Для какого возраста сказка колобок

Мы все знаем, что читать с детьми нужно и важно. Но как быть, если ребенок постоянно выбирает одну и ту же книгу? Можно ли предлагать малышу страшные сказки? Почему «Колобка» нужно читать строго по тексту? И как обсуждать прочитанное с маленьким ребенком?

На эти и другие вопросы родителей о совместном чтении мы попросили ответить детского нейропсихолога Полину Харину.

Содержание статьи:

  • Чем полезно чтение?
  • Можно ли слушать аудиосказки?
  • Читать только то, что написано, или рассказывать с вариациями?
  • Что делать, если просит читать одно и то же по кругу?
  • Как читать детям с разницей в возрасте?
  • Стоит ли читать страшные книги, книги про войну и смерть?
  • Как правильно обсуждать прочитанное?

Чем полезно чтение?

Мир ребенка составляет все то, что он видит и ощущает вокруг себя: еда, которую он пробует, места, в которых он бывает, люди, с которыми он общается. И, конечно, книги, которые ему читают. Я сталкиваюсь со множеством вопросов о том, что будет, если не читать ребенку совсем? Конечно, мир ребенка не рухнет, но важно понимать, что и кругозор малыша скорее всего будет скуднее (а может и нет, если, например, вы много путешествуете и многое обсуждаете вместе).

Что развивает чтение?

1. Кругозор

Из книг ребенок получает информацию, учится сопоставлять ее с тем, что видит вокруг, расширяет объем знаний, обретает способность смотреть на вещи и ситуации с разных сторон. Человек, прочитав различные описания природы, уже по-другому будет смотреть на окружающий мир, увидит более глубокую картинку. Так и ребенок, которому читают книги, будет воспринимать мир иначе, шире.

2. Воображение и образное мышление

Сначала малыш видит собаку на улице и слышит, что это собака. Потом видит картинку собаки в какой-нибудь книге. Потом читает ее описание (например, в «Каштанке») — и понимает, что собака может иметь не только определенный внешний облик, но у нее также может быть определенный характер. Далее, когда речь заходит о собаке, ребенок может вообразить, создать уже свой собственный, сборный образ, наделенный конкретными чертами, которые были в его опыте.

3. Словарный запас

Чтобы словарный запас расширялся во время чтения, важно это стимулировать. Например, вы встретили в книге новое для ребенка слово, объяснили его, а на следующий день снова применили в речи — так оно закрепится в памяти.

4. Память

Сведения, которые мы получаем из книг, откладываются в памяти, и позднее мы можем извлекать эту информацию в процессе общения или обучения.

5. Концентрацию внимания

Чтение — сложный процесс, который задействует много зон головного мозга. Чтобы понимать сложную литературу, нам важно уметь концентрироваться — навык, очень важный в современном мире.

6. Чтение помогает отдыхать

В момент чтения мы расслаблены, наше тело обычно находится в состоянии покоя, а нервная система успокаивается. Книги могут снижать процессы возбуждения в головном мозге, особенно если речь идет о классических сказках. Заложенный в них ритм действует сродни медитации.

Чтение развивает не только ум, а еще и душу. Учит нас сопереживать, задумываться над сложными вещами. Именно поэтому я за то, чтобы читать ребенку с как можно более раннего возраста.

Можно ли слушать аудиосказки?

Я не против аудиосказок, более того, считаю, что в определенный момент они должны появиться у ребенка. Аудиосказки читают профессиональные актеры, которые обладают навыками актерского чтения (умение читать с выражением, передавая интонацию, настроение, эмоции героя).

Но детям до 3 лет я бы рекомендовала аудиосказки с большой осторожностью.

Многие малыши обожают слушать аудиосказки. Какая здесь кроется опасность? До трех лет у ребенка еще только формируется речь, связка «слово-образ». Если малыш никогда не видел собаку, то слово «собака» будет для него пустым звуком, не наполненным смысловой нагрузкой. Слушая аудиосказку, ребенок в таком возрасте еще не обладает образным мышлением настолько, чтобы соединить весь текст в единое целое, насытить его смыслом. Он будет обращать внимание на яркие эмоции: когда герой испугался или, наоборот, обрадовался, когда заиграла тревожная или радостная музыка… В результате ребенок может просто перевозбуждаться от перенасыщения и невозможности качественно обработать полученную информацию из книги, просто не понять смысл. Книга может стать и источником стресса, если подобрана не по возрасту.

Совместное чтение — это не только инструмент познания мира, но и хороший вариант эффективного времени с ребенком.

Кроме того, чтение вслух — это еще и невербальное общение. Когда мы читаем, ребенок видит нашу мимику, артикуляцию, что улучшает качество восприятия информации и способствует развитию речевого навыка. До трех лет лучше делать упор именно на это.

