Дипломное сочинение чайковского при окончании консерватории

Пресс-служба БСО им. П. И. Чайковского

Пресс-служба БСО им. П. И. Чайковского

Концерт был также приурочен к 125-летию Дома-музея Чайковского, основанного братом композитора, Модестом Чайковским. В программе вечера звучали две партитуры Чайковского: Пятая симфония и кантата «К радости» Шиллера, по сути, первое его крупное сочинение. Именно эта партитура, написанная Чайковским к окончанию Санкт-Петербургской консерватории, стала началом его профессиональной жизни.

Задание, данное первому в истории Петербургской консерватории выпускнику по композиции Чайковскому — создать хоровое сочинение на текст Шиллера, стало для молодого композитора, своего рода, вызовом. Именно эту «Оду» Шиллера использовал в своей Девятой симфонии Людвиг ван Бетховен. Но Чайковский и не пытался вступить в борьбу с великим композитором: он создал совершенно иное произведение - соответствующее духу своего времен и собственной творческой индивидуальности.

Его музыка к гимну «К радости» впервые прозвучала 29 декабря 1865 года на публичном выпускном концерте, состоявшемся в Театральном зале Михайловского дворца (в этом здании ныне располагается Русский музей). Солистами тогда были ученики консерватории, а за дирижерским пультом стоял Антон Рубинштейн. Русский текст на основе нескольких имевшихся переводов составил сам Петр Ильич Чайковский. При жизни композитора кантата «К радости» не была издана и больше не исполнялась. Автограф партитуры после выпускного экзамена остался в библиотеке Петербургской консерватории, где хранится и поныне. Первая публикация Кантаты была осуществлена только в 1960 году. За последние годы к этому сочинению Чайковского обращались такие музыканты как Александр Рудин и Томас Зандерлинг. Проявил интерес к этой партитуре и Риккардо Мути, который, возможно, исполнит ее с Чикагским симфоническим оркестром.

В Клину, в Доме-музее Чайковского юношеский опус композитора был исполнен Большим симфоническим оркестром с Владимиром Федосеевым, с участием солистки театра Метрополитен-опера Любовью Петровой, солиста «Новой оперы» Алексея Татаринцева, лауреата премии Грэмми Николая Диденко, лауреата международных конкурсов Дарьи Хозиевой и Московского хора имени А. Кожевникова (художественный руководитель — Николай Азаров).

Кантата была представлена Владимиром Федосеевым с  трепетом и внимательностью к деталям, с ощущением тончайших нюансов, из которых выросли будущие шедевры композитора, в том числе, и прозвучавшая во втором отделении Пятая симфония.

Между тем

Исполнение авторской версии Кантаты «К радости» Петра Чайковского стало возможным благодаря исследовательской работе Тамары Сквирской, подготовившей это сочинение в рамках «Академического полного собрания сочинений Чайковского» — совместного проекта Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского и Государственного института искусствознания. Концерт в Клину концерт можно считать историческим событием. Проект будет продолжен в Вене и Москве.

Соорганизатор концерта — Фонд Елены Образцовой, открывший этим проектом цикл «Чайковский. Путешествие во времени».

В Клину исполнили дипломное сочинение Петра Чайковского. Фото - пресс-служба БСО им. П. И. Чайковского
В Клину исполнили дипломное сочинение Петра Чайковского. Фото – пресс-служба БСО им. П. И. Чайковского

Кантата “К радости” на слова Фридриха Шиллера, дипломное сочинение Петра Ильича Чайковского, прозвучала в Концертном зале Дома-музея Чайковского в Клину в 126-ю годовщину со дня смерти композитора – 6 ноября 2019 года.

Сочинение исполнил Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

Концерт был также приурочен к 125-летию Дома-музея Чайковского, основанного братом композитора, Модестом Чайковским. В программе вечера звучали две партитуры Чайковского: Пятая симфония и кантата “К радости” Шиллера, по сути, первое его крупное сочинение. Именно эта партитура, написанная Чайковским к окончанию Санкт-Петербургской консерватории, стала началом его профессиональной жизни.

