Содержание статьи
- Рассказы о часах и времени для детей
- Зачем людям знать о времени?
- Как и почему появились первые часы?
- Как час состоял из пяти часцев, или Почему в сутках 24 часа, а в минуте 60 секунд?
- Часы – они такие разные!
- Эталон времени
- Сказка про Часы на письменном столе
Время нельзя увидеть или пощупать. Но можно следить за ним с помощью часов. История часов для детей становится интересна в возрасте 6-9 лет. Серия рассказов и сказок поможет понять тему наиболее полно. В них есть ответы на вопросы, как появились часы, какие они бывают, как устроены, почему в минуте 60 секунд и многие другие.
Рассказы о часах и времени для детей
Каждый взрослый понимает, что такое время. Но как рассказать о нем детям понятно и просто?
- Сделайте презентацию с иллюстрациями и короткими интересными рассказами (см. ниже).
- Покажите детям о времени мультфильм:
Зачем людям знать о времени?
В древние времена людям приходилось каждый день бороться за жизнь. Будет ли у них еда, зависело от того, насколько успешно пройдет охота, вырастет ли что-то в земле. Охота и посадка семян наугад часто оставляли их с пустыми руками и желудками. То урожай погибнет в земле, то птицы улетят из лесу….
Тогда люди стали замечать сезонные изменения в природе. Например, что некоторые птицы улетают в теплые страны, зайцы меняют шубку, медведи укладываются в берлогу, волки сбиваются стаями. Деревья то зеленели, то желтели и сбрасывали листву. Шли дожди, потом лежали снега…
Опыт накапливался, и люди научились все делать согласно природе. Они знали, как выбрать время для охоты. Например, охотники не ходили в лес, когда у зверей появлялись детеныши, и они становились особенно опасны. Семечки сажали в землю, когда только-только сойдут снега, чтобы урожай к зиме успел вырасти.
Чем точнее люди определяли время, тем успешнее была их жизнь.
Поначалу они научились считать года – по летам. Так они знали свой возраст, могли записывать события предыдущих лет и многое другое. Благодаря восходу и заходу солнца они определяли дни. Измерять сутками стали намного позже. Дни и ночи считались отдельно. В летописях писали: «Прошло 2 дня и 2 ночи».
Для счета дней ставили зарубки или завязывали узелки. Так выяснили, сколько длится год, какие в нем сезоны и месяцы, как они сменяют друг друга. Люди завязывали узелки подобно тому, как мы отрываем листки календаря.
В году 365 дней. Это время обращения земного шара вокруг Солнца.
Как и почему появились первые часы?
История возникновения часов началась примерно тогда, когда люди заметили, что день сменяет ночь, а ночь сменяет день. И так по кругу. А происходит это потому, что солнце никогда не стоит на месте. Оно беспрерывно катится по небосклону. Утром огненный шар появляется из-за края земли. В полдень над самой головой оказывается, а к концу дня за противоположный край уходит. Люди день-деньской на него поглядывали и говорили: «Вот восход. Вот полдень. Вот закат». И жили себе по этим небесным часам, пока не захотели узнавать время точнее.
Не зная времени, сложно договариваться о встрече друг с другом. Счет времени помогает планировать свою работу и отдых.
Наши предки смастерили что-то похожее на солнечные часы. Вместо циферблата расчертили площадку под открытым небом. Поставили по центру колонну. И двигалась тень от нее подобно настоящей стрелке. Ходит солнышко по небу, а тень беззвучно скользит по земле, отмеряя время. Уловив связь между длиной и положением тени от предметов и положением солнца на небе, люди сделали самый первый вертикальный прибор. На фото самые древние сохранившиеся солнечные часы. Они относятся примерно к 1500 г. до н. э. Найдены в Древнем Египте.
Как час состоял из пяти часцев, или Почему в сутках 24 часа, а в минуте 60 секунд?
Слово «час» в русском языке существовало испокон веков. Вот только значило оно вовсе не 24 часа в сутках. «Тотчас» или «в одночасье» говорили, когда нужно было сделать что-то немедленно. Были распространены выражения: «неровен час», «в добрый час». Но «час» означал миг или мгновение, а не точную единицу времени.
Вообще, делить сутки на 24 части научились еще Древнем Египте. Вот только части эти были разными по длине. Сутки делились на час утренних сумерек, 10 часов светлых, час вечерних сумерек и 12 часов темных.
На Руси существовало свое деление суток. Трудовой день был долгий, трудились с самой зари. Отсюда и вели счет. Получалось 17 часов в сутках. Иначе говоря, русские считали длину светового дня. Час делили на мелкие часы – часцы. В одном часе было 5 часцов, а каждый часец делился на 5 малых (вторых) часцов.
Современное деление часа и суток были позаимствованы у великих древних цивилизаций Египта и Междуречья.
Египтяне мерели все не десятками, а 12. День они делили на 12 часов, и ночь на 12 часов. Получалось 24 часа в сутки. Вавилоняне были еще более искусными математиками. Их счет основывался не на 12, а уже на 60.
Ученые античности воспользовались числом 60 и создали систему географических координат. Круг поделили на 360 градусов (6 по 60). Каждый градус – на 60 первых мелких частей, а те в свою очередь, на 60 вторых мелких частей. На латинском они звучали как partes minutae primae и partes minutae secundae.