По возможности не используйте аудиосказки как инструмент для засыпания. Лучше, если ребенок засыпает в тишине. Это важно для того, чтобы мозг и тело могли расслабиться, не потребляя информацию. По сути засыпание под аудиосказки — это как засыпание под телевизор. В крайнем случае научите ребенка выключать сказку, когда ему будет достаточно: чтобы само засыпание проходило в тишине и мозг учился правильно расслабляться.

Читать только то, что написано, или рассказывать с вариациями?

Классические сказки вроде «Курочки Рябы», «Колобка», «Теремка», а также стихотворения Чуковского или Барто обязательно читать целиком без изменений. Многие родители жалуются, что не понимают смысла этих сказок и того, зачем читать их детям. На самом деле многие ученые бьются над задачей разгадать смыслы этих сказок. Одна из теорий говорит о том, что, например, «Курочка Ряба» несет в себе сакральный смысл о перерождении мира. Важно понимать, что ребенку все эти тонкости не нужны. Главная особенность классических сказок — их особый ритм. Они состоят из определенных формул, которые похожи на молитву: они успокаивают нервную систему, помогают ребенку впитать структуру языка.

Если поменять слова местами, вся структура рассыпется. Поэтому народные сказки важно читать строго по тексту.

Другие, более современные книги, можно интерпретировать, обсуждать, где-то что-то додумывать.

Если вы читаете тот же «Теремок», а ребенок начинает игру — например, предлагает: «Давай сюда еще придет курочка», — вы, конечно, можете это поддержать. Просто надо понимать, что речь уже будет не о чтении, а об эмоциональной игре. И это тоже важно и нужно.

Бывает, что дети сами просят читать исключительно по тексту и возмущаются, если вы меняете хоть слово. Это история про стабильность мира. Маленькому человеку она дает основу для укрепления нервной системы, поэтому он стремится закрепить эту стабильность во всех отношениях. Нам иногда это кажется смешным: ну какая разница, кто первым пришел в Теремок, зайчик или волк. А для ребенка в этот момент буквально рушится мир.

Что делать, если просит читать одно и то же по кругу?

Отчасти это тоже история про стабильность мира. Такое бывает у всех без исключения детей: находится книжка, которую он просит читать бесконечно, а у родителя от этого уже дергается глаз. Я и сама это проходила со своим ребенком.

Но есть и другой момент: скорее всего, в этой книге ребенок проживает одну и ту же важную для него эмоцию. И, пока он не насытится ею, то будет продолжать читать до дыр. Кому-то для этого надо 20 раз, кому-то и 200 будет мало. Вы даже можете попробовать проследить, какой момент важен ребенку: обычно до него он слушает предельно внимательно, а потом концентрация падает, и можно даже не дочитывать до конца.

Читая по кругу одну и ту же книгу, ребенок проживает важную для себя эмоцию.

Но, если ребенок постоянно несет одну и ту же книгу, это не значит, что вы не можете предлагать ему другие. Это можно и нужно делать — даже если малыш не хочет. Например, уходит или требует закрыть книгу. Что здесь помогает? Выстроенные границы. Вы можете сказать: «Если ты не хочешь, можешь не читать, я почитаю эту книгу сам(а), мне интересно». Дальше зависит от возраста и уровня саморегуляции: ребенок может расплакаться (тут важно принять эмоции ребенка), либо согласится немного почитать с вами. Не нужно сразу предлагать новую книгу целиком: для начала можно просто посмотреть картинки или прочитать первые пару страничек. И со временем увеличивать их количество.


Посмотрите вебинар о детских истериках→

Как читать детям с разницей в возрасте?

Если мы говорим про идеальную ситуацию, то, конечно, книги всегда должны быть подобраны по возрасту ребенка. Понятно, что у современных родителей часто нет возможность отдельно читать каждому. Главное правило здесь — не «скатываться» на книги по уровню младшего ребенка. Да, скорее всего, старшему тоже интересно будет слушать, но у него также должно быть чтение по его возрасту.

Я рекомендую делать так: сначала читаем младшему, потом старшему. Младший вполне может слушать книги «на вырост», просто, скорее всего, он не возьмет из них столько, сколько может старший. Но у вас всегда будет возможность перечитать эти книги позже.

Стоит ли читать страшные книги, книги про войну и смерть?

Страшных тем не надо бояться. Это тоже тренировка нервной системы. Конечно, ребенку не должно в процессе чтения быть панически страшно, но просто страшно иногда быть должно.

Вспомните, как в подростковом возрасте мы все играли в «черную-черную комнату» — так мы учили свою нервную систему переживать страшный опыт, это своего рода тренировка, навык не вздрагивать от каждого шороха, а умение анализировать его. На генетическом уровне мы ощущаем, что темнота опасна — но ребенок каждую ночь получает опыт, что ничего не случается и перестает сильно тревожиться из-за этого.

Страшные сказки в тренировке нервной системы — лучший помощник.

