Для чего пишут сочинение

Как часто вы задавались вопросом: зачем писать длинные сочинения и учиться сочинять тексты? Ведь в наше время принято обозначать мысли, идеи, слова в виде изображений, коротких фраз в формате постов в соцсетях или образов, которые называются «мемами». И правда: так проще и быстрее. На первый взгляд. Но умение коротко формулировать мысль или публиковать фото в Интернете не научит вас множеству других полезных навыков, которые необходимы для успешного будущего в личной и профессиональной жизни.

Итак, для чего мы учимся писать сочинения? Сочинение:

  • Учит думать.
    Размышляя на бумаге, сочиняя, человек стимулирует мыслительный процесс. Очень часто нам сложно сказать что-то вслух или сформулировать мысль. Письмо или напечатанный текст помогают нам сосредоточиться: фиксируя все идеи, которые появляются в голове, вы сможете выделить главное и так или иначе сформулируете суть, основную идею. Устные размышления и общение тоже развивают наш мозг. Но сказанная вслух мысль может быть упущена: не случайно говорят, что слово не воробей – вылетит, не поймаешь. А записанная на бумаге идея останется навсегда.
  • Учит объединять части разрозненной информации в одно целое.
    Сочинение развивает навыки анализа и формулирования выводов: оно помогает видеть не только отдельные части, но и картину в целом. Качество, без которого не стать руководителем, успешным бизнесменом или просто не построить профессиональную карьеру. Умение замечать не только отдельные элементы и мелочи, но и видеть все окружение, обладать широким кругозором и видением ситуации в целом. Это качество лучше всего развивается, когда вы работаете с большим количеством информации и выявляете главное, записывая его на бумаге. Именно поэтому сочинение – один из самых эффективных способов развития аналитических способностей.
  • Развивает логику.
    Кстати, об аналитике. Написание сочинения и любого текста развивает нашу логику. Наравне с другими школьными предметами (например, как алгебра и геометрия), литература и создание текстов развивают логическое мышление. Умение грамотно, последовательно и логично изложить мысль – основа навыка убеждения. Это качество, которое незаменимо для успешного профессионала: люди, обладающие даром убеждения, успешнее других и всегда в лидерах.
  • Структурирует информацию.
    Когда информации много, мысли разлетаются, идеи разнятся, проще всего зафиксировать все письменно. Записывая все на бумаге, вы автоматически выделяете самое главное. К тому же когда пишется сочинение, вы стараетесь соблюдать определённый порядок: либо по созданному ранее плану, либо интуитивно. Таким образом написание текста учит структурировать любую информацию.
  • Сочинение, как и любой другой письменный или печатный текст, учит формулировать мысли четко и понятно. Это качество незаменимо для личного и профессионального развития, в общении с другими людьми, достижении целей и многом другом. Помимо прочего, навык письма и сочинительства помогает из многообразия информации выделять основную идею. А это незаменимо особенно в наше время: умение отбрасывать лишнее и оставлять главное нередко спасают нас, когда все меняется ежесекундно.

Сочинять что-то новое довольно сложно. Писать свои сочинения было непросто даже талантливым поэтам и писателям – работа над словом требует от автора не только одаренности, но и большого внимания, сосредоточенности.


Что же тогда говорить об учениках средних школ? Для них написание сочинения становится обычно задачей непростой, затратной с точки зрения времени и прилагаемых усилий. Редкий ученик не восклицал в свое время с досадой: «Зачем вообще нужны эти сочинения?!».

Сочинение – это один из видов творческой работы учащихся. Уже со второго класса детям предлагают выразить свое мнение по тому или иному вопросу в письменной форме. Конечно, такие «сочинения» не идут ни в какое сравнение с работами, которые пишут старшеклассники, но эта форма организации учебного процесса будет сопровождать учащегося на протяжении всех лет учебы. Для чего же нужны сочинения и какие задачи они призваны решить?

