Дмитриев рассказы старичка лесовичка все

Перейти к контенту

Сказки для детей

Рассказы и сказки Юрия Дмитриева

Список сказок и рассказов:

Отзывы: 7

  1. У Юрия Дмитриева есть талант и он заключается в умении объяснять сложные вещи простыми словами. Так что в каком-то смысле его рассказы уникальны. Очень люблю его «Тайну берёзок».

    Ответить

  2. Где тут сказка о природе для больших и маленьких?

    Ответить

  3. Классные сказки ?

    Ответить

  4. дейдара

    19.08.2021 в 12:38

    очень классные сказки читаю их на каникулах

    Ответить

  5. я ещё не читал эту сказку но думаю что она классная

    Ответить

  6. Где сказка? Для больших и маленьких

    Ответить

Рассказы и сказки Юрия Дмитриева: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Юрий Дмитриев   — Ты мне расскажешь про зеленое и желтое? — спросила Аленка, когда мы присели отдохнуть возле большого клена. — Расскажу, Аленка. Только сначала подставь ладошки солнцу. Уже…

ПОДРОБНЕЕ

Юрий Дмитриев   — Елки и сосны сбрасывают иголки? — Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок. — Видела… Я вот голых елок не видела,…

ПОДРОБНЕЕ

Юрий Дмитриев.Сказки о деревьях. Бархатная дорожка.   Сосновый лес кажется неприветливым, хмурым. Стволы деревьев — темные, хвоя — темно-зеленая, а на земле — ни кустика, ни травинки. Да и как…

ПОДРОБНЕЕ

Юрий Дмитриев.Рассказы старичка-лесовичка.Про кота   Лесовичок поднял голову и стал всматриваться в крону дерева. Смотрел он долго и очень внимательно. Художник тоже стал вглядываться в листву, но ничего не увидел….

ПОДРОБНЕЕ

Юрий Дмитриев. Рассказы старичка-лесовичка.Про птенцов.   Лесовичок опустил руку в корзину, а когда вытащил её — на руке сидели два зяблика и неуклюжий, почти голенький птенец.   — Вот их…

ПОДРОБНЕЕ

Волшебная корзина — сказка Юрия Дмитриева   Как-то пришёл художник в лес, огляделся и удивился: очень уж этот лес показался ему знакомым, хотя здесь он был первый раз — это…

ПОДРОБНЕЕ

Юрий Дмитриев.Рассказы и сказки о природе и животных для детей.Список произведений.Краткая биография Ю.Дмитриева   Бархатная дорожка Волшебная корзина Где ночевал Мушонок Елкины иголки Зелёное и жёлтое Про кота Про птенцов…

ПОДРОБНЕЕ

Юрий Дмитриев. Рассказы старичка-лесовичка. Как обманули птиц.   Однажды, когда художник пришёл в лес и встретил лесовичка, тот спросил:   — Хочешь, я тебе расскажу, что со мной недавно случилось?…

ПОДРОБНЕЕ

Юрий Дмитриев.Синий шалашик.Сказки про Мушонка и его друзей.   Мушонок родился рано утром и сразу стал летать над поляной. Маму свою он, конечно, не знал, никогда не видел. Да и…

ПОДРОБНЕЕ

Юрий Дмитриев.Сказки про Мушонка и его друзей.Кто без крыльев летает.   Мушонок вылез из синего шалашика-колокольчика, расправил крылышки и только собрался пуститься в полёт, как вдруг почувствовал сильный удар в…

ПОДРОБНЕЕ

 

Как-то пришёл художник в лес, огляделся и удивился: очень уж этот лес показался ему знакомым, хотя здесь он был первый раз — это художник помнил точно. И вдруг догадался: этот лес похож на тот, который он однажды нарисовал. Но вот лесовичка нет. И только подумал так художник, как на полянку вышел маленький человечек с большой бородой.

 
— Ну,— сказал он, весело улыбаясь,— наконец-то мы встретились. Добро пожаловать!

 
Художник стоял немного растерянный и не знал, что сказать. Ведь старички-лесовички бывают только в сказках да на таких картинах, как его картина о лесе. Но вот — стоит перед ним настоящий лесовичок!

 
— А ты не удивляйся,— сказал лесовичок, угадав, о чём думает художник,— мы, старички-лесовички, существуем только для тех, кто любит сказки. Ты сказки любишь?
— Люблю.
— Я потому и вышел к тебе. Я ведь не всем показываюсь, а только тем, кто верит, что я — старичок-лесовичок. А тем, кто не верит, и показываться ни к чему.
— Ну, а что же ты делаешь в лесу?
— Вот те на! — удивился старичок.— Да хлопот у меня полон рот! И за зверьми надо присмотреть, и за растениями. И помочь кому-то надо, и поправить кое-что. Да мало ли дел! Свободного времени почти нет.
— Для чего же тебе время-то свободное?
— А как же мне без свободного времени? Вот одни в свободное время ходят в кино, другие читают, третьи идут в цирк. Есть люди, которые в свободное время собирают грибы или ягоды. И у меня есть что почитать: по следам всякие истории интересные узнаю. И собирать люблю. Только не грибы и ягоды, а сказки и интересные истории. — Тут лесовичок нырнул в кусты и вернулся с большой корзиной. — Вот где собраны у меня всякие интересные истории! Художник заглянул в корзину, но ничего не увидел — корзина была пустой.
— Это для тебя она пустая, — сказал лесовичок.— А для меня она до краёв наполнена всякими историями. Да и сама эта корзина из ивы сделана.
— Ну и что? — не понял художник.— Что же тут особенного?
— Ладно,— улыбнулся лесовичок,— придётся тебе рассказать одну историю.

