Для сказок щедрина характерна близость к сказке

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      malikrusso625

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    5 минут назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    Английский всего 1 задание помогите пж

  • geometriya
    Геометрия

    8 минут назад

    Задача по геометрии 8 класс

  • biologiya
    Биология

    8 минут назад

    Биология Неверные утверждения

  • algebra
    Алгебра

    8 минут назад

    срочно, помогите пожалуйста, упростить задания (спростити вирази)☹️ 1) (3a²+5b)(2a³+b)-7a³(a²-3b) 2) (m³-3n)(m²+2n)-4m³(m²+7n)​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • algebra
    Алгебра

    5 минут назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

  • psihologiya
    Психология

    15 минут назад

    помогите пожалуйста придумать ПРОБЛЕМУ проекта на тему «Страх-быть отвернутым» 🙏🙏🙏❤️

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Урок 
литературы  в  10 классе.

«Сказки»
Салтыкова-Щедрина.

Цель: формировать  умение  выполнять 
анализ  сатирической  сказки.

Задачи: 1) научить  различать  приёмы 
«эзопова  языка»;

               2)рассмотреть  идейное  и 
художественное  своеобразие  трёх  сказок  Салтыкова-Щедрина;

                3) формировать 
общекультурную  эрудицию. 

Тип  урока: практикум, закрепление 
изученных  ранее  знаний.

Формы  и  приёмы  работы: использованы 
элементы  технологии  развития  критического  мышления, КСО, индивидуальный 
подход.

Оборудование: мультимедийная  презентация,
карточки.

Ход 
урока.

1). Актуализация. Определение темы,
цели урока. Повторения пройденной темы.

Прочитайте
высказывание Дж. Свифта и объясните его смысл.

«Сатира
– своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрится в него, видит любое
лицо кроме собственного».

(Дж.
Свифт)

А
каких писателей-сатириков вы знаете? (ответы детей)

2)
«Вызов»

Попробуйте
определить, кому из писателей-сатириков принадлежит следующее высказывание:

«Ничто
так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его
уже раздался смех». (ответы детей)

Конечно
же, это Салтыков-Щедрин. Мы с вами продолжаем изучать «Сказки»
Салтыкова-Щедрина. Сегодня на уроке речь пойдет о трех сказках: «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Премудрый
пискарь».

Как
вы думаете, какая цель будет перед нами стоять? (ответы детей). Все верно, цель
нашего урока – выявить художественные своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.

Но
прежде чем приступить к анализу сказок, давайте вспомним, какие особенности
«Сказок» мы уже знаем.

(1
человек у доски выполняет индивидуальное задание по карточке:

«Дайте
определения следующим терминам: эзопов язык, ирония, сарказм, гротеск,
гипербола, аллегория»)

Все
остальные  взгляните, пожалуйста, на слайд и вставьте пропущенные слова:

«Салтыков-Щедрин
обращается к жанру сказки с целью _______ Для «Сказок» Щедрина характерна
близость к_______ сказке, поскольку они аллегоричны, в них действуют
герои-________, использованы традиционные сказочные приемы: ___________ Так как
писатель высмеивает пороки современного ему общества, то для щедринских
«Сказок» свойственна________ Писатель искусно использует в своих сказках приемы
эзопова языка: __________».

Обратимся
теперь к работе ученика … у доски и повторим определения приемов эзопова языка.

Хорошо,
эти знания мы с вами должны применить при анализе сказок. В ходе нашей работы
заносите важные замечания и выводы по каждой сказке на ваши узкие поля.

3)
«Содержание»

1)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Начнем
мы наш анализ со сказки, которая появилась на свет раньше других. Это «Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она была опубликована в
журнале «Отечественные записки» в 1869 году.

Давайте
вспомним сюжет этой сказки (краткий пересказ ученика)

Теперь
взгляните на слайд и найдите в тексте , какие сказочные приемы, традиционные
для русских народных сказок, использует автор:


зачин («жили да были…»)


словесные формулы («по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке
сказать, ни пером описать»)

-волшебство
(генералы попадают на необитаемый остров)

Итак,
генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает
упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на
необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

Давайте
сравним эти произведения. Взгляните на слайд.

