Для чего бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов чистый понедельник

Цели урока: активизировать
самостоятельность исследовательской
деятельности студентов; показать: а) особенность
понимания Буниным любви; б) противоречивость
характера героини; в) «филологию Бунина»;
развивать навыки творческого чтения,
углубляющего понимание и переживание событий
рассказа; прививать любовь к художественному
слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы
находим в тексте для изображения Москвы? Для чего
Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты,
манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в
тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ
о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье
и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность
написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г.,
но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в
годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более
чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь
желанием реставрировать будущее, обращаясь к
прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник
«Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37
рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть,
тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и
Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза»,
«Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…»
(«Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр
бунинской прозы. Объединение в рассказе двух
основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и
смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви
героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн
возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А.
Бунина. Загадочный, противоречивый характер
героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению
Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то
«Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению
писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к
теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа
необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости,
литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день
    великого поста, наступающего после разгульной
    Масленицы.
  • Масленица — Масленая неделя, неделя,
    предшествующая Великому посту. Символика обряда
    связана с древнеславянскими традициями проводов
    зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования
    Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)
  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в
    течение, которого верующие, христиане,
    воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют
    в увеселениях, не вступают в брак. Пост
    установлен в воспоминание 40-дневного поста
    Христа в пустыне. Великая четыредесятница
    начинается с понедельника, в просторечии
    называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции —
своеобразная граница, рубеж между жизнью —
суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от
скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от
светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей
литературно-художественной жизни России начала
века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в
рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»?
(Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня
отвечает: «До того высокопарно, что совестно
читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил
только о постороннем, — о новой постановке
Художественного театра, о новом рассказе
Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский
символист Артур Шницлер. Австрийский
драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер
Казимеж. Польский лирик, автор утончённых
эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский
прозаик — это модные авторы европейского
декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием
имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не
использует внутренние монологи, не объясняет
словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и
героя, он использует литературные имена (скажи
мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит
возлюбленной модные сочинения европейского
декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова,
который не интересен ей. У неё же в номере
гостиницы «зачем-то висит портрет босого
Толстого», а как-то она ни с того ни с сего
вспоминает Платона Каратаева… В
аристократически утончённой и загадочной, в ней
неожиданно проступают черты Катюши Масловой,
жертвенной и чистой воскрешающей души из
последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н.
Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же
отличен от внутреннего мира рассказчика,
насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру
разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен
Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной
эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в
тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение
Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи
соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё
же, что касается древности, церквей, кладбищ, —
внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых
местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель,
Иверская часовня, Храм Христа Спасителя)
свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
«Православие теперь, когда оно так
преследовалось на родине, осознавалось Буниным
как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев «И.
Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации
«земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать
обобщенный смысл. Номинация героев не столь
важна, Бунин исследует культуру России, быт
людей, их развлечения, все то, что занимало их
души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик
и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной
жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти
два мира: посещает рестораны, капустники,
концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?
  

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан
обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр,
либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они
погружены в реальную полубогемную жизнь. Но
постепенно рядом с этой привычной и сладкой
жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив
почему-то южной горячей красотой, даже
неприлично красив. И характер у него южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой
является и повествователем, который
рассказывает историю своей любви к Ней. Его все
устраивает в отношениях. Он не задумывается, к
чему приведут эти отношения, можно сказать, что у
него есть некая поверхностная оценка событий, он
беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте
героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут
главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он
— счастливый, влюбленный.  «Она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и
наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —
 влюбленность, которая дает ему
исключительную остроту чувственного восприятия,
через призму которого представлен портрет
героини, ее внешность. Обратимся к портретной
характеристике героини. Найдите повторяющиеся
детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини
подчеркивается восточная красота «смуглое
янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови,
черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный»,
«янтарный». В самом портрете некая
таинственность, противоречивость, восточная
красота.  Почему восточная красота?
(Подчеркнуть ее необычность, непохожесть,
отличие от других нездешней прелестью) («А у неё
красота была, какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными
родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова
«загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный
прием: спустя годы в сознании героя облик любимой
женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями
искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия.
С одной стороны,  «похоже было на то, что ей
ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни
театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы
были у нее любимые и нелюбимые: книги читала
всякие, любила поесть и тут же говорила о том,
зачем вообще люди едят». Казалось, что ей
нравится роскошная жизнь: походы в рестораны,
театры, концерты. Она любила хорошую одежду,
бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то
училась на курсах, интересовалась историей,
посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д.
Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной,
то он путается, то «здесь и сейчас», то «по
памяти». Смена этих ракурсов происходит столь
незаметно, что можно говорить о наложении
перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью
филологического анализа, тем более что, по
меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к
бунинской философии лежит через бунинскую
филологию».

