Для чего в рассказе используются народные приметы антоновские яблоки

Анализ рассказа «Антоновские яблоки» Бунана И.А.

«Антоновские яблоки»

Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, ассоциации, особый элегический настрой. Известно, что И.А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и, как правило, четко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе отдельные образы, взятые из собственной лирики. В этой связи в его творчестве находит яркое отражение такое характерное для литературы XX века явление, как стихопроза.

Рассказ «Антоновские яблоки» в целом можно рассматривать как стихотворение в прозе. Изображена краткая и невероятно поэтическая пора — бабье лето, когда элегические раздумья сами собой слагаются в душе.

За детальной пейзажной зарисовкой угадывается поэтичная душа автора, человека тонкого, образованного, глубоко любящего жизнь родной природы. Ему близка народная мудрость, так как он часто обращается к приметам: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».

И.А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.

Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И.А. Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы…» Чтобы полнее, рельефнее отразить окружающую атмосферу, передать каждый звук (скрип телег, квохтанье дроздов, треск съедаемых мужиками яблок) и аромат (запах антоновских яблок, меда и осенней свежести).

Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.

Центральная тема рассказа — тема разорения дворянских гнезд. С болью пишет автор о том, что исчезает запах антоновских яблок, распадается веками складывавшийся уклад. Любование прошлым, уходящим привносит в произведение элегическую тональность. Отдельными деталями подчеркивает Бунин социальный аспект отношений между людьми. Об этом свидетельствует и лексика («мещанин», «барчук»). Несмотря на элегическую тональность в рассказе присутствуют и оптимистические ноты. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» — подчеркивает И.А. Бунин. В рассказе проявляется характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, — вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» — так через диалоги передает И.А. Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.

Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль о том, что склад средней дворянской жизни был близок к крестьянской. Автор-повествователь прямо сознается в том, что крепостного права не знал и не видел, но чувствовал его, вспоминая, как кланялись господам бывшие дворовые.

Социальный аспект подчеркнут и в интерьере дома. Лакейская, людская, зала, гостиная — все эти названия свидетельствуют о понимании автором классовых противоречий в обществе. Однако вместе с тем в рассказе присутствует и любование утонченным дворянским бытом. Писатель, например, подчеркивает аркстократически-красивые головки в старинных прическах, с портретов опускающие свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза.

Таким образом, рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» дорог читателю тем, что воплощает красоту родной природы, картины русской жизни и учить любить Россию так сильно, как любил ее потрясающий глубиной лирического выражения патриотического переживания русский писатель.

Печать

Просмотров: 115798

«Антоновские яблоки» — рассказ Бунина, вышедший в свет в 1900 году. Произведение построено на лирическом монологе-воспоминании. Какова основная тема «Антоновских яблок» Бунина? Что за события вдохновили писателя на создание этого произведения?

Иван Бунин

Анализ «Антоновских яблок», как и любое подобное задание, следует начинать с краткой информации об авторе. В литературу Иван Бунин вошел
не как прозаик, а как поэт. Однако дебютный сборник стихов, который был опубликован в Орле, не вызвал особой реакции критиков. Признание Бунин получил после издания книги «Листопад», в которую тоже вошли исключительно стихотворения.

Иван Бунин оставил глубокий и яркий след в русской литературе. В своих лирических произведениях продолжил классические традиции
А. Фета, Я. Полонского, А. Толстого. В рассказах и повестях показал, нередко с ностальгическим настроением, и оскудение дворянских усадеб, и жестокий лик деревни, и гибельное забвение нравственных основ жизни. Классиком русской литературы Бунин стал, благодаря таким прозаическим произведениям, как «Жизнь Арсеньева», «Лёгкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки».

Анализ художественного произведения не может обойтись и без краткой истории создания произведения. Как возник замысел рассказа?

История создания «Антоновских яблок»

Иван Алексеевич Бунин задумал написать это произведение ещё в начале девяностых годов XIX века. Тогда он гостил в имении своего родственника. Однажды вышел на крыльцо и почувствовал удивительный, неповторимый запах яблок. Вместе с тем он испытал ностальгию по крепостным временам.

При анализе «Антоновских яблок» следует сказать, что в этом произведении автор воспел старый помещичий быт. Основная тема рассказа — лирические воспоминания о дворянской культуре. Ностальгией по прошлому пронизаны многие произведения Бунина, в том числе и «Антоновские яблоки».

Анализ творчества писателя предполагает изложение основных фактов из его биографии. Как известно, Бунин покинул Россию. Но произошло это спустя много лет после публикации рассказа. Однако уже в начале столетия Россия была не той, что изображена в произведении «Антоновские яблоки». Герои Бунина —
это образы из прошлой, более счастливой жизни.

Выселки

Лирический герой вспоминает прошлое. В его воображении возникает ранняя золотая осень, поредевший сад, ни с чем не сравнимый аромат яблок. Автор вспоминает Выселки — деревню, которая со времен
его дедушки известна в округе как самая богатая. Дома здесь были крепкие, кирпичные. Имелась и небольшая усадьба с яблоневым садом.

