Дикие животные осенью рассказ

Здравствуйте, наши дорогие мамочки и папочки! Продолжаем осеннюю тематику и сегодня будем Жизнь животных осеньюрассказывать деткам о жизни животных осенью.

Осенью животные готовятся к самому суровому времени года – зиме. От того, как пройдёт эта подготовка, зависит жизнь мохнатых, пернатых и других обитателей лесов, полей, городских парков, скверов.

Одними из первых на изменение погоды реагируют насекомые.

imagesБольшинство из них ищут уютные убежища, в которых можно проспать всю зиму. Эти убежища они находят под опавшей листвой, под корой, отставшей от ствола дерева, в щелях домов.

А вот бабочки превращаются в куколок и так пережидают холодную зиму.

Торопятся уйти на зимовку и ящерицы, змеи, лягушки, жабы. Бурые травяные и зелёные лягушки осенью держаться ближе к водоёмам, на дне которых и зимуют. Жабы ищут себе укрытие на суше: под корнями деревьев, в норках мелких грызунов.

Ящерицы осенью глубже забираются в свои норки, под мох, в опавшую листву, под корни деревьев, в гнилые пни.

Когда наступают холода и исчезают насекомые, перелётные птицы – ласточки, стрижи, мухоловки – начинают готовиться к путешествию в тёплые страны.

Лесные звери тоже начинают готовиться к зиме. Некоторые из них начинают много кушать, чтобы у них под шкуркой образовался жирок, который хорошо согреет зверя в зимнюю стужу. Например – медведи и барсуки. Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё.

Осенью у многих животных начинается линька – у них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.

У зайца-беляка вся шубка становится белой, и только кончики ушек – чёрненькие, а у зайца-русака шубка светлеет только на боках.

imagesБелочка к зиме становится серенькой, меняя свою яркую огненно-рыжую шубку на более незаметную в зимний период.

Когда появляется снег и становится холоднее, некоторые животные ложатся в спячку. К таким животным относятся ежи и медведи, которые не могут прокормиться в зимнее время.

На сегодня всё. В скором времени на Ясном Солнышке появится и презентация на тему «Жизнь животных осенью».

Также, вы можете получить мою бесплатную книгу «Осенние развивашки».

С Уважением.
Елена Медведева.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

Содержание

  1. Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью.
  2. Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон
    • Медведь.
    • Еж .
    • Белка.
    • Лось.
    • Кабан.
    • Заяц.
    • Волк.
    • Лиса.
  3. Интересные факты про животных Беларуси. Общие интересные факты о Беларуси
  4. Животные осенью. Звери осенью
  5. Интересные факты о животных и птицах. 25 невероятных фактов о животных
    • Невероятные факты о животных
  6. Видео насекомые осенью

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью.

Здравствуйте, наши дорогие мамочки и папочки! Продолжаем осеннюю тематику и сегодня будем Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. рассказывать деткам о жизни животных осенью.

Осенью животные готовятся к самому суровому времени года – зиме. От того, как пройдёт эта подготовка, зависит жизнь мохнатых, пернатых и других обитателей лесов, полей, городских парков, скверов.

Одними из первых на изменение погоды реагируют насекомые.

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. Большинство из них ищут уютные убежища, в которых можно проспать всю зиму. Эти убежища они находят под опавшей листвой, под корой, отставшей от ствола дерева, в щелях домов.

А вот бабочки превращаются в куколок и так пережидают холодную зиму.

Торопятся уйти на зимовку и ящерицы, змеи, лягушки, жабы. Бурые травяные и зелёные лягушки осенью держаться ближе к водоёмам, на дне которых и зимуют. Жабы ищут себе укрытие на суше: под корнями деревьев, в норках мелких грызунов.

Ящерицы осенью глубже забираются в свои норки, под мох, в опавшую листву, под корни деревьев, в гнилые пни.

Когда наступают холода и исчезают насекомые, перелётные птицы – ласточки, стрижи, мухоловки – начинают готовиться к путешествию в тёплые страны.

Лесные звери тоже начинают готовиться к зиме. Некоторые из них начинают много кушать, чтобы у них под шкуркой образовался жирок, который хорошо согреет зверя в зимнюю стужу. Например – медведи и барсуки. Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё.

Осенью у многих животных начинается линька – у них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.

У зайца-беляка вся шубка становится белой, и только кончики ушек – чёрненькие, а у зайца-русака шубка светлеет только на боках.

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. Белочка к зиме становится серенькой, меняя свою яркую огненно-рыжую шубку на более незаметную в зимний период.

Когда появляется снег и становится холоднее, некоторые животные ложатся в спячку. К таким животным относятся ежи и медведи, которые не могут прокормиться в зимнее время.

На сегодня всё. В скором времени на Ясном Солнышке появится и презентация на тему «Жизнь животных осенью».

Также, вы можете получить мою бесплатную книгу «Осенние развивашки» .

С Уважением. Елена Медведева.

Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон

занимают третью часть суши на нашей планете, площадью примерно 38 млн. кв.км. Животных, населяющих лес, великое множество, но сегодня мы расскажем вам о самых распространенных лесных обитателях.

Медведь.Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон

По праву считается « хозяином леса «, ведь этот огромный зверь иногда достигает 1,5-2 метра в высоту и весит в среднем полтонны . Несмотря на свои размеры, он быстро бегает , является хорошим пловцом и хорошо лазит по деревьям . Удрать от разъяренного животного весьма проблематично.

Медведи всеядны, могут питаться ягодами, грибами, кореньями, мелкими грызунами, ловят рыбу и полюбляют лакомиться муравьями. Делают это весьма оригинальным способом , садятся возле муравьиной кучи, засовывают язык внутрь нее и ждут, пока разозленные насекомые его полностью не облепят. После чего вытягивают язык и преспокойненько проглатывают лакомство.

Еж .Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон

Это маленький лесной трудяжка все ночное время бегает , перебирая своими короткими ножками, в поисках еды. Питается ягодами, червяками, улитками, иногда ловит грызунов и змей. Днем отсыпается в своей норке. Кроме лисы и филина ежик не боится никого, в случае опасности сразу сворачивается в колючий клубок.Ближе к зиме начинает искать уютное местечко для сна, он, как и медведь , практически всю зиму проводит в спячке. Весной у них наступает брачный период, после чего появляется потомство. Маленькие ежата рождаются слепыми, через час у них начинают появляться белые мягкие иголочки, которые со временем костенеют.

Белка.Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон

Перепрыгивать с ветки на ветку белочке помогает ее пушистый хвост , с помощью которого она управляет полетом. Живет в дуплах деревьев лиственных лесов, устраивая свое жилище с помощью мха, травы и листьев.

