7
1 ответ:
0
0
Сочинение по тексту «Детство Никиты» Толстого:
«Детство Никиты» — это произведение Толстого о самых запоминающихся событиях из детства мальчика. В тексте Толстого происходит описание жизни Никиты в течение года — последнего года перед школой. Мне кажется, что это время как раз формируется характер. Ребенок по-особому воспринимает мир природы, быт и мир, который его окружает. Мальчик еще наивен, открыт и мечтателен: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры».
Мне интересно наблюдать за тем, как ребенок окунается в природу, одушевляя ее, фантазируя обо всем вокруг. Главный герой произведения Толстого с интересом относится и к народу, и к жизни деревни. Он ощущает себя неотъемлемой частью деревни, знакомится с разными характерами, уважает работящий народ. Мне эта повесть кажется интересной, увлекательной и очень атмосферной.
Читайте также
Cоединяешь концы хорд с центром окружности. В итоге получаются 2 треугольника, у которых 2 стороны равны как радиусы окружности, а третьи стороны по условию как равные хорды. Треугольники равны по 3м сторонам. В этих треугольниках проводим высоту (треугольники равнобедренные). Они будут равны. Эти высоты и есть расстояния от центра до хорд.
1пример: «Эй, да ты, вали отсюда по-хорошему «
2пример:»Что зыришь,глаза пузыришь’
Студент быстро <em>усвоил</em> материал.
Мой брат – человек <em>практичный</em>, он не выбрасывает старые вещи.
Мальчик отвечал на вопросы с каким – то виноватым видом.
В новых квартирах города находятся <em>высотные</em> дома. (без слова «самые»)
<span>Он приготовил <em>сытный</em> завтрак.</span>
Первая схема — отзвук, запах. от-присатвка, звук — корень, окончание нулевое. Можно еще запах. за -приставка, пах- корень, нулевое окончание.
Вторая схема — пароход, технопарк
пар -корень, о — соединительная гласная, ход — корень. Можно еще технопарк -техн -корень, о -соединительная гласная, парк -корень.
Здоровы,жизнерадостны,полны,внимательны,чутки,молоды.
Сочинение по произведению Алексея Николаевича Толстого “Детство Никиты”. Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” (“Повесть о многих превосходных вещах” – в первом издании) написана Толстым в 1920 году для детского журнала во Франции; в 1922 году она была опубликована в Берлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936 году. “Детство Никиты” – поэтическое повествование о годах формирования человека. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.
В произведении описывается, казалось бы, хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Но взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования:
“Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры”. “Все это – мое,-думал он,-когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу…”
Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: “Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе”. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.
Поэтому нам понятно столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги.
“Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту”- это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина.
Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите.
И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: “Это волшебное”. Толстой включает в повествование и картины быта, с жизненной правдивостью рисует человеческие характеры. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович.
Неувядаемая жизненность повести Толстого до сих пор определяется умением писателя “обратиться к человеку, понять которого без понимания земли и солнца”, без понимания природы невозможно. “Память детства” часто помогала Толстому в общении его с читателем-ребенком, когда писатель разрабатывал фантастические, сказочные сюжеты. Он начал печататься в детских журналах с 1909 года, создавая сказки, различные по сюжетам и разнообразные по творческой манере. В некоторых преобладали фантастические мотивы.
В них действовали русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек и т. д. Но многие сказки были созданы на реалистической основе. Это прежде всего сказки о животных: “Еж-богатырь”, “Полкан”, “Воробей” и другие. В них чувствуются элементы народного сказа, меткость наблюдений над природой; они во многом близки к рассказам Киплинга.
Loading…
Всероссийский конкурс сочинений
Субъект Российской Федерации
Красноярский край, Ермаковский район
Полное название образовательной организации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мигнинская средняя общеобразовательная школа»
Ф.И.О. участника конкурса
Воронцова Кристина Артёмовна
Класс -7
Тематическое направление
Юбилей российских писателей
Тема сочинения
Почему мне понятен и близок герой повести А.К.Толстого «Детство Никиты»
Жанр сочинения
Сочинение-рассуждение
Руководитель: Короткова Надежда Романовна,
учитель русского языка и литературы
Почему мне понятен и близок герой повести А.К.Толстого «Детство Никиты»
Наступил сентябрь. Осталось в прошлом ещё одно лето моего детства, счастливого детства. Детства, схожего с детством героя повести А.К.Толстого «Детство Никиты».