«Робинзон Крузо»

«Повесть о том…»

Робинзон
с честью выдерживает все испытания и оказывается способным выжить в трудных
условиях

Генералы
обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают

Смекалка,
ум, практические умения, изобретательность

Глупость,
беспомощность, отсутствие практических умений

Итак,
автор намеренно помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над
ними своего рода эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые
отрицательные черты.

В
описании генералов и мужика автор использует определенные сатирические приемы.
Определите их и объясните, почему они использованы (работа по группам):

А)
«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались
и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали,
кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
(гипербола
и ирония)

Б)
«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий
огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно
подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья,
раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у
своего товарища орден и немедленно проглотил».
(гротеск)

В)
«Полез <мужик> сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку
самых спелых яблоков, а себе взял одно кислое. Потом покопался в земле – и
добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку –
и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика».
(гипербола)

Итак,
мы видим, что образы генералов и мужика контрастны. Автор, используя
сатирические приемы, высмеивает пороки генералов – глупость, незнание жизни,
отсутствие всяких практических умений, и восхищается изобретательностью и
мастерством мужика.

Однако
суть сказки не только в этом. Давайте зачитаем отрывок на слайде:

«Набрал
сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру
веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб
не убег, а сами легли спать».

Найдите
в тексте яркую художественную деталь (веревка). Как вы думаете, что
символизирует веревка? (ответы детей)

Веревка
– символ рабской покорности, пассивности мужика, это символ крепостного права.
В сказке наряду с восхищением способностями мужика звучит горькая авторская
ирония о веревке, которую русский мужик сам себе свил.

Давайте
подведем итоги по данной сказке. Какую главную идею мы здесь можем выделить?
(ответы детей)

2) «Дикий
помещик»

Перейдем
теперь к следующей сказке – «Дикий помещик». Давайте выразительно прочитаем
начало сказки:

«В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет
глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и
земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел
мягкое, белое, рассыпчатое».

А
что же было дальше? (краткий пересказ сюжета)

Скажите,
а какое историческое событие здесь аллегорически отражено? (отмена крепостного
права)

Историческая
справка: 19 февраля 1861 года Александр
II
издал Манифест, отменивший крепостное право. Крестьянам обещали личную свободу
и право распоряжаться своим имуществом, а земля признавалась собственностью
помещика.

Крестьяне
должны были выкупать у помещика землю. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к
выкупу, назывались собственниками, а не перешедшие – временнообязанными.

При
выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной
стоимости. Таким образом, освобождение крестьян закончилось, по сути, еще
большим их закабалением и разорением.

Как
данное историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце
сказки? (В начале сказки мужики исчезают, то есть освобождаются от глупого
помещика. Но в конце они водворяются на место, так как по сути после отмены
крепостного права в России тяжелое положение крестьян не изменилось).

Почему
мужики исчезают? (их молитвам внимает Бог). А как вы думаете, почему Бог не
внял «прошению» помещика, но услышал «слезную молитву сиротскую» мужиков? (Бог
знал, что глупый помещик не сможет прожить без своих крестьян и его прошение –
это лишь прихоть крепостника. Но он внимает молитве крестьян, так как никто за
них больше заступиться не может.

Давайте
определим приемы, которыми пользуется автор в сказке и выполним небольшой тест.

1. 
«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него
сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше
на четвереньках… Утратил  даже способность произносить членораздельные
звуки…»

А)
метонимия

Б)
гротеск

В)
гипербола

2.
«Войдет он в свой парк…, в один миг влезет на самую вершину дерева и стережет
оттуда. Прибежит заяц… — а он уже тут как тут, словно стрела соскочит с дерева,
вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями и
съест».

А)
метафора

Б)
сарказм

В)
гротеск

3.
«Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем
пространстве владений глупого помещика. …только видели люди, как вдруг поднялся
мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие
портки».

А)
сарказм

Б)
волшебство

В)
гипербола

Теперь
давайте проверим правильные ответы. У кого все правильно?

Ответим
теперь на ключевой вопрос сказки: почему помещик назван диким?