Арсений Семёныч

Вспоминает герой и людей, которых уже давно нет на свете. А прежде всего покойного родственника Арсения Семёныча. Это был заядлый охотник. В его доме собиралось много народу. Стол ломился от яств, а после обеда хозяин вместе с гостями отправлялся на охоту. Трубил рог, взвывали собаки. Автору вспоминается езда верхом, крики охотников…

Прошли годы

Но того, о чём вспоминает лирический герой, давно уж нет. Деревня всё так же стоит. Что она без хозяев? Арсений Семёныч застрелился. Владелица усадьбы и яблоневого сада умерла. Настало царство обедневших дворян.

Счастливые времена остались в прошлом. Теперь дворяне уже не те, они обеднели. Правда, по-прежнему
собираются друг у друга по вечерам. Но жизнь никогда не станет прежней. Показана суровая деревенская действительность. И автор задается
вопросом, как жить теперь. Но и это жизнь не так плоха… И снова автор предается
красочному описанию сельского быта
, ещё ничего не подозревая о том, что и мелкопоместному дворянству существовать осталось совсем недолго.

Анализ

Какие поднял Бунин проблемы в «Антоновских яблоках»? Автор показал, как уходит в прошлое патриархальный мир, разоряются, исчезают деревенские усадьбы. В своем
произведении писатель сделал своего рода исследование исторически сложившихся устоев русской деревни, попытался уловить причины их распада, понять, что несет
новая жизнь каждому отдельному человеку.

Рассказ «Антоновские яблоки» удивительно поэтичен. Однако лирический герой словно скрыт от читателя. Его история остаётся неизвестной. Читателю известно лишь то, что мужики называют его «барчуком». Акцент в произведении делается на ассоциациях, воспоминаниях о прошлом
.

Когда человек ближе к природе, его быт и отношения с окружающими проще. Бунин ярко показал в этом рассказе идею гибельной и обреченной
красоты. Проносится через все произведение мысль об общности судеб дворянства и крестьянства. Ведь всем в одинаковой мере грозит гибель.

Образ России

Книга «Антоновские яблоки» — это своеобразный взгляд на Россию. Для одних родной край ассоциируется с антоновскими яблоками, медом
и утренней свежестью. Для других — с морозным зимним утром. Как никто другой, Бунин сумел открыть красоту России, нежность родной природы. Ведь даже читатели, которые никогда не были в деревне и с трудом могут представить запах яблок, проникаются сельскими старопомещичьими
пейзажами, созданными этим писателем.

Критика

В литературном обществе рассказ вызвал неоднозначную реакцию. Максим Горький, прочитав произведение Бунина, сказал, что автору удалось «спеть красиво, задушевно, сочно». Однако Буревестнику революции не понравилась идея Бунина. Он выразил категорическое несогласие с философской концепцией произведения. С недоумением встретила «Антоновские яблоки» самая читаемая столичная газета
. Известный публицист отметил: «Бунин пишет обо всём, что попадается ему под руку, а потому дочитаться до главного невозможно».

Через пять лет после публикации рассказа в журнале «Жупел» появилась пародия Куприна. В этом эссе были такие слова: «Г
де ты, прекрасное время антоновских яблок, крепостных душ, выкупных платежей?».
Существует версия, что пародия стала местью Куприна на «дворянина по матушке» — именно так однажды аристократ-Бунин имел неосторожность назвать своего коллегу. К слову сказать, свое
сатирическое произведение Куприн назвал вовсе не поэтично — «Пироги с груздями».

Рассказ «Антоновские яблоки» был написан достаточно быстро, но полностью не был закончен. На протяжении длительного времени автор Иван Алексеевич Бунин возвращался к нему, поэтому каждое последующее издание имеет дополнения. На протяжении всего повествования Бунин вспоминает и тоскует по прошедшему времени.

Это было ранней осенью. В это время начинается сбор яблок. Они крепкие ароматные. Читая, как мужик ест, сам чувствуешь хруст яблока на зубах и его кисло-сладкий вкус. А их запах и осени смешался, получилось что-то восхитительное. Этот аромат преследует автора всю жизнь. Описывая природу, писатель использует много метафор, подбирает такие слова, что читателю кажется, что он на месте и все видит по правде. Кожей чувствуешь прохладу утра, студеную воду. Во рту ощущается вкус вареной картошки с черным хлебом.

В рассказе есть главное действующее лицо – барчук. Автор не старается раскрыть его историю, а просто рассказывает о его жизни в этот период. Параллельно природе так же писатель не забывает о земном. Повествует о старухах, которые готовятся закончить свой земной путь. Вспоминает свою тетку, как она любила гостей и встречала всех с радостью. Дом ее был хоть и старый, но прочный и все вокруг сделано с любовью и надолго. Следующее повествование идет о другом помещике, который очень любил охоту. У него собирались охотники не забывали пить водку и отправлялись на охоту. По всей видимости, уже нет ни тетки, ни помещика. Чтобы усилить чувство тоски Иван Алексеевич пишет про позднюю осень. Дожди закончились, но солнце хоть и яркое, но совсем не греет.