Минуты и секунды были позаимствованы из географии и геометрии. Земля делает оборот вокруг оси за 24 часа – 360 градусов.
Часы – они такие разные!
Следом за солнечными, человек придумал водяные часы. В древности они представляли собой сосуд с метками, соответствующим отрезкам времени. Из сосуда медленно вытекала вода. По оставшемуся количеству воды предки определяли, «сколько воды утекло». То есть, сколько времени прошло.
Когда было освоено искусство выдувания стекла, появились часы песочные. Работали они по тому же принципу, что и водяные. Только наполнены были песком. Они были гораздо удобнее. Ведь солнце иногда пряталось за тучами, а вода испарялась. Небольшие сосуды было удобно брать в морские путешествия, использовать дома.
К слову, не только приборы могут отмерять время, но и растения, животные. Некоторые цветы открываются точно на рассвете, вечером, когда начинает смеркаться, в яркий полдень или вообще ночью. Известные часы-будильник – деревенский петух. Как покажется свет солнышка за краем земли, птица будит своим криком всю округу: «Ку-ка-ре-ку! Вставайте! Новый день пришел!».
С развитием цивилизации появились первые механические часы. Поначалу них не было циферблата. Они отмеряли время громким «бом», и висели на башнях средневековых городов. Сегодня самый старый сохранившийся механизм, сделанный в 1386 году, находится в Англии в Солсбери. Чуть позже были созданы маленькие механические часики с пружиной – карманные. Они были настоящим чудом для той эпохи.
Придумывая все новые и новые приборы, люди хотели добиться точности измерения времени. Важно было сделать такой прибор, который бы работал независимо от погоды, жары, холода, тряски при движении и других «помех».
В 17 веке Христианом Гюйгенсом были придуманы маятниковые часы. Они были очень точными на суше, но плохо работали в море.
Для того чтобы прибор не воспринимал колебания, стали использовать кристалл кварца. Так появились кварцевые часы. Сначала это был прибор размером с целую комнату. Никто и подумать не мог, что в 1980 году кварцевые часики будут носить на руке все от мала до велика. Спустя годы они стали самыми доступными и популярными.
За последние 200 лет человеком было придумано много разных приборов, измеряющих время: электронные, астрономические, атомные часы. Они невероятно сложные, но зато очень точные.
Эталон времени
Без точного времени человеку не обойтись, особенно в современном мире. Поезда, двигающиеся даже с небольшой ошибкой, могут столкнуться. Высокая точность времени нужна для слаженной работы многих людей, механизмов, компьютеров. Например, чтобы соединить компьютеры в сети, нужна точность в 10^−17 секунды. На такое способны только атомные часы. За одну секунду атом совершает 9 миллиардов 192 миллиона 631 тысячу 770 колебаний. Это эталон времени.
В России самое точное время определяют во Всероссийском научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений. Атомные часы занимают два этажа здания. Здесь нельзя шуметь. Сотрудники постоянно поддерживают одинаковую температуру и давление. Бесперебойно работает электричество. Несколько раз в неделю российский эталон сверяют с эталонами Германии, Японии, Франции. А люди уже по ним выставляют время на своих наручных часиках и мобильных телефонах.
Сказка про Часы на письменном столе
Сказка поможет понять детям, зачем нужно следить за временем и какую роль часы играют в жизни школьника.
«На обычном письменном столе обычного Мальчика стояли Электронные Часы. Они едва виднелись из-за горы тетрадок, разных ручек, карандашей, линеек. Часы стояли во всех смыслах этого слова. Печально выглядывало темное гладкое окошко. А ведь когда-то на нем светились ярко-зеленые цифры. Но они погасли, когда маленькое сердечко остановилось. Батарейка перестала работать.
С того самого дня поселился на письменном столе Беспорядок. Ведь никто не знал, сколько времени. Малыши-карандаши стали опаздывать в Пенал, который был для них транспортом в школу. Некоторые малыши и вовсе оставались дома. Ручки не знали, когда им нужно писать примеры. Оттого Тетрадки были все измазаны красными чернилами учительницы.
Настольная лампа стала выключаться раньше чем обычно. От этого на столе часто случались аварии. Степенная Линейка однажды в темноте задела бумажный Клей. На Письменном столе образовалось белое липкое болото, в котором утонул бедняжка Ластик. Все жители стола ругались на Часы:
— Как им не стыдно! — возмущался Фломастер.— Неужели не видят, как все мы тут мучаемся.
Тетрадки грустно вздыхали:
— Мы так на них надеялись. Теперь приходится каждый день краснеть, оттого что, Ручки вовремя не делают свою работу.
Часики лишь беспомощно молчали, обрастая толстым слоем пыли. А Беспорядок захватывал все новые и новые территории. Но все плохое когда-нибудь заканчивается. В один прекрасный день Часам подарили только что-распечатанную, сверкающую батарейку. Новое сердечко вставили на место старого. Часы радостно замигали своими зелеными глазами.
— Ура! Да здравствует время!
Канцелярская семья очень радовалась. На столе все зашевелись, и начали находить свои места. Они едва успели, когда в комнату вошел Мальчик. Его очень удивил Порядок, который появился на столе после того, как он поменял батарейку в часах. Он посмотрел на циферблат, который показывал 21:00 – время сна. Мальчик сладко потянулся и лег в свою кроватку, чтобы утром не проспать в школу».
