Для чего нужна каллиграфия сочинение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачем нужна каллиграфия – когда нибудь задавали себе такой вопрос? Если вы думаете, что каллиграфия это просто красивое письмо – вы ошибаетесь! Каллиграфия – это то, что постепенно стали исключать по неким причинам из школьной программы ещё в СССР, а потом и в России, отечественные исследования, связанные с каллиграфическим письмом, физиологов: Пирогова, Павлова, Бехтерева, засекретили. Это то, чему учится элита любой страны. Крупные компании, ищущие хороших руководителей и специалистов в любой области берут эту методику себе на вооружение.

Во многих странах проводились исследования по теме каллиграфии. Выводы практически совпадают и они однозначны. Так что же такое каллиграфия и зачем нужна каллиграфия.

Давайте рассмотрим отечественные исследования, проведённые в реальной жизни. В Санкт-Петербурге целых 15 лет существовала школа каллиграфии, основанная энтузиастами. За то, что они делали можно смело «снимать шляпу». В школе занимались дети с отклонениями в умственном и физическом развитии. Принцип образовательного процесса основывался на дореволюционных методиках, основанных ещё в 19 веке. Многие исследователи утверждают, что Россия тогда была очень развитой и передовой страной во всех смыслах, включая грамотность населения – ну, естественно, на фоне других стран того времени.

Так вот, перед обучением наукам, с помощью каллиграфии, закладывалась основа, состоящая из 3-х элементов: волевой импульс, умение работать, терпение. Шариковой ручкой пользоваться было запрещено с первого по последний класс. Уроки начинались с занятия каллиграфией в течение 15 минут. В среднем, к 7 классу результаты превосходили ожидания. У детей раскрывались способности к искусствам, поэзии, математике…

Специалисты, смотревшие на письменную работу учеников, не верили, что это писали дети с физическими и умственными отклонениями. Форма письма у них стала красивой, упорядоченной и чёткой. После окончания этой школы, многие ребята поступали в вузы и получали гранты для обучения за границей. А были и такие, кому снимали инвалидность совсем. Вдумайтесь – умственно отсталые дети инвалиды становились полноценными!

Факты из современной Японии. Японцы – очень креативная и продвинутая нация в области инновационных технологий и разработок и, наверное, самая работоспособная. Нельзя сказать, что здесь заслуга каллиграфии, но! Много крупных компаний устраивают на работе для сотрудников занятия каллиграфией по 30 минут в день, приглашая специальных учителей. Руководство считает, что это и развитие творческого потенциала и польза для здоровья.

Факты из Китая. Исследователь одного из пекинских институтов Юань Пу утверждает, что каллиграфия способствует продолжительности жизни, положительно влияет на мозговую активность. Всё это за счёт процесса занятий, так как процесс письма весьма сложный и трудоёмкий: затронуты многие части тела – пальцы, спина, плечи, ноги. Движение пером развивает мельчайшие мышцы рук, стимулируя при этом работу мозга и воображения. Юань Пу пришёл к выводам, что учащиеся и студенты, занимающиеся каллиграфическим письмом, легче и быстрее запоминают и воспринимают информацию, чем те, кто ей не занимается.

А Генри Као – китайский профессор, на основании своих исследований считает, что каллиграфия является источником исцеления очень многих заболеваний. Потому, что во время занятий каллиграфией, человек спокоен эмоционально и расслаблен, дыхание равномерно, пульс замедляется, уменьшается мускульное напряжение, снижается кровяное давление.

Различные исследования показали, что при лечении каллиграфическим письмом происходит благоприятные изменения у пациентов с синдромом нарушенного внимания, страдающих гиперактивностью, дефицитом внимания, аутизмом. При этом развивается логическое мышление, рассуждение, происходит укрепление памяти, улучшение концентрации и ориентации в пространстве. Улучшается координация движений у пациентов с диагнозом Альцгеймера. А при психологических заболеваниях: депрессии, неврозы, шизофрения – улучшается эмоциональный фон.

Зачем нужна каллиграфия, плюсы и минусы занятием каллиграфией:

Каллиграфия – плюсы:

  • Улучшение внутреннего состояния, обретение спокойствия, уверенности в себе, укрепление волевых качеств.
  • Снятие стрессов, лечение различных заболеваний, является профилактикой многих отклонений.
  • Развивает мышление, внимание, влияет на развитие речи, формирует терпение, аккуратность, усердие, точность.

Каллиграфия – минусы:

  • Необходимость периодических занятий, нужно выделять время.

Каллиграфическое письмо тесно связано с функционированием психики и мозга, и является мощным инструментом для укрепления внутреннего спокойствия и уверенности в себе – вот, зачем нужна каллиграфия.

Каллиграфия и её значение в жизни человека

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Ощепкова О.А. 1


1МБОУ «ООШ № 8 ИМ. А.П.ЧЕХОВА»

Созинова Н.П. 1


1МБОУ «ООШ № 8 ИМ. А.П.ЧЕХОВА»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Вступление.

Каждый знаком с понятием каллиграфии, ведь оно возникло очень давно и сопровождает человека на протяжении всей истории. Сейчас каллиграфия считается атрибутом или даже целым отдельным видом искусства. Однако в далеком прошлом искусство красиво писать имело под собой и практическую почву. Монахи переписывали огромные рукописи и создавали настоящие шедевры, используя самые сложные техники каллиграфии.

В последнее время родители и учителя везде и всюду говорят о том, что почерк у современных детей стал «плохим».

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном: слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии; ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе); написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие; путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками; разный наклон и размер букв и слов; слишком слабый или слишком сильный нажим букв; слишком мелкие или слишком крупные буквы. Все эти нарушения можно обнаружить, открыв любую тетрадь современного подростка.

Цель работы: Изучить проблему «плохого почерка» современных людей и создать мастер-класс по каллиграфии.

Для достижения поставленной цели мной определены следующие задачи:

• Познакомиться с историей каллиграфии.

• Привлечь для достижения цели средства массовой информации – интернет.

• Провести опрос среди одноклассников, родителей, учителей, чтобы узнать их отношение к «плохому» почерку и урокам чистописания.

Улучшить свой почерк, занимаясь каллиграфией.

Создать мастер-класс по каллиграфии.

Объектом моей работы будет являться каллиграфия как вид искусства. Предметом – почерк современных школьников.

Наша гипотеза: Отсутствие уроков чистописания (каллиграфии) в современной школе привели к тому, что у современных обучающихся хуже стал не только почерк, но менее развита фантазия и мелкая моторика рук.

I. Каллиграфия-вид искусства: взгляд в историю.

Каллигра́фия — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.

В современном мире каллиграфия представляет собой искусство красивого письма. Что такое каллиграфия, знают далеко не все. В некоторых школах и высших учебных заведениях каллиграфию изучали и продолжают изучать как отдельный предмет. Но большая часть людей, особенно это касается подрастающего поколения, и вовсе не имеют представления о красивом и изящном письме.

1.Возникновение каллиграфии в мире

История каллиграфии интересна и разнообразна. Впервые термин начали использовать в XVI веке в Европе. В этот период красивое и безупречное изображение слов стало называться каллиграфическим письмом. Однако все предыдущие 16 веков искусство каллиграфии постоянно развивалось. Еще древние люди, жившие в пещерах, изображали на камнях разнообразные рисунки. Со временем рисунки стали заменяться символами, и такой стиль письма имел название клинопись.

