Для какого возраста сказка золушка

Ребенок с папой читают книгу (фото: ЦФА "Бурда")

Ребенок с папой читают книгу (фото: ЦФА «Бурда»)

В разном возрасте у детей различное восприятие услышанного. Поэтому и книги малышам следует подбирать в соответствии с их развитием.

Детям от 2 до 3 лет

Деткам раннего возраста следует читать короткие сказки и стишки простого содержания, например: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Три медведя». Все детки отмечают самую полюбившуюся сказку и просят читать только ее, по нескольку раз, не смотря на все предложения родителей почитать что-то другое. Не отказывайте крохе. Таким образом он пытается не только запомнить любимый сюжет, но и правильно понять его смысл от начала до конца.
Читайте медленно, с выражением, «включите» актера и постарайтесь наделить каждого героя сказки отдельными интонациями в голосе. Так вы поможете малышу лучше понять характеры персонажей.

От 3, 5 до 5 лет

В это время малыш начинает отождествлять себя с персонажем своего пола. Поэтому чтобы книга стала интересной малышу, девочкам читайте книги, где главный персонаж женского рода и наоборот. Этот возрастной период также связан и с появлением первых страхов, разногласий и конфликтов со сверстниками. В связи с этим книга еще играет роль психотерапевтическую, успокаивающую, исцеляющую, помогающую найти выход из сложных для ребенка ситуаций. Подойдут любые сказки про прекрасных принцесс и храбрых принцев, например, «Двенадцать лебедей», «Золушка», «Спящая красавица», «Гуси-лебеди».

Читайте сказки частями. Не раздражайтесь, если маленький почемучка перебивает и задает вопросы, терпеливо отвечайте на каждый из них. После прочтения книги попросите малыша рассказать то, что он слышал, спросите, что он думает по этому поводу. Но не навязывайте ребенку свое мнение. Этот ритуал прекрасно развивает память, речь малыша. Для закрепления материала попросите кроху нарисовать какой-нибудь сюжет или героя сказки.

От 5 до 7 лет.

После пяти лет ребенок способен проводить параллель между поведением реальных людей и героями книг. Поэтому на смену сказочным персонажам должны прийти тети и дяди, мальчики и девочки. В книгах для этого возрастного периода много юмора: «Денискины рассказы», «Трое из простоквашино», «Мэри Поппинс, до свидания», «Пэппи Длинныйчулок», «Эмиль из Леннеберги», «Тимур и его команда», русские народные сказки, сказки народов мира. Можно в этом возрасте подключать различные детские энциклопедии. Ведь это возраст «почемучек», которых интересует все на свете. Краткая информация, подробные иллюстрации откроют для малыша ответы на все интересующие его вопросы.

Ребенку еще сложно держать в голове длинный сюжет всей книги, не отказывайте ему в удовольствии, если малыш просит вновь и вновь почитать ему полюбившийся отрывок и посмеяться вдоволь. Различные поступки людей заставляют малыша проецировать их на себя, задумываться о своем поведении и восклицать: «А я никогда не вру! Это плохо!» или «А я ведь тебе всегда помогаю, правда?» Комментируя ту или иную ситуацию книги, не навешивайте ярлыки на персонажей, пусть малыш попытается сам разобраться и оценить поведение других людей. Кроме того, обязательно вместе с малышом проговорите драматические эпизоды сюжета, если малышу стало жалко кого-то из персонажей, он расплакался, не смейтесь над ним, позвольте выразить свои чувства и вместе посочувствуйте героям сказки. Объясните, что в жизни бывают различные трудности, но выход из ситуации всегда можно найти!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чем занять болеющего ребенка? Увлекательные идеи для игр

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных
правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии,
публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в
объеме, оправданном информационной целью.»

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Воспитывает неудачниц: чем опасна для девочек сказка про Золушку

На этой истории выросло не одно поколение. При этом никто не задумывался, какой вред для детской психики несет старая добрая сказка про Золушку.

17 января 2022

Кто из нас не знает Золушку — образец женственности и просто добрую историю о любви. На этой сказке росло наше поколение и поколение наших бабушек, а сегодня (благодаря современным экранизациям и красочным переизданиям) о ней знают и наши дочери. Но так ли проста эта история и какую опасность может таить в себе сказка про девушку в грязном платье, которая стремительно взлетела по социальной лестнице? Разберемся с экспертом.

Оксана Алтухова

нейропсихолог, сказкотерапевт, автор более 20-ти программ по трансформации мышления

Времена меняются, сказочные сюжеты — неизменны

Жизнь среднестатистического человека 100, 200 лет назад сильно отличается от нынешней. Технический прогресс и бурное развитие медиа с бешеной скоростью изменили все, в том числе и общечеловеческие ценности, жизненный уклад. 

И теперь некогда добрые сказки и легенды могут транслировать неверное отношение к миру, неверную позицию. Сказочный сюжет — информация об определенных моделях поведения и способах развития ситуации, часто не соответствуют действительности. И пусть сто лет назад такая героиня была бы образцом для подражания, но сегодня она навряд ли добьется успеха и сможет реализовать себя в современном мире. 

Золушка была написана во времена патриархата, который пропагандировал идеал покорной и пригодной для манипуляций женщины, которая рождена, чтобы продолжать род, заниматься домашним хозяйством и любым низкоквалифицированным трудом.

Но одно дело подчиняться мужчинам и проявлять все качества жертвы, когда ты живешь в патриархате, и совсем другое, находиться в такой позиции в 2022-м году. 

