Дидактическая игра собери сказку

ФИО

Циркунова Анастасия Андреевна

Группа

32 «А» Дошкольное образование

Образовательная область

Речевое развитие

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 лет)

Название дидактической игры

Игра – поручение Собери сказку «Крошечка – Хаврошечка»

Цель

Расставление картинок и составление сюжетного рассказа по ним

Задачи

Обучающая задача: Закреплять умения детей составлять сюжетный рассказ по картинкам

Игровая задача: Составить сюжетный рассказ по картинкам в верной последовательности.

Игровые правила

Организационные: Играют все дети, разделённые на подгруппы.

Дисциплинарные: Картинки брать по очереди.

Игровые действия

Помоги Зайке расставить картинки по сюжету сказки быстро и правильно. По картинкам составить сюжетный рассказ. За правильное или быстрое выполнения задания, вам будут даваться звездочки. При возникших трудностях помогать друг другу. Чья команда закончит быстрее всех, поднимает руку вверх. Выиграет та команда, которая первая правильно расставит картинки по сюжету сказки и перескажет ее.

Планируемый результат

Детьми составлен сюжетный рассказ по картинкам

Предварительная работа

Прочтение сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Оборудование и материалы

Картинки с изображением сюжета сказки «Крошечка-Хаврошечка», звездочки, игрушка зайца

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, форма, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания. Формирование интереса у детей к деятельности.

Воспитатель:

-Дети, а вы знаете кто такая Крошечка-Хаврошечка?

Дети:

-Да! Она герой из сказки.

Воспитатель:

-Правильно. Из сказки «Крошечка-Хаврошечка». А помните кто ее написал?

Дети:

-Нет!

Воспитатель:

— Это А.Н. Толстой, советский писатель.

— Давайте вспомним, про что сказка?

Дети пересказывают произведение вместе с воспитателем.

Воспитатель:

-Верно. А что вам больше всего понравилось в сказке?

Дети:

(ответы детей)

Словесный метод (Беседа, пересказ детей, вопросы).

Групповая форма организации

Дети отвечают на вопросы воспитателя и пересказали сказку «Крошечка-Хаврошечка»

Дети пересказали сказку и заинтересованы дальнейшей деятельностью.

Основной этап

2.1 Этап постановки проблемы

Понимание цели деятельности детьми.

Воспитатель:

-Дети, посмотрите, Зайка пришел к нам в гости и принес вам картинки с иллюстрациями этой сказки, но ветер подул, и все картинки перепутались! Поможем ему расставить их по порядку?

Дети:

-Да!

Воспитатель:

-Тогда берите стульчики и садитесь по своим местам за столы.

Словесный метод (Беседа, вопросы)

Групповая форма организации

Дети соглашаются помочь воспитателю.

Дети готовы помочь воспитателю

2.2 Этап ознакомления с материалом

Закреплять представления об оборудовании для дидактической игры.

Воспитатель:

-Посмотрите внимательно, на каждом столе лежат картинки с иллюстрациями.

-Посчитайте сколько их?

Дети:

-13

Словесный метод (Беседа)

Наглядный метод (показ картинок)

Групповая форма организации

Дети считают картинки и рассматривают их.

Дети ознакомились с дидактическим материалом.

2.3 Этап практического решения проблемы

Закреплять умения детей составлять сюжетный рассказ по картинкам.

Игровая задача:

Составить сюжетный рассказ по картинкам в верной последовательности.

Игровые действия:

Помоги Зайке расставить картинки по сюжету сказки быстро и правильно. По картинкам составить сюжетный рассказ

За правильное или быстрое выполнения задания, вам будут даваться звездочки. При возникших трудностях помогать друг другу. Чья команда закончит быстрее всех, поднимает руку вверх. Выиграет та команда, которая первая правильно расставит картинки по сюжету сказки и перескажет ее.

Воспитатель:

-Верно, сейчас я предлагаю вам поиграть, и помочь нашему Зайке расставить картинки по порядку. Согласны?

Дети:

-Да

Воспитатель:

— Ваша задача, помочь нашему гостю расставить картинки по сюжету сказки быстро и правильно. За правильное или быстрое выполнения задания, вам будут даваться звездочки. При возникших трудностях помогать друг другу. Чья команда закончит быстрее всех, поднимает руку вверх. Выиграет та команда, которая первая правильно расставит картинки по сюжету сказки и перескажет ее.

-Арина, повтори пожалуйста правила игры!

-Начинаем?

Дети:

-Да

Воспитатель:

-Насчёт 3 начинаем.

Раз… Два… Три. Поехали!

