Для чего царь из сказки портной и царь просил сшить одеяло по росту

Портной
и царь

Цель урока: Познакомить учащихся
с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов
речевой деятельности. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение
нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Задачи урока: Формировать умение включаться в процесс
дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о
чём он написал; Заложить основы литературного анализа содержания и языковых
особенностей текста. Развивать способность к осознанию и словесному выражению собственного
отношения к произведению.

Словарная
разминка.

Синонимы:
Медлительный – нерасторопный, неповоротливый, непроворный Антонимы:
Медлительный — торопливый, скорый, стремительный, быстрый.

Синонимы: Умелый –
искусный, грамотный, квалифицированный, виртуозный, опытный    Антонимы: Умелый
– неработоспособный, неловкий.

Армения находится
на перекрёстке путей, соединяющих Европу и Азию. Армения — страна богатая памятниками
культуры и природы. Среди художественных ремёсел развиты вышивка, плетение
кружев, резьба по камню, чеканка и ювелирное искусство. Армения славится своими
коврами.

Армянский народ
создал, перенёс через века и сохранил до наших дней свой фольклор. Богат
армянский фольклор сказаниями, различными поучениями, которые бабушки и дедушки
рассказывали своим внукам, тем самым знакомили с историей своих предков. В
своих поучениях, сказаниях свободолюбивый народ рассказывал о бедных и богатых,
о тяжёлой доле крестьян.

3.Чтение
сказки и её анализ

стр. 42 «Жил
царь…» — «…крепче алмаза.»).

 — Кого созвал
царь?  (портных, ткачей, вышивальщиков).  

 -Что приказал
сделать?  (сшить одеяло точно по царскому росту).  

  -Что царь обещал
взамен?  (руку своей дочери, царевны Рачии Огнеглазой, и полцарства в придачу).

 — Зачем царь придумал
испытание с одеялом?  (хотел получить бесплатных рабов).  

 — О каких
качествах характера царя мы узнали из этой части?  (Алчный, жадный).

 — (стр.42-43
«Ткачи, портные…» — «…не зная отдыха.»)

— Из какого материала
портные шили одеяла?  (слова из текста).

 — Как портные
украшали их?  (слова из текста).

-Что делал царь,
когда ему приносили одеяла?  (слова из текста

-В кого превращал
царь портных?  (Царь превращал портных в рабов).

 -Какие качества
характера проявил царь?  (Жестокий, хитрый).

— (стр.43-44 «Слух
о злодеяниях…» — «…в покои царя.»).

-Кто решил вызволить
портных из рабства?  (старый, бедный, портной).

— Почему портной
решил участвовать в выполнении задания?  (доброе сердце).

-.Из чего он сшил
одеяло?  (Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя).

-Что сделали
царские слуги?  (подняли портного на смех, но ввели в покои царя).

-Какие качества
характера портного раскрываются в этом отрывке? (Милосердие и смелость).

 — (стр.44-46
«Царь взглянул…» — «…на дорогу.»).

-Каким царь увидел
портного? ( Царь взглянул на портного и поморщился, потому что портной был
стар, худ и хром).

-Как царь назвал
портного? (Нищий оборванец).

 -Как царь
примерил одеяло?  (перевернул одеяло поперёк, чтобы ноги торчали наружу).

-Что царь приказал
сделать с портным? (Царь приказал надеть на портного собачий ошейник и посадить
его на цепь посреди двора).

 -Что ответил ему
портной?  (Умный человек смеется после всех)

— Что приказал
царь после удара палкой?  (Царь приказал  казнить портного).

 -Почему он отменил
свой приказ? (вспомнил: Кто обманул сегодня — тому не поверят завтра).

 -От чего
отказался портной и о чем он попросил царя?  (от царства, и от руки царевны
Рачии Огнеглазой). Он попросил выпустить из горных пещер несчастных рабов.
 

-Что пришлось
сделать царю?  (отпустить всех рабов,  пожелать им добра на дорогу).

-Каким вы видите
царя в этом отрывке?  (Царь обманщик, но в то же время он сумел признать свою
ошибку).

Характеристика
персонажей сказки

 1. Какая
внешность?  2. Какая речь   3. Какие поступки он совершил? 4. Какой характер?   5.Как
народ выражает своё отношение к царю?

Царь

-Описывает ли
народ внешность царя?  (Нет, не описывает).

 -Какая речь?  (Грубая
– оскорбляет портного)

 -Какие поступки
он совершил? (Он приказал сшить одеяло. Взял в рабство портных, «не выполнивших
его приказ». Приказал портного посадить на цепь, а затем казнить. Признал свою
ошибку. Отпустил портного и рабов).

 -Какой характер?
(Властный, жестокий).

 -Как народ
выражает свое отношение к царю? (Народ смеется над царем).

-Портной.

-Как описывает
народ внешность портного и почему это важно?  (Портной старый и хромой. Он не
силён физически, но силён умом, добротой, мужеством).