Вместе с осенними теплыми днями ушел и запах антоновских яблок, события и детство, все в далеком прошлом. Осталась только тоска по ушедшим дням. И, наконец, все занесло снегом, этим автор показывает, что назад дороги нет. К былому не вернешься.

Как точно подобрал время года автор. Ранняя осень – сбор урожая, охота весело и задорно. Детство и юность продолжается, все живы. Поздняя осень прощание старух с прошлым и ранняя зима. Все в снегу прошлое осталось только в воспоминаниях. Жизнь продолжается, но другая уже новая. Несмотря на то, что рассказ немного грустный Бунин вложил в него душу.

Анализ произведения Антоновские яблоки

Талантливейший писатель Иван Бунин обладал способностью описывать с точностью и в подробностях свои мысли и рассуждения. Воспоминания, которые засели в голове творца излились в рассказ «Антоновские яблоки», что писался быстро, через несколько месяцев он уже был готов. В произведении задействованы впечатления Бунина, его давнишние воспоминания, которые теперь и предоставляются в свободном варианте читателям. Рассказ, помимо того, что был за короткое время написан, постоянно переделывался, писатель снова и снова добавлял краски, определенные детали, без наличия которых произведение казалось бы обыденным и скучным.

В «Антоновских яблоках» нет развития сюжета, открывая страницы книги, перед глазами всплывают картины того, что когда-то удалось узреть Ивану Бунину. Все эмоции и впечатления изображены тонко и с умом. Писатель продумал все до мельчайших подробностей. Видны и боль, и страдания, и мука, и печаль за то, что все то прекрасное осталось в прошлом, оно, к сожалению, уже позади.

Главным героем в произведении представляется некий барчук, что и ведет описание чудесных мест, от которых играет воображение. Однако примечательно то, что история персонажа не раскрывается читателям книги, она скрывается под завесой, оставаясь недоступной.

Что можно сказать о сюжете? Он делится на четыре части. В первой главе повести Бунин толкует о необычном запахе превосходных антоновских яблок, от которых дух захватывает, ибо их вкус не описать словами, но писателю все по силам. Этот запах неразрывно связан с воспоминаниями об уютной деревне, ее чудной жизни. Там и мужики, их жизнь в осеннюю пору, говорится о старом патриархальном строе.

Вторая часть включает в себя рассказы о великолепной осени, которая таинственна и загадочна. Виднелись и старухи, что готовились к уходу из жизни, и могильные камни, что их ожидали. Героини доживали свой век.

Затем Бунин ведет читателей в усадьбу тетки героя по имени Анна Герасимовна, где прекрасна дорога, небо голубое, все такое родное и близкое…

Третья часть о том, как прошлое невозможно вернуть. Дворянский прежний быт потерян, возврата нет. От этого становится тяжко и грустно на душе…

После же в четвертой главе Иван Бунин делает вывод: прежнего запаха детства не вернуть, его можно лишь хранить в светлых воспоминаниях, с улыбкой на лице говорить о минувших событиях. Но сейчас уже запах антоновских яблок, увы, исчез. Славные времена прошли.

Писатель свой рассказ посвятил России, произведение – это обращение к ней, толкование о том, что прежнюю жизнь нельзя вернуть на круги своя. Зато остаются в памяти прекрасные времена! Их стоит помнить!

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова После театра

    Сколько бы произведений Чехова не открыл человек, из каждого он вынесет важную мысль, которая, возможно, перевернет жизнь на сто восемьдесят градусов. Антон Павлович затрагивал множество проблем, в том числе и влияние искусства на человека

Рассказ «Антоновские яблоки» в целом можно рассматривать как стихотворение в прозе. Изображена краткая и невероятно поэтическая пора — бабье лето, когда элегические раздумья сами собой слагаются в душе.

За детальной пейзажной зарисовкой угадывается поэтичная душа автора, человека тонкого, образованного, глубоко любящего жизнь родной природы. Ему близка народная мудрость, так как он часто обращается к приметам: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».

И.А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.

Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И.А. Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы…» Чтобы полнее, рельефнее отразить окружающую атмосферу, передать каждый звук (скрип телег, квохтанье дроздов, треск съедаемых мужиками яблок) и аромат (запах антоновских яблок, меда и осенней свежести).

Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.

Центральная тема рассказа
— тема разорения дворянских гнезд. С болью пишет автор о том, что исчезает запах антоновских яблок, распадается веками складывавшийся уклад. Любование прошлым, уходящим привносит в произведение элегическую тональность. Отдельными деталями подчеркивает Бунин социальный аспект отношений между людьми. Об этом свидетельствует и лексика («мещанин», «барчук»). Несмотря на элегическую тональность в рассказе присутствуют и оптимистические ноты. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» — подчеркивает И.А. Бунин. В рассказе проявляется характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, — вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» — так через диалоги передает И.А. Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.

Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль о том, что склад средней дворянской жизни был близок к крестьянской. Автор-повествователь прямо сознается в том, что крепостного права не знал и не видел, но чувствовал его, вспоминая, как кланялись господам бывшие дворовые.

Социальный аспект подчеркнут и в интерьере дома. Лакейская, людская, зала, гостиная — все эти названия свидетельствуют о понимании автором классовых противоречий в обществе. Однако вместе с тем в рассказе присутствует и любование утонченным дворянским бытом. Писатель, например, подчеркивает аркстократически-красивые головки в старинных прическах, с портретов опускающие свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза.