Вывод:
все приемы, использованные автором при создании образа дикого помещика,
указывают нам, что несмотря на человеческое обличие, душа у помещика дикая,
звериная, жестокая (вспомните, как он притесняет своих крепостных). Чтобы
подчеркнуть это, автор использует прием гротеска и превращает помещика в дикого
зверя.

3). «Премудрый
пискарь»

Перейдем
теперь к анализу третьей, не менее интересной сказки, — «Премудрый пискарь».
Давайте послушаем, о чем она (краткий пересказ)

А
знаете ли вы, в чем своеобразие этой рыбки – пескаря?

Пескарь
– маленькая рыбка семейства карповых. Обычная длина ее – 15 см. Тело сверху
зеленовато-буроватого цвета, с боков серебристое и покрытое черноватыми
пятнами. В углах рта усики. В течение всей жизни пескарь обычно держится
большими стаями.

Как
вы думаете, почему писатель выбирает именно образ пескаря, мелкой рыбки?
(ответы детей)

Все
дело в том, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя
кстати характеризует запуганного и дрожащего обывателя.

А
кто такой обыватель? (человек, занятый своими личными узкими интересами и не
участвующий в общественной жизни)

Обратите
внимание на написание имени персонажа. Почему именно пИскарь? (ответы
детей)

Герой
сказки может только попискивать от страха, забившись в свою норку.

Вспомним
жизнь премудрого пискаря? По какому принципу он живет? Найдите от рывок из
текста и зачитайте его.

«Был
он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что
жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не
заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!»

Посмотрите
на слайд. Какая пословица, по вашему мнению, наиболее точно передает поведение
пискаря?

·       
Что хочу – то и ворочу

·       
Моя хата с краю – ничего не знаю

·       
Бог труды любит

·       
В тихом омуте черти водятся

А
Салтыков-Щедрин придумывает свой собственный афоризм, отражающий жизнь пискаря:
«жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Как
вы думаете, что здесь высмеивает писатель? (ответы детей)

В
сказке «Премудрый пискарь» высмеивается страх, трусость, обывательское
ранодушие ко всему на свете, кроме собственной жизни.

Давайте
подведем предварительные итоги: итак, в чем заключается художественное
своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина? (использование приемов эзопова языка,
острая социальная направленность, близость к русской народной сказке)

4)
Фишбоун. Рефлексия.

Мы
с вами проанализировали несколько сказок Салтыкова-Щедрина. Давайте заполним
фишбоун и определим, какие проблемы волновали писателя. Группы  переменного 
состава.

Посмотрите
на наш фишбоун. Как вы думаете, какие из данных проблем актуальны и в наше
время?

Предлагаю
вам провести параллель с современностью. Прочитайте отрывок из интервью генерального
директора государственной социологической службы Валерия Федорова от
22.03.2009:

«Главная
проблема в отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди привыкли, что
государство реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на
практике же делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда
будет сталкиваться с недоверием.

<…>

А
чиновники живут не по закону, а по обычаю. Они слабо реагируют на импульсы как
«снизу», так и «сверху». У нас нет профессионального госаппарата, а есть люди,
получившие должность в кормление».

Как
вы думаете, изменились ли отношения народа и власти в наши дни? (ответы детей)

В
принципе не изменились. Все так же процветают паразитизм, стремление жить за
чужой счет и нежелание властей заниматься народными проблемами.

Таким
образом, хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при
определенном историческом строе и  в определенное историческое время, но и в
наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались
актуальными и современными.

5)
Домашнее  задание.

      
 1). Анализ любой сказки Салтыкова-Щедрина

       
2). Прочитать «Историю одного города»

Открытый урок «Сказки» Салтыкова-Щедрина»

Урок литературы в 10 классе.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина.

Цель: формировать умение выполнять анализ сатирической сказки.

Задачи: 1) научить различать приёмы «эзопова языка»;

2)рассмотреть идейное и художественное своеобразие трёх сказок Салтыкова-Щедрина;

3) формировать общекультурную эрудицию.

Тип урока: практикум, закрепление изученных ранее знаний.

Формы и приёмы работы: использованы элементы технологии развития критического мышления, КСО, индивидуальный подход.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

Ход урока.

1). Актуализация. Определение темы, цели урока. Повторения пройденной темы.

