Дирижер как пишется википедия

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. дирижёр дирижёры
Р. дирижёра дирижёров
Д. дирижёру дирижёрам
В. дирижёра дирижёров
Тв. дирижёром дирижёрами
Пр. дирижёре дирижёрах

дирижёр

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -дириж-; суффикс: -ёр [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [dʲɪrʲɪˈʐor]  мн. ч. [dʲɪrʲɪˈʐorɨ]

Семантические свойства

Значение

  1. музыкант, управляющий оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем ◆ Узнав меня, дирижёр вдруг взмахнул палочкой и заиграл марш «Прощание славянки». Эдуард Лимонов, «Книга воды», 2002 г. [НКРЯ]
  2. перен. тот, кто организует какой-либо сложный процесс, управляет действиями других людей ◆ Бюрократическому строю не нужен самодержец, ему нужен опытный дирижёр. А. Н. Архангельский, «Александр I», 2000 г. [НКРЯ]
  3. устар. лицо, руководящее танцами на балу ◆ Только что оставив графиню Банину, с которою он протанцевал первый тур вальса, он, оглядывая своё хозяйство, то есть пустившихся танцевать несколько пар, увидел входившую Кити и подбежал к ней тою особенною, свойственною только дирижёрам балов развязною иноходью и, поклонившись, даже не спрашивая, желает ли она, занёс руку, чтоб обнять её тонкую талию. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г. [НКРЯ]
  4. устар. служащий, следящий за движением канцелярских бумаг, за ходом канцелярской работы ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. манипулятор, организатор, кукловод, руководитель

Антонимы

Гиперонимы

  1. музыкант
  2. руководитель

Гипонимы

  1. капельмейстер, регент

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: дирижирование
  • прилагательные: дирижёрский
  • глаголы: дирижировать

Этимология

Происходит от гл. дирижировать (путём добавления суфф. -ёр), далее из лат. dīrigere «выравнивать, выстраивать»; из dis «раз-» + regere «править, управлять; направлять». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: conductor; (духового оркестра) bandmaster
  • Испанскийes: director de orquesta
  • Итальянскийit: direttore d’orchestra
  • Немецкийde: Dirigent м.
  • Украинскийuk: дириґе́нт (uk) м.
  • Французскийfr: chef d’orchestre

Библиография

  • Филиппов В. С. Из истории слов. Дирижер / Борковский В.И. // Русская речь. — № 2. — М.: Наука, 1967. — С. 82.
  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.

Interrobang.svg

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

From Wikipedia, the free encyclopedia

Jump to navigation
Jump to search

Conductor or conduction may refer to:

Music[edit]

  • Conductor (music), a person who leads a musical ensemble, such as an orchestra.
  • Conductor (album), an album by indie rock band The Comas
  • Conduction, a type of structured free improvisation in music notably practiced by Butch Morris

Mathematics[edit]

  • Conductor (ring theory), an ideal of a ring that measures how far it is from being integrally closed
  • Conductor of an abelian variety, a description of its bad reduction
  • Conductor of a Dirichlet character, the natural (smallest) modulus for a character
  • Conductor (class field theory), a modulus describing the ramification in an abelian extension of local or global fields
  • Artin conductor, an ideal or number associated to a representation of a Galois group of a local or global field
  • Conductor of a numerical semigroup, the smallest integer in the semigroup such that all subsequent integers are likewise in the semigroup

Physics[edit]

  • Electrical conductor, an object, substance or material allowing the flow of an electric charge
    • Electrical resistivity and conductivity, the movement of charged particles through an electrical conductor
    • Electrical resistance and conductance
    • Fast ion conductor, a solid-state electrical conductor which conducts due to the movement of ions
    • Mixed conductor, a solid state electrical conductor which conducts due to the movement of ions and electrons
    • Electrical conduction system of the heart
  • Thermal conduction, the transfer of thermal energy through matter
    • Thermal conductivity
  • Optical conductor, such as Optical fiber

