Для чехова подобные суждения словно заготовки будущих рассказов

3. В каком предложении
нужно поставить тире? (Знаки препинания
рас­ставлены частично.)

1) Цвели розы
сладко дышалось в саду.

2) Ей казалось
она вот-вот рухнет на пол.

3) Ни ружьё, ни
книги, ни рисование совсем его не
интересовали.

4) Весь вид его
говорил ничего не произошло.

4. В каком предложении
есть тире? (Знаки препинания расставлены
ча­стично.)

1) Сказка есть
создание народного воображения.

2) Самое ценное,
что Левитан узнал на юге, это чистые
краски.

3) Плавание всегда
приводит к неизвестной цели к лесному
озеру или реке.

4) Приметы связаны
с цветом неба, с росой и туманами, с
криком птиц.

5. В каком предложении нужно поставить на месте пропуска тире?

1) У любви тысячи
аспектов, и в каждом из них ( ) свой свет,
своя печаль, свое счастье и своё
благоухание.

2) Но главное его
свойство ( ) была простота.

3) Нищие, босяки
и отщепенцы ( ) любили Гиляровского.

4) Путники тащат
на себе поклажу, например ( ) палатку,
топор, фонарь.

Вариант № 6

1. Как объяснить
постановку тире в данном предложении?

Упустишь огонь
— не потушишь.

1)
Тире между подлежащим и сказуемым,
выраженными сущ. в нач. форме.

2) Во второй части
бессоюзного сложного предложения
содержится указание на быструю смену
событий.

3) Первая часть
обозначает условие совершения действия,
о котором говорится во второй части.

4) Вторая часть
БСП указывает на время совершения того,
о чём говорится в первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я наслаждался:
какое великолепное дело пение!

1)
Обобщающее слово стоит перед однородными
членами предложе­ния.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть
БСП указывает на причину того, о чём
говорится в первой части.

3. В каком предложении
нет тире?

1) На улицах,
площадях, скверах и парках всюду камень
в разных красках.

2) Лес является
конденсатором влаги росы, тумана, инея.

3) Ты её кличешь
она не приходит.

4) Души у вас нет,
у вас самолюбие вместо души вот что я
вам скажу.

4. Укажите предложение,
в котором должно стоять двоеточие.

1) Я был скромен
меня обвиняли в лукавстве.

2) Жизнь прожить
не поле перейти.

3) Клевета что
уголь не обожжёт, так замарает.

4) Упустишь минуту
потеряешь часы.

5. Как объяснить
постановку двоеточия в данном предложении?

Смотри: над
гиацинтом вьётся пушистая пчела.

1) Обобщающее
слово стоит перед однородными членами
предложе­ния.

2) Вторая часть
БСП указывает на следствие происходящего
в первой части.

3) Вторая часть
бессоюзного сложного предложения
поясняет, рас­крывает содержание
того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть
бессоюзного сложного предложения
указывает на основание, причину того,
о чём говорится в первой части.

Вариант № 7

1. Укажите правильное
объяснение постановки тире в предложении.

Разве все эти
вещи: карандаш в оправе, записная книжка,
часы, фотоаппарат — не говорят больше
всяких слов об интересном го­сте?

1)
Вторая часть БСП противопостав­ляется
первой.

2) Вторая часть
БСП указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.

3) Однородные
члены, стоящие после обобщающего слова,
не закан­чивают собой предложения.

4) Тире между
подлежащим и сказуемым.

2. Как объяснить
постановку двоеточия в данном предложении?

Я верю: мы во что
бы то ни стало в конце концов увидимся
с
тобой.

1)
Обобщающее слово стоит перед однородными
членами предложе­ния.

2) Вторая часть
бессоюзного сложного предложения
указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.

3) Вторая часть
бессоюзного сложного предложения
поясняет, рас­крывает содержание
того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть
БСП указывает на причину того, о чём
говорится в первой части.

3. В каком предложении
нет тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Язык есть
исповедь народа в нём слышится его
природа его душа и быт.

2) Ветер рванул
со всей силой и разом слетели все листья
с ли­пы.

3) Писать о лесах
любимое моё занятие.

4) Будешь книгу
читать будешь всё знать.

4. В каком предложении
нужно поставить двоеточие? (Знаки
препинания расставлены частично.)

1) Встанешь
пораньше шагнёшь подальше.

2) Скучен день
до вечера кому делать нечего.

3) Работа избавляет
нас от трёх великих зол скуки, порока и
нужды.