Задание, данное первому в истории Петербургской консерватории выпускнику по композиции, Чайковскому – создать хоровое сочинение на текст Шиллера, стало для молодого композитора, своего рода, вызовом. Именно эту оду Шиллера использовал в своей Девятой симфонии Людвиг ван Бетховен. Но Чайковский и не пытался вступить в борьбу с великим композитором: он создал совершенно иное произведение - соответствующее духу своего времен и собственной творческой индивидуальности.

Его музыка к гимну “К радости” впервые прозвучала 29 декабря 1865 года на публичном выпускном концерте, состоявшемся в Театральном зале Михайловского дворца (в этом здании ныне располагается Русский музей). Солистами тогда были ученики консерватории, а за дирижерским пультом стоял Антон Рубинштейн.

Русский текст на основе нескольких имевшихся переводов составил сам Петр Ильич Чайковский. При жизни композитора кантата “К радости” не была издана и больше не исполнялась. Автограф партитуры после выпускного экзамена остался в библиотеке Петербургской консерватории, где хранится и поныне.

Первая публикация Кантаты была осуществлена только в 1960 году. За последние годы к этому сочинению Чайковского обращались такие музыканты, как Александр Рудин и Томас Зандерлинг. Проявил интерес к этой партитуре и Риккардо Мути, который, возможно, исполнит ее с Чикагским симфоническим оркестром.

В Клину, в Доме-музее Чайковского юношеский опус композитора был исполнен Большим симфоническим оркестром с Владимиром Федосеевым, с участием солистки театра Метрополитен-опера Любови Петровой, солиста “Новой оперы” Алексея Татаринцева, лауреата премии “Грэмми” Николая Диденко, лауреата международных конкурсов Дарьи Хозиевой и Московского хора имени А. Кожевникова (художественный руководитель – Николай Азаров).

Кантата была представлена Владимиром Федосеевым с  трепетом и внимательностью к деталям, с ощущением тончайших нюансов, из которых выросли будущие шедевры композитора, в том числе, и прозвучавшая во втором отделении Пятая симфония.

Исполнение авторской версии Кантаты “К радости” Петра Чайковского стало возможным благодаря исследовательской работе Тамары Сквирской, подготовившей это сочинение в рамках “Академического полного собрания сочинений Чайковского” – совместного проекта Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского и Государственного института искусствознания. Концерт в Клину концерт можно считать историческим событием. Проект будет продолжен в Вене и Москве.

Соорганизатор концерта – Фонд Елены Образцовой, открывший этим проектом цикл “Чайковский. Путешествие во времени”.

Анатолий Варицкий, “Российская газета”

метки: Чайковский, Дипломный, Окончание, Консерватория, Симфонический, Оркестр, Проект, Лукаш

 22 февраля в Московском концертном зале «Зарядье» состоится открытие фестиваля «Бетховен и Чайковский». Точкой отсчета фестиваля стала Девятая симфония Бетховена — вершина симфонического творчества композитора и одно из грандиознейших произведений симфонического жанра в целом. В ее финале звучит ода Шиллера «К радости». Волею судьбы именно с этих стихов начинает свой творческий путь Чайковский, чьей дипломной работой в консерватории стало произведение для солистов, хора и оркестра, в основе которого также лежит «К радости» Шиллера. И этот ранний опус Чайковского прозвучит на открытии фестиваля наряду с поздним шедевром Бетховена.

 Музыка Чайковского к гимну Шиллера «К радости» прозвучит по тексту, подготовленному в рамках Академического полного собрания сочинений П. И. Чайковского – совместного проекта Государственного мемориального музея‑заповедника П.И. Чайковского и Государственного института искусствознания.