Лирическая тональность, основанная на патриархальной глубине национального сознания, характерна для прозы И. Бунина , всегда обращенной в прошлое. Как бы подхватывая тургеневскую эстафету, с несоизмеримой тоской говорит писатель о разорении, опустении дворянских гнезд , некогда бывших оплотом России, ее культурной составляющей.

Иногда нет слов, чтобы передать всю боль и радость, печаль и нежность — все чувства, связанные с воспоминаниями о том, былом, ускользающем по велению неукротимого времени, поэтому память цепляется за все аспекты восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние). Именно такой мир, чувственный, вещественный, соткан в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»
, написанном между 1898 и 1900 годах.

Поэтической прозе Бунина подвластно все: и фиксация многообразия оттенков цвета (черно-лиловая понёва, сиво-железного цвета жеребец
), и игра светотени («чьи-то черные, точно вырезанные из дерева силуэты…меж тем, как гигантские тени ходят по яблоням»
), и синестические, основанные на соощущении метафоры (сарафаны, пахнущие краской, прозрачная, ледяная, тяжелая вода
).

Через это многообразие деталей и признаков показывается нам внутреннее богатство, интенсивность духовной жизни и глубина переживаний рассказчика. Сам герой будто скрыт от читателя, его история неизвестна, только то, что мужики зовут его барчук. Акцент делается только на его воспоминания и ассоциации, связанные с прошлым, с вкусом, запахом, видом антоновских яблок.

Начало рассказа построено на поэтическом приеме — градации
, изобилующей повтором слова «помню»
. Создается впечатление, будто герой боится, что хоть один оттенок чувства ускользнет из его воспоминаний.

В рассказе несколько частей. В первой части
— воспоминания о деревне, мужиках, радости и беззаботности бытия, сопровождаемого хрустом антоновских яблок.

Часть вторая
— осенняя пора, сопряженная с рассказом о древних старухах, чинно готовящих себе могильный камень и богато разукрашенный саван, и о богатых мужиках. Здесь же воспоминания героя переносятся в усадьбу к тетке, Анне Герасимовне, которая описывается с ностальгической тоской по легкому, просторному и голубому небу, ясной дали, укатанной дороге. Там, в мире утраченном, каждая мелочь проникнута поэзией и красотой, даже телеграфные столбы «как серебряные струны»
, а сидящие на них кобчики — «черные значки на нотной бумаге»
. Но самое дорогое, важное осеннее воспоминание — это запах антоновских яблок.

Третья часть
«угасающий дух помещиков»
, сгущающиеся краски холодной осени, дохлой и тревожной, ожидающей первых лучей зимнего солнца, близость утраты. Тревожный ритм охоты, усадьба Арсения Семеновича, гостеприимство, нега молодости и дворянский быт, чтящий свои древние корни и русскую культуру.

Четвертая часть
— горькая тоска, что нет больше запаха антоновских яблок, как нет ни стариков, ни помещиков.

Четыре части рассказа — это круг жизни, бег от молодости к зрелости для героя, от полной жизни к увяданию для дворянской России.

Уходящая, растворяющаяся в жестокости новой реальности, Россия запечатлелась в рассказе Бунина в запахе, вкусе, облике антоновских яблок. Первый снег, темные окна домов, нежные звуки гитары и последние строки рассказа… «Белым снегом путь-дорогу заметал»
.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  1. Изучение нового материала в ходе обсуждения результатов работы творческих групп.

Этап 1.

В каком году написан рассказ? (1900 г.).

Вам хорошо известны события этого времени, волновавшие общество. В это время появляются социально-острые произведения демократической литературы, например, М. Горького. Назовите их. («Песня о соколе», «Фома Гордеев», «На дне»).

Фигура же И. Бунина на грани нового века выглядит достаточно одинокой. Редкие для него попытки откликнуться «на злобу дня» малоудачны. Бунин -человек сугубоаполитичный. Его творчество 1890-х — начала — 1900-х гг. сосредоточено на нравственно-духовных, эстетических задачах.

«Я написал и напечатал 2 рассказа, — вспоминал он об этой поре, — но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих, которых я не видел и, в сущности не жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного помещика Р. и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете на столе…».

Как бы вы определили, что увлекает Бунина, как писателя? (…)

У него нет желания бичевать какой-либо порок. Бунина отличает тяга к самовыражению И хотя он начинает в русле народнической литературы, — самые интересные места связаны у него не с описанием крестьян, а с пейзажными описаниями, в которых Бунин сумел выразить свой величайший талант.

Именно поэтому у нас не вызывают удивления весьма сдержанные оценки творчества Бунина этой поры. И именно поэтому так важны для него слова Горького-художника, разительно отличающегося от Бунина и художественным талантом, и литературной направленностью. Горький, прочитав «Антоновские яблоки», писал Бунину из Нижнего Новгорода в ноябре 1900 г.: «Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог спел. Красиво, сочно, задушевно». Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.