Жительницы хвойных — строят себе гнезда-шарики из сухих веток, которые тоже обустраивают изнутри. Это лесная хозяюшка делает запасы на зиму, сушит грибы, собирает в дупла орехи, желуди и шишки. Белка может приносить помет 1-3 раза в году, в зависимости от вида животного.

Лось.Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон

Самое большое животное из семейства оленевых. У него самые крупные рога из всех млекопитающих, которые он ежегодно сбрасывает в период с ноября по декабрь. Самка этого зверя безрогая, а молоко, которым она вскармливает малыша, в 3-4 раза жирнее и питательнее коровьего. Лосям страшны только медведи, волков взрослые здоровые особи практически не боятся , благодаря мощным рогам и копытам.

Кабан.Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон

Стадные животные, которые бодрствуют ночью, а днем практически всегда отдыхают . Благодаря толстой шкуре спокойно передвигаются сквозь густые чащи и колючие кустарники. Это всеядный зверь, питающийся корнями растений, орехами ягодами, а так же личинками, насекомыми, червяками. В поисках пропитания может перепахать своим рылом довольно большой участок земли. В основном на кабанов охотятся волки и люди.

Заяц.Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон

Про ушастого мы писали вот в этой статье:.

Волк.Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон

Узнать об этом сером хищнике можно здесь:.

Лиса.Интересные факты о лесных растениях. Интересные факты о животных лесных зон

Интересные факты про животных Беларуси. Общие интересные факты о Беларуси

  • В Беларуси не говорят по-белорусски . Ну, почти. В стране 2 официальных языка, белорусский и русский, первый лишь изучается на отдельном предмете в школе, а основные занятия, а также официальная документация ведутся на русском.
  • Но вот ближе к границам Польши, Литвы и Украины, язык меняется, там люди говорят на “трасянке” (смесь белорусского и русского) и других языковых смесях.

Интересные факты про животных Беларуси. Общие интересные факты о Беларуси

А вы знали, что в Беларуси родились 2 президента Израиля, Шаим Вайцман и Шимон Перес? Второй был президентом с 2007 по 2014 год.Светлана Алексиевич, Нобелевский Лауреат Беларуси

  • Интересным фактом является то, что в Беларуси есть целых 5 Нобелевских Лауреатов . В 2015 году Нобелевскую Премию по литературе получила Светлана Алексиевич. Больше о известных людях Беларуси можете почитать в нашей отдельной статье.
  • Здесь мало рекламы на улицах, зато много социальной рекламы .
  • Беларусь – последняя страна в Европе, где разрешена смертная казнь .

Интересные факты про животных Беларуси. Общие интересные факты о Беларуси

  • Первое, что отмечают туристы, посещая Беларусь, – это то, что она зеленая, чистая, безопасная , а по сравнению с Россией и Украиной здесь отличные дороги.
  • Территория Беларуси на 40% состоит из лесов , чему соответствует зеленая полоска в белорусском флаге.
  • В Беларуси находится национальный парк Беловежская пуща , самый большой и старый лес в Европе , где живет самое большое животное Европы, зубр.

Интересные факты про животных Беларуси. Общие интересные факты о Беларуси

  • Бульбаленд. Белорусы очень любят картошку, большинство национальных блюд включают этот важнейший для местных ингредиент. В Беларуси насчитывается больше 300 блюд из картошки („бульбы”).
  • В Беларуси производится самый большой самосвал в мире . БелАЗ-75710 весит 360 тонн, высота его колес – 4 метра, а если кто-то захотел себе приобрести такую машинку, то это вам обойдется примерно в $10 млн.!

Интересные факты про животных Беларуси. Общие интересные факты о Беларуси

Животные осенью. Звери осенью

У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. 15

Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь — всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.

Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.

Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. 16

Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы — травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.

Маленькие зверьки — ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.

Летним вечером можно увидеть летающих зверей — летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши — полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.

Красная книга — не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет — это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.

Интересные факты о животных и птицах. 25 невероятных фактов о животных

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. 17

Человечество знает о существовании множества видов животных, но некоторые из них до сих пор остаются неизвестными. Они отличаются между собой размерами, расцветкой, местами обитания, издаваемыми звуками., пищевым рационом, но самое главное – в наличием уникальных качеств. Некоторые животные выглядят для нас очаровательными, другие же отвратительными. Одни являются для нас друзьями и незаменимыми помощниками, а другие – вредителями или представляют собой опасность. Предлагаем вашему вниманию самые невероятные факты о животных.

Невероятные факты о животных

1. У бобров зубы никогда не прекращают свой рост, поэтому, чтобы управлять их длиной, животные вынуждены постоянно грызть деревья.

2. Горбатые киты издают самые громкие звуки среди всех живых организмов. Издаваемый ими звук можно услышать на расстоянии 800 метров.

3. Слоны могут учуять запах воды на расстоянии около 3 миль. Они также являются одними из трех млекопитающих, которые подвергаются менопаузе – двое других это горбатые киты и женщины.

4. Медуза Turritopsis – уникальный обитатель морей, который способен омолаживать себя за счет регенерации клеток своего тела. Ученые прозвали её «бессмертной».

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. 18

5. Некоторые африканские дождевые черви достигают длины более 6 метров.

6. Крысы размножаются настолько быстро, что всего за 18 месяцев, 2 крысы могли бы создать более 1 миллиона родственников.

7. В отличие от людей, овцы имеют четыре желудки, каждый из которых помогает им переварить пищу, которую они едят.

8. Даже тогда, когда змея закрыла свои глаза, он все еще может видеть сквозь веки.

9. В среднем мухи живут не более 2-х 3-х недель.

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. 19

10. Вы не поверите, но на небольших травяных лужайках обитает около 50000 пауков. Увидеть их сложно из-за их зеленой расцветки.

11. Летучие мыши являются единственными млекопитающими, которые обладают способностью летать.

12. Аллигаторы могут прожить более 100 лет.

13. Снежные барсы питаются не только мясом овец и коз. Они также могут употреблять в качестве пищи различную растительность.

14. Тарантулы могут прожить без пищи более дух лет.

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. 20

15. Когда собакам очень жарко, то пот начинает выделяться через подушечки их лап. Поэтому они иногда ложатся на пол, чтобы быстрее остыть.

16. Существуют различные виды зебр, каждый из которых отличается своим количеством и расположением черных полос на теле.

17. У собак значительно лучше зрение чем у человека, но в тоже время они не распознают настолько яркую палитру цветов.

18. Свиньи и люди – единственные живые существа, способные загорать.

19. Улитки могут спать в течение трех лет без еды и воды.

Интересные факты о животных осенью. Жизнь животных осенью. 21

20. Слон это единственное животное с четырьмя коленями.

21. Альбатрос может летать целый день, махнув лишь единожды своими крыльями.

