Библиографическое описание:
Ващенкова, Т. И. Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии / Т. И. Ващенкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 35-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7049/ (дата обращения: 09.01.2023).
В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать непродуктивные эмоционально-поведенческие паттерны взрослых и детей, восстанавливать душевные ресурсы, гармонизировать детско-родительские отношения.
Ключевые слова:
эмоциональное неблагополучие детей и родителей; коррекция детско-родительских отношений; психотерапевтические сказки; межличностный эмоциональный дефицит; фрустрация витальных потребностей ребенка.
The article introduces the problem of children’s emotional disadvantage as a factor in the destructive formation of interpersonal relationships in the «parent-child» system. With the use of the fairy tale therapy method, it is possible to correct unproductive emotional and behavioral patterns of adults and children, restore mental resources and harmonize parent-child relationships.
Keywords:
emotional disadvantage of children and parents; child-parent relationships correction; psychotherapeutic fairy tales; interpersonal emotional deficit; children’s vital needs frustration.
Пожалуй, нет ничего в жизни столь созидательного и столь разрушительного, как сила человеческих эмоций и чувств!
Многогранность эмоциональных переживаний, их личностная значимость и интенсивность, являются пространством, в рамках которого и за его пределами проявляется психическая субъектность конкретного индивида.
Эмоции мотивируют человека на достижение целей, на познание существующей реальности, определяют его способность адаптироваться в окружающем мире.
Эмоциональные состояния проявляются в работе и семье, построении межличностных отношений, душевных кризисных состояниях человека.
Интеллектуализация эмоциональных переживаний позволяет человеку занимать нишу самых высокоорганизованных существ на земле под названием «homo sapiens».
В современном, напряженном ритме жизни и неопределенности в будущем, особенно актуальной становится проблема эмоционального здоровья людей.
В трудном поле оказались врачи психиатры, психологи, дети и родители. Рассматривая вопрос эмоционального здоровья современных детей, специалисты проявляют серьёзную озабоченность в отношении психического благополучия подрастающего поколения.
В настоящее время, к сожалению, стоит признать очевидное, количество детей с эмоционально-поведенческими нарушениями увеличивается.
К данной категории относятся дети с тревожными и агрессивными проявлениями, дети с расстройствами аутического спектра, неврозами и психопатоподобными состояниями.
Рассматривая проблему роста числа детей с эмоциональными расстройствами, необходимо отметить, что наряду различного рода факторами эндогенного и экзогенного характера происхождения, наиболее остро встает вопрос о деструктивной специфике формирования межличностных отношений в системе «родитель и ребенок». Речь идет о эмоционально-депримированном фоне, в условиях которого на сегодняшний день функционируют огромное количество семей. На сегодняшний день стоит признать следующее: специфика современных семейных взаимоотношений заключается в их мотивационно-потребностной разобщенности и эмоциональной глухости!
Конечно, определенные социальные обязательства родителями выполняются, например, обеспечение витальных потребностей, контроль за академической успеваемостью ребенка в школе. Рациональный подход к решению бытовых проблем понятен, эффективен и что самое главное, не требует вложения душевных сил и времени, которых и так у современных родителей в огромном дефиците!
И все бы хорошо, если бы не одна очень важная формирующая составляющая нормального психического развития ребенка, попытка обойти которую, в конечном итоге приводит к нивелированию образа «истинно счастливой семьи».
Человек есть не только тело, но и душа с ее переживаниями, устремлениями, поиском себя в этом мире. Духовное становление — есть единый с родителями и детьми ресурсный продукт душевных сил, позволяющий ребенку в будущем преодолевать трудности, поддерживать баланс гармонии чувств и разума, представляющий основу полноценной зрелой личности. При этом, главным условием здорового созревания психики ребенка, является семейная почва, напитанная любовью, теплом и многогранностью переживаний. Так уж заложено человеческой природой, основополагающим мотивом которой, является потребность ребенка любить, с выражением ответных родительских чувств!
Все ли так обстоит на самом деле? Почему в поведении дошкольников все чаще наблюдаются аутизация, истерии, невротические расстройства, враждебность, потребность доминировать и неутомимо желать своего.
В подростковой среде совершаются суициды. Дети оказываются не способными справиться, казалось бы, с классическими возрастными проблемами, преследующими поколение за поколением, в свое время решающих достаточно успешно. Не потому ли сигналы, которые нам все чаще подает природа в виде дисгармоний психического развития детей, это плата за родительскую душевную и эмоциональную глухость?
Согласно социокультурной теории личности, автором которой является Карен Хорни (немецкий врач психиатр, известный психоаналитик), решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности [Horney,1939]. Потребность в удовлетворении охватывает все основные биологические нужды детей в пище, сне, тепле.
По мнению Карен Хорни [3, стр. 255]., главной в развитии ребенка является потребность в безопасности, основной мотив которой — быть любимым, желанным, понятным. Удовлетворение потребности в психологической безопасности ребенка полностью зависит от родителей.
Понять причину различных эмоциональных расстройств у детей, помогает взгляд Карен Хорни на сформированные аномальные семейные отношения, как главного фактора невротизации ребенка.
Центральным звеном в фрустрации потребности ребенка в психологической безопасности, являются невротические изменения характера самих родителей. Неблагоприятные черты личности родителей, такие как: аффективность, противоречивость, повышенная принципиальность, тревожная мнительность, доминантность, накладывают свой неизгладимый отпечаток на детско-родительские отношения.