Конечно, мы не пугаем ребенка специально. А если он сам признается, что боится, что серый волчок схватит его за бочок, — объясняем, что волки боятся человека, что они не могут добраться на 17-й этаж и так далее… Даже если повторять это придется тысячу раз. Это и есть отработка страха.

Темы войны и смерти лучше не затрагивать примерно до 5 лет. Бывает, некоторые дети и в более раннем возрасте спрашивают что-то вроде «Мамочка, а когда ты умрешь?». Это вопрос понимания времени, не более.

«В поисках волка» Сандры Дикманн — трогательная книга, которая поможет поговорить с детьми на темы утраты и потери близких.

Смерть — экзистенциальный кризис, с которым сталкиваются все люди. И говорить об этом с ребенком тоже нужно — на доступном ему уровне. Не стоит в пять лет рассказывать, что труп закапывают в землю и он разлагается. Но можно сказать, что бабушка ушла и осталась в нашем сердце.

Как правильно обсуждать прочитанное?

Здесь все будет зависит от возраста и тех целей, которые вы ставите перед собой, обсуждая книгу.

Если говорить про малышей, то обсуждение книги — это по сути обучение речи. Когда мы просим годовалого ребенка: «Покажи, где у лошадки уши», «Найди трактор» — то, по сути, и обсуждаем с ним книгу, вступаем в самую простую коммуникацию. Читая «Колобка» или «Репку», мы можем тренировать память: спрашиваем, кого колобок встретил перед лисой, или за кого схватилась внучка, вытягивая репку.

В 2,5-3 года можно делать упор на понимание образных выражений: «золотая осень», «побежали ручейки» и прочее.

Не бойтесь прерываться прямо в процессе чтения и уточнять, понимает ли ребенок, о чем речь.

С 4 лет готовим малыша к пересказу, к более сложному пониманию текста. Здесь важно задавать такие вопросы, которые научат ребенка структуре изложения: кто главный герой? что он сделал? зачем он это сделал? почему так получилось? Чтобы к 5 годам ребенок, ориентируясь на это, мог сам рассказывать простые истории.

Обсуждение смысла прочитанного, вопросы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, можно включать примерно с 3,5 лет. Здесь важно делать акцент не только на плохом (почему папа поругал малыша? что он мог бы сделать по-другому?), но и на хорошем — например, обратить внимание на то, как ежик подарил зайчику кусочек Луны, спросить, что ребенок мог бы подарить своему другу.

С 3 лет также можно изучать эмоции. Спрашивать, что почувствовал зайчик, когда лиса выгнала его из дома, и прочее.

P.S. Каждые две недели присылаем подборку из 5 лучших статей для детей и родителей. Подпишитесь→

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Участники: дети, воспитатели, родители.

Актуальность темы

Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер: повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову, вовлекая в активную речевую работу. Сказка является помощником не только в развитии речи у детей раннего возраста, но и в развитии разнообразных сенсорных эталонов.

Также сказка нужна для того, чтобы в иносказательной форме показать процесс становления ребёнка от маленького, бессильного и неумелого до большого, сильного, и умелого. Для этого герой проходит ряд испытаний, из которых каждый раз выходит победителем: то есть растёт, взрослеет, становится умнее.

Цель проекта: расширение представления детей о русских народных сказках (на примере сказки «Колобок») развитие воображения, мышления, звукоподражания; привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с народным творчеством на примере сказки «Колобок»
  • Побуждать детей к звукоподражанию, проговариванию слов
  • Побуждать детей отвечать на вопросы
  • Обогащать сенсорный опыт детей (осязание)
  • Формировать умение узнавать в игрушках, на картинках персонажей сказки и называть их.

Развивающие:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей и мелкую моторику рук;
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей:
    • существительными: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, мордочка;
    • прилагательными: жёлтый, румяный, круглый;
    • глаголами: постудить, покатился.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие: стимулировать любознательность. Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта детей.
  • Речевое развитие: пополнять и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
  • Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности. Приучать детей к слушанию народных сказок, сопровождая их чтение показом различного вида театра.
  • Физическое развитие: сохранять, укреплять здоровье детей; предупреждать утомление.

Предполагаемый результат:

  • Дети проявляют интерес в рассматривании картин и иллюстраций к сказке «Колобок».
  • Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы воспитателя.
  • Обогащается сенсорный опыт детей.
  • Дети следят за развитием действия в драматизации сказки.
  • Родители принимают участие в изготовлении поделок по сказке.

Этапы работы над проектом

I ЭТАП — Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

  • Дидактические игры:
  • «Катится Колобок или нет?» на сравнение куба и шара, что покатится, а что нет?;
  • «Собери героев сказки» (пазлы) на развитие мелкой моторики рук;
  • «Найди такую же картинку» на развитие внимания
  • «Провести колобка по тропинке»: на развитие внимания, мелкой моторики;
  • Наглядно-дидактические пособия:
      Картинки и иллюстрации к сказке

    • Макет по сказке «Колобок»
    • Тактильная книга «Колобок»
    • Подборка различных видов театра: настольный, перчаточный, на фланелеграфе, магнитный
    • Подборка пальчиковой гимнастики

3. Разработка ОД по развитию речи.