4) Лодырь да
бездельник празднуют и понедельник.

5. Как объяснить
постановку тире в данном предложении?

Вдруг мужики с
топорами явились — лес зазвенел,
застонал, за­трещал.

1)
Тире между подлежащим и сказуемым,
выраженными сущ. в нач. форме.

2) Во второй части
БСП содержится указание на быструю
смену событий.

3) Вторая часть
бессоюзного сложного предложения
сравнивается с первой.

4) Вторая часть
бессоюзного сложного предложения
заключает в се­бе причину того, о чём
говорится в первой части.

Вариант № 8

1. Как объяснить
постановку тире в предложении?

Лето, осень, зима,
весна — все времена
года
одинаково
пре­красны.

1)
Вторая часть бессоюзного сложного
предложения раскрывает со­держание
местоименного слова, имеющегося в первой
части.

2) Тире ставится
в простом предложении между подлежащим
и ска­зуемым.

3) Обобщающее
слово стоит после однородных членов.

4) Вторая часть
бессоюзного сложного предложения
указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.

2. Как объяснить
постановку двоеточия в данном предложении?

Всё живое пряталось
на ночь: белка забивала мхом выходы из
гнезда, тетерева зарывались в снег,
птицы прятались в ельнике.

1)
Обобщающее слово стоит перед однородными
членами предложе­ния.

2) Вторая
часть бессоюзного сложного предложения
указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.

3) Несколько
частей БСП разъясня­ют, раскрывают
содержание первой части.

4) Вторая часть
БСП указывает на причину того, о чём
говорится в первой части.

3. В каком предложении
ставится тире? (Знаки препинания
расставлены частично.)

1) Для Чехова
подобные суждения словно заготовки
будущих рас­сказов.

2) Я знаю Фёдор
не смирится.

3) Вокруг Петра
сплачиваются его сторонники Меньшиков,
Шереме­тев, Репнин, Волков.

4) Поэзия Жуковского
история его души.

4. В каком предложении
нужно поставить двоеточие? (Знаки
препинания не расставлены.)

1) Добиться
откровенности окружающих вот цель этого
при­творства.

2) Слышно было
только как шипел уголь в печи и как
стреко­тал сверчок.

3) Он говорил еле
слышно так что приходилось напряжённо
прислуши­ваться.

4) Ёжик уже не
был похож на колючий комок все иглы его
были при­глажены.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

§ 17. Знаки препинания со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Вариант № 1

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Их дружба (1) казалось (2) будет вечной. Это место (3) казалось ему (4) наилучшим выражением русской природы.

1) 1,2,3 2) 1,2,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Она мужественно отнеслась (1) к несчастью (2) постигшему семью.

К несчастью (3) начавшаяся метель задержала вылет самолёта. 1) 1,2 2) 2 3) 1,2,3 4) 2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Он шагал по гостиной, изящно встряхивал головой и (1) очевидно (2) что-то замышлял. Нигде, как на этих вечерах, не высказывался так (3) очевидно (4) градус политической температуры. 1)2 2) 2,4 3) 1,2 4) 1,2,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) верно (2) перевели это стихотворение, без ошибок? Вы (3) верно (4) переведены сюда из России?

1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3

5. Укажите номер предложения, в котором нет вводных слов (знаки препинания не расставлены).

1) Я сел за стол и пожалуй в первый раз за долгое время почувствовал усталость.

2) Вы чувствуется чем-то расстроены?

3) По утренним холодам чувствуется приближение осени.

4) Гость однако же не проронил ни слова.

Вариант № 2

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим.

1) 1,2 2) 3,4 3) 4 4) 1,2,3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Я увидел в самом зените, на немыслимой высоте (1) должно быть (2) далеко за пределами земной атмосферы, какую-то серебристую рябь и тончайшие белые перья. Мы взялись за это задание сразу же, зная, что оно (3) должно быть (4) выполнено как можно скорее.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3)2 4) 1,2,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что (1) казалось (2) будто с неба слетают на город лёгкие белые цветы. Удивительная и (3) как мне показалось (4) душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

1) 1,2 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 2,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Пособие следует отредактировать и (1) главным образом (2) дополнить новым материалом. Между тем (3) солнце клонилось к закату.

1) 1,2 2) 1,2,3 3)3 4) 2,3

5. Укажите номер предложения, в котором нет вводных слов (знаки препинания не расставлены).

1) К счастью вокруг было много сухих дров.

2) Она может быть тоже смотрела в это время из окна.

