Развитие грамматического строя речи. Грамматика в рассказах и сказках
Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.
Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.
Тема: «Овощи»
Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
— Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Спор в огороде.
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
— Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
— Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
— Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
— Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
— Что — бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день — кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей — самый хороший и вкусный!»
Вопросы к тексту:
— Кто спорил в огороде?
— Какая морковка?
— Какой огурчик?
— Какой лучок?
— Какие помидорчики?
— Какой укропчик?
— Что приготовили из овощей?
Тема: «Фрукты»
Цель: — Согласование существительных и прилагательных с числительным;
— Образование единственного и множественного числа существительных.
Запасливый Ёжик.
Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок…»
Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»
Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»
Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:
— Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?
— Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, — ответил ей запасливый Ёжик.
Вопросы к тексту:
— Куда пришёл Ёжик?
— Что считал Ёжик?
— Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.
— Зачем он их считал?
Тема: «Грибы»
Цель: — Различать и употреблять предлоги;
— Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
Грибники.
Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик.
Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.
Вопросы к тексту:
— Куда пошли Петя и Вася?
— Где стоял маслёнок?
— Где росли моховики?
— Откуда виднелись жёлтые лисички?
— Где нашли подберёзовик?
— Откуда выглядывал подосиновик?
— Рядом с чем нашли боровики?
Тема: «Осень»
Цель: — Образование относительных прилагательных;
— Согласование прилагательных с существительными
Букет для мамы.
В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня — и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.
Вопросы к тексту:
— Где было очень красиво?
— Какие были листья на деревьях?
— Из каких листьев Зайчонок собрал букет?
— Кому он подарил букет?
Тема: «Игрушки»
Цель: — Различение значений и употребление предлогов;
— Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
Мишин сон.
Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», — подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался.
Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем.
Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.
Вопросы к тексту:
— Во что Миша любил играть?
— Откуда он достал кубики?
— Где взял машину?
— Куда он загрузил кубики?
— Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?
— Куда он бросил самолёт?
— Что приснилось Мише?
— Чего больше не было у него?
— Почему ему стало грустно?
— Когда он проснулся, что он понял?
Тема: «Посуда»
Цель: — Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
— Образование относительных прилагательных.
Чаепитие.
Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.
Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!
Вопросы к тексту:
-Как звали сестёр?
— Кто из них была старшая?
— Что Маша предложила Юле?
— В чём девочки заварили чай?
— Куда положили сахар?
— Куда выложили сухари?
— Во что положили конфеты?
— Во что Маша наливала чай себе и сестре?
— С чем девочки пили чай?
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: — Согласование существительных с притяжательными местоимениями;
— Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
Жадная Принцесса.
В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала.
Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» — сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец.
С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» — уж очень сильно медведь её напугал.
Вопросы к тексту:
— Где жила Принцесса?
— Что кричала она, когда ей нравилась какая — ни будь вещь?
— Кому Король не мог отказать?
— Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела?
— У кого слуги отобрали коня?
— Куда поскакал конь?
— Откуда вылез медведь?
— Куда вернулась Принцесса?
Тема: «Зима»
Цель: — Изменение существительных по падежам;
— Употребление предлогов.
Снеговик.
Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.
Вопросы к тексту:
— Кого слепили дети?
— Из чего слепили Снеговика?
— Чем замело дороги?
— По — чему шёл Снеговик?
— Кого встретил он в соседнем дворе?
— О чём беседовали Снеговики?
— Кого утром будут лепить дети?
Тема: «Дикие звери».
Цель: — Образование притяжательных прилагательных;
— Употребление сложных предлогов –из –за, -из — под.
Как звери в прятки играли.
Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из — под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» — сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из — под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!
Вопросы к тексту:
— Кто играл в прятки?
— Кто водил?
— Откуда виднелся лисий хвост?
— Что торчало из – под ёлки?
— Откуда волк увидел заячьи уши?
— Что увидел из – за куста?
— Что блестело в дупле?
— Откуда торчали ежиные иголки?
— Что торчало из – под корней?