Рассказы детям о времени поможет понять значимость часов в жизни. Для понимания времени по стрелкам нужно больше. Ребенок должен знать, где право и лево, уметь считать до 60, знать устройство часов. Приобретению навыка способствует режим дня, игры. Например «переведи стрелки на…», «сколько времени нужно маме, чтобы нарезать хлеб». Изучение времени поможет детям стать более организованными и успешными в своей деятельности.
Рассказы о часах.
Рассказы, приведённые ниже, могут рассказываться как воспитателем в детском саду, так и родителями в свободное время для развития ребёнка.
Первый рассказ: Солнечные часы.
Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.
Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?
Второй рассказ: Часы — петух.
Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат « ку-ка-ре-ку!». Ещё солнце не взошло, а петух уже кричит, дерёт горло… Скоро утро! Довольно спать!
Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать, то лиса петуха унесёт и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца? И придумал человек часы более надёжные.
Третий рассказ: Водные часы.
В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Водяные часы оказались тоже неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко.
Четвёртый рассказ: Песочные часы.
Стали люди голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днём, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.
У этих часов нет не стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колёсиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит, прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают, и счёт времени продолжается.
Песочными часами люди пользуются и теперь, например врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.
Пятый рассказ: Часы – цветы
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром. А днём закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью. А днём они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в «своё собственное» время. Так появились цветочные часы. Но «ходят» они только в солнечную погоду. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головы золотистые одуванчики, а за ними открывают лепестки гвоздика полевая, шиповник, лён и другие. Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днём начинают засыпать. В пасмурную погоду цветочные часы не работают совсем. Цветки у них остаются закрытыми.
Сказки про Времена и о Времени
В этом разделе представлен сборник сказок про Времена на Русском языке. Приятного чтения!
-
2183
83
9
Иное время — и песни иные
Однажды султан объезжал свои владения и увидел феллаха. Тот так усердно работал на крошечном наделе, что даже не заметил, как подползла змея и обвилась у него вокруг лодыжки. — Берегись! — крикнул испуганный султан. — Змея! Но феллах спокойно стряхнул змею и, даже не пытаясь ее убить, продолжал копать …
-
988
23
7
Неохота всё время пешком ходить
Неохота всё время пешком ходить. Прицепился сзади к грузовику и еду. Вот и школа за поворотом. Только вдруг грузовик быстрей пошёл. Будто нарочно, чтоб я не слез. Школу уже проехали. У меня уже руки держаться устали. И ноги совсем затекли. А вдруг он так целый час будет мчаться? Пришлось в кузов забраться. …
-
2530
72
5
Всему свое время
Жил в нашем селе поп-батюшка. Жадный-прежадный. Всё думал, где бы на чём выгадать. Вот пришла пора урожай собирать, хлеб жать. Земли много, самому не справиться. Нанял он трёх батраков. Чуть свет сажает хозяин батраков завтракать. Батраки едят, поп стоит да думает: — Это что ж выходит, сейчас поедят, …
-
1556
20
8
Как мы проводили время
Мы гуляли, загорали, Возле озера играли. На скамейку сели, Две котлеты съели. Лягушонка принесли И немного подросли.
-
5446
580
110
Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
В некотором царстве, в некотором государстве жили — были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали. Разнеслась вдруг в том царстве — государстве дурная весть: собирается чудо — юдо поганое на их землю …
-
2061
251
47
Сивка-Бурка
Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям: — Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко …
-
27880
1644
254
Иван-царевич и серый волк
Жил — был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто — то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. …
-
3512
291
42
Морской царь и Василиса Премудрая
За тридевять земель, в тридесятом государстве жил — был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время домой не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана — царевича, а царь про то и не ведает. Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать …
-
1590
194
40
По щучьему велению
Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: — Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: — Неохота… — Сходи, Емеля, а то братья …
-
11027
407
95
Сказка о Василисе Прекрасной
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: — Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние …
-
10179
243
59
Золотой конь
В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой. Старик охотою промышлял, старуха дома хозяйничала. Жаден старик, а старуха ещё пуще. Что старик ухлопает, то старуха слопает. Вот встает рано утром старик и говорит: — Поднимайся, старуха! Разогревай сковородку, пошёл я на охоту. Ходил …
-
9517
670
143
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. …
-
6835
555
77
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Жил-был царь. Был он холост, не женат. И был у него на службе стрелок по имени Андрей. Пошел раз Андрей-стрелок на охоту. Ходил, ходил целый день по лесу — не посчастливилось, не мог на дичь напасть. Время было к вечеру, идет он обратно — кручинится. Видит — сидит на дереве горлица. «Дай, — думает, — …