22. Все домашние кошки не любят запах любых цитрусовых.

23. Глаза хамелеонов могут вращаться независимо друг от друга, что позволяет им смотреть одновременно во всех направлениях не поворачивая голову.

24. У тигров полосатый не только мех, но и кожа.

25. Около 80% всех животных на Земле являются насекомыми.

Видео насекомые осенью

Звери осенью — Дикий мир

Содержание

У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.

Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь — всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.

Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.

Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.

Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы — травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.

Маленькие зверьки — ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.

Летним вечером можно увидеть летающих зверей — летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши — полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.

Красная книга — не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет — это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.

dikiymir-zoo.ru

Конспект занятия в старшей группе. Дикие животные осенью

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные осенью»

Автор: Хохлова Наталья Евгеньевна, учитель-дефектолог МКДОУ детский сад компенсирующего вида №22 г. Миасс, Челябинская область
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах; Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось); Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными. Демонстрационный материал: Игрушки (белка, заяц), иллюстрации с изображением волка, берлоги медведя, лисы, изображения животных без хвостов (заяц, белка, волк, лиса, медведь, лось). Раздаточный материал: иллюстрации с изображением леса поздней осенью, заснеженного поля, изображения (белки рыжей и серой, зайца серого и белого), изображения хвостов животных (белки, лисы, зайца, медведя, волка, лося).
Ход занятия

Организационный момент
Педагог:
— Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года?
(Осень)Педагог
: — А вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме?
(Да)Педагог:
— Предлагаю вам отправится в лес и посмотреть, как они это делают. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса. Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. — Итак, мы отправляемся по лесной тропинке в путешествие! А пока мы будем идти, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу. Динамическое упражнение По лосиному красиво
Ходьба с высоким подъемом колена,скрес-
Ходит лось в лесу густом.
тив руки над головой, пальцы раздвинуты.
По мышиному пугливо
Бег на носочках.
Семенит мышонок в дом. И по-заячьи зайчишка
Прыжки на двух ногах вправо-влево.
Все спешит запутать след. По — медвежьи ходит мишка,
Ходьба на внешнем своде стопы.
Косолап он с детских лет. По завалам, по оврагам Шел медведь хозяйским шагом: — Отвечайте, звери, мне – Вы готовы ли к зиме? (В. Степанов)

Основная часть
Педагог
: — Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, кто это? Я кого-то уже вижу. Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. Кто это?
(Белка)Педагог
: — Правильно, белочка. (
Показывает игрушку белочки
)
Белка:
— Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (
Рыжая, пушистая, мягкая)Белка:
— Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка?
(Серая)Белка:
— Почему? (
Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог
)
Педагог:
— Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее?
(Рыжая)Педагог
: — Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
Белка
: — Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (
Грибов насушить, орехов насобирать)Белка
: — Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом?
(Дупло)Белка:
— Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.
Педагог:
— Смотрите, ребята, что это? (
Подводит детей к картине с изображением берлоги
). Чей это дом?
(Это дом медведя)Педагог:
— А как он называется?
(Берлога)Педагог
: — А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (
Он всю зиму спит)Педагог:
— Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
Педагог
: — Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя. — Ой, а это кто? Он зимой холодной Ходит злой, голодный.
(Волк)Педагог:
— Он тоже к зиме готовится. (
показывает иллюстрацию)
. Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему?
(Волк спит прямо на снегу)Педагог:
— Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью?
(Волк, волчица, волчата)Педагог:
— Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
(Педагог показывает игрушку зайца).Заяц:
— Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка?
(Белая)Заяц:
— А зачем мне зимой шубку менять?
(Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)Заяц:
— Правильно, на белом снегу меня очень трудно заметить. А еще я умею запутывать следы. А чем же я питаюсь зимой?
(Корой деревьев)Заяц:
— Да, я нахожу опавшие ветки и обгладываю с них кору, а иногда забираюсь к кому-нибудь в сад и лакомлюсь корой с яблонь. Ой, что-то я заболтался тут с вами, слышу сюда лиса бежит.
(Убегает)Педагог:
— Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу.
(Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).Педагог: (Показывает иллюстрацию с изображением лисы).
А вот и рыжая плутовка-лиса. Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой?
(Мышей под снегом ищет)Педагог:
— Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия
Педагог:
— Ребята, вам понравилось путешествие?
(Да)Педагог:
— А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу?
(Белку, медведя, волка, лису, зайца)Педагог:
— А как их всех можно назвать, одним словом?
(Животные)Педагог:
— Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими?
(Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)Педагог:
— А как дикие животные готовятся к зиме?
(Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)Педагог:
— Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»

Игра «Чей хвост?»

Педагог раздает детям картинки с изображением хвоста какого-нибудь животного. А на доске выставляются картинки диких животных без хвостов. Детям предлагается поочередно подойти к доске и прикрепить хвост к соответствующему животному. При этом педагог задает вопросы чей это хвост, а ребенок отвечает.
Используемая литература: М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 176с. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия / под ред. К.Ю. Белой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки» Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Осенние животные | Животный мир

Даже домашние животные реагируют на осень, ведь у них начинается интенсивное уплотнение шерсти, накапливаются жировые отложения и животное начинает более спокойно себя вести, чтобы не тратить драгоценную энергию, которая им пригодится во время долгой зимовки.

Животные, которые ведут активную осеннюю подготовку, следующие: белки, ежи, медведи, грызуны, змеи, волки, рыси, собаки, кошки, лисы.

faunazoo.ru

Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь диких животных осенью». Старшая группа


Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период.
Задачи:
1. Закреплять знание детей диких животных;
2. Познакомить детей с названием мест зимовки животных (норы, берлоги, хатки);
3. Закреплять знание рациона животных;
4. Способствовать развитию желания заботиться и помогать животным в зимний период;
5. Развивать творческие способности детей.
Дополнительный материал: набор картинок по теме «Подготовка животных к зиме», листы формата А4, карандаши, фломастеры, краски ( по выбору детей).

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Какой прекрасный сегодня день! На улице тихо падает листва, солнце, хоть и не так греет, но все же светит ярко. Осень- удивительная пора. Вы согласны со мной? (ответы детей) А расскажите мне, пожалуйста, что происходит осенью с природой, животными? (ответы детей) Вы правы ребята, вся природа в это время готовится к зиме. И сегодня, мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме животные, а поможет нам в этом фея Фауна. А вы знаете ребята, что само имя этой феи означает живой мир. Итак, начнем!
Воспитатель: Совсем скоро начнется зима-самое тяжелое время года для животных. Они мерзнут, даже простужаются, не могут добывать себе пищу из-под снега. Некоторые звери меняют свою шубку на более теплую, зимнюю. А некоторые и вовсе впадают в спячку.