Особенности характерологических изменений отца и матери, проявляются зачастую в недостаточной эмоциональной отзывчивости и своевременного отклика на настроение и понимание чувств ребенка, отсутствие гибкого подхода к решению психолого-педагогических проблем.
По мнению автора социокультурной теории личности Карен Хорни, в результате блокады потребности в безопасности, у детей формируется установка базальной враждебности. Базальная враждебность — это ощущение одиночества и беспомощности перед реальностью окружающего мира. Ограниченный социальный опыт не позволяет ребенку анализировать сложившиеся обстоятельства и адекватно действовать.
При отсутствии же своевременного положительного эмоционального подкрепления и понимания со стороны родителей, у ребенка формируется базальная тревога, которая на эмоциональном уровне проявляется наличием либо протестных агрессивных реакций страха и негативизма, либо замкнутостью и аутизацией. Нарушается процесс социализации, что в свою очередь усугубляет личностную дисгармонию ребенка.
«Сказка — ложь, да в
ней намек…»
Все мы родом из детства. Пожалуй, нет в мире человека, который бы не любил сказки. Что за магическая сила влечет за собой целые поколения людей, побуждая в них желание встречи с таинственным?
Каждый ребенок и взрослый знает, что в сказочной жизни всегда царят волшебство и счастливый конец. Волшебство — это превращения, посредством которых, главный герой достигает желаемого. На языке сказки означает: «Пройти огонь, воду и медные трубы». В повседневной обыденной жизни волшебство означает воспитание характера, энергетическая сила которого, помогает человеку преодолевать жизненные невзгоды и способствовать достижению поставленных целей.
Счастливый конец символизирует веру в справедливость, любовь и правду человеческого бытия. Без веры в божественное доброе-вечное, невозможны процессы миро созидания, поскольку априори человеческая природа ориентирована на любовь, как на начало начал. Доказательством тому, всегда является герой- победитель способный справится с силой зла, разрушающей божественное начало. Ценностные смыслы, определяющие сюжетную линию сказки, позволяют героям поддерживать в себе баланс той здоровой жизненной энергии, которая помогает им адекватно реагировать на обстоятельства и эффективно решать возникающие проблемы.
И все-таки, не сами по себе смыслы привлекают внимание и поддерживают интерес человека к сказочному миру. На самом деле, магической силой притяжения, является многообразный и понятный для всех мир эмоциональных переживаний и чувств, которые трансформируясь наполняет наше душевное состояние новым энергетическим зарядом, позволяющим человеку находить силы гармонизировать свою природную сущность. На языке психологии понятие «гармонизировать», означает способность справиться с состоянием внутреннего беспокойства, приводящим к поведенческим нарушениям. Своевременно неотреагированные негативные эмоции у детей в повседневной жизни (чувство страха, тревоги, обиды, одиночества, агрессии), служат почвой для формирования чувства неполноценности, приводящим к всевозможным вариантам деструктивного поведения. Отреагировать «значимую» эмоцию, посредством переживаний чувств сказочных героев для ребенка, означает достигнуть психологического комфорта, почувствовать себя в безопасности.
Что касается взрослых, механизм гармонизации посредством сказки, проявляется на уровне осознания имеющихся проблем, причем в щадящем для них варианте. Ведь поведенческие паттерны сказочных героев, представляют архетипы (образы) нашего коллективного бессознательного, которые помогают людям воспринимать происходящие события легко идентифицируя себя с поведением персонажа и вместе с тем, не затрагивая болезненную уязвимость собственного эго-состояния. В противном случае, психотерапевтическая задача не может быть решена, поскольку в ситуации реального конфликта человеку свойственно уходить в психологическую защиту, дабы сохранить чувство собственного достоинства.
Исходя из вышеизложенного, стоит отметить следующее:
- Проблему эмоционально-поведенческих нарушений у детей (формирование базальной тревоги) необходимо рассматривать в русле детско-родительских отношений;
- Эмоциональное неблагополучие в детско-родительских отношениях, является следствием сформированности невротического склада характера родителей, либо одного из них;
- Коррекционной моделью детско-родительских отношений является сказкотерапия;
- Сказкотерапия — жизненный ресурс, позволяющий почувствовать и осознать глубинный смысл происходящего не затрагивая уязвимость эго-состояния;
- Примеры сказочных героев, являются средством воспитания нравственных ценностей и приобретения опыта адекватных поведенческих паттернов, направленных на умение справляться с проблемой.
Приложение
В приложении представлены авторские варианты психотерапевтических сказок для работы с родителями детей дошкольного возраста, по решению проблемных ситуаций в системе «родитель-ребенок». Сюжеты сказок составлены с учетом особенностей типа воспитания и характера взаимоотношений конкретной семьи. Представленные варианты сказок, могут быть использованы как в рамках индивидуальной работы с родителями, так и на групповых консультациях. Также, представляется возможным использование приема, когда родителю предлагается начало сказочного сюжета, с последующим самостоятельным его завершением. Использование данного приема позволяет педагогу-психологу решить как психотерапевтическую задачу, так и диагностическую.
Психокоррекционные сказки для работы с
родителями (автор
Т.
И.