Какие художественные средства использует
Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры,
оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От
греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая
фигура, парадоксально звучащая антитеза,
представленная в виде контрастных слов: «толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы
увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично
красив, красота и ужас на кладбище). С помощью
этого приёма автор показывает противоречивость
героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся
эпитеты, характеризующие «тайну красоты»
героини. (Загадочная, непонятная, восточная
красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина:
синестетическое описание: глаза её были ласковы
и тихи.

В литературоведении используется сравнение
бунинской манеры компоновать детали внешнего
мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность
единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк
различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной
спальне. А в финале рядом окажется три раза
повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или
сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в
темноту… Что она могла в темноте видеть,
как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это
вспышка света. Так и в этом рассказе. Как
Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и
героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и
исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую
филологию», мы пришли к пониманию «бунинской
философии» любви как о «неком высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю
жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «неком высшем напряжённом
моменте бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана
любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого
мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о
ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к
России. Соединяя воедино музыкальное,
живописное, поэтическое, древнее и новое, автор
пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» —
портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая
поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу
объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно
свидетельство непревзойдённого мастерства
писателя — «лучшего стилиста современности»
(М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского
восприятия одного из рассказов Бунина
(«Холодная осень», «Солнечный удар»,
«Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе.
И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в
системе творчества Бунина эмигрантского
периода. Л., 1985. С. 340.

3. Косивцова Л.И., Л.А. Тропкина Литература 9 — 11
классы.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица
России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

5. Медведева В. «Всякая любовь — великое
счастье». Разговор с 11-классни-ками о книге
Бунина «Темные аллеи». Литература в школе. М., 1997.
№ 3. С. 13.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ
рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».
Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.
Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»).
Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

ТЕМА: Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Класс: 11 класс

Форма проведения: урок-размышление

Раздел программы. Творчество И.А.Бунина. Рассказы о любви (11 класс).

Тема занятия. Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Дидактическая цель – создать условия для осознания, осмысления, систематизации и обобщения по теме средствами метода творческого чтения и комплекса педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Текст рассказа

Цели и задачи занятия:

Цели

Задачи

1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, раскрытия темы России, художественной манеры писателя

1. Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни).

2. Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

3. Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств (метафор, эпитетов, оксюморонов и др.) и литературных приёмов.

2. Активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.

1.Закрепить навыки анализа текста:

— определение темы;

— формулирование главной мысли;

— определение художественных средств и их роли в тексте;

— сопоставление (определение предмета сопоставления, сходств и различий и т.д.)

— обобщение, формулирование выводов;

— выявление причинно-следственных связей.

2. Продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка обучающихся в процессе анализа текста.

3. Включить в процесс урока задания на развитие воображения и фантазии.

Методы обучения: метод творческого чтения, проблемный, метод проектов.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Опережающее домашнее задание к уроку.

  1. Пользуясь энциклопедическим словарём, рассказать о литераторах, чьи имена упоминаются в рассказе.

  2. Рассказать о религиозных праздниках, которые указаны в рассказе

  3. Повторить средства художественной выразительности

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент

  2. Подготовка учащихся к восприятию материала

  3. Целеполагание

  4. Актуализация знаний

  5. Первичное усвоение знаний

  6. Осознание и осмысление материала

  7. Закрепление учебного материала

  8. Обобщение и систематизация материала

  9. Рефлексия

  10. Домашнее задание

Ход урока

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.