 
Сижу я однажды под деревом, на краю полянки, и вижу — выходит на полянку человек. Я, конечно, не удивился — ну мало ли людей в лесу ходит? А потом вышел ещё один человек. Ну и что — ничего особенного. И когда третий появился — я тоже не удивился. Поздоровались они друг с другом и разговорились. И вот, понимаешь, какое дело. Один из них, оказывается, аптекарь. Ему нужна кора дерева, из которого делают лекарства для людей. Это хорошо, это я одобряю, лекарства делать надо — люди должны быть здоровыми. Другой человек тоже ищет дерево. Кора этого дерева нужна ему при обработке кожи. Из такой кожи делают ботинки и перчатки, пояса и куртки. Заговорил третий. Он, оказывается, пчеловод, пришёл посмотреть, много ли в лесу деревьев-медоносов… И тут я догадался — всем им одни и те же деревья нужны. Ивы!

 
— И вот эта ива,— лесовичок указал на дерево с гибкими ветвями,— появилась в наших краях не так давно — всего лет двести назад. Появилась она благодаря корзине. Не подумайте только, что её привезли в корзине. В корзине привезли из Азии какие-то фрукты. Фрукты съели, а корзину выбросили. И на том месте, куда бросили корзину, выросли необычные деревья. Люди не могли поверить, что выросли они из прутьев корзины. Ведь прутья же были почти совершенно высохшими! А вот поди ж ты! Выросли из них деревья! А дальше уже было проще — отломил ветер веточку, упала она на землю, появилось новое деревце. Несла птица ветку к гнезду, да потеряла. И там, где потеряла, деревце появилось. Но главное, конечно, вот это. Лесовичок раскрыл ладонь, и художник увидел крошечные семена, а у каждого семечка — длинные белые волосочки.

 
— С помощью этих волосочков семена держатся в воздухе. И летают. Ну, не сами, конечно, их ветер переносит. Там, где упадёт семечко — вырастет деревце. Вот так и летают деревья. Точнее — будущие деревья.
— Попутного ветра им,— сказал художник.
— Правильно,— кивнул лесовичок.— Ну, теперь ты веришь, что эта корзина не простая, а волшебная?
— Конечно, раз она может прорасти где угодно…

Зеленое и желтое — рассказ Юрия Дмитриева для детей   — Ты мне расскажешь про зеленое и желтое? — спросила Аленка, когда мы присели отдохнуть возле большого клена. — Расскажу, Аленка. Только сначала подставь ладошки солнцу. Уже осень. Но солнце еще яркое. Аленка подставила ладошки под лучи, пробивающиеся сквозь крону. — Ярко? — Ярко. — Жарко? — Нет. — А теперь пойди сюда, садись рядом и слушай. В некотором царстве, в некотором государстве… — В лесу, — строго направляет меня Аленка.   — Ну, хорошо, в лесу росло дерево. Было оно самым обыкновенным деревом и поэтому, проснувшись однажды ранним весенним утром, почувствовало голод. Ты же знаешь, Аленка, что деревья не могут жить без пищи? Зимой они спят, и пищи им не требуется. Но едва проснувшись, сразу хотят есть. Так и это дерево. У деревьев есть корни. Они очень заботливы — дереву голодно, и они сейчас же подают ему еду. И это дерево получило пищу: из .. читать онлайн

Елкины иголки — рассказ Юрия Дмитриева для детей   — Елки и сосны сбрасывают иголки? — Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок. — Видела… Я вот голых елок не видела, — задумчиво сказала Аленка. — А ты? Я ответил, что тоже не видел голых сосен и елей. Однако я знаю, что у сосен хвоя сохраняется в течение двух-трех лет, а у елей — в течение шести-десяти. — А когда они опадают? Я пожал плечами. — Загадка? — деловито спросила Аленка. — Загадка, — согласился я. — Надо разгадать! — И Аленка затянула потуже на голове свой бантик. Мы стали осматривать ветки елок и сосен, до которых могли дотянуться. — У тебя ничего нет? — слышу я голос Аленки. — Нет. А у тебя? — Тоже нет, — наконец слышу я, — только вот… Аленка подходит ко мне. В руке она держит маленькую веточку ели. — Росла на самой макушке .. читать онлайн

Юрий Дмитриев.Сказки о деревьях. Бархатная дорожка.   Сосновый лес кажется неприветливым, хмурым. Стволы деревьев — темные, хвоя — темно-зеленая, а на земле — ни кустика, ни травинки. Да и как же им вырасти, если всю землю в лесу покрывает ковер из опавших сухих иголок-хвоинок. Но мы с Аленкой любим хвойный лес. Здесь пахнет как-то особенно хорошо и дышится особенно легко. В сосновом лесу и видно далеко вокруг, не то что в лиственном: сучья у сосен высоко, а подлеска-кустарника нет и в помине. Однажды мы с Аленкой шли по такому лесу, смотрим вокруг — и вдруг… Мы даже остановились от неожиданности. Вот это да! Кругом все хмуро — серые лишайники, коричнево-красные стволы сосен да рыжие сухие иголки под ногами. И вдруг — яркая, изумрудная зеленая полоска перечеркнула наискось лес. — Пойдем скорее к ней! — говорит Аленка. И вот мы у этой зеленой полоски. Неширокая, не больше полуметра, она бежит мимо нас и снова скрывается за .. читать онлайн

Юрий Дмитриев.Рассказы старичка-лесовичка.Про кота   Лесовичок поднял голову и стал всматриваться в крону дерева. Смотрел он долго и очень внимательно. Художник тоже стал вглядываться в листву, но ничего не увидел. — Конечно,— сказал лесовичок, который всё угадывал,— конечно, ты ничего не видишь. Потому что большинство птиц очень хорошо прячут свои гнёзда. Но есть и такие… Лесовичок встал, обошёл дерево и позвал художника: — Вон, посмотри, какие бывают гнёзда!.. На самом конце сучка, на тоненькой веточке-рогульке, висел лёгкий гамачок. Гамачок хорошо был виден, и художник удивился:   — Какие же легкомысленные птицы свили это гнездо — ведь оно у всех на виду. Птенцы всё время в опасности! Как же так? — Ну, об этом мы спросим его,— усмехнулся лесовичок и заглянул в свою корзинку. И вдруг, как фокусник в цирке, достал из пустой корзины большого рыжего кота. — Ну, разбойник, будешь ещё лазать к гнезду иволги? — Мяу, мяу, мяу,— ответил кот, и художник, хоть и .. читать онлайн