Затем в IV тысячелетии до н.э. в древнем Египте возникло иероглифическое письмо, а уже в III веке до н.э. его начала вытеснять греческая капитальная письменность. Каждый век в разных уголках планеты возникали все новые и новые виды письма. Уже в конце XI столетия в Италии тонкое и красивое написание текстов можно было смело назвать каллиграфическим. В эти времена почти вся Европа использовала готический стиль письма, имеющий огромное количество сходств с каллиграфией. В разных странах каллиграфическое письмо развивалась по-разному и в различные промежутки времени. В большей части развитие этого искусства зависело от того, когда в народе появлялась письменность.

2.Письменность у славянского народа.

Что такое каллиграфия — славянский народ узнал в XV столетии. В 846 году у славян только появилась первая азбука. Этому способствовало Византийское государство, которое хотело во что бы то ни стало проповедовать христианство в письменном виде.

Данных о возникновении письменности у славян довольно мало, однако основателями письменности считаются два брата: Константин и Мефодий. Моравский князь Ростислав попросил Константина создать азбуку для христиан, а брат Мефодий, который на то время был настоятелем православного монастыря, согласился помогать ему. В XV столетии начал появляться первый красивый вид шрифта — рукопись. Следом за ним — тератологический стиль, вязь и буквица. Тератологический стиль был, пожалуй, самым красивым и необычным. Буквы изображались слитно с различными животными и птицами. Это могли быть как существующие звери, так и выдуманные. Орнамент представлял собой листву или пламя вокруг буквы.

3.Кто такой каллиграф?

Это профессия, подразумевающая собой умение каллиграфично писать. На первый взгляд кажется: неужели эта профессия может быть сейчас востребована? В век компьютерных технологий люди все меньше и меньше используют письмо на бумаге. Ведь практически в любом текстовом редакторе есть множество различных шрифтов, и постоянно появляются все новые и новые. Однако создают эти шрифты именно каллиграфы-художники.

Каллиграф – человек искусства, это и художник, и писатель в одном лице. В наше время очень популярно уметь каллиграфически писать. Такой навык придает любому человеку признак хорошего воспитания и элегантности. В элитных семьях даже самые маленькие знают, что такое каллиграфия. Считается, что каллиграфическое письмо имеет свойства медитации, как и любое другое творчество. У человека появляется уникальная возможность «уйти в себя» на некоторое время и окунуться в мир искусства. Техника каллиграфии не сложна, и научиться ей может практически каждый. Для того чтобы научиться каллиграфическому письму, не нужно особых умений и красивого почерка, однако это кропотливый труд. У неусидчивых людей с плохо развитой мелкой моторикой вряд ли это получится. Желательно, конечно, чтобы тот, кто хочет научиться каллиграфии, умел хорошо рисовать и имел хорошее воображение. В любом случае попробовать научиться красиво изображать буквы стоит каждому.

4. Инструменты каллиграфа.

Как правило, для письма используют перо и держатель для пера: так принято в европейской каллиграфии. А вот восточная каллиграфия предпочитает использование кистей. Перья бывают самые различные: остроконечные, ширококонечные, плакатные. Новичкам в этом деле лучше всего подойдут именно остроконечные. Освоив их, можно будет переходить и к другим видам перьев.

Не лишним будет обзавестись и специальной тетрадью для изучения каллиграфии. Она имеет специальную разметку, с которой будет намного проще соблюдать пропорции букв. В современном мире на полках магазинов можно встретить авторучки для каллиграфии, маркеры и даже такое ноу-хау, как брашпен (авторучка с наконечником пера). Однако не следует забывать, что все же трудно чем-то заменить перо и чернила. Место для занятий Место для занятий каллиграфией также немаловажно. Во время изучения красивого письма должно быть тихо и уютно. Обязательно нужно удобно сесть, выпрямив спину и ноги. На нерабочую руку должна приходиться основная нагрузка, в то время как пишущая рука должна парить над рабочей тетрадью. Научиться каллиграфическому письму можно только в полном спокойствии и гармонии с самим собой – это самое важное правило, о котором не стоит забывать.

Однако, прежде чем закупать весь необходимый инвентарь, следует попробовать свои силы обычной ручкой. Выберите шрифт, который вам по душе (лучше всего, если это будет один из самых простых шрифтов), и сохраните себе алфавит этого стиля письма. Каждый день необходимо прописывать хотя бы одну букву. Такой вид каллиграфии называют искусственной. Искусственная каллиграфия сложнее, чем обычная, поскольку утолщения приходится делать самому. За счет того, что перо имеет острие (в отличие от шарика в ручке), им легче воссоздавать каллиграфические буквы.

II. Нужна ли уроки каллиграфии в современной школе?

1.Мнение специалистов о каллиграфии.

Каллиграфия влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание

Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Один каллиграф Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт.

Если учителя жалуются на почерк ребенка, да и вы не можете разобрать текст, написанный его рукой, нужно понять причины, влияющие на это. Неряшливость почерка может проявляться по-разному – частые помарки, прыгающие буквы, неразборчивые слова и др.

Дети начинают учиться писать в возрасте 5-7 лет. Для этого сначала используются прописи. С годами тренировок ребенок старается писать быстрее.
К признакам плохого почерка у ребенка можно отнести:
1. разные буквы, которые написаны одинаково; 
2.неправильное соединение букв или слова, написанные с разрывом по слогам. Такое письмо выглядит непривлекательно, и его затруднительно прочесть;
3. слова, которые написаны не на строке, а над ней или под ней. Стоит отметить, что в некоторых случаях это может быть связано с плохим зрением у ребенка;
4.. буквы отличаются по высоте;
5. наклон букв превышает 50 градусов.

2. Возможные причины неаккуратного почерка.

Основные причины неаккуратного (плохого) почерка: нарушение мелкой моторики пальцев, слабое развитие кисти рук, чрезмерная активность. Нарушение концентрации внимания. Неврозы и др. неврологические заболевания.

Толкование почерка с точки зрения графологии. Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь, возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его предрасположенность к каким-либо качествам личности. Давайте рассмотрим рассуждения ученых: крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и замкнутости; строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз – пессимистам. Прямые строки – реалистам; округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые – наоборот, чаще встречаются у эгоистов; сильный нажим при письме признак целеустремленности, уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим говорит о податливости характера, неуверенности в себе. слитная манера написания у людей с развитой логикой, раздельная – с ярким интуитивным мышлением; беглый почерк свидетельствует о физической активности и творческих способностях.

Мы провели опрос и выяснили , что думают о своем почерке мои одноклассники (Приложение 1)

2) Уроки чистописания в России и СССР.

Советская школа чистописания сохранила лучшие традиции дореволюционной русской каллиграфии. Но в результате очередной школьной реформы система обучения красивому письму была разрушена.

Реформа 1968 года упразднила уроки чистописания, а на смену перьевым ручкам пришли шариковые. Каллиграфический почерк, который с гордостью демонстрировало своим детям и внукам старшее поколение, стал уходить в небытие

Уроки чистописания во время СССР вырабатывали у детей настолько красивый, чёткий и разборчивый почерк, что тетради школьников являлись настоящими образцами каллиграфии.

Чистописание преподавалось с опорой на классическую русскую каллиграфию, а самим урокам красивого письма начальная школа уделяла самое серьёзное внимание. Учителя строго следили за аккуратностью и чистотой выполнения детских письменных работ.

Прописи в советской школе позволяли доводить детский почерк буквально до совершенства. Как правило, отличный почерк сохранялся не только в период обучения в школе, но и на всю жизнь.

Однако сами по себе прописи не были гарантией красивого письма: обретению красивого почерка служила тщательно разработанная система обучения чистописанию

1969 год — «чёрный год» для советской школы. Это год массового внедрения новой школьной программы, убившей чистописание в СССР.

Школьники семидесятых уже не обладали тем изумительным почерком, который ранее назывался каллиграфическим. Тем не менее это было читаемое и ровное письмо, вполне пригодное для школы. 