Развитие речи

Необходимость формулировать свои мысли, подбирать нужные слова, подыскивать синонимы, чтобы избежать повторений – все это положительно влияет на уровень развитии речи ребенка. При написании сочинений ученик употребляет слова и оперирует понятиями, которые в обыденном общении не используются, тем самым он увеличивает свой активный словарный запас.

Речь имеет непосредственное отношение к интеллекту – чем более богат лексикон человека, тем большее количество понятий он различает и тем более точно может выразить свою мысль. И невозможно переоценить роль письменных творческих работ в вопросах развития речи.

Развитие творческих способностей

Сочинение позволяет ребенку подойти к заданию творчески, создавая свое собственное произведение на данную тему. Выразить свои чувства, описать настроение, рассказать об интересном событии – все это учащийся может сделать в сочинении. Развитие творческих способностей необходимо для воспитания гармоничной личности – и в этом смысле сочинение представляет просто неограниченные возможности: сочинение-описание, сочинение-размышление, сочинение в стихах – все это дает ребенку шанс раскрыться с новой, неожиданной для окружающих, да и для самого себя, стороны.

Закрепление пройденного материала

На практике, при написании творческих работ, значительно лучше усваиваются теоретические знания: орфография и пунктуация, если говорить об изучении языка. Если же тема сочинения – литературное произведение, такая работа помогает ребенку лучше его изучить. Отвечая на поставленный вопрос, учащийся обращается к тексту, перечитывает значимые отрывки, обдумывает его содержание. Все это способствует более глубокому усвоению материала.

Развитие мышления, формирование жизненной позиции

В отличие от изложения, в сочинении, как правило требуется произвести анализ предложенной ситуации или литературного произведения, высказать свое к нему к нему отношение. Так у ребенка, подростка или молодого человека появляется необходимость оценить событие и ситуацию, выработать и озвучить собственное мнение.

Сочинение дает маленькому человеку возможность задуматься над вопросами, которые и интересны, и важны для духовного становления личности.

Между тем, если спросить у детей, какое из заданий для них для них самое сложное, самым популярным ответом будет именно сочинение. Это еще раз подтверждает, что думать – самая непростая работа в мире.

Развитие логического мышления

Уже начиная со средней школы при написании сочинений недостаточно провозгласить свое мнение или обозначить позицию. Свой ответ нужно должным образом аргументировать: «Я так думаю, потому что…». Даже если речь идет о довольно простых доводах, в соответствии с возрастными возможностями ребенка, обосновать свою позицию он все-таки должен.

Кроме того, сочинение пишется по заранее составленному плану. Это позволяет ребенку избежать сумбура и научиться логически выстраивать изложение своих мыслей.

Что такое сочинение в «школьном» контексте? Это речевое упражнение, смысл которого в том, чтобы изложить в определённой последовательности мысли на заданную тему. В нашей школьной традиции сочинение воспринимается, однако, прежде всего как средство контроля (сочинение по итогам изучения темы по литературе, годовое сочинение, выпускное…). Традиционно и то, что писать сочинения школьники не любят, не умеют и не хотят. Не буду о причинах, скажу только, что сочинение – очень полезное упражнение, которое развивает письменную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность. Однако только при условии, что ему правильно и вовремя учат.

Начиная обучать сочинению, полезно сначала объяснить, что это такое и зачем нужно учиться его писать. Это можно сделать уже в 3-м классе. Что следует объяснить?

1. В слове сочинение корень -чин- и приставка со-. В словаре С. И. Ожегова находим слово чин, одно из значений которого — порядок, обряд (даётся с пометами книж., устар.). Сочинение — это СОединение и расположение в определённом ПОРЯДКЕ собственных мыслей на какую-то тему.

2. Сочинение — это речевое упражнение, одно из многих. С другими речевыми упражнениями — свободным диктантом, изложением — дети уже знакомы, их смысл понятен. Сочинение — тоже очень полезное упражнение, потому что люди общаются не только устно, но и письменно, и свои мысли нужно уметь формулировать и располагать последовательно.