Юрий Дмитриев. Рассказы старичка-лесовичка.Про птенцов.   Лесовичок опустил руку в корзину, а когда вытащил её — на руке сидели два зяблика и неуклюжий, почти голенький птенец.   — Вот их голоса я однажды и услышал, когда шёл по тропинке,— начал лесовичок.— Ну, зябликов, конечно, я слышал не раз и понимаю, о чём они разговаривают. Но даже ты, не знающий птичьего языка, услышав тогда этих зябликов, понял бы: что-то случилось. Спешу на крик и вижу: зяблик-самец, вот этот, слева который, сидит на земле. А самочка — на кустике рядом. И чем ближе подхожу я, тем громче и жалобнее кричат эти пичуги. Но не улетают. Наверное, понимают, что я им на помощь спешу. И будто желая подсказать мне, какая им нужна помощь, стали они летать над одним и тем же местом. Тут я всё окончательно понял, раздвинул кусты и увидал его. Лесовичок подставил вторую руку, и на неё неуклюже перебрался птенец. Теперь художник хорошо мог разглядеть его .. читать онлайн

Юрий Дмитриев.Рассказы старичка-лесовичка.Волшебная корзина.   Как-то пришёл художник в лес, огляделся и удивился: очень уж этот лес показался ему знакомым, хотя здесь он был первый раз — это художник помнил точно. И вдруг догадался: этот лес похож на тот, который он однажды нарисовал. Но вот лесовичка нет. И только подумал так художник, как на полянку вышел маленький человечек с большой бородой.   — Ну,— сказал он, весело улыбаясь,— наконец-то мы встретились. Добро пожаловать!   Художник стоял немного растерянный и не знал, что сказать. Ведь старички-лесовички бывают только в сказках да на таких картинах, как его картина о лесе. Но вот — стоит перед ним настоящий лесовичок!   — А ты не удивляйся,— сказал лесовичок, угадав, о чём думает художник,— мы, старички-лесовички, существуем только для тех, кто любит сказки. Ты сказки любишь? — Люблю. — Я потому и вышел к тебе. Я ведь не всем показываюсь, а только тем, кто верит, что я — старичок-лесовичок. А .. читать онлайн

Юрий Дмитриев.Рассказы и сказки о природе и животных для детей.Список произведений.Краткая биография Ю.Дмитриева   Бархатная дорожка Волшебная корзина Где ночевал Мушонок Елкины иголки Зелёное и жёлтое Про кота Про птенцов Как обманули птиц Лягушонок, головастик или Кто на кого похож Синий шалашик Кто без крыльев летает Как Мушонок ноги выбирал Спор на старом дубе Тайна березок Что такое лес   Читать рассказы и сказки Дмитриева.Список произведений. Читать онлайн сказки друитх авторов   Биография Юрия Дмитриева   Родился: 30 апреля 1926 г., г.Москва Умер: 1989 г., Москва, СССР   Юрий Дмитриевич Дмитриев (настоящая фамилия Эдельман) родился в Москве, в семье врача. После войны сотрудничал с газетой «Московский комсомолец» и учился на филологическом факультете Московского государственного университета (закончил в 1950 г.), затем преподавал русский язык и литературу в школе. Прослушал теоретический курс аспирантуры при Академии педагогических наук (1955).   В середине 1950-х годов Дмитриев подготовил кандидатскую диссертацию на тему: «Научно-художественная литература для детей (творчество писателей-анималистов)», в которой .. читать онлайн

Юрий Дмитриев. Рассказы старичка-лесовичка. Как обманули птиц.   Однажды, когда художник пришёл в лес и встретил лесовичка, тот спросил:   — Хочешь, я тебе расскажу, что со мной недавно случилось? — Конечно, хочу, ты интересно рассказываешь,— ответил художник. — В лес ко мне приходят люди,— начал лесовичок.— Люди бывают всякие — одни хорошие, и их я люблю, помогаю, если надо. Кому грибное местечко незаметно покажу, кого на малинник или на ягодную поляну выведу. Но бывают люди и плохие — рвут цветы, жгут костры, ломают деревья, обижают лесных жителей. С такими я строг. Кого пугну диким голосом, на кого комаров напущу, а кого и в чащобу заведу. Конечно, потом помогу выбраться, но для острастки — пусть поплутают. Но это я так, к слову. Рассказать-то хочу о другом.   Повадились ходить ко мне трое — уж такие хорошие, такие добрые — не передать. Никого не обижают, ничего не рвут и не ломают, только целыми днями птичками любуются, .. читать онлайн

Юрий Дмитриев.Синий шалашик.Сказки про Мушонка и его друзей.   Мушонок родился рано утром и сразу стал летать над поляной. Маму свою он, конечно, не знал, никогда не видел. Да и родители не нужны мушатам: они летать могут, едва появляются на свет. летал над поляной и всему радовался. И тому, что он умеет летать. И тому, что ярко светит солнышко. И тому, что на полянке много цветов, а в каждом цветке — сладкий сок! Летал Мушонок, летал и не заметил, как набежали тучи. Холодно ему стало… И он, наверно, заплакал бы, если бы не увидел бабочку. — Эй, Мушонок! Ты чего сидишь? — крикнула бабочка. — Сейчас пойдет дождь, у тебя намокнут крылышки и ты обязательно пропадешь! — Я знаю! — сказал Мушонок, и слезы сами собой полились у него из глаз. — Я обязательно пропаду. — А ты не хочешь пропадать? — Не хочу пропадать. — Тогда лети за мной! — крикнула бабочка. Мушонок сразу .. читать онлайн