3) Коррекция почерка у детей и методика его исправления
Изменить почерк — изменить характер?
Немалое количество людей имеют плохой почерк. «Мозг работает быстрее, чем руки», — так объясняют его некоторые специалисты. Графологи утверждают, что все изменения в характере отражаются в почерке. При помощи его улучшения можно кардинально поменять свою жизнь, а именно справиться с ленью и стать более успешным.

Самое главное в работе с подростком – мотивация. Нужно донести формирующейся личности, что разборчивость текста будет необходима ему в дальнейшей жизни. Например, когда он будет учиться в ВУЗе. Писать там под диктовку нужно не только быстро, но и разборчиво. Ведь потом нужно будет уметь прочесть и понять написанное, для того, чтобы выучить материал.

Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче. В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой».

Упражнения для исправления почерка

Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1.

Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.

Поэтому, прежде чем начать работать над улучшением почерка, нужно уяснить, есть ли проблемы подобного рода и устранить их: научиться расслабляться, относиться к письму как занятию ровно, спокойно, научиться правильно держать ручку, правильно сидеть за столом и держать тетрадь. Нужно также купить хорошую ручку, хорошие тетради, чтобы исьмо было легким и приятным.

Чтобы научиться писать красивым почерком, нужно начать с основ: научиться правильно держать ручку

Обратите внимание, как именно вы или ваш ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев («рисует») или двигает всей рукой до плеча? Если рисует, то это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям.

Сколько нужно заниматься?

Самостоятельное формирование почерка требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован. Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Заниматься почерком придется отдельно.

Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.

III. Леттеринг и каллиграфия: в чем разница?

В отличие от каллиграфии леттеринг возник в прошлом столетии как яркий и эффективный инструмент рекламы любого товара. Однако сейчас он успел стать течением современного искусства, к которому обращаются все большее количество дизайнеров, шрифтовых и арт-художников.

Само слово «леттеринг» с английского языка означает «писать письмо». Основная черта этого направления заключается в том, что это целый рисунок, который состоит из букв и других графических знаков.

Особенности леттеринга Алфавит, написанный в этом стиле, не имеет своих аналогов, поэтому ни в коем случае нельзя считать леттеринг шрифтом. Ведь шрифт — это готовый набор букв, написанных определенным образом, которые повторно используются много раз. В леттеринге же каждая буква имеет свой неповторимый наклон, толщину и динамику. Пожалуй, еще одним различием каллиграфии и леттеринга (шрифты считаем отдельным инструментом) является то, что в каллиграфии присутствуют только прописные буквы, запрещены какие-либо добавочные линии и любые мелкие рисунки. А в последнем каждая буква оформляется уникальным образом, дополняется самыми разными картинками и знаками.

Алфавит, написанный в этом стиле, не имеет своих аналогов, поэтому ни в коем случае нельзя считать леттеринг шрифтом. Ведь шрифт — это готовый набор букв, написанных определенным образом, которые повторно используются много раз. В леттеринге же каждая буква имеет свой неповторимый наклон, толщину и динамику. Пожалуй, еще одним различием каллиграфии и леттеринга (шрифты считаем отдельным инструментом) является то, что в каллиграфии присутствуют только прописные буквы, запрещены какие-либо добавочные линии и любые мелкие рисунки. А в последнем каждая буква оформляется уникальным образом, дополняется самыми разными картинками и знаками.

Кто этим занимается? Итак, мы разобрали основы леттеринга: что это такое и в чем его различия от привычной нам каллиграфии. Однако остается еще много вопросов, например, люди какой профессии занимаются леттерингом? Теоретически, этим может заниматься абсолютно любой желающий, и неважно для каких целей. Существует множество специальностей, связанных с леттерингом. Вот самые известные: типограф, который разрабатывает не только шрифты, но и стили оформления в целом; маркетолог-дизайнер, создающий настоящие шедевры рекламы; художник, который творит ради искусства; тату-мастера, являющиеся самыми молодыми специалистами в этой нише. Всех этих людей объединяет любовь к волшебному леттерингу, алфавиту (русский или же иностранный — это совсем не важно, ведь текст, написанный с любовью, будет красив на любом языке).

уществует огромное количество самых разных «приблуд» для творческих натур, решивших заняться леттерингом. Для начинающих и для профессионалов имеются свои инструменты.

Итак, вот самые популярные канцелярские принадлежности, которые точно нам пригодятся:

Брашпены — это инструменты, снабженные картриджем. Напоминают обычную кисть, только их не нужно никуда макать. Они имеют множество различных насадок, форм, даже материал наконечника может быть разным. Цветовая гамма представлена в широком ассортименте. По типу брашпены делятся на три вида: на водной основе, на спиртовой и на гелевой. Рейфседеры, колапены — это все инструменты, напоминающие обычную железяку с острым концом. Они обычно идут в наборе с чертежной готовальней. Ими очень удобно рисовать графический леттеринг. Шрифты получаются в готическом стиле. Маркеры и электронные перья от производителя Molotow — это самая современная продукция для дизайна и рисования граффити.

Параллель пен — это металлическая ручка с заменяющимся картриджем. Ее отличительная особенность в том, что она имеет оригинальную конструкцию: вместо плоского пера в ней есть две пластины. Благодаря им получается более насыщенный отток чернил.

Есть еще огромное множество других инструментов для рисования и леттеринга. Русский алфавит предполагает большее разнообразие написания букв, нежели латинский, поэтому у отечественных художников наблюдается более широкий ассортимент инструментов и вспомогательных вещиц.

Конечно, помимо рекламы и маркетинга у леттеринга есть множество других направлений. Многие художники рисуют тексты для эстетического удовольствия, некоторые даже организуют целые выставки картин в стиле леттеринга. На русском и русскоязычном рынке услуг фрилансеров есть большой рейтинг самых лучших дизайнеров, которые занимаются оформлением любых вещей в стиле леттеринга. В прошлом столетии многие предприниматели использовали эту технику. К примеру, перед булочными, мясными и другими различными лавками развешивались яркие и необычные вывески, на которых текст был нарисован от руки. Благодаря такому приему большее количество людей становилось завсегдатаем этого заведения. В современном мире происходит нечто подобное. Например, нередко можно встретить в кафе меловую доску, на которой еженедельно меняется текст и его оформление. Считается, что каллиграфия и леттеринг «оживляют» любой бренд, а помещение делают более уютным и приятным.

Заключение

Каллиграфическое письмо дисциплинирует человека, учит его усидчивости и спокойствию, а это именно то, чего так не хватает многим детям. К тому же при изучении каллиграфии у детей выравнивается почерк. Буквы в школьных тетрадках приобретают одинаковую величину, а у ребенка развивается мелкая моторика и фантазия.

По почерку школьника можно сказать очень многое: характер, психическое состояние, умственное развитие. Красивая каллиграфия откроет ребенку множество дорог в будущем.

Использованные в работе интернет ресурсы:

http://fb.ru/article/218807/chto-takoe-kalligrafiya-istoriya-kalligrafii

http://fb.ru/article/354620/lettering-chto-eto-takoe-chem-otlichaetsya-ot-kalligrafii

https://kalligraph.ru/pages/chistopisanie-v-rossii-i-sssr

13

Просмотров работы: 1983

А Вы знаете, что такое «каллиграфия»? Многие понимают, что это какая-то деятельность, связанная с написанием букв. Мне нравится определение каллиграфии как «искусства красивого письма». Может возникнуть вопрос: «А зачем каллиграфия в эру компьютерных технологий?» Да, сейчас можно красиво написать с помощью компьютера. Но это уже совсем не то искусство, творчество, которое раскрывает человека.

