Детские сказки для развития речи

Развитие грамматического строя речи. Грамматика в рассказах и сказках

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.

Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

Тема: «Овощи»

Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

— Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Спор в огороде.

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

— Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

— Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

— Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

— Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

— Что — бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день — кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей — самый хороший и вкусный!»

Вопросы к тексту:

— Кто спорил в огороде?

— Какая морковка?

— Какой огурчик?

— Какой лучок?

— Какие помидорчики?

— Какой укропчик?

— Что приготовили из овощей?

Тема: «Фрукты»

Цель: — Согласование существительных и прилагательных с числительным;

— Образование единственного и множественного числа существительных.

Запасливый Ёжик.

Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок…»

Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»

Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»

Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:

— Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?

— Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, — ответил ей запасливый Ёжик.

Вопросы к тексту:

— Куда пришёл Ёжик?

— Что считал Ёжик?

— Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.

— Зачем он их считал?

Тема: «Грибы»

Цель: — Различать и употреблять предлоги;

— Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Грибники.

Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около  берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик.

Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.

Вопросы к тексту:

— Куда пошли Петя и Вася?

— Где стоял маслёнок?

— Где росли моховики?

— Откуда виднелись жёлтые лисички?

— Где нашли подберёзовик?

— Откуда выглядывал подосиновик?

— Рядом с чем нашли боровики?

Тема: «Осень»

Цель: — Образование относительных прилагательных;

— Согласование прилагательных с существительными

Букет для мамы.

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня —  и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.

«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму  рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой  наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

Вопросы к тексту:

— Где было очень красиво?

— Какие были листья на деревьях?

— Из каких листьев Зайчонок собрал букет?

— Кому он подарил букет?

Тема: «Игрушки»

Цель: — Различение значений и употребление предлогов;

— Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

Мишин сон.

Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины  он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её  так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем  из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», — подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался.

Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем.

Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.

Вопросы к тексту:

— Во что Миша любил играть?

— Откуда он достал кубики?

— Где взял машину?

— Куда он загрузил кубики?

— Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?

— Куда он бросил самолёт?

— Что приснилось Мише?

— Чего больше не было у него?

— Почему ему стало грустно?

— Когда он проснулся, что он понял?

Тема: «Посуда»

Цель: — Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

— Образование относительных прилагательных.

Чаепитие.

Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.

Однажды Маша предложила Юле  попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!

Вопросы к тексту:

-Как звали сестёр?

— Кто из них была старшая?

— Что Маша предложила Юле?

— В чём девочки заварили чай?

— Куда положили сахар?

— Куда выложили сухари?

— Во что положили конфеты?

— Во что Маша наливала чай себе и сестре?

— С чем девочки пили чай?

Тема: «Одежда и обувь»

Цель: — Согласование существительных с притяжательными местоимениями;

— Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

Жадная Принцесса.

В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала.

Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» — сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец.

С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» — уж очень сильно медведь её напугал.

Вопросы к тексту:

— Где жила Принцесса?

— Что кричала она, когда ей нравилась какая — ни будь вещь?

— Кому Король не мог отказать?

— Куда  однажды вышла Принцесса и кого она увидела?

— У кого слуги отобрали коня?

— Куда поскакал конь?

— Откуда вылез медведь?

— Куда вернулась Принцесса?

Тема: «Зима»

Цель: — Изменение существительных по падежам;

— Употребление предлогов.

Снеговик.

Однажды  зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика.  Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

Вопросы к тексту:

— Кого слепили дети?

— Из чего слепили Снеговика?

— Чем замело дороги?

— По — чему шёл Снеговик?

— Кого встретил он в соседнем дворе?

— О чём беседовали Снеговики?

— Кого утром будут лепить дети?

Тема: «Дикие звери».

Цель: — Образование притяжательных прилагательных;

— Употребление сложных предлогов –из –за, -из — под.

Как звери в прятки играли.

Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить  и разбежались кто куда. Водить стал волк.  Из — под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» — сказал волк. Из – за куста, он увидел  заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из — под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

Вопросы к тексту:

— Кто играл в прятки?

— Кто водил?

— Откуда виднелся лисий хвост?

— Что торчало из – под ёлки?

— Откуда волк увидел заячьи уши?

