Дидактическая игра читаем сказку учим право

Дидактические игры

«НАШИ ПРАВА»,

«ЧИТАЕМ СКАЗКУ -УЧИМ ПРАВО»

(подготовительная к школе группа)

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

Организуя работу по вопросам правового воспитания я, в первую очередь, опираюсь на такие виды деятельности как игровая и художественно-продуктивная, Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

– права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;

– права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;

– права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

Предлагается 2 игры на освоение детьми правовых знаний.

Дидактическая игра «НАШИ ПРАВА»

Эта игра дает возможность углубить знания детей о своих правах на труд, на отдых, игру, учебу через предметные и сюжетные картинки.

Материал: * маленькие карточки с различными предметами,

отражающими труд, отдых, игру, учебу;

* сюжетные картинки, отражающие права детей на труд,

отдых, игру, учебу.

Играть могут от 2 до 4 человек. Проводит игру воспитатель.

I вариант:

Маленькие карточки раздаются детям. Воспитатель уточняет знания детей о правах через сюжетные картинки, затем спрашивает, у кого карточка подходит к той или иной сюжетной картинке (картинки лежат перед детьми). Дети по очереди кладут свои карточки рядом с сюжетной картинкой (или на сюжетную картинку).Например: сюжетная картинка «Дети трудятся» — рядом выкладываются маленькие карточки: ведро, совок, лейка, молоток и т.д. Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки.

II вариант:

Перед детьми на столе лежат маленькие карточки.

Дети договариваются, кто на какую тему собирает карточки, затем находят сюжетные картинки и кладут их к своим карточкам. Воспитатель закрепляет знания детей прав на труд, отдых, игру, учебу. Выигрывает тот, кто быстрее сориентировался в сюжетных картинках и правильно назвал права.

Дидактическая игра «ЧИТАЕМ СКАЗКУ — УЧИМ ПРАВО»

Игра знакомит детей с основами прав и свобод с подачей материалов в легкой интересной форме через сказочных героев, помогает детям найти ответы на вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?

  • Что они обязаны делать и что не обязаны?

  • На что они имеют право, а на что не имеют?

Правила игры:

На картинках нарисованы ситуации из жизни сказочных героев. Дети рассматривают картинку, затем воспитатель читает вопрос и варианты ответов. Ребенок должен выбрать правильный ответ.

1. Нарушение каких прав изобразил художник?

а). право на владение личным имуществом

б) право на свободу

в) право на неприкосновенность жилища

г) право на жизнь

2. Кто нарушил эти права?

3. Найди на рисунке то, что досталось в наследство старшему сыну, среднему, младшему.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. — «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

  2. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР,2007

  3. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

  4. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».

  5. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. — Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Дидактические игры «Право в сказках»

Автор: Мосягина Людмила Ивановна

Организация: МКОУ «СОШ №8»г.Кирова (дошкольные группы)

Населенный пункт: Калужская область, г. Киров

Право на имя

Цель: воспитание уважения к правам человека, способствование воспитанию правовой культуры, формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека.

Ход игры: воспитатель уточняет знания детей о праве на имя, предлагает им вспомнить имена сказочных героев, найти персонажа, у которого нет имени и придумать, как его могут звать.

Право на семью

Цель: углубление представлений детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи.

Ход игры: воспитатель уточняет знания детей о праве на семью, предлагает им вспомнить сказки, в которых прослеживаются семейные отношения и найти иллюстрацию, в которой было нарушено право на семью.

Право на жизнь 

Цель: формирование представлений о  праве на жизнь.

Ход игры: воспитатель уточняет знания дошкольников о праве на жизнь, предлагает детям найти иллюстрации к сказкам, в которых нарушалось право героев на жизнь.

Право на жилище

Цель: формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье.

Ход игры: воспитатель с детьми закрепляют названия жилищ сказочных героев, предлагает найти персонажам их жильё. 

Право на бесплатное образование

Цель: расширение представлений детей о роли образования в жизни каждого человека.

Ход игры: воспитатель уточняет знания дошкольников о правах на бесплатное образование через сюжетную картинку, затем предлагает детям найти предметы к ней.