Transport[edit]

  • Bus conductor, a person who checks passengers’ tickets on a bus
  • Conductor (rail), a captain of the crew of a train
  • Conductor (underground railroad), an operative of the Underground Railroad of the antebellum-era United States which guided slaves to freedom
  • Mr. Conductor, a character in Shining Time Station and in Thomas and the Magic Railroad

Other uses[edit]

  • Conductor (architecture), a traditional name for a downspout
  • Conductor (company), a provider of SEO services platforms based in New York City
  • Conductor (military appointment), a senior Warrant Officer appointment in the Royal Logistic Corps and its predecessors
  • Conductor (software), a microservice orchestration system developed by Netflix
  • The Conductor (film), a 2012 Russian film by Pavel Lungin
  • Part of the palpal bulb of male spiders
  • In biology, the conductor of a recessive gene or genetic carrier
  • The Orchestra Conductor aka The Conductor, a 1980 Polish film by Andrzej Wajda
  • A special education teacher who can applies the methods of conductive pedagogy

From Wikipedia, the free encyclopedia

Jump to navigation
Jump to search

Conductor or conduction may refer to:

Music[edit]

  • Conductor (music), a person who leads a musical ensemble, such as an orchestra.
  • Conductor (album), an album by indie rock band The Comas
  • Conduction, a type of structured free improvisation in music notably practiced by Butch Morris

Mathematics[edit]

  • Conductor (ring theory), an ideal of a ring that measures how far it is from being integrally closed
  • Conductor of an abelian variety, a description of its bad reduction
  • Conductor of a Dirichlet character, the natural (smallest) modulus for a character
  • Conductor (class field theory), a modulus describing the ramification in an abelian extension of local or global fields
  • Artin conductor, an ideal or number associated to a representation of a Galois group of a local or global field
  • Conductor of a numerical semigroup, the smallest integer in the semigroup such that all subsequent integers are likewise in the semigroup

Physics[edit]

  • Electrical conductor, an object, substance or material allowing the flow of an electric charge
    • Electrical resistivity and conductivity, the movement of charged particles through an electrical conductor
    • Electrical resistance and conductance
    • Fast ion conductor, a solid-state electrical conductor which conducts due to the movement of ions
    • Mixed conductor, a solid state electrical conductor which conducts due to the movement of ions and electrons
    • Electrical conduction system of the heart
  • Thermal conduction, the transfer of thermal energy through matter
    • Thermal conductivity
  • Optical conductor, such as Optical fiber

Transport[edit]

  • Bus conductor, a person who checks passengers’ tickets on a bus
  • Conductor (rail), a captain of the crew of a train
  • Conductor (underground railroad), an operative of the Underground Railroad of the antebellum-era United States which guided slaves to freedom
  • Mr. Conductor, a character in Shining Time Station and in Thomas and the Magic Railroad

Other uses[edit]

  • Conductor (architecture), a traditional name for a downspout
  • Conductor (company), a provider of SEO services platforms based in New York City
  • Conductor (military appointment), a senior Warrant Officer appointment in the Royal Logistic Corps and its predecessors
  • Conductor (software), a microservice orchestration system developed by Netflix
  • The Conductor (film), a 2012 Russian film by Pavel Lungin
  • Part of the palpal bulb of male spiders
  • In biology, the conductor of a recessive gene or genetic carrier
  • The Orchestra Conductor aka The Conductor, a 1980 Polish film by Andrzej Wajda
  • A special education teacher who can applies the methods of conductive pedagogy

Эта статья — о профессии. Об одноимённых фильмах см. Дирижёр (фильм).

Дирижирует Гектор Берлиоз. Шарж И. Ж. Гранвиля (1846)

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки. Именно дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения, он же призван обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое совершенство исполнения. Хотя те или иные формы управления группами музыкантов существовали ещё в глубокой древности, в самостоятельную профессию, требующую специальных навыков и специальной одарённости, дирижирование превратилось лишь во второй половине XIX века.