— Откуда была видна медвежья лапа?
— Что было видно из – за кустиков?
Тема: «Домашние животные»
Цель: — Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ;
-Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
Хвастливый кот.
В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры — в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике.
Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.
Вопросы к тексту:
— Где жил хвастливый кот?
— Как его звали?
— Как хвастался кот?
— Где прятались куры?
— Где прятались свиньи?
— Где прятались коровы?
— Где прятались лошади?
— Где прятались кролики?
— Кто напугал хвастливого кота?
Тема: «Транспорт»
Цель: — Употребление приставочных глаголов;
— Употребление предлогов.
Трудолюбивый грузовичок.
Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина. Когда он подъехал к светофору, то увидел, что от остановкиотъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.
Вопросы к тексту:
— Где жил маленький грузовичок?
— Что делал грузовичок с утра до вечера?
— Из гаража он что сделал, выехал или въехал?
— На заправку он заехал или переехал?
— Когда он заправился, то уехал или заехал?
— К светофору он подъехал или выехал?
— От остановки отъезжал или подъезжал автобус?
— По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?
— До песчаного карьера он доехал или переехал?
— В обратный путь грузовичок поехал или заехал?
Тема: «Весна»
Цель: — Употребление сравнительной степени наречий;
— Употребление падежных форм существительных во множественном числе.
Весна.
Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.
Вопросы к тексту:
— Какие дни стали весной?
— Как светит солнце?
— Как поют птицы?
— Где тает снег?
— Где распускаются подснежники?
— На чём набухают почки?
— Что стали вить грачи?
— Кто сменит белые шубки на серые?
— Откуда вылезут медведи?
— Откуда вернуться перелётные птицы?
Тема: «Семья»
Цель: — Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-;
— Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Мамина помощница.
Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» — спросила мама. «Я уже очень устала» — ответила мамина помощница.
Вопросы к тексту:
— Кто решил навести порядок?
— Чью кружку вымыла Маша?
— А чью чашку?
— Чьи очки она протёрла?
— Чей был зонтик?
— Чей фартук Маша повесила на кухне?
— Чьи были газеты?
— Чью обувь она поставила в ряд?
— Чьи игрушки остались не убранными?
Тема: «Мебель»
Цель: — Согласование числительных с существительными и прилагательными;
— Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
— Употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.
Новоселье.
У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель отец медведь, мать медведица и их ребята медвежата.
— Чтобы есть нужен обеденный стол, — сказала медведица.
— А нам нужен столик, чтобы играть, — дружно сказали медвежата.
— Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, — прорычал медведь.
— И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.
— Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, — сказала медведица.
— Для игрушек купите нам тумбочку, — попросили медвежата.
— Надо купить тумбу под телевизор, — сказал медведь.
— Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф, — говорила медведица.
— А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.
— Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, — прорычал медведь.
Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.
Вопросы к тексту:
— Что построила медвежья семья?
— Чего не было в новом доме?
— Чтобы есть, какая нужна мебель?
— Что надо было медвежатам, чтобы играть?
— Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?
— На чем медведи будут спать?
— Что просили медвежата для игрушек?
— Что надо купить под телевизор?
— Для посуды, что надо медведям купить?
— Куда они будут убирать одежду?
— Что ещё надо купить в комнату и на кухню?
— Куда медведи привезли мебель?
Тема: «Профессии»
Цель: — Употребление существительных в творительном падеже;
— Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
Кем быть?
Однажды Витя задумался – кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить… А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится — нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить?
Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу. «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» — подумал Витя и побежал гулять.
Вопросы к тексту:
— О чём задумался Витя?
— Кем хотел работать Витя на автобусе?
— А кем хотел работать на поезде?
— Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?
— Кем хотел быть, чтобы людей лечить?
— Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?
— Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?
— О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?
Тема: «Цветы»
Цель: — Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;
— Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.
На цветочной клумбе.
На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:
— Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, — говорили синие васильки.
— А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, — отвечали им белые ромашки.
— А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.