 Бетховена и Чайковского в этот вечер исполнят два коллектива, основанные в тридцатые годы прошлого столетия: Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (художественный руководитель — Владимир Федосеев) и Пражский филармонический хор (художественный руководитель — Лукаш Василек).

Солировать будут известные оперные певцы, лауреаты международных конкурсов — солистка театра «Метрополитен‑опера» Любовь Петрова (сопрано), Дарья Хозиева (меццо‑сопрано), солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича‑Данченко Владимир Дмитрук (тенор) и лауреат премии «Гремми» Николай Диденко (бас).

 За дирижерский пульт встанет народный артист СССР, маэстро Владимир Федосеев.

22 февраля 2020 года, 19.00

Большой зал Московского концертного зала «Зарядье»

П. И. Чайковский, Л. Бетховен, Любовь Петрова, Владимир Дмитрук, Пражский филармонический хор

Главный хормейстер — Лукаш Василек

Государственный академический, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Владимир Федосеев

Концерт проводится по инициативе Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского и Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» при поддержке Посольства Чешской Республики в РФ, Чешского центра в Москве в рамках музыкального историко‑просветительского проекта «Чайковский. Путешествие во времени». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов .

1 стр., 469 слов

В Клину исполнили дипломное Петра Чайковского

… к этому сочинению Чайковского обращались такие музыканты, как Александр Рудин и Томас Зандерлинг. Проявил интерес к этой партитуре и Риккардо Мути, который, возможно, исполнит ее с Чикагским симфоническим … “К радости” Петра Чайковского стало возможным благодаря исследовательской работе Тамары Сквирской, подготовившей это сочинение в рамках “Академического полного собрания сочинений Чайковского” …

  • Дипломное сочинение Чайковского при окончании консерватории

    • Предмет:

      Музыка

    • Автор:

      melissavega648

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    2 минуты назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    5 минут назад

    Английский всего 1 задание помогите пж

  • geometriya
    Геометрия

    5 минут назад

    Задача по геометрии 8 класс

  • biologiya
    Биология

    5 минут назад

    Биология Неверные утверждения

  • algebra
    Алгебра

    5 минут назад

    срочно, помогите пожалуйста, упростить задания (спростити вирази)☹️ 1) (3a²+5b)(2a³+b)-7a³(a²-3b) 2) (m³-3n)(m²+2n)-4m³(m²+7n)​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Характеристика Чайковского при окончании консерватории: «Как композитор господин совсем слаб!..»

7 мая 2020   ●   КП-Ярославль

7 мая весь мир отмечает 180-летие со дня его рождения.

В Чайковского как в композитора поверили далеко не сразу

Чайковский — самый знаменитый в мире русский композитор и самая твердая наша культурная валюта, наряду с великими писателями XIX века и художниками-авангардистами. Считается, что в США и Британии из классических композиторов он уступает в славе только Бетховену. Его музыка звучала в бесчисленном количестве фильмов, дети всей планеты растут на «Щелкунчике», а «Лебединое озеро» приходит на ум первым, как только речь заходит о балете.

Вот несколько историй из его жизни.


КАК ОН КОНКУРИРОВАЛ С БЕТХОВЕНОМ

По отцовской линии Чайковский происходит из украинских казаков, а по материнской его предками были европейцы: прадед — француз, прабабка — австриячка. Родился же он в Вятской губернии, в городе Воткинске (его отец был назначен начальником Камско-Воткинского металлургического завода). Рассказывали, со слов гувернантки, почти фантастическую историю из его детства: однажды, после музыкального вечера, он никак не мог уснуть, «и с блестящими глазами, возбужденный, плакал. На вопрос, что с ним, он отвечал: “О, эта музыка, музыка!” Но музыки никакой не было в эту минуту слышно. “Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, — рыдая и указывая на голову, говорил мальчик, — она не дает мне покоя”.

