-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
malikrusso625
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Алгебра5 минут назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
-
Русский язык8 минут назад
Английский всего 1 задание помогите пж
-
Геометрия8 минут назад
Задача по геометрии 8 класс
-
Биология8 минут назад
Биология Неверные утверждения
-
Алгебра8 минут назад
срочно, помогите пожалуйста, упростить задания (спростити вирази)☹️ 1) (3a²+5b)(2a³+b)-7a³(a²-3b) 2) (m³-3n)(m²+2n)-4m³(m²+7n)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Алгебра5 минут назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
-
Психология15 минут назад
помогите пожалуйста придумать ПРОБЛЕМУ проекта на тему «Страх-быть отвернутым» 🙏🙏🙏❤️
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Урок
литературы в 10 классе.
«Сказки»
Салтыкова-Щедрина.
Цель: формировать умение выполнять
анализ сатирической сказки.
Задачи: 1) научить различать приёмы
«эзопова языка»;
2)рассмотреть идейное и
художественное своеобразие трёх сказок Салтыкова-Щедрина;
3) формировать
общекультурную эрудицию.
Тип урока: практикум, закрепление
изученных ранее знаний.
Формы и приёмы работы: использованы
элементы технологии развития критического мышления, КСО, индивидуальный
подход.
Оборудование: мультимедийная презентация,
карточки.
Ход
урока.
1). Актуализация. Определение темы,
цели урока. Повторения пройденной темы.
Прочитайте
высказывание Дж. Свифта и объясните его смысл.
«Сатира
– своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрится в него, видит любое
лицо кроме собственного».
(Дж.
Свифт)
А
каких писателей-сатириков вы знаете? (ответы детей)
2)
«Вызов»
Попробуйте
определить, кому из писателей-сатириков принадлежит следующее высказывание:
«Ничто
так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его
уже раздался смех». (ответы детей)
Конечно
же, это Салтыков-Щедрин. Мы с вами продолжаем изучать «Сказки»
Салтыкова-Щедрина. Сегодня на уроке речь пойдет о трех сказках: «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Премудрый
пискарь».
Как
вы думаете, какая цель будет перед нами стоять? (ответы детей). Все верно, цель
нашего урока – выявить художественные своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
Но
прежде чем приступить к анализу сказок, давайте вспомним, какие особенности
«Сказок» мы уже знаем.
(1
человек у доски выполняет индивидуальное задание по карточке:
«Дайте
определения следующим терминам: эзопов язык, ирония, сарказм, гротеск,
гипербола, аллегория»)
Все
остальные взгляните, пожалуйста, на слайд и вставьте пропущенные слова:
«Салтыков-Щедрин
обращается к жанру сказки с целью _______ Для «Сказок» Щедрина характерна
близость к_______ сказке, поскольку они аллегоричны, в них действуют
герои-________, использованы традиционные сказочные приемы: ___________ Так как
писатель высмеивает пороки современного ему общества, то для щедринских
«Сказок» свойственна________ Писатель искусно использует в своих сказках приемы
эзопова языка: __________».
Обратимся
теперь к работе ученика … у доски и повторим определения приемов эзопова языка.
Хорошо,
эти знания мы с вами должны применить при анализе сказок. В ходе нашей работы
заносите важные замечания и выводы по каждой сказке на ваши узкие поля.
3)
«Содержание»
1)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Начнем
мы наш анализ со сказки, которая появилась на свет раньше других. Это «Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она была опубликована в
журнале «Отечественные записки» в 1869 году.
Давайте
вспомним сюжет этой сказки (краткий пересказ ученика)
Теперь
взгляните на слайд и найдите в тексте , какие сказочные приемы, традиционные
для русских народных сказок, использует автор:
—
зачин («жили да были…»)
—
словесные формулы («по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке
сказать, ни пером описать»)
-волшебство
(генералы попадают на необитаемый остров)
Итак,
генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает
упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на
необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
Давайте
сравним эти произведения. Взгляните на слайд.
«Робинзон Крузо» |
«Повесть о том…» |
Робинзон |
Генералы |
Смекалка, |
Глупость, |
Итак,
автор намеренно помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над
ними своего рода эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые
отрицательные черты.
В
описании генералов и мужика автор использует определенные сатирические приемы.