II ЭТАП — Основной

Деятельность с детьми:

  • Чтение русской народной сказки «Колобок»;
  • Рассматривание картин, иллюстраций к сказке;
  • Драматизация сказки «Колобок»;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики;
  • Проведение дидактических игр;
  • П/и «Пройти по дорожке колобка»: упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость;
  • П/и «Догони Колобка»: упражнять детей в беге в разных направлениях, не задевая друг друга;
  • Развитие движений «Колобок»: учить детей становиться в круг, расширять и сужать его;
  • Развитие движений: учить детей имитировать движения сказочных героев;
  • Дыхательные упражнения «Чей колобок дальше катиться?» — укреплять круговые мышцы рта, тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;
  • Проведение артикуляционная гимнастики«Варенье»: выработка подъема языка вверх; подвижности кончика языка;
  • Игровая ситуация «Построим дом для колобка»;
  • Проведение НОД «Колобок» по речевому развитию;
  • Оформление выставки детских работ.

Взаимодействие с родителями:

  • Выставка творческих работ «Такой разный Колобок»;
  • Консультации:
      «Прививаем детям любовь к сказкам»;

    • «Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова».

III ЭТАП — Заключительный

Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.

Публикация материала на сайте ДОУ, на образовательном портале «Продлёнка».

Презентация проекта

Результаты проекта:

В ходе реализации проекта дети познакомились с русской народной сказкой «Колобок», рассмотрели иллюстрации и картинки по теме. Был пополнен и активизирован словарный запас, разучены новые дидактические и подвижные игры, пальчиковая гимнастика.

Дети посмотрели драматизацию сказки в различном исполнении. Проведены занятия по различным видам деятельности, а также с использованием нетрадиционной техники — аппликация «рваной бумагой».

Совместно с родителями была создана выставка «Такой разный Колобок», тактильная книга «Колобок» и сделан макет по сказке.

Я считаю, что реализация проекта прошла успешно.

Презентация проекта:

  • Выставка работ по теме «Наш веселый Колобок» (дети);
  • «Такой разный Колобок» (родители).

Приложения:

  1. Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
  2. Конспект НОД «Колобок» по речевому развитию.
  3. Подборка фотографий продуктивной деятельности.

Список литературы

  1. Русская народная сказка «Колобок»;
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336;
  3. Карпухина Н.А.Конспекты занятий в ясельной группе;
  4. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. — М.: Карапуз. — 2010;
  5. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. — М: ООО Издательство «Дом. ХХ век». — 2008. — 249с.;
  6. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. — М.: Сфера, 2017. — 869 c.

Содержание статьи

  • Главная мысль сказки
  • Чему сказка учит?
  • О необходимости слушаться родителей
  • О том, что не следует доверять незнакомцам
  • Об умении отличать добро от зла
  • О вреде хвастовства
  • О вреде хитрости
  • Избегать неприятностей
  • Уметь преодолевать любые препятствия
  • Вопросы для обсуждения сказки вместе с детьми

Родителям важно учить ребенка обращать внимание на то, чему учит то или иное произведение. Им важно учить его обращать внимание на то, какие поступки совершают сказочные герои. Школьнику необходимо уметь делать правильные выводы, а также рассуждать, что в сказке понимается под добром, а что под злом. Особенно важно детям понимать смысл сказки «Колобок», которую они все читают еще в дошкольном возрасте.

Колобок

Главная мысль сказки

Кратко сюжет произведения можно изложить следующим образом. Главный герой убежал от бабы и деда, которые испекли его, и отправился в странствие. На пути ему встретилось несколько зверей. Всех из них он обманул. Но в итоге его перехитрила Лиса. Конец печален – Колобок был съеден хитрой Лисицей.

Основной смысл сказки в том, что никогда не стоит переоценивать свои силы. Если ты считаешь себя умнее других, то это неизбежно приведет тебя к беде. В жизни всегда может найтись тот, кто умнее и хитрее тебя. Отсюда вытекает следующая мысль: самонадеянность и зазнайство до добра не доводят.

Чему сказка учит?

В «Колобке» сразу много важных поучений, которые детям полезно усвоить. В произведении сразу несколько глубоких посылов.

О необходимости слушаться родителей

Первое, чему учит сказка «Колобок», — это необходимость уважать своих родителей. Непослушание часто приводит к беде. Главный герой не хотел слушать бабу и деда, самонадеянно убежав из дома. В конце сказки становится понятно, что идея убежать из дома была неправильной. Желание главного героя освободиться от опеки родителей дорого ему обошлось: его в итоге съела Лиса.