Ващенкова)
Сказка про букашку Бу
В одной, очень далекой маленькой стране жила- была семья букашек. Мама и папа букашки очень много работали. Они все время куда-то улетали и возвращались домой только под вечер. Их сынок букашка Бу был еще маленький. Он часто оставался дома один и грустил, ему было скучно и одиноко. И даже, когда мама и папа букашки были дома, они всегда были заняты своими взрослыми делами. Когда букашка Бу просил их вместе поиграть, родители часто отвечали, что они сильно устали и поиграют с ним в другой раз.
Так продолжалось довольно долго. У букашки Бу выросли крепкие крылышки, и он стал самостоятельно вылетать из своего домика. Букашка Бу не знал конечно, что мир таит в себе не только много интересного, но и всевозможные опасности.
И вот однажды, когда букашка Бу в очередной раз остался один, к нему на паутинке прилетел его друг паучок Чок. Паучок не умел летать, поскольку у него не было крылышек, но он умел плести липкую паутинку. Этой паутинкой он прикреплялся к бабочкам, стрекозам, пчелам и мог перелетать с места на место. Так произошло и в этот раз. Паучок Чок прикрепился паутинкой к своему другу букашке Бу, и они вместе полетели вокруг его домика. Вскоре, они решили отлететь немного подальше. Паучок Чок предложил слетать на ближайшую полянку. Когда же букашка Бу приземлился на полянке, то паучка на паутинке он почему-то не нашел.
Букашка Бу заплакал, ведь он потерял своего единственного друга, с которым ему было весело и интересно. А еще он плакал потому-то не знал, как теперь найти дорогу домой. Сидит букашка Бу на травинке и не знает, что дальше его ждет. Мама и папа букашки никогда не рассказывали ему, что нужно делать, если потерялся. Вдруг, навстречу ему ползет огромная зеленая гусеница. Зеленая гусеница была доброй, она пожалела букашку Бу и сказала: «Садись на меня, я привезу тебя к себе домой». Букашка Бу, конечно, согласился. Так он и остался жить у зеленой гусеницы.
Под вечер мама и папа букашки вернулись домой, как всегда усталые. Долго они искали и звали своего сыночка, но так и не нашли. Мама букашка сказала: «Наверно Бу сильно обиделся на нас. Ведь мы никогда с ним не играли, все время дела и дела!». Папа букашка с глубокой грустью сказал: «Я очень сожалею о том, что не научил Бу пользоваться сигнальным маячком. Если бы он сейчас включил его, мы бы сразу смогли его найти! Что же нам теперь делать? Как же так получилось, что мы все время работали и хлопотали по-хозяйству, ради благополучия нашей семьи, ради нашего сыночка, а в итоге остались совсем одни?
А в это время, букашка Бу весело играл в домике у зеленой гусеницы. Маленькие гусенички любили играть в прятки. Как-то одна гусеничка, заползла в темный уголок, где прятался Бу. Она нечаянно дотронулась до его головки и вдруг на ней загорелся яркий огонек похожий на маячок. Этот огонек не просто освещал все вокруг, он сильно мигал, посылая сигналы. Маленькой гусеничке очень понравился маячок, и она предложила букашке Бу показать его другим гусеничкам. Когда же все насекомые собрались на полянке, чтобы посмотреть на это чудесное зрелище, в это время мимо пролетали родители Бу. Они, конечно, сразу заметили яркие, мигающие огоньки. Папа с мамой закричали от радости и незамедлительно полетели на полянку. Когда они приземлились, то увидели совсем взрослого сыночка, который умел самостоятельно летать и пользоваться сигнальным маячком. Да, им можно было по праву гордиться букашкой Бу! И они гордились, но и глубоко сожалели о том, что время пролетело так быстро, а они, так и не смогли стать для своего сына достойным примером.
Сказка про бабочку
В одном чудесном волшебном лесу жила бабочка. Бабочка была очень красивая, с большими бархатными крыльями и длинными черными усиками. Она боялась всего-всего на свете. Когда она беспокоилась, усики ее заметно дрожали.
Друзей у нее не было, потому-то бабочка к тому же была очень обидчивая. Ей трудно было просить прощение у других насекомых, даже в тех случаях, когда она была не права. Бабочка очень от этого страдала, но ничего не могла с собой поделать.
У бабочки была маленькая дочка похожая на маму. Мама постоянно проявляла беспокойство и предупреждала свою дочку об опасностях, которые кроятся в лесу. Она говорила ей: «Не летай высоко, иначе тебя могут склевать птицы. Не садись на цветы, ты можешь испачкать свои крылышки пыльцой. Не дружи с бабочками все они плохие и от них одни неприятности». Маленькая бабочка, конечно, слушала свою маму и постепенно становилась похожей на нее.
И вот пришло время, когда маленькая бабочка полетела в детский садик. Там было много таких же красивых бабочек, но все они заметно отличались от нее. Они были веселые, общительные, высоко летали и совсем не боялись испачкаться.
Наша бабочка сидела на травинке целый день одна, надув при этом свои прелестные щечки, смотря с обидой на других ребят-бабочек.
Прошло несколько дней, и она не захотела идти в садик. А вскоре маленькая бабочка заболела. Ведь в детском саду от страха она совсем не двигалась, а чувство обиды не позволяло ей радоваться даже солнышку и теплым денькам. Мама -бабочка в отчаянье не знала, как ей быть, на кого обижаться, ведь целыми днями они были вдвоем, остальные тут были не причем.