Однако потом в Чайковского как в композитора поверили далеко не сразу. Изначально вообще предполагалось, что он станет правоведом. Преподаватель Рудольф Кюндингер, занимавшийся с Петром Ильичом игрой на фортепьяно, когда тот был подростком, не видел в нем никаких исключительных способностей, а потом отговаривал посвящать себя музыке: мол, для этой карьеры он не годится, тем более, уже староват (Чайковскому, когда он решил заняться музыкой всерьез, был 21 год). Несмотря на это, Чайковский поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (которые вскоре стали Санкт-Петербургской консерваторией). Его дипломным сочинением стала кантата «К радости» на стихи Шиллера, которая, в общем, провалилась. Во-первых, студенту пришлось конкурировать с Бетховеном, который те же стихи превратил в финал Девятой симфонии; во-вторых, Чайковский испугался публичного экзамена и не явился на концерт, где она была исполнена (его преподаватель Антон Рубинштейн пришел из-за этого в бешенство); в третьих, вещь и правда не относилась к числу шедевров (Рубинштейн, читая ее, морщился, а еще один композитор, Цезарь Кюи, разнес ее в рецензии: «консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб… и если б у него было дарование, то оно хоть где-нибудь прорвало бы консерваторские оковы»).


Чайковский — самый знаменитый в мире русский композитор и самая твердая наша культурная валюта

«ЕЕ СЧИТАЛИ САМОДУРКОЙ»

Главной женщиной в жизни Чайковского (который, вообще как известно, женщин любил исключительно платонически) неожиданно стала страстная любительница музыки Надежда Филаретовна фон Мекк. Она была вдовой и миллионершей: своему супругу Карлу фон Мекку она родила 11 детей, но, судя по всему, счастья в браке с ним не испытала. Вся ее страсть была потом направлена на музыку и композиторов: она фанатично обожала Вагнера, помогала Дебюсси, а в какой-то момент стала покровительницей и лучшей подругой Чайковского.

Как пишет Нина Берберова, автор одной из лучших биографий Чайковского, «ее считали самодуркой. Она была худа, высока, очень умна и нервна. Чайковский (…) несколько раз видел ее на концертах — в слишком ярком, не шедшем к ней золотом платье, расшитом зелеными павлинами, зеленый павлин был приколот у нее к высокой, тяжелой прическе. (…) Однажды сидел в соседней ложе, и к нему доносился запах неприятных и сильных ее духов». Она заказала ему несколько фортепианных переложений, объяснялась в первом письме к любви к его музыке. Он ответил, что решил посвятить ей Четвертую симфонию и попросил в долг три тысячи рублей. (Всего, по подсчетам биографов, она ему за годы отношений выписала 85 тысяч).


Его музыка звучала в бесчисленном количестве фильмов, дети всей планеты растут на «Щелкунчике», а «Лебединое озеро» приходит на ум первым, как только речь заходит о балете

Эпистолярный роман длился много лет, обернулся нежнейшей дружбой, а одной из главных его особенностей было то, что Чайковский и Мекк практически не встречались лично. Однажды они все-таки пересеклись. Он отдыхал в ее усадьбе Симаки, и потом писал: «случился пренеловкий казус. Я поехал в лес около четырех часов в полной уверенности, что не встречусь с Н. Ф., которая в это время обедает. Случилось же, как нарочно, что я выехал несколько раньше, а она опоздала, и я встретился с ней нос с носом. Это было ужасно неловко. Хотя мы лицом к лицу были на одно мгновенье, но я все-таки жестоко сконфузился, однако ж учтиво снял шляпу. Она же, как мне показалось, совсем растерялась и не знала, что делать». Издали, они, впрочем, друг за другом наблюдали — Чайковский рассматривал ее в бинокль в театрах и потом отмечал: «мне даже понравилась ее некрасивая, но характерная внешность».