Вл. Ходасевич

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка учащихся к восприятию материала.

Слово учителя (на фоне колокольного звона)

СЛАЙД 3

Между временем и вечностью,

Как над брызнувшей водой,

К нам заброшен бесконечностью

Мост воздушно – золотой, —

Разноцветностью играющий,

Видный только для того,

Кто душою ожидающей

Любит Бога своего,

Кто, забыв своё порочное,

Победил громаду зол

И, как радуга непрочная,

Воссиял и превзошел

К. Бальмонт.

Ради чего человек приходит в мир? Что важнее: материальное или духовное? Каждый из нас рано или поздно задумывается над этими вопросами, дает свой ответ на них.

Сегодня я приглашаю вас поразмышлять об этом вместе с И.Буниным на необычном уроке, уроке – размышлении по рассказу «Чистый понедельник».

СЛАЙД 4

Этот рассказ И.А.Бунина входит в сборник «Темные аллеи», который создавался писателем в «окаянные годы» эмиграции. Сам писатель называл этот сборник своей лучшей книгой, а лучшим рассказом – рассказ «Чистый понедельник».

Дома вы познакомились с рассказом, сложилось свое мнение. На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный).

Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.

  • Как понимаете выражение «духовные искания»?

  • Поиск человеком ответов на нравственные вопросы, своего предназначения в жизни

  • С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?

  • С главной героиней

  • Сюжетная линия рассказа – история несчастной любви, а в чем глубинный смысл рассказа? Выскажите свое мнение одним словом: о чем этот рассказ? (варианты учащихся фиксируются на доске) Например: Любовь Разлука Трагедия

Учитель добавляет слово «обретение». Класс дает толкование слова через подбор синонимов.

СЛАЙДЫ 5, 6, 7

  1. Определение целей и задач урока, постановка проблемы

Постановка проблемного вопроса: какое из понятий, отраженных на доске, является ключевым в рассказе? (добавляем к словам вопросительный знак).

Цель урока самостоятельно формулируют учащиеся, исходя из проблемного вопроса урока и темы урока (проанализировать духовные искания героев, выявить авторскую позицию, ответив на проблемный вопрос).

  1. Актуализация знаний

Анализ рассказа.

СЛАЙД 8

  • Кто является главным героем рассказа?

  • ОНА

  • Проанализируйте портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа?

  • У нее красота была какая-то индийская, персидская

  • Почему восточная красота?

  • Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью

  • Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини?

  • Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица

  • Как характеризует рассказчик свою возлюбленную?

  • В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

  • Усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек

  • Проанализировать описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини?

СЛАЙД 9

  • Соединение восточных и западных мотивов, портрет босого Толстого

  • Почему в комнате находится именно этот портрет?

  • Портрет писателя в поздний период жизни, когда он отказывается от всех проявлений материального мира, духовные искания характеризуют этот период жизни писателя

  • Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?

(Учащиеся слушают фрагмент из «Лунной сонаты» Бетховена»)

  • Почему именно это произведение взято Буниным? Какие грани характера героини открывает музыка?

  • Что является доминантным в характере героини?

  • ОНА – загадочность, непохожесть

  • Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье?

  • «Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»

Сопоставительная характеристика героев

Работа с текстом. Учитель называет предмет сопоставления, ученики приводят примеры

СЛАЙДЫ 10, 11, 12

Предмет сопоставления

Герой

Героиня

Портрет

Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…»Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то «… и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке»

А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот …

«Корни»

Я… родом из Пензенской губернии

Она из Твери, а её бабушка из Астрахани

Литературные имена

Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги – Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского

— Вы дочитали «Огненного ангела»?

(роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?

Л. Андреев, А. Белый

… на диване, над которым зачем-то висел портрет босого Толстого

Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.

Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.

Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…

Она задержалась у могил Чехова и Эртеля

Музыкальные предпочтения

А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?

Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении «полечки Транблан», когда партнер выкрикивает «козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким лбом под дегтярной челкой»

— Не в меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», — только одно начало

Она может заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их

  • Пользуясь таблицей, дайте характеристику героям

  • Он — реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.

  • Её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

  • Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

  1. Первичное усвоение знаний

В рассказе упоминаются исторические места Москвы, которые посещают главные герои. Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?

Отправимся вслед за героями в Москву.

  • Куда герой возил свою возлюбленную?

Каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»…

СЛАЙДЫ 13, 14, 15, 16

  • Это «Современная Москва»

  • Какие исторические места с удовольствием посещала героиня?

Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.

СЛАЙДЫ 17, 18, 19

  • Это «Древняя святая Москва»

  • Итак, мы проследили маршруты каждого из героев. О каких чертах характера главной героини свидетельствует выбор маршрута путешествия?

  • В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини, свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.

  • «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»). В какой из этих сфер она «настоящая»?

  • Героине уютнее в «Древней Москве», но она посещает и «Современную Москву», пытается сделать выбор между земным и духовным

  • Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя

  • Это символ Родины.

  • Как вы понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»

  • В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Комментарии СЛАЙДЫ 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26

А. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов. «Огненный ангел» — исторический роман В.Я. Брюсова

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем», – о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…

Модные авторы европейского декаданса

Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист.

Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист.

Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов.

Ст.Пшибышевский. Немецко-польский прозаик

  • Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

  • Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

  • О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе? СЛАЙДЫ 27, 28, 29

  • Чистый понедельник – первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

  • Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Последний день масленичной недели – воскресенье – называется Прощеным воскресеньем. В это день «православные благочестивые люди ходят по монастырям, посещают соборы, кланяются святым мощам, святыням. В монастырях, в церквях совершается обряд прощения».

  • В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга за все совершенные и несовершенные, только помысленные грехи.

  • Великий пост (7 недель перед Пасхой) – это время строгости, святости, воздержания, он начинается с Чистого понедельника, который является днем перехода к новой жизни, очищения от греховного, суетного, в это время верующие воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне

  1. Осознание и осмысление материала

  • Почему мы не узнаем имена героев при большом количестве имен собственных в рассказе?

  • Имена собственные помогают автору воссоздать конкретную эпоху, показать дух противоречий того времени, создать историко-философский фон для вечной истории любви и расставания… Герои – воплощение вечных устремлений человека к счастью в любви и трагического неосуществления этой мечты

  • Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.

  • Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»? Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье?

  • «Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»

  • В чем смысл названия рассказа?

  • Чистый понедельникочищение, порог в жизни, начало. В Чистый понедельник человек причащается к тайне веры.

СЛАЙД 30

В.И.Даль в «Словаре живого великорусского языка» дает следующие толкования слова «причащение»:

  1. Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа, через это соединяется с Христом, делается причастным вечной жизни.

  2. Участие, сродство, связь, прикосновение.

  • Какое значение ближе смыслу рассказа? Докажите свою точку зрения.

  • Какой день она выбирает для ухода в монастырь?

  • Чистый понедельник

  • Символично ли название рассказа?

  • Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

  • Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.

  1. Закрепление учебного материала

В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина – стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию»

  • Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?

  • Эпитеты, метафоры, оксюмороны.

  • Давайте вспомним, что такое оксюморон?

  • От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)».

  • Найдите оксюмороны в тексте?

  • Неприлично красив, красота и ужас на кладбище. С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

  • Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики, запаха и света. Найдите подтверждение в тексте.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет В начале рассказа – полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света.

Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

  • Как вам кажется, для чего автор вводит эпизод встречи, узнавания героев в 14-ом году?

  • Россия на пороге страшных испытаний…Первая мировая, революции, гражданская война. Сталинский режим, надругательство над историей и прошлым…

  • Может быть, это очищение через страдания. Испытания во имя спасения? Великий пост как время покаяния и испытания веры на прочность сменяется великим праздником. Может, в этом автор и усматривал путь России?..

