Для какого возраста сказка снегурочка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦВЕЛОДУБОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РОЩИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Юридический адрес: 188820, Российская Федерация,                                              Тел:88137869680

Ленинградская обл, Выборгский р-н,                                                      Email:mboursosh@yandex.ru

пгт. Рощино, ул. Железнодорожная, дом 57                            

Конспект

организованной  образовательной деятельности

по литературному чтению

« Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

(подготовительная группа)

                                                            Составила воспитатель                                                                        первой  квалификационной категории                                      

Сухорукова И.С.

п. Цвелодубово

05 апреля 2022 г.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: 1. Приобщать детей к художественной литературе

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

2. Формирование словаря. Обогащать и уточнять активный словарь образными словами и выражениями: жили ладно. Приладили ручки и ножки. Расти не по дням, а по часам. Души  не чают.  Работа в руках спорится.  Неможется. Свечерело. Кликать.

3. Формирование звуковой культуры речи. Формировать умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове.

4. Грамматический строй речи. Упражнять в правильном употреблении существительных  во множественном числе (игра  два, пять).

5. Совершенствование синтаксической стороны речи. Учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них.

6. Связная речь. Развивать умение детей  интересно, составить рассказ по картинке, употребляя предлоги, прилагательные.

7. Совершенствование диалогической речи. Упражнять в составлении концовки у сказки

8. Подготовка к обучению грамоте. Развивать  слоговой и звуковой анализ слов.

9. Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству, любовь к близким людям.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует  с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор,  текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картины В. Васнецова, «Снегурочка».

Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

Предварительная работа: рассматривание портрета художника В. Васнецова и его картины, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза». Чтение сказки «Путешествие капельки»

Ход ООД:

   1. Организационный момент.  (Вводный этап)

   Воспитатель: — Здравствуйте, разудалые молодцы! (мальчикам).

— Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

2 часть. Основная.  (Основной этап).

Воспитатель:

— Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите.

Воспитатель:  Дети, хотите узнать,  кто появиться сейчас   на экране?  Тогда вам нужно отгадать  загадку,  и узнаем, о ком мы будем говорить.

Красная  девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)

— Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская народная сказка «Снегурочка»).

Хотите посмотреть, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.

  1.  Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899) 

  Воспитатель. На картине художника Васнецова мы видим Снегурочку. Она стоит около маленьких елочек. На земле лежит белый пушистый снег.  Холодно и морозно на улице. Но снегурочке не холодно. Она одета в длинную парчовую шубку,  на голове меховая шапка, а на руках теплые варежки (обращаюсь к детям).  

    А хотите послушать эту сказку?

   В.: — Сейчас  все сядем удобно и послушаем  русскую  народную сказку «Снегурочка».

 А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные  сказки?

-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так  и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.

Слушайте внимательно. — «В мире много сказок – грустных и смешных.

                                            И прожить на свете нам нельзя без них».

 «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».

  1.   Выразительное чтение сказки с показом слайдов. Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка».

Беседа по  содержанию :

   Воспитатель:  — Понравилась сказка?

— Почему Снегурочка растаяла?

 — Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

 —  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой? Почему?

 —  Какая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка, веселая  вот какая.  

Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

— Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её. 

Вот какая, грустная,  печальная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 — А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 — Почему исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  (Растаяла).

— Грустный конец у этой русской народной сказки?

 — А почему же нам грустно? (снегурочка  испарилась)

 — А можно придумать и сделать так, что бы  Снегурочка не исчезла?

 — А как?

 —  Давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

— Во что, превратилась Снегурочка?  (В облачко).

 — Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

— Молодцы, как вы здорово придумали!

Воспитатель. А вы запомнили загадку про Снегурочку?  (дети повторяют хором).

 Красная  девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка.

Чтобы Снегурочку развеселить, мы научим ее играть в игру «Два – Пять».

1. Игра «ДВА – ПЯТЬ» (грамматический строй речи)  Дети встают в круг. Воспитатель  бросает ребенку  мяч  говорит  «Две птички»  – ребенок ловит, бросает обратно воспитателю, произносит «Пять птичек».