История

Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой[1]. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии (от др.-греч. χείρ — рука и νόμος — закон, правило), которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.[1]

С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта. Самое раннее изображение управления ансамблем (церковным) с помощью баттуты относится к 1432 году[1].

Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной[2]. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы[1].

С появлением в XVII веке системы генерал-баса обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой[1]. В XVIII веке генерал-басу всё чаще помогал первый скрипач — концертмейстер, который задавал тон своей игрой на скрипке, а мог, прекратив игру, использовать смычок в качестве баттуты[3]. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер; в отдельных случаях число дирижёров могло доходить до пяти[4].

По мере отмирания системы генерал-баса (во второй половине XVIII века) возрастало значение скрипача-концертмейстера; и в XIX веке такой способ дирижирования сохранялся при исполнении несложных сочинений, в частности в бальных и садовых оркестрах; он используется нередко и в настоящее время при исполнении старинной музыки[4][5].

XIX век в истории дирижирования

Дирижирует Ганс фон Бюлов. Рисунки Ганса Шлиссмана, 1884

Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром[4]. При этом в качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или рулон нот[1]. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. В Вене дирижёрскую палочку первым использовал Игнац фон Мозель в 1812 году; в 1817 году с помощью палочки управляли оркестром К. М. Вебер в Дрездене и Л. Шпор во Франкфурте-на-Майне[4].

На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Так, в Вене с 1771 года в публичных благотворительных концертах Музыкального общества, которыми сначала руководил Флориан Леопольд Гассман, а затем на протяжении многих лет Антонио Сальери, часто исполнялись сочинения ушедших композиторов или современников, которые по тем или иным причинам лично участвовать в концертах не могли[6][7]. Практика исполнения чужих сочинений во второй половине XVIII века распространилась и в оперных театрах: чужими операми нередко дирижировали К. В. Глюк, Джованни Паизиелло и Йозеф Мысливечек, пропагандировавший, в частности, творчество К. В. Глюка[8][9].

Если в XVIII веке композиторы-дирижёры выступали в основном со своими оркестрами (капеллами), исключение составляли лишь оперные композиторы, ставившие и исполнявшие свои сочинения в разных городах и странах, то в XIX веке и на концертной эстраде появились гастролёры, выступавшие как с собственными, так и с чужими сочинениями, дирижируя чужими оркестрами, как, например, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон, а позже Р. Вагнер[4].

Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра[4]. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости, отличной в том числе и от одарённости музыканта-инструменталиста[10][11]. «Для дирижирования, — писал Феликс Вайнгартнер, — требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музыкальное художественное творение, но и особая техническая ловкость рук, её трудно описать и ей едва ли можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой-нибудь гений лишён этой способности, а посредственный музыкант наделён ею»[12]. Среди первых профессиональных дирижёров, получивших международное признание, — Ганс фон Бюлов и Герман Леви; Бюлов стал первым в истории дирижёром, гастролировавшим вместе с оркестрами, в том числе с Берлинским филармоническим[13].

Дирижёрское искусство в России

До XVIII века дирижирование в России было связано главным образом с хоровым исполнением, и в первую очередь — церковной музыки[14]. Для руководителей церковных хоров, регентов, вырабатывались определённые приёмы дирижирования, о которых говорится, в частности, в «Мусикийской грамматике» Н. П. Дилецкого, относящейся ко второй половине XVII века[14].

Первыми оркестровыми дирижёрами были музыканты из крепостных, руководившие частными капеллами; так, наиболее известный среди них, Степан Дегтярёв, управлял оркестром Шереметевых[14]. На протяжении XVIII и XIX веков в России, как и в Западной Европе, дирижирование, как правило, было связано с композиторским творчеством: известными дирижёрами в своё время были Иван Хандошкин и Василий Пашкевич, в XIX веке — Милий Балакирев и Антон Рубинштейн[14].

