Детство горький аргументы к сочинению

Все темы в одном произведении . А.М.Горький . «Детство»

й7

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Повесть «Детство»- это первая часть автобиографической трилогии А.М.Горького («В людях» , «Мои университеты»), написанная в 1913 году.

Тема: «Детство»

Автор пытается осмыслить период детства в жизни человека, понять, как формируется характер, что и кто оказывает на это влияние.

Алёша Пешков, рано оставшийся без родителей, живёт в семье деда Каширина вместе с многочисленным родственника — семьями двух сыновей деда. Дедушка с бабушкой и все остальные родственники оказали огромное влияние на его судьбу, каждый по-своему закладывал в нём основы характера, мировоззрения.

Сложным была жизнь в доме деда, не всегда в нём было довольство, бывали случаи ,когда Алёше приходилось донашивать чью-то ветхую одежду и не было денег на покупку книг для школы.

Но если бы только материальные проблемы были в доме. В семье царила жестокость, грубость, неуважение друг другу. Дед часто избивал бабушку, дядья вечно ссорились из-за наследства, даже среди двоюродных братьев царила вражда. Каким мог бы вырасти в такой атмосфере ребёнок?

А сколько смертей пришлось пережить мальчику! На его глазах умерли родители ,Цыганок, которого он так любил, братья. Взрослому-то сложно всё это пережить, не то что ребёнку. Да и само детство очень рано закончилось: после смерти матери дед отправил Алёшу  « в люди», то есть на работу к людям.

И всё же мальчик не озлобился, не затаил обиды. Он вырос открытым, добрым и чутким человеком. Даже в это доме, где было столько вражды, он находил то, что радовало его: общение с дорогими ему людьми. А это была и его бабушка, и Цыганок, и Хорошее Дело. Они скрашивали безрадостные дни.

Сколько тепла было в отношении к нему бабушки, Акулины Ивановны, этой удивительно доброй и нравственно чистой женщины. Во многом благодаря ей Алёша стал чутким и внимательным, любящим прекрасное, народное творчество, она научила его  видеть красоту жизни. Бабушка была для Алёши «самым близким сер­дцу моему, самым понятным и дорогим человеком».

Хорошее Дело притягивал Алёшу своей образованностью, начитанностью , своей непохожестью на остальных. Он возбуждал в мальчике желание учиться, познавать мир. Но даже «свинцовые мерзости» закаляли характер героя, делая его сильнее.

Сирота-подкидыш Цыганок, добрый, весёлый, жизнерадостный, тоже очень нравился Алёше. Сколько весёлых минут они проводили вместе! Как трагична судьба Цыганка —  он погиб , надорвался, когда нёс крест.

Тянется Алёша и к подслеповатому мастеру Григорию Ивановичу , потерявшему зрение, работая на деда.

Как важно, чтобы в детстве, кода формируется характер, ребёнок встретил хороших, настоящих людей. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей взрослой личности, те ценности,  которым человек будет следовать всю жизнь.

Были такие люди и в детстве Алёши. Атмосфера любви и уважения царила и между родителями Алёши, жаль, что оба они так рано умерли.

«В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Тема: «Книги, знания»

Книга-источник знаний. К знаниям тянется Алёша, он всё хочет понять, во всём разобраться, любит размышлять, анализировать. Он не хочет просто зазубривать текст, не понимая его. Не случайно Алёше так трудно заучить молитву, потому что тётка Наталья не может ему объяснить её смысл.

Книги играли в жизни Алёши огромную роль. По ним он познавал мир, его красоту и величие. Любовь к книгам во многом появилась благодаря деду. Часто жёсткий, импульсивный, он в то же время быстро отходил, любил своих внуков. Тягу к знаниям в Алёше дед заметил сразу, начал учил его читать. Как он радовался успехам внука, похвальной грамоте, которую тот получил за хорошую учёбу!

Дедушка и бабушка привили Алёше любовь к родному языку, умение отличать хорошие книги. А красоту поэзии  Пушкина Алёша понял сам.

Именно книги научили Алёшу стойкости, выдержке, стремлению находить выход их любой сложной ситуации,

Тема: «Выбор пути»

Уже с детства Алёша задумывался над своей жизнью, над тем, как он должен её прожить. Он был уверен, что каждый человек должен посвятить себя значительному делу.

Автор показывает, что у каждого героя свой путь в жизни. Сыновья деда выбрали путь материального благополучия, не считаясь с чувствами близких людей, живя в атмосфере вражды и жестокости.

Семейные ценности – главные в жизни деда и бабушки. Каждый их них по-своему, но стремится создать это домашний очаг, объединить вокруг себя детей. Однако слишком жесткими выросли их сыновья.

Трудную жизнь проживают многие из героев, особенно сложна она у сироты Цыганка, «нахлебника» Хорошее Дело, у Григория, потерявшего здоровье на вечной работе. Да и самим Кашириным нелегко живётся. Целыми днями в труде и работе дед и бабушка.

Да и сама атмосфера в доме — тяжёлая, когда люди не могут сочувствовать и понимать других. Даже дети испытывают радость от боли другого человека.

Алёша получил хорошие уроки в доме Кашириных — и уроки доброты и нежности,   и уроки вражды и ненависти. И выбрал свой путь — он решил посвятить себя «значительному делу». Так что не всегда среда влияет на человека. И сам человек может и должен противостоять мерзостям жизни и идти по дороге нравственности и доброты.

Тема: «Нравственные качества»

Каким должен быть человек? Что должно составлять основу его характера, определять его  поступки? Ответы и на эти вопросы можно найти в повести.

Автор показывает, что желание наживы, материальных ценностей буквально лишило дядьев Алёши-Якова и Михаила — человеческого облика. Они вечно ссорятся, ругаются, не понимая, какой ужасный пример подают своим детям. У них нет уважения и к родителям. Одна цель у каждого — получить наследство. Дом «был наполнен горячим туманом вражды всех со всеми».

Дети в семье росли тоже жестокими. Как больно было видеть Алёше, когда его братья смеялись над слепым Григорием, делая ему больно. Алёша  не понимал таких шуток.

Как важно, когда есть люди, готовые выслушать , понять другого. Именно таким был для героя Хорошее Дело. Многое рассказывал ему мальчик, а тот давал дельные советы, которые запоминались на всю жизнь. Этот старый человек во многом научил Алёшу жизни, пониманию других.

Удивительно чистой душой была бабушка, Акулина Ивановна. Мягкая, добра, уступчивая, она любит людей, готова прийти на помощь. Она, словно ангел, наполняет дом светом, радостью. Даже все трудности жизни она переносит стойко, думая, что это испытания, которые дала ей в судьба. А сколько силы, отваги, внутренней собранности в бабушке! Именно она руководила во время пожара, помогая спаси людей и имущество (дедушка растерялся в эту минуту). Именно бабушка примеряла всех в доме. На  ней, в сущности, дом и держался. Не случайно первое название повести было «Бабушка».

С детства Алёша проявляет силу своего характера. Он всячески борется с унижением, не хочет подчиняться жестким сложившимся традициям в семье. Так, во время порки он не лежит безропотно, как его братья, а кусается, брыкается, всячески показывая своё несогласие.

Алёша тянется к добрым людям и не понимает жесткости и равнодушия. Благодаря настоящим людям мальчик вырос порядочным человеком, чётко идущим к  цели, понимающим других людей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

ЕГЭ-2020.

Литература.

Сочинение в декабре.

Аргумент по направлению: «Добро и зло».

А.М. Горький. «Детство».

Детство – период в жизни человека, когда формируются его черты характера, взгляды на мир. Именно в это время он начинает чётко осознавать, «что такое хорошо, а что такое плохо», отличать добро от зла, определять для себя нравственные ценности и ориентиры.

Трудным было детство героя повести А.М. Горького Алёши Пешкова. Рано он остался без отца, оказался в доме деда Каширина, в котором были довольно жестокие отношения между родственниками, а затем потерял и мать. Кажется, душа мальчика должна была ожесточиться, очерстветь, ведь он ежедневно видел злобу вокруг себя: недовольных дядей, ждущих наследства, двоюродных братьев, желающих сделать больно другому. Да и дед не отличался добрым нравом – жестоко наказывал за любую провинность.