Предлагаю поиграть.

Два облака – пять облаков.

Две елочки – пять елочек.

Два луча – пять лучей

Два носка –

Две лужи – пять луж

Две ветки – пять веток

Два окна – пять окон.

Две проталинки – пять проталинок.

Два дерева – пять деревьев.

Молодцы.  Я думаю, Снегурочке игра понравилась.

А мы с Вами продолжим .

2. Для Вас Снегурочка приготовила  конверты с заданиями.  Хотите узнать. Что там? ( На  экране картина  В. Васнецова «Снегурочка»)

 1 конверт.  Игра «Переводчики».    (словарная работа). 

   В.: — А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 — А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

 — Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их?         (какие?)

 — А есть те слова, которые не понятны?

 Давайте сыграем в игру «Переводчики» — я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

2 конверт. Речевая зарядка (звуки  Р – Р   —     Л – Л  ).

Ло –ла – ло –на улице тепло.

Ре –ро – ре – стоит домик на горе.

Ры –ру –ры – нас кусают камары.

Оль –оль –оль –мы купили соль.

Арь –арь –арь –на стене висит фонарь.

Ра –ру –ра – тебе играть пора.

3 конверт. Задание «Снегурочка»  (на уточнение и активизацию словаря по теме, совершенствовать навыки звукового анализа слов).

Воспитатель. Посмотрите на картину и назовите слова , где первый звук  С

1 ребенок. Снег. Первый звук С

2 ребенок. Снегурочка – слово начинается со звука С

3 ребенок. Следы

4 ребенок Снежинки.

Воспитатель. Посмотрите на картину и назовите слова, где первый звук  Ш

5 -6  ребенок.  — Шапка, шуба.

Молодцы. Вы отлично справились с заданием.

4 конверт. Задание  «Деление слов на слоги»

Эхо.

Дед.

Ба –ба.

Зи-ма.

Вес- на.

Сол – ны- шко.

Об- ла- ко.

Кос –тер.

Сне – гу- ро — чка.

5 конверт. Задание  «образование сложных слов»

Лес рубит –

Стекло режет –

Мыло варит –

Рыбу ловит —

Пеший ходит –

В воду лазит —

   3 часть. Рефлексия.

— Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.

Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, а  дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.

Конспект НОД «Русская народная сказка «Снегурочка»

Мубинова Нясимя Мусиновна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №365» г. Нижний Новгород
Дата поступления работы на конкурс: 02.08.2019г.

Русская народная сказка

«Снегурочка»

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе

НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Возрастная категория: 6 – 7 лет (подготовительная группа).

Интеграция образовательных областей«Коммуникация»«Чтение

художественной литературы»«Музыка»«Художественное творчество».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: учить понимать образное содержание сказки, характер героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Планируемые результаты: самостоятельно придумывает продолжение прочитанной сказки; определяет настроение и характер прослушанного музыкального произведения; эмоционально реагирует на музыкальные и литературные произведения;

Материалы и оборудование: презентация сказки с текстом, репродукция картины В.Васнецова «Снегурочка», аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка», раскраска Снегурочка.

Организационный момент:

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие в волшебную зимнюю сказку. Чтобы нам попасть туда, давайте сначала отгадаем загадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Шёл он долго, шёл он тихо,

Иногда кружился лихо.

Землю в белое одел

И мгновенно присмирел. (Снег)

Что за снежный человек,

Нос — морковка, тело — снег,

Вырос посреди двора,

Где гуляет детвора,

Нарядился в пуховик

Белоснежный. (Снеговик)

Я — внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)

Работа над сказкой «Снегурочка»

Внимательно послушайте сказку «Снегурочка» (Презентация сказки с выразительным чтением)

Беседа по содержанию:

— Понравилась ли вам сказка?

Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

— Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

 — Красивой получилась у стариков доченька?