Воспитатель: Самыми первыми к зиме начинают готовиться грызуны (мыши, бурундуки, хомяки). Они начинают свою подготовку уже летом. Находят разнообразные семена, орешки и собирают их в своей норке. Эти запасы помогают им пережить холода зимой, не выходя наружу. Так как во время холодов грызуны практически всегда спят, прерывая свой сон только для того, чтобы поесть.
Воспитатель: Кто это ребята? (ответы детей) Правильно, это еж. Ежи к зиме накапливают жир, и в ясные осенние дни они готовят себе теплые уютные гнезда. Да-да, именно так называют домик ежа на зиму. Ночью и днем они таскают к своему домику сухие листья и мягкий мох. Еж проводит в спячке до 6 месяцев. В зимнее время ежи не едят, они спят свернувшись клубочком в своем домике под толстым слоем снега, как под теплым одеялом.
Воспитатель: Теперь давайте поговорим о медведях. Как называется их дом? (ответы детей) Правильно, берлога. Медведи долго и тщательно готовят свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда носят листья, мох, веточки, а сверху делают мягкий матрац из веток ели. Когда выпадает снег, то он закрывает медведя в его домике и там сохраняется тепло всю зиму. Медведи не делают запасов, но осенью они активно питаются рыбой, орехами, чтобы накопить жир на время зимовки. На самом деле медведь не спит, а просто дремлет и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведей рождаются медвежата. Ребята, а вы слышали о том, что медведи сосут лапу? (ответы детей) Как вы думаете, это правда? (ответы детей) Это действительно так, но делает он это потому, что кожа на лапах чешется и медведь таким образом слизывает ороговевшую часть кожного покрова.
Воспитатель: А теперь, давайте немного с вами отдохнем.
Физминутка «Зайчата»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Замечательно отдохнули и размялись, совсем как настоящие зайчики. Давайте продолжим наш разговор о подготовке животных к зиме. Отгадайте загадку : С ветки на ветку, быстрый как мяч, скачет по лесу рыжий циркач. Кто это?( ответы детей)  Правильно ребята, это белка! Белки спят зимой только в очень сильные морозы, в остальное время они ведут такой же активный образ жизни. И запасы белке нужны значительные. Осенью они прячут орехи и желуди в листву, землю и дупла. Грибы они тоже запасают, но особым способом: они нанизывают их на ветки. Свое гнездо они сооружают на высоких елях или соснах. В дупле мягкая трава, мох, комочки шерсти.
Воспитатель: Бобры так же не впадают в спячку, но подготавливаются к зиме очень серьезно. Они живут большими семьями и строят свои дома (хатки) на берегу водоемов. Вход в хатку они делают под водой. А кто знает для чего они так делают? (ответы детей) Под водой в их дом ни один хищник не проникнет. На зиму бобры делают запасы: веточки с деревьев и корни растений, которые находят в воде. Внутри хатки у бобров тепло, и даже холодной зимой плюсовая температура.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что на зиму зайцы меняют цвет своей шубки на белый, чтобы быть не таким заметным. Зайцы питаются корой и мелкими веточками осины, ивы, березы. Зимой поваленное дерево может стать для зайца настоящей столовой, куда зверьки приходят каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилья у зайцев нет, в холодные дни они прячутся под занесенные снегом кусты.
Воспитатель: Лиса к осени уже вырастила своих лисят и в норе не сидит. Но если возникает опасность, то она прячется там. Свои норы лисы делают на опушке леса на холме, чтобы можно было видеть лес со всех сторон. Не зря говорят, что лиса хитрая: она не бежит к норе сразу, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а уже потом прячется. Лиса прекрасно бегает по снегу и охотится круглый год, поэтому и запасы ей не нужны.
Воспитатель: А это уже другой хищник- волк. Волки очень опасные хищники. Зимой, они собираются в стаи, чтобы было легче охотиться. Лисы, волки и другие хищники питаются мелкими животными, такими как зайцы, мыши, хомяки. Они тоже могут долго голодать, во время сильных морозов – прячутся в снег. Интересно то, что здоровых животных хищники не включают в свое своеобразное меню, просто потому, что не могут их догнать. Поэтому хищников называют еще санитарами леса, ведь они убивают больных зверей, которые могут быть заразны.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как можно помочь животным в такое суровое время, как зима? (рассуждения детей) Вы правы, можно оставлять им еду в специальных местах. Именно так и поступают многие люди.  А теперь, давайте нарисуем то, о чем мы сегодня узнали. Вы можете нарисовать любое животное в зимнее время или то, как вы помогаете им пережить зиму. (дети выполняют рисунки)
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились замечательные рисунки. А теперь давайте вспомним, что вы сегодня узнали? (ответы детей) Вы действительно узнали много о подготовке диких животных к зиме и поняли, что им можно и нужно помогать. А ваши прекрасные работы мы разместим на нашем стенде.

Содержание:

  • Как меняется жизнь насекомых с приближением холодов
  • Земноводные и пресмыкающиеся осенью
  • Другие звери в осенний период

Как меняется жизнь насекомых с приближением холодов

Это далеко не комфортный период для насекомых. Неустойчивая погода и проливные дожди резко угнетают их активность.

К исходу осени большинство насекомых спит. Но некоторые виды продолжают активную жизнь до сильных морозов.

Земноводные и пресмыкающиеся осенью

изменения в жизни животных осенью

Земноводные — холоднокровные животные. Они не способны регулировать свою температуру, зато чутко чувствуют ее изменение. Как только среднесуточный показатель снижается до +8°С они направляются к зимним лежбищам, а потом в них скрываются. Иногда для этого приходится перемещаться на значительные расстояния.

Пресмыкающиеся тоже относятся к холоднокровным животным. Уже в первый осенний месяц они приступают к подготовке к периоду зимы. Для этого змеи собираются группами, выставляя свои тела на солнце для «сбора» последнего тепла в похожие деньки. Затем они перемещаются, занимая норки грызунов, находя убежища под древесными корнями ниже линии промерзания грунта.

Змеи могут зимовать как в одиночестве, так и небольшими группами.

Другие звери в осенний период

Каждому представителю фауны, предрасположенному к зимней спячке, непременно требуется запастись достаточной жировой прослойкой, чтобы ее запаса хватило на период вынужденного голодания. Для этого необходимо усиленно питаться осенью. Те животные, которым не удается пережить суровые дни в состоянии анабиоза, приходится активно запасаться кормами. Еще они осенью линяют, чтобы заменить старый мех более теплым и густым.

Наблюдая за зверями осенью, можно заметить у них сезонные изменения при снижении температуры воздуха. Если весной, с наступлением тепла, наблюдается прилет птиц, массовое пробуждение млекопитающих от спячки, активные движения у холоднокровных тварей, то осенью все процессы протекают наоборот.

