Динамика цвета в рассказе бунина чистый понедельник таблица




В статье рассматривается колоративная лексика в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Главное внимание обращено на семантику черного, красного и белого цветов. Доказывается, что колоративная лексика является важным изобразительно-выразительным средством и помогает понять художественный замысел автора.



Ключевые слова:



колоратив, цвет, семантика, пейзаж, портрет, И. А. Бунин, рассказ «Чистый понедельник», цикл «Темные аллеи».

Использование колоративной лексики в художественном произведении не только отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность, но и формирует в воображении читателя определенные эмоции и ассоциации.

Мастером цветописи, несомненно, можно назвать И. А. Бунина: в каждом его прозаическом произведении разнообразно представлено всё богатство колоративной лексики.

Обратившись к рассказу «Чистый понедельник», мы решили посмотреть, как колоративы помогают раскрыть художественный замысел автора.

Цветовая палитра произведения представлена такими прилагательными как

серый

(

день

) 2, с. 197,

зеленые

(

звезды

) 2, с. 198,

розовые

(

рябчики

) 2, с. 199,

смугло



янтарное

(

лицо

) 2, с. 199,

золотые

(

застежки

) 2, с. 199,

желтоволосая

(

Русь

) 2, с. 200,

синеватые

(

пятнагалок

) 2, с. 201,

голубая

(

лента

) 2, с. 202,

сизая

(

морда

) 2, с. 202,

малиновый

(

жгут

) 2, с. 205.

Однако преобладающими в художественной системе являются колоративы

черный, белый и


красный

. Они встречаются на протяжение всего повествования и несут дополнительную смысловую нагрузку.


Черный цвет

в русской культуре является символом печали и смерти. Часто он сопутствует описанию злых сил, предвещает неприятные события и беды. В анализируемом произведении чёрный цвет выступает в своем традиционном значении.

Символично уже само название цикла «Темные аллеи», в который входит рассказ «Чистый понедельник». С точки зрения О. А. Мещеряковой,

«семантика прилагательного



темный



определяется не только физической сущностью света и цвета, но и эстетическими понятиями, нравственными категориями»

. 3, с. 54 Использование адъектива


темный


в заглавии говорит не столько о малом количестве освещения, сколько о скрытых от посторонних глаз душевных переживаниях и страданиях человека.

В самом начале рассказа И. А. Бунин использует микрополе черного цвета и его оттенков при изображении московского вечера:

«



Темнел



московский



серый



зимний день,



холодно



зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась



вечерняя



, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь; … в



сумраке



уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды — оживленнее спешили по снежным тротуарам



мутно






чернеющие



прохожие».

2, с. 197–198 С. Хэ отмечает: «

Такие описания темных сумерек заставляют читателей испытать грусть и унылость, тяжесть в душе. Так писателем умело достигается перлокутивный эффект тревожного ожидания чего-то негативного. И. Бунин уже в начале повествования намекает на некий плохой финал».

5, с. 198 Описание городского пейзажа в темных оттенках усиливает напряжение, подчеркивает обыденность происходящих событий, предвещает грядущие изменения.

Встречи пары также всегда происходят в мрачной обстановке:

«Приезжая в



сумерки



, я иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке, отороченном соболем, … сидел возле нее в



полутьме



, не зажигая огня» …

2, с. 200 Использование существительных, имплицитно указывающих на черный цвет, подчеркивает сложные отношения между героями. Сам рассказчик говорит о неопределенности их совместного будущего.

Нельзя не сказать о главной героине рассказа. Это противоречивая, умная, красивая, любящая развлечения девушка. В ее образе доминирующим является именно черный цвет. Внешность девушки индийская: у нее


черные



густые



волосы



,



черные



, как



уголь



, брови,



темный






пушок



над верхней губой.

Одежда, которую надевает героиня на протяжении всего рассказа, преимущественно в черных тонах: это и


черные






ботинки



, и



черные






перчатки



, и



черное






платье



.

Даже в Чистый понедельник девушка одета во все черное. Преобладание данного колоратива создает, с одной стороны, образ страстной натуры, а с другой — скрытной особы. Так, указывается на молчаливость девушки, ее постоянную погруженность в свои мысли. В. С. Шляпина отмечает, что

«героиня растворяется в темноте, так как не стремится к счастью, ей не нужна ни светская жизнь, ни семья, она стремится к очищению через страдание».

6, с. 134 Черный цвет в образе девушки подчеркивает ее загадочность, таинственность, а также противоречивость ее внутреннего мира.

Таким образом, лексемы микрополя черного цвета в рассказе передают грусть, создают мрачный колорит, усиливают печальную тональность рассказа, намекают на дальнейшее расставание, отмечая при этом всю сложность образа главной героини.

Эти значения усиливают оттенки

красного цвета

, символизирующего страсть, любовь, опасность и душевное напряжение.

На фоне хмурой и темной Москвы выделяются


кирпично-кровавые






стены


Новодевичьего монастыря. Употребление сложного прилагательного, первая часть которого выступает в прямом значении, а вторая — в переносном, лишь подчеркивает напряженность событий.



Гранатовое






платье


героини особенно выделяется на фоне ее восточной внешности. Такого же цвета и


туфли


героини в самом начале повествования. Дважды подчеркиваются


пурпурные губы


девушки. По мнению М. В. Никифоровой,

«гранатовое платье свидетельствует о страстности героини, плотском искушении, так как в гранатовом цвете отражено сочетание таких цветов, как красный и чёрный».

4, с. 23 Использование единицы, в семантике которой присутствует сравнение с плодом, создает образ не кроткой, а волевой девушки.


«Вполне вероятно, что красный позволяет писателю передать семантику напряженных поисков героини, ее духовных мучений и терзаний»,

— объясняют О. В. Богданова, Ц. Лю. 1, с. 14 Микрополе красного цвета усиливает негативную семантику черного, добавляет тревогу и напряжение.


Белый цвет

в рассказе носит традиционное значение чистоты и невинности.

Действие происходит накануне Чистого понедельника. Это первый день Великого Поста, время задуматься над своими поступками. Уже в названии произведения адъектив


Чистый


вызывает определенные цветовые ассоциации: чистый значит не имеющий грязи, белый, светлый.