Но Алёшу спасла доброта таких людей, как его бабушка, Цыганок, Хорошее Дело, Григорий. В жизни, к счастью, всегда оказываются рядом сердечные, хорошие, добрые люди.

Хочется выделить Акулину Ивановну – бабушку Алёши. Трудной была её жизнь, но она сумела остаться доброй, приветливой, весёлой.  Бабушка продолжала радоваться жизни:»…Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы глядите, как хорошо‑то всё!

Акулина Ивановна сыграла важную роль в жизни героя. До нее он «как будто спал, спрятанный в темноте», а она «разбудила, вывела на свет» и «стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком». Любовь, забота бабушки давала силы мальчику выживать в этой сложной жизни, наполняла сердце любовью и надеждой на то, что всё будет хорошо.

Цыганок – приёмный сын в доме Кашириных. Он работал подмастерьем в их красильной мастерской, был трудолюбивым, весёлым, жизнерадостным человеком, хорошо пел, плясал, развлекал детей тараканьими бегами. Цыганок стал настоящим другом для Алёши, им хорошо было вместе. По субботам, когда дед бил розгами детей за проступки, Цыганок подставлял под удары свою руку – так Алёше доставалось меньше. («Так жаль стало мне тебя, аж горло перехватывает…»)

Хорошее Дело – один из квартирантов в доме Кашириных. Это был очень добрый человек, на его лице часто была улыбка. Его в повести называют не по имени, а Хорошее Дело – эти слова герой любит повторять. В доме не любили его, часто подсмеивались на ним. Алёша подружился с Хорошим Делом, его тянуло к ему, так как тот мог  выслушать, посоветовать, …всегда его краткие замечания падали вовремя, были необходимы, – он как будто насквозь видел всё, что делалось в сердце и голове у меня, видел все лишние, неверные слова раньше, чем я успевал сказать их». Алёша понимал, как одинок этот человек, которого, кстати, вскоре выгнали — «чужой» он был, один  «из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, – лучших людей ее…»

Да, были добрые, порядочные люди в этом доме. Но сколько и зла видел Алёша. Его дяди – Яков и Михаил – отличались грубостью, невоспитанностью. Они часто ссорились из-за наследства, не хотели, чтобы часть его досталась их сестре – Варваре ( матери Алёше).Даже бабушка называла их «зверьём», «волками». Они даже стали виновникам смерти Цыганка – не помогли ему, когда на того упал крест, который они несли; они же пытались утопить отца Алёши. Это действительно звери, а не люди. И их сыновья такие же – пример отцов для них был «хорошим» уроком. Один из них – Саша Яковов – хитрый и жестокий, другой – Саша Михайлов – ленивый и безразличный. Дети старались вести себя незаметно, тихо, чтобы лишний раз не быть наказанными, всё делали исподтишка.

Дед Алёши — Василий Васильевич. Это своенравный, злой, жестокий человек, упрямый, завистливый, грубый по отношению ко всем членам семьи. Он бил даже свою жену («…он меня избил до полусмерти да пятеро суток есть не давал»). Главными для него были материальные ценности, людей он не уважал, часто подсмеивался над ними. Судьба его трагична – в конце повести, потеряв всё, похоронив жену, он стал нищим.

Атмосфера зла и жестокости, в которой рос Алёша, могла поглотить его, сделать таким же. Однако несправедливость вылилась в его стремление бороться с ней, желание не быть похожим на безнравственных родственников. Большую роль в этом сыграли добрые люди, которых тоже было достаточно вокруг. А ещё… книги. Читая их, мальчик представлял себе другой мир, где царит добро, и он надеялся, что именно такой,  счастливой и светлой, будет его жизнь.

«…В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание – все‑таки мед..Детство стало для героя школой жизни, в которой он пытался понять и воспринять все уроки – и выделять для себя главное: только добро способно сделать жизнь счастливой. А злу нужно уметь противостоять.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

­Пример сочинения 1

В центре повести Горького “Детство” – мальчик Алеша, волею судеб “заброшенный” в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Поэтому можно сказать, что эти люди – главные в его судьбе, те, кто воспитали мальчика, заложили в него все основы.

Но, кроме них, в жизни Алеши было множество людей – многочисленные дяди и тети, жившие все под одной крышей, двоюродные братья, постояльцы… Все они воспитывали героя, влияли на него, подчас сами того не желая.

Жизнь Алеши и его семьи была сложна, наполнена многими трудностями. Главное ее качество – это неспокойность, нестабильность. Одно время семья деда была довольно богата, но когда Алеша пошел в школу, все разладилось.

Мальчику пришлось собирать ветошь, воровать дрова. За это в школе его невзлюбили, хотя герой хорошо учился. Доходило до того, что у Алеши не было денег купить книгу, и священник не пускал его на свои занятия.

Но и кроме материальных проблем, на долю Алеши в детстве выпало много и других испытаний. Горький описывает нам жизнь и нравы купеческой среды, где царили жестокие законы:
дед избивал бабушку, дяди мальчика постоянно воевали из-за наследства его матери, дети жестоко издевались над более слабыми. Смерть и горе преследовали Алешу с самого рождения. На его глазах умирали близкие: отец, братья, Цыганок, мать.
Все это не могло не оставить своего следа в душе героя.

Но и такое детство закончилось для Алеши очень рано. После смерти матери дед заявил ему, что не может содержать внука и что Алеше нужно идти “в люди”.
Но ребенок есть ребенок, он везде может найти радость и счастье, потому что это в его природе: “Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей”.

Светлым пятном в жизни Алеши была его бабушка, по-настоящему нравственный и духовный человек. Именно она больше всего была близка Алеше. Именно бабушка, как мне кажется, помогла мальчику сохранить в его душе свет и пронести его потом во взрослую жизнь.
Светлым человеком в судьбе Алеши стал и Хорошее Дело. Это был довольно образованный человек, к которому Алеша тянулся всей душой. Вообще, мальчик был очень способным, многие науки, которым его учил дед и мать, герою давались легко.

Именно благодаря хорошим людям Алеше удалось сохранить свое доброе сердце в непростых жизненных условиях. Горький уверен, что детство – очень важная пора в жизни каждого человека. Именно в детстве – истоки характера, мировоззрения, психического состояния.

Другими словами, именно тогда формируется личность.

И так важно, чтобы именно в эту пору ребенку на пути встретились хорошие, добрые, понимающие люди, чтобы ребенка любили и оберегали от житейских невзгод!


Пример сочинения 2

Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя.

С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.
Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей.

Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.


Пример сочинения 3

Повесть «Детство» является автобиографической. На примере героя произведения, Алеши Пешкова, автор показывает важность этой поры для формирования личности. Каждый ребенок встречает в жизни и жестокость, и доброту. И очень важно, чтобы вторая сторона оказалась сильнее.

Детство мальчика – не из легких. Ребенок потерял отца, и маме пришлось приехать с сыном в ненавистный дои Кашириных, где в воспитании Алеши принимало участие много ужасных родственников, живших под одной крышей. В семье царил раздор, ругань, дед сек внуков за любую провинность. Злые дядья издевались над всеми, кто не мог дать им отпор, зачастую их шутки были чересчур жестокими.

Но автор не делает жизнь ребенка совсем несчастной; вокруг него немало и хороших людей. Когда в жизни Алеши появляется Цыганок, мальчик обретает друга. Алеше нравится независимость Цыганка, ему кажется, что Иван похож на сказочного героя.

Вторым другом для мальчика стал Хорошее Дело. Этот герой не любит много разговаривать, и лишь Алеша может подолгу сидеть рядом и спрашивать обо всем на свете. Деду не нравится эта дружба, и он выселяет Хорошее Дело.

Конечно, важнейшим человеком в жизни мальчика была его бабушка. Именно благодаря Акулине Ивановне Алеша сумел сохранить чистоту в душе и научиться видеть в людях хорошее. Бабушка искренне верит в Бога. Она бескорыстна и отважна, часто заступается за Алешу и помогает ему. Образ бабушки и есть олицетворение доброты в повести.

Так писатель показывает нам: вокруг много злых, жестоких людей, но не следует поддаваться их влиянию. Нужно брать пример с добрых, наполненных светом людей, стараться стать таким же. Именно с детства должна быть заложена в человеке эта истина.