-
1993
220
32
Елена Премудрая
Жила в одной деревне крестьянка, вдова. Жила она долго и сына своего Ивана растила. И вот настала пора — вырос Иван. Радуется мать, что он большой стал, да худо, что он у нее бесталанным вырос. И правда: всякое дело у Ивана из рук уходит, не как у людей; всякое дело ему не в пользу и впрок, а все поперек. …
-
42125
1263
440
Сказка о Бабе Яге и заморышке
Жил — был старик да старуха; детей у них не было. Уж чего они ни делали, как ни молились богу, а старуха все не рожала. Раз пошел старик в лес за грибами; попадается ему дорогою старый дед. «Я знаю, — говорит, — что у тебя на мыслях; ты все об детях думаешь. Поди — ка по деревне, собери с каждого двора …
-
1034
47
14
Арысь-поле
У старика была дочь-красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Не взлюбила она падчерицу, пристала к старику: — Прогони ее из дому, чтоб я ее в глаза не видала. Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека; живет она с мужем да радуется …
-
3323
103
29
Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды
В некотором царстве, в некотором государстве жил — был царь, у него был сын Иван — царевич — и красивый, и умный, и славный; об нем песни пели, об нем сказки сказывали, он красным девушкам во сне снился. Пришло ему желанье поглядеть на белый свет; берет он у царя — отца благословенье и позволенье и едет …
-
651
12
4
Двое из сумы
Жил старик со старухой. Вот старуха на старика всегда бранится, что ни день — то помелом, то рогачом отваляет его; старику от старухи житья вовсе нет. И пошел он в поле, взял с собою тенеты (сеть для ловли зверей) и постановил их. И поймал он журавля и говорит ему: — Будь мне сыном! Я тебя отнесу своей …
-
2476
145
23
Сказка О Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе
Жил-был царь Светозар. У него, у царя, было два сына и красавица дочь. Двадцать лет жила она в светлом тереме; любовались на нее царь с царицею, еще мамушки и сенные девушки, но никто из князей и богатырей не видал ее лица, а царевна-краса называлась Василиса, золотая коса; никуда она из терема на ходила, …
-
358
78
18
Иванушка-дурачок
Был-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил. В одно время наварила старуха аржаных клецок и говорит дураку: — На-ко, снеси эти клецки братьям; пусть поедят. Налила полный горшок …
-
1175
17
6
Летучий корабль
Жил себе старик со старухою. Было у них три сына: двое умные, а третий — дурачок. Умных они и жалеют, каждую неделю старуха им чистые рубашки дает, а дурачка все ругают, смеются над ним, — а он знай себе на печи в куче проса сидит, в грязной рубашке, без штанов. Коль дадут — поест, а нет — то и голодает. …
Сказка о частях суток «Четыре принцессы»
Валентина Юденко
Сказка о частях суток «Четыре принцессы»
Математическая сказка «Четыре принцессы»
Давным-давно, в одной сказочной стране на высокой, высокой горе в прекрасном замке жили четыре принцессы. Они были родными сестрами, но такими разными, что все вокруг только удивлялись. Одна принцесса любила тишину, ей нравилось часами сидеть у окна и смотреть на темное звездное небо, она любила все черное, одевалась в черные наряды. Вторая принцесса любила трудиться, она была отличной швеёй и всегда сшила платья только из нежно голубого шелка, так как голубой был ее самым любимым цветом. Третья принцесса была жизнерадостной танцовщицей, ее радовали светлые тона и белые нарядные одежды. А последней четвертой принцессе нравились спокойные игры, занятия, поэтому она часто брала краски, уходила в свою комнату и часами рисовала фиолетовые картины. Ее платья, костюмы всегда были фиолетового цвета.
Сестры часто ссорились между собой, так как не могли найти общее занятие. Если третья принцесса радовалась ярким лучам солнца и весело танцевала, то первая, ворча, зашторивала окна и просила тишины. Четвертую принцессу раздражали звуки швейной машинки и голубой цвет, а вторую печалили черные одежды ее сестры.
Долго бы это продолжалось, если бы не волшебник Сутки, который жил по соседству и наблюдал за ними каждый день. Волшебнику Сутки надоело смотреть на их ссоры, он призвал их к себе и сказал: «Вы достаточно ссорились, а сейчас я вас заколдую, и оживать вы будете по очереди. Первую принцессу я назову Ночь. Когда наступит твое владение, то все вокруг будет черным, все будут спать, отдыхать, только звезды на небе будут ярко светить. Следом за принцессой Ночь будет оживать принцесса Утро, в это время все будет голубого цвета, все будет пробуждаться к действию и движению. После будет оживать третья принцесса, ее имя День. Днем все становится белым, светлым, радостным, все начинает работать, петь, играть, танцевать. И последней будет Принцесса Вечер, она окутает все в фиолетовый цвет, все здесь затихает, успокаивается готовиться к отдыху и сну. А затем снова все пойдет по кругу. И так будет всегда!» Взмахнул волшебник своей палочкой и с тех пор принцессы оживали по одному друг за другом в четком порядке. Наступала черная Ночь, за ночью пробуждалось голубое Утро, за Утром наступал белый День, за Днем спокойный, тихий фиолетовый Вечер и опять за Вечером была Ночь и так все по кругу. И все остались довольны. Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Математическая сказка «В стране часов и часиков»
Автор:
Болотова Елена Викторовна
Жил-был на свете один весёлый мальчик, знатный фантазер, звали его Петя. Жил Петя с мамой и папой в большом, теплом доме по улице Часовая. Однажды в один прекрасный вечер Петя, как обычно, пожелал всем доброй ночи и отправился спать. Той ночью приснился Пете необыкновенный сон! Вам стало интересно? Тогда слушайте дальше.