Автору произведения исполняется 200 лет со дня рождения. Это очень-очень много. Два века назад ровесниками А.К.Толстого были мои прадедушки и прабабушки. Потому и удивительно, что герой его повести мне понятен и близок, понятны и дороги его чувства: трепетная любовь к родителям, искренняя привязанность к малой родине. Порой мне кажется, что Никита — мой хороший знакомый и живёт в соседней с моей Вознесенкой деревне. Это потому, что писатель на страницах своей автобиографической повести создал изумительно красивую картину своей Сосновки, которая до боли напоминает мне мою. Они неповторимо прекрасны во все времена года!
Зимнее утро. Это не Никита, а я просыпаюсь и открываю глаза. «Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звёзды и лапчатые листья светит солнце. Свет в комнате белый».
Выбегаю на улицу и вижу свой широкий двор, покрытый белым снегом, а на нём «глубокие человечьи и частые собачьи следы». А вот наш сарай, покрытый белой шапкой. А дальше – «высокие дымки над крышами, полосы от золы, которую сегодня утром выгребли из печек». Я думаю, Никита в своей Сосновке с ребятами уже спешит кататься. На душе у меня становиться светло и радостно.
Так было с Никитой много-много лет назад, когда сам А.К.Толстой был мальчиком. Ничего не изменилось и сейчас. Я перелистываю страницы полюбившейся мне книги и представляю Никиту. Вот он, разглядывая причудливые узоры на окнах, «большими буквами начал писать стихотворение:
Уж ты лес, ты мой лес,
Ты волшебный мой лес,
Полный птиц и зверей,
И весёлых дикарей…
Я люблю тебя, лес…
Так люблю тебя, лес…
А я-то как люблю! А ещё как Никита люблю читать, мечтать и фантазировать, люблю, прижавшись к маме, слушать смех папы.
Мне понятен и дорог герой повести А.К.Толстого потому, что всё важное и значимое для Никиты, важно и значимо и для меня. Я чувствую, что смогла бы подружиться с ним: мы многое видим и чувствуем одинаково. Я благодарна писателю, который подарил мне незабываемые минуты общения с прекрасным!
К числу самых талантливых книг, в которых раскрывается внутренний мир ребенка, принадлежит и «Детство Никиты» — повесть замечательного писателя А. Н. Толстого.
«Детство Никиты» — поэтическое повествование о годах формирования человека. В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры».
«Все это мое, — думал он, — когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу. » Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу. Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает.
Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное».
Aвтор включает в повествование картины быта. В «Детстве Никиты» Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах, как воспринял ее сам в раннем детстве.
Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка — подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. «Никита с большим уважением глядел на Коряшонка».
Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер.
Другой знакомец Никиты — вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с «заговоренным кулаком». Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка.
Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне. Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка. Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем.
Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.
Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является последним звеном. Здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же это — конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
aileendavidson609
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык1 минута назад
Помогите с текстом Из дневника Лены Шубниковой
-
Русский язык1 минута назад
Моя кошка часто садится как уточка
-
Русский язык1 минута назад
Моя кошка часто садится как уточка (!!!)
-
Математика2 минуты назад
4. Заверши записанные утверждения, выделив целую часть или превратив в неправильную дробь: Помогите срочно!!!