Первым профессиональным дирижёром (не являвшимся композитором) можно считать Николая Рубинштейна, который с начала 60-х годов XIX века был постоянным дирижёром симфонических концертов в Москве, гастролировал в качестве дирижёра в Петербурге и других городах, был первым в России исполнителем многих сочинений как русских (прежде всего П. И. Чайковского), так и зарубежных композиторов[14][15]. Но если Рубинштейн за рубежом был известен в первую очередь как выдающийся пианист, то Василий Сафонов стал первым русским музыкантом, получившим международное признание, уже в начале XX века, именно в качестве дирижёра[16][17].

Говоря о дирижерах России нельзя не сказать о выдающимся учителе большинства известных нам сегодня российских дирижерах, это Мусин Илья Александрович, посвятивший преподаванию дирижерского мастерства около 70 лет.

Дирижёр в XX веке

«Большая пятёрка»: Бруно Вальтер, Артуро Тосканини, Эрих Кляйбер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер

«Большая пятёрка»: Бруно Вальтер, Артуро Тосканини, Эрих Кляйбер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер

Престиж профессии дирижёра особенно вырос в начале XX века; широко распространившееся преклонение перед человеком, стоящим за пультом, дало повод Теодору Адорно написать: «…общественный авторитет дирижёров в большинстве случаев намного превышает реальный вклад большинства из них в исполнение музыки»[18]. Те же соображения в 20-х годах вызвали к жизни попытки создать оркестры без дирижёра, и первый такой оркестр, Персимфанс, был создан в Москве в 1922 году[19][20]. Однако идея себя не оправдала: как сам Персимфанс, так и другие оркестры, созданные по его образцу, оказались недолговечными[20][19].

Со второй половины XIX века в Европе доминировала немецко-австрийская школа дирижирования, что не в последнюю очередь было обусловлено преобладанием немецко-австрийской симфонической музыки в концертном репертуаре; на рубеже веков её представляла прежде всего так называемая «послевагнеровская пятёрка»: Ханс Рихтер, Феликс Мотль, Густав Малер, Артур Никиш, Феликс Вайнгартнер, — а в дальнейшем дирижёры следующего поколения: Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер, Эрих Кляйбер и нидерландский дирижёр немецкой школы Виллем Менгельберг[1]. Сложившаяся в эпоху романтизма, эта школа вплоть до середины XX века сохраняла те или иные черты, присущие романтическому направлению в музыкальном исполнительстве[21].

Чувствуя себя сотворцом исполняемого сочинения, дирижёр-романтик порою не останавливался перед внесением тех или иных изменений в партитуру, прежде всего касающихся инструментовки (некоторые исправления, внесённые романтиками в поздние сочинения Л. ван Бетховена, и сейчас принимаются дирижёрами[22]), тем более не видел большого греха в отступлении, на своё усмотрение, от обозначенных в партитуре темпов и т. д.[23] Это считалось оправданным, поскольку далеко не все великие композиторы прошлого в совершенстве владели оркестровкой, а Бетховену, как предполагалось, глухота мешала ясно представить себе звуковое сочетание[24][25]. Очень часто сами композиторы после первого прослушивания вносили исправления в оркестровку своих сочинений, но не все имели возможность их услышать[26].

Те вольности, которые позволяли себе в отношении партитур Вагнер, а затем Ганс фон Бюлов, осуждались нередко и их современниками. Так, Феликс Вайнгартнер значительную часть своей книги «О дирижировании» посвятил полемике с Бюловом[27]. Дирижёрские вторжения в партитуры постепенно уходили в прошлое (в первой половине XX века критике за такие вторжения подвергались главным образом Виллем Менгельберг и Леопольд Стоковский), но долго ещё сохранялось стремление адаптировать сочинения давно ушедших композиторов к восприятию современной аудитории: «романтизировать» сочинения доромантической эпохи, исполнять музыку XVIII века полным составом симфонического оркестра XX столетия… Всё это ещё в начале XX века вызвало «антиромантическую» реакцию в музыкальных и околомузыкальных кругах[28]). Значительным явлением в музыкальном исполнительстве второй половины XX века стало движение «аутентистов». Бесспорной заслугой этого направления, представленного Густавом Леонхардтом, Николаусом Арнонкуром и целым рядом других музыкантов, является освоение стилистических особенностей музыки XVI—XVIII веков — тех особенностей, которыми дирижёры-романтики в большей или меньшей степени были склонны пренебрегать[5][29].