Юрий Дмитриев.Сказки про Мушонка и его друзей.Кто без крыльев летает.   Мушонок вылез из синего шалашика-колокольчика, расправил крылышки и только собрался пуститься в полёт, как вдруг почувствовал сильный удар в спину. Он оглянулся и увидел маленького паучка. — Ты зачем толкаешься?—грозно спросил Мушонок. — Я не нарочно,—сказал паучишка. — Я летел и упал. — Летел? — удивился Мушонок. — Этого не может быть! У тебя же нет крыльев! — А я без крыльев летел,—сказал паучишка. — Ай-ай-ай! — сказала вылезшая из шалашика бабочка. — Ай-ай-ай! Такой маленький, а уже научился обманывать! Разве можно без крыльев летать? — А я летел,—упрямо повторил паучишка. Бабочка ничего не  ответила,  только пошевелила усиками и повернулась к сидящей на листочке гусенице. — Скажи, — спросила она гусеницу, — ты можешь летать? — Нет,—сказала гусеница,—у меня же нет крыльев. — А ты? — спросила бабочка пробегавшего мимо с какой-то ношей муравьишку. — Нет у меня крыльев. Мне некогда. Мне некогда!—прокричал на .. читать онлайн

В начале двадцатых годов в Вологде, на Железнодорожной улице, недалеко от Золотухи, жил худощавый подросток. Бегал в соседнюю школу первой ступени, катался на санках с речных откосов, а вечерами всегда что-нибудь рисовал или лепил из глины, которую приносил все с той же Золотухи и оттаивал у себя в комнате. Мать была неизменно добра к нему и не ругала за то, что штаны и рубашка его всегда были в глине и пятнах краски. Так и в тот памятный вечер он долго возился с комком глины, прикидывал так и эдак, сминал начатое и принимался лепить все заново на фанерном листе, служившем ему станком. А когда просушил произведение да еще раскрасил его, то втайне был обрадован своему упорству. Получилось!..

Крохотный, лысый как лунь, старичок-лесовичок стоял перед ним, опираясь на суковатую березовую палку. Розовая рубаха была перехвачена пояском, синие, полуспущенные порты и лапотки дополняли его наряд. Забавно скосолапившись, старичок стоял перед юным художником почти «всамоделишным» деревенским дедом, но было в его облике и что-то лукавое, добродушное, как лукавы и добродушны деревенские поверья про гуменника и лешачка. Эти поверья мальчик не раз слышал на родине своего отца, в деревне, куда он приезжал погостить летом.

И вот через сорок лет, в 1964 году, известный скульптор Сергей Михайлович Орлов перевел «Старичка» в фарфор. Первая полудетская работа была дорога ему и как память о родном Заволочье, и как вещь, которая определила его судьбу художника-монументалиста. Но об этом надо рассказать особо.

Восемнадцатилетним юношей приехал Сергей Орлов в Москву. Привез он с собою десяток акварелей, рисунков, набросков и несколько статуэток из глины, в том числе и «Старичка». Мечтал он попасть в один из художественных институтов Москвы, но мечтам не было суждено осуществиться. И вот Сергей Орлов переступил порог Музея керамики и фарфора, который был в те годы в столице.

Встретил его известный собиратель произведений прикладного искусства и малой пластики Алексей Викторович Морозов, бывший фабрикант, родственник знаменитого Саввы Морозова, а в 1929 году — просто служащий музея.

Сергей Орлов показал ему рисунки и акварели; старик довольно бегло пробежал их глазами, отложил в сторону и выжидательно посмотрел на посетителя. Тогда-то самодеятельный художник, смущаясь и уже окончательно теряя надежду на какие-либо перемены в своей судьбе, извлек из ветоши «Старичка».

Алексей Викторович долго рассматривал глиняную статуэтку, поворачивал ее в разные стороны, казалось бы, недовольно и презрительно шевелил губами — и вдруг закричал на сотрудников музея, находившихся в этой же комнате:

— Какого черта вы все ищете? К нам нагрянул талант бессомненный, а вы все ездите за тридевять земель, все сетуете, что оскудела земля русская талантами… Смотрите! — И Морозов торжествующе поднял статуэтку.

Так вологодский слесарь Сергей Орлов стал одним из сотрудников Музея керамики и фарфора.

* * *

До чего все-таки разнообразна эта истинно русская душа!.. В акварелях Орлова, в его пейзажах — спокойствие, мягкость, задушевность. Художник выбирает те перламутровые, дождливые дни лета и осени, когда светится все — и мокрый асфальт, и мокрые крыши домов, и гладь ленинградских каналов, и перспективы огромного города, как бы пронизанного дождевой пылью.

Наоборот, в пластике в фаянсе, в фарфоре — взрыв темперамента, буйство фантазии, этакая былинная удаль, когда силушка по жилушкам так и переливается, когда от избытка этой силы можно и поозоровать, и посмеяться добродушно, и задуматься всерьез. Фантазиям нет предела. Да и как же иначе: ведь скульптор ставит перед собой задачу, сложнее которой и выдумать трудно. Он хочет волшебную русскую сказку воссоздать в цвете и объеме. Древний Египет, Греция, Ренессанс дали несравненные образцы цветной скульптуры. Сергей Орлов пошел своим путем. Он широко использовал как достижения древней и западноевропейской, в частности немецкой, пластики, так и отечественной скульптуры. Но корни его — в фольклоре русского народа. «У меня есть один принцип, — говорил однажды художник, — которым я руководствуюсь всю жизнь. Нет искусства малого, но есть искусство в большом и малом. Художественность следует выискивать, выглядывать в окружающем мире и не лениться, делаешь ли ты малую вещицу или монументальный скульптурный портрет».

* * *

Но странно, может быть в чем-то несправедливо, сложилась творческая судьба Сергея Орлова. Вероятно, нет такого приезжего, такого гостя Москвы, не говоря о коренных жителях столицы, который бы мельком, хотя бы невзначай не взглянул на памятник Юрию Долгорукому, что установлен напротив Моссовета. Я думаю, если бы бронза могла запечатлеть на себе эти взгляды, то их насчитывались бы миллионы. Действительно, памятник этот в обрамлении респектабельных зданий нельзя не заметить: он поставлен так, как будто всегда стоял здесь, в центре скверика, выходящего на самую оживленную магистраль столицы — на улицу Горького. И кажется, что всадник — легендарный Юрий Долгорукий — внезапно осадил коня, властно простер вперед руку: отсюда пойдет и будет идти вечно Москва-народ!.. Сергей Орлов в своей торжественной, безусловно, выразительной фигуре сумел соблюсти верность традициям классического монументализма и сохранить личный взгляд на историю, на прошлое, на будущее русского народа.