Словесные методы (указание, объяснение правил игры)

Практический метод (игра)

Групповая форма организации

Дети играют в дидактическую игру

Дети разложили картинки в правильном порядке и составили сюжетный рассказ.

Заключительный этап

Оценка результата деятельности и самооценка.

Воспитатель:

-Наша игра подошла к концу. Сегодня быстрее всех оказалась команда 1 (одна из 2), и она получает большую зеленую звездочку.

-Давайте поздравим их и похлопаем им.

-Вторая команда получает маленькую желтую звездочку, они правильно расставили картинки по сюжету сказки, работали вместе, дружно, помогали друг другу.

-А как вы думаете, почему 1 команда оказалась быстрее?

Дети:

-Потому что они сказку запомнили лучше.

Воспитатель:

-Дети, я уверена, что в следующей игре победителями будут все!

Зайка:

-Спасибо, что помогли мне расставить картинки по порядку, теперь они не перепутаются из-за ветра, благодаря вам!

(Конец игры)

Словесный метод (Поощрение, беседа, вопросы, рефлексия)

Групповая форма организации

Дети подводят оптимистичный итог игры совместно с воспитателем

Дети вместе с воспитателем подводят итог игры.

АННОТАЦИЯ

Дидактическая игра: «Собери героя русской народной сказки» предназначена для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Игра поможет ребенку развить представление о сказочных героях русских народных сказок, развить логическое мышление, мелкую моторику рук. Игра может использоваться, как для групповой работы, так и для индивидуальной. Оборудование: ламинированные карточки с изображениями сказочных героев, разрезанных на полоски.

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие может быть применено в таких образовательных областях, как: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: развить у детей логическое мышление, ручную моторику, представления о сказочных героях.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

-развить представления о сказочных героях русских народных сказок

-развить представление о складывании разрезных картинок

-развить память, внимание, логическое мышление

ОО «Речевое развитие»

-развить мелкую ручную моторику

-развить устную речь

-развить умение описывать сказочных героев, используя прилагательные

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-развить умение работать в коллективе

-развить умение помогать друг другу в трудных ситуациях

Развить умение слушать друг друга, не перебивая

РУКОВОДСТВО

Вариант 1: «Собери картинку совместно с воспитателем»

Воспитатель совместно с ребенком собирает картинку известного сказочного героя. После сбора картинки воспитатель совместно с ребенком описывает внешность героя, атрибуты, одежду, имя и сказку.

Вариант 2: «Собери картинку самостоятельно»

Воспитатель предлагает на выбор ребенка картинку, ребенок самостоятельно собирает сказочного героя, вспоминает название сказки и имя персонажа.

Вариант 3: «Командная игра на скорость»

Воспитатель предлагает детям разделиться на команды, выдает конверт с изображением героя каждой команде, дети на время собирают картинку. Побеждает команда, которая справилась с заданием первыми.

Вариант 4: «Расскажи сказку»

После складывания картинки воспитатель предлагает вспомнить сказку, из которой собирали героя, пересказать сказку по картинке.

Дидактические игры по сказкам пригодятся воспитателям, учителям начальных классов, родителям. Такие занятия продуктивны, ведь дети лучше воспринимают информацию, которая преподнесена живым и красочным языком литературного произведения, а не в виде сухой лекции. Картотека дидактических игр по сказкам позволяет подобрать материал для развития воображения, памяти, речевых навыков, формирования норм поведения и общения.

Игры по русским народным сказкам

Для занятий необходимо вырезать изображения персонажей тех русских сказок, где герои появляются поочередно по ходу развития сюжета: «Репка», «Колобок», «Теремок». Также нужно подготовить для вознаграждения участников фишки.

Опиши героя по иллюстрации

Цель игры – улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.

Педагог выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует игрокам, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.

Например, выбрана Лиса из «Колобка»: один ребенок дает внешнее описание – рыжая, с пушистым хвостом, второй рассказывает о характере – хитрая, ловкая, третий вспоминает ее действия – съела колобка, заставив его сесть себе на нос. Если участники затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы-подсказки: какая одежда на персонаже, какого он возраста, размера и т.д.

Опиши героя из сказки

Игра по русским народным сказкам

Кто следующий

Цель игры – укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации, знакомство с применением предлогов – до и за, перед и после, а также с численными понятиями – первый, последний, следующий.

Педагог демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами.

Теремок

Узнай по силуэту

Игра развивает речь, зрительную память, умение концентрироваться и образно мыслить.