Как сказки влияют на подсознание

Сами по себе сказки, конечно, не травмируют детскую психику. Кто-то из нас в итоге превращается в жертву (вроде Золушки), а кто-то остается здоровой личностью. И дело не в том, что вторые сказок не читали. 

Сказка (сама по себе) не закладывает в человеке травму. Она только закрепляет тот паттерн, который у него уже есть — в силу обстоятельств, которые разворачиваются вокруг него в детском возрасте. 

То есть не сказка «привлекает» травму, а уже имеющаяся травма притягивает к человеку соответствующие сказочные сюжеты и становится сценарием его жизни.

Например, девочка, которая растет в условиях повышенной родительской опеки, не может гулять наравне со сверстниками, оберегается от любых «нежелательных» ситуаций, по умолчанию будет любить сюжеты из сказок вроде «Рапунцель» — когда девушку из башни спасает принц (хулиган) и они сбегают в поисках счастливой свободной жизни. 

Чем опасна история про Золушку

Сказка о Золушке — миф о «хорошей девочке», который говорит: если молчать, терпеть и хорошо себя вести, то жизнь непременно тебя за это вознаградит. Излюбленный сюжет многих родителей, который они используют в своих манипулятивных целях. 

Стоит эта девочка у раковины с губкой в руках и сама себе пытается внушить, что нормально — подчиняться и терпеть, нормально делать работу, на которую ты не согласен. Ведь ты же девочка. И образ прекрасной Золушки встает в голове. Только вот годы идут, богатый принц все не спасает, или же и вовсе попадаются одни «драконы». 

А самая большая проблема заключается в том, что такие повзрослевшие девочки даже не понимают, почему так происходит. Списывают все на превратности судьбы или на популярную сегодня «детскую недолюбленность». А сами просто находятся в заложниках у собственного подсознания и следуют (неосознанно) за призрачной мечтой, которая так никогда и не исполнится. 

Поведенческие сценарии Золушки  

  • игнорирует свои чувства и желания;

  • занимается нелюбимой работой, делает то, чего не хочет;

  • нет опоры: папа не поддерживает и не защищает от мачехи; 

  • обесценивается ее личность, самоценность, и она принимает это; 

  • изо всех сил пытается заслужить одобрения; 

  • находится в реактивной позиции (пассивная);

  • нет права голоса. Золушка скромная и безвольная; 

  • модель «терпи, молчи и выйдешь замуж»; 

  • принцу неважно, как она выглядит — он не запомнил ее. 

Ложные ориентиры, которые дает сказка:

  • чтобы стать счастливой, нужно молчать и много работать;

  • рано или поздно появится фея, которая вознаградит за все превратности судьбы;

  • платье и туфли могут из кого угодно сделать красавицу;

  • мужчины любят только красивых женщин;

  • чтобы стать счастливой, обязательно нужен принц. 

И эти ложные ориентиры сказочной индустрии действительно сбивают девочек с толку, особенно когда родители начинают использовать их в своих целях, цементируя в подсознании дочерей неправильную программу. Например: «Кто тебя, неряху, замуж возьмет? Нужно быть хозяйственной», «А Золушка была скромной и послушной, потому и замуж за принца вышла». И это не фантазии психолога, это реальные клиентские истории. 

И что теперь, не читать? 

У сказок, сказкотерапии большой потенциал, с точки зрения работы бессознательного. Это уникальный инструмент, который пока используется не по назначению. Читать сказки можно и нужно, только делать акцент стоит на правильных вещах, подсвечивать те стороны истории, которые в современном мире могут положительно повлиять на формирование личности ребенка. Не стоит прививать детям ложные ориентиры. 

Так, в сказке о Золушке фокус точно должен быть не на безвольности и покладистости, а на том, что чудеса возможны, если в них вкладываться. Ведь успех Золушки случайным не назовешь. И ролевой моделью искренности и бескорыстия она тоже не является. Это самая настоящая манипуляция (даже если мы допустим, что делала она все это неосознанно). 

Судите сами: прежде, чем отправиться за принцем,  нужно обеспечить себя роскошным платьем и каретой. Надеть корону. Приехать на бал, на котором ты еще никогда не была. И Золушка это делает без капли стеснения, а значит, отдает себе отчет, что имеет на это право.

Понравиться не только принцу, но и стать вхожей в его круг. Золушка абсолютно легко, без терзаний, выдает себя за ту, кем не является. И в финале, когда оказывается, что Золушка — безродная самозванка, принц закрывает на это глаза — ведь он уже влюблен.

То есть, только после конкретных шагов, которые девушка сделала по направлению к своей цели, появляется шанс на то, что чудо станет возможным. Иными словами, чудо — чудом, а рассчитывать надо на себя.  

Вывод:

Не все в сказках лежит на поверхности. И не всегда стоит бездумно полагаться на автора, будь это даже величайший классик литературы. Чтобы чтение принесло ребенку истинную пользу, можно использовать элементы сказкотерапии — они способны спровоцировать мощную работу подсознания, помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. 

Будет замечательно, если у вас найдется время поговорить с детьми после прочтения и обсудить детали. Задать вопросы по прочитанному, выделить основной алгоритм действий героев, заложенный в произведение. 

Попробуйте предложить сравнить поведенческие сценарии из сказок с тем, что сейчас происходит в мире. Сегодня важно научить детей быть мобильными и подстраиваться под среду — выбирать из десятков сценариев именно тот, который наиболее подходит к конкретной ситуации и при этом соответствует целям человека. Ведь как показала практика последних лет, умение адаптироваться — стратегия успеха.