И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.
— Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, — загрустили белые ромашки.
Вопросы к тексту:
— Где росли цветы?
— Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?
— Кому мешали белые ромашки?
— Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?
— Кому мешали красные гвоздики?
— Куда спряталось солнце?
— Кто загрустил?
- Предисловие
- Шустрик у бабушки
- Про посуду
- Баба-яга
- Спор животных
- Как найти дорожку
- Чудесный ручеёк
- Красавица
- Длинный и короткий
- Осел
- Одуванчики
- Цветы
- Ландыши
- Проказы старухи-зимы
- Как назвать зайца
В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.
Адресуется родителям дошкольников, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
Предисловие
Настоящая книга составлена логопедами ДОУ 126 комбинированного вида Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.
Адресуется родителям дошкольников, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.
Шустрик у бабушки
Домашние животные
Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке».
Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки.
Приехали рано утром. Подошли к бабушкиному дому, видят — ворота открыты. А из ворот выходит «копна, спереди — вилы, сзади — метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»
Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»
Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Да, козел с козлятами. Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял:«БЭ-Э‑Э, не бойся меня».
Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает.
«Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а рядышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятачком ».
«Это свинья с поросятами», — объясняет Шустрику мама.
Походил Шустрик по сараю и видит жердочка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будильник, но бужу. Я не артист, а голосист, ночью распеваю, время считаю, цыплят собираю». «Мама, мама, вот петушок, золотой гребешок», — обрадовался Шустрик и не заметил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты красные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину?»
«Ой, мне страшно»! — закричал Шустрик.
«Не бойся, — сказала мама. Это гусь с гусыней и гусятами».
«Пойдем отсюда!» — воскликнул Шустрик.
А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?» Это кот Васька мурлычет, приговаривает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».
«Шарик, Шарик», — позвал Шустрик.
А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».
Очень понравилось Шустрику у бабушки.
Э. Сизова.
Про посуду
Словообразование
Рассуждала как-то сахарница:
— Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.
— Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
— Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!
Т. Шуйская
Баба-яга
Антонимы
Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдовел дед и женился на другой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и говорит девочке:
— Поди к своей тётке, моей сестре, попроси у неё иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
А тётка эта была баба-яга, костяная нога.
Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей родной тётке. Родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга — ДАЛЕКО. Родная тётка и научила её, как поступать да беды избежать.
Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли дорогой шла, КОРОТКОЙ ли — пришла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.
— Здравствуй, тётушка!
— Здравствуй, родимая!
— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, садись пока ткать.
Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.
А баба-яга наказывает работнице:
— Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да мой хорошенько: я ею хочу позавтракать.
А девочка слышит всё! Отошла баба-яга от двери, а девочка взяла и убежала. У ворот кот сидит — девочку сторожит. Дала девочка коту ветчинки — он и выпустил её. Хватилась баба-яга — нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:
— Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка ветчинкой ХОРОШЕЙ покормила.
Стала баба-яга других своих работников ругать и колотить. Собаки ей говорят:
— Мы тебе сколько служим, а ты нам толь ко ТВЁРДЫЕ корки бросала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.
Ворота говорят:
— Мы тебе сколько служим, а ты нам маслица жалела, МАЛО давала, а девочка нам МНОГО маслица под пяточки налила. Берёзка говорит:
— Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня окатывала, девочка же ХОЛОДНОЙ ключевою полила.
Работница говорит:
— Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тряпочки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ платок подарила.
Села баба-яга в ступу, бросилась в погоню.
Приклонила девочка ухо к земле и слышит, что близко баба яга, взяла и бросила полотенце: полотенце было УЗКОЕ — река разлилась ШИРОКАЯ.
Баба-яга от злости заскрипела, воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.
Девочка ухо к земле приклонила и слышит, что близко баба-яга, вынула гребешок и позади себя бросила. Гребешок был РЕДКИЙ — лес раскинулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да деревья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обломала, ни с чем домой воротилась.