Современность

Инструменты дирижёра — партитура и палочка

Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке[5][29].

Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха (для дирижёра, как считал Бруно Вальтер, важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами[30]) и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы[31]. Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого»[32]. Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии[31]. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами[31][11].

В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов)[1] и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории[33]. Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников[31]. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре»[34][35]. Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вайнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста[35]. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вайнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра»[36], и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном[31][35].

Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи[37]. При этом в кино, как и в драматическом театре, дирижирование носит прикладной характер, а на радио, телевидении и в студии утрачивается непосредственный контакт со слушателями: «Создаётся, — пишет Лео Гинзбург, — своеобразная продукция промышленного порядка»[37].

Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее; успешным дирижёром была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году[38]. В СССР первой женщиной-дирижёром стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году[39]. Действующим дирижером женщиной в России сегодня является Сабрие Бекирова ученица Мусина Ильи Александровича

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Рацер, 1975, с. 252.
  2. Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
  3. Рацер, 1975, с. 252—253.
  4. 1 2 3 4 5 6 Рацер, 1975, с. 253.
  5. 1 2 3 Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233. Архивировано 14 октября 2013 года.
  6. Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
  7. Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
  8. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
  9. Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
  10. Адорно, 1999, с. 99.
  11. 1 2 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
  12. Вайнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
  13. Гинзбург, 1975, с. 187.
  14. 1 2 3 4 5 Рацер, 1975, с. 254.
  15. Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  16. Гинзбург, 1975, с. 164.
  17. Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  18. Адорно, 1999, с. 95.
  19. 1 2 Рацер, 1975, с. 255.
  20. 1 2 Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  21. Гинзбург, 1975, с. 186.
  22. Гинзбург, 1975, с. 381—390.
  23. Вайнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
  24. Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
  25. Гинзбург, 1975, с. 390—391.
  26. Гинзбург, 1975, с. 391—392.
  27. Гинзбург, 1975, с. 186—187.
  28. Гинзбург, 1975, с. 389.
  29. 1 2 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
  30. Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
  31. 1 2 3 4 5 Рацер, 1975, с. 255.
  32. Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
  33. Гинзбург, 1975, с. 7.
  34. Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
  35. 1 2 3 Вайнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
  36. Вайнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
  37. 1 2 Гинзбург, 1975, с. 6.
  38. Poulet Christian. Jane Evrard. Сайт ристиана Пуле. Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 3 марта 2016 года.
  39. Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.

Литература

  • Адорно Т. В. Дирижёр и оркестр // Т. В. Адорно. Избранное: Социология музыки. — М.- СПб: Университетская книга, 1999. — С. 95—106.
  • Вальтер Б. «Я» и «другой» // Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 317—341.
  • Вайнгартнер Ф. Дирижёр // Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 182—186.
  • Вайнгартнер Ф. О дирижировании // Л. М.Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 165—182.
  • Гинзбург Л. М. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — 496 с.
  • Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Современные дирижеры (справочник). М., 1969.
  • Каюков В.А. Дирижёр и дирижирование / Вступ. ст. П.С. Гуревич, А.Р. Кашаев. — Москва: «ДПК Пресс», 2014. — 214 с. — ISBN 978-5-91976-055-9.
  • Мусин И.А. Техника дирижирования. — Ленинград: Музыка, 1967. — С. 27-33. — 352 с.
  • Рацер E. Я. Дирижирование // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2. — С. 251—255.
  • José Antonio Bowen. The Cambridge Companion to Conducting. — Cambridge University Press, 2003. — С. 3-5. — 346 с. — ISBN 0521527910.
  • Emily Freeman Brown. A Dictionary for the Modern Conductor. — Scarecrow Press, 2015. — С. 33-34, 156. — 432 с. — ISBN 0810884011.