Лесные звери из сказки колобок

Если бы персонаж слушался своих бабку и деда, то с ним не случилась бы беда. Сказка учит детей уважать родителей, слушать их и не убегать из дома. Но в «Колобке» имеется и посыл к самим родителям. Им необходимо внимательнее следить за своими детьми. Из-за недосмотра подросток может оказаться в опасности.

О том, что не следует доверять незнакомцам

В сказке герою по пути встретилось немало лесных обитателей. Со всеми он вступал в разговор. При этом каждый из зверей имел недобрые намерения по отношению к главному герою. Колобок действовал самонадеянно, пытаясь разговаривать и дразнить зверей.

Колобок и медведь

После прочтения можно сделать вывод о том, что ребенку не следует разговаривать с незнакомыми ему людьми. Никогда нельзя знать, что у них за намерения. Многие незнакомцы опасны и могут навредить ребенку. Важно также не верить всему тому, что говорят чужие люди. Так они могут пытаться втереться в доверие, чтобы потом обмануть.

Об умении отличать добро от зла

В сказке про Колобка заложена мысль о хорошем и плохом и о важности уметь различать эти понятия. Дед и бабка в произведении выступают добром. Они положительные персонажи, поскольку не желают зла Колобку, которого они сами испекли. Они относятся к нему как к ребенку.

Лесные звери из сказки колобок

Сам главный герой тоже рассматривается как положительный персонаж, но у него есть свои недостатки. Из-за них он и поплатился жизнью. Лесные звери являются олицетворением зла. Они сразу показывают себя с плохой стороны, поскольку хотят съесть главного героя.

Сказка учит детей видеть в других людях добрые и злые намерения. Она показывает, что может произойти, если связаться с теми, кто стоит на стороне зла.

О вреде хвастовства

Суть сказки кроется также во вреде хвастовства. Главный персонаж был слишком высокого мнения о себе. Его зазнайство погубило его. Произведение учит детей быть скромнее, не считать себя умнее других и не переоценивать свои возможности. В противном случае ребенка может постичь неудача.

Заяц и колобок

О вреде хитрости

В «Колобке» хитрость преподносится как главное отрицательное качество не только Лисы, но и самого главного героя. Лисица в произведении выступает собирательным образом. В ней сочетаются и хитрость, и лесть, и лицемерие. Она обманула Колобка, усыпив его бдительность лживыми комплиментами. Главный герой поверил им и попал в беду.

Русская сказка Колобок

Сам главный персонаж тоже хитер. Он обманул всех зверей, которые встретились ему до Лисы. Он наивно полагал, что хитрее всех. Но просчитался. Мораль в том, что хитростью не всегда удается добиться всех своих целей. Обязательно найдется тот, кто хитрее и проворнее. Сказка учит детей не верить лести. Часто все сказанное не является правдой, а многие люди, считавшиеся друзьями, на деле оказываются врагами.

Избегать неприятностей

По ходу всей сказки главный герой сильно рискует, общаясь со зверями, которые пытаются его съесть. В «Колобке» заложена большая мудрость. Она заключается в том, что не нужно хорохориться перед другими и нарываться на неприятности. Иногда лучше не создавать себе их, а при необходимости проявить сноровку.

Дедушка, бабушка и колобок

Произведение учит и тому, что порой лучше воспользоваться своим преимуществом, если есть угроза опасности. Так, иногда в случае неминуемой беды лучше всего попытаться убежать от недоброжелателя.

Уметь преодолевать любые препятствия

В «Колобке» заложен еще один смысл. Главный герой хоть и поступает неправильно и безрассудно, но он смел. Сказка учит не бояться трудностей и при любой опасности сохранять самообладание.

Вопросы для обсуждения сказки вместе с детьми

По сказке можно задать ребенку много вопросов. Они должны быть составлены так, чтобы подросток смог ответить на них развернуто. Это разовьет воображение у него, а также даст ему возможность сделать правильные выводы по сюжету произведения.

Колобок и медведь

Можно задать ребенку и затем обсудить вместе с ним следующие вопросы:

  1. Правильно ли сделал Колобок, решившись убежать от деда с бабкой? Почему он не послушался их?
  2. Что было бы, если герой не стал убегать из дома? Спасло ли бы это его от съедения Лисой?
  3. Нравится ли Колобок как главный персонаж сказки? Что в нем хорошего, а чем он не нравится?
  4. Почему именно Лисе удалось съесть Колобка? Какими качествами она обладает?
  5. Хороший или плохой персонаж Лиса?
  6. Почему Колобок считал себя умнее и хитрее всех? Правильно ли он делал, когда хорохорился перед зверями, которые попадались ему по дороге?
  7. Кто из персонажей больше всех нравится? Хотелось бы обладать такими же качествами?
  8. Кого в произведении можно считать добрыми персонажами, а кого злыми? Почему?
  9. Нравится ли финал? Что бы хотелось изменить в нем?
  10. Какое продолжение можно было бы придумать?
  11. Как сложилась бы судьба героя, если б его все же не съела Лисица?
  12. Можно ли считать главного героя слишком доверчивым и наивным? Хорошее ли это качество?
  13. Можно ли считать Колобка послушным? Надо ли в жизни быть таким?
  14. Можно ли так же, как это сделал Колобок, без спроса уходить гулять из дома?

