Какие чувства вызывают у вас герои повести «Детство»?
Когда я читал повесть «Детство», переживал вместе с Николенькой – тонко чувствующим, ранимым, добрым и искренним мальчиком. Через его внутренний мир знакомился с его семьёй. Матушка его ангел-хранитель, она добрая, заботливая и нежная. Она очень трепетно относится к Коле. Отец же не вызвал у меня никакого расположения. Он холоден с сыном, больше занят собой. Уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. В произведении мне понравился образ учителя Карла Ивановича. Учитель немецкого истории предан семье, очень привязан к Николеньке. Николенька тоже очень любит Карла Иваныча.
С каким чувством вспоминает Николенька мать? Выпишите слова, подтверждающие ваш вывод.
Воплощением добра и любви Толстой считал свою маму. Именно её образ является центральным в этом произведении. Николенька вспоминает мать с чувством любви и нежности.
«её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала», «Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе.» «Маман говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!» «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!» «Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.»
Устно по различным деталям воссоздайте портрет матери.
Добрая, любящая, нежная, заботливая. “Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука”.
Прочитайте начало (первый абзац) главы «Что за человек был мой отец?» В этом фрагменте Л.Н. Толстой создаёт психологический портрет отца. Какие черты ему присущи? Выпишите из текста слова, которые станут ключевыми при ответе на вопрос.
Ключевые слова: неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула, удачливый, умел нравиться, умел взять верх в отношениях со всяким.
Как дополняется портрет отца, данный в самом начале главы, дальнейшим повествованием? Какие детали здесь вам кажутся наиболее важными? Какое место вообще в повести занимает художественная деталь?
Портрет дополняется тем, что показан эгоизм отца. Он всё измеряет на весах личной выгоды, у него отсутствуют нравственные убеждения, существует гибкость правил, то есть беспринципный человек. «Поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими.» Один и тот же поступок он мог охарактеризовать и как шалость, и как низкую подлость.
Какие эпитеты употребляет Л.Н.
Толстой, говоря о детстве?
Эпитеты: счастливая, невозвратимая пора детства, отуманенные дремотой глаза, сладкие грезы, чудесная нежная ручка, светлое счастье, чистая любовь.
Найдите в тексте главы «Детство» риторические фигуры. Какова их роль?
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? ( Риторический вопрос) И как не слушать?( Риторический вопрос) Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!( Риторическое восклицание). Где те горячие молитвы?( Риторический вопрос) . Где лучший дар — те чистые слезы умиления? ( Риторический вопрос) Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?( Риторический вопрос) Неужели остались одни воспоминания? ( Риторический вопрос).
Риторические вопросы и риторические восклицания служат для усиления выразительности речи. Герой не верит в то, что бесследно проходит эта чудесная пора искренних восторгов и любви. Риторические фигуры делают речь выразительной. Главный герой повести Л. Н. Толстого » Детство » не может даже представить себе, что детство рано или поздно проходит, но он верит, то эта пора в жизни прекрасна по своему внутреннему содержанию.
Каковы взаимоотношения Николеньки с близкими людьми? Составьте план ответа на вопрос.
План.
1. Взаимоотношения Николеньки с матерью
2. Взаимоотношения Николеньки с отцом
3. Взаимоотношения со старшими детьми Любой и Володей.
3. Взаимоотношения Николеньки с Карлом Ивановичем
Мать Николеньки добрая, мягкая женщина. Она очень трепетно относится к Коле, целует и ласкает его, он очень привязан к матери.
Отец мальчика — Петр Александрович, дворянин. Умный, уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. Он не так мягок, как мать, и не так близок с сыном. Семья и дети в его жизни не на первом месте.
Старшие дети относятся к младшему Коленьке без особой нежности. Они вместе проводят время, играют, но детские впечатления о них не ярки.
Карл Иванович — учитель немецкого языка, истории. Он ухаживает за детьми, воспитывает их, ведёт занятия. Очень привязан к семье. Николенька тоже очень привязан к Карлу Иванычу, даже больше, чем к собственному отцу.
