Девочка со спичками это сказка или рассказ

Время чтения: 6 мин.

Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последнею их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из нее выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут.

И вот девочка побрела дальше босая; ножонки ее совсем покраснели и посинели от холода. В стареньком передничке у нее лежало несколько пачек серных спичек; одну пачку она держала в руке. За целый день никто не купил у нее ни спички — она не выручила ни гроша. Голодная, иззябшая, шла она все дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку! Снежные хлопья падали на ее прекрасные, вьющиеся белокурые волосы, но она и не думала об этой красоте. Во всех окнах светились огоньки, по улицам пахло жареными гусями: был канун Нового года — вот об этом она думала.

Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съежилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немножко согреться. Но нет, стало еще холоднее, а домой она вернуться не смела, ведь она не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьет ее! Да и не теплее у них дома! Только что крыша над головой, а ветер так и гуляет по всему жилью, несмотря на то что все щели и дыры тщательно заткнуты соломой и тряпками. Ручонки ее совсем окоченели. Ах! Одна крошечная спичка могла бы согреть ее! Если бы только она смела взять из пачки хоть одну, чиркнуть ею о стену и погреть пальчики! Наконец она вытащила одну. Чирк! Как она зашипела и загорелась! Пламя было такое теплое, ясное, и, когда девочка прикрыла его от ветра горсточкой, ей показалось, что перед нею горит свечка. Странная это была свечка: девочке чудилось, будто она сидит перед большою железною печкой с блестящими медными ножками и дверцами. Как славно пылал в ней огонь, как тепло стало малютке! Она вытянула было и ножки, но… огонь погас. Печка исчезла, в руках девочки остался лишь обгорелый конец спички.

Вот она чиркнула другою; спичка загорелась, пламя ее упало прямо на стену, и стена стала вдруг прозрачною, как кисейная. Девочка увидела всю комнату, накрытый белоснежною скатертью и уставленный дорогим фарфором стол, а на нем жареного гуся, начиненного черносливом и яблоками. Что за запах шел от него! Лучше же всего было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был с вилкою и ножом в спине, так и побежал вперевалку прямо к девочке. Тут спичка погасла, и перед девочкой опять стояла одна толстая холодная стена.

Она зажгла еще спичку и очутилась под великолепнейшею елкой, куда больше и наряднее, чем та, которую девочка видела в сочельник, заглянув в окошко дома одного богатого купца. Елка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пестрые картинки, какие она видывала раньше в окнах магазинов. Малютка протянула к елке обе ручонки, но спичка потухла, огоньки стали подниматься все выше и выше и превратились в ясные звездочки; одна из них вдруг покатилась по небу, оставляя за собою длинный огненный след.

— Вот кто-то умирает! — сказала малютка.

Покойная бабушка, единственное любившее ее существо в мире, говорила ей: «Падает звездочка — чья-нибудь душа идет к Богу».

Девочка чиркнула об стену новою спичкой; яркий свет озарил пространство, и перед малюткой стояла вся окруженная сиянием, такая ясная, блестящая и в то же время такая кроткая и ласковая, ее бабушка.

— Бабушка! — вскричала малютка. — Возьми меня с собой! Я знаю, что ты уйдешь, как только погаснет спичка, уйдешь, как теплая печка, чудесный жареный гусь и большая, славная елка!

И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у нее в руках, — так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу!

В холодный утренний час в углу за домом по-прежнему сидела девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая. Она замерзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило маленький труп. Девочка сидела со спичками; одна пачка почти совсем обгорела.

— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди. Но никто и не знал, что она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям на небо!

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=30165d71c4ac3440&mb=imgdb_preview_1654Анализ
с
вяточного рассказа

«Девочка со
спичками»
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

«Девочка
со спичками» — короткий святочный

рассказ
Ганса Христиана Андерсена,

написанный
как текстовое сопровождение к

гравюре
Иоганна Лундбю (датск.) русск. с

изображением
юной продавщицы спичек.

 Опубликован
в 1845 году.

«Девочка
со спичками» — настоящая классика святочного рассказа. Это произведение не
только читают — по нему снимают фильмы и мультфильмы и даже пишут оперы.

Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая
замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться, домой из страха
перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться,
перед её глазами встают светлые видения — жирный новогодний гусь, который
поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, новогодняя ёлка с игрушками,
покойная бабушка…Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

Образ
Ребенка родился в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о
Мировом Древе, о сотворении мира. Дитя, добрый ребенок встречается в фольклоре
и в литературе. Такого ребенка мы видим и у великого сказочника Х. К.
Андерсена. Центральным героем является ребенок, страдающий без вины, наказанный
без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочной сказке «Девочка
со спичками» .   В произведении образ детства скорбный — «дите
плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной,
злой жизни взрослых.

 И
только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты,
людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.

 В
святочной сказке «Девочка со спичками», например, Андерсен преклоняет голову
перед малышкой, которая пытается спасти родных, продавая спички. Она трагически
умирает, замерзая у стены какого-то дома. Окружающие сочувствуют, но никто не
знает, что перед девочкой открылся чудесный небесный мир – мир ангелов, которые
забирают малышку с собой. Этому сказочному миру противопоставлена жизнь сытых и
самодовольных жителей города.

 Бедная
девочка не похожа на окружающих, потому что ее душа чиста и непорочна, как у
ангела. Судьба малышки заставляет меня, как и любого читателя, задуматься над
тем, почему есть бедные и богатые, а дети, считающиеся ангелами, проходят такие
испытания, которые под силу только взрослым. Все любимые герои – дети сильны
духом, потому что им в трудную минуту помогает Бог.

Какой  эпизод  является  самым 
ярким  в  сказке?

Рождество  считается  самым  светлым  и  добрым 
праздником,  но  этот  праздник  не  приносит  радости  ребёнку. Здесь  праздничное 
радушие  и  гостеприимство  соседствуют  с  жестокостью  и  бездушием.

К 
сожалению,  в  реальной  жизни  чуда  не  произошло -девочка  замерзает   в 
студеную  зимнюю  пору, но никто не знал, какую красоту она видела, в каком
блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям в небо,  где 
обретает  всё,  чего  ей  так  не  хватало  в  действительности — Она оказалась
рядом с тем, кто любил её, заботился о ней. Девочка перестала мучиться. Очень
жаль, что своё Счастье героиня нашла не в реальной жизни.

 

Как  вы думаете,  для  чего Андерсен
написал  такую сказку?

Героиня призвана  смягчить души  черствые,  возродить 
святые и  спасительные чувства,  скрытые  в глубине  души каждого человека. 
Писатель  взывает  к  милосердию  людей.

Как  вы  понимаете  значение  слова  милосердие?

Способность  сделать  что-то  хорошее  для  других, 
помочь  человеку  из сострадания,  сочувствия.

Можно  ли  финал  сказки назвать 
счастливым?

Всё  зависит  от  веры  человека:  если  веришь в 
Христа —  счастливый,  а  если  нет  —   другое  дело.

Сказки
Андерсена глубоки ,философичны и неиссякаемы в своей мудрости, красоте ,фантазийности
и в то же время правдивости -ведь говорят они о нашей жизни ,которая мало
изменилась с времен ,когда жил великий волшебник на нашей земли ,ведь и по сей
день в героях сказок-былей каждый найдет себя. Ведь только печальное  делает
черствых людей добрее.

Это
произведение очень современное, вполне допускаю, что подобная история запросто
может произойти зимой в большом городе. Ребенок может потеряться, остаться на
улице один, замерзнуть, и никто на него не обратит никакого внимания.
Ведь
эта девочка умерла от людского равнодушия и жестокости, которая сейчас царит в
мире. Такие сказки должны быть, чтобы и нам не зачерстветь и детям своим не
дать стать немилосердными и не сострадательными. И помнить, что рядом с нами всегда
есть люди, которым нужна помощь ,мы эту помощь можем оказать и тем самым спасти
человека, возможно даже от смерти. По- моему, сказка «Девочка со
спичками»  актуальна до сих пор .Она   учит не быть жестокими не только к
близким, а ко всем. Быть милосердными, не забывать, что мы люди.