С приходом осени все люди начинают подготовку к долгим зимним месяцем, чтобы в холодную пору все необходимое для жизнедеятельности находилось под рукой. Точно таким же образом поступают и представители животного мира. Они начинают интенсивную заготовку пищи на зиму, например белки собирают орешки и грибы, чтобы зимой их рацион питания нормально функционировал. Другие животные интенсивно растят свое потомство. Чтобы молодые особи окрепли к наступлению холодов и не погибли от переохлаждения. Некоторые животные занимаются интенсивной подготовкой своих нор, в которых они проведут зиму. Животные стараются собрать побольше листьев, которые будут служить теплоизолятором и не дадут животному погибнуть от холода. Медведи так же накапливают подкожные слои жира, который будет расходоваться в процессе спячки и поддерживать все органы в нормальном состоянии. Кроме накапливания жира медведи обустраивают собственные берлоги, в которых они будут спать до наступления весны.
Каждое животное, которое реагирует на жесткую смену климата, осенью занимается тем, что обустраивает себе благоприятное место для зимовки. Птицы же с приходом осени начинают стремительные сборы для перелета на зимовку в теплые страны. Вернутся пернатые только после окончания зимы, когда на улице появится теплая температура, которая им необходима для создания потомства и нормальной жизнедеятельности.
Даже домашние животные реагируют на осень, ведь у них начинается интенсивное уплотнение шерсти, накапливаются жировые отложения и животное начинает более спокойно себя вести, чтобы не тратить драгоценную энергию, которая им пригодится во время долгой зимовки.
Животные, которые ведут активную осеннюю подготовку, следующие: белки, ежи, медведи, грызуны, змеи, волки, рыси, собаки, кошки, лисы.

Тема: «Животные и птицы осенью»
Задачи: Содействовать обогащению  знаний детей об осенней природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой;  развивать интерес к закономерностям в живой природе;  воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.
Ход НОД:
Мотивация:
Воспитатель загадывает детям загадку.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?  (Осенью)
-Вот и вступила в свои права красавица-осень.
Чтение произведения Г. Скребицкого « Четыре художника. Осень » ( отрывок)
В: – Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, чем там животные занимаются.
-Ребята, почему в лесу не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не жужжат над головой?
-Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживает до зимы. Срок их жизни – один – два теплых месяца. Многие из них, отложив яйца, сразу же погибают. А майские жуки с осени зарываются глубоко в землю. В глубокий сон впадают личинки и куколки комаров и мух под корой деревьев, в сухих стеблях, листьях.
Муравьи осенью собираются в плотный клубок на полуметровой глубине в земле. Так глубоко земля никогда не замерзает.
Красивые бабочки, превратившись в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.
В: Ребята, раньше, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящерицу или лягушонка. Как они готовятся к зиме? ( Ответы детей)
В: Как только похолодает, лягушки зарываются в тину, на дне водоёмов, ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или под трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
Если бы мы могли проникнуть глубоко под землю и посмотреть, как протекает жизнь у крота, то мы бы удивились, какие глубокие ходы он нарыл. Крот очень любит дождевых червей, а они в холодное время года уходят глубоко под землю.
А что же желает ёжик осенью?
Д: Ёжик приготовил себе кучу из листьев и хвороста. С наступлением заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
В: Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку?
Д: Сурки, суслики, медведь.
В: Суслик за лето, накопив жира, уходит в глубокий лабиринт своих нор и засыпает.
-Ребята, оказывается осенью надо ходить по лесу осторожно, тихо, чтобы не разбудить уже заснувших животных.
В: -А где зимует медведь? Он тоже осенью роет глубокую нору?
Д: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает  с сосны и ели полоски коры и перемешивает их с мхом.
В: -Ребята, посмотрите на картину. Чем занимается белочка в осенние прохладные дни?
Д: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и жёлуди- зимой всё пригодится. Белочка очень хозяйственная. У неё в лесу кладовочки есть. Найдёт орешек, зароет в ямку под деревом. Ещё найдёт, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает много запасов
В: А как же готовятся осенью к холодам  звери, которые не укладываются  в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
Какие это животные?
Воспитатель загадывает детям загадки.
Д: Лиса, заяц, волк, лось, рысь, кабан, олень и др.
В: Всем этим животным щедрая осень « раздаривает» тёплые пушистые красивые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.
В: Как готовится к зиме заяц?
Д: Меняет серую шубку на белую.
В: Почему?
Д: У зайца много врагов, а на белом снегу его зимой в белой шубке не заметят.
В: Пока мы ходили по осеннему лесу, птичьих голосов стало слышно всё меньше и меньше. Почему?
Д: Птицы улетают в тёплые края.
В: Все птицы улетают в тёплые края?
Д: Ласточки, скворцы, стрижи, соловьи, иволги, дрозды, журавли, лебеди и др.
В: Как называются  птицы, которые улетают в тёплые края?
Д: Перелётные.
В:Почему они не смогут перезимовать у нас?
Д: Перелётные птицы- насекомоядные. Зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.
В: В небе слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей, ласточки собираются стайками на проводах. Отлетают птицы не спеша. Жалко расставаться с родным краем. Птицы знают, что путь очень далёкий и лежит через горы, леса, реки, луга, моря. И многие птицы гибнут на этом пути, не выдерживают таких трудностей.
Послушайте рассказ Л. Толстого «Лебеди»
После прочтения вопросы:
– Что бы вы пожелали лебедю в пути?
Как вы думаете, он догонит стаю лебедей?
Что он будет чувствовать?
Итог НОД :
Как же готовятся звери к холодной зиме?  Как мы можем им помочь?
Чем запомнилась  вам прогулка по осеннему лесу?