Как вы думаете, от чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве»?
Мне кажется, что это риторический вопрос, он вызывает ностальгию и сожаление об ушедшем детстве. Люди взрослеют, получаю жизненный опыт, у них появляется всё больше обязанностей и беззаботность, детская наивность, свежесть восприятия уходят навсегда.
Чтобы вернулось подобное мироощущение, человек должен в душе бережно хранить дар любви. Толстой любил повторять: «Чтобы быть счастливым, надо одно – любить всех и всё, раскидывать во все стороны паутину любви: кто попадётся, того и брать»
Кого и в какой момент изобразил художник А.Л. Костин на иллюстрациях к повести? Найдите в тексте эпизоды, к которым выполнены данные рисунки.
Эпизод который изобразил художник на иллюстрации к повести: «Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.»
«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?»
О чем тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во время урока и как воспринимает услышанное Николенька?
Карл Иваныч тревожится о том, что он больше не нужен в этом доме, с которым он сроднился, что детей, которых он любил, отправят учиться в Москву.
Николенька плачет во время урока, он сочувствует Карлу Ивановичу, не может справиться со своими эмоциями.
Все происходящее он воспринимает обостренно.
Какими представляются вам герои этой небольшой главы «Классы» (из повести Л. Н. Толстого «Детство«)? Как характеризуют героя раздумья о Карле Иваныче и об отце?
Карл Иванович — пожилой человек, очень добросовестно исполняющий обязанности гувернера: он полюбил детей, которых обучал, привязался к ним. Он достаточно строг с детьми, но и добр с ними одновременно.
Николенька все воспринимает близко к сердцу, ему хочется, чтобы все люди любили и понимали друг друга. Он замечает те изменения, которые происходят с окружающими, очень эмоционально реагирует на чужое горе.
Какой представляется матушка горок» повести «Детство»? Когда ее лицо становилось еще лучше? Каким был отец и что было характерно для него (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?
Мать представлялась герою повести почти ангелом: очень ласковая, нежная, красивая. Особенно хорошело её лицо, когда она улыбалась. «Любовь к Богу и любовь к ней как-то странно сливались в одно чувство», — говорит рассказчик.
Отец же был человеком совершенно иного склада. Это был светский человек, приятной наружности. Он имел характер и привычки, мало совместимые с семейной жизнью: играл в карты, в отношениях с людьми добивался уважения, любил, знал и ценил хорошую музыку; книги он читать любил, но предпочитал такие, которые не задевают живых чувств. Одевался он изящно и со вкусом, хотя и не всегда модно.
Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?
Характер Натальи Савишны интересен тем, что она сама отказалась от вольной. Это говорит о том, что она воспринимала барскую семью как родную, что она способна на преданную и нежную любовь, но она также не в состоянии оценить неправильности своего рабского по сути положения.
Взяв вольную, она должна была бы сама заботиться о себе, что Наталья Савишна делать не умела. Поэтому понять её поступок можно.
Как проявляются характеры героев в случае со скатертью и на чьей стороне вы в этой ситуации? Какие совершаются ошибки главным героем и видит ли он их сам?
В случае с испачканной скатертью по-разному проявляются характеры героев. Николенька понимает, что Наталья Савишна — крепостная, а он дворянин. Именно это доводит его до ярости, до слез. А Наталья Савишна, унизительно наказав мальчика, жалеет его, увидев слезы на его лице. Ошибки, совершаемые героем, он видит, анализирует, переживает перепады настроения, но обычно признает свою вину, чувствует её.
Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь составила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Что беспокоит Л. Н. Толстого, когда он думает о детстве?
Человек изменяется к зрелым годам, и эти изменения не в лучшую сторону: он теряет потребность любить и свежесть, беззаботность чувств. Это, с точки зрения автора, «две лучшие добродетели». Их утрата и волнует автора.
Толстого интересует поступок не сам по себе, а тот нравственный смысл, который обретает этот поступок после того, как герой подвергнет его анализу.