Темным оживленным городским улицам с большим количеством людей Бунин противопоставляет уединенные тихие места. Прогулка по кладбищу описана без определённых цветовых номинаций: «

Скрипя в тишине по



снегу



, мы вошли в ворота, пошли по



снежным



дорожкам по кладбищу, — солнце только что село, еще совсем было



светло



, дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в



инее



…».

2, с. 203 Проводится ассоциативная параллель с конкретными природными явлениями: такие слова как «


снег


» и «


иней


» рисуют картины в светлых оттенках. Здесь колоратив белый указывает на чистоту, начало чего-то нового.

Подобный пейзаж возникает и в следующей картине: «

Дорогой молчала, клоня голову от



светлой






лунной



метели, летевшей навстречу. Полный



месяц



нырял в



облаках



над Кремлем, — «какой-то



светящийся



череп»,

— сказала она». 2, с. 207 Белый цвет снова не называется. Но образы


метели, луны и








месяца


вызывают ассоциации с прозрачностью, белизной и бледностью. По мнению С. Хэ, луна — «

предзнаменование разлуки героев, зловещий признак».

5, с. 7 Действительно, это последняя встреча героев перед расставанием.

В конце рассказа героиня предстаёт уже не в привычном для нее черном цвете — она вся в белом.

«Переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте наблюдается в заключительной части рассказа. Здесь четыре раза повторяется слово «белый», дающее код к дешифровке главной идеи рассказа»,

— заключает М. В. Никифорова. 4, с. 24 Это следующие словосочетания:

«княгиня в



белом



»

2, с. 210,

«



белый



обрус

» 2, с. 210, «


белая



вереница поющих»

2, с. 210, «


белый



платок»

2, с. 210. Именно в Чистый понедельник героиня очищается от всего греховного и находит свою любовь в служении Богу. Она предпочитает забавам и мирской жизни религию. И. А. Бунин показывает очищение души от пошлости с помощью смены колоративов: черные и красные оттенки в описании пейзажа, интерьера, одежды и внешности героини сменяются моносемным прилагательным белый.

Наличие большого количества колоративной лексики свидетельствует о том, что цвет для И. А. Бунина является важным изобразительно-выразительным средством. Писатель использует его для передачи внутренних и внешних характеристик человека, пейзажных зарисовок. Именно колоративы помогают акцентировать внимание читателя на отдельных, наиболее важных моментах повествования.

Таким образом, в «Чистом понедельнике» цвет помогает показать путь от беспокойной жизни к умиротворению, от тьмы к свету.

Колоративная лексика рассказа открывает широкие перспективы для дальнейшего исследования не только сборника «Темные аллеи», но и для изучения всего художественного стиля И. А. Бунина.

Литература:

  1. Богданова, О. В. Образ героини в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» / О. В. Богданова, Ц. Лю. — Текст: непосредственный // Успехи современной науки и образования. — 2017. — Т. 3. — № 1. — С. 10–16.
  2. Бунин, И. А. Чистый понедельник / И. А. Бунин // Собрание сочинений в четырех томах / Сост. Н. М. Любимова; ил. Г. Д. Новожилова. — Москва: Правда, 1988. — С. 197–210. — Текст: непосредственный.
  3. Мещерякова, О. А. Ах, тёмен, тёмен мир… (роль «цветовых» слов в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи») / О. А. Мещерякова. — Текст: непосредственный // Русский язык в школе. — 2008. — № 9. — С. 54–58.
  4. Никифорова, М. В. Цветосветовая символика в рассказе И. А. Бунина «чистый понедельник» / М. В. Никифорова. — Текст: непосредственный // Современные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и вузе: Материалы межрегиональной научно- методической конференции, Кострома, 28 октября 2019 года / Отв. редакторы Н. Г. Коптелова, М. А. Фокина. — Кострома: Костромской государственный университет, 2020. — С. 20–25.
  5. Хэ, С. Цвет как инструмент создания семантики трагического в рассказе И. А. Бунина «чистый понедельник» / С. Хэ. — Текст: непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. — 2020. — № 3. — С. 193–203.
  6. Шляпина, В. С. Соотношение цветовой палитры женских образов в цикле И. А. Бунина «тёмные аллеи» и иконописи / В. С. Шляпина. — Текст: непосредственный // Научные исследования XXI века. — 2022. — № 3(17). — С. 131–135.

Основные термины (генерируются автоматически): черный цвет, Белый цвет, Чистый понедельник, героиня, изобразительно-выразительное средство, красный, красный цвет, лексика, Темная, художественный замысел автора.

Цель: формирование отношения к
трагедийной любви на примере   творчества
И.А.Бунина.

Всякая любовь – великое счастье…

И.А.Бунин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Любовь – великая таинственная стихия,
преображающая жизнь человека, придающая его
судьбе неповторимость на фоне житейской истории,
наполняющая особым смыслом его земное
существование. На протяжении столетий многие
художники слова посвящали свои произведения
великому чувству. Чаще, наверное, чем другие
обращался к этой теме И.А.Бунин, который
утверждал, что «всякая любовь – великое
счастье…» (обращение к эпиграфу).

– Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно,
так как любовь благородное, возвышенное чувство,
яркое, одухотворяющее человека.)

– Вспомните ранее изученные рассказы
И.А.Бунина. Как в них изображалась любовь? («Легкое
дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар», где
показана неразделенная любовь, трагичная,
плотская, заканчивающаяся расставанием или
гибелью.)

– Тогда скажите,  если любовь – яркое и
возвышенное чувство, то почему у И. Бунина она
почти всегда трагична? Размышления над этим
вопросом станут основой нашей работы на уроке.

3. Рассказ «Чистый понедельник»

И.А.Бунин, разрабатывая тему любви в ранних
своих рассказах, развил ее в произведениях
позднего периода, создав цикл «Темные аллеи».

Сообщение ученика об истории
создания и смысле цикла «Темные аллеи».

Сборник рассказов о любви с таинственным
названием «Темные аллеи» создавался в
эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в
основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во
время войны переживания И.Бунина о судьбе России
обострились, именно поэтому опять обращается к
русской теме. В сборник вошли 38 рассказов, в
которых создается зарисовка событий русской
жизни, происходящих в России прошлого. Это
единственная в своем роде в русской литературе
книга, где все – о любви. Дневниковые записи
свидетельствуют, что эту книгу он писал
сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин
вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева,
остановился на строчке из его стихотворения:
«Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип
аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все
рассказы книги только о любви, о ее «темных» и
чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». (Расшифровка
метафорического смысла высказывания, т.е.
тенистых, таинственных, необъяснимых аллеях, по
словам Ю.Мальцева, о «запутанных лабиринтах
любви».)