«Я хотел в чертах его лица, во всем его облике, — говорил позднее Сергей Михайлович о Юрии Долгоруком, — передать ту мужественную народную красоту, которая вызывает представление о русских былинных богатырях».

К слову сказать, труден был путь к осуществлению этой общей идеи. Еще в молодости Сергей Михайлович написал маслом портрет «Плотник дядя Алексей». В дальнейшем по мотивам этой картины им был создан скульптурный портрет русского крестьянина вообще. А затем, в результате сложной метаморфозы, некоторые черты мужественной народной красоты, присущие и вологодскому плотнику, и этому крестьянину, были переданы древнерусскому витязю. Ведь скульптор хотел выразить то, что он уловил в народном самосознании в дни войны и в первые послевоенные годы: красоту сдержанной силы, собственного достоинства.

Подобной же обобщенностью и одновременно конкретностью замысла был отмечен памятник Афанасию Никитину в Калинине, а также эскизы памятников Степану Разину и Суворову, увы, оставшиеся не воплощенными в металл. Короче говоря, академик Сергей Михайлович Орлов и современникам, и далеким потомкам вероятнее всего будет известен как скульптор-монументалист.

А как же малая пластика? Как же изумительный старичок-лесовичок?..

Здесь, по-моему, необходимо оглянуться в прошлое. Может быть, случайно, а может, наоборот совсем не случайно, но весной шестьдесят шестого года я узнал о персональной выставке Сергея Михайловича Орлова в здании Академии художеств СССР на Кропоткинской. И пошел на эту выставку, и пошел еще раз и еще, но уже познакомившись со скульптором, побывав в его мастерской возле Белорусского вокзала. Пошел, чтобы — в дальнейшем — вспоминать об увиденном в тех самых парадных и просторных залах, где в шестьдесят шестом я впервые вступил в особый мир, созданный полетом фантазии и пронизанный «русским духом», как неким солнечным лучом. В то время еще господствовала «узаконенная» правда в искусстве, и в первую очередь в скульптуре, еще всячески поощрялся жизнеподобный реализм в формах самой жизни. Однако Сергей Михайлович стал на этой выставке провозвестником совсем иного — самоценной «музыки форм»: может быть поэтому его малая пластика на долгие годы оказалась «непризнанной», и он эту свою непризнанность весьма болезненно ощущал вплоть до кончины.

Как известно, фарфор и фаянс — материал холодный, трудный для пластики. И нужно исключительное художническое чутье, чтобы фаянс или фарфор заиграл «телесными», теплыми тонами, чтобы он приобрел радужность, праздничность, насыщенность колеров и оттенков, которые есть в росписях по фаянсу и глине у народных умельцев. Вот в духе этих умельцев, а также живописцев-иконников Сергей Орлов использовал широко и свободно насыщенно алый, синий, желтый цвета, поскольку, по словам одного искусствоведа, сочетание красного, синего, желтого прекрасно выражает, в частности, сущность «пресвятой рублевской троицы». Более того, Сергей Орлов смело и талантливо использовал все оттенки аметистового цвета, который особенно изыскан, чудесен, таинствен и особенно трудно поддается воплощению в материале.

Подолгу простаивая в залах выставки, в которых можно было встретить и знаменитых художников, и обычных любителей прекрасного и в которых Сергей Михайлович мог часами рассказывать о принципах своего творчества, я понял главное: скульптор ведет многолетний спор со «здравым разумом», ибо этот «здравый разум», по меткому суждению Даниила Гранина, приучает человека, к прагматизму, к делячеству, делает его излишне расчетливым и рациональным. Вопреки всему этому Орлов хотел и в форме и в цвете воссоздать поверия, сказки, фантазии русского народа, испокон веков живущего среди «великого леса» и «великой воды», народа, который выжигал делянки для посевов, преклонялся перед стихийными силами природы, обожествлял их, но не без лукавства говорил себе и другим: живем в лесу, молимся колесу.

Формой, линией, цветом Орлов хотел выразить, это простодушное лукавство северных крестьян, среди которых были изумительные рассказчики волшебных сказок и стародавних преданий. Ведь лес — а он стоял стеной сразу же за деревней, кольцом окружал пашни и сенокосные угодья, — так вот этот великий северный лес был полон всяческого волшебства, он населялся бесподобными образами фантазий, которые вместе с тем хранили отзвуки глубочайшей, еще языческой, еще дохристианской старины: были здесь и страшила, и гудики, и лешачки, и баенники, и гуменники, и берегуши, и несть им числа. И все они обладали одним свойством — оказывались добрыми, забавными, смешными, лукавыми духами, иначе сказать, домашними ларами, но никогда не были жестокими, бесчеловечными, страшными, демоническими существами.

Замечательно, что в облике самого Сергея Михайловича мало что сохранилось от такого сказочника-кудесника, как, например, сохранилось это в обличии архангельского старичка-лесовичка Степана Григорьевича Писахова и в его по-северному витиеватой речи. Нет, Сергей Михайлович являл собою образ нашего современника: его седые волосы россыпью, его бритое лицо, его хорошо пошитый костюм — все говорило о нем как о художнике, много поработавшем и много пережившем. Тем удивительнее, что именно он испытывал некий пантеистический восторг перед северной природой, что именно он ощущал ток крови, который бродил в корнях родного Заволочья. Может быть, поэтому ему удалось свершить невозможное — выразить бессознательную гениальность земляков-северян.