И чтобы спасти свою маленькую дочку, большая бабочка решила несколько дней пожить, как другие насекомые. Вместе они решили подняться высоко в небо преодолевая свой страх и с высоты птичьего полета посмотреть на поляну, цветы, речку. Сверху открылся неописуемо красивый пейзаж, который наполнил наших героинь чувством наслаждения и внутренней свободы. От восторга мама с дочкой рассмеялись, страх совсем исчез. После такого чудесного полета бабочки проголодались и полетели на поляну с яркими цветами.
Они перелетали с цветка на цветок, усики и лапки, покрытые пыльцой, только забавляли их. На поляне они быстро нашли себе новых друзей, с которыми быстро подружились и стали летать друг к другу в гости.
Маленькая бабочка перестала болеть и с удовольствием теперь летала в детский садик. А мама стала еще более красивой, потому-то она научилась улыбаться и радоваться каждому дню.
Сказка про ручеек
Жил был маленький ручеек. Он был маленький, но очень высокомерный и упрямый. Больше всего на свете он хотел стать огромным океаном, самым главным над всеми реками и морями.
Когда наш ручеек путешествовал по полям и лесам, он стремительно заполнял своей водой все вокруг. Жители поляны просили ручеек прокладывать свой путь где-нибудь подальше от их домиков. Конечно, они хотели сохранить свои жилища. Но ручеек был очень прямолинейным и упрямым и ни за что не хотел идти на компромисс. Договариваться было не в его правилах.
Так продолжалось довольно долго, вокруг все страдали и терпели. И вот однажды случилось следующее. Ручеек, не зная никаких преград перед своим напором, повстречался с другим похожим ручейком. Тот тоже хотел быть главным и не собирался уступать. Наш ручеек по привычке стал оказывать сопротивление, но вскоре понял, что с упрямством трудно ладить.
Случилось то, что должно было случиться. Воды другого ручейка стремительно поглотили нашего героя. А ведь стоило ему всего то — поменять свое направление и тогда раскрылась бы перед ним другая жизнь и новые возможности!
История про маленького короля
В одном небольшом городке жил человек. С виду он был достаточно обычным. Делами и достижениями своими не отличался, но при всем при этом о себе он был «особого» мнения.
Когда человек был маленьким, ему, как и большинству других детей хотелось быть умнее, сильнее и успешнее остальных. Родителям маленького человека из-за большой любви к нему, а может быть к себе, хотелось, чтобы так все и было.
Они часто восхищались маленьким человеком, но зачастую этим все и заканчивалось, так как делами и достижениями наш маленький человек не славился. В таком жизненном пространстве, которое они так кропотливо оберегали, родители наконец достигли своего апогея. Их сын стал «уникальным»!
В отношениях с друзьями у человека как-то не сложилось, с работой как-то тоже не везло. И не то, чтобы он был ленивый. Просто любая работа для человека оказывалась неподходящей. Хотелось многого, но делалось мало.
Время быстротечно, «кумир семьи» так и живет в небольшом городке, как и полагается королю, непризнанному королю со своими поданными — родителями и с чувством огромной любви к себе.
Сказка про корешки
В далеком дремучем лесу жил-был медведь Михаил. Проживал он в берлоге вместе со своим маленьким сыном Петрушей. К воспитанию сына Михаил относился очень серьезно: приучал к труду, всегда объяснял, что, зачем и почему. Все лето он рассказывал медвежонку, зачем заготавливать корешки на зиму и как это важно. «Если не заготовить достаточно корешков, то будешь всю зиму лапу сосать» — говорил Петруше папа-медведь.
Вот только сам Михаил этим правилом всегда пренебрегал и регулярно оказывался в этой неловкой ситуации. При этом, Михаил постоянно приговаривал, что, если бы он сделал все правильно, так как он это описывал в своих поучениях Петруше, то он бы смог достойно пережить зиму.
Но шел год за годом, а Михаилу каждый раз не удавалось заготавливать достаточное количество корешков. Возможно, он просто не успевал сделать этого до наступления зимы. Возможно, он не считал, что это действительно так важно, как говорил об этом Петруше. Причину, по которой Михаил не заготавливал достаточно корешков на зиму никто не знал. Возможно, ее не знал даже сам Михаил.
Прошло еще несколько лет. Петруша совсем вырос и принял решение переехать в свою собственную берлогу. По приходу зимы он внезапно обнаружил, что не заготовил достаточно корешков для беззаботной зимней спячки. При этом, Петруша объяснял своему отцу, что, если бы он все лето заготавливал корешки, то он бы смог спокойно встретить зиму. Возможно, молодой медведь совсем забыл о таком важном деле как подготовка к зиме. Возможно, он просто не посчитал это настолько необходимым, чтобы тратить на это все лето. Причину, по которой Петруша не заготовил достаточно корешков на зиму не знал никто. Возможно, ее не знал и сам Петруша.
В самом разгаре зимы у Михаила и у Петруши в один день, в одно и тоже время закончились корешки. Весну отцу и сыну суждено было встречать голодными. А Михаил посасывал лапу и думал, почему он так и не смог объяснить сыну всю важность заготовки корешков на зиму?!
Сказка о
козе-дерезе, козле-боюне и
козленке-кусаке
На зеленом лужку, а может и на полянке паслась семья коз. У папы козла были большие рога. Больше всего на свете он любил ими бодаться. Бодался папа козел со всеми, по поводу и без, да так, что все остальные козы старались обходить его стороной.