-Какая речь у
портного?  (Вежливая, богатая пословицами).

 -Какие поступки
он совершил? ( Решил вызволить портных из рабства).

-Какой характер? 
(Милосердный, добросердечный, мудрый, решительный).

-Как народ выражает
свое отношение к портному?  (Народ уважает портного).

— А почему он его
уважает?  (Потому что он сумел освободить рабов).

Найдите
поговорку.
Как вы понимаете ее? Как смысл поговорки раскрывается в сказке?
(В живой природе лисица если попадет в капкан, то действительно отгрызает лапу,
чтобы уйти от охотника. .Если такая поговорка относится к человеку, то она
означает, что он вынужден сделать что-то очень неприятное для себя.  В сказке
эта поговорка относится к царю. Он делает страшно неприятную для себя вещь –
отпускает людей, которых сделал своими рабами. Ему это так же больно, как лисе
отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем.

Сравним
армянскую сказку «Портной и царь» и русскую сказку «Мужик и царь
» по плану
на странице 46 вопрос №5.  

1)В сказке «Мужик
и царь» мужик был бедным. У него не было ни дома, ни хозяйства, ни семьи.
Иногда голодал. И в сказке «Портной и царь» портной тоже был бедным, старым,
хромым. В обеих сказках они небогатые, простые люди.

2) Мужик решился
на эту встречу, потому что он хотел поесть и попить за счет царя. А портной
хотел выручить людей, которые попали в рабство к царю. У портного цель
благородная.

3) Во время
встречи с царем мужик проявил умным и хитрым. Портной же проявил себя мудрым и
добрым.

4) Встреча с царем
для мужика завершилась получением сундука с золотом, он стал богатым. А для
портного — освобождением несчастных рабов. И тот, и другой добились своей цели.

5) Люди,
сочинившие сказку «Мужик и царь» уважают мужика, потому что он обхитрил глупого
царя. А народ, сочинивший сказку «Портной и царь», уважает портного, потому что
он сумел освободить рабов.

— Какие еще
пословицы звучат в сказке? (Умный человек смеется после всех. Рус —
Хорошо
смеется тот, кто смеется последним.  Кто обманул сегодня – тому не поверят
завтра)

Чему учит сказка «Портной
и царь»

Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать
свое слово и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и
справедливым.

д/з  план сказки, пересказ,  задать
3 вопроса по сказке.

Указ царя    Портные шьют одеяла   
Новые рабы царя   Старый портной  Ситцевое одеяло     Издевка царя    Удар
палкой   Царское слово нерушимо Свобода рабам

Обновлено: 08.01.2023

План для пересказа армянской народной сказки «Портной и царь» у меня получился следующим:

  1. Злой царь.
  2. Указ жестокого царя.
  3. Одеяла по заказу царя.
  4. Не получается ни у кого сшить одеяло по росту царя.
  5. Старый портной шьет одеяло для царя.
  6. Старый портной приносит ситцевое одеяло.
  7. Царь приказывает старика посадить на цепь.
  8. Палка старика.
  9. Царю пришлось сдержать своё слово.
  10. Портные освобождены из рабства.

Армянская народная сказка «Портной и царь» о том, как в одном царстве правил бессердечный и злой царь. Сказка о том, как царь издал указ о том, кто сошьёт одеяло точь-в-точь по его росту отдаст в жёны свою дочь, а тому кто не угадает с одеялом было суждено навеки стать рабами царя.

План пересказа сказки такой:

  • В одном царстве правил злой царь.
  • Указ царя.
  • Портные шьют одеяла по заказу царя.
  • Никто из портных не может сшить одеяло по росту царя и все становятся его рабами.
  • К царю пришёл старый портной.
  • Старец принёс царю ситцевое одеяло.
  • Указ царя посадить портного на цепь.
  • Не успели слуги схватить царя, как старик ударил его палкой по пяткам.
  • Царь был вынужден сдержать своё слово.
  • Все портные были освобождены из рабства.

В армянской сказке «Портной и царь» сюжет условно можно разделить на четыре смысловые части. В первой рассказывается о царе и его заказе портным и вышивальщикам. Во второй рассказывается каким образом царь глумился над мастерами и что он потом с ними делал. В третьей части идет речь о мудром старике, который решил освободить своих коллег по цеху и отправился к царю. А в четвертой, заключительной части говорится о том, как старый портной научил царя уму-разуму.

Условно этим частям можно дать названия:

  1. Царский приказ
  2. Царский каприз
  3. Старый портной
  4. Царское слово.

Но для пересказа нам потребуется более подробный план сказки «Портной и царь»:

  1. Жестокий царь собирает портных
  2. Обещание царя
  3. Как царь обманывал мастеров
  4. Старый портной шьет одеяло
  5. Насмешки слуг
  6. Что царь грозится сделать со стариком
  7. Царь мухлюет
  8. Старик и его палка
  9. Царь держит слово.
  10. Свобода портным.