Вокруг стендов на выставке, о которой идет речь — я это видел сам — собирались многочисленные и благодарные зрители. Еще бы!.. Ведь на этих стендах были расположены такие шедевры малой советской пластики, как «Орущий лешачок», «Маленький гудик», «Зеленый страшила», «Бубик», как «Иван-царевич на сером волке» или «Ведьма в полете». Всех работ не перечислить — их десятки, а если собрать по музеям страны и зарубежных стран, то сотни: результат многолетних поисков, находок, открытий, ошибок.

Обычно в сказках добро сталкивается со злом — и добро всегда побеждает. Но так случается далеко не всегда. В иных случаях скульптор сталкивал зло со злом. Такова его фантастическая шутка: «Драка. 1946 год». Но и зло Сергея Орлова вызывает чуть приметную улыбку. Как я уже говорил, в его замысловатых, радужных фантазиях многое идет от этой едва уловимой улыбки, этой лукавинки. Да и как же иначе! Черпая образы и сюжеты из кладезей северной поэзии, Орлов оставался не просто художником, а философски мыслящим гражданином своей эпохи. Его фарфоровые и монументальные изваяния — предельные обобщения, «сгустки» художественных пристрастий человека-творца.

Нынче мало кто даже из учеников младших классов поверит в существование лесных духов и чудищ: в век электроники научная фантастика стала захватывающим чтением и для детей, и для взрослых. Человеческий разум срывает покровы с тайн природы, он лишает тот же северный лес его древнего очарования — ведь на любой поляне можно услышать шум трелевочных тракторов, а в небе — рокот почтовых и рейсовых самолетов. Но лишиться в искусстве всей этой красоты — красоты наивного верования в чудесное, — было бы добровольным обеднением себя. К сожалению, иногда раздаются голоса людей, которые, надо думать, родились на свет лысыми догматиками и начетчиками, усматривающими во всяком обращении к сказочным истокам и образам ни больше ни меньше как возрождение вредных, мистических верований патриархального крестьянства. Лишенные эстетического вкуса, они тычут указующим перстом в создания, подобные чудесному «Бубику» или «Лешачку», и трезвонят об утрате художником «чистоты» идеологии.

Но в книге отзывов на работы Сергея Михайловича Орлова мне запомнилась одна примечательная запись. Вот она: «Дорогой Сережа! Я очарован твоими работами на выставке. Умно, талантливо и хорошо. Все мои друзья-единомышленники восхищены также твоей фантазией и прекрасным исполнением… Любящий тебя С. Коненков».

Старейшина советских художников по достоинству оценил редкостное дарование своего собрата по профессии.

Вот он, его «Орущий лешачок»!.. На лесной коряге выросли хрупкие опята, сыроежки и еще какие-то тонконогие грибки. Из этого изумительного грибного царства возникает фигура лешачка. О чем он, махонький и забавный, кричит в лесные чащобы? Кого скликает? Кого хочет остановить или позвать на помощь? Он — сказка, с этой сказкой невозможно расправиться, с ней трудно расстаться. Да пожалуй, и не к чему расставаться с «Лешачком», потому что он — овеществленная красота!

* * *

…Сейчас, заканчивая свой очерк, я вновь вспомнил, как с толпой посетителей медленно обходил выставочные залы на Кропоткинской и какие ассоциации возникали у меня тогда, когда я рассматривал то добродушного «Бубика», то страшную «Войну», которая летит на немыслимых скоростях и вопиет торжественно и пронзительно. Вероятно, еще дольше я пребывал тогда возле «Фауста и Мефистофеля», исполненных в цветном фарфоре. Художник своеобразно понял гетевский замысел: его Фауст и Мефистофель не только две фигуры — это один человек в своей раздвоенности. Один — отрицание, ирония, разъедающий скепсис, другой — поиск, надежда, вечное стремление к познанию мира и сотворению добра. Под скачущими всадниками — спящий средневековый город. Фауст чуть касается ладонью белой конской гривы, он не торопит коня, он ласкает его; рука же Мефистофеля указует в бездну: властным жестом Мефистофель ведет к тьме и мраку. Причем оба коня — аллегорическое изображение неостановимого движения: колени коней, как шатуны в моторе, работают вразнобой, но именно они-то и передают образ стремительных скоростей XX века.

Я вспоминаю, как вместе с другими посетителями перешел к стеклянной витрине и увидел по добрым улыбкам окружающих, что нужно пристальнее осмотреть ее. Батюшки!.. Там, за стеклом, передо мной стоял лукавый старичок: забавно скосолапив ноги, волной распустив бороду, опершись на батожок, он кого-то ждал. Может быть, меня?.. А может, это вовсе не та фигурка? Да нет, это «Старичок!» Точно! И дата под ним: 1924 год.

Вряд ли стоит говорить о том вихре чувств, которым я был подхвачен возле этого стенда. Далекая Вологда двадцатых годов, откосы речки Золотухи, комната в доме с облупившейся штукатуркой, фанерный лист и чуткие, покрасневшие от холода пальцы мальчугана, впервые ощутившего власть искусства, — вот что я увидел, увидел и запомнил навсегда.