Так вот, приснилось Пете, что он попал во Дворец Часового Короля! Петя был удивлен и потрясен увиденным. Со всех сторон раздавался то стук, то звон, то бой курантов. Это были часы! Во Дворце было столько много разных часов: механических, электронных, песочных, были даже солнечные, водяные, цветочные часы. Они были такими необычайно красивыми, что Пете захотелось взять одни, ну хотя бы самые маленькие. Это были совсем крошечные блестящие электронные часики, по форме напоминающие солнышко. Только Петя хотел протянуть руку к часикам, как в тот же миг перед ним появился сам Часовой Король. Петя испугался его, но все же осмелился спросить: « А можно мне взять эти часы?» «Нет», — ответил Король вежливо. Петя спросил: «Почему?» Король улыбнулся и сказал: «Потому что часы — это моя жизнь, и если я тебе отдам их, то я тебе отдам часть моей жизни». Петя был умным мальчиком, он все понял.
Как старые добрые друзья, Король и Петя отправились гулять по Дворцу. Долго они ходили по Часовому царству, разглядывали эти странные, удивительные часы. Вскоре Король предложил ему пообедать и Петя согласился. Когда Петя сел за стол, он увидел в тарелке – ЧАСЫ(!) и спросил: « Мы будем это кушать?!» Король, улыбнувшись, ответил: «Да». Петя ничего не понимал. «Это же часы», — взволнованно шептал мальчик. А Король спокойно продолжал: «Я знаю, но это не простые часы, а съедобные!» И друзья весело рассмеялись. Петя уплетал шоколадные часики, они были такие вкусные! « А кто приготовил этот великолепный обед?»,- поинтересовался Петя у Короля. Король с гордостью ответил: «Это приготовила моя младшая дочь Секундочка!» Поблагодарив хозяев Дворца за гостеприимство, Петя засобирался домой. Но уходить вовсе не хотелось, так ему понравилось в этом волшебном королевстве!
«…Петя, Петенька, сынок, вставай, в школу опоздаешь», — сквозь сон услышал Петя. «Какой чудесный сон!» — подумал он, потянулся сладко и замер… На руке красовались… маленькие блестящие электронные часики.
Живёт на одной очень интересной планете под названием Время добрый дедушка по имени Час. Живет он в очень дружной семье со своими любимыми доченьками-близнецами, и зовут их всех одинаково: Минутки.
Однажды в один из ясных солнечных дней дедушка решил сделать своим дочерям подарок — посадить в честь каждой Минутки по одному красивому тюльпану. Да вот беда, позабыл дедушка Час, сколько у него дочек, не знает, сколько семян цветов ему нужно купить. Дедушка расстроился до слез, и тут его осенила великолепная идея: нужно полететь на Землю к ребятам, они то уж точно знают, сколько у него дочек. У дедушки Часа был родной брат-близнец, мастер на все руки. Он построил прочную ракету, на которой Минутки и отправились вместе со своим дедушкой в дальний путь, навстречу к звездам и планетам. Летели они долго, и вот наконец-то показалась Земля. Через некоторое время вся команда высадилась на этой прекрасной незнакомой планете.
Дедушка и его дочки очень устали, но все же они продолжили свой нелегкий путь в поисках школы, ребят. Вдруг одна из дочек обратила внимание на высокое, красивое здание с большими окнами. «Я уверена, это и есть та самая школа, которая нам нужна», — сказала Минутка. Все дружно побежали к двери. Было очень тяжело открывать ее, но они все же справились и вошли в Храм Наук. Дедушка Час прошептал: «Тихо, у ребят идут уроки», Минутки замерли. «Нам
надо подумать, как узнать у ребят, сколько вас у меня», — продолжал дедушка Час. И тут одна из дочек предложила: « А давайте мы найдем класс, где идет урок математики, и там обязательно все узнаем». Обрадовались все, похвалили Минутку за сообразительность и пошли искать нужный класс.
За каждой дверью путешественники слышали голоса учителей и учеников. Вот учитель рассказывает о жизни растений и животных, за другой дверью слышится пение детей, за третьей дверью ученики слушают историю родного края. «Как интересно!»,- воскликнула одна из дочек, — как прекрасен мир науки, в котором живут дети. Так они шли, удивляясь и восхищаясь всем услышанным. И тут сквозь одну из дверей послышался тихий голосок девочки, которая складывала у доски числа. «Вот он урок математики!», — сказал взволнованно дедушка Час. Шел урок математики во 2 « А» классе. Тихо-тихо наши «гости» проникли в класс.
Дети изучали новую тему «Время», решали непростые задачи. У доски важно стояла маленькая ученица и решала задачу: « В одном часе шестьдесят минут…»,- четко произносила она. И тут дедушка вспомнил, сколько у него дочек. Он так обрадовался! Все они дружно запрыгали от радости, стали обниматься.
А во дворе их ждал космический корабль, на котором они полетели домой. Дедушка Час летел и думал, какой же он богатый, столько дочерей, и какой же он счастливый! Ему снился сон…цветы…их много…ровно шестьдесят.
Рассказы о часах и времени для детей
Каждый взрослый понимает, что такое время. Но как рассказать о нем детям понятно и просто?
Зачем людям знать о времени?
В древние времена людям приходилось каждый день бороться за жизнь. Будет ли у них еда, зависело от того, насколько успешно пройдет охота, вырастет ли что-то в земле. Охота и посадка семян наугад часто оставляли их с пустыми руками и желудками. То урожай погибнет в земле, то птицы улетят из лесу….