Вклад Максима Горького в русскую литературу трудно переоценить, эта фигура абсолютно заслужено стоит наравне с такими мастодонтами, как Гоголь, Толстой и Чехов. Горького из всех прочих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков выделяет не только писательский талант, но и история жизни. О ней и рассказывает повесть «Детство». Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ книги по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть: о чём?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Критика

История создания

Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.

Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:

  • Повесть была написана в рамках трилогии, в которую также входили повести «В людях» и «Мои университеты». Работа над повестями шла до 1913 года. В основу «Детства» легли воспоминания Горького о детских годах, которые он провёл в доме своего деда после смерти отца.
  • Горький написал «Детство», повторив путь Л.Н. Толстого, у которого тоже есть повесть «Детство». Только Лев Николаевич отразил становление дворянина, а Алексей Максимович (настоящее имя Горького) — путь простого ребенка из бедной семьи. Этим писатель показал, как различны эти жизни в пределах одной стороны.

Направление и жанр

«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.

Композиция и конфликт

Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.

Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.

С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.

Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.

Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.

Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.

Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди».

Главные герои и их характеристика

Образы героев в повести «Детство» Многомудрый Литрекон выставил в виде таблицы. Если он кого-то забыл, напишите в комментариях.

Василий Васильевич Каширин старшина цеха красильщиков и дедушка главного героя. Довольно гнусный старик, жестоко тиранящий всех домашних. Одержим скупостью, которая ближе к концу повести достигает таких размахов, что Василий продаёт почти всё имущество своей жены, начинает ходить по знакомым, прося милостыню, а все полученные деньги пускать в рост. Жесток даже к детям, регулярно порет их за провинности, но иногда способен и на некоторые проявления доброты. Именно дед учит Алексея читать, а потом со слезами на глазах рассказывает ему о том, как тяжело жилось ему, когда он работал бурлаком.
Акулина Ивановна Каширина бабушка главного героя, жена деда Василия. Добрая и ласковая старуха, любящая водку и нюхательный табак. Несмотря на все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю, сохранила в себе доброту и жизнелюбие. Со смехом переживает все жестокие выходки деда Василия и никогда ни на что не жалуется. Становится единственной отрадой главного героя, источником света в его безрадостной жизни.
Алексей Пешков главный герой повести. Автобиографический герой Горького, глазами которого читатель видит все описываемые в произведении события. В начале рассказа представляется нам обычным ласковым мальчиком, но пройдя через школу жизни, пережив лишения, разочаровавшись в матери, резко взрослеет и матереет, дерётся с другими мальчишками и ранит своего отчима в драке. Жестокость, которой подвергается ребёнок, оставляет глубокую рану в его душе, но именно она закаляет его характер, позволяет ему преодолеть трудности детства, смерть матери и пойти «в люди».
Иван Цыганок Сирота непонятного происхождения, который работает у Кашириных, чтобы выжить. Это веселый, открытый и добрый парень, который часто терпит наказания и жестокость, но не унывает. Он дружелюбно относится к главному герою. Но Ваня погибает рано: при переносе тяжести он оказывается придавленным ею и умирает в муках.
Дядья Лексея Дяди главного героя — злые, жадные и циничные мужики, которые привыкли к суровости отца и стали такими же. Все они думают только об интересах своих семей и враждуют с родственниками. Алкоголизм, брань, ложь, даже интриги — вот краткое описание их жизни.

Темы

Тематика повести Горького «Детство» изложена вкратце, чтобы не утомлять читателя. Если нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону об этом.

  1. Воспитание – Горький в полной мере демонстрирует читателям практически средневековые методы воспитания и обращения с детьми, которые царили в Российской империи даже в конце девятнадцатого века.
  2. Детство – писатель показывает нам, как среди нищеты, невежества и озлобленности ребёнку приходится буквально цепляться за жизнь, ежедневно выдерживая многочисленные тяжёлые испытания. Горький хочет сказать, что у него, как и у миллионов других детей, просто не было нормального детства.
  3. Семья Кашириных, не считая Акулину Ивановну, является для нас ярким примером неблагополучной семьи, между её членами нет никакого взаимопонимания, они часто ссорятся и дерутся друг с другом, а все их взаимоотношения продиктованы исключительно корыстным интересом и жаждой денег.

Проблемы

Проблематика повести «Детство» представлена в сокращении. Многомудрый Литрекон дополнит ее, если необходимо, после Вашего комментария.

  1. Социальное неравенство – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. Неравенство присутствует даже внутри отдельной семьи Кашириных, где дед Василий распоряжается сотнями рублей, а остальным приходится самостоятельно обеспечивать себя.
  2. Детство в людях – свой жизненный путь автобиографический герой Горького начинает в самой неблагоприятной среде, окружённый пьяницами, мошенниками и невеждами, всё это оказывает колоссальное влияние на детскую психику. Ближе к концу повести Алексей начинает всё больше и больше соответствовать своему окружению и уже сам не брезгует воровством и даже поножовщиной.
  3. Народ – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений, однако писатель винит в таком положении вещей не сам народ, а то несправедливое положение вещей, которое глубоко укоренилось в обществе Российской империи. Он показывает, что даже в таком ужасном положении можно найти и хороших людей, вроде Акулины Ивановны, в которых осталось что-то человеческое.
  4. Мерзости жизни – Горький старается дать как можно более подробное описание всех пороков, царящих среди простых людей. Алкоголизм, воровство, измены, бытовое насилие в повести показаны, как нечто обыденное и привычное. Даже бабушка, олицетворяющая собой всё самое доброе и светлое в жизни маленького Пешкова, пьёт водку и курит табак наравне с мужчинами.

Основная идея

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Чему учит?

Прежде всего, повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов. 

Также это произведение говорит о том, что не весь мир наполнен одним лишь злом, и даже в самом беспросветном мраке всегда можно найти крупицы света и добра, что среди злых людей есть множество добрых и что даже в, казалось бы, самом низком человеке может остаться ещё что-то хорошее. Это и есть нравственные уроки повести «Детство».

Критика

Автобиографическая трилогия в целом и «Детство» в частности были крайне тепло встречены читающей частью России.

Знаменитый в будущем детский писатель Корней Чуковский отмечал важность книги для понимания не только жизни народа, но и души самого Горького. Он очень чутко уловил не только отрицательные, но и светлые посылы, заключённые в книге, назвав её воздушной и очаровательной.

Один из величайших поэтов серебряного века – Александр Блок, также высоко оценил повесть, отметив, прежде всего, яркий и самобытный образ бабушка Акулины Ивановны.

Повесть многократно переиздавалась и экранизировалась, и на сегодняшний день, даже спустя век после своего рождения, считается классикой русской литературы.

Автор: Михаил Щепин

Тематический практикум по подготовке к сочинению

1. Человек и его детство

Основные проблемы

Авторская позиция

1.Проблема роли детства в формировании личности.

Что «прорастает» из детства?

Являются ли военные детские годы школой жизни?

Именно в детстве закладываются важнейшие качества личности, в том числе уважение к труду, умение преодолевать жизненные трудности.

В.Катаев «Сын полка». Ваня Солнцев рано повзрослел, потому что многое испытал .Он потерял родителей, видел близко врага, смерть проходила рядом. Поэтому, попал к разведчикам, он согласился идти в разведку. Он не чувствовал себя ребёнком, который нуждается в защите взрослых. Ваня готов был воевать наравне со взрослыми

М.Горький «Детство»

. Алёша Алёша в детстве был жестоко избит своим дедушкой. Он сразу повзрослел и на всю жизнь сохранил обострённое чувство справедливости, сострадания ко всем.

2.Проблема воспитания.

Что необходимо сознательно культивировать в семье и школе?

Ребёнка с детства необходимо приучать к труду, к преодолению жизненных трудностей, к тому, что потребует от него в дальнейшем жизнь.

Детство Обломова было безоблачным, родители оберегали его от всех трудностей, поэтому он стал человеком, неспособным на поступки

3.Романтика детства и рациональный мир взрослых

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Том во всём видит повод для фантазии, активно вмешивается в происходящее вокруг него

Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей».Незнайка- собирательный образ ребёнка, который многого не знает об этом мире, но стремится всё понять и попробовать.

4.Мудрость детства

Ребёнок часто видит больше, чем взрослые, потому что взгляд его не замутнён привычным образом мира. Он бывает правдив в своих оценках и суждениях. Об этом сказка Г.Андерсена «Голый король».Только ребёнок сказал правду о короле. Взрослые льстили и обманывали.