Определите их и объясните, почему они использованы (работа по группам):
А)
«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались
и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали,
кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». (гипербола
и ирония)
Б)
«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий
огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно
подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья,
раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у
своего товарища орден и немедленно проглотил». (гротеск)
В)
«Полез <мужик> сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку
самых спелых яблоков, а себе взял одно кислое. Потом покопался в земле – и
добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку –
и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика». (гипербола)
Итак,
мы видим, что образы генералов и мужика контрастны. Автор, используя
сатирические приемы, высмеивает пороки генералов – глупость, незнание жизни,
отсутствие всяких практических умений, и восхищается изобретательностью и
мастерством мужика.
Однако
суть сказки не только в этом. Давайте зачитаем отрывок на слайде:
«Набрал
сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру
веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб
не убег, а сами легли спать».
Найдите
в тексте яркую художественную деталь (веревка). Как вы думаете, что
символизирует веревка? (ответы детей)
Веревка
– символ рабской покорности, пассивности мужика, это символ крепостного права.
В сказке наряду с восхищением способностями мужика звучит горькая авторская
ирония о веревке, которую русский мужик сам себе свил.
Давайте
подведем итоги по данной сказке. Какую главную идею мы здесь можем выделить?
(ответы детей)
2) «Дикий
помещик»
Перейдем
теперь к следующей сказке – «Дикий помещик». Давайте выразительно прочитаем
начало сказки:
«В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет
глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и
земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел
мягкое, белое, рассыпчатое».
А
что же было дальше? (краткий пересказ сюжета)
Скажите,
а какое историческое событие здесь аллегорически отражено? (отмена крепостного
права)
Историческая
справка: 19 февраля 1861 года Александр II
издал Манифест, отменивший крепостное право. Крестьянам обещали личную свободу
и право распоряжаться своим имуществом, а земля признавалась собственностью
помещика.
Крестьяне
должны были выкупать у помещика землю. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к
выкупу, назывались собственниками, а не перешедшие – временнообязанными.
При
выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной
стоимости. Таким образом, освобождение крестьян закончилось, по сути, еще
большим их закабалением и разорением.
Как
данное историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце
сказки? (В начале сказки мужики исчезают, то есть освобождаются от глупого
помещика. Но в конце они водворяются на место, так как по сути после отмены
крепостного права в России тяжелое положение крестьян не изменилось).
Почему
мужики исчезают? (их молитвам внимает Бог). А как вы думаете, почему Бог не
внял «прошению» помещика, но услышал «слезную молитву сиротскую» мужиков? (Бог
знал, что глупый помещик не сможет прожить без своих крестьян и его прошение –
это лишь прихоть крепостника. Но он внимает молитве крестьян, так как никто за
них больше заступиться не может.
Давайте
определим приемы, которыми пользуется автор в сказке и выполним небольшой тест.
1.
«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него
сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше
на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные
звуки…»
А)
метонимия
Б)
гротеск
В)
гипербола
2.
«Войдет он в свой парк…, в один миг влезет на самую вершину дерева и стережет
оттуда. Прибежит заяц… — а он уже тут как тут, словно стрела соскочит с дерева,
вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями и
съест».
А)
метафора
Б)
сарказм
В)
гротеск
3.
«Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем
пространстве владений глупого помещика. …только видели люди, как вдруг поднялся
мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие
портки».
А)
сарказм
Б)
волшебство
В)
гипербола
Теперь
давайте проверим правильные ответы. У кого все правильно?
Ответим
теперь на ключевой вопрос сказки: почему помещик назван диким?
Вывод:
все приемы, использованные автором при создании образа дикого помещика,
указывают нам, что несмотря на человеческое обличие, душа у помещика дикая,
звериная, жестокая (вспомните, как он притесняет своих крепостных). Чтобы
подчеркнуть это, автор использует прием гротеска и превращает помещика в дикого
зверя.
3). «Премудрый
пискарь»
Перейдем
теперь к анализу третьей, не менее интересной сказки, — «Премудрый пискарь».
Давайте послушаем, о чем она (краткий пересказ)
А
знаете ли вы, в чем своеобразие этой рыбки – пескаря?
Пескарь
– маленькая рыбка семейства карповых. Обычная длина ее – 15 см. Тело сверху
зеленовато-буроватого цвета, с боков серебристое и покрытое черноватыми
пятнами. В углах рта усики. В течение всей жизни пескарь обычно держится
большими стаями.
Как
вы думаете, почему писатель выбирает именно образ пескаря, мелкой рыбки?
(ответы детей)
Все
дело в том, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя
кстати характеризует запуганного и дрожащего обывателя.