— Что увидел из – за куста?

— Что блестело в дупле?

— Откуда торчали ежиные иголки?

— Что торчало из – под корней?

— Откуда была видна медвежья лапа?

— Что было видно из – за кустиков?

Тема: «Домашние животные»

Цель: — Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ;

-Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

Хвастливый кот.

В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и  не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры —  в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике.

Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.

Вопросы к тексту:

— Где жил хвастливый кот?

— Как его звали?

— Как хвастался кот?

— Где прятались куры?

— Где прятались свиньи?

— Где прятались коровы?

— Где прятались лошади?

— Где прятались кролики?

— Кто напугал хвастливого кота?

Тема: «Транспорт»

Цель: — Употребление приставочных глаголов;

— Употребление предлогов.

Трудолюбивый грузовичок.

Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина.  Когда он подъехал к светофору,  то увидел, что от остановкиотъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.

Вопросы к тексту:

— Где жил маленький грузовичок?

— Что делал грузовичок с утра до вечера?

— Из гаража он что сделал, выехал или въехал?

— На заправку он заехал или переехал?

— Когда он заправился, то уехал или заехал?

— К светофору он подъехал или выехал?

— От остановки отъезжал или подъезжал автобус?

— По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?

— До песчаного карьера он доехал или переехал?

— В обратный путь грузовичок поехал или заехал?

Тема: «Весна»

Цель: — Употребление сравнительной степени наречий;

— Употребление падежных форм существительных во множественном числе.

Весна.

Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.

Вопросы к тексту:

— Какие дни стали весной?

— Как светит солнце?

— Как поют птицы?

— Где тает снег?

— Где распускаются подснежники?

— На чём набухают почки?

— Что стали вить грачи?

— Кто сменит белые шубки на серые?

— Откуда вылезут медведи?

— Откуда вернуться перелётные птицы?

Тема: «Семья»

Цель: — Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-;

— Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Мамина помощница.

Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки.  В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.  «А что же ты свои вещи не убрала?» — спросила мама.  «Я уже очень устала» — ответила мамина помощница.

Вопросы к тексту:

— Кто решил навести порядок?

— Чью кружку вымыла Маша?

— А чью чашку?

— Чьи очки она протёрла?

— Чей был зонтик?

— Чей фартук Маша повесила на кухне?

— Чьи были газеты?

— Чью обувь она поставила в ряд?

— Чьи игрушки остались не убранными?

Тема: «Мебель»

Цель: — Согласование числительных с существительными и прилагательными;

— Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

— Употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.

Новоселье.

У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель  отец медведь, мать медведица и их ребята медвежата.

— Чтобы есть нужен обеденный стол, — сказала медведица.

— А нам нужен столик, чтобы играть, — дружно сказали медвежата.

— Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, — прорычал медведь.

— И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.

— Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, — сказала медведица.

— Для игрушек купите нам тумбочку, — попросили медвежата.

— Надо купить тумбу под телевизор, — сказал медведь.

—  Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф,  — говорила  медведица.

— А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.

— Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, — прорычал медведь.

Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.

Вопросы к тексту:

— Что построила медвежья семья?

— Чего не было в новом доме?

— Чтобы есть, какая нужна мебель?

— Что надо было медвежатам, чтобы играть?

— Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?

— На чем медведи будут спать?

— Что просили медвежата для игрушек?

— Что надо купить под телевизор?

— Для посуды, что надо медведям купить?

— Куда они будут убирать одежду?

— Что ещё надо купить в комнату и на кухню?

— Куда медведи привезли мебель?

Тема: «Профессии»

Цель: — Употребление существительных в творительном падеже;

— Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.

Кем быть?

Однажды Витя задумался –  кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить…  А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится — нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить?

Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу.  «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» — подумал Витя и побежал гулять.

Вопросы к тексту:

— О чём задумался Витя?

— Кем хотел работать Витя на автобусе?

— А кем хотел работать на поезде?

— Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?

— Кем хотел быть, чтобы людей лечить?

— Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?

— Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?

— О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?

Тема: «Цветы»

Цель: — Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;

— Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

На цветочной клумбе.

На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых  лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:

— Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, — говорили синие васильки.

— А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, — отвечали им белые ромашки.