Эта страница в последний раз была отредактирована 21 июля 2022 в 17:21.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Грамматическое описание слова

Данная лексическая единица относится к существительным, определяющим род занятий, вид деятельности, профессиональную принадлежность. С этим значением она пришла в русский язык из французского. Произношение её тоже заимствовано.

Исследуемое слово имеет простой морфемный состав: корень, суффикс, окончание. Однако большинство выделяют только две части. Это связано с тем, что они не видят суффикс – ёр, который используется в иноязычных формах. Если привести в пример другие заимствования: жонглёр, суфлёр, массажёр, то можно обнаружить в них данную морфему. Она и определяет принадлежность лица к определённому роду деятельности.

Данная лексема служит основой для образования слов других частей речи. Прилагательное формируется при присоединении суффикса -ск, глагол — — ирова.

Как существительное это слово имеет ряд грамматических признаков этой части речи. Оно относится к мужскому роду, второму склонению. В речи изменяется по падежам и числам. Во множественном – имеет окончания -ы (-ов). Этот факт также подчёркивает его иностранное происхождение.

Объяснение правописания

Больше всего трудностей вызывает орфография слова. Ошибки могут возникнуть в употреблении всех гласных букв. Первая и вторая находятся в слабой позиции. Проверить их нельзя, так как для этого нет подходящих слов. То есть они подчиняются правилу о написании непроверяемых гласных корня. Лексемы, которые не подлежат проверке традиционным способом, следует искать в орфографическом словаре.

Вторая проблема – написание буквы ё в суффиксе. По правилам русского языка об «о-е после шипящих» на её месте следует писать о. Однако данная норма не распространяется на слова иностранного происхождения. Для этого существует оговорка о безусловном написании суффикса ёр в заимствованиях.

Как правильно пишется дирижер

Если возникает вопрос, как правильно пишется слово дирижёр, следует обратиться к справочнику. В нём собраны лексемы, вызывающие трудности графического оформления и употребления в речи.

Примеры предложений

  1. Оркестром управлял выдающийся дирижёр.

  2. На концерте мы встретились с известным дирижёром.

  3. Дирижёр взмахнул палочкой, и оркестр заиграл вальс.

Слово «дирижёр» правильно пишется на два «и». Писать его «дирежёр» или «дережёр» неправильно, это грубейшие орфографические ошибки, так как получаются бессмысленные буквосочетания. Ну разве что последнее, не в меру выпивши, можно истолковать как «деревянная жёрдочка», или тот, кто её дерёт, что бы сие ни означало. Но шутки в сторону, имя существительное «дирижёр» – слово, гораздо более интересное в другом отношении.

Происхождение

Да будет вам, дорогие читатели, ведомо, что «дирижёр» – слово русское, хотя и образованное на иноязычной основе. Происходит от корня французского dirigeable (значит «управляемый», читается «дирижабль», да, да!) с галло-романским суффиксом «-eur» (читается «-ёр»; dirig + eur = dirigeur), точно соответствующим английским «-or» и «-er», и означающим в общем профессиональную направленность человека или вещи, устройства. То есть, «dirigeur» это управитель, кто-то кем-то управляющий или кого-то куда-то направляющий.