Право на охрану здоровья и мед. помощь

Цель: формирование у детей представлений о людях, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья людей и животных.

Ход игры: воспитатель уточняет знания дошкольников о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь через сюжетную картинку, затем предлагает детям найти к ней нужный вид транспорта.

Полный текст статьи см. приложение
 

Приложения:

  1. file0.pptx.zip.. 10,7 МБ
Опубликовано: 03.12.2021

Интерактивная игра «Читаем сказку-изучаем права детей»

Презентации

Данная интерактивная игра может быть использована при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

  Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс вокального и инструментального творчества «МУЗЫКА ВЕСНЫ»

-192

Всероссийский конкурс вокального и инструментального творчества «МУЗЫКА ВЕСНЫ
»

30 Ноября – 30 Ноября

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ПОД РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДОЙ»


Конкурсы

70 работ

Всероссийский конкурс художественного слова, посвященный Дню защитника Отечества «ВО СЛАВУ РАТНЫХ ДЕЛ»

-192

Всероссийский конкурс художественного слова, посвященный Дню защитника Отечества «ВО СЛАВУ РАТНЫХ ДЕЛ
»

30 Ноября – 30 Ноября


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в
социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по обществознанию для 9 класса «Конспект урока по обществознанию в 9 классе. Тема урока «Правоохранительные органы Российской Федерации»»
    Обществознание


  • Планирование по обществознанию для «Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»»
    Обществознание


  • Презентации по обществознанию для «Общение детей в продуктивных видах деятельности»
    Обществознание


  • Факультативы по обществознанию для 11 класса «Анализ практик предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах на примере (Муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Пущино»»
    Обществознание


  • Оценка знаний по обществознанию для 11 класса «Тест по Банку заданий ЕГЭ обществознание «Экономика» ФИПИ»
    Обществознание

Изучаем права с героями сказок

Автор: Мороз Светлана Аркадиевна

Организация: ГДОУ ЛНР Брянковский ясли-сад №53 «Радуга»

Населенный пункт: ЛНР, г.Брянка

Цель: формирование правовой компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

  • Формировать у детей представление о правах ребенка в соответствующей их возрасту форме на примере сказок и символов.
  • Учить детей анализировать, рассуждать и делать выводы.
  • Упражнять в составлении синквейнов.
  • Обогащать активный словарь детей по теме права.
  • Адаптировать детей к существующим в обществе правилам и нормам жизни.
  • Расширять кругозор детей. Развивать правовое мировоззрение и представление о нравственности.
  • Воспитывать нравственные чувства: заботу, честность, справедливость, уважение к правам человека.

Материалы и оборудование: материалы к дидактической игре «Права героев сказок», иллюстрации, символы, листок с назначением.

Ход занятия

  1. Ребята, я хочу узнать, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Посмотрите на символы и выберите один из них.

Дети выбирают символы и

выполняют соответствующие действия

*сердце* — обнимаются,

*рука* — здороваются,

*муз. ноты* — танцуют.

— Сегодня мы с вами поговорим о правах детей.

— Все дети Земли независимо от национальности, цвета кожи, мальчик или девочка, на каком языке говорит – все-все они имеют одинаковые права.

— А что такое право? (право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством).

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить.

Иметь уютный, теплый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать

Обучаться и дышать

Быть веселым и здоровым

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любимым

Он на свете не один!

Ребята, давайте мы с вами попробуем определить права детей через сказку.

— Я буду сказочником, я беру волшебную палочку, прикоснусь к каждому из вас, и мы с вами окажемся в картинной галерее. Вот мы с вами в картинной галерее, где на картинах изображены сюжеты сказок.

— Ой, посмотрите, кто-то испортил некоторые картины. Кто же это?

Выходит Маша и плачет.

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуй, Маша! А что ты здесь делаешь?

— Надоело мне жить с мишкой в лесу, ничего мне не разрешает, то нельзя, это нельзя. А я так люблю помогать, я такая скорая на помощь. Пришла к вам в гости, а у вас тут столько всего интересного, думаю, помогу-ка я вам, взяла ножницы и вырезала вам картинки, чтобы можно было играть. (плачет)

— Не плачь, Маша, ты, конечно, поступила не хорошо, что без спросу взяла ножницы и вырезала картинки, я думаю, что ребята смогут тебе помочь.