Как видим, Горький оценил художественное совершенство этого рассказа. Сделаем это и мы.

Дома вы должны были подумать над вопросом об особенностях сюжета «Антоновских яблок». Что вы можете отметить? (бесфабульность). Что же связывает рассказ, делает его единым произведением?

1. Единое поэтическое настроение. «Бунинская настроенность», окрашивающая окружающее в минорные тона; настроение светлой печали, повторяясь в картинах природы, в авторских воспоминаниях, становится рефреном, своеобразно сопровождающим повествование.

2. Название определяет построение рассказа, его смысл.

Запах антоновских яблок лейтмотивом проходит почти через весь рассказ. В обстановке провинциальной усадьбы на Орловщине сформировался талант Бунина, и печаль сжимает его сердце, когда запах антоновских яблок напоминает о былом.

Итак, ранняя проза Бунина бесфабульна; и рассказ «Антоновские яблоки» — пример этому: сменяющие друг друга впечатления, цепь коротких воспоминаний, спаянных единым поэтический дыханием.

Мы рассмотрим отдельные главы рассказа: обратим внимание, как-постепенно, от главы к главе меняется настроение повествования, роль запаха антоновских яблок. Параллельно будем выяснять особенности бунинского стиля.

Этап 2.

В ваших сборниках помещена поздняя редакция рассказа Бунина. Представитель группы мастеров художественного слова прочтет вам раннюю редакцию, а вы ответите на вопрос: какую роль выполняет запах антоновских яблок в этом отрывке? «Начинается осень, идут беспрерывно дожди… А ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их — запах меда и осенней свежести — переносит меня в помещичьи усадьбы, в тот мир, который скудел, дробился, а теперь гибнет, о котором через 50 лет будут знать только по нашим рассказам». (…)

Вы наверняка обратили внимание на обилие запахов, цветовых оттенков, используемых Буниным.

«Зрение у меня было такое, вспоминал сам Бунин, — что я видел все 7 звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел обоняя запах ландыша или старой книги…» Давайте подтвердим это высказывание примерами из текста.

Отчет по индивидуальным заданиям:

1) многообразие оттенков цвета (коралловые рябины, голубоватый дым, багровое пламя, черное небо и т.д.)

2) запахи (тонкий аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести, запах дегтя; ржаной аромат и т.д.)

3) примеры звукописи («с сочным треском»; «шурша по сухой листве»; приближающийся поездки я т.д.).

Итак, мы подтвердили справедливость признания Бунина. По части красок, звуков и запахов, всего того, выражаясь словами Бунина, чувственного, вещественного, из чего создан мир, в предшествующей и современной литературе ему не было равных.

И по части деталей тоже. Что такое деталь? «Выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку». Каков смысл сравнения в 1 гл. старостихи с «холмогорской коровой»? (…)

Всего в двух словах содержатся такое большое значение! Это говорит о концентрированности и меткости детали.

Именно во взаимодействии различных оттенков восприятия и кроется загадка бунинского стиля. Запомним это!

Вторая глава начинается с приметы (…). Сам ее смысл придает жизнерадостный тон повествованию, радостный настрой. Но только ли в этой главе автор использует народные приметы? Для чего?

Индивидуальное задание: перечисление народных примет, ответ на вопрос об их роле в рассказе.

Этап 3.

Какие два уклада жизни сравнивает во 2-ой главе Бунин? (уклад средней дворянской жизни и уклад богатой мужицкой жизни). Что является результатом этого сравнения? Ответьте цитатой из текста (…).

Сельское старосельское благополучие. О нем вспоминает Бунин во 2-й главе. Куда же благодаря этим воспоминаниям мы переносимся вместе с автором? (в усадьбу Анны Герасимовны)

«Крепостного права я не знал и не видев, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его». После такой фразы у писателя этой поры, резко реагировавшего на злобу дня, могли бы появиться картины суровой жизни крепостных. А у Бунина? (…)

Единственная деталь, которая может быть отмечена в этом плане — старики — бывшие крепостные, «когда выезжаешь во двор, подтягиваются и низко-низко кланяются». Но это не вызывает у нас никакого чувства сострадания.

Именно поэтому в «Антоновских яблоках» иногда усматривают поэтизацию крепостного быта. Но это не совсем так. У Бунина нет цели идеализировать, а есть цель показать простоту и деловитость деревенской жизни. Ведь в этой же главе мы встречаем такое признание: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком». Речь, правда, идет о богатом мужике, о сходстве его и средней дворянской жизни. Почему герою хочется стать мужиком? Что привлекает в его жизни? (быт). Прочитаем описание усадьбы со слов «Сад у тетки славился…»

Итак, идеализация есть, но не столько социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, долинами, оврагами.

Этап 4.

Посмотрите на начало 3-ей главы. Каким образом мы можем проследить рефрен, наметавшийся ранее? (уже горестная нота, нота диссонанса: ««угасающий дух»). Чувствуется горечь по уходящему в прошлое быту усадеб, столь любимому Буниным.

В -3-ей главе основная мысль рассказа прослеживается в новом воспоминании — о помещике-охотнике, шурине писателя — Арсении Семеновиче. Что интересного отмечает в этом человеке Бунин? (…). Какова его внешность?