КАК УЧИТЬ СОЧИНЕНИЮ? С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Лучше начинать с так называемых свободных тем, когда ребёнку предлагается рассказать о нём самом. В этом случае он будет наверняка знать, О ЧЁМ писать, и сможет сосредоточиться на том, КАК это делать.

Посмотрим на примере. Предположим, ребёнку нужно написать сочинение на одну из тем:

Мои летние приключения.

Как я путешествовал этим летом.

Самый счастливый день моих летних каникул.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

Все этапы ребёнок проходит вместе со взрослым. Взрослый помогает, участвует в обсуждении, но, конечно, не пишет за ребёнка.

1. Внимательно прочитаем темы, подчеркнём в каждой ключевые слова. Мои летние приключения. Как я путешествовал этим летом. Самый счастливый день моих летних каникул.

2. Чтобы понять, о чём нужно писать, переведём каждую тему в вопрос: какие приключения были у меня этим летом? Куда я совершил путешествие и как оно прошло? Почему этот день летних каникул был самым счастливым? Теперь можно выбрать тему сочинения. Предположим, ребёнок выбрал первую.

3. Сформулируем главную мысль будущего сочинения, ту, ради которой мы его пишем, которой хотим поделиться с читателем. Очень важно сделать это В САМАМ НАЧАЛЕ, чтобы понимать не только о чём писать, но и ради чего. Например, так: Это лето я запомню надолго, потому что впервые был в походе, многому научился, наблюдал за лесными обитателями и узнал о лесах то, чего не знал раньше. Эту главную мысль нужно обязательно записать на черновике. У нас готово заключение — то, чем мы закончим сочинение.

4. Теперь нужно составить на черновике рабочий план. Для этого нужно записать сначала В ПРОИЗВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ всё то, о чём ребёнок хочет рассказать, то есть зафиксировать мысли по мере их появления. А потом нужно подумать, в каком порядке лучше про всё это рассказать, и пронумеровать свои записи. Получится рабочий план. Его нужно дополнить вступлением и заключением. Если план записать последовательно, может получиться, например, так:

I. Вступление. Этим летом у меня было много приключений.

II. Основная часть. Мои приключения.

1. Первый раз в походе.

2. Учусь ловить рыбу.

3. Весёлая белка.

III. Заключение. Почему это лето я запомню надолго?

5. Начинаем писать сочинение на черновике, но НЕ С ВСТУПЛЕНИЯ, а с основной части. Вступление будем писать потом, когда будет готов весь текст. Пишем основную часть, нам помогает план: рассказываем про поход, про рыбную ловлю и про белку, как за ней наблюдали, что узнали. Помним всё время про нашу главную мысль: рассказать про то, чему научился и что увидел и узнал в походе. Помним о читателях: им должно быть интересно читать это сочинение! Когда основная часть готова, читаем её и затем перечитываем главную мысль (она же заключение), чтобы понять, действительно ли это заключение вытекает из содержания сочинения. При необходимости что-то корректируем. У нас готова основная часть и заключение.

6. Пишем вступление. Например: летом было много приключений, потому что впервые ходил в поход и там произошло много интересных событий, вот о них и расскажу).

7. Переписываем сочинение на чистовик, проверяем.

Должна сказать, что это универсальный алгоритм: он подходит для написания сочинений и в начальной школе, и в старших классах, и вообще для создания письменного текста в любом жанре — от личного письма до научной статьи. Проверено многократно!

Запись вебинара доктора пед. наук Е. В. Бунеевой «Как научить ребёнка писать сочинение»: https://buneeva.vsepravilno.com/study/course?id=28

Авторский онлайн-курс «Учимся писать сочинение»: https://buneeva.vsepravilno.com/study/course?id=39

© Е. В. Бунеева, 2018

Июн
28 2020

зачем нужны сочинения

Этот вопрос возникает у каждого школьника. Хотя у большинства родителей ответа на него тоже нет. Итак, зачем писать сочинения?