-
Математика2 минуты назад
З одного пункту в протилежних напрямках одночасно виїхали два поїзди. Швидкість першого — 70 км/год, а другого-6/7 швидкості першого. Через скільки годин відстань між ними становитиме 260 км?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Школьное сочинение по повести «Детство Никиты» — сочинение |
Сочинение по произведению Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты». Автобиографическая повесть для детей «Детство Никиты» («Повесть о многих превосходных вещах» - в первом издании) написана Толстым в 1920 году для детского журнала во Франции; в 1922 году она была опубликована в Берлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936 году. «Детство Никиты» - поэтическое повествование о годах формирования человека. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя. В произведении описывается, казалось бы, хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Но взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: * «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры». * «Все это - мое,-думал он,-когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу…» Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе». Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому нам понятно столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги. * «Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту»- это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина. Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное». Толстой включает в повествование и картины быта, с жизненной правдивостью рисует человеческие характеры. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович. Неувядаемая жизненность повести Толстого до сих пор определяется умением писателя «обратиться к человеку, понять которого без понимания земли и солнца», без понимания природы невозможно. «Память детства» часто помогала Толстому в общении его с читателем-ребенком, когда писатель разрабатывал фантастические, сказочные сюжеты. Он начал печататься в детских журналах с 1909 года, создавая сказки, различные по сюжетам и разнообразные по творческой манере. В некоторых преобладали фантастические мотивы. В них действовали русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек и т. д. Но многие сказки были созданы на реалистической основе. Это прежде всего сказки о животных: «Еж-богатырь», «Полкан», «Воробей» и другие. В них чувствуются элементы народного сказа, меткость наблюдений над природой; они во многом близки к рассказам. Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском Сохранить сочинение: Сочинение по вашей теме Школьное сочинение по повести «Детство Никиты». Поищите еще с сайта похожие.
|
Сочинения > Детство > Школьное сочинение по повести «Детство Никиты» |
Сочинение «Детство Никиты Толстой»
Пребывая в эмиграции во Франции и безмерно мечтая вернуться на Родину, создавал граф Алексей Николаевич Толстой свое самое поэтическое произведение «Детство Никиты».
Краткое содержание этой автобиографической повести охватывает собой давно прошедший последний год беззаботного детства самого автора.
Замысел автобиографического произведения
Жил он в имении своего отчима А. А. Бострома, которого любил как родного отца, под Самарой, в усадьбе Сосновка. Главного героя — мальчика Никиту — писатель наделил собственным богатым
воображением и впечатлительностью. Образы его родителей писатель создал по типажу собственных. Причем маму Никиты зовут так же, как и маму Алексея Толстого — Александрой Леонтиевной. Образ учителя Аркадия Ивановича создан, основываясь также на реальной личности — репетиторе Аркадии Словоохотове. Автор, не переименовывая, ввел в канву повествования своих друзей детства — Мишку Коряшонка и Степку Карнаушкина. Богата разнообразными персонажами повесть «Детство Никиты». Краткое содержание произведения предельно кратко можно выразить как погружение читателя в сказочный мир детства.
Увлекательный
мир Никиты
Ребенок воспринимает себя частью милой его сердцу усадьбы, расположенной посреди степи. Это самому Никите напоминает чудо: сотни миль голого пространства, а вокруг родительского дома — большой и густой сад, пруд. Растут тополя, осокоря, ветлы, липы.
В произведении дается подробное описание самого дома, его хозяйственных построек, не пустующих хлева и конюшни, сада, пруда, плотины.
Дается детское восторженное описание его таинственных комнат и тесненных переплетов давних книг в библиотеке. Этот дом хранит семейные предания о прадедушке Африкане Африканыче, измученном несчастной любовью. Он, по рассказам Николиной матушки, вел странный образ жизни. Ночью читал и писал, а днем спал. Хозяйство дедушка забросил, дворовые разбежались от него, на полях росла трава.
Украшено многими красочными и сочными сценами созерцания природы произведение «Детство Никиты». Краткое содержание повести можно свести к этому единению мальчика с природой. Он не просто ощущает себя ее частью, но и воспринимает ее через дофантазированные собой образы. Например, скворец в восприятии Никиты наделен человеческими качествами до такой степени, что получил прозвище Желтухин. Кота главный герой называет не иначе, как Василий Васильич, поэтизирует он и коней отчима, и всякую увиденную птицу, будь то яркая иволга или голосистый жаворонок.
Начало повести
С главы «Солнечное утро», начинается «Детство Никиты». Краткое содержание повести — это рассказы об играх с деревенской ребятней посреди очарования сугробов, покрывающих избы до самых дымоходов; шалый поток весенних вод; темный сад, освещаемый июльскими молниями; сентябрьские плотные, как молоко, туманы. Мальчик видел, как вся жизнь людей посреди этого повторяющегося хоровода времен года проходит органично и естественно, а рождение и смерть подобны восходу и закату солнца.