Выполняя эти простые действия после чтения, можно достигнуть гораздо большего эффекта по сравнению с обычным чтением вслух, и носить этот эффект будет терапевтический характер. 

«Золушка» – любимая сказка всех народов. С нее начинаются мечты девочек стать принцессами и выйти замуж за принца. Главная мысль сказки «Золушка» – в жизни всегда есть место для чуда, настоящая красота девушки не в богатом платье, а в изяществе, доброте, скромности.

Книга Золушка

Суть

Сказка рассказывает про Золушку, бедную девушку, потерявшую мать. Она покорно и терпеливо выполняет грязную работу, и судьба ей улыбается. Появляется фея, которая отправляет Золушку во дворец на бал. В нее влюбляется принц.

Суть кратко:

  • «Главная героиня – кроткая, красивая и добрая девушка 16-ти лет, дочь дворянина. Мать ее умерла, а отец скоро женился на женщине с двумя дочерьми, ровесницами его дочки. Отцова дочь была очень красива, а мачеха и сводные сестры завистливы. Они стали обращаться с ней, как со служанкой, и дали прозвище Золушка.Золушка
  • Однажды скучающий принц решил провести бал в замке. Сестры стали собираться и наряжаться. Золушке тоже очень хотелось поехать. Но вместо этого мачеха заставила падчерицу убираться. Она дала задание отделить мак от проса, которые смешала намеренно. Когда все уехали, перед девушкой появилась добрая фея. Она превратила тыкву в карету, крысу – в кучера, мышей – в лошадей, а ящериц – в слуг. Преобразила лохмотья на девушке в чудесное платье, а башмаки – в хрустальные туфельки.Золушка и принц
  • Золушка отправилась на бал. Она всех сразила своей красотой и добрым нравом. Но ровно в полночь девушке нужно было возвращаться домой, так как волшебство развеивалось. Она возвратилась домой как раз к приезду родственниц, и те ничего не заподозрили. На другой день Золушка веселилась так, что забыла про время. Танцуя с принцем, она услышала, как часы бьют 12 раз. Она бежала с замка и потеряла на ступеньках туфельку.Принц и золушка
  • Принц, который влюбился в прекрасную незнакомку, подобрал изящную обувь. Он отменил все балы и отправился искать возлюбленную. Во всем королевстве примеряли туфельку дворянкам, а затем и крестьянкам. Никому она не подходила. Дошла очередь до золушкиного дома. Не хотела мачеха показывать девушку, но отец настоял. Туфелька была как раз по ножке Золушки. Она достала вторую такую же. Тут и фея подоспела, превратив грязное платье в королевский наряд. Счастливый принц увез свою принцессу в замок, и женился на ней. Добрая девушка взяла с собой сестер, которые попросили прощения. В замке сестры вышли замуж за вельмож».Золушка иллюстрация

Главная мысль

Главная героиня получила счастье и вышла замуж за принца благодаря своей кротости, доброте и старательности. Фея помогает доброй девушке отправиться на бал. Ослепительный наряд приковывает взгляды окружающих. Внутри Золушка оказывается не менее прекрасна, и получает любовь, о которой мечтала.

Основную мысль сказки автор выразил в строках «…Красотки, есть дары нарядов всех ценнее…Покорять сердца возможно лишь одним – изяществом, любезным даром феи…».

Золушка пленила принца вовсе не красотой или богатым нарядом, а хорошими манерами и добрым нравом. Смысл и мораль сказки отражает пословица: «Красота до вечера, а доброта навек».

Чему учит?

Пример главной героини показывает, как можно перенести несправедливость, и при этом остаться добрым, не держать зла на людей.

Чему учит сказка Шарля Перро «Золушка»:

  • Быть терпеливым и трудолюбивым.
  • Ценить внутреннюю красоту.
  • Не терять надежду на счастье.
  • Оставаться добрым, прощать обидчиков, если они покаялись.

Золушка иллюстрация

Особый смысл

Литературные исследователи отмечают, что в сказке «Золушка» Шарля Перро автор не описывает болезнь и смерть матери главной героини. Девушка не мстит своим сводным сестрам и мачехе, как это происходит в народном сказочном варианте.

«Золушка» Перро ассоциируется с праздником, дворцовыми балами, прекрасными нарядами. Автор делает акцент на изяществе главной героини, хороших манерах, душевной доброте.

Особый скрытый смысл сказке придает тот факт, что в ее основе лежит реальный исторический факт. Сказочник Шарль Перро, живший во времена правления короля Людовика XIV, по сути, взял за основу историю королевского наследника Людовика Великого Дофина. Он взял в жены девушку неравного сословия, Марию Эмилию Терезу де Жоли де Шуэн, служившую швей при дворе.

Золушка иллюстрация

Вопросы для детей к сказке «Золушка»

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста следует обсуждать прочитанную сказку, чтобы малыши поняли, в чем ее главный урок. Можно обсуждать характеры сказочных персонажей, и спрашивать, как бы поступил ребенок в такой ситуации. Сделать обсуждение более увлекательным, помогут вопросы, задаваемые в формате игры-викторины:

  • Сколько коней было в упряжке Золушки, когда она отправилась на бал? Какие они были? (6 коней мышиной масти в яблоках).
  • Чем поделилась главная героиня с сестрами на балу? (Апельсинами, которыми угощал ее принц).
  • Сколько раз девушка приезжала на бал? (Два).
  • Какую туфельку она потеряла? (В сказке Ш. Перро туфельки у Золушки были хрустальные, алые, отороченные мехом).