Важно поинтересоваться у ребенка, понравилась ли ему данная русская народная сказка. Будет хорошо, если подросток сам сделает правильные выводы по всему сюжету и подробно аргументирует их.

Рада вас видеть снова, друзья! Мамочки, как считаете, с какого возраста можно читать ребенку книжки? Какие они должны быть?

Уже пора?

Только только принесли красивый и яркий конверт из роддома. Маленькое Чудо сладко спит и сладко посапывает в кроватке. В доме стоит такая тишина, что слышно, как за окном колышет ветви легкий ветерок…Несколько лирическое начало, но, в такие моменты мать созерцает свое счастье, лелеет самые сокровенные мысли в своей голове о воспитании крохи, планах на будущую жизнь. Чудо входит в наше сердце все больше.

с какого возраста ребенку можно читать сказки

Чтение сказок умиротворяет, успокаивает, влияет на развитие ребенка. Самое время ознакомиться с некоторыми правилами и нюансами. Со скольки месяцев пора познакомить малыша с миром волшебства? С 3 месяцев можно начинать. Но в этом возрасте кроха еще не сможет уловить суть того, что вы рассказываете. Но он с удовольствие станет слушать любимый голос своей матери, который уже давно знаком.

Выбирайте спокойные, простые сказки. Для этого отлично подойдут «Репка», «Колобок», те в которых часто повторяются одни и те же действия. Ребенку важен контакт с мамой, он слышит и наслаждается. Учится понимать разницу в интонации, распознавать эмоции. Простые сказки, которые вы знаете сами, лучше рассказывать наизусть. Лучше использовать мягкие книжки — развивалки, где может быть колобок на липучке, это наверняка заинтересует малыша.

Второе полугодие первого года жизни

6 месяцев – прекрасный возраст для того чтобы пробовать все на вкус. Чтение книг станет несколько проблематичным, ваше чадо непременно станет лизать книгу, кусать, еще и причмокивать при этом.

Полугодовалый малыш, несмотря на заинтересованность попробовать все на вкус, может не только слушать, но и связывать смыл слов с изображением. Стоит отдать предпочтение тем книгам, в которых на картинках изображен один, максимум два предмета. Например, «Мои первые игрушки» (на каждой странице изображена лишь одна игрушка, таких страниц может быть достаточно много), «Домашние животные» и так далее.

Читайте сказки на ночь крохе, это должно стать вашим обязательным ритуалом. Это облегчит процесс засыпания. Когда ритуал соблюден, малыш обретает чувство безопасности, он уже точно знает, что следует за прочтение сказки – сон.

После 8 месяцев

С какого возраста можно читать ребенку сказкиВыбирайте книжки, в которых изображено действие. Например, на картинке нарисован сказочный персонаж, который идет куда-либо. Озвучивайте эти простые действия «топ-топ», вода капает «кап-кап». Вы знали, что чем больше в активном словарном запасе будет глаголов, тем скорее сформируется речь крохи? Так и есть, глаголы быстрее «обрастают» существительными, нежели наоборот.

Комментируйте каждое свое действие, рассказывайте и поясняйте их простыми предложениями из 2-3 слов.

Короткие стихи способствуют развитию слуха, но они должны быть легкими в восприятии, с четким ритмом.

После 10 месяцев, когда сформируется указательный жест, ваш малыш не только внимательно вас выслушает, но и пальчиком покажет то, о чем вы его просите.

Очень полезно читать беременным для ребенка. Кроха слышит вас, когда находится в утробе. Сразу после рождения, способен различать тембр голоса матери. Это необязательно могут быть сказки, прочитывайте свои любимые произведения вслух. Дарите приятные эмоции себе и ребенку, пойте ему колыбельные.

Рекомендую статью  о том как я выбираю книги, ведь некоторые книги могут усложнить вам жизнь через год- два, особенно в период кризиса 2-3 лет

Рада была поделиться своим опытом, обсудите тему в комментариях, поделитесь ссылкой на статью со своими друзьями в социальных сетях. Всем волшебства и крепких снов, а мне пора! До новых встреч!

Когда начинать читать книги ребенку?

27 Августа 2020

Так когда же, когда начинать читать ребенку книги? При всем уважении к психологам, едва ли стоит нападать с книжкой на новорожденного младенца. Что не отменяет необходимости и пользы общения. Говорите с ребенком, чтобы и ребенок поскорее заговорил с вами, рассказывайте стихи и сказки, пойте песенки. Но, будем честны, много ли вы их помните? Стихов и сказок?