Антуан Экзюпери «Маленький принц» В образе принца писатель воплотил ребёнка, пытающегося познать этот суровый мир взрослых. Каждый взрослый для него целая планета. Но принц оказывается мудрее взрослых, с которыми он встречается. Именно он делится своей мудростью с рассказчиком.

5.Сироты

2)В.Короленко «В дурном обществе»Вася, сын судьи, потеряв мать, искал поддержи среди ровесников, потому что не находил её у отца. Он встретил Валека и Марусю, детей, живущих в подземелье без родительской помощи и ласки. Вася почувствовал ответственность за своих друзей. Он носил им еду, взял куклу у свой сестры, пытаясь продлить жизнь умирающей Марусе. Это общение изменило жизнь героя. Отец и сын впоследствии нашли взаимопонимание. А Вася решил всю свою жизнь помогать обездоленным

.Андрей Платонов «Никита»,Л.Н.Толстой «Детство»

.

2. Молодёжь ,молодость, выбор жизненного пути

Проблемы

.Самоопределение человека в молодости .Мечта в жизни человека. Выбор профессии

.Выбор цели, жизненного пути

Отношение к своей молодости.

Взросление под влиянием жизненных обстоятельств

1)Артур Грэй из произведения Александра Грина «Алые паруса» с детства мечтал стать капитаном корабля. В пят надцать лет он бежал из дома, чтобы стать моряком на корабле. Впоследствии он стал капитаном и осуществил мечту Ассоль об алых парусах.

2)Александр Суворов мечтал стать военным. Родители были против этого выбора, так как у мальчика было слабое здоровье. Суворов закалялся, ездил верхом и смог укрепить здоровье. Он всё-таки стал военным и осуществил свою мечту.

1) В поисках своего предназначения бродил герой произведения Николая Лескова «Очарованный странник».Он был обещан матерью Богу, но пе6репробовал множество профессий, прежде чем стал монахом.

2)Евгений Онегин из одноимённого романа А.Пушкина – «лишний человек», не смог найти своего предназначения и был несчастлив.

1)Борис Васильев «Завтра была война». Выпускники 1941 года быстро повзрослели. Они были готовы к личному подвигу, а не к личному счастью. Читая страницы этого произведения, мы чувствуем, какими взрослыми были эти мальчишки и девчонки. Они интересуются политикой, вникают в жизнь своих товарищей, высказывают зрелые суждения о жизни. Мы понимаем, что именно такие люди шли в бой и побеждали.

.

3.Отцы и дети. Отношение повзрослевших детей к родителям

1)А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Дуня оставила своего отца на долгие годы. Самсон Вырин умер в одиночестве.Она была счастлива и приехала проведать отца, но было уже поздно.

2)И.С.Тургенев «Отцы и дети».Базаров любит своих родителей, но не спешит к ним после долгой разлуки.

3)Д.Фонвизин т»Недоросль».Митрофанушка вырос безнравственным эгоистом, потому что его избаловала мать .Он видел жестокое отношение матери к её мужу, слугам и вырос безжалостным, избалованным человеком. Он оттолкнул мать, когда она нуждалась в поддержке.

3.Проблема нравственной ответственности

1)Л.Н.Толстой «После бала». Герой, увидев, как наказывают солдата за побег, не захотел стать военным

2)А. Экзюпери «Маленький принц». «Мы в ответе за тех, кого приручили».

4.Учитель в жизни человека. Наставники-семья,бабушки,дедушки

1)Валентин Распутин «Уроки французского»(уроки милосердия)

2.Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой»(бабушка)

«Фотография, на которой меня нет»(деревенские учителя)

3)Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»(учитель с юмором)

5.Образование.

1.Д.И.Фонвизин «Недоросль»(сатирическими красками показан подросток, который не научился даже читать. Автор показывает, что такой человек не может выполнять свои гражданские обязанности. Воспитание и образование –дело государственной важности

2.А.С.Грибоедов «Горе от ума».Представители фамусовского общества считают образование ненужным, от него все беды. А на самом деле, непросвещёнными людьми легче управлять, насаждать такой порядок, какой выгоден обществу фамусовых и скалозубов.

6. Философские проблемы

  1. В чём смысл жизни ?Надо ли бороться за жизнь?

Смысл жизни в самой жизни. Бороться за жизнь надо, несмотря ни на что. В романе Толстого «Война и мир»главный герой искал смысл жизни. Он ошибался , но не сдавался.-

-Шекспир «Гамлет».Главный герой тоже ищет ответ на мучительный вопрос о смысле жизни.

— М.Лермонтов «Герой нашего времени». Главный герой спрашивает себя: «Зачем я жил?»

И не находит ответа. Он разочарован, он несчастлив и делает несчастными людей, которые его любят.

  1. Осмысление законов жизни.

Один из законов жизни — это борьба за существование. «Бороться и искать, найти и не сдаваться,» -говорили герои произведения Каверина «Два капитана».

  1. Что такое добро?

Добро есть назначение человека, смысл его существования. Добро создаёт гармонию. Следование путём добра- единственный верный путь для человечества. Об этом писал академик Д.С.Лихачёв.

  1. Что такое истина?

-Герои романа Достоевского «Преступление и наказание» пытаются найти ответы на мучительные вопросы о смысле человеческого существования. Библия даёт им ответы

4.Что такое свобода?

— Свобода бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя свобода-это отсутствие боязни выразить своё внутреннее содержание. Внешняя свобода зависит от условий, создаваемых государством. Внутренней свободой обладали некоторые писатели и поэты, жившие в эпоху тоталитарного государства: Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Александр Солженицын.

-Герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита» пишет роман на запрещённую тему, потому что для творчества нет запрета.

— Романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» бежал из монастыря, чтобы в полной мере ощутить свободу. Всего три дня жизни на свободе стали для него настоящим счастьем.

-Катерина из произведения Островского «Гроза» идёт на конфликт с обществом, отстаивая своё право на свободу

  1. Что такое равенство? Что такое справедливость?

-Раскольников из романа «Преступление и наказание» считал мир несправедливым и поэтому пошёл на преступление.

  1. Счастье и совершенство.

Счастье каждый понимает по-своему.

— В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» герои искали счастливого человека. Им оказался тот, кто жил не ради своего счастья, а ради счастья других людей.

-В романе Толстого «Война и мир» после ошибок и разочарований Наташа Ростова обрела счастье в семье, в любви.

— Возможно ли всеобщее счастье? Может быть, и нет, но верить надо. Разочарование во «всеобщем счастье» Раскольника, героя романа Достоевского «Преступление и наказание», привело его к разрушительным идеям.

  1. Эволюция и революция.

-В Маяковском революция отозвалась трагическим эхом. В его стихотворениях звучит признание в любви Революции. Именно в судьбе Маяковского вида роль революции в формировании нового сознания, и в разрушении человека как личности.

— Революция несёт не только изменения в устройстве государства. Это безумное время может сильно изменить жизнь человека. В романе Шолохова «Тихий Дон» главный герой вынужден оторваться от родной земли и воевать то с белыми против красных, то с красными против белых.

Эта невозможность выбора разрушает Григория Мелихова как личность.

  1. Мировая бессмыслица и мировой смысл.

  2. Самопознание.

-Самое трудное- познать самого себя. Об этом говорили ещё древние мудрецы.

— Герой романа «Преступление и наказание» сам для себя загадка, и на протяжении всего романа пытается себя разгадать. Заглянув в себя, в свою душу, он ужаснулся. На страницах всего романа происходит борьба человека с самим собой. Как говорил герой другого романа: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы-сердца людей».

-Герой романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

7.Общество и политика

Проблемы

  1. Конфликт старых идей с новыми взглядами.

В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров отстаивал новые взгляды, ему противостоял Павел Петрович Кирсанов.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».Идеи Раскольникова

  1. Неизбежен ли конфликт человека с обществом?

Интересы отдельного человека не всегда совпадают с интересами общества, государства.

В поэме Пушкина «Медный всадник» главный герой потерял возлюбленную во время наводнения в Петербурге. Он обвиняет в своём горе Петра, построившего Петербург в таком неудобном месте.