В заключение, сказка «Золушка» Перро – один из 700 вариантов, рассказывающих о бедной девушке с добрым характером, которая выходит замуж за принца. На тему снято множество мультфильмов и киносказок: «Три орешка для Золушки» (Чехословакия и ГДР, 1973), «Cinderella» (США, Великобритания, 2015), «Золушка» (США, 1950). Золушка стала одним из вечных образов мировой литературы и других видов искусств. В ней выражена мораль, что всякая добродетель будет вознаграждена, а порок наказан.

Я вовсе не призываю выбрасывать книги и фильмы о Золушке, но предлагаю родителям задуматься о стереотипах, которые могут укрепиться в сознании детей, и особенно девочек, и привести к формированию иллюзий и неверных жизненных сценариев.
1

Иллюзия 1.  Усердный труд будет вознагражден счастьем любви

Благодаря счастливому финалу «Золушки» в головах многих девочек, а потом девушек поселяется прочная связь между усердным трудом и обретением любви. На самом деле трудолюбивая девушка может стать счастливой в любви, а может и не стать. Вы сами, наверняка, сможете вспомнить примеры, когда прилежная, трудолюбивая и положительная во всех отношениях девушка так и не находила своего счастья. Часто именно потому, что полагалась на единственный путь, подсказанный этой историей.

Важно также заметить, что Золушка занималась черной работой на других людей. Сегодня мы можем видеть отражение этого, когда умницы и красавицы забывая о себе и своих потребностях, работают на тиранов-начальников. И часто объяснить такую жертвенность и рвение ничем кроме подсознательного ожидания вознаграждения, невозможно. Прикованные к нелюбимой работе, они верят, что как Золушка будут за это вознаграждены.
2

Иллюзия 2. Многие девочки извлекают из сказки другое правило — красота гарантирует счастье

Повзрослев, они сосредотачивают свои усилия на внешнем виде, модной одежде, дорогих аксессуарах и т.п. В ущерб образованию и карьере, например. Делая из сказки подсознательный вывод, что эффектная внешность и красивые наряды безусловно привлекут Принца, такие девушки тоже попадают в ловушку.

В моральном плане сказка формирует и еще один дискредитирующий стереотип: «Быть красивым выгодно, красоту нужно использовать для достижения своих целей».
3

Иллюзия 3. Счастье в статусе и богатстве

Именно эта связь может остается в подсознании после многократного перечитывания (пересматривания) этой сказки. Некоторые понимают слово «принц» практически дословно — богатый обеспеченный мужчина из «высшего света» и стремятся всеми правдами и неправдами заполучить именно такого мужчину. Однако счастье браки по расчету приносят редко.
4

Иллюзия 4. Поможет чудо

Подсознательное ожидание чуда — еще один вариант сценария, который может закрепиться в сознании девочки под воздействием сказки «Золушка». Появится добрая фея, которая за тебя решит все твои проблемы. Волшебным образом исправит фигуру, выступит в роли стилиста, парикмахера, визажиста, устроит на престижную работу, расскажет всему миру о твоих талантах. и т.д. Реальная действительность — лишь жизненный этап, — верят девушки — именно так было у Золушки. Вот придет время, и все это изменится. Появится если и не фея, то могущественный покровитель, который откроет двери в счастливый мир. Нужно только набраться терпения и дождаться чуда.

Кстати, занять пассивную позицию в ожидании чуда — проблема, которая может сопровождать всю жизнь не только женщин, но и мужчин.
И тут же рядом еще одна иллюзия — о том, что кто-то кроме нас самих знает лучше, что нам нужно для того, чтобы быть счастливыми: какая профессия, какой фасон платья, цвет помады, направление для отпуска и т.д. Вера в профессионала, способного пошагово расписать все действия и сделать нас успешными и счастливыми. В реальности, человек обретает гармонию не по взмаху чужой палочки, а только через познание себя и личностный рост.

Пассивность, зависимость и как следствие низкая самооценка — явные указатели на присутствие синдрома ожидания чуда.
5

Иллюзия 5. Принца видно издалека

Не узнать своего принца невозможно, считают многие девушки, отвергая одного за другим поклонника, не давая им достаточно времени проявить свои качества. Если мужчина внешне не соответствует сложившемуся образу «Принца», то девушка его сразу же отвергает.

Противоположный вариант — неуверенная в себе женщина принимает за Принца любого красивого мужчину, обратившего на нее внимание… и зачастую наталкивается на самовлюбленного эгоистичного бездельника, которому прощает все, потому что он Принц.

Кстати, мужчины, начитавшись подобных сказок, тоже зачастую ждут добрую, работящую и скромную принцессу-красавицу. И очень расстраиваются, обнаружив, что найденная красавица не слишком скромная и и слишком эгоистичная.
6

Иллюзия 6. «Если любит, то найдет и вернет» — уверены многие девушки

И вот они, подгоняемые образом незабвенной Золушки, устраивают проверки «на настоящие чувства»: демонстративно обижаются, разворачиваются и уходят, пропадают без объяснения, не снимают трубку и т. д. «Если он меня любит, то «из-под земли достанет», даже если для этого ему придется примерить туфельку половине царства» — знакомая история?