Анализировать свои поступки и делать при этом правильные выводы очень сложно, но это очень ценное качество, которое должен иметь каждый человек.
Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими Вы бы «нарисовали» героев прочитаных вами глав из «Детства»?
На иллюстрации А. Вестфали изображен момент общения Николеньки и Натальи Савишны: мальчик сидит на сундуке в комнате Натальи Савишны, комната чистая, светлая, пронизана светом, освящена образами. Мальчик внимательно наблюдает за окружающим миром, он спокоен. Обстановка умиротворенная. Именно так можно представить эту сцену после прочтения текста (с. 287).
Объясните слона: «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие». Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали, введите в рассказ слова, которые вы объяснили.
Привязанность — чувство близости, основанное на привязанности, симпатии.
Самопожертвование — пожертвование своими личными интересами ради других.
Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других; одобрительное, благожелательное отношение.
Согласие — разрешение, утвердительный ответ на просьбу; единомыслие, общность точек зрения; дружественное отношение, единодушие (по словарю С.И. Ожегова).
Поредейте коротко смысл текстов И. Ф. Смольникова «В середине XIX столетия…» и Н. К. Гудзия «Как работал Толстой». Рассмотрите портрет Толстого. Какой вам представляется личность писателя?
«В середине XIX столетия». Эта статья о знакомстве Льва Толстого и И.С. Тургенева. Тургенев прочитал в журнале повесть Л. Толстого «Детство» и высоко оценил её. После такого заочного знакомства состоялось и очное, которое переросло в дружбу.
Писателей сближали произведения. Которые заставляют размышлять и сегод
Ошибки, совершаемые героем, он видит, анализирует, переживает перепады настроения, но обычно признает свою вину, чувствует её.
Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь составила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Что беспокоит Л. Н. Толстого, когда он думает о детстве?
Человек изменяется к зрелым годам, и эти изменения не в лучшую сторону: он теряет потребность любить и свежесть, беззаботность чувств. Это, с точки зрения автора, «две лучшие добродетели». Их утрата и волнует автора.
Толстого интересует поступок не сам по себе, а тот нравственный смысл, который обретает этот поступок после того, как герой подвергнет его анализу.
Анализировать свои поступки и делать при этом правильные выводы очень сложно, но это очень ценное качество, которое должен иметь каждый человек.
Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими Вы бы «нарисовали» героев прочитаных вами глав из «Детства»?
На иллюстрации А. Вестфали изображен момент общения Николеньки и Натальи Савишны: мальчик сидит на сундуке в комнате Натальи Савишны, комната чистая, светлая, пронизана светом, освящена образами. Мальчик внимательно наблюдает за окружающим миром, он спокоен. Обстановка умиротворенная. Именно так можно представить эту сцену после прочтения текста (с. 287).
Объясните слона: «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие». Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали, введите в рассказ слова, которые вы объяснили.
Привязанность — чувство близости, основанное на привязанности, симпатии.
Самопожертвование — пожертвование своими личными интересами ради других.
Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других; одобрительное, благожелательное отношение.
Согласие — разрешение, утвердительный ответ на просьбу; единомыслие, общность точек зрения; дружественное отношение, единодушие (по словарю С.И. Ожегова).
Поредейте коротко смысл текстов И. Ф. Смольникова «В середине XIX столетия…» и Н. К. Гудзия «Как работал Толстой». Рассмотрите портрет Толстого. Какой вам представляется личность писателя?
«В середине XIX столетия». Эта статья о знакомстве Льва Толстого и И.С. Тургенева. Тургенев прочитал в журнале повесть Л. Толстого «Детство» и высоко оценил её. После такого заочного знакомства состоялось и очное, которое переросло в дружбу.
Писателей сближали произведения. Которые заставляют размышлять и сегодняшнего читателя, они повествуют о любви к простому русскому человеку и русской природе, говорят о вере в человека и в будущее своего народа. Их родовые имения — Ясная Поляна и Спасское-Лутовиново находятся рядом и говорят о нерасторжимости их дружбы.