В произведении Платонова «Котлован» люди на строительстве гибнут во имя счастья будущих поколений.

В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров противопоставлял себя обществу. Этот конфликт основывался на несовпадении общепринятых взглядов на культуру, любовь, природу и теории нигилизма, которую отстаивал Базаров.

  1. Какую роль играет политика и политические лидеры в жизни общества?

Важную роль для развития России сыграли реформы Петра. Они были неизбежны, способствовали процветанию страны, но мучительны для народа. Пушкин в произведении «Медный всадник» создаёт образ Петра 1. Медный всадник-символ государственной власти, освобождённой от человеческого начала.

  1. 2) Л.Н.Толстой «Война и мир».Образы Кутузова и

  2. Идея ответственности за всё происходящее вокруг нас.

Мы отвечаем за всё, что происходит вокруг нас

1) Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» погубил Бэлу из-за своей прихоти

2) В произведении Толстого «После бала» герой отказывается от мечты стать военным после того, как видит сцену наказания солдата за побег. Он почувствовал ответственность за происходящее.

Антуант Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это значит, что мы несём ответственность за людей, которые любят нас, за животных, за всю природу, которая нас окружает.

В пьесе Чехова «Чайка» Тригорин из-за своей прихоти погубил влюблённую в него девушку.

.

  1. Что такое демократия?

Демократия-это власть народа. Отсутствие демократии неизбежно приводит к конфликту человека и государства. Трагично складывались судьбы писателей, живущих в тоталитарном государстве. Это Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Анна Ахматова и другие.

В романе Замятина «Мы» отражён конфликт идеи свободы и идеи Единого Государства. Люди, лишённые свободы, превращаются в винтики государственной машины.

8. Чинопочитание,страх перед чиновниками

1)Н.В.Гоголь «Ревизор»(все боялись мнимого ревизора,а Хлестаков пользовался этим страхом)

2)А.П.Чехов «Толстыкй и тонкий»

2)А.П.Чехов «Толстый и тонкий»(раболепие), «Смерть чиновника»

3)ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВ в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»(взятки,раболепие)

4)Н.В.Гоголь «Шинель»(равнодушие начальников к проблемам подчинённых)

.

8.Человек и научный прогресс

Вред или пользу несёт обществу информатизация?

На некоторые вопросы нет однозначных ответов. Информатизация облегчает жизнь человека, делает её удобной. В то же время компьютер не может заменить человеку живого человеческого общения, книги, театр.

Вспомним произведение американского фантаста Рея Бредбери. «451 градус по Фаренгейту» В них описывается общество будущего, в котором экран заменяет людям всё: путешествия, встречи с родными, общение с родителями. В итоге человечество гибнет. Не хотелось бы такого будущего.

Рей Брэдбери «Вельд».Дети избавляются от родителей, лишивших их комнаты с электронным миром саванны.

Неизбежен ли прогресс? О чём нельзя забывать в погоне за новыми технологиями?

Научно-технический прогресс, наверное, неизбежен. Но нельзя в погоне за новыми технологиями забывать о человеке. Нельзя, чтобы в погоне за комфортом, материальными благами, мы забыли о своей духовной сущности.

1)Михаил Булгаков «Собачье сердце».Профессор Преображенский создаёт нового человека- Шарикова.Для Полиграфа Полиграфыча нет понятий добра и зла, чести и бесчестия.

2)Вспомним произведения американского фантаста Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». В нем описывается общество будущего, в котором экран заменяет людям всё: путешествия, встречи с родными, общение с родителями. В итоге человечество гибнет. Не хотелось бы такого будущего.

3) английская писательница Мери Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».Искусственный человек, созданный учёным, убивает своего создателя. Это предупреждение о том, что созданное человеком детище может погубить его.

9. Война и мир

Проблемы

  1. Ценность человеческой жизни и неестественность смерти.

  2. Что помогает выжить на войне?

  3. Память о войне.

  4. Скрытая теплота патриотизма.

  5. Дети на войне.

Произведения:

  1. Л.Н.Толстой «Война и мир» (герои Бородинского сражения проявили стойкость)

  2. М.Шолохов «Судьба человека» (главный герой Андрей Соколов испытал все ужасы войны, но не сломался )

  3. В.Астафьев «Пастух и пастушка»

  4. А.Твардовский «Василий Тёркин»

  5. В.Быков «Сотников»(о нравственном выборе)

  6. Б.Васильев «А зори здесь тихие…»( о героизме женщин на войне)

  7. Б.Васильев «Завтра была война»( о выпускниках школы 1941 года накануне войны с фашистами)

  8. В.Катаев «Сын полка»( о детях войны)

  9. 9.М.Ю.Лермонтов «БОРОДИНО»

  10. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», «Я убит подо Ржевом…»

10. Человек и труд

1)А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

2)Н.С.Лесков «Левша»(тульские мастера подковали блоху, сделанную английскими мастерами)

3)Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»(машинист Мальцев очень любил свою работу. Он ослеп во время удара грозы, потом прозрел и ослеп снова после эксперимента. Но ,попав на своё рабочее место, снова стал видеть. Вот сила любви к своему делу.

4)А.Платонов «Неизвестный цветок»(дети засадили пустырь, превратив его в прекрасную поляну)

11. Человек и родина

1)Л.Н.Толстой «Война и мир».В России Наполеону противостоял весь народ, а не только армия- вот причина победы. Люди разных сословий сплотились в борьбе против общего врага, с такой могучей силой никто не может совладать.

2)М.Ю.Лермонтов «Бородино».Старый воин рассказывает о воинах- богатырях, не нарушивших клятву верности своей стране, жертвовавших своей жизнью ради победы над врагом.

3)С.Есенин «Я покинул родимый дом..»

4)А.Блок «Россия»(Мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, как слёзы первые любви..)

5)Хоккеист Владислав Третьяк не покинул родину, хотя ему предлагали богатство и славу в Швеции.

6) Певец Фёдор Шаляпин ,когда жил за границей, хранил шкатулку, в которой была горсть родной земли

12. Язык и общество

Проблемы

  1. Состояние современного языка

  2. Богатство и бедность нашей речи.

  3. Развитие языка.

  4. Язык литературный и разговорный.

Произведения

  1. Легенда о древнегреческом баснописце Эзопе.Эзоп и философ Ксанф. Философ приказал Эзопу принести самое лучшее, что есть на свете .Он принёс языки. В другой раз Ксанф приказал принести самое худшее, что есть на свете. Эзоп снова принёс языки. Это говорит о том, что язык может и соединять ,и разъединять людей, быть орудием Добра или Зла.

  2. И.С.Тургенев в произведении «Русский язык» писал о великом, могучем и свободном русском языке.

  3. В.Г.Короленко в произведении «Без языка» сказал , что без языка человек как слепой или малый ребёнок.

  4. Эллочка из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»обходилась тридцатью словами для выражения всех своих мыслей и эмоций.

  5. Нора Галь в статье «Слово живое и мёртвое» писала об опасности канцеляризмов, излишних заимствований

  6. Анна Ахматова «Мужество». «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»

  7. А.Грибоедов «Горе от ума»Чацкий говорит о заимствованиях. Над словом «сударыня» смеются,а слово «мадам» признаётся всеми.

13.Искусство, роль искусства.

Проблемы

Искусство истинное и ложное

  1. Влияние искусства на человека. Роль искусства в жизни.

Соотношение искусства и реальной действительности. Понимание искусства Познание и воспроизведение мира средствами искусства.

1)В произведении Вересаева «Состязание» рассказывается о состязании двух художников, один их которых нарисовал идеальную девушку, а другой — свою любимую жену .Вторая картина была признана лучшей, потому что пробуждала добрые чувства. Люди по-другому посмотрели на своих жён. Искусство помогает видеть прекрасное вокруг нас.

2)В произведении Гоголя «Портрет» главный герой , растерявший свой талант, замер перед картиной настоящего художника. Он хотел сказать слова критики, но не смог. Картина, казалось, парила над залом, завораживала зрителей. Вот так талант воздействует на людей.

-3)В блокадном Ленинграде звучала музыка Шостаковича, стихи Анны Ахматовой. Встреча с искусством давала людям силы жить дальше.

14. Литература, роль чтения в духовном развитии.

7.Роль чтения в духовном развитии человека.