Если вы – кладезь народной мудрости, то, безусловно, можно обойтись пока без книжки. В ином же случае книги станут вам прекрасным подспорьем. Сказки, стихи, побасенки, истории, считалки, потешки – в книжках найдется все. Дети очень восприимчивы к рифме, стихи придутся по вкусу почти всякому малышу. Но можете читать ему хоть романы, детям не просто нравится слышать голос близких, любящих людей, им это необходимо.

Намереваясь же подружить ребенка с книгой всерьез, следует учитывать как общие этапы развития детей, так и индивидуальные особенности вашего малыша. Чтобы помочь разобраться, с какого возраста начинать читать книжки, мы предлагаем небольшую шпаргалку по возрастам.

Возраст 3 — 6 месяцев

Малыш начинает ползать, изучать предметы, лепетать. Читать ему или рассказывать, вот в чем вопрос? Рассказывайте! На этом этапе лучшая книга для него – это вы. Рассказывайте то, что помните наизусть, знакомые с детства сказки, любимые стихи. Выучите новые: потешки, песенки, докучные сказки (хит на все времена – сказка про белого бычка, но их, на самом деле, много).

1-nachinat_chitat_knigi_rebenky.jpg

Дети любят повторения (в этом у вас еще будет время убедиться). И, на будущее, если малыш просит, не отказывайтесь в пятисотый раз прочитать сказку о курочке Рябе, не сердитесь на него. Повторы помогают детям усвоить не только новые слова, но и речевые обороты, построение фразы.

Почитать книжку можно перед сном, а в течение дня рассказывайте: пока собираетесь на прогулку, играете со своим карапузом, одеваете или купаете его. Он будет отзываться, отвечать вам (пусть пока только бу-бу и га-га), а вы обращайтесь к нему по имени. Хорошая идея вставлять имя своего малыша, по случаю, в стишки (например — а ворота скрип да скрип, а наш Петя/ Оля спит да спит).

Что же касается взаимодействия с книгой, то, будем честны: в этом возрасте дети больше всего любят их грызть. Поэтому лучше купите деточке погремушку или прорезыватель для зубок, а вот себе – хороший сборник малышовых стишков, он вам здорово пригодится.

Возраст 6 – 9 месяцев

2-nachinat_chitat_knigi_rebenky.jpg

Малыш делает первые шаги, играет с другими детьми, активно взаимодействует с предметами, повторяет за взрослыми слоги и простые слова. Самое время познакомить его с книжкой! Но надо понимать, что на первых порах книга будет больше игрушкой. Не надо этого бояться, это полезно и правильно.

Приобщить свое чадо к шедеврам мировой литературы еще успеете, а сейчас вы начинаете учить его пользоваться книгой как учите пользоваться ложкой или другим предметом повседневного быта. Играя, дети учатся самым простым действиям — переворачивать страницы, понимать, куда смотреть, где начало и где конец книги.


Сейчас издается множество прекрасных детских книг:

  • ⚫ мягкие сенсорные книжки,
  • ⚫ книжки для купания,
  • ⚫ трансформеры с подвижными клапанами,
  • ⚫ раскладными картинками.

Разглядывая иллюстрации, повторяя вслед за вами слова, трогая фактурные вставки, ваша детка развивает мелкую моторику, координацию, сенсорные способности и навыки общения. И, конечно, учится любить книгу, ведь она приносит столько радости!

Возраст 9 – 12 месяцев

Этот возраст можно охарактеризовать двумя словами – все сам! Малыш пытается ходить без поддержки, сидеть, самостоятельно есть, произносит первые слова, выступает инициатором общения с родителями, с удовольствием слушает, как мама (или папа) ему читает, рассматривает картинки.Именно с разглядывания картинок начинается осмысленное взаимодействие ребенка с книгой. Книга – не просто предмет, но источник информации о реальном мире и мире воображения, и он учится открывать для себя эти миры.

Устройтесь с малышом в обнимку так, чтобы вам удобно было держать и читать книжку, а ему – смотреть. Картинки лучше выбирать яркие, но максимально простые, с изображением одного-двух персонажей или предметов. Подойдут красочно оформленные сказки, иллюстрированные словари первых слов. Родителям тоже придется постараться: заученными стишками уже не обойтись, пришло время импровизировать. Выбирайте книжку с иллюстрациями, по которым сами сможете рассказать историю, для начала совсем несложную – кто изображен на картинке? Во что одет? Что делает? Что говорит?

Будьте готовы читать выразительно, в лицах, изображая персонажей, квакать и мяукать, пищать и рычать – это поможет малышу различать и лучше запоминать героев, и, конечно же, ему понравится! Попробуйте, это понравится и вам. Иногда серьезным, взрослым людям тоже бывает полезно подурачиться. Но, конечно, для чтения перед сном лучше выбрать что-нибудь ритмичное, читать или напевать в спокойной манере.