3) Сколько спокойствия может быть в истинной и живой красоте!

4) Словом успех его для меня совершеннейшая загадка.

Вариант № 3

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Небо было тёмным и низким, нам оно (3) казалось (4) полотном, сотканным из звёзд.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3)2 4) 1,2,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была (1) в сущности (2) беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Многие писатели вам ничего не расскажут (3) о сущности (4) творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она поёт.

1) 1,2,4 2) 1 3) 1,2 4) 1,2,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

«Ваше приказание (1) может быть (2) исполнено только утром», — доложили ему. В Петербурге он слыл за человека с деньгами, и (3) может быть (4) не без причины.

1) 1,2 2) 4 3) 3,4 4) 1,2,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Всё недоброе в сердце человека (1) должно бы (2) кажется (3) исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника (4) должно быть (5) доносится и до самолётов.

1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 3,4,5 4) 3,5

5. Укажите номер предложения, в котором вводное слово выделяется только с одной стороны (знаки препинания не расставлены).

1) Она его просто забыла а может никогда и не запоминала.

2) Смотри однако Вера будь осторожна.

3) Шаль была отличная и наверное стоила немалых денег.

4) Автобус очевидно только что вышел на линию.

Вариант № 4

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Уже совсем стемнело, когда он выбрался (1) наконец (2) из тайги. Ребёнок к вечеру совсем выбился из сил: во-первых, уроки в школе, во-вторых, кружок по рисованию и (3) наконец (4) выполнение домашнего задания.

1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Перед восходом солнца крик журавлей был так гулок, что (1) казалось (2) будто птицы кружатся над коньком избы. Воздушные течения уносили эти огненные шары к заливу — и весь залив пылал (3) казалось (4) до самого дна их отражениями.

1) 1,2 2)3,4 3) 1,2,3,4 4)2,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Несчастье нисколько его не изменило, а (1) напротив (2) он стал ещё крепче и энергичнее. Он погрузился в размышления (3) видимо (4) обдумывая услышанные только что слова.

1) 1,2 2)2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых при обращениях должны стоять запятые?

Всяк сверчок (1) знай свой шесток. Крепче (2) конское (3) бей (4) копыто (5) отчеканивая шаг.

1) 1,5 2) 1,4,5 3) 2,3,4,5 4) 2,4,5

5. Укажите номер предложения, в котором вводное слово выделяется запятой только с одной стороны.

1) Мы с вами значит договорились обо всем?

2) А вы согласитесь были неправы.

3) Про силу и смелость этого богатыря сохранилось много преданий как видимо приукрашенных.

4) Он однако ничего никогда не забывал.

Вариант № 5

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Как только я вхожу в библиотеку, я запираю свою дверь и изгоняю (I) таким образом (2) жадность, самолюбие, леность и все пороки, источником которых является невежество, плод праздности и меланхолии.

Эта игра стала для него (3) таким образом (4) чем-то вроде выгодной профессии.

1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4)4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Обломов как-то обрюзг не по летам от недостатка ли движения или воздуха, а (1) может быть (2) того и другого.

Работа, которую нам поручили, к сроку (3) может быть (4) выполнена.

1) 1,2 2)2,3,4 3) 1,2,3,4 4)2

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Какой-то человек в белом халате, врач (1) конечно (2) быстро подошёл к нам. Тогда я ещё не улавливал (3) конечно (4) двойного смысла андерсеновских сказок.

1) 1,2 2)3,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых при обращениях должны стоять запятые?

Откуда (1) умная (2) бредёшь ты (3) голова? Здравствуй (4) солнце (5) да утро весёлое!

1) 1,2,3,4 2)4 3) 3,4 4) 1,3,4,5

5. Укажите номер предложения, в котором вводное слово выделяется запятой только с одной стороны.

1) Он переминался с ноги на ногу видимо робея.

2) Деревня казалось спала крепким сном.

3) Дождь прекратился должно быть лишь временно.

4) Поезд очевидно опаздывает надолго.

§ 18. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения)

Вариант № 1

1. Отметьте предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания в предложениях отсутствуют).

1) С чужими я либо робел либо важничал.

2) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

3) Он начинал работать ни свет ни заря.

4) Вдали пестрели и цвели луга и нивы золотые.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту.

2) Волк каждой год линяет да своего обличия не меняет.

3) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.

4) В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Этот столб стоит здесь и ночи и дни и зиму и лето.

2) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы.