Сегодня я продолжаю рассказывать о наших занятиях в рамках темы Осень. Последние два дня мы играли в животных осенью. Я постаралась сделать больше игр и меньше теоретического материала. потому что, где спит медведь ребенок и так выучил, а какие -то новый факты рассказывать в таком возрасте еще ранова-то, вот мы  на играх и сосредоточились.
Приход осени не только заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме. Поговорите с малышом, задайте ему следующие вопросы.
Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
Кто укладывается спать на всю зиму?
Кто меняет на зиму шубку?
Кто делает запасы на зиму?
Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?
Отвечайте на вопросы и ищите картинки с животными, про которых поговорили.
Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.
Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.
Обсудите рассказ
Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?
Отгадывайте загадки
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это… (еж).
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)
Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)
Что за беленький клубочек
Под кустом на землю лег? (Заяц.)
Первый снег прилег на крыши,
Опушил мехами сад.
Птичница в шубейке рыжей
Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)
На этом наша теория закончилась и мы перешли к практике.
Из одеял и подушек строили берлогу, а потом устраивались там на спячку.
Играли в белку, которая делает запасы. Поискали по шкафам, нашли запасы: грибы (игрушечные). орешки, ягоды и т.д. Набрали в мисочки фасольки и гороха и нечаянно белочка все перемешала, стали разбирать (уж очень Даша такие игры любит). Разобрали. Потом стали пересыпать. Еще полчаса все емкости измерили, сравнили где больше, где меньше помещается. Потом достали весы и стали взвешивать, сколько горошин в одной фасольке, а что тяжелее, а сколько фасолек в грибочке и так до бесконечности, потом примеры с помощью фасоли решали, на взгляд количество отличали.
Потом кормили волка. он же не спит, ему чем-то питаться надо. А после волка накормили всех животных в доме (ежа, зайцев, даже тигра со львом).
Скакали, как заяц и шубку меняли (одежду).  Играли в ежика, фырчали и собирали запасы )))
Играли в перелетных птиц. Обозначьте в комнате юг и север. Ребенок – птичка, которая летает по комнате. Мама говорит: «Пришла осень». Птичка должна лететь в теплые края на юг. «Пришла весна» – птички возвращаются назад.
Посмотрели вместе  птиц. Какие из них домашние, какие зимующие, какие перелетные? Обратили внимание  на то, что у птиц есть клюв, а их тело покрыто перьями; детеныши птиц называются птенцами.
Много много читали книг про очень, про животных осенью и сказками и рассказами. Некоторые сказки я поместила в альбом, может вам тоже пригодятся (если будет время еще несколько потом туда выложу)
Неделька Осень (2,7 года).
тема 1. Приметы Осени
тема 2. Животные и растения
тема 3. Урожай
тема 4. Хлеб
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Как животные готовятся к зиме. Часть 2: белка, барсук, бобры, лиса, волк, мышка. Речевые упражнения и пальчиковый театр о том, как животные готовятся к зиме.

Как животные готовятся к зиме: часть 2

Рассказы в картинках по теме «Как животные готовятся к зиме»

Сегодня мы продолжаем тему о том, как животные готовятся к зиме. В первой части «Как звери готовятся к зиме» мы с Вами обсуждали:

  • Опыты для детей «Почему заяц летом серый, а зимой белый?», «Какая шуба теплее?»
  • Как заяц готовится к зиме?
  • Как медведь готовится к зиме?
  • Как ежик готовится к зиме?
  • Презентацию для рассматривания картинок с детьми.
  • Стихи, рассказы, задания для детей.

Сегодня во второй части я хочу поделиться с Вами новым интересный материалом для развития детей и ознакомления их с окружающим миром. В этой статье Вы найдете:

  1. Как белка готовится к зиме?
  2. Как бобр готовится к зиме?
  3. Как барсук готовится к зиме?
  4. Как мышка готовится к зиме?
  5. Как лиса и волк готовятся к зиме?
  6. 4 речевые упражнения для детей.
  7. Игры — драматизации.
  8. Как легко и быстро сделать пальчиковый театр для инсценировок лесных разговоров и диалогов?
  9. Стихи, картинки, рассказы для детей о животных

Если Вы хотите показать детям диафильм о том, как звери, насекомые и птицы готовятся к зиме, то приглашаю Вас  посмотреть диафильм по познавательному рассказу Г. Скребицкого «Кто как к зиме готовится». 

Желаю интересного путешествия в мир животных и новых открытий!

Белка

Белка. Как звери готовятся к зиме.

Как готовит себе корм на зиму белка, знают почти все дети, ведь во всех мультфильмах показано, как она развешивает на ветках деревьев грибы, сушит их на пнях. А еще она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох.

К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее.  Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.

Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая. Как провести простой и интересный для малышей опыт, показывающий ребенку, зачем белка меняет рыжую шубку на серебристую  Вы уже читали в первой части нашего разговора об осени. Малышу понравилось угадывать?

Белка зимой и летом. Картинка для детей.

Белкина сушильня. В. Бианки

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых  гнезд  на  деревьях.   Там у нее сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала  грибы  —  маслята  и  березовики.  Их  она насадила на обломанные сучочки  сосен  и  сушит  впрок.  Зимой  она  будет бродить по ветвям и подкрепляться сушеными грибами.

Г. Скребицкий

Вот вы идёте поздней осенью по лесу среди голых, облетевших   деревьев.   Смотрите,   на   ветках   одного из  них что-то темнеет;  кажется,  засохшие листья.
Нет, это не листья, а высохшие грибы.
Кто же занёс их на дерево? Это работа хлопо­туньи белки. В конце лета и осенью она собирает грибы — готовит себе пищу на зиму.

За осень грибы на сучьях провянут и засохнут, да так и останутся там висеть до тех пор, пока в один из зимних дней белка их не разыщет и не съест.
Помимо грибов белка заготовляет себе на зиму и другую еду. Она рассовывает по дуплам, по древесным щёлкам орехи и жёлуди. Всё это ей при­годится в зимнюю бескормицу.
К зиме белки не только запасают еду: они за­ботятся об утеплении своих жилищ. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей тра­вой и мхом щели в гнёздах. Каждую дырочку заткнут. Ну, теперь всё готово, можно и зиму встре­чать.

Запасают к зиме еду белки, бурундуки, хомяки и многие другие животные.

БобрКак звери готовятся к зиме. Бобр и его хатка.

Бобры.А. Л. Барто 
Хожу я с самого утра,
Расспрашиваю всех:
— Какая шерстка у бобра?
Какой, скажите, мех?

А это правда, что бобры
Возводят крепости-бугры
И прячут там бобрят?

А верно говорят,
Что там лежат у них ковры
Из трав душистых и коры?

Спросил я маму про бобра,
Но на работу ей пора.

Я вижу дворника вдали,
Он подметает двор.

— Вы мне сказать бы не могли:
А где живет бобер? —
А дворник мне: — Не стой в пыли,
Отложим разговор.

Не отрываясь от игры,
Играя в домино,
Сосед смеется: — Где бобры?!
Их не встречал давно.

Скажите, будьте так добры,
Скажите, где живут бобры?

Задание для детей: А ты знаешь, где живут бобры? Как бы ты ответил этому мальчику на его вопросы?

Бобр – удивительное животное! Его называют даже «Королем грызунов»! У бобра хвост лопаточкой, острые зубы. Своими зубами бобр может даже перегрызть дерево! Бобры умеют плавать, а шубка у них особая – она не промокает в воде! Бобры заботятся о своей шубке  и тщательно за ним ухаживают. Они расчесывают его передними лапками, зубами и коготочками задних лапок. А вот спинку расчесывать им помогают другие бобры, ведь до спины самому не дотянуться! Как и тебе, наверное, спинку помогает натереть мочалкой мама, когда ты моешься!