  1. Психологическая разгрузка (здоровьесберегающие технологии).

А сейчас мы перейдем к эпизоду, который, может быть, является для Бунина самым главным.

  • Закройте глаза, расслабьтесь, под легкую музыку прослушайте отрывок из 3 главы рассказа.

  • Как вы думаете, случайно ли Бунин включил в главу об умирающем дворянстве сцену охоты?

  1. Подведение итогов урока.

В ранней редакции в подзаголовке — эпитафия. Что обозначает это слово в контексте рассказа? (Эпитафия — греч.надгробная надпись;эпитафия уходящему миру).

На какой же ноте заканчивает рассказ? Чтение последнего абзаца.

Акцентируем внимание на фразе: «С грустной, безнадежной удалью». Посмотрите, какие противоречивые по значению оттенки сочетает в этой фразе автор Удаль — безнадежная, грустная.

  • Как называется такое сочетание слов?

(Такое сочетание слов, которые противоречат друг другу, называется оксюмороном).

Именно оксюморон использует обычно Бунин, когда хочет с особой психологической точностью передать сложные состояния: предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия.

Вот на такой грустно — удальской ноте и завершает свой рассказ И. Бунин.

— Что помогло нам в разгадке бунинского стиля? (Наблюдение над настроением героя, над особыми бунинскими образными средствами, анализ названия и т.д.).

Каждому из нас Бунин дает «инструмент» для постижения самых неизъяснимых спонтанных душевных движений. Врожденный у любого человека интерес к краскам, звукам, запахам многократно укрупнен зрением, слухом, чувствами писателя.

В статье 1897 г., посвященной И.О. Никитину, Бунин писал: «Я не знаю, что называется искусством, красотой в искусстве, его правилами. Верно, в том и заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме не говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собой живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца».

Такому завету Бунин следовал всегда!

  1. Обсуждение результатов работы (выставление оценок).

Рассказ учителя + демонстрация слайдов, подготовленных группой программистов.

Выступление группы документалистов.

Метод – фронтальная беседа.

Фронтальная работа на основе исследования сюжетных особенностей рассказа, проведенного учащимися дома в ходе знакомства с произведением.

Выступление представителя группы мастеров художественного слова.

Отчет о проведенном исследовании художника + демонстрация слайдов, подготовленных группой программистов.

Отчет о проведенном исследовании группы мастеров художественного слова.

Отчет группы этнографов + демонстрация слайдов, подготовленных группой программистов.

Обсуждение поставленных вопросов с представителями группы этнографов.

Демонстрация слайдов, подготовленных группой программистов.

Обсуждение текста с художником.

Прослушивание аудиозаписи медленного вальса Шопена, чтение учителем отрывка произведения («Когда удавалось проспать охоту…»).

Фронтальная работа с классом.

Термин

Определение.

Цитата из статьи, найденная группой документалистов.

Интересный и поучительный рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» является художественным произведением, в котором прозаик ностальгирует о безвозвратно прошедшем времени. На фоне общей тенденции творчества писателя в тот период описанные «золотые дни», как нельзя кстати, помогают читателю погрузиться в атмосферу душевного комфорта и безмятежности. Ведь коренные изменения в общественном устройстве, связанные с «кровавыми ужасами» 20 века в нашей стране, воздействовали на всех патриотически настроенных людей исключительно негативно. И только лучшие моменты жизни могли отвлечь, как самого классика, так и почитателей его творчества от реальности.

Повествование «Антоновских яблок» погружает читателей в своеобразный калейдоскоп жизненных картин, которыми наполнен дворянский быт. Именно воспоминания лирически настроенного героя красочно и живописно характеризуют золотую осень, яблоневый сад и сбор урожая. Добавляет колорита и то обстоятельство, что хозяева в эту прекрасную пору живут в обычном шалаше, который обустроили прямо в саду.

Здесь все поражает и радует читателя – праздничные ярмарки, живущие в достатке крестьянские семьи, добрые отношения между простыми людьми и помещиками. А полнота идеалистической картины красочно дополняется живописными картинами природы. Все это очень показательно резюмирует главный герой рассказа, воскликнувший: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!».

Автор рассказа «Антоновские яблоки» в своем произведении, которое полостью соответствует традиционной форме прозаического повествования, прибегнул к художественным методам поэтического выражения. И это не случайно. Ведь начало творчества И.А. Бунина было непосредственно связано с лирикой. В первом литературном произведении о малой родине автор подробно делится с читателями своей горячей любовью к земле и людям, которые здесь живут, включая, конечно же, и сельских помещиков.

С нескрываемым восторгом Бунин описывает крестьянский быт, наполненный простыми житейскими радостями. Он даже мечтает вставать с рассветом, как деревенский мужик, и заниматься повседневными делами, а потом «умыться холодной водой из бочки и отправиться в гости».

Если попытаться тщательно вникнуть в суть повествования рассказа «Антоновские яблоки», то становится совершенно очевидно, что его авторский замысел затронул три временных аспекта, касающиеся цикличности времен года, человеческой жизни и усадебной культуры. Так, годовая периодичность от начала осени до конца лета сопоставляется здесь с рождением и смертью человека, расцветом сельского поместного уклада и его угасанием.