3) А потом полили дожди и растрепали сад и прибили к земле почернелую траву.

4) От зрелища Марса мне стало холодно и жутко.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Своеобразный сплав мыслей и чувств отличает как лирику так и прозу этого автора.

2) Лучшей проверкой достоинств того или иного произведения было бы его чтение перед читательской аудиторией.

3) Среди сложных и трагических судеб ровной и беспечальной казалась судьба А.Н.Островского.

4) На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной и технической документации.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам по лугам и по горам и по долам.

2) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

3) Переживание красоты как святости сохраняется в каждой картине художника и станет сокровенным идеалом и непреложным законом всю его жизнь.

4) Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.

6. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет.

2) По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне но и о его гражданской ценности.

3) Я смотрю на камень и забываю про удочки и про рыбу и про всё на свете.

4) Наберёшь ты здесь целое лукошко подберёзовиков и подосиновиков боровиков и груздей.

Вариант № 2

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Умён да пригож да на дело негож.

2) Он был причёсан и одет безукоризненно и ослеплял свежестью лица и перчаток и фрака.

3) Канонада слышалась и день и ночь.

4) Во времена детства Чехова весь Таганрог был засыпан зерном и деньгами и был заселён греками и итальянцами.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Земляникой да черникой полны наши леса!

2) С трудом различаю цвет и очертания людей и предметов.

3) Звуки соловьиной пески заполняли пространство между рекой и небосводом.

4) По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Метели и вьюги стужа и темнота не помешали отважным полярникам и высаживаться на дрейфующие льдины и производить исследования Арктики.

2) Воздух был наполнен сухой снежной пылью.

3) И чист и тих и ясен свод небес.

4) Домики были крыты черепицей или шифером перед каждым был разбит палисадник.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Над Таганрогом темнеет ночь дует «сгонный» ветер и на широких молах шелестят степные травы.

2) Степь придвинулась вплотную к порту и к морю и занесла белой пылью Рыбацкую слободку.

3) Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно.

4) Он останавливался и подолгу рассматривал шапки снега на пнях и на заборах и на еловых ветвях.

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Люди, птицы, травы — всё слушает песню соловья.

2) На выставке была представлена не только живопись, но и графика.

3) Мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки.

4) Он был хоть и невысок ростом, да жилист.

6. Укажите предложение, в котором нет тире. (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Все вещи диваны, столы и стулья были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом.

2) Так впервые я убедился в том, что главное для писателя это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи и тем самым выразить своё время и свой народ.

3) Почему я не замечал этот родной пейзаж раньше? спрашивал я себя.

4) Я бродил в своих воспоминаниях по лесам, потом по набережным Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской земли.

Вариант № 3

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вблизи ручей шумит и скачет и мчится в влажных берегах.

2) В горах ударил гром и хлынули потоки дождя.

3) В природе ни лист ни соломинка ни дерево не повторяются.

4) Машины загородили дорогу и нельзя было проехать ни взад ни вперёд.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Небо то всё закрывалось облаками то вдруг очищалось на мгновенье.

2) В пруду отражались деревья и фасад дома.

3) В степи растут колокольчики и полынь и белая кашка.

4) Он не ответил ни да ни нет.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.

2) Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.

3) Он был от страха ни жив ни мёртв.

4) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и затопленный лес и людей.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Иногда Куприн сам не выдерживал беспросветного горя и старался смягчить судьбу своих персонажей по своей писательской воле.

2) Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи глубоких и разносторонних знаний.

3) Рядом с нами ревело море и первобытный хаос ударял в берега и уходил обратно в клубящийся мрак и терялся там.

4) Он был не только прост со всеми но и временами застенчив.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ощущение одинокого сада и холодных лесов помогло мне писать и думать.

2) Осенью откроется выставка молодых таганрогских художников.

3) Тужит Пахом да не знает о ком.

4) Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Интуиция помогает историческим писателям воссоздать не только подлинную картину жизни прошедших эпох но и самый их воздух.

2) Заря уже чуть приподняла на востоке тёмный полог ночи и осветила край неба ещё пока что очень далёкой голубизной.

3) Я так ясно вижу её и наяву и во сне.

4) Человек многое и не может увидеть и пережить.

Вариант № 4

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.

2) Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей.

3) Он пришёл к нам из очарованной дали и увёл нас в соловьиные сады своей гениальной и грустной поэзии.

4) После «Поединка» слава Куприна приобрела не только всероссийский но и мировой характер.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Он не мог быть борцом но он хотел внести и внёс свою долю в сокровищницу будущего — свои картины.