Дом бобра называется «хаткой». Бобры строят дом из веток и сучьев. Дом бобров очень прочный, ведь все веточки он скрепляют глиной, илом. В хатку можно зайти только под водой.

Бобры живут семьями. Осенью у них много дел – надо подготовить к зиме плотину, отремонтировать ее, заготовить много веток и сложить их около своего домика – «хатки». Это их «еда» на зиму. «Еду» они хранят под водой около своего дома. А еды зимой им понадобится очень много! Ведь бобры зимой не спят, и им нужно есть! Зимой бобры плавают под водой и едят корни водных растений и свои осенние заготовки корма – припасенные ветки.

Барсук

Барсуки. Картинки о животных для детей.

Под березой на горе… Тимофей Белозеров
Под берёзой на горе
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.

Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкают ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:

На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами…

Скрипнет ветка или сук –
Приоткроет глаз барсук.
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:

Ведь нора у барсука
Глубока…

Барсук тоже готовит свой дом к зиме. Дом барсука – нора. Осенью барсук ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит себе на зиму теплую и мягкую постель. Как у нас на кровати есть матрац и подушка, чтобы было мягко и удобно спать, так и барсук хочет сделать свою постель мягкой и удобной.

Барски в норе.

А еще барсук запасает себе еду на зиму, сушит ее и прячет в нору. Запасает он желуди, семена, корни растений.

К зиме барсук засыпает в своей норке.

Барсуки. И. Соколов-Микитов
Когда-то барсуков много водилось в наших русских лесах. Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьёв. Для своих нор барсуки выбирали высокие, сухие, песчаные места, которые не заливали вешние воды. Барсуки рыли глубокие норы. Над их норами росли высокие деревья. Из нор было несколько выходов и входов. Барсуки очень опрятные и умные звери. Зимою они, так же как ежи и медведи, впадают в спячку и выходят из нор только весной.

Помню, ещё в детстве отец водил меня смотреть жилые барсучьи норы. Вечером мы прятались за стволами деревьев, и нам удавалось видеть, как выходят на промысел старые коротконогие барсуки, как у самых нор играют и возятся малые барсучата.

В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивая насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм. Барсуки не боятся ядовитых змей, ловят их и поедают. Барсуки не уходят далеко от норы. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. Барсук по земле ходит тихо, и не всегда удаётся услышать его шаги.

Барсук безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах барсуков теперь почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда. К неволе барсук привыкает трудно, и в зоопарках днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.

Очень интересно, найдя норы, следить за жизнью их обитателей.

Я никогда не охотился на миролюбивых барсуков, но иногда находил их лесные жилища. Живых барсуков редко приходилось видеть. Идёшь, бывало, с глухариного тока, встаёт над лесом солнце. Остановишься, чтобы, присев на пенёк, хорошенько послушать и посмотреть. Увидишь барсука, осторожно пробирающегося у стволов деревьев и обнюхивающего каждую пядь земли. Лапы барсука похожи на маленькие крепкие лопаты. В случае опасности барсук может быстро зарыться в землю. Когда барсуки роют свои норы, они выгребают землю передними ногами, задними — выталкивают её наружу. Быстро, как машины, роют они норы.

Если вам придётся найти в лесу живые барсучьи норы — не трогайте их, не разоряйте и не убивайте полезных и добродушных зверей. Барсук стал в наших лесах очень редким животным. Совсем уничтожить этого зверя нетрудно.

Мышка

Мышка. Картинки о животных для детей.

Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном. Иногда мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых». Зимой мышка спит только в холодную погоду, а в остальные дни ей надо есть, поэтому и запасает она еды так много! Вот как пишет об этом Виталий Бианки:

Готовятся к зиме. В. Бианки.
Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет — разом  землю  и  воду скует льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кому положено, улетел от голода и холода  на  крыльях.  Кто  остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы  пищи  впрок.  Особенно усердно таскают ее короткохвостые мышки-полевки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и  каждую  ночь  воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка —  в  свой  вход. Под землей — спальня и несколько кладовых.

Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают  большие  запасы  хлеба.  В  некоторых  норах  собрано  уже  по четыре-пять килограммов отборного зерна.
Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо  оберегать  от  них урожай.

Лиса и волк

Лиса и волк. Картинки для детей.

Лиса к осени уже вырастила своих лисяток., поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.

Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.

Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.

Речевые упражнения по теме «Как животные готовятся к зиме?». Играем со словами

Игра «Где чей дом?». Угадай, как продолжить

  • В берлоге живет…
  • В норе может жить…
  • В хатке живет…
  • В дупле живет…
  • Под кустиком живет…

Если малыш ошибается, то можно поиграть в такую игру под названием «Помоги малышам найти домик». Малыши — зверюшки заблудились и потеряли свои домики. Где же их ждут мамы? Куда надо отнести бельчонка? А куда зайчонка? Где ждет малыша мама-медведица? А где ждет бобренка папа-бобр? Куда надо идти барсучонку? А куда ежонку? В игре малыш быстро запомнит, кто где живет. Для игры можно использовать игрушки или картинки.

«Продолжи предложение»

  • В зимнем лесу никогда не встретишь…
  • В зимнем лесу можно встретить…
  • Осенью меняют шубки…
  • Осенью еж…

 «Назови животных ласково».

  • Белка – белочка,
  • лиса — … (лисичка),
  • медведь – (медведюшко, мишка),
  • заяц — … (зайчик, заюшка, заинька),
  • еж — … (ежик).

Игра «Построим мост. Самое длинное предложение об осени»

Возьмите фишки. В роли фишек могут выступать любые мелкие предметы: карандаши, шишки, пуговицы, ракушки, камешки, бруски из строительного материала или детали конструктора. Можно вырезать квадраты из плотного цветного картона. Одна фишка — это одно слово. Выкладываете одну фишку и называете одно слово. Например, «еж». Ребенок выкладывает вторую фишку и называет второе слово, присоединяя его к первому: «Бежит». «Еж бежит». Вы выкладываете третью фишку и называете третье слово. Можно называть два слова, если используется предлог: «По лесу. Еж бежит по лесу». Но каждое слово — это одна фишка! Спросите ребенка: «А это какое слово? Это слово «по». А это слово «лесу». Вместе получилось : по лесу». Далее ребенок добавляет свое слово. Например, «Осеннему». Получилось уже такое предложение: «Еж бежит по осеннему лесу» и у Вас выложено 5 фишек. Продолжайте расширять это предложение сколько сможете. Например, Ваш конечный итог может выглядеть так: «Колючий веселый еж бежит по осеннему золотому лесу и несет на спине сухие листочки». Правило — одно слово только один раз используется в предложении, чтобы не получилось «масло масляное» 🙂

Я обычно использую игровой вариант этого упражнения.Мы с детьми «строим мост» от одного берега реки до другого из наших фишек.