А
кто такой обыватель? (человек, занятый своими личными узкими интересами и не
участвующий в общественной жизни)
Обратите
внимание на написание имени персонажа. Почему именно пИскарь? (ответы
детей)
Герой
сказки может только попискивать от страха, забившись в свою норку.
Вспомним
жизнь премудрого пискаря? По какому принципу он живет? Найдите от рывок из
текста и зачитайте его.
«Был
он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что
жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не
заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!»
Посмотрите
на слайд. Какая пословица, по вашему мнению, наиболее точно передает поведение
пискаря?
·
Что хочу – то и ворочу
·
Моя хата с краю – ничего не знаю
·
Бог труды любит
·
В тихом омуте черти водятся
А
Салтыков-Щедрин придумывает свой собственный афоризм, отражающий жизнь пискаря:
«жил – дрожал, и умирал – дрожал».
Как
вы думаете, что здесь высмеивает писатель? (ответы детей)
В
сказке «Премудрый пискарь» высмеивается страх, трусость, обывательское
ранодушие ко всему на свете, кроме собственной жизни.
Давайте
подведем предварительные итоги: итак, в чем заключается художественное
своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина? (использование приемов эзопова языка,
острая социальная направленность, близость к русской народной сказке)
4)
Фишбоун. Рефлексия.
Мы
с вами проанализировали несколько сказок Салтыкова-Щедрина. Давайте заполним
фишбоун и определим, какие проблемы волновали писателя. Группы переменного
состава.
Посмотрите
на наш фишбоун. Как вы думаете, какие из данных проблем актуальны и в наше
время?
Предлагаю
вам провести параллель с современностью. Прочитайте отрывок из интервью генерального
директора государственной социологической службы Валерия Федорова от
22.03.2009:
«Главная
проблема в отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди привыкли, что
государство реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на
практике же делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда
будет сталкиваться с недоверием.
<…>
А
чиновники живут не по закону, а по обычаю. Они слабо реагируют на импульсы как
«снизу», так и «сверху». У нас нет профессионального госаппарата, а есть люди,
получившие должность в кормление».
Как
вы думаете, изменились ли отношения народа и власти в наши дни? (ответы детей)
В
принципе не изменились. Все так же процветают паразитизм, стремление жить за
чужой счет и нежелание властей заниматься народными проблемами.
Таким
образом, хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при
определенном историческом строе и в определенное историческое время, но и в
наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались
актуальными и современными.
5)
Домашнее задание.
1). Анализ любой сказки Салтыкова-Щедрина
2). Прочитать «Историю одного города»
Открытый урок «Сказки» Салтыкова-Щедрина»
Урок литературы в 10 классе.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина.
Цель: формировать умение выполнять анализ сатирической сказки.
Задачи: 1) научить различать приёмы «эзопова языка»;
2)рассмотреть идейное и художественное своеобразие трёх сказок Салтыкова-Щедрина;
3) формировать общекультурную эрудицию.
Тип урока: практикум, закрепление изученных ранее знаний.
Формы и приёмы работы: использованы элементы технологии развития критического мышления, КСО, индивидуальный подход.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.
Ход урока.
1). Актуализация. Определение темы, цели урока. Повторения пройденной темы.
Прочитайте высказывание Дж. Свифта и объясните его смысл.
«Сатира – своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрится в него, видит любое лицо кроме собственного».
(Дж. Свифт)
А каких писателей-сатириков вы знаете? (ответы детей)
2) «Вызов»
Попробуйте определить, кому из писателей-сатириков принадлежит следующее высказывание:
«Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех». (ответы детей)
Конечно же, это Салтыков-Щедрин. Мы с вами продолжаем изучать «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Сегодня на уроке речь пойдет о трех сказках: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Премудрый пискарь».
Как вы думаете, какая цель будет перед нами стоять? (ответы детей). Все верно, цель нашего урока – выявить художественные своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
Но прежде чем приступить к анализу сказок, давайте вспомним, какие особенности «Сказок» мы уже знаем.
(1 человек у доски выполняет индивидуальное задание по карточке:
«Дайте определения следующим терминам: эзопов язык, ирония, сарказм, гротеск, гипербола, аллегория»)
Все остальные взгляните, пожалуйста, на слайд и вставьте пропущенные слова:
«Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки с целью _______ Для «Сказок» Щедрина характерна близость к_______ сказке, поскольку они аллегоричны, в них действуют герои-________, использованы традиционные сказочные приемы: ___________ Так как писатель высмеивает пороки современного ему общества, то для щедринских «Сказок» свойственна________ Писатель искусно использует в своих сказках приемы эзопова языка: __________».