Мама коза — дереза тоже была не из «робкого десятка». Больше всего на свете она любила громко блеять по поводу и без, при этом устрашающе для всех топать своими копытцами.
Маленький козленок вскоре вырос. От папы козла он научился сильно бодаться, от мамы козы быть задиристым и крикливым, а от себя самого — сильно кусаться. Козленок, может быть, и хотел жить по-другому, но не умел. Истина проста: «Чему научился, таким и получился!».
Сказка про большую и
маленькую тучку
Жили на небе две тучки. Одна была тучка большая, а другая маленькая. Большая тучка часто обижалась на всех вокруг, поэтому она была всегда хмурая, темного цвета и большого размера. Тучка копила в себе множество обид и с каждой очередной обидой она становилась все огромнее.
Другая тучка была маленькой и веселой. Она старалась со всеми быть приветливой и доброй. Если кто-нибудь обижал маленькую тучку, она старалась быстро прощать или вовсе не обращала на обиду своего внимания.
Большая тучка всегда говорила маленькой: «Ты слишком быстро прощаешь своих обидчиков. Нужно, чтобы они долго просили прощение, а еще лучше, если они тебя будут задабривать чем-нибудь!».
Маленькая тучка решила воспользоваться советом большой тучки. Как-то она обиделась на солнышко, которое закрыло тучку своими лучами. Долго хмурилась маленькая тучка, да так она сильно обиделась, что почернела. Мимо пролетала знакомая птичка, увидела она тучку и сказала ей: «Не копи в себе плохое, освободись от обид и тебе сразу станет легче. Но лучше всего помоги кому-нибудь добрым делом».
Маленькая тучка, как раз пролетала над деревней, в которой стояла засуха. Тучка пролила на посевы огромное количество воды. Люди обрадовались, стали махать тучке руками благодаря ее за спасение. Маленькой тучке стало так легко и радостно, что она решила делать добрые дела помогая другим.
Большая тучка окончательно превратилась в черную тучу, которая раздулась до невероятных размеров. Она уже не могла быстро летать по небу. Как-то разразился страшный гром, на небе сверкнула молния, которая попала в большую тучу. Начался ливень, он продолжался несколько дней. Когда выглянуло солнышко, по небу плыли маленькие белогривые облака. Они были такие легкие, такие светлые! Девочка, сидящая на траве и «надувшая» свои щечки на маму, вдруг посмотрела на небо и рассмеялась. Наверно маленькие облака рассказали ей какую-то тайну. А вы знаете эту тайну?
Литература:
- Ждакаева Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок. Издательство: Речь, 2011г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Издательство: Речь,2018г.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности-СПб.; Питер,2001.-608с.: ил.-(Серия «Мастера психологии»).
* Терапевтические сказки для детско-родительских отношений
30.03.2020
Просмотров всего: ,
сегодня:
Терапевтические сказки для детско-родительских отношений.pdf
(скачать)
(посмотреть)
Дата создания: 30.03.2020
Дата обновления: 30.03.2020
Дата публикации: 30.03.2020
Ссылки
-
Администрация Чкаловского района города Екатеринбурга -
Сайт Департамент образования Администрации города Екатеринбурга -
Официальный интернет- портал государственных услуг -
Институт развития образования -
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области -
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области -
Диалоговая площадка Уральского Федерального округа
-
Министерство образования и науки РФ -
Дом Учителя -
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РОСОБРНАДЗОР -
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области -
Сайт психолого — педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» -
Электронная очередь -
Муниципальные услуги -
Единое окно доступа к образовательным ресурсам -
Федеральный портал Российское образование -
Официальный сайт ДГБ №8 -
Федеральная налоговая служба -
Сайт ГИБДД по Свердловской области -
Официальный сайт Минпросвещения России -
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Наверх
МБДОУ — детский сад № 548
620010, г. Екатеринбург, ул. Инженерная 67-а
+7 (343) 258-37-23, +7 (343) 258-36-74
Версия для слабовидящих
Гармонизация детско — родительских отношений средствами сказкотерапии и психодрамы
Детско-родительские отношения — это отношения в которые непосредственно включён ребёнок, они являются уникальным источником для создания модели поведения ребенка в обществе, играют важную роль в дальнейшем жизненном пути ребенка и не являются равнозначными. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили взаимоотношений и та роль, которая отводится ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
Работая педагогом -психологом в детском саду я наблюдаю, анализирую и консультирую семьи обучающихся.
Секрета в том, что детско-родительски отношения не всегда складываются гармонично, нет. Родители сетуют на непослушание ребенка, на то, как с ним трудно и какой он несносный. Родителям зачастую трудно признать, что истинной причиной проблемы межличностного общения и эмоционального сближения с ребенком является семейное неблагополучие.
Как писала Вирджиния Сатир, именно ребенок является носителем семейного симптома, именно он бессознательно берет на себя ответственность за сохранение семьи как системы. И если ему для этого необходимо болеть, не справляться с заданиями или безобразно себя вести, то он будет это делать. Это может стать непомерной ношей для ребенка и он, безусловно, нуждается в помощи. Беда только в том, что, если родители сопротивляются изменениям, то и психолог помочь может мало. Можно сколько угодно работать с ребенком, но каждый раз, возвращаясь в травмирующую среду, он будет возвращаться к привычному поведению. Поэтому так важно включить в «пакет помощи» ребенку его родителей.