 — А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать, ни пером описать)

 — Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

 —  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 —  Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

Посмотрите, какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

— Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 — А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 — Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  

 — Во что, превратилась Снегурочка?  

 — Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

— Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?  — Можно, так как существует превращение — Снегурочка ожила.

 — А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 — А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

— Какие ещё зимние игры и забавы вы знаете?

— Какую пользу принося нашему организму игры на свежем воздухе?

Физминутка

Давайте и мы слепим Снегурочку. Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища.  Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные, поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега, помочь девочкам поставить их друг на друга.

Ну что, берем снег, лепим снежные комочки.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.

Работа по картине В. Васнецова «Снегурочка»

Образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей композиторов.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку.

Какая она на картине: веселая или грустная? Почему?

А композитор Н. А. Римский – Корсаков создал ее образ в опере «Снегурочка». Сядьте удобнее, закройте глаза и послушайте отрывок из оперы.

Звучит отрывок арии Снегурочки из оперы Н. А. Римского – Корсакова.

Беседа по содержанию

— Понравилось ли вам опера? Какое настроение вызывает она? О чём она повествует? Что бы вы изобразили на альбомных листках с помощью красок? Мы в следующий раз обязательно нарисуем Снегурочку и выразим свои чувства с помощью красок.

Опера Н.Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года- весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны- холодная, нежная и хрупкая Снегурочка, тает под летними лучами солнца.

В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красота русской песенности.

Драматизация.

Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её. Я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.

Моделирование сказки символами.

— Грустный конец у этой русской народной сказки?

— А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

— А можно придумать и сделать так, чтобы Снегурочка не исчезла?

— А как?

— Давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

— Молодцы, как вы здорово придумали!

Итог.

Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец! А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка.

Литература

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • Интернет ресурсы.

Всероссийское сетевое издание Дошкольник (ДОШКОЛЬНИК.РФ)-ЭЛ №ФС77-55754 выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Дошкольник - сайт воспитателя              

Получить сертификат публикации

Дошкольник.ru

Педагогам

Поиск

Праздники

Детям

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.

дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи


Учим Чтению

Автор: Тушева Юлия Леонидовна

  
10.09.2020 12:07

Конспект занятия Чтение художественной литературы Сказка «Снегурочка»Конспект занятия Чтение художественной литературы Сказка «Снегурочка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 комбинированного вида» 2020г.

Название НОД: Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет, подготовительная группа 6-7 лет;

Цель: Углубить знания детей о русском устном народном творчестве, передавать с помощью мимики и интонации эмоциональное состояние персонажей сказки.

Задачи: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; приобщать к русской народной культуре; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра, формировать связную речь; обогащать словарь детей.

Реализуемые области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Пособия: Иллюстрации к сказке «Снегурочка» разных художников.

Место проведения: МБДОУ №18, логопедическая группа

Взаимодействие с другими видами деятельности: самостоятельная деятельность, сюжетно-ролевые игры, ИЗО-деятельность.

Этапы

Содержание деятельности

Процесс вовлечения детей в деятельность (мотивация)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Но к какой сказке мы пойдем в гости, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Воспитатель: Красна девица, грустна

                         Ей не нравится весна,

                         Ей на солнце тяжко!

                         Слезы льет бедняжка.

                             (Снегурочка)

Воспитатель: Я Снегурочка из сказки,
                          Я живу в Стране чудес!
                         Привезу я на салазках
                         Для зверят подарки в лес!

Процесс целеполагания (дети с помощью педагога ставят перед собой цель своей деятельности)

Воспитатель: Ребята, какую сказку мы будем читать сегодня?

Воспитатель: А как вы думаете, что в этой сказке произойдет со Снегурочкой?

                         Как вы считаете, сказка добрая или злая, веселая или грустная?

Процесс планирования (дети с помощью педагога определяют этапы своей деятельности, необходимые для достижения поставленной цели)

Воспитатель: Много у вас версий. А как же все-таки узнать, что в сказке случится с героями?

Воспитатель: Правильно, чтобы узнать, что случится с героями, сказку надо прочитать.