2) Писателем человек становится не только по зову сердца но и по зову своего времени и своего народа.

3) Подлинная жизнь прорвалась заполнила писательскую схему и раздвинула и сломала своим живым напором рамки первоначального писательского плана.

4) Героизм Ван-Гога заключался в фанатической вере в прекрасное будущее людей труда — пахарей и рабочих поэтов и учёных.

3. Отметьте предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания в предложениях отсутствует).

1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

2) Выступления этого ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом.

3) Молчали берег и море и лес.

4) Мы не могли сдвинуться с места ни взад ни вперёд.

4. Отметьте предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания в предложениях отсутствуют).

1) Перед ним лепечут волны и бегут и вновь приходят.

2) Около домов не было видно ни дворов ни деревьев.

3) Посетит меня восторг и творческая ночь и вдохновенье.

4) В их семье было ни много ни мало семеро детей.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Среди рек есть большие и малые и спокойные и буйные и быстрые и медленные.

2) Целый мир отшумел за спиной и остался лишь в памяти да на исписанных бледным карандашом листах.

3) Вдруг налетела буря с крупным и частым градом и проливным дождём и воздух превратился в белую водяную пыль.

4) Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях перед союзом ДА должны стоять запятые?

A. И стар (1) да весел, и молод (2) да угрюм.

Б. А жизнь сурова, она идёт себе (3) да идёт по своим законам.

B. А потом позвонил медведь (4) да как начал, как начал реветь.

Г. Я давно хотел рассказать эту историю (5) да как-то времени всё не было.

1)3,5 2) 1,2,5 3) 4,5 4) 1,2

Вариант № 5

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) По утрам Грин часами сидел в кресле читал и думал и в это время его нельзя было трогать.

2) Многие свои сказки Андерсен писал среда зимы и делал их пёстрыми и нарядными.

3) Куприн не только не обольщался славой но даже тяготился ею.

4) Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту и увидел Андерсена.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Загадочным и таинственным казался этот девственный лес и жившие в нём сильные и смелые люди.

2) Квартира его была хотя и просторна но не изящна и сумрачна.

3) Вдруг за ним стрелы жужжанье и крик и ржанье.

4) И днём и ночью всё шли и шли поезда на запад.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.

2) А вокруг был дым и бой и смерть,

3) Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.

4) К тому времени я стал всё чаще и чаще бывать у него в доме и познакомился со всей его семьёй.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В палисаднике росли царственные розы и скромные ромашки и пахучая резеда.

2) В ельнике было темно и прохладно.

3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч,

4) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло маттиолой и горькой сладостью каких-то других цветов.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сильный ветер склоняет до корней слабые и гибкие кусты ковыля треплет их и рассыпает направо и налево бьёт о землю или несёт по своему направлению.

2) Где-то в утренних морозах ярких солнечных днях и светлых лунных ночах угадывалась пришвинская весна света.

3) Сверчки стрекозы и тысячи других насекомых проснулись в высокой траве и наполняли воздух своими ясными непрерывными звуками.

4) Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный ни смуглый ни положительно бледный а безразличный или казался таким.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить три запятых. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Солнце садилось в травы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья и перелива в кустах по сторонам полотна.

2) И в этом энергичном лице и во всей этой коренастой дышавшей здоровьем фигуре чувствовалось что-то стихийное сильное и необузданное и в то же время доброе и даже простодушное.

3) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и уходил куда-то в бесконечность.

4) Первым русским учёным был не дворянин а крестьянин села Денисовка Михаил Васильевич Ломоносов.

§ 19. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Вариант № 1

1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Упустишь огонь — не потушишь.

1) Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме.

2) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится указание на быструю смену событий.

3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения заключает в себя следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там чёрная земля.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В каком предложении нет тире? (Знаки препинания расставлены частично.)

1) На улицах, площадях, скверах и парках всюду камень в его натуральных контурах и красках.

2) Лес является конденсатором влаги росы, тумана, инея.

3) Ты её кличешь она не приходит.

4) Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души вот что я вам скажу.

4. Укажите предложение, в котором должно стоять двоеточие.

1) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве.

2) Жизнь прожить не поле перейти.

3) Клевета что уголь не обожжёт, так замарает.

4) Упустишь минуту потеряешь часы.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

По Каме около устья тянулись такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Третья часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первых двух частях.

3) Третья часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предыдущих частях.