В своей работе я сделал акцент на гармонизацию детско-родительских отношений через психодраму и сказкотерапию так как сама по себе психодрама это метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором для понимания и изменения внутреннего мира личности используется инструмент драматической импровизации. А сказкотерапия — метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения. Автор метода Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.
Благодаря этим методам у взрослых есть возможность легко и естественно прожить опыт межличностных отношений который основывается на умении принимать и играть роли, понимать чувства других людей, осознавать свои переживания.
Почему так?
Во первых содержание сказок вызывает интерес, как у детей, так и у взрослых: в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Воздействие с помощью метафоры, в форме которой создана сказка, является глубинным и стойким, поскольку затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.
Во вторых сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев.
И в третьих психодрама построена на психодраматической символической игре и позволяет моделировать реальные жизненные ситуации, искать и находить оптимальные способы поведения в них, осваивать новые социальные роли, пробовать по другому…
Перечислю несколько преимуществ психодраматической символической игры
- Творческие источники игры помогают ослабить излишнюю серьезность взрослых и преодолеть их одностороннюю ориентацию в проблеме.
- Игра ориентирована на ресурсы семьи: в ней делается ставка на спонтанность и креативность, она пробуждает доверие к собственным исцеляющим силам семьи.
- В игре участники, изображая свою действительность, одновременно и изменяют ее, поэтому игра помогает «расшатать» застывшие точки зрения и ригидные образцы поведения. Следовательно, игра ориентирована не на проблему, а на решение проблемы.
Иными словами участники, зрители и актеры, отстраняются от собственных переживаний и представлений по поводу реальных событий и получают возможность посмотреть ситуацию со стороны, взять на себя и проиграть новую роль, прожить определенные эмоции.
Представленный вид работы я применяю на родительских клубах, в индивидуальных и семейных консультациях и частично на родительских собраниях.
Он отличаются простотой (возможностью использования даже в «полевых» условиях), емкостью и наглядностью, может при необходимости творчески видоизменяться.
Предлагаю вашему вниманию упражнения, используемые мной:
Первое упражнение — «Строим жилище» это арт-терапевтическое упражнение, используемое в групповой или индивидуальной работе с родителями и их детьми, помогает не только сплотить членов семьи и увидеть их взаимодействие, создать безопасное и защищенное пространство, осознать свою целостность, свои границы и способы защиты, но и получить проективную информацию по аналогии с известным рисуночным тестом «Дом-дерево-человек». Способствует созданию атмосферы доверия и безопасности во время психологического консультирования; помогает установить контакт с ребенком или взрослым; увидеть, как ребенок или родитель обходится со своими психологическими границами и какие они — слабые или крепкие; испытывает ли потребность в том, чтобы укреплять эти границы (например, дополнительно наклеивая много слоёв бумаги на коробку); как на символическом уровне представляет себя, свое телесное и эмоционально-личностное пространство, если соотносить это с образом «жилища», «дома»; насколько сильно проявляется контраст между внешним и внутренним; как выстраивает отношения с окружающим миром (например, есть ли в этом «жилище» входы и выходы, имеется ли дополнительная защита в виде ограды, решёток и прочее). В ходе выполнения упражнения можно рассматривать способы постройки, выбор красок и материалов, просторность и размер жилища, толщину стен, наличие дверей и других важных деталей, их расположение, а также процесс строительства, его этапы и комментарии семьи.
Материалы: плотные картонные коробки разных размеров, клей карандаш и ПВА, ножницы, газеты, цветная бумага, старые обои и журналы с картинками, карандаши, фломастеры и мелки, пластилин, скотч цветной или прозрачный, фольга, блестки, природные материалы (шишки, камни, ракушки, листья, каштаны и жёлуди, мох, кусочки коры дерева и пр.), влажные салфетки.
Инструкция: «Используя любые понравившиеся вам коробки, журналы, бумагу и другие материалы, нужно построить жилище. Оно может быть абсолютно любым по форме, цвету и размеру, реалистичным или сказочным, фантастическим».
Слово «жилище» создает нейтральный контекст, позволяя участникам свободно решать, на что это сооружение будет похоже: на дом, замок, пещеру или на фантастический гриб?
Упражнение выполняется в паре (партнеры строят общий дом, договариваются друг с другом или конфликтуют, кто-то проявляет больше инициативы, кто-то меньше и так далее) или каждым участником отдельно — в зависимости от возраста ребенка (требуется ли ему помощь) и терапевтических задач.
Строительство можно продолжать в течение несколько встреч, чтобы родитель и ребёнок не спеша выполнили свои постройки. В конце важно расспросить их о том, какие жилища они создали, что чувствовали в процессе выполнения упражнения, какие впечатления или эмоции возникают у них при виде постройки другого , есть ли какие-то названия у построек, живет ли в них кто-то и если да — то кто и где? Потом полезно вылепить или нарисовать своих жильцов и попробовать провести игру, в которой жильцы будут разговаривать между собой или ходить друг к другу в гости. Можно поинтересоваться, как им живется в таком доме (нравится ли, удобно ли).Второе упражнение — «Заколдованная пещера» (автор идеи Инна Банушкина, гештальт-терапевт)- пригодится для диагностики отношений в детско-родительской паре и терапевтической интервенции, поможет увидеть и выработать новые способы выхода из стрессовых ситуаций, совместно урегулировать конфликты и найти способы социально приемлемого выражения негативных эмоций, сплотить семью и развить креативное мышление, фантазию.