Педагог показывает игрокам изображения сказочных существ, объясняет термины «контур» и «силуэт». Просит обвести картинки карандашом. Когда дети поймут понятия, ведущий переворачивает изображения лицевой стороной вниз, предлагает по силуэту узнать героя сказки.

За все правильные ответы в играх участники получают фишки. Победителем становится тот, кто наберет больше всего очков.



Угадай сказку

Педагог перечисляет ключевых персонажей и предметы, фигурировавшие в сказке, а игроки должны отгадать, о каком произведении идет речь. Примеры для игры:

  • сирота, мачеха, фея, бал, хрустальная туфелька, принц, полночь – «Золушка»;
  • царевич, лягушка, стрела, Кащей, болото, заколдованная царевна – «Царевна-лягушка»;
  • гномы, принцесса, мачеха, отравленное яблоко, волшебное зеркало – «Белоснежка»;
  • Емеля, печь, прорубь, говорящая щука, исполнение желаний – «По щучьему велению»;
  • сестра и брат, Баба-Яга, печь, яблоня, молочная река, кисельные берега – «Гуси-Лебеди».



Узнай по отрывку

Игра развивает восприятие на слух, концентрацию внимания.

Воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки, которую они наверняка знают. Задача участников – вспомнить, из какого он произведения.

Узнай сказку по описанию

Назови сказку

Игроки становятся в круг. Ведущий, став в центре, бросает детям мяч по очереди, при этом называет первое слово из названия литературного произведения. Поймавший мяч игрок должен продолжить словосочетание. Для примера:

  • Конек (Горбунок);
  • Гуси (Лебеди);
  • Летучий (Корабль);
  • Крошечка (Хаврошечка);
  • Аленький (Цветочек);
  • Курочка (Ряба);
  • Царевна (Несмеяна);
  • Красная (Шапочка);
  • Сивка (Бурка).

Назови сказку

Необычный герой

Ведущий дает описание сказочного персонажа, а игроки должны догадаться, о ком речь:

  • у нее рыбий хвост вместо ног – Русалочка;
  • он бессмертен и тощий, как скелет, – Кощей;
  • у этой деревянной куклы колпак и длинный нос – Буратино;
  • это трехголовое чудище дышит огнем – Змей Горыныч;
  • эта девочка такая маленькая, что спала в скорлупе грецкого ореха – Дюймовочка;
  • эта вредная старуха живет в избе на курьих ножках – Баба-Яга.

Перевертыш

Педагог называет противоположное реальному название сказки. Задача игроков – понять, о каком произведении идет речь, произнести действительное название.

Примеры для игры:

  • нищенка под горошиной – «Принцесса на горошине»;
  • Чернушка и семь великанов – «Белоснежка и семь гномов»;
  • домашние гуси – «Дикие лебеди»;
  • живая нищенка и семь карликов – «Мертвая царевна и семь богатырей»;
  • старые обноски слуги – «Новое платье короля»;
  • собачья лачуга – «Кошкин дом»;
  • серебряная курочка – «Золотой петушок»;
  • милый цыпленок – «Гадкий утенок»;
  • собака без сапог – «Кот в сапогах».

Сказки-перевертыши

Кто же это

Педагог предлагает воспитанникам вспомнить, кем является сказочный персонаж под названным именем. Варианты для игры:

  • Винни Пух – медвежонок;
  • Багира – пантера;
  • Страшила – чучело, набитое соломой;
  • Айболит – доктор-ветеринар.

Сказочные персонажи

Собери сказку

Цель – развитие навыка грамотного пересказа знакомого сюжета, возможность для самовыражения через словесное творчество.

Для игры необходимо подготовить набор картинок, соответствующих сюжету сказки. Игроки должны разложить изображения по порядку, рассказать получившуюся историю.

Расколдуй сказку

Настольная игра предназначена для развития интеллекта, формирует навык оперирования условными символами. Для нее необходимо подготовить таблицу из двух рядов. В ячейках первого ряда должны быть изображены символы, в ячейках второго – соответствующие персонажи.

Воспитатель объясняет детям, что злой колдун превратил сказочных персонажей в простые символы. Сначала закрывает непрозрачным листом ряд с символами. Дети должны вспомнить какое обозначение соответствует каждому персонажу, нарисовать на листе. Затем педагог закрывает изображения, открывает символы. Игроки должны вспомнить, какие персонажи скрыты, назвать их.

Волшебные вещи

Игра здорово развивает воображение, расширяет представления об окружающем мире у воспитанников средней группы. Воспитатель называет сказочную вещь, а дети должны подумать, какой современный предмет, существующий в реальном мире, ей соответствует по назначению.