4) Третья часть сложного предложения указывает на основание, причину того, о чём говорится в предыдущих частях.

Вариант № 2

1. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

Разве все эти вещи: карандаш в оправе, записная книжка, часы, фотоаппарат — не говорят больше всяких слов об интересном госте?

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется первой.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения.

4) Тире между подлежащим и сказуемым.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В каком предложении нет тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Язык есть исповедь народа в нём слышится его природа его душа и быт родной.

2) Ветер рванул со всей силой и тогда разом слетели все листья с липы.

3) Писать о лесах любимое моё занятие.

4) Будешь книгу читать будешь всё знать.

4. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Встанешь пораньше шагнёшь подальше.

2) Скучен день до вечера кому делать нечего.

3) Работа избавляет нас от трёх великих зол скуки, порока и нужды.

4) Лодырь да бездельник им праздник в понедельник.

5. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал.

1) Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме.

2) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится указание на быструю смену событий.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения сравнивается с первой.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.

Вариант № 3

1. Как объяснить постановку тире в предложении?

Лето, осень, зима, весна — все времена года одинаково прекрасны.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание местоименного слова, имеющегося в первой части.

2) Тире ставится в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Всё живое пряталось на ночь в укромном месте: белка покрепче забивала мхом выходы из гнезда, тетерева глубоко зарывались в снег, малые птицы прятались в непролазном ельнике.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения разъясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Для Чехова подобные суждения словно заготовки будущих рассказов.

2) Я знаю Фёдор не смирится.

3) Вокруг Петра сплачиваются его сторонники Меншиков, Шереметев, Репнин, Волков.

4) Поэзия Жуковского история его души.

4. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Добиться откровенности окружающих вот цель этого тонкого притворства.

2) Слышно было только как шипел уголь в печи и как звонко стрекотал неугомонный сверчок.

3) Он говорил еле слышно приходилось напряжённо прислушиваться.

4) Ёжик уже не был похож на колючий комок все иглы его были приглажены.

5, Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Надо много читать: это помогает познавать окружающий мир и самого себя.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части,

Вариант № 4

1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Быстро стемнело — горы стали казаться ещё мрачнее и величественнее.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется тому, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В каком предложении нет тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Находить приметы или самим создавать их очень увлекательное занятие.

2) Самая простая примета это дым костра.

3) Работы с ней много в один год не управишься.

4) Есть две формы жизни гниение и горение.

4. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Облака над морем потемнели море тоже стало тёмным.

2) Лето припасает зима поедает.

3) Я кашлял много раз она всё равно не замечала.

4) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Вариант № 5

1. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором ставится тире (знаки препинания не расставлены). 1) Знаки препинания как нотные знаки они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

2) Все прочли этот рассказ и смутились печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

3) Не чернилами написаны горские песни они написаны слезами и кровью.

4) Я осторожно повёл её домой и подумал как бы я был счастлив иметь такую мать.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Сами видите: всё вокруг в могущественном движении.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Старый пруд как громадное чёрное зеркало.

2) В том и состоял подвиг поэта своей отчуждённостью он взывал к новым отношениям.

3) Ведущий принцип романа углубление в сложный внутренний мир героя.

4) Это была только что пойманная рыба окунь два карася и несколько плотвичек.

4. В каком предложении нет двоеточия? (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Его поведение все расценивали по-разному одни с сочувствием одобряли, другие порицали, третьи помалкивали.

2) Белый зимний свет ударил нам в глаза даже больно на секунду нам стало.

3) Одна надежда на грозу лишь она одна может разбудить скованную жарой природу.

4) Отправиться купаться не хочется, да и незачем после купания ещё больше распаришься на солнцепёке.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Картины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Достарыңызбен бөлісу:

——————————————————————————

Контрольная работа по русскому языку

учени____   __класса «    »

______________________________________________________

Тест по теме « Бессоюзное сложное предложение»

Вариант 1

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Быстро стемнело – горы стали казаться ещё мрачнее и величественнее.