Обратимся теперь к работе ученика … у доски и повторим определения приемов эзопова языка.
Хорошо, эти знания мы с вами должны применить при анализе сказок. В ходе нашей работы заносите важные замечания и выводы по каждой сказке на ваши узкие поля.
3) «Содержание»
1) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Начнем мы наш анализ со сказки, которая появилась на свет раньше других. Это «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1869 году.
Давайте вспомним сюжет этой сказки (краткий пересказ ученика)
Теперь взгляните на слайд и найдите в тексте , какие сказочные приемы, традиционные для русских народных сказок, использует автор:
— зачин («жили да были…»)
— словесные формулы («по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»)
-волшебство (генералы попадают на необитаемый остров)
Итак, генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
Давайте сравним эти произведения. Взгляните на слайд.
«Робинзон Крузо»
«Повесть о том…»
Робинзон с честью выдерживает все испытания и оказывается способным выжить в трудных условиях
Генералы обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают
Смекалка, ум, практические умения, изобретательность
Глупость, беспомощность, отсутствие практических умений
Итак, автор намеренно помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над ними своего рода эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые отрицательные черты.
В описании генералов и мужика автор использует определенные сатирические приемы. Определите их и объясните, почему они использованы (работа по группам):
А) «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
(гипербола и ирония)
Б) «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».
(гротеск)
В) «Полез <�мужик> сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно кислое. Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика».
(гипербола)
Итак, мы видим, что образы генералов и мужика контрастны. Автор, используя сатирические приемы, высмеивает пороки генералов – глупость, незнание жизни, отсутствие всяких практических умений, и восхищается изобретательностью и мастерством мужика.
Однако суть сказки не только в этом. Давайте зачитаем отрывок на слайде:
«Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».
Найдите в тексте яркую художественную деталь (веревка). Как вы думаете, что символизирует веревка? (ответы детей)
Веревка – символ рабской покорности, пассивности мужика, это символ крепостного права. В сказке наряду с восхищением способностями мужика звучит горькая авторская ирония о веревке, которую русский мужик сам себе свил.
Давайте подведем итоги по данной сказке. Какую главную идею мы здесь можем выделить? (ответы детей)
2) «Дикий помещик»
Перейдем теперь к следующей сказке – «Дикий помещик». Давайте выразительно прочитаем начало сказки:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое, рассыпчатое».
А что же было дальше? (краткий пересказ сюжета)
Скажите, а какое историческое событие здесь аллегорически отражено? (отмена крепостного права)
Историческая справка: 19 февраля 1861 года Александр
IIиздал Манифест, отменивший крепостное право. Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, а земля признавалась собственностью помещика.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу, назывались собственниками, а не перешедшие – временнообязанными.
При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Таким образом, освобождение крестьян закончилось, по сути, еще большим их закабалением и разорением.
Как данное историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки? (В начале сказки мужики исчезают, то есть освобождаются от глупого помещика. Но в конце они водворяются на место, так как по сути после отмены крепостного права в России тяжелое положение крестьян не изменилось).
Почему мужики исчезают? (их молитвам внимает Бог). А как вы думаете, почему Бог не внял «прошению» помещика, но услышал «слезную молитву сиротскую» мужиков? (Бог знал, что глупый помещик не сможет прожить без своих крестьян и его прошение – это лишь прихоть крепостника. Но он внимает молитве крестьян, так как никто за них больше заступиться не может.
Давайте определим приемы, которыми пользуется автор в сказке и выполним небольшой тест.
1. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…»
А) метонимия
Б) гротеск
В) гипербола
2. «Войдет он в свой парк…, в один миг влезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит заяц… — а он уже тут как тут, словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями и съест».
А) метафора
Б) сарказм
В) гротеск
3. «Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. …только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки».
А) сарказм
Б) волшебство
В) гипербола
Теперь давайте проверим правильные ответы. У кого все правильно?
Ответим теперь на ключевой вопрос сказки: почему помещик назван диким?
Вывод: все приемы, использованные автором при создании образа дикого помещика, указывают нам, что несмотря на человеческое обличие, душа у помещика дикая, звериная, жестокая (вспомните, как он притесняет своих крепостных). Чтобы подчеркнуть это, автор использует прием гротеска и превращает помещика в дикого зверя.