Прочитайте высказывание Дж. Свифта и объясните его смысл.

«Сатира – своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрится в него, видит любое лицо кроме собственного».

(Дж. Свифт)

А каких писателей-сатириков вы знаете? (ответы детей)

2) «Вызов»

Попробуйте определить, кому из писателей-сатириков принадлежит следующее высказывание:

«Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех». (ответы детей)

Конечно же, это Салтыков-Щедрин. Мы с вами продолжаем изучать «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Сегодня на уроке речь пойдет о трех сказках: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Премудрый пискарь».

Как вы думаете, какая цель будет перед нами стоять? (ответы детей). Все верно, цель нашего урока – выявить художественные своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.

Но прежде чем приступить к анализу сказок, давайте вспомним, какие особенности «Сказок» мы уже знаем.

(1 человек у доски выполняет индивидуальное задание по карточке:

«Дайте определения следующим терминам: эзопов язык, ирония, сарказм, гротеск, гипербола, аллегория»)

Все остальные взгляните, пожалуйста, на слайд и вставьте пропущенные слова:

«Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки с целью _______ Для «Сказок» Щедрина характерна близость к_______ сказке, поскольку они аллегоричны, в них действуют герои-________, использованы традиционные сказочные приемы: ___________ Так как писатель высмеивает пороки современного ему общества, то для щедринских «Сказок» свойственна________ Писатель искусно использует в своих сказках приемы эзопова языка: __________».

Обратимся теперь к работе ученика … у доски и повторим определения приемов эзопова языка.

Хорошо, эти знания мы с вами должны применить при анализе сказок. В ходе нашей работы заносите важные замечания и выводы по каждой сказке на ваши узкие поля.

3) «Содержание»

1) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Начнем мы наш анализ со сказки, которая появилась на свет раньше других. Это «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1869 году.

Давайте вспомним сюжет этой сказки (краткий пересказ ученика)

Теперь взгляните на слайд и найдите в тексте , какие сказочные приемы, традиционные для русских народных сказок, использует автор:

— зачин («жили да были…»)

— словесные формулы («по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»)

-волшебство (генералы попадают на необитаемый остров)

Итак, генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

Давайте сравним эти произведения. Взгляните на слайд.

«Робинзон Крузо»

«Повесть о том…»

Робинзон с честью выдерживает все испытания и оказывается способным выжить в трудных условиях

Генералы обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают

Смекалка, ум, практические умения, изобретательность

Глупость, беспомощность, отсутствие практических умений

Итак, автор намеренно помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над ними своего рода эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые отрицательные черты.

В описании генералов и мужика автор использует определенные сатирические приемы. Определите их и объясните, почему они использованы (работа по группам):

А) «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

(гипербола и ирония)

Б) «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

(гротеск)

В) «Полез <�мужик> сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно кислое. Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика».

(гипербола)

Итак, мы видим, что образы генералов и мужика контрастны. Автор, используя сатирические приемы, высмеивает пороки генералов – глупость, незнание жизни, отсутствие всяких практических умений, и восхищается изобретательностью и мастерством мужика.

Однако суть сказки не только в этом. Давайте зачитаем отрывок на слайде:

«Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

Найдите в тексте яркую художественную деталь (веревка). Как вы думаете, что символизирует веревка? (ответы детей)

Веревка – символ рабской покорности, пассивности мужика, это символ крепостного права. В сказке наряду с восхищением способностями мужика звучит горькая авторская ирония о веревке, которую русский мужик сам себе свил.

Давайте подведем итоги по данной сказке. Какую главную идею мы здесь можем выделить? (ответы детей)

2) «Дикий помещик»

Перейдем теперь к следующей сказке – «Дикий помещик». Давайте выразительно прочитаем начало сказки:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое, рассыпчатое».

А что же было дальше? (краткий пересказ сюжета)

Скажите, а какое историческое событие здесь аллегорически отражено? (отмена крепостного права)

Историческая справка: 19 февраля 1861 года Александр
IIиздал Манифест, отменивший крепостное право. Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, а земля признавалась собственностью помещика.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу, назывались собственниками, а не перешедшие – временнообязанными.

При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Таким образом, освобождение крестьян закончилось, по сути, еще большим их закабалением и разорением.