  1. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
  2. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  3. Первая часть БСП противопоставлена тому, о чём говорится во второй части.
  4. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
  1. В каком предложении нужно поставить двоеточие?
  1. Добиться откровенности окружающих вот цель этого тонкого притворства.
  2. Слышно было только как шипел уголь в печи и как звонко стрекотал неугомонный сверчок.
  3. Он говорил еле слышно приходилось напряжённо прислушиваться .
  4. Ёжик уже не был похож на колючий комок все иглы его были приглажены.
  1. Расставить знаки препинания.
  1. Вчера завёл автомобиль послышался лёгкий стук.
  2. Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни я минутами спрашиваю себя да стоит ли говорить об этом?
  3. Это была недавно расчищенная и неосвещённая поляна и на ней смутно белея во мраке стоял новый большой дом управляющего.
  4. Жена Маша и Аксютка не говорили они плакали.
  5. А я в таких случаях тоже упрямый человек на каприз я отвечаю капризом.
  6. Настанет час мой город двинется вперёд.
  7. Сеялось семя веками корни в земле глубоко срубишь леса топорами зло вырывать нелегко.
  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
  2. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того,   о чём говорится во второй части
  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

На большое позаришься – малое упустишь.

   1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами

  предложения.

   2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на   условие совершения того, о чём говорится во второй части.

   3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет,  раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

   4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на  причину того, о чём говорится в первой части.

  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

             Идти было трудно: густые, частые колючие кусты разрослись                        

             густо, и  нужно было обходить их или пробираться через них.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

            2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет,    

раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

            3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает    

    на  причину того, о чём говорится в первой части.

            4)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает

на время совершения того, о чём говорится во второй части.

——————————————————————————

Контрольная работа по русскому языку

учени____   ___ класса «      »

______________________________________________________

Тест по теме « Бессоюзное сложное предложение»

Вариант 2

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Ветер подул с гор – будет дождь.

  1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения     того, о чём говорится во второй части.

   2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

    3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет,  раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

      4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает  на  причину того, о чём говорится в первой части.

  1. В каком предложении нужно поставить тире?
  1. Для Чехова подобные суждения словно заготовки будущих рассказов.
  2. Я знаю Фёдор не смирится.
  3. Вокруг Петра сплачиваются его сторонники Меншиков, Шереметев, Репнин, Волков
  4. Хотел он крикнуть замерло дыхание.
  1. Расставить знаки препинания.
  1. Базаров уединился окончательно на него нашла лихорадка работы.
  2. Пойду плясать летят из пола искры пою и слёзы льются из-под век.
  3. Я посмотрел на неё она прижалась в уголок и подперла рукою щёку.
  4. Я знал его мы странствовали вместе в горах востока и тоску изгнания делили дружно.
  5. На улице ветер всё качается стонет гремит.
  6. Как-то пришёл к нему и вижу на столе лежит том «Войны и мира».
  7. Дальний друг одно известно мне плачем исходила Ярославна на Путивля каменной стене.
  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наша стоянка была неудачной: кедр, под которым мы с трудом разместились, имел редкую хвою, и всё тепло от костра быстро уходило.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

 2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.                                                    

 3)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на  причину того, о чём говорится в первой части.

    4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

             Резкий толчок – самолёт выпустил шасси и катится по                  

             бетонированной дорожке аэродрома.

   1)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

             2)  Первая часть бессоюзного сложного предложения      

                  противопоставлена по содержанию второй части.

             3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает    на быструю смену событий.

             4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит  

    сравнение с тем, о чём сказано в первой части.

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?    

   Любишь кататься – люби и саночки возить.      

          1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

          2) Первая часть бессоюзного сложного предложения  

 противопоставлена по содержанию второй части.

          3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает  на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

А23

Вариант 1

1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Упустишь огонь — не потушишь.

1) Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущест­вительными в начальной форме.

2) Во второй части бессоюзного сложного предложения содер­жится указание на быструю смену событий.

3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о ко­тором говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения заключает в себя следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там чёрная земля.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В каком предложении нет тире? (Знаки препинания расстав­лены частично.)

1) На улицах, площадях, в скверах и в парках всюду камень в его натуральных контурах и красках.

2) Лес является конденсатором влаги росы, тумана, инея.

3) Ты её кличешь она не приходит.

4) Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души вот что я вам скажу.

4. Укажите предложение, в котором должно стоять двоеточие.

1) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве.

2) Жизнь прожить не поле перейти.

3) Клевета что уголь не обожжёт, так замарает.

4) Упустишь минуту потеряешь часы.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

По Каме около устья тянулись такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

2) Третья часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первых двух частях.

3) Третья часть сложного предложения поясняет, раскрывает со­держание того, о чём говорится в предыдущих частях.

4) Третья часть сложного предложения указывает на основание, причину того, о чём говорится в предыдущих частях.

Вариант 2

1) Укажите правильное объяснение постановки тире в предло­жении.