4. Аналитическая беседа

– Давайте обратимся к художественному миру
рассказа «Чистый понедельник», определите
художественное время в произведении. Рассказ
написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала
века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие I Мировой
войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в
первую очередь желанием реставрировать будущее,
обращаясь к прошлому. Писательская память с
удивительной пластической точностью
воспроизводит мельчайшие подробности той эпохи.

– Какие приметы реального времени мы можем
обнаружить в повествовании? (По ходу работы
заполняется таблица.)

Детали современной героям
действительности
Приметы глубокой старины, древности
Рестораны «Эрмитаж», «Метрополь»,
«Прага»
Книги современных авторов
Рассказы Л.Андреева
Лекция А.Белого
Концерт Ф.Шаляпина
Реальные деятели художественного театра:
Качалов, Москвин, Станиславский
Могилы А.Чехова и Эртеля
Портрет Л.Толстого
Многочисленные названия храмов, икон,
монастырей
Имена выдающихся исторических людей (Пересвет,
Ослябя, Юрий Долгорукий)
Цитаты из древних летописей, сказаний
Архаизмы: рипида, воздух, трикирий

– Почему автор дает точные названия
ресторанов, выставок и т.д.? (Важно показать
реальную эпоху и культуру.
)

– Каким представлено настоящее и прошлое? Как
взаимодействуют между собой эти два мира?

Настоящее Прошлое
Реалии настоящего представлены через
места, погружающие нас в мир изобилия и веселья.
Это Москва светская, ночная. Представлено оно в
красоте, богатстве, сытости и благополучии в
канун Первой Мировой войны. Разгул плоти. Но оно
смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием
лиц, создающим ощущение зыбкости  и
краткотечности  происходящего.
Москва православная, тихая. Прошлое
наоборот ясно, от древних церквей веет
просветленностью, покоем, опорой или основой,
умиротворенностью.

Слово учителя

На фоне этого описания происходит событие, в
котором принимают участие два человека – ОН и
ОНА.

– Почему автор не дает имен своим героям? (Придать
обобщенный смысл, номинация героев не столь
важна, Бунин исследует культуру России, быт
людей, их развлечения, все то, что занимало их
души, т.е. духовную жизнь людей.)

– Как воспринимают эти два мира
герой-рассказчик и героиня?
Он – реалист, доволен этой богатой, праздной
жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе эти
два мира: посещает рестораны, капустники,
концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей.

– Какую жизнь ведут герои? Чем они
занимаются?   (Каждый вечер они
встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут
либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он
бывает у нее часто. Они погружены в реальную
полубогемную жизнь, но постепенно рядом с этой
привычной и сладкой жизнью проявляется другая.)

– Дайте характеристику герою. (Составление
синквейна, рисунок 2а,б.)

Он молодой человек, хорош собою, даже красив
«почему-то южной горячей красотой, даже
неприлично красив. И характер у него южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке». Герой
является и повествователем, который
рассказывает историю своей любви к Ней. Его все
устраивает в отношениях. Он не задумывается, к
чему приведут эти отношения, можно сказать, что у
него есть некая поверхностная оценка событий, он
беззаботен, легкомыслен, открыт.

– Охарактеризуйте героиню.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С
одной стороны,  «похоже было на то, что ей ничто
не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры,
ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у
нее любимые и нелюбимые… книги читала всякие,
любила поесть и тут же говорила о том, зачем
вообще люди едят». Казалось, что ей нравится
роскошная жизнь: походы в рестораны, театры,
концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк,
меха.  С другой стороны, зачем-то училась на
курсах, интересовалась историей, посещала храмы,
Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается,
что она ему непонятна.

– Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными?
Подтвердите примерами из текста. Он –
счастливый, влюбленный; Она – странная,
загадочная, противоречивая.  «Она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и
наши отношения… странная любовь…».
Главное в характеристике героя – 
влюбленность, которая дает ему исключительную
остроту чувственного восприятия, через призму
которого представлен портрет героини, ее
внешность.

– Обратимся к портретной характеристике
героини. Найдите повторяющиеся детали портрета.
Какие признаки доминируют? (Во всех портретных
характеристиках героини подчеркивается
восточная красота «смуглое янтарное лицо»,
«черные волосы», «черные брови, черные глаза».
Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В
самом портрете некая таинственность,
противоречивость, восточная красота.)

– Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее
необычность, непохожесть, отличие от других
нездешней прелестью.)

Слово учителя

Перед вами три портрета картин великого
художника периода XIX – XX вв. М.Врубеля. («Гадалка»,
«Девочка на фоне персидского ковра»,
«Сирень».)
 

– Сравните картины, есть ли сходные черты во
всех этих портретах? Какие детали доказывают это
сходство? (На репродукциях изображены
красивые, молодые дамы, во всех внешних
характеристиках проявляется восточная красота:
черные волосы, черные бархатные ресницы, брови,
пухлые губы, янтарное лицо, некая таинственность
в выражениях, словно им ведомы какие-то тайны.)

– Такое ощущение, что И.Бунин портрет своей
героини писал с портретов М.Врубеля. Можно
предположить, что это своеобразный
художественный прием: спустя годы в сознании
героя облик любимой женщины обогащается
впечатлениями, ассоциациями искусства того
времени, о котором он вспоминает.

5. Исследовательская деятельность учащихся

В символической презентации героини особую
художественную функцию выполняют цветовые и
световые характеристики. Вам предлагается
поработать самостоятельно по вариантам.
Задание: выяснить, какую художественную функцию
выполняют цветовые характеристики (1 вариант), 2
вариант – световые. 