— Давайте соберём сказки и расскажем Маше, какие права детей мы знаем.

Рассматриваем картину «Три поросёнка».

Дети вставляют пазл (поросёнка).

— Как называется эта сказка?

— Какое право нарушено? (дети имеют право на безопасные условия жизни, никто не может без разрешения входить в дом).

— Какой символ подходит к этому праву?

— А что это за сказка, и какого героя здесь не хватает?

— «Доктор Айболит», не хватает доктора Айболита.

— Какое право нарушено в этой сказке? (дети имеют право на мед. помощь, если человек заболел, он имеет право обратиться к врачу). Какой символ подходит к этой сказке?

Речевая игра «Я заболела»

— А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать докторами.

— Представьте, что я простудилась. У меня болит горло, голова. Я чихаю, кашляю. Я пошла на прием в поликлинику, собрался консилиум врачей (совещание врачей по поводу того, как и чем лечить больного) А, врачи это все вы. Вот сейчас вы каждый по очереди будете назначать мне лечение, а я как будто бы сразу буду выполнять эти процедуры, и мы посмотрим, сумеете ли вы меня вылечить.

Дети передают листок с назначением лечения друг другу

и называют: полоскать горло, закапать каплями нос, потеплее

одеваться, кушать больше витамин, лежать в постели,

пить чай с малиновым вареньем, принимать аспирин

После того, как своё лечение назначил последний ребенок,

воспитатель выздоравливает и благодарит детей.

2. — Посмотрите, ребята, на эти картинки и скажите, как называются эти сказки и чего в них не хватает? («Золушка», «Хаврошечка»)

— Какие права нарушены в этих сказках, и какие символы подходят?

— «Золушка» — нельзя использовать детский труд

— «Хаврошечка» — нельзя подвергать детей жестокому и небрежному обращению

Воспитатель предлагает детям составить

синквейн со словом «Золушка».

3. — Пришло время нам собрать ещё одну картинку.

— Что это за сказка? («Буратино»)

— Какое право нарушено в этой сказке (право на образование, все дети имеют право учиться). Какой символ подходит этому праву?

— Вы пойдете в школу, и основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнением домашнего задания.

— Ребята вспомните, какой еще герой, кроме Буратино, не хотел учиться? (Незнайка)

— Почему Буратино и Незнайка всегда попадали в неприятные истории? (потому, что они никого не слушали, и ни чему не хотели учиться)

— От какого права отказались эти герои? (от права на образование)

Маша:

— А я не такая, как Буратино и Незнайка. Я хожу в школу, мне нравится учиться. Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Закончи пословицу».

— Я буду начинать пословицу, а вы продолжать

Чтение – лучшее учение.

Век живи – век учись.

Кто грамоте горазд – тому не пропасть.

Учиться – всегда пригодится.

Учение свет – не учение тьма.

Птица красна пером, а человек умом.

— Молодцы ребята, и ты, Маша, молодец. Вы знаете много пословиц, о том для чего нужно учиться.

4. — У нас с вами осталась еще одна картинка, что же это за сказка? («Цветик – семицветик»)

— Какое право нарушено в этой сказке? (Право на отдых: каждый ребенок имеет право отдыхать, веселиться, развлекаться).

— И я вам хочу сказать, что вы большие молодцы. Вы помогли Маше, собрали все картинки, рассказали ей о правах детей. А теперь я вам предлагаю немножко отдохнуть и повеселится. (Потанцевать)

Танец «Ах, какие же мы классные».

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,0 КБ

  2. file1.docx.. 3,8 МБ

Опубликовано: 13.10.2022

  • Дидактическая игра угадай из какой сказки прочитан отрывок
  • Дидактическая игра собери сказку
  • Дидактическая игра расскажи сказку по картинкам в младшей группе
  • Дидактическая игра по сказке цветик семицветик
  • Дидактическая игра по сказке репка