3). «Премудрый пискарь»
Перейдем теперь к анализу третьей, не менее интересной сказки, — «Премудрый пискарь». Давайте послушаем, о чем она (краткий пересказ)
А знаете ли вы, в чем своеобразие этой рыбки – пескаря?
Пескарь – маленькая рыбка семейства карповых. Обычная длина ее – 15 см. Тело сверху зеленовато-буроватого цвета, с боков серебристое и покрытое черноватыми пятнами. В углах рта усики. В течение всей жизни пескарь обычно держится большими стаями.
Как вы думаете, почему писатель выбирает именно образ пескаря, мелкой рыбки? (ответы детей)
Все дело в том, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя кстати характеризует запуганного и дрожащего обывателя.
А кто такой обыватель? (человек, занятый своими личными узкими интересами и не участвующий в общественной жизни)
Обратите внимание на написание имени персонажа. Почему именно пИ
скарь? (ответы детей)
Герой сказки может только попискивать от страха, забившись в свою норку.
Вспомним жизнь премудрого пискаря? По какому принципу он живет? Найдите от рывок из текста и зачитайте его.
«Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!»
Посмотрите на слайд. Какая пословица, по вашему мнению, наиболее точно передает поведение пискаря?
- Что хочу – то и ворочу
- Моя хата с краю – ничего не знаю
- Бог труды любит
- В тихом омуте черти водятся
А Салтыков-Щедрин придумывает свой собственный афоризм, отражающий жизнь пискаря: «жил – дрожал, и умирал – дрожал».
Как вы думаете, что здесь высмеивает писатель? (ответы детей)
В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается страх, трусость, обывательское ранодушие ко всему на свете, кроме собственной жизни.
Давайте подведем предварительные итоги: итак, в чем заключается художественное своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина? (использование приемов эзопова языка, острая социальная направленность, близость к русской народной сказке)
4) Фишбоун. Рефлексия.
Мы с вами проанализировали несколько сказок Салтыкова-Щедрина. Давайте заполним фишбоун и определим, какие проблемы волновали писателя. Группы переменного состава.
Посмотрите на наш фишбоун. Как вы думаете, какие из данных проблем актуальны и в наше время?
Предлагаю вам провести параллель с современностью. Прочитайте отрывок из интервью генерального директора государственной социологической службы Валерия Федорова от 22.03.2009:
«Главная проблема в отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди привыкли, что государство реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на практике же делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда будет сталкиваться с недоверием.
<�…>
А чиновники живут не по закону, а по обычаю. Они слабо реагируют на импульсы как «снизу», так и «сверху». У нас нет профессионального госаппарата, а есть люди, получившие должность в кормление».
Как вы думаете, изменились ли отношения народа и власти в наши дни? (ответы детей)
В принципе не изменились. Все так же процветают паразитизм, стремление жить за чужой счет и нежелание властей заниматься народными проблемами.
Таким образом, хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и современными.
5) Домашнее задание.
1). Анализ любой сказки Салтыкова-Щедрина
2). Прочитать «Историю одного города»
Предмет: Литература,
автор: Умник22882
Ответы
Автор ответа: kamikramik05
0
1.
2.
3.
4.
5.сатира
6. манера ,обнаружившая замечательную изворотливость в изобретении отговорок,недомолвок,иносказаний и прочих обманных средств
(только пятое и шестое поняла)
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Химия,
автор: dilnazkurbanova
Вычислить количество атомов у кислорода которое содержится в углекислом газе количеством вещества 1,5 моль
4 года назад
Предмет: Математика,
автор: arsorokina2010
сколько сумов в 92 800 тийинов
4 года назад
Предмет: Русский язык,
автор: inaikonnikow
составить текст ответственость за свое здоровье пж срочнооо!!
4 года назад
Предмет: Математика,
автор: radoplaneta
приведение дробей к общему знаменателю 3/8 и 15/16, 19/80 и 13/16, 5/9 и 41/81, 11/75 и 19/15, 1/8 и 1/10, 6/25 и 7/40, 15/16 и 1/12, 1/24 и 5/18 помогите решить
6 лет назад
Предмет: Математика,
автор: Аноним
помогите пожалуйста плиз
6 лет назад
СВЯЗЬ СКАЗОК САЛТЫКОВА ЩЕДРИНА С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
Идейная близость Щедрина к народу проявилась не только в том, что он в своём творчестве защищал интересы народа, но, в частности, и в том что писатель, подобно Некрасову, щедро творчеством пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества в своих произведениях.