В
заключение необходимо выделить идею сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со
спичками», написанную в XIX веке. Идея — “Будьте милосердны!”

 В XXI веке она звучит
особенно актуально, ведь ещё очень много детей нуждаются в сострадании и
помощи.

В
этом и есть главная ценность произведения — оно учит сочувствию, состраданию и
добру.

Девочка со спичками доброта и жестокость

История создания

В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:

  • милосердие;
  • сострадание;
  • жестокость;
  • жадность;
  • доброта;
  • беззащитность.

Девочка со спичками краткое содержание

В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.

Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков. Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек. Ещё несколько штук высыпались в передник.

Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.

Литературное направление и жанр

Жанр произведения Андерсена «Девочка со спичками» — святочный рассказ. Для него характерны чудеса, происходящие с людьми в канун Рождества, но речь идёт о предновогоднем вечере. Андерсен был верующим и искренне полагал, что после смерти человека ждёт другая жизнь, счастливая или несчастная, в зависимости от того, сколько ему пришлось страдать в этом мире.

Для современных читателей девочка умерла, а для современников Ганса Христиана Андерсена — с ней произошло чудо, ведь самое хорошее, считали они, происходит с человеком на небе, когда его забирает к себе Господь. Это характерно для жанра, выбранного датским сказочником. Главные и второстепенные герои произведения:

Девочка со спичками

  1. Девочка. Бедное дитя, терпящее побои, унижения, голод и всяческие лишения.
  2. Отец. Тиран, воспитывающий девочку. Из сказки читатели узнают, что он бьёт дочь в те дни, когда она зарабатывает слишком мало или совсем не приносит денег.
  3. Бабушка. Она единственная, кто любил девочку. У девочки сохранились самый тёплые воспоминания об умершей бабуле, и в минуты отчаяния она обращается к ней и просит забрать.

Тема, основная мысль и проблематика

Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт. Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её. Возможно, он даже её ровесник.

Андерсен девочка со спичками

В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.

Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.

Композиция и сюжет

Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.

Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.

Рассказ девочка со спичками

В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.

Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.

Краткое содержание

В основе сюжета святочной сказки — описание злоключения маленькой девочки. День накануне Нового года оказался для неё неудачным: не удалось продать ни одной спички. Возвращаться домой без денег нельзя — отец побьёт. Малютка осознаёт своё положение как безвыходное. На улице мороз, а она голодная, босая и с непокрытой головой.

Девочка со спичками анализ

Повсюду сияют огнями украшенные ёлки, горожане готовятся сесть за накрытые столы. В каждой богатой семье в этот вечер на ужин будет жареный гусь — главное, хотя и не единственное праздничное блюдо. О такой роскоши девочка может только мечтать. Она присаживается у стены, так как силы покинули истощённый организм, а ножки совсем озябли и посинели. Желая хоть немного согреть пальчики, ребёнок одну за другой зажигает спички, и каждый раз перед ней возникают видения, одно чудеснее другого.

Сначала она видит, как греется у тёплой печки. Огонь весело полыхает, но как только малютка хочет вытянуть ноги к нему поближе, спичка догорает и гаснет. Видение тут же исчезает. Бедняжка зажигает ещё одну спичку, и на этот раз перед ней появляется накрытый праздничный стол, а на нём — жареный гусь с яблоками и черносливом. Птица спрыгивает на пол и вперевалку ковыляет к ребёнку. Гаснет и эта спичка. Малышка снова оказывается в темноте и холоде, рядом с мрачной стеной.

Снова спичка чиркает о стены, и в этот раз ребёнок оказывается перед яркой рождественской ёлкой. Ветки увешаны тысячами свечей, но когда бедняжка протягивает к огонькам руки, они поднимаются и исчезают в небе. Один превращается в звёздочку и катится по небосклону, оставляя за собой след. В этот момент девочке вспомнились слова бабушки. Та утверждала: падающая звезда означает, что кто-то отправился к Богу.