Для начала коротко и четко сформулируем задачи сочинения, или для чего оно вообще в школе:

1. Развитие речи
2. Закрепление изученного материала
3. Развитие творческих способностей
4. Развитие мышления
5. Формирование собственного мнения (или личной жизненной позиции)

Это главное. Хотя целей можно привести еще несколько, но это уже зависит от взглядов педагогов.

А теперь, если короткого ответа недостаточно, пройдемся по каждому пункту.

1. Развиваем речь

При написании сочинения школьник использует слова и выражения, которые сейчас не употребляют. Как говорил один из героев фильма Сокровище нации — «Так сейчас больше не говорят…»
Использование новых слов расширяет словарный запас ребенка.
Написание сочинения заставляет искать синонимы, подбирать необходимые слова, а главное — помогает формулировать мысли.

Чем более развит интеллект, чем богаче лексикон, тем точнее человек может выразить свою мысль.

2. Закрепление изученного материала

При написании сочинения, школьник, так или иначе, перечитывает некоторые отрывки, ищет цитаты, глубже анализирует уже прочитанное.
Естественно, это помогает лучше усвоить пройденный материал.

3. Развитие и творческие способности

Иногда кажется, что все сочинения, кроме как на свободную тему, задают четкие рамки и наоборот, даже ограничивают фантазию (например Тема свободы в поэме Мцыри)
Но это не так. Общая тема сочинения дает лишь направление для мысли. Дальше включается (вернее должна включаться))) фантазия ребенка. (школьника!!!, а не родителей).
Ученик должен выразить свои чувства, настроение, посмотреть на уже изученную тему или произведение со своей стороны, возможно, сделать неожиданные выводы (кстати, большинство учителей это любят)).

4. Развитие мышления

Если вы не помните, то мы напомним: в сочинениях нельзя просто высказать свою позицию или мнение. Необходимо доказать ее. Причем аргументированно. А поиск аргументов и доказательств, как раз и развивает мышление.
Помимо этого, сочинение всегда пишется по определенному плану (логике). Благодаря этому развивается логическое мышление.

5. Формирование собственного мнения / личной жизненной позиции

Сочинение тем и отличается от диктанта или изложения, что необходимо высказать свое собственное мнение. О ситуации описанной в произведении, или о произведении в целом (или наконец, пресловутое ЧХСА — что хотел сказать автор, но почему то не сказал).
Формирование личной жизненной позиции очень важно, и именно сочинение подстегивает ученика. Если все в классе высказались, обосновали свою точку зрения, то чем Я хуже!
А дальше дело за тем, чтобы правильно сформулировать (смотри пункт 1.)))

Надеюсь, вопрос зачем нужны сочинения в школе теперь перед вами не стоит)
Ваш Админ

P.S.
Не согласны? Выскажитесь в комментариях или на почту)

August 28 2017, 07:19

Categories:

  • Дети
  • Литература
  • Образование
  • Cancel

Жажда творчества, или зачем нужно писать сочинение

Оригинал взят у alena_barsukov в Жажда творчества, или зачем нужно писать сочинение


Дорогие родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с этим небольшим текстом и объясните Вашим детям это все своими словами. Пожалуйста, поверьте, это пригодится и Вам, и Вашим детям; прочитав сиё, Вы сможете научить Ваших детей думать и писать в несколько раз лучше чем

они могли бы научиться этому без Вашей помощи (даже с очень хорошим учителем!). Вам не придется искать для этого репетиторов, нести какие-то расходы, ибо Вы делаете всё сами. И, самое главное, как уже сказано прежде, Вы ещё лучше узнаете Ваших детей и сможете стать для них близкими друзьями.