Цвет Свет
Доминирующими являются черный, красный,
белый цвета. В портретной характеристике и 
одежде.
Черный цвет  – цвет ночи, смирения,
очищения,  жертвенности, траура, тайны.
Красный – цвет страсти, любви, греха (соотносится
с насилием над собой), жертвенности (гранатовое
платье).
Белый цвет – цвет чистоты, святости, духовного
умиротворения (в конце рассказа белые одежды).
В пейзажных зарисовках оттенки этих цветов:
«чернеющие прохожие», «снежно-сизая Москва»,
«золотой купол», «кирпично-кровавые стены
монастыря». Здесь тоже противоречие: черное –
светло и ясно. Красное платье сменяется 
ослепительно черным, в котором она блистала, та
же таинственность и противоречивость.
Цветовые характеристики помогают лучше раскрыть
образ главной героини.
Почти все описания внешности героини и
окружающего мира даются на фоне приглушенного
света, в сумраке и только на кладбище в Прощеное
воскресенье и через два года происходит процесс
просветления. Происходит художественное
преображение, изменяются образы света и блеска
солнца. В художественном мире доминирует
красота, гармония. «Вечер был мирный, солнечный, с
инеем на деревьях». Вся история происходит в
полумраке, во сне. Вечер, сумрак, тайна – вот, что
бросается в глаза в восприятии образа этой
необычной женщины.
В доме героини один раз ослепляет свет: « В десять
часов вечера на другой день… за ней было очень
светло, все было зажжено, – люстры, канделябры, по
бокам зеркала и высокая лампа». Автор
подчеркивает необычность такого освещения в
доме. По мнению исследователей, в доме как будто
зажигается сакральный огонь перед знаковой
ночью.
Индивидуальное исследование. «Я
приехал, и она встретила меня уже одетая, в
короткой каракулевой шубке, в каракулевой
шляпке…
– Все черное! – …
– Ведь завтра уже чистый понедельник.
«Черный» и «чистый» можно воспринимать как
антитезу, но героиня свой черный оправдывает
Чистым понедельником, потому что – это еще и цвет
скорби, знак смирения, признания своей
греховности. Эту ассоциативную линию продолжают
каракулевые вещи. Каракуль – овца, паства, агнец
Божий. [По Л.Дмитриевской]
Вывод: в цветовой и световой характеристике та же
таинственность и противоречивость, 
двойственность, которая свойственна самой
героине.

Слово учителя

Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба
были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне?  (Герои
не понимают друг друга.)

– Что мешает героям быть вместе, быть
счастливыми?  (Все дело в героине, в ее
внутреннем разладе, в поиске себя самой. Герой не
видит этого поиска. Он желает ее телесной
красоты. Но мысли и чувства ее были ему
недоступны. «Он старался не думать, не
додумывать». «Это вы меня не знаете», – говорит
она.)

– Каковы источники внутреннего разлада,
неуспокоенности героини? (Поиск идеала,
отсутствие гармонии, неудовлетворенность
жизнью, забота о душе.)

– Как осуществляется этот поиск? (Героиня
ищет себя в прошлом и в светских развлечениях.
Она вся соткана из противоречий, метаний между
земным и небесным, плотским и духовным.)

1) В Прощеное воскресенье героиня вдруг
предлагает поехать на кладбище (Рогожское,
раскольничье – центр старообрядцев, символ
извечного русского «раскола»). Здесь мы вместе с
героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские
соборы, монастыри, любит читать рукописные
летописные сказания. Ей кажется, что в них только
сохранилось «чувство родины, ее старины».
Героиня пытается найти опору.

2) Затем они идут в очередной трактир, который
олицетворяет праздник плоти, разгул Масленицы на
физическом уровне: еда, блины «толстые, румяные».
Примечательно, что на блины в трактире Егорова
они едут после посещения кладбища Ново-Девичьего
монастыря, могил Эртеля и Чехова.

3) Неожиданно с тихим светом в глазах она читает
наизусть летописное сказание о смерти
Муромского князя Петра и его жены (реминисценция
«повесть о Петре и Февронии Муромских»). Важна
параллель – в истории переплетаются мотивы
блуда и монашества. Особенно значима эта
параллель, т.к. сказание цитирует женщина,
вынужденная постоянно бороться с соблазном,
представляющая своего возлюбленного
змеем-искусителем. С другой стороны, цитирование,
как и другие древние реалии, создает ощущение
незыблемой основы, которая сохраняется в душе
русского человека.

4) На следующий день герои отправляются на
плотский капустник и т.д.  Все эти события,
чередование плотского и духовного,
подготавливают кульминационный поступок, пик
отношений героев, когда она совершает свой
последний грех, подарив ему миг наслаждения, миг
плотской любви. Она умирает для земной, плотской
жизни и на Чистый понедельник уходит в монастырь.
(Уезжает в Тверь, через 2 недели пишет письмо, в
котором сообщает о своем намерении.)

Слово учителя

Греховная Масленица с Прощеным Воскресеньем
закончились. Наступил Чистый Понедельник. Если
говорить, что в названии отражается тема, идея
или проблема произведения, то каков смысл
заглавия рассказа? (Название вызывает
категорию порога, некой границы, за которой
начинается новая жизнь. Подарив своему
возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в
жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит
в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к
которой шла очень долго.)

– Почему же уходит героиня в монастырь?
Назовите причины. (Решение героиней
выстрадано, она не может практически
представлять себя в ситуации земного счастья,
так как заранее осознает его невозможность.
«Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь –
надулось, а вытащишь – ничего нету».)

– Следовательно, счастье между молодыми людьми
невозможно?

– Для кого же любовь является трагедией? В чем
трагедия героев? В непонимании друг друга? (Для
героини осмысленный уход в монастырь не является
трагедией; для героя трагедия в расставании.)

6. Итог урока

Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И
герой, и героиня оказываются над бездной и ищут
цельности и преодоления в раздвоенности: герой –
в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в
отказе от страстей и в обращении к вечному».

– Согласны ли вы с мнением ученого? Герой
говорит: «Любовь все та же мука и все то же
счастье… все-таки счастье, великое счастье…».
Можно ли эту любовь назвать счастьем? (Пройдя
через испытания, страдания, связанные с потерей
любимой, герой начинает испытывать на себе
влияние неких иррациональных сил. Героиня
открыла ему путь в другой мир. Герой еще не
осознает, но через 2 года повторит маршрут той
давней поездки и ему почему-то захочется зайти в
церковь Марфо-Мариинской обители…)

«Всякая любовь – великое счастье даже если она
не разделена», – убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо
любовь… всегда очень краткосрочна, чем она
сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено
оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а
осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц).

7. Домашнее задание. Задание с кратким
развернутым ответом «В чем смысл финала рассказа
«Чистый понедельник»?