— А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.

И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.

— Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, — загрустили белые ромашки.

Вопросы к тексту:

— Где росли цветы?

— Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?

— Кому мешали белые ромашки?

— Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?

— Кому мешали красные гвоздики?

— Куда спряталось солнце?

— Кто загрустил?

Оглав­ле­ние

  • Пре­ди­сло­вие
  • Шуст­рик у бабушки
  • Про посуду
  • Баба-яга
  • Спор живот­ных
  • Как найти дорожку
  • Чудес­ный ручеёк
  • Кра­са­вица
  • Длин­ный и короткий
  • Осел
  • Оду­ван­чики
  • Цветы
  • Лан­дыши
  • Про­казы старухи-зимы
  • Как назвать зайца

В книге напи­саны и подо­браны сказки, кото­рые несут опре­де­лен­ную лек­си­че­скую или грам­ма­ти­че­скую нагрузку. Исполь­зо­ва­ние раз­лич­ных спо­со­бов обо­га­ще­ния сло­вар­ного запаса, наблю­де­ние над зако­нами сло­во­об­ра­зо­ва­ния и сло­во­из­ме­не­ния помо­жет сде­лать раз­ви­ва­ю­щее обще­ние с ребен­ком радост­ным и инте­рес­ным. Лого­педы и вос­пи­та­тели дошколь­ных учре­жде­ний могут исполь­зо­вать мате­риал книги для про­ве­де­ния кор­рек­ци­он­ных занятий.
Адре­су­ется роди­те­лям дошколь­ни­ков, вос­пи­та­те­лям и лого­пе­дам дошколь­ных учреждений.

Предисловие

Насто­я­щая книга состав­лена лого­пе­дами ДОУ 126 ком­би­ни­ро­ван­ного вида Адми­рал­тей­ского рай­она г. Санкт-Петер­бурга Г. А. Быст­ро­вой, Э. А. Сизо­вой, Т. А. Шуйской.
Адре­су­ется роди­те­лям дошколь­ни­ков, вос­пи­та­те­лям и лого­пе­дам дошколь­ных учреждений.
В книге напи­саны и подо­браны сказки, кото­рые несут опре­де­лен­ную лек­си­че­скую или грам­ма­ти­че­скую нагрузку. Исполь­зо­ва­ние раз­лич­ных спо­со­бов обо­га­ще­ния сло­вар­ного запаса, наблю­де­ние над зако­нами сло­во­об­ра­зо­ва­ния и сло­во­из­ме­не­ния помо­жет сде­лать раз­ви­ва­ю­щее обще­ние с ребен­ком радост­ным и инте­рес­ным. Лого­педы и вос­пи­та­тели дошколь­ных учре­жде­ний могут исполь­зо­вать мате­риал книги для про­ве­де­ния кор­рек­ци­он­ных занятий.

Шустрик у бабушки

Домаш­ние животные

Малень­кому Шуст­рику пять лет. Одна­жды мама ска­зала Шуст­рику: «Зав­тра мы поедем к бабушке».
Всю ночь не спал Шуст­рик, думал, кто же есть у бабушки.
При­е­хали рано утром. Подо­шли к бабуш­ки­ному дому, видят — ворота открыты. А из ворот выхо­дит «копна, спе­реди — вилы, сзади — метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»
Дога­дался Шуст­рик, кри­чит: «Мама, это корова!»
Вошел Шуст­рик во двор, а во дворе «с боро­дой, а не ста­рик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы дума­ете, кто бы это мог быть?
Да, козел с коз­ля­тами. Испу­гался Шуст­рик гроз­ного козла, спря­тался за маму. А козел заблеял:«БЭ-Э‑Э, не бойся меня».
Видит Шуст­рик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чав­кает, хрюкает.
«Рыльце лепеш­кой, с копыт­цами рожки, тол­стое брюшко, хвост, как стружка», а рядыш­ком при­мо­сти­лись «зама­рашки в щети­ни­стой рубашке, хвост крен­дель­ками, нос пятачком ».
«Это сви­нья с поро­ся­тами», — объ­яс­няет Шуст­рику мама.
Похо­дил Шуст­рик по сараю и видит жер­дочка, а на жер­дочке «хвост с узо­рами, сапоги со шпо­рами» и кри­чит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будиль­ник, но бужу. Я не артист, а голо­сист, ночью рас­пе­ваю, время счи­таю, цып­лят соби­раю». «Мама, мама, вот пету­шок, золо­той гре­бе­шок», — обра­до­вался Шуст­рик и не заме­тил, как кто-то щип­лет за пятки и гого­чет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты крас­ные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправ­ля­ются на пруд. Кто идет цепоч­кой длин­ной, кто так любит дисциплину?»
«Ой, мне страшно»! — закри­чал Шустрик.
«Не бойся, — ска­зала мама. Это гусь с гусы­ней и гусятами».
«Пой­дем отсюда!» — вос­клик­нул Шустрик.
А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замя­у­кал. Кто такой?» Это кот Васька мур­лы­чет, при­го­ва­ри­вает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шуст­рик хотел под­бе­жать к бабушке, а на крыльце «завор­чал живой замок, лег у двери попе­рек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозя­и­ном дружу и дом сторожу».
«Шарик, Шарик», — позвал Шустрик.
А бабушка Шарику гово­рит: «Позна­комься с Шуст­ри­ком, подру­жись с ним».
Очень понра­ви­лось Шуст­рику у бабушки.

Э. Сизова.

Про посуду

Сло­во­об­ра­зо­ва­ние

Рас­суж­дала как-то сахарница:
— Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.
— Да, да — под­хва­тила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но ска­жите мне, как объ­яс­нить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
— Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — ото­звался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чай­ком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы про­сит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она глав­ная помощ­ница повара: вме­сте с пова­ром любое блюдо попро­бо­вать может и повара уго­ва­ри­вает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Т. Шуй­ская

Баба-яга

Анто­нимы

Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдо­вел дед и женился на дру­гой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и гово­рит девочке:
— Поди к своей тётке, моей сестре, попроси у неё иго­лочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
А тётка эта была баба-яга, костя­ная нога.
Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей род­ной тётке. Род­ная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга — ДАЛЕКО. Род­ная тётка и научила её, как посту­пать да беды избежать.
Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли доро­гой шла, КОРОТКОЙ ли — при­шла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.
— Здрав­ствуй, тётушка!
— Здрав­ствуй, родимая!
— Меня матушка послала попро­сить у тебя иго­лочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, садись пока ткать.
Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.
А баба-яга нака­зы­вает работнице:
— Сту­пай, истопи баню да вымой пле­мян­ницу, да мой хоро­шенько: я ею хочу позавтракать.
А девочка слы­шит всё! Ото­шла баба-яга от двери, а девочка взяла и убе­жала. У ворот кот сидит — девочку сто­ро­жит. Дала девочка коту вет­чинки — он и выпу­стил её. Хва­ти­лась баба-яга — нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:
— Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка вет­чин­кой ХОРОШЕЙ покормила.
Стала баба-яга дру­гих своих работ­ни­ков ругать и коло­тить. Собаки ей говорят:
— Мы тебе сколько слу­жим, а ты нам толь ко ТВЁРДЫЕ корки бро­сала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.
Ворота говорят:
— Мы тебе сколько слу­жим, а ты нам мас­лица жалела, МАЛО давала, а девочка нам МНОГО мас­лица под пяточки налила. Берёзка говорит:
— Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня ока­ты­вала, девочка же ХОЛОДНОЙ клю­че­вою полила.
Работ­ница говорит:
— Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тря­почки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ пла­ток подарила.
Села баба-яга в ступу, бро­си­лась в погоню.
При­к­ло­нила девочка ухо к земле и слы­шит, что близко баба яга, взяла и бро­сила поло­тенце: поло­тенце было УЗКОЕ — река раз­ли­лась ШИРОКАЯ.
Баба-яга от зло­сти заскри­пела, воро­ти­лась домой, взяла своих быков и при­гнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.
Девочка ухо к земле при­к­ло­нила и слы­шит, что близко баба-яга, вынула гре­бе­шок и позади себя бро­сила. Гре­бе­шок был РЕДКИЙ — лес рас­ки­нулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да дере­вья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обло­мала, ни с чем домой воротилась.
При­бе­жала девочка домой, всё как есть, отцу рас­ска­зала. Рас­сер­дился он на жену, про­гнал её со двора прочь, а сам с доч­кою стал жить пожи­вать да добра наживать.

По моти­вам сказки А. Афанасьева.

Почему птицы не все на юг улетают, или
отчего ворона вороной зовётся

Когда-то, дав­ным-давно, все птицы друж­ной боль­шой семьёй жили. Вме­сте с вес­ной в наших краях появ­ля­лись, рез­ви­лись и щебе­тали, к лету — птен­цов выво­дили, а осе­нью, с при­бли­же­нием холо­дов, соби­ра­лись в одну боль­шую стаю) и на юг, в тёп­лые края, летели.
Только одна боль­шая серая птица все­гда и всем была недо­вольна: и то ей не так, и это не эдак. Рас­кри­чится — рас­кар­ка­ется, шум под­ни­мет, а сама в это время напро­ка­зит. Заве­лась как-то серая раз­бой­ница осенью:
— Не полечу никуда! Нам ли, пти­цам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: опе­ре­ние бога­тое и тёп­лое, а под ним ещё мяг­кий пух — не замерз­нем! А что до еды — про­кор­мимся: вон у домов сколько всего люди доб­рые остав­ляют, да на кустах и дере­вьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя перелётами?!
И ведь как полу­чи­лось: неко­то­рые птицы стали Серую слу­шать, собра­лись вокруг неё, как в театре, клювы рас­крыли от удив­ле­ния, ничего вокруг себя не заме­чают. А тем вре­ме­нем и послед­няя стая в тёп­лые края уле­тела, зима насту­пила. Делать нечего, надо при­спо­саб­ли­ваться, к пер­вой зимовке гото­виться. Одна Серая ворчит:
— Глу­пые птицы, это вы во всем вино­ваты, из-за вас я про­во­ро­нила время для пере­лет! Эх, про­во­ро­нила, а не про­во­ро­нила бы — на сол­нышке бы сей­час грелась!
Рас­сер­ди­лись птицы:
— Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила, нас же во всем и обви­ня­ешь! «Про­во­ро­нила, про­во­ро­нила»… ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!
Так и пове­лось с тех дав­них пор: ВОРОНА имя своё полу­чила, а птицы, что тогда её слу­шали, хоть и оста­ются, как ворона, зимо­вать, дружбы с нею не водят.
А кто же вороне имя дал? Кто зимо­вать остался? Вспо­ми­най ско­рей, а смо­жешь — нарисуй.

Т. Шуй­ская

Спор животных

Польза домаш­них животных

Корова, лошадь и собака заспо­рили между собой, кого из них хозяин больше любит.
— «Конечно, меня — гово­рит лошадь. — Я ему соху и борону тас­каю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: про­пал бы он без меня совсем».
— «Нет, хозяин любит больше меня, — го ворит корова. — Я всю его семью моло­ком кормлю».
— «Нет, меня, — вор­чит собака, — я его дом стерегу».
Послу­шал хозяин этот спор и говорит:
— «Пере­станьте спо­рить по-пустому. Все вы мне нужны, и каж­дый из вас хорош на своем месте».

К. Д. Ушинский.

Как найти дорожку

Дере­вья в лесу

Ребята пошли в гости к деду-лес­нику и заблу­ди­лись. Смот­рят — над ними Белка прыгает.
С дерева на дерево. Ребята — к ней.
— Белка, Белка, рас­скажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Очень про­сто, — отве­чает Белка. — Пры­гайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той — на кри­вую БЕРЕЗКУ. С кри­вой БЕРЕЗКИ виден боль­шой ДУБ. С вер­хушки ДУБА видна крыша. Это и есть сто­рожка. Ну, что же вы? Пры­гай те!
— Спа­сибо, Белка, — гово­рят ребята. — Только мы не умеем по дере­вьям прыгать.
Нари­суй, как пры­гала БЕЛКА к дедушке в сторожку.

В. Бере­стов.