Тогда люди стали замечать сезонные изменения в природе. Например, что некоторые птицы улетают в теплые страны, зайцы меняют шубку, медведи укладываются в берлогу, волки сбиваются стаями. Деревья то зеленели, то желтели и сбрасывали листву. Шли дожди, потом лежали снега…
Опыт накапливался, и люди научились все делать согласно природе. Они знали, как выбрать время для охоты. Например, охотники не ходили в лес, когда у зверей появлялись детеныши, и они становились особенно опасны. Семечки сажали в землю, когда только-только сойдут снега, чтобы урожай к зиме успел вырасти.
Чем точнее люди определяли время, тем успешнее была их жизнь.
Поначалу они научились считать года – по летам. Так они знали свой возраст, могли записывать события предыдущих лет и многое другое. Благодаря восходу и заходу солнца они определяли дни. Измерять сутками стали намного позже. Дни и ночи считались отдельно. В летописях писали: «Прошло 2 дня и 2 ночи».
Для счета дней ставили зарубки или завязывали узелки. Так выяснили, сколько длится год, какие в нем сезоны и месяцы, как они сменяют друг друга. Люди завязывали узелки подобно тому, как мы отрываем листки календаря.
В году 365 дней. Это время обращения земного шара вокруг Солнца.
Как и почему появились первые часы?
История возникновения часов началась примерно тогда, когда люди заметили, что день сменяет ночь, а ночь сменяет день. И так по кругу. А происходит это потому, что солнце никогда не стоит на месте. Оно беспрерывно катится по небосклону. Утром огненный шар появляется из-за края земли. В полдень над самой головой оказывается, а к концу дня за противоположный край уходит. Люди день-деньской на него поглядывали и говорили: «Вот восход. Вот полдень. Вот закат». И жили себе по этим небесным часам, пока не захотели узнавать время точнее.
Не зная времени, сложно договариваться о встрече друг с другом. Счет времени помогает планировать свою работу и отдых.
Учимся ориентироваться в событиях
Первый шаг к освоению времени — это ориентирование в последовательности событий. Смастерите с малышом расписание его дня в картинках. Что происходит утром, а что — днем и вечером? А ночью? Обращайте внимание крохи на порядок действий: сначала он одевается, потом идет гулять; сначала моет руки, а потом идет обедать.
Понятия «сейчас», «позже», «вечером», «утром», «после сна» («когда поспим») ребенок осваивает первыми.
У дошкольников, которые ходят в детский садик, день нередко делится на «до прогулки», «после сна», «после обеда». Используйте это, чтобы учить малыша ориентироваться во времени.
Чаще обсуждайте с малышом разницу между днем и ночью. Что происходит, когда светит солнышко? А когда на небо приходит луна? Рассматривайте картинки в книжках. Придумывайте, чем игрушки могли бы заняться ночью, узнавайте, какие животные гуляют по ночам, а спят днем — и наоборот.
Время для ребенка — нечто абстрактное. Мама говорит: минуточку — и пропадает на целую вечность. А когда говорит, что времени на игру осталось 10 минут, — кажется, что прошло всего секунд пять…
Четыре лебедя
Высоко-высоко в горах, в гнезде, которое находилось на вершине неприступной скалы, жили четыре прекрасных лебедя. Они были сыновьями Солнца. А звали их Утро, День, Вечер и Ночь. Перья первого лебедя были розовыми, второго — белыми, третьего — серебристо-серыми, а четвертого — черными, как смоль. Когда Солнце начинало медленно подниматься над землей, из гнезда вылетал розовый лебедь. — Сын мой младший, лети над землей, неси на крыльях светлое утро! — напутствовал его отец. Широко раскинув крылья, розовый лебедь кружился в поднебесье, и всё кругом озарялось нежным сиянием. Начинался рассвет. Розовело небо, становились розоватыми, словно лебединые перья, легкие облака, светлели воды в реках и озерах, раскрывались венчики душистых цветов, пробуждались птицы, просыпались люди. • Видели ли вы рассвет? Расскажите о нем. Солнце поднималось выше. Розовый лебедь возвращался в гнездо, а в небо взлетал белый лебедь, неся на своих крыльях светлый день. Шумели зеленые леса, порхали бабочки и стрекозы, ярко пестрели цветами луга, синели реки, люди занимались делами. • Как вы думаете, какими делами наполнен день? Когда Солнце опускалось ниже, и его косые золотистые лучи скользили по глади речных вод и зеленым травам, отправлялся в путь серебристо-серый лебедь. Он нес с собой вечер. Темнело небо, облака становились лиловато-сиреневыми. Сумрак окутывал землю. Люди спешили завершить начатые дела. Хозяйки накрывали столы, и семьи дружно садились ужинать. После ужина женщины занимались рукоделием, рассказывали детям сказки. А когда Солнце скрывалось за высокой горой, из гнезда вылетал черный лебедь. • Как вы думаете, какое время суток наступало на земле?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Где жили лебеди? Как звали лебедей? Когда вылетал из гнезда розовый лебедь? Какое время суток «нес на крыльях» розовый лебедь? Какой лебедь вылетал на смену розовому лебедю? Какое время суток наступало с прилетом серебристо-серого лебедя? Когда вылетал из гнезда черный лебедь? Почему злой волшебник захотел погубить розового лебедя? Расскажите о том, что произошло дальше.