Это упражнение хорошо предлагать детско-родительским парам в качестве диагностического и терапевтического материала, позволяющего увидеть, кто в паре самый активный, как партнеры взаимодействуют и договариваются, умеют ли решать творческие задачи. Его также можно использовать в работе с детскими страхами, вначале сочинив совместную историю или сделав рисунок, а потом разыграв в рамках сюжетно-ролевой игры.
Материалы. Итак, вам понадобятся фломастеры, цветные карандаши или краски, большие листы белой бумаги или рулон обоев, клей, ножницы, фольга и цветная бумага, пластилин.
Инструкция. Психолог просит представить ребёнка и родителя в своём воображении, как они оказались в сонной, неинтересной и сумрачной стране (рисуя соответствующую картинку), после чего говорит о том, что выбраться из нее можно, только если войти в волшебную пещеру и пройти различные испытания.
NB. Важное условие: в пещеру входят двое и выйти из нее после всех испытаний тоже должны оба участника. Никого терять или оставлять по дороге нельзя.
Пара совместно решает, какие волшебные предметы (по числу придуманных психологом ранее испытаний) она возьмет с собой в опасное путешествие. Партнеры рисуют их на отдельном листе или перед входом в пещеру. Каждым предметом можно пользоваться только один раз. Когда пара готова, начинаются приключения.Испытания и творческие задания придумываются психологом с учётом возраста ребенка, трудностей детско-родительской пары и наличия терапевтических гипотез. Это могут быть не только физические преграды (глубокая пропасть, бурная подземная река, кромешная темнота, ледяной холод, обрушение сводов пещеры, закрывающих проход и прочее), но и волшебные задачи (встреча сказочного персонажа, которому нужно чем-то помочь или, наоборот, которого нужно победить; поиск волшебных предметов; проявление хитрости, смекалки и таких важных личностных качеств, как доброта, смелость, любовь, взаимопомощь и др.). Для того чтобы пара проявила себя наиболее творчески и свободно, испытания могут и не иметь какого-то одного правильного решения. Каждый этап путешествия в пещере психолог рисует на бумаге, предлагая семье дополнить его необходимыми деталями и изобразить тот способ, который поможет им пройти испытание.
Важно подбадривать пару после каждого успешно выполненного задания.На последнем этапе можно нарисовать Духа пещеры или Горного Тролля, который не захочет отпускать кого-то из путников (этого персонажа озвучивает психолог). Хитрый Дух имеет право говорить о каких-то отрицательных сторонах каждого из участников или предполагать, что этот участник не слишком хорошо умеет с чем-то справляться, объясняя этим, почему именно его он намерен навеки оставить в своем царстве.
Здесь паре необходимо найти внутренние ресурсы, увидеть в партнёре и своём общении положительные стороны, не оставив друга в беде, защитив его.Испытывая детско-родительскую пару, Дух помогает партнёрам сплотиться. В конце он хвалит обоих участников, поздравляет с успешно пройденными испытаниями и отпуская домой. Дух может также подарить паре на память об их путешествии и победах волшебные амулеты (камешки, стеклышки, ракушки), которые будут им помогать в трудные минуты.
После выполнения упражнения необходимо расспросить партнеров об их чувствах и впечатлениях: о том, в какие моменты им было легко, весело, интересно или, наоборот, — страшно, трудно или скучно; что они чувствуют по отношению друг к другу; как общаются в реальной жизни (договариваются ли, сотрудничают и решают конфликтные ситуации; часто ли проводят время вместе, делая что-то приятное, интересное).Третье упражнение — «Игра в принцессу или волшебника» (автор методики Наталия Кедрова — ведущий преподаватель и тренер Московского Гештальт института). — позволяет научить ребенка осознавать и говорить о своих актуальных желаниях, потребностях и мечтах взрослому, что облегчает поддержание диалога, избегание истерик и конфликтов, инициируя поиск приемлемого способа для их удовлетворения. Подобная игра помогает в работе по преодолению детских капризов или с желаниями «невозможного», которые нередко пугают родителей или вызывают у них злость. Она заключается в поиске актуальной и значимой потребности ребенка, его встречи с данной потребностью, её принятии, нахождении адекватного способа удовлетворения потребности, исследовании окружающей среды, внешних и внутренних ресурсов. В ходе игры ребенок озвучивает собственные желания, а взрослый изображает их на бумаге и по его просьбе дополняет необходимыми деталями.В такой игре ребенок получает новый эмоциональный опыт безопасного предъявления своих желаний в общении со взрослыми, принятия этих желаний, благодаря этому он может перейти к активному исследованию пространства вокруг, чтобы найти нужного человека или предмет, обратиться за помощью к другим людям или совершить самостоятельные действия. Он творчески приспосабливается и не только знакомится, встречается со своей потребностью, но и находит новый способ её удовлетворения. В результате ребенок учится выражать свои желания, потребности и чувства, ощущает себя успешным при контакте с внешним миром.Четвёртое упражнение Групповое рассказывание сказок (Автор Кудзилов Дмитрий, Психолог, Судебный эксперт-психолог)
В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых).
Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве…»), следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.
Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально). Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой. Причем, персонажи, от имени которых будет рассказываться сказка, могут быть разнообразными.
Пятое упражнение Игра «БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ» игра для родительского клуба
Предлагается, чтобы играющие представили, что все они — большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок не даётся, игроки должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству люди. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Шестое упражнение «Алфавит» (мозговой штурм)
Цель упражнения: Актуализация семантического пространства главного разбираемого понятия.
Описание упражнения: Это упражнение проводится в форме мозгового штурма всей группой и построено на принципах ассоциаций. Ведущий записывает на доске слово крупными буквами, а участники должны придумать как можно больше слов-ассоциаций к предложенному ведущим слову. При этом первая ассоциация должна начинаться с первой буквы главного слова, вторая – со второй буквы и т.д.
В данном статье подобраны слова слова из разбираемой темы. Рекомендуемые слова: СЕМЬЯ, РОДИТЕЛЬ, РЕБЕНОК.
Например, слово РЕБЕНОК.
Примеры ассоциаций:
Р – радость, резвиться
Е – егоза
Б – баловство, беспокойство
Е – единство
Н – непоседа
О – очаровательный, осторожность
К – капризы, карапуз и т.д.
Обратная связь: По завершении этого упражнения необходимо провести обсуждение тех ассоциаций, которые предлагали участники группы.
Седьмое упражнение «Как тебе лучше?»
Приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника — «ребенка». Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:
— «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю»
а потом:
-«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
и последнее :
— «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: выполняя упражнение, каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.
Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.
Ведущий: на данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком.
Медитативные сказки об «идеальных» отношениях между людьми.
Образы, принесенные
сказкой, могут стать впоследствии
духовными ориентирами. Сказки об
идеальных отношениях особенно необходимы
детям и подросткам из «неблагополучных»
семей, в которых существует дефицит
эмоционального принятия, поддержки и
тепла. Как известно, от этого многие
дети становятся озлобленными, «ершистыми».
Позитивные образы медитативных сказок
проникают в бессознательное и формируют
там настоящий «энергетический фундамент
личности», компенсируя дефицит
родительского тепла. Кроме того, такие
сказки создают у ребенка образ
альтернативных отношений. Конечно, их
нет в реальности, но это не означает,
что их вообще не существует. Знание о
том «как может быть» дает ребенку Веру
и потенциальную возможность когда-нибудь
построить такие отношения. Сказки этого
вида важны и в работе с детьми с материнской
депривацией (находящимися в детских
домах или приемных семьях).
Сказка о позитивных детско-родительских отношениях
«Золотой
шар»
Давным-давно в
одной далекой волшебной стране жили-были
Король с Королевой. Они очень любили
друг друга. У них был прекрасный дом и
верные преданные слуги. И вот однажды,
гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала
необыкновенную радость. Она поняла, что
у них будет ребенок. Через некоторое
время у Короля с Королевой родился сын.
Он рос не по дням, а по часам. Он был как
маленькое солнышко для всех, кто жил во
дворце. Его учили большие мудрецы, а он
был очень внимательным учеником. Он
много гулял, слушал, как поют птицы,
наблюдал за животными. Очень скоро он
научился понимать и чувствовать то, что
происходило вокруг него.
Шло время, Принц
вырос. Он почувствовал внутреннюю
потребность посмотреть мир, увидеть,
какие люди живут в других странах, узнать
как они живут. Принц сказал о своем
желании родителям. Король с Королевой
опечалились, узнав о решении сына. Но
они понимали, как важно для него
отправиться в путешествие, и, конечно,
благословили его в путь. На прощанье
Король с Королевой протянули Принцу
Золотой шар: «Возьми его с собой, в нем
вся наша любовь к тебе и та радость,
которую ты всегда приносил нам». Принц
поблагодарил родителей, взял Золотой
шар и положил его в карман дорожкой
куртки, поближе к своему сердцу.
И вот Принц
отправился в путь. Он объездил множество
стран, познакомился с разными людьми,
и везде его согревало тепло Золотого
шара. Однажды он ехал через поле. Вокруг
летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы
– они собирали мед. Пели птицы – они
радовались, что через их поле едет
Прекрасный принц. Пахло цветами и спелой
земляникой. И вот на холме Принц увидел
дворец. Что-то внутри подсказало Принцу,
что для него очень важно поехать именно
туда, и он направил своего коня по дороге,
ведущей к дворцу.
Когда Принц вошел
во дворец, то был поражен его красотой.
Все здесь было удобно и красиво. Как
будто кто-то строил этот дворец специально
для него. Золотой шар, который находился
все время около сердца Принца, затрепетал,
и Принц понял, что в этом дворце он найдет
что-то очень важное для себя. Он пошел
по дворцу своей легкой и уверенной
походкой.
Сейчас и мы с вами
тоже находимся в прекрасном дворце.
Представьте, что вы идете по нему и
находите для себя то, что хотите…»
Через 7-10 минут
можно постепенно выводить детей из
медитации, например, так: «Все, что вы
нашли для себя в этом прекрасном дворце,
остается с вами, и вы возьмете это с
собой, когда будете возвращаться… А
сейчас вы делаете глубокий вдох… и
выдох. Возьмите с собой все то хорошее,
что было с вами, и, потихоньку открывая
глаза, возвращайтесь к нам.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #