Дидактические сказки в одоевского

Владимир
Федорович Одоевский (1803-1869) – яркий
представитель философского направления
в русском романтизме первой половины
XIX
столетия. Человек энциклопедических
знаний, он известен не только как
литератор, но и как философ, музыкальный
критик, литературовед, химик, государственный
деятель. По своим общественно-политическим
взглядам Одоевский был просветителем
и гуманистом. Он считал народное
просвещение одной из самых важных задач
современности. Свои педагогические
идеи писатель в художественной форме
реализовал в цикле “Сказки дедушки
Иринея” (1838). Первоначально в состав
указанного цикла вошли сказки “Мороз
Иванович”, “Городок в табакерке”,
“Червяк”, “Маленький фарисей”, “Бедный
Гнедко”, “Индийская сказка о четырех
глухих”, “Царь-девица” и др. Судьба
некоторых из них (“Мороз Иванович”,
“Городок в табакерке”) оказалась
счастливой. Они неоднократно переиздавались
и по праву принадлежат к золотому фонду
детской литературной сказки.

Высоко
оценив поэтичность сказок Одоевского,
В.Г. Белинский заметил: “Русские дети
имеют для себя в дедушке Иринее такого
писателя, которому позавидовали бы дети
всех наций” [4, c.75].
Больше всего критика привлекала
способность Одоевского “заманить
воображение, раздражить любопытство,
возбудить внимание” самыми простыми
рассказами. “А какой чудесный старик,
– восклицает В.Г. Белинский, – какая
юная благородная душа у него, какою
теплотой и жизнью веет от его рассказов”
[4, с.75].

У многих русских
авторов, несмотря на наличие в их
произведениях схожих фольклорных
мотивов, сложилось свое представление
об образе Мороза. У Некрасова (как и в
устном народном творчестве) – это
“Мороз-Красный нос”, А.Н. Афанасьев
назвал его “Морозко”, а В.И. Даль и
Одоевский величали “Мороз Иванович”.
Но, если в одноименной сказке В.И. Даля
образ Мороза наделен жестокой беспощадной
силой, призванной заморозить бедную
падчерицу в лесу зимой, то Одоевский-гуманист
отказывается от многих традиционных
для подобного сюжета мотивов. Он заменяет
мачеху няней, избегает мотива семейных
отношений, темы сиротства и связанных
с ней мотивов страдания. Герой сказки
Одоевского – добрый, мудрый и справедливый
старик. Образ Мороза Ивановича (Морозко)
в русском фольклоре, по словам В.Я. Проппа,
представляет собой “персонификацию
зимы в мужском облике” [8, с.12]. Литературовед
изучал специфику волшебной сказки,
лежащей в основе литературной сказки.
Е.М. Мелетинский отмечает, что одной
из задач, поставленных В.Я. Проппом
в его работе “Исторические корни
волшебной сказки” было – “выявление
постоянных элементов (инвариантов),
наличествующих в волшебной сказке и не
исчезающих из поля зрения исследователя
при переходе от сюжета к сюжету” [8,
с.437].

Сюжет
сказки
“Мороз
Иванович”, который, по словам
В.Г. Белинского “ловко приноровлен
к детской фантазии”, построен на
излюбленном приеме Одоевского – на
противопоставлении. По принципу контраста
изображены действия героев, их поступки,
речь. Даже имена девочек – Рукодельница
и Ленивица – характеризуют их с
противоположных сторон. С первых строк
сказки писатель акцентирует внимание
на характерах своих героинь, показывая,
чем они занимаются с самого утра.
Рукодельница “печку топила, хлебы
месила, избу мела, петуха кормила, а
потом на колодец за водой ходила”.
Девочка никогда не скучает, она умеет
“чулки вязать” и “платки рубить”,
“рубашки шить да кроить, да еще рукодельную
песенку затянет” [7, с.180]. В это время
Ленивица “с боку на бок переваливается”,
или “сядет к окошку мух считать”, а
потом “сидит, горемычная, и плачет да
жалуется на всех, что ей скучно” [7,
с.180]. Рукодельница и Ленивица – это
скорее не имена, а прозвища девочек,
дающие им исчерпывающую характеристику.

По закону сказочного
жанра в жизнь героинь вторгается
несчастный случай. Развитие событий в
сказке начинается с мотива беды.
В.Я. Пропп определяет беду как “основную
форму завязки”. “Из беды и противодействия
создается сюжет”, – отмечает литературовед
[8, с.141]. Рукодельница уронила в колодец
ведро, и строгая няня заставила достать
его: “Сама беду сделала, сама и поправляй”
[7, с.181]. Традиционный мотив наказания
невиновного, как видим, отсутствует.
Вместо него есть справедливое решение,
связанное с ответственностью за поступок.
Трудную задачу, которую необходимо
выполнить сказочному персонажу,
В.Я. Пропп считает “одним из любимейших
элементов сказки” [8, с.49].

Важную роль в
развитии сюжетного действия сказки
играет мотив встречи. Так, во время
путешествия по подземному царству
Рукодельница встречается с разными
персонажами, характерными для народных
сказок, в частности, с печкой, с яблоней.
Встреча с ними помогает раскрыть
доброжелательность и трудолюбие ее
натуры. Она помогает печке вынуть
“румяный, поджаристый пирожок”,
стряхнуть с яблони “золотые яблочки”.
При встрече с Морозом Ивановичем она
поделилась с ним и пирожком и яблоками.
Здесь следует подчеркнуть тот факт, что
мотив еды, угощения является необходимым
элементом волшебной сказки. В.Я. Пропп
отмечал, что герой волшебной сказки,
принимая пищу, “подтверждает”, “что
он “настоящий” [8, с.161]. Действительно,
данная деталь сюжета способствует
восприятию сказочного мира как реально
существующего. В доме Мороза Ивановича
девочка не сидела без дела, она взбивала
перину, готовила обед, чинила белье. За
старательную работу старик поблагодарил
Рукодельницу, вернул ей ведерко и
наградил “серебряными пятачками и
брильянтиком” [7, с.185]. Как видим,
вознаграждение мотивировано, ведь
героиня выдержала ряд испытаний.

Следуя
характерному для жанра сказки принципу
художественного противопоставления,
Одоевский приводит тем же путем в дом
Мороза Ивановича и Ленивицу.
Последовательность выполняемых функций
персонажами сказки одинакова. Но Ленивица
не захотела утруждать себя работой:
готовить обед, убирать дом, взбивать
перину Морозу Ивановичу. Зато награду
у него потребовала. Старик сказал ей на
прощанье: “Какова твоя работа, такова
будет тебе и награда”.
С этими словами он
положил ей в руку большой серебряный
слиток, а в другую – “пребольшой
брильянт” [7, с.187].
Возвратившись домой, Ленивица увидела,
что и брильянт, и слиток были не что
иное, как обыкновенные сосульки, которые
на глазах у всех сразу растаяли. Лень
была прилюдно наказана, чтобы все видели,
что только труд создает истинные
ценности. Таким образом, в сказке
Одоевского подчеркивается роль труда.
Идея сказки – все в жизни создается
трудом, а лень предстает как разрушительная
сила, соседствующая со скукой. Сказка
пронизана духом народного творчества.
Одоевский
использует типичную для народной сказки
поэтику – архаичную лексику, элементы
устной народной речи, повторы, традиционные
зачин и концовку. Как
заметил Б.А. Бегак, “свежий
ветер благородно-наивного сказочного
фольклора веет на нас от сказки
В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”
[2, с.41]. Используя фольклорные мотивы,
писатель “испытывал” своих героинь
на человечность.

В произведении
прослеживается и чисто познавательная
линия сюжета, в которой Одоевский
проявляет себя, как ученый, просветитель.
В доступной детям сказочной форме он
объясняет, как необходимо уберегать
почву от холодной зимы. Для этого Мороз
Иванович прячет зеленую траву под слоем
снега – под своеобразной “периной”.
На вопрос любознательной Рукодельницы:
“Зачем ты, Мороз Иванович зимой по
улицам ходишь да в окошки стучишься?”,
тоже дается удовлетворяющий детское
любопытство ответ. “А я затем в окошки
стучусь, чтоб не забывали печей топить
да трубы вовремя закрывать; <…> оттого
в горнице угарно бывает, голова у людей
болит, в глазах зелено” [7, с.183].

Не
обладая излишней дидактичностью, сказка
обретает художественную целостность.
В.Г. Белинский отметил в ней “и талант,
и душу живую, и поэтическую фантазию, и
знание дела”. Однако он не принял
назидательный конец сказки: “Эх,
подумаешь, старость-то: никак не удержится
от моральных сентенций…” [3, с.110]. Эти
слова критик, безусловно, отнес к образу
рассказчика – дедушки Иринея, от лица
которого ведется повествование.
В.Г. Белинский указывал также на
элементы дидактизма в сказке Одоевского:
“Не изменяя своему истинному призванию,
по-прежнему оставаясь по преимуществу
дидактическим,
он в
то же время
умел возвыситься до того поэтического
красноречия, которое составляет собою
звено, связывающее оба эти искусства –
красноречие и поэзию” [3, с.109]. Безусловно,
сказкам Одоевского свойственен дидактизм,
который смягчается благодаря их
сказочно-фантастическому характеру.

Для Одоевского-гуманиста
проблема общедоступности науки была
одной из главных. В сказке “Городок в
табакерке”, рассказанной дедушкой
Иринеем, несомненно, имеются познавательные
мотивы. Автор использует их с целью
воплотить идею активного творческого
познания, приносящего ребенку радость
первооткрытия. Писатель не подвергает
своего героя испытаниям, как в сказке
“Мороз Иванович”. “Городок в табакерке”
Одоевского – особый тип литературной
сказки. Это научно-фантастическая
сказка, в которой активное творческое
познание становится смысловым стержнем,
авторской сверхзадачей. И в этом
новаторство Одоевского в создании жанра
детской литературной сказки. Из сказки
можно узнать, как устроена музыкальная
табакерка, которую впервые увидел
ребенок. “Через нее дети поймут жизнь
машины как какого-то живого, индивидуального
лица”, – писал в связи с этим В.Г. Белинский
[4, с.76].

Одоевский не
случайно избрал своим героем
“благовоспитанного мальчика, живущего
в благополучии и достатке” [1, с.8]. Имея
педагогический опыт, он, вероятно,
задался целью увлечь процессом познания
ребенка, в жизни которого появились
первые учителя и уроки. Для достижения
этой цели писатель использует элементы
таинственности. Автор отправляет своего
героя в сказочную страну, открывает ее
тайны и стремится показать, что можно
заинтересовать ребенка процессом
познания, опираясь на его естественное
детское любопытство. Действительно, в
процессе путешествия по волшебной
стране, где “творят музыку”, внимание
Миши не ослабевает ко всему, что там
происходит.

Вначале герой
рассматривал табакерку, которую принес
отец. Но когда зазвучала музыка, мальчику
захотелось узнать, откуда она слышна.
Это желание не исчезло, пока он не
уверился, “что музыка точно играла в
табакерке” [6, с.188]. Открыв табакерку,
он увидел городок с башнями, домами и
деревьями, из-за которых попеременно
выглядывало то солнце, то рогатый месяц,
сообразно со временем суток. Миша
удивился, когда заметил предметы
(колокольчики, молоточки, колеса, валик),
назначение которых было ему непонятно.
Он лишь воскликнул: “Папенька! папенька!
нельзя ли войти в этот городок? Как бы
мне хотелось!” [6, с.189]. Неожиданно внизу
отворилась дверца, из нее выбежал мальчик
в стальной юбочке и поманил Мишу к себе.
Как будто угадав мысли Миши, он сказал:
“Мы слышали, что вам очень хочется
побывать у нас в гостях, и поэтому
решились просить вас сделать нам честь
к нам пожаловать” [6, с.190]. Колокольчик
повел Мишу за руку, и он оказался внутри
табакерки. Используя мотив игры и
связанную с ней активизацию детского
воображения, Одоевский посредством
приема “завуалированной” фантастики
переносит своего героя в ирреальный
мир. Табакерку можно рассматривать как
образ-хронотоп, очерчивающий художественное
время и пространство сказки.

На
каждом шагу в фантастическом мире, в
котором оказался герой, его ожидали
открытия. Так, предметы, казавшиеся
издали маленькими, вблизи становились
большими. Похожие друг на друга
мальчики-колокольчики менялись, у
каждого из них свой голос. Миша искренне
позавидовал их беззаботной, веселой
жизни: ни уроков, ни учителей, и музыка
звучит целый день. И тут героя ждало
открытие: оказалось, что когда целыми
днями только играешь, становится
по-настоящему скучно. За мальчиками
следят постоянно дядьки-молоточки. Они
бродят по улице на тонких ножках и
шепчут:
“Тук-тук-тук!
поднимай! задевай!” [6, с.193]. И без всякого
сожаления постукивают то одного, то
другого мальчика. Любознательный Миша
удивлен, почему они обижают мальчиков,
ведь они такие замечательные музыканты.
Оказалось, что они лишь выполняют указ
валика. Господин Валик целый день “лежит
на диване, в халате и с боку на бок
переворачивается”, таким образом,
заставляя всех неустанно работать.
Валик, в свою очередь, лишь выполняет
приказы царевны Пружинки. Она лежит в
золотом шатре с жемчужной бахромой и,
“как змейка, то свернется, то развернется
и беспрестанно надзирателя в бок
толкает”. От нее мальчик узнал, почему
Пружинка в городе Динь-Динь самая
главная: “Кабы я валик не толкала, валик
бы не вертелся; кабы валик не вертелся,
то он за молоточки бы не цеплялся,
молоточки бы не стучали, колокольчики
бы не звенели; кабы колокольчики не
звенели, и музыки бы не было!” [6, с.194].
Автор использует в сказке лексику,
доступную детскому восприятию.

В изображении
условного мира и сказочных персонажей
не трудно угадать прием скрытой метафоры.
Писатель проводит аналогию между
механизмом табакерки и работой
государственного аппарата. Он создает
характеры и взаимоотношения, очень
похожие на человеческие. Причем в сказке
изображено, как непросто складываются
эти отношения. Здесь отчетливо звучит
философская мысль о взаимосвязи в мире
всех вещей и явлений. Одоевский напоминает
о том, что каждый должен занимать свое
место в жизни и иметь свое предназначение.
В.П. Аникин определил содержание
сказки как “изложение нравственных
идей и положительных знаний о мире”
[1, с.648]. Ребенок познает законы взрослой
жизни в ходе увлекательного путешествия
по сказочному городу. Таким образом,
мотив путешествия позволяет Одоевскому
затронуть важную тему – тему труда,
благодаря которому существует мир.

Описывая необычные
события, автор прибегает к одному из
распространенных в литературной сказке
элементов – мотиву сна. Указанный мотив
является одним из ведущих для литературы
романтизма. В.И. Мацапура отмечает,
что “обращение к мотивам сна в ярко
выраженных романтических произведениях
воспринимается как закономерность”
[5, с.54]. Мотив сна играет заметную роль
в сказках Одоевского.

Одоевский-просветитель
явился новатором в создании жанра
детской научной сказки. Писатель
стремился воплотить в художественной
форме свои педагогические идеи. Для
“Сказок дедушки Иринея” характерно
обращение к фольклорным мотивам. Но
традиционные сказочные мотивы под
влиянием педагогических взглядов автора
приобретают просветительский характер.
Сказки, написанные для детской аудитории,
пронизаны дидактизмом, познавательным
и назидательным началом. Одоевский
сочетал в них сказочный вымысел с
намерением “укрепить умственные силы
ребенка”, дать пищу для работы его ума.
Свои
сказки для
детей Одоевский
писал в
период, когда в России назревала
необходимость в открытии массовых школ,
и в этом процессе писателю принадлежит
не последняя роль.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сказки Владимира Одоевского

7 сказок

Сказки Владимира Одоевского — пропитанные добротой произведения, признанная классика русского романтизма. Они ценятся и читаются детьми и взрослыми уже много лет. В них показана жизнь удивительных персонажей в обыденном и фантастическом мирах. Героям его повестей нередко становились дети, их чистые души и умение видеть чудо в мелочах привлекала писателя. Сказки Одоевского учат добру, щедрости, милосердию, справедливости, состраданию и верности своему слову.

  • Городок в табакерке

    Город в табакерке — произведение В. Одоевского, с которым нужно познакомить юных исследователей. В нём повествуется о том, как папенька показал Мише табакерку. Она удивила мальчика тем, что издавала музыку. Миша захотел…

  • Мороз Иванович

    Мороз Иванович — произведение В. Одоевского, которое знакомо многим детям. Эта сказка о двух девушках с именами Рукодельница и Ленивица. Рукодельница ненароком обронила ведро в колодец и полезла за ним. А в этом колодце…

  • Серебряный рубль

    Серебряный рубль — сказка Владимира Одоевского, которая познакомит вас с бытом и принципами ребят из прошлого. В ней описана история юной Лиды. За прилежную учебу дедушка обещает девочке подарить серебряный рубль в конце…

  • Бедный Гнедко

    Бедный Гнедко — произведение Владимира Одоевского, которое вызовет живые эмоции не только у ребят, но и у взрослых. В нем случайный прохожий замечает, как извозчик жестоко погоняет вперед измученного коня. В чем беда коня…

  • Разбитый кувшин

    Разбитый кувшин — произведение Владимира Одоевского, которое покоряет ребят не одного поколения. В нем рассказано о жизни женщины. Она воспитывала свою дочь и дочь умершей сестры, Машу. Девочке не сладко жилось в семье тети…

  • Два дерева

    Два дерева — произведение Владимира Одоевского, которое вошло в цикл «Сказок дедушки Иринея». В нем показано, как одному помещику жена родила близнецов. В честь новорожденных сыновей счастливый отец сажает две яблони в своем…

  • О четырёх глухих

    «О четырёх глухих» — произведение Владимира Одоевского, которое стоит прочесть детям. В нём наглядно показано, как в далёкой Индии столкнулись пастух и тальяри. Пастух попросил присмотреть за стадом, пока он обедает. После…

Сказки Одоевского В. Ф. для детей

14 сказок

Анекдоты о муравьях

Анекдоты о муравьях Анекдоты о муравьях В Одоевского – очень интересный, веселый и познавательный рассказ о жизни трудяг-муравьев. Произведение, безусловно, понравится любому ребенку. На подоконнике стоял ящик с землей, в которой копошились муравьи. Чтобы не нарушить налаженную жизнь муравьишек, автор даже передумал сажать в ящик цветок. А потом стал с огромным…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 6 мин.)

Бедный Гнедко

Бедный Гнедко Рассказ В. Одоевского Бедный Гнедко вызовет чувство сострадания в любом ребенке. Жестокость по отношению к животным отвратительна и недостойна звания человека. Не стоит жаловаться, что обиженное животное обозлится и покусает в ответ. Однажды автор наблюдал печальную картину. Молодой извозчик избивал свою лошадку за недостаточно быструю езду…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 5 мин.)

Городок в табакерке

Городок в табакерке Волшебная сказка В. Одоевского Городок в табакерке позволит ребенку совершить увлекательное и полезное путешествие в мир механики. Сказка развивает любознательность, желание познавать новое. Папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. На крышке размещался целый городок с деревьями и домами. Очень хотелось Мише узнать, что находится внутри…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 11 мин.)

Два дерева

Два дерева Прочитав рассказ В. Одоевского Два дерева ребята узнают много интересного о фруктовых деревьях, получат представление, как завязываются, растут и спеют яблоки. Рассказ учит любознательности, трудолюбию, ответственности, упорству в достижении целей. Ранней весной папа подарил Мише и Петруше саженцы яблони, на которых еще не распустились почки…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 10 мин.)

Житель Афонской горы

Житель Афонской горы Сказка-притча В. Одоевского Житель Афонской горы поднимает непростую моральную проблему: нужно ли творить добро, если не получаешь за это никакой благодарности? В одной стране свирепствовала эпидемия чумы. Люди накопили столько грехов, что через эту болезнь Господь призывал их к покаянию. Жил там благочестивый человек со Святой горы, обладавший…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 2 мин.)

Мороз Иванович

Мороз Иванович В основу авторской сказки В. Одоевского Мороз Иванович положен сюжет русской народной сказки Морозко. Образ Рукодельницы олицетворяет представления простого народа об идеальной девушке, женщине. Сказка учит трудолюбию, честности, справедливости. Жили-были Рукодельница да Ленивица. Как-то раз уронила Рукодельница ведерко, спустилась в колодец, и…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 10 мин.)

О четырёх глухих

О четырёх глухих Сказка В. Одоевского О четырех глухих – это пересказ индийской притчи. Глухим от природы людям сложно понять других. Но зачастую здоровые ничем не отличаются от глухих – просто не хотят услышать друг друга. Все беды в мире происходят именно из-за этого. Однажды пастух попросил сторожа последить за овцами. Но поскольку оба были глухими, сторож не…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 7 мин.)

Отрывки из журнала Маши

Отрывки из журнала Маши Поучительное произведение В. Одоевского Отрывки из дневника Маши полезно почитать любому ребенку, особенно девочкам. Родители десятилетней Маши с детства воспитывали в дочери доброту, рассудительность, трудолюбие, учили правильно вести хозяйство и распоряжаться деньгами. Все это актуально и в наше время. В день рождения Маша получила от мамы…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 43 мин.)

Разбитый кувшин

Разбитый кувшин В основу сказки В. Одоевского Разбитый кувшин положен сюжет, характерный для многих фольклорных сказок: противопоставление доброй работящей падчерицы и ленивой бессердечной «мачехиной дочки». Произведение учит, что добро в конце концов вознаграждается, а зло, зависть, эгоизм наказываются. Добрая девушка Маша жила с мачехой и сводной сестрицей…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 4 мин.)

Серебряный рубль

Серебряный рубль Рассказ В. Одоевского Серебряный рубль – добрая история о честной и совестливой девочке. Она учит, что нужно уметь признавать свои ошибки, всегда поступать по справедливости. Дедушка пообещал подарить Лиде серебряный рубль, если она целый месяц будет послушной. Лида подошла полюбоваться монетой, лежавшей на зеркальном столике, и вдруг увидела не…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 6 мин.)

Сиротинка

Сиротинка Рассказ В. Одоевского Сиротинка учит детей честности. Героиня рассказа уверена, что сделки с собственной совестью до добра не доводят. У маленькой Насти умер отец, а злая мачеха издевалась над ней. Однажды у них случился пожар, и от избы остались одни головешки. Настя сидела на снегу у обугленных бревен и замерзала. К счастью, девочку увидела…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 20 мин.)

Столяр

Столяр Главная мысль рассказа В. Одоевского Столяр – ученье свет, а неученье тьма. Чтобы чего-то добиться в жизни и принести пользу людям, нужно очень много знать и уметь. Андрей был сыном простого столяра. Отец все делал по старинке, главное – сработать как-нибудь да продать. Поначалу Андрей просто помогал отцу, но потом стал задумываться, как бы…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 8 мин.)

Червячок

Червячок В своей философской сказке Червячок В. Одоевский рассуждает о вечности, о смысле жизни. Сказка учит, что ничто не исчезает бесследно, и каждому нужно выполнять свое предназначение. Заодно дети получат представление о жизненном цикле бабочек. Однажды весной дети заметили на кусте странный «домик». Это был кокон, в котором развивалась гусеница. От…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 7 мин.)

Шарманщик

Шарманщик Рассказ В. Одоевского Шарманщик – история о том, как добро порождает добро. Человека, бескорыстно помогающего людям, судьба рано или поздно вознаградит. Однажды Ваня, сын бедного петербургского музыканта, спас крошечного сиротку, едва не замерзшего на улице. Родители Вани не смогли бы содержать приемыша, поэтому малыша пришлось определить в…

Автор: Одоевский В. Ф.

(Время чтения: 11 мин.)

Развить воображение, улучшить речевые навыки и вызвать неподдельную любовь к литературе помогают детям книги Владимира Федоровича Одоевского. Автор стал по-настоящему знаменитым после публикации в 1834 году сказки  «Городок в табакерке». У русского писателя были и другие произведения, в частности, романтические повести, но именно истории для детей стали его «визитной карточкой» и остаются интересными для мальчиков и девочек даже спустя два столетия. Всю жизнь он развивался и пробовал силы в разных творческих направлениях, и сейчас результаты его труда и проявления огромного таланта доступны каждому! 

Читайте лучшие рассказы онлайн

Массу пользы и удовольствия для детей приносит чтение книг совместно с родителями, и наш сайт дает возможность это делать без ограничений. Когда бы ребенок ни захотел услышать истории дедушки Иринея, вы сможете это организовать, открыв полную версию текста в нашей онлайн-библиотеке. Для доступа к сказкам не нужно подписываться на рассылку, проходить регистрацию или тратить деньги, как при покупке обычных книг. Литература доступна бесплатно и без лимитов просмотра, а иллюстрации сделают процесс чтения максимально увлекательным.

Читать произведения русского писателя можно:

  • перед сном;
  • между развивающими занятиями;
  • в качестве поощрения за хорошее поведение;
  • на выходных – традиция проведения сеансов чтения поможет сплотить родных людей и дать почувствовать себя настоящей семьей;
  • во время путешествий или на отдыхе;
  • чтобы занять слишком активного сына или дочку – просто выбирайте что-нибудь из списка и начинайте читать с выражением, чтобы заинтересовать ребенка, а через пару минут он будет с восторгом вас слушать и надолго забудет о шалостях;

для развития фантазии и формирования правильных морально-этических принципов.

Популярные сказки Одоевского

  1. Мороз Иванович
  2. Серебряный рубль
  3. Два дерева
  4. Городок в табакерке
  5. Анекдоты о муравьях

31 090

00:07:39

Когда-то Дуняша была любимой отцовской дочерью, но после смерти матери, он женился вторично, и отныне девушка стала в доме прислугой, погоняемой, обижаемой всеми.

В подборках: С картинками, Сказки на ночь, Современные, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Про волшебство, Про Деда Мороза, Про детей, О ленивых людях, Про жадность, Про труд

27 174

00:08:31

Приглашённый отцом Мишенька сначала ничего особого не замечает – табакерка, да. Внутри можно хранить табак, тоже ясно.

В подборках: С картинками, Сказки на ночь, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Про волшебство, Про музыку и музыкантов, Про игрушки, Про детей, Про труд

8 387

00:06:03

Лидонька – настоящая гордость дедова! Старательная девочка, прилежная. Случается деду с важным делом отбыть.

5 791

00:06:32

Посадил отец, рождению близнецов радуясь, две яблоньки. Подросли сыны, призвал их отец и молвил: обе ваши эти яблоньки, на добрую память мной посаженные.

В подборках: Сказки на ночь, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Для детей 10 лет, Про животных, Про цветы, Про природу, Про детей, О ленивых людях, Про труд

4 690

00:04:59

Хотя Гнедко (это кличка коня) уже изрядно охромел, извозчик торопится заработать побольше денег, пока не закончился праздничный день.

В подборках: Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Для детей 9 лет, Про добро и зло, Про животных, Про собак, Про лошадей, Про природу, Про детей, Про жадность, Про труд, О дружбе

2 020

00:07:04

После смерти матери вынуждена дочь её малая жить к тётке перейти, свою дочь имевшую. Родную дочурку тётка ласкала, холила, нежила, с неродной же точно со скотиной обращалась. Поплачет девочка втихаря, поплачет, да вновь в работу впрягается.

В подборках: Сказки на ночь, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Про добро и зло, Страшные, Про волшебство, Про животных, Про Кошек и Котов, Про ведьм, Про природу, Про детей, О ленивых людях, Про жадность, Про труд

1 177

00:03:43

Жена пастуха запаздывала с обедом, а того уже сильно донимал голод. Окончательно потеряв терпение, пастух попросил посторожить стадо косаря, работавшему неподалёку.

  • Дидактические игры к сказке красная шапочка
  • Дидактические игры в средней группе на тему сказки
  • Дидактическая сказка для дошкольников пример
  • Дидактическая игра читаем сказку учим право
  • Дидактическая игра узнай сказку по картинке