Как работал Толстой. Лев Толстой отличался трудолюбием и упорством в достижении целей. Его произведения по большей части имели много черновых набросков, он иногда подолгу искал нужное слово для выражения своей мысли.
Толстой утверждал, что нужно работать с черновиками, переделка которых происходила у писателя неоднократно. Написанное и исправленное переписывалось близкими и знакомыми автора.
Работал Толстой обычно с утра до обеда, как правило, регулярно и систематично.
Личность писателя представляется очень значительной, масштабной. Он сделал очень многое для русского общества, показав его жизнь в самых разных проявлениях. Толстой много занимался общественной деятельностью, большое внимание уделял детям. Это человек трудолюбивый, привыкший к ежедневному труду.
Является ли для вас поучительным труд писателя?
Труд писателя является очень поучительным.
Это образец работы над собой, показатель того, что человек должен всю жизнь ежедневно преодолевать собственные слабости, даже если ты имеешь выдающиеся способности.
Вопросы к изучению повести Л. Н. Толстого «Детство»
Категория: Литература.
Вопросы к изучению повести Л. Н. Толстого «Детство»
1. С чего начинается повесть «Детство»?
2. Кто такой Карл Иванович?
3. Какой возраст у героя повести? (10 лет)
4. Есть ли у него родные? (брат Володя и сестра Любочка)
5. Как в 1-й главе несколько раз меняется отношение мальчика к своему учителю? Почему?
6. С какими чувствами мальчик описывает матушку? Что он вспоминает из ее внешности (карие глаза и улыбку)
Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
7. Какую новость сообщил своему сыну папа? Каким по характеру вам показался отец героя?
8. А какие чувства испытывал сын? Почему в конце главы он заплакал?
9. По какому поводу Карл Иванович испытал обиду? Как он говорит о хозяевах?
10. Как в семье относились к юродивому Грише?
11. Какой самый важный момент охоты описывает автор? В чем заключалась ошибка мальчика? (не выдержал)
12. В какую игру стали играть дети после охоты?
13. Как вел себя во время игры Володя?
14. Какие еще игры вспоминает герой повести?
15. «Что-то вроде первой любви» – к кому относится эта фраза и что это было за чувство?
16. Как мальчик описывает своего отца: внешность, характер, что он любил, что умел?
Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца…
Он умел взять верх в отношениях со всяким…
Он был чувствителен и даже слезлив…
Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно.
Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе…
17. Расскажите, чем занимались вечером в семье Иртеньевых?
18. Почему папа решил отправить Карла Ивановича вместе с детьми в Москву?
19. Какие ощущения испытал Николенька, подсматривая вечером за молитвой Гриши?
20. Расскажите о Наталье Савишне. Чем она занималась? Какое самое главное качество выделяет в ней мальчик?
21. В каком состоянии Николенька расстается со своей мамой?
22. С каким человеком в первую очередь связаны воспоминания детства главного героя?
23. Какую еще любовь называет автор в главе «Детство»?
Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
24. Что же является детством в понимании взрослого человека, какие мысли, чувства, какое состояние души? (глава 15 «Детство»)
25. Что из прочитанного понравилось, запомнилось, почему?
26. С чего начинается описание московской жизни мальчиков, с какого события в доме? (д. р. бабушки)
27. Что подарили мальчики бабушке? (Володя рисунок, Николенька стихи)
28. Что больше всего волновало Николеньку в его стихах? («и любим, как родную мать»)
29. Расскажите о посетителях бабушки. Кто запомнился мальчику? (княгиня Корнакова, князь Иван Иванович)
30. Что восхищало Николеньку Иртеньева в Сереже Ивине?
31. О каком случае эти рассуждения мальчика?
Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд… (Иленька Грап)
32. Перескажите эпизод с перчаткой.