Заглянем в толковый словарь
Утро — часть суток, сменяющая ночь и переходящая в день. День— часть суток от восхода до захода солнца между утром и вечером. Вечер — часть суток, сменяющая день и переходящая в ночь. Ночь — часть суток от захода до восхода солнца между вечером и утром. Полярный день — часть года за Полярным кругом, когда солнце не заходит за горизонт. Полярная ночь — часть года за полярным кругом, когда солнце не поднимается над горизонтом.
Сказка про Часы на письменном столе
Сказка поможет понять детям, зачем нужно следить за временем и какую роль часы играют в жизни школьника.
«На обычном письменном столе обычного Мальчика стояли Электронные Часы. Они едва виднелись из-за горы тетрадок, разных ручек, карандашей, линеек. Часы стояли во всех смыслах этого слова. Печально выглядывало темное гладкое окошко. А ведь когда-то на нем светились ярко-зеленые цифры. Но они погасли, когда маленькое сердечко остановилось. Батарейка перестала работать.
С того самого дня поселился на письменном столе Беспорядок. Ведь никто не знал, сколько времени. Малыши-карандаши стали опаздывать в Пенал, который был для них транспортом в школу. Некоторые малыши и вовсе оставались дома. Ручки не знали, когда им нужно писать примеры. Оттого Тетрадки были все измазаны красными чернилами учительницы.
Настольная лампа стала выключаться раньше чем обычно. От этого на столе часто случались аварии. Степенная Линейка однажды в темноте задела бумажный Клей. На Письменном столе образовалось белое липкое болото, в котором утонул бедняжка Ластик. Все жители стола ругались на Часы: — Как им не стыдно! — возмущался Фломастер.— Неужели не видят, как все мы тут мучаемся. Тетрадки грустно вздыхали: — Мы так на них надеялись. Теперь приходится каждый день краснеть, оттого что, Ручки вовремя не делают свою работу.
Знакомство с часами
И лишь когда малыш подружится со всеми этими понятиями, начинайте знакомить его с Их Величеством Часами. С часами со стрелками, разумеется. Для начала можете просто рассказать, что короткая стрелочка показывает, сколько часов, а длинная — сколько минут. Повесьте часы на видное место и регулярно обращайте внимание ребенка на то, который сейчас час. Подарите ему самые простые наручные часы со стрелками и почаще просите подсказать вам время. Естественно, он будет спрашивать у вас, а вы ему будете показывать и рассказывать.
Изготовьте макет часов из картона с подвижными стрелочками и крупными четкими цифрами (любой папа сделает это за 5 минут). И вместе с малышом ставьте стрелки на разное время. Сначала осваивайте только ровные часы, то есть длинная стрелка — на 12, а маленькая двигается по кругу. Когда малыш с легкостью будет называть каждый час, можно переходить к понятию получаса (длинная стрелка — только на 6). Не торопите ребенка, изучение часов может занять не один месяц, ведь даже шестилетки не всегда могут быстро посчитать, сколько это будет — 5 по 5.
Понятие времени в дошкольном возрасте
Ребёнок соглашается, но через эти самые пять минут закатывает истерику и отказывается идти.
Родители думают, что малыш просто не слушается, обвиняют его в том, что он не держит слова, ситуация накаляется.
На самом деле причина в том, что дети до 6-7 лет не знают, что же такое «пять минут». Ребёнок слышит, что ему разрешили ещё поиграть, и всё!
Обучение детей времени начинается с распорядка дня. Ребёнок запоминает последовательность своих действий в течение дня. Нужно называть ему время суток, в которое он совершает определённые действия. Есть специальные плакаты, демонстрирующие, чем занимаются люди в течение дня. Сначала малыш начинает отделять ночь от дня, потом выделяет утро и вечер.
Временные представления формируются также на примере времён года. Ребёнку рассказывают, что времена года сменяют друг друга. До 3-4 лет существует феномен детской амнезии, связанный с особенностью кратковременной памяти. Это означает, что четырёхлетний ребенок не может вспомнить, что было два года назад. Максимум – он может вспомнить отдельные события прошлого лета. Пятилетний будет помнить ещё меньше о своем «детстве».
Именно поэтому «время» для ребёнка – очень сложное для понимания понятие. Оно формируется постепенно и последовательно.
Путешествие во времени (сказка для младшего школьного возраста)
Витька Семушкин вспотел.
Битый час он провозился с этой задачей, а решения все не было и не было, мало того, он даже понятия не имел, как ее решать. Он представил себе, какими глазами будут завтра смотреть на него одноклассники, как фыркнет и отвернется Ленка…
Нет, так нельзя.
Надо обязательно что-то придумать.
Витька положил левую руку на живот, чуть ниже того места, где заканчивается грудина, а правую — на покрытый холодным потом лоб, и напрягся.
Ничего.
Напрягся сильнее, представляя себе, как он проникает мысленным взором в хранилища всемирной мудрости…
Опять ничего.
Вообще-то Витька умел заглушать зубную и головную боль, останавливать кровотечение и развитие герпеса, умел предвидеть некоторые не слишком отдаленные события, — поэтому имел достаточно оснований считать себя обладателем особых способностей, но на этот раз у него ничего не получалось.
Витька зажмурился и напрягся изо всех сил, так, что зашумело в ушах, а перед глазами поплыли искры… Он почувствовал, что проваливается куда-то… И вдруг услышал голос:
— Ты кто?
— В смысле кто? — не понял Витька.
— А какой еще может быть смысл? Ты кто?
— Ну…, — замялся Витька, удивляясь нереальности происходящего, — я Витька Семушкин.