Психологи установили, что сейчас у многих детей клиповое мышление. У них нет цельного восприятия образа, им трудно фиксировать внимание длительное время на одном предмете. Чем же нам может помочь в этой ситуации каллиграфия? Когда человек пишет, то он мыслит. Но он думает не только о содержательной стороне, а и о внешнем выражении написанного. Ещё лет 25 назад от учеников начальных классов можно было услышать вопрос: «А между этими буквами верхнее или нижнее соединение?» И ведь это важно даже не из-за написания букв. Так происходило и должно происходить формирование внутреннего пространственного восприятия у человека, его миропорядка. Письмо дисциплинирует.

Когда мы выводим буквы, то рука является только инструментом, а пишем мы сердцем, наша душа живёт, мы творим. Наверное, многие замечали, как нравится детям изменять свой почерк, смотреть, что получится, если написать мельче или крупнее, с завитком или росчерком. Как правило, такие эксперименты не вызывают восторга у учителей. А ведь так происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, его видение прекрасного. Почерк — как отпечаток пальца, он неповторим, уникален, он раскрывает личность.

Человек оттачивает письмо, а буквы учат человека. Они учат порядку и творчеству одновременно. Буква передаёт исторический опыт народа, именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты, которые используют в данный период. Знакомство с различными шрифтами — это приобщение к истории своего народа.

И ведь согласитесь, приятно получить на праздник открытку, подписанную от руки. Сейчас почерк детей становится всё хуже. Чистописанию в школе уделяется немного времени. А если создать ситуацию, когда ребёнок не просто пишет, а рисует букву, делает её произведением искусства, тогда изменится его отношение к письменному слову.

Наши занятия — это занятия по каллиграфии, а не по чистописанию. Но первое невозможно без второго. Одним из аспектов курса будет отработка ровного, плавного почерка у ребёнка. Другим аспектом станет знакомство с азами каллиграфического письма: типы шрифтов, способы оформления букв, изготовление открытки.

На начальном этапе отработка навыков письма предполагает использование простого карандаша с последующим переходом к перу и кисти.

Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей.

Читайте также

Как на взрослого, так и на ребёнка любая творческая деятельность оказывает сильнейшее воздействие, раскрывая секреты, высвобождая потаённые желания, высвечивая «тёмные уголки».

Конечно, желательно найти для себя и своего ребёнка вашего (подходящего) арт-терапевта-психолога. Тогда, с помощью определённых… Читать дальше

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов… Читать дальше

Воспитание ребёнка… Для многих мам это слово означает контроль его действий и соломка под попку. Если открыть материалы Википедии, то определение этого понятия раскроется нам в других, более жёстких, унитарных красках.

Воспитание детей — это целенаправленная деятельность, призванная выработать у ребёнка… Читать дальше

Рисование — это первая художественная деятельность, которой ребёнок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто весёлое занятие, а сложный процесс, в котором мысленному образу или чувству придают видимую форму. Рисование необходимо детям, чтобы полноценно развиваться.

Что же развивает рисование?… Читать дальше

Нужно
ли детей учить красиво писать?

Сегодня очень часто слышу, что дети перегружены, что
им очень тяжело даётся учёба в школе. И среди этих разговоров всё чаще звучит
мнение о том, что неплохо бы отменить домашние задания, а ещё перестать учить
писать… ведь в наше время компьютеров умение пользоваться письменным рукописным
способом общения не является исключительно важным.

 Для меня как для учителя начальных классов это
удивительно. Я понимаю, что писать мы учимся не только для того, чтобы написать
заявление о приёме на работу (хотя это тоже важно: сама была свидетелем, как
взрослый мужчина лет 30 только с 6-го раза справился с заявлением о смене места
регистрации в паспортной службе). Сам процесс овладения письмом является мощным
развивающим фактором.
Учёные считают, что из всех видов произвольных
действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони
и запястья для правильного обхвата пишущего инструмента, правильное положение
запястья и руки в воздухе при письме, движения пером (карандашом, кистью), –
все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела:
пальцы, плечи, спину и ноги.

Так нужно ли учить детей красиво писать?

Каллиграфия — красивый
почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe
«писать»).
Основными
показателями хорошего почерка, кроме его четкости, являются плавность,
ритмичность, легкость и скорость письма.

Ещё
каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое
определение — «Каллиграфия — искусство изображения слова».

Каллиграфия
– это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму
придается эмоционально-образная графическая выразительность.

Постижение
самого искусства каллиграфии, понимание сути процесса возможно только через
практику.

Под каллиграфией в
школьной практике понимают, с одной стороны, искусство писать четким
и красивым почерком
, а, с другой стороны, степень владения техникой
письма, которая оказывает влияние на грамотность.

Например,
логопеды и дефектологи отмечают, что при крупном почерке дети труднее усваивают
орфографию, чем при почерке с буквами нормального размера. По-видимому, это
происходит от того, что детский глаз охватывает слово, написанное крупным
почерком, с напряжением и плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.

Нечет­кое
или неправильное изображение формы букв, их соедине­ний, небрежная запись слов,
в целом тексте приводит к ошибкам типа: потенул (потянул), Олога
(Ольга).

Появление
лишних (двойных) букв в словах типа Аарбуз, ввода, оодна является результатом
механического закреп­ления письма образцов типа Аа, Оо, Вв. Сдвоенное
написание закрепляется в двигательной памяти уча­щихся и сохраняется в их
письме на определенное время.

При
ускоренном письме часто наблюда­ются замены, искажения букв. И. Н. Садовникова,
исследовав­шая причины нарушения письменной речи у младших школь­ников,
объясняет тем, что оптически (зрительно) — се, со, удз, лн, мш, иш, вд схожи;
а буквы — оа, бд, иу, пт, лм, ню, хж, чь  схожи  в
движениях руки при их записи.   В этих буквах совпадает начертание
первого элемента: ребенок либо неправильно передает количество одинаковых
элементов (л — м, п — т, и — ш, му — лу и т. п.), либо ошибочно
выбирает последующий элемент (р — у, Г — Р).

Слишком
медленное письмо приводит к пропуску гласных (например, с(у)д, ж(у)к,
каш(а),б(е)лка) или   согласных при стечении
(например, вс(т)реча, лам(п)а). 

Самая
распространенная причина ошибок такого рода – несогласованность темпа
мысленного проговаривания слова и темпа его записи. Например, записывая
слово маки, ученик мысленно проговаривает первый
слог ма, рука успевает записать только букву м; ученик, не
ожидая завершения (зрительный контроль не срабатывает) записи, проговаривает
второй слог – ки, и рука как бы приняв новый сигнал, начинает сразу
воспроизводить новый слог, появляется запись мки. 

Взаимосвязь
каллиграфии и грамотности, по мнению нейропсихологов самая очевидная:
если ребёнок напишет письменную работу красивым, разборчивым почерком, он
сможет прочитать и увидеть возможные ошибки, их исправить. Если работа написана
неразборчиво, ребёнок толком и прочитать не сможет, соответственно,
маловероятно, что он обнаружит ошибку, проверка затруднена. Это очевидная
связь, но есть и научное объяснение. Дело в том, что при развитии мелкой
моторики пальцев, когда мы делаем какие-то упражнения, манипулируем какими-то
предметами, импульсы от пальцев идут в определённую зону мозга, которая
отвечает за движения руки и пальчиков. А рядом с этой зоной находится речевая
зона, и эти импульсы задействуют и речевую зону. Таким образом, развивая мелкую
моторику, мы развиваем речевую зону – и речь, и эта связь очень крепкая.