1) «Люди перестают мыслить, когда перестают читать,»-говорил Д.Дидро.«Следует читать много, но не многое,»-писал Тициан.

2)Алёша из повести М.Горького «Отрочество» много читал. Книга спасла его от «свинцовых мерзостей жизни» ,он понял, что есть счастливая жизнь, есть другие люди и другие страны.

3) Сам Максим Горький много читал и впоследствии стал писателем.

4)Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».Автор предупреждает о том, что произойдёт с человечеством, если оно откажется от книги.

15. Человек и творчество писателя.

Роль писателя. Трудность писательской судьбы.

1.Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

2.К.Паустовский «Золотая роза»

3.А.С.Пушкин « Пророк»

4.Судьбы Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой.

16. Историческая память

Необходимо сохранять память о своих предках, сохранять исторические памятники. Это даёт духовную силу народу, обеспечивает связь поколений. Без прошлого у народа нет будущего.

1)Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Базаров пренебрежительно относился к жизненным ценностям «старичков» Кирсановых. Драматичный финал произведения показывает читателям, что нельзя отрываться от нравственных устоев предков, от культурных традиций своего народа.

2)В.Солоухин «Чёрные доски».Автор пишет о том, что в 20 веке было уничтожено много церквей, похищено и уничтожено много икон .Это была попытка ослабить народ, лишить его прошлого, традиций и веры.

3)Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей книге «Русская культура»пишет о том, что для русского народа культура очень много значит. Она объединяет народ, укрепляет его силу.

4)Разрушение Пальмиры в Сирии террористами. Когда хотят уничтожить культуру народа, начинают с уничтожения памятников. Нет памятников культуры -нет народа.

5)Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своё время много сделал для того, чтобы сохранить Невский проспект в Санкт-Петербурге, не изменять его внешний облик. А ведь были идеи сделать его современным.

17. Человек и природа

Проблемы

1.Человек и природа.

2.Восприятие окружающего мира.

3.Отношение к природе.

4.Природа-храм или мастерская?

5.Изучение и охрана природы.

6.Равнодушное отношение к природе.

7.Потребительское отношение к природе.

8.Соблюдение равновесия в природе.

Что же будет с человечеством ,которое вступает в конфликт с природой? Оно обречено. Природа может отомстить. Об этом говорят и многочисленные экологические катастрофы, лесные пожары, происходящие в последнее время.

Произведения:

Отношение человека к природе

Виктор Астафьев в романе «Царь-рыба» пишет о том, что природу нельзя покорить варварским путём. Природа не терпит такого отношения к себе. И царь-рыба- это символ живой природы.

В произведении Распутина «Прощание с Матёрой» остров должен быть затоплен по плану строительства электростанции. А ведь здесь прекрасная земля, могилы предков. Но людям с искорёженной душой не жаль природы, не жаль родной земли.

Хемингуэй «Старик и море»(борьба человека с силами природы, старик Сантьяго поймал гигантскую рыбу, но привёз домой только скелет. Три дня он вёл бой с акулами. Он вышел победителем, показал мужество и стойкость человека перед силами природы

Примеры из жизни: Чернобыльская АЭС, разлив нефти в Мексиканском заливе, горят леса в Забайкалье

Влияние природы на человека

1) В произведении Гончарова «Обломов» писатель мастерски изобразил жизнь в дворянской усадьбе, природу этого уголка. Мир, тишина и покой царствуют в природе и в душах людей. Этому миру присущи мягкость, сердечность и человечность. Мы понимаем, откуда у Ильи Обломова ,выросшего в деревне, такая «хрустальная» душа.

2)Дуб, лунная ночь в Отрадном из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

3)стихи о природе С.Есенина,А.Фета,Ф.Тютчева и др.

19. Человек и животные

1)Леонид Андреев «Кусака»

2)С.Есенин «Песнь о собаке»

3)В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

4)Н.Носов «О чём плачут лошади»

5)К. Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы»

6)Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Фильм «Хатико»

20. Нравственные качества человека

Нравственность- правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Гуманный,гуманизм,благотворительность,милосердие,благородство,гуманитарный,жестокость,грубость,бесчеловечность.

Проблемы

    1. Отношение к окружающим.

    2. Добро и зло.

    3. Достоинство личности. Честь, совесть.

    4. Стремление к идеалу.

Произведения

О чести

В произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»отец напутствовал героя: «Береги честь смолоду». И главный герой Пётр Гринёв, пройдя множество испытаний, сохранил честь и достоинство.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича..»купец Калашников отстоял честь своей жены, убив опричника Кирибеевича. Он был казнён, но защитил честь соей семьи, своего рода.

Об отношении к родителям

В произведении К.Паустовского «Телеграмма» дочь не приезжала к своей больной матери долгое время. Та её ждала каждый день, но так и умерла в одиночестве.

В произведении Пушкина «Станционный смотритель» дочь Дуня бросила отца, убежала с офицером. После смерти отца она приехала и плакала на его могиле. Но было уже поздно.

О самопожертвовании

М.Горький «Старуха Изергиль». В легенде о Данко главный герой вырвал своё сердце, чтобы осветить путь людям. Вот пример самопожертвования.

Александр Матросов грудью закрыл фашистский пулемёт

О стойкости и мужестве

1) В произведении Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» главный герой , лётчик –истребитель, лишился ног, но смог сесть за штурвал самолёта и воевать до конца войны с фашистами.

2) Л.Н.Толстой «Война и мир» (герои Бородинского сражения)

3)Андрей Соколов из произведения М.Шолохова «Судьба человека».Попал в плен,бежал,захватил с собой немецкого майора

О дружбе

1)Базаров и Кирсанов

Мысль о том, что чувство дружбы выявляет нравственную сущность человека, можно подтвердить следующим примером. В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров относится снисходительно к своему другу Аркадию Кирсанову, потом без особых переживаний расстаётся с ним. Это говорит об эмоциональной холодности человека, его эгоизме.

2)Ленский и Онегин из романа «Евгений Онегин»(от делать нечего друзья)

3)Печорин и доктор Вернер из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»(в дружбе всегда один раб другого)

4)Пушкин и Пущин— лицейские друзья. Стихотворение «Пущину»( «Мой первый друг, мой друг бесценный..»).Приезд Пущина к Пушкину в Михайловское.

Проблема выбора. Конфликт долга и чести. Совесть

1)Н.С.Лесков «Человек на часах».Солдат ,стоявший на посту, услышал крики о помощи: кто-то тонул в реке. После мучительной внутренней борьбы часовой, нарушая устав караульной службы, спасает беднягу .Об этом происшествии узнаёт командование и, несмотря на сочувствие некоторых офицеров ,провинившегося строго наказывают. Своё отношение к этому поступку автор высказывает в названии: на часах стоит не просто солдат, а человек, для которого нравственный долг превыше всего.

2)Андрей Соколов из произведения М.Шолохова«Судьба человека»,попав в плен, убивает солдата, который грозит выдать своего командира

3)Есть служебный долг, но есть и долг человеческий- долг пред собственной совестью. Генерал Ермолов узнал о грядущем аресте А.С.Грибоедова, предупредил поэта о грозящей опасности. Тот успел уничтожить компрометирующие его документы.

Духовная деградация человека

Ложные ценности- дорога в бездну

Честолюбие, жадность, зависть, эгоизм. Нравственная беспринципность

1)И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»(ложные ценности- богатство, власть денег)

2)А.П.Чехов- «Ионыч»(потеря идеалов, накопительство),

Человек в футляре»(Учитель Беликов- страх пред жизнью),

Крыжовник»(цель жизни- имение, в котором растёт крыжовник)

3)А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»(зависть)

4)А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(предательство Швабрина)

5)Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»(отец убивает сына-предателя)

«Мёртвые души»(образы помещиков: Плющкина (потеря человеческого облика, накопительство),Манилова(пустая мечтательность),Ноздрёва(сплетни, скандалы, расточительство),Коробочки(мелкое накопительство),Чичикова(всё ради копейки)

метки: Горький, Аргумент, Сочинение, Анализ, Произведение, Рассказ, Детство, Искать

Повесть «Детство», первая из трилогии за авторством Максима Горького, основана на печальных автобиографических фактах. Писатель вспоминал о детстве, омраченном переживаниями, и делал выводы в своем произведении. Он рассказывает о пережитом, находясь в зрелом возрасте и умея признавать возможные ошибки.