Прибежала девочка домой, всё как есть, отцу рассказала. Рассердился он на жену, прогнал её со двора прочь, а сам с дочкою стал жить поживать да добра наживать.
По мотивам сказки А. Афанасьева.
Почему птицы не все на юг улетают, или
отчего ворона вороной зовётся
Когда-то, давным-давно, все птицы дружной большой семьёй жили. Вместе с весной в наших краях появлялись, резвились и щебетали, к лету — птенцов выводили, а осенью, с приближением холодов, собирались в одну большую стаю) и на юг, в тёплые края, летели.
Только одна большая серая птица всегда и всем была недовольна: и то ей не так, и это не эдак. Раскричится — раскаркается, шум поднимет, а сама в это время напроказит. Завелась как-то серая разбойница осенью:
— Не полечу никуда! Нам ли, птицам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: оперение богатое и тёплое, а под ним ещё мягкий пух — не замерзнем! А что до еды — прокормимся: вон у домов сколько всего люди добрые оставляют, да на кустах и деревьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя перелётами?!
И ведь как получилось: некоторые птицы стали Серую слушать, собрались вокруг неё, как в театре, клювы раскрыли от удивления, ничего вокруг себя не замечают. А тем временем и последняя стая в тёплые края улетела, зима наступила. Делать нечего, надо приспосабливаться, к первой зимовке готовиться. Одна Серая ворчит:
— Глупые птицы, это вы во всем виноваты, из-за вас я проворонила время для перелет! Эх, проворонила, а не проворонила бы — на солнышке бы сейчас грелась!
Рассердились птицы:
— Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила, нас же во всем и обвиняешь! «Проворонила, проворонила»… ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!
Так и повелось с тех давних пор: ВОРОНА имя своё получила, а птицы, что тогда её слушали, хоть и остаются, как ворона, зимовать, дружбы с нею не водят.
А кто же вороне имя дал? Кто зимовать остался? Вспоминай скорей, а сможешь — нарисуй.
Т. Шуйская
Спор животных
Польза домашних животных
Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
— «Конечно, меня — говорит лошадь. — Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы он без меня совсем».
— «Нет, хозяин любит больше меня, — го ворит корова. — Я всю его семью молоком кормлю».
— «Нет, меня, — ворчит собака, — я его дом стерегу».
Послушал хозяин этот спор и говорит:
— «Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».
К. Д. Ушинский.
Как найти дорожку
Деревья в лесу
Ребята пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Смотрят — над ними Белка прыгает.
С дерева на дерево. Ребята — к ней.
— Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той — на кривую БЕРЕЗКУ. С кривой БЕРЕЗКИ виден большой ДУБ. С верхушки ДУБА видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгай те!
— Спасибо, Белка, — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать.
Нарисуй, как прыгала БЕЛКА к дедушке в сторожку.
В. Берестов.
Чудесный ручеёк
Словообразование
Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки — вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке — закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор — и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох — и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику — заволновались там волнушки:
— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему — не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и… растворился в водах лесной речушки.
Т. Шуйская
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Домашние животные. Звукоподражания
Управление Винительным и Дательным падежами
Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подошел к нему ПЕТУШОК и принялся рядышком зернышки в траве искать. Вдруг он видит капустный листок.
— КО! — удивился ПЕТУШОК и клюнул его.
Не понравился ему капустный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ предложить попробовать и говорит ему:
— КО!
А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спрашивает: — МУ‑У?
— КО, — говорит ПЕТУШОК и снова показывает клювом на капустный листок.
— МУ‑У? — не понимает ТЕЛЕНОК. Так и стоят они возле капустного листка
разговаривают:
— КО! МУ‑У! КО-МУ? Услышала это КОЗА и как заблеет:
— МНЕ-Е‑Е! МНЕ-Е‑Е!
Л. Яхтш
Красавица
Животные Африки
Это бегемот. Только не он, а она — бегемотиха. Зовут ее Красавица. Ее привезли из Африки.