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

  1. Обобщение и систематизация материала

СЛАЙД 31

Тезисы – выводы:

  • Героиня не находит гармонии и красоты ни в современном ей искусстве, ни в обществе;

  • В рассказе делается противопоставление модерна и древнерусского искусства, мирской и православной церковной культуры;

  • Уход героини в монастырь – поиск красоты и обретение смысла жизни;

  • У героини чувство родины сильнее развито, чем чувство любви.

СЛАЙД 32

Выводы:

  • «Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

  • «Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

  • Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, — автор пишет своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

  • «Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя – «лучшего стилиста современности» (Горький).

  1. Рефлексия

  • Вернёмся к записям на доске. Какое из данных слов, на ваш взгляд, отражает смысл рассказа?

Любовь

Разлука

Трагедия

Обретение

  • Можно ли говорить об обретении в рассказе, ведь герои расстаются?

  • Что обретает героиня?

  • Духовное успокоение (эпизод в церкви)

СЛАЙД 33

ОНА

Начало рассказа

Конец рассказа

ЗАГАДОЧНОСТЬ

НЕПОХОЖЕСТЬ

РАЗДВОЕННОСТЬ

ДУХОВНОЕ УСПОКОЕНИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

СОСТРАДАНИЕ

  • Как вы думаете, обретение состоялось только для главной героини?

  • Что изменяется для главного героя?

СЛАЙД 34

Вывод:

В рассказе есть и любовь, и разлука, но главным является обретение человеком своего места на земле, осознание своего предназначения.

  • Я прошу вас вернуться к той работе, с которой начали урок. На листах, где было зафиксировано первоначальное впечатление от рассказа, запишите ваши чувства, мысли, ощущения после анализа рассказа.

  1. Домашнее задание (по выбору):

СЛАЙД 35

Задание №1 – Ответить письменно на вопросы: Как изменилось понимание рассказа после анализа? О чём заставил задуматься этот урок? (для всех учеников)

Задание №2 – сообщение (+ презентация) о жизни и творчестве А.И.Куприна (индивидуальное)

Методическая литература:

  1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. М.: ВАКО, 2004.

  2. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005

  3. Медведева В. «Всякая любовь — великое счастье». Разговор с 11-классниками о книге Бунина «Темные аллеи» //Литература в школе. — М., 1997. — № 3. — С. 13.

  4. Николина М.А. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. — М., 1996. — № 3. — С. 79.

  5. Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бу­нина эмигрантского периода. — Л., 1985. — С. 340.

Интернет-ресурсы:

  1. http://rudocs.exdat.comdocs/index-516313.html

  2. www.zavuch.info

  3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-11836.html

Краткое описание:

Урок-размышление по рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник» проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения рассказа учащиеся считают рассказ «странным, непонятным». Задача учителя – анализируя рассказ, раскрыть идейное своеобразие. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать урок наглядным, интересным, содержательным. Ученики занимают в уроке активную позицию. Они самостоятельно проводят мини-исследования по характеристикам героев рассказа, оформляют свои наблюдения в форме таблицы, выстраивают ассоциативные цепочки, выступают на уроке с сообщениями. И в результате приходят к пониманию глубокого смысла рассказа.

11

Если «тёмные аллеи» – лучшая книга, по мнению Бунина, то «Чистый понедельник» – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.
Рассказ о любви и о России.Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.
Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.
Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?
Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.
В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь».
Отправимся вслед за героями в Москву. Экскурсия по Москве от имени героев.
Каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»…
Экскурсия от имени героини «Древняя святая Москва»
Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.
Очень важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя
В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини. свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

художественные средства использует Бунин в этом рассказе — Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т. д.)
Давайте вспомним, что такое оксюморон? От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)».
оксюмороны в тексте: Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратим внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…).
Вот ещё один приём, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.
В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики.
Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа – полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

Слайд 1И.А.Бунин
«Чистый понедельник»

И.А.Бунин«Чистый понедельник»


Слайд 2Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник«

И. Бунин

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать


Слайд 3История создания
Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но

переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад.
Это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому.
«Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

История создания  Рассказ


Слайд 4«Тёмные аллеи»
Сборник состоит из 3 частей (37

рассказов).