Как данное историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки? (В начале сказки мужики исчезают, то есть освобождаются от глупого помещика. Но в конце они водворяются на место, так как по сути после отмены крепостного права в России тяжелое положение крестьян не изменилось).

Почему мужики исчезают? (их молитвам внимает Бог). А как вы думаете, почему Бог не внял «прошению» помещика, но услышал «слезную молитву сиротскую» мужиков? (Бог знал, что глупый помещик не сможет прожить без своих крестьян и его прошение – это лишь прихоть крепостника. Но он внимает молитве крестьян, так как никто за них больше заступиться не может.

Давайте определим приемы, которыми пользуется автор в сказке и выполним небольшой тест.

1. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…»

А) метонимия

Б) гротеск

В) гипербола

2. «Войдет он в свой парк…, в один миг влезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит заяц… — а он уже тут как тут, словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями и съест».

А) метафора

Б) сарказм

В) гротеск

3. «Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. …только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки».

А) сарказм

Б) волшебство

В) гипербола

Теперь давайте проверим правильные ответы. У кого все правильно?

Ответим теперь на ключевой вопрос сказки: почему помещик назван диким?

Вывод: все приемы, использованные автором при создании образа дикого помещика, указывают нам, что несмотря на человеческое обличие, душа у помещика дикая, звериная, жестокая (вспомните, как он притесняет своих крепостных). Чтобы подчеркнуть это, автор использует прием гротеска и превращает помещика в дикого зверя.

3). «Премудрый пискарь»

Перейдем теперь к анализу третьей, не менее интересной сказки, — «Премудрый пискарь». Давайте послушаем, о чем она (краткий пересказ)

А знаете ли вы, в чем своеобразие этой рыбки – пескаря?

Пескарь – маленькая рыбка семейства карповых. Обычная длина ее – 15 см. Тело сверху зеленовато-буроватого цвета, с боков серебристое и покрытое черноватыми пятнами. В углах рта усики. В течение всей жизни пескарь обычно держится большими стаями.

Как вы думаете, почему писатель выбирает именно образ пескаря, мелкой рыбки? (ответы детей)

Все дело в том, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя кстати характеризует запуганного и дрожащего обывателя.

А кто такой обыватель? (человек, занятый своими личными узкими интересами и не участвующий в общественной жизни)

Обратите внимание на написание имени персонажа. Почему именно пИ

скарь? (ответы детей)

Герой сказки может только попискивать от страха, забившись в свою норку.

Вспомним жизнь премудрого пискаря? По какому принципу он живет? Найдите от рывок из текста и зачитайте его.

«Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!»

Посмотрите на слайд. Какая пословица, по вашему мнению, наиболее точно передает поведение пискаря?

  • Что хочу – то и ворочу
  • Моя хата с краю – ничего не знаю
  • Бог труды любит
  • В тихом омуте черти водятся

А Салтыков-Щедрин придумывает свой собственный афоризм, отражающий жизнь пискаря: «жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Как вы думаете, что здесь высмеивает писатель? (ответы детей)

В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается страх, трусость, обывательское ранодушие ко всему на свете, кроме собственной жизни.

Давайте подведем предварительные итоги: итак, в чем заключается художественное своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина? (использование приемов эзопова языка, острая социальная направленность, близость к русской народной сказке)

4) Фишбоун. Рефлексия.

Мы с вами проанализировали несколько сказок Салтыкова-Щедрина. Давайте заполним фишбоун и определим, какие проблемы волновали писателя. Группы переменного состава.

Посмотрите на наш фишбоун. Как вы думаете, какие из данных проблем актуальны и в наше время?

Предлагаю вам провести параллель с современностью. Прочитайте отрывок из интервью генерального директора государственной социологической службы Валерия Федорова от 22.03.2009:

«Главная проблема в отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди привыкли, что государство реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на практике же делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда будет сталкиваться с недоверием.

<�…>

А чиновники живут не по закону, а по обычаю. Они слабо реагируют на импульсы как «снизу», так и «сверху». У нас нет профессионального госаппарата, а есть люди, получившие должность в кормление».