Процесс осуществления действий (основная часть НОД или организованной деятельности)

Прочтение сказки «Снегурочка».

Воспитатель: Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

Воспитатель: Какой получилась у стариков она?

                         Какими словами называли в русских сказках красивых девушек? (Краса-девица, девица-красавица и т.д)

                         Какое настроение было у Снегурочки зимой? (радостная, приветливая, счастливая и т.д.)

                        А какая она была летом? (грустная, печальная, скучная)

                         Расскажите, что произошло в лесу?

                         Почему мы говорим, что это сказка?

                         Какие сказочные слова и выражения вы заметили?

                        Что случилось со Снегурочкой?

                         В какие игры-забавы играли герои сказки зимой?

                         А летом?

Воспитатель: Правильно ребята. Вы в какие игры любите игра?

                         А раньше ребята любили водить хороводы. Есть очень много хороводных игр.

Воспитатель: Я знаю одну интересную хороводную игру, в которую играли ребята в русских селеньях.

Предлагаю вам в нее поиграть.

Хороводная игра «Кружок»

Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо. 

А затем пойдем налево.

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко.

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся,

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации художников. Кто здесь изображен?

Воспитатель: Посмотрите, как по-разному изображены герои у разных художников. Как художники передают настроение героев, печаль, грусть?

Воспитатель: Расскажите, что с вами происходит, когда вы грустите и когда радуетесь.

Результат деятельности, рефлексия

Воспитатель: Ребята, в гостях у какой сказки мы были? Что больше всего вам понравилось? На какой картине вам понравилась Снегурочка больше? Почему? Ребята, какая эта сказка добрая или злая, веселая или грустная?

Литература:

1. Хрестоматия;

2. О.С. Ушакова, Н. В. Гарвиш «Знакомим дошкольников с литературой»

< Предыдущая   Следующая >

Журнал

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинушка»

Гостюжева Л.А.

Жилибыли старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе —

детей у них не было. №1

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу

поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

А что, старуха, — говорит старик, давай мы себе из снега

дочку сделаем.

Давай, говорит старуха. №2

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить.

Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову

приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы

порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. №3

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и

вышла из сугроба живая девочка. №4

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше

становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

№5

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и

смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках

спорится, а песню запоет заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели

жаворонки. №6

А Снегурочка вдруг запечалилась.

Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль

тебе неможется?

Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца

прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше дождичек. №6

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду,

точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял,

Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату. №8

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:

Пойди, дочка, повеселись с подружками! №9

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни

петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке попрежнему невесело. №10

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за

дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой

черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое

облачко. №8

Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как

позади простонало чтото жалобно: «Ау!» Обернулись они а Снегурочки нет.

Стали они кликать ее:

Ау, ау, Снегурочка! Только эхо им в лесу откликнулось.

Конспект урока литературного чтения

2 класс, УМК «Планета знаний»

Тема: «Сказки народные и литературные».

В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»

Петрова Елена Павловна

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,

Тип урока: обобщение.

Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»

  • Формирование понятия об авторской и народной сказках

  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.

Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений

  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества

  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организа-ционный.

Проверка готовности учащихся,

психо-эмоцио- нальный настрой на работу
 

— Добрый день. Все готовы начать урок литературного чтения?

— Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. А как летят и кружатся снежинки? Молодцы, какие красивые снежинки.

Улыбнитесь. Поднялось у вас настроение? С таким хорошим настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоционально настраивает учащихся на работу
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,
 выполняют упражнения

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к получению нового.

Коммуникативные:

— формирование умения слушать и слышать.

Постановка цели.

Выход на тему.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,

а превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 2.

Какие желания мы не будем исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ.)

Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему?  (Не знаем тему урока).

 Организует диалог с учащимися, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно план урока
 

 Дети определяют, что на уроке не будем решать примеры и бегать на 100 метров

Приходят к выводу, что необходимо определить тему урока.

Регулятивные:

— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Определение темы урока

Работа над темой.