Начало рассказа «Антоновские яблоки» связано с воспоминаниями автора о золотой осени, которая ассоциирует у него именно с запахом антоновских яблок. Эта жатвенная пора была характерна тем, что мещане, занимающиеся садоводством, нанимали мужиков-работников для сбора и сортировки яблок, которые затем отвозились на ярмарку в город. Конечно же, сбор ароматных плодов сопровождался незатейливым лакомством без ограничений и приготовлением бражного напитка, которым также все напивались вдоволь. По мнению очевидцев, «даже дрозды здесь сытые и довольные сидят возле коралловых рябин».

Позитивный настрой повествования в рассказе «Антоновские яблоки», ведущегося от лица барчука Николая, направлен в первую очередь на описание благополучной русской деревни. Здесь люди живут долго, и всегда отменные урожаи. Плодовитость родной земли видится автору во всем, включая даже старостиху, которая напоминает ему холмогорскую корову, символизирующую достаток. Описания этой колоритной женщины затрагивают даже такие ассоциации, как рога на голове вместо особенно сложенных кос, что придает ей особенную схожесть с коровой. Причем беременность старостихи усиливает заложенный в нее эффект. Она очень характерно воплощает в себя привычные традиции, основанные на благополучии, процветании и плодовитости.

Читатель погружается в атмосферу довольства всех действующих персонажей. Его воображение живописно рисует красочные картины местности, где присутствует свежий деревенский воздух с запахом соломы и красивое ночное небо с россыпью ярких звезд.

В начале следующей главы также происходит упоминание об антоновских яблоках в контексте уже народных примет. Так, традиционное поверье гласит, что хороший урожай яблок свидетельствует и о хлебном изобилии в этот год. Далее автор очень красочно описывает раннее утро и все переживаемые впечатления от него. Здесь и приятная свежесть от купания в пруду, и красочное небо в бирюзовом колере, и неприхотливый завтрак с ароматным черным хлебом и картошкой в кругу работников, и быстрая верховая езда на сильном коне – все свидетельствует о необыкновенном счастье соединения с природой и простыми людскими радостями.

Далее повествование рассказа приводит читателя в деревню Выселки, где старожилы живут более века, а некоторые из них (например, Панкрат) даже забыли, сколько уж миновало лет и зим после «векования». После этой зарисовки автор рассказывает о своей

тетке Анне Герасимовне, у которой в усадьбе был сад с антоновскими яблоками. Описание касается богатого хозяйства, дома с колоннами и яблоневого запаха, который наполнил собой даже все его комнаты. Именно аромат антоновки становится, по словам И.А. Бунина, неким символом беззаботной и благополучной жизни сельского человека.

Невозможно полностью погрузиться в сельский уклад помещичьей жизни, если не описать основное удовольствие представителей сельского дворянства – охоту.

И здесь, казалось бы, обычный досуг тех лет не имеет ничего общего с праздным и бессмысленным времяпрепровождением. Ведь охота на волков регулировала количество данных хищников в их ареоле обитания, что в свою очередь непосредственно отражалось на безопасности человека и домашнего скота в этом краю.

Компания друзей-охотников наполняет повествование особым колоритом. Ведь данный аспект деревенской жизни отличается особыми жизненными ценностями. В рассказе «Антоновские яблоки» главный герой всегда возвращался с охоты с трофеями. Он мог сразу приехать в тетушкин дом или погостить несколько дней у знакомого помещика.

Заключительная глава рассказа отличается от предыдущих тем, что в ней исчезает запах антоновских яблок, что само по себе уже несет негативный посыл для читателя. Главный герой с горечью видит обедневшее состояние мелких помещиков, доведенных до нищенского состояния. «Дни стоят синеватые, пасмурные». Он скитается по пустынным равнинам с ружьем. Несмотря на угнетающую атмосферу вокруг, «на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы дымом».

Автор погружает читателя в свое ностальгическое состояние, когда он вспоминает о теплых беседах без огня в сумерках, первом снеге, охоте в заснеженных полях, настройке гитары в клубах дыма. Угнетенное настроение дополняется повествованием о том, что все долгожители в Выселках умерли, а один даже застрелился. Однако автор показывает, что, несмотря на большие перемены, все-таки жизнь в деревне кипит. Деревенские девки обмолачивают зерно, как всегда суетясь безмерно.

Финал рассказа также символичен. Выпал первый снег. А многоточие красноречиво указывает читателям о том, что в данном рассказе речь шла лишь об определенном и кратком периоде времени, по истечению которого наступят новые условия жизни. Читатель, как всегда, должен с оптимизмом смотреть в будущее, ведь жизнь так прекрасна!

Если вы начали изучать в школе, колледже рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки», анализ и краткое содержание этого произведения помогут лучше понять его смысл, узнать, что хотел донести до читателей писатель.

Прозаический шедевр

«Антоновские яблоки» – анализ

Как известно, в начале своего творчества Иван Алексеевич Бунин создавал произведения в стихотворной форме. В рассказе «Антоновские яблоки», анализ которого вы вскоре прочтете, автор передает свою любовь к родному краю, людям, живущим здесь, посредством прозы, но средствами поэтического выражения.