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями.
2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).
3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).
4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и другие).
5) Любовь в конце жизни («В Париже»).
6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся»).
7) «Холодная осень» : объединение в рассказе двух основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и смерти.
8) «Натали» — телесное и духовное в любви героев. 9)Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн возвышенному, лучезарному чувству.
10) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А. Бунина. Загадочный, противоречивый характер героини.

«Тёмные аллеи»    Сборник состоит из 3 частей (37 рассказов).Мотивы любви в произведениях Бунина:1) Рассказ


Слайд 5Заглянем в словарь
Чистый понедельник —  первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.
Масленица —

Масленая неделя; неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.
Великий пост  — 7 недель перед Пасхой, в течение которых верующие христиане живут в телесном и духовном воздержании. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Заглянем в словарьЧистый понедельник -  первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.Масленица - Масленая неделя; неделя, предшествующая Великому посту.


Слайд 6Символично ли
название рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная

граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.
Чистый понедельник — и переход, и начало: от светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Символично ли  название рассказа? Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью


Слайд 7Для чего Бунин насыщает рассказ
обилием имён литераторов?

«Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты»
Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей.
У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Для чего Бунин насыщает рассказ  обилием имён литераторов?     «Скажи мне, что ты читаешь,


Слайд 8Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль

и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение


Слайд 9В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё

же, что касается древности, церквей, кладбищ, — внутренний мир героини.
А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.

«Православие … осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути»
(Мальцев «И. Бунин»).

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ,


Слайд 10″И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…

Б. Пастернак

Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?


Слайд 11В чем проявилось мастерство писателя?
Какие художественные средства использует Бунин в этом

рассказе?
Найдите пример оксюморона в тексте и определите его роль.

В чем проявилось мастерство писателя?Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?Найдите пример оксюморона в тексте и


Слайд 12Выводы
«Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «некий

высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.
В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг…

Выводы


 

МОУ

ЛИЦЕЙ № 5

им. Ю. А. Гагарина

Центрального района

г. Волгограда

Урок-практикум

в 11 классе

Учитель литературы

Тропкина Лариса

Александровна

2012

«Благодарю Бога, что он позволил написать мне «Чистый понедельник»

(Иван Бунин)

Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.                                        Вл. Ходасевич

Урок – практикум

Предварительное задание.

Задание для всего класса.

1. О чём рассказ? Определите тему произведения. Проведите социологический опрос: «О чём рассказ «Чистый понедельник» (опростите не менее 5 человек).

2. Каковы временные рамки повествования (доказательства в тексте)? Есть ли указания на дату повествования?

3. Выписать предложения, где встречаются слова «темнота», «свет» и синонимичные им.

4. Выписать встречающиеся литературные имена, какова их роль в тексте?

5. Выписать эпитеты, метафоры. Какова их роль?

6. Найти в тексте портреты героев.

7. Дайте сравнительную характеристику героям.

8. Какие религиозные праздники описаны в рассказе?

9. Составьте меню героев (пристрастия в еде героев)

10 Мальчикам: составить программу экскурсии с Москвой от имени героя.

11. Девочкам: составить программу экскурсии с Москвой от имени героини.

12. Символично ли название рассказа?

Индивидуальное задание.

Подготовить рассказ о Прощёном воскресенье, Чистом понедельнике.

Психологический тест, проведенный на предыдущем уроке.

Ученикам предлагается представить себе, что они покупают дом или квартиру. А затем учитель просит выбрать место, где будет дом или квартира. И вид из трёх окон. Что бы хотелось видеть в окна?

Тест обрабатывает психолог. На уроке результаты теста используются на этапе рассмотрения вопроса «Почему героиня выбрала квартиру напротив Храм Христа Спасителя и Вид на Москву

Оборудование урока.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Текст рассказа

Цели

Задачи

1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, раскрытия темы России, художественной манеры писателя

1. Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни).

2. Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

3. Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств (метафор, эпитетов, оксюморонов и др.) и литературных приёмов.  

2. Активизация исследовательской деятельности обучающихся,  развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.