Девочка со спичками андерсен

Чиркнув по стене ещё одной спичкой, малютка увидела свою бабушку. Она поняла, что старушка сейчас исчезнет, как и все предыдущие видения. В отчаянии девочка зажгла все спички, что у неё оставались. Сразу стало светло и тепло, а бабушка взяла её за руку, и вместе они вознеслись в небеса — туда, где нет голода, холода и отчаяния, где всегда хорошо и радостно. Видения возникают в определённом порядке, и это неслучайно. Одна за другой удовлетворены потребности, от самых основных (телесных) до возвышенных (духовных), а именно:

  • печка — тепло;
  • гусь — еда;
  • наряженная ёлка — красота;
  • бабушка — любовь.

Наутро люди обнаружили мёртвую девочку, которая сидела, прислонившись к стене. Рядом валялись обгоревшие спички. Люди решили, что ребёнок хотел согреться. Никто так и не узнал, какие прекрасные видения видела героиня рассказа перед смертью. Все подумали, что она умерла в страданиях, а на самом деле последние минуты малютки были озарены радостью.

Образ героини

Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.

У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.

Девочка со спичками содержание

В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.

С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.

Художественное своеобразие

Особенность произведения — в контрастах. Они подчёркивают нелепость бытия и ужас происходящего. Хрупкость противопоставляется нежности, красота — грубости стены, богатство — нищете, а неземное счастье — страданиям, которые человеку приходится испытывать в бренном мире.

Девочка со спичками кратко

Героиня рассказа олицетворяет всех, кому приходится терпеть несправедливость и страдать, потому что они не сумели приспособиться к чужеродному миру. Из описания понятно, что душа ребёнка светла и чиста, но люди вокруг совсем не такие. Есть 2 мира: к одному девочка принадлежит, а к другому безуспешно стремится. Стена символизирует непреодолимую преграду, встающую между мечтами и суровой действительностью.

Время, в которое произошли чудесные события, выбрано Андерсеном неспроста. Для западного человека вечер и ночь накануне Рождества полны волшебства. В это время сбываются самые сокровенные мечты, исполняются желания, происходят необыкновенные превращения, и даже у бедной нищенки появляется шанс стать счастливой. Вечер перед Новым годом совсем не такой, и ждать счастливой развязки не приходится.

Роль автора в этом произведении можно назвать первостепенной. Рассказчик всё видит и примечает, он знает, что представляется героине. Как вездесущий Бог, он понимает, почему девочка поступила так, а не иначе, о чём она мечтала перед смертью и какие картины возникали перед ней.

Если бы не этот необычный приём, рассказ не был таким интересным. Только благодаря своеобразному подходу автор сумел не просто рассказать о событиях, но и показать внутренний мир героини.

Протеворечивое впечатление оставила у меня эта печальная сказка. Наверное, её смысл хорошо отражает пословица, в которой говорится, что в весёлый час и смерть не страшна. В последние минуты жизни героиня была счастлива, а эта главная. Считаю, что у сказки хороший конец, а вот если бы девочка умерла в слезах и горе, впечатление было совсем другим.

Когда начала читать, мне казалось, что у этой сказки обязательно будет хороший конец, но я ошиблась. В аннотации сказано, что в произведении раскрывается нетрадиционная рождественская тема, но не говорится о смерти девочки. Во время чтения хотелось плакать от жалости к героине: из всех людей не нашлось никого, кто бы её согрел и накормил. Теперь этот сюжет и иллюстрации надолго останется у меня в памяти, а один мальчик в нашем классе даже написал стихотворение по мотивам сказки.

Юля, г. Таганрог

Эту историю я прочитала онлайн за несколько минут. Она короткая, но очень печальная, и потом я долго думала о несчастной героине. В школе нам задали написать сочинение и подготовить пересказ, и благодаря вашим рекомендациям я справилась. Девочку очень жалко, а картинки Натальи Демидовой совсем расстроили. Но всё же я считаю, что прочитать эту сказку должен каждый.

Светлана, г. Воронеж

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Девочка со спичками

Детство Ганса Христиана Андерсена было не самым легким, отец умер рано, и ребенку пришлось познать всё равнодушие взрослого мира на себе, именно оттуда берут свое начало многие сказки автора.