— Хм. Интересно. Ну и что ты делаешь в моей голове, Витька Семушкин?
— В смысле в вашей голове? — изумился Витька, — голова-то как раз моя…
— Давай закончим этот глупый спор: я знаю, что это ты в моей голове, а твое мнение на этот счет меня не интересует. Откуда ты вообще взялся на мою голову, Витька Семушкин?
— Ну, это… Из Нижних Мневников, — неуверенно промямлил Витька.
— А где это?
— В Москве, — обреченно ответил Витька, решив, что спятил.
— В Москве… Хм… А где это?
— Слушай, кончай валять дурака, — взорвался вдруг Витька, — Москва — это столица России, самой большой страны на Земле. Как кто-то может этого не знать? А ты-то сам откуда?
— А какой у тебя сейчас год в этих твоих Нижних Мневниках, Витька Семушкин? — переспросил голос после некоторой заминки, и Витьке почудилось, что интонация изменилась — исчезла враждебность, добавилась заинтересованность…
— Две тысячи пятнадцатый. От Рождества Христова. Июнь, — ответил Витька с облегчением, так как ему совсем не хотелось ссориться с голосами в своей собственной голове.
— Правда что ли?! Ну, дела…, — удивился голос.
— Вот тебе и дела, — осмелел Витька, — а сам-то ты откуда?
— Лангкави. Но это не важно. Важно в данном случае, что у нас тут одна тысяча тринадцатый год… По-вашему это будет три тысячи двадцатый.
— Врёшь?! – изумился Витька.
— Мамой клянусь. Можешь меня спросить о чём-нибудь.
— Ну, это… Будет ли третья мировая война?
— Будет. Теперь веришь?
— Нет… Есть ли у вас смертная казнь?
— Нет. У нас и полиции в вашем понимании нет. И судов. И тюрем. И армий.
— Как так?
— А вот так. Не требуется. Каждому гражданину вживлён чип, который передаёт на его домашний терминал всю информацию о происходящем вокруг в реальном времени, терминал эту информацию анализирует, и, если необходимо, передаёт для дальнейшего анализа в районный терминал. А там уже принимается решение – совершил данный гражданин нарушение, или нет.
— Ну и если совершил?
— Если совершил – накладывают штраф. Ну а если злостный нарушитель, то могут и на Бали сослать.
— В смысле на Бали?
— Вы все там, в прошлом, такие тупые, или ты, Витька Семушкин, особенный? Ну, на Бали – чего тут непонятного? Живут там себе, на острове, без связи с внешним миром. Как хотят. Некоторым даже нравится. Но таких мало – поэтому поговаривают о переводе колонии на какой-нибудь другой островок, поменьше. Плоховато у нас с преступностью.
— А есть ли у вас наркотики? Алкоголь? Самоубийцы? Коррупция? Политики?
— Наркотики…? А, понял. Есть. Каждый имеет право делать с собой всё, что вздумает. Вплоть до самоубийства. Но вот с другими ничего делать нельзя. Если, конечно, не хочешь пожить на Бали. Политики есть. Коррупции нет – так как её невозможно было бы скрыть. Ну что, поверил теперь?
— Ну… Не знаю даже… Погоди, есть тут у меня одна задачка… Сможешь решить?
— Только-то? Пиши решение…
Витька записал, удивляясь, как ему самому не пришла в голову такая простая мысль…
— Слушай, Витька Семушкин, а давай и я тебе вопрос задам? А то мне завтра в классе доклад делать, а я всю голову сломал, никак понять не могу… А вопрос как раз про твоё время, и про эту твою… Россию…
— Конечно, спрашивай.
— Объясни мне, как случилось, что два народа, столько лет проживших вместе, и столько всего переживших, вдруг стали испытывать такую взаимную вражду? Почему Россия пошла на Украину войной? Зачем захотела разделить её территорию?
— Очень просто: руководители нашей страны боятся перемен. Они думают, что если потеряют власть, то те, кто придёт им на смену, обязательно их накажут – за то, что они натворили, пока были руководителями. Поэтому, когда в Украине народ выступил против своего президента, наши руководители испугались, и решили поссорить два наших народа, чтобы нашим и в голову не пришло брать пример с украинцев…
Витька хотел ещё много чего рассказать – и про Крым, и про телевизионную ложь, но в ушах у него опять зашумело, а в глазах вспыхнули огненные всполохи – что твой салют…
С трудом разлепив наутро глаза, Витька снова зажмурился – башка разламывалась вдоль и поперёк…
— Уффф… Привидится же такое…
Выкарабкался из постели, потянулся, подошел к столу…
На самом видном месте лежала бумажка с наспех записанным решением вчерашней задачи.
Шаги к пониманию времени
Время — нечто обширное и неподвластное. Значит, надо его упорядочить в сознании малыша. Как?
- Выучите времена года.
- Познакомьте ребенка со всеми месяцами.
- Выучите дни недели и как они идут друг за дружкой. Пусть каждый день у малыша с чем-то ассоциируется. Суббота — идем к бабушке. Воскресенье — в театр. Понедельник — в парк на велосипеде (или санках). Вторник — танцы. Среда — котлеты с картофельным пюре.
- Помогите ребенку прочувствовать новые для него слова и понятия — «позже», «сегодня», «вчера», «завтра», «конец недели», «час», «минута», «день», «ночь».