1.Закрепить  навыки анализа текста:

— определение темы;

— формулирование главной мысли;

— определение художественных средств и  их роли в тексте;

— сопоставление (определение предмета сопоставления, сходств и различий и т.д.)

— обобщение, формулирование выводов;

— выявление причинно-следственных связей.

2. Продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка обучающихся в процессе анализа текста.

3. Включить в процесс урока задания на развитие воображения и фантазии.

3. Создание условий для формирования чувства гордости и ответственности за Родину, культуры взаимоотношений между людьми, культуры речи.

1. Сопоставить свои чувства к России с чувствами Бунина.

2. Сформулировать правила общения между мужчиной и женщиной.

3. Сделать выводы о языке художественной литературы как источнике эстетического наслаждения и способа совершенствовать свою речь.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.
  2. Беседа об этапах творчества И. Бунина, определение места рассказа в творчестве писателя (закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках) 
  3. Определение целей и задач урока, постановка проблемы. 
  4. Анализ рассказа «Чистый понедельник»
  5. Подведение итогов урока: выводы, рефлексия.

Ход урока.

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.

II. Беседа о послеоктябрьском творчестве  И.А. Бунина. Определение места рассказа в творчестве писателя. 

  1. Как принял И. А. Бунин революцию?
  2. Отношение к России И.А. Бунина.
  3. Темы и мотивы «окаянного» периода
  4. «Нобелевский» период творчества.

Материал для беседы.

Ужасное настоящее превращается в томительно влекущее прошлое («Что пройдёт, то будет мило»).

Важнейшим этапом на пути этого превращения стали для Бунина «Окаянные дни». Художественно-публицистическая цель «Окаянных дней»: схлестнуть, столкнуть благолепную форму «прежнего» и бесформенность «нынешнего», противопоставить одно другому. Поскольку Бунин воспринимал красоту мира как личное достояние, постольку и революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Отсюда – оскорблённая интонация. Отсюда – аристократически – презрительный взгляд на бунтующее «быдло»… (к этому произведению мы обратимся в связи с изучением «Несвоевременных мыслей» М. Горького).

В 1921 году выходит сборник «Господин из Сан-Франциско». Рассказ, давший название книге, — о бессмысленности «материального» человеческого существования, о жизни человека как неуклонного пути в смерть. Новым же символом красоты становится для него пустынная колючка – роза Иерихона (одноимённый рассказ 1920-х г.г), ибо «он, этот волчец», чудесен: «унесенный странником за тысячи вёрст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мёртвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире места смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то!»

Но слишком настойчиво звучит это восклицание: «нет в мире смерти», чтобы не почувствовать в нём глубочайшего сомнения, от которого писатель словно пытается заговорить себя, как от наваждения. На самом деле тема смертности красоты приобретает для него всё большее значение (роман «Жизнь Арсеньева»)

О смерти автор рассуждает постоянно. Недаром Бунин в эти год так внимательно читает французского писателя – экзистенциалиста Франсуа Мориака; следы этого чтения заметны и в книге о Толстом (1937), где духовные и творческие метания яснополянского старца объяснены одним: стремлением одолеть, победить смерть.

Кроме «окаянного периода» был и «нобелевский».

9 ноября 1933 г. последний из русских классиков дореволюционной школы, автор романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистичный талант, с которым воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

«Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать  главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово.  А затем как бы зайти на прощание в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет.

Свет и был погашен…»

А.Н. Архангельский.

В эмигрантском периоде бунинского творчества  действительно уже нет света. Так, например, среди многих прочих название вершинной книги Бунина имеет такой смысл: «Тёмные аллеи» – без света!

Во внезапно затемнённом здании предметы меняют облик, контуры их расплываются, мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые очертания.

Попробуем «вглядеться в очертания» лучшего, по заявлению самого писателя, рассказа «Чистый понедельник», вошедшего в сборник «Тёмные аллеи».

III. Анализ рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).

1. Слово учителя. Если «тёмные аллеи» – лучшая книга, по мнению Бунина, то «Чистый понедельник» – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.

2. Обращение к теме урока.

3. Формулирование целей урока (реализация домашнего задания (п.1).