33. В какой момент бала мальчик вспомнил о своей маме? (не сумел станцевать мазурку)
34. Чем привлекла Николеньку Сонечка? Что он рассказывает о любви к ней?
35. В чем разность взглядов на любовь, ее проявления у Володи, которому 13 лет, и Николаши, которому 11 лет? Какой вам больше нравится и почему?
– Володя! ты спишь? –
– Нет, – ответил он мне сонным голосом, – а что?
— Я влюблен, Володя! решительно влюблен в Сонечку.
— Ну так что ж? – отвечал он мне, потягиваясь.
— Ах, Володя! ты не можешь себе представить, что со мной делается. . . вот я сейчас лежал, увернувшись под одеялом, и так ясно, так ясно видел ее, разговаривал с ней, что это просто удивительно. И еще знаешь ли что? когда я лежу и думаю о ней, Бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать.
Володя пошевелился.
— Только одного я бы желал, – продолжал я, – это – чтобы всегда с ней быть, всегда ее видеть, и больше ничего. А ты влюблен? признайся по правде, Володя.
Странно, что мне хотелось, чтобы все были влюблены в Сонечку и чтобы все рассказывали это.
— Тебе какое дело? – сказал Володя, поворачиваясь ко мне лицом, – может быть.
— Ты не хочешь спать, ты притворялся! – закричал я, заметив по его блестящим глазам, что он нисколько не думал о сне, и откинул одеяло. – Давай лучше толковать о ней. Не правда ли, что прелесть?. . такая прелесть, что скажи она мне: «Николаша! выпрыгни в окно или бросься в огонь», ну, вот, клянусь! – сказал я, – сейчас прыгну, и с радостью. Ах, какая прелесть! – прибавил я, живо воображая ее перед собою, и, чтобы вполне наслаждаться этим образом, порывисто перевернулся на другой бок и засунул голову под подушки. – Ужасно хочется плакать, Володя.
— Вот дурак! – сказал он, улыбаясь, и потом, помолчав немного: – Я так совсем не так, как ты: я думаю, что, если бы можно было, я сначала хотел бы сидеть с ней рядом и разговаривать. . .
— А! так ты тоже влюблен? – перебил я его.
— Потом, – продолжал Володя, нежно улыбаясь, – потом расцеловал бы ее пальчики, глазки, губки, носик, ножки – всю бы расцеловал. . .
— Глупости! – закричал я из-под подушек.
— Ты ничего не понимаешь, – презрительно сказал Володя.
— Нет, я понимаю, а вот ты не понимаешь и говоришь глупости, – сказал я сквозь слезы.
— Только плакать-то уж незачем. Настоящая девочка!
36. Мы говорили о том, что пора детства связана у автора с самым дорогим человеком – матерью. Чем заканчивается повесть и почему?
37. А почему глава «Детство» не стала завершающей, а стоит в середине повести?
38. Кто рассказал мальчику, как умирала его мама?
39. Вспомните, когда именно мальчик испытал настоящее чувство горя? (когда увидел ее в гробу и начал вспоминать жизнь в деревне)
40. Какие мысли посещали его во время похорон? Что мешало предаться горю?
Метод Толстого: психологизм! Передает постоянные переживания героя.
Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем. Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать наблюдения над чепцом Мими и лицами присутствующих. Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое-то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль.
41. Как реагировала на смерть дочери бабушка?
Нас не пускали к ней, потому что она целую неделю была в беспамятстве, доктора боялись за ее жизнь, тем более что она не только не хотела принимать никакого лекарства, но ни с кем не говорила, не спала и не принимала никакой пищи. Иногда, сидя одна в комнате, на своем кресле, она вдруг начинала смеяться, потом рыдать без слез, с ней делались конвульсии, и она кричала неистовым голосом бессмысленные или ужасные слова.
42. Как Наталья Савишна утешала мальчика? Что она рассказывала о матушке?
43. Чем запомнилась герою кончина Натальи Савишны?