Разве все эти вещи: карандаш в оправе, записная книжка, часы, фото­аппарат — не говорят больше всяких слов об интересном госте?

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставляется первой.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не за­канчивают собой предложения.

5) Тире между подлежащим и сказуемым.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В Каком предложении нет тире? (Знаки препинания не рас­ставлены.)

1) Язык есть исповедь народа в нём слышится его природа его душа и быт родной.

2) Ветер рванул со всей силой и разом слетели все листья с липы.

3) Писать о лесах любимое моё занятие.

4) Будешь книгу читать будешь всё знать.

4. В Каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки пре­пинания расставлены частично.)

1) Встанешь пораньше шагнёшь подальше.

2) Скучен день до вечера кому делать нечего.

3) Работа избавляет нас от трёх великих зол скуки, порока и нужды.

4) Лодырь да бездельник им праздник в понедельник.

5. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал.

1) Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущест­вительными в начальной форме.

2) Во второй части бессоюзного сложного предложения содер­жится указание на быструю смену событий.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения сравнива­ется с первой.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.

Вариант 3

1. Как объяснить постановку тире в предложении?

Лето, осень, зима, весна — все времена года одинаково прекрасны.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание местоименного слова, имеющегося в первой части.

2) Тире ставится в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Всё живое пряталось на ночь в укромном месте: белка покрепче за­бивала мхом выходы из гнезда, тетерева глубоко зарывались в снег, ма­лые птицы прятались в непролазном ельнике.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения разъясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания рас­ставлены частично.)

1) Для Чехова подобные суждения словно заготовки будущих рас­сказов.

2) Я знаю Фёдор не смирится.

3) Вокруг Петра сплачиваются его сторонники Меншиков, Ше­реметев, Репнин, Волков.

4) Поэзия Жуковского история его души.

4. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки пре­пинания не расставлены.)

1) Добиться откровенности окружающих вот цель этого тонкого притворства.

2) Слышно было только как шипел уголь в печи и как звонко стрекотал неугомонный сверчок.

3) Он говорил еле слышно приходилось напряжённо прислуши­ваться.

4) Ёжик уже не был похож на колючий комок все иглы его были приглажены.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Надо много читать: это помогает познавать окружающий мир и са­мого себя.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

Вариант 4

1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Быстро стемнело — горы стали казаться ещё мрачнее и величест­веннее.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предло­жения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставляется тому, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В каком предложении нет тире? (Знаки препинания не рас­ставлены.)

1) Находить приметы или самим создавать их очень увлекатель­ное занятие.

2) Самая простая примета это дым костра.

3) Работы с ней много в один год не управишься.

4) Есть две формы жизни гниение и горение.

4. В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки пре­пинания не расставлены.)

1) Облака над морем потемнели море тоже стало тёмным.

2) Лето припасает зима поедает.

3) Я кашлял много раз она всё равно не замечала.

4) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

Вариант 5

1) Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором ставит­ся тире (знаки препинания не расставлены).

2) Знаки препинания как нотные знаки они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

3) Все прочли этот рассказ и смутились печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

4) Не чернилами написаны горские песни они написаны слезами и кровью.

5) Я осторожно повёл её домой и подумал как бы я был счастлив иметь такую мать.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Сами видите: всё вокруг в могущественном движении.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. В Каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Старый пруд как громадное чёрное зеркало.

2) В том и состоял подвиг поэта своей отчуждённостью он взывал к новым отношениям.

3) Ведущий принцип романа углубление в сложный внутренний мир героя.

4) Это была только что пойманная рыба окунь два карася и несколь­ко плотвичек.

4. В Каком предложении нет двоеточия? (Знаки препинания рас­ставлены частично.)

1) Его поведение все расценивали по-разному одни с сочувстви­ем одобряли, другие порицали, третьи помалкивали.

2) Белый зимний свет ударил нам в глаза даже больно на секунду нам стало.

3) Одна надежда на грозу лишь она одна может разбудить скован­ную жарой природу.

4) Отправиться купаться не хочется, да и незачем после купания ещё больше распаришься на солнцепёке.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Картины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставлена тому, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

  • Для чего человеку нужны новые технологии итоговое сочинение
  • Для чего человеку нужны деньги сочинение
  • Для чего человеку нужно образование сочинение
  • Для чего человеку нужно воображение сочинение рассуждение
  • Для чего человеку нужна совесть сочинение конь с розовой гривой