Специфическую детскую логику повествования в этом произведение не может не отметить написанное нами краткое содержание. Толстого «Детство Никиты», во время работы над ним, самого ввело в особое восторженно-ностальгическое настроение, что он и сам отмечал в воспоминаниях. Очень трепетно автор рассказывает историю о том, как он, небезразлично относящийся к сестре Лиле, вместе с ней обнаружил в пустующей комнате имения кольцо, которое прадедушка когда-то подарил своей любимой. Кольцо лежало внутри вазочки со львиными головами, стоявшей на стенных часах несколько десятков лет. Причем сама Лиля (Никита надел ей колечко на пальчик) удивительно напоминала чертами лица прабабушку, портрет которой в амазонке с вуалью висел на стене в тайной комнате. Проникновенно написал об этом эпизоде Алексей Толстой.
Произведение автобиографического характера
Что мы заметим, если выделим из авторского повествования о самом романтическом году жизни главного героя сжатое, краткое содержание? Толстого «Детство Никиты», следуя правилам жанра, продолжило традицию Льва Николаевича Толстого («Детство, отрочество, юность»), М. Горького («Детство», «В людях.»), С. Аксакова («Детские годы Багрова внука»).
Все эти книги ценны для прочтения взрослыми людьми, особенно родителями. Они — автобиографичны и помогают осознать, как мыслит ребенок, поясняют мотивы его поступков. Впрочем, если говорить об авторском стиле этих художественных автобиографий, то следует указать, что Алексей Толстой — единственный из всех вышеупомянутых классиков, который повествовал о детстве от третьего лица.
Поэтизация мальчиком времен года
Краткое содержание рассказа «Детство Никиты» знакомит нас с хлебосольным празднованиям Рождества в усадьбе. Дети дворовых крестьян, так же, как и дети хозяина, изготавливают игрушки на елку. А когда она украшена и освещена десятками свечек, все малыши, счастливые от полученных подарков, в помещичьем доме встречают этот светлый праздник. Этот праздник главный герой повести любит больше других.
Описание весны и просыпающейся природы также входит в краткое содержание книги «Детство Никиты», поскольку занимает значимое место в книге. Ведь главный герой сам отождествляет себя с природой, искренно считая по велению души, что все природные богатства вокруг — родные ему. Его приводят в восторг десятки тысяч ручейков от тающего в марте снега в степи. Он, наслаждаясь, дышит полной грудью весенним «острым и чистым» воздухом. И чем-то очень значительным казался ледокол на реке, когда она показывала свой буйный нрав, поднимаясь над плотиной, и с шумом ниспадала в омуты.
А далее Алексей Толстой пишет по-детски восторженно о майских медовых трелях иволги. О плавающем в знойном летнем небе степном орле рассказывает нам «Детство Никиты». Очень краткое содержание этого произведения неизменно указывает на связь формирующейся личности главного героя с окружающим его миром. Не это ли является определяющей чертой детства? Возможно, к осознанию этого нюанса подводит нас Алексей Толстой?
Потребность мальчика ощущать это единство чрезвычайно важна для его личности. Поэтому даже учитель Аркадий Иванович не журит его, когда он сбегает с урока, чтобы посмотреть на реку. Неслучайно автором в главе «На возу» использовано столь романтичное сравнение: «На возу, словно в колыбели, Никита плыл под звездами, глядя на далекие миры».
Заключение
Первоначальное название произведения звучало как «Повесть о многих превосходных вещах». Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном вдохновении.
Последняя глава повести имеет короткое название — «Отъезд». Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: «Этим событием кончается его детство».
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение «Детство Никиты Толстой»
К числу самых талантливых книг, в которых раскрывается внутренний мир ребенка, принадлежит и «Детство Никиты» — повесть замечательного писателя А. Н. Толстого.
«Детство Никиты» — поэтическое повествование о годах формирования человека. В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры».
«Все это мое, — думал он, — когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу. » Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу. Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает.
Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное».
Aвтор включает в повествование картины быта. В «Детстве Никиты» Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах, как воспринял ее сам в раннем детстве.
Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка — подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. «Никита с большим уважением глядел на Коряшонка».
Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер.
Другой знакомец Никиты — вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с «заговоренным кулаком». Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка.
Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне. Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка. Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем.
Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.
Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является последним звеном. Здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же это — конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.