В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей, в образах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук — представителей высшей царской администрации; в образах зайцев и пескарей — трусливых обывателей; в образе Коняги — обездоленный народ.
Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жили да были два генерала»; «Жил-был пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик»; «В старые годы, при царе Горохе это было: у умных родителей родился сын дурак» и т. п.
Не менее часто прибегал сатирик к таким сказочным формулам, как: «по щучьему велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «он там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»; «бежит, земля дрожит»; «скоро сказка сказывается, а дело промежду зайцев ещё того скорее делается»; «и начал мужкк на бобах разводить»; «и стал жить да поживать»; «долго ли, коротко ли»; «океан-море переплыть»; «ума палата была» и т. д.
В сказках рассыпано множество пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала»; «живём богато, со двора покато: чего ни хватись, за всем в люди покатись»; «стыд глаза не выест»; «за семь вёрст киселя есть»; «на то и щука в море, чтоб карась не дремал»; «бисер перед свиньями метал» и т. д.
Иногда одним только подбором пословиц и поговорок писатель характеризовал своих героев. Так, в сказке «Вяленая вобла» под видом воблы изображён буржуазный либерал, у которого «ни лишних чувств, ни лишних мыслей, ни лишней совести — ничего нет». Вся подлая сущность либералов, которые были верной опорой реакции, выражена в одурманивающем «каляканье» воблы: «Не растут уши выше лба! не растут!»; «Тише едешь, дальше будешь»; «Поспешишь — людей насмешишь»; «Потихоньку да полегоньку»; «Ты никого не тронь — и тебя никто не тронет»; «Не пикнуть»; «Носа не совать» и т. п.
← ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА СКАЗОК ЩЕДРИНА |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК ЩЕДРИНА → |
---|
Еще по данной теме::
-
ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК
Щедрин в Салтыков выходит в отставку и … -
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК ЩЕДРИНА
Сказки Щедрина — политические сказки-сатиры. В них п… -
СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е.
Первые сказки — «Повесть о том, как один мужик двух генералов про… -
СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ
Типичными фигурами для эпохи… -
СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. НАРОД И САМОДЕРЖАВИЕ В СКАЗКАХ
Тупые и жестокие царские администр…
М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста»
История создания
- Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.
- Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет — с 1869 по 1886 г.
- В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :» Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик».
- В 1880 году была опубликована одна сказка «Игрушечного дела людишки».
- Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в период с 1883 по 1886 гг.
Список сказок
1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 2. «Пропала совесть» 3. «Дикий помещик» 4. «Игрушечного дела людишки» 5. «Премудрый пискарь» 6. «Самоотверженный заяц» 7. «Бедный волк» 8. «Карась-идеалист»
9. «Добродетели и пороки 10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» 11. «Чижиково горе» 12. «Недреманное око» 13. «Дурак» 14. «Верный Трезор» 15. «Коняга» 16. «Кисель»
Список сказок
17. «Баран-непомнящий»
18. «Здравомысленный заяц» 19. «Соседи» 20. «Либерал» 21. «Праздный разговор» 22. «Христова ночь» 23. «Путем-дорогою» 24. «Приключение с Крамольниковым» 25. «Деревенский пожар» 26. «Гиена» 27. «Рождественская сказка» 28. «Ворон-челобитчик» 29. «Медведь на воеводстве» 30. «Орел-меценат» 31. «Богатырь» 32. «Вяленая вобла»
Подзаголовок
«Сказки для детей
изрядного возраста»
«Для детей от 7 до 70»
- Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.
- Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.
- Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов.
- Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Обращение к жанру сказки
Причины интереса к жанру сказки:
- условия цензуры;
- воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
- появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
- популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
- органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.
Традиции и новаторство
- С народной сказкой сказку Салтыкова — Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.
- Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.
Тематика
Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы:
I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию IV. Нравственно-этические темы Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем
Тематика
I. Тема власти:
- ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),
- псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),
- взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);
Тематика
II. Тема народа:
- его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),
- покорности (“Повесть о том, как…”, “Коняга”),
- стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,
- вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)
Тематика
III. Тема интеллигенции:
- осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
- осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
- критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Тематика
III. Тема интеллигенции:
- осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
- осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
- критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Тематика
III. Тема интеллигенции:
- осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
- осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
- критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Тематика
IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”,
“ Добродетели и пороки”).
Значение
«Диагност наших общественных зол и недугов», —
так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.
В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.