Чистый понедельник анализ произведения

История написания

Сборник «Темные аллеи» И. А. Бунин писал, находясь во Франции, работа длилась в период 1937—1945 гг. Создание книги было для автора в определенной мере спасением от трагизма жизни. Тогда ему сильно требовались деньги, также у него пропали все надежды на возвращение в Россию. Помимо этого, на него влияла депрессивная военная обстановка в Европе, в которой вовсю свирепствовала черная чума нацизма. «Чистый понедельник» включен в сборник рассказов, работа над созданием произведения была завершена весной 1944 года.

Действие в повести начинается в 1913 г., именно тогда у Бунина был пик творческого расцвета. Удивительно то, что писатель не дал персонажам имен, но время описал довольно точно. Вероятно, вспоминая те годы, автор испытывал ностальгию, именно она помогала ему, изгнанному из страны, забыться от тоски по тем местам, куда он отправляет героиню своего произведения.

С рассказчиком Ивана Алексеевича роднит горькое чувство потери: он также утратил любовь — свою Россию. Это можно проследить во всем: в описании современной литературы, философских вечеров Андрея Белого, капустников.

С большим трепетом писатель вспоминает восточную архитектуру древней столицы, бой часов Спасской башни, прогулки по Ордынке.

Жанр и смысл названия

Жанр «Чистый понедельник» — новелла. Этому стилю присущ внезапный поворот сюжетной линии, это заставляет переосмыслить всю суть повествования. В этом произведении — это неожиданный уход главной героини в монастырь.

Все литературное творчество писателя пронизано символизмом. Невзирая на то, что «Темные аллеи» множество критиков принимают как дань традиционной русской прозе, в произведении можно увидеть новые элементы модернизма:

 чистый понедельник это

  • нестандартная структура: фабула отличается от сюжетной линии;
  • контраст: любовь меняется мучением и счастьем;
  • мотив незаконченности (прерванная лунная соната, расставание героев после первой ночи);
  • символизм в тексте можно увидеть в подсказках: к примеру, роль музыки. Незаконченная лунная соната — символ предстоящих перемен в душе героини. Траурное описание девушки подготавливает к печальному окончанию.

Чистым понедельником называется первый день Великого Поста, который наступает после прощеного воскресения и Масленицы. Религиозный замысел названия сведен к тому, что после падения (близких отношений с мужчиной) девушка искупает свой грех, начинает новую жизнь в монастыре.

Писатель в течение всего произведения кратко описывает жизнь героини, начиная от различных развлечений, завершая принятием религии.

Композиция и конфликт

Огромный смысл новелле придает непосредственно название произведения. Понятие «чистый» обозначает очищение души, понедельник — начало нового. Композиция состоит из трех частей:

Чистый понедельник жанр

  1. Экспозиция. Знакомит с главными персонажами, описывает их взаимоотношения.
  2. Кульминация. Повествует о том, что произошло в Чистый понедельник. Любовное соитие и большой грех (поскольку дата совпала с религиозным праздником, который обозначает начало воздержания и поста) — наивысшая точка напряжения в произведении.
  3. Развязка. Уход главной героини в монастырь и волнение рассказчика.

Главная особенность композиции — фабула отличается от сюжета: об отношениях повествует именно герой.

Читатель является свидетелем противоборства в рамках одной любви: оба персонажа противопоставляются друг другу. Рассказчик — человек, который привык ставить земные удовольствия выше духовных ценностей. Его увлечение девушкой нашло выражение в страсти. Она — устремлена к высшим сферам, духовно возвышенна.

Бунин часто отмечает ее вопросительное выражение лица, она тяготится сложившейся ситуацией, все время думает. Только уход в монастырь помогает решить ее внутреннее противостояние.

Краткое содержание

Повествование происходит от первого лица. Главные события следующие: рассказчик каждую ночь приходит к девушке, живущей рядом с храмом Христа спасителя, он влюблен в нее. Герой безмерно разговорчив, героиня — молчалива. У них не было близости, и это вызывает у него недоумение, и в определенном смысле ожидание.

Бунин чистый понедельник

В течение некоторого времени они ходят по театрам, вместе общаются вечерами. Приближается Прощеное Воскресенье, пара едет в Новодевичий монастырь. По дороге девушка рассказывает о том, как вчера ходила на Малоохотинское раскольничье кладбище, и с восторгом описывает ритуал захоронения епископа. Герой не видел в ней до этого приверженности к религии, потому внимательно слушал с влюбленными горящими глазами. Девушка видит это, и поражена тому, насколько сильно он ее любит.

С наступлением вечера они отправляются на капустник, после этого герой провожает ее домой. Она попросила отпустить кучеров, чего до этого не делала, и зайти к ней. Это была лишь их ночь. С утра девушка говорит, что отправляется в Тверь, в монастырь — ее не стоит искать или ждать.

Рассказчик пытается забыться в алкоголе, только через несколько лет приходит в себя. Это был день Прощеного Воскресенья.

Герой подошел к Марфо-Мариинской церкви, около которой тогда начинался крестный ход, где увидел возлюбленную. Они пересеклись взглядами. Но он развернулся и спокойно ушел.

Описание персонажей

Важным элементом произведения является то, что рассказ происходит от первого лица, при этом у главных действующих лиц нет имен. Почему писатель оставил героев безымянными? Это результат типизации образов. Бунин описывает типичных представителей той эпохи, только девушка вышла из рамок, которые были навязаны ей происхождением.

Основные и вспомогательные персонажи:

 чистый понедельник анализ

  1. Главный герой. Богатый, привлекательный юный дворянин. По-настоящему любит героиню, выполняет все ее капризы, дарит книги, конфеты, цветы. Девушка отвечает взаимностью, но отказывается от свадьбы, не говорит о дальнейшем совместном будущем. Герой пробует ее понять, страдает от неопределенности. После расставания тоскует, часто пьет, посещает храмы. В один из дней видит девушку среди монахинь, она не узнала его.
  2. Главная героиня. Дочка зажиточного отца, проживает сама в Москве. Стройная и привлекательная девушка, любит светскую жизнь, читает книги. Материальное благополучие ей не чуждо, но это не позволяет ощутить вкус жизни. Она странная, не такая как все, ее внутренний мир открывается герою перед расставанием. Мучается от поиска себя, имеет твердый характер и большую силу воли.
  3. Актер Качалов. Общий друг на одном из званых вечеров приглашает героиню на танец, целует руки, величает ее Шамаханской царицей. Главного героя он называет «красавцем», добавив затем «ненавижу».
  4. Старуха в храме. После разлуки рассказчик сильно страдает. Зайдя в храм, старушка видит его слезы и говорит нужные в это время для него слова: не стоит так страдать, это грех.