 
И. М. Дьяконов, историк-востоковед, лингвист писал: “Письмо представляет
собой фиксацию человеческой речи с помощью системы начертательных образов”. Начертательные
образы — это буквы, объединение которых в слоги и слова регулируется
специальными пра­вилами каллиграфии и орфографии. 

У
ровного, разборчивого и эстетичного почерка есть чисто практическая польза,
которая заключается в следующем:


исключает ошибку и помогает правильно понять текст;

— не
вызывает раздражение у читающего;


дисциплинирует мысль во время письма;


полезна для поздравительных открыток и дарственных надписей;


обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;


говорит в пользу вашего характера.

Действительно,
сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема
почерка – это одна из проблем образования.

А
ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности:
писец — второй человек после государя.

В
дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный
предмет.

После
революции уроки каллиграфии не упразднили, а лишь переименовали в чистописание.

Школьники
писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами,
и только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый
почерк.

Но самое
главное – письмо было Отрывным.

Однако
в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли
излишеством. Посчитали, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут
отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, как пережиток
прошлого, а шариковые ручки стали орудием письма с первого дня в школе. В
результате, получили жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим
(результат безотрывного письма).

 Качество
письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой
ручки пишущая часть – это «точка». А вот для письма, изучаемого на уроках
каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту»
различной ширины.

 Поэтому
правильнее учить малышей писать сначала карандашом, а уже затем давать
шариковую ручку.

Психологи
установили, что сейчас у многих детей клиповое мышление. У них
нет цельного восприятия образа, им трудно фиксировать внимание длительное
время на одном предмете. Чем же нам может помочь в этой ситуации
каллиграфия? Когда человек пишет пером, он мыслит. Но он думает
не только о содержательной стороне, а и о внешнем выражении
написанного. Ещё лет 25 назад от учеников начальных классов можно было
услышать вопрос: «А между этими буквами верхнее или нижнее
соединение?»
 И ведь это важно даже не из-за написания
букв. Так происходило и должно происходить формирование внутреннего
пространственного восприятия у человека, его миропорядка. Письмо
дисциплинирует.

Человек
оттачивает письмо, а буквы учат человека
. Они
учат порядку и творчеству одновременно. Буква передаёт исторический опыт
народа, именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты,
которые используют в данный период. Знакомство с различными
шрифтами — это приобщение к истории своего народа.
Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщается ученик.
Обучая ребенка грамоте, одновременно надо начинать заниматься каллиграфией – не
только чтобы облегчить процесс запоминания, но и чтобы заложить
основы эстетического вкуса
, пробудить способность к восприятию
искусства.

Недаром
огромное внимание изучению каллиграфии продолжают уделять на Востоке.

В 80-х годах крупнейшая японская компания,
занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная
переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент.
Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре
для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась
долго. Её финансировали более 10 лет.

Когда собрали данные, организаторы эксперимента были
потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала
каллиграфия. Поэтому компания
рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах,
независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те
самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных
технологий.

Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный
перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по
полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие
полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала
специалистов.

Китайские специалисты говорят о положительном влиянии
каллиграфии на здоровье человека.
 В своей статье «Каллиграфия и
здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу
рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на
продолжительность жизни.

Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают
гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы».

Этот процесс влияет на психическое и физическое
здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и
воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.

Каллиграфия заставляет правую мозговую долю
чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает
внимательность, наблюдательность и воображение.
Юань Пу пришел к
выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных
воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, –
научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон
Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший
член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Результаты исследований ещё одного китайского
специалиса, профессора Генри Као, показывают, что человек, практикующий занятия
каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие,
выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного
давления и уменьшении мускульного напряжения. У него улучшаются ответная
реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность
к ориентации в пространстве.

Практические и клинические исследования показали положительное
влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах
пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита
внимания и гиперактивностью.

Но
не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её
воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные
специалисты. Президент Национального союза каллиграфов Петр Чобитько
на своих занятиях учит:

ü  Шариковую
ручку мы держим с постоянным нажимом, рука, а с ней и весь человек – закрепощены;
перо нужно обхватить нежно, иначе блокируете дыхание, движение тела. Линию
делаем на выдохе. Сидим ровно, на перо не наступаем – оно на цыпочках
движется».

ü  Работаем
не пальцами, а всем телом, как рычагом, – наставляет каллиграф, пока мы, как начинающие
водители, опасливо трогаемся с места в верху буквы и ме-е-едленно ползем пером
вниз.

ü  При
каллиграфии всегда идет счет, внутренняя работа. Это рисовать можно, и жуя
бутерброд, и смотря телевизор. Если возьмешь перо, уже ничем параллельно
заниматься не сможешь.

Когда
мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку и пишем, не
прерываясь, а часто – и не задумываясь.

В
каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это,
конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

Я
думаю, что, необходимо уделять больше внимания формированию красивого
почерка, и не только в начальной школе. Этим мы обеспечим условия для 
выработки грамотного письма и развития творческого потенциала детей в
дальнейшем. 

Меркулова И.
В.

учитель
начальных классов

https://kulturologia.ru/files/u23606/236068177.jpg

Творчество

Зачем писать от руки, или 5 причин заняться каллиграфией и леттерингом

17 октября 2019
21 831 просмотр

Разбираемся, чем хороши каллиграфия и леттеринг, и размышляем, зачем нам писать от руки, когда все вокруг печатают.

Леттеринг vs Каллиграфия

Для начала скажем, что каллиграфия и леттеринг — разные вещи. Каллиграфия — это ровный, стройный, выверенный почерк, как с открыток. А леттеринг — это когда вы рисуете каждую букву отдельно. При этом буквы могут выглядеть как угодно: большие, маленькие, пузатые, узенькие, в стиле 70-х или украшенные флоришами (украшениями, похожими на виньетки).

Каждое направление по-своему прекрасно. Тут важно выбрать, что нравится именно вам. А мы расскажем о плюсах.

Это красиво

И леттеринг, и каллиграфия — это создание красоты. Буквы — ровные или самобытные — выглядят эстетично и радуют глаз. Да, первые работы получаются немного неказистыми, но ведь это только начало. Через несколько практических уроков вы сами удивитесь, какие крутые вещи умеете делать.


Гифку взяли тут

«Не обязательно рисовать идеально ровно, — рассказывает дизайнер и иллюстратор Татьяна Чулюскина, создатель бренда „Шерри Боббинс“ и автор нашей самой eco-friendly книги „Буква к букве“, — некоторая кривизна, живость и рукотворность линий будут нам только в плюс.


Буква к букве


Одна из чудесных открыток Татьяны Чулюскиной из её блога

Например, в моих работах много эскизности, я их специально такими и оставляю, хотя кому-то может нравиться другое. Кто-то любит сверкающие идеальные яблоки как из фильмов про будущее, а кто-то любит бабушкины садовые, с бочками, разного размера».

Может каждый

Возможно, когда-то одна добрая учительница сказала вам: «Не быть тебе каллиграфом. Пишешь ты как курица лапой» — и тем на корню убила мечту о красивом почерке. Но вы уже выросли и теперь знаете: та учительница во многом ошибалась.

Верьте в себя — вы можете. Видео из блога Анны Рольской

Каллиграфия и леттеринг — навыки, которыми может овладеть каждый. Неважно, пишете ли вы с 5 лет идеальным курсивом или до сих пор плохо выводите букву «Д», есть ли у вас художественное образование или вы никогда не держали в руках кисть, — поверьте, вы можете создавать красивые надписи.

Развивает мозг

Говорят, что в финских школах уже нет уроков чистописания, а в английских и ученики, и учителя пишут только печатными буквами. Понятно, что вокруг миллион гаджетов, и нам все сложнее писать от руки. Но, да простят нас технологии, стучание по клавиатуре никогда не заменит пользу от рукописных «А» и «Б». Потому что работа ручкой, пером или маркером попросту развивает мозг.