Однако слова женщины «мы должны расстаться, мы не можем быть вместе» большинство мужчин воспринимают как вежливый отказ в продолжении отношений, а вовсе не как сигнал начать доказывать свою любовь поступками. Мужчине невдомек, что женщина проигрывает сценарий из «Золушки», он считает, что она приняла взвешенное решение, поэтому и не бросается ее догонять. Конечно, бывает, что бросается. Но подвергать отношения такому риску, чтобы в этом убедиться, все же не стоит.
7

Иллюзия 7. Возможны быстрые изменения — еще одна иллюзия, рождаемая «Золушкой»

Чтобы что-то в жизни изменилось нужно долгие месяцы, если не годы. Даже если появится фея, которая отведет «Золушку» в салон, где ей сделают прическу, макияж, а затем подберут наряды для образа, в котором она предстанет перед мужчиной своей мечты, то для следующей встречи с ним, ей придется постараться самой. А как это сделать без опыта?

И что уже говорить про такие навыки, как саморазвитие, забота о фигуре, умение вести себя в обществе и т.п. В один день они точно не появляются, быстрые изменения возможны только в сказках. Однако многие уверены, что в нужный момент они смогут быстро измениться. И удивляются, что когда такой момент наступает, они остаются прежними.
8

Иллюзия 8. После свадьбы Золушка непременно будет счастлива, уверены девочки

А повзрослев, они наивно полагают, что для счастья главное найти хорошего жениха и выйти за него замуж. К тому, что после свадьбы придется работать над отношениями, учиться уступать, быть готовой идти на компромиссы, девушки, одержимые самим фактом замужества, даже не задумываются.
Ну а в контексте счастья главной героини сказки, нужно заметить, что в реальной жизни союзы людей из совершенно разных социальных слоев редко бывают счастливыми. Психологи давно подметили, что для гармоничного брака супругам важно принадлежать примерно к одному культурно-социальному слою. И об этом стоит задуматься и невестам, и женихам. Паре, в которой один привык зарабатывать все блага усердным трудом, а другой получать как должное с самого рождения, придется непросто в совместной жизни.

Читать или не читать сказку?

Конечно, скрыть от ребенка самую знаменитую сказку вы не сможете, да и не стоит этого делать. Ведь сказки, при всей их схематичности учат и много чему важному и ценному. И «Золушка» — не исключение. Трудолюбие, торжество добра, оптимизм, возможность подняться на другой социальный уровень и многое другое.

Но опасно, если книга «Золушка» лежит под подушкой, как самая любимая и читается каждый день, или если девочка завороженно в сотый раз пересматривает этот чудесный фильм. Опасно, потому, что от неправильного понятого смысла «записанной на подкорку» сказки, может зависеть жизненный сценарий. Избежать этого можно только обсуждая вместе с ребенком сюжет и персонажей.

Но и тут многое зависит от ценностей самой матери (или бабушки), которая, обсуждая сказку с уже подросшей дочкой расставит свои акценты. И если одна мама подчеркнет, что сказка говорит о том, что путь к успеху (или счастью) лежит через трудолюбие и скромность (и приведет примеры реальных личностей), то другая будет настаивать на везении, вмешательстве счастливого стечения обстоятельств. Третья же мама может сделать акцент на важности красивой внешности, шикарной одежды и прочих атрибутов, без которых «принцу» не узнать свою «принцессу».

Казалось бы, все в сказке «Золушка» ясно: чтобы выбраться из грязи в князи, нужно быть доброй и трудолюбивой, плохо быть мачехой-абьюзером, которая третирует юную падчерицу, нужно иметь много друзей, и тогда мышки и голуби помогут разобрать крупы, хорошо быть везучей, иметь фею-крестную и жить по принципу «Главное — попасть на бал, а там разберемся». Но если бы сказка «Золушка» была всего лишь банальным бесхитростным рассказом, вряд ли она дожила бы до наших дней. Публикуем сокращенный конспект вебинара «Сказки с философами: Золушка», организованного просветительским проектом ScienceMe, в котором кандидат философских наук Елена Брызгалина рассматривала сказку о бедной падчерице в ее культурном контексте.

Елена Брызгалина

Кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Сегодня я приглашаю вас поговорить о сказке «Золушка» с учетом того, что ее глубинные, философские смыслы открываются нам только при внимательном прочтении. Мы будем пытаться анализировать сказку в контексте культуры и самых важных вопросов — о смысле жизни и соотношении целей и средств. Вообще, анализировать сказку в сегодняшнем мире трудно, потому что основной жанр современной жизни, наверное, — это шоу. Шоу не позволяет достичь целостности, которой требует сказка, поэтому сегодня мы сделаем только шаг навстречу «Золушке» — поговорим, о чем учит, но о чем не поучает сказка. […]

Единой точки зрения на вопрос, с какого момента мы можем отсчитывать сюжет «Золушки», нет. По-видимому, самая древняя версия имеет египетско-греческое происхождение: Родопис, египетско-греческая богиня, которую в детстве похитили пираты, однажды купалась в речке и потеряла башмачки, которые утащил сокол. Сокол оказался богом Гором, он отнес сандалии самому фараону, который приказал найти владелицу туфелек. Есть и другая версия, в которой Родопис была египетской проституткой, но в остальном история мало чем отличается — в обоих случаях все закончилось свадьбой.

Достоверно можно сказать, что первый письменный источник, повествующий о сюжете «Золушки», — это «География» греческого ученого Страбона. Он, в свою очередь, опирался на несохранившийся древнеегипетский источник, согласно которому в одной из пирамид покоится царица, выбранная в жены царем по сандалии, занесенной орлом.

Есть версия китайская: там есть и мачеха, и башмачки, и муж-император в награду. Как и в классической версии, в китайском варианте у героини миниатюрная ножка — один из канонов женской красоты в Китае.

В корейской версии Золушка — 14-летняя девочка. Бедная падчерица целыми днями перебирает просо и рис, рыхлит деревянной палкой каменистое поле. Однажды небожительница помогает ей управиться с делами и отправляет на чью-то свадьбу. По дороге девочка роняет в воду туфельку, ее находит начальник провинции и объявляет, что женится на владелице.