Работа по содержанию

Определим тему, разгадав ребус Слайд 3.

(получается слово «Снегурочка»)

В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).

На прошлом уроке мы прочитали сказку “Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль). Слайд 4. Если у сказки есть автор, значит она… (авторская)

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка.

Откройте учебники на стр. 99.

Обратите внимание, что записано под названием (она народная) (Читают сказку целиком)

Зачем мы прочитали еще одну сказку о Снегурочке? (чтобы сравнить) Слайд 5.

Снежинку со словом «ХОЧУ» заменим на снежинку со словом «МОГУ». Слайд 6.

Теперь мы можем исполнить свои желания. Будем сравнивать, читать, исследовать и т.д.

Нацеливает на определение темы урока через ребус. Подводит детей к самост-ному выводу.

Чтение сказки

Разгадывают ребус, определяют тему урока. Читают сказку целиком

Регулятивные:

— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять

внимание, желание узнать больше.

— знание основных моральных норм работы в группах (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

— умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами иусловиями коммуникации.

Сравнительный анализ сказок

Отличаются эти сказки?

Вам на парты упали снежинки с определениями слова Снегурочка. Выберите то, которое подходит к нашим произведениям. Приложение 1.

Какое определение подходит? Почему? У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 7.

Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки?

А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

— Снежинку со словом «МОГУ» меняется на снежинку со словом «ДЕЛАЮ». Слайд 8.

— Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”.

Мы сравниваем два произведения про Снегурочку Слайд 9. Для этого поиграем в игру “Крестики-нолики”.

Перед вами таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные.

Приложение 2.

Выполняют сравнительный анализ, заполняют таблицу. Слайды 10-13

Приложение 3.

Организует подводящий диалог, уточняет, совместно с детьми сравнительный анализ. По мере ответов заполняет таблицу.
 

Определяют основные характеристики сказки, сравнивают сказку авторскую с литературной,рассуждают делают выводы

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации,

— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

— умение действовать по плану, заполнение таблицы.

Личностные:

— готовность к сотрудничеству, Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Психофизическая тренировка

Релаксация

“Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.

Организация психофизической разгрузки

Выполняют упражнения

Коммуникативные:

— умение слушать и выполнять упражнения

Обобщение

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Мы сравнили две сказки. Какой вывод сделаем?

(Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка)

В сказках добро побеждает зло.

Обе сказки по-своему хороши.

Обе Снегурочки понравились и т.д.

В чём различия сказок авторских и народных?

Что общего во всех сказках?

Снежинку “ДЕЛАЮ” меняем на снежинку “ПОЛУЧАЮ”) Слайд 14.

Совместно с детьми обобщает выполненный сравнительный анализ сказок

Подводят итоги своей работы, делают выводы и оценивают свои знания.

Регулятивные:

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с с целью Познавательные:

— установление причинно-следствен- ных связей, построе-ние логической цепи рассуждений, доказа-тельства, выдвижение гипотез и ихобоснования

Личностные:

— оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Рефлексия.

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил? Слайд 15-16

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на урок

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

— осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

— осуществлять итоговый контроль

Личностные:

— оценивать собственную учебную деятельность

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие с сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слайд 17

Проводит разбор домашнего задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные:

— самостоятельное формулирование познавательной цели;

— построение логии-ческой цепи расу-ждений;

— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем Коммуникативные:

— постановка вопросов

— инициативное сотру-дничество в поиске и сборе информации;

— умение слушать и вступать в диалог;

Приложение1.

Снегурочка:

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

Приложение 2.

Игра «Крестики – нолики»

Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основ.часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

“Снегурочка”

Приложение 3.

Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)

1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 9.

1 вариант — “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная

3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 10.

— Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Волшебство

Троекратный повтор

Устаревшие слова Концовка

Добро побеждает зло

— Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд 11

5) Определим тип сказки по алгоритму Слайд 12.

— Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 13.

Зачин

Основная часть

Концовка

6) — Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?

Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

Вывод: зачин в сказках одинаковый

Презентация

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь — и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали — на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить.

Сказка Снегурочка, Русская народная сказка

Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:

— Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.

А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. — Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.

Сказано — сделано.

Сказка Снегурочка, Русская народная сказка

Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.

Дед и баба точно ума лишились — к месту приросли.

— Дед, — баба кричит, — да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась… То-то радости было!

Сказка Снегурочка, Русская народная сказкаСказка Снегурочка, Русская народная сказка

Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день — Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка — как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!

Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.

Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях…

Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.

Дед да баба все ахают:

— Уж здорова ли ты, доченька? — Здорова я, бабушка.

А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду — по малинку, черничку, алу земляничку.

Стали и Снегурку с собою звать:

— Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. — Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:

— Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.

Сказка Снегурочка, Русская народная сказка

А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Сказка Снегурочка, Русская народная сказка

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке… Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру… Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась… Закричали подруженьки:

— Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула…

Сказка Снегурочка, Русская народная сказка

Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.

Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.

Растаяла Снегурочка…

Иллюстрации Ивана Цыганкова.

Музыкальная пьеса-сказка «Снегурочка» (другое название — «Весенняя сказка») была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем Островским к 31 марта 1873 года. Она имеет пролог и четыре действия. Однако несмотря на название, это произведение — отнюдь не детская сказка.

Спустя менее чем полтора месяца, в мае, пьеса уже была поставлена на сцене Большого театра. Музыку к сказке написал 33-летний Петр Ильич Чайковский.

В статье мы приведем анализ пьесы и героев «Снегурочки» Островского. Будут изложены основные сюжетные ходы произведения, рассказана его история создания и дальнейшая судьба постановки на театральных подмостках.

История написания

Почему в анализе «Снегурочки» Островского уместно напомнить о том, как эта пьеса была создана? Дело в том, что именно в 1873 году здание Малого театра было закрыто на ремонт и труппе пришлось разместиться в Большом театре. Чтобы не терять время в простое, руководство приняло решение о большой постановке, в которой были бы задействованы все три труппы — оперная, балетная и драматическая. Главным было найти автора текстовой части и композитора для такой необычной совместной работы. И обратились к самому известному на тот момент отечественному драматургу А. Н. Островскому, который тогда увлекся идеями исследователя и собирателя русского фольклора Александра Афанасьева.

Портрет Островского работы Перова

В качестве основы для сюжета Островский взял русскую народную сказку «Девочка-Снегурочка». Эта история о девочке из снега по имени Снегурка (Снежевиночка) появилась в книге Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», которая была опубликована в 1869 году. Доказательством того, что в процессе написания пьесы Островский опирался на эту народную сказку, является тот факт, что по сюжету обоих произведений Снегурочка погибает (тает). Тогда как существовали другие варианты сказки, в которых героиня воскресала.

И автору пьесы, и композитору пришлось работать в напряженном режиме, пьеса была закончена к юбилею драматурга: 31 марта 1873 года Островскому исполнилось 50 лет.

Главные герои

Анализ героев «Снегурочки» Островского начнем с центрального персонажа пьесы. Это, как можно догадаться из названия, Снегурочка. Но в пьесе она, как и в сказке, совсем не дочь Ивана и Марьи, бездетной супружеской пары, которая мечтала о ребенке. Она дитя Деда Мороза и Весны-Красны. Согласно описанию, это красивая девушка, которая бледна лицом и светловолоса. Она выглядит как боярская дочь, а не крестьянка, на ней бело-голубая шубка, меховая шапочка, рукавички.

Бобыль с Бобылихой

В характере главной героини присутствуют, казалось бы, несочетаемые черты: холодность — от отца (Мороза) и желание любить, но неспособность к этому чувству. Когда Весна дарит Снегурочке способность любить, девушка погибает. Это происходит во время летнего праздника славян, посвященного богу солнца Яриле.

А вот другой центральный персонаж пьесы. Лель — слободской пастушок, ветреный и непостоянный возлюбленный Снегурочки, поющий прекрасные песни. О себе он говорит так:

Без ласки жить нельзя же пастушонку!