Авторская мифология

Агония Земли

Адьюлтер, измена

Альтернативная география

Альтернативная история Азии

Альтернативная история Америки

Альтернативная история Африки

Альтернативная история Ближнего Востока

Альтернативная история Восточной Азии

Альтернативная история Восточной Европы

Альтернативная история Европы

Альтернативная история Западной Европы

Альтернативная история Северной Америки

Альтернативная отечественная история

Античная мифология

Бессмертие

Ближневосточная мифология

Богоборчество

Бунт

Быт

Веселое

Внезапное бедствие

Возвращение домой

Война

Война миров

Воплощение зла

Восстание

Восстание мутантов

Восстание роботов

Восстановление справедливости

Восточно-азиатская мифология

Вражда

Вторжение пришельцев

Выход эксперимента из-под контроля

Глупость

Готический ужас

Гуманитарное

Договор с дьяволом

Достижение

Достижение блага

Достижение цели

Европейская мифология

Жадность

Жертва

Заклинание

Избавление от бед

Империи

Индийская мифология

Интрига

Искусственный разум

Исправление героя

Истинное безумие

Квест

Классика детектива

Классика фэнтези

Классический ужас

Конспирология

Контакт с внеземной цивилизацией

Криминальная драма

Кровавый ужас

Легкое

Любовное

Любовные припятствия

Любовь к врагу

Магический реализм

Месть

Микромир

Мифологические элементы

Мифология народов мира

Мнимое безумие

Мятеж

На заре фэнтези

Научная магия

Научное фэнтези

Научные достижения

Научные достижения в руках злодеев

Невольное преступление

Ненависть

Неожиданные сверхспособности

Неосознаваемые ревность и зависть

Обряды

Обстоятельства

Одиночество

Опасное предприятие

Оптимистическое

Освобождение

Освобождение от врагов

Освобождение от тирании

Освоение планет

От лица животного

От лица предмета или явления

Отчаянная попытка

Ошибка ученых

Пародия

Пацефизм

Переселение разума

По мотивам кино

Победа

Победа над болезнями

Победа над врагом

Победа над злом

Победа над обстоятельствами

Победа над собой

Победа над чудовищем

Подсознательный ужас

Поиск истины

Поиск себя

Поиск сокровищ

Поиск счастья

Пороки

Постмодернизм

Потеря близких

Потерянный и найденный

Похищение человека

Предсказания

Преследование

Пришельцы из других времен

Психоделическое

Психологическое

Психология чужих

Путешествие в будущее

Путешествие в прошлое

Путешествия в другие миры

Путешествия во времени

Путь воина

Путь прогресса

Развитие героя

Развлечения, увлечения

Раздвоение личности

Расстояния

Расширение сознания

Реализм

Революция

Роковая ошибка

Русская мифология

Сакральные объекты

Самопожертвование

Самопожертвование во имя близких

Самопожертвование во имя веры

Самопожертвование во имя долга

Самопожертвование во имя идеи

Самопожертвование во имя любви

Свержение

Сверхспособности

Сверхцивилизация

Семейные драмы

Скандинавская мифология

Содомия

Соперничество, противостояние

Социальное неравенство

Социум

Спасение

Спасение мира

Спецслужбы

Средневековая мифология

Стимпанк

Стихия

Судебная ошибка

Сюрреализм

Таймпанк

Тайна, загадка

Темное фэнтези

Техногенная катастрофа

Трусость

Туда и обратно

Угрызения совести

Утечка вирусов

Фатальная неострожность

Феминизм

Философское

Честолюбие и властолюбие

Школа

Экологическое

Экономическое

Экспедиции

Эпидемия

История первая

Самый храбрый трусишка

Как вы помните, домик Старичка-Лесовичка находится около заячьей поляны. Называется она так потому, что в солнечную погоду на ней очень любят играть зайцы. Они бегают по поляне, играют в салки или в чехарду, иногда выстраиваются в ряд и прыгают как можно дальше. За ними всегда очень интересно наблюдать.

Стёпка был самым маленьким и самым пугливым зайцем. Зайцы вообще всего боятся, от любого шороха начинают дрожать и стараются скорее куда-нибудь спрятаться. Особенно боятся они встретить волка или лису. Любой заяц знает, что встреча с ними ничего хорошего не обещает, но, если встретился, беги изо всех сил, чтобы только пятки сверкали. И не найти ни в одном лесу такого зайца, от которого бы бегали волки или лисицы.

— Ну, все, солнце уже садится и нам пора по домам, — сказал самый старший заяц из тех, кто играл на поляне.

Все с ним согласились, тем более что возвращаться вместе куда веселее да и не так страшно, и все дружно побежали по своим домам. У каждого домика, где кто-то из зайцев жил, они прощались и бежали дальше, провожать следующего, затем следующего, затем ещё следующего. Стёпкин дом был дальше других, поэтому, когда последний заяц попрощался, Стёпка продолжил путь в гордом одиночестве. Дом был уже совсем рядом, и он вовсе перестал бояться. Весело скакал, напевая какую-то песенку.

— Ну, привет, Косой! — услышал неожиданно Стёпка.

Сначала он подумал, что ему это почудилось, но когда увидел перед собой клыкастую пасть волка, задрожал, как осиновый лист на ветру. До дома оставалось всего каких-то два прыжка, но именно эти два прыжка сделать было сейчас невозможно.

— Откуда идешь? — любезно произнес Волк.

— От-т-т-тттууу-дааа, — пробормотал Стёпка.

— А куда? — снова спросил Волк.

— Ту-ту-тууу-дааа! — кивнул зайчишка головой в сторону дома.

— Гулял, значит? — продолжал интересоваться Волк.

— Гу-гу-гулял, — робко ответил Стёпка.

— А я, вот, пока тебя ждал, очень проголодался. Но что же мне с тобой делать, Косой? Отпустить — жалко; съесть — так ведь не наешься, ты еще слишком мал.

— Отпустил бы ты меня, Серый, зачем я тебе? Хочешь, я морковкой тебя угощу? — предложил Стёпка.

— Фу, морковка… не люблю я эти овощи, фрукты… Кстати, о фруктах! Вчера я лисе яблоко проспорил, а где его достать ума не приложу. Яблок в лесу уже нет. Так вот, завтра утром ты мне и принесешь это яблоко, а не принесешь, тогда придется мне тебя съесть!

И с этими словами волк щёлкнул зубами, развернулся и скрылся в чаще. Всю ночь Стёпка не спал, думая, где же ему достать яблоко. Рано утром он отправился на поиски, но, как не искал, ни одного яблока, даже самого маленького, так и не увидел. Совсем пригорюнился зайчишка.

— Побежали с нами играть на поляну, — крикнули ему пробегавшие мимо друзья-зайцы.

— Нет, мне сейчас совсем не до игр. Я должен найти яблоко, а его нигде нет, — грустно ответил Стёпка.

— Как это нет! Мы вчера видели несколько красных яблок как раз около нашей поляны, — загалдели зайцы. — Как ты мог их не заметить? Побежали, мы тебе покажем!