Еще несколько десятилетий детям это будет интересно, пока они будут узнавать знакомые слова. Хотя уже сейчас у некоторых детей могут возникнуть трудности со словами кочерга, самовар, кушак (это из «Мойдодыра». И даже умывальник для многих в диковинку. Многие дети никогда не видели зубной порошок. А насчет вечности в вопросе. Через несколько сотен лет язык так изменится, что даже взрослым нужен будет перевод. Если, например, прочитать в оригинале что-то (даже сказку), сочиненное несколько сотен лет назад и не адаптированное к современному языку, то ребенок уж точно ничего не поймет. Даже Пушкина дети далеко не всегда понимают. Известен рассказ учительницы младших классов, как дети рисовали иллюстрации к пушкинским строкам

QQe2ER8sE6cxkLkHa9ouuitpBeuyMDr.jpg

Дети не знали половину слов, рисовали бомбежку «браздов» (ведь «взрывая»!) какой-то «кубиткой» и т.д. Сейчас тоже не все сразу сообразят, что бразда — от борозда. А через сотни лет?

Знаю одну из таких сказок — хотя, возможно, и не ту, которую Вы имеете в виду.

Есть такая известная сказочка о жадности: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Начиналась она с избушки-развалюшки и старого корыта. И уж как Золотая рыбка не угождала стариковой старухе, что только для неё не делала, но в конце-концов разозлилась и.

Закончилась сказка той же избушкой-развалюшкой и старым корытом.

Какой приём здесь используется, сказать не могу, так как не литератор.

А вот мораль сей сказки, как сейчас говорят, такова:

Hx45ikzTC2W4XwqJRtAkST7XdLewdpk.jpg

Конечно, фольклор и литература относятся к одному виду искусства, это искусству слова. Оба эти направления предназначены для создания художественных словесных образов и мы воспринимая это на слух преображаем их в своем сознании — в картинки, действо.

И фольклор и литература имеют общую родовую систему.

Конечно между фольклором и литературой имеются отличия. Основное конечно, это стадиальное, т. е. временное. Фольклор появился после возникновения речи, а литература позже — после появления письменности. Автором фольклора является народ, когда у литературного произведения автор известен, это конкретный человек (писатель, поэт и др.). По передачи информации, фольклор передается рассказчиком устно, ну а литературные через книги.

Взаимосвязь между фольклором и литературой существовала всегда, ведь многие образы в своих произведениях, писатели черпали их народного фольклора. Да и впоследствии многие литературные произведения народ стал считать фольклором, забыв, что у него есть конкретный автор.

Собственно на картинке показаны обобщенные сведения по сходству и различию фольклора и литературы:

Погребли старики по сусекам со всем старанием, лепили, пекли, душу вкладывали. Вот новоиспеченное творение и одушевилось от переданных частиц душ и любви (ведь с любовью же лепили, с гастрономической, но любовью ведь). И поняло творение что грех это, если разумные разумное существо съедят. А прикинуться ветошью нельзя было, говорящий хлеб это последнее что могли увидеть в своей жизни бедные старики. От такого и у здорового молодого волосы поседеть могут. Да и не было в те времена телевизора, не закалённые зомби ужастиками и книгами Кинга дед со старухой.

Вот и пришлось ему свинтить с родных амбаров. А старик со старухой кредит взяли, и до следующего урожая дотянули. Благо и сын из армии, в которой 25 лет был и они считали что его уже нет (в те времена тоже работала почта России) вернулся, да не с пустыми руками.

И покатилось несчастное создание куда? Правильно, куда ещё можно катиться чтобы остальных не шокировать? Правильно, в лес. В надежде выкатиться на тропку или оживленный тракт и прибиться к аналогу дядюшки Фокусу-Мокусу и поросёнку Фунтику и сделать цирковую карьеру. А что от зверей голодных бегал, так это не со зла а ради чувства самосохранения. Это всё равно что голодный медведь шатун людоед назовет лесника злым из-за того что лесник ему собой пообедать не позволил. И зверей ему жаль было. Съедят его ещё, и заболеют. Ведь все время по земле кататься, это сколько же грязи и микробов можно на себя собрать. А прививок, вакцинации тогда не было. Эпидемии не редкость. И мыться нельзя, размокнет.

С течением времени колобок начал мутировать. Хлеб превращался в создание из плоти и крови, и стал почти как ёжик, только без лапок и без колючек. Чем и воспользовалась хитрая лиса, лисы ёжиков любят кушать. А тут такой деликатес, уверовавший в собственную неуловимость. Да и старость не радость. Нигде в сказке не сказано, сколько лет колобок лесную траву приминал, в каких краях был, и с кем ещё разговаривал. Внимание уже не то, скорость тоже, естественный конец слабого в дикой природе.