Для примера:

  • яблочко катится по блюдечку, показывает далекие края – телевизор;
  • ступа Бабы-Яги – самолет или вертолет;
  • печь едет сама, везет Емелю – автомобиль;
  • молодильное яблоко – витаминный препарат, ухаживающая косметика;
  • сапоги-скороходы – поезд, другое скоростное транспортное средство.

Составь пару

Игра закрепляет в памяти сюжеты сказок. Для нее необходимо вырезать картинки, изображающие сказочных героев и отдельно предметов, которыми они пользовались, владели. Задача – составить пары «персонаж и вещь». Например: «Золушка – туфелька» или «Настенька – аленький цветочек».

Нарисуй сказку

Каждый игрок загадывает сказку, рисует ее персонажей или ключевые сюжетные элементы. А другие участники должны догадаться, какое произведение загадано. Например, ребенок нарисовал девочку, медведя, медведицу и медвежонка – это «Три медведя».

Сказки из шкатулки

Цель дидактической игры «Сказки» – развитие речевых навыков, воображения, умения мыслить творчески. Необходимо найти вместительную шкатулку, в нее положить игрушки из детского театра или картинки, изображающие сказочных героев.

Каждый ребенок по очереди подходит к шкатулке, вытягивает картинку. Первый игрок начинает сказку, придумывает 2-4 предложения, связанных с вытащенным персонажем. Следующий участник продолжает сюжет, но дополняет его своим героем.

Игра довольно сложная, подходит для детей подготовительной группы. Важно, чтобы в итоге получилась цельная и завершенная история.

Маска

Игра развивает речь, артистические навыки, наблюдательность, умение фантазировать, выражать мысли мимикой и движениями. Для нее необходимо сделать маски сказочных героев.

Игроки выбирают первого водящего, становятся кругом. Надевают на него маску так, чтобы он не видел персонажа. Задача водящего – догадаться, чья маска на нем надета. А остальные участники по очереди должны подводить его к правильному ответу, пытаясь артистически изобразить персонажа. Следующим водящим становится тот, после игры которого образ был узнан.

Расскажи сказку

Дидактическая игра «Расскажи сказку» развивает память, воображение, концентрацию внимания, учит сочинять истории, строить монологи и диалоги, правильно конструировать предложения, красиво и выразительно общаться. Для занятия нужно подготовить картинки леса в разные сезоны года и отдельно изображения сказочных героев.

Передвигая персонажей по лесным картинкам, дети по очереди рассказывают свою версию истории.

Лес в разные времена года

Из каких сказок герои

Дидактическая игра «Герои сказок» закрепляет память о прочитанных историях, улучшает речевые навыки, память, мыслительную способность.

Педагог показывает детям героя и три картинки, изображающих сюжеты из разных сказок: два неправильных и один соответствующий персонажу. Задача игроков – выбрать правильный сюжет для сказочного героя.

Кто так сказал

Воспитатель зачитывает примечательную фразу, сказанную сказочным героем. А дети должны вспомнить, кто ее произнес. Например: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» – это фраза Колобка.

Кто лишний

Игра закрепляет знания о сказках, развивает память и концентрацию внимания.

Воспитатель раскладывает на столе в ряд изображения персонажей определенной сказки. Один из героев лишний, то есть в действительности его нет в сюжете. Детям младшей группы педагог называет сказку. Воспитанники старшей группы должны сами, внимательно изучив изображения, назвать произведение, а также указать, какой герой лишний в подборке.

Кто исчез

Для игры, развивающей зрительное мышление и концентрацию внимания, необходимо подготовить игрушки, изображающие сказочных существ, поставить в ряд. Педагог называет каждого персонажа. Затем игроки закрывают глаза. Педагог забирает одну игрушку. Игроки, открыв глаза, должны сказать, кто исчез.

Составь картинку

Для игры нужно сделать пазлы: разрезать на несколько произвольных частей картинки, изображающие сказочных героев. Задача воспитанника – собрать части в единый образ, назвать его.

Раскрась героя

Педагог раздает воспитанникам раскраски, изображающие сказочных существ. Занятие улучшает навыки рисования, развивает творческие способности и моторику пальцев рук.

Из какой сказки предмет

Воспитатель показывает изображение предмета, а дети должны вспомнить, из какой он сказки. Например, хрустальная туфелька из «Золушки», стрела из «Царевны-лягушки», ковер-самолет из «Алладина».

  • Дидактическая игра по сказке гуси лебеди в старшей группе
  • Дидактическая игра по сказке волк и лиса
  • Дидактическая игра отгадай сказку
  • Дидактическая игра найди друзей по сказкам
  • Дидактическая игра назови сказку по главному герою