Как вы думаете, изменились ли отношения народа и власти в наши дни? (ответы детей)

В принципе не изменились. Все так же процветают паразитизм, стремление жить за чужой счет и нежелание властей заниматься народными проблемами.

Таким образом, хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и современными.

5) Домашнее задание.

1). Анализ любой сказки Салтыкова-Щедрина

2). Прочитать «Историю одного города»


Предмет: Литература,


автор: Умник22882

Ответы

Автор ответа: kamikramik05





0

1.

2.

3.

4.

5.сатира

6. манера ,обнаружившая замечательную изворотливость в изобретении отговорок,недомолвок,иносказаний и прочих обманных средств

(только пятое и шестое поняла)

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Химия,
автор: dilnazkurbanova

Вычислить количество атомов у кислорода которое содержится в углекислом газе количеством вещества 1,5 моль

4 года назад

Предмет: Математика,
автор: arsorokina2010

сколько сумов в 92 800 тийинов

4 года назад

Предмет: Русский язык,
автор: inaikonnikow

составить текст ответственость за свое здоровье пж срочнооо!!​

4 года назад

Предмет: Математика,
автор: radoplaneta

приведение дробей к общему знаменателю 3/8 и 15/16, 19/80 и 13/16, 5/9 и 41/81, 11/75 и 19/15, 1/8 и 1/10, 6/25 и 7/40, 15/16 и 1/12, 1/24 и 5/18 помогите решить

6 лет назад

Предмет: Математика,
автор: Аноним

помогите пожалуйста плиз

6 лет назад

СВЯЗЬ СКАЗОК САЛТЫКОВА ЩЕДРИНА С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ Печать

СВЯЗЬ СКАЗОК САЛТЫКОВА ЩЕДРИНА С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

Идейная близость Щедрина к народу проявилась  не только в том, что он в своём творчестве защищал интересы народа, но, в частности, и в том что писатель, подобно Некрасову, щедро  творчеством пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества в своих произведениях.

В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей, в образах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук — представителей высшей царской администрации; в образах зайцев и пескарей — трусливых обывателей; в образе Коняги — обездоленный народ.

Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жили да были два генерала»; «Жил-был пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик»; «В старые годы, при царе Горохе это было: у умных родителей родился сын дурак» и т. п.

Не менее часто прибегал сатирик к таким сказочным формулам, как: «по щучьему велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «он там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»; «бежит, земля дрожит»; «скоро сказка сказывается, а дело промежду зайцев ещё того скорее делается»; «и начал мужкк на бобах разводить»; «и стал жить да поживать»; «долго ли, коротко ли»; «океан-море переплыть»; «ума палата была» и т. д.

В сказках рассыпано множество пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала»; «живём богато, со двора покато: чего ни хватись, за всем в люди покатись»; «стыд глаза не выест»; «за семь вёрст киселя есть»; «на то и щука в море, чтоб карась не дремал»; «бисер перед свиньями метал» и т. д.

Иногда одним только подбором пословиц и поговорок писатель характеризовал своих героев. Так, в сказке «Вяленая вобла» под видом воблы изображён буржуазный либерал, у которого «ни лишних чувств, ни лишних мыслей, ни лишней совести — ничего нет». Вся подлая сущность либералов, которые были верной опорой реакции, выражена в одурманивающем «каляканье» воблы: «Не растут уши выше лба! не растут!»; «Тише едешь, дальше будешь»; «Поспешишь — людей насмешишь»; «Потихоньку да полегоньку»; «Ты никого не тронь — и тебя никто не тронет»; «Не пикнуть»; «Носа не совать» и т. п.

← ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА СКАЗОК ЩЕДРИНА

  ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК ЩЕДРИНА →

Еще по данной теме::

  •  
    ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК
    Щедрин в Салтыков выходит в отставку и …

  •  
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК ЩЕДРИНА
    Сказки Щедрина — политические сказки-сатиры. В них п…

  •  
    СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е.
    Первые сказки — «Повесть о том, как один мужик двух генералов про…

  •  
    СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ
    Типичными фигурами для эпохи…

  • СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. НАРОД И САМОДЕРЖАВИЕ В СКАЗКАХ
     
    Тупые и жестокие царские администр…

М.Е. Салтыков-Щедрин   «Сказки  для детей  изрядного возраста»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста»

История создания  Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.  Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет - с 1869 по 1886 г.  В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :

История создания

  • Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.
  • Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет — с 1869 по 1886 г.
  • В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :» Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик».  
  • В 1880 году была опубликована одна сказка «Игрушечного дела людишки».
  • Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в период с 1883 по 1886 гг. 