Презентация использована на уроке литературного чтения по УМК «Планета Знаний» 4 класс.

Содержимое разработки

Армянская народная сказка

УМК Планета Знаний


Синонимы: Умелый – искусный, грамотный, квалифицированный, мастерской, виртуозный, артистический, артистичный.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий. Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий. Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий. Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий. Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.

Антонимы:Умелый – неумелый, неловкий.





-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Портной и царь

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Задачи урока: Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал; Заложить основы литературного анализа содержания и языковых особенностей текста. Развивать способность к осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению.

Словарная разминка.

Синонимы: Медлительный – нерасторопный, неповоротливый, непроворный Антонимы: Медлительный — торопливый, скорый, стремительный, быстрый.

Синонимы: Умелый – искусный, грамотный, квалифицированный, виртуозный, опытный Антонимы: Умелый – неработоспособный, неловкий.

Армения находится на перекрёстке путей, соединяющих Европу и Азию. Армения — страна богатая памятниками культуры и природы. Среди художественных ремёсел развиты вышивка, плетение кружев, резьба по камню, чеканка и ювелирное искусство. Армения славится своими коврами.

Армянский народ создал, перенёс через века и сохранил до наших дней свой фольклор. Богат армянский фольклор сказаниями, различными поучениями, которые бабушки и дедушки рассказывали своим внукам, тем самым знакомили с историей своих предков. В своих поучениях, сказаниях свободолюбивый народ рассказывал о бедных и богатых, о тяжёлой доле крестьян.

3.Чтение сказки и её анализ

— Кого созвал царь? (портных, ткачей, вышивальщиков).

-Что приказал сделать? (сшить одеяло точно по царскому росту).

-Что царь обещал взамен? (руку своей дочери, царевны Рачии Огнеглазой, и полцарства в придачу).

— Зачем царь придумал испытание с одеялом? (хотел получить бесплатных рабов).

— О каких качествах характера царя мы узнали из этой части? (Алчный, жадный).

— Из какого материала портные шили одеяла? (слова из текста).

— Как портные украшали их? (слова из текста).

-Что делал царь, когда ему приносили одеяла? (слова из текста

-В кого превращал царь портных? (Царь превращал портных в рабов).

-Какие качества характера проявил царь? (Жестокий, хитрый).

-Кто решил вызволить портных из рабства? (старый, бедный, портной).

— Почему портной решил участвовать в выполнении задания? (доброе сердце).

-.Из чего он сшил одеяло? (Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя).

-Что сделали царские слуги? (подняли портного на смех, но ввели в покои царя).

-Какие качества характера портного раскрываются в этом отрывке? (Милосердие и смелость).

-Каким царь увидел портного? ( Царь взглянул на портного и поморщился, потому что портной был стар, худ и хром).

-Как царь назвал портного? (Нищий оборванец).

-Как царь примерил одеяло? (перевернул одеяло поперёк, чтобы ноги торчали наружу).

-Что царь приказал сделать с портным? (Царь приказал надеть на портного собачий ошейник и посадить его на цепь посреди двора).

-Что ответил ему портной? (Умный человек смеется после всех)

— Что приказал царь после удара палкой? (Царь приказал казнить портного).

-Почему он отменил свой приказ? (вспомнил: Кто обманул сегодня — тому не поверят завтра).

-От чего отказался портной и о чем он попросил царя? (от царства, и от руки царевны Рачии Огнеглазой). Он попросил выпустить из горных пещер несчастных рабов.

-Что пришлось сделать царю? (отпустить всех рабов, пожелать им добра на дорогу).

-Каким вы видите царя в этом отрывке? (Царь обманщик, но в то же время он сумел признать свою ошибку).

Характеристика персонажей сказки

1. Какая внешность? 2. Какая речь 3. Какие поступки он совершил? 4. Какой характер? 5.Как народ выражает своё отношение к царю?

-Описывает ли народ внешность царя? (Нет, не описывает).

-Какая речь? (Грубая – оскорбляет портного)

-Какой характер? (Властный, жестокий).

-Как народ выражает свое отношение к царю? (Народ смеется над царем).

-Как описывает народ внешность портного и почему это важно? (Портной старый и хромой. Он не силён физически, но силён умом, добротой, мужеством).

-Какая речь у портного? (Вежливая, богатая пословицами).

-Какие поступки он совершил? ( Решил вызволить портных из рабства).

-Какой характер? (Милосердный, добросердечный, мудрый, решительный).

-Как народ выражает свое отношение к портному? (Народ уважает портного).

— А почему он его уважает? (Потому что он сумел освободить рабов).

— Найдите поговорку. Как вы понимаете ее? Как смысл поговорки раскрывается в сказке? (В живой природе лисица если попадет в капкан, то действительно отгрызает лапу, чтобы уйти от охотника. .Если такая поговорка относится к человеку, то она означает, что он вынужден сделать что-то очень неприятное для себя. В сказке эта поговорка относится к царю. Он делает страшно неприятную для себя вещь – отпускает людей, которых сделал своими рабами. Ему это так же больно, как лисе отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем.