Легенда гласит, что финансирование кончилось, когда фон Мекк узнала о гомосексуальности Чайковского. Так или иначе, осенью 1890-го она перестала его субсидировать, что Чайковского сильно разозлило. «Она так много раз мне писала, что я обеспечен в отношении получения этой субсидии до последнего моего издыхания, что я в это уверовал и думал, что на сей предмет у нее устроена такая комбинация, что, несмотря ни на какие случайности, я не лишусь своего главного и, как я думал, самого верного дохода. Пришлось разочароваться… Оскорблено мое самолюбие, обманута моя уверенность в ее безграничную готовность материально поддерживать меня и приносить ради меня всяческие жертвы. Теперь мне бы хотелось, чтобы она окончательно разорилась, чтобы нуждалась в моей помощи», — писал он.

Современные биографы считают, что дело не в том, что Мекк узнала о его ориентации — просто ее финансовые дела и правда резко ухудшились, как и здоровье (она узнала, что больна туберкулезом, от которого и умерла спустя несколько месяцев после того, как скончался композитор).

РОКОВОЙ ГЛОТОК СЫРОЙ ВОДЫ

Если про Есенина и Маяковского ходили слухи, что их убили, про Чайковского рассказывали, что его будто бы заставили совершить самоубийство те, кого возмущали его гомосексуальные наклонности. Но ничем эта версия подтверждена не была. Нина Берберова ядовито описывала механизм возникновения легенды: «в 1966 г. «одной даме» сказал «один господин», которому сказала «одна дама», которой в 1902 г. сказал на смертном одре ее умирающий муж о том, что Чайковскому была дана пилюля бывшими товарищами композитора по училищу Правоведения, посоветовавшими ему покончить с собой, чтобы не позорить «ни себя, ни Россию».

Та же Берберова в своей книге эту легенду опровергла. Чайковский умер от холеры, как четырьмя десятилетиями ранее — его мать. В конце XIX века в Петербурге подцепить эту болезнь было легче легкого: осенью 1893-го в городе как раз началась очередная вспышка заболевания, а по графинам и умывальникам по-прежнему повсеместно разливалась сырая вода из Невы. Холерный вибрион уже был открыт, как и механизмы его распространения — через зараженную воду — но до отсталых слоев населения эта медицинская сенсация не дошла, и даже в приличных ресторанах и гостиницах кипяченую воду запросто разбавляли некипяченой. Да что уж там — вибрион был обнаружен даже в водопроводе Зимнего дворца!

Где-то между утром 18 октября и днем 20 октября 1893 года Чайковский сделал роковой глоток (одни считают, что за завтраком, другие — что в ресторане), и вскоре проявились типичные признаки холеры. По иронии судьбы, именно этой болезни он никогда не боялся. И он, и близкие поначалу списали недомогание на расстройство желудка — такие у него часто случались. Но, как и бывает при холере, уже через несколько часов симптомы проявились в полную силу, и спустя несколько дней композитора не стало.

Опубликовано 3 года назад по предмету
Музыка
от ivanbog204

Дипломное сочинение Чайковского при окончании консерватории

  1. Ответ

    Ответ дан
    11kira1140

    Ответ:

    Контата по Шиллеру. Называется ,,К Радости»

    1. Ответ

      Ответ дан
      ivanbog204

      кто из композиторов обращался к тем же стихам?

    2. Ответ

      Ответ дан
      11kira1140

      Незнаю

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

ЧАЙКОВСКИЙ VS БЕТХОВЕН

Партитура вошла в I том IV серии Академического полного собрания сочинений – «Кантаты и хоровые произведения с оркестром и a capella», к презентации которого был приурочен концерт. Исполненная квартетом солистов, хором и Молодежным симфоническим оркестром Петербургской консерватории под управлением Аркадия Штейнлухта, музыка гимна «К радости» стала кульминацией XIX Чтений отдела рукописей консерваторской Научной музыкальной библиотеки, в фондах которой хранится автограф партитуры Чайковского. Директор библиотеки Елена Некрасова торжественно объявила, что исполнением кантаты Петербургская консерватория открыла год своего 155-летия.