  • На старых обоях чертим два берега, через которые надо построить мост. Можно нарисовать «берега» мелом на линолеуме или выложить веревочки.
  • Обговариваем, зачем нужен этот мост. Например, козленок заблудился, ему надо домой, а  реку он переплыть  не может. Если мы построим мост из слов, то он перейдет по нему. Но мост нужен длинный, поэтому слов нам потребуется много!
  • Строим мост из слов, то есть составляем предложение. А заодно знакомимся с термином «предложение», учимся подбирать красивые образные выражения и строить сложные предложения в своей речи!
  • Когда мост готов, наш герой бежит весело по нему к маме.
  • Возможно строить предложения — мосты с любыми словами и в любой игровой ситуации: нужно машине проехать на другой берег, нужно Айболиту пройти к больному мишке и т.д. Можно строить не мост, а дорогу. 

Диалоги – драматизации на тему «Как животные готовятся к зиме». Лесной разговор

Как провести диалог животных в осеннем лесу — драматизацию с ребенком

Собрались звери на лесной полянке и начали о своих делах друг другу рассказывать. «Я буду зимовать в дупле»,  — сказала белочка. – «А на зиму я припасла себе еду – засушила грибы, собрала орехи и желуди».

«А я, — буду спать в берлоге», — басом сказал медведь. – Мне сейчас надо много съесть еды, чтобы всю зиму я смог спокойно спать. Зимой мне еда не нужна. Я приготовил себе берлогу. В  ней я буду спать зимой».

Разыграйте с ребенком этот разговор и продолжите его от лица разных зверей. Можно ввести и других персонажей – птиц  и насекомых. Пусть птицы расскажут, как они собираются улетать в дальние края, а насекомые поведают о том, как они прячутся в щелки да под кору от холодов и морозов.  Каждый персонаж рассказывает от себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился.

Для диалогов можете использовать игрушки – зайку, лису, мишку, мышку, белочку. Можно вырезать силуэты зверюшек или использовать картинки. Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной форме. И что еще важно – малыш учиться применять полученные знания в жизни! Это гораздо лучше и эффективнее, чем «мучать» ребенка вопросами: «А как заяц готовился к зиме? Вспомни, а как барсук готовился к зиме? Вспомни…» Ребенок вспомнит, а через несколько дней… забудет!  А вот ту информацию, которую ребенок использовал в игре, он не забудет никогда! Ведь это было им прожито и прочувствовано, это было интересно и эмоционально, это было так ярко и увлекательно! Играйте и развивайте малыша в игре! И успех будет гарантирован!

Дети очень любят разыгрывать такие диалоги зверей с помощью пальчикового театра. Пальчиковый театр не обязательно покупать или шить или вязать. Можно его быстро сделать из подручных материалов, имеющихся в каждом доме.

Как просто можно сделать пальчиковый театр по теме «Как животные готовятся к зиме»

Как сделать пальчиковый театр

  • Нарисуйте сами животных или распечатайте готовые картинки и наклейте каждую на тонкую полоску плотного картона. Ширина полоски примерно 1см. Длина 7-8 см. Можно картинки раскрашивать, а можно оставить такими как есть – черно-белыми. Раскрашивать картинки цветными карандашами очень полезно для ребенка. Это развивает мелкую моторику, поэтому можете привлечь малыша к этому делу. Ведь готовить игрушки для своей будущей игры всегда интересно для ребенка!
  • Возьмите полосу картона шириной 3-4 см и длиной примерно 8-10 см. Склейте из нее с помощью скотча «колечко» на пальчик ребенка. Точный размер детали зависит от размера пальчика ребенка – «колечко» должно свободно на него надеваться и сниматься, но при этом не должно спадать с пальца.
  • Готовую полоску картона с приклеенным к ней изображением животного вставьте вовнутрь «колечка» и наденьте на пальчик. Можно менять персонажей, вставляя их в «колечко» и доставая их. Получается пальчиковый театр.
  • В этом пальчиковом театре один ребенок может как выполнять роль одного животного, так и играть несколько ролей. Каждое животное рассказывает о том, как оно подготовилось к зиме.
  • Для проведения диалога – игры малышу понадобиться Ваша помощь. Возьмите на себя одну из ролей, задавайте вопросы, подсказывайте новые сюжеты и темы для обсуждения!

как сделать пальчиковый театр

Как сделать пальчиковый театр

 

Сюжеты для игры — драматизации с детьми на тему

«Как животные готовятся к зиме»

Как основу для такой драматизации детьми диалога между животными, можно взять народную песенку.

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Сели звери на плетень,

Похвалялися весь день.

И далее зверюшки начинают похваляться, как они к зиме подготовились. Для малыша 3-4 лет достаточно использовать самые простые персонажи – заяц, белка, еж, мышка, медведь, лиса и волк.

Для более старших детей 5-7 лет можно взять как основу для драматизации диалога животных рассказ Николая Сладкова. Пусть ворон задает вопросы животным, а они ему отвечают. Сначала мама может взять на себя роль ворона и задавать вопросы зверюшкам о том, как они к зиме готовятся. Потом поменяйтесь ролями. Каждый раз меняйте состав животных, отвечающих на вопрос Ворона.

Сказка для детей об осени Николая Сладкова

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

 Также можно использовать для инсценирования сказку о том, как животные готовятся к зиме  Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему» 

На этом наш разговор о том. как животные готовятся к зиме не закончен! В третьей части Вы узнаете  интересные логические задачи  для детей 5-6 лет на тему «Как животные готовятся к зиме».

О том, как живут рыбы зимой Вы найдете рассказы в картинках, сказки, стихи для детей в статье «Как рыбы зимуют»

Еще об осени интересный материал для игр и занятий с детьми Вы найдете  в статьях сайта:

20 идей для интересных осенних игр с малышом

Осенний календарь народных традиций, игр, поделок и забав для детей.

Продолжение календаря осенних игр и затей. Ноябрь (загадки, задания для детей, народные традиции, видео)

Золотая осень. Стихи для детей в картинках.

Об осени. Перелетные птицы и не только. 

Пословицы про осень: пословицы о ранней, золотой и поздней осени, про осенние месяцы. 

Сочиняем сказки с детьми: осенние сказки

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

  • Дик пик как пишется на английском
  • Дидактические сказки в одоевского
  • Дик и таня рассказ продолжение
  • Дидактические игры по сказке теремок для детей 2 3 лет
  • Дидактические игры по сказкам своими руками