Возраст от года до двух

Малыш к полутора годам обычно уже произносит короткие фразы, танцует, подпевает, начинает рисовать (прощайте, обои!), узнает изображения на картинках, понимает короткий рассказ или сказку. Картинки все еще очень важны, они помогают совсем маленьким детям выстраивать для себя последовательность сюжета, но это уже начало всамделишного, настоящего чтения. Сажайте ребенка к себе на колени (так ему будет проще сосредоточиться), и начинайте читать!

3-nachinat_chitat_knigi_rebenky.jpg

Перечитывая полюбившуюся сказку, делайте паузы, чтобы малыш мог закончить фразу, вставить знакомое слово, но, если пока не получается, не беда — подскажите, предложите повторить за вами. То же и с картинками. Спросите, кто изображен, что делает, или попросите показать вам, где нарисован определенный персонаж.

Это важный этап развития, ваш маленький слушатель потихоньку становится и собеседником. Но, если ему трудно пока усидеть на месте, не заставляйте. В этом возрасте у детей очень много дел: они осваивают новые движения, учатся прыгать, любят лепить, собирать конструктор (кстати, развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием речи).

У детей от года начинает формироваться и собственный вкус. Возможно, вашему малышу просто не нравится определенная книжка. В таком случае, предоставьте ему возможность выбрать самому (для этого полка с детскими книгами должна быть в доступном для ребенка месте).

Возраст от двух до трех лет

Ребенок самостоятельно совершает основные действия, активно общается со взрослыми, с другими детьми, у него зарождается самооценка (чаще всего он оценивает себя как «хороший» — и ведь не поспоришь!), не только с удовольствием слушает стихи, сказки, истории, но уже и сам рассказывает.

Теремок, Колобок, Курочка Ряба – прекрасный выбор для этого возраста. Можно так же начинать читать детские энциклопедии, истории про животных, длинные стихи. Показывая малышу картинки, попросите рассказать, что там нарисовано, это способствует развитию речи и воображения. Обсуждайте героев сказки, их действия (например, куда пошел Медведь, хороший он или плохой). А, если читаете сказку не впервые, предложите с какого-то момента ее продолжить для тренировки памяти и внимания.

Но все это довольно общие рекомендации. Мы надеемся, что они будут полезны, но принимать их как безусловное руководство к действию не стоит. Ориентироваться надо исключительно на способности и потребности вашего ребенка. Бывает, что и в три месяца детка слушает сказки, затаив дыхание, но, если ваш годовасик все еще пытается грызть книжку и больше любит играть в ладушки – не принуждайте его сидеть и слушать. Всему свой черед. Не надо превращать совместное чтение в тяжкую повинность, ни для себя, ни для ребенка. У вашего крохи впереди длинная дорога познания, пусть идет по ней с радостью. Даже суровый самурай Ямамото Цунэтомо в своем трактате «Сокрытое в листве» настойчиво рекомендовал не наказывать детей до четырех лет — чтобы малыш, не зная страха, рос любознательным и смелым.

С чего начинать читать?

Маленькая белая рыбка.

4-nachinat_chitat_knigi_rebenky.jpg
Возрастная рекомендация 1+.

Серия книг бельгийского автора Гвидо Ван Генехтена о приключениях маленькой белой рыбки и ее друзей: красного краба, синего кита, зеленой черепахи и многих других. Иллюстрации яркие, разноцветных героев проще узнать и запомнить. Бумага достаточно плотная, ее трудно порвать или измять, так что книги подойдут и детям помладше. Простые, но увлекательные истории наверняка понравятся и вашему малышу, и вам.

Зайка Стёпа и горшок.

5-nachinat-chitat.jpeg
Возрастная рекомендация 2+.

Прекрасная серия обучающих книжек-помощников от Эндриана Хеймена. Иллюстрации большие и красочные, книга удобного формата, на плотном картоне. Текст поможет весело и доходчиво объяснить ребенку, как одеваться, пользоваться горшком, ходить к врачу. Книги серии будут полезны и детям постарше, а малыши, которым еще рановато на горшок, наверняка полюбят картинки с милейшим зайчиком Степой.

Крокодил, мне пора — ухожу я с утра!

6-nachinat-chitat.jpeg
Возрастная рекомендация 3+.

Забавная книжка в стихах от Салли Хопгуд о медлительном черепашонке, решившем покинуть зоопарк, но прежде проститься со всеми своими друзьями. Замечательные иллюстрации, которые познакомят вашего малыша с животными: тут и крокодил, и антилопа, и улитка, и кот. Стихи простые, смешные, их легко заучить. Обложка мягкая, бумага мелованная. Книга будет интересна и самым маленьким, но, к сожалению, странички нетрудно порвать.

  • Длинно высказаться как пишется
  • Длинная тень как пишется
  • Длинная предлинная как пишется
  • Длинная очередь как пишется
  • Длинная бечевка как пишется