О кантате «К радости» не только знали давно – ее даже изредка исполняли, в частности дирижеры Александр Рудин и Томас Зандерлинг. Впервые партитура была издана в составе старого Полного собрания сочинений в 1960 году. Но только сейчас, в новом академическом издании сочинение напечатано в точном соответствии с автографом, в нем устранены неточности единственного имевшегося до сих пор издания. Как заметила научный редактор тома Тамара Сквирская, «в автографе партитуры обнаружились ошибки: так, например, Петр Ильич трижды предписал струнным инструментам неисполнимые аккорды, эти ошибки молодого композитора не были замечены в первом издании».

Михайловский дворец неслучайно выбрали местом для музыкальной реконструкции кантаты, которое состоялось, к слову, 25 апреля – в день рождения Чайковского по старому стилю. Именно здесь она дважды была представлена 152 года назад – в 1865 году на годичном и публичном выпускном экзаменах: сначала под управлением автора, затем под управлением директора консерватории Антона Рубинштейна. Именно в этом дворце, на музыкальных вечерах его хозяйки, великой княгини Елены Павловны, вызревала идея первой русской консерватории.

Текст кантаты был предложен Чайковскому Советом профессоров консерватории, а значит, 25-летний композитор встал на территорию Бетховена «поневоле», но вышел из сложнейшего испытания победителем. Петр Ильич «омузыкалил» текст, смонтировав русские переводы трех поэтов – К.С. Аксакова, В.Г. Бенедиктова и М.А. Дмитриева. Как пояснила Т. Сквирская, «из девяти строф с припевами, имеющихся в оригинале, композитор использовал четыре строфы (I, II, III и сокращенную VIII) и два хоровых припева (IV, I). Сходную структуру имеет и текст финала Девятой симфонии Бетховена (строфы I, II, III и припевы IV, I, III). Особенно бросается в глаза перестановка знаменитого шиллеровского первого хорового припева (в оригинале Seid umschlungen Millionen) в конец текста. Подобная перестановка имеется в финале Девятой симфонии, с несомненной оглядкой на которую создавалась кантата «К радости». Примечательно, что Чайковский использовал в своей кантате тот же исполнительский состав, что и Бетховен в Девятой: четыре солиста, смешанный хор и оркестр».

Начав свое дипломное сочинение с обреченной фразы нисходящего до-минорного трезвучия, ритмически один в один похожей на начало главной темы Фортепианного концерта Шумана, Чайковский завершил сочинение в ликующем до мажоре. Каждый раздел кантаты, драматургически насыщенный, состоящий из «разъедающих сомнений», неуверенности, преград и их преодолений, вихреобразно захватывал слушателей на пути к той самой радости, увлекая идеей «русского космизма», выросшего из духа немецкой философии и культуры.

«Там, под звездным сводом, братья, должен жить отец у нас», – запевало вдохновенное меццо-сопрано, оглашая очередную строфу. Духу сочинения начинающего композитора очень соответствовал настрой квартета молодых певцов в составе сопрано Ольги Георгиевой, меццо-сопрано Юлии Любимовой, тенора Наримана Алиева и баса Юрия Борщёва. Шаг за шагом, поначалу робко, но в процессе все более уверенно они сплетались в «крепких объятьях», почти наглядно демонстрируя хрестоматийные «от мрака к свету» и «через тернии к звездам» – движение к высшим точкам «пути», указанным Чайковским мистическим свечением тремолирующих струнных в высоком «звездном» регистре.

Фотокопия подлинника предоставлена библиотекой Петербургской консерватории

  • Диплодок для детей рассказ
  • Дипеша или депеша как пишется
  • Дила ши сочинение на даргинском языке
  • Дизъюнкция как пишется правильно
  • Диктант о волках ходит много выдуманных рассказов