Образы персонажей противопоставляются друг другу, невзирая на внешнее сходство. Такой контраст подчеркивает непостижимость природы любви, соединяющей двух абсолютно разных людей. Им не дано понять друг друга.

Основная тематика

Главная тема — любовь.

 анализ чистый понедельник

Именно это чувство дарит людям смысл жизни. Девушка обрела ее в служении Богу. А рассказчик утратил свой земной идеал и запутался в себе. Этим писатель пытался подчеркнуть хрупкость мирской страсти, она не может сравниться с духовным началом.

Также Бунин поднимает следующие темы:

  1. Нравственный выбор. У каждого человека есть право на выбор, и именно он решает, как поступить в определенной ситуации. Девушка выбрала уход в монастырь, но рассказчик не может примириться с разлукой и найти гармонию в себе. У него нет силы, которая есть в его возлюбленной.
  2. Смысл жизни. Девушка пытается найти себя, не понимает, что ей нужно в действительности. Но героиня почувствовала призвание в служении Богу и решила пойти до конца.
  3. Цвета. В новелле виден переход от темных тонов к светлым оттенкам. Это обозначает, что девушка смогла найти выход из тьмы сомнений.
  4. Религия. Сомневающийся человек найдет себя в молитве. В атмосфере пошлости, которая окружала персонажей на закате России, герой потерялся, а героиня нашла спасение в служении Богу.

Бунин традиционно показал то, что в страсти нельзя обрести счастья. Любовь — это удар, оставляющий незаживающие шрамы. Притяжение сердец больше делает несчастным человека, чем радостным.

Раскрытие проблемы

Неразделенная любовь — главная проблематика произведения. Рассказчик страдает от того, что потерял возлюбленную, а девушка не может разорваться между духовными потребностями и страстью. Не зря так поражает контраст ее внешнего вида и внутренних черт характера: светлая тяга к Богу и дьявольская темная красота. Также автор описывает следующие проблемы:

Чистый понедельник автор

  1. Счастье. У персонажей отличается понятие счастья. Для героя — это семья, для героини — служение Богу. Он стремился к земным радостям, ее не удовлетворяет праздная жизнь. Оба красивы, юны, богаты, но несчастливы, это означает, что радость состоит не в этих ценностях.
  2. Взаимопонимание. Она не видит счастья в браке, находит себя в духовном призвании. Он не понимает девушку и хочет навязать свое мнение о будущем — семья. Любовь не сделала их близкими, она только показала взаимные противоречия.

Отчаяние — это также проблема, которую затронул писатель. Слабый рассказчик сломался и начал топить печаль в алкоголе. Герой сливается с мрачной обстановкой, в которой узкие улицы усеяны падшими женщинами и трактирами.

Чистый понедельник

Проводя анализ «Чистого понедельника» Бунина, можно увидеть, что писатель в течение всего описания цвета изображает путь души человека от темного начала к светлому концу. Основная идея произведения — очищение от праздного прозябания.

Мораль, которую писатель заложил, — призыв к тому, чтобы все люди стремились к самоопределению. Не стоит бояться осуждения общества.

Если человек уверен в решении, то это и есть настоящее призвание. Если бы девушка уступила, то вряд ли бы оба героя могли быть счастливы в дальнейшем.

Урок
литературы в11 классе.

Анализ
рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).

1. Слово учителя. Если «тёмные аллеи» – лучшая книга, по мнению Бунина,
то «Чистый понедельник» – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему
признанию.

2. Обращение к теме урока.

3. Формулирование
целей урока (реализация домашнего задания (п.1).

— О чём рассказ? Что
отвечали ваши респонденты?

Ответы учеников (зачитывают
ответы  респондентов):

«Рассказ о двух людях,
которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся
любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ
о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, респонденты определили
тему рассказа – любовь.

— Сформулируйте тему
рассказа. Только ли о любви?

Ответ
учеников: о любви к России.

— Как раскрываются эти темы?
При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить.
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Ответ учеников: выявление
особенностей раскрытия Буниным темы любви, России, творческой манеры писателей.

— Можно цель сформулировать
словами Вл. Ходасевича (обращение к эпиграфу).

4. Постановка проблемы
урока.

«Мы были богаты, здоровы,
молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали
взглядами…» Почему же тогда герои не могли быть вместе? В чём их трагедия?

5. Сопоставительная
характеристика героев

Работа с
текстом. Учитель называет предмет сопоставления, ученики приводят примеры

Предмет
сопоставления

Герой

Героиня

Портрет

Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой,
был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один
знаменитый актер…»Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то«…
и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к
доброй шутке.

А у нее красота
была
какая-то индийская, персидская
: смугло-янтарное лицо, великолепные и
несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как
черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный
бархатисто-пунцовыми губами рот …

«Корни»

Я… родом из
Пензенской губернии

Она из
Твери, а её бабушка из Астрахани

Литературные
имена

Я привозил ей коробки
шоколаду,

новые книги –

Гофмансталя,

Шницлера,

Тетмайера,

Пшибышевского

— Вы дочитали

«Огненного ангела»?

(роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но
кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?

Л. Андреев, А. Белый

… на диване,
над которым

зачем-то
висел портрет босого

Толстого

— 
Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.

Она любит
цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская
Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских. 

Где-то на
Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…

Она
задержалась у могил Чехова и Эртеля

Музыкальные
предпочтения

А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?

Он не
чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в
исполнении «полечки Транблан», когда партнер  выкрикивает
«козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении
цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой
«с низким лбом под дегтярной челкой». 

— Не в
меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Она все
разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной
сонаты»,

только одно начало

Она может
заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка
слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их

Комментарии.

А. Белый.  Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов.  «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман
В.Я, Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, – о
новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…

Модные авторы европейского декаданса

Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист.

Артур Шницлер. 
Австрийский драматург и прозаик, импрессионист.

Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов.

 Ст.Пшибышевский. Немецко-польский прозаик

         
Для чего Бунин насыщает рассказ
обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует
внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные
имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной
модные сочинения европейского декаданса (см. выше), «высокопарный» роман В.
Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет
босого Толстого», а  как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона
Каратаева… В  аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают 
черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего
(самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен
от  внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько
же  отличен Чистый понедельник от Масленицы.