44. Из замысла Л. Н. Толстого: «Интерес «Отрочества» должен состоять в постепенном развращении мальчика после детства и потом в исправлении его перед юностью». Какие приметы отрочества видны уже в повести «Детство»? («темные пятна»: отношение к Иленьке Грапу, насмешливые отзывы о Карле Ивановиче в конце 21 гл. )
Е. С. Голикова, ГБОУ СОШ № 45, г. Москва
Метки: Литература
Николенька. Художник К. Клементьева |
Повесть «Детство» является частью знаменитой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
В этой статье представлен тест по повести «Детство» в вопросах и ответах на знание текста: материалы для викторины. Правильные ответы смотрите в конце теста.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Детство»
Тест по повести «Детство» Льва Толстого
1. Как зовут брата главного героя Николеньки?
- Михаил
- Александр
- Федор
- Володя
2. Карл Иванович является:
- учителем
- управляющим имением
- дядей Николеньки
- семейным врачом
3. Как зовут сестру Николеньки?
- Машенька
- Катенька
- Анечка
- Любочка
4. Кто является первой детской любовью Николеньки? Об этой героине речь идет в главе «Что-то вроде первой любви».
- о Мими
- о Марье Ивановне
- о Катеньке
- о Наталье Савишне
5. О ком эта цитата?
«…вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы…»
- о Карле Ивановиче
- о слуге Николае
- об отце Николеньки
- о страннике Грише
«Две главные страсти его в жизни были карты и женщины…»
- о Карле Ивановиче
- об отце Николеньки
- о Володе
- о дворецком Фоке
7. О ком эта цитата?
«…какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование.»
- мать Николеньки
- Наталья Савишна
- Мими
- бабушка Николеньки
8. На именины бабушки Николенька дарит ей:
- стихотворение
- рисунок
- букет
- собачку
9. Кто дает Николеньке этот совет?
«…за твое лицо тебя никто не будет любить; поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком.»
- бабушка
- директор училища
- Карл Иванович
- мама
10. О ком Николенька говорит следующие слова?
«Его оригинальная красота поразила меня с первого взгляда.»
«Иногда влияние его казалось мне тяжелым, несносным; но выйти из-под него было не в моей власти.»
- о слуге Николае
- о Сереже Ивине
- о Карле Ивановиче
- о страннике Грише
11. Николенька очень стыдится того, что на празднике он не заступился за:
- Наталью Савишну
- бабушку
- Карла Ивановича
- Иленьку Грапа
12. О смерти какого героя идет речь в цитате?
«Со смертью … окончилась для меня счастливая пора детства и началась новая эпоха — эпоха отрочества…»
- о смерти няни
- о смерти дедушки
- о смерти матери
- о смерти дяди
13. Кто из героев считает себя некрасивым и очень переживает из-за этого?
- Володя
- странник Гриша
- Карл Иванович
- Николенька
14. О какой героине идет речь в этих цитатах?
«Вы знаете, какая это ангельская доброта…»
«Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.»
- о матери Николеньки
- о тете Николеньки
- о няне
- о бабушке Николеньки
15. Кого из героев увольняют за ненадобностью, когда Николенька и брат переезжают в город?
- Наталью Савишну
- Мими
- Карла Ивановича
- дворецкого Фоку
16. На каком музыкальном инструменте любит играть мать Николеньки?
- на скрипке
- на арфе
- на флейте
- на рояле
Ответы на вопросы
1. ответ (4) Володя
2. ответ (1) учителем
3. ответ (4) Любочка
4. ответ (3) о Катеньке
5. ответ (1) о Карле Ивановиче
8. ответ (1) стихотворение
9. ответ (4) мама
10. ответ (2) о Сереже Ивине
11. ответ (4) Иленьку Грапа
12. ответ (3) о смерти матери
13. ответ (4) Николенька
14. ответ (1) о матери Николеньки
15. ответ (3) Карла Ивановича
16. ответ (4) на рояле
Это был тест по повести «Детство» Льва Толстого в вопросах и ответах на знание текста (викторина).
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Детство»