В каллиграфии есть оттенок ностальгии: будто возвращаешься во времена пушкинских стихов. Видео из блога Вики и Виты

Тут можно немного упомянуть о научных исследованиях. Ученые давно подтвердили, что когда мы набираем текст на компьютере/ноутбуке/телефоне и пишем от руки, мозг работает по-разному. Выписывая буквы, мы лучше запоминаем и осмысляем текст. Плюс у нас включается критическое мышление.


Ещё одна открыточка Татьяны Чулюскиной из её блога

Татьяна Чулюскина тоже советует не забывать про письмо от руки: «Из-за постоянного использования гаджетов мы стали меньше писать, а связь „рука — мозг“ все же очень важна. Осознанно или нет, мы приходим к новым способам ее поддерживать».

Успокаивает

В написании фраз от руки есть нечто медитативное: когда вы аккуратно выводите слова пером или прорисовываете обаятельную букву, то полностью концентрируетесь на этом занятии. Думаете только о контурах, цветах, линии, которая должна быть ровной и непрерывной… Любой стресс не выдержит под напором такого внимательного буквописания.

Начните выводить буквы — и время немножко остановится. Видео из блога Вики и Виты

Вот что рассказывают сестры Вика и Вита Лопухины, которые придумали «Прописи по каллиграфии» на кириллице: «Нам хотелось бы, чтобы больше людей увлеклись каллиграфией и чаще писали от руки. Это не просто записывание информации, а расслабляющая практика, полезная не только школьникам, которым нужно развивать концентрацию и внимание, но и людям, страдающим тревожностью и депрессией».

Творчество

Если рисование и вязание пугают, кулинария страшит возможностью потолстеть, а переделка мебели не впечатляет результатом, попробуйте писать от руки. Уникальные надписи — это настоящее творчество, которое подарит крутые эмоции и позволит создавать оригинальные вещи. Плакаты, футболки, открытки, кружки — что вашей душе угодно.

А представьте, сколько любимых цитат из книг вы сможете написать красивым почерком… Аж дух захватывает!

Такую красоту рисует Анна Рольская. Видео из её блога

«Каллиграфия кистью, пожалуй, один из самых доступных и увлекательных видов творчества, — рассказывает автор бестселлера „Основы каллиграфии и леттеринга“ Анна Рольская. — После непродолжительных тренировок (1–3 месяца) рука привыкает к работе кистью, и процесс доставляет все больше удовольствия».

Как и картины художника, почерк может многое сказать о вас. Какой вы? Душа нараспашку, скромный и милый, необычный или витающий в облаках? Точно мы знаем только одно: вы можете что угодно. Стать каллиграфом, леттерером, мастером красивых букв. Дерзайте.

По материалам книг «Прописи по каллиграфии», «Буква к букве», «Основы каллиграфии и леттеринга»

Обложка отсюда

Почерк — отражение человека. А каллиграфия способна изменить не только почерк.

Ручки-стирайки безусловно изменили мир к лучшему. Первоклашки больше не переживают, если не очень красиво выведут крючочек, а старшеклассники больше не покупают замазку – можно просто стереть ошибку и написать заново.  Да, мир меняется, и уходит стресс от возможных ошибок и описок, вот только и старание, и терпение уходят вместе с ними.

Раньше дети всю начальную школу учились писать, уроки чистописания – это история не про орфограммы и ошибкоопасные места, а про красивые буквы и плавные соединения. Где нужно соединить букву «о» и «х», чтобы было правильно: вверху или внизу?

Сейчас на чистописание
детям, к сожалению, дается максимум полгода. А дальше их с неокрепшим почерком
отпускают в свободное плавание по освоению грамотности.

В
результате, как только начинаются большие объемы письма, а это примерно со 2-3
класса, почерк плывет, ошибок становится больше, рука устает, концентрация
снижается, и, если у ребенка нет врожденной грамотности, его оценки стремятся к
нулю. А ведь все так просто исправить: достаточно чуть больше времени уделить
именно каллиграфии.

Да, в стандартном понимании каллиграфия – это история про завитушки, флориши, итальянский курсив и готический шрифт. Перо, чернила, промокашка. Но на самом деле, каллиграфия – это в первую очередь искусство писать красиво, свободно, чувствуя дыхание руки.

Так что же
дает детям каллиграфия?

Учит писать буквы по формулам

У каждой буквы
свои особенности, вне зависимости от шрифта, у нее есть свой наклон, свои
размеры, толщина штриха. Она должна начинаться в одном месте строки и
заканчиваться в другом.

Повезло тем
детям, с которыми чистописание отрабатывают в тетрадках в  частую косую линеечку. Там четко видно по
клеточкам, где нужно начать и где закончить, чтобы буква удалась. И при
длительных тренировках рука запоминает и дальше можно свободно писать в любой
тетради и на любой бумаге.

Результат:

  • ровные красивые буквы;
  • увеличивается скорость письма;
  • понятный почерк;
  • количество описок и очЕпяток стремится к нулю;

Учит расслаблять руку

Возьмите в руку ручку или карандаш и попробуйте написать любую фразу, ну положим «Ненавижу делать домашнюю работу», посмотрите внимательно на то, что получилось и посчитайте сколько букв вы написали отдельно друг от друга.  Спойлер: их будет много.

Раздельное написание более привычно для нас, но и более энергозатратно! Именно поэтому каллиграфия учит писать буквы через соединения, то есть не отрывая перо от бумаги. Это экономит время, силы и делает почерк более плавным.

Но это требует определенных навыков, которые, впрочем, легко развиваются на курсе каллиграфии.

Результат:

  •  красивый плавный почерк;
  • рука не устает;
  • уходит зажим в запястье;
  • увеличивается скорость письма.

Учит доводить дело до конца

Клиповое мышление – это здесь и сейчас.  Все быстро, весело и легко. Никаких усилий.  Именно потому, что современные дети растут в новой (для нас) парадигме коммуникации, они не умеют доводить начатое до конца. Это требует усидчивости, концентрации внимания.  Всех тех качеств, которые жизненно необходимы как в школе, как бы не изменялась система образования, так и во взрослой жизни, если ты хочешь быть успешным.

В каллиграфии нельзя бросить букву на половине, и нельзя не дописать слово – его никто не сможет прочитать.  Каллиграфия учит терпению.

Когда ты видишь результат своих трудов, и он настолько крут, что ты можешь повесить свою работу на стену, отнести любимой учительнице по русскому языку и гордо подарить рукописную открытку бабушке.

Результат:

  • увеличение концентрации внимания;
  • появляется усидчивость;
  • развивается терпение;
  • появляется навык «работа на результат»;  

Развивает воображение

Каждая буква – это образ. А любой образ автоматически рождает массу ассоциаций в мозге. Недаром многие методики по запоминанию орфограмм основаны на схожести сложной буквы и какого-то предмета, с ней связанного. Например: кАртина, буква «А» все время забывается, но кАртины рисуются кАрандашами и так уже проще запомнить, особенно если пару раз записать слово кАртина с кАрандашом вместо буквы А. Увидели, чем они похожи?

Каллиграфия
дает невероятный простор для воображения. Различные шрифты и начертания,
декоративные элементы, так называемые флориши и завитушки. Каждое слово и даже
каждую букву можно превратить в настоящее произведение искусство.