В европейской хронологии первой известной версией «Золушки» была версия итальянского поэта и сказочника Джамбаттисты Базиле. Сговорившись с няней, главная героиня крышкой сундука ломает мачехе шею и потом уговаривает отца жениться на няне. Однако шесть дочерей няни невзлюбили девушку, и Золушку спас случай: однажды ее увидел король и влюбился. Впрочем, девушка не хотела выходить замуж и убежала, уронив туфельку, грубую пианеллу с подошвой из пробки (такую обувь носили в Неаполе женщины эпохи Ренессанса). История заканчивается общенациональным розыском, свадьбой, и Золушка-убийца становится королевой. Заметили закономерность? Чем древнее сказка, тем она жестче и грубее.

Но давайте добавим немного теории. Мы с вами увидели, что в разных странах и в разные времена сказки обладают сходным сюжетом. Каждый народ отражает особенности своей жизни, но неизменно в формате сказки о девушке, которую обижает злая мачеха. Сказка не объясняет причин ненависти мачехи и даже не показывает реальных путей преодоления конфликта. Сказка говорит: «Это несправедливо, так быть не должно», — и в замкнутом волшебном мире несправедливость исправляется. Такие сказки называют волшебными, суть их сюжета — в воздаянии: чтобы получить подарок судьбы, надо добиться успеха через претерпевание несправедливых мучений, и тогда осуществятся собственные желания.

Версия сказки, ставшая классической, принадлежит Шарлю Перро — он как будто спустил в один рукав грубый народный сюжет, а из другого рукава выпустил легкую сверкающую Золушку.

Сегодня о Перро сказали бы так: инноватор

Главным предметом восхищения в годы жизни Перро были античные произведения — все от мала до велика подражали им, но это было невероятно скучно, потому что с жизнью Франции того времени античные сюжеты были вообще не связаны. Перро выпустил тоненькую книгу волшебных сказок, и они стали глотком свежего воздуха: его сказки были одновременно и волшебными, и реалистичными, читать их было так увлекательно и просто, что никто не мог от них оторваться. Окрыленный прибылью издатель Клод Барбен повторил тираж трижды, в его парижском магазине ежедневно продавалось 50 экземпляров книги Перро. Накануне начала XVIII века это событие было сравнимо с культурной бомбой.

Помимо версии Перро, известна версия братьев Гримм, которые, кстати, утверждали, что башмаки — это символ власти жены над мужем. До сих пор во многих языках существует выражение «быть под каблуком», означающее, что в конкретной семье жена главная. Если сравнивать варианты братьев Гримм и Перро, можно заметить, что братья восстановили прежнюю жестокость «Золушки» — там волшебства гораздо меньше, чем у Перро. Например, когда в семью Золушки заявляется гонец с туфелькой, злым сестрам все-таки удается примерить туфельки — одна отрезает себе пальцы, другая — пятку.

Интересно, что у педантичных немцев значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица у них пугается не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Но в любом случае после Перро и братьев Гримм возникла хрестоматийная версия сказки — Золушка стала одним из образов мировой литературы.

Образ Золушки можно отнести к мифемам: в ее имени сконцентрирован миф, который несет информацию об основе жизни в символической форме❓Так определял мифему антрополог Клод Леви-Стросс.

В вариантах разных народов имя главной героини образовано от слов «зола» или «пепел». Попелюшка — на украинском, Пепелка — на словенском, Пепеляшка — на болгарском. Даже на английском имя Cinderella звучит схоже с французским вариантом — оно пришло из итальянского и тоже означает «пепел».

Какие еще есть версии происхождения имени Золушка, кроме отсылок к золе? Филолог и фольклорист Владимир Пропп увидел в имени Золушка связь с древним обрядом инициации. При инициации у многих народов существует запрет на умывание: пока ты не умыт, ты невидим. Также от пребывания в состоянии «неумытости», невидимости от черноты, у многих народов зависит качество урожая. Тот же Пропп приводит доказательства того, что имя Золушка может быть связано с браком. У многих народов перед вступлением в брак юношей вымазывали грязью. От юноши требовалось, чтобы он ходил по селению в таком виде несколько дней, а непосредственно перед свадьбой его отдавали в руки взрослых женщин, которые его мыли. После этого юноша мог вступить в брак. Итак, можно сделать вывод, что мифема «Золушка» многозначна, «Золушка» — это не имя, а характеристика героини.

Источник: McGill Library / unsplash.com

Источник: McGill Library / unsplash.com

Каким было имя девушки, если Золушка — только прозвище? А этого никто не знает. Но если имени нет, то на место этой героини себя может поставить любая девочка.

Сколько лет Золушке? Первое, что все вспоминают, — это разница в возрасте между сестрами. Золушка явно младше их. Все считают, что отец Золушки женился на женщине с двумя дочерьми, и есть версия, объясняющая, почему новая жена отца и сестры к ней плохо относятся. Например, маленькая Золушка вовсе не падчерица, то есть ребенок умершей первой жены, а кукушкино дите — понятно, почему отец не защищает свою родную дочь. В этом контексте и поведение отца, и поведение законной семьи выглядят адекватно и понятно. Но, согласитесь, что-то в этой версии не так: нам не хочется такой судьбы для Золушки.