Не пашет он, не сеет; с малолетства

На солнышке валяется; лелеет

Весна его, и ветерок ласкает.

И нежится пастух на вольной воле.

В уме одно: девичья ласка, только

И думаешь о ней.

Мизгирь — это сын богатого купца, жених Купавы, который, увидев Снегурочку, забыл про невесту. Его гибель в конце пьесы происходит не столько из-за потерянной любви, сколько по вине богов, по крайней мере, сам Мизгирь так считает.

Персонажи

Для дальнейшего анализа сказки «Снегурочка» Островского рассмотрим второстепенных персонажей.

Бобыль по имени Бакула и Бобылиха — приемная семья Снегурочки. К слову сказать, бобылями на Руси называли самых бедных крестьян, не имеющих земельного надела. Поэтому Дед Мороз и надеется, что на такую «невесту», как приемная дочка бобылей, никто не позарится. По характеру же Бобыль — гуляка и лентяй, а Бобылиха мечтает о тепле, богатстве и неге без всякого труда.

Купава — дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.

Царь Берендей — беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин — Бермята. Жена Бермяты — Елена Прекрасная.

Радушка, Малуша — слободские девушки, подруги Купавы.

Брусило, Малыш, Курилка — слободские парни.

Краткое изложение. Пролог

Действие пьесы происходит в стране народа берендеев в стародавние времена. На Красную горку приходит Весна, ее сопровождают птицы. Еще очень холодно, но Весна обещает, что уже завтра согреет лес и землю солнце и придет конец холодам.

Мать-Весна

В прологе Весна рассказывает историю о том, что есть у них со старым Морозом дочка по имени Снегурочка. Ее будущее вызывает у родителей споры и ссоры: Весна хочет, чтобы девушка жила среди людей и веселилась вместе с молодежью, а Мороз утверждает, что берендеевский бог солнца Ярило дал клятву, что погубит Снегурочку, как только она полюбит. Так что пусть лучше она живет в родительском лесном тереме среди зверей и никогда не выходит к людям. Разговор Весны и Мороза, как всегда, оканчивается ссорой. Но наконец супруги находят компромисс: они решают отдать Снегурочку на воспитание бездетному Бобылю, живущему в слободке. Они считают, что вряд ли будут заглядываться парни на бобылеву дочку. Девушка признается, что очень рада этому выбору, что любит она людские песни и нравится ей пастух Лель. Дед Мороз пугается и наказывает дочери:

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь…

Четвертое явление Пролога заканчивается отбытием Мороза на Север, его наказом лешим оберегать Снегурочку, случись на нее напасть кому-то в лесу. Являются поселяне с санями, на которых везут чучело Масляницы, они провожают зиму и поют песни.

Бобыль, Бобылиха и другие берендеи видят Снегурочку и удивляются:

Боярышня! Живая ли? Живая.

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Снегурочка говорит, что она хочет жить в слободе у бобылей, и те, приняв ее за боярышню, радуются неожиданному счастью.

Чтобы провести анализ пьесы Островского «Снегурочка», следует иметь в виду, что появление Снегурочки в слободе можно считать завязкой истории.

Первое действие

Оно начинается в слободе с объявления Бирюча о назначенном празднике в честь бога солнца Ярилы. Далее происходит разговор бобылей со Снегурочкой. Те пеняют девушке, что ей бы надо найти себе жениха побогаче, чтобы обеспечить будущее новых родителей, ведь она отказывает всем, кто за нее сватается. Снегурочка отвечает, что скупа она на ласки оттого, что ждет любви, а ее все нет.

Лель и Купава

На постой к семье Бобыля приходит пастух Лель, который по очереди ночует у разных поселян. Тот поет песни Снегурочке, она неожиданно для себя плачет и дарит ему цветок. Лель обещает, что сохранит его, но, как только зовут его другие девушки, выбрасывает подарок и убегает.