С началом управляемого воздухоплавания «дирижабль», как известно, мгновенно стало словом международным, и даже немецкий «цеппелин» его полностью не вытеснил. Но! Что касается музыки и вообще процессов управления, то «дирижёров» в европейских языках нет, разве что имеется нечто похожее:

  1. Английский: The conductor. Ну не различают англосаксы электропровод или работника, раздающего постельные принадлежности пассажирам поезда либо отрывающего билетики в автобусе, от вдохновенного маэстро за пультом! Беспредельно демократично, спору нет, но разумно ли – вопрос вне темы данной статьи. Да и не к ним, а к древним римлянам: корень conduct латинского происхождения, означает «со-проводящий», «сопровождающий». Сравните: aqueduct – водопровод, «водопроводящий».
  2. Впрочем, галлы в этом отношении не отстают от соседей-островитян: Le conducteur (в общем смысле, см. далее; читается «лэ кондютёр»); Le chef d’orchestre (оркестра; читается «лэ шеф д’оршестр»).
  3. Немцы подошли к делу рациональнее: Der Dirigent (общий); Der Kapellmeister (оркестровый дирижёр, капельмейстер); Der Chormeister (дирижёр хора, хормейстер).
  4. Испанский: conductor или el director de banda. (banda – ансамбль, оркестр).
  5. Итальянский: conduttore.

В остальных европейских языках «дирижёры по-русски» также не наличествуют, даже если перебрать их все до единого вплоть да баскского и наречия лужицких сербов. Так что нечего тут мудрить, тем более, что произношение двух наших «и» в этом слове практически неотличимо от оригинального.

Значение

Существительное «дирижёр» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении:

  1. Прямое изначальное – художественный руководитель оркестра или хора, в ходе управления его выступлением осуществляющий свою трактовку, аранжировку исполняемого произведения, звучанием выражающий дирижёрское видение данного опуса: «Эннио Морриконе прославился в качестве автора музыки к кинофильмам, но в музыкальной среде он известен как не менее выдающийся дирижёр». Частичные синонимы «капельмейстер» (дирижёр оркестра); «хормейстер» (хоровой дирижёр).
  2. Также прямое – распорядитель бала, балета, учитель танцев, в данный момент ведущий урок в танцевальной школе, студии (курсивом выделены синонимы). Синонимы «танцмейстер» (общий), «балетмейстер» (может быть ведущим артистом балетной труппы и выступать на сцене; не путать с режиссёром!); частичный «водитель» (просторечный: «водитель хоровода», и др.).
  3. Тоже прямое, устаревшее, в бумажном делопроизводстве – надзиратель, надсмотрщик, контролёр за правильностью документооборота: «”Святой” и “великомученик” Николай Второй и дирижёром-то в своём государстве не был, им самим со всеми присными заправляла “гессенская муха” императрица Александра вкупе с “мадам” дворцового борделя Анной Вырубовой, а затем и с общим их, и не только их, “котом” Гришкой Распутиным».
  4. Переносное – неформальный единовластный руководитель, организатор, наставник, непререкаемый авторитет, идеолог, гуру: «Распад The Beatles был предрешён в момент замены Тони Шеридана Полом Маккартни, поскольку группа теперь оказалась фактически под руководством двух дирижёров – его и Джона Леннона»; «Даже и почивший в бозе Сальвадор Дали – и поныне несомненный дирижёр всего разнобоя и какофонии современного сюрреализма в живописи»; «Судя по первым публичным заявлениям и, главное, по действиям новой администрации США, Google Corp. придётся распрощаться с ролью дирижёра всемирного информационного ансамбля». Частичные синонимы «водитель», «заводила» (просторечные), «кукловод», «манипулятор», «пахан» (криминальный и сленговый), «распорядитель», «фронтмен» (преим. в рок-музыке).
  5. На техническом и управленческом жаргоне – то же самое, что главный или старший диспетчер, лицо, следящее за обращением обрабатываемых материалов (грузов, пассажиров, сырья, транспортных средств, готовых изделий, товаров) и распределением ресурсов системы для их обработки: «Капитан порта не дирижёр, он что-то вроде старшины роты, его дело следить за порядком, а непосредственно диспетчеризацией управляет начальник порта или же всего транспортного узла».
  6. В компьютерном сленге – часть аппаратных или программных средств, выделенная для распределения вычислительных ресурсов сообразно решаемым задачам: «Висишь? Жми Control + Alt + Del, вылетит задачное окно, посмотри, какой процесс дохлый, и вели дирижёру задавить его». Синонимы «супервайзер» (supervisor, общий, но преимущественно к управляющим аппаратным узлам мультипроцессорных систем и многоядерных процессоров), «диспетчер задач» (task manager, соответствующий модуль системного ПО).