Недалеко от поляны росла яблоня. Птицы уже давно склевали почти все яблоки, но на самой верхушке все еще оставалось несколько штук.

— Вон там, на самой верхушке, видишь! Надо только забраться по дереву! — затараторили зайцы.

— Но как я туда заберусь? Я же не белка, — ответил Стёпка.

— Беги к Старичку-Лесовичку, он тебе обязательно поможет, — предложили друзья.

И Стёпка со всех ног помчался к лесному волшебнику.

— Только бы он был дома, только бы он был дома, — думал Стёпка.

Подбежав к домику, он несколько раз позвонил в колокольчик, и дверь открылась.

— Здравствуй, Стёпка! А я тебя с самого утра дожидаюсь! — приветствовал его Лесовичок.

— Здравствуй, Старичок-Лесовичок! Откуда ты узнал, что я приду? — удивился заяц.

— На то я и Лесовичок, чтобы все знать! Я знаю обо всем, что происходит в нашем лесу. Заходи в дом!

Как же здесь было интересно: повсюду висели разные сушеные травы, грибы, на столе стояли банки, склянки и во всем доме очень вкусно пахло. Стёпка никогда еще такого не видел и с любопытством всё рассматривал.

— Садись и рассказывай, — попросил он Стёпку, приглашая за стол.

— Вчера я встретил Волка. И чтобы он меня не съел, я должен принести ему яблоко. А в лесу осталось всего несколько яблок, да и те висят на самой верхушке дерева, до которой мне никак не добраться. Помоги мне! Как достать яблоко и спастись от Волка?

Лесовичок стал ходить по дому кругами, бормоча что-то себе под нос.

— Знаю, что надо сделать! Я приготовлю тебе волшебный напиток, и ты станешь умным, хитрым и смелым.

И с этими словами он принялся за его приготовление: что-то смешивал, переливал, подогревал, остужал… Наконец напиток был готов, Лесовичок перелил его в чашку и протянул Стёпке.

— Пей!

Тот, не раздумывая, выпил всё до последней капли.

— Спасибо тебе, Старичок-Лесовичок! Теперь-то я точно стану самым смелым и умным.

И с этими словами он поскакал обратно на поляну. А Лесовичок смотрел ему вслед и улыбался.

Вернувшись на поляну, Стёпка заметил, что ничего не изменилось: зайцы прыгали друг через друга, а яблоки по-прежнему висели высоко на дереве. Как же их достать? Думал Стёпка, думал и придумал!

— Эй, зайцы! — крикнул он. — Давайте в новую игру поиграем! Будем прыгать друг на друга и построим высокую-превысокую башню и тогда сможем дотянуться до яблока!

Сказано-сделано! Зайцы по очереди стали прыгать друг другу на плечи. Получилась высоченная башня из зайцев. Последним запрыгнул Стёпка. Он вскарабкался на самый верх и сорвал яблоко. Только он его успел сорвать, как вся башня зашаталась и зайцы, смеясь, кубарем стали скатываться вниз.

— Вот это игра! Завтра надо будет повторить, — предложил Стёпка, держа в лапах драгоценное яблоко.

Если я и в самом деле придумал, как достать яблоко, значит напиток действительно волшебный! — размышлял он. — А раз так, значит, я стал и самым сильным!

Зайцы продолжали весело бегать по поляне, а Стёпка отошел в сторону, сел на пенек, положил ногу на ногу и неожиданно для всех, крикнул на весь лес:

— Волк, эй, Волк! Я тебя жду, выходи!

Услышав это, зайцы бросились врассыпную и попрятались за кустами.

— Ты что, ты что. Сейчас он услышит, придет и съест нас всех.

— Ну и пусть приходит, — ответил Стёпка, подкидывая в лапе яблоко. — Воооооолк, ты где?

Прошло совсем немного времени, как появился Волк и, увидев Стёпку с яблоком, прямиком направился к нему.

— Молодец, достал мне моё яблоко, — ухмыльнулся зубастый. — Давай-ка его сюда!

— На, возьми! — ответил Стёпка, продолжая сидеть на пне.

Он протянул Волку яблоко и, как только тот сделал шаг, откусил половину.

— Что такое? — изумился Волк. — Как ты посмел откусить мое яблоко?

Рассердившись не на шутку, он бросился на Стёпку, но тот мгновенно отскочил в сторону, и Волку ничего не оставалось, как лишь головой боднуть пень, на котором только что сидел заяц.

— Ой, как больно, — взвыл Волк.

А Стёпка встал на четыре лапы, ощетинился, и как мог, зарычал на Волка. Зайцы потом еще долго рассказывали всем в лесу о том, как Волк удирал, поджав хвост, а за ним гнался маленький зайчишка!

Волк скрылся из виду, а Стёпка отправился еще раз к Старичку-Лесовичку, чтобы поблагодарить его.

— Спасибо тебе большое за твой волшебный напиток! — сказал Стёпка. — Я стал самым сильным, смелым и больше ничего не боюсь!

— Какой напиток? — удивился Лесовичок.

— Как какой? — теперь удивился Стёпка. — Волшебный, который ты приготовил.

— Ах, этот! И он посмотрел на чайник, стоявший на столе.

— Ну да, он самый! — ответил Стёпка.

— Так это обычный чай, — усмехнулся Лесовичок. — Я угостил тебя самым обычным ромашковым чаем с малиной, чёрной смородиной и мятой.

— Как же так? Я точно выпил волшебный напиток и поэтому стал сильным!

— Ты стал сильным потому, что поверил в свои силы! Это и есть самое настоящее волшебство! А чай тут ни при чем. Кстати, ты не хочешь выпить со мной еще одну чашечку этого волшебного чая?

  • Для чего человеку нужны новые технологии итоговое сочинение
  • Для чего человеку нужны деньги сочинение
  • Для чего человеку нужно образование сочинение
  • Для чего человеку нужно воображение сочинение рассуждение
  • Для чего человеку нужна совесть сочинение конь с розовой гривой