Бегемоты там живут в реке. Едят траву по берегам, ныряют в теплой воде.
Пасть у бегемота огромная. Откроет — как чемодан. В пасти зубы как колья торчат. Другому зверю эти зубы как рога могли бы подойти. Весом бегемотиха — сто пудов. Экая махина! А командует в зоологическом саду худенький старичок.
Плохо бегемоту зимой, он жару любит, теплую воду. Старичок греет ему воду для бассейна.
Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.
Бегемот, если бы захотел, прошел бы через загородку — а не смеет: старичок не велит. Смотрит бегемот с тоской на воду, положит голову на загородку, — и трещат доски. А старик как крикнет:
— В угол, пошла в угол!
И попятится стопудовая бегемотиха, только обиженным глазом на хозяина смотрит.
Б. Житков.
Длинный и короткий
Антонимы
ЖИЛИ два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а другого КОРОТКИЙ.
У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.
А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка.
ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и никогда не ссорились. Нарисуй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО.
Осел
Звукоподражание
Привязали ОСЛА в репейнике. Репей для ОСЛА — самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкусного не дотянется — веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: — И‑А! И‑А! И‑А!
Голос противный, громкий. За пять километров слышно. Иди скорей, хозяин, перевяжи ОСЛА на другое место. На необъеденное.
Е. Чарушин.
Одуванчики
Сравнение
Одуванчик похож не солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым венком т голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
Нарисуй одуванчик. С чем сравнивается одуванчик?
По Соколову-Микитову.
Цветы
Согласование прилагательного с существительным
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек.
А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
По И. Соколову-Микитову.
Ландыши
Цветы
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство.
По Ю. Дмитриеву.
Проказы старухи-зимы
Однокоренные слова
Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья.
Птицам некуда деваться, и полетели за горы. За моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.
Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Забились звери в зимовье.
Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озера. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.
Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготовляют дрова. Везут их на обозах и похвали- I вают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет — и разгорится лицо.
Заплакала зима. Закапали зимние слезы. Значит, близко конец зимы.
По К. Ушинскому.
Как назвать зайца
Животные и их детеныши
Родился ЗАЙЧОНОК. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать ТИГРОМ.
Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ, и не захотели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут Зайку и не захотели играть. Заплакал ЗАИНЬКА. Сказал матери что КОЗЛЯТА сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, увидел ТЕЛЯТ. Захотел с ними играть.
— «А как тебя зовут?» — задают ему вопрос.
— «Меня зовут ВОЛКОМ», — говорит ЗАИНЬКА.
ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.
— «Попался, злой ВОЛК!» — закричали ТЕЛЯТА.
Пришел ЗАИНЬКА домой, подбитые бока облизывает. Избили его ТЕЛЯТА. Задумалась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.
Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ, и приняли в игру. И ЗАИНЬКЕ, и зверям это имя очень понравилось. Так его за ним и закрепили.
Сказки для развития речи
Сказки любят все. Кто-то потому, что про чудо. Кто-то потому, что мама рассказывала. Не найти человека, который не знает ни одной сказки. А между тем сказка — это не просто приятное времяпрепровождение. Это один из эффективных способов «разговорить» ребенка. Как сказка поможет родителям в развитии речи малыша, рассказала Татьяна Кошечкина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики.
Как сформировать у ребенка желание говорить
Любая деятельность начинается с мотивации. Представьте, что вы впервые надели коньки и вышли на лед. Делаете первые неуверенные шаги, и у вас мало что получается. Набив пару синяков, можно опустить руки и бросить это трудное занятие. Но, предположим, вы страстный поклонник фигурного катания и у вас есть кумир в этом виде спорта. Вы знаете, что иногда он тоже приходит на этот каток, а значит, есть шанс с ним познакомиться! Согласитесь, эта цель наверняка придаст вам сил и терпения.