2) Мужик решился на эту встречу, потому что он хотел поесть и попить за счет царя. А портной хотел выручить людей, которые попали в рабство к царю. У портного цель благородная.

3) Во время встречи с царем мужик проявил умным и хитрым. Портной же проявил себя мудрым и добрым.

4) Встреча с царем для мужика завершилась получением сундука с золотом, он стал богатым. А для портного — освобождением несчастных рабов. И тот, и другой добились своей цели.

— Какие еще пословицы звучат в сказке? (Умный человек смеется после всех. Рус — Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Кто обманул сегодня – тому не поверят завтра)

Чему учит сказка «Портной и царь»
Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать свое слово и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и справедливым.

д/з план сказки, пересказ, задать 3 вопроса по сказке.

Указ царя Портные шьют одеяла Новые рабы царя Старый портной Ситцевое одеяло Издевка царя Удар палкой Царское слово нерушимо Свобода рабам

Создал 3D книги для своих детей. Книги находятся в свободном доступе. Необходимо только подключение к сети интернет. Есть еще возможность скачивать установочные диски сборников, устанавливать на ПК и читать на любом экране: ПК, ноутбук, телевизор, экран проектора. Библиотека насчитывает порядка 400 с лишним книг, на различные тематики. В разделе вебсайт указываю свою страницу в Facebook. В других социальных сетях ВК и ОК тоже есть мои страницы. Ссылки предоставлю. Обращайтесь.

Новые записи автора

Комментарии

Новое в блогах

Конспект по лего-конструированию для детей старшей группы «Мы с…

Экологический проект «Трудно птицам зимовать, надо птахам помога…

КОНСУЛЬТАЦИИ » Как правильно организовать физкультурные занят…

Конспект занятия по лепке «Ягодки рябины для птичек» в перв…

В блогах

Информационная карта проекта: Тип проекта: ролево-игровой, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели: 16.01.17 — 27.01.17). Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Возраст детей: 2-3 года. Актуальность проблемы: Ранний возраст –.

Танец детей подготовительной группы «Хрустальный вальс»

Я расту здоровым (НОД 6-7 лет)

Новое на сайте

Читайте также:

      