— О чём рассказ? Что отвечали ваши респонденты?

Ответы учеников (зачитывают ответы респондентов):

«Рассказ о двух людях, которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, респонденты определили тему рассказа – любовь.

— Сформулируйте тему рассказа. Только ли о любви?

Ответ учеников: о любви и о России.

— Как раскрываются эти темы? При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Ответ учеников: выявление особенностей раскрытия Буниным темы любви, России, творческой манеры писателей.

— Можно цель сформулировать словами Вл. Ходасевича (обращение к эпиграфу).

4. Постановка проблемы урока.

«Мы были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами…» Почему же тогда герои не могли быть вместе? В чём их трагедия?

5. Сопоставительная характеристика героев

Работа с текстом. Учитель называет предмет сопоставления, ученики приводят примеры

Предмет сопоставления

Герой

Героиня

Портрет

Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой,
был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…»Черт вас знает, кто вы,
сицилианец какой-то«… и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке.

А у нее красота была
какая-то индийская, персидская
: смугло-янтарное лицо, великолепные и
несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как
черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный
бархатисто-пунцовыми губами рот …

«Корни»

Я… родом из
Пензенской губернии

Она из Твери, а её бабушка из Астрахани

Литературные имена

Я привозил ей коробки
шоколаду,

новые книги –

Гофмансталя,

Шницлера,

Тетмайера,

Пшибышевского

— Вы дочитали

«Огненного ангела»?

(роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?

Л. Андреев, А. Белый

… на диване, над которым

зачем-то висел портрет босого

Толстого

—  Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.

Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.  

Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…

Она задержалась у могил Чехова и Эртеля

Музыкальные предпочтения

А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?

Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении «полечки Транблан», когда партнер  выкрикивает «козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким лбом под дегтярной челкой». 

— Не в меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», —
только одно начало

Она может заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их

Комментарии.

А. Белый.  Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов.  «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В.Я, Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, – о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…

Модные авторы европейского декаданса

Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист.

Артур Шницлер.  Австрийский драматург и прозаик, импрессионист. Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст.Пшибышевский. Немецко-польский прозаик

  1. Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса (см. выше), «высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а  как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В  аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают  черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от  внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же  отличен Чистый понедельник от Масленицы.

— Как вы понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»

В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).

— Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? 

— Отправимся вслед за героями в Москву.

Экскурсия по Москве от имени героев.

Экскурсия от имени героя «Современная Москва». (Приложение 1)

Каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»…

Экскурсия от имени героини «Древняя святая Москва» (Приложение2)

Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.

— Почему так важны были для героини вид  из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя

Обращаемся к психологическому тесту, проведённому накануне.

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини. свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев  «И. Бунин»).

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно- артистической жизни начала века.

— О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы  и встречи весны. (Можно посмотреть фрагмент празднования Масленицы в/ф «Сибирский цирюльник»).

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

  1. Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.

  1. Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
  2. Как описывает автор свою героиню? (Портрет, позы, жесты, манера держаться). Найти в тексте. Как подчёркивается мотив «восточной» красоты? («А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

И прелести её секрет

Разгадке жизни равносилен…

Б. Пастернак.

  1. Как характеризует  рассказчик свою возлюбленную?

В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики  героини используются слова «загадочность», «странность».

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия.

—  В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина – стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию»

  1. Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т. д.)
  2. Давайте вспомним, что такое оксюморон? От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)». 
  3. Найдите  оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.
  4. Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…).
  5. Вот ещё один приём, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

  1.  Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет.  В начале рассказа – полутьма и поцелуи.

            Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр  устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

  1. Выводы.

 «Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

                 В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,

Несрочной радостью сияя,

И дивно повторяется восторг,

Та встреча краткая земная,

Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, — автор пишет своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя – «лучшего стилиста современности» (Горький).

Домашнее задание: самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

  • Для тебя все что угодно как пишется
  • Для справки как пишется в тексте
  • Для справки как пишется в предложении
  • Для сказок щедрина характерна близость к сказке
  • Для сказок характерны художественные формулы