочинения
  • Детсад сказка ивантеевка инстаграм
  • Деткин клаб сургут сказка 22
  • Детки молодцы как пишется