  • Конспект урока ребенок в семье 6 класс
  •   

  • Образ русской красавицы изо 4 класс конспект урока
  •   

  • Софокл царь эдип конспект урока
  •   

  • Конспект урока по технологии 4 класс аппликация из бумаги осень
  •   

  • Технологические основы аудита кратко конспект

Портной и царь

27 октября 2011 23:34

 Жил царь, жадный и жестокий.Однажды он приказал созвать во дворец всех портных, ткачей, вышивальщиков и сказал им: – Слушайте, мастера! Что согревает нас в холодные зимние ночи? Одеяло. Что укрывает нас от зноя? Одеяло. Скажу коротко: человек без одеяла – что конь без седла. Так вот: кто сошьёт одеяло точно по нашему царскому росту, получит в награду руку нашей дочери, царевны Рачии Огнеглазой и полцарства в придачу. Но тот, кто принесёт слишком длинное или слишком короткое одеяло, станет нашим рабом. Мы всё сказали, о люди, и наше царское слово дороже золота, крепче алмаза.
Ткачи, портные и вышивальщики принялись за работу. Одни из них стегали одеяла на вате и на пуху, мягкие и тёплые, как шерсть горной козы; другие ткали одеяла из сверкающих шёлковых нитей, лёгкие, как облако; третьи, растянув на пяльцах бархат, вышивали по нему золотом и серебром тончайшие узоры. Они украшали одеяла яркими кистями, обшивали мехом и подбивали парчой. Но ни один из них не мог угодить царю.
Если ему приносили длинное одеяло, он нарочно накрывался им не вдоль, а поперёк и ворчал:
– Гляди, твоё куцее одеяло не покрывает даже моих ног!
Если же одеяло было коротким, он сжимался в комок и кричал на весь дворец:
– Глупый, ты сшил одеяло на великана. Не видишь, я тону в его складках!
И никто не смел перечить царю.
Тысячи несчастных, проклиная судьбу, становились рабами жадного царя. Закованные в цепи, они работали день и ночь в глубине горных пещер, не видя солнца и не зная отдыха.
Слух о злодеяниях царя дошёл до одного портного. Этот портной был стар, беден и хром. Он ходил опираясь на палку и никогда не помышлял о царевне Рачии Огнеглазой. Но у старого портного было доброе сердце. Он сказал своей жене:
– Клянусь папахой, или я умру или выручу этих несчастных. Пусть будет, что будет!
Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя, взял на дорогу горсть чортана – сухого творога – и пошёл во дворец, опираясь на свою суковатую палку.
В горах, где гуляют тучи и сверкает вечный снег на вершинах, ястребиным гнездом высился царский замок, окружённый зубчатыми стенами, укреплённый бойницами и украшенный изображениями каменного вишапа – дракона, разевающего свою страшную пасть.
Портной смело подошёл к окованным железом воротам и попросил доложить о себе царю.
Царские слуги взглянули на лоскутное одеяло и подняли портного на смех:
– На что ты надеешься, хромой безумец! Царь и глядеть не станет на твои лохмотья!
– Я надеюсь на верного помощника, с которым много лет не расстаюсь, – ответил, усмехаясь, портной.
Слуги не поняли его слов, но, помня строгий приказ, ввели портного в покои царя.
Царь взглянул на портного и поморщился, потому что портной был стар, худ и хром. От такого работника нельзя было ждать большой прибыли. Но он не захотел при слугах нарушить своего царского слова и сказал:
– Вах!.. Хвалился ишак конём стать, да уши помешали? Самые искусные мастера не сумели сшить одеяла по моему росту, а этот нищий оборванец надеется угодить мне?..
– Не было бы ишака, пришлось бы коню возить на себе хворост, – ответил портной. – Примерь моё одеяло, о царь, и пусть я потеряю папаху, если оно не придётся тебе точно по мерке.
– Накройте меня ветошью, которую этот урод осмеливается называть одеялом, – приказал царь.
Царские слуги накинули на царя одеяло, и оно покрыло его с головы до ног.
Но царь в один миг перевернул одеяло поперёк, и все увидели, что царские ноги в алых бархатных туфлях торчат наружу.
– Наденьте на этого безумца собачий ошейник и посадите его на цепь посреди двора? – сказал царь. – Пусть он по ночам пугает лаем летучих мышей?..
Услышав слова царя, слуги стали смеяться над бедным портным.
– Умный человек смеётся после всех, – сказал мастер и ударил царя по ногам своей суковатой палкой.
Царь взвыл, как буйвол, и спрятал ноги под одеяло, а слуги так и замерли с открытыми ртами, поражённые дерзостью портного.
– Немедленно казните дерзкого? – крикнул царь.
– О царь, – остановил его портной, – одеяло-то пришлось тебе точно по росту, а я слышал, что твоё царское слово дороже золота, крепче алмаза.
Крик гнева застрял у царя в горле; он вспомнил старую поговорку: “Кто обманул сегодня, – тому не поверят завтра”. Дрожа от бессильной злобы, царь ответил:
– Ты прав, портной. Моё слово дороже золота, крепче алмаза. Я отдам тебе полцарства и царевну Рачию, но только в том случае, если ты поклянёшься молчать о том, что ударил царя.
– О царь! – ответил портной. – Мне не нужно царства, и я не достоин даже глядеть на Рачию Огнеглазую. Выпусти из горных пещер несчастных рабов, и я уйду, отвешивая тебе низкие поклоны.
Попав в капкан, лисица сама себе отгрызает лапу. Вместе с портным пришлось царю отпустить всех рабов, да ещё пожелать им добра на дорогу.

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Сказка «Портной и царь». Краткое содержание сказки, что писать?

2 ответа:



2



0

Армянская народная сказка «Портной и царь» относится к жанру бытовых сказок. В ней нет волшебства, а события происходят с обычными людьми.

Краткое содержание сказки «Портной и царь»:

Некий жестокий царь решил заполучить себе бесплатных рабов и пообещал половину царства и дочь в жены тому портному, который сошьет одеяло точно ему по росту.

Многие портные шили ему одеяла, но царь все браковал. То короткое, то длинное. И все портные отправились на рудники.

И тогда пошел к царю один старый и умный портной. Он сшил пестренькое простенькое одеяло и взял большую палку.

Царь посмеялся над стариком и хотел посадить его на цепь, но сперва натянул на себя одеяло так, что его голые ноги высунулись с другой стороны. Портной ударил по ногам палкой и царь втянул ноги под одеяло. Оказалось, что одеяло точно ему подошло.

пришлось царю выполнять свое обещание. Но старик отказался от царства и царевны, он просто попросил отпустить всех портных. Что царь и сделал.

<hr />

Для читательского дневника:

  1. Царь заказывает одеяло, обещая отдать полцарства и дочь
  2. Он бракует все одеяла и портных берет в рабство
  3. Старик портной узнает о жестоком царе
  4. Он приносит простое одеяло и все над ним смеются
  5. Портной бьет царя по ногам и одеяло оказывается царю в пору
  6. Царь отпускает рабов-портных.



2



0

Краткое содержание армянской народной сказки «Портной и царь»:

В одном царстве правил очень жестокий и злой царь. Однажды царь решил издать указ, в котором говорилось, что тому портному который сошьёт ему одеяло точь-в точь по его росту он отдаст в жёны свою дочь, а те кто ошибётся станут рабами царя. Собралось много портных, но никто не сумел сшить для царя одеяло, соответствующее его росту и все портные становились его рабами.