Результат:  

  • увеличивает творческий потенциал;
  • развивает воображение;
  • повышает креативность в целом;

Успокаивает

Это только
кажется, что сидеть выводить бесконечные палочки и крючочки утомляет,
раздражает и даже выводит из себя. На самом деле каллиграфия с ее ежедневными
тренировками, при условии, что они, конечно выполняются, не шариковой ручкой, а
хотя бы карандашом, а еще лучше пером, снижают стресс, помогают снять
эмоциональное напряжение, расслабляют и успокаивают.

Многие
японские компании каждый день в обеденный перерыв отправляют своих сотрудников
заняться каллиграфией и приглашают для этого специально сенсея.

А необычный
опыт питерской школы для детей с особенностями развития показал, что занятия
каллиграфией способны помочь решить проблемы даже детям с СДВГ и некоторым
аутятам.

Результат:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • расслабление;
  • снижение стресса;
  • повышение адаптивности; 

Сколько простых шариковых ручек нужно исписать, чтобы добиться красивого почерка, если мы знаем, что одна ручка способна начертить прямую линию длиной в 2 км?  Увы, на этот вопрос нет ответа.  Хотя бы потому, что для каллиграфии все-таки лучше использовать перо. А вот посчитать, сколько тетрадей можно исписать такой ручкой, вы вполне можете посчитать с детьми на досуге. Только помните, что буквы не равны  простой горизонтальной линии.

Каллиграфия и ее место в современном мире

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет дизайна и технологии

(Институт искусств)

Кафедра рекламной графики и визуальных коммуникаций

Реферат на тему: «Каллиграфия и ее место в современном мире»

По предмету: Проектирование авторских коллекций в материале

Студентки группы 19-10

Москва 2014

Оглавление

Введение

. Каллиграфия. Определение понятия

. Каллиграфия. Забытая и возрожденная

.1 Каллиграфия на службе бизнеса

.2 Здоровье на кончике пера

.3 Школа каллиграфии

Заключение

Введение

Каллиграфию всегда рассматривали в качестве хобби. Однако со временем это искусство превратилось в своего рода профессию. От написанных вручную визиток до разработки торговых марок — везде можно почувствовать художественное видение каллиграфа. Рассказывает Ааста Курана.

Каллиграфия — это искусство красивого, стилизованного, уточненного письма пером или кистью и тушью. Одна из древнейших форм искусства, сегодня каллиграфия превращается в уникальный способ достижения успешной карьеры.

Сегодня известно множество стилей и школ каллиграфии, таких как арабская каллиграфия, китайская, японская. Разнообразных шрифтов и того больше.

В этом искусстве большое внимание уделяется правильному сочетанию форм и штрихов, важна стройность и гармония различных частей буквы. «Когда человек научается писать, он становится грамотным, а когда он понимает суть написанного, он превращается в художника. Каллиграфия одинаково красива в чёрно-белом и цветном видах. Истинный художник всегда точно контролирует создаваемые штрихи и так создаёт произведения искусства», — рассказывает Ачут Палав, всемирно известный каллиграф и основатель Каллиграфической школы Ачута Палава в Мумбаи.

1. Каллиграфия. Определение понятия

Мастерский рисунок каллиграфа всегда завораживает единством строгой дисциплины и свободного творческого порыва, выраженного в ритме, мелодии букв и их переплетении. Экспрессия и дисциплина- это две стороны каллиграфического искусства. В работе зрелого и опытного художника они не спорят друг с другом, а уравновешиваются и гармонично сочетаются.

Пожалуй, только музыка и каллиграфия могут настолько полно выразить сокровенные чувства своего создателя. Каллиграфия — это намного больше, чем графическая красота буквы, каллиграфия- это постоянное совершенствование формы и непрестанное оттачивание навыка письма.

В создании каллиграфической композиции заняты не только голова и рука, ведущая линию, а без преувеличения все тело, однако главное для этой работы- участие сердца. Особенно это подчеркивается в традиции восточной каллиграфии, основанной на концентрации, медитации и самое важное- полной гармонии, средоточием которой становится художник.

Дать четкие определения и разделить каллиграфию и разработку шрифта довольно сложно. Вместе с тем каллиграфия представляет собой живое и более непринужденное творчество. Благодаря этой спонтанности искусство каллиграфии, подобно зеркалу, отражает чувства и эмоции пишущего, его воображение и дисциплину, которые проявляются в строе и геометрии букв на листе бумаги. Начинать занятия каллиграфией полезно с рукописных упражнений: освоение так называемого канцелярского письма помогает избрать верное направление и выработать собственный стиль.

Создание шрифта для печати подразумевает более тщательную проработку формы букв при помощи пера или кисти, здесь нет места случайностям и стихийным вольностям штриха, которые может позволить себе каллиграф.

Благодаря усилиям американских художников каллиграфия обретает широкую популярность в Соединенных Штатах. Я надеюсь, что эта тенденция охватит и Европу, и интерес к искусству письма возродится по обе стороны Атлантики. К большому прискорбию, во многих художественных школах Европы шрифтовым дисциплинам уделяется все меньше внимания, прерывается многовековая традиция каллиграфии- одна из фундаментальных основ художественного образования. Однако письменность продолжает жить в книгах, и однажды Европа вновь обретет то искусство, которое в свое время привезла в Новый Свет в фолиантах старых мастеров. Слова и строки, тщательно и чутко выведенные собственной рукой, откроют двери дружбы, общения и взаимного уважения в кругу единомышленников. Практика привнесет в буквы, да и в сам процесс, смысл и изящество. Постепенно обретая уверенность, художник понимает, насколько многому ему еще предстоит научиться, и скромность не дает развиться самонадеянности.

Строки каллиграфа говорят разными интонациями и голосами, разжигают огонек интереса к ремеслу, тот огонек, который, возможно, охватит и вашу душу, заставив взять в руки ширококонечное перо- лучшее лекарство от тоски и печали- и обрести веру в собственные силы. Я тешу себя надеждой, что это тихое, уединенное и смиренное ремесло поможет нашему больному обществу исцелиться.

2. Каллиграфия. Забытая и возрожденная

Большинство людей сегодня воспринимают каллиграфию исключительно как один из видов изобразительного искусства. Кто-то считает его старинным, кто-то даже устаревшим. По крайней мере, не слишком популярным направлением в современной культуре. О том, что же такое каллиграфия и насколько она актуальна для современного общества, рассказал преподаватель Института им. Репина, член Союза художников России Пётр Чобитько.

На Востоке, в Японии и Китае, каллиграфия сегодня преподаётся в школе наравне с рисованием. А раньше среди самураев она сравнивалась с пятым видом боевого искусства. Существует даже такое выражение: «Гармония пера и меча» (бунбу итти). На японских каллиграфических свитках часто можно увидеть эти слова. Перо и меч многие века составляли основу жизни японской знати. Вообще, японская каллиграфия — одна из практик дзен, такая же, как искусство икебаны, фехтования на мечах (кендо), чайная церемония (чадо) и боевые искусства (будо).

Тем не менее, ошибается тот, кто считает каллиграфию искусством в большей степени восточных стран. Конечно, определенные предпосылки для этого существуют. Например, пиктографическая письменность как основа иероглифов предполагала отображение содержания сообщения в виде рисунка. То есть фиксировалась не сама речь, в отличие от линеарного письма, знаки которого не имели сходства с рисуночным оригиналом. Другая предпосылка связана с Кораном, запрещающим художнику изображать окружающий мир. Вследствие этого мусульмане воплощают свои художественные образы через письмо, создавая тем самым из текстов арабской вязи настоящие произведения искусства. Но в дореволюционной России каллиграфии уделялось ничуть не меньшее внимание. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. После революции этот вид искусства и предмет стал считаться буржуазным и фактически исчез из школьной программы. Его заменили обычным чистописанием. А в 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии. Известный эстонский мастер и педагог Пауль Лихтейн ещё в 1970 году предупреждал о последствиях использования шариковой ручки и о влиянии её на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.