Список сказок 1.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  2. «Пропала совесть»  3.  «Дикий помещик»  4. «Игрушечного дела людишки»  5.  «Премудрый пискарь»  6.  «Самоотверженный заяц»  7. «Бедный волк»  8.  «Карась-идеалист» 9.  «Добродетели и пороки  10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель»  11. «Чижиково горе»  12. «Недреманное око»  13.  «Дурак»  14. «Верный Трезор»  15.  «Коняга»  16. «Кисель»

Список сказок

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 2. «Пропала совесть» 3.  «Дикий помещик» 4. «Игрушечного дела людишки» 5.  «Премудрый пискарь» 6.  «Самоотверженный заяц» 7. «Бедный волк» 8.  «Карась-идеалист»

9.  «Добродетели и пороки 10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» 11. «Чижиково горе» 12. «Недреманное око» 13.  «Дурак» 14. «Верный Трезор» 15.  «Коняга» 16. «Кисель»

Список сказок 17. «Баран-непомнящий»  18.  «Здравомысленный заяц»  19.  «Соседи»  20.  «Либерал»  21. «Праздный разговор»  22.  «Христова ночь»  23.  «Путем-дорогою»  24.  «Приключение с Крамольниковым»  25.  «Деревенский пожар»  26. «Гиена»  27.  «Рождественская сказка»  28.  «Ворон-челобитчик»  29.  «Медведь на воеводстве»  30.  «Орел-меценат»  31.  «Богатырь»  32.  «Вяленая вобла»

Список сказок

17. «Баран-непомнящий»

18.  «Здравомысленный заяц» 19.  «Соседи» 20.  «Либерал» 21. «Праздный разговор» 22.  «Христова ночь» 23.  «Путем-дорогою» 24.  «Приключение с Крамольниковым» 25.  «Деревенский пожар» 26. «Гиена» 27.  «Рождественская сказка» 28.  «Ворон-челобитчик» 29.  «Медведь на воеводстве» 30.  «Орел-меценат» 31.  «Богатырь» 32.  «Вяленая вобла»

Подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста» «Для детей от 7 до 70»   Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.  Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.  Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.  

Подзаголовок

«Сказки для детей

изрядного возраста»

«Для детей от 7 до 70»

  • Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.
  • Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.
  • Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов.
  • Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.  

Обращение  к жанру сказки Причины интереса к жанру сказки:  условия цензуры;  воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;  появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;  популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);  органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Обращение к жанру сказки

Причины интереса к жанру сказки:

  • условия цензуры;
  • воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
  • появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
  • популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
  • органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Традиции и новаторство  С народной сказкой сказку Салтыкова - Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле. Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

Традиции и новаторство

  • С народной сказкой сказку Салтыкова — Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.
  • Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

Тематика  Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы: I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа  II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству  III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию  IV. Нравственно-этические темы   Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем

Тематика

Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы:

I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию IV. Нравственно-этические темы Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем

Тематика I. Тема власти:  ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),   псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),  взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);

Тематика

I. Тема власти:

  • ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),
  • псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),
  • взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);

Тематика II. Тема народа:  его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),  покорности (“Повесть о том, как...”, “Коняга”),   стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,  вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)

Тематика

II. Тема народа:

  • его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),
  • покорности (“Повесть о том, как…”, “Коняга”),
  • стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,
  • вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”, “ Добродетели и пороки”).

Тематика

IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”,

Добродетели и пороки”).

Значение  «Диагност наших общественных зол и недугов», -  так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.  В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.

Значение

«Диагност наших общественных зол и недугов»,

так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.

В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.

  • Дмитрий как по церковному пишется
  • Дмитрий игнатов писатель воронеж рассказ
  • Дмитрий евгеньевич рассказов сургут
  • Дмитрий дюпон рассказы про тетю валю
  • Дмитрий донской рассказ для детей