При анализе «Снегурочки» Островского нужно уточнить, что взаимоотношения этих двух персонажей — главное для понимания произведения.

Купава рассказывает героине о своей встрече и любви к Мизгирю, который — «отецкий сын торгового гостя из царского посада». На предстоящий день почитания Ярилы у них намечена свадьба.

В следующем явлении приходит Мизгирь с подарками, чтобы «выкупить» Купаву у подруг и парней. Он видит Снегурочку и неожиданно прогоняет невесту, желая остаться около новой любви. Купава с плачем убегает, проклиная изменника.

Действие второе

События развиваются во дворце царя Берендея. Он сокрушается, что тепла на земле становится все меньше, лета все короче, а зимы все длиннее. Это значит, говорит он, что люди охладели сердцами.

…за стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце

И стужей мстит.

В анализе «Снегурочки» Островского кратко поясним, что именно царь Берендей выводит обычную проблему любовного треугольника к сюжету о происках божественных сил природы.

Пред очи царя является Купава, которая жалуется на предателя Мизгиря. Разгневанный Берендей велит доставить к нему молодца и собрать народ на суд. Мизгирь винится, Мураш и Бермята предлагают царю женить его на Купаве. Но Мизгирь мечтает только о Снегурочке.

Берендеевка. Эскиз к спектаклю

Царь решает, что лучшее обращение к Яриле и жертва ему — свадьба красавицы, и допытывается у Снегурочки, кто ее любимый. Но та отвечает, что сердце ее молчит. Царь обращается с призывом к женихам: кто сумеет возбудить любовь девушки, тот станет ее мужем и получит от него награду. Вызываются Мизгирь и Лель (последний по призыву боярыни Елены Прекрасной). Игры в честь Ярилы назначены на предстоящую ночь, свадьба — на утро.

Действие третье

Это действие развивается на лесной поляне, где расставлены шатры. Девушки и парни в венках водят хороводы. Лель, который пообещал Снегурочке выбрать ее как невесту, подводит к царю Купаву. В слезах смотрит на него главная героиня. Но Лель признается Снегурочке, что ни к одной девушке не лежит его сердце, что он просто не может никого обидеть. В очередной раз он дает обещание Снегурочке выбрать ее в жены и исчезает. Появляется Мизгирь и предлагает ей бесценную жемчужину за то, чтобы она стала его женой. Но девушка убегает. Скрыться от настойчивого жениха в чаще леса ей помогают Леший и сам лес, который морочит голову Мизгирю, посылая ему призраки Снегурочки.

Книга

Героиня снова ждет своего Леля. Но он убеждает ее обождать в стороне, а сам встречается с Купавой. Они уговариваются пожениться наутро. Снегурочка, понимая, что возлюбленный не верит в ее чувства, плача, обращается к Весне.

О мать, Весна-Красна!

Бегу к тебе и с жалобой, и с просьбой:

Любви прошу, хочу любить!

Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Четвертое действие

Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.

— Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.

Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.

Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:

Мороза порожденье —

Холодная Снегурочка погибла.

(…)

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Судьба постановки

Премьеру пьесы и критики, и публика приняли с некоторым недоумением. Согласно описанию и анализу «Снегурочка» Островского была настоящей весенней сказкой-феерией. Но у драматурга к тому времени была сложившаяся репутация сатирика-реалиста, бытописателя и обличителя человеческих пороков. А тут русская национальная сказка. Такое нарушение привычного амплуа у многих вызвало вопросы. Вероятно, отсюда и один из эпитетов, как приговор вынесенный критиками пьесе — «бессодержательная».

Иллюстрация к пьесе

Однако спустя восемь лет, в 1881 году, русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера, основанная на пьесе Островского, премьера которой состоялась в феврале 1882 года. И вот она-то имела оглушительный успех.

Мы привели описание и анализ произведения Островского «Снегурочка».

  • Длинно высказаться как пишется
  • Длинная тень как пишется
  • Длинная предлинная как пишется
  • Длинная очередь как пишется
  • Длинная бечевка как пишется