Что такое сочинение, чем оно отличается от других учебных «испытаний»? Во время диктанта Вы пишете строго то, что слышите, применяете единственно возможные для конкретного текста правила. Если Вы, к другому примеру, решаете математическую задачу — Вы применяете правила неких арифметических и других действий, приходя к одному-единственному правильному решению. Если Вы, к еще одному примеру, пишете изложение, вы просто пересказываете то, что прочитали. Как говорится, «что вижу, то пою», домыслы минимальны. Эти задания (диктант, математическая задача, изложение и т.п.) хороши для заучивания правил, для формирования, закрепления и проверки неких базовых знаний.
Сочинение же принципиально отличается от других «жанров» тем, что содержание исходного текста или образа пересказывается по минимуму, а правила могут задаваться совершенно свои, особенные. Главное в сочинении — НЕ изложить содержание исходного текста (образа), а высказать свои собственные впечатления, свои особые переживания. Сколько творцов — столько же правил и впечатлений. Обучающий эффект от сочинения — на несколько порядков выше других способов обучения. Почему?
Творчество, создание чего-то нового, чего никто никогда ранее не создавал, задействует совершенно иные участки мозга и души, которые спят во время выполнения других заданий. Ученик, который знает о том, что ему предстоит творить, он и с исходным заданием знакомится более внимательно, более вдумчиво. Сочинение учит нас ДУМАТЬ, причем ДУМАТЬ с напряжением, позволяющим преодолевать какие-то нетипичные «неправильные» задачи, искать нестандартные решения и доносить эти свои изыскания и решения до других людей. Умение мыслить образами и творить безусловно влияет и на память, и на способность не просто зазубривать некие знания, но и понимать их, и оперировать ими. Написание сочинений помогает ориентироваться и учиться не только языку и литературе, но и успешно постигать другие предметы — математику, физику, рисование и другие предметы. Это, хоть и кажется парадоксальным, но является известной обучающей практикой.
Многие начинающие ученики упорно сопротивляются сочинению как некоему совершенно неподъемному действу. Кто-то начинает протестовать, пол, слишком это не по возрасту, слишком тяжело и т.п. Лекарство от этой паники одно: надо развивать в себе умение творить и умение развиваться. Другого способа научиться — нет. Нельзя научиться лёжа. Под лежачий камень вода не течет.
Если Вы хотите научиться поднимать тяжелую штангу, вы тренируете мышцы, постоянно увеличивая нагрузку. Легкая нагрузка не научит поднимать тяжелое. Если вы учитесь бороться, вы не только многократно повторяете борцовские приемы, но и применяете эти приемы в спаррингах, постоянно импровизируя, выбирая для себя то, что лучше всего получается. Если вы хотите научиться перепрыгивать высокие барьеры, Вам следует много тренироваться и постоянно поднимать планку, иначе Вы никогда не научитесь брать высокий барьер.
Также и с развитием мозга: вы не сможете учиться, если не преодолеваете барьеры, если не увеличиваете сложность заданий и если не пытаетесь заинтересоваться этой сложностью. Вот и учитесь, для этого и только для этого и придумана человечеством Школа. Для этого я об этом и пишу:-)
И Вы не бойтесь писать. Начните с устного опиcания каких-нибудь коротких сказок (например, сказки о Колобке). Или картинок, например, заглавной картинки к этой записи:-).
Ребенок при этом не должен просто передавать содержание книги или картинки («что вижу о том пою»), — нет. Нужно научиться выражать свои собственные впечатления. Нужно уметь рассказывать/писать «о главном» — кто из описываемых персонажей добрый а кто — злой, в чём состоит конфликт между персонажами, что больше понравилось, а что — нет, чему вообще учит эта книга… Объем сочинений поначалу может быть совсем небольшим, несколько строчек. Постепенно Вы сами увлечетесь этим процессом, и Ваши тексты станут более глубокими и интересными; творчество — это ведь очень увлекательный процесс, на который способен только человек. Никакое животное не может творить так, как это может Человек. И это, пожалуй, главное, чему должен научиться человек — творчеству, то есть человечности.

  • Для чего нужны фразеологизмы сочинение 6 класс
  • Для чего нужны фразеологизмы в русском языке сочинение рассуждение
  • Для чего нужны уроки музыки в школе сочинение
  • Для чего нужны тропы и фигуры сочинение
  • Для чего нужны сказки сочинение 5 класс