Речь тоже начинается с мотивации. С желания сказать. Если желания нет и ребенка полностью устраивает та ситуация, которая сложилась (меня все и так понимают), то желания осваивать сложные звуки русской речи может и не возникнуть. То же может произойти, если ребенку говорить трудно (например, есть ограничения в работе мышц языка, губ и так далее). То есть первым шагом в формировании речи у ребенка является формирование у него мотивации, желания разговаривать.
Вот тут-то и приходит на помощь сказка. Мотивы у маленького ребенка гораздо проще, чем у взрослого. Желание сказать что-то, произнести звук возникает, как правило, на фоне сильных положительных эмоций. Создание этих эмоций и является первой задачей сказки и взрослого, который ее рассказывает.
Чаще всего малышам нравятся сказки про детей. Ребенок постарше уже уверенно сравнивает себя с рыцарем (или со сказочной принцессой), а для маленького ребенка лучшая сказка — про него самого. В самом прямом смысле — про самого ребенка и его жизнь. Сказка, которая рассказывает об опыте, который он пережил совсем недавно, который еще отчетливо помнит. Например, о том, как Саша (имя условно) увидел большую собаку или ворону. Встретил трактор или мусоровоз. И самое интересное — что было дальше.
Сочинять сказки легко и просто
Нужна история, значимая для ребенка, например, с прогулки или про любимую игрушку.
Сюжет должен быть достаточно простым, продолжительность сказки — от 1 до 5 минут в зависимости от устойчивости внимания ребенка. Чем больше эмоций вы вложите в рассказывание, тем лучше. Половина сказки готова. Теперь самое важное — выбираем те элементы сказки, которые ребенок сможет повторять. На начальном этапе это самые простые слова-междометия: бух, бах, ой. Или простые и нужные ребенку слова: дай, на, там, тут, здесь, где. Встраиваем эти слова в сказку. Не используйте слишком много слов, для начала достаточно и 2–3 элементов. Должна получиться примерно такая история: «Однажды Саша гулял на улице. И увидел собаку! Бооольшуууую! Собака сказала: “Ав! Ав!” Саша взял колбаску и сказал собаке: “На!” Собака съела колбаску: “Ам! Ам!” И убежала. А Саша кричал: “Пока!!!”»
В данном примере 4 образца для подражания: ав, на, ам, пока.
Что делать с готовой сказкой?
Начинаем ярко и эмоционально рассказывать сказку ребенку. Перед заготовленными образцами для подражания ваша речь должна быть особенно эмоциональной! Рассказываем так, чтобы ребенку понравилось. В процессе рассказывания сказка может измениться, если ребенку будет интересен немного другой сюжет. Самое главное, чтобы ребенок просил рассказывать эту сказку еще и еще раз.
Когда сказка, по сути, выучена вами обоими наизусть, пришло время театральной паузы. Именно в тех местах, где мы заготовили слова-образцы. «Собака сказала — …» Важно дать ребенку возможность «договорить» фразу. Договорить в кавычках, потому что ребенок может сказать: «Ав», может произнести «а» или другой звук, может просто открыть рот. Мы поддерживаем любой вариант участия и очень эмоционально продолжаем: «Ав! Ав!!!»
И так перед каждым словом-образцом. Пауза не должна быть слишком длинной, но должна давать ребенку возможность вставить свой вариант ответа.
Поскольку эмоционально подкрепляется любой вариант ответа, ребенок начинает все чаще и все с большим удовольствием участвовать в рассказывании сказки. Как только интерес к сюжету стихает, мы придумываем новую сказку.
Важно помнить, что слова-образцы для подражания должны быть просты и соответствовать возможностям ребенка. Недопустимо поправлять ребенка и требовать от него правильного произнесения слова. Если ребенок самостоятельно заменяет звуком или звуком-жестом какое-то другое слово сказки (в нашем примере самое вероятное слово — бооольшууую!), мы также поддерживаем этот вариант и делаем паузу перед этим словом тоже.
Наша задача — создать у ребенка желание повторять за нами и затем использовать усвоенные слова в обычной речи. А со сказкой это делать гораздо интереснее!
Источник