Это первое произведение писателя, в котором он подробно рассказывает о жизни сельских помещиков. С особым восторгом автор повествует и о простых людях, пишет, что хотел бы, как деревенский мужик, встать на рассвете, умыться прохладной водой из бочки и отправиться в гости.

В произведении явственно чувствуется движение времени в трех ипостасях. Это период от осени до зимы, от детства человека до его зрелости, от расцвета усадебной культуры до ее угасания. Читатель становится свидетелем этого, изучив рассказ «Антоновские яблоки». Анализ данного произведения также помогает это понять. Можно сделать вывод, что мы видим временное движение земли, человеческой жизни и поместной культуры. Понять вышесказанное поможет ознакомление с кратким содержанием прозаического творения и его анализ.

«Антоновские яблоки», Бунин: первая глава

рассказ «Антоновские яблоки» Бунина

В первых строках автор пишет, что ему вспоминается ранняя осень, запах антоновских яблок. Именно в ту пору мещане-садовники нанимали мужиков, чтобы те сортировали и насыпали яблоки, которые затем везли в город на продажу. Работники не упускали случая полакомиться ароматными фруктами. Во время приготовления бражного напитка, когда его процеживали («на сливанье»), все пили мёд. Даже дрозды здесь сытые и довольные сидят возле коралловых рябин.

Рассказ «Антоновские яблоки» Бунина очень позитивен. Автор описывает благополучную деревню, в которой – отменные урожаи, а люди живут долго. Всё здесь славится плодовитостью. Даже старостиха похожа на холмогорскую корову. А, как известно, это животное являлось символом достатка. Автор, описывая эту женщину, говорит, что на голове у нее как будто бы были рога. Такую ассоциацию вызывают косы, которые старостиха уложила особым образом. Несколько повязанных платков делают голову огромной, что придает женщине еще большее сходство с коровой. Старостиха беременна — это еще один прием, помогающий увидеть плодовитость и процветание, царящее в этих благополучных местах. В этом убеждаешься, прочитав начало рассказа «Антоновские яблоки». Анализ данных строк подтверждает эти выводы.

Всё здесь нравится рассказчику: свежий воздух, запах соломы, звездное ночное небо. Всё это мы узнаем из первой главы, как и то, что повествование ведется от лица барчука Николая.

Глава 2

Следующую часть произведения Бунин также начинает с упоминания об антоновских яблоках. Он говорит о народной примете. Считается, что если антоновка уродилась, то и хлеб уродится тоже.

Писатель делится приятными впечатлениями от раннего утра. Иван Алексеевич так явственно описывает, как приятно умыться у пруда, посмотреть в бирюзовое небо, что читателю тоже передаются эти прекрасные ощущения.

Дальше рассказчик говорит, как хорошо после умывания позавтракать с работниками картошкой с черным хлебом, взобраться на коня и поскакать вдаль. Об этом мы узнаем, прочитав произведение «Антоновские яблоки». Содержание второй главы раскрывает название той чудесной деревни – Выселки. Именно здесь старики живут по 100 и более лет, как, например, Панкрат, который уже и не помнит, как далеко за сто ему перевалило.

В этой главе рассказчик вспоминает усадьбу своей тетки Анны Герасимовны. У той был сад, и, конечно же, в нем росли антоновские яблоки. Бунин рассказывает о красивом тетушкином доме с колоннами, о богатом хозяйстве. А запах яблок витал даже в комнатах. Этот аромат был связан у автора с приятными ассоциациями. К такому выводу приходишь, анализируя данное произведение.

Глава 3

анализ «Антоновские яблоки» Бунин

Из нее мы узнаем о страсти писателя к охоте. Ведь она была популярным развлечением помещиков тех лет. Охота на волков позволяла сократить численность этого опасного хищника, который убивал домашний скот и мог напасть на человека. В компании таких же любителей охоты автор подстреливал волков или других животных и возвращался с трофеями домой к тетушке или останавливался на несколько дней у знакомого помещика.

Последняя глава

Итак, подходит к концу наш анализ. «Антоновские яблоки» Бунина в заключительной главе передают тревогу автора, его впечатления уже не такие радужные, как в начале. Он пишет, что аромат этих фруктов исчезает из помещичьих усадеб. Долгожители умерли, один старик застрелился. И охотится повествователь уже не в компании людей, а в одиночку. Но жизнь в Выселках по-прежнему кипит: суетятся деревенские девки, обмолачивая зерно.

«Антоновские яблоки» содержание

Вот и выпал первый снег. На этом заканчивается рассказ «Антоновские яблоки» Бунина. В финале, как и в начале произведения, автор ставит многоточие, так как он в форме очерка рассказал о небольшом периоде времени, свидетелями которого благодаря ему посчастливилось стать и читателям.

  • Для тебя все что угодно как пишется
  • Для справки как пишется в тексте
  • Для справки как пишется в предложении
  • Для сказок щедрина характерна близость к сказке
  • Для сказок характерны художественные формулы