Разговор ведется о тяжелых временах. Хронологические рамки —начало ХХ века, когда простому русскому народу было особенно тяжело привыкать к суровым условиям. Повествование преподносится от первого лица, что дает шанс читателю узнать достоверные сведения о жизни героя. После кончины отца автору пришлось покинуть родной дом и перебраться к бабушке с дедушкой.

Сравнивая порядки прежнего жилища и нынешнего, творец словно избавлялся от туманных грез, удивлялся тому, как кардинально может измениться жизнь за несколько незначительных мгновений. Быт простого народа, наполненный жестоким обращением и унижениями, удается описать настолько точно, что становится невыразимо жутко даже тем, кто с подобными зверствами не сталкивался.

Автор живет с дедом и бабушкой и наблюдает за тем, как неминуемо и необратимо рушится семья Кашириных. Ему не хочется признавать, что родственники сами виноваты в произошедшем, но не желают исправляться и понимать друг друга. Они не вели себя благоразумно и поплатились за пороки. В итоге дядя Алеша не признает ничего, кроме выпивки, а деспотичный дед и вовсе не стесняется поколачивать внуков время от времени.

Михайло в порыве неконтролируемой ярости неоднократно пытался убить своего отца за то, что тот ущемил его в части наследства. Якова абсолютно не волнует то обстоятельство, что он причастен к гибели двух невинных личностей, никому не желавших зла. Худшие условия, с которыми может столкнуться ребенок, не знающий и не понимающий многого, и представить сложно.

В первые минуты нахождения в новом доме Алеша Пешков с ужасом осознает, куда попал. Идти, однако, больше некуда. Ему остается лишь стараться избегать всего аморального и непоправимого, что издавна ценится в семье. Такая атмосфера губительна для того, кто только начинает набираться опыта и не имеет представления об определенных явлениях.

Обитатели жилища не ограничиваются постоянными ссорами и перепалками. С ними живет слепой мастер Григорий преклонных лет, вынужденный терпеть регулярные издевательства. Несчастный не виновен в своем пороке, но приходится ему несладко. Это свидетельствует о жестокости и черствости тех, кто окружает пострадавшего. Сострадание и понимание чужих чувств им попросту не свойственны и, более того, вызывают отторжение.

6 стр., 2767 слов

Характеристика Алёши из повести «Чёрная курица, или Подземные жители»

… своим трудом, уметь вовремя признавать свои ошибки и отвечать за свои поступки. Такой сжатый анализ этой волшебной повести можно также представить в виде таблицы, что особенно удобно для … мудрый человек. Тепло относился к детям. Он редко наказывал своих воспитанников. Наказание розгами и вовсе в этом пансионе не употреблялось. Алеша оказался первым воспитанником, кого высекли. Его жена …

На его терзания реагируют хладнокровно, постоянно ущемляют и насмехаются над беспомощностью героя, что свидетельствует о тщедушности обидчиков. Не нужно иметь недюжинную силу, чтобы оскорблять тех, кто и без того многого лишен. Григорий смиренен, не может дать отпор и в произведении олицетворяет лишь слабость и излишнюю кротость. Бедный калека не вызывает ничего, кроме жалости.

Становится очевидно, что основной персонаж окажется в такой семье изгоем и «белой вороной». Здесь прославляется свирепость, он же стремится совершать благие поступки и помогать нуждающимся в поддержке. Предпочтение отдается не мирным разговорам, а дракам, между тем как Пешков не считает подобное решение рациональным. Такой подход предназначен для неотесанных варваров, не ведающих границ, а не для воспитанных и сострадательных людей.

В момент, когда Алешу избили до полусмерти, герой пребывал в задумчивости и был готов поддаться отчаянию, не зная, как продолжать жить после пережитого кошмара. Необходимо принять меры, пока не стало слишком поздно. И Пешков решает терпеливо ждать. В этой ситуации ничего не остается, кроме как держаться до последнего.

Протагонист не собирается подражать родным и с презрением относится к их поступкам. Злые шутки и замечания членов семьи им не воспринимаются. Персонаж дружелюбно общается с Григорием, заменяя этим контактом дружбу со сверстниками.

Ему известно, что нерадивых мальчишек забавляют конфликты и смешит сама идея миролюбия и справедливости. По этой причине между ровесниками происходят стычки. Алеша страдает еще больше. За необдуманные действия его часто наказывают.

Мальчик не может свыкнуться с тем, что перевоспитать кого бы то ни было можно, применяя грубую силу. Покойный отец никогда даже голоса на него не повышал, а дед-тиран стремился навязать свои интересы, нещадно избивая. Таким образом, по словам героя, можно кого угодно научить уму-разуму и хорошим манерам.

Лишь бабушка, Акулина Ивановна, остается той, кто не запятнал свою честь, поддавшись мимолетным порывам. Она пристрастилась к выпивке и была жертвой побоев супруга, но не обезумела от горя и не заставила страдать ни одного безгрешного человека, чем заслужила уважение внука.

Женщина рассказывала ему о существовании незримых божеств и ангелов, подбадривала и утешала, когда тот не мог прийти в себя. Ее можно считать настоящим идеалом и воплощением целомудрия, попросту не вписывающимся во всеобщее «мерзкое» окружение.

Несмотря на то, что Акулина была свидетельницей непостижимой жестокости, героиня не уподобилась черствым и самовлюбленным натурам и не стала искать выгоду во всем. Внук знает о пагубных привычках бабушки, но любит и безмерно уважает за стойкость и доброту.

Радуют мальчика и Цыганок с Хорошим Делом. Они становятся ему близкими друзьями и воспринимаются даже как близкие родственники, которым можно рассказывать о бедах и радостях. Однако им не суждено наслаждаться безмятежной жизнью. Персонажи неожиданно погибли. Упомянув об этом, автор пытается справиться с болью и объяснить читателям, что человеческое существование быстротечно и может оборваться в краткий миг.

43 стр., 21019 слов

Идейная трансформация образов в романах Ф.М.Достоевского «Преступление …

… «нормативность», Достоевский творчески воплощал принцип «полифонизма», давший ему возможность запечатлеть «чистое самосознание» персонажей. Самосознание, самовыражение, создававшее открытость образа, и было гениально … способен вырваться из пут индивидуализма. Герой же Достоевского, наоборот, теоретически и практически пытается утвердить индивидуализм, оставаясь в трагическом одиночестве. Предельный …

Литератор сомневается в собственном решении и не знает, стоило ли делиться тяготами прошлого с читателями. Горький совершенно не понимает, каким образом смог преодолеть трудности, имея такой негативный опыт. Пережитое он именует «свинцовыми мерзостями».

Поражают искренность и великодушие Горького. Несмотря на то, что его жизнь была загублена в раннем возрасте, а ценности резко и бесповоротно изменились, он не стремится никого обвинять и не планирует мстить.

Напротив, писатель горячо и нежно благодарит тщедушных родственников за тяжелые испытания, которые помогли ему в дальнейшем стать достойной, честной личностью, многое переосмыслившей и осознавшей. Это своеобразная «закалка» характера, ощутить и отважно пережить которую подвластно не каждому. Можно увидеть яркий пример того, как пережитки прошлого могут повлиять на будущее.

Главная задача литератора заключается не только в отображении произошедших событий, но и в их оценке после приобретения опыта. Данный показатель является самым важным, когда дело касается написания автобиографий. Нужно уметь и рассказывать о ситуации, и учиться на собственных ошибках.

В то же время Горький не собирается ворошить прошлое и искать подвох в случившемся. Он описывает трудности, от которых никто не сможет спастись и поныне. С каждым днем центральный персонаж становится мудрее и расчетливее. Сложности делают его более сильным и устойчивым, ему не хочется сдаваться раньше времени, ничего не доказав. Алеша не намерен быстро проигрывать коварной судьбе и борется изо всех сил, отчаянно сражаясь с жестокими устоями.

Можно провести параллель между способами нравственного воспитания бабушки и дедушки. Если Акулина Ивановна пытается рассказывать о чудесах, неизменно спасающих каждого, то Василий Васильевич находит выход, применяя агрессию по отношению к внуку.