Чудесный ручеёк

Сло­во­об­ра­зо­ва­ние

Из лес­ных клю­чей взял свое начало малень­кий ручеёк. Чистый и холод­ный, весё­лый и моло­дой, бежал он через лес. Задер­жался у берёзки — вырос под берёз­кой под­бе­рё­зо­вик, завер­нул к осинке — закрас­нел под осин­кой под­оси­но­вик. Про­бе­жал ручеёк через бор — и в бору появи­лись креп­кие боро­вики, плес­нул водой на мох — и мох укра­сили мохо­вики. Выско­чил ручеёк к ель­нику — завол­но­ва­лись там волнушки:
— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему — не слы­шит ручеёк! Пока­тился он с кочки, обо­гнул боль­шой камень, ска­тился с горочки и… рас­тво­рился в водах лес­ной речушки.
Т. Шуйская
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Домаш­ние живот­ные. Звукоподражания
Управ­ле­ние Вини­тель­ным и Датель­ным падежами
Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подо­шел к нему ПЕТУШОК и при­нялся рядыш­ком зер­нышки в траве искать. Вдруг он видит капуст­ный листок.
— КО! — уди­вился ПЕТУШОК и клю­нул его.
Не понра­вился ему капуст­ный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ пред­ло­жить попро­бо­вать и гово­рит ему:
— КО!
А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спра­ши­вает: — МУ‑У?
— КО, — гово­рит ПЕТУШОК и снова пока­зы­вает клю­вом на капуст­ный листок.
— МУ‑У? — не пони­мает ТЕЛЕНОК. Так и стоят они возле капуст­ного листка
разговаривают:
— КО! МУ‑У! КО-МУ? Услы­шала это КОЗА и как заблеет:
— МНЕ-Е‑Е! МНЕ-Е‑Е!

Л. Яхтш

Красавица

Живот­ные Африки

Это беге­мот. Только не он, а она — беге­мо­тиха. Зовут ее Кра­са­вица. Ее при­везли из Африки.
Беге­моты там живут в реке. Едят траву по бере­гам, ныряют в теп­лой воде.
Пасть у беге­мота огром­ная. Откроет — как чемо­дан. В пасти зубы как колья тор­чат. Дру­гому зверю эти зубы как рога могли бы подойти. Весом беге­мо­тиха — сто пудов. Экая махина! А коман­дует в зоо­ло­ги­че­ском саду худень­кий старичок.
Плохо беге­моту зимой, он жару любит, теп­лую воду. Ста­ри­чок греет ему воду для бассейна.
Только на ночь не пус­кает беге­мота в бас­сейн, чтобы не простудился.
Беге­мот, если бы захо­тел, про­шел бы через заго­родку — а не смеет: ста­ри­чок не велит. Смот­рит беге­мот с тос­кой на воду, поло­жит голову на заго­родку, — и тре­щат доски. А ста­рик как крикнет:
— В угол, пошла в угол!
И попя­тится сто­пу­до­вая беге­мо­тиха, только оби­жен­ным гла­зом на хозя­ина смотрит.

Б. Жит­ков.

Длинный и короткий

Анто­нимы

ЖИЛИ два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а дру­гого КОРОТКИЙ.
У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.
А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка.
ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем раз­ные, но они очень любили друг друга и нико­гда не ссо­ри­лись. Нари­суй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО.

Осел

Зву­ко­под­ра­жа­ние

При­вя­зали ОСЛА в репей­нике. Репей для ОСЛА — самая вкус­ная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкус­ного не дотя­нется — веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: — И‑А! И‑А! И‑А!
Голос про­тив­ный, гром­кий. За пять кило­мет­ров слышно. Иди ско­рей, хозяин, пере­вяжи ОСЛА на дру­гое место. На необъеденное.

Е. Чару­шин.

Одуванчики

Срав­не­ние

Оду­ван­чик похож не сол­нышко с золо­тыми лучи­ками. А рядом белеет пуши­стый шарик.
Таня дунула на шарик. Поле­тели пушинки. Поэтому и назы­ва­ется одуванчик.
Танюша при­шла домой с золо­тым вен­ком т голове.
Вече­ром уснула девочка. И оду­ван­чики закрыли свои цве­точки до утра.
Нари­суй оду­ван­чик. С чем срав­ни­ва­ется одуванчик?

По Соко­лову-Мики­тову.