— Как вы
понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»

В уста
главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой
наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности,
суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта
Русь»).

— Как
соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?
 


Отправимся вслед за героями в Москву.

Экскурсия
по Москве
от имени героев.

Экскурсия
от имени героя «Современная Москва». (Приложение 1)

Каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в
«Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на
концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»…

Экскурсия от имени героини «Древняя
святая Москва»
(Приложение2)

Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа
Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.

— Почему так важны были для героини вид  из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя

Обращаемся к психологическому тесту, проведённому
накануне.

В рассказе приметы
современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что
касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини. свидетельствует
о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось
на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев  «И. Бунин»).

Для
полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости, литературно- артистической жизни начала века.

— О каких религиозных
праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица
Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда
связана с древнеславянскими традициями проводов зимы  и встречи весны. (Можно
посмотреть фрагмент празднования Масленицы в/ф «Сибирский цирюльник»).

Великий пост
7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются
от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост
установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая
четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

         
Символично ли название
рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная
граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской,
греховной жизни – в вечную, духовную.

         
Можно ли представить героиню в
ситуации «земного счастья»?

         
Как описывает автор свою
героиню?
(Портрет, позы, жесты,
манера держаться). Найти в тексте. Как подчёркивается мотив «восточной»
красоты? («А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное
лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет
женского обаяния.

И прелести её секрет

Разгадке жизни
равносилен…

Б. Пастернак.

         
Как характеризует  рассказчик
свою возлюбленную?

В центре рассказа образ героини, «непонятной»
рассказчику. Для характеристики  героини используются слова «загадочность»,
«странность».

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он
путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит
столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия.

—  В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны»
Бунина – стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому
выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской
философии лежит через бунинскую филологию»

         
Какие художественные средства
использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т. д.)

         
Давайте вспомним, что такое оксюморон?
От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально
звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов.
«Толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)».

         
Найдите  оксюмороны в тексте?
(Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор
показывает противоречивость героев.

         
Обратите внимание на наиболее
повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная,
непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…).

         
Вот ещё один приём, характерный
для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении
используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с
японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

         
 Кульминационная сцена – это
фейерверк различных деталей поэтики.

Запах
комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет.  В
начале рассказа – полутьма и поцелуи.

            Кульминационная сцена происходит в
освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово
«тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр  устремила взгляд
своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте
видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И,
напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу
сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы
пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

1.      Выводы.

 «Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

                 В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема
мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же
воскрешаешь Ты во сне,

Несрочной
радостью сияя,

И дивно
повторяется восторг,

Та встреча
краткая земная,

Что Бог
нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о
глубокой любви Бунина к России.

Соединяя воедино
музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, — автор пишет
своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу.
Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство
непревзойдённого мастерства писателя – «лучшего стилиста современности»
(Горький).

Домашнее задание: самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов
Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение,
ассоциации…

Скачано с
www.znanio.ru

Тема: Духовные искания в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник»

Цели:

  1. Обучающая: анализировать духовные искания героев рассказа И.Бунина «Чистый понедельник», выявить авторскую позицию, дать собственную интерпретацию рассказа

  2. Развивающая: развивать исследовательских умений и навыков учащихся, творческий потенциал учащихся через осознанное чтение художественного произведения.

  3. Воспитательная: формировать умения внимательно относиться к мнению другого человека, принимать его позицию

Оборудование:

  • портрет И.А.Бунина

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Слово учителя (на фоне колокольного звона)

Между временем и вечностью,

Как над брызнувшей водой,

К нам заброшен бесконечностью

Мост воздушно – золотой, —

Разноцветностью играющий,

Видный только для того,

Кто душою ожидающей

Любит Бога своего,

Кто, забыв своё порочное,

Победил громаду зол

И, как радуга непрочная,

Воссиял и превзошел

К. Бальмонт.

Ради чего человек приходит в мир? Что важнее: материальное или духовное? Каждый из нас рано или поздно задумывается над этими вопросами, дает свой ответ на них.

Сегодня я приглашаю вас поразмышлять об этом вместе с И.Буниным на необычном уроке, уроке – размышлении по рассказу «Чистый понедельник».

Этот рассказ И.А.Бунина входит в сборник «Темные аллеи», который создавался писателем в «окаянные годы» эмиграции.

Сам писатель называл этот сборник своей лучшей книгой, а лучшим рассказом – рассказ «Чистый понедельник».

«Я благодарю Бога за то, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник», — такова авторская оценка одного из самых сложных и загадочных произведений в творческом наследии писателя.

  1. Рефлексия (1-ый этап) (Цель – зафиксировать первоначальное впечатление от рассказа, которое будет сопоставлено с данной учениками интерпретацией рассказа в конце урока, на 2-ом этапе рефлексии)

Дома вы познакомились с рассказом, сложилось свое мнение. На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный). 2-3 чел. дают свои варианты.

Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.

  1. Постановка темы, целей урока, введение проблемного вопроса.

Объявляется тема урока.

Как понимаете выражение «духовные искания»? (поиск человеком ответов на нравственные вопросы, своего предназначения в жизни)

С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?

Сюжетная линия рассказа – история несчастной любви, а в чем глубинный смысл рассказа? Выскажите свое мнение: о чем этот рассказ? (варианты учащихся фиксируются на доске)

Например:

Любовь

Разлука

Трагедия

Обретение

….

?

Учитель добавляет слово «обретение». Класс дает толкование слова через подбор синонимов.

Постановка проблемного вопроса: какое из понятий, отраженных на доске, является ключевым в рассказе? (добавляем к словам вопросительный знак).

Цель урока самостоятельно формулируют учащиеся, исходя из проблемного вопроса урока и темы урока (проанализировать духовные искания героев, выявить авторскую позицию, ответив на проблемный вопрос).

  1. Словарная работа (проверка опережающего домашнего задания) – толкование опорных слов «духовность», «предназначение» через подбор синонимов.

  1. Анализ рассказа.

Кто является главным героем рассказа? (на доске: ОНА – начало ассоциаграммы №1)

Проанализируйте портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа?

Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини? (усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек).

Проанализировать описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини? (соединение восточных и западных мотивов, портрет босого Толстого). Почему в комнате находится именно этот портрет? (портрет писателя в поздний период жизни, когда он отказывается от всех проявлений материального мира, духовные искания характеризуют этот период жизни писателя).

Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?

Учащиеся слушают фрагмент из «Лунной сонаты» Бетховена», отвечают на вопрос: почему именно это произведение взято Буниным? Какие грани характера героини открывает музыка?

Что является доминантным в характере героини? (учащиеся записывают самостоятельно, затем предлагают свои варианты, они выносятся на доску, заполняется ассоциограмма №1)

ЗАГАДОЧНОСТЬ

ОНА

НЕПОХОЖЕСТЬ

Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье? («Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»)

Как же изменяется героини во 2-ой части рассказа? (выполнение дифференцированных заданий)

Уровень 1. Смысл названия рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».

Ознакомьтесь с материалом о Чистом понедельнике и Прощеном воскресенье, выделите ключевые положения в предложенном материале, подготовьте ответ на следующие вопросы:

  • Каков смысл Чистого понедельника и Прощеного воскресенья в религиозном календаре?

  • Как воспринимаются эти дни в народном сознании?

  • Каков смысл названия рассказа? (см. материал карточки в приложении)

Уровень 2. «Две Москвы в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник»

В рассказе упоминаются исторические места Москвы, которые посещают главные герои. Проанализируйте маршрут путешествий героев, на основе анализируемого материала составьте таблицу:

Современная Москва

Древняя Москва

Почему маршрут героев таков? Какие места Москвы ближе главной героине? Подтвердите сове мнение цитатами из текста. О каких чертах характера главной героини свидетельствует выбор маршрута путешествия?

Представление выполненных заданий начинается с уровня 2.

Итог: Посмотрите внимательно на таблицу, попробуйте выстроить диаграмму жизненного пути героини? Что получилось (метание между земным и духовным). В какой из этих сфер она «настоящая»?

Докажите примерами из текста, что ей ближе духовное?

Какой путь для себя выбирает героиня?

Какой день она выбирает для ухода в монастырь?

Ответы учащихся, работавших с дифференцированным заданием уровня 1.

В чем смысл названия рассказ: составление ассоциограммы №2

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК =… (продолжают учащиеся, возможно: очищение, порог в жизни, начало)

В Чистый понедельник человек причащается к тайне веры.

В.И.Даль в «Словаре живого великорусского языка» дает следующие толкования слова «причащение»:

  1. таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа, через это соединяется с Христом, делается причастным вечной жизни.

  2. Участие, сродство, связь, прикосновение.

Какое значение ближе смыслу рассказа? Докажите свою точку зрения.

  1. Ответ на проблемный вопрос, итог урока.

В чем же суть рассказа? Обратимся к записи, сделанной в начале урока:

Любовь

Разлука

Трагедия

Обретение

….

?

Какое из данных слов, на ваш взгляд, отражает смысл рассказа?

Можно ли говорить об обретении в рассказе, ведь герои расстаются?

Что обретает героиня? (духовное успокоение). Чтение эпизода в церкви.

Марфо – Мариинская обитель – это обитель милосердия, реально существовавшая в Москве в начале 20 века. Она была создана для светских дам. Сестры обители давали обет служения ближним – бедным, темным, больным, они обслуживали больницу для бедных женщин, лазарет для воинов, приют для сирот.

Почему именно эту обитель выбирает писатель? Какие новые грани характера героини открываются?

Дозаполнение ассоциограммы №1.

Начало рассказа ОНА Конец рассказа

ЗАГАДОЧНОСТЬ

ДУХОВНОЕ УСПОКОЕНИЕ

НЕПОХОЖЕСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

РАЗДВОЕННОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

Как вы думаете, обретение состоялось только для главной героини?

Что изменяется для главного героя?

Подводя итог, можно сказать, что в рассказе есть и любовь, и разлука, но главным является обретение человеком своего места на земле, осознание своего предназначения.

В искусстве 20 века тема духовности занимает особое место.

Сравнение рассказа Бунина с эскизом М.Врубеля «Ангел со свечой и кадилом» и стихотворением А.Блока «Девушка пела в церковном хоре».

8. Рефлексия (2-ой этап)

Я прошу вас вернуться к той работе, с которой начали урок. На листах, где было зафиксировано первоначальное впечатление от рассказа, запишите ваши чувства, мысли, ощущения на данном этапе, после анализа рассказа.

Что изменилось в вашем восприятии, понимании рассказа?

О чем побудил вас задуматься этот урок?

9. Д/З сочинение – рассуждение «Смысл названия рассказа «Чистый понедельник».

Приложение.

Карточка дифференцированного задания. Уровень 1.

Смысл названия рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».

Познакомьтесь с материалом о Чистом понедельнике и Прощеном воскресенье.

Выделите ключевые положения в предложенном материале, подготовьте ответ на следующие вопросы:

  • Каков смысл Чистого понедельника и Прощеного воскресенья в религиозном календаре?

  • Как воспринимаются эти дни в народном сознании?

  • Каков смысл названия рассказа?

Материал для анализа.

    1. Прощеное воскресенье — день приготовления верующих к светлому празднику Пасхи (Молитвослов)

Великому посту, заканчивающемуся одним из основных православных праздников – Пасхой – предшествует Масленица. Последний день масленичной недели – воскресенье – называется Прощеным воскресеньем. В это день «православные благочестивые люди ходят по монастырям, посещают соборы, кланяются святым мощам, святыням. В монастырях, в церквях совершается обряд прощения».

В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга за все совершенные и несовершенные, только помысленные грехи.

Великий пост, длящийся 40 дней, — это время строгости, святости, воздержания, он начинается с Чистого понедельника, который является днем перехода к новой жизни, очищения от греховного, суетного.

    1. «…Да, сегодня Великий пост… Сегодня у нас Чистый понедельник, и все у нас в доме чистят. Радостное что – то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Поститься, к светлому дню готовиться.

Отец не уехал по своим делам: особенный день сегодня, строгий.

…Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, надо готовиться к чему – то новому.

Горкин объясняет:

— Масленицу – жируху мы выгоним… Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня (Пасхи) дождаться. И не помышляй, понимаешь. Про земное не помышляй!…»

(И.Шмелев «Лето Господне»)

7

  • Дина рубина из школьного сочинения
  • Дина гаврилова дзен рассказы
  • Дина аверина восточные сказки
  • Димуличка как правильно пишется или димулечка
  • Димон сказка для детей от 14 до 114 лет читать