Как выглядела Золушка? В разных версиях сказки практически не описывается внешность Золушки, но почему? Потому что внешность не важна. Сказка с самого начала создает возможность увидеть душу Золушки, скрывая все материальное и внешнее. С первых строчек, несмотря на лохмотья и золу, Золушка нравится читателю, а к началу бала у нее совпадает внешнее и внутреннее — Золушка становится прекрасной не только душой, ее лицо становится открытым.

И вот еще какой тонкий момент: Золушка не была писаной красавицей, а ее сводные сестры не были уродинами. Перро пишет, что сестры завидовали красоте Золушки, но согласитесь, что многим из нас окружающие часто кажутся более привлекательными, чем мы сами. То есть сказка учит, что зло не всегда внешне уродливо, а доброта не всегда гиперкрасива. Не стоит в сказке полярно разводить некрасивых злых сестер и красавицу Золушку. Шарль Перро — и в этом его волшебство — создал более тонкую сказку, более мудрую историю про реальных людей.

Давайте отвлечемся от повседневного смысла сказки и порассуждаем, что такое красота.

В современной науке есть такое междисциплинарное направление — биоэстетика, которое ставит вопрос, насколько восприятие красоты предопределено нашей биологией и эволюцией, которую прошел наш вид. На основе закономерностей золотого сечения и правильных пропорций была выведена формула, маска, подходящая всем людям, которые признаются красивыми независимо от расы и национальности. Эта маска фиксирует линию роста волос, пропорции основных деталей лица — глаз, рта, носа.

Мы воспринимаем золотое сечение как канон красоты не случайно: у наших предков пропорциональность, гармоничность, симметрия тела были связаны со здоровьем. Например, даже сегодня, когда в спорт отбирают бегунов, обращают внимание на симметричность их ушей. И не потому, что аэродинамика нарушается и им тяжело бегать, а потому, что симметричные уши означают симметричный толчок правой и левой ногой, что очень важно для качественного бега. Так вот, биоэстетика показывает, что самой природой в нас зафиксированы некоторые закономерности того, что мы считаем красивым.

Давайте посмотрим на лицо Золушки. Черты, которые воплощают образы героини в мультфильмах или фильмах, не случайны. Во-первых, обратим внимание на типично детские черты лица — не зря нам кажется, что Золушка подросткового возраста, хотя в тексте сказки это нигде не указывается. В подростковом возрасте сохраняются типично детские черты, например непропорционально большие глаза, и когда мы видим сигналы, свидетельствующие о том, что перед нами ребенок, то мы, взрослые, ведем себя покровительственно. Возникает желание опекать, защищать, что часто привлекает мужчин, однако для взрослых отношений этого мало. Поэтому в чертах Золушки, например в мультфильме Диснея, черты ребенка сочетаются с чертами взрослой девушки: высокие скулы свидетельствуют о начале полового созревания, о возрасте, когда уже допустима мысль о взрослых отношениях.

В сказке все не случайно — даже то, как мультипликатор воссоздает визуальный образ

Не случаен и выбор волшебных предметов. Первый волшебный предмет, который все вспоминают, — тыква, но почему именно она? Во-первых, это большой овощ — разве не такой нужен для кареты? Во-вторых, не стоит забывать, что изначально тыква в Европе не росла. В XVII веке ее завезли конкистадоры, вернувшиеся из Америки: ко времени написания сказки Перро тыква не была широко известна и представлялась народу заморской таинственной волшебной гостьей, то есть фея-крестная использовала волшебный овощ. И, конечно, золотистый цвет тыквы соответствовал цвету карет того времени, ведь их обивали золотом.

Еще один безусловно волшебный предмет — это туфелька. Давайте вспомним: в египетской сказке были кожаные позолоченные сандалии, в китайской — обувь из золотых нитей с подошвами из чистого золота, в итальянской — серебряные туфли, у братьев Гримм — туфельки, расшитые шелком и серебром. Но мы-то все помним про хрустальные туфельки, именно хрустальную туфельку считают чуть ли не ключевым образом в сказке, но посудите сами: какая дикость — носить туфли из хрусталя, которые совсем не гнутся! На это впервые обратил внимание Оноре де Бальзак, который сказал, что стеклянная туфелька непременно разбилась бы на мраморных ступенях.

Есть версия, что хрустальный башмачок появился в результате ошибки переводчика, который занимался текстом Шарля Перро и стал заменять устаревшие слова оригинала на современные. В рукописи Перро Золушка сбегает по лестнице бесшумно, потому что у нее туфелька vair — то есть «меховая». Переводчик заменил устаревшее vair («мех») на более современное verre — «стекло, хрусталь», и в одно мгновение меховая туфелька навсегда превратилась в хрустальную.

О возможности такого развития событий свидетельствует то, что в некоторых русских переводах использовалась «туфелька, отороченная мехом», но все-таки французские исследователи склоняются к тому, что ошибки не было. Дело в том, что ко времени жизни Перро французская орфография вполне устоялась, а сам он был членом Французской академии и, конечно, не мог допустить ошибку сам — и заметил бы, если бы ошибку допустил кто-то другой.

В пользу того, что башмачок все-таки хрустальный, говорит то, что во многих других сказках герои носят алмазные и золотые башмачки. Скорее всего, Перро сознательно выбрал хрусталь: во-первых, потому что при производстве пантуфель (туфель на жесткой подошве без задника, но на каблуке) для каблука действительно использовалось стекло (каблук был прочным и звенел при ходьбе, что считалось особым шиком). К тому же хрустальные туфельки можно трактовать как бальные туфельки, которые были сшиты из ткани, но расшиты хрустальными стразами.