Цветы

Согла­со­ва­ние при­ла­га­тель­ного с существительным

Вышел я из лесу на луг и уди­вился. Сколько цве­тов! Они похожи на празд­нич­ный хоровод.
По зеле­ному лугу белеют ромашки, жел­теют оду­ван­чики, синеет горошек.
А выше всех, всех весе­лее — лило­вые коло­коль­чики. Они колы­шутся, кла­ня­ются от лет­него ветерка. Это они радостно при­вет­ствуют меня. Все лето цве­тут эти милые цветы наших лугов.

По И. Соко­лову-Мики­тову.

Ландыши

Цветы

В тени дере­вьев спря­тался цве­ток. Между двумя листьями высо­кая ножка. На ней несколько белых коло­коль­чи­ков. Это лан­дыш. Мы любим лан­дыш за кра­соту, за неж­ный запах.
Плоды лан­дыша созре­вают осе­нью. Это боль­шие крас­ные ягоды. Они ядо­виты. Из лан­ды­шей делают лекарство.

По Ю. Дмитриеву.

Проказы старухи-зимы

Одно­ко­рен­ные слова

Разо­зли­лась зима. Заду­мала всех замо­ро­зить. Задула зима холо­дом, раз­ме­тала листья.
Пти­цам некуда деваться, и поле­тели за горы. За моря, где нет злой зимы. Дру­гие заби­лись в щели. Не замо­ро­зила их зима.
Злобно пошла на зве­рей. Запо­ро­шила землю. При­ка­зы­вает моро­зам замо­ро­зить зве­рей. Заби­лись звери в зимовье.
Злая зима не забыла и рыб. Замо­ро­зила реки и озера. А рыб не замо­ро­зила, им подо льдом не холодно.
Наки­ну­лась зима на людей. Морозы заво­локли узо­рами окна. А люди зато­пили печи. Заго­тов­ляют дрова. Везут их на обо­зах и похвали- I вают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хва­тит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет — и раз­го­рится лицо.
Запла­кала зима. Зака­пали зим­ние слезы. Зна­чит, близко конец зимы.

По К. Ушинскому.

Как назвать зайца

Живот­ные и их детеныши

Родился ЗАЙЧОНОК. Заду­ма­лась мать: как его назвать. Захо­тела назвать ТИГРОМ.
Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ, и не захо­тели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут Зайку и не захо­тели играть. Запла­кал ЗАИНЬКА. Ска­зал матери что КОЗЛЯТА сразу раз­бе­га­ются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, уви­дел ТЕЛЯТ. Захо­тел с ними играть.
— «А как тебя зовут?» — задают ему вопрос.
— «Меня зовут ВОЛКОМ», — гово­рит ЗАИНЬКА.
ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.
— «Попался, злой ВОЛК!» — закри­чали ТЕЛЯТА.
При­шел ЗАИНЬКА домой, под­би­тые бока обли­зы­вает. Избили его ТЕЛЯТА. Заду­ма­лась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.
Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ, и при­няли в игру. И ЗАИНЬКЕ, и зве­рям это имя очень понра­ви­лось. Так его за ним и закрепили.

Сказки для развития речи

Сказки любят все. Кто-то потому, что про чудо. Кто-то потому, что мама рассказывала. Не найти человека, который не знает ни одной сказки. А между тем сказка — это не просто приятное времяпрепровождение. Это один из эффективных способов «разговорить» ребенка. Как сказка поможет родителям в развитии речи малыша, рассказала Татьяна Кошечкина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики.

Как сформировать у ребенка желание говорить

Любая деятельность начинается с мотивации. Представьте, что вы впервые надели коньки и вышли на лед. Делаете первые неуверенные шаги, и у вас мало что получается. Набив пару синяков, можно опустить руки и бросить это трудное занятие. Но, предположим, вы страстный поклонник фигурного катания и у вас есть кумир в этом виде спорта. Вы знаете, что иногда он тоже приходит на этот каток, а значит, есть шанс с ним познакомиться! Согласитесь, эта цель наверняка придаст вам сил и терпения.