Узнал, про то что творит царь один очень старый и мудрый портной и решил освободить портных из рабства и проучить царя.

Сшил портной из ситца одеяло и пошёл во дворец, царь и его хотел обмануть, примерив одеяло поперёк и показывая всем, что у него торчат ноги. Но старец ударил царя палкой по пяткам и тот подогнул ноги и все увидели, что одеяло сшито точь-в-точь.

Царю было некуда деваться и он пообещал, что отдаст ему свою дочь, но тот отказался и попросил взамен освободить из рабства всех портных. Царю было некуда деваться и все портные были освобождены.

Краткое содержание для читательского дневника:

  • Жил был один злой царь и издал он указ сшить ему одеяло по его росту.
  • Тысячи портных угодили в рабство к царю, так как никто не сумел сшить ему одеяло по его росту.
  • Новость про зло царя донеслась до старца.
  • Портной сшил царю ситцевое одеяло, а тот решил его обмануть и примерил его поперёк.
  • Старец ударил царя по пяткам палкой и все увидели, что одеяло по росту царя.
  • Просьба старика, отпустить портных из рабства.
  • Все портные были освобождены.

<strong>strong text</strong>

Читайте также

Владимир Сутеев написал хорошую сказку, которая называется «Живые грибы».

Автор рассказывает нам историю о том, как ёжик ранним утром ушёл за грибами и набрал много грибов. Радовался ёжик тому что будет чем питаться зимой ежатам. А вот мальчики Никита и Денис отправились в лес не с утра, а с обеда и совсем не насобирали грибов. Вдруг видят мальчики горку с грибами, он к ней, а она от них. Мальчики были очень удивлены тем, что грибы сами бегают, никогда они не видели живых грибов. Так и убежал ёжик от мальчиков и сложил свои грибочки в кладовочку на зиму.

<hr />

Сказка поучительная, она учит нас трудолюбию, так же учит нас думать о будущем, а не жить одним только днём.

<hr />

Главная мысль сказки, как мне кажется в том, что позаботившись сегодня о своем будущем можно будет уверенно идти вперёд, при этом не переживая что могут наступить трудности в жизни. В случае с ёжиком, он позаботился о запасах на зиму и может не переживать о том, что зимой его маленькие ежата будут голодными.

Молодильные яблочки — это такие чудодейственные фрукты, съев которые, можно помолодеть, похорошеть, поздороветь и прочие по- с положительным оттенком. Этакий эликсир молодости, заключенный в знаковом фрукте (именно яблоко некоторые почитают плодом с древа познания, именно яблоко послужило причиной раздора меж древнегреческими красавицами, да и Ньютону светлая мысль о всемирном тяготении, говорят, пришла после того, как этот фрукт, падая с дерева, тюкнул его по макушке).

Где они произрастают? К сожалению, только в сказках, мифах и прочих продуктах народного творчества, и то не рядышком, а где-то за тридевять земель (источник).

Еще несколько десятилетий детям это будет интересно, пока они будут узнавать знакомые слова. Хотя уже сейчас у некоторых детей могут возникнуть трудности со словами кочерга, самовар, кушак (это из «Мойдодыра». И даже умывальник для многих в диковинку. Многие дети никогда не видели зубной порошок. А насчет вечности в вопросе… Через несколько сотен лет язык так изменится, что даже взрослым нужен будет перевод. Если, например, прочитать в оригинале что-то (даже сказку), сочиненное несколько сотен лет назад и не адаптированное к современному языку, то ребенок уж точно ничего не поймет. Даже Пушкина дети далеко не всегда понимают. Известен рассказ учительницы младших классов, как дети рисовали иллюстрации к пушкинским строкам

QQe2ER8sE6cxkLkHa9ouuitpBeuyMDr.png

Дети не знали половину слов, рисовали бомбежку «браздов» (ведь «взрывая»!) какой-то «кубиткой» и т.д. Сейчас тоже не все сразу сообразят, что бразда — от борозда. А через сотни лет?

Знаю одну из таких сказок — хотя, возможно, и не ту, которую Вы имеете в виду.

Есть такая известная сказочка о жадности: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Начиналась она с избушки-развалюшки и старого корыта. И уж как Золотая рыбка не угождала стариковой старухе, что только для неё не делала, но в конце-концов разозлилась и…

Закончилась сказка той же избушкой-развалюшкой и старым корытом.

Какой приём здесь используется, сказать не могу, так как не литератор.

А вот мораль сей сказки, как сейчас говорят, такова:

Hx45ikzTC2W4XwqJRtAkST7XdLewdpk.png

Конечно, фольклор и литература относятся к одному виду искусства, это искусству слова. Оба эти направления предназначены для создания художественных словесных образов и мы воспринимая это на слух преображаем их в своем сознании — в картинки, действо.

И фольклор и литература имеют общую родовую систему.