.1 Каллиграфия на службе бизнеса

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, — начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы — самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это — следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Недавние исследования Британской ассоциации хирургов, связанные с оценкой здоровья современных школьников в Англии, констатировали неутешительные результаты. Ребенок сегодня подвержен риску болей в спине и суставах больше, чем когда бы то ни было, а каждый третий обследуемый пациент испытывает боли в спине с самого детства.

По данным одной из лучших английских школ, из 222 детей, которые идут в 1-й класс, нормальная осанка и здоровый позвоночник через год остаются только у пяти детей. Сам собой напрашивается вопрос: если к таким выводам приходят на основании исследований в лучших западных образовательных учреждениях, что же происходит со здоровьем детей в российских школах за время учебного процесса? Учитывая сегодняшнюю тенденцию в области образования и сфере интересов самих родителей — начинать обучение детей как можно раньше, не с семи лет, а с шести или даже пяти, нетрудно предположить, в каком состоянии они приходят еще только в 1-й класс. Для полноты картины можно вспомнить о мебели, использующейся в процессе обучения и часто не предусматривающей профилактику таких заболеваний, как сутулость и сколиоз. Не забыть про объём предметов, кружков и секций, которыми стараются нагрузить своих чад заботливые мамы и папы. Учесть то количество времени, что современный ребенок проводит перед экранами телевизоров и компьютеров. В конце концов, просто взвесить школьные портфели. И задуматься, что будет с этими детьми через некоторое время. По статистике, уже 90% детей идут в 1-й класс с проблемами позвоночника и 20% — с психическими нарушениями. А ведь истина о том, что позвоночник человека — его основа, известна на протяжении многих тысячелетий. Древние китайские мудрецы называли его магистральным путем жизненной энергии, на котором держится весь организм. Причем не только физика, но и психика. Конечно, в современном мире невозможно обойтись без серьёзной подготовительной базы и качественного образования. Но изменить подход к образованию вполне возможно. Наряду с развитием и применением новых методик усвоения знаний, таких, например, как игровые формы обучения, имеет смысл обратиться и к истории. К опыту наших предков, многие из которых, кстати, обладали более глубокими знаниями, чем современные поколения, и гораздо больше времени проводили за партой. Притом обладали идеальной осанкой и здоровым позвоночником. Каллиграфия имеет к этому самое непосредственное отношение. К тому же данный вид искусства оказывает серьёзное влияние не только на позвоночник, но и на психофизическое здоровье человека в целом.

Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой. По его мнению, между этими двумя способами имеется коренное отличие в так называемых основах психомоторной механики. В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.

Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма — наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, — научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Итак, современное исследование каллиграфического письма было клинически апробировано и обозначило альтернативный подход к лечению. Дальнейшие исследования установили значительное повышение скорости реакции в обоих полушариях мозга при занятиях каллиграфией, причём уменьшение времени реакции в правом полушарии наиболее ярко выражено у опытных каллиграфов, нежели у новичков. Результаты ещё одной серии экспериментов показали, что каллиграфическое письмо положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление; как следствие всего вышеперечисленного, улучшается кратковременная и образная память.

каллиграфия письмо внимание

2.3 Школа каллиграфии

Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты.

В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент — основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7-8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Проблема заключалась в том, что родители большинства таких детей не имели возможности платить за обучение. Спонсорской помощи не хватало даже на зарплату учителям, о государственной поддержке подобного эксперимента не шло и речи, поэтому школа просуществовала только 15 лет и была закрыта.

***

К сожалению, в нашей стране и сегодня в сознании большинства людей каллиграфия остаётся пока лишь частью исторического прошлого. Как и многие другие традиции, она оказалась неоправданно забытой. Тем не менее, находятся люди, которые не дают ей умереть окончательно и пытаются возродить каллиграфию: в первую очередь — как вид искусства, а во вторую — как необходимую основу образования, причем важную не только для детей, но и для взрослых. Стоить отметить, что этим людям за последние пять лет удалось совершить серьёзный прорыв.

В 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица мною была основана школа каллиграфии. Сегодня в ней открыто несколько детских и взрослых групп. Это событие привлекло внимание московского Международного выставочного холдинга, и осенью 2008 года началась совместная разработка нового для России международного проекта — «Каллиграфия в России». В этом же году в Петербургской академии художеств состоялась первая международная выставка каллиграфии. А Москва и Новгород подхватили эстафету в следующие два года. Участниками выставки стали известные мэтры каллиграфии из России, Европы, Азии и Америки. Проект «Международная выставка каллиграфии» получил одобрение и высокую оценку представителей медицинской элиты России. В НИИ психоневрологии им. Бехтерева состоялась встреча между командой проекта во главе с Алексеем Шабуровым и директором института, президентом Всемирной ассоциации динамической психиатрии Николаем Незнановым. Это событие лишний раз продемонстрировало многогранность реализуемого проекта и придало миссии формирования красивого и здорового общества дополнительный смысл. По словам доктора биологических наук и кандидата медицинских наук Валерия Слёзина, выявление физиологических закономерностей, связанных с изучением и освоением каллиграфии, — уникальное направление, где можно прийти к неожиданным и серьёзным результатам. Остается надеяться, что общими стараниями удастся привлечь внимание общества к проблеме и возродить ещё не одну историческую традицию. Ведь не зная своего прошлого, как говорится, невозможно построить будущее. Пока же будущее это весьма неопределенно. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие — пластику танца. Кто-то называет каллиграфию кардиограммой времени. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.

Заключение

Заключение данного реферата можно назвать «Манифест современного каллиграфа».

Мы не совершаем подвигов, не претендуем на славу, не перекраиваем карту мира, но, возможно, своим тихим ремеслом мы добавляем в этот мир каплю радости и, старательно выводя наши строчки, воздаем хвалу Господу со всей искренностью наших сердец.

Каллиграфия- это мирное и благородное искусство, удел хорошо образованных людей, работающих с полной отдачей и усердием: в штрихи и буквы мы вкладываем наши чувства и переживания, частицу самих себя. Буквы должны нести в себе изящество и красоту.

Сегодня во многих странах интерес к каллиграфии вновь набирает силу. И это прекрасно. В будущем, когда люди станут тратить меньше времени на работу, возможно, у них найдется время для творческих хобби. Должен добавить, что мы, каллиграфы, не загрязняем тушью водоемы и атмосферу, не шумим и не галдим, наше единственное «оружие»- перо- служит нам для того, чтобы написать слова, в важности которых мы хотим убедить других.

Конечно, мы понимаем, что мы не самые важные птицы в этом мире, мы просто любим делать красивые вещи с помощью данного нам таланта. Кроме того, на нас лежит груз ответственности перед мастерами далекого прошлого, традицией средневековых переписчиков, придворными писцами монархов Европы и Азии. Каллиграфия- это и по сей день королевское искусство.

Список литературы

. BUSINESS PARTNER №8 2010, Информационно-аналитический журнал для предпринимателей.

3. International Calligraphy Today. NY : Watson-Guptill Publications, 1982. Перевод на русский язык взят с интернет-сайта Студии Артмеия Лебедева: https://www.artlebedev.ru/

4. The Scribe. No. 31. London : The Society of Scribes and Illuminators, 1984. Перевод на русский язык взят с интернет-сайта Студии Артмеия Лебедева: https://www.artlebedev.ru/

. Интернет-сайт «Международная выставка каллиграфии» http://calligraphy-expo.com/

  • Для сказок характерен гротеск
  • Для секретаря как пишется
  • Для сведения как пишется в письме
  • Для россии литература точка отсчета сочинение
  • Для расчета как пишется