Девочка со спичками не исключение. Это очень грустная и в тоже время пронизанная глубоким смыслом сказка. Главным и, пожалуй, единственным героем этой сказки является маленькая девочка, мечтающая о таких простых вещах как теплый дом, вкусный ужин и рождественская елка, ведь события этой истории проходят в канун Нового года. Но судьба распорядилась иначе и девочка, босая и замерзшая идет продавать спички пытаясь заработать хоть какие то деньги. Работать в холодную и ветреную погоду послал ее родной отец, не задумываясь, что девочка очень легко одета и может заболеть.

Гансу Христиану Андерсену не смотря на короткую и грустную историю про девочку со спичками, удалось показать, что происходит в душе у девочки, а в ней лишь холод и пустота. Ведь эта девочка не видела любви и заботы, а видела лишь злобу и равнодушие. Даже в тот момент, когда девочка очень сильно замерзла, она не решилась идти обратно домой, потому что отец обязательно ее наругает, ведь она не продала ни одной спички. Как прохожие на улице, так и родной отец не видят или же просто не замечают какая ноша выпала на участь девочки, с которой маленькому ребенку не возможно справится в одиночку. Никто не готов помочь ей, купить спички, пригласить в дом отогреться или просто помочь подняться, когда она падает и девочка понимает, что она одна.

Андерсен хотел показать в этой сказке, к чему приводит безразличие и жестокость людей. Девочка умирает на улице, зажигая спички одну за другой, пытаясь согреться, и видит в огне каждой спички свои заветные желания. Под конец к девочке приходит ангел в виде ее любимой умершей бабушки и забирает девочку в мир грез, где всегда тепло, много любви и заботы, именно того чего не хватало маленькой девочке.

Многие люди как и эта девочка также холодны в душе потому что не чувствуют тепла от своих родных и пытаются согреться другими способами. Андерсен уже тогда осознавал всю суть проблемы, охватывающую нас всех, и показал, к чему это приводит.

Литературное направление и жанр

Жанр святочного рассказа предполагает чудесное преображение героя, обретение им под Рождество, когда происходят чудеса, счастья. Но «Девочка со спичками» — одно из самых грустных произведений писателя. Героиня умирает, нет никакой надежды на преображение её жизни, но это с точки зрения обывателя. А рассказчик – христианин, романтик, для него конец сказки счастливый.

Для романтика идеал недостижим. Все видения, которые проходят перед глазами замерзающей девочки – это прекрасный мир, о котором она мечтала всю жизнь, но достичь смогла только после смерти.

История создания

В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:

  • милосердие;
  • сострадание;
  • жестокость;
  • жадность;
  • доброта;
  • беззащитность.

В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.

Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков. Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек. Ещё несколько штук высыпались в передник.

Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным. В рассказе поднимаются серьёзные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор. В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.

Анализ произведения и финал

Рассказ Андерсена «Девочка со спичками» — рождественская картина с несчастным финалом. Все люди радуются самому доброму празднику в году, который должен принести всем детям волшебство. Главная героиня тоже хотела радости и веселья, но чуда не произошло.

Здесь праздничное гостеприимность соседствует со страшной жестокостью. Без слез рассказ читать невозможно, ведь ребенок умирает голодной и холодной смертью. Но никто и не догадывался, какую прелесть девчушка повидала в своих видениях, с какой радостью она вознеслась с бабушкой в небеса, где ей уже так плохо никогда не будет. Умирая, она не потеряла, а приобрела все то, что ей не хватало в действительности. Всем земным мукам пришел конец. Жаль только, что счастье она обрела не в реальной жизни, а после смерти.

В произведениях Ганса Христиана Андерсена всегда заложен глубокий смысл и философская мудрость, фантастичность и правдивость. В сказке читается реальная жизнь, которая почти не изменилась с давних времен. Такая история может случиться и в большом городе в реальной жизни. Дети могут потеряться на улице или в огромном торговом центре, и мало кто из случайных прохожих обратят на это внимание.