Конечно между фольклором и литературой имеются отличия. Основное конечно, это стадиальное, т. е. временное. Фольклор появился после возникновения речи, а литература позже — после появления письменности. Автором фольклора является народ, когда у литературного произведения автор известен, это конкретный человек (писатель, поэт и др.). По передачи информации, фольклор передается рассказчиком устно, ну а литературные через книги.

Взаимосвязь между фольклором и литературой существовала всегда, ведь многие образы в своих произведениях, писатели черпали их народного фольклора. Да и впоследствии многие литературные произведения народ стал считать фольклором, забыв, что у него есть конкретный автор.

Собственно на картинке показаны обобщенные сведения по сходству и различию фольклора и литературы:

Армянская народная сказка «Портной и царь»

Жанр: народная бытовая сказка

Читайте краткое содержание других армянских сказок:

«Волшебная роза»

Главные герои сказки «Портной и царь» и их характеристика

  1. Царь, жестокий, отвратительный, жадный, хитрый, лживый, старается казаться честным
  2. Портной, старый, мудрый, опытный, решительный.

План пересказа сказки «Портной и царь»

  1. Указ царя
  2. Портные шьют одеяла
  3. Новые рабы царя
  4. Старый портной
  5. Ситцевое одеяло
  6. Издевка царя
  7. Удар палкой
  8. Царское слово нерушимо
  9. Свобода рабам

Кратчайшее содержание сказки «Портной и царь» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Один жесткий царь повелел мастерам-портным сшить ему одеяло точно по его росту.
  2. Все одеяла царь объявлял длинными или короткими и отправлял мастеров в шахты.
  3. Про злодеяния царя услышал старый, бедный портной и сшил одеяло из ситца
  4. Царь натянул на себя одеяло так, что из-под него высунулись ноги и потребовал заковать портного.
  5. Портной ударил царя палкой по пяткам и царь спрятал ноги под одеяло.
  6. По просьбе старика царь отпустил рабов.

Главная мысль сказки «Портной и царь»
На всякого хитреца найдется другой хитрец, еще хитрее.

Чему учит сказка «Портной и царь»
Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать свое слово и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и справедливым. Учит тому, что иногда надо ударить «царя», чтобы тот не зазнавался.

Отзыв на сказку «Портной и царь»
Мне понравилась эта армянская сказка. Конечно мне не понравился царь-самодур, который издевался над портными, а понравился старик-портной, который нашел способ и царя наказать, и своих коллег освободить.
Этот старик проявил находчивость и смелость, а потому и смеялся последним.

Пословицы к сказке «Портной и царь»
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Обманувший раз, обманет не единожды.
Давши слово -держись, а не давши — крепись.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Добрый портной с запасом шьет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Портной и царь»:
В одной стране жил жестокий царь. Однажды созвал он всех ткачей и портных, и велел им сшить одеяло точно по царскому росту. Но предупредил, что если одеяло окажется точь-в-точь по росту, то он отдаст за мастера свою дочь Рачию, а если одеяло окажется велико или мало, то портной станет навеки рабом царя.
И принялись портные за работу. Кто- то шил одеяло из шелка, кто-то из бархата с серебряной вышивкой, а кто-то на пуху и вате горной козы.
И портные несли свои одеяла во дворец, но ни одно из них не нравилось царь. Если одеяло было длинным, царь клал его поперек, и кричал, что одеяло куцее. Если одеяло было коротким — сворачивался в комок и кричал, что одеяло слишком длинное. И тысячи мастеров становились его рабами.
Про злодеяния царя услышал старый портной, бедный и одноглазый. Ему не нужна была принцесса, но он поклялся освободить своих собратьев. И он сшил одеяло из обрезков ситца, взял с собой сухого творога и отправился во дворец, опираясь на суковатую палку.
Портной пришел во дворец и слуги сперва не хотели пускать его, но старый портной настоял.
И вот он стоит перед царем, а царь насмехается над портным и его одеялом. Но портной спокойно предлагает примерить одеяло. Царь набрасывает на себя ситцевое одеяло и натягивает его поперек, чтобы наружу торчали его пятки.
После этого велит посадить старого портного на цепь посреди двора, но слуги не успевают выполнить приказ. Старый портной бьет палкой по пяткам царя и царь поджимает ноги так, что они оказываются под одеялом.
Портной говорит, что одеяло оказалось царю точно в пору и напоминает про царское слово, которое крепче алмаза.
Царь понял, что нельзя нарушить свое слово, и сказал, что отдаст за портного Рачию, но портной сказал, что ему нужно только чтобы царь отпустил всех рабов-мастеров.
И царь отпустил рабов.

  • Для чего пишутся сказки изложение огэ
  • Для чего пишутся сказки изложение аудио
  • Для чего пишут сочинение
  • Для чего нужны эпитеты в сказках тест
  • Для чего нужны фразеологизмы сочинение 6 класс