Речь тоже начинается с мотивации. С желания сказать. Если желания нет и ребенка полностью устраивает та ситуация, которая сложилась (меня все и так понимают), то желания осваивать сложные звуки русской речи может и не возникнуть. То же может произойти, если ребенку говорить трудно (например, есть ограничения в работе мышц языка, губ и так далее). То есть первым шагом в формировании речи у ребенка является формирование у него мотивации, желания разговаривать.

Вот тут-то и приходит на помощь сказка. Мотивы у маленького ребенка гораздо проще, чем у взрослого. Желание сказать что-то, произнести звук возникает, как правило, на фоне сильных положительных эмоций. Создание этих эмоций и является первой задачей сказки и взрослого, который ее рассказывает.

Чаще всего малышам нравятся сказки про детей. Ребенок постарше уже уверенно сравнивает себя с рыцарем (или со сказочной принцессой), а для маленького ребенка лучшая сказка — про него самого. В самом прямом смысле — про самого ребенка и его жизнь. Сказка, которая рассказывает об опыте, который он пережил совсем недавно, который еще отчетливо помнит. Например, о том, как Саша (имя условно) увидел большую собаку или ворону. Встретил трактор или мусоровоз. И самое интересное — что было дальше.

Сочинять сказки легко и просто

Нужна история, значимая для ребенка, например, с прогулки или про любимую игрушку.

Сюжет должен быть достаточно простым, продолжительность сказки — от 1 до 5 минут в зависимости от устойчивости внимания ребенка. Чем больше эмоций вы вложите в рассказывание, тем лучше. Половина сказки готова. Теперь самое важное — выбираем те элементы сказки, которые ребенок сможет повторять. На начальном этапе это самые простые слова-междометия: бух, бах, ой. Или простые и нужные ребенку слова: дай, на, там, тут, здесь, где. Встраиваем эти слова в сказку. Не используйте слишком много слов, для начала достаточно и 2–3 элементов. Должна получиться примерно такая история: «Однажды Саша гулял на улице. И увидел собаку! Бооольшуууую! Собака сказала: “Ав! Ав!” Саша взял колбаску и сказал собаке: “На!” Собака съела колбаску: “Ам! Ам!” И убежала. А Саша кричал: “Пока!!!”»

В данном примере 4 образца для подражания: ав, на, ам, пока.

Что делать с готовой сказкой?

Начинаем ярко и эмоционально рассказывать сказку ребенку. Перед заготовленными образцами для подражания ваша речь должна быть особенно эмоциональной! Рассказываем так, чтобы ребенку понравилось. В процессе рассказывания сказка может измениться, если ребенку будет интересен немного другой сюжет. Самое главное, чтобы ребенок просил рассказывать эту сказку еще и еще раз.

Когда сказка, по сути, выучена вами обоими наизусть, пришло время театральной паузы. Именно в тех местах, где мы заготовили слова-образцы. «Собака сказала — …» Важно дать ребенку возможность «договорить» фразу. Договорить в кавычках, потому что ребенок может сказать: «Ав», может произнести «а» или другой звук, может просто открыть рот. Мы поддерживаем любой вариант участия и очень эмоционально продолжаем: «Ав! Ав!!!»

И так перед каждым словом-образцом. Пауза не должна быть слишком длинной, но должна давать ребенку возможность вставить свой вариант ответа.

Поскольку эмоционально подкрепляется любой вариант ответа, ребенок начинает все чаще и все с большим удовольствием участвовать в рассказывании сказки. Как только интерес к сюжету стихает, мы придумываем новую сказку.

Важно помнить, что слова-образцы для подражания должны быть просты и соответствовать возможностям ребенка. Недопустимо поправлять ребенка и требовать от него правильного произнесения слова. Если ребенок самостоятельно заменяет звуком или звуком-жестом какое-то другое слово сказки (в нашем примере самое вероятное слово — бооольшууую!), мы также поддерживаем этот вариант и делаем паузу перед этим словом тоже.

Наша задача — создать у ребенка желание повторять за нами и затем использовать усвоенные слова в обычной речи. А со сказкой это делать гораздо интереснее!


Источник

  • Детские сказки для 1 класса читать
  • Детские сказки ганса христиана андерсена
  • Детские сказки волшебные читать
  • Детские сказки винни пух читать
  • Детские сказки виниловые пластинки