Грамматика

Слово «дирижёр» – одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из корня «дириж-» и суффикса «-ёр». Ударение, естественно, всегда падает на «ё». Разделение переносами ди-ри-жёр; в рукописях при нехватке места в строке допустимо дир-иж-ёр. Падежные формы:

  • Именительный: дирижёр (ед. ч.); дирижёры (мн. ч.).
  • Родительный: дирижёра (ед. ч.); дирижёров (мн. ч.).
  • Дательный: дирижёру (ед. ч.); дирижёрам (мн. ч.).
  • Винительный: дирижёра (ед. ч.); дирижёров (мн. ч.).
  • Творительный: дирижёром (ед. ч.); дирижёрами (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> дирижёре (ед. ч.); <в, на, о, при> дирижёрах (мн. ч.).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Как правильно: дирижёр, дирижор, дережёр?

Значение слова:

Лицо управляющее оркестром, хором

Описание:

Существительное мужского рода, 2-го склонения в форме именительного падежа единственного числа. Отвечает на вопрос «КТО?». В предложении выступает в роли подлежащего. Склоняется по падежам.
Морфемный разбор слова: «ДИРИЖ» — корень; «ËР» — суффикс; нулевое окончание. Ударение падает на последний слог, на «Ë»: ди-ри-жёр.

Синонимы к слову:

  • руководитель
  • хормейстер
  • капельмейстер
  • регент

Разбор ошибок и правописания

Мы разобрали, как правильно пишется рассматриваемое слово «дирижёр», а теперь рассмотрим распространенные ошибки при его написании.

Объяснение:

Ошибочный вариант написания слова «ДИРИЖËР». Данная лексема образована от слова «ДИРИЖИРОВАТЬ», которое заимствовано из французского языка diriger (управлять). Существительное образовано от глагола с помощью суффикса «ËР». В соответствии с правилами русской орфографии после шипящих в суффиксе «ËР» существительных пишется гласная буква «Ë».

Правило: Гласные О и Ë после шипящих в суффиксах и окончаниях

В суффиксах или окончаниях под ударением после шипящих произносится и пишется О: ежом, чужой, собачонка, алычовый, смешон, горячо.

НО в суффиксах или окончаниях под ударением после шипящих произносится о, но пишется Ë:

  • в глаголах и словах образованных от глаголов: обречёшь, раскорчёвывать, ретушёвка (от ретушировать), крещённый (от крестить)
  • в иноязычном суффиксе существительных -ёр: тренажёр, вояжёр;
  • в местоимении что в форме предложного падежа: о чём, на чём; и в образованных от них словах: причём, нипочём.


Объяснение:

Ошибочный вариант написания. Это словарное слово. Поэтому необходимо запомнить написание двух «И» в корне. Также правописание можно проверить по орфографическому словарю.


Примеры предложений с «дирижёр»

  • Когда она была маленькая, то думала, что дирижёр просто размахивает палочкой в такт музыке, и не могла понять, почему все ему хлопают и дарят цветы.
  • Он махал руками, как дирижёр, а люди в зале, глядя на него, то начинали говорить, то замолкали, то устраивали видимость спора.
  • На меня в детстве произвело неизгладимое впечатление, когда дирижёр хора поднял руки высоко над собой, и хор взревел, а потом регент уронил руки, и зал накрыла полная тишина.
  • На сцену вышел дирижёр и весь зал встал и зааплодировал.
  • В оркестре появился новый дирижёр

  • Директор часто подписывает документы несмотря в них как пишется предлог
  • Директор часто подписывает документы несмотря в них как пишется правильно
  • Директор как во множественном числе пишется слово правильно писать
  • Директ как пишется на англ
  • Директ или дерект в инстаграм как пишется правильно