С какой ноги была туфелька, которую потеряла Золушка? На этот вопрос есть научный ответ, который зависит от нашей биологии. Вплоть до XVIII века туфли делали одинаковыми для правой и левой ступней, а правыми или левыми они становились после «обнашивания». На бал Золушка надела туфельки впервые, и если она была, как большинство людей, правшой, то, скорее всего, потеряла левую туфельку: все дело в том, что обычно у правшей правая нога больше левой.

Еще один момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание, это примерка туфельки. Туфелька — женский символ, а узнавание по туфельке — это ритуал наделения правами, например восхождение на престол. У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» заносчивая сельская красавица Оксана требует у влюбленного кузнеца Вакулы черевички, те самые, которые носит царица. Считается, что только при наличии царских туфелек может состояться венчание или свадьба.

Теперь часть философско-психологическая. Есть мнение, что девочкам нельзя читать сказку и смотреть фильмы про Золушку, в подтверждение которого используются два основных аргумента. Первый аргумент — «Золушка» вредна тем, что ее ключевая идея заключается в том, что бедная поломойка никогда бы не стала женой принца, если бы не ее терпение и покорность или не помощь феи. Стремление быть покорной, чтобы получить за это воздаяние, или надежда на помощь феи уродуют судьбу женщины, потому что формируют ложный сценарий ожидания «принца».

Второй аргумент — образ Золушки формирует пассивный тип поведения, фиксируя подчиненное положение женщины в патриархальном мире, поэтому девочка, которая читает «Золушку» или смотрит фильм, настраивает себя на реализацию жизненного сценария неполноценной личности, которая подчиняется любому объекту, хоть в малой степени обладающему атрибутами власти.

В сказке также можно найти сценарий ожидания — психотерапевты даже выделяют специальное психическое расстройство, которое называется «комплекс Золушки». Заключается оно в том, что женщины отказываются от реального восприятия мужчин в своей жизни и ждут «принца», не обращая внимания на обычных мужчин. Но установка, что «принц» обязательно явится только после лишений и ограничений и надо просто терпеливо ждать, неверная. Сказка учит совсем не этой стратегии пассивного ожидания. Но чему тогда?

Здесь мы переходим к последней, практической части, настоящим смыслам сказки «Золушка», которые можно использовать в своей жизни. Некоторые родители акцентируют внимание на том, что без красивого платья и выхода в свет на Золушку никто бы не обратил внимания. Но не стоит делать акцент на покровительстве, вместо этого спрашивайте у детей, понятны ли им смыслы, пусть они делают выводы самостоятельно.

Как избавиться от «комплекса Золушки» или как не сформировать его?

  • Создайте образ того мужчины, который желаем. Вероятно, в этот желаемый образ попадает не тот, кто оценит платье и прическу, а тот, для кого важны внутренние качества.

  • «Переберите» свою «крупу». Золушка выполнила это задание, которое заключается в ответе на вопрос «Что делать?». Нужно очищать себя от лишнего, отделять зерна от плевел. В конечном итоге количество работы над собой перейдет в качество и собственными усилиями будет выработано терпение и смирение, которые помогут выдержать какие-то испытания судьбы, которые вовсе не обязательны, но могут появиться.

  • Переключайтесь с процесса на процесс. Очень важно научиться ценить каждое мгновение: и бал, и копание в золе, и ожидание, и минуты триумфа. Иногда в своих поступках или в мечтах мы возвышаемся над обыденностью, но это состояние очень быстро проходит. Если мы понимаем, что жизненные трудности, которые нам уготованы, делают нашу поступь по земле более легкой, то когда жизнь заставляет нас менять меховые башмачки на хрустальные, а потом обратно, это помогает нам встать на пуанты.

  • Не считайте, что мир настроен враждебно, не страдайте от базового недоверия миру. История Золушки с точки зрения психиатрии — это история женской фрустрации. Золушка — это девушка, которую окружают враждебно настроенные по отношению к ней женщины, и даже отец фактически бросает родную дочь. Золушка боится разочаровать принца, поэтому убегает с бала. Ей кажется, что ее настоящую он не полюбит. Она страдает от заниженной самооценки, базового недоверия к миру, и поэтому принцу приходится доказывать свою любовь, организуя общенациональный розыск. Если женщина попадает под влияние «комплекса Золушки», хочет быть слабой и беззащитной, она провоцирует в мужчине бессознательную компенсаторную установку. Она показывает: смотри, какая я слабая, стань единственным и неповторимым, защитником, спасителем, стань великим мужчиной. Но не каждый мужчина это выдержит.

  • Используйте счастливый шанс, нарушайте правила. Золушка получила и принца, и платье, и карету, когда сделала то, что ей не разрешают. Фея не сотворила ничего сверхъестественного: она не вшила Золушке доброе сердце, не сделала ее сразу принцессой. Она дала Золушке шанс, возможность проявить себя. Счастье возможно, оно рядом, но надо перестать бояться и начать слушать себя.

Однако здесь важно следующее — не пропустить время для развития. Фея отправила Золушку на бал, но дальше все зависело только от самой героини. Во дворце никто не усомнился в том, что она достойна присутствовать на балу. В сказке Перро залогом успеха Золушки на балу и любви принца стали аристократические ценности, хорошие манеры и умение безупречно себя вести.

Сказка «Золушка» имеет все необходимое для того, чтобы помочь нам стать счастливыми. Смысл «Золушки» — это переход, превращение себя в саму себя, из Золушки — в принцессу.

  • Длинно высказаться как пишется
  • Длинная тень как пишется
  • Длинная предлинная как пишется
  • Длинная очередь как пишется
  • Длинная бечевка как пишется