Он не развлекает мальчика интересными историями и не пытается научить добродетели. Все потому, что ему самому не старались помочь в свое время. Детство Каширина не было для него отдушиной и прелестным периодом, поэтому и представление о лучшем исходе отсутствует. Тем не менее, оправдывать жестокость и деспотичное поведение таким образом нельзя. Можно иметь незавидную судьбу, но не стоит вымещать злость на тех, кто непричастен к несчастьям.

Дед «внушает ценности» при помощи розог и ругани, надеясь отыграться, отомстить за годы обиды и несправедливости. Персонаж не понимает, что Алеше живется отнюдь не безмятежно.

Неудивительно, что ребенок относится к нему с неприязнью и не испытывает ни малейшего сочувствия. Такая жизнь мучительна. Любая другая личность, не отличающаяся стойкостью и напористостью, совершила бы непоправимое после очередного избиения, добровольно распрощавшись с жалким существованием. Протагонист же отважно боролся с бедами и показал себя с лучшей стороны. Его можно считать примером для подражания, воплощением истинного героизма. Такие, как он, рождаются раз в столетие.

16 стр., 7956 слов

«Ценность человеческой жизни. “Ценность человеческой жизни”

… жизни. Сочинение на тему «Ценность человеческой жизни Сочинение на тему «Ценность человеческой » Иногда я размышляю по поводу того, к какой цели стремится человечество в своем развитии? Неужели бытовые удобства, комфорт, красивые вещи — это и есть …

Следовательно, есть основания полагать, что главный герой занимался самовоспитанием и определял ценности самостоятельно. Видя на примере своей семьи, как поступать не следует, Пешков познает жизнь во всех ее проявлениях, методами проб и ошибок докапываясь до непреложной истины.

У него были преданные друзья, которые, к прискорбию, скоропостижно лишились жизней. Автор смог сохранить лишь воспоминания о веселых мгновениях, проведенных с ними. Но этого хватило, чтобы проигнорировать невзгоды и сформировать особое воззрение, несмотря на всеобщее неодобрение и постоянные насмешки. Даже в темные времена можно отыскать мельчайшие крупицы счастья, которые воплотятся во всепоглощающий свет.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • По рассказу Детство

Сочинение по рассказу Детство Горького

Главным героем является мальчик, который живет в неблагополучной семье. И детство у этого мальчика не удалось и было не таким, как у других ребят. Сюжет в произведении не является вымышленным. Все строки были взяты из жизни самого писателя.

У мальчика умирает папа и поэтому он переезжает жить в дом своего деда. Мальчик тяжело переживает этот момент, так как его дедушка жестокий человек. Но бабушка старалась защищать своего внука. Мальчик пережил много трудностей и испытаний. Его били, в его семье присутствовали конфликты, ссоры и побои. Это все повлияло на его психику. Мальчик терпел унижения и избиения от своих же родных людей. Также над ним смеялись в школе, за то, что он беден. Он очень сильный характером и его было тяжело сломать. Несмотря на все это, он все же смотрел вперед и думал о лучшем будущем.

Дед был жестоким и грубым, так как его сыновья желали убить его, чтобы получить наследство. Бабушка же, напротив, была доброй и умной, она заменила мальчику мать. Доля этой чудесной женщины в том, чтобы жить с таким сложным человеком, как ее супруг. Поскольку он был скупым человеком, женщине пришлось делать кружева и продавать их.

Мать мальчика тоже была несчастной. Она бросила своего сына на своих родителей. Дед мальчика также жестоко всегда относился и к ней, пытался насильно выдать замуж за нелюбимого человека. Она много страдала, хотела сама устроить свою личную жизнь. Но ей это не удаётся.

У главного героя был единственный и лучший друг, которого называли цыганом. Они отлично дружили и старались помогать друг другу во всем. Цыганок является подкидышем в этой семь, его вырастили. И дед доволен пареньком. Цыган иногда подворовывал, когда они ходили за покупками и это нравилось деду. Он добрый и всегда всем помогает. Однажды нелепо умирает. На парня упал тяжелы крест, который он помогал нести на похоронах.

Жизнь главного героя является сложной, с различными трудностями, маленькими и большими проблемами. Он никогда не чувствовал тепла, уюта. Из за нищеты мальчик не мог приобрести себе учебник и из за этого его не пускали на уроки. В его семье считалось нормальным, что мужчина бьет женщину. Также он стал свидетелем жестокой борьбы из -за наследства. А также было нормальным, что дети издеваются над более слабыми детьми, и самоутверждаются за их счет.

Мальчик пережил смерть родителей, своих братьев, а также друга. Единственным просветом в его жизни является его бабушка. Она была для него воплощением добра и света. У мальчика с бабушкой были достаточно теплые отношения. И поэтому он надеялся еще, что есть еще такие хорошие люди, благодаря ей он продолжал верить в лучшее будущее.

В чем состоит главная идея повести? Нужно ценить своих детей, воспитывать их правильно и добросовестно. Детям же нужно с ранних лет стараться быть самостоятельными, ведь кто знает, что будет завтра.

2 вариант

Горький – великий воспеватель жизни народа. Со страниц произведения с нами ведут различные типажи, говоря и о плохом, и о хорошем. Но все равно их мысли не могут оставить равнодушным никого.

В повести «Детство» писатель обратился к одноименному важному периоду в жизни человека. Основной персонаж – маленький мальчик Алексей. Его жизнь омрачилась ранней потерей отца. Воспитывать ребенка пришлось бабушке и дедушке. Как могли они старались сделать ребенка полноценным гражданином. Мать же была несколько скептична в воспитании ребенка: лишний раз она не баловала мальчика своим вниманием. Были и знакомые, которые посещали злосчастную семью. Они тоже внесли определенный вклад в развитие личности Алеши.

Не подвергается никакому сомнению, что повесть автобиографична. В том самом мальчике – главном герое легко узнается детство самого автора. Именно благодаря данному произведению мы можем узнать о мировоззрении, устремлениях автора в период его малых лет. Леша, так сказать, интерпретатор мыслей автора, пропущенных через призму художественного произведения.  Видна боль Горького – его детство тоже было тяжелым и суровым. С ранних лет он учился выживать.

Жизнь мальца была как «серая зебра»: были и неплохие периоды, были и откровенно тяжелые. Стоит отметить, что в раннем детстве достаток семьи был еще более-менее приемлемым, но после его поступления в школу положение значительно поменялось, но не в лучшую сторону. Семья столкнулась с бременем бедности. К тому же, он подвергался унижениям в школе из-за его материального положения и не выдающихся физических характеристик. Домашняя обстановка омрачалась беспрестанными склоками и руганью. Его родственники также не были склонны к мирному урегулированию конфликтов. Наследство перессорило их всех. Мальчишка подвергался и физическому насилию. Леша был простодушен и не держал зла на своих обидчиков.

В дальнейшем, собственный дедушка отказался от воспитания парня и выгнал из дому. Алексею пришлось вкусить горькую пилюлю взрослой жизни и зарабатывать на жизнь самостоятельно в столь юном возрасте.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Детство

По рассказу Детство

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Их воскресила любовь (по роману Преступление и наказание)

    Известный во всем мире роман под названием «Преступление и наказание» написан Федором Михайловичем Достоевским. Особой сюжетной линией протекает взаимоотношения главных героев произведения

  • Образ Веденяпина в рассказе Доктор Живаго Пастернака

    Николай Николаевич Веденяпин – священник по призванию, работник газеты – по профессии, второстепенный персонаж романа Бориса Пастернака. Является дядей мальчика Юры

  • Сочинение по рассказу Кусака Андреева 7 класс

    Рассказ «Кусака» Леонида Николаевича Андреева является поистине удивительным и поучительным произведением. Эта история про взаимоотношения людей и братьев наших меньших, про поступки по отношению к ним и про наши обещания и слова

  • План 11 главы Мертвых душ Гоголя

    Павел Иванович Чичиков проснулся не в духе. Во-первых, он пробудился позднее, чем думал. Во-вторых, к отъезду ничего не было готово. Он подозвал к себе кучера Селифана, который сообщил ему, что требуется подковать лошадь.

  • План рассказа Жизнь и воротник Тэффи

    Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор

  • Детство в деревне у бабушки рассказ
  • Детство в военные годы сочинение
  • Детство в архангельске шергин сочинение
  • Детское чтение для сердца и разума новиков рассказы читать
  • Детское творческое пространство однажды в сказке