Такие сказки необходимо читать и детям, и взрослым, чтобы не стать бесчеловечными. Всегда следует помнить, что есть рядом такие люди, которые нуждаются в помощи и, возможно, даже в спасении от смерти. И если эту помощь можно оказать, то необходимо действовать, а не проходить мимо с безразличным выражением лица. Хоть сказка и написана в XIX веке, она до сих пор является актуальной, в этом и есть ее ценность — она учит сочувствию и добру.

Сюжет и композиция

Двухстраничный рассказ раскрывает все обстоятельства жизнь девочки. О некоторых фактах её биографии читатель узнаёт из деталей. Например, маленькая девочка надела туфли, которые раньше носила её мать. Очевидно, сейчас мать уже умерла.

Мир нищеты, в котором живёт маленькая торговка спичками, отделён от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Она теряет туфли, единственное своё наследство, испугавшись несущихся во весь опор карет. Но и мир бедных враждебен. Он ближе, девочка соприкасается с ним и от этого видит его абсурдность. В мире человеческих отношений царят законы природы, где выживает сильнейший. Мальчишка отбирает деревянную туфлю, чтобы сделать из неё люльку для будущих ребят. Абсурдность этого поступка и идеи мальчика очевидна. Привыкший к нищете ребёнок пытается противостоять обстоятельствам, припасая вещи на все случаи жизни.

Девочка целый день продавала спичи и не продала ни одной. Она не может вернуться домой, потому что отец прибьёт её. Кроме того, дома тоже холодно, щели заткнуты соломой и тряпками. Девочка обречена на физическую смерть, она целый день ничего не ела. Но больше всего она страдает от собственной ненужности и одиночества.

В предсмертных видениях девочки реализуются все её потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищённость и любовь). В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идёт, чтобы кормить её. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской ёлке.

Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно.

В рассказе две ипостаси амбивалентного, двойственного мира свободно перетекают друг в друга, например, огни чудесной ёлки превращаются в звёзды, а огонёк спички в пылающую печку. Смещается не только пространство, но и время. Ведь падающая звезда означает смерть самой девочки, которая падение звезды наблюдает ещё в земной жизни.

В конце рассказа два мира снова обретают границы. Тело девочки остаётся миру земному, душа принадлежит небесам.

Идейный смысл

Несмотря на незатейливый сюжет сказки, автор вложил в нее еще и тайный смысл. В своих произведениях он описывает разные женские образы: бабушек, мам, маленьких девочек. Непроизвольно он вкладывал свои психологические проблемы в женских героинь, тем самым пытаясь прожить все душевные травмы, полученные в детстве. У мальчика в раннем возрасте умер отец, и ему пришлось самому познавать все тяготы взрослой жизни.

Такая же история происходит и в сказке «Девочка со спичками». Это короткое произведение, которое одновременно является ярким и жестоким. Внутренний мир главной героини опустошен, потому что ее просто некому любить. Самые близкие для ребенка люди агрессивно настроены, она не получает от них ни заботы, ни поддержки. Наоборот, отец и мать заставляют ее продавать за бесценок последнее, что у нее есть.

В реальной жизни много умных женщин, которые обречены на нищету. В оковах быта им приходится зарывать свои таланты за неимением сил бороться с жалкой жизнью. Они тешат себя иллюзиями, как и героиня рассказа, что когда-нибудь их жизнь изменится в лучшую сторону, но становится все только хуже. Обычно так происходит с девушками, которые росли без материнской ласки и родительской поддержки. Получая вместо воспитания типичные претензии к себе, они перестают сами себя любить, игнорируя творческое начало.

Причинами случившейся трагедии является следующие обстоятельства:

  • отчаяние маленькой героини;
  • родители, которые не смогли сделать ребенка счастливым;
  • жестокость и равнодушие людей.

Андерсен описывает тот факт, что если малышка не продаст спички, то непременно будет наказана своим отцом. От этого ребенок просто не хочет возвращаться в родной дом, который символизирует ее больную душу. Он был холодным и пустым, такую обстановку девочка не в силах выдержать. Надо обратить внимание на то, что родители накладывают на свою дочь тяжелые обязанности, с которыми она не справилась. В ее возрасте надо гулять, играть со сверстниками, расти, а не зарабатывать деньги.

Образ героини

Героиня рассказа – «маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Девочка испытывает два постоянных чувства бедняков – холод и голод. Её босые ножки посинели и покраснели от холода, передник её старенький, на её красивые белокурые волосы падают снежинки.

У девочки нет имени. С одной стороны, это принцип типизации, ведь в мире полно таких бедных умирающих детей. С другой стороны, жизнь девочки никому не нужна на земле, её как будто не существует. Девочку любила только недавно умершая бабушка, а кроме неё – Бог. Так что отсутствие имени – не столько типизация, свойственная реализму, сколько романтическое отделение героини от горожан, которые её не поняли. Люди думали, что она умерла в страданиях, а на самом деле девочка была озарена светом и радостью, они с бабушкой видели чудеса и красоту, встретили Новогоднее Счастье

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ

Г.Х.Андерсен

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

«Кто-то умер», — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: «Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу».

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

— Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

— Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Роль рассказчика

Роль повествователя в тексте огромна. Он, словно бог, вездесущ, наблюдает за всем происходящим, знает о мыслях и чувствах девочки, даёт краткую аннотацию им, её внешнему виду и поступкам. Он называет её «бедняжка», использует восклицательные предложения, эмоционально сострадая ей, благодаря чему, читая это произведение, к девочке тоже можно почувствовать сострадание и симпатию. Он также указывает, что у неё красивые локоны, но со стороны отмечает, что она и сама не подозревает, как они красивы.

Именно благодаря рассказчику можно увидеть внутренний мир героини. Если бы повествователя не имелось, это была бы просто история, как бедная девочка замёрзла в холодную новогоднюю ночь. Эта точка зрения выражается в словах людей, нашедших её утром: «Девочка хотела погреться». Но автор позволяет узнать о её истинных мотивах и мечтах, написав о её видениях, о бабушке и вечно небесной жизни. Благодаря ему трагическая кончина юной продавщицы спичек озаряется светом и уже не кажется трагедией для неё самой.

Жанр, композиция и художественное своеобразие

Жанр произведения — святочный рассказ, который имеет особенности:

  1. События, происходящие во время праздника. Действие произведения разворачивается в канун Нового года.
  2. Светлый и радостный финал, в котором происходит чудо. Для девочки смерть — это избавление, бабушка и бог наконец-то забирают её к себе из жестокого мира.
  3. Традиционное нравственное преображение героя, происходящее, как правило, в 3 этапа.

Основателем жанра святочного рассказа можно считать Чарльза Диккенса с его произведением «Рождественская песнь в прозе», в сюжете которого мрачный скряга Эбенезер Скрудж встречается с тремя духами Рождества и меняется под их влиянием. В «Девочке со спичками» к героине трижды приходят различные видения. Сначала в них реализуются только её физические потребности — тепло у печки и сытость с рождественским гусем, потом — духовные: красота рождественской ели. В конце она видит бабушку, которую настолько сильно хочет удержать, что не жалеет всю пачку спичек.

Композиция произведения:

  1. Завязка: одинокая девочка бредёт по улице.
  2. Развитие действия: прекрасные видения.
  3. Кульминация: попытка удержать бабушку.
  4. Развязка: счастливое вознесение на небеса и утро, в которое бедняжку находят люди.

Рассказ полностью построен на контрастах. В нём тесно переплетены богатство и бедность, хрупкость и возвышенность девочки и грубость стены, где она видит что-то прекрасное, земные страдания и небесное счастье, запечатлённое в её лёгком румянце и улыбке.

План для пересказа

Святочный рассказ «Девочка со спичками» имеет довольно небольшой объём. Но для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

  1. Одинокая девочка на холодной улице.
  2. Пристанище за углом дома.
  3. Спички и видения.
  4. Большая печь.
  5. Жареный гусь.
  6. Рождественская ёлка.
  7. Добрая бабушка.
  8. Бабушка и девочка счастливо возносятся к богу.

  • Девочка снегурочка жанр сказки
  • Девочка снегурочка владимир иванович даль картинки к сказке
  • Девочка смущена как пишется
  • Девочка и слон рассказ читать
  • Девочка и слон рассказ краткое содержание